Меню Рубрики

Анализ деятельности детей в лагере

6.1.Формы работы, пользующиеся успехом у детей 6-10 лет:

1)организация быта ребенка. Для вожатого этот возраст важен тем, что у детей еще очень высок авторитет взрослого человека. Дети слушались просто потому, что мы старше. Поэтому в первую очередь обязанности вожатого, работающего на младшем отряде, заключаются в организации быта ребенка. Многие дети в этом возрасте еще не умеют ухаживать за собой. Я следила с за тем, чтобы у моих подопечных было чистое белье, сухие носки и обувь, причесывала по утрам девочек. Помогала детям поддерживать чистоту в палате. Постоянно находиться с детьми, следила, как бы, кто-нибудь не поранился, не ушибся;

2)игровая. Младшие дети всегда находили, чем себя занять. Они играли в пятнашки, качались на качелях. Игру для маленького ребенка можно сделать буквально из всего, даже из построения на полдник. Для этого возраста больше всего подходят подвижные, «бегательные» игры. Прекрасно проходили игры-кричалки, ролевые сказки.

1)при организации работы с новичками, детьми, первый раз в своей жизни приехавшими в лагерь. Такие детитребуют большего внимания к себе. У них отсутствуют навыки в выполнении режима дня, они не приспособлены к самостоятельной жизни и должны еще привыкнуть к общественному питанию, новым порядкам. Чувство покинутости, одиночества испытывают, как правило, именно такие дети. Поэтому при изучении своего отряда я в первую очередь выделила таких детей и обратила на них свое внимание;

2)в решении особых ситуаций:

а) энурез. Нередко дети сталкиваются с этим неприятным явлением в оздоровительном лагере: они мочатся в кровать. Моя роль заключалась в том, чтобы избавить ребенка от смущения и унижения со стороны сверстников. Процедура смены белья была проработана тихо и аккуратно;

б)проблемы сна. Данная проблемапроявлялась, во-первых, в хождении во время сна (лунатизме). Мои действия были таковыми:

— не будила ребенка во время его ночных прогулок и не давала никаких приказаний;

— уменьшала освещенность детской постели ночью, помещая постель такого ребенка дальше от окна;

— подкладывала под ноги ребенка во время его ночной прогулки мокрую холодную тряпку, это способствовало самостоятельному медленному пробуждению и избавляло его от испуга.

Во-вторых, возникали ночные кошмары у детей. Было проявлено особое внимание вечером — проводились спокойные мероприятия, настраивающие на сон, рассказывались в комнате добрые истории на ночь;

в)тоска по дому. Очень часто дети скучали по своим родителям и друзьям, становились плаксивы и падали духом. Я занимала таких детей деятельностью, которая позволяла обрести друзей или забыть о доме –игры. Давала какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе, зачастую это была подготовка к какому- либо мероприятию.

6.3.1)Ознакомление с планом работы детского оздоровительного лагеря на период смены.

2)Изучение личности ребёнка. Выявление его способностей, интересов, мотивов деятельности, проектировании его индивидуального развития.

3)Проведение исследования детского коллектива. Выявление его структуры. Проведение работы по его сплочению.

4)Составление планов совместной с детьми деятельности (план работы отряда: участие в массовых мероприятиях).

5)Организация общения и досуга коллектива детей.

6)Создание предметной развивающей среды, оформление отрядного уголка, информационных стендов.

7)Разработка и проведение воспитательных мероприятий различных по формам организации и разнообразной тематической направленности.

Со всеми поставленными вопросами была ознакомлена как теоретически ,так и практически на учебной практике и на летней педагогической практике.

6.4.Предложения по совершенствованию летней педагогической практики.

Летняя педагогическая практика рассматривается как необходимый компонент профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, но существующая система организации данного вида практики студентов недостаточно эффективна. Изменение ситуации возможно при внедрении в практику условий повышения ее эффективности.

Эффективности организации летней педагогической практики в процессе профессиональной подготовки студентов способствует реализация комплекса организационно-педагогических условий:

1) формирование положительной мотивации студентов на воспитательную работу с детьми и подростками в условиях летнего отдыха;

2) совершенствование специальной подготовки студентов к прохождению летней педагогической практики;

3) обеспечение оптимальной среды для самостоятельной педагогической деятельности студентов в период летней практики.

В ходе прохождения практики я ознакомилась с условиями работы в пансионате отдыха детского санаторно-оздоровительного лагеря «Шахтинский текстильщик», правами и обязанностями вожатых и детей, формами и методами эффективной организационной работы с детьми.

Сталкиваясь с определенными трудностями и типичными проблемами во время прохождения практики, я старалась найти эффективные и не стандартные, интересные для детей, способы преодоления и решения этих проблем и возникших трудностей.

В своей работе я старалась использовать демократический стиль общения с детьми, старалась быть для детей наставником и другом. В планировании и организации деятельности детей в отряде я учитывала не только возрастные и физические особенности детей, их характер и темперамент, но и мнения и желания самих детей.

Я считаю, что поставленные перед сменой задачи выполнены, цели достигнуты в полном объеме.

источник

деятельности летнего пришкольного лагеря «Солнышко» в 2012 году

Цель: анализ создания условий для оздоровления и отдыха детей на основе реализации образовательной программы летнего отдыха оздоровительного пришкольного лагеря «Солнышко»

Основные направления анализа:

· Создание условий для детского отдыха и оздоровления (наличие нормативно-правовой документации лагеря, соблюдение гигиенических требований, наличие образовательной программы летнего отдыха, ее соответствие деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся общеобразовательного учреждения, наличие планов мероприятий по различным видам воспитательной деятельности).

  • Реализация приоритетных направлений воспитательной системы школы через осуществление деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся школы в соответствии с его образовательной программой.

В 2011-2012 учебном году в средней общеобразовательной школе работал летний пришкольный оздоровительный лагерь «Солнышко».

Направление деятельности, направленность программы

1. Сохранение и укрепление здоровья ребёнка, привитие навыков ЗОЖ.

2. Расширение кругозора ребёнка через игровой сюжет с учётом возрастных особенностей и интеллектуального уровня;

3.Развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела смены;

4. Формирование мотивации к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни;

5. Сплочение детского коллектива;

6. Поддержание духа сотрудничества и взаимопомощи;

7. Формирование базы знаний всевозможных игр для использования их в воспитательном процессе;

Количество отдыхающих детей -70 человек.Сроки работы лагеря: 1 июня – 27 июня 2012 года.

Малообеспеченная семья

Многодетная семья

Неполная семья

Опекунская семья

Полная семья

Количество детей

Количество семей

Количество детей

Количество семей

Количество детей

Количество семей

Количество детей

Количество семей

Количество детей

Количество семей

-Создание условий для детского отдыха и оздоровления (наличие нормативно-правовой документации лагеря, соблюдение гигиенических требований, наличие образовательной программы летнего отдыха, ее соответствие деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся общеобразовательного учреждения, наличие планов мероприятий по различным видам воспитательной деятельности).

Деятельность лагеря была организована в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального, регионального, городского, районного уровней, локальными актами, в том числе комплексной образовательно-оздоровительной программой.

При анализе итогов деятельности лагеря выяснено, что к открытию лагеря была проведена предварительная работа :

1.В области соблюдения санитарно- гигиенических требований

· проведено санитарно-гигиеническое обучение персонала лагеря ;

· проведена подготовка к выполнению гигиенических требований к устройству, содержанию и организации режима оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей согласно санитарно-эпидемиологическим правилам (Санитарно-эпидемиологическое заключение );

· проведено обследование для оформления акта приемки оздоровительного лагеря (Акт приемки оздоровительного лагеря);

· проведено обучение начальника лагеря по технике безопасности и охране труда;

· разработан режим работы лагеря;

2.В области кадрового обеспечения

· подобран персонал лагеря (начальник лагеря, воспитатели, инструкторы по физической культуре), который занимается реализацией образовательной программы лагеря ;

· проведено обучение персонала по реализации образовательной программы, проведены совещания по организации лагеря;

3.В области нормативно-правового обеспечения

· создана нормативно-правовая база (акт приемки лагеря, Положение об оздоровительном пришкольном лагере, журналы приказов и инструктажей по лагерю, приказ о летнем пришкольном лагере, приказ о назначении начальника лагеря и персонала, Правила внутреннего трудового распорядка, график работы воспитателей, программы вводного инструктажа для воспитателей и воспитанников, должностные обязанности сотрудников лагеря, инструктажи по технике безопасности, отчетные документы)

4.В области организации воспитательной деятельности

· разработана комплексная образовательно-оздоровительная программа;

· разработан план работы и основные мероприятия лагеря;

Деятельность лагеря была проведена в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, замечаний надзорных органов нет. В лагере имеются все нормативные документы по организации лагеря. За период действия не было случаев травматизма детей, посещаемость лагеря составила 100%, не было зарегистрировано случаев заболевания детей. В течение сезона работы лагеря были оказаны следующие услуги:

Результаты: проведено два медицинских обследования состояния здоровья детей, были отмечены результаты укрепления здоровья детей: увеличение веса отмечено у 67 % детей, отсутствие простудных и инфекционных заболеваний, нет случаев снижения веса, а также с детьми проведены беседы по профилактике вредных привычек, витаминизация, просветительская игра «Скажи здоровью да!»

услуги по охране труда и безопасной жизнедеятельности

Результаты : нет случаев травматизма, дети обеспечены питанием по нормам с добавлением витаминов, проводилась регулярная влажная уборка и санитарная обработка, проведены беседы с родителями «Режим в лагере», «Правила поведения в лагере».

Результаты: проведены индивидуальные консультации по налаживанию межличностных взаимоотношений, а также беседы по улучшению психологического климата в группе, проведена педагогическая диагностика.

Результаты: предоставлены все данные об оздоровительном лагере, оказана помощь в оформлении документов.

Образовательные услуги оказаны посредством реализации образовательно-оздоровительной программы, организации мероприятий творческого и спортивно-оздоровительного характера. Образовательно-оздоровительная программа по своей направленности является комплексной, так как включает в себя разноплановую деятельность, объединяют различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся. По продолжительности реализации данная программа краткосрочная и реализована в течение одной смены, но осуществление некоторых направлений возможно в осенний и зимний периоды.

По программе реализовывались следующие направления: интеллектуальное, физическое, эмоциональное, социальное. К открытию лагеря были представлены все планы мероприятий, разработаны сценарии, имеется банк нормативных и методических материалов. Смена проходила в форме сюжетно-ролевой игры «Мультландия». По страницам русских сказок и мультфильмов. Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка. В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно традициям русских литературных героев и действуют согласно своим ролям.

Участвуя в различных играх, ребёнок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и моральным установкам. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности.

Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка:

— творческий поиск и талант;

— нестандартное решение проблем;

— дружные и сплочённые отношения в отряде;

— ответственные действия и поступки и др.

Реализация приоритетных направлений воспитательной системы школы через осуществление деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся школы в соответствии с его образовательной программой.

Комплексная образовательная программа оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей направлена на содействие созданию системы физического оздоровления детей для формирования осмысленного их отношения к своему здоровью и приобщения их к здоровьесохраняющей деятельности. Программа реализовывала некоторые приоритетные направления воспитательной системы школы : приобщение к социальным практикам, развитие творческих способностей.

Отмечаются следующие недостатки при организации деятельности лагеря с дневным пребыванием учащихся в соответствии с образовательной программой и воспитательной системой школы:

-в области создания условий для детского оздоровления и отдыха:

Ø недостаточная работа педагогов школы в информировании родителей о деятельности школьного лагеря;

— в области реализации приоритетных направлений воспитательной системы школы через осуществление деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся школы в соответствии с его образовательной программой:

Ø не разработаны формы мониторинга деятельности лагеря по направлениям и система отслеживания результатов.

На основе анализа результатов деятельности летнего оздоровительного лагеря определены следующие проблемы:

— отсутствие разработанной системы отслеживания результатов деятельности оздоровительного лагеря в области создания условий и реализации направлений образовательно-оздоровительной программы.

МБОУ «Нововознесенская средняя

общеобразовательная школа» Н.В.Коломиец

Исполнитель: М.А.Эленбергер 73392

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Нововознесенская средняя общеобразовательная школа»

деятельности летнего пришкольного лагеря «Солнышко» в 2012 году

Цель: анализ создания условий для оздоровления и отдыха детей на основе реализации образовательной программы летнего отдыха оздоровительного пришкольного лагеря «Солнышко»

Основные направления анализа:

  1. Создание условий для детского отдыха и оздоровления (наличие нормативно-правовой документации лагеря, соблюдение гигиенических требований, наличие образовательной программы летнего отдыха, ее соответствие деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся общеобразовательного учреждения, наличие планов мероприятий по различным видам воспитательной деятельности).
  2. Реализация приоритетных направлений воспитательной системы школы через осуществление деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся школы в соответствии с его образовательной программой.

В 2011-2012 учебном году в средней общеобразовательной школе работал летний пришкольный оздоровительный лагерь «Солнышко».

Направление деятельности, направленность программы

1. Сохранение и укрепление здоровья ребёнка, привитие навыков ЗОЖ.

2. Расширение кругозора ребёнка через игровой сюжет с учётом возрастных особенностей и интеллектуального уровня;

3.Развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела смены;

4. Формирование мотивации к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни;

5. Сплочение детского коллектива;

6. Поддержание духа сотрудничества и взаимопомощи;

7. Формирование базы знаний всевозможных игр для использования их в воспитательном процессе;

Количество отдыхающих детей -70 человек. Сроки работы лагеря: 1 июня – 27 июня 2012 года.

-Создание условий для детского отдыха и оздоровления (наличие нормативно-правовой документации лагеря, соблюдение гигиенических требований, наличие образовательной программы летнего отдыха, ее соответствие деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся общеобразовательного учреждения, наличие планов мероприятий по различным видам воспитательной деятельности).

Деятельность лагеря была организована в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального, регионального, городского, районного уровней, локальными актами, в том числе комплексной образовательно-оздоровительной программой.

При анализе итогов деятельности лагеря выяснено, что к открытию лагеря была проведена предварительная работа :

1. В области соблюдения санитарно- гигиенических требований

  1. проведено санитарно-гигиеническое обучение персонала лагеря ;
  2. проведена подготовка к выполнению гигиенических требований к устройству, содержанию и организации режима оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей согласно санитарно-эпидемиологическим правилам ( Санитарно-эпидемиологическое заключение );
  3. проведено обследование для оформления акта приемки оздоровительного лагеря ( Акт приемки оздоровительного лагеря);
  4. проведено обучение начальника лагеря по технике безопасности и охране труда;
  5. разработан режим работы лагеря;
Читайте также:  Анализы подтверждающие астму у детей

2.В области кадрового обеспечения

  1. подобран персонал лагеря (начальник лагеря, воспитатели, инструкторы по физической культуре), который занимается реализацией образовательной программы лагеря ;
  1. проведено обучение персонала по реализации образовательной программы, проведены совещания по организации лагеря;

3.В области нормативно-правового обеспечения

  1. создана нормативно-правовая база ( акт приемки лагеря, Положение об оздоровительном пришкольном лагере, журналы приказов и инструктажей по лагерю, приказ о летнем пришкольном лагере, приказ о назначении начальника лагеря и персонала, Правила внутреннего трудового распорядка, график работы воспитателей, программы вводного инструктажа для воспитателей и воспитанников, должностные обязанности сотрудников лагеря, инструктажи по технике безопасности, отчетные документы)

4.В области организации воспитательной деятельности

  1. разработана комплексная образовательно-оздоровительная программа;
  2. разработан план работы и основные мероприятия лагеря;

Деятельность лагеря была проведена в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, замечаний надзорных органов нет. В лагере имеются все нормативные документы по организации лагеря. За период действия не было случаев травматизма детей, посещаемость лагеря составила 100%, не было зарегистрировано случаев заболевания детей. В течение сезона работы лагеря были оказаны следующие услуги:

Р езультаты : проведено два медицинских обследования состояния здоровья детей, были отмечены результаты укрепления здоровья детей: увеличение веса отмечено у 67 % детей, отсутствие простудных и инфекционных заболеваний, нет случаев снижения веса, а также с детьми проведены беседы по профилактике вредных привычек, витаминизация, просветительская игра «Скажи здоровью да!»

— услуги по охране труда и безопасной жизнедеятельности

Результаты : нет случаев травматизма, дети обеспечены питанием по нормам с добавлением витаминов, проводилась регулярная влажная уборка и санитарная обработка, проведены беседы с родителями «Режим в лагере», «Правила поведения в лагере».

Р езультаты : проведены индивидуальные консультации по налаживанию межличностных взаимоотношений, а также беседы по улучшению психологического климата в группе, проведена педагогическая диагностика.

Результаты: предоставлены все данные об оздоровительном лагере, оказана помощь в оформлении документов.

Образовательные услуги оказаны посредством реализации образовательно-оздоровительной программы, организации мероприятий творческого и спортивно-оздоровительного характера. Образовательно-оздоровительная программа по своей направленности является комплексной, так как включает в себя разноплановую деятельность, объединяют различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся. По продолжительности реализации данная программа краткосрочная и реализована в течение одной смены, но осуществление некоторых направлений возможно в осенний и зимний периоды.

По программе реализовывались следующие направления: интеллектуальное, физическое, эмоциональное, социальное. К открытию лагеря были представлены все планы мероприятий, разработаны сценарии, имеется банк нормативных и методических материалов. Смена проходила в форме сюжетно-ролевой игры «Мультландия». По страницам русских сказок и мультфильмов. Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка. В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно традициям русских литературных героев и действуют согласно своим ролям.

Участвуя в различных играх, ребёнок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и моральным установкам. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности.

Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка:

— творческий поиск и талант;

— нестандартное решение проблем;

— дружные и сплочённые отношения в отряде;

— ответственные действия и поступки и др.

— Реализация приоритетных направлений воспитательной системы школы через осуществление деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся школы в соответствии с его образовательной программой.

Комплексная образовательная программа оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей направлена на содействие созданию системы физического оздоровления детей для формирования осмысленного их отношения к своему здоровью и приобщения их к здоровьесохраняющей деятельности. Программа реализовывала некоторые приоритетные направления воспитательной системы школы : приобщение к социальным практикам, развитие творческих способностей.

Отмечаются следующие недостатки при организации деятельности лагеря с дневным пребыванием учащихся в соответствии с образовательной программой и воспитательной системой школы:

-в области создания условий для детского оздоровления и отдыха:

  1. недостаточная работа педагогов школы в информировании родителей о деятельности школьного лагеря;

— в области реализации приоритетных направлений воспитательной системы школы через осуществление деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся школы в соответствии с его образовательной программой:

  1. не разработаны формы мониторинга деятельности лагеря по направлениям и система отслеживания результатов.

На основе анализа результатов деятельности летнего оздоровительного лагеря определены следующие проблемы:

— отсутствие разработанной системы отслеживания результатов деятельности оздоровительного лагеря в области создания условий и реализации направлений образовательно-оздоровительной программы.

источник

В этой статье мы остановимся на очень необходимом этапе любой деятельности – анализе. Думаем, что не нужно убеждать вас, насколько он важен в педагогической деятельности. Ведь движение вперед предполагает осмысление, обобщение того, что было сделано. В общем смысле анализ можно определить как разложение на составные части для детального рассмотрения, как та или иная часть сыграла на общее.

В работе вожатого можно выделить два основных направления анализа: анализ педагогической деятельности и анализ с детьми.

1. Анализ собственной пед деятельности.

Осуществляется ежедневно и является основой для совершенствования текущей работы с детьми, позволяет вскрыть недостатки в этой работе и причины их возникновения.

Отдельные дела, их эффективность, изменение позиции и настроение детей, состояние межличностных отношений в отряде, выполнение единых норм и педагогических требований, активность включения детей в те или иные виды деятельности, состояние здоровья детей и условие жизнеобеспечения.

Постоянные личные наблюдения, беседы с детьми, обмен мнениями с коллегами, диагностика (анкеты, цветопись, материалы вечерних сборов-анализов с детьми в отряде).

Результаты фиксируются в педагогической документации (пед.дневник, индивидуальная карта собственного роста.)

Предполагаемая схема анализа дня.

  1. Выполнены ли цель и задачи, поставленные на этот день? Выполнен ли план работы на день? Что удалось выполнить, а что нет?
  2. Какое дело или событие было наиболее важным в воспитательном отношении:
    • какую задачу решали;
    • основные этапы этого дела;
    • в направлении ли решений задач был продуман и осуществлен ход дела;
    • как действовали в этом деле ребята, отношения ребят к делу, как реагировали ребята в ходе дела;
    • приходилось ли вам вносить корректировки в ходе дела, чем это было обосновано, что это дало.
  3. Анализ ситуации (при наличии такой в дне);
    • краткое содержание и ее участники;
    • в связи с чем возникла эта ситуация;
    • как проявили себя участники ситуации, их поступки;
    • итог ситуации;
    • выход из ситуации.
  4. Общая характеристика прожитого дня:
    • была ли группа организована;
    • произошли ли изменения в коллективе;
    • кто обратил на себя внимание;
    • как изменились ребята, внимание на которых раньше не обращали.
  5. Общие выводы:
    • удался ли день в целом;
    • что дал нового этот день вам как педагогу;
    • задачи на следующий день.

2. Анализ результатов педагогической деятельности.

Проводится по итогам определенного временного отрезка. Включает анализ организационного, основного и итогового периодов. Предполагает сопоставить результаты собственной педагогической деятельности с работой лагеря в целом, оценить эффективность и уровень своей работы и выстроить перспективы дальнейшего взаимодействия с другими подразделениями лагеря.

  1. Определение места и цели данного дела в общей программе смены и плане отряда
  2. Установление воспитывающих и развивающих аспектов дела и учет реальных возможностей их реализации
  3. Подготовка отдельных этапов дела и обеспечение их взаимосвязи и взаимовлияния
  4. Содержательное наполнение каждого составляющего компонента дела и уровень организационного обеспечения
  5. Совместная (коллективная) оценка конечного результата дела и оформление предложений по совершенствованию проведения.

4 . Самооценка индивидуального состояния.

Педагог-организатор, воспитатель, вожатый должен учитывать собственные возможности, адекватно оценивать свой профессиональный уровень и рационально строить отношение как с детьми, так и с коллегами. При решении проблемы самоанализа и самоорганизации, эффективность работы вожатого значительно возрастает.

Самочувствие, психоэмоциональное и физическое состояние.

Форма: самоконтроль и самооценка.

1. Методика выявления и согласования мнений и представлений.

Цель: уточнить представления и понятия; рассмотреть соответствие идеального представления и реального результата.

Предоставляется список с перечисленными качествами. Каждой группе (3-5 человек) дается по одному списку личностных качеств. На основании этого списка группа выполняет пять заданий (отобрать пять черт “хорошего подростка”, “идеального подростка” и т.д. и расположить их по значимости), результаты каждого сдают руководителю в письменном виде. Руководитель обрабатывает полученные результаты и предлагает их на всеобщее рассмотрение. Каждая группа через некоторое время делает анализ полученных результатов.

2. Методика изучения удовлетворения подростка жизнью в лагере.

Подросткам предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен, 3 – согласен, 2 – трудно сказать, 1 – не согласен, 0 – совершенно не согласен.

  1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
  2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
  3. В нашем отряде хорошие вожатые.
  4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
  5. У меня есть любимый взрослый в детском лагере.
  6. В отряде я всегда могу свободно высказывать свое мнение.
  7. Я считаю, что в нашем лагере созданы все условия для развития моих способностей.
  8. У меня есть любимое занятие в детском лагере.
  9. Я считая, что детский лагерь по настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
  10. Когда я уеду, то буду скучать по лагерю.

Подсчет: У = общая сумма баллов / общее количество ответов

У = общее количество ответов У > 3 – высокая степень удовлетворенности; 2 3 – средняя степень; У

1. Метод “недописанный тезис”

Этот метод заключается в том, что подростку прелагается набор незаконченных фраз, завершая которые, он мог бы выразить свое отношение к исследуемой теме, проблеме и т.п.

  • Хороший детский лагерь – это …
  • Если бы я был начальником лагеря, то непременно …
  • Когда я вижу вожатого, идущего на встречу, то …
  • Самое главное в жизни нашего отряда – это …
  • В нашем лагере больше всего цениться …

Время на ответ дается ограниченное, с учетом возраста (15 сек. – 1 мин.). При обработке результатов, ответы группируются по трем характеристикам: “положительная”, “отрицательная”, “неясная”.

Подростки получают задания – написать, что, по их мнению, в детском лагере (коллективе) хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы. Это дает возможность свободно изложить то, что объективно существует в жизни лагеря, больше всего ценится или осуждается. Субъективные оценки существенно помогают проанализировать жизнедеятельность детского лагеря (коллектива).

В нашем детском лагере (отряде):

Хорошо Плохо
1 1
2 2
. .
8 8
И т.д. И т.д.

Анализ материала, полученного с помощью этой методики, позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений, настроение, что является показателями жизнедеятельности детского коллектива.

Очень важен в развитии детского коллектива с одной стороны, является материалом для анализа педагогической деятельности вожатого с другой стороны. Выбирая те или иные формы анализа, необходимо учитывать не только возраст детей, но и уровень развития детского коллектива. С детьми младшего возраста необходимо более предпочесть игровые формы. В начале развития коллектива анализ проходит на эмоциональном уровне (“понравилось”, “не понравилось”), в дальнейшем необходимо переходить к содержательному анализу (“почему”).

По содержанию анализ может быть: анализ дня (временного отрезка), дела, ситуации.

  1. вспоминаем, описываем ситуацию;
  2. “+” и “-”, удачи, проблемы;
  3. причины;
  4. общий вывод, решение.
  1. Конкретность.
  2. Наглядность.
  3. Соответствие предмета анализа с ситуацией.
  4. Разнообразие форм представление ситуаций, сочетание методик индивидуальных и групповых.
  5. Соответствие возрасту детей:
    • Младшие – саморефлексия, основанная на доказательствах;
    • Средние – коллективные формы, обобщение на “мы”, вместо “я”;
    • Старшие – анализ на перспективу.

Формы организации анализа.

  1. В индивидуальном порядке. При ответе на тот или иной вопрос выступают только желающие. Рекомендуется в коллективе со средней и высокой степенью развития.
  2. По кругу. Форма группового анализа, выступают все по очереди, по кругу. Чаще всего используется на огоньках. В коллективах с низкой степенью развития вожатым необходимо поддерживать разговор.
  3. С мячиком. Активно-игровая форма анализа. Отряд встает в круг, вожатый начинает (задает тему для разговора, определяет вопросы), сам первый высказывается, затем перекидывает мячик любому ребенку, который продолжает разговор, потом перекидывает мячик другому и т. д.
  4. По группам. Сочетание группового и индивидуального анализа. Обсуждение в начале ведется в группах по 5-7 человек, где каждый высказывает свою точку зрения, затем от каждой группы выступает один человек. Подводится итог.
  5. Живая анкета. Игровая форма. Задается вопрос с ограниченным количеством ответов (например: “да”, “нет”, “затрудняюсь ответить”), выбираются помощники по количеству ответов, которые проходят и собирают ответы – хлопок по ладошке, того или иного помощника в зависимости от выбранного варианта ответа.
  6. Пресс-конференция. Игровая форма. Участникам объясняются правила проведения пресс-конференции, задается тема.
  7. Коллективное письмо.
  8. Почтовый ящик.
  9. Индивидуальный дневник.

источник

Организация школьных оздоровительных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей.

Цель летней практики – вооружить студентов знанием различных технологий по развитию личности учащегося в процессе организации воспитательно-оздоровительной работы с детьми в летний период и умением применять их.

Летняя практика проходила в пришкольном оздоровительном лагере «Радуга» с дневным пребыванием, в период 1-й смены.

Дата практики: 01.06.2009 – 26.06.2009 г.

Адрес: 663690, г. Зеленогорск, Красноярского края, ул. Строителей, 19;

Тел. (839169) 3–33–89. E-mail: sch172@zgr.kts.ru

Директор: Аладко Олег Александрович.

Под сменой лагеря с дневным пребыванием понимается форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с учениками общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования с пребыванием детей в дневное время и обязательной организацией их питания.

Содержание деятельности лагеря с дневным пребыванием определяется направленностью смены (профильной, труда и отдыха или иной направленностью) с обязательным проведением оздоровительных мероприятий.

Летний оздоровительный лагерь (ЛОЛ) «Радуга», с дневным пребыванием и 3-х разовым питанием располагается в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №172 г. Зеленогорска.

Начальник ЛОЛ : Журомская Галина Александровна

Возраст воспитанников ЛОЛ с дневным пребыванием 6–13 лет.

1 смена – с 01.06 по 26.06.2009 г. 2 смена – с 06.07. по 31.07.2009 г.

Дети находятся в лагере дневного пребывания с 8.00 до 18.00 часов.

Суббота и Воскресенье – выходные дни.

Цель организации ЛОЛ : Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга, учащихся во время оздоровительного сезона.

1. привлечение учащихся на определенный период летнего отдыха;

2. проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание с оздоровительным отдыхом;

3. развитие коллективистских отношений;

4. развитие творческих способностей детей;

5. создание условий для самореализации учащихся;

6. создание условий для формирования желаний учащихся приносить пользу обществу;

7. укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;

8. формирование и закрепление трудовых навыков.

Функциональные обязанности сотрудников ЛОЛ.

— организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря;

— разрабатывает авторскую программу ЛОЛ «Радуга»;

— обеспечивает безопасность жизни и з доровья детей и сотрудников лагеря;

— оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;

— руководит работой педагогического и вспомогательного персонала.

— отвечает за художественное оформление в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей и подростков, а так же за оформление мероприятий, проводимых в лагере;

— составляет план работы на смену и подводит итоги своей работы;

— составляет и подбирает методические разработки воспитательных мероприятий, сценариев, праздников и т.п.;

— организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы воспитанников в сфере их свободного времени, досуга и развлечений.

— обеспечивает реализацию плана работы;

— обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;

— несет материальну ю ответственность за имущество, выданное на лагерь.

Организационный этап смены. Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2–3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:

– встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

– формирование органов самоуправления,

– знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

– реализация основной идеи смены;

– вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;

Заключительный этап смены . Основной идеей этого этапа является:

– выработка перспектив деятельности организации;

– анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Оздоровительная работа. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

— ежедневный осмотр детей медицинским работником;

— принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);

— организация пешеходных экскурсий;

— организация здорового питания детей;

— организация спортивно-массовых мероприятий; подвижные игры.

Работа по сплочению коллектива воспитанников. Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

– коммуникативные игры на знакомство «Тутти-фрутти», «Снежный ком», «Назовись».

– Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».

– Игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок», «Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Хвост дракона», «Зоопарк‑2».

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период.

Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде»;

Беседы, проведённые медицинским работником:

– «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Мой рост, мой вес», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?» и т.д.;

– Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре» с приглашением представителей ПЧ‑62;

– Профилактическая беседа о правонарушениях несовершеннолетних;

– Профилактическая беседа о вреде наркотиков;

– Конкурс рисунков на асфальте «Ты, я и огонь» (организаторы – представители ПЧ‑1);

– Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность а городской квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи».

– Оформление отрядных уголков, стенных газет;

– Ярмарка идей и предложений;

– Конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Ты, я и огонь», «Волшебные мелки»;

– Коллективно-творческие дела: «Ключи от лета» (открытие смены), «Театральный фейерверк», «Алло! Мы ищем таланты!», «До свиданья, лагерь!» (закрытие смены)

– Кружок «Ритм» – занятие хореографией;

– Кружок «Искусство» – оригами, вышивка, плетение из бисера;

– Мероприятия на развитие творческого мышления: Загадки, кроссворды, ребусы, викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!», конкурсная программа «Великолепная семёрка», «Эрудит – шоу», конкурс – игра «Весёлые минутки», конкурс танцевального мастерства «В ритме танца», конкурс врунов «Как меня собирали в лагерь», интеллектуальная игра «Разноцветная капель», конкурс – игра «Счастливый случай», «Поле чудес»;

– городские мероприятия: Детская дискотека (МОУ ДОД ДДТ), городской конкурс среди ЛОЛ «Самый, самый, самый…» (МОУ ДОД ЦВР «Истоки), игровая программа «Фестиваль игры» (МОУ ДОД ДДТ), игровая программа «Добро пожаловать на МАРС!» (клуб «Весёлый улей»), детская дискотека «Незнайка и К» (ДК ЭХЗ), викторина «Эрудит» (клуб «Весёлый улей»); Итоговая выставка поделок, рисунков воспитанников ЛОЛ «Радуга»;

– Экскурсия по городу (МОУ ДОД ДДТ);

– Экскурсия в выставочный зал;

– Беседа «Символика Российской Федерации»;

– Экскурсия «Памятники животным» (Городская библиотека);

– Дискуссия «Природа моего края»;

– Беседа «Поговорим о матушке-природе»;

– Конкурс рисунков – «Мой Зеленый город!»

Работа по привитию навыков самоуправления.

– Выявление лидеров, генераторов идей (игра «Киностудия»);

– Распределение обязанностей в отряде;

– Закрепление ответственных по различным видам поручений;

– Дежурство по столовой, игровым комнатам и спальням;

Аналитическая деятельность по работе лагеря.

– Предварительный сбор данных на воспитанников ЛОЛ «Радуга» (анкетирование родителей);

– Цветовой опросник «Букет настроения» (каждый день дети разукрашивают лепесток цветка в цвет своего настроения)

– Анализ городских и лагерных мероприятий;

– Анализ анкет детей и родителей по окончании смены;

– Анализ работы в заключительный день работы ЛОЛ «Радуга»;

Ожидаемые результаты выполнения программы деятельности лагеря:

— пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями;

— развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;

— привитие навыков самообслуживания;

— уважение к родной природе.

Режим дня детей в лагере дневного пребывания.

Горн трубит: пора, пора! С добрым утром, детвора,

И тотчас же по порядку Всем ребятам на зарядку!

На линейку быстро стройся!

Всем за стол! Узнать пора, Чем богаты повара!

Кто куда: кто в поход, Кто в цветник, на огород!

Загорай и закаляйся, В быстрой речке искупайся.

Раз пришел веселый час, Здесь играют все у нас!

Но у всех, смешливых даже, За столом серьезный вид.

За обедом виден сразу аппетит.

Сладок сон после обеда. Тише! Не буди соседа.

Вот и снова горн поет, Сладкий чай в столовой ждет!

Не грустят в семействе нашем, Мы поем, рисуем, пляшем,

Мастерим, умеем шить, Все занятия хороши!

А теперь всем «ДО СВИДАНИЯ!» Завтра снова мы придем!

Каждый день в лагере начинался с утренней зарядки на спортплощадке школы.

Для здоровья важны и полноценное питание, и движение, и отдых, и психоэмоциональный комфорт. В меню включали фрукты, овощи, богатые витаминами, а также натуральные соки, кондитерские изделия, мясные и молочные продукты. Лагерь оздоровительный, и ребята получают не только усиленное питание, но дополнительные витамины и обогащенные витаминами лакомства.

Для организации кружковой работы заранее подготовлены кабинет, видеозал, игровая комната, а также спортивный зал и помещение библиотеки.

На территории лагеря имеется: спортивная площадка, баскетбольная площадка, футбольное поле, беговая дорожка, парковая зона, зона отдыха с песочницей, качелями, горкой.

В день приема детей осмотрела и взвесила медсестра школы, воспитатели провели инструктаж по технике безопасности, а также правилам дорожного движения и поведения в общественных местах.

Ежедневно в лагере проводились утренняя линейка, на которой каждый отряд получал план подготовки к общему мероприятию и задание на день

Программа лагеря включает в себя досуговые мероприятия, мероприятия по оздоровлению детей (витаминизация, физкультминутки и спортивные игры и конкурсы). Дважды в неделю посещают бассейн.

В течение всей лагерной смены для оздоровления детей инструктором школы совместно с воспитателями проводились спортивные мероприятия: игры с использованием мяча, скакалки, обруча, эстафеты, конкурсы рисунков на асфальте.

Анкетирование. Отрядные огоньки

Смотр отрядных уголков. Чередование творческих поручений

Мониторинговые исследования. Чередование творческих поручений

Анкетирование. Отзывы о пребывании в лагере

Тема дня: Знакомство. В моем отряде 16 детей, из них 8 мальчиков и 8 девочек.

Цель: Способствовать разностороннему физическому воспитанию и воспитанию культуры отношений человека с человеком.

Утро. Первая встреча с детьми – регистрация, линейка.

Экскурсия. Провели экскурсию по школе и школьному музею. Познакомили ребят с комнатами и дали время на устройство. Осмотрели все спортивные сооружения, которые находятся на территории лагеря. Показали и рассказали детям все, что им необходимо знать: о режимных моментах (завтрак, обед, игры, соревнования, конкурсы), техника безопасности.

День. Провели диагностику здоровья детей отдыхающих в лагере, выявили различные отклонения в состоянии здоровья, составили списки детей разных медицинских групп здоровья. Согласно здоровью детей спланировали физкультурно-оздоровительные и массовые мероприятия в лагере.

Форма и способы реализации

Задачи и задания для детей

Организованно построиться, внимательно слушать воспитателя

Организованно выйти на линейку, построиться, быть внимательными и

Старались быть организованными, внимательными.

Совместная деятельность педагога и детей

Аккуратно разложить свои вещи, навести порядок в комнатах

С помощью воспитателей все дети справились с заданием

Организованность и аккуратность, парами дойти до столовой, вымыть руки, убрать за собой посуду.

Концерт первого дня в лагере.

Провели конкурс «Самый наблюдатель-ный в лагере»

Время закладки традиции собираться всем вместе. Показать план лагеря. Задать вопросы: какого цвета скамейки в лагере? сколько пожарных щитов и где они находятся? какие спортивные сооружения имеются на спортплощадке? какие деревья растут на территории лагеря? какой кабинет в школе самый красивый?

Познакомиться, запомнить имена всех детей и воспитателей

Игры прошли весело и дружно, без конфликтов и ссор

Организованность и аккуратность, парами дойти до столовой, вымыть руки, покушать, убрать за собой.

Дать возможность детям пообщаться между собой, найти общие интересы

Основные этапы и виды деятельности организационного и основного периодов работы

Ведущие направления деятельности участников: адаптация; демонстрация имеющегося опыта; согласование желаемого с реальными условиями; осуществление выбора; общение.

— Знакомство участников с возможностями ЛОЛ «Радуга».

— Формирование малых групп, клубов, творческих групп, органов самоуправления.

— Выявление уровня притязаний, творческого и лидерского потенциала участников.

— Знакомство с программой смены.

— Планирование деятельности малых групп.

Средства и формы деятельности: Коллективно-творческие дела. Игра – экскурсия «Здравствуй, лагерь!». День знакомств. Планирование работы малых групп. Презентация клубов. Открытие смены.

Результаты деятельности: положительное мотивирование включения детей в деятельность; организационная готовность к деятельности во всех структурах детского лагеря; запись в кружки и клубы; актуализация возможностей каждого ребёнка в условиях детского лагеря; доброжелательный настрой всех участников смены на деятельность, на требования детского лагеря.

Ведущие направления деятельности участников: творчески-практическое; самореализация; самодеятельность; дополнительное образование; оздоровление; совместная деятельность; деятельностное общение.

— Обеспечение реализации программы смены;

— Предоставление возможностей творческой, лидерской самореализации каждого участника;

— Помощь в решении личностных проблем участников;

— Включение детей в различные виды деятельности;

— Качественная организация совместной деятельности детей;

— Создание условий для физического оздоровления детей и осмысленного отношения каждого к своему здоровью

Средства и формы деятельности: Кружки. Тематические дни или дела по различным видам деятельности. Система «Минутка здоровья». Органы детского самоуправления. Конкурсная программа «Кругосветное путешествие…». Детские творческие группы. Коллективные творческие дела. Экскурсии.

Результаты деятельности: Проявление каждого участника смены соответствующим образом. Обогащение личного опыта каждого ребёнка социально и лично значимым содержанием. Максимально возможные практические результаты в различных видах деятельности (познавательной, спортивной, творческой и др.)

Ведущие направления деятельности участников: творчески-практическое; обобщающее. Демонстрация и реализация приобретённого опыта; аналитическая деятельность.

— Специально организуемая, совместная разнообразная деятельность подростков;

— формирование программ последействия участников смены;

— анализ качественных изменений, происходящих с детьми.

Средства и формы деятельности: Аналитическая работа и коллективные творческие дела в малых группах. Церемония закрытия лагерной смены. Итоговая игра. Подведение итогов работы кружков, клубов.

Результаты деятельности: Благополучное состояние каждого участника смены; успешная реализация программы смены; положительная динамика проявления ценных личностных качеств детей.

Анализ организационного периода

Первые дни жизнедеятельности отряда – период адаптации (первые 3–4 дня) – характеризуется особой динамикой развития межличностных отношений, процессов коллективообразования, повышенным эмоциональным возбуждением.

В эти дни дети испытывали самое значительное психологическое напряжение, которое обуславливается непознанностью новой сферы жизнедеятельности и недостатком информации о ней. Общие ценности, нормы и установки только начинаются складываться и еще неизвестны детям. Они только познают и усваивают традиции и требования конкретного коллектива.

Важно уделить особое внимание созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе (проводится диагностическое анкетирование психологического климата в отрядах).

В организационный этап основная роль отводится знакомству, выявлению и постановке целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей деятельности по программе.

1. Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания;

2. Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности;

3. Принятие в коллективе сверстниками и взрослым;

4. Определение места (статуса) в коллективе;

5. Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;

6. Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;

7. Формирование групповых норм, ценностей и традиций.

Основной способ организации совместной деятельности детей в лагере, включения их в систему социальных связей и отношений, накопление опыта этих отношений – это отряд. В отряде ребёнок может ощутить свою значимость, проявить индивидуальность, творчество. Особо важно в первые дни смены заинтересовать и увлечь детей интересной деятельностью.

На первом отрядном собрании детям объяснили общие моменты смены, сообщили ее название, цели и задачи.

– выбрано название отряда, девиз, отрядной песни;

– распределение поручений (командир, помощник командира, помощник воспитателя);

– составление графиков дежурств в столовой, в комнате, на территории лагеря.

Ни для кого не секрет, что первым этапом создания коллектива является знакомство. Чем быстрее ребята узнают друг друга, тем легче вам будет работать с ними. Одной из наиболее простых форм знакомства является игра. Были подобраны и проведены в соответствии с возрастом игры на знакомство, сплочение и взаимодействие коллектива: «Путаница», «Расскажи о себе», «Снежный ком». Дети активно и с желанием в них участвовали.

Необходимость освоения сферы жизнедеятельности, занятия желаемого места в системе межличностных отношений побуждало детей к достаточно активным действиям и даже тихони включались в совместные дела, проявляя при этом необычную активность.

Общие нормы только начинают складываться, а потому отличаются диффузностью. Неуверенность, боязнь того, что поведение будет неправильно понято и оценено, вынуждало ребят в значительной степени скрывать те или иные отрицательные черты и свойства характера, дурные привычки.

Каждый старался раскрыть и показать себя с самой лучшей стороны. Это привело к преобладанию в первые дни социально одобряемых форм поведения детей. Основное внимание в этот период было отведено адаптации детей к новым условиям проживания, созданию детского коллектива, введению детей в тему смены.

Для реализации задач были отобраны необходимые методы: беседа, рассказ, пояснение. А также различные формы реализации задач: игры, тематические огоньки, сборы, концерты, игры-шоу.

Адаптация к условиям пришкольного лагеря «Радуга» прошла успешно. Дети легко освоились в режимных и организационных моментах смены. В формировании детского коллектива особых трудностей не возникало, поскольку дети посещали вместе школу и были знакомы. Было несколько межличностных конфликтов, которые сразу же пытались разрешить воспитатели.

Цель основного этапа – реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком, совместная деятельность.

Задачи: создание условий для раскрытия, самореализации и саморазвития личности.

В этот период происходит практическая реализация смены. Отряды начинают развивать свой город, зарабатывая золотые монеты, которые могут потратить или на развлечение отряда или на расширение своих владений. Преодолевая на своем пути трудности, ребята повышают игровой статус своего героя. Здесь же приходят к пониманию, большой роли взаимопомощи. Это период самореализации в игровом пространстве. Проводится контрольное тестирование на анализ психологического климата в отрядах.

Формы работы в период основного этапа:

1. Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием, составом участников.

2. Совместное планирование, проведение дел.

3. Организация равноправного диалога с детьми.

4. Совместное обсуждение возникающих проблем.

Этот этап занимает большую часть времени – 10–11 дней. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. В этот период для ребенка важно:

— участие в межотрядных и дружинных делах.

— самореализоваться, как личность.

— проявить себя в необычных формах проведения свободного времени.

— проявление своей самостоятельности.

Основное внимание в этот период было отведено развитию детского коллектива, реализации темы смены.

Формы реализации задач: концерт, праздник, соревнования, конкурсы, тематические огоньки.

Первая половина основного периода (5–11 дни смены) деятельность в лагере направлена на реализацию потребностей детей в отдыхе. Он состоит из двух ступеней, соответствующих уровням развития группы-кооперации и группы-автономии. Незначительная часть ВО останавливается в своём развитии на стадии группы-кооперации (15–20%). До 50–55% ВО завершают своё развитие на стадии группы-автономии. Достижение в процессе группы-коллектива в условиях ВО редко и возможно при специальной педагогическом управлении.

В этот период детям предлагаются самые разнообразные виды деятельности: кружки, студии, спортивные секции и т.д., межличностная структура группы относительно стабилизировалась. Деятельность детей становится деятельностно-практической, созидательной, то есть нацеленной на то, чтобы оставить после себя добрую память в лагере.

Эмоциональные группировки характеризовались определённой статичностью, их численность несколько увеличилась и составила от четырёх до семи человек. Желаемое общение детей в целом соответствовало фактическому.

Выразительнее стала поляризация межличностной структуры, увеличились крайние статусные группы. Основаниями процесса межличностной дифференциации становятся преимущественно деловые качества и деловая направленность. Дети проявляли те черты своего характера, которые ранее скрывали. Продолжается обособление контактных и первичных групп

Воспитателем ежедневно выполнялись режимные моменты. В педагогической деятельности все запланированные мероприятия были проведены в соответствии с требованиями. Дети принимали активное участие в подготовке к праздникам и конкурсам.

Проблем, организационного характера не возникало. Лишь небольшие межличностные конфликты. Основной период – это время конфликтов, личностных самореализаций, многоплановой смены социальных позиций. Это период скрытых внутренних конфликтов. Зачатки этого периода лежат еще в оргпериоде, так как одни были удовлетворены жизнью в коллективе, другие – нет. Чтобы способствовать единству отряда, необходимо было:

1. Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого обсуждения.

2. Добиваться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде.

3. Определить возможную ближайшую коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех.

4. Способствовать успеху деятельности.

Таким образом, детский коллектив прошел все стадии своего развития. Поставленные задачи были выполнены и реализованы. Возникшие проблемы проанализированы и на будущее будут более тщательно прорабатываться при подготовке к работе.

Проанализировав работу лагеря, педагогический состав пришёл к выводу, что общее оздоровление и укрепление здоровья детей прошло успешно, жизненный опыт детей пополнился социально-культурными событиями. Повысились их творческие способности. Ребятам удалось проявить свою инициативу и активность.

В своей работе мы использовали методики массовых, групповых и индивидуальных форм работы с детьми. У вожатых повысился уровень педагогического мастерства. Воспитателям удалось реализовать свои идеи и раскрыть свой потенциал.

Методические материалы и разработки на смену приведены в Приложениях.

Методическая разработка творческого дела

Творческая игра «Избушка бабы-яги»

Цель : создание благоприятной среды для реализации творческого потенциала учащихся, развитие способностей, чувства прекрасного, воспитание чувства коллективизма, самостоятельности.

1. Подбор участников. Разделить детей по группам.

2. Разработка сценария. Подбираем материал, конкурсы, задания соответственно возрастным группам. Обдумываем образы персонажей, сказочного героя, ведущего. Лучше всего подойдет отрицательный образ. В процессе мероприятия герой становится другом взрослых и детей. Все вместе учатся, спорят, радуются. Костюм героя продуман. Появление будет необычным: на ковре – самолете.

3. Оформление сцены. В зале, где проходит игра, написать название игры «Избушка Бабы-Яги» красочно, большими буквами, поставить сказочную избушку. На стенах повесить сети, паутину, дремучий лес, которые создают сказочную атмосферу. Страна «Лукоморье» для наглядности изображается на карте – листе ватмана. Столы и стулья расставить по количеству команд и их участников.

4. Оборудование. Магнитофон, кассеты, фломастеры, карандаши, краски, ножницы; выставка детских рисунков, призы для победителей, медали; необходимо вырезать из картона замок с кроссвордом, разгадав который можно попасть в «лесное царство Бабы-Яги».

5. Подготовка жюри. Разработать оценочный лист для членов жюри. Жюри и участникам разъяснить критерии, по которым будут оцениваться конкурсы.

6. Подготовка детей. В команде – не более 6–7 человек, из них один человек представляет образ Бабы-Яги в костюме. В качестве домашнего задания командам предлагается: подготовить название команды, эмблему.

Перед игрой проводится жеребьевка участников.

Б-Я.: Я Баба-Яга, костяная нога, Мне всего-то две тысячи лет!

Я совсем молода, не страшна мне пурга. У меня еще стройный скелет!

Физкультпривет! Я поняла – окончательно, жить просто замечательно, когда здоровый дух в здоровом теле! Ух! Ах, какие умницы.

Взялись Бабу-Ягу сделать физкультурницей. – У нас на носу что? Лето на носу, а это значит, что всем надо выглядеть на «5».

Будем заниматься физкультурой и все будет хорошо! Мне в лесу стало скучно, всю зиму вьюга да пурга мои подружки. Скучно мне с ними. Хоть бы вы меня порадовали, лето приблизили. Ну-ка, покажите свои таланты, порадуйте мое сердечко.

Домашнее задание – каждая участница показывает образ Бабы – Яги.

Б-Я.: Ребята, чтобы отправиться в путь, надо разгадать заклинание. А для этого вам необходимо расшифровать знаки и прочитать заклинание, обращенное к избушке на курьих ножках (раздаются кроссворды).

III. Конкурс «Следы нечистой силы».

Б-Я. : Чем дальше в лес, тем больше загадок. В моем лесу, по соседству живет много разной нечисти. Зимой они все спят в своих норах, скоро проснутся. Помните у А.С. Пушкина: «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…» Никто никогда не видел эти следы, но можно предположить, что рядом со следами невиданных зверей были и следы нечистой силы. Представьте и нарисуйте как выглядят следы:

Вот по этим следам, ребята, можем узнать, кто по тропке прошел, где и кто живет, кто в лесу хозяин.

IV. Конкурс «Костюм для Бабы-Яги».

Б-Я. : Ребята, вам нравиться мой прикид? Это платье от Юдашкина, по цене Брынцалова. Сегодня одна из крутых профессий – модельер. А начинается путь к этой профессии с рисунков платьев и костюмов в школьной тетрадке. Внимание! Задание!

Изобразите и расскажите о костюме:

2. Парадно-выходной костюм Бабы-Яги;

3. Домашний костюм Бабы-Яги;

4. Спортивный костюм Бабы-Яги;

Б-Я.: Сколько талантов пропадает в Нижнекамске! Вот где живут будущие Зайцевы, Юдашкины, Кардены, Версачи! Защищайте, расскажите о вашем костюме.

V. Конкурс. «Лучший проект жилья для Бабы-Яги»

Б-Я.: Ребята, между прочим, у меня до сих пор в центре леса стоит ветхое жилье, в то время, когда все кругом переезжают в новенькие коттеджи. Это несправедливо. Такая красивенькая Баба-Яга, а избушка неблагоустроенная.

Задание: Каждая команда из подручных средств и из самих членов команды «строит» избушку Бабы-Яги.

Б-Я.: С удовольствием пожила бы в каждом таком теремке с удобствами. Ведь я здесь самая главная волшебница. Что, не верите? Ну вот, что это, по-вашему? Да, обычная метла, но я на этой метле ездить могу (садится на метлу и танцует). Видали! Ой, деточки, я вообще столько всего умею! Ой, да я такая трудолюбивая! Прямо руки чешутся пакость какую-нибудь сделать. Кому-нибудь бант развязать что ли, или штаны порвать?

В такой сказочный день я разрешаю всем пользоваться моей метлой и устроим шуточные состязания.

VI. Конкурс «Эстафета на метле».

Члены команды строятся в колону, каждая команда получает метлу. Оседлав метлу, обежать кегли (фишки), не задев их, за самое короткое время. Сбитая кегля – штрафное очко.

А теперь загадаю для зрителей загадки.

Много-много я их знаю, Вам сегодня загадаю.

Кто внимательным бывает – Тот их быстро разгадает.

Встал, как столбик, под сосной

И стеклянной быть могу! (вода)

Б-Я.: Ну вот, дом построен, платье для танцев готово, птички поют. Осталось зазвучать оркестру. Маэстро! Музыку. Приглашаю танцевать на бал подружек Баб-Ежек. Лучшую плясунью награжу.

Игра заканчивается награждением победителей.

Атмосфера в лагере доброжелательная. Дети с большим удовольствием приходили каждый день в лагерь. Дети хорошие и очень веселые. Было приятно с ними общаться. Ребята много времени находились на свежем воздухе, большинство игр и спортивных занятий проводилось на улице, имели возможность отдохнуть и укрепить свое здоровье. Для здоровья важны и полноценное питание, и движение, и отдых, и психоэмоциональный комфорт. Лагерь оздоровительный, и ребята получали не только усиленное питание, соки и фрукты, но дополнительные витамины и обогащенные витаминами лакомства. Дважды в неделю дети посещали бассейн.

В каждом отряде велась воспитательная работа: беседы о правилах дорожного движения, о безопасном пути в лагерь и домой, о правилах поведения на улице, в общественных местах, на прогулках, о здоровом образе жизни, о правильном питании, о дружбе и взаимопомощи.

В дни торжественного открытия и закрытия лагеря состоялись концерты. Дети исполняли песни, читали стихи, танцевали, играли на музыкальных инструментах.

За время работы лагеря организованы: выход детей в ММВЦ г. Зеленогорска, в городской парк, кинотеатр, в Зоосад, а также просмотр кино и мультфильмов.

В течение смены ребята принимали участие в веселых стартах, викторинах, конкурсах. 12 июня на День России проведена акция, посвященная государственной символике РФ, в рамках которой дети рисовали флаг и герб РФ, учили гимн РФ.

На закрытии лагеря состоялась линейка, на которой были награждены дети, отличившиеся в проведенных в течение смены мероприятиях. Им вручены грамоты, диски с фотографиями и презентацией с самыми запоминающимися моментами лагерной жизни. Также в лагере была организована выставка индивидуальных и коллективных работ детей, выполненных в кружках по интересам.

Основными показателями результативности работы коллектива педагогов и воспитателей детского летнего лагеря стало:

— улучшение состояния здоровья детей;

— осознание ими значимости здорового образа жизни и физического самосовершенствования;

— комфортность личности ребенка;

— увеличение спроса со стороны воспитанников на услуги педагогов, кружков, объединений, повышение уровня удовлетворенности детей и их родителей от разнообразных видов творческой деятельности и работы лагеря в целом;

— развитие индивидуальных творческих способностей детей.

После окончания учебной практики:

— научилась ориентироваться в содержании профессиональной деятельности педагога в условиях летнего оздоровительного лагеря;

— научилась проектировать, анализировать, корректировать процесс овладения практическими навыками в условиях летнего оздоровительного лагеря.

источник

Название: Организация деятельности летнего оздоровительного лагеря «Радуга»
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: отчет по практике Добавлен 22:30:43 24 июля 2010 Похожие работы
Просмотров: 19398 Комментариев: 10 Оценило: 7 человек Средний балл: 4.4 Оценка: 4 Скачать