Меню Рубрики

Анализ деятельности детей на физкультурном занятии

Надежда Билентьева
Педагогический анализ физкультурного занятия

Педагогический анализ физкультурного занятия

Присутствовало на занятии

-воспитательные: умственные, нравственные, эстетические, трудовые. Развитие интереса к физкультуре (наличие специальных ситуаций, активизирующих мышление, выбор способа поведения, эстетическая обстановка, положительный эмоциональный тонус детей)

-оздоровительные:формирование систем и функций организма, укрепление здоровья (оптимальность физической нагрузки, двигательной активности, наличие закаливающих факторов,

-образовательные: формирование двигательных умений. (усвоение задач всеми детьми)

— с преобладанием новых физических упражнений (новые ОУ, одно ОД, ПИ)

— все упражнения знакомые детям (новые: ОД, ОУ, ПИ)

— упражнения смешанного характера

(дети овладели упражнениями в целом, усвоили содержание и правила игры, владеют движениями, индивидуальная оценка умений ребёнка)

— учебно – тренировочное (в основных видах движения, общие развивающие упражнения, подвижные игры)

-контрольно-учётное (сдача физкультурных норм на время)

— ритмическая гимнастика (состоящая из танцевальных движений)

— соревнования (эстафеты 2-х команд)

— самостоятельные (предлагается вид движения, даётся определённое время и он самостоятельно тренируется, после чего инструктор проверяет результат)

занятия серии «Здоровья» (детям даются представления о строении своего тела, назначении органов, прививаются элементарные навыки по уходу за собой)

2 Время начала занятия:

-Подготовка организма к нагрузке: интерес к занятию, целесообразность движений, разнообразие по построению, направлению, темпу, способу выполнения, нагрузки. (разные виды Х, Б, строевые упражнения, на ориентировку в пространстве ОУ, ОД, ПИ, Х, малоподвижная игра)

— вызван интерес к занятию

-организм подготовлен к нагрузке

-Используемый материал, ритмическое сопровождение: счёт, бубен, музыкальное сопровождение, запись.

-показ: воспитателем, ребёнком, смешанный.

— равномерность распределения физической нагрузки на все группы мышц,

-использование разных исходных положений

-контроль за правильным дыханием

— динамичность физических упражнений, темп, нагрузка

— используемые методы и приёмы обучения, их соответствие этапам обучения. Оценка, чёткое, краткое обращение к детям. Эмоциональное состояние детей, создать условия для проявления творческих возможностей детей.

— дыхательные упражнения, игры (малой подвижности)

решён комплекс выдвинутых задач

3 Оценка двигательной активности детей на занятии:

7 Общая оценка занятия

1. Занятие построено в соответствии с задачами на данный период, основными физиологическими

принципами и уровнем подготовленности детей.

2. Инструктор использовал разнообразные методические приёмы и способы организации детей для

выполнения упражнений с целью увеличения их двигательной активности (фронтальный,

поточный, групповой). Чёткость, краткость речи инструктора

3. Прослеживалась последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового

материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на

детский организм на протяжении всего занятия. Многократное повторение упражнений.

4. Развитие у детей физических и нравственно-волевых качеств личности. Привлечения детей к

оценке, самооценке, самостоятельный выбор детьми способ выполнения действий. Использование

на занятии сравнений, анализа, вопросов, создание поисковых заданий.

5. Эффективное использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкального

сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и активность детей при выполнение

6. Активизация мыслительной деятельности детей осуществлялась с помощью названий упражнений

и проговаривания действий, использования специальных упражнений на ориентировку в

7. Нравственное и трудовое воспитание детей осуществлялось через использование ситуаций

возникающих в ходе занятия (где дети проявляли смелость, находчивость, оказывали помощь

товарищу, проявляли выдержку и честность). Привлечены дети были в расстановке оборудования

8. В качестве эстетического воспитания можно отметить: внешний вид детей. Инструктора, воспитателя. Эстетика оборудования, использование музыкального сопровождения.

«Мои космонавты». Конспект физкультурного занятия «МОИ КОСМОНАВТЫ» конспект физкультурного занятия для подготовительной группы. Воспитатель: Горлова И. Я. Программное содержание: Обучать.

Анализ коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда Анализ коррекционно-развивающего занятия учителя — логопеда МАУ № 185 Корытовой Н. В. Занятие проводилось с подгруппой детей старшей логопедической.

Анализ открытого показа поисково-познавательного занятия «Где живет электричество?» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация». Программные задачи: Образовательные: • Обобщить и расширить знания.

Анализ занятия «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»! Интегрированное занятие в средней группе по здоровье сбережению «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»! Представлена непосредственно образовательная.

Анализ занятия по ФЭМП «Лунтик и чудо-дерево» Представлена непосредственно образовательная деятельность по приобщению дошкольников к формированию элементарных математических представлений.

Анализ занятия в первой младшей группе «Угощение для матрешек» Целью моего занятия является ознакомление детей с народными игрушками (матрешками и тряпичными куколками, формирование у них интереса к.

Анализ занятия в первой младшей группе «Знакомство с матрешкой» Целью моего занятия является ознакомление детей с народной игрушкой – матрешкой и развитие навыков группировки предметов по цвету и величине;.

Конспект физкультурного занятия «Зима» Тема: «Ах, зима, зима!» Программное содержание: 1. Закреплять у воспитанников умение перелезать через мелкие модули, проползать на четвереньках.

«Необычная поездка». Конспект логопедического занятия «Слоги. Слоговой анализ двусложных и трехсложных слов» ЦЕЛИ Коррекционно-образовательные: • закрепить знания детей о слоге; • упражнения в делении слов на слоги с опорой на количество в них.

Анализ занятия «В гости к весне» Пояснительная записка к занятию социально — личностной направленности «В гости к Весне» Кушнарева Е. А. Воспитатель с соответствием занимаемой.

источник

Наблюдение и анализ проведения занятия физической культурой в младшей группе

Возрастная группа: младшая

Ф.И. О. инструктора по физической культуре: Ершова Елена Алексеевна

Содержание Дозировка Организационно-методические указания
Вводная часть 1.Построение 2. Ходьба в колонне по кругу 3. Перешагивание через препятствия 4. Ходьба по канату приставным шагом 10 секунд 2 круга 20 секунд 20 секунд -Дети, становимся в паровозик — Наш паровозик поехал по кругу — А теперь перешагиваем через ямки — Идём по канату приставным шагом
Основная часть Музыкально-ритмическая композиция Движения в соответствии с текстом песни
Заключительная часть Речевая гимнастика «Тишина» Тишина у пруда, Не колышется вода, Не шумят камыши, Засыпают малыши. (Организованный уход)

Анализ проведения занятия физической культурой в младшей группе

Физ. инструктор была готова к проведению физической культуры. План-конспект был написан в соответствии с требованиями. Занятие было организованное, так как весь нужный инвентарь присутствовали вся техника безопасности соблюдалась. Занятие началось и закончилось вовремя в соответствии с нормами. Для занятия время было распределено правильно, Первая часть10 минут, вторая часть 10 минут и третья часть 5 минут, всё занятие длилось 25 минут. Инвентарь был использован рационально. В полной мере были решены задачи обучения движениям и закрепление умений и навыков у детей. В полной мере соответствовали выбранные методы обучения возрасту и подготовленности детей, этапу обучения, характеру движений, музыкальному сопровождению. Воспитатель помогал детям в выполнении упражнений, а также обеспечивала страховку. Детям в необходимом объёме рассказывали теоретические сведения. Оздоровительная задача решалась путём укрепления органов и систем организма. Правильно были установлены и выдержанны темп выполнения и дозировка каждого упражнения. Физическая нагрузка регулировалась в зависимости от части занятия. Решалась задача привития навыков правильной осанки. Решение воспитательной задачи заключалось в том, что уделялось внимание на интересы и привычки к ежедневным физ. занятиям, привития умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Дети были спокойные, в хорошем состоянии и расположении духа. Воспитатель выполняет уверенно упражнения совместно с детьми, при этом она помогала выполнять детям, то есть видит всю группу, с детьми она разговаривает спокойно. Всё было спланированно в соответствии с всеми нормами, дети не были перегружены, воспитатель участвовала в деятельности детей и физ. инструктора.

Наблюдение и анализ проведения занятия физической культурой в подготовительной группе

Возрастная группа: подготовительная

Ф.И.О инструктора по физической культуре: Ершова Е.А

Содержание Дозировка Организационно-методические указания
Вводная часть 1.Построение 2. Ходьба в колонне по одному змейкой 3.Ходьба на носках, палку вверх 4.Ходьба на пятках, палку перед собой 5.Ходьба на внутренней стороне стопы 6.Ходьба на внешней стороне стопы 7.бег захлестом 8.скрестный шаг 9.Бег с высоким подниманием колен Ходьба в колонне по одному Построение в три колонны 1 круг 1 круг 1 круг 1 круг 1 круг 2 круга 1 круг 1 круг — В одну шеренгу становись! Проверяем осанку. Приветствие. Направо, 1,2! -В обход по залу змейкой шагом марш! Раздача гимнастической палки -Палку вверх, идем на носках! -Палку перед собой, на пятках! -Руки перед собой, на внутренней стороне стопы — Руки перед собой, на внешней стороне стопы -палка за спиной, бег захлестом — Палка на плечах, скрестный шаг -Палка перед собой, бег с высоким подниманием колен! -Переходим на шаг -Восстанавливаем дыхание! Вдох-выдох — через середину по три, шагом марш! -На месте стой 1,2 -На вытянутые руки разомкнись! -Направо 1,2
Основная часть ОРУ с гимн. палкой Махи руками Наклоны в стороны Приседания Наклоны вперед Прыжки Ходьба на месте Подвижная игра «перестрелка» 8-10 раз 8-10 раз 8-10 раз 25 сек -И.П ноги вместе, палка вниз.1-Палка на вверх. 2-палка за спину. 3-палка на вверх. 4-палка вниз — И.П-палка вверх,1-наклон влево 2-И.П, 3-наклон вправо, 4-И.П Исходное положение принять! Упражнение начинай! — И.П-ноги вместе, руки на поясе, 1-присесть, руки вперед. 2-И.П -И.П Руки на пояс, ноги на ширине плеч. 1-наклон к правой ноге. 2- наклон в середину. 3-наклон к левой ноге. 4-И.П -И.П ноги вместе, руки на 1-прыжок вправо. 2-влево. 3-вправо. 4- влево И.П принять! Упр начинай! — На месте шагом марш! 1,2 -выбирают детей, которые будут выбивать мячом играющих в середине поля.
Заключительная часть Восстановление дыхания -Восстанавливаем дыхание. Вдох-выдох.

Анализ проведения занятия физической культурой в подготовительной группе.

Физ. инструктор была готова к проведению физической культуры. План-конспект был написан в соответствии с требованиями. Занятие было организованное, так как весь нужный инвентарь присутствовали вся техника безопасности соблюдалась. Занятие началось и закончилось вовремя в соответствии с нормами. Для занятия время было распределено правильно, Первая часть10 минут, вторая часть 10 минут и третья часть 5 минут, всё занятие длилось 25 минут. Инвентарь был использован рационально. В полной мере были решены задачи обучения движениям и закрепление умений и навыков у детей. В полной мере соответствовали выбранные методы обучения возрасту и подготовленности детей, этапу обучения, характеру движений, музыкальному сопровождению. Воспитатель помогал детям в выполнении упражнений, а также обеспечивала страховку. Детям в необходимом объёме рассказывали теоретические сведения. Оздоровительная задача решалась путём укрепления органов и систем организма. Правильно были установлены и выдержанны темп выполнения и дозировка каждого упражнения. Физическая нагрузка регулировалась в зависимости от части занятия. Решалась задача привития навыков правильной осанки. Решение воспитательной задачи заключалось в том, что уделялось внимание на интересы и привычки к ежедневным физ. занятиям, привития умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Дети были спокойные, в хорошем состоянии и расположении духа. Воспитатель выполняет уверенно упражнения совместно с детьми, при этом она помогала выполнять детям, то есть видит всю группу, с детьми она разговаривает спокойно. Всё было спланированно в соответствии с всеми нормами, дети не были перегружены, воспитатель участвовала в деятельности детей и физ. инструктора.

Наблюдение и анализ проведения занятия физической культурой в старшей группе

Возрастная группа: Старшая

Ф.И.О инструктора по физической культуре:Ершова Е.А

Содержание Дозировка Организационно-методические указания
Вводная часть 1.Построение 2. Ходьба в колонне по одному 3. Ходьба на носках, руки вверх 4. Ходьба на пятках 5. Ходьба в полуприсяде 6. Бег в среднем темпе 7. Ходьба в колонне по одному 1 круг 1 круг 1 круг 1 круг 2 круг 1 круг — В одну шеренгу становись! Проверяем осанку. Приветствие. Направо, 1,2! -В обход по залу шагом марш! -Руки вверх, идем на носках! -Руки на пояс, на пятках! -Руки на пояс, пошли в полуприсяде. -Бегом марш! Дышим носом. -Восстанавливаем дыхание! Вдох-выдох — через середину по три, шагом марш! -На месте стой 1,2 -На вытянутые руки разомкнись! -Направо 1,2
Основная часть ОРУ с мячом Махи руками Наклоны в стороны Приседания Наклоны вперед Прыжки Ходьба на месте Основные виды движения (бросания мяча) Подвижная игра «Космонавты» 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 20 сек 1 мин -И.П ноги вместе, руки внизу. 1-мяч вперед. 2-мяч вверх. 3-мяч вперед. 4-И.П — И.П-мяч вверх,1-мяч влево 2-И.П, 3-мяч вправо, 4-И.П Исходное положение принять! Упражнение начинай! — И.П-ноги вместе, руки на поясе, 1-присесть, руки вперед. 2-И.П -И.П Руки на пояс, ноги на ширине плеч. 1-наклон к правой ноге. 2- наклон в середину. 3-наклон к левой ноге. 4-И.П -И.П ноги вместе, руки на поясе, кладем около себя мяч и прыгаем на двух ногах. И.П принять! Упр начинай! — На месте шагом марш! 1,2 -Бросание мяча из-за головы вперед. -Дети космонавты, обручи ракеты
Заключительная часть Восстановление дыхания -Восстанавливаем дыхание. Вдох-выдох.

Анализ проведения занятия физической культурой в старшей группе.

Физ. инструктор была готова к проведению физической культуры. План-конспект был написан в соответствии с требованиями. Занятие было организованное, так как весь нужный инвентарь присутствовали вся техника безопасности соблюдалась. Занятие началось и закончилось вовремя в соответствии с нормами. Для занятия время было распределено правильно, Первая часть10 минут, вторая часть 10 минут и третья часть 5 минут, всё занятие длилось 25 минут. Инвентарь был использован рационально. В полной мере были решены задачи обучения движениям и закрепление умений и навыков у детей. В полной мере соответствовали выбранные методы обучения возрасту и подготовленности детей, этапу обучения, характеру движений, музыкальному сопровождению. Воспитатель помогал детям в выполнении упражнений, а также обеспечивала страховку. Детям в необходимом объёме рассказывали теоретические сведения. Оздоровительная задача решалась путём укрепления органов и систем организма. Правильно были установлены и выдержанны темп выполнения и дозировка каждого упражнения. Физическая нагрузка регулировалась в зависимости от части занятия. Решалась задача привития навыков правильной осанки. Решение воспитательной задачи заключалось в том, что уделялось внимание на интересы и привычки к ежедневным физ. занятиям, привития умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Дети были спокойные, в хорошем состоянии и расположении духа. Воспитатель выполняет уверенно упражнения совместно с детьми, при этом она помогала выполнять детям, то есть видит всю группу, с детьми она разговаривает спокойно. Всё было спланированно в соответствии с всеми нормами, дети не были перегружены, воспитатель участвовала в деятельности детей и физ. инструктора.

Читайте также:  Хламидийная инфекция у детей анализы

Наблюдение и анализ проведения занятия физической культурой в средней группе

Возрастная группа: Средняя

Ф.И.О инструктора по физической культуре: Ершова Е.А

Содержание Дозировка Организационно-методические указания
Вводная часть 1.Построение 2. Ходьба в колонне по одному 3. Ходьба на носках, руки вверх 4. Ходьба на пятках 5. Ходьба в полуприсяде 6. Бег в среднем темпе 7. Ходьба в колонне по одному 1 круг 1 круг 1 круг 1 круг 2 круг 1 круг — В одну шеренгу становись! Проверяем осанку. Приветствие. Направо, 1,2! -В обход по залу шагом марш! -Руки вверх, идем на носках! -Руки на пояс, на пятках! -Руки на пояс, пошли в полуприсяде. -Бегом марш! Дышим носом. -Восстанавливаем дыхание! Вдох-выдох — через середину по три, шагом марш! -На месте стой 1,2 -На вытянутые руки разомкнись! -Направо 1,2
Основная часть ОРУ с мячом Махи руками Наклоны в стороны Приседания Наклоны вперед Прыжки Ходьба на месте Основные виды движения (бросания мяча) Подвижная игра «Космонавты» 5-6 раз 5-6 раз 5-6 раз 20 сек 1 мин -И.П ноги вместе, руки внизу. 1-мяч вперед. 2-мяч вверх. 3-мяч вперед. 4-И.П — И.П-мяч вверх,1-мяч влево 2-И.П, 3-мяч вправо, 4-И.П Исходное положение принять! Упражнение начинай! — И.П-ноги вместе, руки на поясе, 1-присесть, руки вперед. 2-И.П -И.П Руки на пояс, ноги на ширине плеч. 1-наклон к правой ноге. 2- наклон в середину. 3-наклон к левой ноге. 4-И.П -И.П ноги вместе, руки на поясе, кладем около себя мяч и прыгаем на двух ногах. И.П принять! Упр начинай! — На месте шагом марш! 1,2 -Бросание мяча из-за головы вперед. -Дети космонавты, обручи ракеты
Заключительная часть Восстановление дыхания -Восстанавливаем дыхание. Вдох-выдох.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

• Оценка плана-конспекта занятия: четкость определения задач занятия, соответствие содержания его задач и условий проведения; соответствие отбора средств анатомофизиологических и психологических особенностей детей, определение времени на отдельные этапы занятия, запланированное дозирование физической нагрузки.

• Подготовка физкультурного зала или площадки к занятию, размещению необходимого инвентаря, мелких пособий (флажков, мячей, гимнастических палок и тому подобное), создание соответствующих гигиенических условий.

• Методика проведения занятия: соответствие методов и приемов обучения упражнениям возрасту детей данной группы, их рациональность; правильность составления комплексов общеразвивающих упражнений; четкость и качество показа упражнений, объяснений, указаний, надежность страховки; предупреждение и своевременное исправление ошибок у детей во время выполнения упражнений, индивидуальный подход к ним; способы организации детей и рациональное использование физкультурного оборудования, дозирование упражнений и качество их выполнения; регуляция физической нагрузки; оценка моторной плотности занятия.

• Решение воспитательных задач: воспитание дисциплинированности, смелости, настойчивости, активности, коллективизма и др.

• Умение воспитателя руководить группой, требовательность и педагогический такт, культура речи, тон обращения к детям (доброжелательный, резкий, грубый), внешний вид воспитателя (наличие спортивной формы).

• Общая оценка проведения занятия. Позитивные его стороны, недостатки, степень выполнения поставленных образовательно-воспитательных задач (частично или полностью).

• Замечания и предложения относительно улучшения методики обучения, воспитания и организации детей в процессе занятия.

Для определения эффективности занятия, его общей и моторной плотности применяют метод хронометража: фиксация времени (секундомером или шахматными часами), тратящегося на двигательную деятельность ребенка (ходьба, бег, выполнение упражнений, игры и т.д.); показ и объяснение упражнений, установку и уборку физкультурного инвентаря; отдых и простой (длительное ожидание своей очереди, неоправданный показ, слишком длительное объяснение). Наблюдения ведут за одним ребенком группы на протяжении всего занятия и получены данные видов его деятельности фиксируют в протоколе.

Протокол хронометража плотности занятия по физической культуре

фамилия, имя, пол, возраст ребенка, за которым вели наблюдение

Порядковый номер Виды деятельности Показатели секундомера

В графе «Виды деятельности» записывают все действия ребенка, за которым ведется наблюдение, в той последовательности, в которой они даются на занятии. В следующей графе фиксируются показатели секундомера (шахматных часов). Фиксируют начало занятия и его окончания. В протоколе определяют начало каждого вида деятельности ребенка. Конец его является началом нового вида деятельности. По окончании занятия определяют время, тратящееся на выполнение упражнений, другие виды деятельности, простой и др.

При определении общей плотности занятия подытоживают время, тратящееся на все виды деятельности, кроме времени простоя, и вычисляют процентное отношение их суммы к общей длительности занятия.

рационально использованное время

Общая плотность = ________________________________ Х 100.

Например, занятие длилось 30 мин, из них 27 мин использовано рационально. Общая плотность занятия составляет 27 / 30 Х100 = 90%.

Моторная плотность определяется отношением времени, тратящегося на непосредственное выполнение упражнений, к времени всего занятия (в процентах). Это один из объективных критериев эффективности занятия, в частности, его влияния на комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Моторная плотность = время, тратящее на движения •100.

Например, длительность занятия 35 мин, дети выполняли общеразвивающие упражнения, основные движения, перестроения, принимали участие в подвижной игре и др. — 26 мин.

Моторная плотность данного занятия = 26/35Х100= 74%

Она изменяется в зависимости от содержания, организации, методики проведения занятия, наличия достаточного количества физкультурного инвентаря и оборудования. На первых этапах обучения новым основным движениям и при выполнении некоторых сложных движений, где нужна страховка или имеет место индивидуальная учеба, моторная плотность будет ниже. Оптимальной моторной плотностью занятий по физической культуре следует считать для детей первой и второй младших групп — 60-65%, средней — 65-70%, старшей -70-75%, подготовительной к школе группы — 75-80%.

Однако только хронометраж не дает возможности оценить главный -характер взаимодействия с детьми, поэтому хронометраж следует обязательно соединять с педагогическими наблюдениями за ходом занятия. Также этот метод не всегда объективно оценивает объем физической нагрузки на организм детей. Они могут выполнять упражнения малой интенсивности фронтальным способом (подлезание под бечевку, которая натянута на двух стойках; ходьбу по бечевке, которая положена на пол, и др.), плотность при этом будет достаточно большая, а физическая нагрузка — незначительная.

О соответствии физической нагрузки возрастным особенностям детей судят по физиологическим изменениям их работоспособности. Нагрузка имеет внешние и внутренние характеристики.

Внешние характеристики определяются длительностью во времени, количеством повторений упражнений и их интенсивностью. Они сравнительно легко поддаются контролю и учету.

Внутренние (физиологические) характеристики определяются реакцией организма и изменением физиологических показателей (частота пульса, дыхание, жизненная емкость легких, артериальное давление) в результате выполненных упражнений. Они прослеживаются визуально по внешним признакам усталости или регистрации изменений частоты пульса при разных степенях нагрузок на протяжении занятия (физиологическая кривая).

Пульс, как известно, является достаточно объективным показателем состояния работоспособности и изменения реакции сердечно-сосудистой системы в зависимости от физической нагрузки детей во время занятий физической культурой. Потому медицинский работник, методист или заведующая дошкольного учреждения при посещении занятия ведут подсчет пульса одного или двух детей (из основной медицинской группы). Подсчет пульса проводится на протяжении 10 с (потом этот показатель множат на 6 и получают количество ударов пульса за минуту). Пульс подсчитывают шесть раз: перед началом занятия, после подготовительной части (выполнение общеразвивающих упражнений), после выполнения основных движений, подвижной игры, после заключительной части и через 3—4 мин. после занятия (в восстановительном периоде).

Показателем правильного построения занятия является постепенное повышение частоты пульса от исходных данных на 15-20% в первой половине подготовительной части, после выполнения общеразвивающих упражнений на 35-45%, после основных движений на 50-60%, сразу после игры большой подвижности на 70-90% (что достигается также высоким эмоциональным тонусом детей). В заключительной части частота пульса снижается и превышает исходные данные на 5-10%, через 3-4 мин. после занятия пульс снижается к исходным данным. Для обеспечения тренировочного эффекта на занятиях физической культурой средний уровень частоты пульса для детей 3—4 лет должен составлять 130-140 ударов за минуту, для детей 5-6 лет — 150ударов в минуту (Ю.П. Змановский, Г.П. Юрко). Средний уровень частоты сердечных сокращений определяется путем сложения данных частоты пульса после подготовительной части, выполнение основных движений, подвижной игры, заключительной части и деления этой суммы на 4.

На основе изменения частоты пульса строят физиологическую кривую занятия — то есть графическое изображение частоты сердечных сокращений. Для этого чертят вертикальную и горизонтальную оси, на первой откладывают показатели пульса, на второй — моменты измерений пульса на протяжении занятия и после восстановительного периода.

Если занятие построено методически правильно, физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к основной его части (во время подвижной игры), когда физическая нагрузка будет максимальной и достигает высоких границ (170-180 уд/мин), а в заключительной части и восстановительном периоде приближается к исходным показателям. Некоторое снижение частоты сердечных сокращений в восстановительном периоде сравнительно с исходными данными свидетельствует о росте физической работоспособности у ребенка и перехода организма на более экономичный ритм работы (Г.П. Юрко).

Анализ пульсовой кривой помогает воспитателю определить нагрузку занятий и решить вопрос о правильности отбора и последовательности выполнения физических упражнений, а также оценить, отвечает ли предложенную нагрузку уровню развития и подготовленности детей.

Одной из важных сторон врачебно-педагогического контроля является предупреждение травматизма у детей в процессе занятий физическими упражнениями.

Основные причины детского травматизма:

а) Недостатки в организации и методике проведения занятий. Плохая организация страховки, отсутствие надлежащей дисциплины. Недостаточное внимание подбору и выполнению общеразвивающих упражнений, которые должны разогреть «рабочие мышцы», которые принимают участие в двигательных действиях в основной части занятия.

б) Несоблюдение норм материально-технического обеспечения занятий. К ним относят: неисправность физкультурного инвентаря и оборудования, отсутствие матов или не рыхлящаяся яма для прыжков, скользкий пол в зале.

в) Невнимательность воспитателя к состоянию здоровья детей, их двигательной подготовленности. В особенном внимании нуждаются дети, по состоянию здоровья, отнесенные к подготовительной и специальной группам, а также те, которые находятся в периоде выздоровления после заболеваний, их ограничивают в нагрузках по рекомендации врача. Воспитатель наблюдает за реакцией детей на предложенные им для выполнения упражнения, не допускает избыточной усталости, которая может спровоцировать травму.

г) Недостаточное освещение, низкая или высокая температура воздуха могут способствовать травматизму. Слишком высокая температура (+28. +30 °С) нарушает теплорегуляцию организма, вызывает у детей увеличения сердечных сокращений и дыхания, повышения температуры тела, снижения работоспособности. Переохлаждение способствует возникновению простудных заболеваний, поэтому у детей должна быть соответствующая одежда.

Во время посещения занятий физической культурой врач или медицинская сестра наблюдают за внешними признаками усталости у детей: покраснение или побледнение лица, потливость, одышка, нарушение координации движений, снижение внимания, вялость и др. Эти признаки, если они появляются у кого-нибудь из детей значительно раньше, позволяют обнаружить индивидуальное несоответствие нагрузки возможностям этого ребенка.

Общий вывод о соответствии нагрузки, состояния здоровья, уровне двигательной подготовленности, возраста и физическому развитию детей может быть сделан после детального изучения всех полученных данных в комплексе с педагогической характеристикой занятия.

При анализе утренней и гигиенической гимнастики после дневного сна обращают внимание на ее организационную сторону, соответствие предложенных детям общеразвивающих упражнений их возрастным особенностям, двигательной подготовленности и месту проведения (помещение или площадка); построение комплекса, разнообразие исходных положений во время выполнения упражнений (стоя, сидя, лежа); их дозирование и темп выполнения; качества показа и четкость объяснение упражнений, индивидуальный подход к детям, контроль за дисциплиной; формирование осанки и профилактика плоскостопия, какое внимание уделяется правильному дыханию; музыкальное сопровождение гимнастики (соответствие движений характера музыкальных произведений); гигиенические условия для проведения гимнастики; как воспитатель руководит группой (педагогический такт, культура речи, четкость команд и распоряжений), самочувствие детей после гимнастики.

Анализируя двигательную игру, прежде всего, определяют соответствие ее возрастным особенностям детей, их двигательной подготовленности и содержанию проведения (физкультурный зал или площадка). Также устанавливают правильность и конкретность формулировки образовательно-воспитательных задач, которые разрешаются воспитателем во время игры. Обращается внимание на четкость и доходчивость объяснений правил игры, выбор водящего (сюжетные игры) или капитана (эстафетного характера); руководство игрой (своевременность замечаний и рекомендаций, их целесообразность, регуляция физической нагрузки); подведение итогов игры воспитателем, степень реализации педагогических задач (частично или полностью), которые были поставлены перед игрой.

Читайте также:  Хламидия пневмония у детей анализы

При анализе упражнений спортивного характера обращают внимание на организацию детей во время их выполнения, методику обучения (объяснение и показ упражнений, рекомендации и замечания с целью исправления ошибок у дошкольников), дозирование времени на выполнение упражнения, степень овладения детьми упражнениями спортивного характера, частота их повторений в недельном цикле.

Таким образом, врачебно-педагогический контроль должен быть всесторонним — охватывать все основные стороны организации физического воспитания детей в дошкольном учреждении, объективным — опираться лишь на объективные факты, систематическим и результативным — способствовать последующему повышению эффективности работы педагогов и методических работников.

источник

Перед проведением физкультурного занятия в зале было проведено сквозное проветривание.

Воспитатель был одет в спортивную форму.

На занятии присутствовало 24 ребенка. Дети одеты в футболки, шорты, чешки. У одного ребенка обувь не соответствует (Жакупова А) и у одного ребенка джинсовые шорты (Амурова Т).

Рекомендации: заменить шорты и обувь, у детей чья форма не соответствует.

Оборудование к занятию было подготовлено воспитателем заранее, соответствовало требованиям безопасности. Построение детей выполнено с учетом ростовых показателей и возрастного различия.

Вводная часть занятия (ходьба, ходьба на носках, ходьба на пятках, бег) длилась 2 мин., что не соответствует длительности структурных частей физкультурного занятия, которая в старших группах длится от 3 до 5 мин.

Рекомендации: изучить содержание и длительность вводной части занятия.

Общеразвивающие упражнения были выполнены с учетом дозировки упражнений для старшего возраста. Упражнения выполнялись с предметом – флажками. Длительность этой части занятия 10 мин.(норма до 7 мин.) Длительность увеличилась за счет раздачи детям флажков и затруднении в объяснении упражнений.

Рекомендации: флажки для ОРУ подготовить заранее по 2 шт. и детям раздавать при движении их по кругу

приучать детей самостоятельно брать инвентарь для упражнений.

Основные виды движений выполнялись с делением детей на 2 подгруппы, поточным способом (ползание по гимнастической скамейке, хождение по гимнастической скамейке, по шнуру, перебрасывание мяча другу другу). С предложенными заданиями дети справились. Длительность этой части занятия составила 15 мин.

Рекомендации: увеличение длительности ОВД была за счет недостаточного количества мячей. При перебрасывании мячей друг другу необходимо иметь мячи на полгруппы детей. При выполнении данного упражнения необходимо правильно расставлять детей, учитывая интервал между парами.

На занятии использовались игра – эстафета «Веселый мяч» и малоподвижная игра «Узнай по голосу» Длительность этой части занятия составила 4 мин, что соответствует норме.

Общая длительность занятия – 39 минут (норма для детей 4-5 лет – 20 – 25 мин, для детей 5- 6 лет – 25 – 30 мин.), что не соответствует требованиям об общей длительности физкультурного занятия, потери времени были за счет перестроения, подготовки к каждой части занятия, воспитателю приходилось отвлекаться на детей младшей подгруппы.

Моторная плотность занятия 31 минута, что составило 79 %. В итоге общая длительность сильно завышена.

Рекомендации

1. Изучить структуру и содержание каждой части физкультурного занятия.

2. Учить детей самостоятельному правильному перестроению, соблюдению интервала, упражнять детей самостоятельно брать заранее подготовленный инвентарь для ОРУ.

3. В общеразвивающие упражнения включать упражнения сидя и лежа.

3. Соблюдать длительность физкультурного занятия

4. Для изучения опыта и повышения уровня самообразования посещать физкультурные занятия других педагогов

5. Использовать нестандартное физическое оборудование

Анализ физкультурного досуга

При проведении досуга были поставлены следующие задачи:

1. Способствовать удовлетворению потребности в движении. Обогащать двигательно-игровой опыт детей.

2. Продолжать формировать двигательные умения и навыки движений с мячом: бросок мяча в пол (о скамейку) и ловля после отскока, прокатывание в цель между ориентирами, отбивание одной – двумя руками, прыжки и ходьба с мячом, зажатым ногами, бросание вдаль.

3. Развивать ловкость, внимание, находчивость, быстроту реакции.

4. Вызвать интерес к играм и упражнениям с мячом, воспитывать организованность, самостоятельность в двигательной деятельности настойчивость.

Основной целью досуга является донести до детей мысль о разнообразии видов и действийс мячом, сохранения и укрепления своего здоровья.

Досуг проводился в средней группе, присутствовало22 человека.

Конспект соответствует программным требованиям данного возраста. При отборе содержания учебного материала руководствовалась программой «Детство», направление «Физическое развитие» образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура». Спортивный зал проветрен, дети были в спортивной форме, подготовлен спортивный инвентарь для каждого ребенка. Что соответствует санитарно-гигиеническим требованиям

Вводная часть проходила 3-5 минут. Использован сюрпризный момент. Использовались различные виды ходьбы, бега, которые проведены поточным способом. Этот способ предусматривает непрерывность выполнения комплекса упражнений, т.е. без пауз и остановок, что значительно повышает плотность занятий, активизирует деятельность центральной нервной системы и внимание детей. Эти упражнения помогли подготовить опорно-двигательный аппарат к выполнению упражнений основной части образовательной деятельности.

Основная часть длилась 10 – 13 минут. Использован метод показа со словесным сопровождением. Во время проведения основных движений были учтены возрастные особенности. Так же были проведены подвижные игры.

Заключительная часть (2-3 мин). Завершающим моментом заключительной части было проведение логоритмического упражнения «ёжики» и подведение итога, который способствовал созданию положительного эмоционального настроя, заряда бодрости.

Содержание доступно детям для понимания. Все использованные методы и приемы соответствовали возрасту детей:

— словесные: указания, команды;

— наглядные: схемы, фишки, иллюстрации мячей;

— практический показ, выполнение упражнений;

— здоровье — сберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.

На протяжении всего занятия поддерживался интерес детей:

— разнообразием материала и оборудования

При проведении досуга присутствовала атмосфера добра, чуткости, внимания. При выполнении основных видов движений дети старались правильно их выполнять, слышали команды воспитателя, выполняли все указания.

Нагрузка соответствовала возрасту детей, они не устали. Длительность занятия выдержана. Дети получили хорошую тренировочную нагрузку.

Дети восприняли материал осознанно, знаний о мяче и видов движений с ним у них достаточно.

Осуществлен комплексный подбор всего программного материала по развитию движений и физических качеств.

Эмоциональный настрой на протяжении всего занятия был высокий.

Выводы: педагог обеспечивает оптимальную двигательную плотность занятия, умело организует работу с оборудованием, делает правильный показ упражнений, использует различные формы организации (инд., групп, коллект), способы (поточный, фронтальный). Варьирует нагрузку в зависимости от подготовленности ребенка, осуществляя индивидуализацию обучения, создавая, таким образом, оптимальный двигательный режим каждому.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8629 — | 7081 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

«Путешествие в волшебную страну веселых мячей»

На занятии были поставлены следующие задачи

совершенствовать передачу мяча друг другу правой и левой нагой стоя на месте;

совершенствовать двигательные умения в броске мяча в корзину, отбивании мяча правой и левой рукой на месте;

закрепить порядковый счет от 1 до 5;

формировать умение сравнивать предметы по размеру (узкий – широкий);

формировать познавательные умения: аргументировать свою точку зрения, сравнивать анализировать, делать выводы.

развивать двигательные качества – ловкость, быстроту движений, координацию;

Развивать интерес к действиям с мячом.

воспитывать морально-волевые качества – смелость, честность, коллективизм, вызвать положительно эмоциональный настрой и желание укреплять свое здоровье.

Основной целью занятия является донести до детей мысль о разнообразии видов и действийс мячом, сохранения и укрепления своего здоровья.

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе, согласно списочного состава, присутствовало15 человек.

Конспект занятия соответствует программным требованиям данного возраста. При отборе содержания учебного материала руководствовалась Программой «От рождения до школы», направление «Физическое развитие» образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура». Занятие интегрированное. Интеграция с областью «Познание» разделы ФЭМП и формирование целостной картины мира, расширение кругозора (порядковый счет, сравнение предметов по размеру узкий — широкий).

Подготовка к занятию Спортивный зал проветрен, дети были в спортивной форме, подготовлен спортивный инвентарь для каждого ребенка. Что соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
Организация занятия: Вводная часть проходила 5-6 минут. Использовались различные виды ходьбы, бега, которые проведены поточным способом. Этот способ предусматривает непрерывность выполнения комплекса упражнений, т.е. без пауз и остановок, что значительно повышает плотность занятий, активизирует деятельность центральной нервной системы и внимание детей. Эти упражнения помогли подготовить опорно-двигательный аппарат к выполнению упражнений основной части образовательной деятельности.
Проведение занятия Основная часть длилась 17 – 20 минут. В начале для решения поставленных задач, были даны общеразвивающие упражнения на ковриках. Они проводились фронтальным способом, в процессе выполнения были задействованы все группы мышц. Использован метод показа со словесным сопровождением. При переходе к основным видам движений были использованы здоровье — сберегающие технологии: дыхательная гимнастика, которая способствовала восстановлению дыхания и развитие дыхательной мускулатуры, самомассаж мячом «Ёжик» с целью развивая тактильных ощущений. Совершенствование основных видов движений проходило по принципу круговой тренировки. Круговая тренировка эффективная форма физической подготовки дошкольников она: обеспечила высокую моторную плотность занятия; относительно точно дозировала физическую нагрузку; согласовывала содержание упражнений на “станциях” с программным материалом; способствовала одновременному и самостоятельному выполнению упражнений большим числом занимающихся с использованием максимального количества оборудования и инвентаря.
Поведение и состояние детей Дети восприняли материал осознанно, знаний о мяче и видов движений с ним у них достаточно.
Качество показа и объяснение упражнений воспитателем На занятии присутствовала атмосфера добра, чуткости, внимания. При выполнении основных видов движений дети старались правильно их выполнять, слышали команды воспитателя, выполняли все указания. На занятии нагрузка соответствовала возрасту детей, они не устали. Длительность занятия выдержана. Дети получили хорошую тренировочную нагрузку.
Предложения к проведенному занятию Осуществлен комплексный подбор всего программного материала по развитию движений и физических качеств. Эмоциональный настрой на протяжении всего занятия был высокий.

Оснащение группового помещения:

составить схему, описание (рисунок), выделить оборудование для двигательной активности

Задание 7. Планирование и организация проведения режимных моментов с детьми старшего дошкольного возраста и в подготовительной к школе группе, утренней гимнастики, прогулки, подвижных игр, физкультминуток, физкультурного занятия, самостоятельной и индивидуальной двигательной деятельности. Анализ проведения(1 половина дня).

Утро в группе (индивидуальная работа по двигательному развитию)

(старшая – подготовительная группа)

Вид занятий Продолжительность
Утренняя гимнастика Ежедневно в группе (в теплое время года – на участке), 10 мин.
Двигательные разминки Ежедневно во время 10 мин.перерыва между ОД
Физкультминутки Ежедневно во время НОД, 2-3 мин.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно 20-25 мин.
Индивидуальная работа по развитию движений 2 раза в неделю на прогулке 15 мин.
Гимнастика после дневного сна Ежедневно 5-6 мин.
ОД в области» Физическая культура» 2 раза в неделю по 25 мин.
Физкультурный досуг 1 раз в месяц, 30 мин
Физкультурный праздник 2 раза в год, 1 час
Самостоятельная двигательная активность Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на прогулке, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

План-конспект утренней гимнастики

источник

В методическом пособии представлены различные варианты педагогического анализа физкультурного занятия как ведущей форма обучения дошкольников физическим упражнениям. Педагогический анализ направлен на исследование и оценку занятия в целом и его составных элементов. Умение качественности оценить деятельность детей и педагога, следовательно, составлять педагогический анализ физкультурного занятия одно из важнейших качеств профессионализма педагога дошкольного учреждения

ГОУ Якутский педагогический колледж №2

ГОУ Якутский педагогический колледж №2

ПЛАТОНОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

Составитель: Платонова Татьяна Владимировна

В методическом пособии представлены различные варианты педагогического анализа физкультурного занятия как ведущей форма обучения дошкольникам физическим упражнениям. Педагогический анализ направлен на исследование и оценку учебного занятия в целом и его составных элементов. Умение качественности оценить деятельность детей и педагога, следовательно, составлять педагогический анализ физкультурного занятия – одно из важнейших качеств профессионализма педагога дошкольного учреждения.

Оптимизация процесса физического воспитания дошкольников обеспечивается рядом мероприятий, гарантирующих постоянный педагогический и медицинский контроль состояния здоровья детей, их эмоционального состояния, уровня физической подготовленности и интеллектуального развития [13].

Педагогический анализ занятий – один из видов методической работы в образовательных учреждениях образования, направленный на исследование и оценку учебного занятия в целом и его составных элементов с целью оказания методической помощи педагогам, изучения и обобщения их опыта (Н.Н.Кожухова).

Педагогический анализ физкультурного занятия – это анализ занятия, при котором внимание обращается на реализацию образовательных, оздоровительных задач, качественные и количественные показатели при выполнении физических упражнений. Педагогическое наблюдение отличается от бытового наблюдения, во-первых, конкретностью объекта наблюдения и, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.). Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны процесса физического воспитания, которые можно фиксировать без нарушения процесса обучения и воспитания. Строгая системность в наблюдениях позволяет не только описывать действительность, но и давать объяснение наблюдаемых фактам. С этой целью предварительно разрабатываются схемы наблюдений.

Читайте также:  Хламидия пневмония у детей расшифровка анализа

При наблюдении и последующем анализе физкультурного занятия обращается внимание на реализацию образовательных, оздоровительных и воспитательных задач физического воспитания; методы и приемы обучения, качественные и количественные показатели при выполнении физических упражнений, способов организации детей на их выполнение, рациональное распределение времени на отдельные части занятия.

В первой части физкультурного занятия обращается внимание на сложность строевых упражнений (построений, перестроений, поворотов, смыканий, размыканий), способов их выполнения, на соответствие подводящих упражнений характеру основного движения, которое будет осваиваться детьми в третьей части. Обращается внимание на четкость подачи команд, предъявления требования к качественному выполнению упражнений, их анализу.

Во второй (подготовительной) части занятия наблюдается соответствие общеразвивающих упражнений, их подбор, количество, подготовки мышц к выполнению основных движений в основной части. При включении новых общеразвивающих упражнений, обращается внимание на соответствие приемов обучения возрастным особенностям детей в старшей и подготовительной группах – это конкретное указание направления с точными пространственными характеристиками во всех элементах движения, а в младшей и средней группах использование имитации, образов, опора на представления детей. С целью создания и уточнения мышечных представлений используется помощь и оценка при выполнении упражнений.

В третьей (основной) части занятия обращается внимание на сочетание подобранных основных движений с учетом подвижной игры, на способы организации детей при выполнении основных движений, приемы обучения, количественные и качественные показатели движений и воспитание физических качеств.

Одним из показателей эффективности физкультурного занятия является моторная плотность. Моторная плотность – это отношение времени затраченного одним ребенком на выполнение движений в течение занятий к общей его длительности. Определяется моторная плотность с помощью хронометрирования деятельности ребенка на занятии. Хронометраж производится с помощью секундомера. Наблюдение ведется за одним ребенком. Секундомер включается в начале занятия и выключается в конце. Заносится время, затраченное на выполнение движений, отмечаются остановки, связанные с объяснением физических упражнений, простоями. Педагоги выделяют два вида анализа физкультурных занятий: комплексный и аспектный. Комплексный анализ – это совокупность, сочетание объектов, предметов, действий, тесно связанных и взаимодействующих между собой, образующих единое целое. Аспектный анализ – это взгляд, точки зрения, в соответствии с которой рассматривается какое – либо явление, понятие, перспектива.

Комплексный анализ занятий по физической культуре

1. Учебно-тренировочное занятие. Решаются задачи формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств, совершенствования умений и навыков (50% всех занятий).

  1. Условия проведения (подготовка места, инвентаря).
  2. Одежда и обувь детей и воспитателя.
  3. Эффективность решения задач физического воспитания: качество выполнения упражнений детьми; способы организации детей при выполнении упражнений; соответствие методов и приемов возрасту и подготовленности детей, этапам обучения, регулирование физической нагрузки; самочувствие детей (заинтересованность в результатах, активность, внимание, взаимоотношения с другими детьми).
  4. Уровень подготовки воспитателя: качество показа физических упражнений, правильность объяснений, подачи команд и распоряжений; умение видеть всех детей; помощь детям при выполнении упражнений; умение предупреждать ошибки, исправлять их, обеспечивать страховку; характер ведения занятия.
  5. Моторная плотность занятия.

2. Сюжетное физкультурное занятие. Построено на одном сюжете («Зоопарк», «Космонавты», «В гости к зайке», «В подводном царстве», «В зимнем лесу» и т.д.). Решаются задачи совершенствование двигательных умений и навыков, воспитания интереса к физическим упражнениям через интересный для детей сюжет.

  1. Сведения о сюжете (по какой сказке проводится физкультурное занятие).
  2. Соответствует ли пособия по персонажам. Соблюдены ли гигиенические условие у этих пособий.
  3. Совершались ли задачи совершенствованию двигательных умений и навыков: соответствует ли название упражнений к сюжету.
  4. Эффективность решения задач воспитания интереса к физическим упражнениям: интересно ли детям; качественное выполнение упражнений.
  5. Правильность методики проведения занятий:

— дозировку физических упражнений;

— правильность объяснения, указаний, команд, распоряжений.

— индивидуальный подход к детям.

6. Правильность описания физических упражнений.

7. Как сюжет помогает решать задачи физкультурной занятии.

3. Игровое занятие . Построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к физическим упражнениям, двигательная самостоятельность в наиболее приемлемой для дошкольника виду деятельности – подвижной игре.

  1. Условия проведения игрового занятия.
  2. Подготовленность места и физкультурного инвентаря.
  3. Одежда и обувь детей и воспитателя.
  4. Организация игр: своевременность начала и окончание, длительность игр в целом, время на каждое повторение и на выполнение отдельных упражнений, рациональное использование помещения, раздача и сбор инвентаря, атрибутов.
  5. Эффективность решения развивающих задач: приемы развития физических качеств (ловкости, быстроты и др.).
  6. Общая оценка проведения игрового физкультурного занятия.
  7. Какие виды игр использованы, игровые упражнения, использовались ли малоподвижные, подвижные игры.

4. Комплексное занятие. Направлено на синтез различных видов деятельности – двигательной, речевой, изобразительной, конструктивной и т.д. Комплексно и одновременно решаются задачи физического, психического, умственного, нравственного развития.

  1. Степень решения воспитательных задач: содействие умственному, нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию; использование музыкального сопровождения.
  2. Уровень педагогического мастерства воспитателя: умение видеть всех детей и осуществлять контроль за качеством выполнения упражнений, самочувствием, поведением и настроением детей.

5. Физкультурно-познавательное занятие. Носит комплексный характер, решает задачи, например, эколого-физического развития ребенка, нравственного и физического развития, умственного и физического развития ребенка и т.д.

  1. Какое направление имеет физкультурное занятие.
  2. Какие методы и приемы использованы для развития физкультурно-познавательного, физкультурно-умственного, физкультурно-нравственного наряду с двигательной сферой

6. Тематическое физкультурное занятие. Посвящено изучению какого-либо вида спортивных игр или упражнений – катание на коньках, лыжах, элементам игры в волейбол, хоккей и т.д. Разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр, закрепляются навыки в уже освоенных движениях.

  1. На какую тему направлено.
  2. Соответствуют ли задачи данной теме.
  3. Созданы ли адекватные условия обучения.
  4. Владеет ли сам педагог техникой выполнения данных видов упражнений.
  5. Соблюдается ли постепенность в обучении сложных видов упражнений.
  6. Соблюдаются требования техники безопасности при обучении.

Аспектный анализ занятий по физической культуре

1. Уровень методической подготовленности воспитателя:

  1. Качество разработки плана — конспекта занятия, грамотность и обоснованность формулировки программного содержания занятия.
  2. Соответствуют ли знания о структурных компонентов плана-конспекта занятия и возрастных особенностей.
  3. Владение разнообразными приемами обеспечивающие занятия.
  4. Использование приемов основанные на знания индивидуальных особенностей детей.
  5. Соответствует ли качество показа упражнений; правильность объяснений, указаний, подачи команд и распоряжений;
  6. Владение голосом и культура речи; тон в обращении с детьми;
  7. Умение осуществлять контроль за качеством выполнения упражнений детьми;
  8. Использование приемы стимулирования детей к самостоятельности и творчеству.
  9. Характер ведения занятия (уверенно, неуверенно).

2. Подбор физических упражнений для решения поставленных задач:

1. В основной части занятия (соответствие основных физических упражнений поставленным задачам, целесообразность их методической последовательности на занятии; количество, характер и методическая последовательность подводящих упражнений; дозировка физических упражнений);

2. В подготовительной части занятия (разнообразие и эффективность физических упражнений в подготовке к решению основных задач урока, их методическая последовательность);

3. В заключительной части занятия (разнообразие и эффективность физических упражнений в завершении занятия, их методическая последовательность);

4. Соответствие фактического материала занятия с запланированным в конспекте и с конкретно сложившимися условиями проведения занятия.

3. Использование методов обучения и воспитания и степень их эффективности:

1. Словесные методы (объяснения, команды, подсчет, оценка и пр.), уровень речевой подготовленности педагога, знание терминологии, владение командным языком;

2. Наглядные методы (показ изучаемого двигательного действия, демонстрация плакатов, моделей и пр.), качество показом педагогом, использование детей для показа, сочетание показа со словом;

3. Практические методы (метод разучивания по частям, метод разучивания в целом, игровой, соревновательный и прочие методы);

4. Разнообразие применяемых на занятии методов, их соответствие поставленным задачам, особенностям учебного материала, условиям работы и индивидуальным особенностям детей.

4. Активизация умственной деятельности детей на физкультурных занятиях:

  1. Сформулированы в программном содержании задачи по активизации умственной деятельности детей.
  2. Какие из нижеперечисленных приемов активизация умственной деятельности детей были использованы на занятии:
  • Выделение отдельных сторон движения в образной, игровой форме.
  • Опора на наглядность.
  • Включение заданий на ориентировку в пространстве.
  • созданы поисковые ситуации.
  • Задания на контрастные мышечные ощущения
  • Задания с постепенным изменением мышечных ощущений.

Как занимательная игровая форма занятия решала задачи активизации умственной деятельности детей на физкультурных занятиях.

  1. Была ли эффективность устранение раздражителей.
  2. Удобность расположения во время показа и объяснения.
  3. Была ли установка на качественное выполнение движения.

5. Адекватность используемых приемов в зависимости от этапа обучения двигательному навыку:

1 этап – первоначальное разучивание.

1. При ознакомлении с двигательным действиями, какие из перечисленных методов имели место:

  • Сообщение цели;
  • Безукоризненный показ в нужном темпе;
  • Расчлененный показ в медленном темпе;
  • Практическое выполнение детьми;

2. Характер движений детей (создать целостное представление о движении; формирование умения выполнять движение в общих чертах). Какие методические приемы использованы воспитателем для устранения:

  • Излишней мышечной напряжении;
  • Неуверенность в движениях;
  • Отсутствие слитности между его элементами;

2 этап – углубленное разучивание.

1. При уточнении правильности выполнения элементов техники движении какие из перечисленных методов имели место:

  • Напоминание без показа;
  • Расчлененный показ;
  • Вопросы;
  • Повторение движений;
  • Анализ;
  • Рассказ;
  • Оценки;

2. Характер движений детей (создать правильное представление о каждом элементе техники; выработать умение четко и слитно выполнять их; постепенное исправление имеющихся ошибок). Какие методические приемы использованы воспитателем для устранения:

  • Попеременной ухудшении и улучшении действий.

3 этап – закрепление навыка, совершенствование техники.

1. При закреплении и совершенствовании навыка какие из перечисленных методов имели место:

  • Метод творческих заданий;
  • Метод проблемного обучения;

2. Характер движений детей (закрепить приобретенное умение в навык; уметь применять действие в различных условиях (игры, повседневная жизнь)). Какие методические приемы использованы воспитателем для устранения:

  • Движений экономные свободные, эмоциональные, достаточно четкие.

6. Приемы регулирования психологической и физической нагрузки:

  1. Выбор оптимального способа организации при выполнении основных движений.
  2. Умение воспитателя наблюдать и замечать внешние признаки утомления (окраска кожи; лица и шеи; потливость; дыхание; движение; самочувствие);
  3. Умение воспитателя наблюдать и замечать допустимую степень утомления (небольшое покраснение лица; незначительная потливость; дыхание ровное; движения бодрые; общее самочувствие хорошее);
  4. Умение воспитателя наблюдать и замечать значительную степень утомления (резкое покраснение или побледнение лица; общее выступание соли на коже; дыхание частое, поверхностное, может быть одышка; дрожание конечностей; головокружение; шум в ушах, рвота).

7. Оценка двигательной активности и эффективность занятия:

  1. Общая плотность занятия.
  2. Моторная плотность занятия.
  3. Методы и приемы повышения моторной плотности занятия:
  • четкость и краткость речи воспитателя;
  • использование наиболее рационального способа организации детей (поточный, фронтальный, групповой);
  • многократное повторение движений;
  • эффективное использование физкультурного оборудования (можно использовать один вид пособия, достаточного по количеству; расставить оборудование до занятия; привлечь детей к его расстановке и т.д.).
  • правильно ли был использован переход от одной части к другой, была ли последовательность, логичность и не нарушался ли общего темпа и ритма.
  1. Практические умения воспитателя для проведения:

Подготовка педагога к занятию:

  • Разработка конспекта занятия (его полнота, грамотность, качество оформления);
  • Подготовка места занятий, оборудования и учебных пособий;
  • Внешний вид педагога.

Подготовка к занятию – продумывание содержания занятия, подготовка оборудования, пособий, наметить конечные результаты.

  • Предусмотреть достаточно ли площадь проведения занятия, гигиену физкультурного зала, одежду и обувь воспитателя, удобное размещение пособий.

Разминка – подготовка организма к нагрузке, вызвать интерес к занятию: продумывание целесообразности движений, их разнообразие по построению, направлению, темпу, способу выполнения, нагрузке.

  • Не допустила ли длительных бесцельных движений;
  • Дала ли четко, кратко организационно-методические указания;
  • Продумывание ритмических сопровождений (счет, бубен, грамзапись, музыкальное сопровождение).

Общеразвивающие упражнения – выполнение с наибольшей пользой для организма (правильная осанка, дыхание, и.п., темп, и т.п.).

  • Предусмотрены ли названия упражнений, смена и.п. для каждого, их разнообразие подачи (по показу воспитателя, ребенка, по названию, по проговариванию и т.д.
  • Использовано ли ритмическое сопровождение (счет, слово, звук, музыка, выполнение в свободном темпе).

Основные движения – овладение на уровне выдвинутых задач: научить выполнять в целом – на I этапе, элементам техники – на II, творческому исполнению – III.

  • Поставлены ли перед детьми задачи;
  • Созданы ли условия для многократного творческого повторения движений;
  • Продумывание методов и приемов обучения.

Каждое обращение к детям должно быть четким, кратким, образным, вызывать у детей желание к выполнению движений.

Подвижная игра – совершенствование движений, обеспечить пика нагрузки, упражнять в поведении.

  • Объяснение игры (с учетом возраста детей, новизны игры, для старших – выделить правила игры);
  • Распределены ли роли (на каждом занятии по-разному);
  • Использование всю площадь;
  • Добивалась ли выполнение правил, качественного творческого выполнения движений;
  • Регулирование нагрузки.

Заключительная часть – восстановление пульса и дыхания.

  • Не допущены ли резкая остановка после бега и др. нагрузочные упражнения;
  • Восстановила ли дыхание, начиная с ускоренной ходьбы с постепенным замедлением темпа, включением дыхательных упражнений.

9. Поведение детей во время занятия:

1. Отношение детей к отдельным упражнениям и к занятию в целом (интерес, активность, настойчивость);

источник