Меню Рубрики

Анализ анкетирования детей по патриотическому воспитанию

Патриотическое воспитание в ДОУ

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка — детский сад «Аленький цветочек»

Анализ анкетирования родителей

«Патриотическое воспитание в ДОУ».

«Патриотическое воспитание в ДОУ».

Цель: изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в ДОУ.

Родителям было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

3. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей — педагоги или родители?

4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

5. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

6. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки? Если нет, то почему?

В анкетировании приняло участие 28 родителей, дети, подготовительной «В» группы

Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

Любовь к Родине, уважать и почитать ее традиции

Знание истории своей страны

Готовность выполнить гражданский долг, защита интересов Родины

Любовь к семье, обществу, своей стране

Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

Патриотическое воспитание детей — педагоги или родители?

Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?

Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки? Если нет, то почему?

Нет, их нет в нашем городе (еще маленькие дети)

Проанализировав анкеты, было выявлено, что для родителей термин «патриотическое воспитание» — это Любовь к Родине, уважение и почитание ее традиций;

Для 13% опрошенных — это знание истории своей страны;

Для 4,5% — это готовность выполнить гражданский долг, защита интересов Родины;

Для 4,5% это — любовь к семье, обществу, своей стране.

На вопрос «Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?» 89% опрошенных ответили «Да».

51% опрошенных считают, что основную ответственность за патриотическое воспитание детей несут родители, 45% — педагоги и родители, и лишь 4% опрошенных считают, что ответственность за патриотическое воспитание детей несут педагоги.

На вопрос «Следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?» 93% ответили да, следует.

84% опрошенных считают, что тема ознакомления с родословной семьи актуальна в современном обществе.

71% из числа опрошенных родителей регулярно посещают с детьми музеи и выставки, 7% — лишь иногда посещают, и 22 % не посещают по различным причинам, либо еще маленькие дети, либо их нет в нашем городе.

В целом, по результатам анализа анкет можно сделать следующие выводы:

Патриотическое воспитание актуально во все времена, поэтому ДОУ будет продолжать работу в этом направлении.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения подрастающего поколения к исторической памяти народа, а значит — и сохранения ее в наших детях. Знания традиционного наследия необходимо .

Человек является, прежде всего, сыном своей страны, гражданином своего Отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы. В.Г.Белинский.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Серебряное копытце» города Алушты ОФОРМЛЕНИЕ И ОБНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ УГОЛКОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО .

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей не.

Анализ анкетирования родителей «Патриотическое воспитание в ДОУ&quot.

Програмное содержание: Формировать у ребенка любви и привязаности к своей семье, дому, детскому саду;формировать у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к .

Формы и методоты патриотического воспитания дошкольников.

источник

Лариса Старосельцева
Анализ анкетирования воспитателей по нравственно — патриотическому воспитанию.

Анализ анкетирования воспитателей

«НРАВСТВЕННО — ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Цель: выявить уровень знаний воспитателей МБДОУ по теме

патриотического воспитания.

Воспитателям МБДОУ было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?

2. Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?

3. Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить

положительным примером в воспитании патриотизма у детей?

4. Считаете ли вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России?

5. Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?

6. Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?

7. Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?

8. Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?

9. Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?

10. Правильно ли организована в групповой комнате предметно- развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?

11. Проводите ли вы досуги и развлечения по теме?

12. Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?

В анкетировании приняло участие 90,9% воспитателей МБДОУ.

По результатам анкетирования были сделаны следующие выводы:

1. Все педагоги считают, что проблема патриотического воспитания актуальна в наше время, и о ней правомерно говорить детям дошкольного возраста.

2. Также педагоги уверены, что обладают личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей.

3. Воспитатели МБДОУ единогласно считают нужным увеличить запас знаний по истории и географии России.

4. Педагоги обладают ясной, образной и выразительной речью, чтобы донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания.

5. Воспитатели МБДОУ не испытывают трудности в организации предметно — развивающей среды, подборе демонстрационного материала, дидактических игр по патриотическому воспитанию.

6. В течение года организуют досуг и развлечения по теме.

7. Все педагоги считают, что тема патриотического воспитания детей является востребованной в работе с семьей.

В тоже время, 15% опрошенных испытывают затруднения при проектировании и планировании работы по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работают.

40% педагогов неуверенно владеют соответствующими методиками и технологиями.

На вопрос «Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?» 65% опрошенных ответили — «нет».

Из результатов анкетирования видно, что воспитатели мало знают о своем городе. На этот вопрос ответили положительно всего 15 % педагогов.

В целом, по результатам анализа анкет можно наметить следующие задачи для устранения выявленных недостатков:

1. Патриотическое воспитание актуально во все времена, поэтому МБДОУ будет продолжать работу в этом направлении.

2. Педагогам необходимо больше заниматься самообразованием, изучать современные технологии и применять их в своей образовательной работе.

3. Провести консультацию по теме народной культуры и традиций.

4. Подобрать материал о своем городе, оформить уголки краеведения.

Анализ анкетирования родителей о двигательной активности детей Анализ анкеты о двигательной активности детей 1. Как Вы оцениваете двигательную активность своего ребенка? Малоподвижный – 0 % Норма – 52%.

Анализ анкетирования родителей по ИКТ АНКЕТА для родителей по информационным компьютерным технологиям Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: 1. Ваше.

Анализ проведенного анкетирования родителей по теме «Права ребенка» Анализ анкетирования родителей. Во 2-ой младшей группе № 8 было проведено анкетирование родителей по вопросам защиты прав ребенка. В анкетировании.

Консультация для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию Задумайтесь! Нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Об актуальности.

Анализ работы по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» Родина-слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес! В нем умещается.

НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Защитники Отечества» Конспект по духовно- нравственному образованию в подготовительной группе. Цель: Формировать представление детей о защитниках Отечества,.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной дом» Актуальность темы: Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Во имя жизни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 п. Навля общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского.

Уголок по нравственно-патриотическому воспитанию Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста – процесс сложный и длительный, который требует от педагогов большой личной.

источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бесединская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

Анализ анкетирования родителей

«Патриотическое воспитание в группах дошкольного образования».

воспитатели групп дошкольного образования

«Патриотическое воспитание в группах дошкольного образования».

Цель: изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в группах дошкольного образования.

В группах дошкольного образования, в рамках проекта «Родина наша Россия», было проведено анкетирование родителей. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1.Как называется ваша Родина?

3.Что значит любить и защищать Родину?

4.Как вы считаете, следует ли знакомить детей с символами Государства, традициями, памятными датами?

5.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

6.Сколько своих родословных поколений вы знаете?

7.Существует ли в вашей семье традиция, легенда или памятное воспоминание? Если да, то какое?

8.Кем были ваши предки, где они проживали?

9.Смотрите ли вы с детьми исторические и документальные фильмы о Родине?

10.Посещаете ли вы с детьми исторические музеи, выставки?

11.Если бы к вам приехали гости из другого города, то куда бы вы их повели?

12.Какое самое любимое место есть у вас, где вы хотели провести своё время?

В анкетировании приняли восемь родителей групп дошкольного образования 5-6 и 6-7 лет.

В таблице предоставлены наиболее актуальные вопросы и ответы, опрошенных родителей.

Что значит любить и защищать Родину?

Любовь к Родине, уважать и почитать ее традиции

Знание истории своей страны

Готовность выполнить гражданский долг, защита интересов Родины

Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

Сколько своих родословных поколений вы знаете?

Читайте также:  Анализы на иммунитет у детей инвитро

Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

Если бы к вам приехали гости из другого города, то куда бы вы их повели?

Другие достопримечательности родного края

Посещаете ли вы с детьми исторические музеи, выставки?

Проанализировав анкеты, было выявлено, что для родителей термин «патриотическое воспитание» — это Любовь к Родине, уважение и почитание ее традиций;

для 16% опрошенных — это знание истории своей страны;

для 9% — это готовность выполнить гражданский долг, защита интересов Родины;

на вопросы «Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?» и «Следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?», 100% опрошенных ответили «Да».

45% опрошенных знают несколько поколений своей родословной. Есть даже 10%,которые знают пять поколений и считают, что тема ознакомления с родословной семьи актуальна в современном обществе.

90% из числа опрошенных родителей регулярно посещают с детьми музеи и выставки, и 10% не посещают по различным причинам, либо еще маленькие дети, либо их нет в нашем городе.

70% представители наших детей повели бы своих иногородних гостей по знаменитым памятным местам ВОВ. 15% познакомили бы с духовной культурой нашего края. 15% показали бы другие достопримечательности своей малой Родины.

В целом, по результатам анализа анкет можно сделать следующий вывод:

патриотическое воспитание актуально во все времена, поэтому ДОУ будет продолжать работу в этом направлении.

источник

Цель: изучение отношения родителей воспитанников к традициям празднования ВОВ, к необходимости патриотического воспитания дошкольников.

Родителям было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема Великой Отечественной войны, подвигов, совершенных нашим народом в те суровые дни?
  2. Чем для Вас и членов Вашей семьи является дата 9 Мая?
  3. Есть ли в Вашем доме традиция празднования этого события? Если есть, то какая?
  4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с историей этого праздника?
  5. Имеет ли Ваш ребенок представление о войне? Из каких источников?
  6. Принимал ли кто-нибудь из членов Вашей семьи участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны?
  7. Рассказывали ли они о войне Вашим детям?
  8. Какую из предложенных форм совместной работы с детьми Вы считаете наиболее приемлемой?

В анкетировании приняло участие 84 родителя, что составляет 90,3% от общего числа родителей.

Вопрос/ варианты ответа

% от числа опрошенных

Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема Великой Отечественной войны, подвигов, совершенных нашим народом в те суровые дни?

Чем для Вас и членов Вашей семьи является дата 9 Мая?

Праздником Великой Победы

Днем памяти погибших на войне

Есть ли в Вашем доме традиция празднования этого события? Если есть, то какая?

Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с историей этого праздника?

Да, но информация по данной теме должна быть адаптирована в соответствии с возрастом детей

Нет, эта тема для дошкольников абстрактна и недоступна их пониманию

Имеет ли Ваш ребенок представление о войне? Из каких источников?

Да. Из рассказов взрослых, книг, телепередач и кинофильмов

Принимал ли кто-нибудь из членов Вашей семьи участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны?

Рассказывали ли они о войне Вашим детям?

Какую из предложенных форм совместной работы с детьми Вы считаете наиболее приемлемой?

Оформление мини-музея, фотовыставки

Создание альбома « Наши прадеды – герои», содержащего рассказы детей о родственниках – участниках войны

Проанализировав анкеты, было выявлено, что все опрошенные – 100% считают актуальным в современном обществе тему Великой Отечественной войны, подвигов, совершенных нашим народом.

На вопрос «Чем для Вас и членов Вашей семьи является дата 9 Мая?» 73,1% опрошенных считают 9 мая праздников Великой Победы и 26,9% — ассоциируют этот день с Днем памяти погибших на войне.

На вопрос «Есть ли в Вашем доме традиция празднования этого события? Если есть, то какая?» — 52,7 % родителей совместно с детьми участвуют в параде, посвященному Дню Победы, у 47,3% опрошенных отсутствует такая традиция.

На вопрос «Какую из предложенных форм совместной работы с детьми Вы считаете наиболее приемлемой?» большинство опрошенных родителей выбирали сразу несколько вариантов ответа:

  • конкурс рисунков – 70%;
  • оформление мини-музея, фотовыставки – 41%;
  • создание альбома « Наши прадеды – герои», содержащего рассказы детей о родственниках – участниках войны – 26%.

В целом, по результатам анализа анкет можно сделать следующие выводы: патриотическое воспитание актуально во все времена, поэтому ДОУ будет продолжать работу в этом направлении.

источник

Актуальность обусловлена тем, что в настоящее время в обществе постепенно происходит смена культурных норм, нравственных ориентиров и ценностей, забываются традиции общества. У современных детей и подростков недостаточно сформированы качества гражданина-патриота.

Действительно, решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважении к историко-культурному наследию своего народа и народов России. В обществе утрачиваются чувство долга и ответственности перед семьей, учителями, классным коллективом, Отечеством, государством.

Поэтому формирование патриотизма у подрастающего поколения нуждается в поддержке, как со стороны государства, так и со стороны социальных институтов. В нашем случае общеобразовательной школой.

выявить наличие знаний и представлений у учащихся о традициях, культуре и истории своего народа и отношение учащихся такому качеству как патриотизм.

Анкета для учащихся.

1. Что Вы понимаете под «патриотизмом»?

2. Какими качествами должен обладать патриот?

3. Считаете ли Вы себя патриотом?

4. Кто, на Ваш взгляд, повлиял на формирование Ваших патриотических качеств? (школа, родители, окружающие люди, друзья). Нужное подчеркнуть.

5. Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?

6. Отмечают ли у Вас дома семейные праздники, поют ли народные песни?

7. В каких мероприятиях Вы бы больше хотели участвовать? (Нужное подчеркнуть)

– патриотические клубы и центры;

– фестивали и конкурсы патриотической направленности;

– выставки патриотической направленности;

8. Участвовали ли Вы в таких мероприятиях, если да, то в каких именно?

9. Как Вы понимаете выражение «Малая Родина»?

10. Знаете ли Вы, когда образовался город(посёлок), в котором Вы живете?

11. Любите ли Вы свой город(посёлок)?

12. Как называется улица, на которой Вы живете?

13. В честь кого названа улица, на которой Вы живете?

14. Есть ли у Вас любимое место в нашем городе(посёлке)? Какое?

15. Что нужно делать для города(посёлка), чтобы он был лучше?

Актуальность обусловлена тем, что в настоящее время в обществе постепенно происходит смена культурных норм, нравственных ориентиров и ценностей, забываются традиции общества. У современных детей и подростков недостаточно сформированы качества гражданина-патриота. Действительно, решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважении к историко-культурному наследию своего народа и народов России. В обществе утрачиваются чувство долга и ответственности перед семьей, учителями, классным коллективом, Отечеством, государством. Поэтому формирование патриотизма у подрастающего поколения нуждается в поддержке, как со стороны государства, так и со стороны социальных институтов. В нашем случае общеобразовательной школой.

Цель: выявить наличие знаний и представлений у учащихся о традициях, культуре и истории своего народа и отношение учащихся такому качеству как патриотизм.

1.​ Что Вы понимаете под «патриотизмом»?

2.​ Какими качествами должен обладать патриот?

3.​ Считаете ли Вы себя патриотом?

4.​ Кто, на Ваш взгляд, повлиял на формирование Ваших патриотических качеств? (школа, родители, окружающие люди, друзья). Нужное подчеркнуть.

5.​ Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?

6.​ Отмечают ли у Вас дома семейные праздники, поют ли народные

7.​ В каких мероприятиях Вы бы больше хотели участвовать? (Нужное подчеркнуть)

– патриотические клубы и центры;

–фестивали и конкурсы патриотической направленности;

– выставки патриотической направленности;

8. Участвовали ли Вы в таких мероприятиях, если да, то в каких именно?

9. Как Вы понимаете выражение «Малая Родина»?

10. Знаете ли Вы, когда образовался город(посёлок), в котором Вы живете?

11. Любите ли Вы свой город(посёлок)?

12. Как называется улица, на которой Вы живете?

13. В честь кого названа улица, на которой Вы живете?

14. Есть ли у Вас любимое место в нашем городе(посёлке)? Какое?

15. Что нужно делать для города(посёлка), чтобы он был лучше?

источник

Анализ усвоения программного материала по теме «Патриотическое воспитание дошкольников»

Общий уровень усвоения программного материала

Уровень усвоения программного материала по блокам

Блок Азбука нравственности»

В процессе работы по формированию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, проводимой с сентября 2011 года по март 2012 года, используя фольклор как часть русской народной культуры во всех видах деятельности, мы увидели, что первоначальные результаты диагностики изменились. После проведения опроса и диагностики высокий уровень знаний о родной культуре, патриотического воспитания составил уже 60%, средний — 40%, а низкий — 0%.

Был проведен повторный опрос в форме теста для детей старшего дошкольного возраста по теме:

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жизнью и бытом русского народа».

Рис. 2. Результаты теста-опросника для детей старшего дошкольного возраста

Цель анкетирования: выявить, какие формы фольклора используют в современных семьях.

Методика проведения: родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили выявить наличие фольклора в семьях.

Рис. 3. Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию средствами фольклора.

Родители в ходе анкетирования показали высокий уровень знаний, стали проявлять желание знакомить детей с малым фольклором, приобщать к народной культуре.

Результаты, полученные в ходе проведенной опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, у что у детей старшего дошкольного возраста уровень знаний о родной культуре, истории, русском наследии повысился по сравнению с констатирующим этапом эксперимента, что свидетельствуют о положительном использовании в практике целого комплекса занятий по работе с детьми, их родителями и педагогами дошкольного учреждения.

Интересны результаты выбора детьми героев мультипликационных фильмов и сказок, а также возможность выбора желаемых картинок-раскрасок после проведённой экспериментальной работы. Дети теперь стали выбирать былинных героев, русских красавиц, традиционные народные игрушки.

Читайте также:  Анализы на иммунитет у детей отзывы

Отношение, интерес и активность детей в проводимых занятиях на начало и окончание эксперимента показали, что значительно возрос интерес к русской народной культуре, дети стали активнее принимать участие в народных праздниках.

Кроме того повторное анкетирование родителей с целью выявления их заинтересованности в работе по патриотическому воспитанию показало, что родители стали чаще разговаривать с детьми на темы малого фольклора, совместно с детьми изготавливать предметы декоративно-прикладного искусства. В некоторых семьях начали собирать коллекции Гжели, Хохломы.

Работа, проведённая с педагогическим коллективом, также принесла свои результаты. Среди педагогов повысился интерес к изучению истории России, русской культуры с детьми старшего дошкольного возраста, это объясняется активным участием педагогов в жизни дошкольного учреждения. Проведение педагогами дошкольного учреждения в своих группах целенаправленной систематической работы по вопросам патриотического воспитания посредством фольклора детей старшего дошкольного возраста оказался показательным для педагогов из групп младшего дошкольного возраста.

Рассмотрим динамику в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Г. Дима показал наилучшую динамику в патриотическом воспитании средствами фольклора — его результаты повысились со среднего уровня на высокий практически по всем заданиям.

Б. Ксения безошибочно выполнила задания «Красота спасет мир», «Азбука нравственности». Но, в остальных заданиях допустила ошибки. В целом по результатам диагностики со среднего уровня Ксения перешла на высокий уровень патриотического воспитания.

А. Никита также показал положительную динамику в развитии — со среднего уровня перешел на высокий. У него улучшились показатели по всем диагностическим заданиям.

Таким образом, дети, имеющие высокий уровень развития смогли ответить практически на все вопросы, старшие дошкольники, имеющие средний уровень развития тоже справились практически со всеми заданиями.

В результате систематической работы по патриотическому воспитанию средствами фольклора старших дошкольников у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне:

· Старшие дошкольники имеют представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека, знают о понятиях «здоровье» и «болезнь», умеет заботиться о своем здоровье, сформировано представление о составляющих здорового образа жизни, о значении физических упражнений для организма человека.

· Знают название родного поселка, страны, ее главного города, знают о народных традициях и обычаях, способны к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества

· Развито эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности, приобщено восприятие искусства, развитие интереса к нему, поощрение выражения эстетических чувств, проявления эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведения музыкального фольклора, знакомы с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-прикладного искусства).

· Сформировано личное отношение ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну), сформировано доброжелательное взаимоотношение между детьми (в частности, с помощью рассказов о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят), воспитана скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; испытывает чувство стыда за неблаговидный поступок, знают о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

· Знают 2 — 3 вида травянистых растений, 4 — 5 вида зимующих птиц, домашних птиц, домашних животных, о повадках диких животных, умеют осуществлять элементарную поисково-исследовательскую деятельность

За период работы с 2011 по 2012 год у старших дошкольников улучшились показатели психических процессов: внимания, памяти, дифференцированного восприятия качества предметов.

Таким образом, проведенная работа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, привела к положительным результатам.

Хочется подчеркнуть значение комплексного подхода в ознакомлении дошкольников с народной культурой с целью формирования патриотизма. Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.), сказки, песни, народные танцы, ознакомление с росписями, детский фольклорный театр — все эти виды детской деятельности создают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа.

Народный праздник поможет детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник — это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство». Творческое, эмоционально — насыщенное общение детей в играх со взрослыми, и особенно со сверстниками, имеет огромное влияние на формирования навыков самостоятельной коммуникативной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека — все это определяет процесс развития межличностных отношений в ходе патриотического воспитания современного дошкольника.

Содружество родителей и воспитателей выступает основным фактором сохранения русской культуры, русского мира. При этом особенностью данного содружества является одновременное и взаимосвязанное развитие каждого ребенка и всего детского коллектива в целом, родителей и воспитателей как единого педагогического сообщества.

В результате исследования по данной теме мы пришли к выводу о необходимости использования загадок, пословиц, поговорок, других форм фольклора, как важного средства воспитания патриотических чувств не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у детей других возрастов. Фольклор — это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть, и глубокая любовь к человеку, к Отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Они воспитывают уважение к народу и его устно-поэтическому творчеству, эмоционально окрашивают разные виды творческой деятельности детей.

После проделанной нами работы и получения результатов диагностики мы пришли к выводу, что работа по теме формирования патриотизма должна продолжаться. Мы считаем, что в своей работе очень важно включать темы по патриотическому воспитанию дошкольников на различных занятиях, праздниках. Подключать родителей к нашим мероприятиям, сбором интересной информации о жизни людей, их быте, традициях. Мы разработали план для дальнейшей плодотворной работы по данной теме, для того, чтобы в дальнейшем занятия, беседы и праздники, проходили еще интересней и чтобы тот опыт и те знания, которые приобрели дети, в дальнейшем становились богаче. Таким образом, результаты диагностического исследования на итоговом этапе работы показали, что у большинства детей высокий уровень сенсорного развития (60%) и средний (40%), который характеризуется тем, что у старших дошкольников сформировано представление о фольклоре как средстве патриотического воспитания. Сравнительный анализ данных, полученных на начальном и итоговом этапах опытно-поисковой работы показал, что проведенное исследование дало положительные результаты. Возросло количество детей с высоким и средним уровнем развития. Количество детей высокого уровня было 10 %, стало — 60%, среднего уровня было 50 %, стало — 40%. Детей с низким уровнем не выявлено, а их было на начальном этапе 40%. Старшие дошкольники, у которых на начало года был средний уровень развития, на конец года стал высокий уровень.

Это дает основание полагать, что через фольклор старшие дошкольники прививают любовь к Родине, к народным традициям, т.е. у них формируются патриотические чувства.

источник

Данная исследовательская работа заняла 3-е почетное место в конкурсе «Имею право и обязан»

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Я-патриот. Формирование чувства патриотизма у школьников»»

Ставропольский край, Красногвардейский район, село Покровское

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Материалы на районный конкурс

Номинация: исследовательская работа.

«Я человек и патриот. Формирование чувства патриотизма у школьников»

Кононова Дарья Александровна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Глава1. Патриотизм как качество настоящего гражданина

1.1. Понятие термина «патриотизм»………………………………………….5-7

Глава 2. Патриотическое воспитание школьников

2.1. Анкетирование учащихся и анализ результатов……………………. 8

2.2. Программа «Патриот 2017» для школьников ……………………………9

Список использованных источников…………………………….………………..12

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.

Проблема патриотического воспитания молодежи становится ныне важнейшей проблемой, и решать ее сегодня пытаются на высшем государственном уровне. Президент России Владимир Путин на встрече с общественными организациями в г.Краснодаре как-то заявил: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».

Негативные процессы в обществе за последние годы повлекли за собой то, что у значительной части населения, и особенно у молодежи, оказались разрушены или утрачены такие традиционно-нравственные черты как романтизм, самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень.

Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством. Время вносит свои коррективы во многие факторы формирования общественного сознания на новом, переломном этапе российской действительности. Выросло поколение молодых граждан, не знакомых с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры.

Всё более очевидной становится необходимость для государства и общества в возрождении патриотизма как важного социально-нравственного ценностного ориентира, направленного на становление российской государственности.

Исходя из выявленной проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования: «Формирование чувства патриотизма у школьников».

Актуальность темы: патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматривается и утверждается на самом высоком государственном уровне. Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту(ФГОС),общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Объект исследования – патриотизм

Предмет исследования: процесс формирования чувства патриотизма у школьников.

Читайте также:  Анализы на иппп у детей

Цель данного исследования: разработать программу патриотического воспитания учащихся.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: чем раньше начнётся работа по формированию патриотических качеств у школьников, тем более устойчивыми они будут.

Цель, объект, предмет исследования, а также выдвинутая гипотеза позволили наметить следующие задачи:

ознакомиться с термином «патриотизм» и «патриот» в разных источниках;

изучить научную литературу по данной теме;

составить несколько анкет для разных школьных возрастов;

провести анкетирование учащихся;

проанализировать данные анкет;

составить модель ученика-патриота;

составить программу «Патриот-2017» на 1 год (2016-2017г.) по формированию чувства патриотизма;

представить программу «Патриот-2017» на рассмотрение, корректировку и утверждение администрации;

проводить мероприятия по данной программе в течение года;

Методологической основой исследования являются общенаучные положения о роли школы в формировании патриотических качеств личности и Федеральные Конституционные Законы.

В ходе научной работы были использованы следующие методы:

теоретические: анализ литературы по исследуемой теме, сопоставление, анализ полученных данных;

эмпирические: беседа, анкетирование, ранжирование полученных результатов, педагогический эксперимент.

Данная научная работа относится к эмпирическим исследованиям, так как она ориентирована на проведение собственного эксперимента.

Основная база исследования: исследование проводилось в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №10» .

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— проанализировали разные термины патриотизма;

— изучили Федеральные Конституционные Законы РФ;

— разработали собственную воспитательную программу «Патриот-2017» по формированию патриотических качеств у школьников.

Апробация работы: программа «Патриот-2017» рассчитана на 2016-2017 учебный год, в основном для начального звена школы.

Научное исследование планируется провести в 2 этапа:

анализ научной литературы и интернет-источников (теоретический);

анализ анкетирования и разработка программы «Патриот-2017» (теоретический, частично эмпирический);

Глава I. Патриотизм как качество настоящего гражданина

Понятие термина «патриотизм».

«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота»

В царской России в русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Многие общественные и государственные деятели, такие как Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, А.И. Тургенев, А. С. Пушкин призывали через свое творчество «положить жизнь за Отечество» [9;c.7].

В советское время, говоря о патриотизме, опирались на трактовку В.И. Ленина: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» [13;c.31].

Игумен Нектарий (Морозов) считает: «… тот человек, который не является патриотом своей Родины, является ее потенциальным предателем. Среднего не дано. Когда приходит время испытаний, каждый человек либо становится патриотом и идет на жертвы ради спасения своей страны, либо ее предает. Поэтому мы должны определиться: кто мы?»

В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг» [16; c.27].

Что же такое «патриотизм»? Какое определение нам дают научные источники?

Патриотизм — это любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы, защита Родины от врагов. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям[3;c.393].

Патриотизм (от греч. Patriotes – соотечественник – patris – родина)- любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства [17;c.461].

Воспитание — это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.

Воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства. Вместе с тем воспитательное воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества, развитие науки и техники, литература, искусство, средства массовой информации и пропаганды — печать, радио, телевидение. На определённом уровне духовного развития личности возникает потребность человека в самоусовершенствовании, которое во многом зависит от самовоспитания.

Воспитанию принадлежит ведущая роль и в индивидуальном нравственном, умственном и физическом развитии человека.

В нашем понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. О патриотизме судят не по словам, а по делам человека.

Мы думаем, что патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации.

Патриотизм включает в себя:

·чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

·уважительное отношение к языку своего народа;

·заботу об интересах Родины;

·осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

·проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

·гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

·гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

·уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

·ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В моем понимании патриотизм, мужество, героизм – это близкие по значению слова.

Патриотизм – быть готовым защитить Родину от врагов.

Мужество – означает быть доблестным, стойким, крепким, храбрым, отважным, решительным.

Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Патриотизм актуален и в наше время. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны.

Возможно, что именно воспитание в духе патриотизма, пробуждает в нас и выбор таких благородных профессий как военнослужащий, врач, учитель, воспитатель, ученый…

источник

Детский телефон доверия

Сейчас 72 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Наш сад
  • Патриотическое воспитание
  • Анализ анкетирования родителей

Анализ анкетирования родителей

«Патриотическое воспитание в ДОУ».

Цель:изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в ДОУ.

Родителям было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

3. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей — педагоги или родители?

4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

5. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

6. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки? Если нет, то почему?

В анкетировании приняло участие 82 % родителей, дети, которых посещают МАДОУ «Радость».

Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

Любовь к Родине, уважать и почитать ее традиции

Знание истории своей страны

Готовность выполнить гражданский долг, защита интересов Родины

Любовь к семье, обществу, своей стране

Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей — педагоги или родители?

Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?

Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки? Если нет, то почему?

Проанализировав анкеты было выявлено, что для основной массы опрошенных – 76% термин «патриотическое воспитание» — это Любовь к Родине, уважение и почитание ее традиций;

Для 15% опрошенных — этознание истории своей страны;

Для 4,5% — это готовность выполнить гражданский долг, защита интересов Родины;

Для 4,5% это — любовь к семье, обществу, своей стране.

На вопрос «Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?» 87% опрошенных ответили «Да».

48 % опрошенных считают, что основную ответственность за патриотическое воспитание детей несут родители, 47% — педагоги и родители, и лишь 5 % опрошенных считают, что ответственность за патриотическое воспитание детей несут педагоги.

На вопрос «Следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?» 91% ответили да, следует.

87% опрошенных считают, чтотема ознакомления с родословной семьи актуальна в современном обществе.

68 % из числа опрошенных родителей регулярно посещают с детьми музеи и выставки, 12 % — лишь иногда посещают, и 20 % не посещают по причине- еще маленькие дети.

В целом, по результатам анализа анкетможно сделать следующие выводы:

Патриотическое воспитание актуально во все времена, поэтому ДОУ будет продолжать работу в этом направлении.

источник