Меню Рубрики

Анализ анкетирования детей по зож

Чтобы определить, насколько здоровый образ жизни ведете вы, пройдите небольшой тест:

Часто ли вы едите свежие овощи и фрукты? (да – 1 балл, нет – 0 баллов).

Стараетесь ли вы регулярно употреблять волокнистую пищу, хлеб из отрубей или густого помола? (да – 1 балл, нет – 0 баллов).

Любите ли вы свою работу? (да – 1 балл, нет – 0 баллов).

Ограничиваете ли вы употребление животных жиров? (да – 1 балл, нет – 0 баллов).

Ограничиваете ли вы употребление сахара? (да – 1 балл, нет – 0 баллов).

Занимаетесь ли вы чем-нибудь помимо работы (хобби)? (да – 1 балл, нет – 0 баллов).

Есть ли у вас человек, которого вы любите? (да – 1 балл, нет – 0 баллов).

Часто ли вам бывает скучно? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).

Занимаетесь ли вы видами спорта, опасными для здоровья? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).

Вы курите? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).

Вы употребляете алкоголь? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).

Ваш вес в норме? (да – 1 балл, нет – 0 баллов).

Часто ли вы волнуетесь или беспокоитесь по пустякам? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).

Делаете ли вы каждое утро зарядку? (да – 1 балл, нет – 0 баллов).

Употребляете ли вы снотворное перед сном? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).

Часто ли вам приходится покупать лекарства? (да – 0 баллов, нет – 1 балл).

Часто ли вы проверяете артериальное давление? (да – 1 балл, нет – 0 баллов).

Можете ли вы быстро расслабляться? (да – 1 балл, нет – 0 баллов).

Если вы набрали 17-18 баллов, — вы ведете действительно здоровый образ жизни, притом не ради галочки. Если набрали меньше, вам есть, над чем работать.

Анализ результатов анкетирования по ЗОЖ

Цель анкетирования : определение уровня осведомленности (сформированности) о здоровом образе жизни у школьников.

Основными критериями сформированности знаний у школьников о ЗОЖ выступили:

1. Знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний.

2. Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении.

3. Овладение навыками, приёмами здорового образа жизни, сформированность привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.

4. Стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации по заданной теме, получаемой из детских журналов, газет, научно – популярной литературы для детей, радио, телевидения, Интернета.

5. Проявление потребности в выполнении санитарно – гигиенических норм.

Мониторинг знаний о ЗОЖ проводился с обучающимися 5 — 11 классов с помощью анкеты «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» и теста «Здоровый образ жизни».

В диагностике приняло 40 обучающихся.

На основании полученных результатов нами выделены уровни знаний о ЗОЖ у школьников:

Выводы: анкетирование показало, что у 55% детей сформирован высокий уровень, 32 % достаточная осведомленность и низкий уровень показали 12,5% школьников.

Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, о правилах личной гигиены, первой помощи, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ.

Результаты: Личностная ценность

— Результаты : 1 место — Быть здоровым 97%

2 место — Жить в счастливой семье 66%

3 место — Много знать и уметь 41 %

5место — Быть красивым и привлекательным 42%

6 место — Иметь много денег 37%

7 место – быть самостоятельным- 32%

8 место – иметь хороших друзей- 22%

Выводы: анкетирование показало, что личностная ценность здоровья на высоком уровне.

Что для сохранения здоровья наиболее важно?

— Регулярные занятия спортом 81%

— Знания о том, как заботиться о своём здоровье 92%

— Хорошие природные условия 57%

— Возможность лечиться у хорошего врача 56%

— Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать 69%

— Отказ от вредных привычек 98%

Выводы: понимание роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья на хорошем уровне.

Что из перечисленного присутствует в твоём распорядке дня?

Прогулка на свежем воздухе, подвижные игры

Выводы: Анализ распорядка дня учащихся показал неполное соответствие распорядка дня и учащегося требованиям ЗОЖ, адекватность оценки учащимися своего образа жизни и его соответствия требованиям ЗОЖ на высоком уровне- 85%, отношение к информации, связанной со здоровьем очень интересная и полезная- 58%, не всегда интересная 21%, не очень интересно 3%. Радует тот факт, что информация о здоровье в той или иной степени интересует всех респондентов, в категории не интересует- не оказалось ни одного ученика.

Откуда ты узнаёшь, как заботиться о здоровье?

Анкетирование показало, что дети узнают, как заботиться о своем здоровье на первом месте из передач – 71%, на втором месте — в школе – 83%, на третьем месте у родителей — 43%, на последнем месте стоят друзья (39%) и из книг (22%).

Рекомендации : продолжать работу по формированию активного отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении, расширять кругозор в сфере здоровья и здорового образа жизни у школьников, Можно выделить общие задачи сохранения здоровья школьников, характерные для всех используемых программ для образовательных учреждений:

1.​ Научить детей определять свое состояние и ощущения.

2.​ Сформировать активную жизненную позицию.

3.​ Сформировать представления о своем теле, организме.

4.​ Учить укреплять и сохранять свое здоровье.

5.​ Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.

6.​ Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.

7.​ Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
Таким образом, необходимо постоянно вести работу по развитию самоопределения школьников, одним из важнейших составляющих её является сохранение и укрепление физического, психического, нравственного и социального здоровья. На наш взгляд, работу по формированию здорового образа жизни необходимо вести, учитывая их возрастные особенности.

источник

Для решения годовой задачи в рамках подготовки к педсовету было проведено анкетирование родителей.
Тема: «Здоровый образ жизни в вашей семье»
Цель: выявить значимость и важность здорового образа жизни в семьях воспитанников ДОУ; оказать родителям информационную поддержку по вопросам воспитания здорового образа жизни.
Срок: с 20 по 24 ноября 2017 г.
Охват родителей: во всех группах детского сада.

По первому вопросу 29% родителей ответили, что утро в их семье начинается с зарядки. Соответственно 71% семей не делает по утрам зарядку.

По второму вопросу 36% родителей ответили, что в семьях проводятся закаливающие процедуры; 64% родителей ответили, что не проводят закаливающие процедуры.

41% воспитанников ДОУ занимается в спортивной секции (баскетбол, футбол, художественная и спортивная гимнастика, плавание, карате, танцы); 59% детей никаких спортивных секций не посещают.

По четвертому вопросу 40-ка% опрошенных семей сложно придерживаться здорового питания (любят себя побаловать чипсами и.т.п.); 60% родителей стараются придерживаться здорового питания.

В выходные 75% семей всегда находят время для прогулок с ребенком по парку, на детской площадке или загородом; 25% семей ведут более пассивный образ жизни.

44% опрошенных родителей в детский сад и обратно ходят с ребенком пешком, чтобы подышать воздухом; 56% родителей предпочитают транспорт.
Чистит зубки перед сном 92% детей; 8% детей чистят зубы только утром.

На восьмой вопрос о том, во сколько ребенок ложиться спать – 31% родителей ответили – в 21:00; 19% — в 21:30; 29% — в 22:00; 3% — в 22:30; 1% — 23:00; 17% детей ложатся спать — как получится.

По мнению родителей воспитатели, сотрудники детского сада, заботясь о здоровье и физическом воспитании ребенка, должны обратить особое внимание на: безопасность жизни и здоровья ребенка, на правильное питание, профилактику простудных заболеваний, индивидуальный подход к ребенку, закаливание, прогулки на свежем воздухе, массаж, утреннюю гимнастику, беседы по формированию ЗОЖ, осанку детей, профилактику плоскостопия, соблюдение режима дня, опрятность ребенка, соблюдение КГН.

Меры, предпринимаемые родителями с целью укрепления здоровья ребенка следующие: посещение врачей – 23% семей; занятия физическими упражнениями – 28%; закаливание – 49%; дыхательная гимнастика – 4%; массаж – 7%; прогулки на свежем воздухе – 54%; правильное питание – 54%; другое – 4 % (соляные пещеры, прием витаминов)
Основным источником при получении информации о возможностях физического развития и оздоровления ребенка для родителей являются:
В детском саду: педагоги – 53%; медицинские работники – 19%; родители других детей – 60%; наглядно-текстовая информация – 31%.
Вне детского сада: средства массовой информации – 25%; интернет – 35%; собственный жизненный опыт – 32%; советы родителей, друзей, знакомых – 14%; консультации специалистов в области медицины – 10%.

В ответе на двенадцатый вопрос 22% родителей нуждаются в информации о профилактике простудных заболеваний; 11% — о организации рационального питания; 17% — о двигательном режиме ребенка дошкольного возраста; 20% — о профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей; 20% — о закаливании ребенка дошкольного возраста; 16 – о режиме дня дошкольника; 12% — о физической и психологической готовности ребенка к школе.

Выводы: по ответам родителей можно судить о том, что они в своем большинстве не делают со своими детьми по утрам зарядку, не проводят в семье закаливающих процедур, предпочитают транспорт по дороге в сад и из него.

Большинство детей никаких спортивных секций не посещают, но, несмотря на это, большинство родителей стараются придерживаться здорового питания и в выходные находят время для прогулок с ребенком на свежем воздухе, стараются укладывать детей спать в одно и то же время.

В основном, по мнению родителей, сотрудники детского сада, заботясь о здоровье и физическом воспитании ребенка, должны обратить особое внимание на безопасность жизни и здоровья ребенка. Более частыми мерами, предпринимаемыми родителями с целью укрепления здоровья ребенка, были выявлены прогулки на свежем воздухе и правильное питание.

Было выявлено, что для родителей основным источником при получении информации о возможностях физического развития и оздоровления ребенка в своем большинстве являются педагоги и родители других детей (в детском саду); интернет и собственный жизненный опыт (вне детского сада).
Спектр информации, в которой нуждаются родители, достаточно широк: в основном это профилактика простудных заболеваний; закаливание ребенка дошкольного возраста; профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей.

Рекомендации:
1. Воспитателям групп разработать разнообразное представление материала для родителей по теме «ЗОЖ»
Срок исполнения: 3-4 неделя ноября 2017 г. Ответственные: воспитатели групп.
2. Провести совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у детей, сохранению и укреплению их здоровья, приобщению детей и их родителей к здоровому образу жизни.
Срок исполнения: до конца учебного года. Ответственные: воспитатели групп, физ.инструктор.

Анкета для родителей «Здоровый образ жизни в вашей семье»
Уважаемые родители! Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать нам содействие в исследовании влияния образа жизни детей в семье на представления ребенка о здоровье. Для этого Вам нужно заполнить анонимную анкету, которая лично для Вас не несет никаких негативных последствий. Последовательно, объективно отвечая на вопросы, выбирая, на Ваш взгляд, правильные ответы или записывая свое мнение, Вы без труда справитесь с этой работой. Надеемся на сотрудничество!
Прочитав внимательно вопрос, ознакомьтесь с вариантами ответов на него. Ответ, наиболее точно отображающий Ваше мнение, подчеркните или напишите свой вариант.
1. Утро в вашей семье всегда начинается с зарядки?
ДА НЕТ
2. Проводятся ли в вашей семье закаливающие процедуры?
ДА НЕТ какие:___________________________
3. Занимается ли ребенок в спортивной секции?
ДА НЕТ какой:___________________________
4. Вашей семье сложно придерживаться здорового питания? Вы любите себя побаловать чипсами и.т.п.?
ДА НЕТ _________________________________
5. В выходные Вы всегда находите время для прогулок с ребенком по парку, на детской площадке или загородом?
ДА НЕТ _________________________________
6. В детский сад и обратно Вы ходите с ребенком пешком, чтобы подышать воздухом?
ДА НЕТ _________________________________
7. Перед сном Ваш ребенок чистит зубки?
ДА НЕТ _________________________________
8. Ваш ребенок ложиться спать в одно и тоже время?
21:00 21:30 22:00 22:30 23:00 как получится

9. На что, по Вашему мнению, должны обратить особое внимание воспитатели, сотрудники детского сада, заботясь о здоровье и физическом воспитании ребенка?
_______________________________________________________________________

10. Какие меры Вы предпринимаете с целью укрепления здоровья Вашего ребенка?
• Посещение врачей
• Занятия физическими упражнениями
• Закаливание
• Дыхательная гимнастика
• Массаж
• Прогулки на свежем воздухе
• Правильное питание
• Другое ________________________________________________

11. Что для Вас является основным источником получения информации о возможностях физического развития и оздоровления ребенка?
В детском саду:
• Педагоги
• Медицинские работники
• Родители других детей
• Наглядно-текстовая информация
• Другое ___________________________________________
Вне детского сада:
• Средства массовой информации
• Интернет
• Собственный жизненный опыт
• Советы родителей, друзей, знакомых
• Консультации специалистов в области медицины
• Другое _____________________________________

12. В какой информации в данной области Вы нуждаетесь?
• Профилактика простудных заболеваний
• Организация рационального питания
• Двигательный режим ребенка дошкольного возраста
• Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей
• Закаливание ребенка дошкольного возраста
• Режим дня дошкольника
• Физическая и психологическая готовность к школе
• Другое ________________________________________

источник

Анализ анкетирования родителей на тему «Здоровье детей»

Анкетирование проводилось на базе подготовительной группы МБДОУ «Октябрьский детский сад №19 «Дюймовочка»в рамках одной из тем программы.

Уточнить уровень знаний и понимание детьми понятия здорового образа жизни;

Оценить меру участия родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни; понимание и осознание важности этого вопроса;

Выяснить проводится ли работа по приобщению детей к здоровому образу жизни в домашних условиях.

Количество анкетируемых составило 23 человек.

Анкетирование проводила воспитатель подготовительной группы Семенова Оксана Дмитриевна.

Анализируя ответы родителей, можно сделать следующие выводы:

87% опрошенных считают, что их дети совсем не болеют или редко болеют.

57% опрошенных родителей причиной болезни считают наследственность и предрасположенность. 10 % затруднились ответить на вопрос.

Все родители знают физические показатели, по которым надо следить за правильным развитием ребенка.

Читайте также:  Анализ на лейкоциты у детей

95% опрошенных считают, что семья и детский сад должны прежде всего обратить внимание на соблюдение режима, физические занятия, закаливающие мероприятия и пребывание на свежем воздухе.

78 % опрошенных родителей считают наиболее приемлемыми закаливающими процедурами: облегченная одежда в группе и на улице, прогулка в любую погоду, хождение босиком.

Все родители знают как укрепить здоровье своего ребенка.

20 % опрошенных регулярно занимаются спортом и активным отдыхом, остальные-часто, по праздникам и выходным дням;

Для всех родителей нужна физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении.

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни Условия, в которых ребенок живет в семье, имеют не менее существенное значение для формирования его здоровья, чем условия его пребывания в детском саду. Обобщение материалов исследования, по данным анкетного опроса родителей, позволило оценить качество соблюдения режима дня и проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий в семье. Было отмечено, что вопрос физического воспитания во многих семьях решается достаточно успешно. Однако в ряде случаев для укрепления здоровья и развития детей не созданы все необходимые условия. Так, например, многие родители уделяют недостаточно внимания прогулкам, сну, двигательной активности детей. Дети допоздна смотрят телепередачи, играют в компьютерные игры не только в выходные дни, но и в рабочие. Именно поэтому, проблема укрепления здоровья ребенка в семье должна занимать важнейшее место в числе разнообразных воспитательных мер, которые используют родители. Анализ анкетных данных показал, что вечерняя прогулка детей с родителями осуществляется нерегулярно даже при благоприятной погоде. Ссылаясь на недостаток времени, многие родители мало гуляют или совсем не выходят с детьми на прогулку и в выходные дни. Во многих семьях детей не укладывают спать днем в праздничные и выходные дни. Это создает предпосылки для перенапряжения нервной системы ребенка, наступающего в результате чрезмерного бодрствования. Известно, что систематическое сокращение длительности ночного сна приводит к хроническому недосыпанию, которое может стать причиной нервно-психических расстройств, снижает защитные реакции организма ребенка. Причина позднего засыпания детей чаще всего — злоупотребление просмотром телепередач. Многие дети проводят у телевизора до 2 часов и более. Подобное времяпровождение является для детей не отдыхом и не развлечением, а дополнительной нагрузкой на нервную систему, органы зрения и опорно-двигательный аппарат. Важнейшим условием полноценного развития дошкольников является достаточная двигательная активность в течение всего дня. В семье подавляющее большинство родителей основное внимание уделяют умственному воспитанию ребенка, обучая его чтению, письму, счету. Во время прогулок недостаточно используются такие важные для развития моторики ребенка спортивные упражнения, как катание на санках, лыжах, самокатах. Как известно, закаливающие мероприятия могут быть эффективны только тогда, когда они проводятся в комплексе, систематически и в ДОУ, и дома. Однако, как выяснилось, во многих семьях дети не регулярно выполняют гигиенические правила – не чистят зубы, не выполняют простейшие водные процедуры, которые старшие дошкольники могут осуществлять самостоятельно. Долг каждой семьи и приобщение детей к здоровому образу жизни. Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению гигиенических норм, здоровый образ жизни предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья. Развитие навыков здорового образа жизни происходит, как правило, не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования. Формирование здорового образа жизни – это воспитание комплекса разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут применять на практике. Сформированные в раннем детстве навыки здорового образа жизни сохраняются и в дальнейшем. Ребенок, взрослея, будет всегда защищен от разнообразных вредных воздействий, с которыми ему неизбежно придется столкнуться в жизни.

На основании проделанной работы были разработаны следующие мероприятия:

Стендовый доклад для родителей «Здоровый образ жизни» ;

НОД по познавательному развитию «В гостях у доктора» .

источник

Общая информация о здоровом образе жизни: его понятие, актуальность. Здоровый образ жизни как предпосылка и необходимое условие для полноценного развития человеческой жизнедеятельности, активного долголетия и пр. Пример анкеты (опроса) о здоровье.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Здоровый образ жизни — комплексное понятие, включающее в себя множество составляющих. Сюда входят все сферы человеческого существования — начиная с питания и заканчивая эмоциональным настроем. Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на полное изменение прежних привычек, касающихся еды, режима физической активности и отдыха.

Актуальность здорового образа жизни обусловлена возрастанием и изменением характера нагрузок на человеческий организм в связи с увеличением рисков техногенного и экологического характера и усложнением социальной структуры. В текущей ситуации забота о здоровье и самочувствии индивидуума связана с выживанием и сохранением человека как вида. здоровый образ жизнь анкета

Объяснить, что такое здоровый образ жизни (ЗОЖ) в нескольких словах невозможно. Согласно официальному определению, это образ жизни, направленный на укрепление здоровья и предупреждение заболеваний. Сторонники ЗОЖ как философско-социологического направления рассматривают данное понятие как глобальную проблему и составную часть общественной жизни. Имеются другие аспекты понятия ЗОЖ — психолого-педагогический, медико-биологический, однако резкого разграничения между ними нет, поскольку все они решают одну задачу — укрепление здоровья индивидуума.

Медицинские специалисты считают, что здоровье на 50% зависит именно от образа жизни, остальные факторы влияния распределяются следующим образом: окружающая среда — 20%, генетическая база — 20%, уровень здравоохранения — 10%.

Здоровый образ жизни — предпосылка и необходимое условие для:

§ Полноценного развития самых разных сторон человеческой жизнедеятельности;

§ Достижение человеком активного долголетия;

§ Активного участия человека любого возраста в социальной, трудовой, семейной деятельности.

Интерес к данной теме возник сравнительно недавно (в 70-х годах XX века) и был связан с изменением образа жизни современного человека, увеличением продолжительности жизни, глобальным изменением среды обитания людей, возрастанием влияния экологических факторов на здоровье человека.

Современные люди стали вести менее подвижный образ жизни, употреблять большее количество пищи и иметь больше свободного времени. При этом скорость жизни существенно возросла, что увеличило количество стрессовых факторов. Медики отмечают, что число наследственных заболеваний с каждым годом увеличивается. В связи с этим весьма актуальным становится вопрос, как оставаться здоровым (духовно и физически) и при этом жить долго и активно.

Внимательно прочитайте вопрос, отметьте любым способом не более трёх пунктов

1. Что такое на твой взгляд, здоровый образ жизни?

а) это образ жизни, направленный на сохранение здоровья;

б) это соблюдение режима дня и правильного питания;

в) это занятия спортом и закаливание.

2. Является ли твой образ жизни здоровым?

3. Насколько успех в жизни человека зависит от его образа жизни?

4. Для чего бы ты стал вести здоровый образ жизни?

а) чтобы не беспокоили болезни;

в) чтобы выглядеть красиво;

г) чтобы всего добиться в жизни.

5. Какие обстоятельства могли бы побудить тебя изменить образ жизни?

б) пример уважаемых мной людей;

г) наглядная информация в фактах и цифрах;

6. Употребляешь ли ты алкоголь, табак, наркотики?

7. Ты обсуждаешь с родителями свои проблемы?

в) пытаюсь, но не получается высказать всё, стесняюсь;

г) пытаюсь, но родители неправильно меня понимают.

8. Как ты справляешься со стрессом?

а) слушаю классическую музыку;

в) обливаюсь холодной водой;

г) хватаюсь за сигарету или банку пива.

9. Есть ли у тебя три заветных желания?

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Актуальность и значение такого образа жизни, его основные составляющие: оптимальный труд, достаточный отдых, рациональное питание и распорядок дня.

презентация [734,5 K], добавлен 19.12.2011

Здоровье — условие и залог полноценной и счастливой жизни. Режим как главное слагаемое здорового образа жизни. Пример составления режима дня в стихотворной форме (подъём, личная гигиена, завтрак, учёба, обед, отдых, занятия любимым делом, ужин, сон).

презентация [1,2 M], добавлен 26.10.2014

Валеология — комплексная наука о здоровье человека. Изменение продолжительности жизни человека в ходе развития человечества. Что такое старение. Факторы сохранения молодости. Знаменитые долгожители, секреты активного долголетия и здорового образа жизни.

презентация [469,9 K], добавлен 14.12.2010

Социальная гигиена и организация здравоохранения как наука. Здоровый образ жизни как социально-философская проблема. Пропаганда здорового образа жизни. Объединение физического, психического и социального компонентов структуры личности человека.

реферат [29,4 K], добавлен 12.04.2016

Здоровый образ жизни и активное отношение к своему здоровью как стержень, определяющий самочувствие и долголетие человека. Зависимость здоровья от питания, оптимальный режим питания. Преимущества физических упражнений для поддержания здорового состояния.

реферат [16,2 K], добавлен 19.03.2010

Понятие и базовые составляющие здорового образа жизни, его теоретики и пропагандисты. Эмоциональное, интеллектуальное, духовное и социальное самочувствие как аспекты здорового образа жизни. Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья.

презентация [4,2 M], добавлен 27.01.2011

Определение здоровья и благополучия. Признаки эмоционального благополучия и его достижение. Факторы, определяющие здоровый образ жизни: питание, физическая нагрузка, распорядок сна, режим труда и отдыха. Здоровье людей и благополучие окружающей среды.

реферат [40,3 K], добавлен 30.01.2010

Понятие о здоровье. Виды физической активности, рекомендуемые для поддержания здорового образа жизни. Понятие о здоровом питании. Основные принципы рационального питания. Пять важнейших принципов безопасного питания Всемирной организации здравоохранения.

реферат [528,7 K], добавлен 25.07.2010

Система здорового образа жизни, факторы, положительно влияющие на здоровье. Влияние наследственности и состояния окружающей среды на организм человека. Значение правильного распорядка дня, труда и режима питания. Влияние вредных привычек на здоровье.

курсовая работа [448,5 K], добавлен 19.12.2011

Доброе здоровье – основное условие и залог полноценной, счастливой, долгой и активной жизни. Благотворное влияние труда на организм человека, полезность чередования физических и умственных нагрузок. Потребность во сне, роль семьи и здорового питания.

презентация [3,4 M], добавлен 06.12.2009

источник

Выводы: анкетирование показало, что у 55% детей сформирован высокий уровень, 32 % достаточная осведомленность и низкий уровень показали 12,5% школьников.
Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, о правилах личной гигиены, первой помощи, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ.
Результаты: Личностная ценность
— Результаты : 1 место — Быть здоровым 97%
2 место — Жить в счастливой семье 66%
3 место — Много знать и уметь 41 %
4 место — Иметь работу 76%
5место — Быть красивым и привлекательным 42%
6 место — Иметь много денег 37%
7 место – быть самостоятельным- 32%
8 место – иметь хороших друзей- 22%
Выводы: анкетирование показало, что личностная ценность здоровья на высоком уровне.
— Что для сохранения здоровья наиболее важно?
— Регулярные занятия спортом 81%
— Знания о том, как заботиться о своём здоровье 92%
— Хорошие природные условия 57%
— Возможность лечиться у хорошего врача 56%
— Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать 69%
— Отказ от вредных привычек 98%
Выводы: понимание роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья на хорошем уровне.
Что из перечисленного присутствует в твоём распорядке дня?
Режимные моменты Ежедневно Несколько раз в неделю Очень редко, никогда
Утренняя зарядка 32% 68%
Завтрак 70% 17% 13%
Обед 100% Ужин 96% 4% Прогулка на свежем воздухе, подвижные игры 70% 20 10
Занятия спортом 32% 60 8%
Душ, ванна, баня 10% 85 5
Сон не менее 8 часов 74% 24% 2%
Выводы: Анализ распорядка дня учащихся показал неполное соответствие распорядка дня и учащегося требованиям ЗОЖ, адекватность оценки учащимися своего образа жизни и его соответствия требованиям ЗОЖ на высоком уровне- 85%, отношение к информации, связанной со здоровьем очень интересная и полезная- 58%, не всегда интересная 21%, не очень интересно 3%. Радует тот факт, что информация о здоровье в той или иной степени интересует всех респондентов, в категории не интересует- не оказалось ни одного ученика.
Откуда ты узнаёшь, как заботиться о здоровье?
Анкетирование показало, что дети узнают, как заботиться о своем здоровье на первом месте из передач – 71%, на втором месте — в школе – 83%, на третьем месте у родителей — 43%, на последнем месте стоят друзья (39%) и из книг (22%).
Рекомендации: продолжать работу по формированию активного отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении, расширять кругозор в сфере здоровья и здорового образа жизни у школьников, Можно выделить общие задачи сохранения здоровья школьников, характерные для всех используемых программ для образовательных учреждений:
1.​ Научить детей определять свое состояние и ощущения.
2.​ Сформировать активную жизненную позицию.
3.​ Сформировать представления о своем теле, организме.
4.​ Учить укреплять и сохранять свое здоровье.
5.​ Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.
6.​ Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.
7.​ Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма. Таким образом, необходимо постоянно вести работу по развитию самоопределения школьников, одним из важнейших составляющих её является сохранение и укрепление физического, психического, нравственного и социального здоровья. На наш взгляд, работу по формированию здорового образа жизни необходимо вести, учитывая их возрастные особенности.

  • WebUrokCom_32a369db8c5b6c
    Размер файла: 25 kB Загрузок: 0

источник

Анкетирование проводилось у студентов первого курса ПГНИУ историко-политологического факультета. Среди них участие приняли 33 девушки и 11 юношей в возрасте 17-19 лет. По медицинской группе из них 3 человека освобождены по состоянию здоровья, у 10 человек специальная группа, 20 имеют основную группу и 10 человек подготовительную.

Из всех опрошенных больше половины считают себя здоровыми. Отклонения в здоровье 20% связывают с наследственностью, 10% с вредными привычками, 5 % с несоблюдением режима дня и питания, 5% с плохим физическим развитием, 15% с неблагоприятной экологической обстановкой и 45% не имеют отклонений.

Большая часть студентов 70% не занимаются спортом, а те, кто занимается спортом, в основном занимаются легкой атлетикой, плаванием, боевыми искусствами фитнесом.

90% респондентов болеют простудными заболеваниями более двух раз в год или не более трех недель, остальные болеют два раза в год, но не более недели.

Читайте также:  Анализ на мазок у детей

Все предпочитают бороться с заболеваниями с помощью медикаментозных средств. Лишь малая часть опрошенных не имеют вредных привычек. Никто из ребят не употребляет наркотики. 55% курят (5-7 сигарет в день). 60% употребляет спиртные напитки, 30% не употребляет и 10 % иногда употребляет.

Все проводят у телевизора более четырех часов в день. Чуть больше половины студентов проводят за компьютером от двух до четырех часов в день, а остальные все свободное время. При работе за компьютером мало кто делает эпизодическую паузу.

Все справляются на учебных занятиях с общеобразовательной и физической нагрузкой. 80% не имеют нарушений в осанке, 8% имеют не значительные нарушения и лишь 2% значительные.

80% студентов не носят очки или контактные линзы для коррекции зрения, остальные носят, так как по медицинским показателям нуждаются в несущественной коррекции зрения.

Большинство респондентов не соблюдают режим дня. На вопрос «правильно ли вы питаетесь?» 98% ответили «нет» и лишь 2% — «скорее нет». Половина ребят регулярно имеют проблемы со стороны желудочно-кишечного тракта. Меньше половины имеют проблемы с желудком только при пищевых отравлениях или совсем не имеют проблем, 10% студентов имеют проблемы только при не соблюдении режима питания. Половина опрошенных следят за своим весом.

Больше половины студентов не испытывают депрессий, а те кто испытывают, справляются с ними следующим образом: 5% с помощью прогулок на природе, 2% благодаря домашним животным, 15% при общении с близкими и друзьями, 3% употребляя алкоголь и 15% с помощью курения.

Чуть больше половины только во время учебных занятий соблюдают режим двигательной активности, 25% время от времени и 15% регулярно соблюдают. 90% в качестве самоконтроля во время физических нагрузок знают реальную оценку самочувствия во время и после физических нагрузок, 10% всех студентов ведут подсчет частоты сердечных сокращений во время физических нагрузок. Никто не следит за правильным дыханием во время физических нагрузок. Все считают, что обучение правильному дыханию и контроль преподавателя во время физической нагрузки не уменьшает риск простудных заболеваний.

Больше половины студентов знают неблагоприятные воздействия вредных привычек, поэтому сознательно ведут здоровый образ жизни, остальные знают, но не могут или не хотят от них отказываться. На вопрос «Что может вас заставить отказаться от вредных привычек?» участники опроса ответили так: 10% переключение на спорт, 15% условие партнера и желание иметь семью, 15% желание иметь здоровых детей, 5% условие работодателя, 10% красивая внешность, 20% угроза заболеваний, 5% кодирование, 15% полная изоляция от раздражителя и 5% помощь близких.

Почти все студенты посещают занятия по физической культуре с желанием, только малая часть по необходимости. Большая часть опрошенных тяжело выдерживают физические нагрузки. 80% студентов занимаются физической культурой и спортом, чтобы сохранить здоровье на протяжении всей жизни.

В результате проведенного социологического исследования получены следующие результаты:

* Оказалось, что большинство опрошенных студентов имеют вредные привычки, в основном это курение. Но при этом среди юношей процент имеющих вредные привычки больше чем среди девушек.

* Большинство опрошенных студентов предпочитают проводить свободное время за компьютером или у телевизора. Но самым печальным является то, что женская часть опрошенных не изъявляет желания заниматься спортом. Это говорит о том, что девушки и юноши имеют разные предпочтения в проведении свободного времени.

* Студенты не уделяют должного внимания правильному питанию, что приводит к нарушениям желудочно-кишечного тракта.

* Большинство опрошенных студентов, как юношей так и девушек, не делают утреннюю зарядку.

* Большинство опрошенных студентов занимались различными видами спорта. Так же, нашлись и такие, которые не занимались спортом вообще.

* Большинство опрошенных студентов считают, что здоровый образ жизни способствует успеху в других сферах человеческой деятельности.

* Студенты гораздо реже студенток задумываются о правильности своего образа жизни.

* Большинство студентов считают, что здоровый образ жизни — это здорово.

* Юноши и девушки в основном тратят достаточно много денег на приобретение витаминов, полезных продуктов питания и т.п., но есть некоторое количество студентов, которые предпочитают тратить небольшое количество денег или вообще не тратиться.

* Большинство считает, что для поднятия жизненного тонуса необходимы: соблюдение режима дня, занятие спортом и постоянные прогулки на природе.

источник

1. Анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни»

В рамках исследования было проанализировано отношение подростков к здоровью, здоровому образу жизни, рассмотрена включенность респондентов в физкультурно-оздоровительную деятельность, влияние питания, досуга, поведенческих факторов риска на здоровье подростков.

Результаты осведомленности о требованиях ЗОЖ приведены в таблице 2.1 и на диаграмме 2.1.

Табл. 2.1. Осведомленность о требованиях ЗОЖ

Личностная ценность здоровья

Оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья

Соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

Адекватность оценки учащимся своего образа жизни и его соответствие ЗОЖ

Отношение к информации, связанной со здоровьем

Заинтересованность администрации школы в формировании знаний о ЗОЖ.

Рис. 2.1. Процентное соотношение осведомленности о требованиях ЗОЖ

Как показало анкетирование, по большинству параметров принявшие участие в опросе респонденты имеют высокий уровень.

Так, например, личностная ценность здоровья и адекватность оценки учащимся своего образа жизни и его соответствие ЗОЖ на высоком уровне у 67% опрошенных учащихся, понимание роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья — у 40%, отношение к информации, связанной со здоровьем и высокая заинтересованность в получении новой информации — у 33%. Администрация школы очень заинтересована в формировании у учащихся знаний о ЗОЖ — так считают 100% респондентов.

Но не может и насторожить то, что 47% школьников недостаточно понимают роль поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья, что у 70% учащихся неполное соответствие распорядка дня требованиям ЗОЖ, для 37% опрошенных информация, связанная со здоровьем недостаточно интересная и полезная и они не проявляют большой заинтересованности в получении новой информации.

В целом можно сказать, что у 50% опрошенных учеников достаточно высокий уровень знаний о здоровом образе жизни. О таких детях можно сказать, что они осознают ценность здоровья, имеют представление о системности здорового образа жизни.

Представления о здоровом образе жизни ограничены, не конкретны, ценность здоровья понимают, но с трудом формулирует, что надо делать, чтобы не болеть 33% респондентов. И совсем низкий уровень знаний был выявлен у 17% учеников.

В общем можно сказать, что основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, оптимальный режим двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность. Соблюдение режима — важнейшее правило поведения, сберегающее здоровье. Правильная организация режима дня предполагает обязательное пребывание школьников всех возрастов на свежем воздухе.

Таким образом, необходимо постоянно вести работу по развитию самоопределения школьников, одним из важнейших составляющих её является сохранение и укрепление физического, психического, нравственного и социального здоровья. На наш взгляд, работу по формированию здорового образа жизни необходимо вести, учитывая их возрастные особенности.

2. Результаты анкетирования педагогов представлены на гистограммах 2.2-2.9.

Рис. 2.2. Распределение ценностей среди педагогов

Как можно увидеть из гистограммы для 50% главной ценностью являются дети, для 40% — здоровье и для 10% — любовь. На втором месте для 50% опрошенных педагогов стоит здоровье, для 40% — дети и для 10% — любовь.

Рис. 2.3. Процентное соотношение делающих утреннюю зарядку

Как можно увидеть из диаграммы, большинство педагогов (70%) не делают утреннюю зарядку. Причин для этого может быть множество: отсутствие свободного времени, желания, это долго и утомительно, многие не знают с чего начать и какой комплекс выбрать для себя или считают, что это бессмысленное занятие.

Делают утреннюю гимнастику 20% учителей. Они отмечают, что благодаря утренней зарядке, они легче просыпаются, чувствуют себя бодрее. А при регулярных занятиях зарядкой у организма повышается общий тонус, нормализуется обмен веществ, снижается риск набрать лишний вес, усиливаются защитные процессы организма, укрепляется иммунитет, простуды беспокоят гораздо реже.

Изредка занимаются по утрам спортом 10% педагогов. Некоторые делают гимнастику лишь по выходным и во время отпуска, некоторые, когда вспоминают или не ленятся.

Рис. 2.4. Что педагоги понимают под ЗОЖ.

По 30% педагогов считают, что здоровый образ жизни — это отказ или отсутствие вредных привычек (курения, употребление алкоголя или наркотических веществ), или правильное питание (употребление здоровой и полезной пищи, не есть перед сном).

20% педагогов считают, что вести здоровый образ жизни — это заниматься физкультурой, спортом, оздоровительной физкультурой.

Для 15% важен именно режим дня.

5% считают, что здоровый образ жизни зависит от движения (больше двигаться на свежем воздухе, не лежать на диване перед телевизором).

Рис. 2.5. Процентное соотношение причин, мешающих вести ЗОЖ

Как свидетельствует опрос преподавателей, больше всего вести здоровый образ жизни им мешают лень (так ответили 50% респондентов), неполноценный сон (20%), проблемы на работе и долгое сидение за компьютером (по 10% опрошенных). Нет вредных привычек у 2% педагогов.

Рис. 2.6. Виды спорта, которыми занимались педагоги в юности

Большинство педагогов (40%) в юные годы занимались танцами. На втором месте — легкая атлетика (20% респондентов), по 10% опрошенных педагогов занимались баскетболом или волейболом, 8% — аэробикой, 6% — любили лыжи и по 2% предпочитали велосипедные прогулки, туризм или ничем не занимались.

24% педагогов считают, что главным фактором, формирующим здоровье, является отсутствие вредных привычек, для 20% важен спорт, остальные педагоги в понятие здорового образа жизни включают диету, баню, правильное питание, работу на даче и режим дня. 6% педагогов считают, что им не нужно делать ничего, что бы вело к здоровому образу жизни.

Рис. 2.8. Процентное соотношение педагогов, приучающих своих детей к ЗОЖ.

70% педагогов считают, что необходимо приучать своих детей вести здоровый образ жизни: заниматься спортом, соблюдать режим дня, правильно и рационально питаться. 30% считают, что приучать детей или не нужно, или бессмысленно, так как перед ними пример родителей.

Рис. 2.9. Наличие примера для подражания

У 60% педагогов есть люди, ведущие здоровый образ жизни, с которых бы они были готовы брать пример, у 30% — таких людей нет, у 10% респондентов есть такие люди, но примером для подражания они их не считают.

источник

2.3. Контрольный эксперимент. Анализ эффективности деятельности учителя и учащихся по формированию представлений о здоровом образе жизни

На классных часах необходимо придерживаться направлений приобщения учащихся к знаниям законов развития человека на личностно-ориентированном уровне, воспитание потребности в здоровье, выработки индивидуального способа физического, духовного и нравственного самосовершенствования, психосаморегуляции, обучение методам самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья.

Валеологизация обучения и воспитания в исследованном классе осуществляется благодаря использованию релаксационных приемов и упражнений, учета сведений о состоянии здоровья учащихся, предупреждению перегрузки школьников, воспитанник культуры общения, культуры умственного труда, созданию условий для самовыражения и самореализации личности, формированию и развитию мотивации учения, использованию разнообразных видов учебной деятельности, формированию системы знаний о ЗОЖ, созданию оптимальных гигиенических условий и др. Для выявления динамики процесса формирования ЗОЖ младших школьников исследуемого класса были использованы следующие методы: анкетирование на тему «Я и мое здоровье», «Расти здоровым». Для выявления изменения представлений детей о ЗОЖ, их видение собственного ЗОЖ, включая и стремление к ЗОЖ, мы еще раз предложим им анкету «Я и мое здоровье» (приложение 1).

В результате обработки ответов учащихся на вопросы анкеты получили следующие данные:

Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»?

Когда человек делает все для того, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.

Когда человек выполняет правила личной гигиены, чтобы быть здоровым.

Что ты знаешь о свое здоровье?

Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят?

Часто ли ты пропускаешь занятия по причине болезни?

Делаешь ли ты утром физическую зарядку?

Занимаешься ли ты на уроке физкультуры?

Чувствуешь ли усталость после уроков?

Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: валеологизация учебного процесса учащихся класса принесла положительные результаты по формированию у детей ЗОЖ, привела к переоценке детьми своего образа жизни в связи с изменением их представлений о ЗОЖ, о значении ведения ЗОЖ для сохранения и укрепления их здоровья. Так, в исследуемом классе практически все учащиеся (96%) занимаются на уроке физкультуры с полной отдачей, а также нет таких учащихся, которые совсем не делают зарядку по утрам, тогда как в начале нашего исследования таких учащихся было 35 %. Это говорит о том, что большинство учащихся класса прилагают все усилия, направленные на совершенствование организма, чтобы укрепить свое здоровье. Их усилия имеют положительные результаты: 58% учащихся не беспокоят часто болезни, лишь у 19% иногда болит голова, 65% учащихся не имеют пропусков занятий по болезням.

Необходимо заметить, что валеологизация учебного процесса, включающая формирование положительных эмоций и снятие напряжения во время учебных занятий, оказала благоприятное влияние на здоровье учащихся: 65% детей не чувствуют после уроков усталости и лишь 27% устают иногда.

Таким образом, в соответствии с уровнями (выделенными в первом параграфе этой главы), учитывая динамику представлений учащихся о ЗОЖ и изменении их собственного образа жизни, учащихся можно распределить таким образом: высокому уровню соответствует 19% учащихся класса среднему уровню – 57%, поверхностному – 27%.

Для выявления особенностей жизнедеятельности учащихся класса, направленных на сохранение и укрепление здоровья, мы предложим детям анкету-тест «Расти здоровым» (приложение 4).

В результате обработки ответов учащихся на вопросы анкеты получилась следующая таблица.

Катаюсь на велосипеде, играю.

Не очень хороший (удовлетворительный)

Обливаться холодной водой я…

Анализ полученной таблицы и оценка особенностей жизнедеятельности учащихся в их совокупности позволила нам выделить 3 уровня соответствия индивидуального стиля ЗОЖ: оптимальный уровень соответствия отражает творческий характер использования основных положений ЗОЖ в индивидуальной жизнедеятельности. Личностью освоен основной спектр самосовершенствования и способов саморегуляции. Неукоснительно соблюдаются гигиенические предписания в отношении режима дня, организации питания, использование средств профилактики. Свободное время благоприятствует развитию личности за счет включения в его структуру разнообразных видов деятельности. К этому уровню относятся 18% учащихся класса.

Читайте также:  Анализ на менингит у детей

Средний уровень соответствия. В повседневной жизнедеятельности личность склонна придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализует их не всегда последовательно. Установка на самосовершенствование присутствует, но возможны затруднения в выборе адекватных средств в составлении программы. Позитивные привычки доминируют, осознаются негативные и ведется работа по их устранению. Этому уровню принадлежит 58% учащихся.

Недостаточный уровень соответствия. Личность не руководствуется в повседневной жизнедеятельности нормами и требованиями ЗОЖ. Отдельные привычки, проявления и склонности соответствуют ЗОЖ, но сознательно они не формируются. В свободное время велика доля пассивных видов отдыха. К этому уровню относится 24% учащихся исследуемого класса.

Таким образом, проследив динамику процесса формирования ЗОЖ учащихся класса при помощи анализа выше приведенных результатов анкетирования, а также при помощи распределения учащихся по выделенным нами уровням, можно сделать следующие выводы: валеологизация обучения и воспитания в исследуемом нами классе способствовала улучшению общего состояния здоровья детей.

Результаты исследования уровня соответствия индивидуального стиля учащихся класса ЗОЖ свидетельствует о возросшем количестве детей, придерживающихся ведущих принципов ЗОЖ (режим, дня, рациональное питание, оптимальный двигательный режим и др.). Позитивные привычки доминируют у большинства учащихся класса, осознаются негативные и ведется работа по их устранению.

Осознание детьми ценности здоровья явилось стимулом осознания личной потребности в здоровье и увеличения стремления следовать основным принципам ЗОЖ. Результаты исследования уровня развития мотивации свидетельствует о возросшем количестве детей, осознающих личную и общественную значимость ЗОЖ и уверенных в его необходимости. Теперь большая часть учащихся класса приписывает ответственность за отклонение от норм ЗОЖ только самим себе, а не своим родителям, врачам или окружающей среде.

Общий вывод: В исследуемом нами классе построение учебного процесса осуществлялось с учетом не только возросших, но и индивидуальных морфофункциональных и психофизических особенностей учащихся. Обучение строилось в соответствии с научно-обоснованным режимом дня, который нашел отражение в расписании учебных занятий. Это благоприятствовало развитию детского организма в условиях процесса обучения и воспитания в школе. Так к концу года обучения у 17% учащихся класса произошли заметные улучшения в состоянии здоровья детей. Стиль педагогической деятельности учителя исследуемого класса способствовал формированию высокого уровня учебной мотивации учащихся к снятию психической напряженности, приводящий к переутомлению. Так, в начале первого года обучения 35% учащихся класса всегда чувствовали усталость после уроков и уровень тревожности исследуемого класса был достаточно велик, но к концу второго года обучения мы видим заметное снижение уровня тревожности и усталость после занятий чувствует теперь лишь 9% учащихся класса.

Это удалось достигнуть благодаря использованию нами личностно-ориентированных и развивающих технологий обучения и воспитания, которые применялись на валеологической основе.

Опытно-экспериментальное исследование на констатирующем этапе показало, что уровень знаний младших школьников о ЗОЖ невысок, так как многие из испытуемых либо не знают что это такое, либо неправильно трактуют содержание данного понятия. Кроме того, учащиеся не способны адекватно оценить собственное здоровье.

В процессе обучения школьники часто теряют свое здоровье, испытывая перегрузки – интеллектуальные, физические и психические. Так как дети часто находятся в состоянии тревожности, что отрицательно влияет на их здоровье, был исследован и уровень тревожности учащихся. Анализ результатов анкетирования показал, что данный уровень довольно высокий.

Полученные показатели говорят о необходимости воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ.

Для решения поставленных задач учителям предложено провести ряд мероприятий на соответствующую тематику. Об эффективности проведенных бесед и классных часов свидетельствуют ответы учащихся в контрольном анкетировании. Большинство детей изменили свой режим дня в соответствии с рекомендованным и стали чувствовать себя лучше, меньше уставать и успевать выполнять необходимые задания в течение дня.

Уровень тревожности также снизился, благодаря беседам на темы общения и эмоций. Проведенные классные часы оставили у испытуемых положительное впечатление.

Анализ повторного анкетирования, первоначально проводимого на констатирующем этапе, показал, что число детей, придерживающихся ЗОЖ, увеличилось, они стали бороться с отрицательными привычками и стараться вырабатывать больше положительных.

Таким образом, при комплексном дифференцированном подходе организации процесса обучения в школе можно достигнуть наиболее высоких результатов в формировании условий ЗОЖ младших школьников.

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Охрана здоровья в настоящее время – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Поэтому так важно создать необходимые условия, способствующие эффективности процесса представлений младших школьников о здоровом образе жизни.

М.В. Ломоносов предлагал меры по сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны, представил социально-экономическую программу, связанную с оздоровлением населения.

С.П. Боткин, П.Ф. Лесгафт заложили основы современной нам валеологии – науке о здоровье, изучающей здоровый образ жизни и адекватное реагирование человеческого организма на постоянно меняющиеся жизненные реалии. Однако, несмотря на то, что вопросы, связанные со здоровьем постоянно изучаются, конкретного определения оно до сих пор не имеет. При этом философы, медики и психологи в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие «здоровье индивида».

Здоровье обладает рядом конкретных признаков, таких как устойчивость к действию повреждающих факторов, показатели роста и развития; функциональное состояние и резервные возможности организма, наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития, уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

С.В. Попов разделяет принципы здорового образа жизни на биологические и социальные. В целом под ЗОЖ понимаются типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма.

Для изучения эффективных условий формирования ЗОЖ младших школьников было проведено экспериментальное исследование на базе 3 «А» класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» города Нижнекамск. В исследовании приняло 26 учащихся, среди которых 16 девочек и 10 мальчиков.

Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе было проведено анкетирование на выявление представлений детей о ЗОЖ, их готовности к ведению собственного ЗОЖ, включая их представления о состоянии своего здоровья. В результате 23% учащихся считают, что ЗОЖ – это «когда у тебя ничего не болит», 15% учащихся считают, что ЗОЖ – «нужно быть здоровым». Но 69% учащихся имеют элементарные представления о ЗОЖ, называя некоторые компоненты ЗОЖ – «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но пока их знания еще не систематизированы и фрагментарны. 62% испытуемых считают, что у них нет проблем со здоровьем, остальных 38% беспокоят вирусные инфекции.

Был протестирован и уровень тревожности при посещении школы: 69% учащихся находятся в стрессовом состоянии, и только 31% эмоционально удовлетворены.

На формирующем этапе были проведены классные часы и беседы на тему ЗОЖ, и проведено контрольное анкетирование. В результате представлений учащихся о ЗОЖ и изменении их собственного образа жизни, учащихся соответствуют: высокому уровню – 19% учащихся класса, среднему уровню – 57%, поверхностному – 27%. В итоге 58% учащихся не беспокоят часто болезни, лишь у 19% иногда болит голова, 65% учащихся не имеют пропусков занятий по болезням.

Данные показатели позволяют сделать вывод о том, что личностно-ориентированные и развивающие технологии обучения и воспитания, которые применяются на валеологической основе, помогают положительно изменить отношение младших школьников к ЗОЖ и улучшить их здоровье.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Закон РФ «Об образовании» // Школа 1996. — № 3. – С. 2-26.

Акбашев Т.Ф. Третий путь. М., 1996. – 230 с.

Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы I съезда валеологов. – М., 1998. – 178 с.

Амонашвили Ш.А., Плексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. – М.: Педагогика, 1990. – 245 с.

Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987. – 63 с.

Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. 1996, №2. – С. 9-14.

Апанасенко Г.А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993. – С. 49-60.

Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993. – С. 33-48.

Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России // Валеология. 1996, №2. – С. 35-37.

Белов В.И. Психология здоровья. СПб, 1994. – 272 с.

Березин И. П., Дергачев Ю. В. Школа здоровья. – М., «Физкультура и спорт», 1990. – 287 с.

Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 190 с.

Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. Л., 1987. – 125 с.

Валеология человека. Здоровье – Любовь – Красота / Под ред. Петленко В.П. СПб, 1997. – Т.5. – 421 с.

Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993. – 269 с.

Васильева О.С. Валеология – актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. – с. 406-411.

Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. – с. 420-429.

Воробьев В.И. Слагаемые здоровья. – М., «Физкультура и труд», 1986. Гарбузов В.И. Человек – жизнь – здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995. – 354 с.

Горчак С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991. – с. 19-39.

Громбах С.И. Учитель и здоровье школьника. В сб. воспитание здорового школьника / Сост. Н.Б. Коростель. – М., 1971. – 279 с.

Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория // Валеология. 1997. – №1. – С.54-55.

Долинский Г.К. К понятийному аппарату валеопсихологии // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. СПб, 1997. – 288с.

Дубровский А.А. Лечебная педагогика. – М.: АПН СССР, 1989. – 209 с.

Дубровский В.И. Валеология: ЗОЖ: Учебное пособие. – М.: Флинта, 1999. — 169 с.

Здоровый образ жизни – залог здоровья / под ред. Ф.Г. Мурзакаева. Уфа, 1987. – 280 с.

Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991, 184 с.

Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н. Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер М., 1990. – 360 с.

Иванюшкин А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. Т.45. №1. – с.49-58, №4 – с.29-33.

Казначеев В.П. Основание формирования программы общей и частной валеологии // Валеология. 1996, №4 – с. 75-82.

Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. – СПб., 1992. – 312 с.

Коростель Н. Б. От А до Я. – М., «Физкультура и спорт», 1995. – 190 с.

Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. – СПб., 1997. – 218 с.

Ленсгафт П.Ф. Избранные сочинения. – М., «Педагогика», 1988. –

Лещинский Л.А. Берегите здоровье. – М., «Физкультура и спорт», 1995. – 280 с.

Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982. – 40 с.

Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М., 1986. – 192 с.

Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М., 1984. – 180 с.

Мерклина Л.А., Понедельник С.В. Участие медицинских работников Ростовской области в формировании здорового образа жизни семьи // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на -Дону, 1994. –

Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред. Л. Б. Кофмана. – М., «Физкультура и спорт», 1998. – 290 с.

Педагогика. / Под ред. В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. – М., «Физкультура и спорт», 1978. – 427 с.

Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия. – М., 1981. –

Понедельник С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на -Дону, 1994. – С. 132-133.

Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 1997. – 287 с.

Психология. – Под ред. В.М. Мельникова. – М., «Физкультура и спорт», 1987. – 476 с.

Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990. – 494 с.

Семенова В.Н. Валеология в практике работы школы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998, №3. – С. 56-61.

Советская система физического воспитания. / Под ред. Г. И. Кукушкина. – М., «Физкультура и спорт», 1975. – 323 с.

Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение. 1981. –

Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997. – №2. – с. 3-14.

Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 1997. – 316 с.

Шабунин А. В. Лесгафт в Петербурге. – Л., 1989. – 288 с.

Анкета для учащихся1. Что, по твоему, означает «здоровый образ жизни»? 2. Что ты знаешь о своем здоровье? (нужное подчеркнуть) Мое здоровье: — отличное — удовлетворительное — не очень хорошее — плохое. 3. Мои болезни (перечисли) — постоянно болею — иногда болею — часто болею 4. Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни? (н.п.) — пропуски каждую неделю — пропуски каждый месяц — пропусков нет 5. Делаешь ли ты утром зарядку? (н.п.) — да — нет — иногда 6. Занимаешься ли на уроке физкультуры? (н.п.) — с полной отдачей — без желания — лишь бы не ругали 7. Занимаешься ли спортом? (н.п.) — в школьной секции — в спортивной школе — в других учреждениях 8. Чувствуешь ли усталость после уроков? (н.п.) — очень устаю — не очень устаю — всегда — иногда

источник