Меню Рубрики

Анализ басни толстого белка и волк

Зубова Римма Александровна учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 30 г. Асбест Свердловской области

Тема урока: Л.Толстой «Белка и волк» в формате ТРКМ.

Место урока в теме: изучение нового материала.

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.

Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.

Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

Помочь активно воспринимать изучаемый материал.

Формировать отношения к тексту.

Помочь учащимся соотнести старые знания с новыми.

Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

— Вот и прозвенел звонок, начинается урок!

— Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке? (Да!)

Проверка домашнего задания

— Какое произведение читали на прошлом уроке? ( «Чиж и Голубь»)

— Определите жанр произведения. (басня)

— Что такое басня? (Это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни).

б) Самостоятельное «тихое чтение» басни.

— Найдите и процитируйте строчки, где заключена мораль басни (главная мысль).

(«Вперед чужой беде не смейся, Голубок»)

— Как вы понимаете смысл этих слов?

— Приведите примеры из жизни, когда можно было употребить эти слова?

— Как нужно читать последнюю строчку?

в) Выразительное чтение басни.

(оценка чтения учащимися; оценка чтения учителем)

2. Приём «Ассоциация» (На доске портрет писателя)

— Какие ассоциации возникают, когда вы смотрите на портрет этого человека?

(В процессе диалога составляется такая схема).

Л.Н.Толстой

писатель

— Проведём логические цепочки, это поможет нам рассказать о человеке, который изображен на портрете.

Вывод: Продолжим изучение произведений писателя.

— Сегодня мы будем читать произведение Л.Толстого « Белка и волк». Басня.

— Что вы должны знать при работе над произведением?

Выслушиваются ответы учащихся (название произведения, его автора, содержание произведения).

Выслушиваются ответы учащихся (определять тему произведения, главную мысль, оценивать героев произведения).

Молодцы, ребята! Вы верно определили цели изучения нового материала на уроке.

— Посмотрите на рисунок, определите тему басни (демонстрация на экране – рисунки белки и волка).

— Почему Л.Н.Толстой так назвал свою басню? Что может произойти в басне с таким названием?

2. Прием «Чтение с остановками»

( Учебник О.В. Кубасова «Любимые страницы», 3 класс, ч.2, с.18)

Чтение текста до слов «Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала…»

— Как вы думаете, что сказала белка, отчего они так веселы?

После 2-й остановки (в конце басни):

— Случайно ли Л.Толстой подобрал именно таких героев, как белка и волк?

— Какие недостатки людей высмеиваются в этой басне?

Какими вы представляете действующих лиц басни?

— Прочитайте, какими словами в басне раскрывает Л. Толстой черты характера белки и волка.

Для сравнения и анализа характера героев, воспользуемся таблицей и составим её.

-Индивидуальная работа в тетрадях.

-Проверка работы. (Обсуждение)

— Где заключен главный смысл басни, в каких строках?

Прочтите. Объясните, как вы понимаете. (Не нужно быть злым человеком, т.к. ему и окружающим будет скучно. Доброму всегда жить веселее, легче.)

— Какие недостатки людей высмеиваются в этой басне?

5. Выразительное чтение басни Л.Толстого по ролям.

— Какова сила воздействия чтения на слушателя?

— А теперь давайте проявим творчество – напишем синквейн по теме сегодняшнего урока.

(Учитель напоминает учащимся что это за литературный прием и правила составления синквейна).

— К какому жанру относится прочитанное нами произведение? (басня)

— Объявляется конкурс на лучший синквейн к слову басня.

— Работа выполняется в малых группах.

— После написания заслушиваются работы, выделяются лучшие работы.

учит, осуждает, подсказывает

Басня учит мудрости жизни.

Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения.

Мне было бы интересно ещё узнать…

На следующих уроках мы продолжим знакомство с творчеством писателя и его произведениями.

— С каким настроением заканчиваете урок?

3. Домашнее задание: с.18, выразительное чтение и проиллюстрировать басню.

Урок литературного чтения Л.Толстой «Белка и волк» для 3 класса составлен с использованием технологии критического мышления чтения и письма (РКМЧП).На стадии вызова используется прием: «Ассоциация». В процессе диалога на доске составляется схема, проводятся логические цепочки.На стадии осмысления приемы: «Предположение» , что позволяет учащимся самостоятельно определить тему урока; «Чтение с остановками» с последующим анализом произведения; «Сводная таблица» применяется для сравнения и анализа характера героев.На стадии рефлексии прием «Синквейн» к слову басня. Оценивание организовано в форме «Дополни предложение».

Номер материала: 123953060918

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Урок литературного чтения 3 класс УМК «Школа 21 века»

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса

учитель начальных классов ЧОУ Православная гимназия им. свщмч.Константина Богородского Колесникова Е.М.

Тема: « Произведения Л.Н. Толстого «Два брата», «Белка и волк».

Цель : познакомить детей с произведениями Л.Н. Толстого.

1). Учить различать жанры произведений.

2). Закреплять умение самостоятельно работать с произведением.

3). Развивать мышление, память.

4). Воспитывать чувство патриотизма.

1.Оргмомент
— Сегодня на уроке мы с вами начнем изучение творчества великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. С его произведениями вы уже встречались в 1, 2 классах.
Человек души большой
Лев Николаевич Толстой.
Известный писатель талантлив от Бога.
Мудрый учитель с душой педагога.
Труды его и опыт бесценный капитал.
Для многих поколений, фундаментом он стал.
Писатель знаменитый, и в 21 веке
Мы с гордостью расскажем об этом человеке!

2.Повторение пройденного материала
Учитель читает отрывки из произведений Л.Н. Толстого, изучаемых в 1, 2 классах, а ученики должны вспомнить и назвать произведения.

  • Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками схватил его, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак…(Котёнок.)
  • Вася никогда не ел слив, и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел… (Косточка.)
  • Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:

— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?

-А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают… (Два товарища.)

  • Отец и говорит: «Так-то вы: если вы в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит» (Рассказ «Отец и сыновья»).

3. Объяснение нового материала. Рассказ о писателе

Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна, где 9 сентября 1828 года, родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, княжна Мария Николаевна Волконская. Его отец – граф Николай Ильич – вел свою родословную от Ивана Ивановича Толстого, служившего воеводой при царе Иване Грозном. Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей.

Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетка, жившая в Казани. Она стала опекуном детей. В городе Казани Лев Толстой прожил шесть лет.
В 1844 году он поступил в Казанский университет. Занятия по программе и учебникам тяготили его и проучившись 3 года, он решает покинуть заведение. Лев Толстой уехал из Казани, на Кавказ, Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию, сначала был юнкером, потом сдав экзамены, получил младший офицерский чин.
Вернувшись обратно в Ясную Поляну Лев Толстой открывает школу для крепостных детей. Раньше даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. В деревнях жили люди и были они поголовно безграмотны.

В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, естествознанию, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. В классе маленькие ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый мог спросить учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. На дом уроков не задавали.
На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.

В то время книг для детей было мало. Лев Николаевич Толстой решает написать книгу для детей. «Азбука» вышла в 1872 году. В этой книге Лев Николаевич собрал лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.
Творчество Льва Николаевича Толстого настоящая кладовая для детей. Дети маленькие и внимательные слушатели, которые учатся любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости, честности.
Дети – строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы для них были написаны и ясно, и занимательно, и нравственно… Простота – это огромное и труднодостижимое достоинство.

Но вскоре, Лев Николаевич утратил всякий интерес к жизни, ему надоело наслаждаться достигнутым благосостоянием. Он старается быть ближе к народу: занимается физическим трудом, пашет, шьет сапоги, переходит на вегетарианскую пищу. Он отдаёт семье всё своё состояние, отказывается от прав литературной собственности.

В конце жизни писатель завещал похоронить себя здесь же, в Ясной Поляне, на краю лесного оврага, где в детстве они с братом искали «зелёную палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми.

— Сегодня мы познакомимся с двумя произведениями из «Азбуки» Л.Н. Толстого сказкой «Два брата» и прозаической басней «Белка и волк».

4. Самостоятельная работа со сказкой: «Два брата».

— Ребята, прочитайте самостоятельно произведение Л.Н. Толстого.

— Назовите это произведение и его автора ( Лев Николаевич Толстой «Два брата»)

— Понравилось произведение? Что понравилось? ( Ответы детей)

— С произведением какого жанра вы познакомились? ( Мы познакомились со сказкой)

— Есть ли в сказке Л.Н Толстого волшебные чудеса, превращения? Какие?
( Волшебных чудес нет. Это бытовая сказка, а не волшебная. Чудеса легко объясняются. Для каждого из братьев было чудом то, что ночью он пересыпал свое зерно другому, а зерно не убывало ).

— Откройте свои тетради. Выполните задание №4. (Сделать модель обложки)

— Молодцы. Прочитайте, пожалуйста, задание к тексту. Как вы ответите на вопрос: «Почему стала еще крепче любовь между братьями?» ( Братья увидели насколько они любят и заботятся друг о друге. Каждый был готов отдать свое, только бы брату было хорошо. Старший заботился о брате и его четырех детях. Младший заботился о старшем, у которого не было детей).

— Дети, давайте еще раз внимательно прочитаем это произведение и попробуем поделить на части.

— Как вы думаете, на сколько частей можно поделить текст? Давайте попробуем озаглавить каждую часть и составим план сказки.

  1. Жизнь братьев.
  2. Забота братьев.
  3. Разоблачение.
  4. Братская любовь.

— Откройте тетрадь. Прочитайте задание №2. Есть ли ошибка в плане? Если есть, укажите её.

5. Работа с басней Л.Н. Толстого «Белка и волк».

Читайте также:  Анализ на белки у беременных

— Что мы знаем о басне? ( Басня – короткий рассказ, в котором действуют животные, растения. Вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. Поэтому басня — иносказательное произведение. Она содержит скрытый смысл. В баснях высмеивают недостатки людей. Басня всегда содержит нравоучение – мораль.)

— Послушайте басню Л.Н.Толстого «Белка и волк» ( чтение учителем )

Выполнение заданий к тексту (учебник с. 111)
— Почему волк отпустил белку? ( Она пообещала сказать ему причину веселья белок).
— Кто оказался хитрее? ( Белка)
— Кто произносит мораль басни? ( Белк а)
— Найдите и прочитайте мораль? ( Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем).
— Откройте тетрадь и выполните задание №1 к басне Л.Н. Толстого «Белка и волк».

6.Подведение итогов
— Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством Л.Н. Толстого. С какими произведениями мы познакомились? (Со сказкой «Два брата», с басней «Белка и волк»).

7. Домашнее задание: задания в тетради к сказке «Два брата», пересказ сказки

источник

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию. Пересказ сказки «Белка и волк» Л. Н. Толстого

Галина Анохина
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию. Пересказ сказки «Белка и волк» Л. Н. Толстого

ГБДОУ детский сад №93 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по речевому развитию на тему: Пересказ «Белка и волк» Л. Н. Толстого.

Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

-развивать навыки анализа содержания и языкового оформления текста

-формировать навыки развернутого высказывания

-расширять и систематизировать представления детей об образе жизни и повадках диких животных

-активизация и обогащение словаря за счет слов и словосочетаний:

с ветки на ветку, скучно,злость жжет и т. д.

-закреплять умение правильно строить предложения

-развивать слуховое внимание, память,мышление

-воспитывать любознательность, умение слушать товарища, не перебивать, говорить спокойным доброжелательным тоном.

-шкатулка, бумажные снежинки, мяч, графические схемы для составления текста, куклы би-ба-бо.

-изучение лексической темы «Дикие животные»

-рассматривание картин, иллюстраций по изучаемой теме.

-рисование: звери в зимнем лесу

Воспитатель: Ребята, эту шкатулку передала мне сегодня утром красивая незнакомка, похожая на снежную королеву. Она сказала, что мы поймем кто она такая, открыв шкатулку. Воспитатель достает из шкатулки открытку и зачитывает загадку:

В спячку впал в лесу медведь.

Кто знает, когда это бывает?

Дети: Это бывает зимой.

Воспитатель: Значит кто подарил нам шкатулку?

Дети: Шкатулку нам подарила зима.

Воспитатель: Посмотрим, что еще есть в шкатулке.

Дети: Здесь бумажные снежинки.

Воспитатель: Предлагаю поиграть с ними.

Держим снежинку за краешек и дуем легким ветерком, вдыхаем воздух носом, а выдыхаем ртом. Так надо правильно дышать, особенно в холодную погоду, чтобы не простудиться.

А теперь положите снежинки на ладошки и подуйте сильным ветерком. Снежинки упали на пол, сколько их.

Дети: Снежинок много.

Воспитатель: А когда миллионы настоящих снежинок падают на землю, как называется это природное явление?

Дети: Такое явление называется снегопадом.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Зимние слова».

Я бросаю вам мяч и называю любое зимнее слово, а вы придумываете с ним предложение.

Воспитатель: Бросает мяч и говорит слово «гололед».

Дети: Зимой часто бывает гололед.

Воспитатель: Молодцы! Много знаете признаков зимы. А сейчас приглашаю вас сесть на диван и на стульчики и послушать произведение Л. Н. Толстого «Белка и волк».

Воспитатель : Ребята, к какому жанру относится это произведение: это рассказ, сказка или стихотворение?

Дети: Это сказка потому, что в ней звери умеют разговаривать.

Воспитатель: Что случилось с белкой?

Дети: Белка прыгала с ветки на ветку и упала на волка.

Воспитатель: Что хотел с ней сделать волк?

Дети: Волк хотел ее съесть.

Воспитатель: О чем попросила его белка?

Дети: Белка попросила отпустить ее.

Воспитатель: Что спросил волк у белки?

Дети: Почему вы белки такие веселые, а мне всегда скучно?

Воспитатель: Что белка ответила?

Дети: Волку грустно потому, что он всегда злой. А белки веселы от того, что добрые.

Воспитатель: Как вы понимаете выражение: «злость тебе сердце жжет»? Чем можно обжечься?

Дети: Обжечься можно огнем, кипятком.

Воспитатель: Когда больно — хочется ли веселиться?

Дети: Нет, хочется плакать.

Воспитатель: Волк злой, поэтому ему всегда грустно. А белки всегда веселы потому, что никому зла не делают.

А теперь еще один сюрприз, к нам придут гости. Отгадайте загадки и поймете кто.

Дети: Все время злой бегает по лесу волк.

Воспитатель: По веткам скачет и играет

Дети: Это белочка.

Появляются белка и волк (куклы би-ба-бо).

Белочка говорит, что принесла в подарок детям очень интересную книжечку и предлагает поиграть в игру «У кого какая шубка».

Дети встают в круг. Передают книжку — самоделку с тактильными картинками друг другу, трогают картинки пальчиками и рассказывают какая шубка у каждого зверя.

Воспитатель: Правильно рассуждаете, молодцы! А теперь присядьте и послушайте сказку еще раз очень внимательно. Сейчас вы будете ее пересказывать, а эти схемы вам помогут.

Белочка и волк остаются послушать рассказы детей.

Дети обсуждают каждую схему и раскладывают их на мольберте. По данным схемам дети составляют рассказ.

Положительная оценка каждого рассказа.

Воспитатель : Дети вы молодцы, правильно, последовательно и интересно пересказали сказку. Белочке и волку ваши рассказы тоже очень понравились.

Закрепление изучаемого материала вне занятия:

Упражнять детей в умении пересказывать текст по графическому плану.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию Тема: «Благодатная земля нашей Родины, которая так щедра на таланты». Цель: Обобщить представление детей о малой Родине, о творчестве донских.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе Тема: «И знает каждый с малых лет, подарка лучше книги нет». Занятие в рамках проекта «Книги и библиотеки» Программное содержание: • Продолжать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Осень» Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: Осень Направление: речевое Задачи: грамматически правильно строить речь; развивать.

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ и инсценировка сказки «Лисичка-сестричка и волк» Воспитатель Мащенко Л. В. Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, я предлагаю вам повернуться к ним, улыбнуться и поздороваться.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» Задачи: 1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ: • Развивать умение высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу;.

«Пересказ сказки «Теремок». Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе ДОО Драматизация литературных произведений с последующим пересказом – как одна из возможностей развития речи дошкольников с использованием кинетического.

Конспект проведения занятияпо развитию речи в страшей группе пересказ русской народной сказки лиса и волк Тема: «Пересказ русской народной сказки «»Лиса и волк» Програмное содержание: Помочь детям уяснить главное в характере сказочных персонажей.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: Пересказ рассказа «Волк и белка» (по Л. Н. Толстому) Пересказ рассказа «Волк и белка» (по Л. Н. Толстому) Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе пересказ сказки «Лиса и рак» Старшая группа. НОД по речевому развитию пересказ сказки «Лиса и рак» Цель: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие по Африке» Планирование непосредственно образовательной деятельности в области «речевое развитие» по теме «Путешествие по Африке» Цель: Развитие связной.

источник

Цель: познакомить учащихся с творчеством великого русского писателя Л.Н.Толстого.

Задачи:

  • совершенствовать технику чтения учащихся.
  • учить работе с текстом, ориентироваться в структуре текста, выделять главное.
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей.
  • вызывать в детях добрые чувства, учить любить друг друга, видеть преимущество добра над злом.

Оборудование:

  • О.В. Кубасова. Учебник “Литературное чтение”, 1 класс. Издательство “Ассоциация ХХI век”. Смоленск, 2006 г.;
  • рисунки волка и белки; загадки про волка и белку;
  • энциклопедические данные про волка и белку;
  • пословицы к уроку;
  • выставка книг с произведениями Л.Н.Толстого.

Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда…

2. Упражнения в технике чтения. Жужжание.(Самоконтроль)

У. — Ручки на локоток, глазки на начало:

— читаем друг другу (работа в парах). Взаимоконтроль.

3. Актуализация знаний учащихся.

На партах у детей на карточках данные о писателе Л.Н.Толстом. (дети читают)

Книги Льва Николаевича для детей отмечены народной мудростью. Писатель говорит о долге перед близкими, о том, что цена человека определяется добром, которое он творит для других. Коротенькие рассказы из “Азбуки” используются, как подписи к картинкам: “Деду было скучно дома”, “ Пришла внучка, спела песню”.

Контроль: отмечаются ученики, хорошо разобравшиеся в смысле прочитанного.

Под тихую музыку учитель рассказывает о писателе – создателе поучительных рассказов для маленьких читателей. (Можно чтение 1-2 ребят).

В усадьбе Ясная Поляна Толстой открыл школу для крестьянских детей, добился открытия более 20 начальных школ в окрестных деревнях. Школа Л.Н.Толстого была в то время, по его словам, самым большим увлечением, “прелестным поэтическим делом” От раннего утра и до поздней ночи возился Толстой с детьми. Он не только учил детей грамоте, но много гулял с ними, рассказывал им обо всём, что могло их заинтересовать. Издавал Толстой и журнал, который назывался “Ясная Поляна”, в нём печатались статьи самого Толстого и других учителей о воспитании и обучении. В книжках для чтения, издававшихся в виде приложения к журналу, печатались рассказы для школьников, а также их сочинения. Толстой очень много писал для детей, потому что очень заботился о просвещении народа.

— О чём эти рассказы? (О добре и зле).

С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Серовато, зубовато —
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)

Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (белка)

Контроль: отмечаются смекалистые дети.

*Отгадки помещаются на доску.

У. Подумайте, о чём и о ком пойдёт речь на сегодняшнем уроке. (О волке и белке). Какая тема будет главной? (Тема добра и зла.)

Работа в тетради по печатанию по вариантам.

— 1 вариант — составьте звуковую модель слова волк. 2 вариант – слова белка.

(Индивидуальный контроль за ходом выполнения задания.)

*Развитие творческого воображения.

У. — Представьте себя в образе волка и белки и составьте рассказ о себе. (Устный контроль).

(Выслушиваются рассказы 2-4 детей).

У. — Какой речью пользовались ребята, составляя рассказы о себе? (Картинной)

У. — А теперь послушайте другую речь и определите её вид.

(Прослушиваются научные рассказы о волке и белке. Дети дают название этому виду речи).

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки.
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

У. — О чём говорит нам заглавие “Волк и белка”? Представьте себя писателями, о чём можно было бы рассказать в тексте? (Ответы детей).

(Учитель нацеливает детей на то, что главным на уроке является разговор о добре и зле).

У. — Давайте проверим ваши прогнозы.

(Учитель читает сказку Толстого “Волк и белка”).

Контроль: сбылись ли наши предположения? Оказались ли мы правы?

7. Работа над содержанием. (Фронтальный контроль)

У. Определите вид текста: рассказ или сказка? Почему?

У. Прочитайте сказку сами. Подумайте, от чьего имени ведется повествование?

Выборочное чтение: (вопросы записаны на доске)

У. — Что делала Белка в лесу? (прыгала, упала)

У. — Что хотел сделать Волк? (съесть Белку)

У. — Значит, какой был Волк? (голодный)

У. — Что стала делать Белка? (просить)

У. — О чём стал Волк просить у Белки? (почему ей весело, а ему скучно, почему она играет и прыгает)

У. — Почему Волку всегда скучно? (злость сердце жжёт). Это метафора – перенос действия с одного предмета на другой. (Новое научное слово написано на доске).

Вывод: в каком предложении главная мысль сказки? (в последнем)

Контроль: отмечаются учащиеся, дающие более точные ответы на поставленные вопросы.

Д. Волк – злой, Белка – добрая.

— Художник-иллюстратор помогает автору, используя приём контрастного изображения героев для полноты впечатления.

(Работа над иллюстрацией к тексту).

Волк Белка
Оскал
Хвост опущен
Большой
Окрас тёмный
Выпущены когти
Голос хриплый
Улыбка
Хвост поднят
Маленькая
Окрас яркий
Лапки мягкие
Голосок мягкий, ласковый, игривый

Вывод: Волк – большой, Белка – маленькая, но сильнее Волка. Почему?

Читайте также:  Анализ на непереносимость молочного белка

Д. — У Волка сердце злое, а у Белки – “большое”.

У. — Почему Волк не съел Белку? (Из любопытства. Ему надоела такая жизнь. Его жалко. Хочется ему помочь)

У. — С какой интонацией надо читать слова Волка? Слова Белки?

Группы ребят образуют печатные буквы Б и В, изображая белку и волка.

Волк – сонный Белка — весёлая
выпущены когти
удивлённый

У. Вывод: какая пословица, из написанных на доске, более точно отразит тему сегодняшнего урока? Почему?

  • Бывает добро, да не всякому дано.
  • Делай добро и жди добра.
  • Доброе дело два века живёт.
  • Доброму везде добро.
  • Добро творить – себя веселить.
  • Учись доброму – худое на ум не пойдёт.

У. — Закройте глаза, положите правую руку на своё сердечко, послушайте как оно бьётся, прислушайтесь, о чём оно вам говорит.

По опорным словам ребята пробуют составить пересказ.

Рассматривается выставка книг с рассказами Л.Н.Толстого.

Самооценка. Используются игровые фонарики. Одна сторона – жёлтая, другая – голубая.

(Знак согласия с учителем – голубая сторона, несогласия – жёлтая.)

— Если вы считаете, что вы хорошо читали, то зажгите голубой цвет, если не очень – жёлтый.

— Вы были активны на уроке – голубой, не очень – жёлтый.

— Вы помогали учителю, не очень.

— Дома вы научитесь хорошо читать сказку, целыми словами или поленитесь.

11. Оценивание учителем участия первоклассников в уроке.

источник

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт среднего профессионального образования

Педагогический колледж «Медведково»

Студентка группы 14 ПНК д 43 — 12

Методист: Воробьева Наталья Александровна

Учитель ОУ: Омельченко Вероника Николаевна

Подпись методиста_________ /___________/

Тема урока: Л.Н.Толстой басня «Белка и волк»

Тип урока: Комбинированный

Цель урока: Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толского. Формирование представления учащихся о басне «белка и волк» Л.Н. Толстого.

Знать краткую биографию великого писателя Льва Николаевича Толстого; басню «белка и волк», правила выразительного чтения.

Уметь правильно анализировать басню, находить в чертах героев качества присущие людям, выразительно читать.

Личностные: самоопределение к учебной деятельности; анализ объектов с целью выделение существенных признаков

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение выражать свои мысли; умение слушать, слышать и вести диалог;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение строить высказывания

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):

Учебник: Литературное чтение, 3кл., 1ч., Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова, (ОС «Начальная школа XXI века»); раздаточный материал №1, №2, иллюстраций с изображением белки и волка

Учебник: Литературное чтение, 3кл., 1ч., Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова, (ОС «Начальная школа XXI века»), дневник, канцелярские принадлежности

Учебник: Литературное чтение, 3кл., 1ч., Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова, (ОС «Начальная школа XXI века»)

Изучение нового материала

Подготовка к первичному восприятию текста

Эмоциональный отклик на прочитанное

Определение идейной направленности произведения

Закрепление, систематизация и применение З и У

Информация о домашнем задании

М-по степени управления учением

П-работа под руководстом учителя

М- по степени управление учением

П-работа под руководством учителя

Здравствуйте, ребята. Меня зовут, Людмила Геннадьевна. Сегодня на уроке нам понадобиться учебник, дневник, пенал.

Учитель устраивает выставку книг.

Ребята, посмотрите на доску. Вы видите у нас тут книги. Кто-нибудь из Вас хочет выйти и прочитать названия книг?

Прежде чем кто-то из вас пойдет к доске давайте вспомним как же правильно читается название книги?

Верно. Итак, давайте один из Вас попробует прочитать верно название книг, представленных на нашей выставке.

Как можно назвать эту выставку книг?

Как вы думаете почему я сделала выставку этих книг?

Верно. А что Вы знаете о Льве Николаевиче Толстом?

Раздаточный материал (биография)

Итак, что же интересного вы узнали О Льве Николаевиче Толстом?

А в каких жанрах он писал?

Итак, мы остановимся с Вами сейчас на жанре, в котором писал Толстой «сказки»

Скажите, а где в нашей выставке могут быть книги со сказками?

Как мы можем определить, что в этой книге написаны сказки?

Показать учащимся одну из сказок

Кто из Вас знает самую известную сказку Льва Николаевича Толстого?

А с какой сказкой вы познакомились на прошлом уроке?

Если было задано просто чтение, то задаю вопросы:

1.Назовите главных героев сказки?

2. Как относятся братья друг к другу?

3. После чего стала ещё крепче любовь между братьями?

4. Есть ли в сказке Л.Н. Толстого волшебные чудеса, превращения?

Если задано сделать пересказ:

Вызвать несколько учащихся для пересказа.

3.Живая речь или заученные обрывки.

Сейчас мы с Вами познакомились с Толстым, который писал сказки. Как мы можем назвать его по-другому?

А сейчас мы познакомимся с Толстым баснописцем.

Учитель дает вопросы в коробочке. Учащиеся тянут и отвечают на вопросы.

Итак, сегодня мы с Вами познакомимся с басней. Посмотрите на картинки на доске. Кого Вы видите?

Давайте с Вами охарактеризуем каждого зверя. Начнем с волка.

Если учащиеся говорят верное, то вызвать к доске и написать 3-4 качества волка.

Теперь давайте разберем качества белки.

Если учащиеся говорят верное, то вызвать к доске и написать 3-4 качества белки.

Таким образом мы показываем, что в басне под внешним видом животного скрываются качества людей.

Сегодня будем выяснять какие качества скрываются в басне «белка и волк»

Учитель либо включает басню, либо самостоятельно читает её вслух выразительно.

Кто из героев вам понравился?

Чем вам понравился данный герой?

После этого читают басню до слов «пусти меня».

Когда останавливаю учащегося, говорю: «Спасибо, достаточно, хорошо».

Почему белка упала на волка?

Давай продолжим. Читаем дальше.

Учащиеся читают до слов «а то я боюсь тебя».

Почему волк отпустил белку?

Если учащиеся не скажут про злость, то сказать, что сперва, когда белка упала на волка он хотел её съесть, но неявно.

Учитель просит дочитать басню до конца.

Итак, давайте попробуем ответить на вопрос. Какой же волк в басне?

Давайте сравним волка до прочтения басни и после прочтения. Отличаются ли характеристики качеств до и после?

А теперь давайте сравним образ белки по аналогии.

Какая же мораль этой басни? Кто мне может прочитать её?

Кто высказывает мораль басни?

Давайте еще раз прочитаем мораль. Скажите своими словами, как вы её понимаете?

Верно, злой человек всегда угрюмый, ему скучно, и он недовольный, а веселый человек всегда добрый и сердце его светлое.

Учитель раздает учащимся раздаточный материал №2. Где разрезаны пословицы.

Сейчас я раздам вам пословицы. Они разрезаны пополам. Ваша задача в паре собрать правильно пословицу, главное, чтобы она подходила по смыслу. Пословиц три. Из этих пословиц вам нужно будет выбрать ту, которая подходит под тему нашего сегодняшнего урока.

После того, как учащиеся сделают задание. Спросить какая же в итоге пословица подходит под басню, которую мы сегодня изучали?

А теперь давайте немного почитаем по ролям.

Как нужно правильно читать по ролям?

Давайте посмотрим в текст, где у нас тут реплики? Следующая реплика.

Как у нас должен читать волк?

А как у нас читает реплику белочка?

Как мы должны читать слова автора?

Давайте попробуем потренироваться.

Учитель просит учащихся прочитать по ролям.

Кто вам понравилось, как читал? Белка, волк или автор? Почему? Обязательно дать свою оценку

Если останется время, то прочитать еще несколько басен Льва Николаевича Толстого и попросить их сформулировать мораль.

О каком произведении мы сегодня говорили и читали?

Открываем дневники, записываем домашнее задание. Учебник, стр.134-136. Прочитать рассказ «лебеди» и ответить на вопросы после рассказа.

Сейчас я хочу посмотреть, кто из вас как думает на сколько он сегодня был активен на уроке. Сейчас я буду зачитывать выражение, а если вы это делали, то вы поднимаете руку.

Сегодня на уроке я читал(а) басню?

Сегодня на уроке я разговаривал с соседом?

Сегодня на уроке я выходил к доске или отвечал на вопросы?

Сегодня на уроке я занимался своим делами?

Учащиеся здороваются с учителем и проверяют готовность к уроку.

Учащиеся поднимают руки для ответа

Сперва мы должны прочитать автора, а потом название

Один учащийся выходит и читает правильное название книг, представленных на выставке.

Выставка книг Льва Николаевича Толстова

Потому что сегодня мы будем изучать произведения Льва Николаевича Толстого.

Учащиеся могут назвать, дату его рождения, место рождения.

Учащиеся говорят, что интересного узнали

Сказки, рассказы, былины, басни, повести, романы.

На титуле написано название

Два брата: старший и младший

Братья увидели насколько они любят и заботятся друг о друге. Каждый был готов отдать свое, только бы брату было хорошо. Старший заботился о брате и его четырех детях. Младший заботился о старшем, у которого не было детей.

Чудеса легко объясняются. Для каждого из братьев было чудом то, что ночью он пересыпал свое зерно другому, а зерно не убывало.

Небольшое стихотворение, написанное стихами или прозой.

Животные, вещи, иногда люди.

Вывод, поучение где объясняется смысл басни

Злой, недовольный, агрессивный, обиженный

Шустрая, ловкая, добрая, красивая

Учащиеся высказывают свои предположения

Потому что белка очень шустрая и неугомонная.

Потому что волку было любопытно почему белки всегда такие веселые.

Один из учащихся дочитывает басню.

Любопытный, немного злой, простой, не мудрый.

Неугомонная, веселая, шустрая, игривая, боязливая.

Учащиеся отвечают в зависимости от того, как будет написано на доске, тогда сложиться образ.

Учащиеся сравнивают образ белки по аналогии.

Учащиеся читают: «тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Учащиеся читают мораль басни и своими словами проговаривают мораль (спрашиваю нескольких учащихся)

Учащиеся выполняют задание

Доброму человеку – что день, то и праздник

Учащиеся поясняют пословицу.

Учащиеся высказывают предположения.

Ответ на вопрос или утверждение.

Грубо, сонно, скучно, раздраженно.

Жалобно в самом начале, грустно.

Учащиеся читают басню по ролям.

Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Учащиеся записывают домашнее задание

Л-самоопределение к учебной деятельности

Л-анализ объектов с целью выделения существенных признаков

К-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

источник

Скучаешь? Почитай сценарии!:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 3 класс » Конспект урока литературного чтения :Л.Н. Толстой. Басня «Белка и волк». Сказка «Два брата»

Партнерская программа для преподавателей .

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Конспект урока литературного чтения :Л.Н. Толстой. Басня «Белка и волк». Сказка «Два брата»

Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе «Клуб Учителей».

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме — не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? — Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
по литературному чтению (3 класс).
на тему: «Л.Н. Толстой. Сказка «Два брата».
Басня «Белка и волк».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Задачи: 1) образовательная. Обобщить читательский опыт по произведениям Л.Н. Толстого, изученным в 1,2 классах. Научить определять жанры произведений, сравнивать их, выделять их особенности; делить текст на части; составлять план; выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки. Обобщить особенности басни в прозаической форме, умение находить ее мораль.

2) воспитательная. Воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого, к предмету «литературное чтение», умение слушать художественное произведение, понимать эмоционально-нравственные переживания героев.

3) развивающая. Развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: магнитола, аудиокнига с произведениями Л.Н. Толстого, портрет Л.Н. Толстого, фотографии писателя, его семьи в разные периоды жизни, учебник Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. – 3 класс (в 2-х частях) – Москва, «Вентана-Граф», 2008 г., Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся 3 класса. – Москва, «Вентана-Граф», 2008 г.

1. Оргмомент (1 мин).
— Сегодня на уроке мы с вами начнем изучение творчества великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. С его произведениями вы уже встречались в 1, 2 классах.

2. Повторение пройденного материала (3 мин).

Учитель читает отрывки из произведений Л.Н. Толстого, изучаемых в 1, 2 классах, а ученики должны вспомнить и назвать произведения.

1) На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою маму. Народ спрашивает у нее: «Какая же твоя мама?» (Быль «Лучше всех» Быль – рассказ о том, что было или бывает на самом деле.)

2) Отец и говорит: «Так-то вы: если вы в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит» (Рассказ «Отец и сыновья»).

3) Мышка сказала:
— Один страшный, ходит по двору вот так: ноги у него черные, гребешок красный, нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я очень испугалась. (Басня «Страшный зверь»)

3. Объяснение нового материала.

В двухстах километрах к югу от Москвы, недалеко от Тулы есть небольшая дворянская усадьба, которая известна во всем мире. Это Ясная Поляна, где родился, жил и работал великий писатель Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910).
Толстой родился 26 августа 1828 г. в старинной дворянской семье. Отец его, граф Николай Ильич Толстой, подполковник в отставке в 1922 г. женился на княжне Марии Николаевне Волконской. В числе владений, которые Волконская принесла в приданое мужу, было имение Ясная Поляна. Имение отличалось живописным местоположением. Вплотную подходил дремучий лес. В этом лесу, на поляне, ясным пятном выделявшейся в солнечные дни на темной зелени леса (отсюда и название Ясная Поляна) была построена усадьба. А прямо пред ней, за воротами парка, начиналась деревня с крестьянскими избами, дальше поля, овраги и
снова деревни.
Воспитание, полученное Толстым в детстве, было типичным для богатых дворянских семей. Но в обстановке, в которой рос и воспитывался Лев Николаевич, была одна сторона, оказавшая огромное влияние на формирование будущего писателя. Это — близость ребенка к природе и простому народу.
Много времени маленький Лева и его три брата проводили на природе – в лесу, в парке. Там они играли, бродили в густых аллеях парка, отыскивая волшебную «зеленую палочку», которая откроет людям секрет всеобщего счастья. Вырастая в такой непосредственной близости к природе, Толстой уже ребенком привыкал чутко примечать все краски и изменения. Эту русскую природу он полюбил на всю жизнь. С детства наблюдательный мальчик незаметно набирался впечатлений от деревенской жизни, узнавал жизнь крестьян, их обычаи, взгляды, песни, язык.
В 1837 г. семья Толстых переезжает в Москву. В этом же году умирает отец граф Николай Ильич Толстой (мать Льва Николаевича умерла, когда ему было всего полтора года). Заботу о детях берут на себя сестры отца, в частности Юшкова, жена губернатора Казани. Тринадцатилетний Лева переезжает в Казань. В Казани он учится в университете. После университета Толстой поступает на военную службу. Он участвует в военных действиях на Кавказе, в Крыму, демонстрирую чудеса храбрости (позже он напишет «Севастопольские рассказы»). В 1856 г. Лев Николаевич выходит в отставку. В этом же году издаются его повести «Детство», «Отрочество», «Юность», в которых писатель отразил впечатления детства. Главный герой – мальчик Николенька Иртеньев очень похож на самого Толстого. Лев Николаевич много путешествовал за границей. Был во Франции, Швейцарии, Германии, Италии.
В 1857 г. он возвращается в свое имение Ясная Поляна, где в 1859 г. открывает первую школу для крестьянских детей. Он сам работает там учителем. Начав учить детей, Лев Николаевич столкнулся с тем, что нет книг для детского чтения. Он поставил перед собой задачу создать эти книги. Для обучения крестьянских детей он написал рассказы, басни, сказки, научно-популярные статьи и поместил их одну большую книгу «Азбуку». Она включала в себя собственно азбуку, арифметику (математику), произведения для чтения. Произведения Толстого для детей отличаются близостью к русскому фольклору (обработка рус. народ. сказок «Зимовье зверей», «Снегурочка» и др., включены пословицы и поговорки), знакомят нас с жизнью людей и природы, воспитывают художественный вкус, обучают родному языку, они просты, понятны, решают нравственные задачи.
Большую часть жизни Лев Николаевич прожил в своем имении Ясной Поляне. Там он вел простую жизнь: возил на санках воду, колол дрова, косил траву. До старости он сохранил замечательную физическую форму. Достаточно указать, что в 75 лет он ездил на велосипеде, а в 80 ездил верхом на лошади. 28 октября 1910 г. Толстой вместе с другом врачом Маковицким поехал путешествовать. Но здоровье 82-летнего писателя не выдержало поездки. В пути он простудился, заболел воспалением легких и 7 ноября 1910 г. Лев Николаевич умер на железнодорожной станции Астапово (теперь станция названа «Лев Толстой»). Похоронили Толстого, по его желанию в Ясной Поляне. Там в глуши парка, приблизительно в одном километре от усадьбы на краю оврага, есть одинокая скромная могила, где похоронен великий русский писатель. Он остался здесь наедине с русской природой, которую так любил и так гениально описывал. В Москве Л.Н. Толстому поставили памятник. В этом году исполнилось 180 лет со дня рождения Льва Николаевича.

Вопросы по биографии Л.Н Толстого

1. В каком году родился Лев Николаевич Толстой? (1828 г.)
2. В каком имении родился, вырос и прожил большую часть жизни писатель? (Ясная Поляна)
3. Какую книгу для детского чтения написал Толстой? («Азбука»)

— Сегодня мы познакомимся с двумя произведениями из «Азбуки» Л.Н. Толстого сказкой «Два брата» и прозаической басней «Белка и волк».

Работа со сказкой «Два брата»

Прослушивание аудиокниги со сказкой «Два брата» (3 мин).
Выполнение заданий в учебнике (с. 110) (2 мин):
— Что такое сказка? (Сказка – рассказ о чем-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. Если у сказок есть автор, такие сказки называют литературными или авторскими.)
— Каких авторов сказок вы знаете? (А.С. Пушкин, К.И. Чуковский)
— Почему «еще крепче стала любовь между братьями»? (Братья увидели насколько они любят и заботятся друг о друге. Каждый был готов отдать свое, только бы брату было хорошо. Старший заботился о брате и его четырех детях. Младший заботился о старшем, у которого не было детей).
— Есть ли в сказке Л.Н Толстого волшебные чудеса, превращения? Какие?
(Волшебных чудес нет. Это бытовая сказка, а не волшебная. Чудеса легко объясняются. Для каждого из братьев было чудом то, что ночью он пересыпал свое зерно другому, а зерно не убывало).

Чтение сказки обучающимися (6 мин).

Деление текста на части и составление плана сказки (учитель пишет план на доске). (4 мин)

План.
1. Братья и их семьи.
2. Сбор урожая.
3. Чудеса с зерном.
4. Удивление братьев.
5. Крепкая братская любовь.

Выбор пословицы, которая выражает основную мысль сказки (2 мин).
Учитель читает пословицы.
Друг познается в беде.
С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
Горька работа да сладок хлеб.
Добро творить – себя веселить.
Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив.
В чьей семье лад, тот и богат.

— Какая пословица выражает основную мысль сказки? (С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.)

Работа с басней «Белка и волк»

— Что мы знаем о басне? (Басня – короткий рассказ, в котором действуют животные, растения. Вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. Поэтому басня — иносказательное произведение. Она содержит скрытый смысл. В баснях высмеивают недостатки людей. Басня всегда содержит нравоучение – мораль.)
— Назовите авторов басен? (Иван Андреевич Крылов, Иван Иванович Дмитриев, Эзоп (прозаические басни), Сергей Михалков.)
— Назовите несколько басен. (И.А. Крылов: «Лиса и виноград», «Ворона и Лисица», «Петух и Жемчужное зерно», «Волк и Ягненок», Эзоп: «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград» и др.)

Чтение басни учителем (2 мин).
Выполнение заданий к тексту (учебник с. 111) (2 мин):
— Почему волк отпустил белку? (Она пообещала сказать ему причину веселья белок).
— Кто оказался хитрее? (Белка)
— Кто произносит мораль басни? (Белка)
— Найдите и прочитайте мораль? (Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем).

Чтение басни обучающимися по ролям (7 мин).

4.Самостоятельная работа (выполнение заданий к басне «Белка и волк» в тетради) (5 мин).
Проверка самостоятельной работы.(1 мин)

5. Подведение итогов (1 мин).
— Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством Л.Н. Толстого. С какими произведениями мы познакомились? (Со сказкой «Два брата», с басней «Белка и волк»).

6. Выставление оценок (1 мин).
7. Домашнее задание (1 мин): задания в тетради к сказке «Два брата», пересказ сказки, выразительное чтение басни «Белка и волк».

Авторские права: Колесова А.В.

of your page —>
Пожалуйста, оцените конспект — Конспект урока литературного чтения :Л.Н. Толстой. Басня «Белка и волк». Сказка «Два брата»:

Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

источник

Название Конспект урока л. Н. Толстой Басня «Белка и волк» (Тема урока) фио (полностью) Гришина Галина Анатольевна
Дата публикации 27.09.2013
Размер 80.8 Kb.
Тип План-конспект

100-bal.ru > Литература > План-конспект

Читайте также:  Анализ на белки при гепатите
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Л. Н. Толстой Басня «Белка и волк»
Тема и номер урока в теме Л.Н.Толстой, басня «Белка и волк» Базовый учебник Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. Автор Л.А. Ефросинина, М. Т. Оморокова.- М.: Вентана-Граф, 2006 – (Начальная школа XXI века).
  1. Цель урока: создать условия для формирования выразительного чтения, умения анализировать басню, находить мораль.

9. Задачи:

— обучающие: уметь работать над скороговоркой, выразительно читать басни, понимать прочитанное, давать характеристику героям, находить мораль

-развивающие: развитие читательской деятельности;

-воспитательные: воспитание доброго отношения к окружающему миру.

  1. Тип урока: чтение и анализ нового произведения.
  2. Формы работы учащихся: фронтально, в группах.
  3. Необходимое техническое оборудование ИКТ.
  4. Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика Время С чего начинаем урок литературного чтения? Мы начинаем урок с дыхательной

5
Зачем? С какой целью? Для разогрева речевого аппарата. Чтобы включиться в работу. Уметь правильно говорить. Уметь эмоционально читать.
Выполнение упражнений: «Гномик», «Паровоз», «Папины шины», «Щенок» Выполнение упражнений дыхательной гимнастики.
Разные виды упражнений над скороговоркой «Волки рыщут, пищу ищут». Работают над скороговоркой.
Итог этапа: Удалось включиться в работу, поработали над эмоциональностью?

Высказывания по работе над данным этапом урока. Хвалят себя аплодисментами.
2 Физминутка. Предлагает выполнить физминутку «Хомка», «Уточки». Выполнение физминуток. 1
3

Актуализация читательских знаний. Крылов И. И.

Угадайте из какого произведения отрывки.

Это отрывки из басен И. И.Крылова «Ворона и лисица», «Квартет».

7
С каким жанром будем работать? Будем работать с басней.
Вспомним, что мы знаем о басне. Басня – это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение.

Читателю нужно догадаться, что хотел сказать автор.

В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень.

Басня всегда поучает, т. е. есть мораль. Мораль в начале- подготавливает читателя к тексту, к поучению, в конце- заключение, вывод, урок.

Тема урока: Л. Н. Толстой, басня «Белка и волк». 5
Осуществление прогноза по заголовку с помощью приёма «Дерево предсказаний»:

— кто герои басни?
-дадим характеристику этим героям

Волк злой агрессивный жадный беспощадный безжалостный

Дети высказывают разные мнения.
5. Первичное восприятие. Чтение басни учителем. Дети- слушатели.

5
Поделитесь впечатлениями.

Вывод: те, кто добры- никому зла не делают. Все об этом знают?

Л.Н. Толстой написал басню, чтобы нам ещё раз напомнить об этом?

Дети делятся впечатлениями.

Соотносят услышанное со своим прогнозом.

Делают выводы.

6. Обдумывающее восприятие. Поищем ответ в тексте. Для этого открыли учебник стр. 110. Самостоятельная подготовка к чтению.

Кто готов подарить чтение классу?

Дети самостоятельно читают басню. Несколько желающих дарят своё чтение классу. 6
Какой волк? Почему отпустил белку?

белка хитрая, смекалистая.

Кто произносит мораль басни? Почему?

Вывод обсуждается вместе с детьми: Л.Н. Толстой с помощью героев, их поступков, художественного слова рассказывает нам о том, что те кто добры- никому зла не делают, веселы, бодры, счастливы.

С помощью героев Толстой показывает, что бывает с теми у кого на сердце зло, у кого добро.

Отсюда определяется ключевое слово «Доброта», запись на доске.

Дети высказывают свою точку зрения.
7. Физминутка. Предлагаю выполнить физминутку «Бабочка», «Мишка». Выполнение физминуток. 1
8. Инсценировка. Предлагает поработать в группах. Подготовить чтение по ролям и инсценировку. Дети организовываются в группы, распределяют роли, подготавливаются к выступлению. 5
9. Рефлексия. Предлагает организовать выставку заранее подготовленных на уроке ИЗО рисунков на тему «Доброта».

Задумайтесь каждый- какое значение имеет эта басня?

источник