Меню Рубрики

Анализ безопасности детей в доу

Справка по итогам контроля «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности»

Анастасия Уткина
Справка по итогам контроля «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности»

МБДОУ Ярский детский сад №4

Справка по итогам тематического контроля на тему » Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности «.

Сроки проведения: с 11 марта — 15 марта 2013 года

Проверяющие: Ст. воспитатель Уткина А. А., физинструктор Салтыкова Е. Н.

Цель: оценить условия и эффективность работы педагогов по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности

Контроль проводился в течение одной недели в соответствии задачей годового плана учреждения.

С целью изучения данного вопроса комиссия использовала следующие методы и приемы контроля: изучение предметно – развивающей среды, анализ планов воспитательно – образовательной работы с детьми, выявление уровня использования ЗУН в самостоятельной детей, выявление разнообразия применения форм сотрудничества с родителями.

Первым пунктом контроля было обследование предметно – развивающей среды.

Обследование показало, что во всех возрастных группах детского сада мебель закреплена, состояние полов и потолка, окон, фрамуг в норме. Состояние пособий для занятий (ножницы, кисти и т. д., игрового материала в норме. Нет травмоопасных игрушек.

Избежать опасностей можно лишь путем повседневной кропотливой работы с детьми, начиная с раннего возраста. Главная роль в этом отводится воспитателям дошкольных учреждений.

Начиная с дошкольного возраста детей необходимо в самой простой и игровой форме обучать основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

Воспитатель создает условия для активной игровой деятельности детей. Совместная деятельность взрослого с ребенком организуется в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Дорога», «Поликлиника», «Полиция», «Аптека» связанных с безопасным поведением в быту, на улице; в дидактических играх «Опасные ситуации», «Будь осторожен», «Правильно — не правильно», «Игра – дело серьезное»; «Не играй с огнем», «Спецрейс», «Съедобно – несъедобно», «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Чрезвычайные ситуации», в играх-этюдах.

Для ознакомления детей с правилами дорожного движения воспитатель использует созданые в группах макеты: «Дорожные знаки», «Дорога», «Железная дорога». В уголках имеются дидактические и настольно – печатные игры такие как «Азбука дорожного движения», «Уроки безопасности», домино «Дорожные знаки», альбомы «Машины», «Виды транспорта», и др.

Воспитатель проводит индивидуальные и подгрупповые беседы с детьми Н-р: «Здоровая пища», «Не играй на льду», «Незнакомцы на улице», «Мы едем в автобусе», «Почему в группе должен быть порядок», «Если малыш поранился», и т. д. использует рассказывание, загадки о правилах безопасного поведения, организует чтение детской литературы, вовлекает детей в совместный поиск ответов на проблемные и интересующие воспитанников вопросы.

Постепенно вводят в совместную деятельность с детьми простейшие ситуационные задачи: «Сгруппируй опасные и безопасные предметы или объекты (в доме, в группе детского сада)», «Вспомни и расскажи, выложи с помощью моделей, как правильно себя вести, если возникла опасная ситуация», «Как ты думаешь, что будет дальше, если мальчик (девочка) поступят так.», «Приведи пример того, что опасно, а что безопасно», «Предложи способ, позволяющий предупредить опасность», «Найди ошибку (в сказке, сюжетной картинке, этом рисунке и т. д.)», «Покажи или расскажи, что будет с куклой (твоим любимым игровым персонажем, если она не будет соблюдать правила безопасного поведения дома», «Придумай игру (загадку)», «Как узнать, правильно мы сделали или нет?». На специально организованных НОД дети знакомятся с людьми профессии «пожарных», «ГИБДД», «полиции». Организуются тематические выставки детских рисунков, подделок. Большой интерес вызывают у детей активные формы работы: презентации, коллажи, развлечения, досуги.

На примере произведения К. Чуковского «Телефон», проводилась беседа с детьми о важности телефонной связи. Педагоги организуют с детьми беседы: «Как пользоваться телефоном в экстренных ситуациях (возник пожар, прорвало водопроводную трубу, стало плохо маме или бабушке, рассказывать о службах спасения «01», «02», «03». Воспитатели учат детей сообщать правильную информацию диспетчеру службы спасения (Ф. И., адрес). В то же время объясняют, что звонки по телефону не должны быть шуткой.

Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности, понимать к чему может привести нарушение установленных правил и норм, воспитателями используются специально подобранные произведения детской художественной литературы. Например: «Кошкин дом» С. Маршак, «Дядя Степа», М. Безруких «Разговор о правильном питании», К. Чуковский «Мойдодыр», В. В. Маяковский «Что такое хорошо, а что такое плохо», Ч. Е. Тамбовцева – Широкова «Кто твой друг, а кто твой враг» и т. д.

Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности строится на основе: программы «Безопасность» (Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б., «Сценариев по пожарной безопасности для дошкольников» (И. В. Кононовой); методических разработок «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Е. А. Романова; «Беседы по правилам дорожного движения», «Беседы об основах безопасности» Т. А. Шорыгина, «Правила дорожного движения» Л. Б. Поддубная, разработки «Комплексных занятий» Ю. А. Вакуленко.

Для формирования сознательного и ответственного отношения к своей безопасности и безопасности окружающих, развития основ экологической культуры, систематизации знаний о правильном поведении и здоровом образе жизни созданы в группах «уголки безопасности». Но есть они не во всех группах только лишь в группе «Золотая рыбка», «Капельки» в остальных группах в стадии создания.

Делая вывод по данному пункту хотелось бы дать рекомендации: пополнить уголки безопасности дидактическими играми, доделать в группах уголки «Безопасности».

Вторым пунктом контроля был: анализ планов воспитательно – образовательной работы с детьми.

Первым пунктом обследования было выявление ЗУН у детей старшего дошкольного возраста по данной проблеме через беседы, игры.

Дети знают и соблюдают правила поведения в природе, правила экологической безопасности (контакты с растениями, животными). Старшие дошкольники знают и могут применить правила безопасного общения с взрослыми, имеют представление о службах безопасности (01,02,03, знают номера телефонов, могут вызвать в моделированной ситуации необходимую помощь по телефону.

Дети умеют договариваться, устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми, умеют пользоваться простыми техническими средствами, знают правила безопасного поведения на улице. Воспитанники старшего дошкольного возраста знают дорожные знаки, сигналы светофора, как переходить улицу и т. д. Почти во всех группах дети знают и применяют правила здорового образа жизни, называют полезные и не очень полезные продукты, съедобные и несъедобные грибы, опасные растения, рассказывают что делать, если на дороге повстречаешь собаку, кошку, в траве заметишь ежа, лягушку, к тебе подлетит оса и т. д.

В соответствии с планом контроля проводилось изучение применения форм сотрудничества с родителями. Анализ показал, что наиболее используемыми формами взаимодействия являются: анкетирование, индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, наглядная информация, папки – передвижки.

По результату тематического контроля можно сделать следующие выводы:

формирование ЗУН у дошкольников по теме: Безопасность«

ведется планомерно, целенаправленно, систематично.

Грубых нарушений не выявлено.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей среднего возраста Самое ценное в жизни взрослых — это дети. Зачастую наших детей подстерегают множество опасностей. Задача нас взрослых остерегать и защищать.

«Формирование основ собственной безопасности у детей старшего дошкольного возраста по ФГОС» Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за.

Аналитическая справка по итогам тематического контроля. Аналитическая справка о результатах тематического контроля «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию навыков монологической.

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Работа в ДОО по ознакомлению детей с социальной действительностью» Аналитическая справка о результатах тематического контроля «Эффективность организации воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности «Ребёнок на улице» у детей старшего дошкольного возраста Цель работы: систематизировать знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице в целом (об устройстве проезжей части, светофоре.

Конспект НОД для детей старшей группы по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности «Знающие пешеходы» Программное содержание. Закреплять знания о правилах дорожного движения и поведения на улице. Продолжать учить переходить через проезжую.

Консультация для родителей «Формирование основ пожарной безопасности у детей младшего дошкольного возраста» В последнее время мы очень часто по телевизору видим сюжеты про пожары с гибелью людей. И не задумываемся о том, что часто причиной пожара.

Образовательный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей» Образовательный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей» Вид проекта: практико ориентированный, коллективный.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста Главная цель по формированию у детей безопасного поведения — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей.

Родительское собрание с использованием ИКТ «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста» Родительское собрание с использованием ИКТ на тему : «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста» В 2015-2016 учебном.

источник

Методическая разработка на тему:
Тематический контроль: «Состояние работы в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»

Тематический контроль в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Килемарский детский сад комбинированного вида «Теремок»

«Состояние работы в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»

Цель : Выполнение годовой задачи

Задачи : Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности

дошкольников, состояние предметно- пространственной среды, путём всестороннего обследования воспитательно -образовательного

процесса и последующего педагогического анализа,

Дата проведения : с 17.11.14 г по 25.11.14 г

Ответственные : Г.А.Яндукина- старший воспитатель

Е.В. Сидоркина – воспитатель по физо

План проведения тематического контроля по формированию

основ безопасности жизнедеятельности дошкольников

Срок проведения: с 17.11.14 г по 25.11.14 г

Ответственные: старший воспитатель Яндукина Г.А.

воспитатель по физо Сидоркина Е.В.

Сроки контроля по возрастным группам

Организация недели безопасности в ДОУ «Школа безопасных наук»

— Анализ проведения мероприятий недели безопасности

Оценка создания условий в группе

Анализ развивающей предметно- пространственной среды

Оценка планирования работы

Анализ календарного плана воспитательно- образовательной работы с детьми;

-Анализ перспективного плана по ОБЖ

— Анализ наглядной информации

Обработка материалов проверки.

Справка по итогам тематического контроля

Протокол анализа развивающей предметно- пространственной среды (Центры безопасности)

1. Соответствие материалов уголка возрасту детей;

2. Оригинальность оформления уголка;

3. Разнообразие наглядно- методического и игрового материала по всем разделам ОБЖ;

4. Оснащение уголка по ОБЖ:

— наличие атрибутов сюжетно-ролевых игр;

— Наличие наглядно- методического материала (плакаты, модели, наборы дорожных знаков, схемы и т.д.)

— художественная литература для детей

5. Информация для родителей

  1. объект присутствует частично и его состояние оставляет желать лучшего
  2. объект есть, но его состояние требует реставрации или его необходимо поменять, дополнить
  3. объект присутствует в хорошем состоянии

Карта анализа планирования воспитательно- образовательной работы

по разделу программы «Формирование основ безопасности»

3. Игры (сюжетно- ролевые, дидактические, подвижные)

— пополнение развивающей среды группы

— привлечение к совместным мероприятиям

  1. в плане нет данного планирования
  2. Низкий уровень планирования данной работы
  3. планирование частично, недостаточно полно раскрыто
  4. Уделяется большое внимание планированию данной работы

Цель: Определение уровня воспитательно — образовательной работы по организации деятельности по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошколь.

Консультация для педагогов на тему: «Долгосрочные проекты, как форма работы с детьми по формированию основ безопасной жизнедеятельности»Одной из эффективных форм воспитательно-образователь.

Данная методическая разработка поможет педагогам ДОО выбрать оптимальные формы и методы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Цель контроля: проследить методическую грамотность календарно-тематического планирования педагогами возрастных групп воспитательно-образовательной, досуговой, физкультурно-оздоровительной деятельности.

Безопасность -это не просто суммаусвоенных знаний,а умение правильно вестисебя в различныхситуациях.

Тематический контроль «Состояние работы в ДОУ по приобщению детей к чтению детской художественной литературы&raquo.

Старший дошкольный возраст Цель: обеспечение здоровья и сохранение жизни детей. Перспективный план реализуется согласно циклограмме совместнойдеятельности педагога и детей, по четверга.

источник

Аналитическая справка тематической проверки по «Безопасность жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста »

по результатам тематического проверки ОО «Социально-коммуникативное развитие» «Безопасность жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста »

В соответствии с планом работы детского сада на 2017-2018 учебный год и приказом заведующего № 26 от 08.02.2018г. «О проведении тематической проверки ОО «Социально-коммуникативное развитие» «Безопасность жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста» провести проверку в срок с 12.03.2018 по 23.03.2018 учебный год.

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по профилактике безопасного поведения детей дошкольного возраста; средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по профилактике безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Проверку выполняли: заведующая ФИО и старший воспитатель ФИО, председатель совета образовательного учреждения ФИО по следующим направлениям:

Оценка условий, созданных в группах по профилактике безопасного поведения детей дошкольного возраста;

Оценка профессиональных умений воспитателей;

Анализ уровня планирования работы;

Оценка форм взаимодействия с родителями.

По направлению «Оценка условий, созданных в группах по профилактике безопасного поведения детей дошкольного возраста»

Во всех группах имеется подбор необходимого методического материала, достаточное количество дидактических и настольно-печатных игр в соответствии с возрастными особенностями. В группах имеются атрибуты к сюжетно-ролевой игре по ПДД, МЧС, «Больница».

Уголок по Безопасности оригинально и интересно оформлен: в группе № 14 педагоги ФИО и ФИО стали победителями в конкурсе «Лучший уголок безопасности» районного этапа X республиканского конкурса детского творчества «Безопасность глазами детей».

Но вместе с тем результаты контроля желают оставаться лучшими. Необходимо продолжить работу по обновлению и пополнению уголков согласно модели предметно-развивающей среды педагогам всех групп.

По направлению «Оценка профессиональных умений воспитателей»

В ходе тематического контроля было просмотрено 8 занятий по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей от 3 – 7 лет с использованием самых различных приемов и методов.

В рамках подготовки к педсовету воспитатели групп № 11, № 9, № 7 разработали проекты, итоговым мероприятием которого были открытые занятия.

Во II младшей группе № 11 был реализован проект на тему «Мой безопасный мир» с элементами исследования по воспитанию у дошкольников безопасного поведения в быту. Итоговым мероприятием стало открытое занятие для воспитателей ДОУ на тему «Непослуха в гостях у детей», с использованием мультимедийной презентацией. На котором, ФИО вместе с детьми учили «Непослуху» играть с безопасными игрушками. Дети рассказали о том, что может случиться, если играть в опасные игры. Занятие построено в интересной, игровой форме дети с удовольствием выполняли все задания.

В старшей группе № 9 ФИО реализуя познавательно-игровой проект на тему «Я и моя безопасность» показала итоговое открытое занятие для педагогов ДОУ на тему «В мире безопасности». В роли магистра по безопасности ФИО проверяла знания детей по всем разделам безопасности. Тем самым показав системные знания детей по данному разделу. Анализ образовательной деятельности в старшей группе показал, что воспитатель группы побуждает детей к использованию отдельных поисковых действий, что способствует формированию у детей безопасного поведения, развивает наблюдение и мышление.

В средней группе № 7 воспитателями ФИО и ФИО также было проведено открытое мероприятие для родителей «Конкурс чтецов» по теме безопасность. Данное мероприятие было итоговым в процессе реализации проекта «Ребенок и его безопасность». На котором дети рассказали много стихов на данную тематику, показав тем самым знания по безопасному поведению в быту, социуме и природе. На протяжении всего занятия отмечен высокий познавательный интерес.

Интересной была деятельность детей младшего дошкольного возраста в I младшей группе № 4. ФИО , в игровой форме провела интегрированное занятие на тему «Кошкин дом» в котором закрепила с детьми безопасное поведение. В конце занятия дети с помощью деревянного конструктора построили домики для котят и с удовольствием их обыграли. Формы работы соответствовали возрасту детей.

С детьми II младшей группы № 12 ФИО провела интересное познавательное занятие на пожарную безопасность. ФИО на своем примере показала детям, что играть со спичками опасно. А также, в увлекательной форме рассказала о том, что может случится если баловаться с огнем. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности.

Читайте также:  Цистит у детей симптомы анализы

Воспитателем ФИО в средней группе № 8 была организована образовательная деятельность на тему «Безопасность». Дети с героем Карслоном отправились в гости к сказке, где разбирали различные ситуации по безопасному поведению. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Воспитатель владеет методикой проведения образовательной деятельности, регулярно производила смену видов деятельности детей, что способствовало поддержанию интереса к занятию, предупреждению утомления.

При посещении ООД в группе старшего возраста № 10 был сделан следующий анализ, ФИО и ФИО провели занятие на тему «Как Незнайка в отпуск собирался» целью которого было закрепить знания детей о безопасном поведении во время отдыха на море. ФИО в роли Незнайки создавала различные проблемные ситуации, с которыми дети успешно справлялись, показав тем самым хорошие знания по безопасности. Дети были заинтересованы, активны, использовалось много наглядного материала, интересная слайдовая презентация.

В подготовительной к школе группе № 13 ФИО провела интегрированное занятие с использованием мультимедийной презентации на тему «Безопасность на воде», в котором дети с интересом выполняли задания водяного. Рассматривая различные ситуации, выводили правила и знаки безопасности. Рекомендовано повышать требование к полным ответам детей, с использованием доказательной и рассудительной речью.

Каждое занятие было интересно и увлекательно построено. Дети с большим удовольствием выполняли все задания, показали отличные знания по всем разделам безопасности.

По направлению «Анализ уровня планирования работы»

Проводился анализ планирования ООД, режимных моментов, прогулки, самостоятельной деятельности детей по формированию основ безопасного поведения дошкольников в календарно-тематических планах воспитателей 8 групп (3 – 7 лет).

Анализ показал следующее: Документация по календарно — перспективным планам (ООД) воспитателей ведётся регулярно, в соответствии с ФГОС ДО. Планирование соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей. Индивидуальная работа с детьми ведётся в соответствии с возрастом и потребностями детей. Задача воспитателя состоит в обучении правилам безопасного поведения на дорогах, правилам безопасного поведения дома, в быту, в социуме, правилам пожарной безопасности. Работа по безопасности должна осуществляться в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы дошкольного образования через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество. Но не во всех группах отображены в планах воспитательно-образовательной работы данные виды деятельности по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Перспективные планы требуют доработки, поскольку запланирована работа не по всем направлениям: слабо запланирована работа по направлениям ребенок в социуме, в быту. Необходимо доработать блок самостоятельно организованной деятельности детей по безопасности. Следует отметить что, воспитатели на группах редко планируют досуги по темам безопасности.

Рекомендовано педагогам старших, подготовительных групп планировать проблемные ситуации по блокам:

Пополнить картотеки дидактическими играми, беседами, тренингами, сюжетно-ролевыми играми, художественными произведениями, пословицами, поговорками по ОБЖ ситуативными играми по всем направлениям «Безопасности».

По направлению « Оценка форм взаимодействия с родителями»

В ходе проверки было установлено, что не во всех уголках для родителей оформлена информация по формированию основ безопасного поведения дошкольников.

Безопасное поведение дошкольников рассматриваем как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование основ безопасного поведения дошкольников и всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми.

Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей. Родители приняли участие в организации выставки поделок из бросового материала на тему «Безопасность – это важно!».

Также с родителями было проведено анкетирование на тему «Безопасность вашего ребенка», с целью оценки актуальности проблем безопасности и жизнедеятельности детей.

Анализ анкетирования показал следующее: в опросе приняли участие 45 человек, родителям были предложены следующие вопросы:

Попадал ли ваш ребенок в опасную ситуацию дома, на улице, природе? 78 % — ответ отрицательный, 22 % ответили положительно. Были приведены следующие ситуации: «перебегал дорогу перед машиной», «убегал от дома на большое расстояние», «нападала собака», «порезался о стекло».

На вопрос «Если бы ребенок заранее знал о последствиях своего поведения, смог бы он избежать опасности?» 86 % ответили положительно.

100 % родителей ответили положительно на вопрос «Знакомите ли вы своего ребенка с правилами обращения с опасными предметами?».

97 % родителей говорят с ребенком о правилах поведения при контактах с незнакомыми людьми.

На вопрос «Знает ли ваш ребенок некоторые правила дорожного движения?» 97 % родителей ответили положительно (это пешеходный переход и сигналы светофора).

На вопрос «Формируя безопасное поведение ребенка, вы действуете:

— путем прямых запретов – 13%;

— пытаетесь подробно объяснить ситуацию – 81 %;

91% родителей ответили положительно на вопрос «Поощряете ли вы ребенка за соблюдение правил безопасного поведения?»

На вопрос «Придерживаетесь ли вы сами данных правил?» 47 % родителей ответили всегда, 50% — часто, 3 %- иногда.

100% родителей ответили положительно на вопрос «Целесообразно ли проводить специально организованную деятельность с детьми по основам безопасности жизнедеятельности в детском саду?»

На вопрос «Какие темы занятий, направленные на формирование основ безопасного поведения вы считаете наиболее актуальными?»

— «Ребенок и незнакомые люди» — 81 %;

91% опрошенных родителей ответили положительно на вопрос «Готовы ли вы принять участие в обсуждении данных тем, проведение различных мероприятий, а также поддержать и закреплять навыки безопасного поведения вне детского сада?»

На вопрос «Получаете ли вы консультативную помощь педагогов по вопросам формирования основ безопасного поведения?

На вопрос «Читаете ли вы с ребенком детские книги по пожарной, дорожной и другой безопасности?». Положительно ответили 34%, «Редко» — 41%, отрицательно – 25%.

Таким образом, анализ анкет показал, что большинство родителей заинтересованы, в том чтобы у детей были сформированы основы безопасной жизнедеятельности. Родители готовы принять участие в поддержке и закреплении навыков безопасного поведения вне детского сада.

На основании проведенного контроля можно сделать следующие выводы:

1. В ДОУ созданы определенные условия для организации работы с детьми по ОБЖ. Однако для проведения эффективной работы недостаточно методической литературы, детской художественной литературы. Для ознакомления детей с представлениями по ОБЖ недостаточно настольно-печатных игр, развивающих пособий.

2. Планирование обучающих занятий, совместной деятельности педагога и детей, индивидуальная работа по ОБЖ воспитателями осуществляется последовательно на протяжении всего учебного года с усложнением задач и содержания программного материала.

3. В процессе обучения детей на занятии воспитатели используют разнообразные методы и приемы руководства. Вследствие чего, воспитанники имеют представления о правилах поведения на улице, дома, ДОУ.

4. В работе с семьями воспитанников проводится большая работа по пропаганде знаний по ОБЖ. В группах оформлены информационные стенды по теме. Однако недостаточно используется тренинги, досуговые формы.

Воспитателям всех групп разнообразить формы взаимодействия с родителями по пропаганде знаний по ОБЖ (акции, конкурсы, выставки);

Оформить картотеку игр по ОБЖ в уголках по безопасности в соответствии с возрастом детей;

Систематически оформлять и использовать в образовательной деятельности мультимедийные презентации и иные ИКТ. Оформить картотеку имеющихся презентаций;

Активизировать работу с детьми по формированию основ по безопасности жизнедеятельности детей;

Проводить совместно с детьми и с родителями досуговые мероприятия;

Пополнять уголки «Безопасность» в соответствии с моделью предметно-развивающей среды согласно возраста.

источник

Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность жизнедеятельности детей на дороге представляет собой серьезную проблему современности. Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщим участии и самыми эффективными методами. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Большое значение в решении данной проблемы имеет формирование культуры поведения на дорогах, которое начинается в самом юном возрасте и продолжается в течение всей жизни.

Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

В нашем детском саду ведется планомерная, целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Работа строится в четырех направления:

Цель: создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

  • Создать в педагогическом коллективе атмосферы значимости по проблеме «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма».
  • Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
  • Формировать у детей практические навыки поведения в различных ситуациях городского движения и соответствующую модель поведения.
  • Активизировать внимание родительской общественности к решению задач по обучению детей дорожной азбуке.
  • Организовать предметно – развивающую среду в ДОУ по проблеме.
  • Привлечь к взаимодействию органы образования, здравоохранения, организации социума.

Принципы организации образовательного процесса:

  • Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
  • Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
  • Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
  • Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
  • Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
  • Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

Методы и технологии, применяемые с детьми:

  • Интерактивный метод обучения.
  • Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
  • Личностно-ориентированная технология.
  • Технология игрового обучения.
  • Метод наблюдения и беседы.

Методы активизации родителей и педагогов:

  • Обсуждение разных точек зрения.
  • Решение проблемных задач семейного воспитания.
  • Ролевое проигрывание ситуаций.
  • Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.
  • Обращение к опыту родителей.

Работа с детьми строится в рамках реализуемых программ:

— комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой (с учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования)

— парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Р.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой.

Общий объем знаний по обучению правилам дорожного движения рассчитывается в соответствии с возрастом, реализуемыми программами и включает время, отведенное на:

-образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

-образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

-самостоятельную деятельность детей;

-взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Задачи психолого-педагогической работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма решаются интегрировано в ходе освоения следующих образовательных областей:

-непосредственно образовательная деятельность

-просмотр видеофильмов, слайдов

— беседы, рассматривание иллюстраций

— чтение художественной литературы

— беседы, рассматривание иллюстраций

— просмотр видеофильмов, слайдов

«Чтение художественной литературы»

— чтение художественной литературы

— беседа о прочитанном произведении

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма планируется в соответствии с перспективным планом и в рамках комплексно-тематического планирования. (ежемесячно — неделя безопасности). Приоритетным направлением при организации и проведении недели безопасности является работ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Непосредственно образовательная деятельность по обучению детей правилам дорожного движения планируется 1 раз в месяц. Длительность: вторая младшая — не более 15 минут, средняя группа – не более 20 минут, старшая группа – не более 20 минут, подготовительная к школе группа – не более 30 минут. С детьми старшего дошкольного возраста не реже 1 раза в 2 месяца планируются экскурсии и целевые прогулки. Игры на автотранспортной площадке организуются 2 раза в месяц в соответствии с графиком.

Формы работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

    • чтение художественной литературы(«Жила-была зебра», «Дорожная азбука»)
    • праздники, развлечения («В гостях у светофора», «Дорожная азбука»0
    • викторины, («Что? Где? Когда?»)
    • экскурсии к перекрестку, целевые прогулки «Как у наших у ворот дорожный знак живет»
    • решение проблемных ситуаций (моделирование ситуаций на дороге)
    • просмотр видеофильмов, слайдов («Торопыжка», «Азбука города»)
    • дидактические игры в том числе авторские: «Помоги смешарику добраться домой»
    • встреча с инспектором ОГИБДД (беседа о работе инспектора ОГИБДД, моделирование ситуаций на дороге)
    • непосредственно-образовательная деятельность («Прогулка по улице города»)
    • театрализованные постановки, в том числе авторские «Как козлята научили волка правилам дорожного движения»
    • изготовление совместно с родителями маршрута безопасного пути в детский сад

Формы методической работы с педагогами

  • консультации («Организация игр на транспортной площадке»)
  • конкурсы («Уголок безопасности»)
  • открытые мероприятия, обсуждение, анализ
  • семинары («Традиции и инновации в изучении правил дорожного движения»)
  • выставка методической литературы по теме
  • изучение новинок методической литературы по теме
  • педсовет («Пути совершенствования работы по профилактике ДДТТ»)

Формы работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

  • родительские собрания с приглашением инспектора ОГИБДД
  • консультации «Что должен знать ребенок о правилах дорожного движения»)
  • дни открытых дверей («Внимание! Дорога!»)
  • выпуск стенгазеты «Мы вместе», посвященной профилактике ДДТТ
  • совместные праздники, развлечения «Жили-были дорожные знаки»)
  • выставки, конкурсы («Светофор», «Макет города»)
  • выпуск буклетов, памяток (Пристегни самое дорогое», «Очень важен пример взрослых»
  • папки раскладки, стенды

Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с организациями социума

  • Инспектор ОГИБДД: Встречи, беседы с детьми, Выступление на родительских собраниях, Праздники с приглашением инспектора ОГИБДД
  • МОУ ООШ № 108: совместные досуги, совместные игры, взаимопосещения.

Хотелось бы более подробно остановиться на стенгазете «Мы вместе», посвященной профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Цель и задачи данной работы:

  1. 1. Установление широкого круга коммуникаций с родителями, воспитателями, представителями социума, совместная педагогическая деятельность воспитателей и родителей, оказания содействия родителям в воспитании и образовании детей.
  2. 2. Использование нетрадиционной формы работы с целью активизации родителей..

Редколлегия стенгазеты: воспитатели, родители, представители социума.

В рубрике «Дошкольное образования и воспитание» родителям были даны рекомендации, памятки по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дороге. В рубрике «Социальное партнерство родителей и воспитателей» была показана совместная работа детского сада и семьи: фото совместных праздников, развлечений по профилактике ДДТТ, фото выставок совместного творчества детей и родителей по данной теме. В рубрике «Опыт семейного воспитания» родители делились личным опытом воспитания у детей безопасного поведения на дороге. В рубрике «Творческая мозаика» были представлены интересные идеи по оформлении уголка безопасности совместными усилиями воспитателей и родителей. В стенгазете также была представлена информация о работе детского сада и организаций социума по данной проблеме: фото совместных мероприятий детского сада и школы, фото мероприятий, организованных совместно с инспектором ОГИБДД. Неотъемлемым атрибутом данной стенгазеты являлись буклеты «Пристегни самое дорогое!», «Очень важен пример взрослых».

Итоговым мероприятием в работе с детьми подготовительной к школе группы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма стала игра «Что? Где? Когда?», где были задействованы все участники образовательного пространства. В игре принимали участие две команды детей, вопросы и задания приготовили детям: заведующий, старший воспитатель, старшая медицинская сестра, инспектор ОГИБДД, врач скорой помощи, родители, старшеклассники школы социума. Были использованы видеовопросы, аудивопросы. задание в виде кроссворда, старшеклассники приготовили детям вопрос в виде жестов регулировщика и моделирования ситуаций на дороге. Зрителями и болельщиками стали родители и воспитанники старшей группы.

Читайте также:  Цитомегаловирус лечение у детей анализы

Данная система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма помогла нам добиться положительных результатов: у педагогов повысился уровень профессиональной компетентности в данной проблеме, активизировано внимание родительской общественности и социума к проблеме воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге, у воспитанников сформированы практические навыки поведения в различных ситуациях дорожного движения.

источник

Учреждение Образования: г. Иркутск, ул Гоголя, д. 69

Анализ работы по пожарной безопасности в МБДОУ детском саду №37

В целях соблюдения пожарной безопасности в ДОУ создана система профилактической работы по обеспечению пожарной безопасности с участием всех субъектов образовательного процесса (педагоги, дети, родители). Главная цель этой работы – формирование системы пожарной безопасности, обеспечивающей эффективность мероприятий, направленных на предотвращение пожара. Работа по достижению поставленных целей и задач ведется в три этапа и состоит из трех блоков: «Ребенок», «Воспитатель», «Родители».

В начале учебного года с целью обеспечения соблюдения правил пожарной безопасности в детском саду заведующей назначен ответственный за пожарную безопасность, определен порядок действий работников и детей при возникновении пожара. Работа по достижению поставленных целей и задач ведется в три этапа и состоит из трех блоков: «Ребенок», «Воспитатель», «Родители».

БЛОК «РЕБЕНОК» — представляет цели по формированию фундамента знаний у детей правил пожарной безопасности и умение регулировать своё поведение в соответствии с различными чрезвычайными ситуациями.

БЛОК «ВОСПИТАТЕЛИ» — раскрывает механизм подготовки педагогов по повышению уровня педагогической компетентности в вопросах пожарной безопасности, по формированию основ пожарной безопасности у детей и их родителей;

БЛОК «РОДИТЕЛИ» — предполагает формы активного сотрудничества. Цель этого блока – повысился уровень знаний родителей об основах безопасности жизнедеятельности детей, о методах и приёмах ознакомления детей с правилами пожарной безопасности.

в ДОУ, составлен план мероприятий по пожарной безопасности с сотрудниками, детьми и их родителями.

Проведена качественная работа по теме пожарная безопасность в ДОУ.

Помещение МБДОУ оборудовано в соответствии с требованиями пожарной безопасности:

— в дежурном режиме находится система оповещения людей о пожаре,

— установлена автономная пожарная сигнализация,

— установлено аварийное оповещение и прямая телефонная связь,

— в установленные сроки проводится замер сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования, с последующим устранением выявленных недостатков,

-в надлежащем содержании находятся пути эвакуации, на путях эвакуации установлены указатели эвакуационных путей «Выход».

-в соответствии с планом эвакуации установлены указатели эвакуационных путей для каждой возрастной группы,

-огнезащитным составом обработаны чердачные помещения и деревянные конструкции входов и выходов из здания.

— дошкольное учреждение укомплектовано первичными средствами пожаротушения согласно нормам, с учетом сроков перезарядки.

— в дошкольном учреждении не допускается курение и применение электронагревательных приборов в не отведенных для этих целей местах.

-имеющиеся краны внутреннего противопожарного водопровода укомплектованы рукавами и стволами. Регулярно проводится проверка работоспособности пожарных кранов.

В фойе оформлен стенд по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях и пожарной безопасности. На каждом этаже имеется план эвакуации, разработаны инструкции по пожарной безопасности определяющие действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации детей и людей из здания ДОУ, также разработаны памятки и консультации для сотрудников и родителей по пожарной безопасности на тему: «Основы пожарной безопасности».

На территории ДОУ организована систематическая уборка сгораемого мусора и материалов. На стене здания ДОУ имеется полностью оборудованный пожарный щит, ящик с песком.

Работа с педагогами направлена на изучение законодательных и нормативных документов по пожарной безопасности, локальных актов, должностных инструкций. Был организован семинар по профилактике пожарной безопасности «Правила безопасности наших детей». Проведены инструктажи: «О правилах проведения новогодних культурно-массовых мероприятий», «Действия персонала при эвакуации детей в случае возникновения пожара или чрезвычайной ситуации». Организован смотр-конкурс предметно-развивающей среды по противопожарной безопасности.

— «Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности»;

— «Правила пользования первичными средствами пожаротушения»

Консультация с младшим обслуживающим персоналом «ЧС, пожарная безопасность».

В дошкольном учреждении разработаны формы профилактической работы по пожарной безопасности с детьми. Составлены тематические планы, в реализации которых у детей формируются навыки личной безопасности, развивается познавательная активность, творческие способности, мышление, воображение. Работа с детьми включает в себя разнообразные формы:

1. Занятия: «Важная профессия – пожарный», «Эти правила знай и всегда соблюдай», «Предметы, требующие осторожного обращения». В познавательные занятия включается опытно — экспериментальная деятельность. С интересом проходят опыты, показывающие, откуда может появиться пожар: «Бенгальские огни», «Опасная свеча», «Опасные спички». «Горит, не горит»;

2. Беседы: «Спички детям не игрушка», «Правила пожарной безопасности», «Беседа о труде пожарных», «Как вести себя в случае пожара?», «Почему случаются пожары? »;

3. Экскурсия по детскому саду, знакомство с путями эвакуации при пожаре.

4. Дидактические игры «Как избежать неприятностей»;

5. Выставка детских рисунков на тему «Профессия пожарных».

6. Игры: «Пожарные на учениях», «Мы – пожарные», «Пожарная тревога», «Спаси куклу из пожара», «Сообщи о пожаре по телефону», «Кто быстрее потушит пожар?»;

7. Рассматривание плакатов, иллюстраций по тематике.

В соответствии с графиком проведения учебно-тренировочных занятий по эвакуации из здания 26.02.2015 года была проведена очередная учебно-тренировочная эвакуация воспитанников и сотрудников ДОУ из здания.

Работа с родителями включает:

1. Родительское собрание на тему «Правила пожарной безопасности в детском саду и семье»;

2. Консультации: «Спички детям не игрушка! », «Что нужно делать при пожаре?»;

3. Индивидуальные беседы «Не оставляйте детей без присмотра! »;

4. Наглядная агитация: настенно-тематический материал «Берегите детей от огня!»; папка-передвижка «Памятка для родителей» (о противопожарной безопасности дома).

Таким образом, выстроенная система в ДОУ позволяет обеспечивать пожарную безопасность в учреждении.

источник

Учреждения образования относятся к числу наиболее уязвимых структур. Последствия чрезвычайных ситуаций в них отличаются особой тяжестью, сильным политическим и социальным резонансом в стране и за её пределами. Поэтому задачи обеспечения безопасности ОУ приобрели особую злободневность и значимость.

Безопасность — это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, профилактического, информационного, организационного и иного характера.[3]

К основным объектам безопасности в детском саду относятся: личность (её права, свободы и здоровье); общество, детский сад (его материальные и духовные ценности). Основным субъектом обеспечения безопасности является администрация, осуществляющая функции в этой области вместе с охраной ДОУ, органы опеки, уполномоченного по правам ребёнка и т. д.

Исходя из вышесказанного, безопасность можно разделить на два крупных блока.

1. Безопасность ДОУ, то есть обеспечение безопасных условий в ДОУ и охрана ДОУ.

Документы по комплексной безопасности в каждом ДОУ разрабатываются и готовятся группой разработчиков, назначаемой руководителем учреждения под руководством одного из заместителей и при участии представителя охраняющей организации, по специальным вопросам согласуются с органами управления образования, ОВД района, руководителем органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций городского округа (муниципального района).

В целях практической организации работы по планированию и проведению мероприятий по обеспечению комплексной безопасности руководитель образовательного учреждения издает приказы:[8]

«Об организационных мероприятиях по обеспечению безопасности в ОУ»;

«О создании комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций (КЧС)»;

«О создании формирований ГО»;

«О назначении ответственных по пожарной безопасности в целом и по отдельным помещениям»;

«О создании комиссии по предупреждению травматизма»;

«О назначении ответственных лиц за организацию безопасной работы»;

«По предупреждению террористических актов»;

«О создании антитеррористической группы»;

«О дополнительных мероприятиях по обеспечению безопасности учащихся, педагогического и обслуживающего персонала, соблюдении требований охраны труда».

1. Гигиенические требования к проектированию дошкольных учреждений

2. Гигиенические требования к освещенности

3. Воздушный режим помещения

4. Санитарное содержание помещений группы

5. Требования к оборудованию группового помещения, игровому и дидактическому материалу

С 1 октября 2010 г. введены в действие санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.266010 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 г. № 164 утверждены изменения СанПиН 2.4.1.273110 «Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.266010». Указанные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией объектов дошкольных организаций. В соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.

Гигиенические требования к проектированию ДОУ охватывают широкий круг вопросов, от правильного решения которых зависит здоровье детей при осуществлении в учреждениях деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению.

Основные гигиенические принципы устройства и оборудования детских учреждений:

— возрастная, групповая и индивидуальная изоляция;

— создание благоприятного светового режима;

— создание оптимального воздушно-теплового режима;

— создание условий для обеспечения достаточной двигательной активности;

— создание условий для рационального питания детей.

Следует обратить внимание на то, что дошкольное образовательное учреждение — это не только здание. Неотъемлемой частью ДОУ является земельный участок. Он предназначен для проведения учебно-воспитательной работы, активного отдыха, физического воспитания, закаливания и других форм оздоровления детей. Поэтому требования санитарных норм предъявляются как к зданию, так и к территории дошкольной организации.

Обобщив опыт работы по экспертизе проектной документации на строительство дошкольных образовательных учреждений на соответствие требованиям санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, хочется указать на наиболее характерные ошибки:

По планировочной организации земельного участка:

1. Не соблюдается принцип функционального зонирования территории. Хозяйственная зона не изолируется от игровой зелеными насаждениями, а расположение здания на участке и организация входов в здание предусмотрены таким образом, что пути движения детей из групповых ячеек на прогулочные площадки пересекаются с проездом транспорта к разгрузочной площадке пищеблока либо проходят через хозяйственную зону. При такой организации участка не обеспечивается безопасное пребывание детей на территории.

2. В планировке игровой зоны не обеспечивается принцип групповой изоляции: не предусматривается ограждение кустарником по всему периметру каждой групповой площадки, не предусматриваются индивидуальные проходы на каждую групповую площадку.

3. Групповые площадки для детей младенческого и раннего возраста располагаются на удалении от выходов из соответствующих групповых ячеек. Групповые площадки для детей этого возраста должны быть в непосредственной близости от выхода.

4. Не соблюдается принцип групповой изоляции при организации входов в групповые ячейки для детей младенческого и раннего возраста. В каждую из групповых ячеек ясельных групп следует предусматривать самостоятельный вход с участка — это требование обусловлено большой восприимчивостью детей первых трех лет к детским инфекционным заболеваниям, передающимся воздушно-капельным путем.

5. Не выполняются требования санитарных норм по озеленению участка: не обеспечивается нормативный процент озеленения территории, свободной от застройки (не менее 50%); не предусматривается озеленение полосой деревьев или высокорослого кустарника по периметру земельного участка; для озеленения применяются колючие кустарники (барбарис и др.).

6. Не выполняются требования по обеспечению каждой групповой и спортивной площадок непрерывной 3-часовой инсоляцией не менее чем на 50% площади площадки независимо от географической широты.

7. Не предусматриваются мероприятия по обеспечению предельно допустимых уровней (ПДУ) шума на территории ДОУ и на групповых площадках в соответствии с требованиями СН 2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

8. Не выполняется требование о беспыльном покрытии групповых площадок материалами, безвредными для здоровья детей. В проектной документации нередко применяется песчано-гравийная смесь по ГОСТ 5607-94*, которая предназначена для покрытий автомобильных дорог.

9. При подборе оборудования игровых площадок не учитываются росто-возрастные особенности детей, предусматривается установка одинакового набора оборудования на площадках как младшей, так и подготовительной групп. Оборудование подбирается без учета двигательной активности детей (чаще всего это песочница, качалка-балансир и скамейки по периметру).

10. На контейнерной площадке в составе хозяйственной зоны не предусматривается раздельный сбор и хранение мусора и пищевых отходов. На площадке должно быть не менее двух промаркированных контейнеров с крышкой.

11. В составе хозяйственной зоны не предусматриваются места для сушки постельных принадлежностей, чистки ковровых изделий и иных бытовых принадлежностей.

По организации воздушно теплового режима:

1. Занижаются расчетные температуры воздуха в помещениях ДОУ. Воздушно-теп-ловой режим помещений в дошкольной организации является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья детей. Действующими национальными стандартами и сводами правил (СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения») установлено, что для расчета систем отопления и вентиляции ДОУ расчетную величину температуры внутреннего воздуха и кратность воздухообмена следует принимать по СанПиН 2.4.1.2660-10. Следует отметить, что допустимые параметры температуры внут-реннего воздуха помещений, регламентированные ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях» не соответствуют требованиям СанПиН 2.4.1.2660-10 (в ГОСТе допустимые температуры для ряда помещений ДОУ занижены на 1-2 градуса).

2. В текстовой части раздела «Объемно-планировочные решения» отсутствуют сведения об организации естественного проветривания помещений ДОУ. Чистота воздуха помещений ДОУ достигается правильной организацией проветривания помещений. Санитарными нормами регламентируется необходимость сквозного и углового проветривания помещений, а также наличие форточек и фрамуг для притока наружного воздуха на высоте не менее 2 м от пола.

2.1. Требования к естественному и искусственному освещению помещений ДОУ

2.2. Основные помещения ДОУ должны иметь естественное освещение.

2.3. Неравномерность естественного освещения основных помещений не должна превышать 3:1.

Величина коэффициента естественной освещенности (КЕО) в групповых, спальнях, медицинской комнате, палатах изолятора, помещениях для музыкальных и физкультурных занятий, в компьютерном классе — не менее 1,5%, в раздевальной — не ниже 1,0%.

Освещение вторым светом допускается только в помещениях туалетных, приемных и раздевальных, расположенных в IA, IБ и IГ климатических подрайонах, II и III климатических районах. Помещения буфетных, кладовых и туалетных для персонала допускается устраивать без естественного освещения.

2.4. Светопроемы в групповых, игровых и спальнях оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами. В качестве солнцезащитных устройств (СЗУ) используются жалюзи внутренние, межстекольные и наружные только вертикально направленные. Конструкция регулируемых СЗУ в исходном положении не должна уменьшать светоактивную площадь оконного проема и снижать нормируемую величину КЕО. Материал, используемый для жалюзи, должен быть стойким к воде, моющим и дезинфицирующим средствам. В качестве СЗУ используют и тканевые шторы светлых тонов, сочетающихся с цветом стен. Допускается использовать шторы из хлопчатобумажных тканей (поплин, штапельное полотно, репс и полотно), обладающих достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами. Шторы на окнах в групповых помещениях не должны снижать уровень естественного освещения. Зашторивание окон в спальных помещениях допускается лишь во время сна детей, в остальное время шторы раздвигают, обеспечивая инсоляцию помещения.

2.5. При одностороннем освещении глубина групповых помещений — не более 6 м. При большей глубине помещений необходимо двустороннее параллельное или угловое расположение окон (обеспечивающее и сквозное проветривание). Переплеты окон не должны иметь мелких решеток.

2.6. На подоконниках не следует размещать широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения. Высота цветов не должна превышать 15 см (от подоконника). Цветы рекомендуется размещать в подвесных (на стене) или напольных цветочницах высотой 65-70 см от пола и в уголках природы.

2.7. При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение.

2.8. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений. Преимущество имеет люминесцентное освещение. При использовании ламп накаливания нормы освещенности уменьшаются вдвое.

Читайте также:  Чуковский сказки для детей анализ

2.9. Осветительная арматура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет. Искусственное освещение в помещениях для занятий с компьютерами обеспечивают системой общего равномерного освещения. В качестве источников света используют лампы типа ЛБ, светильники серии ЛПО36 с зеркализованными решетками.

2.10. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания одновременно. Использование новых типов ламп и/или светильников допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

2.11. В помещениях с постоянным пребыванием детей закрывающиеся штепсельные розетки и выключатели устанавливают на высоте 1,8 м от пола. В залах для физкультурных занятий светильники и окна должны иметь защитные устройства.

2.12. В районах севернее 65° с.ш. в системе общего освещения основных помещений устанавливают источники ультрафиолетового излучения, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам. В групповых, спальнях, палатах изолятора или фотариях устанавливают 1 лампу из расчета на 5 м2 площади при экспозиции 240 мин или на 10 м2 площади при экспозиции 480 мин в течение дня (высота подвеса 2,5 м).

2.13. Все источники искусственного освещения содержат в исправном состоянии. Шумящие люминесцентные лампы следует немедленно заменять. Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы собирают в специально выделенном помещении и вывозят из здания ДОУ. Их хранение в помещениях и на территории ДОУ — недопустимо.

2.14. Чистку оконных стекол следует производить не реже 2 раз в год, осветительной арматуры и светильников — не реже 2 раз в год.

2.15. В производственных помещениях пищеблока светильники не размещают над плитами, технологическим оборудованием, разделочными столами. Осветительные приборы должны иметь защитную арматуру.

Строя жилище, человек создает в нем микроклимат, т. е. местный климат, который характеризуется физическими свойствами (температура, влажность, ионизация и пр.), а также химическими и биологическими. В результате длительного пребывания людей воздух помещений меняется: возрастает количество углекислого газа, водяных паров, тяжелых ионов, повышается температура, запыленность, бактериальная загрязненность, появляются летучие вещества, например аммиак, сероводород и др.

Изменения химического состава и физических свойств воздуха в жилых помещениях, как правило, происходят параллельно увеличению содержания в нем углекислого газа. Поэтому о микроклимате помещений принято судить по содержанию в воздухе легко определяемого углекислого газа. Установлено, что микроклимат помещений наиболее благоприятен, когда количество углекислого газа не превышает 0,1%. Обеспечение в дошкольных учреждениях доброкачественности воздуха достигается, с одной стороны, кубатурой, приходящейся на одного ребенка, с другой — правильным воздухообменом. На каждого дошкольника в групповой комнате должно приходиться 2,5 м площади пола при высоте помещения 3 м; это составит 7,5—8 м3 воздуха.

Смена воздуха в помещениях происходит как естественным путем, так и при помощи специальной вентиляции. Естественный обмен воздуха происходит через поры строительного материала, щели в окнах, дверях. Но этот обмен недостаточен. Для улучшения проветривания помещений в дошкольных учреждениях оборудуют вытяжную вентиляцию и вентиляционные шкафы. Вытяжная вентиляция работает па естественной тяге за счет разности температур снаружи и внутри помещения. Вытяжные отверстия располагаются в верхней части степы и снабжаются специальными жалюзи для регулирования оттока воздуха из помещений. Вентиляцию в кухнях и санитарных узлах устраивают с побудительно-вытяжным вентилятором.

Местные вентиляционные приточные шкафы встраивают в одну из наружных стен групповой комнаты; внизу приточного шкафа находится отверстие для забора наружного воздуха, который обогревается радиатором, расположенным над отверстием. Вверху приточного шкафа имеется дырчатая филенка, через которую подогретый воздух поступает в помещение мелкими струйками. Приточное отверстие в шкафу имеет жалюзи для регулирования притока воздуха. Убирать приточные шкафы нужно ежедневно влажным способом с обязательным обтиранием внутренних стен и радиаторов. Категорически запрещается использование приточных шкафов не по назначению.

Пыль заносится одеждой, обувью, проникает с наружным воздухом и скапливается на мебели, полах, окнах, перемещаясь с места на место при движениях и играх детей. Она опасна тем, что переносит микробы, попадающие в воздух при дыхании, разговоре, чихании, кашле и пр. Растения хорошо задерживают пыль и тем самым очищают воздух. Поэтому дошкольные учреждения обычно строят вблизи зеленых массивов, а при самом здании устраивают озелененный участок. Чтобы в помещение проникало меньше пыли, все ведущие к нему дорожки покрывают асфальтом или мостят булыжником, кирпичом.

Уборку мусора с участка производят ежедневно за 1—2 ч до прихода детей или после их ухода при закрытых окнах. В летнее время не менее двух раз в день, перед приходом или подъемом детей и перед дневным сном, производят поливку участка.

У входа в детское учреждение снаружи ставят съемные скребки и деревянные решетки для очистки обуви от грязи. В тамбуре кладут маты, а в вестибюле половики для окончательной очистки обуви от грязи и пыли. В вестибюле хранят платяные и сапожные щетки, метелки или веники для чистки одежды и обуви.

Уборку производят только влажным способом (сырые опилки, влажный веник или тряпка). Сухой мусор собирают в ведра, плотно закрывающиеся крышками, и выносят в мусороприемники на участок. При централизованной системе вывоза мусора дворовые мусороприемники регулярно освобождают (летом ежедневно), моют, обезвреживают 2%-ным раствором хлорной извести. При отсутствии такой системы мусор ссыпают в мусорные ямы, дно и стенки которых выложены из непроницаемого материала (бетон, кирпич). Яма должна плотно закрываться крышкой.

Для детских учреждений установлены следующие нормы температуры воздуха: в палате новорожденных — 23—26°С, в комнате для детей до двух лет — 21—22° С, в комнате для детей 2—3 лет—19—20° С, в групповых комнатах детского сада — 18— 20° С. При этом относительная влажность в помещениях должна быть в пределах 30—60%, скорость движения воздуха — не более 0,2 м/сек.

Для поддержания заданной температуры лучше всего пользоваться центральным отоплением, причем предпочтение следует отдать водяному отоплению низкого давления с температурой нагрева воды в котле не выше 90—95° С. При этом температура воды в радиаторах не превышает 70° С. Такое отопление безопасно в пожарном отношении и почти не изменяет химических и физических свойств воздуха, в частности его влажности. Все радиаторы должны быть закрыты деревянными решетками-экранами — во избежание ушибов и ожогов детей. В последнее время в детских учреждениях стали широко применять лучистое (панельное) отопление, при котором отопительные приборы скрыты в полу, потолке, стенах или плинтусах, что значительно улучшает санитарное состояние помещений.

Следует отметить, что в детских учреждениях иметь паркетные полы нецелесообразно. Дети, особенно маленькие, играя на натертом паркетном полу, нередко падают, ушибаются, пачкают мастикой руки и одежду. Кроме того, при уборке натертых полов возможно нарушение санитарных правил, нерегулярное использование пылесвязующих средств.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой.

На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, дошкольные, школьные, семейные.

Здоровье и жизнь человека во многом зависит от образа жизни и среды обитания. Необходимым условием существования человеческого общества является деятельность. Существует большое количество видов деятельности, которые охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, производственной, научной и других сферах жизни.

Среда обитания может оказывать благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие и работоспособность. Параметры окружающей среды, при которых создаются наилучшие для организма человека условия жизнедеятельности, называются комфортными.

· комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха, предпосылки для проявления наивысшей трудоспособности и, как следствие продуктивности деятельности, гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

· допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых процессов у человека и в среде обитания;

· опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном взаимодействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;

· чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать нарушения в природной среде. Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной деятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) — недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды. Следовательно, поддерживание комфортного или допустимого состояний является способом повышения защищенности человека

Комфортное состояние жизненного пространства по показателям микроклимата и освещения достигается соблюдением нормативных требований.

Условия нормального функционирования организма человека:

Опасная ситуация — ситуация, при которой возникает угроза травмы или несчастного случая. Экстремальная ситуация — это такая опасная ситуация, при которой возникает реальная угроза жизни человека, его здоровью и имуществу.

В последние годы вопросам безопасности образовательных учреждений всех видов и уровней уделяется самое пристальное внимание. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в образовательных учреждениях: пожары, массовые заболевания и отравления учащихся и воспитанников, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма.

В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения. Обеспечение безопасности образовательного пространства требует от руководителей и персонала образовательного учреждения новых знаний из различных областей: права, криминологии, медицины, психологии, техники; это связано c освоением новой терминологии, огромного объема правовых норм и методических материалов.

Проблемы обеспечения безопасности в ДОУ были и будут всегда. Они затрагивают многие стороны жизнедеятельности детей и педагогического коллектива, имеют разносторонний и многоплановый характер. Общеизвестно, что всякая деятельность человека, полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей, негативных воздействий, приводить к травматизму, заболеваниям. Анализ заболеваний и происшествий в образовательных учреждениях дает основания утверждать, что любая деятельность воспитанников и персонала потенциально опасна. В то же время любая деятельность может быть защищена, может быть уменьшен риск ее опасных воздействий и последствий.

В дошкольном учреждении, как и в любом другом образовательном учреждении, исключительно важным является создание безопасной среды. Проблемы обеспечения безопасности в дошкольном учреждении затрагивают многие стороны жизнедеятельности детей и педагогического коллектива, имеют разносторонний и многоплановый характер. Общеизвестно, что всякая деятельность человека, полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей, негативных воздействий, приводить к травматизму, заболеваниям. В то же время любая деятельность может быть защищена, может быть уменьшен риск ее опасных воздействий и последствий.

Проблема безопасности образовательной среды имеет различные аспекты. В нашем исследовании рассматривается безопасность среды дошкольного учреждения с позиции охраны физического и психического здоровья воспитанников и педагогов.

В физической безопасности были выделены три фактора: [15,32]

1. Экологический. Сохранение здоровья детей сегодня актуализируется повсеместным ухудшением экологической ситуации. На детях легко отражаются как положительные, так и отрицательные воздействия окружающей среды. При этом слабые раздражения не всегда проходят бесследно, а могут изменять сопротивляемость и функциональные свойства организма. И на таком фоне даже безвредный фактор среды может негативно сказаться не только на состоянии ребенка в настоящий момент, но и определить ход его дальнейшего развития, уровень здоровья, готовность к социальным воздействиям

2. Медико-гигиенический. В данный фактор входят два компонента: а) соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса и б) медицинское сопровождение образовательного процесса.

3. Биолого-педагогический. В данном факторе целесообразно выделить также два компонента: а) оптимизация режима двигательной активности детей и б) обеспечение безопасности занятий физическими упражнениями.

В психологической безопасности в исследовании рассматривались следующие факторы:

1. Статусно-возрастной. Начиная с середины 90-х годов ХХ века, исследователи выделяют открытое и скрытое насилие в области воспитания и образования как одну из проблем педагогики. Дошкольники почти полностью находятся в подчинении педагога, во власти его настроения, отношения к ним. В этой связи, безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его психологической готовности строить психологически целесообразные взаимоотношения с ребенком в контексте воспитательного и образовательного процесса.

2. Этнический. В настоящий момент в дошкольных учреждениях России воспитываются дети разных национальностей. Этническая интолерантность участников образовательного процесса может значительно увеличивать психологическую опасность образовательной среды дошкольного учреждения. Формирование межнациональной толерантности — длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Опыт межнационального общения помогает преодолеть национальное самомнение, самовозвеличивание, чувство национальной исключительности.

3. Инклюзивный. Инклюзия в общественных отношениях и инклюзия в образовании в настоящее время активно внедряется как ведущая идеология отношения к людям-инвалидам в нашей стране. Дети, с раннего возраста научившись доброжелательному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками, имеющими отклонения в развитии, принимают аномальных детей как партнеров, лишь нуждающихся в помощи, что способствует гуманизации их взаимоотношений.

Выделение данных факторов, по нашему мнению, будет способствовать систематизации результатов исследований по проблеме безопасности образовательной среды дошкольного учреждения.

Согласно Федеральному закону РФ № 238-ФЗ от 23.07.2013 г «О техническом регулировании» «безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности и, в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, природными факторами, антитеррористическую защищенность, в области обеспечения безопасности дорожного движения, экологическую, радиационную безопасность, безопасность в области охраны труда и техники безопасности».

Безопасность образовательного учреждения — это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Субъекты обеспечения безопасности ДОУ: руководство ДОУ, персонал учреждения, в том числе службы обеспечения, спасения и помощи (добровольная пожарная дружина и т.п.), правоохранительные органы; департамент образования, органы здравоохранения.

Для обеспечения безопасности ДОУ разработан САНПИН ПО ДОУ ОТ 15.05.2013 г.

1. Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты — для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) — не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в групп

Требования к размещению дошкольных образовательных организаций

2. Здания дошкольных образовательных организаций размещаются на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки и нормативные уровни инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок.

3. Физическая защита здания ДОУ: освещение здания и территории; ограждение, запоры.

4. Зеленые насаждения используются для разделения групповых площадок друг от друга и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны.

5. На территории дошкольной образовательной организации выделяются игровая и хозяйственная зоны.

6. Игровые зоны перед прогулкой детей сотрудник ДОУ должен проверить и привести в порядок участок(собрать колющие предметы, камушки, сломанные игрушки,…..).Воспитатель постоянно должен находиться вместе с детьми. Он обязан создавать игровые ситуации.

7. Ежегодно, в весенний период, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. Песочницы в отсутствие детей необходимо закрывать во избежание загрязнения песка (крышками, полимерными пленками или другими защитными приспособлениями). При обнаружении возбудителей паразитарных болезней проводят внеочередную смену песка.

8. Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой и иметь самостоятельный въезд.[ 3.16.]

9. В зимнее время рекомендуется проводить очистку территории от снега по мере необходимости, территорию допускается посыпать песком, использование химических реагентов не допускается.

источник