Меню Рубрики

Анализ басни волк и белка

Зубова Римма Александровна учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 30 г. Асбест Свердловской области

Тема урока: Л.Толстой «Белка и волк» в формате ТРКМ.

Место урока в теме: изучение нового материала.

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.

Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.

Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

Помочь активно воспринимать изучаемый материал.

Формировать отношения к тексту.

Помочь учащимся соотнести старые знания с новыми.

Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

— Вот и прозвенел звонок, начинается урок!

— Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке? (Да!)

Проверка домашнего задания

— Какое произведение читали на прошлом уроке? ( «Чиж и Голубь»)

— Определите жанр произведения. (басня)

— Что такое басня? (Это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни).

б) Самостоятельное «тихое чтение» басни.

— Найдите и процитируйте строчки, где заключена мораль басни (главная мысль).

(«Вперед чужой беде не смейся, Голубок»)

— Как вы понимаете смысл этих слов?

— Приведите примеры из жизни, когда можно было употребить эти слова?

— Как нужно читать последнюю строчку?

в) Выразительное чтение басни.

(оценка чтения учащимися; оценка чтения учителем)

2. Приём «Ассоциация» (На доске портрет писателя)

— Какие ассоциации возникают, когда вы смотрите на портрет этого человека?

(В процессе диалога составляется такая схема).

Л.Н.Толстой

писатель

— Проведём логические цепочки, это поможет нам рассказать о человеке, который изображен на портрете.

Вывод: Продолжим изучение произведений писателя.

— Сегодня мы будем читать произведение Л.Толстого « Белка и волк». Басня.

— Что вы должны знать при работе над произведением?

Выслушиваются ответы учащихся (название произведения, его автора, содержание произведения).

Выслушиваются ответы учащихся (определять тему произведения, главную мысль, оценивать героев произведения).

Молодцы, ребята! Вы верно определили цели изучения нового материала на уроке.

— Посмотрите на рисунок, определите тему басни (демонстрация на экране – рисунки белки и волка).

— Почему Л.Н.Толстой так назвал свою басню? Что может произойти в басне с таким названием?

2. Прием «Чтение с остановками»

( Учебник О.В. Кубасова «Любимые страницы», 3 класс, ч.2, с.18)

Чтение текста до слов «Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала…»

— Как вы думаете, что сказала белка, отчего они так веселы?

После 2-й остановки (в конце басни):

— Случайно ли Л.Толстой подобрал именно таких героев, как белка и волк?

— Какие недостатки людей высмеиваются в этой басне?

Какими вы представляете действующих лиц басни?

— Прочитайте, какими словами в басне раскрывает Л. Толстой черты характера белки и волка.

Для сравнения и анализа характера героев, воспользуемся таблицей и составим её.

-Индивидуальная работа в тетрадях.

-Проверка работы. (Обсуждение)

— Где заключен главный смысл басни, в каких строках?

Прочтите. Объясните, как вы понимаете. (Не нужно быть злым человеком, т.к. ему и окружающим будет скучно. Доброму всегда жить веселее, легче.)

— Какие недостатки людей высмеиваются в этой басне?

5. Выразительное чтение басни Л.Толстого по ролям.

— Какова сила воздействия чтения на слушателя?

— А теперь давайте проявим творчество – напишем синквейн по теме сегодняшнего урока.

(Учитель напоминает учащимся что это за литературный прием и правила составления синквейна).

— К какому жанру относится прочитанное нами произведение? (басня)

— Объявляется конкурс на лучший синквейн к слову басня.

— Работа выполняется в малых группах.

— После написания заслушиваются работы, выделяются лучшие работы.

учит, осуждает, подсказывает

Басня учит мудрости жизни.

Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения.

Мне было бы интересно ещё узнать…

На следующих уроках мы продолжим знакомство с творчеством писателя и его произведениями.

— С каким настроением заканчиваете урок?

3. Домашнее задание: с.18, выразительное чтение и проиллюстрировать басню.

Урок литературного чтения Л.Толстой «Белка и волк» для 3 класса составлен с использованием технологии критического мышления чтения и письма (РКМЧП).На стадии вызова используется прием: «Ассоциация». В процессе диалога на доске составляется схема, проводятся логические цепочки.На стадии осмысления приемы: «Предположение» , что позволяет учащимся самостоятельно определить тему урока; «Чтение с остановками» с последующим анализом произведения; «Сводная таблица» применяется для сравнения и анализа характера героев.На стадии рефлексии прием «Синквейн» к слову басня. Оценивание организовано в форме «Дополни предложение».

Номер материала: 123953060918

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Урок литературного чтения 3 класс УМК «Школа 21 века»

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса

учитель начальных классов ЧОУ Православная гимназия им. свщмч.Константина Богородского Колесникова Е.М.

Тема: « Произведения Л.Н. Толстого «Два брата», «Белка и волк».

Цель : познакомить детей с произведениями Л.Н. Толстого.

1). Учить различать жанры произведений.

2). Закреплять умение самостоятельно работать с произведением.

3). Развивать мышление, память.

4). Воспитывать чувство патриотизма.

1.Оргмомент
— Сегодня на уроке мы с вами начнем изучение творчества великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. С его произведениями вы уже встречались в 1, 2 классах.
Человек души большой
Лев Николаевич Толстой.
Известный писатель талантлив от Бога.
Мудрый учитель с душой педагога.
Труды его и опыт бесценный капитал.
Для многих поколений, фундаментом он стал.
Писатель знаменитый, и в 21 веке
Мы с гордостью расскажем об этом человеке!

2.Повторение пройденного материала
Учитель читает отрывки из произведений Л.Н. Толстого, изучаемых в 1, 2 классах, а ученики должны вспомнить и назвать произведения.

  • Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками схватил его, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак…(Котёнок.)
  • Вася никогда не ел слив, и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел… (Косточка.)
  • Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:

— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?

-А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают… (Два товарища.)

  • Отец и говорит: «Так-то вы: если вы в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит» (Рассказ «Отец и сыновья»).

3. Объяснение нового материала. Рассказ о писателе

Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна, где 9 сентября 1828 года, родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, княжна Мария Николаевна Волконская. Его отец – граф Николай Ильич – вел свою родословную от Ивана Ивановича Толстого, служившего воеводой при царе Иване Грозном. Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей.

Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетка, жившая в Казани. Она стала опекуном детей. В городе Казани Лев Толстой прожил шесть лет.
В 1844 году он поступил в Казанский университет. Занятия по программе и учебникам тяготили его и проучившись 3 года, он решает покинуть заведение. Лев Толстой уехал из Казани, на Кавказ, Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию, сначала был юнкером, потом сдав экзамены, получил младший офицерский чин.
Вернувшись обратно в Ясную Поляну Лев Толстой открывает школу для крепостных детей. Раньше даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. В деревнях жили люди и были они поголовно безграмотны.

В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, естествознанию, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. В классе маленькие ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый мог спросить учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. На дом уроков не задавали.
На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.

В то время книг для детей было мало. Лев Николаевич Толстой решает написать книгу для детей. «Азбука» вышла в 1872 году. В этой книге Лев Николаевич собрал лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.
Творчество Льва Николаевича Толстого настоящая кладовая для детей. Дети маленькие и внимательные слушатели, которые учатся любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости, честности.
Дети – строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы для них были написаны и ясно, и занимательно, и нравственно… Простота – это огромное и труднодостижимое достоинство.

Но вскоре, Лев Николаевич утратил всякий интерес к жизни, ему надоело наслаждаться достигнутым благосостоянием. Он старается быть ближе к народу: занимается физическим трудом, пашет, шьет сапоги, переходит на вегетарианскую пищу. Он отдаёт семье всё своё состояние, отказывается от прав литературной собственности.

В конце жизни писатель завещал похоронить себя здесь же, в Ясной Поляне, на краю лесного оврага, где в детстве они с братом искали «зелёную палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми.

— Сегодня мы познакомимся с двумя произведениями из «Азбуки» Л.Н. Толстого сказкой «Два брата» и прозаической басней «Белка и волк».

4. Самостоятельная работа со сказкой: «Два брата».

— Ребята, прочитайте самостоятельно произведение Л.Н. Толстого.

— Назовите это произведение и его автора ( Лев Николаевич Толстой «Два брата»)

— Понравилось произведение? Что понравилось? ( Ответы детей)

— С произведением какого жанра вы познакомились? ( Мы познакомились со сказкой)

— Есть ли в сказке Л.Н Толстого волшебные чудеса, превращения? Какие?
( Волшебных чудес нет. Это бытовая сказка, а не волшебная. Чудеса легко объясняются. Для каждого из братьев было чудом то, что ночью он пересыпал свое зерно другому, а зерно не убывало ).

— Откройте свои тетради. Выполните задание №4. (Сделать модель обложки)

— Молодцы. Прочитайте, пожалуйста, задание к тексту. Как вы ответите на вопрос: «Почему стала еще крепче любовь между братьями?» ( Братья увидели насколько они любят и заботятся друг о друге. Каждый был готов отдать свое, только бы брату было хорошо. Старший заботился о брате и его четырех детях. Младший заботился о старшем, у которого не было детей).

— Дети, давайте еще раз внимательно прочитаем это произведение и попробуем поделить на части.

— Как вы думаете, на сколько частей можно поделить текст? Давайте попробуем озаглавить каждую часть и составим план сказки.

  1. Жизнь братьев.
  2. Забота братьев.
  3. Разоблачение.
  4. Братская любовь.

— Откройте тетрадь. Прочитайте задание №2. Есть ли ошибка в плане? Если есть, укажите её.

5. Работа с басней Л.Н. Толстого «Белка и волк».

— Что мы знаем о басне? ( Басня – короткий рассказ, в котором действуют животные, растения. Вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. Поэтому басня — иносказательное произведение. Она содержит скрытый смысл. В баснях высмеивают недостатки людей. Басня всегда содержит нравоучение – мораль.)

— Послушайте басню Л.Н.Толстого «Белка и волк» ( чтение учителем )

Выполнение заданий к тексту (учебник с. 111)
— Почему волк отпустил белку? ( Она пообещала сказать ему причину веселья белок).
— Кто оказался хитрее? ( Белка)
— Кто произносит мораль басни? ( Белк а)
— Найдите и прочитайте мораль? ( Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем).
— Откройте тетрадь и выполните задание №1 к басне Л.Н. Толстого «Белка и волк».

Читайте также:  Химический синтез и анализ белков

6.Подведение итогов
— Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством Л.Н. Толстого. С какими произведениями мы познакомились? (Со сказкой «Два брата», с басней «Белка и волк»).

7. Домашнее задание: задания в тетради к сказке «Два брата», пересказ сказки

источник

Скучаешь? Почитай сценарии!:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 3 класс » Конспект урока литературного чтения :Л.Н. Толстой. Басня «Белка и волк». Сказка «Два брата»

Партнерская программа для преподавателей .

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Конспект урока литературного чтения :Л.Н. Толстой. Басня «Белка и волк». Сказка «Два брата»

Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе «Клуб Учителей».

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме — не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? — Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
по литературному чтению (3 класс).
на тему: «Л.Н. Толстой. Сказка «Два брата».
Басня «Белка и волк».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Задачи: 1) образовательная. Обобщить читательский опыт по произведениям Л.Н. Толстого, изученным в 1,2 классах. Научить определять жанры произведений, сравнивать их, выделять их особенности; делить текст на части; составлять план; выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки. Обобщить особенности басни в прозаической форме, умение находить ее мораль.

2) воспитательная. Воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого, к предмету «литературное чтение», умение слушать художественное произведение, понимать эмоционально-нравственные переживания героев.

3) развивающая. Развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: магнитола, аудиокнига с произведениями Л.Н. Толстого, портрет Л.Н. Толстого, фотографии писателя, его семьи в разные периоды жизни, учебник Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. – 3 класс (в 2-х частях) – Москва, «Вентана-Граф», 2008 г., Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся 3 класса. – Москва, «Вентана-Граф», 2008 г.

1. Оргмомент (1 мин).
— Сегодня на уроке мы с вами начнем изучение творчества великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. С его произведениями вы уже встречались в 1, 2 классах.

2. Повторение пройденного материала (3 мин).

Учитель читает отрывки из произведений Л.Н. Толстого, изучаемых в 1, 2 классах, а ученики должны вспомнить и назвать произведения.

1) На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою маму. Народ спрашивает у нее: «Какая же твоя мама?» (Быль «Лучше всех» Быль – рассказ о том, что было или бывает на самом деле.)

2) Отец и говорит: «Так-то вы: если вы в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит» (Рассказ «Отец и сыновья»).

3) Мышка сказала:
— Один страшный, ходит по двору вот так: ноги у него черные, гребешок красный, нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я очень испугалась. (Басня «Страшный зверь»)

3. Объяснение нового материала.

В двухстах километрах к югу от Москвы, недалеко от Тулы есть небольшая дворянская усадьба, которая известна во всем мире. Это Ясная Поляна, где родился, жил и работал великий писатель Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910).
Толстой родился 26 августа 1828 г. в старинной дворянской семье. Отец его, граф Николай Ильич Толстой, подполковник в отставке в 1922 г. женился на княжне Марии Николаевне Волконской. В числе владений, которые Волконская принесла в приданое мужу, было имение Ясная Поляна. Имение отличалось живописным местоположением. Вплотную подходил дремучий лес. В этом лесу, на поляне, ясным пятном выделявшейся в солнечные дни на темной зелени леса (отсюда и название Ясная Поляна) была построена усадьба. А прямо пред ней, за воротами парка, начиналась деревня с крестьянскими избами, дальше поля, овраги и
снова деревни.
Воспитание, полученное Толстым в детстве, было типичным для богатых дворянских семей. Но в обстановке, в которой рос и воспитывался Лев Николаевич, была одна сторона, оказавшая огромное влияние на формирование будущего писателя. Это — близость ребенка к природе и простому народу.
Много времени маленький Лева и его три брата проводили на природе – в лесу, в парке. Там они играли, бродили в густых аллеях парка, отыскивая волшебную «зеленую палочку», которая откроет людям секрет всеобщего счастья. Вырастая в такой непосредственной близости к природе, Толстой уже ребенком привыкал чутко примечать все краски и изменения. Эту русскую природу он полюбил на всю жизнь. С детства наблюдательный мальчик незаметно набирался впечатлений от деревенской жизни, узнавал жизнь крестьян, их обычаи, взгляды, песни, язык.
В 1837 г. семья Толстых переезжает в Москву. В этом же году умирает отец граф Николай Ильич Толстой (мать Льва Николаевича умерла, когда ему было всего полтора года). Заботу о детях берут на себя сестры отца, в частности Юшкова, жена губернатора Казани. Тринадцатилетний Лева переезжает в Казань. В Казани он учится в университете. После университета Толстой поступает на военную службу. Он участвует в военных действиях на Кавказе, в Крыму, демонстрирую чудеса храбрости (позже он напишет «Севастопольские рассказы»). В 1856 г. Лев Николаевич выходит в отставку. В этом же году издаются его повести «Детство», «Отрочество», «Юность», в которых писатель отразил впечатления детства. Главный герой – мальчик Николенька Иртеньев очень похож на самого Толстого. Лев Николаевич много путешествовал за границей. Был во Франции, Швейцарии, Германии, Италии.
В 1857 г. он возвращается в свое имение Ясная Поляна, где в 1859 г. открывает первую школу для крестьянских детей. Он сам работает там учителем. Начав учить детей, Лев Николаевич столкнулся с тем, что нет книг для детского чтения. Он поставил перед собой задачу создать эти книги. Для обучения крестьянских детей он написал рассказы, басни, сказки, научно-популярные статьи и поместил их одну большую книгу «Азбуку». Она включала в себя собственно азбуку, арифметику (математику), произведения для чтения. Произведения Толстого для детей отличаются близостью к русскому фольклору (обработка рус. народ. сказок «Зимовье зверей», «Снегурочка» и др., включены пословицы и поговорки), знакомят нас с жизнью людей и природы, воспитывают художественный вкус, обучают родному языку, они просты, понятны, решают нравственные задачи.
Большую часть жизни Лев Николаевич прожил в своем имении Ясной Поляне. Там он вел простую жизнь: возил на санках воду, колол дрова, косил траву. До старости он сохранил замечательную физическую форму. Достаточно указать, что в 75 лет он ездил на велосипеде, а в 80 ездил верхом на лошади. 28 октября 1910 г. Толстой вместе с другом врачом Маковицким поехал путешествовать. Но здоровье 82-летнего писателя не выдержало поездки. В пути он простудился, заболел воспалением легких и 7 ноября 1910 г. Лев Николаевич умер на железнодорожной станции Астапово (теперь станция названа «Лев Толстой»). Похоронили Толстого, по его желанию в Ясной Поляне. Там в глуши парка, приблизительно в одном километре от усадьбы на краю оврага, есть одинокая скромная могила, где похоронен великий русский писатель. Он остался здесь наедине с русской природой, которую так любил и так гениально описывал. В Москве Л.Н. Толстому поставили памятник. В этом году исполнилось 180 лет со дня рождения Льва Николаевича.

Вопросы по биографии Л.Н Толстого

1. В каком году родился Лев Николаевич Толстой? (1828 г.)
2. В каком имении родился, вырос и прожил большую часть жизни писатель? (Ясная Поляна)
3. Какую книгу для детского чтения написал Толстой? («Азбука»)

— Сегодня мы познакомимся с двумя произведениями из «Азбуки» Л.Н. Толстого сказкой «Два брата» и прозаической басней «Белка и волк».

Работа со сказкой «Два брата»

Прослушивание аудиокниги со сказкой «Два брата» (3 мин).
Выполнение заданий в учебнике (с. 110) (2 мин):
— Что такое сказка? (Сказка – рассказ о чем-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. Если у сказок есть автор, такие сказки называют литературными или авторскими.)
— Каких авторов сказок вы знаете? (А.С. Пушкин, К.И. Чуковский)
— Почему «еще крепче стала любовь между братьями»? (Братья увидели насколько они любят и заботятся друг о друге. Каждый был готов отдать свое, только бы брату было хорошо. Старший заботился о брате и его четырех детях. Младший заботился о старшем, у которого не было детей).
— Есть ли в сказке Л.Н Толстого волшебные чудеса, превращения? Какие?
(Волшебных чудес нет. Это бытовая сказка, а не волшебная. Чудеса легко объясняются. Для каждого из братьев было чудом то, что ночью он пересыпал свое зерно другому, а зерно не убывало).

Чтение сказки обучающимися (6 мин).

Деление текста на части и составление плана сказки (учитель пишет план на доске). (4 мин)

План.
1. Братья и их семьи.
2. Сбор урожая.
3. Чудеса с зерном.
4. Удивление братьев.
5. Крепкая братская любовь.

Выбор пословицы, которая выражает основную мысль сказки (2 мин).
Учитель читает пословицы.
Друг познается в беде.
С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
Горька работа да сладок хлеб.
Добро творить – себя веселить.
Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив.
В чьей семье лад, тот и богат.

— Какая пословица выражает основную мысль сказки? (С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.)

Работа с басней «Белка и волк»

— Что мы знаем о басне? (Басня – короткий рассказ, в котором действуют животные, растения. Вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. Поэтому басня — иносказательное произведение. Она содержит скрытый смысл. В баснях высмеивают недостатки людей. Басня всегда содержит нравоучение – мораль.)
— Назовите авторов басен? (Иван Андреевич Крылов, Иван Иванович Дмитриев, Эзоп (прозаические басни), Сергей Михалков.)
— Назовите несколько басен. (И.А. Крылов: «Лиса и виноград», «Ворона и Лисица», «Петух и Жемчужное зерно», «Волк и Ягненок», Эзоп: «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград» и др.)

Чтение басни учителем (2 мин).
Выполнение заданий к тексту (учебник с. 111) (2 мин):
— Почему волк отпустил белку? (Она пообещала сказать ему причину веселья белок).
— Кто оказался хитрее? (Белка)
— Кто произносит мораль басни? (Белка)
— Найдите и прочитайте мораль? (Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем).

Чтение басни обучающимися по ролям (7 мин).

4.Самостоятельная работа (выполнение заданий к басне «Белка и волк» в тетради) (5 мин).
Проверка самостоятельной работы.(1 мин)

5. Подведение итогов (1 мин).
— Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством Л.Н. Толстого. С какими произведениями мы познакомились? (Со сказкой «Два брата», с басней «Белка и волк»).

6. Выставление оценок (1 мин).
7. Домашнее задание (1 мин): задания в тетради к сказке «Два брата», пересказ сказки, выразительное чтение басни «Белка и волк».

Авторские права: Колесова А.В.

of your page —>
Пожалуйста, оцените конспект — Конспект урока литературного чтения :Л.Н. Толстой. Басня «Белка и волк». Сказка «Два брата»:

Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

источник

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.

– Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

– Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Петя и волк В «Вишневом саде», повторим, есть две тайны, не разгаданные до сих пор.Первая тайна – почему Петя Трофимов решительно и полностью изменил свое мнение о Лопахине?Вот их диалог (во втором акте):ЛОПАХИН. Позвольте вас спросить, как вы обо мне понимаете?ТРОФИМОВ. Я,

Волк Жил мужик, у него была свинья, и привела[141] она двенадцать поросят; запер он ее в хлеве, а хлев был сплетен из хворосту. Вот на другой день пошел мужик посмотреть поросят, сосчитал — одного нету. На третий день опять одного нету. Кто ворует поросят? Вот и пошел старик

Поэтика жанра басни: басня и комедия Своеобразной антонимической парой, составляющей песне одновременно параллель и антитезу, является в поэзии Сумарокова жанр басни, еще более продуктивный, чем песня. При жизни Сумароков выпустил три сборника басен (1762-1769); большое

XIV. ПОЭТИЧЕСКАЯ БЕЛКА Не объясняет ли все вышесказанное основного художественного недочета Маяковского, его ахиллесовой пяты? Каждого внимательного читателя Маяковского поражает одно обстоятельство: у этого талантливого поэта замечается странное однообразие и

4. Бабушка и волк В «Волшебнике» нет акростиха с вензелем незримо присутствующего духа, который помечал бы повесть тонкой пронизью. Но тем не менее и тут есть своя печатка, небольшой, но отчетливый оттиск, который можно видеть в важных местах. Я говорю о некоем предмете,

СКВОРЕЦ И ВОРОБЕЙ Басня — Гляжу, неладный из тебя певец! — Увидя Воробья, оказал поэт Скворец. — Тебя и не послушаешь с охотой, — Поешь одной и той же скудной нотой! Меж тем, как я Порой пою не хуже Соловья! К тому ж, пишу поэмы даже! — Да так-то оно так,

ПОПУГАЙ (Басня) В артель «Ни пуха, ни пера» Однажды втерли Попугая. А он, бездельник, пил с утра, Убытки умножая… Когда ж начался птичий слет И лодырь взят был в переплет, То Попугай твердил одно: «В дальнейшем будет учтено! Я на работе весь горел, Но в гуще

НОВОСЕЛЬЕ (Басня) У Белки рухнуло дупло, Ежу к зиме — подай тепло, Зайчиха тройню принесла — Жилплощадь ей теперь мала… И потому у Льва в приемной Образовался хвост огромный… Здесь меж собой лесной народ Беседу шопотом ведет: — Лиса устроилась с Бобром — Куда

Волк Вся деревня спит в снегу. Ни гугу. Месяц скрылся на ночлег. Вьётся снег. Ребятишки все на льду, На пруду. Дружно саночки визжат — Едем в ряд! Кто – в запряжке, кто – седок. Ветер в бок. Растянулся наш обоз До берёз. Вдруг кричит передовой: «Черти, стой!» Стали санки, хохот

Волк и кот Волк из лесу в деревню забежал, Не в гости, но живот спасая; За шкуру он свою дрожал: Охотники за ним гнались и гончих стая. Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота, Да то лишь горе, Что все ворота на запоре. Вот видит Волк мой на заборе Кота И молит: «Васенька, мой

Комар и лев (Басня) Комар прилетел ко льву и говорит: «Ты думаешь, в тебе силы больше моего? Как бы не так! Какая в тебе сила? Что царапаешь когтями и грызёшь зубами – это и бабы так-то с мужиками дерутся. Я сильнее тебя; хочешь, выходи на войну!» И комар затрубил и стал кусать

Волк и ягнёнок У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим. Но мы Истории не пишем; А вот о том как в баснях говорят. Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягнёнка

Басня Этот литературный жанр возник очень давно. В Древней Греции огромной популярностью пользовались басни Эзопа, а в Древнем Риме этот жанр успешно разрабатывает Федр. Басни писал лидер церковной Реформации в Германии Мартин Лютер и выдающийся деятель английской

Волк и ягненок У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят. Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка

Волк на псарне Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор. Почуя серого так близко забияку, Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку; Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» И вмиг ворота на запор; В минуту псарня стала адом. Бегут:

источник

Литературное чтение в 3 классе. Тема. Л. Толстой сказка «Два брата»»

Цель: познакомить и расширить знания учащихся с разножанровыми произведениями (басней и сказкой) Л. Толстого для детей и их особенностями. Отрабатывать навык чтения вслух и про себя, совершенствовать сознательность, правильность, беглость и выразительность чтения учащихся с учётом уровня обученности учащихся.

Расширять круг чтения учащихся путём знакомства с художественными произведениями: сказкой и басней.

Развивать логическую связную речь, внимание, мышление учащихся.

Формировать нравственные представления о добре, зле, милосердии, о толерантных взаимоотношениях между людьми.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс Л.А. Ефросинина, тетрадь «Литературное чтение», портрет Л. Толстого, оформленная доска.

Литература: Методическое пособие «Литературное чтение в 3 классе», М. «Вентана-граф», 2004 с. 156. Львов М.Р., Горецкий В.Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия. 2000

1. Артикуляционная гимнастика.

Цель: Развитие гибкости и подвижности языка, губ, нижней челюсти для правильного, ясного и чистого произношения звуков.

а) упражнение «Колечко» (5 раз)

Загни язык назад так, чтобы он был похож на колечко. Уздечка под языком должна быть натянута. Верни язык в обычное положение.

Представь себе, что ты змея и во рту у тебя не язык, а жало. Высунь напряжённый язык с острым кончиком вверх как можно дальше.

в) упражнение «Хоботок» (5 раз)

Изо всех сил сожми губы в маленький кружок и вытяни их вперёд. Подвигай этим «хоботком» влево, вправо, вверх, вниз, а потом по кругу слева направо и справа налево.

2. ^ Упражнение на развитие поля чтения.

Цель: Развитие зрительного восприятия, беглости чтения, расширение поля чтения.

15 6 16 9 14
1 8 20 24 2
18 22 10 21 12
17 11 23 5 25
7 4 13 19 3

Памятка: 1) Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая карандашом.

2) Старайся запомнить расположение сразу двух следующих друг за другом чисел.

3. ^ Интонационное упражнение.

Цель: Работать над качеством голоса: гибкостью, силой, высотой, скоростью

чтения, определение тона чтения.

Белка с ветки в свой домишко / спокойно

Белка шишку уронила, / взволнованно и быстро

Застонал ,/ заохал Мишка — / медленно и грустно

Цель: Вспомнить ранее изученные произведения Л. Толстого. Расширить знания учащихся о писателе, его творчестве.

^ Методические указания: учащиеся высокого уровня обученности читают отрывки

из ранее изученных произведений, а остальные ребята угадывают фамилию автора, название произведения, жанр.

а) Народ у неё спрашивает: «Какая же твоя мама?»

А девочка сквозь слёзы говорит: «Моя мама та, что лучше всех».

б) Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он
велел принести веник и говорит: «Сломайте»

в) Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла к матери: «Ну, матушка, я
двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый».

  • Из каких произведений эти отрывки?
  • Кто их автор? Что вы о нём знаете?

Обобщение: Л.Н. толстой писал повести, рассказы, сказки, очерки, научно-популярные статьи и поместил их в учебные книги «Азбука» (1872г.), «Новая азбука» (1875г.), «Русская книга для чтения» (1875г.), в которых раскрыл перед крестьянскими детьми многообразие жизни, создал живые характеры людей, воссоздал картины русской природы. Произведения Льва Николаевича развивают наблюдательность, смекалку, расширяют кругозор детей. Язык его детских рассказов по-настоящему народен, прост, изобразителен.

^ Текст записан на доске: «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою

страну, нельзя считать себя культурным человеком».

Чтение и объяснение смысла высказывания.

2. Чтение вслух вводной статьи «Л.Н. толстой» в учебнике.

— Что нового узнали о писателе?

3. Знакомство с выставкой книг Л. Толстого.
метод: — чтение-рассматривание

  • Какая книга лишняя? Почему?
  • Что объединяет остальные книги? IV Новый материал:

1. Постановка учащимися учебных задач урока:

  • Познакомиться с особенностями новых жанров Л. Толстого (со сказкой и басней)
  • Научиться анализировать эти произведения
  • Совершенствовать навыки чтения.

2.Первичный синтез:

Чтение и анализ сказки «Два брата»

Цель: Дать целостное представление о содержании сказки.

Методические указания: выразительное чтение сказки цепочкой подготовленными

учащимися.

  • К какому жанру относится это произведение?
  • Кто главные герои?

3. Проверка восприятия сказки.

Цель: Проверить эмоциональное восприятие сказки. Выполнение заданий после текста.

  • К какому жанру относится это произведение?
  • Что такое сказка?

Сказка — это устный рассказ о чём то необычном, невероятном, фантастическом.

  • Понравилась ли сказка?
  • Чем понравилась?
  • Есть ли в сказке Л. Толстого волшебные чудеса, превращения? Какие?
  • Кто главные герои?
  • Почему ещё крепче стала любовь между братьями?

4. Вторичное чтение сказки.
Работа со сказкой по уровням:

  1. уровень: самостоятельное чтение сказки. Отметить в ней народные слова и выражения и объяснить их. (Учащиеся обращаются к толковому словарю в случае затруднений.) Составление вопросов товарищам.
  2. уровень: самостоятельное чтение сказки.

В тетради помещена часть сказки с пропущенными словами. Вписать по памяти недостающие слова:

В одном селе жили два брата, , . У старшего брата детей не было; у

младшего было детей. Жили братья так , что было на них

— О чём ведёт серьёзный разговор писатель с читателем?

III уровень: чтение сказки цепочкой вслух и отработка навыков чтения. Упражнение
на антиципацию.

Цель: совершенствовать правильность и беглость чтения

а) Задумал и .
зёрна не .
прожили они .
подивились, но .

б) Чтение предложения по номерам слов:

так, что, жили, любо, на, было, братья, смотреть, дружно, них.

— Просмотри каждое слово до конца и назови его целиком.

в) Из слов, данных на карточке, выбери те, которые ты встретил в тексте,
подчеркни их.

Пахали, хлеб сеяли, четверо детей, водный, поспел, играли, зёрна, семья, поровну, молодые, на помощь.

5. ^ Проверка самостоятельной работы.

Чтение сказки вслух, деление на части, составление плана,

а) — О чём говорится в начале сказки?

— Как жили братья? Зачитайте.

— Как озаглавить эту часть ( Дружба. Дружная жизнь братьев)

  • Что произошло однажды осенью?
  • Как это характеризует братьев?
  • Как озаглавить эту часть? (Взаимопомощь братьев. Забота братьев друг о друге).
  • Чем заканчивается сказка?
  • Как озаглавим третью часть? (Любовь между братьями стала ещё крепче. Счастливая жизнь братьев).

б) сравнение плана на доске с планом в тетради. На доске: 1. Дружба.

  1. Взаимопомощь братьев.
  1. Любовь между братьями стала ещё крепче. В тетради: 1. Дружная жизнь братьев.
  1. Забота братьев друг о друге.
  2. Помощь сестре.
  3. Счастливая жизнь братьев.

— Какая ошибка есть в плане и где она?

  1. Отчёт по самостоятельной работе по уровням.
  2. Обобщающая беседа:

— Почему ещё дружнее стали жить братья?

Забота братьев друг о друге и членах их семей, дружба, взаимовыручка, взаимопомощь, уважение, любовь сделали их счастливыми. ^ Методические указания: учащиеся читают пословицы и доказывают соответствие их идейному содержанию сказки.

На доске пословицы: Дружба и братство дороже богатства.

Старый друг лучше новых двух. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

а) чтение и выяснение смысла пословиц;

б) запись подходящей к сказке пословицы в тетрадь.
V Чтение учителем басни «Белка и волк»

1. Подготовка к восприятию басни.

Цель: Дать целостное представление о содержании басни. Беседа:

Басня — это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение.

  • Каких баснописцев вы знаете? И. Крылов, С. Михалков, Эзоп.
  • Какие басни читали? Кто их автор?
  1. Первичное восприятие басни: Чтение басни учителем.
  2. Проверка восприятия:
  • Понравилась ли басня?
  • Кто в ней понравился?

4. Самостоятельное чтение басни.
Методические указания:

III уровень: — Зачитать, почему Волк отпустил Белку?

II уровень: — Кто оказался хитрее? Почему?

I уровень: Кто из героев произносит мораль басни? Зачитайте.

Подготовиться к чтению по ролям.

  1. ^ Групповой и индивидуальный отчёт по заданиям.
  2. Чтение басни по ролям.

Методические указания: в ходе чтения басни отрабатывается выразительность чтения

— Каким тоном будете читать слова Белки и Волка? Формулировка исполнительских задач.

^ Методические указания: использование памятки:

а) Представь себе то, о чём читаешь, подумай, какое чувство можешь передать
при чтении.

б) Читай чётко слова и окончания.

в) Выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.

г) Выбери речевые средства выразительности: тон и темп, выдели паузы,
ударения.

  1. ^ Анализ исполнения.
  2. Самостоятельная работа в тетради.Методические указания: ответы на вопросы в тетради. Доказывай, перечитывая текст в учебнике.

— Как автор рисует персонажей басни? Запиши.

— Подчеркни разным цветом слова, которые говорят о хорошем
человеке и о плохом.

Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе Злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

9. Проверка работы в тетради. Самоанализ.
10.Сравнение и сопоставление сказки и басни.

Методические указания: учитель учит составлять тексты — рассуждения.

  • Что общего между сказкой и басней?
  • Чем они отличаются друг от друга?

Сказки бывают литературные и авторские, а басни только авторские. В баснях содержится скрытый смысл и высмеиваются недостатки людей. Они всегда поучают и содержат мораль. Сказки наполнены фантастическим содержанием. У каждого народа свои сказки, которые передаются от старших к младшим, из поколения в поколение.

1. Беседа:

  • С какими жанрами познакомились на уроке?
  • Кому показались задания трудными?
  • Что в них трудного было?
  • Справились ли мы с задачами урока?
  • Что вы хотели узнать на следующем уроке?

2. Выставление отметок с комментированием.

VII. Домашнее задание по уровням, по желанию с учётом уровня обученности:

I уровень: пересказ сказки с творческим заданием.

II уровень: выполнить задания в тетради к сказке «Два брата»;

пересказ сказки по плану и нахождение присказки.

источник

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор Зубова Р.А.
Дата 09.05.2014
Формат doc
Изображения Есть

Ход урока:

  1. Организационный момент

— Вот и прозвенел звонок, начинается урок! — Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке? (Да!)

II. Стадия вызова

  1. Проверка домашнего задания

а) Фронтальный опрос — Какое произведение читали на прошлом уроке? ( «Чиж и Голубь») — Кто автор? (А.И.Крылов) — Определите жанр произведения. (басня) — Что такое басня? (Это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни). б) Самостоятельное «тихое чтение» басни. — Найдите и процитируйте строчки, где заключена мораль басни (главная мысль). («Вперед чужой беде не смейся, Голубок») — Как вы понимаете смысл этих слов? — Приведите примеры из жизни, когда можно было употребить эти слова? — Как нужно читать последнюю строчку? в) Выразительное чтение басни. (оценка чтения учащимися; оценка чтения учителем) 2. Приём «Ассоциация»(На доске портрет писателя) — Какие ассоциации возникают, когда вы смотрите на портрет этого человека? (В процессе диалога составляется такая схема).

Л.Н.Толстой

писатель
рассказы сказки басни

— Проведём логические цепочки, это поможет нам рассказать о человеке, который изображен на портрете. Вывод: Продолжим изучение произведений писателя. 3.Сообщение темы урока: — Сегодня мы будем читать произведение Л.Толстого « Белка и волк». Басня. — Что вы должны знать при работе над произведением? Выслушиваются ответы учащихся (название произведения, его автора, содержание произведения). — Чему должны научиться? Выслушиваются ответы учащихся (определять тему произведения, главную мысль, оценивать героев произведения). Молодцы, ребята! Вы верно определили цели изучения нового материала на уроке.

  1. Стадия осмысления
  1. Приём «Предположение»

— Посмотрите на рисунок, определите тему басни (демонстрация на экране — рисунки белки и волка). Вывод: О животных. — Почему Л.Н.Толстой так назвал свою басню? Что может произойти в басне с таким названием? 2. Прием «Чтение с остановками» ( Учебник О.В. Кубасова «Любимые страницы», 3 класс, ч.2, с.18) — Чтение текста до слов «Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала…» — Как вы думаете, что сказала белка, отчего они так веселы? После 2-й остановки (в конце басни): — Случайно ли Л.Толстой подобрал именно таких героев, как белка и волк? — Какие недостатки людей высмеиваются в этой басне? 3.Чтение и анализ басни. Какими вы представляете действующих лиц басни? — Прочитайте, какими словами в басне раскрывает Л. Толстой черты характера белки и волка. 4.Прием «Сводная таблица» Для сравнения и анализа характера героев, воспользуемся таблицей и составим её. -Индивидуальная работа в тетрадях. -Проверка работы. (Обсуждение)

Белка Линия сравнения Волк добрая веселая игривая умная

характер злой скучный глупый

— Где заключен главный смысл басни, в каких строках? Прочтите. Объясните, как вы понимаете. (Не нужно быть злым человеком, т.к. ему и окружающим будет скучно. Доброму всегда жить веселее, легче.) — Какие недостатки людей высмеиваются в этой басне? 5. Выразительное чтение басни Л.Толстого по ролям. слова автора — слова белки — слова волка — — Верно ли переданы образы? — Какова сила воздействия чтения на слушателя?

IY. Стадия рефлексия

  1. Прием «Синквейн»

— А теперь давайте проявим творчество — напишем синквейн по теме сегодняшнего урока. (Учитель напоминает учащимся что это за литературный прием и правила составления синквейна). — К какому жанру относится прочитанное нами произведение? (басня) — Объявляется конкурс на лучший синквейн к слову басня. — Работа выполняется в малых группах. — После написания заслушиваются работы, выделяются лучшие работы.

учит, осуждает, подсказывает

Басня учит мудрости жизни.

мораль

  1. Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения.

Мне удалось … Меня удивило… Мне понравилось… Я порадовался за … Я могу похвалить себя за … Мне было бы интересно ещё узнать… На следующих уроках мы продолжим знакомство с творчеством писателя и его произведениями. — С каким настроением заканчиваете урок? — Оценки. 3. Домашнее задание: с.18, выразительное чтение и проиллюстрировать басню. — Спасибо за работу!

источник

Литературное чтение в 3 классе. Тема. Л. Толстой сказка «Два брата»»

Цель: познакомить и расширить знания учащихся с разножанровыми произведениями (басней и сказкой) Л. Толстого для детей и их особенностями. Отрабатывать навык чтения вслух и про себя, совершенствовать сознательность, правильность, беглость и выразительность чтения учащихся с учётом уровня обученности учащихся.

Расширять круг чтения учащихся путём знакомства с художественными произведениями: сказкой и басней.

Развивать логическую связную речь, внимание, мышление учащихся.

Формировать нравственные представления о добре, зле, милосердии, о толерантных взаимоотношениях между людьми.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс Л.А. Ефросинина, тетрадь «Литературное чтение», портрет Л. Толстого, оформленная доска.

Литература: Методическое пособие «Литературное чтение в 3 классе», М. «Вентана-граф», 2004 с. 156. Львов М.Р., Горецкий В.Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия. 2000

1. Артикуляционная гимнастика.

Цель: Развитие гибкости и подвижности языка, губ, нижней челюсти для правильного, ясного и чистого произношения звуков.

а) упражнение «Колечко» (5 раз)

Загни язык назад так, чтобы он был похож на колечко. Уздечка под языком должна быть натянута. Верни язык в обычное положение.

Представь себе, что ты змея и во рту у тебя не язык, а жало. Высунь напряжённый язык с острым кончиком вверх как можно дальше.

в) упражнение «Хоботок» (5 раз)

Изо всех сил сожми губы в маленький кружок и вытяни их вперёд. Подвигай этим «хоботком» влево, вправо, вверх, вниз, а потом по кругу слева направо и справа налево.

2. ^ Упражнение на развитие поля чтения.

Цель: Развитие зрительного восприятия, беглости чтения, расширение поля чтения.

15 6 16 9 14
1 8 20 24 2
18 22 10 21 12
17 11 23 5 25
7 4 13 19 3

Памятка: 1) Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая карандашом.

2) Старайся запомнить расположение сразу двух следующих друг за другом чисел.

3. ^ Интонационное упражнение.

Цель: Работать над качеством голоса: гибкостью, силой, высотой, скоростью

чтения, определение тона чтения.

Белка с ветки в свой домишко / спокойно

Белка шишку уронила, / взволнованно и быстро

Застонал ,/ заохал Мишка — / медленно и грустно

Цель: Вспомнить ранее изученные произведения Л. Толстого. Расширить знания учащихся о писателе, его творчестве.

^ Методические указания: учащиеся высокого уровня обученности читают отрывки

из ранее изученных произведений, а остальные ребята угадывают фамилию автора, название произведения, жанр.

а) Народ у неё спрашивает: «Какая же твоя мама?»

А девочка сквозь слёзы говорит: «Моя мама та, что лучше всех».

б) Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он
велел принести веник и говорит: «Сломайте»

в) Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла к матери: «Ну, матушка, я
двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый».

  • Из каких произведений эти отрывки?
  • Кто их автор? Что вы о нём знаете?

Обобщение: Л.Н. толстой писал повести, рассказы, сказки, очерки, научно-популярные статьи и поместил их в учебные книги «Азбука» (1872г.), «Новая азбука» (1875г.), «Русская книга для чтения» (1875г.), в которых раскрыл перед крестьянскими детьми многообразие жизни, создал живые характеры людей, воссоздал картины русской природы. Произведения Льва Николаевича развивают наблюдательность, смекалку, расширяют кругозор детей. Язык его детских рассказов по-настоящему народен, прост, изобразителен.

^ Текст записан на доске: «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою

страну, нельзя считать себя культурным человеком».

Чтение и объяснение смысла высказывания.

2. Чтение вслух вводной статьи «Л.Н. толстой» в учебнике.

— Что нового узнали о писателе?

3. Знакомство с выставкой книг Л. Толстого.
метод: — чтение-рассматривание

  • Какая книга лишняя? Почему?
  • Что объединяет остальные книги? IV Новый материал:

1. Постановка учащимися учебных задач урока:

  • Познакомиться с особенностями новых жанров Л. Толстого (со сказкой и басней)
  • Научиться анализировать эти произведения
  • Совершенствовать навыки чтения.

2.Первичный синтез:

Чтение и анализ сказки «Два брата»

Цель: Дать целостное представление о содержании сказки.

Методические указания: выразительное чтение сказки цепочкой подготовленными

учащимися.

  • К какому жанру относится это произведение?
  • Кто главные герои?

3. Проверка восприятия сказки.

Цель: Проверить эмоциональное восприятие сказки. Выполнение заданий после текста.

  • К какому жанру относится это произведение?
  • Что такое сказка?

Сказка — это устный рассказ о чём то необычном, невероятном, фантастическом.

  • Понравилась ли сказка?
  • Чем понравилась?
  • Есть ли в сказке Л. Толстого волшебные чудеса, превращения? Какие?
  • Кто главные герои?
  • Почему ещё крепче стала любовь между братьями?

4. Вторичное чтение сказки.
Работа со сказкой по уровням:

  1. уровень: самостоятельное чтение сказки. Отметить в ней народные слова и выражения и объяснить их. (Учащиеся обращаются к толковому словарю в случае затруднений.) Составление вопросов товарищам.
  2. уровень: самостоятельное чтение сказки.

В тетради помещена часть сказки с пропущенными словами. Вписать по памяти недостающие слова:

В одном селе жили два брата, , . У старшего брата детей не было; у

младшего было детей. Жили братья так , что было на них

— О чём ведёт серьёзный разговор писатель с читателем?

III уровень: чтение сказки цепочкой вслух и отработка навыков чтения. Упражнение
на антиципацию.

Цель: совершенствовать правильность и беглость чтения

а) Задумал и .
зёрна не .
прожили они .
подивились, но .

б) Чтение предложения по номерам слов:

так, что, жили, любо, на, было, братья, смотреть, дружно, них.

— Просмотри каждое слово до конца и назови его целиком.

в) Из слов, данных на карточке, выбери те, которые ты встретил в тексте,
подчеркни их.

Пахали, хлеб сеяли, четверо детей, водный, поспел, играли, зёрна, семья, поровну, молодые, на помощь.

5. ^ Проверка самостоятельной работы.

Чтение сказки вслух, деление на части, составление плана,

а) — О чём говорится в начале сказки?

— Как жили братья? Зачитайте.

— Как озаглавить эту часть ( Дружба. Дружная жизнь братьев)

  • Что произошло однажды осенью?
  • Как это характеризует братьев?
  • Как озаглавить эту часть? (Взаимопомощь братьев. Забота братьев друг о друге).
  • Чем заканчивается сказка?
  • Как озаглавим третью часть? (Любовь между братьями стала ещё крепче. Счастливая жизнь братьев).

б) сравнение плана на доске с планом в тетради. На доске: 1. Дружба.

  1. Взаимопомощь братьев.
  1. Любовь между братьями стала ещё крепче. В тетради: 1. Дружная жизнь братьев.
  1. Забота братьев друг о друге.
  2. Помощь сестре.
  3. Счастливая жизнь братьев.

— Какая ошибка есть в плане и где она?

  1. Отчёт по самостоятельной работе по уровням.
  2. Обобщающая беседа:

— Почему ещё дружнее стали жить братья?

Забота братьев друг о друге и членах их семей, дружба, взаимовыручка, взаимопомощь, уважение, любовь сделали их счастливыми. ^ Методические указания: учащиеся читают пословицы и доказывают соответствие их идейному содержанию сказки.

На доске пословицы: Дружба и братство дороже богатства.

Старый друг лучше новых двух. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

а) чтение и выяснение смысла пословиц;

б) запись подходящей к сказке пословицы в тетрадь.
V Чтение учителем басни «Белка и волк»

1. Подготовка к восприятию басни.

Цель: Дать целостное представление о содержании басни. Беседа:

Басня — это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение.

  • Каких баснописцев вы знаете? И. Крылов, С. Михалков, Эзоп.
  • Какие басни читали? Кто их автор?
  1. Первичное восприятие басни: Чтение басни учителем.
  2. Проверка восприятия:
  • Понравилась ли басня?
  • Кто в ней понравился?

4. Самостоятельное чтение басни.
Методические указания:

III уровень: — Зачитать, почему Волк отпустил Белку?

II уровень: — Кто оказался хитрее? Почему?

I уровень: Кто из героев произносит мораль басни? Зачитайте.

Подготовиться к чтению по ролям.

  1. ^ Групповой и индивидуальный отчёт по заданиям.
  2. Чтение басни по ролям.

Методические указания: в ходе чтения басни отрабатывается выразительность чтения

— Каким тоном будете читать слова Белки и Волка? Формулировка исполнительских задач.

^ Методические указания: использование памятки:

а) Представь себе то, о чём читаешь, подумай, какое чувство можешь передать
при чтении.

б) Читай чётко слова и окончания.

в) Выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.

г) Выбери речевые средства выразительности: тон и темп, выдели паузы,
ударения.

  1. ^ Анализ исполнения.
  2. Самостоятельная работа в тетради.Методические указания: ответы на вопросы в тетради. Доказывай, перечитывая текст в учебнике.

— Как автор рисует персонажей басни? Запиши.

— Подчеркни разным цветом слова, которые говорят о хорошем
человеке и о плохом.

Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе Злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

9. Проверка работы в тетради. Самоанализ.
10.Сравнение и сопоставление сказки и басни.

Методические указания: учитель учит составлять тексты — рассуждения.

  • Что общего между сказкой и басней?
  • Чем они отличаются друг от друга?

Сказки бывают литературные и авторские, а басни только авторские. В баснях содержится скрытый смысл и высмеиваются недостатки людей. Они всегда поучают и содержат мораль. Сказки наполнены фантастическим содержанием. У каждого народа свои сказки, которые передаются от старших к младшим, из поколения в поколение.

1. Беседа:

  • С какими жанрами познакомились на уроке?
  • Кому показались задания трудными?
  • Что в них трудного было?
  • Справились ли мы с задачами урока?
  • Что вы хотели узнать на следующем уроке?

2. Выставление отметок с комментированием.

VII. Домашнее задание по уровням, по желанию с учётом уровня обученности:

I уровень: пересказ сказки с творческим заданием.

II уровень: выполнить задания в тетради к сказке «Два брата»;

пересказ сказки по плану и нахождение присказки.

источник