Меню Рубрики

10 глава отцы и дети спор анализ

И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Пересказ содержания с цитатами из текста. Глава 10. Спор Павла Кирсанова и Базарова.

В Марьине всё шло своим чередом. К Базарову привыкли, хотя относились по-разному. Фенечка боялась, но обратилась за помощью, когда заболел ребёнок. Базаров несколько часов просидел у кроватки больного.

«Зато Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем.»

Николай Петрович «побаивался молодого «нигилиста» и сомневался в пользе его влияния на Аркадия; но он охотно его слушал, охотно присутствовал при его физических и химических опытах.»

Даже слуги привязались к Базару, считая его «своим братом, не барином».

«…дворовые мальчишки бегали за «дохтуром», как собачонки.»

Не любил Базарова слуга Прокофьич, который и сам «по-своему, был аристократ не хуже Павла Петровича.»

Базаров целыми днями работал: занимался опытами, собирал травы, насекомых.

Однажды Базаров и Аркадий заговорили о Николае Петровиче. Базаров считал его «добрым малым», но человеком «отставным» (это Николай Петрович нечаянно подслушал),но осуждал за чтение по утрам Пушкина: «…пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать.» Он посоветовал книгу Бюхнерово «Материя и сила».

Николая Петровича, видимо, обидели эти слова, он сказал об этом брату. Ведь он хотел «именно теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, он ушел вперед, и понять мы друг друга не можем.»

Павел Петрович резко высказался о Базарове: «Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан». «И самолюбие какое противное».

Брат же считает, что Базаров «умён и знающ».

Николай Петрович: «….чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, так что даже меня во всей губернии красным величают; читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями, — а они говорят, что песенка моя спета.»

Николай Петрович уверен: «У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую.» В то же вечер начался спор.

СПОР Николая Петрович и Базарова.

Взгляды Николая Петровича. Взгляды Базарова.
Об аристократах.
Считает, что аристократы — движущая сила общественного развития. Идеал дворян — «английская свобода» (конституционная монархия), а путь к идеалу — либеральный (реформы, гласность, прогресс).

Его возмущает такое отношение к аристократам, говорит, что уважает их, что в них развиты чувства собственного достоинства и уважения к самим себе. «Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее.»

«Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека.»

«…аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди.»

Считает, что аристократы не способны к действию, и что никакой пользы от них нет. Полностью отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к светлому будущему.Назвал одного «дрянь, аристократишко».Петру Кирсанову : «…вы вот уважаете себя и сидите сложа руки»

«— Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, — говорил между тем Базаров, — подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны.»

Не признаёт авторитетов: «— Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.»
«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить.» «Сперва нужно место расчистить.»
О народе.
«…я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры…»Обвиняет в том, что Базаров презирает народ: «А вы говорите с ним и презираете его в то же время.» С этим Базаров соглашается.Говорит о неграмотности народа: «Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает.»Гордится своим происхождением, близостью к народу: «Мой дед землю пахал..» (Базаров по матери- дворянин, а по отцу – из народа).На обвинение в презрении к народу: «Что ж, коли он заслуживает презрения!»
Как меняется Базаров в течение спора: «Он начинал злиться, и лицо его приняло какой-то медный и грубый цвет.»
Об искусстве.
— Рафаэль гроша медного не стоит, да и они (современные художники) не лучше его.

Базаров говорит о многих пороках в обществе: « чиновники наши берут взятки, что у нас нет ни дорог, ни торговли, ни правильного суда…», в обществе недостаток в честных людях, да и свобода вряд пойдёт впрок народу, что «…мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.»

На вопрос Павла Петровича, что же тогда такие, как Базаров, решили предпринять, Базаров ответил, что ничего, подтвердив, что и это – «нигилизм».

П.П. возмущён: «Вы воображаете себя передовыми людьми, а вам только в калмыцкой кибитке сидеть!» Народ, которого миллионы, не позволит «попирать ногами свои священнейшие верования», что народ раздавит их.

П.П.: «Вы не шутя думаете сладить, сладить с целым народом?»

Базаров: «От копеечной свечи, вы знаете, Москва сгорела».

Базаров ушёл «лягушек резать».

Николай Петрович вспомнил, как он в молодости во многом не соглашался с матушкой, считая, что они- люди разных поколений. «Вот теперь настала наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы мол, не нашего поколения».

П.П. не согласен и говорит брату: «…мы с тобой гораздо правее этих господчиков».

Пересказала: Мельникова Вера Александровна.

источник

Десятая глава романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» играет роль промежуточной кульминации столкновения отцов (в лице Павла Петровича Кирсанова) и детей (Евгений Базаров). На самом деле, в этом остром споре заключена завязка созревающего в душе Базарова внутреннего конфликта, который приведёт его к гибели.

Возникновение непримиримой вражды между старшим Кирсановым и учителем Аркадия – Евгением Базаровым – происходило постепенно, но зерно заложено ещё при первой встрече. В тот самый момент, когда Павел Петрович не подал свою «красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом» Базарову, рука которого была красная, по-видимому, от того, что перчаток последний не носил, и за ногтями не следил. Две недели жизни в Марьине только углубили этот едва наметившийся конфликт. Базаров с небрежностью критикует отца и дядю Аркадия, не учитывая возможных чувств у молодого человека по отношению к его родным. Про Николая Петровича он говорит, что его песенка спета, он человек отставной. А Павел Петрович, по его мнению, щеголеват, и вообще, оба брата – старенькие романтики, развившие в себе нервную систему до раздражения.

Поединок разгорелся за вечерним чаем. Столкновение происходило по нескольким направлениям. Сначала речь зашла об аристократии, сторонником которой является Павел Петрович. По его мнению, без аристократии нет никакого прочного основания общественному зданию. Он гордится тем, что находясь в глуши, уважает в себе человека. Базаров возражает вполне резонно: «…вы вот уважаете себя и сидите сложа руки». Он считает, что аристократизм, либерализм, прогресс, принципы – бесполезные слова. Удивительно, но предметом внезапной и страстной любви нигилиста скоро станет именно аристократка.

Далее спор переключается на русского мужика. Павел Петрович возвышенно говорит, что народ свято чтит предания, что он не может жить без веры. На этом, собственно, все взаимоотношения старшего Кирсанова с народом заканчиваются (не считая пепельницы в виде лаптя на столе в эпилоге). Базаров тоже громогласно утверждает, что его дед землю пахал, но почему-то презирает мужика, может, потому, что тот готов сам себя обокрасть, чтобы дурмана в кабаке напиться.

Волна негодования постепенно нарастает в сознании аристократа. И Павел Петрович впервые произносит не совсем уважительные слова в адрес молодёжи: «Сперва гордость почти сатанинская, потом глумление». После этих слов Аркадий нахмурился и отвернулся. Базаров произносит уже слишком дерзкое: «Рафаэль гроша медного не стоит». Здесь аристократическая гордость изменила Кирсанову, и он косвенно обозвал Базарова «болваном».

На первый взгляд Базаров победил в споре с Кирсановым. Действительно, он сохранил ясность мысли, не оскорбил своего оппонента, был, кажется, убедительным. Но жизнь вскоре расставит всё по своим местам. Природа станет стимулятором того чувства, которое он испытает по отношению к Одинцовой. Звуки музыки взбудоражат его до крайней степени возбуждения. На романтические высказывания отца Евгений не сможет возразить: любовь и уважение к родному человеку станут причиной его толерантности. А перед смертью он сам превратится в романтика и разрешит матушке провести все церковные обряды, хотя не верит в Бога и считает себя атеистом. Более того, находящийся рядом с ним ученик Аркадий видит все изменения в своём учителе и постепенно осознаёт, что его друг не лишён чувств, душевных переживаний, смятений, а главное, в нём зреет отрицание собственных нравственных принципов, хотя он их, вроде бы, не имеет, потому что принципы – пустые слова! А ведь судьба подавала Базарову сигналы, но верящий исключительно в материальное, он эти символы не воспринимает. И история о любви Кирсанова, и дуэль с ним, и непонимание с мужиками, и пустота и пошлость «учеников» нигилиста – прошли мимо него. Он не извлёк из этих намёков никаких выводов. Самоломанность Евгения стала для него очевидна. Лишь в смерти раскрылся этот мужественный и достойный уважения человек.

источник

Урок литературы в технологии «критического мышления».

«Идейные споры «отцов» и «детей» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Взаимоотношения Е.Базарова и П.П.Кирсанова».

Общедидактические цели: Создать условия для осознания и осмысления содержания романа Тургенева «Отцы и дети», способствовать осмыслению связи нового материала с жизненным опытом учащихся.

Тип учебного занятия: урок «открытия» нового знания — урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Технология: «критическое мышление».

Триединая дидактическая цель:

  • Образовательный аспект: создать условия для выявления основных «точек» идеологического спора между героями романа.
  • Развивающий аспект: способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков, навыков формирования собственной точки зрения.
  • Воспитательный аспект: способствовать приобщению к культурному наследию и процессу духовного развития учащихся; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника, высказать свою точку зрения).

Урок в технологии критического мышления состоит из трех этапов:

  1. Вызов (инсерт). На этом этапе происходит актуализация предыдущего опыта и обозначается проблема.
  2. Осмысление. На этом этапе происходит контакт с новой информацией, её сопоставление с имеющимся опытом. Акцентируется внимание на поисках ответов к возникшим ранее вопросам. Обращается внимание на неясности, которые возникают в процессе работы над материалом.
  3. Рефлексия. На этом этапе происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, возможна его повторная проблематизация.

Прогнозируемый результат.

Учащиеся самостоятельно выявят основные позиции в идейном споре «отцов» и «детей». На основе полученных знаний выведут основную проблему в романе.

Формы работы учащихся: парная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Формы контроля: заслушивание, взаимоконтроль, самоконтроль.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, раздаточный материал (таблицы, схемы).

  1. Вызов (слайд 1 ) Учитель: Сегодня мы продолжаем знакомство с романом И.С.Тургенева «Отцы и дети». Анализируя первые главы романа вы пришли к выводу, что произведение построено на конфликте.

Давайте подберем синонимы к этому слову. (Поединок, дуэль, столкновение) (слайд 2) Проблема противоречий, конфликтов между поколениями и различными социальными группами общества была, есть и будет актуальна во все времена. В середине 19 века, в канун отмены крепостного права в России, резко обострились идеологические споры между либералами и революционными демократами, аристократами и разночинцами. Об этом и рассказывает Тургенев в своем романе.

Фронтальный опрос

— Так кто же из героев романа противостоит друг другу? (Базаров и П.П.Кирсанов)

— Как называют таких людей? (антиподы)

— Дайте определение этому термину.

Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова,с.26)

— Назовите самых известных антиподов в русской литературе (Чацкий и Молчалин из комедии Грибоедова «Горе от ума», Гринев и Швабрин из романа Пушкина «Капитанская дочка», Обломов и Штольц из романа Гончарова «Обломов»)

Учитель: Чаще всего, познавая типологию таких людей, мы проводим сравнительный анализ их образов, т.е. даем им сравнительную характеристику. Давайте вспомним, по какой схеме строится сравнительная характеристика.

Слайд №4 (схема сравнительной характеристики)

Проверка домашнего задания

Учитель: Дома вы уже начали сравнивать двух оппонентов в романе – Е.Базарова и П.Кирсанова, работая в четырех группах и заполняя предложенную таблицу.

Сравнительная характеристика героев романа

1. Происхождение, социальная принадлежность

источник

В разделе Домашние задания на вопрос Анализ 10-ой главы романа «Отцы и дети». Что предшествовало спору? О чем был спор? заданный автором Вадим Вадимов лучший ответ это Противоположны взгляды спорящих на искусство и природу. Павел Петрович Кирсанов восхищается произведениями искусства. Он способен любоваться звездным небом, наслаждаться музыкой, поэзией, живописью. Базаров же отрицает искусство («Рафаэль гроша медного не стоит»), к природе подходит с утилитарными мерками («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»). Николай Петрович Кирсанов также не согласен с тем, что искусство, музыка, природа — чепуха. Выйдя на крыльцо, «. он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе». И здесь мы можем почувствовать, как Тургенев через своего героя высказывает свои собственные мысли. Прекрасный вечерний пейзаж приводит Николая Петровича к «горестной и отрадной игре одиноких дум» , навевает приятные воспоминания, открывает ему «волшебный мир грез». Автор показывает, что, отрицая любование природой, Базаров обедняет свою духовную жизнь.
Но основное различие между разночинцем-демократом, оказавшемся в имении потомственного дворянина, и либералом заключается во взглядах на общество и народ. Кирсанов считает, что аристократы — движущая сила общественного развития. Их идеал — «английская свобода» , то есть конституционная монархия. Путь же к идеалу лежит через реформы, гласность, прогресс. Базаров уверен, что аристократы не способны к действию и от них нет никакой пользы. Он отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.
Разногласия возникают по поводу нигилизма и роли нигилистов в общественной жизни. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те «никого не уважают», живут без «принсипов», считает их ненужными и бессильными: «Вас всего 4-5 человека». На это Базаров отвечает: «От копеечной свечи Москва сгорела». Говоря об отрицании всего, Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. Чего же хотят нигилисты? Прежде всего, революционных действий. И критерием является польза для народа.
Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Он утверждает, что «русский народ не может жить без веры». Базаров же говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен, что в стране нет честных людей, что «мужик рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». Однако он считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков; он утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм — это проявление именно народного духа.
Тургенев показывает, что, несмотря на умиление, Павел Петрович не умеет разговаривать с простыми людьми, «морщится и нюхает одеколон». Словом, он настоящий барин. А Базаров с гордостью заявляет: «Мой дед землю пахал». И он может расположить к себе крестьян, хотя и подтрунивает над ними. Слуги чувствуют, «что он все-таки свой брат, не барин» .
Это именно оттого, что Базаров обладал умением и желанием трудиться. В Марьино, в имении Кирсановых, Евгений работал, потому что не мог сидеть без дела, в его комнате установился «какой-то медицинско-хирургический запах» .
В отличие от него представители старшего поколения не отличались способностью к труду. Так, Николай Петрович старается хозяйничать по-новому, но у него ничего не получается. О себе он говорит: «Я человек мягкий, слабый, век свой провел в глуши». Но, по Тургеневу, это не может служить оправданием. Если не можешь работать — не берись. А самое большое, что делал Павел Петрович, — помогал своему брату деньгами, не решаясь давать советы, и «не шутя воображал себя дельным человеком» .
Конечно, более всего человек проявляется не в разговорах, а в делах и в жизни своей. Поэтому Тургенев как бы проводит своих героев через разные испытания. И сильнейшее из них — испытание любовью. Ведь именно в любви душа человека раскрывается полно и искренне.

источник

Конечно, в споре между героями нельзя придерживаться какой-то одной стороны.

«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, — нет никакого прочного основания общественному благу» — доказывает Кирсанов. И он, действительно, прав, потому что он высказывает прописные истины.

«Вы вот уважаете себя и сидите, сложа руки; какая ж от этого польза для общественного блага? Вы бы не уважали себя и то же бы делали», — возражает Базаров. Но с ним можно согласиться лишь отчасти: может, он и прав насчет Кирсанова, «сидящего сложа руки», но если бы не было в человеке уважения, то вряд ли он делал то же самое.

Наверно, такой человек только бы разрушал и был бы гораздо хуже.

Далее речь зашла о народе. Базаров утверждал, что никакие иностранные слова не нужны русскому народу: «Ведь не нужна же логика, чтоб положить кусок хлеба в рот, когда вы голодны». А Кирсанов воспринимает это как оскорбление народа.

Читайте также:  Картинки анализ для детей мониторинг

По-моему, прав Базаров, потому что всеете умные слова, «отвлеченности» — от них нет пользы и они не нужны русскому мужику, потому что он работает и до этих «глупостей» ему дела нет. Но Базаров не прав в отрицании искусства, поэзии, да и всего остального. По его мнению, выходит, что все, что создавалось на протяжении веков, бесполезно.

Но была мысль, высказанная Кирсановым, с которой согласились обе стороны: «Русский народ свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры…»

Но Базаров хочет «место расчистить» для тех, кто будет верить только в то, что полезно.

Кирсанов же говорит, что это значит идти против народа, что Базаров – не русский человек. А Базаров отвечает, что народ скорее всего увидит соотечественника в нем, чем в Кирсанове. Кирсанов говорит, что его противник презирает русского человека. На что Базаров отвечает, что тот заслуживает презрения. Но я с ним не согласна, хотя мое мнение сформировано другим временем…

Потом идет долгая речь Базарова, в которой он сообщает, что если говорить о проблемах (взятки, дороги, торговля, отсутствие правильного суда), то они не решатся: «Свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».

А Кирсанов высказывает предположение о позиции Базарова: «И решились сами ни за что серьезно не приниматься».

Действительно, эти мысли Базарова очень точные, но выводы, которые он сделал, на мой взгляд, неправильные.

Кирсанов убежден, что у нигилизма нет будущего: «Есть миллионы, которые не позволят вам попирать ногами свои священнейшие верования, которые раздавят вас!»

«Коли раздавят, туда и дорога», — отвечает Базаров, который все-таки верит, что Кирсанов не прав («От копеечной свечи Москва сгорела»).

Далее речь опять заходит об искусстве.

«Мне сказывали, что в Риме наши художники в Ватикан ни ногой.

Рафаэля считают чуть не дураком, потому что это, мол, авторитет; а сами бессильны и бесплодны до гадости, а у самих фантазия дальше « Девушки у фонтана» не хватает, хоть ты что!» — негодует Кирсанов. А Базаров на это просто отвечает: «По-моему, Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его». Конечно, Базаров не прав в этом, потому что искусство вечно, и им восхищаются люди на разных концах света в разные эпохи.

И Кирсанов после этого спора приходит к правильному, но лишь отчасти, выводу: «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! – и дело в шляпе». После этого Базаров решает прекратить разговор, считая, что он зашел слишком далеко. Но этот спор, по-моему, мало повлиял на обе стороны, каждая из них осталась при своем мнении.

Базаров прав, что надо что-то делать; надо проверять любую истину. Павел Петрович прав в том, что нельзя отрицать достижения предыдущих поколений.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

Десятая глава романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» играет роль промежуточной кульминации столкновения отцов (в лице Павла Петровича Кирсанова) и детей (Евгений Базаров). На самом деле, в этом остром споре заключена завязка созревающего в душе Базарова внутреннего конфликта, который приведёт его к гибели.

Возникновение непримиримой вражды между старшим Кирсановым и учителем Аркадия – Евгением Базаровым – происходило постепенно, но зерно заложено ещё при первой встрече. В тот самый момент, когда Павел Петрович не подал свою «красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом» Базарову, рука которого была красная, по-видимому, от того, что перчаток последний не носил, и за ногтями не следил. Две недели жизни в Марьине только углубили этот едва наметившийся конфликт. Базаров с небрежностью критикует отца и дядю Аркадия, не учитывая возможных чувств у молодого человека по отношению к его родным. Про Николая Петровича он говорит, что его песенка спета, он человек отставной. А Павел Петрович, по его мнению, щеголеват, и вообще, оба брата – старенькие романтики, развившие в себе нервную систему до раздражения.

Поединок разгорелся за вечерним чаем. Столкновение происходило по нескольким направлениям. Сначала речь зашла об аристократии, сторонником которой является Павел Петрович. По его мнению, без аристократии нет никакого прочного основания общественному зданию. Он гордится тем, что находясь в глуши, уважает в себе человека. Базаров возражает вполне резонно: «…вы вот уважаете себя и сидите сложа руки». Он считает, что аристократизм, либерализм, прогресс, принципы – бесполезные слова. Удивительно, но предметом внезапной и страстной любви нигилиста скоро станет именно аристократка.

Далее спор переключается на русского мужика. Павел Петрович возвышенно говорит, что народ свято чтит предания, что он не может жить без веры. На этом, собственно, все взаимоотношения старшего Кирсанова с народом заканчиваются (не считая пепельницы в виде лаптя на столе в эпилоге). Базаров тоже громогласно утверждает, что его дед землю пахал, но почему-то презирает мужика, может, потому, что тот готов сам себя обокрасть, чтобы дурмана в кабаке напиться.

Волна негодования постепенно нарастает в сознании аристократа. И Павел Петрович впервые произносит не совсем уважительные слова в адрес молодёжи: «Сперва гордость почти сатанинская, потом глумление». После этих слов Аркадий нахмурился и отвернулся. Базаров произносит уже слишком дерзкое: «Рафаэль гроша медного не стоит». Здесь аристократическая гордость изменила Кирсанову, и он косвенно обозвал Базарова «болваном».

На первый взгляд Базаров победил в споре с Кирсановым. Действительно, он сохранил ясность мысли, не оскорбил своего оппонента, был, кажется, убедительным. Но жизнь вскоре расставит всё по своим местам. Природа станет стимулятором того чувства, которое он испытает по отношению к Одинцовой. Звуки музыки взбудоражат его до крайней степени возбуждения. На романтические высказывания отца Евгений не сможет возразить: любовь и уважение к родному человеку станут причиной его толерантности. А перед смертью он сам превратится в романтика и разрешит матушке провести все церковные обряды, хотя не верит в Бога и считает себя атеистом. Более того, находящийся рядом с ним ученик Аркадий видит все изменения в своём учителе и постепенно осознаёт, что его друг не лишён чувств, душевных переживаний, смятений, а главное, в нём зреет отрицание собственных нравственных принципов, хотя он их, вроде бы, не имеет, потому что принципы – пустые слова! А ведь судьба подавала Базарову сигналы, но верящий исключительно в материальное, он эти символы не воспринимает. И история о любви Кирсанова, и дуэль с ним, и непонимание с мужиками, и пустота и пошлость «учеников» нигилиста – прошли мимо него. Он не извлёк из этих намёков никаких выводов. Самоломанность Евгения стала для него очевидна. Лишь в смерти раскрылся этот мужественный и достойный уважения человек.

Жарким весенним днем, 20 мая 1859 года, на крыльцо постоялого двора выходит «барин лет сорока». Это Николай Петрович Кирсанов. Он ждет сына Аркадия.

Особенностью творчества Ивана Сергеевича Тургенева была злободневность затрагиваемых автором проблем, он очень чутко понимал и чувствовал проблемы времени и.

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» создавался в эпоху больших перемен. В России проходили реформы, и автор видел борьбу двух поколений.

В литературе существует множество различных жанров, но несмотря на это, у каждого писателя есть несколько наиболее предпочтительных. У Ивана Сергеевича.

Стихотворения в прозе, созданные Иваном Сергеевичем Тургеневым на склоне лет, очень лиричны и трогают струны души каждого читателя. Это камерные, лаконичные прозаические вещи.

1. История сближения Аркадия и Кати разворачивается в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» параллельно истории Базарова и Одинцовой. Это история о дружбе.

Романы и повести русского писателя XIX века Ивана Сергеевича Тургенева — произведения очень разные и многогранные. Каждому из них свойственны тонко развитые сюжетные линии.

Абсолютно одинаковых людей не бывает, но очень часто встречаются люди, почти во всём являющиеся противоположностью друг другу. Такими и были Павел Кирсанов и.

Особенностью творчества Ивана Сергеевича Тургенева была злободневность затрагиваемых автором проблем, он очень чутко понимал и чувствовал проблемы времени и.

1. История сближения Аркадия и Кати разворачивается в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» параллельно истории Базарова и Одинцовой. Это история о дружбе.

«>Объяснение Аркадия и Кати. Анализ эпизода «Отцы и дети»
Стихотворения Тургенева в прозе. Нравственность и человеческие взаимоотношения

Стихотворения в прозе, созданные Иваном Сергеевичем Тургеневым на склоне лет, очень лиричны и трогают струны души каждого читателя. Это камерные, лаконичные прозаические вещи.

В литературе существует множество различных жанров, но несмотря на это, у каждого писателя есть несколько наиболее предпочтительных. У Ивана Сергеевича.

Жарким весенним днем, 20 мая 1859 года, на крыльцо постоялого двора выходит «барин лет сорока». Это Николай Петрович Кирсанов. Он ждет сына Аркадия.

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» создавался в эпоху больших перемен. В России проходили реформы, и автор видел борьбу двух поколений.

Тогда Ситников вскочил в коляску…потащился в город, куда прибыл поздно и где на следующий день у Кукшиной сильно досталось двум «противным гордецам.

В 10-й главе описывается словесная схватка Павла Петровича и Базарова.

Сам Павел Петрович спустился в гостиную решительно и ждал повода начать баталию, но собеседник не подавал признаков желания начала спора. Как говорится в произведении, Базаров редко подавал голос в обществе «старичков Кирсановых», а в тот вечер был особенно угрюм и не желал о чем либо говорить, несмотря на Павла Петровича, который весь горел нетерпением и чье желание наконец сбылось.Беседа началась с обсуждения знакомого обоим помещика, про которого Базаров отзывался: «Дрянь. аристократишко».Евгений говорил о том, что дворянство теряет бразды правления и занимает уже не такое высокое место в обществе. Все слова Павла Петровича для главного героя — бессмысленный набор букв. Павел Петрович, в свою очередь, пропагандировал святость преданий и патриархальность, мысли Базарова его не устраивают и даже пугают. За этим чаепитием спор героев не закончился и продолжается в последующих главах.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

Это именно оттого, что Базаров обладал умением и желанием трудиться. В Марьино, в имении Кирсановых, Евгений работал, потому что не мог сидеть без дела, в его комнате установился «какой-то медицинско-хирургический запах» .

В отличие от него представители старшего поколения не отличались способностью к труду. Так, Николай Петрович старается хозяйничать по-новому, но у него ничего не получается. О себе он говорит: «Я человек мягкий, слабый, век свой провел в глуши» . Но, по Тургеневу, это не может служить оправданием. Если не можешь работать — не берись. А самое большое, что делал Павел Петрович, — помогал своему брату деньгами, не решаясь давать советы, и «не шутя воображал себя дельным человеком» .

Это именно оттого, что Базаров обладал умением и желанием трудиться. В Марьино, в имении Кирсановых, Евгений работал, потому что не мог сидеть без дела, в его комнате установился «какой-то медицинско-хирургический запах» .

В отличие от него представители старшего поколения не отличались способностью к труду. Так, Николай Петрович старается хозяйничать по-новому, но у него ничего не получается. О себе он говорит: «Я человек мягкий, слабый, век свой провел в глуши» . Но, по Тургеневу, это не может служить оправданием. Если не можешь работать — не берись. А самое большое, что делал Павел Петрович, — помогал своему брату деньгами, не решаясь давать советы, и «не шутя воображал себя дельным человеком» .

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

В 10 главе читателю раскрывается ярко выраженный спор Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Также это спор двух поколений — старого и нового, именно тут они выходят на тропу вечной войны.
Павел Кирсанов не скрывает свое негативное отношение к Базарову, часто называя его — «синьор этот, нигилист этот», «лекаришка», «Шарлатан».
Николай Кирсанов же, человек более сдержанный, с Базаровым он не вступает в какие либо споры. Он уже давно в отставке, поэтому предпочитает более спокойный и размеренный образ жизни.
Центральный конфликт — разносторонность взглядов, мировоззрения.
Как можно помнить, то семья Кирсановых отдает свое предпочтения либералистическим взглядам, Базаров же нигилист при этом сохраняя свою индивидуальность, его рассуждения схожи с революционно-демократическим путем мышления.
В ходе спора две стороны захватывают такие темы, как — Крестьянство и его роль в обществе, Сельское хозяйство, Развитие государства, искусство, наука и т.д.

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Краткое содержание Отцы и дети

20 мая 1859 года на крыльце своего постоялого двора барин лет сорока с небольшим ждал приезда своего единственного сына. Это был Николай Петрович Кирсанов. У него имелось хорошее имение в двести душ в пятнадцати верстах от постоялого двора. Его отец был боевым генералом, а матушка – домашним «командиром». Так как семья все время жила по провинциям, их с братом детство прошло на юге России в окружении дешевых гувернеров и развязных адъютантов. Николай Петрович отнюдь не отличался храбростью. Когда пришло время идти на службу, он сломал ногу и месяц пролежал в постели. Поэтому было решено определить его в Петербургский университет, а старший брат Павел пошел офицером в гвардейский полк. После смерти родителей, Кирсанов-младший познакомился с миловидной дочерью бывшего хозяина квартиры и влюбился в неё. Они поженились и счастливо прожили до 47-го года, когда жена Николая Петровича неожиданно скончалась. У них остался один сын – Аркадий, воспитанием и образованием которого он и занялся. Пожив немного с сыном в городе, перебрался навсегда в деревню и стал вести хозяйство. Сейчас же он стал совсем седым, пухленьким и сгорбленным. Стоя на своем крыльце, ждал сына, который также как и он окончил университет. Вот, наконец, показался тарантас, запряженный тройкой лошадей.

Аркадий приехал не один. Он представил отцу своего приятеля, Евгения Васильевича Базарова, который любезно согласился погостить у них.­ Особой любезности в нём, правда, не замечалось. Он был одет в длинный балахон с кистями и не сразу ответил на радушное рукопожатие Николая Петровича. У Базарова был мужественный голом, длинное худое лицо с широким лбом и висячими бакенбардами. В его облике просматривались ум и самоуверенность. Сразу после знакомства, они все вместе отправились в имение Кирсановых.

По дороге Николай Петрович узнает, что Базаров учится на доктора. Аркадий ведёт себя непривычно сдержанно и старается не демонстрировать свою искреннюю радость по поводу возвращения в родные края к любимому отцу. В какой-то момент радость все же прорывается, и он звонко целует отца в щеку. Оказывается, он очень дорожит дружбой с Базаровым, и познакомились они совсем недавно. Отец замечает, что поведение сына стало немного странным и чувствует из-за этого неловкость. Он рассказывает Аркадию об увольнении прежнего приказчика, о смерти старой нянечки, а также признается, что содержит в доме девушку Фенечку, на что тот отвечает, что вовсе не против. По дороге Аркадий замечает, что родные места уж не такие живописные, а люди в имении выглядят измученными. Через четверть часа они прибыли в Марьино.

В имении их встретил дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов, человек среднего роста в темном английском костюме с галстуком и лаковых полусапожках. На вид ему можно было дать лет сорок пять, при этом моложав и ухожен. Лицо практически без морщин, отражает следы былой красоты. Племянника он троекратно расцеловал, познакомился с Базаровым, улыбнулся ему, однако руки не подал. Ужинали в спокойствии. Говорил в основном Николай Петрович о всяком: о политике, о случаях из жизни и т.д. Аркадий вел себя неестественно и чувствовал себя немного неловко, даже пытался вести себя немного развязно, демонстрируя свою взрослость. После ужина, когда все разошлись, Базаров высказал Аркадию свое мнение о «стариках» Кирсановых. Павел Петрович показался ему чудаковатым, а его щегольство в деревне неуместным. Аркадий согласился, но при этом отметил, что дядя человек хороший. Николай Петрович показался Базарову славным добряком, однако с излишней романтичностью в его возрасте. Вообще, как оказалось, немолодые романтики ему были не по душе.

Имение Базарову не особо понравилось. Он рано проснулся, нашел пару дворовых мальчишек и пошел с ними ловить лягушек для опытов. Аркадий решил говорить с отцом о Фенечке и том, что не хотел бы стеснять его или заставлять менять привычный образ жизни. Познакомившись с Фенечкой, он узнает о существования сводного брата. Павел Петрович появляется к завтраку в изящном костюме. Он интересуется о вчерашнем приятеле Аркадия, на что тот отвечает, что не надо обращать особого внимания на него, ведь Базаров по сути «нигилист», то есть человек ни во что не верующий. Слово «нигилист» было образовано от латинского слова, означающего «ничего». Ему чужды какие-либо авторитеты, принципы и т.д. Павел Петрович возмущен, так как считает, что без принципов не прожить. Фенечка пришла накрывать стол для чая. Она выглядит на двадцать три года, вся такая беленькая пухленькая, с темными волосами и глазами, красными губками и нежными ручками. Она немного стеснялась выходить, но в то же время чувствует, что имеет право быть здесь.

Читайте также:  Карта анализа деятельности детей на занятии

Вернувшись Базаров, решил попить со всеми чай. За столом Павел Петрович набрасывается на него и корит за отсутствие принципов и всяческих убеждений. Базарову же непонятно, почему он должен признавать какие-то авторитеты. Он высказывается в пользу науки и полностью отрицает пользу искусства. Павел Петрович обижается и говорит, что полученные знания делают нынешнюю молодежь не умной, а отсталой. Он покидает стол. Аркадий просит друга не быть таким резким с его дядей и рассказывает историю его жизни.

Как оказалось, Павел Петрович в молодости пользовался большим успехом у женщин и сам любил их общество. Однажды он встретил одну загадочную женщину, княгиню Р., и без памяти влюбился в неё. За ней он поехал даже за границу, оставив военную службу. Когда их отношения не сложились, он вернулся в Россию. Княгиня умерла через несколько лет, а он поселился в имении брата, где пытается найти покой. С тех пор Павел Петрович предпочитает оставаться закоренелым холостяком. Рассказывая о своем дяде, Аркадий упоминает, что он всегда готов прийти на помощь своим близким и, что такой человек заслуживает уважения. Эта история не затронула души Базарова. Он ещё хуже начинает высказываться о Павле Петровиче, говоря, что мужчина, потерявший все из любви к женщине, вовсе не мужчина. Аркадий пытается оправдать дядю другим воспитанием и временем, в котором тот жил, но Базаров говорит, что каждый воспитывает себя сам независимо от времени.

Дела в хозяйстве шли не так хорошо, и Николай Петрович решил поговорить с управляющим. Оказалось, что нужны были деньги, а их не хватало. К разговору прислушивался Павел Петрович. Он был практичнее своего младшего брата в ведении хозяйства и часто помогал ему не только советом, но и деньгами. Однако на этот раз денег и у него не было. Поэтому он предпочел удалиться. Павел Петрович решил проведать Фенечку, чтобы она показала ему племянника Митю. Фенечка очень смутилась, но показала ему мальчика. Тот отметил, что ребенок похож на его брата. Тут появился Николай Петрович. Он одновременно удивился и обрадовался, увидев брата в комнате у Фенечки. Тот быстро удалился к себе. Фенечка была дочкой экономки, после смерти которой, Николай Петрович взял все заботы о девушке на себя. Доброта хозяина пленила девушку, и она постепенно к нему привыкла.

Прогуливаясь по саду с Аркадием, Базаров заметил в беседке девушек с ребенком. То были Фенечка с сыном и служанкой Дуняшей. Он сразу же познакомился с Фенечкой, отметил, что она хорошенькая. Затем проверил зубы Мити и сказал, что все в порядке. Когда приятели удалились, Аркадий рассказал ему кто эта девушка и добавил, что, по его мнению, отец должен жениться на ней. Базаров удивился, узнав, что Аркадий придает какое-то значение браку. Затем они заговорили о плохом состоянии хозяйства Николай Петровича. Базаров предположил, что либо управляющий плут, либо дурак. До них донеслись звуки виолончели. Это играл Николай Петрович. Базаров тотчас же высмеял отца Аркадия за этакую романтичность в сорок четыре года. Аркадию это не понравилось.

Прошло около двух недель. Жизнь текла в обычном русле. В Марьине уже немного попривыкли к Базарову, его небрежным манерам и коротким ответам. Однажды он даже помог Фенечке, когда у Мити случилась судорога. Он много работал, ставил физические и химические опыты. Все слуги, кроме старика Прокофьича, к нему хорошо относились, и даже Николай Петрович охотно наблюдал за его опытами, хоть и считал, что тот плохо влияет на Аркадия. Павел Петрович также презирал его, считал гордецом, нахалом и циником. В июне он стал по утрам собирать травы. Аркадий иногда к нему присоединился. Однажды они как обычно беседовали на ходу, когда их услышал Николай Петрович. Разговор шел о нем. Базаров отметил, что он уже отставной и его песенка спета. Это очень расстроило хозяина дома. В тот же день он поделился этим с братом и сказал, что вместо того, чтобы подружиться с сыном, они, казалось бы, все больше отдаляются друг от друга. Павел Петрович уверен, что во всем виноват этот нигилист. Вечером он решил дать бой Базарову и устроил ожесточенный спор. Тот парировал все нападки и старался сохранять внешнее спокойствие, приговаривая, что сейчас выгоднее все отрицать, вот они все и отрицают. Николай Петрович уверен, что такие люди, как Базаров все разрушают, а нужны и те, кто будут хоть что-то строить. На что Базаров отвечает, что для строительства чего-то нового сначала нужно место расчистить. Старшему поколению нечего сказать, они очень расстроены. Павел Петрович оттого, что считает Базарова отъявленным гордецом и беспринципным невеждой, а Николай Петрович – оттого, что в глубине души понимает, что Базаров является представителем нового поколения, в котором есть своеобразная сила.

После этого спора Николай Петрович заметно погрустнел и стал переживать за перемены в отношениях с сыном. Он вспоминал юные годы, былые эмоции, свою жену и на глазах наворачивались слезы оттого, что все прошло. Он ощущал, что между ним и сыном пропасть. Его позвала Фенечка. Сказал, что придет, а сам отправился бродить по саду. Ему встретился Павел Петрович, который заметил, как брат грустен. С вечера Базаров предложил Аркадию отправиться в город в гости к одному знатному родственнику Кирсановых. После этого было решено навестить Базаровых. На следующий день они уехали.

Матвею Ильичу Колязину, пригласившему Кирсановых, было около сорока лет, но он уже метил в государственные чиновники. Он был о себе довольно высокого мнения и считал себя прогрессистом. Он принял Аркадия радушно с нарочитой игривостью. Очень удивился, что браться не приехали, при этом посоветовал посетить губернатора и получить у него приглашение на предстоящий бал. Аркадий нашел Базарова в ближайшем трактире и уговорил сходить к губернатору. Тот приветливо их принял, хотя присесть не предложил. Обоим были выданы приглашения. По пути обратно им встретился знакомый Базарова Ситников, считавший себя его учеником. У него были маленькие черты лица и словно вдавленные глазки. Смеялся как-то беспокойно коротким смехом. Он предложил им посетить одну незаурядную местную даму – Евдоксию Кукшину. По его словам она была женщиной свободной от предрассудков и передовой. Все вместе направились к ней.

У этой эмансипированной женщины Ситников совсем разговорился, однако, ни Базаров, ни Аркадий в разговоре не участвовали. Она сама полулежала на диване в шелковом не особо опрятном платье, с растрепанными белокурыми волосами. Она много говорила, задавала вопросы, не дожидаясь на них ответов. Когда подали завтрак, Базаров спросил, есть ли в городе интересные женщины. Она сказала, что есть, но все пустые. Упомянула Одинцову, которая недурна, но нет в ней свободы воззрений. За завтраком много пили, а хозяйка все болтала. Когда после очередной порции вина она раскрасневшаяся запела сиплым голосом, Аркадий не выдержал, сказал, что это напоминает бедлам и ушел. Базаров последовал его примеру.

Через несколько дней на губернаторском балу Аркадий познакомился с Одинцовой. Она была высокого роста в черном платье с гордой статью. Светлые глаза выражали ум и спокойствие, а губы улыбались едва заметной улыбкой. Даже Базарову показалось, что на других женщин в зале она не похожа. Ситников познакомил Аркадия с загадочной гостьей. Услышав его фамилию, она приветливо улыбнулась и сказала, что знает его отца. Пригласив Одинцову на мазурку, Аркадий рассказал о своем друге Базарове и о его воззрениях. Заинтересовавшись, она пригласила их с другом посетить её. Несмотря на то, что Базаров сам впечатлен этой женщиной, отзывается о ней как всегда цинично.

Отец Анны Сергеевны Одинцовой был известным ловеласом и игроком. Проигравшись, был вынужден поселиться в деревне, где и умер, оставив своим дочерям маленькое наследство. Анне тогда было двадцать лет, а её сестре Катерине – двенадцать. Не растерявшись, Анна пригласила тетку со стороны матери, женщину злую и сварливую, чтобы та занималась хозяйством. А она тем временем занималась воспитанием сестры. Так и жили, пока в неё не влюбился некто Одинцов – человек лет сорока шести, очень богатый, чудак по натуре, но не плохой. Он женился на Анне, а через шесть лет скончался, оставив ей все свое состояние. Она поселилась в имении в Никольском, недалеко от города. В губернии её невзлюбили и поговаривали всякое. В гостях у Анны Сергеевны Базаров вел себя странно. Аркадий заметил, что вместо своих воззрений он все больше говорил о медицине и ботанике, и что в её присутствии Базаров краснел. Одинцова тоже заинтересовалась беседой с ним и пригласила друзей в Никольское.

В Никольском Аркадий и Базаров познакомились с младшей сестрой Одинцовой – Катей. Ей восемнадцать лет и она миловидна. Анна Сергеевна старалась сделать так, чтобы Аркадий больше общался с Катей, и он это заметил. На самом же деле, он больше думал о самой Одинцовой. Она предпочла общение с Базаровым. Ей пришлись по нраву его резкие суждения об уме и глупости, об устройстве общества и т.д. Жизнь Одинцовой, по сути, была пуста. Как и любая женщина, которой не удалось полюбить, она сама не знает, что ей нужно от жизни. Своего мужа она с трудом выносила, после его смерти уехала за границу и завела там связь со шведом. В итоге все равно вернулась в Россию, а теперь заинтересовалась Базаровым.

Незаметно для себя Аркадий с Базаровым провели в Никольском целых пятнадцать дней. Аркадий за это время сблизился с Катей, Базаров проводил много времени с Одинцовой. Несмотря на то, что ему не нравятся её «барские» замашки и изящные привычки, к своему удивлению, он начинает испытывать к ней сильные чувства. Она тоже все время думает о нем и даже не хочет отпускать его к родителям. Но он, раскусив её истинные чувства, говорит, что ей лишь хочется полюбить, а на деле не удается. Именно в этом её несчастие.­

Следующим утром Одинцова вызвала Базарова на разговор. Она спрашивала его, чего он хочет достичь и что у него на душе. Сначала он ускользал от ответов, а потом все же признался, что глупо и безоглядно любит её. Сказав это, он уперся лбом в стекло окна. Одинцовой стало жаль его, но она предпочла пустую и скучную жизнь, какой жила до встречи с ним. Она не приняла его любви, так как личное спокойствие было для неё дороже.

После обеда Базаров нагнал Анну Сергеевну и извинился, сказал, что завтра уезжает навестить родителей. Аркадий собрался ехать с ним, но к себе домой. В Никольское неожиданно приезжает Ситников. Он, как всегда много болтает по впустую, что не нравится Аркадию. На это Базаров говорит, что такие как Ситников миру нужны, иначе кто будет выполнять всю грязную работу. Аркадий все же решает ехать с Базаровым в его деревню, а Ситников вызывается довезти их в своей коляске. Прощаясь, Одинцова говорит, что они ещё увидятся. По дороге Базаров рассказывает Аркадию, как зол на самого себя и, что непременно должен победить свою боль, а женщинам нельзя позволять завладеть и кончиком своего пальца. Вскоре они подъезжают к домику родителей Базарова.

У дома встречал их отец Базарова – Василий Иванович. Это был высокий худощавый человек с взъерошенными волосами и орлиным носом. Он был одет в старый военный сюртук и курил чубук. У него было небольшое имение всего в двадцать душ и, будучи местным лекарем, он лечил всех нуждающихся в округе. Из-за двери показалась мать Базарова – Арина Власьевна. Это была маленькая кругленькая старушка в белом чепце и пестрой кофточке. Она была настоящей русской дворяночкой, не особо образованной и сверх суеверной. Сына несказанно любила, но при этом побаивалась. Так, например, за столом во время обеда она очень хотела спросить, надолго ли он приехал, но так и не решилась. Базарова не было дома около трех лет. Поэтому родители суетились, не знали как себя вести и как угодить сыну. Ближе к ночи Василий Иванович проводил Аркадия в предбанник, где ему постелили отличную постель. Затем он направился к сыну поговорить, но тот сказал, что очень устал с дороги и хотел бы поспать. На самом деле, он и глаз не сомкнул в эту ночь под крышей родного дома.

Утром Аркадий первым делом увидел отца Базарова, усердно работающего в огороде. Когда он вышел к нему, Василий Иванович спросил его, какого он мнения об их сыне. Аркадий сказал, что это один из лучших людей, каких он когда-либо встречал. Старик с гордостью улыбнулся. Появился Базаров и все вместе пошли пить чай. В полдень Аркадий с Базаровым беседовали о жизни. Базаров рассказывал о своем детстве, о родителях. Говорил, что им хорошо и правильно живется на свете. Они занимаются полезными делами, тогда как он все думает о вечности и о своем месте в пространстве. От скуки даже сказал Аркадию, что тот пойдет по стопам своего дядюшки. Не выдержав тоски в деревне, вечером он сообщил, что хотел бы вернуться в имение Кирсановых, так как там лучше работается. Василий Иванович убит этим известием и растерян.

По дороге в Марьино Аркадий с Базаровым решают заглянуть в Никольское к Одинцовой. Она их холодно принимает, ссылаясь на хандру, и просит зайти в другой раз. У Кирсановых все им рады, несмотря на некоторые затруднения в хозяйстве, с которыми Николай Петрович столкнулся. Здесь Базаров с головой уходит в работу и ставит научные опыты, Аркадий делает вид, что помогает отцу, а на самом деле все время думает о Никольском. Оказывается, что у Николая Петровича хранятся кое-какие письма матери Одинцовой, и Аркадий решает, что это хороший предлог наведаться к сестрам. Он чувствует, что привязался к Кате, хотя в мыслях все ещё присутствует Анна Сергеевна. Когда он приехал к ним, на этот раз, к его удивлению, Одинцова тепло и радушно встречала его.

Базаров дал понять Аркадию, что знает причину его отъезда в Никольское. Сам же он остался в Марьине работать. Споров с Павлом Петровичем почти не происходило. Даже, наоборот, тот иногда просил присутствовать при опытах, заглядывал в микроскоп. Правда, Николай Петрович чаще и с большим интересом следил за работой Базарова. Фенечка все больше нравилась Базарову. Он с ней всегда охотно беседовал, а она доверяла ему как доктору. Однажды в беседке она была с охапкой роз. Попросив у неё понюхать розу, Базаров поцеловал её, отчего стало потом стыдно. Уходя, Фенечка его в сердцах упрекнула. Эту сцену видел Павел Петрович. Погуляв немного в лесу, он вернулся невероятно угрюмым.

После завтрака он постучался к Базарову и вызвал его на дуэль. На следующее утро во время дуэли Павел Петрович был ранен в ногу. Базаров осмотрел рану и перевязал её. Николаю Петровичу не сказали истинной причины дуэли, а сказали, что из-за расхождения политических взглядов. К ночи у Павла Петровича был жар и в бреду он говорил о Фенечке, сравнивал её любимой им когда-то княгиней Р. Николай Петрович лишь подивился тому, что у брата в сердце все ещё живут старые чувства. Придя в себя, Павел Петрович просил брата, наконец, женится на Фенечке, и тот охотно согласился. Базаров же покинул имение Кирсановых.

Во время пребывания в Никольском, Аркадий все больше сближается с Катей. С ним происходят положительные перемены. Он раскрывается как настоящая личность и исчезает в нем все напускное, привитое Базаровым. Катя тоже замечает эту перемены и искренне радуется за него, говоря, что они другие и чужды людям такого склада, как Базаров. Тем временем в Никольское заезжает Базаров, но, не желая видеться с Одинцовой, встречается только с Аркадием. Он рассказывает о дуэли, а также замечает перемены в характере друга. Он отмечает, что их дорогу уже разошлись, ведь они совсем разные. Одинцова все же приглашает к себе Базарова, просит забыть о прошлых обидах и остаться в дружеских отношениях.

На следующее утро Катя выглядела немного озабоченной. Дело в том, что старшая сестра советует ей быть осторожнее с Аркадием и меньше оставаться с ним наедине. Аркадий уверяет Катя, что опасности никакой нет, что ради неё он готов на все. До них неожиданно доносится разговор Одинцовой с Базаровым о том, что они не смогли быть вместе из-за схожести нравов. Анна Сергеевна утверждала, что ей больше подошел бы молодой Кирсанов, а к её сестре он питает лишь братские чувства. Услышав это, Аркадий повернулся к Катерине и сказал, что никого кроме неё не любит и хотел бы сделать ей предложение, на что Катерина ответила согласием. Затем Аркадий написал письмо Анне Сергеевне, в котором просил руки её младшей сестры. Одинцова была удивлена, но возражений не имела. После этого, она просит Базарова не уезжать и остаться с ней, но он отказывается, говоря, что он человек бедный, но милости не принимает. Он одобряет решение друга жениться на Кате, а после отправляется к себе домой.

Читайте также:  Карта анализа по адаптации детей

Родители Базарова очень рады приезду сына. Он говорит им, что приехал всего на шесть недель и намерен все время проводить в работе. Если сначала он запирался и просил ему не мешать, вскоре он начинает искать общества, работа наскучивает и единственным утешением становится медицинская практика. Он помогает отцу лечить местных жителей. Однажды к ним попадает тифозный мужик, который затем умирает. Во время процедуры вскрытия трупа Базарова случайно порезался и тоже заразился тифом. Он понимает, что скоро умрет. Болезнь развивается довольно быстро, и он просит родителей сообщить о его состоянии Анне Сергеевне Одинцовой. Та, узнав о случившемся, приезжает к Базаровым, чтобы проститься с другом. При его виде она ощущает скорее брезгливость, и понимает, что любящий человек в такой ситуации чувствовал бы нечто другое. Прощаясь, она целует Базарова в лоб. На следующий день он умирает.

Через полгода Аркадий женился на Катерине, а Николай Петрович на Фенечке. Хозяйственные дела в Марьине начали постепенно налаживаться. Павел Петрович уехал по делам в Москву, а затем поселился в Дрездене. Одинцова повторно вышла замуж не по любви за человека с жестким характером. У Кати и Аркадия вскоре родился сын, которого они назвали Колей. Ситников все также топчется в Петербурге, и по его словам, продолжает дело Базарова. За могилой Базарова ухаживают только его родители. Здесь они подолгу и горько плачут по своему сыну, который при жизни так часто рассуждал о вечном.

Роман Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1861 году. Ему сразу же было суждено стать символом эпохи. Автор особенно четко выразил проблему взаимоотношения двух поколений.

Для понимания сюжета произведения предлагаем прочитать «Отцы и дети» в кратком содержание по главам. Пересказ выполнен учителем русской литературы, в нем отражены все важные моменты произведения.

Среднее время чтения – 8 минут.

Евгений Базаров – молодой мужчина, студент-медик, яркий представитель нигилизма, течения, когда человек отрицает все на свете.

Аркадий Кирсанов – недавний студент, приехавший в имение родителей. Под влиянием Базарова увлекается нигилизмом. В конце романа понимает, что не может так жить и отказывается от идеи.

Кирсанов Николай Петрович – помещик, вдовец, отец Аркадия. Живет в имении с Фенечкой, которая родила ему сына. Придерживается передовых идей, любит поэзию и музыку.

Кирсанов Павел Петрович – аристократ, бывший военный. Брат Николая Кирсанова и дядя Аркадия. Яркий представитель либералов.

Базаров Василий Иванович – армейский хирург в отставке, отец Евгения. Живет в имении жены, небогат. Занимается врачебной практикой.

Базарова Арина Власьевна – мать Евгения, набожная и очень суеверная женщина. Малообразованна.

Одинцова Анна Сергеевна – богатая вдова, которая симпатизирует Базарову. Но спокойствие в своей жизни ценит больше.

Локтева Катя – сестра Анны Сергеевны, скромная и тихая девушка. Выходит замуж за Аркадия.

Фенечка – молодая женщина, у которой есть маленький сын от Николая Кирсанова.

Виктор Ситников – знакомый Аркадия и Базарова.

Евдокия Кукшина – знакомая Ситникова, разделяющая убеждения нигилистов.

Матвей Колязин – городской чиновник

Действие начинается весной 1859 года. На постоялом дворе мелкий помещик Кирсанов Николай Петрович ждет приезда своего сына. Он вдовец, живет в небольшом имении и имеет 200 душ. В молодости ему прочили карьеру военного, но небольшая травма ноги ему помешала. Он отучился в университете, женился и стал жить в деревне. Через 10 лет после рождения сына, у него умирает жена, и Николай Петрович с головой уходит в хозяйство и воспитание сына. Когда Аркадий вырос, отец отправил его в Петербург учиться. Там он прожил с ним три года и снова вернулся в свою деревню. Он очень волнуется перед встречей, тем более, что сын едет не один.

Аркадий знакомит отца с другом и просит с ним не церемониться. Евгений – человек простой, и можно его не стесняться. Базаров решает ехать в тарантасе, а Николай Петрович с Аркадием усаживаются в коляску.

Во время пути отец никак не может успокоить свою радость от встречи с сыном, все время старается его обнять, расспрашивает о друге. Аркадий немного стесняется. Он пытается показать свое равнодушие и разговаривает развязным тоном. Он все время оборачивается на Базарова, как будто боится, что тот услышит его размышления о красоте природы, о том, что ему интересны дела в имении.
Николай Петрович рассказывает, что имение не изменилось. Немного запинаясь, он сообщает сыну, что с ним живет девушка Феня, и тут же спешит сказать, что она может уехать, если Аркадий этого захочет. Сын отвечает, что это необязательно. Оба чувствуют неловкость и меняют тему разговора.

Разглядывая запустение, царившее кругом, Аркадий думает о пользе преобразований, но как их воплотить в жизнь он не понимает. Разговор плавно перетекает на красоту природы. Кирсанов старший пытается декламировать стихотворение Пушкина. Его перебивает Евгений, который просит у Аркадия закурить. Николай Петрович замолкает и молчит уже до конца пути.

У барского дома их никто не встретил, только старый слуга и показавшаяся на миг девочка. Выйдя из экипажа, старший Кирсанов ведет гостей в гостиную, куда просит слугу подать обед. В дверях они сталкиваются с красивым и очень ухоженным пожилым человеком. Это старший брат Николая Кирсанова, Павел Петрович. Его безупречный вид сильно выделяется на фоне неопрятно выглядевшего Базарова. Состоялось знакомство, после которого молодые люди отправились привести себя в порядок перед обедом. Павел Петрович в их отсутствие начинает спрашивать брата о Базарове, внешний вид которого ему не понравился.

Во время еды, разговор не клеился. Все говорили мало, особенно Евгений. После еды, все сразу разошлись по своим комнатам. Базаров рассказал Аркадию свои впечатления от встречи с его родственниками. Они быстро уснули. Братья Кирсановы еще долго не спали: Николай Петрович все думал о сыне, Павел Петрович смотрел задумчиво на огонь, а Фенечка смотрела на своего маленького спящего сына, отцом которого был Николай Кирсанов. Краткое содержание романа «Отцы и дети» не передает всех тех чувств, которые переживают герои.

Проснувшись раньше всех, Евгений отправляется на прогулку изучать окрестности. За ним увязываются мальчишки и все отправляются на болото ловить лягушек.

Кирсановы собираются на веранде пить чай. Аркадий отправляется к сказавшейся больной Фенечке, узнает о существовании маленького брата. Он радуется и пеняет отцу на то, что тот скрыл факт рождения еще одного сына. Николай Кирсанов растроган и не знает, что ответить.

Старших Кирсановых интересует отсутствие Базарова и Аркадий рассказывает о нем, говорит о том, что он нигилист, человек, который не принимает принципов на веру. Вернулся Базаров с лягушками, которых отнес в комнату для опытов.

Во время совместного утреннего чая, в компании разгорается нешуточный спор между Павлом Петровичем и Евгением. Оба не стараются скрыть своей неприязни друг к другу. Николай Кирсанов пытается перевести разговор в другое русло и просит Базарова помочь ему с выбором удобрений. Тот соглашается.

Чтоб как-то изменить насмешки Евгения в адрес Павла Петровича, Аркадий решает рассказать другу его историю.

Павел Петрович был военным. Женщины его обожали, а мужчины завидовали. В 28 лет его карьера только начиналась, и он мог далеко пойти. Но Кирсанов влюбился в одну княгиню. У нее не было детей, но был старый муж. Она вела жизнь ветреной кокетки, но Павел сильно влюбился и не мог без нее жить. После расставания он очень страдал, бросил службу и 4 года ездил за ней по всему свету.

Вернувшись на родину, он попытался вести такой же образ жизни, как и раньше, но, узнав о смерти своей возлюбленной, уехал в деревню к брату, который в это время стал вдовцом.

Павел Петрович не знает чем себя занять: присутствует при разговоре управляющего и Николая Кирсанова, заходит к Фенечке посмотреть на маленького Митю.

История знакомства Николая Кирсанова и Фенечки: три года назад он встретил ее в трактире, где дела у нее и ее матери шли плохо. Кирсанов забрал их в поместье, влюбился в девушку, а после смерти ее матери стал с ней жить.

Базаров знакомится с Фенечкой и ребенком, говорит, что он врач, и, если возникнет необходимость, они могут без стеснения к нему обращаться. Услышав, как Николай Кирсанов играет на виолончели, Базаров смеется, чем вызывает неодобрение Аркадия.

За две недели к Базарову все привыкли, но относились по-разному: дворовые его любили, Павел Кирсанов – ненавидел, а Николай Петрович сомневался в его влиянии на сына. Однажды, он подслушал разговор Аркадия и Евгения. Базаров назвал его отставным человеком, чем очень обидел. Николай пожаловался брату, который решил дать отпор молодому нигилисту.

Неприятный разговор произошел во время вечернего чаепития. Назвав одного помещика «дрянь аристократишка», Базаров вызвал недовольство старшего Кирсанова, который стал утверждать, что следуя принципам, человек приносит пользу обществу. Евгений в ответ обвинил его в том, что он также живет бессмысленно, как и другие аристократы. Павел Петрович возразил, что нигилисты, своим отрицанием, только усугубляют положение в России.

Разгорелся нешуточный спор, который Базаров назвал бессмысленным и молодые люди удалились. Николай Петрович внезапно вспомнил, как давным-давно, будучи таким же молодым, поссорился с матерью, которая его не понимала. Теперь такое же непонимание возникло между ним и его сыном. Параллель отцы и дети – главное, на что обращает внимание автор.

Перед тем, как отправиться спать, все обитатели имения были заняты своими размышлениями. Николай Петрович Кирсанов уходит в любимую беседку, где вспоминает жену и размышляет о жизни. Павел Петрович смотрит в ночное небо и думает о своем. Базаров предлагает Аркадию поехать в город и посетить старого друга.

Друзья уехали в город, где провели время в компании друга семьи Базаровых Матвея Ильина, посетили губернатора и получили приглашение на бал. Давний знакомый Базарова Ситников пригласил их в гости к Евдокии Кукшиной.

В гостях у Кукшиной им не понравилось, так как хозяйка выглядела неопрятно, вела бессмысленные разговоры, задавала кучу вопросов, но не ждала на них ответов. В разговоре постоянно перескакивала с предмета на предмет. Во время этого визита вперве прозвучало имя Одинцовой Анны Сергеевны.

Приехав на бал, друзья знакомятся с Одинцовой, милой и привлекательной женщиной. Она проявляет внимание к Аркадию, расспрашивая его обо всем. Он рассказывает о своем друге и Анна Сергеевна приглашает их в гости.

Одинцова заинтересовала Евгения своей непохожестью на остальных женщин, и он согласился на визит к ней.

Друзья приезжают в гости к Одинцовой. Встреча произвела впечатление на Базарова и он, неожиданно, сконфузился.

История Одинцовой производит впечатление на читателя. Отец девушки проигрался и умер в деревне, оставив двум дочерям разорившееся имение. Анна не растерялась и взялась за хозяйство. Встретила своего будущего мужа и прожила с ним 6 лет. Потом он умер, оставив молодой жене свое состояние. Она не любила городского общества и чаще всего жила в имении.

Базаров вел себя не так как всегда, чем очень удивлял своего друга. Он много говорил, рассуждал о медицине, ботанике. Анна Сергеевна охотно поддерживала разговор, так как разбиралась в науках. К Аркадию она отнеслась как к младшему брату. В конце разговора она пригласила молодых людей к себе в имение.

В Никольском Аркадий и Базаров познакомились с другими обитателями. Сестра Анны Катя была застенчива, играла на фортепьяно. Анна Сергеевна много разговаривала с Евгением, гуляла с ним в саду. Аркадий, которому она нравилась, видя ее увлечение другом, немного ревновал. Между Базаровым и Одинцовой зарождалось чувство.

Во время проживания в имении, Базаров стал меняться. Он влюбился, несмотря на то, что считал это чувство романтической билебердой. Он не мог от нее отвернуться и представлял ее в своих объятиях. Чувство было взаимным, но они не желали открываться друг другу.

Базаров встречает управляющего своего отца, который рассказывает, что его ждут родители, они волнуются. Евгений сообщает об отъезде. Вечером между Базаром и Анной Сергеевной происходит разговор, где они пытаются понять, что каждый из них мечтает получить от жизни.

Базаров признается Одинцовой в любви. В ответ он слышит: «Вы меня не поняли,» и чувствует себя крайне неловко. Анна Сергеевна считает, что без Евгения ей будет спокойнее и не принимает его признания. Базаров принимает решение уехать.

Произошел не совсем приятный разговор между Одинцовой и Базаровым. Он сообщил ей, что уезжает, остаться может только при одном условии, но оно – несбыточное и Анна Сергеевна его никогда не полюбит.

На следующий день Аркадий и Базаров уезжают к родителям Евгения. Прощаясь, Одинцова выражает надежду на встречу. Аркадий замечает, что друг сильно изменился.

В доме старших Базаровых их приняли хорошо. Родители очень обрадовались, но зная, что сын не одобряет такое проявление чувств, старались держаться сдержаннее. Во время обеда отец рассказывал, как он ведет хозяйство, а мать только и смотрела на сына.

После ужина Евгений отказался поговорить с отцом, сославшись на усталость. Однако, он не уснул до утра. В романе «Отцы и дети» описание отношений между поколениями показано лучше, чем в других произведениях.

В доме родителей Базаров пробыл совсем мало, так как ему было скучно. Он считал, что своим вниманием они мешают ему работать. Между друзьями произошел спор, который почти перерос в ссору. Аркадий пытался доказать, что так жить нельзя, Базаров не соглашался с его мнением.

Родители, узнав о решении Евгения уехать, сильно расстроились, но старались не показывать своих чувств, особенно отец. Он успокоил сына, что раз надо уехать, значит надо это сделать. После отъезда родители остались одни и сильно переживали, что сын их бросил.

По дороге Аркадий решил завернуть в Никольское. Друзей встретили очень холодно. Анна Сергеевна долго не спускалась, а когда появилась, у нее было недовольное выражение лица и по ее речи было понятно, что им не рады.

В имении Кирсанов старших им обрадовались. Базаров стал заниматься оптами и своими лягушками. Аркадий помогал отцу в управлении имением, но постоянно думал об Одинцовых. Наконец, найдя переписку между матерями, своей и Одинцовой, он находит предлог поехать к ним в гости. Аркадий боится, что ему будут не рады, но одного его встретили тепло и радушно.

Базаров понимает причину отъезда Аркадия и полностью отдается работе. Он уединяется и больше не спорит с обитателями дома. Он ко всем относится плохо, делая исключение только для Фенечки.
Однажды в беседке они много разговаривали, и, решив проверить свои мысли, Базаров поцеловал ее в губы. Это увидел Павел Петрович, который, молча, ушел в дом. Базаров чувствовал себя неловко, у него проснулась совесть.

Павел Петрович Кирсанов оскорблен поведением Базарова и вызывает его на дуэль. Признаться домашним в истинных причинах они не хотят и говорят, что стрелялись из-за политических разногласий. Евгений ранит Кирсанова в ногу.

Испортив полностью свои взаимоотношения с Кирсановыми старшими, Базаров уезжает к своим родителям, но по дороге заворачивает в Никольское.

Аркадий все больше и больше увлекается сестрой Анны Сергеевны, Катей.

Катя разговаривает с Аркадием и убеждает того, что без влияния друга он совсем другой, милый и добрый. Они пытаются объясниться друг другу в любви, но Аркадий, пугается и поспешно уходит. В своей комнате он находит приехавшего Базарова, который рассказал ему о том, что произошло в Марьино в его отсутствие. Встретившись с Одинцовой, Базаров признает свои ошибки. Они говорят друг другу, что хотят остаться просто друзьями.

Аркадий признается Кате в любви, просит ее руки и она соглашается стать его женой. Базаров прощается с другом, злобно обвиняя его в том, что он не годится для решающих дел. Евгений уезжает к своим родителям в имение.

Живя в родительском доме, Базаров не знает чем заняться. Затем он начинает помогать отцу, лечит больных. Вскрывая умершего от тифа крестьянина, он случайно ранит себя и заражается тифом. Начинается горячка, он просит послать за Одинцовой. Анна Сергеевна приезжает и видит совершенно другого человека. Перед смертью Евгений говорит ей о своих настоящих чувствах, а потом умирает.

Прошло полгода. В один день прошли две свадьбы, Аркадия с Катей и Николая Петровича с Феней. Павел Петрович уехал за границу. Вышла замуж и Анна Сергеевна, став спутницей не по любви, а по убеждению.

Жизнь продолжалась и только два старых человека постоянно проводили время на могиле сына, где росли две елочки.

Данный краткий пересказ «Отцы и дети» поможет понять основной замысел и суть произведения, для более глубоких знаний рекомендуем ознакомиться с полной версией.

Хорошо запомнили краткое содержание? Пройдите тест, чтобы проверить свои знания:

источник