Меню Рубрики

Анализ чтения детей в библиотеке

МОНИТОРИНГ ЧТЕНИЯ, ЗАПРОСОВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК МЯСНИКОВСКОГО РАЙОНА ЗА 2013 ГОД

С целью принятия эффективных мер для дальнейшего развития муниципальных библиотек района проводятся исследования в различных направлениях библиотечной деятельности. И, прежде всего, это анализы чтения, итоговые данные, характеризующие деятельность библиотек, их востребованность как источников информации, интенсивность пользования ими, соответствие фондов потребностям пользователей – все, что помогает определить методы и формы работы с читателями.

Каковы же читательские предпочтения основных групп наших пользователей?

Дети до 14 лет включительно ( район):

количество
посещения выдача посещаемость читаемость
2012 3803 44856 120877 11,8 31,8
2013 3078 37551 115088 12,2 37,4

Приобщение к чтению начинается, как правило, в детских садах, с которыми библиотеки активно сотрудничают. В практике работы некоторых библиотек Дни дошкольника, адресованные именно этой аудитории. В данном случае, это посещения библиотек, просмотр детских журналов, громкие читки, и, конечно, массовые мероприятия.

Анализ чтения школьников показывает, что основной их спрос составляет учебная литература. Как и ранее, основную часть выдачи составляют учебники, энциклопедии, справочники, материалы в помощь учебной программе, техника ( особенно современные автомобили), научно-познавательная литература. Исследование их потребностей показало очень низкий процент обращений к художественной литературе, предпочтения отданы приключениям, « страшилкам», « ужастикам», конечно, фантастике. Снизился интерес и к периодическим изданиям, которые ранее пользовались большим спросом. Возможно, сказывается ограниченность подписки на востребованные издания. Также прочно вошли в современную жизнь информационные технологии – дети очень любят работать с компьютером, все шире используя ресурсы Интернета.

В организации работы по привлечению детей и подростков к чтению, библиотекари используют системную и целенаправленную пропаганду книг и руководство детским чтением. Как отмечают библиотекари, большое значение имеет совместная работа с классными руководителями: выявление увлечений школьников, планирование досуга учащихся, любимые учебные предметы и т. д. Эти сведения помогают найти пути пробуждения интереса к библиотеке через индивидуальное информирование о новых книгах, интересующих их статьях в периодике, приглашая к участию в массовых мероприятиях.
Чтобы книга и чтение прочно вошли в духовную жизнь детей, важны как индивидуальный, так и массовый метод руководства чтением. Далее в разделе « Массовая работа» будет представлена активная и разнообразная деятельность библиотек в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения, которая значительно влияет на положительные результаты в привлечении к чтению, книге.

Юношество от 15 до 24 лет включительно ( район):

количество
посещения выдача посещаемость читаемость
2012 2460 20029 36270 8,1 14,7
2013 2570 20303 32807 7,9 12,8

Показатели характеризуют следующее: несмотря на увеличение числа пользователей и посещений данной категории, выдача значительно меньше, чем в предыдущем году. Также наблюдается тенденция к снижению и посещаемости, и читаемости. Это говорит, прежде всего, о том, что библиотеки не в состоянии полноценно удовлетворить весьма разнообразные потребности данной группы. В первую очередь, речь идет о фондах сельских библиотек, которые комплектуются неудовлетворительно. Библиотекари учитывают отказы, есть возможность их своевременно ликвидировать, но основная проблема – финансирование. Поэтому основной источник выполнения запросов данной категории, а это в основном учащаяся молодежь, студенты, – ресурсы Интернета. Увеличение числа пользователей-молодежи также результат компьютеризации библиотек: настоящее время 15 из 16 располагают компьютерами, 14 подключены к Интернету. Есть основание предполагать и дальнейший рост числа пользователей. Сложнее привлечь юношество к систематическому чтению, привить культуру чтения. Из читательских пристрастий выделяются детективы, произведения современных авторов, периодика. Конечно, значительную часть выдачи составляют издания в помощь учебе.

Вот как характеризуют чтение молодежной аудитории сотрудники МЦБ:
« Основной контингент наших пользователей – молодежь: учащиеся, студенты, начинающие специалисты. Их можно охарактеризовать как любознательных и активных читателей. Они всесторонне развиты, им интересны историческая, отраслевая литература, литература по праву, психологии, экологии, истории края, литература на русском и иностранных языках.

В библиотеку они, как правило, приходят с уже сформировавшимся спросом на литературу: для изучения школьных и вузовских программ, новинки, обсуждаемые в Сети, в кругу сверстников. Задача библиотеки в работе с этой группой – своевременное и полное информирование о необходимой учебной и профессиональной литературе посредством книжных выставок – просмотров новинок литературы по всем отраслям знаний, новинок периодических изданий, индивидуальное информирование при посещении библиотеки или телефонными извещениями. У этой категории востребована классика по школьной программе, познавательная литература, современная художественная в жанре « фэнтези», серия « Сталкер». Студенты высших и средних специальных учебных заведений предпочтение отдают специальной литературе по праву, экономике, социологии, истории, языкознанию. Нужно отметить достаточно высокий рейтинг изданий по психологии, что объясняется интересом к психологии человеческих взаимоотношений. Библиотека для молодежи – это в первую очередь место, где можно найти нужную информацию и выбрать книги, причем быстро. Важно и то, что это территория встреч и общения. Мы стараемся учитывать ожидания наших читателей и идти в ногу со временем. Молодежи нужна библиотека, технически хорошо оснащенная, с современным дизайном интерьера, с удобными часами работы, со светлыми и комфортными читальным залом. Молодежь хочет видеть библиотеку не только информационным центром, но и центром культуры, просвещения, досуга, который поможет решать самые важные жизненные проблемы. В течение года уделялось большое внимание комфортной обстановке в библиотеке. Очень часто ребята приходили в библиотеку не только взять и почитать книги, но и пообщаться друг с другом, поговорить в спокойной доброжелательной атмосфере.
Нельзя говорить о том, что юношеское чтение пришло в упадок. Сегодня растет поколение, живущее в новых политических, экономических и социальных условиях. Их то и надо учитывать в первую очередь при решении проблем подросткового и юношеского чтения.
Самый главный вопрос, волнующий специалистов в последние годы, это не сколько читают подростки и юношество, а как и что они читают. Ведь даже одна книга, прочитанная в детстве, может оставить след на всю жизнь. И можно прочитать много примитивной литературы и ничего хорошего оттуда не вынести, а наоборот, потерять желание читать. « Ухудшение качества“ – вот самая главная проблема в сфере чтения.
В ухудшении качества чтения молодежи сыграл роль и фактор возрастающей учебной нагрузки. Сегодня для молодого человека главным становится быстрое получение информации. Поэтому, начиная с подросткового возраста, чтение носит все более функциональный и деловой характер. Молодежь более активно использует технологические каналы получения информации.
Главная задача библиотекарей – дать юному читателю возможность получить радость от чтения лучшей художественной литературы, научить читать для духовного роста и развития».

Таблица 7. Пользователи от 25 лет ( район):

количество
посещения выдача посещаемость читаемость
2012 3695 34984 85255 9,5 23,1
2013 3656 33579 79129 9,2 21,6

Как уже отмечалось, это самые « верные» наши читатели, что подтверждается их постоянством, стабильным отношением к книге библиотеке, как источнику информации в целом. Об этом свидетельствуют и очень хорошие относительные показатели посещаемости и читаемости.

Можно, конечно, разделить категорию на группы по возрастам – ведь есть разница во вкусах и потребностях. Например, категория читателей от 25 до 40 лет. Представители этой категории, как правило, имеют высшее образование, а зачастую – два, или находятся в процессе получения второго образования; постоянно повышают свой профессиональный уровень. МЦБ: « Запросы на художественную литературу данной группы имеют достаточно высокий интеллектуальный уровень: Умберто Эко, Герман Гессе, Виктор Пелевин, Михаил Шишкин, Гарсиа Маркес – вот лишь незначительный перечень читательских предпочтений. Многие активно пользуются сетевой литературой, имеют электронные книги. Задача библиотекарей в работе с этой группой – сделать так, чтобы „Магия Интернета“ ни в коем случае не затмила « Магию книги», поэтому мы постоянно работаем над тем, чтобы своевременное доукомплектование фонда современной литературой опережало читательский спрос.

И представители старшего поколения являются достаточно активными пользователями библиотеки. Круг интересов их широк и многообразен: научно-популярная литература по психологии, медицине, истории, цветоводству и огородничеству, периодические издания, художественная литература – от классики ( русской, советской и зарубежной) до детективов и женских романов. Данная группа также активно использует систему « Консультант+» как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненно важных проблем, связанных с юридической практикой.
Основная масса пользователей, будь то молодежь или читатели среднего и пожилого возраста предпочтение отдают художественной литературе. У старшего поколения нарасхват идут современные авторы Маринина, Вильмонт, Акунин, Устинова, Литвиновы, Берсенева, Стил, Браун, Робертс, Вишневский, Бенцони, а так же произведения о ВОВ, деревенская проза. По-прежнему популярен детектив, но здесь предпочтение меняются. Если несколько лет назад самым читаемым был зарубежный детектив, то в последние 2-3 года перевес оказался в сторону российского: сегодня уже чувствуется пресыщение кровавыми сюжетами. Читатели стали чаще спрашивать иронический детектив. Пользуются спросом женские романы.
Особенный, индивидуальный подход требуется при работе с пожилыми читателями. Для них важно общение с библиотекарем, внимание и уважение. Конкретно с каждым пожилым человеком проводится беседа: при записи в библиотеку, рекомендательные беседы при подборе литературы, беседы о прочитанных книгах. Обсуждение того или иного вопроса, возникающего при общении с библиотекарем и читателем пожилого возраста.
Несколько лет библиотека обслуживает читателей с ограниченными возможностями. С помощью электронной базы данных цифровых книг полученных по договору из Ростовской областной специальной библиотеки для слепых мы предоставляем нашим пользователям информацию, соответствующую их запросам.
Библиотека – это окно в мир. А для некоторых людей она может быть единственным окном в мир. Библиотека, обслуживая незрячих и слабовидящих пользователей, выполняет не только культурно-информационную, но и реабилитационную миссию. Ведь приобщая своих пользователей к чтению, библиотека помогает инвалидам почувствовать себя активными участниками общественной жизни.
Общедоступные библиотеки являются единственными организациями, в которых читатели могут бесплатно получать и читать книги, газеты и журналы. Именно библиотеки остаются местом, где можно получить не только самые лучшие книги и периодические издания, но и советы, что действительно стоит читать из огромного потока литературы.

Библиотека сегодня – это место, где могут собраться читатели, где для каждого из них – и молодого и пожилого – она не просто читальня, но и клуб, место встреч, интересных знакомств, творческих озарений и просто уютного досуга, отдых от быта и будничных забот. Обладая достаточно серьезными информационными ресурсами, библиотека оказывает информационную поддержку всем группам читателей.

Оценивая состояние библиотечного обслуживания населения района, как и ранее, выделим приоритетных сферы деятельности библиотек:
Библиотеки – информационные центры. Сбор, формирование, распространение и хранение информации по различным темам, проблемам, услугам – основная функция библиотек. Добавление новых функций в связи с активным внедрением технологий в рабочий процесс определило новый тип сельских библиотек, обладающих большими возможностями для удовлетворения возрастающих потребностей пользователей. Сегодня в районе из 16 муниципальных библиотек оснащены компьютерами и телефонизированы – 15, подключены к Интернету – 14. Это новый уровень развития библиотек, и весьма результативный: библиотекари ведут значительную исследовательскую деятельность, соответственно – разнообразна издательская продукция библиотек. Самое главное, практически нет невыполняемых запросов.
Библиотеки – центры чтения. Все больше внимания уделяется продвижению книги среди населения, привлечению к чтению, популяризации произведений мировой и отечественной классики среди большего числа пользователей библиотек. Работая в рамках Программы поддержки и развития чтения, библиотекари запланировали разнообразные мероприятия для реализации основных ее задач. Мы считаем 2013 год достаточно результативным именно в работе по привлечению к чтению. В большой степени этому содействовали крупные массовые мероприятии, как Библионочь, буккроссинги, флешмобы, когда библиотека активно вышла « в люди», широко зарекомендовала свои возможности вне стен библиотек. Население, действительно, стало воспринимать библиотеки несколько иначе от общепринятого стереотипа последних десятилетий. Работа по привлечению к чтению запланирована значительная и будет широко представлена на сайте « МЦБ», где выделена рубрика « Национальная программа развития чтения». Как и ранее запланированы Дни обмена опытом по продвижению чтения, книги; применению в работе в данном направлении новых форм и методов библиотечной деятельности и т. д.
Библиотеки – центры по поддержке обязательного образования и информационной поддержки самообразования. Эти сферы остаются по-прежнему важнейшими в деятельности библиотек. Дети и юношество – стабильно основная категория пользователей муниципальных библиотек, именно на обеспечение их информационной поддержки в образовательном процессе направлены значительные усилия библиотекарей: комплектование фондов необходимой учебной и справочной литературой, электронными изданиями; дальнейшее техническое оснащение большего числа библиотек поселений. Кроме этого, в массовой работе значительную долю мероприятий составляют различные уроки по направлениям, информационные часы. Данные мероприятия, как правило, очень востребованы преподавателями, т. к. являются хорошим дополнением в усвоении учебных предметов учащимися.
По прежнему студенты в поле зрения наших библиотекарей, ведется учет необходимой учебной литературы в помощь образованию, самообразованию с целью приобретения. И, конечно, компьютеры в библиотеках всегда в их распоряжении.
Библиотеки – центры исследования по различным направлениям библиотечной деятельности. Регулярны исследования потребностей пользователей и их выполнения с целью определения стратегии развития библиотечного дела в районе в дальнейшем. Внедрение новых форм и методов работы требует постоянного контроля достигнутых результатов, поиска путей их совершенствования. С анализами исследований в течение года знакомятся Главы поселений и специалисты для принятия необходимых мер по развитию библиотек.
Целенаправленный характер носят исследования исторического и социально-экономического развития сел и хуторов района. Это Летописи населенных пунктов, ведению, редактированию и изданию которых будет уделено особое внимание в 2014 г.; это ведение картотек « Хроника села», отражающих современные события жизни.
Библиотеки – центры общественной деятельности. Все, что соответствует именно определению общественной деятельности характерно для библиотек: организация встреч, обязательное сотрудничество с другими общественными организациями, предоставление помещения для проведения различных мероприятий и т.д. Например, библиотеки активно сотрудничают с администрацией района, с ее структурными подразделениями, с администрациями сельских поселений, клубными и образовательными учреждениями, координируют свою работу с ними. В целом, библиотеки стали все активнее принимать участие в жизни социума: и спектр услуг расширился, и мероприятия масштабнее.

Читайте также:  Анализ на астму у детей

источник

Неотъемлемую часть работы библиотекаря составляет изучение читателей-детей, которое обеспечивает выбор наиболее действенных методов и форм руководства чтением, гармоничного воспитания детей и подростков средствами литературы.

Изучение читателя осуществляется в повседневной работе на основе единых принципов и преследует конкретные практические цели.

Первый принцип: изучать ребенка-читателя нужно в тесной связи с изучением его как личности. Это не значит, что библиотекарь должен заняться разносторонним целенаправленным изучением личности ребенка. Он общается с читателем в лучшем случае несколько раз в месяц и не имеет такой возможности. Но он наблюдает, изучает читателя как личность не прямо, а косвенно. Все методы изучения — беседа, наблюдение, анализ читательских формуляров, — не теряя своей библиотечной направленности, одновременно более глубоко раскрывают библиотекарю личность ребенка. Его характеристику как читателя можно составить, зная его интересы и увлечения, взаимоотношения с товарищами, семьей и школой.

Тогда будут понятны индивидуальные различия в чтении, в отношении к книге у ребят одного и того же возраста, и библиотекарь сможет формировать и направлять читательские интересы.

Второй принцип, вытекающий из положений советской педагогики и психологии: изучая читателя-ребенка, одновременно развивать и направлять его интересы. Библиотекарь изучает ребенка в процессе руководства его чтением, одновременно воспитывая его как читателя.

Третий принцип: изучение читателя в детской библиотеке тесно связано с изучением книги. В самой книге, ее видовой и жанровой специфике необходимо выявлять потенциальные возможности и способы воздействия на читателя. Общего представления о книге и ее содержании библиотекарю недостаточно.

Ему важно понимать, на какие читательские качества рассчитаны произведения разных видов и жанров, чего они требуют от читателя, как функционируют в его сознании. Чтобы осуществлять дифференцированное руководство чтением детьми этих произведений, библиотекарю нужно знать и особенности читателя, и особенности книги; уметь верно, соотнести их друг с другом.

В изучении читателей-детей важная роль принадлежит анализу читательского формуляра. Это основной документ, раскрывающий общее и особенное в чтении отдельного читателя или конкретной группы. Однако формальное ведение формуляра ничего не дает ни для изучения читателя, ни для руководства чтением.

Для изучения юного читателя ценны такие сведения, как дословно записанный спрос читателя, причина спроса и отношение к прочитанной книге, хотя таких специальных граф в формуляре нет. Библиотекари должны вести записи в формуляре регулярно, каждый раз, когда ребенок берет или возвращает книгу. Анализ данных позволяет проследить эффективность работы библиотеки, формирование и углубление интересов читателя к литературе различных видов и жанров, изменения в читательском восприятии по мере социально-возрастного развития ребенка.

Нужно периодически анализировать характер спроса, его причины. Определенность спроса на книгу, когда дети не только знают, о чем, но и что они хотят читать, и называют конкретные книги, конкретных авторов, может свидетельствовать о значительной роли библиотеки в формировании читателя.

Преобладание неопределенного или тематического спроса детей («что-нибудь интересное, не знаю что») — свидетельство того, что библиотека недостаточно работает со своими читателями, их чтение пущено на самотек, ребята плохо знают книгу, библиотечные формы пропаганды книги не оказывают воздействия на читательский спрос и культуру чтения детей.

Записи библиотекаря о причинах спроса позволяют получить данные и проанализировать:

Эффективность различных форм индивидуальной и массовой воспитательной работы библиотеки (обсуждений, бесед, библиографических обзоров и др.), наглядной библиотечной пропаганды;

роль справочно-библиографического аппарата библиотеки в читательском выборе;

влияние конкретной социальной среды на чтение детей и подростков;

степень развития мотивов выбора и обращениям литературе из различных разделов библиотечного фонда и т.д.

Для сокращения времени на запись о причинах спроса библиотекарь может пользоваться системой условных сокращений: «ТВ», «Р» — телевидение, радио; «б» — рекомендация библиотекаря; «о. д.» — открытый доступ; «р. у.» — рекомендательный библиографический указатель; «в.» — выставка; «э.» — энциклопедии, словари, справочники; «д. «-диспут; «к. р.» — рекомендация классного руководителя и т.д.

В то же время записи библиотекаря об отношении читателя к книге, о характере читательского спроса должны фиксировать дословно читательские высказывания («Коваля мне что-нибудь новое»). Дословная запись многое раскрывает библиотекарю: и результаты его работы («Помните, Вы нам говорили»), и читательскую атмосферу в семье («У мамы спрашивала»; «Мама очень-очень любила ее раньше»), и особенности восприятия, манеру ребенка говорить о книге и т.д.

Недопустимы сокращения, формализация ответов, когда записывается высказывание ребенка о прочитанной книге. Конечно, невозможно в повседневной работе фиксировать в формуляре отношение читателя к каждой библиотечной книге. Но если библиотекарь замечает что-то особенное, характеризующее отношение ребенка к конкретной книге, эту реакцию следует отметить на отдельной карточке, которая будет храниться в кармашке, приклеенном на внутренней стороне обложки формуляра.

Более глубокому изучению личности читателя, его отношения к книге и чтению способствуют и такие сведения: «О чем любит читать», «Какие предметы в школе считает наиболее интересными», «Любимое занятие», «Какими еще библиотеками пользуется».

Анализ записей в этих графах формуляра дает представление об общей направленности личности читателя, шире раскрывает интересы и увлечения ребят, позволяет проследить возрастные изменения в их интересах (ведь читательский формуляр рассчитан на 5 лет, а все записи в графах должны датироваться), увидеть реальное место детской библиотеки среди других источников получения книг читателем.

Графа «Заметки библиотекаря» — это, по существу, определенный итог руководства чтением отдельного читателя за конкретный отрезок времени и размышления, выводы о направлениях дальнейшей работы. — Записи в эту графу формуляра каждого читателя необходимо производить, предварительно проанализировав общие сведения о читателе, соотнеся их с данными о мотивах выбора литературы («Спрос», «Причина спроса»), о содержании и разносторонности чтения (выдача за определенный отрезок времени), о критериях оценки различных видов и жанров литературы («Отношение к прочитанному»). Сюда же нужно записывать сведения о влиянии (или его отсутствии) семьи, школы, сверстников на чтение данного читателя, об его участии (или неучастии) в различных массовых мероприятиях библиотеки, о содержании выбора литературы из других источников (домашняя библиотека, школьная, библиотеки друзей, сверстников и др.).

Такая развернутая характеристика чтения, составленная по итогам анализа читательского формуляра, а также на основе наблюдений, бесед с читателем, поможет библиотекарю успешно вести индивидуальную работу, повысит качество руководства чтением.

Наблюдение — важный метод изучения читателя-ребенка в библиотеке. Значимость его многократно подчеркивала Н.К. Крупская: «Часто одно замечание ребенка, одна мимика ребенка. вскрывает направленность интересов ребенка, его подготовку. Не надо длинных„разведочных» бесед, которые ребенка утомят, нужно учиться наблюдать ребят» 1 .

Метод наблюдения следует использовать и для проверки действенности библиотечных мероприятий, проявляющейся в практическом поведении юных читателей. Библиотекарь чаще всего ведет наблюдение незаметно для читателя. Но порой это нельзя скрыть от детей — например, когда библиотекарь наблюдает за группой ребят, знакомящихся с книжной выставкой или обратившихся к систематическому каталогу, и ребята видят, что библиотекарь ведет записи. В таких случаях он должен корректно разъяснить цели и задачи наблюдения.

Хорошо поставленное наблюдение за читателями-детьми расширяет знания библиотекаря об их читательском поведении и в комплексе с другими методами изучения читателя служит укреплению научных основ руководства чтением детей и подростков.

Библиотекарь в своей повседневной работе с читателями-детьми может изучать их интересы и в условиях специально создаваемых экспериментальных ситуаций. С их помощью он стремится не только определить и зафиксировать, например, содержание чтения, его разносторонность, круг предпочитаемых изданий, ведущие мотивы обращения к литературе и критерии читательских оценок, но ставит своей целью помочь каждому ребенку продвинуться с данной (зафиксированной) на следующую, более высокую стадию, пробуя разные приемы при рекомендациях книг, в беседах о прочитанном, во время громких чтений и т.п.

В современных условиях актуальной задачей библиотекарей является развитие у читателей потребности в самообразовательном чтении научно-познавательной литературы по различным отраслям знания.

Формированию и развитию интереса к ней способствуют такие приемы, как «книга для тебя», «книга-сюрприз» (их необходимо испытать во всех возрастных читательских группах).

Для читателя среди новинок или ранее изданной литературы отбирают наиболее подходящую книгу и при встрече сообщают ему, что она отложена специально для него. Если библиотекарь знает, чем интересуется читатель, и что читал раньше, то читатель живо откликается на рекомендацию и редко отказывается от предлагаемой ему книги.

Наряду с книгами, связанными между собой по проблематике, ребенку можно посоветовать книгу из незнакомой ему области, но, по мнению библиотекаря, заслуживающую его внимания. Для этого используется прием «книга-сюрприз». Важно, чтобы «книга-сюрприз» была интересна по оформлению, обладала бесспорными идейно-эстетическими достоинствами.

Анализ данных такой экспериментальной работы позволит выяснить, можно ли «книгу-сюрприз» предлагать тем, кто читает научно-познавательную литературу не систематически, или же этот прием действует только по отношению к тем ребятам, у которых сформирован интерес к чтению научно-познавательной литературы, правда, из иной, нежели «книга-сюрприз», области знания.

Во время экспериментального изучения важно выяснить, можно ли с помощью приема «книга-сюрприз» вызвать у детей устойчивый интерес к ранее незнакомой им теме, виду литературы.

В своей каждодневной работе с читателями библиотекарь не может (да и не должен) применять метод эксперимента в чистом виде — как его используют в научных исследованиях. Чаще всего он создает для юных читателей ситуации, которые можно охарактеризовать как естественный психолого-педагогический эксперимент, позволяющий сочетать изучение читателей с их воспитанием и развитием.

Например, чтобы выяснить, чем воздействует книга на ребенка — какие события и каких героев он выделяет, слушая выразительное чтение взрослого, какие настроения и чувства она вызвала, понравилась или нет и т.д., — можно организовать экспериментальное чтение и предложить его участникам сделать иллюстрации к книге (темы рисунков библиотекарь придумывает заранее в соответствии с целями эксперимента).

При анализе рисунков разных читателей на одни и те же темы библиотекарь получит сопоставимые Данные об индивидуальных и типологических особенностях восприятия литературы конкретного жанра и вида той или другой группой читателей.

Охарактеризованные методы изучения читателя-ребенка применяются библиотекарем в различных сочетаниях, обусловленных необходимостью решения конкретных задач воспитания.

источник

Современный библиотекарь располагает устоявшимися традиционными формами и методами библиотечной работы. Библиотекарь-профессионал, стремящийся максимально удовлетворять запросы детского читателя, не может не действовать в соответствии с «библиотечными законами». Первые из них гласят:

  • — каждому читателю его книгу;
  • — каждой книге своего читателя.

Для работы библиотекарю необходимо иметь представление о читателях своей библиотеки. Для этой цели существуют хорошо известные, апробированные наукой и практикой методы. Любой метод имеет свои достоинства и недостатки, каждому из них отводится определенное место в решении задач изучения читателей.

Первичную информацию об уровне читательской культуры сотрудники библиотеки получают, конечно, путем наблюдения. Таким методом может быть выявлена группа читателей, не пользующихся при выборе книг другими средствами, кроме совета библиотекаря и просмотра книг, сданных другими читателями. Библиотекари берут таких читателей на заметку, делая соответствующие пометки в читательском формуляре. По итогам наблюдения библиотекарь определяет методику дальнейшей работы. Социологи отмечают, что всегда есть читатели, неохотно вступающие в беседу с библиотекарем, негативно относящиеся к его рекомендациям. Таким образом, метод наблюдения чрезвычайно важен.

Самым распространенным методом изучения читателей является также периодический качественный и количественный анализ читательских формуляров. Он позволяет собрать ценный материал о динамике и содержании чтения, выявить круг читательских интересов, систематичность чтения.

В библиотеку, в частности в читальные залы, приходят читатели для выполнения школьных домашних заданий. И, конечно, на помощь приходят библиотекари-педагоги, консультируя и применяя всю богатую палитру возможностей библиотеки.

Библиотекари стараются научить детей при подготовке домашних заданий пользоваться различными носителями информации. Собственно само понятие домашнее задание трактуется гораздо шире, чем подготовка к уроку, тем более что библиотекарь имеет дело не только со школьниками, но и с малышами. Это развитие речи и мышления, читательской компетенции, предоставление доступа к литературе, раскрытия многообразных возможностей использования печатных и электронных носителей информации.

Библиотекари, решая важные задачи воспитания читательской компетенции, не обходят вниманием работу с учителями и воспитателями. Для учителей и воспитателей библиотекари предлагают различные Дни информации, Дни специалиста, рекомендательно-библиографические обзоры. Самыми разными способами библиотекари привлекают внимание к библиотеке, к многообразию носителей информации и возможностям привития детям интереса к литературе, чтению.

Важным условием эффективной работы детской библиотеки с. ____________ является знание читательских интересов детей и подростков. Этому способствуют «Дни книги», проводимые библиотекой, например «Дети и современное чтиво», «Ценностные ориентации детей», «Твой любимый журнал», «Самая лучшая книга года».

В начале 20____ года сотрудником библиотеки с. ________________ проведено анкетирование среди школьников 5-6 классов, в ходе, которого были изучены и проанализированы читательские запросы школьников (см. Приложение 4).

Анкетирование проведено с целью изучения востребованности и удовлетворения качеством библиотечного обслуживания детей в детской библиотеке.

Читайте также:  Анализ на артрит у детей

В анкетировании приняли участие 26 школьников: 12 учащихся мужского пола (48%) и 14 учащихся женского пола (52%).

Ставилась цель изучить организацию работы библиотеки по библиотечному обслуживанию детей.

В ответ на вопрос, «В какой мере Вас удовлетворяет фонд библиотеки?» 40% опрошенных ответили, что в основном фонд литературы школьной библиотеки соответствует запросам пользователей, а 28% опрошенных считают, что фонд литературы соответствует запросам пользователей в полной мере. 28% — считают, что не в полной мере. И только 4% ответили, что фонд библиотеки их не удовлетворяет.

На вопрос «Как часто Вы получаете отказы на литературу» 32% ответили, что 1раз в полгода, 30% — никогда, 18% — 1 раз в месяц. Только 4% ответили, что получают отказы на литературу 1 раз в неделю.

При анализе ответов на вопрос, «Какими видами изданий Вы пользуетесь», учащиеся ответили, что 66% обращаются к тематическим папкам, 56% — к книгам, 24% — к периодическим изданиям, 14% — к библиографическим изданиям. Только 4% пользуются Базами Данных.

К фонду библиотеки 36% опрошенных обращаются 1 раз в 3 месяца, 34% — 1 раз в месяц, 14% — 1 раз в неделю, 12% — 1 раз в полгода, 6% — не обращаются вообще.

На вопрос, «В какой мере Вас удовлетворяет справочно-библиографический аппарат 2% опрошенных ответили, что СБА удовлетворяет в полной мере, 56% опрошенных — в основном, не удовлетворяет СБА — 4% пользователей.

Каталогам отдают предпочтение 52%, картотекам — 42%, Базам Данных — 32%, 26% — библиографическим спискам.

58% опрошенных используют СБА для учёбы, 36% — для самообразования, 6% оппонентов ответили, что «это моё хобби».

Ответы на вопросы «Умеете ли Вы пользоваться СБА», даёт нам представление об эффективности проводимых мероприятий по распространению библиотечно-библиографических знаний. 42% пользуется СБА с помощью библиотекаря, 38% умеет пользоваться самостоятельно, 2% не умеют пользоваться СБА. К сожалению, 18% вообще не знают, что это такое.

Об эффективности массовой работы свидетельствуют следующие данные: 22% опрошенных постоянно посещают массовые мероприятия, которые проводит библиотека. 60% — иногда, 14% — не посещают. 84% считают, что в библиотеке проводится достаточное количество массовых мероприятий, а 16% считают, что необходимо проводить больше.

На вопрос, «Каким темам Вы отдаёте предпочтение при проведении библиотекой массовых мероприятий» оппоненты ответили: 38% — интересны мероприятия по истории края, 26% — отдают предпочтение современным событиям, 20% — интересуются экологией и природой края, для 18% — представляет интерес здоровый образ жизни (физкультура и спорт).

Об эффективности удовлетворения индивидуальных запросов читателей свидетельствует то, что 79 % опрошенных обращаются в библиотеку с индивидуальными запросами и получают ответы на них, 14% — не обращаются. 7% не ответили на этот вопрос.

На вопрос, «Какой вид ознакомления с имеющейся в библиотеке литературой Вам больше подходит», 60% респондентов ответили — беседа с библиотекарем. 24% — выставки литературы, 12% — списки новых поступлений. Был предложен вариант ответа «самостоятельно», но на этот вопрос не ответил, ни один респондент.

Таким образом, исследование свидетельствует о том, что школьники посещают библиотеку, интересуются информационными ресурсами библиотеки. Сотрудникам библиотеки необходимо поддерживать этот интерес с помощью постоянного ознакомления их с новыми документами и электронными ресурсами. В связи с этим перед сотрудниками библиотеки стоит большая задача постоянно работать с фондом, пополнять его в соответствии с запросами пользователей, усовершенствовать справочно-библиографический аппарат и вести индивидуальную и массовую работу.

Помощь в развитии творческой активности учащихся является одной из основных задач библиотеки. Это направление очень актуально, т. к. библиотека является информационным, методическим и культурно-творческим центром.

Для изучения читательских интересов сотрудниками детской библиотеки также были проанализированы читательские формуляры за 20__ — 20__ года.

В ходе изучения были сделаны следующие выводы.

Учащиеся 5 — 6 классов чаще выбирают для чтения книги, которые имеют яркую обложку, картинки, которые привлекают необычным заголовком (например, Е. Вильмонт «Секрет чёрной дамы», А. Белянин «Моя жена — ведьма», Р. Стайн «Оборотень в гостиной», «Эта кошмарная школа»).

Учащиеся 7 — 8 классов выбирают книги популярные, настойчиво рекламируемые, экранизированные, например, книга Л. Бессона «Артур и минипуты», книги Дж. Ролинг о Гарри Поттере, романы С. Лукьяненко «Ночной дозор», «Дневной дозор», роман Э. Блайтона «Эрагон», произведения Стефании Майер «Сумерки», «Новолуние». Часто выбирают книги по рекомендации сверстников.

Учащиеся 9 класса читают разнообразные по стилю и жанру произведения: романы М. Рида, Ж. Верна, Ш. Бронте, Ст. Майер, Е. Вильмонт, Д. Емеца, сказки В. Роньшина, историческую прозу Б. Акунина, любовные романы Т. Драйзера, стихи В. Высоцкого, С. Есенина.

Произведения классической и современной элитарной литературы регулярно читают 31% школьников, по необходимости читают произведения школьной программы — 63%, 6% учащихся читают очень редко. Основная доля отзывов о произведениях массовой литературы. Наиболее популярны книги Р. Стайна, Д. Емеца, Дж. Ролинг. Далее в списке приоритетов следуют произведения Е. Вильмонт, сестёр Воробей, А. Иванова и А. Устиновой, С. Лубенца, произведения из серии «Stalker», книги Е. Артамоновой, И Щегловой, Т. Крюковой. Менее популярны, чем в предыдущие годы, стали произведения А. Белянина, Ф. Пулмана, О.Дзюба, Г. Шустер, Ф. Келли, В. Селина, Е. Нестериной, Э. Веркина, Ж. Уилсон и др.

Детей эти произведения привлекают, прежде всего, тем, что их эмоциональное состояние совпадает с пафосом произведения, заинтересовывает динамичный сюжет, переживают вместе с персонажами-сверстниками, совпадают личные проблемы с проблемами героев.

Анализ показывает, что ребята дают эмоциональную и нравственную оценку поступкам героев, сопоставляют свои ценности с нравственными, этическими нормами персонажей.

Литература такого рода даже полезна, так как выполняет психотерапевтическую функцию: помогает отвлечься, расслабиться, снять состояние напряжённости, тревоги. Однако именно в таких малохудожественных произведениях есть определенные перекосы. Мир, формально построенный по законам жизнеподобия, на самом деле подчинён закону удовлетворения потребностей заказчика: подростка или взрослого. Неважно, какими качествами обладает главный персонаж (положительными или отрицательными), он всегда герой. Герой любовных приключений, герой-детектив (подросток разбирается даже в самых запутанных делах быстрее любого взрослого), герой-борец. Он сражается с окружающим миром (родителями, учителями), не принимая социальный опыт, и он всегда победитель. Такая установка формирует ошибочное представление о мире и о месте человека в нём, порождает агрессивное отношение к окружающим. Чрезмерное погружение в такой выдуманный, фантастический мир способно оказать негативное воздействие на ещё не окрепшую психику подростка. Ребёнок начинает искренне верить в эту вторую, созданную воображением писателя, реальность.

Библиотека сама определяет приоритеты библиотечного обслуживания, определяет те читательские группы, которые особенно нуждаются в ее помощи и услугах.

С целью продвижения книги и чтения, повышения престижа в детской библиотеке проходят Дни открытых дверей.

Во время проведения Дня открытых дверей «Библиотека во времени и пространстве» библиотека распахнула свои двери всем желающим. Первыми посетителями были дошколята. Ребята вместе с библиотекарем совершили экскурсию по библиотеке, познакомились с книжным фондом и книжными выставками, познакомились с правилами пользования библиотекой и библиотечной книгой. В ходе экскурсии ребят заинтересовали различные энциклопедические издания и журналы. Они с большим интересом и любопытством рассматривали их, делились друг с другом своими впечатлениями. В конце мероприятия ребятам была предложена викторина по сказкам, с которой они успешно справились.

Для ребят, требующих особого педагогического подхода в рамках класс-мастерской «Волшебный фонарик», прошло занятие «Свет, мой, зеркальце, скажи…». Ребятам было предложено поучаствовать в игре «Зеркала», цель которой знакомство с понятием «любовь к себе»; развитие самосознания и воображения. Ребятам раздали заранее подготовленные бланки, на которых было нарисовано три зеркала. Под первым зеркалом находилась надпись «Я глазами родителей», под вторым — «Я глазами друзей», под третьим — «Каким я вижу себя». Дети цветными карандашами рисовали в зеркалах себя в соответствии с надписями.

По окончании работы проводилось обсуждение:

Каковы мои положительные и отрицательные стороны?

Что объединяет и что различает три отражения в зеркалах? и т. п.

На протяжении дня проходила акция «Мой портрет с любимой книгой». Ребята имели возможность на фоне библиотеки сфотографироваться с любимой книгой и при желании в очередной раз взять её домой и почитать.

К мероприятиям были оформлены книжная выставка «На подиуме — классика», витражная выставка «А классика — форевер», выставка-инсталляция «Рабочий стол классика».

У входа в библиотеку сотрудник библиотеки провел уличную акцию «Праздник тех, кто любит книгу». Были представлены новые книги библиотеки, вручались визитные карточки и книжные закладки «Твои непрочитанные книги» (по классике).

В библиотеке прошёл мастер-класс «Книжная закладка» с элементами презентации, который представлял специалист библиотеки. Присутствующие узнали о тех закладках, которые делали как в старину, так и в современном мире. А после экскурса в историю желающим было предложено проявить умение и фантазию: сделать несколько закладок самостоятельно. Книжные закладки получились яркие и весёлые. Каждый принимающий участие в их изготовлении мог свою закладку забрать домой на память.

При детской библиотеке работает любительское объединение для дошкольников «Подрастаю с книгой я» и театр иллюстрированного рассказа фланелеграф «Колокольчик».

В рамках любительского объединения «Подрастаю с книгой я» и цикла мероприятий «Под зонтиком добра» прошли мероприятия:

  • — Игра-беседа «Новогодние приключения в стране литературных героев». Все дети дружно разгадывали зимние литературные загадки, вспомнили произведения, связанные с зимой, проявили свой талант в чтении стихов на новогоднюю тематику. А кульминацией мероприятия стал показ спектакля фланелеграф «Морозко».
  • — Игра-викторина «Зимняя прогулка».
  • — Литературный праздник «Книжкин день рождения — лучший день в году». Ребята совершили экскурс в историю праздника, приняли активное участие в викторине по сказкам «Угадай — кто?». Большим сюрпризом для детей стал кукольный спектакль «Секреты здоровья».
  • — Игра-путешествие «Дружат люди всей земли».

Для учащихся 1—4 классов работал видеозал «Весёлая карусель», прошел цикл игр Поле Чудес. Для ребят из группы продленного дня цикл мероприятий «Нескучная продленка».

Для детей, требующих особого педагогического подхода работала класс-мастерская «Волшебный фонарик».

Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов заставляют библиотекарей искать новые методы и технологии в приобщении детей к чтению.

Инновационная деятельность детских библиотек — необходимый элемент их развития. Отвечать требованиям времени — значит, умело внедрять инновации: применять на практике достижения развития библиотечного дела, широко использовать стратегическое планирование, маркетинг и проектную работу, гибко подстраиваться под общественные образовательные потребности.

Детская библиотека сегодня — это культурный центр социума, строящий свою работу, выбирая такие методы и приёмы, которые будут отвечать потребностям всех участников процесса.

Такие понятия, как инновация, инновационная деятельность стали для нас уже привычными.

Детская библиотека — подразделение, которое сегодня становится основным центром, обеспечивающим доступ к информационным ресурсам, виртуальному общению педагогов, учеников и их родителей, не может оставаться в стороне от процессов модернизации и, конечно, инновационного преобразования библиотечных услуг потребителям информации.

Целью работы любой библиотеки является приобщение детей к чтению. Для её достижения ставятся ?следующие задачи:

  • — рекламировать библиотеку;
  • — воспитывать любовь детей к чтению путем организации книжных выставок;
  • — формировать у учащихся информационную культуру и культуру чтения через систему массовых мероприятий, («Путешествие книги», «Экологическая почта», «Буккроссинг», «Флешмоб» и др.).

Творчество и фантазия библиотекарей безграничны и сейчас создано очень много видов выставок, которые не вписываются в общую схему. Это выставка-вопрос, озвученная выставка, выставка-ситуация, выставка-отзыв, выставка-тест, выставка одной книги, выставка-диалог, выставка-викторина, выставка-совет, выставка-презентация, выставка-поиск, выставка-календарь, выставка-вернисаж и др.

Конечно, выставка должна сочетаться с другими формами индивидуальной и массовой работы, быть неотъемлемой её частью.

В отчетном году сотрудник детской библиотеки уделял внимание нетрадиционным книжным выставкам как инновационной форме работы библиотеки. Хочется выделить некоторые из таких выставок:

  • — выставка-бенефис читателя;
  • — выставка-отзыв «Прочитай и заинтересуй»: ребята пишут отзывы о самых любимых своих книгах. Отзывы помещены на выставку, и другие ребята, знакомясь с ними, наверняка захотят почитать эти книги;
  • — к юбилею ?И. А. Бунина ?была оформлена в библиотеке выставка-кроссворд, к которой прилагается кроссворд по его творчеству, вопросы к нему. Чтобы разгадать кроссворд, ребята ищут ответы в произведениях писателя;
  • — выставки одного автора проведены к 155-летию А. П. Чехова, где представлены факты биографии, произведения этого автора и литература, в которой можно найти информацию о нем;
  • — ко Дню Победы продемонстрирована выставка «Славим великий подвиг», состоящая из пяти разделов, которая раскрывает хронологию событий от начала войны до парада Победы. На выставке были представлены книги на тему войны.

Еще одна форма инновационной работы — реклама библиотеки. Реклама призвана привлекать пользователей в библиотеку, формировать положительное эмоциональное отношение к ней, давать общее представление о библиотеке, о составе фонда, о предоставляемых услугах.

Для привлечения юного читателя библиотекари в первую очередь пытаются создать атмосферу доброжелательности и уважения к читателю, дать возможность ребенку почувствовать себя в безопасности. В окнах библиотеки постоянно демонстрируются новинки литературы с обращением-призывом посетить библиотеку. Разрабатываются и издаются различного рода приглашения.

Еще одна форма работы «Буккроссинг». Буккроссинг — это процесс освобождения книг. Человек, прочитав книгу, оставляет ее в общественном месте для того, чтобы другой, случайный человек мог эту книгу найти и прочитать; тот в свою очередь должен повторить процесс.

Практикуется акция «Подари библиотеке книгу», мы выбираем лучшие, раскладываем на столах, рассказываем о буккроссинге. Дети, прочитав книгу, приносят книги, меняют. Часто приносят свои, домашние книги, с условием, что они через какой-то срок вернутся, а иногда тоже, как и другие в дар.

Читайте также:  Анализ на аст у детей

О таком явлении, как флешмоб, наслышаны практически все. Флешмоб (от англ. Flash- вспышка, миг, мгновение; mob — толпа; переводится как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.

Флешмоб рассчитан на случайных зрителей, вызывая смешанные чувства непонимания, интереса и даже участия. Основная цель флешмоб-акции — это развлечение и приобретение новых друзей.

Флешмоб, который состоялся в библиотеке, был организован и проведен в рамках Недели детской и юношеской книги. Цель проведения акции — возрождение традиций семейного чтения, формирование у детей и их родителей потребности в чтении. Флешмоб имел свое название — «Вместе весело шагать рядом с книгой»

Организаторами акции были учащиеся 6-8 класса. Взяв в руки книжки, ребята расположились вдоль дорожки, ведущей к библиотеке, и замерли. Одновременно другая группа ребят проводила с прохожими конкурсы, третья группа — игры. К участию в конкурсах были вовлечены все прохожие, которые оказались в данном месте в данное время. Это были бабушки с внуками, папы с детьми, молодые мамы с колясками, которые проходили мимо школы. Всем участникам викторин, конкурсов, игр были подарены призы — книги. Акция длилась один час.

Таким образом, инновации — необходимый элемент развития детской библиотеки. Отвечать требованиям времени — значит умело внедрять инновации: применять на практике достижения развития библиотечного дела, широко использовать стратегическое планирование, маркетинг и проектную работу, учитывая запросы детей.

Библиотека может и должна стать центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности. Воспитать такого человека без книг невозможно.

Библиотекарь стремится превратить чтение в процесс, способствующий развитию читателей, воспитывающий у них общечеловеческие идеи добра, патриотизма, формирующий умение дружить и ценить дружбу, быть честными, порядочными людьми и целеустремлёнными.

Таким образом, главная цель библиотечного обслуживания детей определяется, прежде всего, интересами самого ребенка. Детская библиотека — именно та среда, в которой наиболее полно удовлетворяется потребность детей в общении. В сохранении субкультуры детства, в приобщении к культуре, к чтению. Поэтому библиотекарь должен быть в душе и художником, и поэтом, и педагогом, и психологом. Личность библиотекаря, его профессиональные качества важнейший залог того, как впоследствии ребенок будет относиться к библиотеке и к чтению.

Разработка и внедрение четкой системы мероприятий по популяризации чтения среди детского контингента в виде государственной программы поддержки и развития чтения, реализация которой будет способствовать изменению отношения к читательской культуре в обществе и станет основой для планомерного и последовательного формирования и осуществления национальной политики в области поддержки и развития чтения.

Миссия библиотек, обслуживающих детей, в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и нетрадиционные виды носителей информации, отвечающую его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

Главным же в работе библиотек остается — создание среды развития личности и ее социализация. В принципе, каждая библиотека может стремиться к реализации этих возможностей. Однако для этого необходим ряд условий. Прежде всего, это — такая организация библиотечного обслуживания, которая бы отвечала возрастным, психологическим особенностям детства и юности.

Что бы книга и чтение прочно вошли в духовную жизнь читателей, важны как индивидуальные, так и массовые методы руководства чтением. Наибольший эффект приносит систематическая последовательность взаимосвязь этих методов с одной и той же конкретной читательской группой.

Библиотека как социальный институт, выполняющий образовательную и воспитательную функции, является помощником в выборе литературы вне зависимости от возраста ребенка. Чтобы соответствовать требованиям времени и запросам юных читателей, современная библиотека должна обладать актуальным, универсальным фондом, включая электронные ресурсы, быть хорошо оснащенной технически и максимально использовать возможности информационно-коммуникационных технологий и, безусловно, высококвалифицированный персонал .

Компьютеризация детских библиотек позволила расширить книжный фонд за счёт разнообразных мультимедийных средств; сформировать электронный каталог; обеспечить доступ к Интернет-ресурсам.

Сотрудник детской библиотеки с. ______________ ищет оригинальные, нестандартные, выходящие за пределы, существующие традиционные формы работы, идеи, методики, проекты, которые отражали бы новый подход в содержании и организации библиотечного обслуживания детей.

Инновации — необходимый элемент развития детской библиотеки. Отвечать требованиям времени — значит умело внедрять инновации: применять на практике достижения развития библиотечного дела, широко использовать стратегическое планирование, маркетинг и проектную работу, учитывая запросы детей.

Детские библиотеки должны искать партнеров в работе, создавать новые интересные условия для привлечения читателей. И одним из самых эффективных партнеров для библиотек могут и должны стать средства массовой информации.

Таким образом, хорошо налаженная работа детской библиотеки с. _____________ содействует привлечению детей к систематическому чтению и воспитанию литературного вкуса. Созданные комфортные условия, богатейшие фонды, профессионализм сотрудников будут и в дальнейшем способствовать достижению самой главной цели — формированию грамотного и творческого читателя.

источник

В течение 2015/2016 учебного года школьная библиотека вела работу с учетом разделов общешкольного плана.

Основными направлениями деятельности библиотеки являлись:

содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании учащихся;

обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания;

привитие любви к книге и воспитании культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям;

руководство чтением учащихся;

привлечение учащихся к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развитие речи и мышления, познавательных интересов и способностей;

оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации;

создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг и периодических изданий;

формирование, комплектование и сохранность фонда.

Библиотека расположена на 2 этаже школы.

Общая площадь составляет 92 м 2 , из них 36 м 2 – книгохранилище. Школьная библиотека занимает изолированное приспособленное помещение. Потолки и стены библиотеки гладкие без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибков, допускают проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств, что соответствует п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10. Библиотека условно разделена на несколько зон: читательские места; информационный пункт, где производится выдача литературы; фонды открытого доступа; фонды закрытого хранения, что соответствует п. 2.2.4.6. СанПиН 2.4.3.1186-03 2.4.3 . Абонемент находится в открытом доступе пользователя художественной и методической литературой, совмещен с читальный залом. Читальный зал имеет 10 посадочных мест.

Библиотечное оборудование: стеллажи (15), столы (10), стулья (12), шкафы книжные (1). Освещение библиотеки соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, определенным в СанПиН 2.4.3.1186-03 2.4.3 .

Организует работу библиотеки 1 человек – заведующий библиотекой.

Режим работы библиотеки – с 8-00 до 16-00 часов ежедневно без перерывов. Выходной – суббота, воскресенье.

Библиотека работает по плану, утвержденному директором школы.

Организация библиотечных фондов

Фонд библиотеки на 01.06.2015 составляет – 9 361 экземпляр.

учебная литература – 2 316 экземпляров;

основной фонд –7 045 экземпляров;

фонд справочной литературы – 140 экземпляров.

Работа с фондом учебников

Фонд учебников расположен в закрытом доступе, отдельно от абонемента. На основании Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ на 2014/2015 учебный год разработан школьный перечень учебников по каждому предмету. В августе 2014 года, в связи с переходом на новые стандарты в образовании, фонд учебной литературы был полностью заменен на соответствующие Федеральному перечню линии учебников.

Обеспеченность учебниками в 2014/2015 учебном году составила:

В связи с увеличением количества учащихся во 2, 4, 6 и 8 классах, составлен список недостающих в учебно-воспитательном процессе учебников, в соответствии с которым оформлен заказ. Все учебники входят в ФП учебников и приобретаются за бюджетные средства. Прием, и техническая обработка поступивших изданий проводится согласно действующим документам, все издания заносятся в учетные документы библиотеки.

Показатели качества работы библиотеки

В библиотеке имеется компьютер, к которому имеют доступ пользователи.

Со стороны библиотекаря всем категориям пользователей оказывается любая помощь в выборе и поиске информации.

В настоящее время школьная библиотека ставит в центр своей деятельности читателя – школьника, а информационные технологии рассматриваются ими как цель, как средство, помогающее освоению интеллектуального и эмоционального потенциала мировой культуры, совокупного жизненного опыта поколений. Главная задача библиотечной деятельности в школе, ориентация на читателя, удовлетворение читательских потребностей, создание наилучших условий для его личностного роста, раскрытия творческого потенциала и самореализации.

Каждая форма библиотечной работы включает большое количество методов, и библиотечная практика непрестанно их совершенствует.

Приобщение детей к чтению, к пользованию библиотечной книгой всегда оставалось главной задачей школьной библиотеки. Через разнообразные формы библиотечной работы, библиотека приобщает учащихся школы к творчеству писателей-классиков, способствуя популяризации литературы, а также знакомит подрастающее поколение с творчеством писателей Крыма.

Показатели посещаемости библиотеки:

Из таблицы видно, что наибольшее число посещений приходится на 1 – 4 классы (классные руководители: Кравчук А.Н., Караева Л.А., Семенова Л.Г., Велиева В.К.). В следующем году следует обратить внимание на низкие показатели посещаемости библиотеки учащимися 5 – 11 классов.

Сравнительная диаграмма посещений библиотеки:

Уменьшение числа посещений библиотеки обусловлено уменьшением числа читателей.

Из диаграммы видно, что наибольшее количество книговыдач приходится на детскую литературу. Это обусловлено наибольшей посещаемостью библиотеки учениками начальной школы. 512 книговыдач художественной литературы – показатель читаемости учащимися программных произведений. Низкие показатели выдачи книг по естественным, прикладным и педагогическим наукам обусловлены небольшим наличием книг по этим тематикам (см. Статистический анализ основного фонда). По-прежнему наиболее востребован фонд художественной литературы. Но фонд не располагает достаточным количеством и качеством программных произведений, особенно современных авторов, остро стоит вопрос о пополнении фонда художественной литературой, методической литературой.

Сравнительная диаграмма книговыдачи:

Статистический анализ основного фонда:

Из диаграммы видно, что педагогическая и методическая литература составляет 11% от общего числа документов, составляющих основной фонд, но большая часть – это издания до 1991 года выпуска. Поэтому в следующем году, при пополнении фондов библиотеки, необходимо учесть пополнение фонда методической и педагогической литературой.

Массовая работа библиотеки

Сегодня для того, чтобы дети и подростки читали, необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем раньше, и эти сложные задачи библиотека решает в тесном сотрудничестве с классными руководителями, учителями школы и родителями. В 2015/2016 учебном году в библиотеке проводились мероприятия, направленные на развитие и поддержку детского чтения.

За 2015/2016 учебный год было проведено:

39 выставок литературы, из них 7 постоянных:

Выбор профессии – важное дело;

Нравственно-правовой диалог со старшеклассником;

И снова май, салют и слёзы. ;

Край родной, навек любимый;

Крым и Россия – общая судьба.

Сказки Оскара Уайльда – 4 класс;

Сказки Эдуарда Успенского – 1-4 класс;

«Винни-Пух и все-все-все» Александра Милна – 1-4 класс;

«Конек-горбунок» Петра Ершова 1-4 класс;

6 обзоров книг по следующим темам:

«Закон обо мне, мне о законе»;

«Герои Отечества, их слава и доблесть»;

Книги из президентской серии;

1 конкурс чтецов к 120-летию со дня рождения С. Есенина;

«Волшебник Изумрудного города» А.Волкова;

«Крокодил Гена и его друзья» Э.Успенского;

«А зори здесь тихие. » Б.Васильева;

«Гнев гробницы Атрея» А.Домбровского.

В рамках недели детской и юношеской книги были проведены:

Литературный праздник «День рождения Чебурашки» (1-4 класс)

Литературный счастливый случай для учащихся 5-7 классов

Литературный брейн-ринг для учащихся 8-11 классов

4 рейда «Как живешь, учебник»;

11 бесед о сохранности учебников.

Кроме перечисленных выше выставок были организованы выставки к юбилейным датам писателей, к предметным неделям, к педагогическим советам, к международным и Всероссийским праздникам.

Основная задача библиотечных мероприятий – приобщение детей к чтению, использование новых и традиционных эффективных форм и методов рекомендации книг, повышение престижа чтения, библиотеки. На протяжении всего периода в школьной библиотеке проводились библиотечные уроки, на которых читатели знакомились с правилами пользования библиотекой, с расстановкой книг в библиотеке, с основными разделами, с правилами поиска нужной книги. Также на этих уроках дети знакомились со структурой и оформлением книги. Несколько занятий было посвящено овладению навыка работы со справочными изданиями. В течение учебного года библиотека осуществляла информационную работу через оформление информационных списков, выпуск дайджестов и буклетов. Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни – это обязанность школьного библиотекаря. Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимую информацию.

В целях популяризации и распространения результативного и инновационного опыта работы библиотеки школы, повышения престижа библиотечной профессии, заведующий библиотекой учувствовала во Всероссийском конкурсе «Разработка сценария, мероприятия, праздника» став призером (1 место). А так же посещала и участвовала в районных семинарах, окончила курсы повышения квалификации (2015 год, КРИППО). Кроме того опубликовала в сети Интернет на учительском портале 9 разработок мероприятий и сценариев.

Создана база данных «Учебники», продолжается работа по составлению электронного каталога основного фонда библиотеки. Недостатком в работе библиотеки являются: слабая материальная база, низкое поступление основного общего фонда художественной литературы.

Исходя из вышеперечисленного, в следующем 2016/2017 учебном году необходимо уделить внимание:

пополнению фондов библиотеки;

воспитанию у учащихся умения пользоваться библиотекой;

возрождению семейного чтения;

повышению престижа библиотеки в школе.

Школьная библиотека и в дальнейшем будет продолжать начатую работу, а также будет работать над усовершенствованием и расширением форм работ по продвижению книги и чтения среди учащихся школы.

источник