Меню Рубрики

Анализ пособий по беременности и родам

Пособие по беременности и родам (или, как его часто называют, «декретные») является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Разберемся, кому и в каком размере положена декретная выплата, какова продолжительность и особенности ее получения.

Важно понимать, что на декретные могут рассчитывать только женщины (в отличие от пособия по уходу за ребенком). Все категории получателей пособия по беременности и родам в 2019 году перечислены в Федеральном законе от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». К ним относятся женщины:

безработные (уволенные в связи с ликвидацией организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными)

обучающиеся по очной форме обучения

проходящие военную службу по контракту

усыновившие ребенка и относящиеся к вышеперечисленным категориям

Если женщина одновременно получает право на пособие по уходу за ребенком и пособие по беременности и родам, она может выбрать лишь одно из этих пособий

Обратите внимание: пособие по беременности и родам в 2019 году выплачивается только за период одноименного отпуска. Это значит, что если женщина не воспользуется правом на указанный отпуск и продолжит работать (и, соответственно, получать заработную плату), то пособие ей не положено. Работодатель в данной ситуации не вправе предоставить женщине сразу два вида выплат: и зарплату, и пособие. Следовательно, за дни работы будет выплачена заработная плата. Как только женщина решит воспользоваться правом на отпуск по беременности и родам и он будет оформлен, выплата зарплаты прекратится и работодатель начислит пособие.

Пособие по беременности и родам выплачивается по месту работы, службы или иной деятельности. Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, пособие выплачивается органами соцзащиты по месту жительства (месту фактического пребывания или фактического проживания).

Обратите внимание: если сотрудница является совместителем и в течение двух предшествующих лет трудилась у одних и тех же работодателей, то пособие по беременности и родам в 2019 году ей платят оба работодателя.

Пособие по беременности и родам выплачивается за счет средств ФСС .

Перечень необходимых документов приведен в Федеральном законе от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Вам понадобятся:

заявление о назначении пособия (составляется в свободной форме)

справка о сумме заработка для расчета пособия

Документы для получения пособия по беременности и родам в 2019 году можно направить в электронной форме, а также почтой — в последнем случае предоставляются не оригиналы, а заверенные копии

При обращении за декретными выплатами важно не пропустить срок подачи документов — шесть месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.

После того, как женщина предоставит пакет необходимых документов, страхователь в течение десяти календарных дней назначает ей пособие. Если пособие по беременности и родам платит работодатель, то оно выдается вместе с ближайшей зарплатой. Если же пособием обеспечивают органы соцзащиты, то выплата осуществляется почтой либо через банк не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем приема документов. Соблюсти сроки назначения и выплаты пособия по беременности и родам поможет производственный календарь.

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска.

Размер декретных выплат зависит от статуса получательницы:

Работающие женщины получают пособие в размере 100% среднего заработка

Уволенные в связи с ликвидацией организации – в размере 300 рублей

Студентки – в размере стипендии

Военнослужащие-контрактницы – в размере денежного довольствия

Если стаж застрахованной женщины составляет менее шести месяцев, она может рассчитывать на пособие в размере не выше МРОТ (с 1 января 2019 года – 11 280 рублей)

С 2013 года женщинам не предоставляется право выбора порядка расчета пособия

Пособие по беременности и родам рассчитывается исходя из среднего заработка и не зависит от стажа сотрудницы (в отличие от пособия по временной нетрудоспособности). Для удобства расчет пособия можно представить в виде следующей схемы:

доходы за 2 календарных года
(предшествующих году наступления декрета)
делим на
количество дней в этом периоде
умножаем на
количество дней декрета

Во-первых, средний заработок за каждый из двух календарных лет не должен превышать определенного максимума. Этот максимум законодательно установлен – предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС за соответствующий год. В 2017 году эта сумма составляла 755 000 рублей, в 2018 году – 815 000 рублей. То есть при расчетах по каждому году нужно использовать ту сумму, которая меньше.

Во-вторых, величина среднего дневного заработка (то есть частного от деления доходов за два года на количество дней) теперь законодательно ограничена . Допустимый максимум определяется так: берём предельные базы для начисления взносов в ФСС за два предшествующих декрету года, складываем и полученную сумму делим на 730.

В-третьих, из общего количества календарных дней в двухлетнем периоде следует исключить:

Периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком

Период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на сохраняемую заработную плату за этот период НЕ начислялись страховые взносы

В-четвертых, если в течение двух предшествующих декрету лет сотрудница брала отпуск по беременности и родам или по уходу за ребенком, то эти периоды, как видим, будут исключены из подсчетов. Однако женщине в этом случае предоставлено право заменить такие периоды (один год или оба) предшествующим годом (двумя годами), дабы это привело к увеличению размера декретных выплат.

источник

Порядок расчета пособия по беременности и родам в 2019 году останется неизменным, таким же, как и в прошлом году – исходя из среднего заработка за 2 календарных года, но с учетом новых лимитов (предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС). Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам.

Пособие по беременности и родам положено только:

  • работающим женщинам;
  • женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций;
  • обучающимся по очной форме обучения на платной или бесплатной основе;
  • проходящим военную службу по контракту.

Неработающие женщины права на эту выплату не имеют. О том, какие выплаты положены безработным матерям и домохозяйкам читайте в статье «Какие выплаты полагаются неработающим беременным и безработным матерям».

Работающим женщинам пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка. В средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года включительно.

Какие суммы входят в расчет, что берется в числитель? Это ваша заработная плата, премии, отпускные, материальная помощь свыше 4 000 рублей, командировочные, компенсация за неиспользованный отпуск и т.п.

Что НЕ входит в расчет? Необлагаемые взносами выплаты – выплаты по больничным листам, пособия, выплаты при рождении ребенка не более 50 000 рублей, материальная помощь менее 4 000 рублей и т.п.

При этом средний заработок (СЗ) за каждый год учитывается в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования:

  • за 2018 год – 815 000 рублей.
  • за 2017 год – 755 000 рублей.
  • за 2016 год – 718 000 рублей.
  • за 2015 год – 670 000 рублей.
  • за 2014 год – 624 000 рублей.
  • за 2013 год – 568 000 рублей.
  • за 2012 год – 512 000 рублей.
  • за 2011 год – 463 000 рублей.
  • за все предыдущие годы, до 2011 года эта величина составляет – 415 000 рублей.

Если общий заработок за год будет больше предельной величины, то расчет ограничивается указанной страховой суммой. Например, доход за 2017 год составил 760 000 рублей, это больше установленной величины, поэтому в расчет будет браться сумма 755 000 р.

Чтобы определить средний дневной заработок (СДЗ) для исчисления пособия по беременности и родам необходимо взять начисленный заработок, на который начислялись страховые взносы за два календарных года, до года ухода в декрет. Так, если отпуск наступает в 2019 году, то в расчет берется период с 1 января 2017 по 31 декабря 2018 года, то есть весь 2017 и весь 2018 годы. Заработок, полученный в 2019 году в расчёт декретных входить не будет.

Сумму заработка за 2 года при расчете пособия по беременности и родам в 2019 году необходимо делить на число календарных дней в этом периоде (календарные дни за 2017 и 2018 года составляют 730), за исключением календарных дней, приходящихся на исключаемые периоды.

Исключаемые периоды. При расчете пособия по беременности и родам, предусмотрено исключение календарных дней, приходящиеся на следующие периоды:

  • периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
  • период освобождения от работы с сохранением (полностью или частично) заработка, если на него страховые взносы не начислялись.

Важно! Если женщина в расчетном периоде брала отпуск без сохранения заработной платы (отпуск за свой счет), то такие дни НЕ исключаются из расчетного.

Таким образом, в знаменателе для исчисления пособий могут быть дни от 1 до 730 (365 дней в 2017 году + 365 дней в 2018). Это число может быть и 732, если женщина для расчета декретных выплат возьмет два високосных года (заменит, например, 2017 год на високосный 2012, а 2018 год на високосный 2016).

При расчете пособия по беременности и родам женщина имеет право заменить год (года) на любые предшествующие. Если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, либо в одном из указанных годов женщина находилась в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по ее заявлению могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Например, если в 2017-2018 году хотя бы часть времени падает на отпуск по беременности и родам и (или) по уходу за ребенком, то женщина может написать заявление о включении в расчет одного и/или двух более ранних лет, например 2015-2016.

Алгоритм расчета пособия для женщин, которые уходят в отпуск по беременности и родам в 2019 году: СДЗ=(СЗ_2018 + СЗ_2017) / (730 — исключаемые календарные дни) * 140.

  1. Необходимо подсчитать сумму начислений, облагаемых взносами в ФСС за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по БиР (то есть за 2017 (с 1 января по 31 декабря 2017) и 2018 (с 1 января по 31 декабря 2018 года)).
  2. Средний заработок за каждый год учитывается в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС — 755 000 (2017) и 815 000 (2018) рублей.
  3. Полученные данные суммируются и делятся на 730 минус исключаемые периоды. СДЗ=(СЗ_2017 + СЗ_2018) / 730 минус исключаемые календарные дни.
  4. Величина среднего дневного заработка (СДЗ) законодательно ограничена. Допустимый максимум СДЗ определяется как сумма предельной базы за каждый год разделенная на 730. В 2019 году СДЗmax=(815000+755000)/730=2150,68 руб. Больше этого значения для расчёта пособия брать нельзя.
  5. Итоговая сумма к выплате определяется путем умножения среднего дневного заработка, на количество календарных дней по листку нетрудоспособности (например, 140).

Максимальное пособие по беременности и родам в 2019 году составляет 301095,20 р, исходя из максимума СДЗ и календарных дней по листку нетрудоспособности: 2150,68*140=301095,20 р.

Пособие по беременности и родам в минимальном размере рассчитывается из МРОТ (минимальный размер оплаты труда) и выплачивается женщине, которая проработала менее 2 лет с низкой заработной платой или вообще не имела заработка за этот период.

Минимальное пособие по беременности и родам с 1 января 2019 г. составляет 51 919 рублей 00 копеек., так как МРОТ с 1 января 2019 увеличен до 11280 рублей в месяц.

Расчет минимального пособия: (11 280*24)/730=370,85 руб.*140 дней = 51 919,00 руб.

Если женщина имеет страховой стаж менее 6 месяцев, то пособие выплачивается в размере, не превышающем за календарный месяц МРОТ, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, это пособие выплачивается с учетом районного коэффициента.

Пример расчета пособия по беременности и родам для самостоятельного расчета исходя из среднего заработка

Вариант 1. У женщины с 17 января 2019 г. наступает отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней. Заработок в среднем составляет 45 000 рублей. Расчет пособия должен быть произведен за 2 календарных года, предшествующих году, на который приходится отпуск по беременности и родам. Расчетный период составят 2017 и 2018 гг. За указанный период учитываемые выплаты составили: за 2017 г. – 535 000 руб. и за 2018 г — 547 000 руб. За время работы женщина отпуск за свой счет и больничные не брала. Суммы не превышают величину предельной базы. Поэтому выплата по БиР составит: (535 000 + 547 000)/730*140 = 207 506,60 руб.

Вариант 2. Возьмем условия, когда женщина в 2017 году болела 22 дня, а в 2018 году брала 14 дней отпуска за свой счет. Числитель: 530 000 + 505 000 = 1 075 000. Знаменатель: 730 минус 22 = 708 (дни за свой счет не исключаются). Пособие по БиР составит: (530 000+505 000)/708*140 = 204 660,40 руб.

Вариант 3. У женщины заработок за каждый год составил больше величины предельной базы для начисления страховых взносов. В 2017 году оклад составил 65 000, в 2018 году средний заработок увеличился до 70 000. Исключаемых периодов не было. Для расчета пособия по беременности и родам берем максимальную величину базы: СДЗ = (755000+815000) /730*140 Пособие по БиР составит максимальную выплату: 301 095,20 рублей.

Вариант 4. Женщина устроилась на работу с сентября 2016 (это её первое место работы). Заработок в среднем составляет 45 000 рублей. У неё с 25 декабря 2018 г. наступает отпуск по беременности и родам продолжительностью 140 календарных дней. Так как отпуск начинается в 2018 году, расчетный период будет — 2016 и 2017. Но у женщины нет полных двух отработанных лет. Исключаемых дней нет. Поэтому пособие по БиР составит: (180 000 + 540 000)/730*140 = 138 082,00 руб. Но женщина, имея на руках больничный лист может написать заявление на отпуск по беременности и родам позже даты, указанной в листке нетрудоспособности, например с 1 января 2019 года. А с 25 по 31 декабря 2018 года она продолжает работать. В данном случае расчетный период будет — 2017 и 2018 года, а декретный отпуск сократится на 7 дней. Поэтому сумма выплаты по БиР составит: (540 000+540 000)/730*133 = 196 766,85 рублей.

Для назначения и выплаты пособий по беременности и родам женщина представляет следующие документы:

  • листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по установленной форме. Причем сделать это необходимо не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. При обращении за пособием по беременности и родам, по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Такими причинами являются: длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев; переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания; повреждение здоровья или смерть близкого родственника; иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд (приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 N 74).
  • справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), то есть если женщина в расчетном периоде работала в другой организации. В случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем либо по иным причинам, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособием по беременности и родам справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения пособия, данное пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя сведений и документов. После представления застрахованным лицом указанной справки (справок) о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка (ч. 2.1 ст.15).
  • в случае, если расчет пособия по беременности и родам будет произведен по одному из последних мест работы по выбору женщины (по одному листку нетрудоспособности), то необходимо предоставить справку от другого страхователя о том, что назначение и выплата данного пособия этим страхователем (работодателем) не осуществляется.

Пособие по беременности и родам назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. При обращении за пособием по беременности и родам, по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Такими причинами являются: длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев; переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания; повреждение здоровья или смерть близкого родственника; иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд (приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 N 74).

Выплата государственного пособия по беременности и родам работающим женщинам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

За счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых образовательным учреждениям начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, — женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования.

Читайте также:  Анализ на кота при беременности

Работодатель назначает пособие по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения женщины за его получением со всеми необходимыми документами. Выплата пособия по беременности и родам осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы (Часть 1, статьи 15, 255-ФЗ).

Назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица. Размер пособия по беременности и родам не может превышать указанный максимальный размер данного пособия по каждому месту работы:

  1. Если женщина на момент наступления отпуска по беременности и родам занята у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах была занята у тех же страхователей, то пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по всем местам работы (службы, иной деятельности) (ч.2 ст.13 №255-ФЗ). То есть, пособие по беременности и родам возможно получить по нескольким больничным листам (на основном месте работы и по совместительству). При этом пособие выплачивается каждым работодателем без учета заработка у других страхователей. В данном случае справку о начислениях от другого страхователя предоставлять не надо.
  2. Если женщина на момент наступления отпуска по беременности и родам занята у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах была занята у других страхователей (другого страхователя), пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по одному из последних мест работы по выбору застрахованного лица (ч.2.1 ст.13 №255-ФЗ). В данном случае расчет больничного будет произведен по одному листку нетрудоспособности по одному месту работы с учетом всех доходов, включая суммы заработка, полученного от другого работодателя. То есть, необходимо взять справку о начислениях за предыдущие 2 года. Однако в данном случае размер среднего дневного заработка будет «обрезаться» предельной величиной.
  3. Если женщина на момент наступления отпуска по беременности и родам занята у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах была занята как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособие по беременности и родам назначается и выплачивается либо по всем местам работы исходя из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо страхователем по одному из последних мест работы по выбору застрахованного лица (ч.2.2 ст.13 №255-ФЗ). То есть, у женщины есть выбор получать пособие у каждого работодателя (каждый считает только по своим начислениям и со своими ограничениями, установленными на каждый год) или получить пособие по одному месту работы с учетом всех доходов (по всем справкам), но с одним ограничением предельной величины.

источник

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:
1. Договор о Евразийском экономическом союзе: [подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.: по состоянию на 08 мая 2015 г.). // СПС «Консультант Плюс».
2. Конституция Российской Федерации: [принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием: с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Российская газета. – 1993.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: [федер. закон № 197-ФЗ: принят Гос. Думой 30 декабря 2001 г.: по состоянию на 30 декабря 2015 г.]. // Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации: [федер. закон № 63-ФЗ: принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: по состоянию на 30 декабря 2015 г.]. // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – № 25. – Ст. 2954.
5. О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий: [постановление правительства Российской Федерации: утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 20 от 13 января 2009 г.]. Собрание законодательства РФ. – 19.01.2009. – № 3. – Ст. 417.
6. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: [федер. закон № 81-ФЗ: принят Гос. Думой 19 мая 1995 г.: по состоянию на 29 декабря 2015 г.]. // Собрание законодательства РФ. – 22.05.1995. – № 21. – Ст. 1929.
7. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: [федер. закон № 256-ФЗ: принят Гос. Думой 29 декабря 2006 г.: по состоянию на 30 декабря 2015 г.]. // Собрание законодательства РФ. – 01.01.2007. – № 1 (1 ч.). – Ст. 19.

8. О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий: [постановление Правительства Российской Федерации: утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 862 от 12 декабря 2007 г.: по состоянию на 09 сентября 2015 г.]. // Собрание законодательства РФ. – 17.12.2007. – 51. – ст. 6374.
9. Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию: [федер. закон № 255-ФЗ: принят Гос. Думой 20 декабря 2006 г.: по состоянию на 09 марта 2016 г.]. // Собрание законодательства РФ. – 01.01.2007. – №1 (1 ч.). – Ст. 18.
10. Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей: [приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 1012н: принят 2 декабря 2009 г.: по состоянию на 22 июля 2014 г.]. // Российская газета. – 27.01.2010. – № 15.

Судебная практика:
11. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 14.08.2013 по делу № 33-9179/2013 // СПС «Консультант Плюс».

Литература:
12. Алексий, П.В. Правовое регулирование порядка выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей // Закон и право. – 2012. – № 3. – С.11-13.
13. Афонина, А.В. Выплаты и льготы. Что вам должно государство? Ответы на все вопросы. – М.: Советы опытных людей, 2010. – 283 с.
14. Бороздина, Е.А., Здравомыслова, Е.А., Темкина А.А. Как распорядиться «материнским капиталом» или граждане в семейной политике // Социологические исследования. – 2012. – № 7. – С. 108-118.
15. Бекренева, Т. Материнский капитал – повод для мошенничества // Жилищное право. – 2012. – № 4. – С. 57-64.
16. Васильева, Ю.А. Положительные и отрицательные стороны «нового» порядка расчеты пособий по материнству // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2012. – № 1. – С. 55-57.
17. Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: учебник. – М.: Академия, 2014. – 343 с.
18. Гордюнина, С.В. Сто вопросов и ответов для будущей мамы. – М.: Октопус, 2010. – 234 с.
19. Горшков, А.В. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2011. – 322 с.
20. Гусева, Т.С. Право социального обеспечения в России. Учебное пособие / Т.С.Гусева. – М.: Юркомпани, 2010. – 379 с.
21. Гусева, Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы. Дисс… докт. юрид. наук. – М., 2012. – 345 с.
22. Долженкова, Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. – М.: Юрайт, 2012. – 187 с.
23. Иванова, А.А. Семья как объект государственной семейной политики в трансформируемом российском обществе // Власть. – 2013. – № 3 – С. 55-58.
24. Карданова, И.В. К вопросу о государственных пособиях и их роли в повышении рождаемости // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2013. – № 2. – С. 87-92.
25. Комаров, И. Всегда ли законны сделки с использованием материнского капитала? // Жилищное право. – 2013. – № 12. – С. 103-112.
26. Корсаненкова, Ю.Б. Социальная поддержка семей с детьми: реальность и перспективы. – М.: Волтерс Клувер, 2013. – 208 с.
27. Куликова, Н.А., Березина В.Ю. Материнский капитал как мера стабилизации демографической стабилизации в России // Социальное и пенсионное право. – 2012. – № 2. – С. 11-14.
28. Маслова, Т.А. Материнский капитал: как получить и распорядиться. – М.: Библиотечка Российской газеты, 2014. – 169 с.
29. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2014. – 324 с.
30. Негребецкая, О.В. Пособие по беременности и родам // Зарплата. – 2012. – № 5. – С. 19-21.
31. Семенихин, В.В. Пособия: родовые сертификаты и материнский капитал // Гражданин и право. – 2012. – №1. – С.12.
32. Сергеева, Т.Ю. Все о пособиях на детей. Ответы на все вопросы. – М.: Народный адвокат, 2011. – 215 с.
33. Снежко, О.А. Защита социальных прав граждан: теория и практика. – М.: Инфра-М, 2014. – 309 с.
34. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров. 2 изд. – М.: Юрайт, Гарант, 2013. – 575 с.
35. Фролкин, П.П., Мауталиев, Р.В. Государственная политика по социальной защите материнства и детства в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Информационная безопасность регионов. – 2012. – № 1. – С. 106-109.
36. Шайхатдинов, В.Ш. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013. – 311 с.
37. Шувалова, Н. Развитие законодательства о государственных пособиях гражданам, имеющим детей // Российское государство и право. – 2001. – №.4. – С. 23-26.

источник

студент 4 курса, юридического факультета, ФГБОУ ВО «Оренбургский ГАУ»,

студент 4 курса, юридического факультета, ФГБОУ ВО «Оренбургский ГАУ»,

канд. юрид. наук, доцент, кафедра предпринимательского права и гражданского процесса, ФГБОУ ВО «Оренбургский ГАУ»,

В настоящее время все более актуален вопрос по получению женщинами пособий по беременности и родам. В 2017 году произошли существенные изменения в законодательстве Российской Федерации. Теперь взносы на выплаты по временной нетрудоспособности и материнству с 01.01.2017 администрирует Федеральная Налоговая Служба (ФНС), это закреплено в Налоговом кодексе РФ в главе 34, которая была введена Федеральным законом от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». Также была изменена справка о заработке за последние 2 года. Модифицированы формы документов, на основании которых Фонд социального страхования (далее – ФСС) компенсирует компаниям расходы на выплату социальных пособий.

В 2017 году была увеличена максимальная базовая величина до 755 000 рублей и женщины с 1 июля могут получать у врача электронные листки нетрудоспособности.

Целью пособия является возмещение женщине заработной платы на время отпуска по беременности и родам, и в связи с прекращением её трудовой деятельности. Так же оно направлено на охрану здоровья женщины, восстановления её здоровья после родов и воспитание ребенка первые месяцы после рождения.

В соответствие с законодательством Российской Федерации можно выделить следующие категории женщин, которые имеют право на получение пособия по беременности и родам:

  1. Подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  2. Из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, которые находятся на территориях иностранных государств;
  3. Уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката;
  4. Уволенные в связи с прекращением деятельности физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и лицензированию, в течение года, до дня признания их безработными;
  5. Обучающиеся по очной форме обучения на платной или бесплатной основе в образовательных организациях профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования и научных организациях;
  6. Проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах;
  7. Указанные в пунктах 1 — 6, при усыновлении ими ребенка в возрасте до трех месяцев [3].

В Российской Федерации в течение длительного времени, и особенно на современном этапе основной проблемой является демография страны. Нам представляется целесообразным предоставить прямую взаимосвязь демографии страны с пособиями по беременности и родам.

Так, на наш взгляд, главной проблемой данных пособий является размер выплат. Многие женщины не решаются рожать детей, так как знают, что те пособия, которые будут выплачены на период беременности и родов, очень малы. Они понимают, что им будет тяжело обеспечить себя, сидя дома без дохода. Данная проблема в особом смысле касается женщин индивидуальных предпринимателей, так как исходя из Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» выплаты пособия им на много меньше, чем другим категориям женщин.

Представляется, что женщина, которая не является юристом и не разбирается в правовых вопросах, не знает о существовании того или иного закона, решив заняться предпринимательской деятельностью и оформив надлежащие документы, может не знать о том, какие действия необходимо предпринять, чтобы при рождении ребенка не остаться без пособий.

В целях, на которое направлено пособие, а именно защита и охрана здоровья матери и ребенка, было бы правильно, чтобы в законе указывалось, что необходимо делать женщинам, которые намерены стать индивидуальными предпринимателями, для того что бы у них возникло право на получения пособия по беременности и родам.

Еще одной проблемой пособия по беременности и родам является то, что женщины, в силу маленькой величины размера пособия прибегают к крайним ситуациям. В настоящее время, когда очень сильно увеличилась занятость женщин, удлинение отпуска по беременности и родам имело бы смысл только в том случае, если данное пособие не ограничивалось бы максимальным пределом. Как показывает практика, работающие женщины, получающие среднемесячный заработок, который превышает максимальный предел пособия, стремятся уменьшить отпуск по беременности и родам или вовсе отказаться от него в ущерб своему здоровью и здоровью своего ребенка, что не соответствует цели пособия.

В п. 6 ст. 4 Конвенции международной организации труда (далее – МОТ) «Об охране материнства» предусматривается: «сумма пособия, которая предоставляется за счет средств обязательного социального страхования и исчисляется на основе заработка, должна составлять не менее 2/3 предшествовавшего заработка женщины» [2].

В России пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100% среднемесячного заработка, но не более чем максимальный размер, который устанавливается Федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год [4].

Так же в Конвенции МОТ установлено: «если среднемесячный заработок женщины существенно превышает максимальную сумму пособия, то размер пособия составит только ровно половину ее среднемесячного заработка, а не 2/3».

Из числа женщин, которые получают пособия, в размере среднемесячного заработка, исключены те женщины, которые имеют страховой стаж менее 6 месяцев. Таким категориям женщин пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающий МРОТ.

Такой подход государства вызывает определенное отрицание, так как женщины детородного возраста выпускники учебных заведений профессионального образования, устроившиеся на работу, к моменту ухода в декретный отпуск чаще всего не имеют 6 месяцев страхового стажа. Таким образом, рождение детей в молодых семьях юридически не поощряется и, это может отрицательно повлиять на состояние здоровья матери и будущего ребенка [1, с. 11].

В таком случае было бы правильно установить размер пособия, который равен 80% среднемесячного заработка, до дня ухода в отпуск по беременности и родам, как женщинам, не проработавшим 6 месяцев, так и женщинам индивидуальным предпринимателям.

Сделав анализ выделенных нами проблем, мы пришли к выводу о том, что все они в итоге приводят к одной главной проблеме. Она была нами выделена в начале статьи, а именно маленький размер выплат, что непосредственно влияет на желание и возможность женщин рожать детей, что главным образом влияет на демографию страны.

источник

Курсовая работа на тему ” Правовой механизм защиты прав граждан на получение страховых пособий по беременности и родам”

Пример курсовой работы по междисциплинарным курсам: МДК 03.01«Осуществление защиты прав и свобод граждан» и МДК 04.01 «Социальная политика и технология социальной работы» студента 3 курса ГБПОУ СО «Нижнетагильского торгово-экономического колледжа»

Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1. Понятие и сущность обязательного социального страхования беременных женщин
1.2 Порядок назначения и выплат пособий по временной нетрудоспособности в связи с материнством
Глава 2. РЕАЛИЦИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА ПОЛУЧЕНИЕ СТРАХОВЫХ ПОСОБИЙ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ
2.1 Социально-правовая защита женщин в связи с беременностью и родами
2.2. Судебно-правовая защита граждан на обязательное социальное страхование в связи с беременностью и родами
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН НА ПОЛУЧЕНИИЕ СТРАХОВОГО ПОСОБИЯ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Заключение
Список использованных источников

Тема исследовательской работы актуальна, так как у граждан возникают проблемы с защитой своих прав на получение страховых пособий по случаю временной нетрудоспособности в связи с материнством.

Цель и задачи исследования вытекают из степени научной разработанности проблемы.

Целью данной работы является рассмотрение проблем социальной и судебной защиты прав женщин и иных лиц на получение страхового пособия по беременности и родам.

Задачи для успешного выполнения исследовательской работы:

– изучение обязательного социального страхования женщин и иных лиц;

– определение порядка обязательного социального страхования женщин и иных лиц;

– рассмотрение на конкретном примере проблемы защиты права на получение страхового пособия по беременности и родам;

– выявить проблемы и предложить пути их решения.

Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами. Объектом научного анализа настоящей работы является деятельность органов социальной защиты и судебных органов по защите прав женщин и иных лиц на получение страховых пособий по беременности и родам. Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы нормативно-правовых источников, научных теоретических положений, порядка социальной и судебной защиты прав, а также рассмотрением проблемы на конкретных примерах из жизни.

В первой главе данной работы рассмотрено понятие и сущность страхования по беременности и родам, круг лиц, подлежащие страхованию по беременности и родам, порядка назначения пособий и выплат по временной нетрудоспособности, в связи с материнством, и нормативно-правовые акты, которые регулируют социальное страхование беременных женщин и иных лиц. Что дает нам более обширное представление по страхованию данной категории граждан.

Во второй главе рассмотрены механизмы социальной и судебно-правовой защиты прав граждан на получение страхового пособия по беременности и родам.

В третьей главе определены проблемы защиты прав женщин и иных лиц по получению страхового пособия по беременности и родам.

Читайте также:  Анализ на кошку при беременности

При выполнении работы были использованы нормативно-правовые акты, учебная литература и Интернет-ресурсы.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

1.1. Понятие и сущность обязательного социального страхования беременных женщин

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Из этого понятия следует, что обязательное социальное страхование в связи с материнством необходимо для того, чтобы возместить беременным женщинам их заработок во время декретного отпуска по беременности и родам, а также по уходу за ребенком.

Страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются:

1) временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях;

4) уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

5) смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

Данному виду социального страхования определен вид страхового обеспечения – пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, уходу за ребенком.

В социально-политическом аспекте социальное страхование на случай беременности и родов представляет собой способ реализации конституционных прав беременных женщин на материальное обеспечение в связи с материнством. Размеры получаемых при этом пособий зависят от среднего заработка беременной женщины.

1.2 Порядок назначения и выплат пособий по временной нетрудоспособности в связи с материнством

Для назначения пособий по временной нетрудоспособности в связи с материнством нужно определить круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию:

  1. Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

1) лица, работающие по трудовым договорам;

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

  1. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», являются застрахованными лицами.

Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении предусмотренных условий:

1) застрахованные лица вступают в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем подачи заявления в территориальный орган страховщика по месту жительства;

2) лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачивают страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, исходя из стоимости страхового года;

3) стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов в части страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, увеличенное в двенадцать раз;

4) уплата страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

5) лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, перечисляют страховые взносы на счета территориальных органов страховщика путем безналичных расчетов, либо путем внесения наличных денег в кредитную организацию, либо почтовым переводом;

6) лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов в размере за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай;

7) в случае, если лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не уплатило страховые взносы за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года, имевшиеся между ним и страховщиком правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекратившимися.

8) порядок уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе порядок прекращения с ними правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяется Правительством Российской Федерации.

Также обязательному социальному страхованию подлежат:

– адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы.

– застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных Федеральными законами. Лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты страховых взносов в течение периода – не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

– лица, работающие по трудовым договорам, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.

– могут устанавливаться и иные выплаты по обеспечению федеральных государственных гражданских служащих, государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, финансируемые соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пособие выплачивается застрахованной женщине за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности –восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов – восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей –сто десять) календарных дней после родов.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается со дня его усыновления и до истечения семьдесят (в случае одновременного усыновления двух и более детей –сто десять) календарных дней со дня рождения ребенка (детей).

В случае усыновления ребенка обоими супругами пособие выдается тому супругу, которому предоставлен отпуск в связи с усыновлением ребенка.

Работодатель назначает пособие в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

Работодатель осуществляет выплату пособия застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты работникам заработной платы (через кассу организации, путем перечисления на лицевой счет в Сбербанке России или ином кредитном банке, перечислением на пластиковую банковскую карту).

Территориальный орган страховщика в случаях, предусмотренных законодательством, назначает и выплачивает пособие в течение десяти календарных дней со дня поступления в территориальный орган страховщика соответствующего заявления и необходимых документов. В этом случае выплата пособия осуществляется в установленном размере территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, назначившим указанное пособие, через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя.

Назначенное, но не полученное застрахованным лицом своевременно пособие по беременности и родам выплачивается за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих обращению за ним. Пособие, не полученное застрахованным лицом полностью или частично по вине работодателя или территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации, выплачивается за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Суммы пособий, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). Удержание производится в размере не более двадцать процентов суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

Начисленные суммы пособий, не полученные в связи со смертью застрахованного лица, выплачиваются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.

При обращении за пособием по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.01. 2007 № 74.

Пособие выплачивается в размере сто процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов.

В случае если женщина в расчетном периоде не имела заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая с учетом районных коэффициентов.

  • Нормативное регулирование страхования на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством

Нормативное регулирование обязательного социального страхования регламентируется следующими нормативными документами на федеральном уровне:

– Конституцией РФ, где сказано, что материнство находится под защитой государства. Так же в ней сказано, что каждому гарантируется социальное обеспечение в связи с материнством;

-Трудовой кодекс РФ, где прописаны все трудовые права и обязанности беременных женщин;

– Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

– Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования;

– Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства;

– Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь;

– Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», который разъясняет все новые особенности и тонкости исчислений пособий по беременности и родам;

– Закон Свердловской области «О ежемесячном пособии на ребенка», в нем устанавливаются порядок назначения и выплаты в Свердловской области ежемесячного пособия на ребенка, а также размер и порядок индексации этого пособия;

– Закон Свердловской области «Об областном материнском (семейном) капитале», настоящим законом регулируются отношения, связанные с предоставлением областного материнского (семейного) капитала.

Таким образом, рассмотрев основные положения социального страхования на случай временной нетрудоспособности, необходимо рассмотреть социальную и судебную защиту прав граждан на обязательное социальное страхование в виде стразового пособия по беременности и родам.

Глава 2 РЕАЛИЦИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА ПОЛУЧЕНИЕ СТРАХОВЫХ ПОСОБИЙ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ

2.1 Социально-правовая защита женщин в связи с беременностью и родами

Демография России является для правительства одной из приоритетных задач, именно поэтому каждый регион страны самостоятельно разрабатывает региональные целевые программы для улучшения ситуации. Правительством для реализации этих концепций разрабатываются мероприятия в различных сферах жизни, целью которых является увеличение численности населения и продолжительности его жизни. Параллельно с этим ведется активная информационно-просветительская деятельность, направленная на пропаганду демографической политики.

Демографическая политика – это деятельность, которая осуществляется государственными органами и прочими социальными организациями для того, чтобы регулировать процесс стандартного воспроизводства жителей страны.

Для поддержания материнства государством созданы благоприятные условия в социальной, трудовой, медицинской сферах.

Сегодня, благодаря государственным и региональным программам поддержки семей с детьми, социальная помощь оказывается гражданам в виде льгот, пособий и иных социальных выплат, начиная с периода беременности, продолжается по случаю рождения детей и сопровождает период их развития, осуществления ухода и воспитания — вплоть до наступления совершеннолетия.

Все виды детских пособий, выплачиваемых на территории Российской Федерации, по периодичности начисления можно разделить на:

  • единовременные — начисляются и выплачиваются однократно при возникновении определенного основания;
  • ежемесячные — выплаты осуществляются каждый месяц до достижения ребенком определенного возраста или до завершения действия иных предусматриваемых оснований.

Кроме того, по форме предоставления выплат можно выделить следующие виды пособий на ребенка:

  • по обязательному социальному страхованию — начисления производятся из взносов на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых работодателем в соответствующий внебюджетных фонд;
  • по государственному социальному обеспечению — выплаты предоставляются из федеральных бюджетных ассигнований в территориальных Управлениях социальной защиты населения или учреждениях уполномоченных Министерств и ведомств.

В соответствии с указанными классифицирующими признаками можно представить следующий перечень государственных пособий гражданам, имеющим детей:

  • пособие по беременности и родам. Каждая работающая беременная женщина, имеет право на декретный отпуск, продолжительность которого составляет:

– 70 дней до родов, а при многоплодной беременности — 84 дня;

– 70 дней после родов (либо 86 дней в случае сложных родов) при рождении одного ребенка или 110 дней — при рождении двух малышей и более.

Расчет и выплата декретного пособия женщинам производится организацией-работодателем перед уходом в декретный отпуск. Его размер составляет 100% среднего заработка за все дни отпуска. Законодатель ограничивает максимальный размер этих выплат максимальной базой отчислений в государственный Фонд социального страхования;

  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности. Единовременная (однократная) выплата для женщин, вставших на учет на ранних сроках беременности — до 12 акушерских недель. В этом случае дополнительно выплачивается пособие. Чтобы получить полагающиеся денежные средства, необходимо предоставить своему работодателю медицинскую справку о постановке на учет по беременности с указанием акушерского срока;
  • единовременное пособие при рождении ребенка.Однократная государственная помощь. Выплачивается она на новорожденного ребенка, поэтому при рождении одновременно двух или трех детей выплата производится на каждого ребенка.

За получением этого единовременного пособия работающие родители обращаются по месту своей работы, а безработные оформляют материальную помощь в Управлениях социальной защиты населения:

  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • пособие на ребенка;
  • единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Гражданам, которые принимают на воспитание в семью ребенка (усыновление, приемная семья, опека и попечительство), также предоставляется единовременная помощь. Получить это пособие в местных Управлениях социальной защиты населения могут усыновители, приемные родители и опекуны ребенка, передаваемого на воспитание в семью;
  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Женам военнослужащих, проходящих службу по призыву, предусмотрен еще один вид фиксированных денежных выплат. Право на получение этого пособия появляется при достижении срока беременности 180 дней.

Таким образом, главным условием для начисления выплаты является срочная армейская служба мужа и будущего отца ребенка при сроке беременности жены 6 месяцев. Указанные факты подтверждаются соответствующей справкой, которая выдается по месту армейской службы, и справка о постановке беременной на учет. За получением этой выплаты следует обращаться в региональное Управление социальной защиты населения;

  • ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Женам военнослужащих, которые проходят срочную военную службу, государство гарантирует ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 3-х лет (но не позднее дня окончания отцом военной службы по призыву);
  • материнский (семейный) капитал, право на который получают семьи при рождении второго ребенка. Сертификат на материнский капитал можно оформить в отделениях Пенсионного фонда России. Расходование этих средств возможно только путем безналичных перечислений на приобретение или строительство жилья, обучение детей семьи или формирование накопительной пенсии матери. Направлять выделяемые денежные средства можно по достижении ребенком 3-летнего возраста, за исключением случаев оплаты ипотечных кредитов на приобретение жилья.
Читайте также:  Анализ на кпи при беременности

По перечню данных пособий видно, что государство с особым вниманием относится к естественному производству населения и помогает в этом социальными гарантиями. Так же имеются ряд трудовых и медицинских гарантий.

Труд беременных женщин действующее законодательство регулирует более строго. Им предоставляются не только льготы и гарантии, но и право на работу в условиях, отвечающих их состоянию здоровья. Поэтому рабочее место беременной женщины должно быть обеспеченно следующим:

  • оптимальными параметрами температуры, влажности и подвижности воздуха в помещении, где она работает;
  • переводом на рабочее место:

– без воздействия вибрации, ультразвука, повышенного ионизирующего излучения;

– не превышение интенсивности шума на рабочих местах 50-60 дБА;

– с уровнем естественного и искусственного освещения, не ниже величин, соответствующих действующим оптимальным гигиеническим нормативам (работа в безоконных помещениях не допускается).

  • предоставление видов деятельности, не связанных с намоканием конечностей, одежды и обуви или с возможностью оказаться на сквозняке;
  • перевод на другую работу, не связанную с использованием персональных компьютеров, либо ограничение время работы – не более 3 часов за рабочий день.

Организации, в которой работает беременная женщина, запрещается:

  • снижать заработную плату;
  • привлекать беременную женщину к работам:

– в выходные и нерабочие праздничные дни;

  • направлять ее в служебные командировки;
  • заменять ей ежегодный оплачиваемый отпуск денежной компенсацией, за исключение выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск, если женщина решит сама уволиться;
  • отзывать ее из ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • переводить и перемещать женщину на работу, противопоказанную ей по состоянию здоровья.

Организация, в которой работает беременная женщина, обязана:

  • предоставлять по заявлению беременной женщины ежегодный оплачиваемый отпуск перед или непосредственно после отпуска по беременности и родам;
  • предоставлять отпуск по беременности и родам на основании заявления или листка временной нетрудоспособности;
  • выплатить пособие по беременности и родам;
  • выплатить единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
  • в соответствии с медицинским заключением:

– снизить ей нормы выработки или нормы обслуживания в среднем на 40% от постоянной нормы;

– перевести беременную женщину на другую работу – более легкую и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением прежнего среднего заработка;

– освободить ее от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя, до предоставления другой работы;

  • установить по ее просьбе неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.

Беременные женщины так же имеют права на бесплатную специализированную медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной системе здравоохранения по программе обязательного медицинского страхования.

Из этого можно сделать вывод, что в приоритете государства стоит не только повышение демографии нашей страны, но и сохранение при этом социальной стабильности, рабочих ресурсов и здоровье будущего населения страны.

2.2. Судебно-правовая защита граждан на обязательное социальное страхование в связи с беременностью и родами

При реализации гражданами своих прав на обязательное социальное страхование между ними и государственными или муниципальными органами могут возникнуть различного рода разногласия. Споры по обязательному социальному страхованию рассматриваются судами общей юрисдикции – в районных судах.

Например, отказ в возмещении расходов по выплате страхового пособия по беременности и родам по обязательному социальному страхованию. Такие разногласия возникают между работодателями и Фондом социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования может отказать в выплате пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет, если работнице незадолго до ее ухода в декретный отпуск повысили оклад.

Часто встречается ситуация, когда страхователи незадолго до ухода в декретный отпуск, повышают работнице оклад. Делается это для того, чтобы увеличить размер пособий, предоставляемых Фондом социального страхования при рождении ребенка. Если работодатель не сможет доказать целесообразность, а не предумышленность повышения зарплаты, отказывают в выплате пособия или ограничивают ее размер до минимального.

Также, тщательно рассматривают работники Фонда социального страхования ситуации, когда работницу приняли на работу за несколько месяцев до ухода в декретный отпуск, а также, если организация не ведет финансово-хозяйственной деятельности.

Обратившись в Фонд социального страхования за возмещением расходов на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, работодателем предоставляются следующие документы:

– заявление о назначении пособия;

– приказ о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;

– копия свидетельства о рождении ребенка, за которым осуществляется уход, а также копия свидетельства о рождении предыдущего ребенка (если есть);

– справка с места работы второго родителя о том, что он не использует отпуск и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком;

– копия листка нетрудоспособности по беременности и родам.

Сотрудники Фонда социального страхования могут дополнительно запросить:

– трудовую книжку сотрудницы (трудовой договор для совместителей);

– подтверждение выплаты данного пособия.

В случае, если орган Фонда социального страхования решил отказать в выплате страхового обеспечения, согласно Федеральному закону№ 255-ФЗ, такой отказ должен быть мотивирован, что подкрепляется решением об отказе, с указанием причин. Решение, в трехдневный срок, с момента вынесения, направляется страхователю.

Страхователь, в свою очередь, вправе обжаловать отказ в вышестоящем органе Фонда социального страхования, либо обратившись в суд.

Однако, суды поддерживают органы Фонда социального страхования, в случаях, когда очевидна преднамеренное создание искусственной ситуации работодателем, несмотря на то, что формально все документы соответствуют установленным требованиям.

Если данный факт очевиден, то страхователю будет отказано в возмещении. Несмотря на то, что Трудовой кодекс не ограничивает работодателя в определении размера заработной платы работников, при этом, в Трудовом кодексе содержится прямой запрет на отказ в приеме на работу в связи с беременностью. Отказ на таком основании, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации образует состав преступления.

Поэтому, сам факт приема на работу женщины, незадолго до ее ухода в декретный отпуск не может рассматриваться в качестве основания для отказа в возмещении расходов на выплаты пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком. Однако совокупность причин может рассматриваться, как злоупотребление служебным положением и преднамеренность действий, в целях получения необоснованной выгоды.

Случаи, когда судьи признают обоснованным отказ органов Фонда социального страхования в возмещении пособий:

– наличие родственных связей между лицом, занимающим руководящую должность в компании, либо являющимся его учредителем (участником) и беременной женщиной.

– квалификация беременной работницы не соответствует занимаемой должности (отсутствует соответствующее образование, опыт и т.д.).

– незадолго до приема работницы, внесены изменения в штатное расписание. То есть введена новая должность, либо штатная единица при отсутствии экономической обоснованности.

– должность, занимаемая работницей, была указана в штатном расписании, однако установленный оклад был ниже.

– после ухода в декретный отпуск, на освободившуюся должность не поставили другого работника, либо работнику установили более низкий размер оклада.

– при поступлении на новое место работы, беременная работница предварительно уволилась с прежнего места работы по собственной инициативе.

– заработная плата работницы, собравшейся в отпуска по беременности и родам, не соответствует уровню заработной платы коллег.

– выплачиваются премии, превышающие размер премий, выданных другим работникам, либо премируется только беременная работница с размытой формулировкой.

– необоснованно повышена зарплата работницы, в то время, как трудовые функции остались без изменений, в т.ч. не изменилась должность.

– отсутствие документов, подтверждающих фактическое выполнение трудовых функций работницей, отсутствуют также кадровые документы: должностные инструкции, табели учета рабочего времени и т.д.

Вероятность отказа Фондом социального страхования в возмещении расходов и вероятность того, что суды поддержат фонд, возрастает, если одновременно будет обнаружено несколько случаев.

Так, например, из Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №16688/12 от 19.12.2012 по делу №А35-7900/211 «Оценив фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды установили, что доказательства фактической деятельности Ш. отсутствуют, выполнение ею должностных обязанностей документально не подтверждено.

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии у фонда оснований для возмещения предпринимателю спорных расходов, произведенных на выплату пособия.»

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении №15163/10 от 28.12.2010 приводит следующие доводы:

Работница была принята на работу непосредственно перед уходом в отпуск по беременности и родам, при отсутствии экономической обоснованности и необходимости введения штатной единицы. При этом, не подтверждено фактическое исполнение работницей своих должностных обязанностей.

Однако, если работодатель сможет доказать обоснованность своих действий, суд принимает это во внимание.

Федеральный Арбитражный Суд Дальневосточного округа в Постановлении №Ф03-2676/2012 от 29.06.2012 по делу №А04-6683/2011 признал неправомерным отказ Фонда социального страхования в возмещении расходов, поскольку работодатель доказал, что работница фактически осуществляла трудовые функции.

Само по себе одновременное наличие нескольких вышеперечисленных факторов, хоть и увеличивают риск получения отказа, однако если работодатель сможет доказать в суде обоснованность своих действий, подтвердив все документами, суды выносят определение с учетом этих факторов.

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН НА ПОЛУЧЕНИИЕ СТРАХОВОГО ПОСОБИЯ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Существует ряд проблем, связанных с защитой прав граждан по обязательному социальному страхованию по нетрудоспособности в связи с материнством, которые создают множество проблем с применением этого страхования на практике.

Частым случаем является смерть ребенка или матери во время родов. В нормативных правовых актах нету прямого ответа на решение этих проблем. Для того, чтобы граждане могли пользоваться на практике по такому случаю, стоит ввести статью в Федеральный закон № 255 о страховании на случай смерти матери или ребенка во время родов. В которой было бы разъяснено, куда переходят все выплаты этих пособий, что для этого нужно сделать и куда с этим обратиться. Трактовка этой статьи могла бы звучать так:

  1. В случае смерти ребенка во время родов, женщине так же выплачиваются пособие по беременности и родам.
  2. В случае смерти матери во время родов, пособия по беременности и родам будут выплачиваться второму родителю (отцу ребенка), попечителю или опекуну ребенка. Если перечисленных лиц нету, то пособия распределяются на усмотрение суда.

Так же очень часто сталкиваются с проблемами женщины, которые до рождения ребенка еще не имели трудового стажа работы, либо имели трудовой стаж менее шести месяцев. В этом случае нужно обратиться к Федеральному закону № 255 и Положению Правительства Российской Федерации №375.

Лицам, имеющим страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по беременности и родам, в соответствии с ч. 6 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ, выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

Порядок реализации данной нормы, в свою очередь, закреплен в п. 20 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 375. В частности, размер дневного пособия не может превышать значения, определяемого делением минимального размера оплаты труда (в установленных случаях – с учетом районного коэффициента) на число календарных дней в месяце, на который приходится отпуск по беременности и родам.

Если заработок сотрудницы за 2-летний расчетный период позволяет ей рассчитывать на получение большего пособия, исчисление пособия следует производить согласно вышеуказанным правилам.

Кроме того, при расчете пособия по правилам ч. 6 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ и п. 20 Положения № 375 значение дневного пособия следует рассчитывать отдельно для каждого календарного месяца, так как число календарных дней месяца отличается.

Еще проблема возникает в случаи, если женщина на период беременности и родов работала у нескольких работодателей.

С 2013 г. прекратилось действие прежнего порядка расчета пособий по беременности и родам (сотрудница вправе была требовать исчисления пособия по правилам 2010 г.) и порядка выдачи «больничных» по беременности и родам.

В частности, согласно п. 4.3 Порядка выдачи листков нетрудоспособности (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н) в случае, если отпуск по беременности и родам наступал в период до 31 декабря 2012 г. (включительно), женщине выдавалось несколько листков нетрудоспособности для представления по каждому месту работы, если ею был выбран порядок назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам, действовавший до 1 января 2011 г.

Данная норма с 2013 г. утратила силу, и применяться более не может. А потому выдача «больничных» по беременности и родам женщинам из числа внешних совместителей должна производиться по правилам п. 4, 4.1 и 4.2 Порядка выдачи листков нетрудоспособности.

При этом, по мнению значительного числа территориальных отделений Фондов социального страхования Российской Федерации, право требовать несколько листков нетрудоспособности имеют только те лица, которые на дату начала отпуска по беременности и родам полные 2 предшествующих календарных года работали у одних и тех же работодателей. Если работодатели были разные или женщина отработала неполные 2 календарных года, согласно такому мнению, может выдаваться только один листок по одному из мест, на котором занята совместитель. Отсюда следует и возможность оплаты декретного листка только одним из работодателей.

Как представляется, такое мнение сотрудников территориальных отделений Фондов социального страхования Российской Федерации является спорным. О необходимости отработки полных двух лет для назначения пособия каждым из работодателей в Федеральном законе № 255-ФЗ не сказано. Для назначения пособия достаточно факта занятости данного лица у каждого из работодателей в расчетном периоде. При этом расчет пособия может производиться только исходя из заработка у данного работодателя, который назначает пособие совместителю. Как вариант, возможен расчет пособия из суммарного заработка за расчетный период одним из работодателей, но с представлением справки о том, что пособие по другому месту работы не назначалось и не выплачивалось.

Так же возникают вопросы по назначению пособия по беременности и родам усыновленных детей.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его (их) усыновления и до истечения семидесяти календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей –ста десяти календарных дней) со дня рождения ребенка (детей)[47].

Еще одна распространенная проблема – это отказ в оформлении страхового пособия по беременности и родам в связи с неточностями оформления пакета документов для получения данного пособия. Лечебные учреждения при выдаче листков нетрудоспособности допускают такие нарушения, как: не заполнение всех обязательных реквизитов, неправильное оформление исправлений и наличие более двух исправлений, выдача больничного на срок, превышающий установленный.

Решением этой проблемы могло бы быть оснащение лечебных учреждений компьютерными технологиями, что позволило бы автоматизировать и упорядочить выдачу листка нетрудоспособности в печатном виде. А также при использовании сети Интернет была бы возможность направлять листки нетрудоспособности сразу на место его назначения, что сократило бы список предоставляемых документов.

Наибольшее количество отказов по выплате пособий связано непосредственно с расчетом суммы пособия, а именно с расчетом среднего заработка. При расчете среднего заработка учитываются выплаты, которые должны исключаться из расчетного периода.

Эта проблема сложно решаема, так как всю информацию о расчетном периоде предоставляет работодатель. Для решения данной проблемы можно ввести статью в Кодекс об административных правонарушениях которая могла трактоваться так: «Нарушение или не выполнение обязанностей работодателем по передачи информации по расчетным периодам работника» и которая несет за собой административное наказание.

В данной работе рассмотрены наиболее часто встречающиеся проблемы, связанные с обязательным социальным страхованием по временной нетрудоспособности в связи с материнством. Проанализировав проблемы можно сделать вывод, что некоторые вопросы еще не имеют своего решения в законодательстве, но большинство проблем решаемы, но для этого нужны юридические знания и умения пользоваться нормативные актами. Было бы гораздо проще, если все особенности, страховые случаи и решение проблем по страховым случаям, связанные с временной нетрудоспособностью в связи с материнством были оформлены в одном нормативном документе, для более четкого понимания населением всех тонкостей обязательного социального страхования беременных женщин.

Рассмотрев механизмы социальной и судебной защиты прав граждан на получение пособия по беременности и родам можно сказать, что тема исследовательской работы действительно является актуальной на данный момент, так как возникает много трудностей с его применением на практике. В работе мы разобрали только самые популярные проблемы защиты прав граждан на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности в связи с материнством.

Цели и задачи исследования достигнуты. Рассмотрены проблемы механизма защиты прав граждан на получение пособия по обязательному социальному страхованию временно нетрудоспособных в связи с материнством, но перед этим изучили обязательное социальное страхование беременных женщин, обозначили порядок и назначение пособий, изучив при этом нормативную базу на федеральном и региональном уровне. А также механизм защиты прав граждан на получение данного пособия.

По проделанной работе можно сделать выводы.

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством – правовые, экономические и организационные меры, направленные на компенсацию гражданам утраченного заработка по причине временной нетрудоспособности в связи с материнством.

Страховыми случаями в этом случаи будут являться: беременность и роды, рождение ребенка и уход за ребенком.

Размер пособия зависит от среднего заработка застрахованного лица.

Пособие выплачивается застрахованному лицу за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят дней (при многоплодной беременности восемьдесят четыре дня).

Пособие выплачивается в размере сто процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Социальное страхование временной нетрудоспособности в связи с материнством регламентируется на федеральном и региональном уровне.

Назначение, исчисление и выплата пособия производится в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Социальная и судебно-правовая защита прав граждан по выплате страхового пособия по беременности и родам осуществляется на законодательном уровне и имеет некоторые проблемы с ее реализацией.

В законодательство, действующее в данный момент необходимо сделать поправки, для решения проблем, связанных с назначение и выплатой, а также защитой прав граждан по случаю временной нетрудоспособностью в связи с материнством.

Список использованных источников

источник