Меню Рубрики

Анализ артикуляция звуков для детей

МБОУ Пролетарская СОШ № 6 , ОДО «Василёк »

Доклад на тему : «Правильная артикуляция звуков русского языка»

Учитель – логопед Новикова Ирина Алексондровна

Что такое артикуляция и зачем она нужна?

Артикуляция – это работа речевого аппарата для правильного создания звука. При правильной артикуляции происходит четкое расчленение звуков, которые мы можем различать.

Артикуляция в первую очередь является правильным и отчетливым произношением звуков. И основная роль здесь отводится не голосовым связкам, а органам произношения, которые бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо).

Произношение слов является довольно сложной системой, к составным частям которой относятся органы дыхания, голосовые связки, полость рта и носа, язык, губы и прочее. Действия этой системы скоординированные между собой и, что не мало важно без приложения усилий говорящего человека.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически.

Артикуляция гласных звуков.

Гласные – тоновые звуки, они образуются в результате колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Эти колебания периодические, они создают тон, музыкальный звук. При образовании гласных звуков воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. Для гласных характерна слабая струя воздуха. При образовании гласных мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости.

Классификация гласных звуков основывается на трех признаках:

·степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

·степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по гортани

В современном русском языке шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. В зависимости от движения языка в горизонтальном направлении (вперед-назад) гласные подразделяются на:

1) гласные переднего ряда [и], [э] (при их произнесении язык продвигается вперед, а его кончик упирается в нижние зубы);

2) гласные среднего ряда [ы], [а] (при их произнесении язык несколько отодвигается назад);

3) гласные заднего ряда [у], [о] (при их произнесении язык отодвигается назад в большей степени).

В зависимости от степени подъема языка к нёбу, т. е. движения языка по вертикали, различаются:

1) гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] (при их образовании язык поднят к нёбу в наибольшей мере);

2) гласные среднего подъема [э], [о] (при их образовании язык поднимается к нёбу менее высоко);

3) гласные нижнего подъема, к которым относится только [а] (при его образовании язык не приподнят или приподнят в минимальной степени, нижняя челюсть опущена и широко раскрыт рот).

Артикуляция согласных звуков.

Согласные звуки (37 шт.) — это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречает различные преграды, они состоят из шума или из голоса и шума . Шум – это не периодический звук, он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.

Для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная воздушная струя.

При образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда.

В характеристику согласных звуков входят следующие основные признаки:
1. Место образования
Данный признак зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается (губно-зубные, переднеязычные и т. д. звуки).
2. Способ образования.
Это характеристика препятствия в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодоления (щелевые, смычные и дрожащие согласные).
3. По уровню шума (по степени его интенсивности)
По этому признаку все согласные делятся на сонорные и шумные.
4. Глухие и звонкие.
Определяются по отсутствию или наличию при их произношении голоса (тона).
5. Твердые и мягкие.
Отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией.

При образовании звуков преграду могут создавать либо сдвинутые губы, либо губа и зубы, либо язык при взаимодействии с зубами или нёбом.

Тот орган, который перемещается для образования преграды, является активным. Это или нижняя губа, или какая-либо часть языка (задняя, средняя, передняя). А тот орган, который остается неподвижным при производстве звука, является пассивным. Это или верхняя губа, или верхние зубы, или какая-нибудь часть нёба (задняя, средняя, передняя).

Таким образом, можно выделить следующие группы звуков:

— губно-губные звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’];

— губно-зубные звуки [ф], [ф’], [в], [в’];

— язычные, переднеязычные, зубные звуки [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [л], [л’], [н], [н’];

— язычные, переднеязычные, нёбные звуки [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [р], [р’] [ч’];

— язычный, среднеязычный, средненёбный звук [j]; — язычные, заднеязычные, задненёбные звуки [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

Губные звуки, или двугубные: п, пь, б, бь, м, мь. При произнесении этих звуков происходит смычка, образованная верхней и нижней губами.

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [П] — твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [П’] — мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Б] — твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Б’] — мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [М] — твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и не размыкаются, воздух выходит через нос. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [М’] — мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и не размыкаются, воздух выходит через нос. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

ЯЗЫЧНО-ЗУБНЫЕ С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Т, ТЬ, Д, ДЬ, Н, НЬ, Л, ЛЬ

Язычно-зубные: с, сь, з, зь, ц, т, ть, д, дь, н, нь, л, ль. При этих звуках передний край или кончик языка артикулирует
относительно передних зубов (резцов).

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [С] — твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [С’] — мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [З] — твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [З’] — мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Ц] — всегда твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Вначале спинка языка круто выгнута и касается бугорков за верхними зубами, кончик языка упирается в нижние зубы. Затем спинка языка опускается до положения занимаемого при произнесении звука [С], а кончик языка остается на месте. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Т] — твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Т’] — мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Д] — твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Д’] — мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Н] — твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Н’] — мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Л] — твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в верхние зубы или бугорки за верхними зубами, средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Л’] — мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Губы растянуты в улыбке. Передняя часть языка касается бугорков за верхними зубами, средняя часть спинки языка приподнята, задняя часть спинки языка опущена, боковые края языка опущены. Язык напряжен. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Язычно-альвеолярные: р, рь. Эти звуки получаются в результате вибрации переднего края языка у альвеол.

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Р] — твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка касается бугорков за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Р’] — мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Губы немного растянуты. Передняя часть языка касается бугорков за верхними зубами или верхних зубов, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Язык напряжен. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

ЯЗЫЧНО-ПЕРЕДНЕНЁБНЫЕ: Ш, Ж, Ч, Щ

Язычно-передненёбные: ш, ж, ч, щ. При произнесении этих звуков язык передним краем или передней спинкой образует смычку или сужение в передней части нёба, за альвеолами. Произнесению этих звуков способствует легкое выдвижение и округление поэтому они могут быть названы лабиализованными.

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Ш] — всегда твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к верхней части нёба, но не касается его, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Ж] — всегда твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к верхней части нёба, но не касается его, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Ч] — всегда мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается неба за бугорками, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Щ] — всегда мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

ЯЗЫЧНО-ЗАДНЕНЁБНЫЕ: К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ, Й

Язычно-задненёбные: к, кь, г, гь, х, хь, й. Они получаются в результате смыкания или сближения задней спинки языка с задней частью нёба.

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [К] — твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [К’] — мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Г] — твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Г’] — мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Х] — твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Читайте также:  Стафилококковая инфекция у детей анализы

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Х’] — мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Й] — всегда мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы растянуты в улыбке, зубы видны, кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Для того чтобы человек произносил различные звуки правильно, его органы артикуляции, губы, язык, мягкое нёбо, нижняя челюсть, должны быть достаточно подвижными. В процессе того, как ребенок учится говорить, сила, точность движений этих органов постепенно развиваются, а сама речь становится более внятной, дифференцированной. Ускорить этот процесс можно только постоянными тренировками органов речи. Именно на это и направлен ряд специальных упражнений для укрепления и развития подвижности языка, губ, щек, уздечки. Артикуляционная гимнастика для дошкольников преследует цель научить ребенка говорить правильно .

Неправильно произносить ребенок может любой звук, но чаще всего это относится к звуку Л ,Р , свистящим и шипящим .

Как правило нарушается произношение трудных по артикуляции звуков. Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в искажениях, либо в заменах.

Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребёнок говорит « ыба », в середине слова (пароход – « паоход ») и в конце слова (шар – « ша »).

Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произноситься звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например: велярный и увулярный р (картавость), когда при произношении звука вибрирует тонкий край мягкого нёба или маленький язычок (увуля) вместо кончика языка; межзубные с, з, ц, ш, ж, щ, ч , когда при произнесении звука кончик языка вываливается между резцами; боковое произнесение звуков с, з, ц, ш, ж, щ, ч , когда при произнесении звука провисает край языка и звук приобретает хлюпающий оттенок; двугубный л , когда звук произноситься с помощью губ и похож на звучание английского звука w и др.

Замены звука другим звуком, имеющимся в фонетической системе русского языка. Замены звуков могут быть следующими:

Замены звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и дтулак » вместо кулак и т.п.);

Замена звуков одинаковых по месту образования и различающихся по способу образования, например замена щелевого переднеязычного звука с переднеязычным взрывным ттумка » вместо сумка ит.п.);

Замены звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например щелевой переднеязычный с щелевым губно-зубным ффамки » вместо санки и т.п.);

Замена звуков одинаковых по способу и месту образования, но различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими (« пулка » вместо булка и т.п.);

Замена звуков одинаковых по способу образования и по активному органу артикуляции, но различающихся по признаку твёрдости и мягкости, например твёрдый мягким или мягкий твёрдым (« сюп » вместо суп и т.п.).

Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, звука Р – ротацизм, звука Л – ламбдацизм, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом, звука Р – параротацизм, звука Л – параламбдацизм.

Системное выполнение ряда не сложных упражнений помогает ребенку быстрее, а самое главное – правильно, освоить правильную артикуляцию звуков. Это в дальнейшем помогает избежать сложностей в общем развитии речи ребенка.

Если ребенок уже научился произносить правильно звуки в отдельных словах, но в устной речи искажает или пропускает их, то, в таком случае звуки необходимо автоматизировать. Одним из способов автоматизации являются чистоговорки.

Чистоговорка – это ритмичная, зарифмованная фраза, содержащая сочетание звуков, слогов, слов и используемая для улучшения произношения звуков .

Они наполнены изучаемым звуком максимально, дефектно произносимые звуки по возможности исключены. Такие чистоговорки дети повторяют и заучивают охотнее. Ребенок их может повторять за взрослым, проговаривать после заучивания. Чтобы ребенку было интересно автоматизировать звуки, одни и те же чистоговорки можно произносить по-разному: тихо, громко, медленно, быстро.

Эти упражнения способствуют улучшению дикции детей и взрослых, помогают приучить органы артикуляции к быстрой смене положения при произнесении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечеткое произношение (то, что называется «каша во рту»).

Рекомендации к проведению упражнений:

1. Произносите чистоговорки сначала медленно, четко

2. Постепенно увеличивайте темп, не снижая при этом качество

3. Можно проговаривать стихи сначала шепотом, стараясь

активно работать губами и языком. А затем – громко, с

такой же активностью органов артикуляции .

Чистоговорки со звуками Р, Р’

Ро- ро- ро — Рома уронил ведро.

Ру- ру- ру — Веру за руку беру.

Ирь- ирь- ирь — у Ирины снегирь.

Ерь- ерь- ерь — открыл Ярик дверь.

Ла- ла, ла – ла, ла- ла — салат ела Алла.

Ле-ле-ле — ели с Леной мы суфле.

Ли-ли-ли — У Леонида корабли.

Са-са-са — на санках Сашиных лиса.

.Ес-ес-ес — собирался Сеня в лес.

Яс-яс-яс — Ярослав пустился в пляс.

Чистоговорки со звуками З, З’

Зу-зу-зу — зонтик Зое привезу.

Из-из-из — это Зиночкин каприз.

Ез-ез-ез — стоит Зоя у берез.

Ша-ша-ша — у Ксюши нет карандаша.

Жа-жа-жа — У Снежаны два ежа.

Жу-жу-жу — я с Сережей дружу.

Жи-жи-жи — Женю за руку держи.

Петушок, петушок, отдай Маше гребешок!

Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу.

Тише, мыши, тише, мыши! Кот пришел на нашу крышу.

Чистоговорки способны развивать не только произношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма. в дальнейшем это поможет ребенку легче освоить учебную программу в школе.

источник

Звук А: горлышко гудит (проверяем, прикладывая руку), Воздух легко проходит через рот, Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоми­нает большой круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук У: горлышко гудит (проверяем, прикладывая руку), Воздух легко проходит через рот, Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоми­нает маленький круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук И: горлышко гудит (проверяем, прикладывая руку), Воздух легко проходит через рот, Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоми­нает полоску. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук О: горлышко гудит (проверяем, прикладывая руку), Воздух легко проходит через рот, Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоми­нает огурчик (овал). Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук Ы: сердитый звук. Шея напрягается, становится твердой. Горлышко гудит (проверя­ем, прикладываяруку), Воздух проходит через рот, Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает нижнюю половинку круга. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.

Звук М: Губы сжаты вместе, они не пускают Воздух. Но он нашел путь: Воздух идет через Нос. Когда говорим звук М, Нос сердится, «гудит» и Губы «гудят». Это можно почув­ствовать, если дотронуться до них пальцами.

Звук В: нижняя Губа прижимается к верхним Зубам, они вместе закрыли путь Воздуху, не хотят его пропускать. Воздух проходит через них с трудом. Нижняя Губа сердится и «гу­дит».

Звук Н: рот закрыт, Губы не пускают Воздух, и Язык поднят вверх, он тоже не хочет про­пускать Воздух. Но Воздух нашел путь: он идет через Нос. Нос сердится и «гудит».

Звук Б: Губы не хотят пускать Воздух, а Воздух все равно прорывается между ними, и Губы сердятся, «бурчат», шлепают друг о дружку.

Звук П: Губы не хотят пускать Воздух, а он все равно прорывается между ними, и Губы сердятся, тихо «пыхтят», шлепают друг о дружку.

Звук Д: Язык не хочет пускать Воздух. Он поднялся к бугоркам (альвеолам) за верхними Зубами, прижался к ним, устроил преграду. Но Воздух прорывается сквозь преграду, а Язык сердится и звонко стучит по бугоркам.

Звук Т: Язык не хочет пускать Воздух. Он поднялся к бугоркам за верхними зубами, при­жался к ним, устроил преграду. Но Воздух прорывается сквозь преграду, а Язык сердит­ся и тихо стучит по бугоркам.

Звук Г: Язык не хочет пускать Воздух. Он выгнулся, как змея, отодвинулся вглубь рта, прижался к «потолочку» (нёбу). Воздух прорывается сквозь преграду, и Язык сердится, звонко стучит по «потолочку» своим «хвостом».

Звук К: Язык не хочет пускать Воздух. Он выгнулся, как змея, отодвинулся вглубь рта, прижался к «потолочку» (нёбу). Воздух прорывается сквозь преграду, и Язык сердится, стучит по «потолочку» своим «хвостом».

Звук X: Язык не хочет пускать Воздух. Язык выгнулся, как змея, отодвинулся вглубь рта, поставил Воздуху преграду. Воздух прорвал преграду и греет всех вокруг, даже хмыкает от радости.

Звук Ф: нижняя Губа прижимается к верхним Зубам, они не хотят пускать Воздух. Но Воз­дух прорвался сквозь преграду и фырчит от радости.

Звук С: Язык не хочет пускать Воздух, он улегся вниз, прижался к нижним Зубам. Зубы тоже закрыли выход Воздуху, между ними осталась только маленькая щелка. А Воздух все равно прорвал преграду и фырчит от радости.

Звук 3: Язык не хочет пускать Воздух, он улегся вниз, прижался к нижним Зубам. Зубы тоже закрыли выход Воздуху, между ними осталась только маленькая щелка. А Воздух все равно прорвал преграду и звенит от радости.

Звук Ц: Язык не хочет пускать Воздух, он улегся вниз, прижался к нижним Зубам. Зубы тоже закрыли выход Воздуху, между ними осталась только маленькая щелка. А Воздух все равно прорывает преграду и резко, толчками выскакивает на волю.

Звук III:Язык не хочет пускать Воздух, он поднялся вверх, к верхним Зубам, поставил Воздуху преграду. Зубы тоже закрыли выход Воздуху, между ними осталась только ма­ленькая щелка. А Воздух все равно прорвал преграду и шипит от радости, да так сильно, что Губы вытянулись вперед.

Звук 5К: Язык не хочет пускать Воздух, он поднялся вверх, к верхним Зубам, поставил Воздуху преграду. Зубы тоже закрыли выход Воздуху, между ними осталась только ма­ленькая щелка. А Воздух все равно прорвал преграду и жужжит от радости, да так силь­но, что Губы вытянулись вперед.

ЗвукР: Язык не хочет пускать Воздух, он поднялся вверх, к верхним Зубам, прислонился к бугоркам (альвеолам), поставил Воздуху преграду. А Воздух все равно прорвал прегра­ду. Язык бьется о бугорки, сердится, рычит.

Звук Л: Язык не хочет пускать Воздух, он закрыл Воздуху путь, да так рассердился, что сжался от злости. Но Воздух оказался хитрым: он прорвался, движется по бокам Языка, с двух сторон, и гудит от радости.

При необходимости воспитатель группы может увеличить число занятий с нуждающим­ся в них ребенком за счет индивидуальной работы или рекомендовать родителям выполне­ние соответствующих заданий.

Конспекты занятий, в которых в соответствии с планом можно заимствовать опреде­ленные фрагменты, даны на страницах

Приводим лексический материал, систематизированный в порядке нарастающей слож­ности, а также с соблюдением принципа фонетической доступности для дополнительной ра­боты на фронтальных занятиях и индивидуальной работы воспитателей и родителей.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

источник

При произнесении звука [м]:

а) губы сомкнуты без напряжения;

б) расстояние между резцами и положение языка зависят от следующего за ним гласного;

в) мягкое нёбо опущено, вследствие чего выдыхаемая струя воздуха проходит через нос и получается носовой резонанс;

г) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При произнесении звука [п]:

а) вначале губы спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

б) расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего за ним гласного;

в) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот;

г) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

При произнесении звука [б]:

а) губы спокойно сомкнуты, затем под напором воздуха они раскрываются;

б) расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего за ним гласного;

в) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, так что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

г) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При произнесении звука [ф]:

а) нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;

б) верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

в) положение языка зависит от следующего гласного звука;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

При произнесении звука [в]:

а) нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине образуется узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;

б) верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

в) язык принимает положение следующего гласного звука;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Читайте также:  Стафилококк в анализах мазка у детей

При произнесении звука [н]:

а) губы находятся в положении следующего за [н] гласного;

б) видны передние зубы, они сближены, но не сомкнуты;

в) передняя часть спинки языка при сочетании [н] с гласными [a, o, у,ы ]

(твердый звук [н]) прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя с ними смычку, которая при переходе к гласному мягко размыкается. При произнесении мягкого звука [н*] кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам; весь язык более напряжен;

г) мягкое нёбо опущено, вследствие чего выдох происходит через нос;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При произнесении звука [т]:

а) губы находятся в положении следующего за [т] гласного;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) передняя часть спинки языка при произнесении [т] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый [т]) прижата к верхним зубам или альвеолам и образует смычку, взрываемой струей воздуха. При произнесении мягкого звука [т*] кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам, весь язык более напряжен;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

При произнесении звука [д]:

а) губы находятся в положении следующего за [д] гласного;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) передняя часть спинки языка при произнесении [д] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [д]) прижата к верхним зубам или альвеолам и образует с ним смычку, взрываемую выдыхаемой струей воздуха. При произнесении мягкого звука д* кончик языка опущен и упирается в нижние резцы.

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При произнесении звука [к]:

а) губы находятся в положении следующего за к гласного;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за [к] гласного;

в) при произнесении к в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [к]) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть смыкается с мягким нёбом. При произнесении мягкого звука [к*] кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, а спинка языка – твердого нёба;

г) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

При произнесении звука [г]:

а) губы находятся в положении следующего за г гласного;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за г гласного;

в) при произнесении г в сочетании с гласными а, о, у, ы (твердый звук г) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка смыкается с мягким нёбом. При произнесении мягкого звука г* кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, спинка языка касается твердого нёба;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки; таким образом, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При произнесении звука [х]:

а) губы находятся в положении следующего за [х] гласного;

б) расстояние между резцами зависит от следующего за [х] гласного;

в) при произнесении звука [х] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [х]) кончик языка опущен и слегка отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка, сближаясь с мягким нёбом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха.

При произнесении мягкого звука [х*] кончик языка продвигается вперед и, сближаясь с твердым нёбом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, таким образом проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

При произнесении звука [с];

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) широкий кончик языка находится за нижними резцами;

г) передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами;

д) боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка;

е) посередине языка идет хорошая струя воздуха, которая хорошо ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

з) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Артикуляция звука [с’] (мягкого) такая же, как и с твердого, только средняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу.

При произнесении звука [з]:

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) широкий кончик языка находится за нижними резцами;

г) передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами;

д) боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка;

е) посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

ж) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

з) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука [з*] такое же, как и при произнесении з твердого, только средняя часть спинки языка поднимается к нёбу.

При произнесении звука [ц]:

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

в) широкий кончик языка опущен за нижние резцы;

г) передняя часть спинки языка сначала образует смычку с верхними зубами, которая незаметно переходит в щель между ними;

д) посередине языка идет сильная короткая воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

е) мягкое нёбо поднято к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

ж) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Звук [j] (йот) относится к сонорным согласным, занимающим особое положение в системе звуков русского языка: они характеризуются преобладанием голоса над шумом и с этой стороны сближаются с гласными, но отличаются от последних наличием преграды в ротовой полости.

Артикуляция звука [j] почти такая же, как и [и]. Но [j] произносится с более сильной струей выдыхаемого воздуха и при большем подъеме средней части спинки языка к твердому нёбу.

При произнесении [j]:

а) губы приближены к зубам;

в) кончик языка находится за нижними резцами; боковые края языка прижаты с внутренней стороны к коренным зубам; средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу и образует с ним щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;

г) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При произнесении звука [ш]:

а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого нёба и образует с ними щель; средняя часть спинки языка опускается, но края прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;

г) посередине языка идет теплая, широкая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;

е) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

При произношении звука [ж]:

а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого нёба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;

г) посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

е) голосовые складки напряжены, колеблются и дают голос.

При произнесении звука [ч]:

а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

в) кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;

г) посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

е) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

При произнесении звука [щ]:

а) губы выдвинуты вперед, зубы видны;

в) широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель;

г) посередине языка идет воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое небо приподнято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

е) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

При произнесении звука [л]:

а) губы в легкой улыбке, зубы видны;

в) кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; передняя и средняя части языка вместе с его краями опускаются; задняя часть спинки языка приподнимается к мягкому нёбу;

г) воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и лазывается боковым;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

е) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуются голос.

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука [л*] (мягкого) такое же, как и при произнесении л (твердого), только добавляется подъем средней части спинки языка к нёбу.

При произнесении звука [р]:

а) губы находятся в положении следующего гласного;

б) зубы на расстоянии нескольких миллиметров;

в) кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;

г) посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

е) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении [р*] (мягкого) такое же, как и при произнесении [р] (твердого), только добавляется подъем средней части языка к нёбу.

При произнесении звука [н]:

б) зубы сближены, но не сомкнуты, передние зубы обнажены;

в) кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Передняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу, задняя часть спинки опущена;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При произнесении звука [э]:

б) зубы сближены, но не смыкаются, передние зубы видны;

в) кончик языка касается нижних резцов. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Спинка языка приподнята;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При произнесении звука [ы]:

в) кончик языка отодвинут от нижних зубов, а вся спинка языка оттянута назад и высоко поднята к передней части мягкого нёба;

г) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенки глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки напряжены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При произнесении звука [а]:

а) губы в спокойном положении;

б) зубы на расстоянии 1 – 1,5 см;

в) широкий распластанный язык лежит спокойно внизу. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

При произнесении звука [у]:

а) губы трубочкой выдвинуты вперед;

б) зубы не смыкаются, они закрыты губами;

в) задняя часть языка высоко поднята к мягкому нёбу;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, врезультате чего образуется голос.

При произнесении звука [о]:

а) губы округлены немного выдвинуты вперед;

б) зубы закрыты округленными губами;

в) задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу;

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Основы логопедии с практиком по звукопроизношению

/ Под редакцией Т.В. Волосовец

Вопросы для самоконтроля:

1. Возрастные особенности формирования звукопроизношения

2. Понятие нарушения звукопроизношения.

3. Общие и специфические причины нарушения звукопроизношения

4. Клиническая характеристика нарушения звукопроизношения

Читайте также:  Срочный анализ на вич у детей

5. Характеристика нарушений звукопроизношения по основным формам проявления

6. Характеристика нарушений звукопроизношения по группам нарушенных звуков

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 9922 — | 7659 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Между резцами небольшая щель. Кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов. Передняя часть спинки языка опущена, средняя поднята, задняя опущена. Язык в положении «горка» или «мостик». Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю. Мягкое нёбо поднято (С — ротовой звук). Голосовые складки

разомкнуты ( С – глухой звук).

О постановке звука С здесь.

Точно такая же, как при произношении звука С. Отличие лишь в том, что голосовые

складки сомкнуты (З – звонкий звук).

Средняя часть спинки языка больше приподнята вверх, желобок разрушается, передняячасть спинки языка более выгнута.

Точно такая же, как при произношении звука СЬ. Отличие лишь в том, что голосовые складки смыкаются (ЗЬ – звонкий звук).

Губы слегка напряжены и растянуты. Между резцами небольшая щель, кончик языка

прижат к нижним резцам. В первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба. Во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом. Средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).

О постановке свистящих звуков здесь. Дефекты произношения свистящих звуков называются сигматизмом.

1.Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф, З – В) Предрасполагающие факторы губно-зубного сигматизма: прогнатия, гипотрофия мышц кончика языка при дизартрии.

2. Межзубный сигматизм. При произнесении звука, кончик языка просовывается между зубами. Получается шепелявый звук. Предрасполагающие факторы межзубного сигматизма: переднии открытый прикус, вялый язык, прогнатия, слабость мышц кончика языка при дизартрии, отсутствие передних зубов, аденоиды, чрезмерно крупный или длинный язык, слабость круговой мышцы рта.

3. Пригубный сигматизм. При произнесении звука кончик языка около зубов на уровне щели между зубами, образуется не свистящий, а тупой шум (звук напоминает Т или Д). Предрасполагающие факторы призубного сигматизма те же, что и у межзубного сигматизма.

4. Боковой сигматизм. Боковые края не касаются верхних коренных зубов, сбоку образуется щель через которую уходит часть воздушной струи. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним. Предрасполагающие факторы бокового сигматизма: боковой открытый прикус, длинный узкий язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.

5. Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Предрасполагающие факторы носового сигматизма: паретичность мягкого нёба, расщелины.

6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Механизм: кончик языка оттягивается вглубь ротовой полости, спинка языка поднята, желобок не образуется. Предрасполагающие факторы: повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.

Если звуки С и Сь, З, ЗЬ, Ц заменяются другими звуками, то такое нарушение называется парасигматизмом свистящих. Замены звуков это фонематический дефект, т.е. они свидетельствует о несовершенстве фонематического восприятия. При коррекции это очень важно учитывать.

Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

Звук Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

О постановке свистящих звуков читать здесь.

Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу. Ваш логопед онлайн Перфилова Наталья Владимировна.

источник

— развитие подвижности артикуляционного аппарата,

— формирование артикуляционного уклада звука [С],

— развитие фонематического слуха на звук [С],

— автоматизация звука [С] в чистом виде, в прямых открытых слогах, словах.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА [C]

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.

— развитие подвижности артикуляционного аппарата,

— формирование артикуляционного уклада звука [С],

— развитие фонематического слуха на звук [С],

— автоматизация звука [С] в чистом виде, в прямых открытых слогах, словах.

ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки).

УЛЫБКА: улыбнуться, удерживать данное положение губ под счёт до 10.

ЛОПАТА: рот широко открыт, расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать под счет.

ЧИСТИМ ЗУБКИ: рот широко открыт, кончиком языка проводим по верхним (нижним) зубам.

КАЧЕЛИ: рот широко открыт, поочередно дотрагиваться кончиком языка до верхних, затем нижних зубов.

ЧАСИКИ: рот открыт, выполнять движения языка в стороны, касаясь кончиком языка уголков рта.

ЯЗЫЧОК-СИЛАЧ: рот широко открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, удерживать под счет.

— от артикуляционной гимнастики,

Автоматизация звука в чистом виде.

При произнесении звука [c] губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы, между которыми щель 1,5 – 2 мм. Язык широкий, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгорблена, приподнята к твердому небу и образует с ним щель, корень языка опущен, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки разомкнуты. Воздушная струя проходит по продольному желобку на языке, узкая и холодная.

Развитие фонематического слуха.

Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши».

ряд звуков: [ с , ш, р, с , т, м, с , л, с , …],

Ряд слогов: ла, са , ры, вы, сы , мо, со , ру, …

Ряд простых слов: с ок, дом, с анки, с умка, кот, и т.д.

Автоматизация звука в слогах.

Автоматизация звука в словах.

Какой звук учились произносить правильно?

Повторение правильной артикуляции звука.

Оценка работы дошкольника.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [C] (№1)

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.

— развитие подвижности артикуляционного аппарата,

— закрепление артикуляции звука [С],

— развитие фонематического слуха на звук [С],

— формирование фонематического восприятия,

— автоматизация звука [С] в чистом виде, в прямых открытых слогах, словах, предложениях, тексте,

— формирование связи звука с буквой.

ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.

Какой звук чаще остальных слышится в чистоговорке: «У осоньки-осы есть полоски и усы»?

УЛЫБКА: улыбнуться, удерживать данное положение губ под счёт до 10.

ЛОПАТА: рот широко открыт, расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать под счет.

ЧИСТИМ ЗУБКИ: рот широко открыт, кончиком языка проводим по верхним (нижним) зубам.

КАЧЕЛИ: рот широко открыт, поочередно дотрагиваться кончиком языка до верхних, затем нижних зубов.

ЧАСИКИ: рот открыт, выполнять движения языка в стороны, касаясь кончиком языка уголков рта.

ЯЗЫЧОК-СИЛАЧ: рот широко открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, удерживать под счет.

Изолированное произнесение звука.

Анализ артикуляции, характеристика звука.

При произнесении звука [c] губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы, между которыми щель 1,5 – 2 мм. Язык широкий, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгорблена, приподнята к твердому небу и образует с ним щель, корень языка опущен, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки разомкнуты. Воздушная струя проходит по продольному желобку на языке, узкая и холодная.

Развитие фонематического слуха.

Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши».

ряд звуков: [ с , ш, р, с , т, м, с , л, с , …],

Ряд слогов: ла, са , ры, вы, сы , мо, со , ру, …

Ряд слов: с ок, дом, с анки, с умка, кот, и т.д.

Автоматизация звука в слогах.

Формирование фонематического восприятия.

Графический анализ слогов, слов:

— количество звуков, слогов в слове,

Автоматизация звука в словах.

Автоматизация звука в предложении.

У маленькой Сани санки едут сами.

Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.

У сосны – сук. Сова сидит на суку.

Света, Соня и Слава пьют сок.

— упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия,

— упражнения по автоматизации звука в речи.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [C] (№2)

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.

— развитие подвижности артикуляционного аппарата,

— закрепление артикуляции звука [С],

— развитие фонематического слуха на звук [С],

— формирование фонематического восприятия,

— автоматизация звука [С] в чистом виде, в слогах (между гласными), словах (звук [c] в середине слова), предложениях, тексте,

— формирование связи звука с буквой.

ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.

«Послушай стихотворение и подумай, над каким звуком мы будем работать:

Слоны сильны, слоны смирны,

УЛЫБКА: улыбнуться, удерживать данное положение губ под счёт до 10.

ЛОПАТА: рот широко открыт, расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать под счет.

ЧИСТИМ ЗУБКИ: рот широко открыт, кончиком языка проводим по верхним (нижним) зубам.

КАЧЕЛИ: рот широко открыт, поочередно дотрагиваться кончиком языка до верхних, затем нижних зубов.

ЧАСИКИ: рот открыт, выполнять движения языка в стороны, касаясь кончиком языка уголков рта.

ЯЗЫЧОК-СИЛАЧ: рот широко открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, удерживать под счет.

Изолированное произнесение звука.

Анализ артикуляции, характеристика звука.

При произнесении звука [c] губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы, между которыми щель 1,5 – 2 мм. Язык широкий, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгорблена, приподнята к твердому небу и образует с ним щель, корень языка опущен, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки разомкнуты. Воздушная струя проходит по продольному желобку на языке, узкая и холодная.

Развитие фонематического слуха.

Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши».

ряд звуков: [ с , ш, р, с , т, м, с , л, с , …],

Ряд слогов: ала, о са , оры, увы, у сы , омо, о со , иру, …

Ряд слов: о с а, яма, ли с а, липа и т.д.

Слон стоит такой большой,
Он качает головой,
Букву С он дарит нам,
Та же О, но пополам.

Автоматизация звука в слогах.

Формирование фонематического восприятия.

Графический анализ слогов, слов:

— количество звуков, слогов в слове,

Автоматизация звука в словах.

Автоматизация звука в предложении.

У осоньки-осы есть полоски и усы.

Полосатые осы летают возле носа.

Сесть на нос норовят, укусить меня хотят.

Осы-осы-осы – не боимся мы осы.

Осу-осу-осу – прогоним мы осу.

Вот коса. Острая коса. Траву косили мы косой.

Утром выпала роса. Просыпается оса.

Пока не высохла роса, в росе купается оса.

Сов-сов-сов – не бывает сомов без усов.

Сетку я сплела сама для усатого сома.

Я сама сома поймала и несу его сама.

Усы-усы-усы – есть у Люси бусы.

Усы-усы-усы – надела Люся бусы.

Усах-усах-усах – ходит Люся в бусах.

— упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия,

— упражнения по автоматизации звука в речи.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [C] (№3)

ФОРМА ЗАНЯТИЯ: индивидуальное логопедическое занятие.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ занятия: 15 мин.

— развитие подвижности артикуляционного аппарата,

— закрепление артикуляции звука [С],

— развитие фонематического слуха на звук [С],

— формирование фонематического восприятия,

— автоматизация звука [С] в чистом виде, в закрытых слогах (обратный тип слога), в словах с данным типом слогов (звук [c] в конце слова), предложениях, тексте,

— формирование связи звука с буквой.

ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, профиль артикуляции, условные обозначения артикуляции звука, дидактический материал (слоговые дорожки, слоговые таблицы, рисунки, игрушки), материал для графического анализа слова.

Какой звук слышим в конце слова? (звук [c]).

УЛЫБКА: улыбнуться, удерживать данное положение губ под счёт до 10.

ЛОПАТА: рот широко открыт, расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать под счет.

ЧИСТИМ ЗУБКИ: рот широко открыт, кончиком языка проводим по верхним (нижним) зубам.

КАЧЕЛИ: рот широко открыт, поочередно дотрагиваться кончиком языка до верхних, затем нижних зубов.

ЧАСИКИ: рот открыт, выполнять движения языка в стороны, касаясь кончиком языка уголков рта.

ЯЗЫЧОК-СИЛАЧ: рот широко открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, удерживать под счет.

Изолированное произнесение звука.

Анализ артикуляции, характеристика звука.

При произнесении звука [c] губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы, между которыми щель 1,5 – 2 мм. Язык широкий, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгорблена, приподнята к твердому небу и образует с ним щель, корень языка опущен, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки разомкнуты. Воздушная струя проходит по продольному желобку на языке, узкая и холодная.

Развитие фонематического слуха.

Инструкция: «я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты как только услышишь звук [c], поймай его, хлопни в ладоши».

ряд звуков: [ с , ш, р, с , т, м, с , л, с , …],

Ряд слогов: ал, о с , ор, ув, у с , ом, о с , ир, …

Ряд слов: анана с , гранат, ле с , ве с , ветер и т.д.

Ночью буква ловит мышек,
Днем в пустыне жаром пышет,
С неба падает зимой,
Летом — высится копной.

Ответ: буква С
(сова, солнце, снег, сено)

источник