6.1.Формы работы, пользующиеся успехом у детей 6-10 лет:
1)организация быта ребенка. Для вожатого этот возраст важен тем, что у детей еще очень высок авторитет взрослого человека. Дети слушались просто потому, что мы старше. Поэтому в первую очередь обязанности вожатого, работающего на младшем отряде, заключаются в организации быта ребенка. Многие дети в этом возрасте еще не умеют ухаживать за собой. Я следила с за тем, чтобы у моих подопечных было чистое белье, сухие носки и обувь, причесывала по утрам девочек. Помогала детям поддерживать чистоту в палате. Постоянно находиться с детьми, следила, как бы, кто-нибудь не поранился, не ушибся;
2)игровая. Младшие дети всегда находили, чем себя занять. Они играли в пятнашки, качались на качелях. Игру для маленького ребенка можно сделать буквально из всего, даже из построения на полдник. Для этого возраста больше всего подходят подвижные, «бегательные» игры. Прекрасно проходили игры-кричалки, ролевые сказки.
1)при организации работы с новичками, детьми, первый раз в своей жизни приехавшими в лагерь. Такие детитребуют большего внимания к себе. У них отсутствуют навыки в выполнении режима дня, они не приспособлены к самостоятельной жизни и должны еще привыкнуть к общественному питанию, новым порядкам. Чувство покинутости, одиночества испытывают, как правило, именно такие дети. Поэтому при изучении своего отряда я в первую очередь выделила таких детей и обратила на них свое внимание;
2)в решении особых ситуаций:
а) энурез. Нередко дети сталкиваются с этим неприятным явлением в оздоровительном лагере: они мочатся в кровать. Моя роль заключалась в том, чтобы избавить ребенка от смущения и унижения со стороны сверстников. Процедура смены белья была проработана тихо и аккуратно;
б)проблемы сна. Данная проблемапроявлялась, во-первых, в хождении во время сна (лунатизме). Мои действия были таковыми:
— не будила ребенка во время его ночных прогулок и не давала никаких приказаний;
— уменьшала освещенность детской постели ночью, помещая постель такого ребенка дальше от окна;
— подкладывала под ноги ребенка во время его ночной прогулки мокрую холодную тряпку, это способствовало самостоятельному медленному пробуждению и избавляло его от испуга.
Во-вторых, возникали ночные кошмары у детей. Было проявлено особое внимание вечером — проводились спокойные мероприятия, настраивающие на сон, рассказывались в комнате добрые истории на ночь;
в)тоска по дому. Очень часто дети скучали по своим родителям и друзьям, становились плаксивы и падали духом. Я занимала таких детей деятельностью, которая позволяла обрести друзей или забыть о доме –игры. Давала какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе, зачастую это была подготовка к какому- либо мероприятию.
6.3.1)Ознакомление с планом работы детского оздоровительного лагеря на период смены.
2)Изучение личности ребёнка. Выявление его способностей, интересов, мотивов деятельности, проектировании его индивидуального развития.
3)Проведение исследования детского коллектива. Выявление его структуры. Проведение работы по его сплочению.
4)Составление планов совместной с детьми деятельности (план работы отряда: участие в массовых мероприятиях).
5)Организация общения и досуга коллектива детей.
6)Создание предметной развивающей среды, оформление отрядного уголка, информационных стендов.
7)Разработка и проведение воспитательных мероприятий различных по формам организации и разнообразной тематической направленности.
Со всеми поставленными вопросами была ознакомлена как теоретически ,так и практически на учебной практике и на летней педагогической практике.
6.4.Предложения по совершенствованию летней педагогической практики.
Летняя педагогическая практика рассматривается как необходимый компонент профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, но существующая система организации данного вида практики студентов недостаточно эффективна. Изменение ситуации возможно при внедрении в практику условий повышения ее эффективности.
Эффективности организации летней педагогической практики в процессе профессиональной подготовки студентов способствует реализация комплекса организационно-педагогических условий:
1) формирование положительной мотивации студентов на воспитательную работу с детьми и подростками в условиях летнего отдыха;
2) совершенствование специальной подготовки студентов к прохождению летней педагогической практики;
3) обеспечение оптимальной среды для самостоятельной педагогической деятельности студентов в период летней практики.
В ходе прохождения практики я ознакомилась с условиями работы в пансионате отдыха детского санаторно-оздоровительного лагеря «Шахтинский текстильщик», правами и обязанностями вожатых и детей, формами и методами эффективной организационной работы с детьми.
Сталкиваясь с определенными трудностями и типичными проблемами во время прохождения практики, я старалась найти эффективные и не стандартные, интересные для детей, способы преодоления и решения этих проблем и возникших трудностей.
В своей работе я старалась использовать демократический стиль общения с детьми, старалась быть для детей наставником и другом. В планировании и организации деятельности детей в отряде я учитывала не только возрастные и физические особенности детей, их характер и темперамент, но и мнения и желания самих детей.
Я считаю, что поставленные перед сменой задачи выполнены, цели достигнуты в полном объеме.
источник
деятельности летнего пришкольного лагеря «Солнышко» в 2012 году
Цель: анализ создания условий для оздоровления и отдыха детей на основе реализации образовательной программы летнего отдыха оздоровительного пришкольного лагеря «Солнышко»
Основные направления анализа:
· Создание условий для детского отдыха и оздоровления (наличие нормативно-правовой документации лагеря, соблюдение гигиенических требований, наличие образовательной программы летнего отдыха, ее соответствие деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся общеобразовательного учреждения, наличие планов мероприятий по различным видам воспитательной деятельности).
- Реализация приоритетных направлений воспитательной системы школы через осуществление деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся школы в соответствии с его образовательной программой.
В 2011-2012 учебном году в средней общеобразовательной школе работал летний пришкольный оздоровительный лагерь «Солнышко».
Направление деятельности, направленность программы
1. Сохранение и укрепление здоровья ребёнка, привитие навыков ЗОЖ.
2. Расширение кругозора ребёнка через игровой сюжет с учётом возрастных особенностей и интеллектуального уровня;
3.Развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела смены;
4. Формирование мотивации к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни;
5. Сплочение детского коллектива;
6. Поддержание духа сотрудничества и взаимопомощи;
7. Формирование базы знаний всевозможных игр для использования их в воспитательном процессе;
Количество отдыхающих детей -70 человек.Сроки работы лагеря: 1 июня – 27 июня 2012 года.
Малообеспеченная семья
Многодетная семья
Неполная семья
Опекунская семья
Полная семья
Количество детей
Количество семей
Количество детей
Количество семей
Количество детей
Количество семей
Количество детей
Количество семей
Количество детей
Количество семей
-Создание условий для детского отдыха и оздоровления (наличие нормативно-правовой документации лагеря, соблюдение гигиенических требований, наличие образовательной программы летнего отдыха, ее соответствие деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся общеобразовательного учреждения, наличие планов мероприятий по различным видам воспитательной деятельности).
Деятельность лагеря была организована в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального, регионального, городского, районного уровней, локальными актами, в том числе комплексной образовательно-оздоровительной программой.
При анализе итогов деятельности лагеря выяснено, что к открытию лагеря была проведена предварительная работа :
1.В области соблюдения санитарно- гигиенических требований
· проведено санитарно-гигиеническое обучение персонала лагеря ;
· проведена подготовка к выполнению гигиенических требований к устройству, содержанию и организации режима оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей согласно санитарно-эпидемиологическим правилам (Санитарно-эпидемиологическое заключение );
· проведено обследование для оформления акта приемки оздоровительного лагеря (Акт приемки оздоровительного лагеря);
· проведено обучение начальника лагеря по технике безопасности и охране труда;
· разработан режим работы лагеря;
2.В области кадрового обеспечения
· подобран персонал лагеря (начальник лагеря, воспитатели, инструкторы по физической культуре), который занимается реализацией образовательной программы лагеря ;
· проведено обучение персонала по реализации образовательной программы, проведены совещания по организации лагеря;
3.В области нормативно-правового обеспечения
· создана нормативно-правовая база (акт приемки лагеря, Положение об оздоровительном пришкольном лагере, журналы приказов и инструктажей по лагерю, приказ о летнем пришкольном лагере, приказ о назначении начальника лагеря и персонала, Правила внутреннего трудового распорядка, график работы воспитателей, программы вводного инструктажа для воспитателей и воспитанников, должностные обязанности сотрудников лагеря, инструктажи по технике безопасности, отчетные документы)
4.В области организации воспитательной деятельности
· разработана комплексная образовательно-оздоровительная программа;
· разработан план работы и основные мероприятия лагеря;
Деятельность лагеря была проведена в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, замечаний надзорных органов нет. В лагере имеются все нормативные документы по организации лагеря. За период действия не было случаев травматизма детей, посещаемость лагеря составила 100%, не было зарегистрировано случаев заболевания детей. В течение сезона работы лагеря были оказаны следующие услуги:
Результаты: проведено два медицинских обследования состояния здоровья детей, были отмечены результаты укрепления здоровья детей: увеличение веса отмечено у 67 % детей, отсутствие простудных и инфекционных заболеваний, нет случаев снижения веса, а также с детьми проведены беседы по профилактике вредных привычек, витаминизация, просветительская игра «Скажи здоровью да!»
—услуги по охране труда и безопасной жизнедеятельности
Результаты : нет случаев травматизма, дети обеспечены питанием по нормам с добавлением витаминов, проводилась регулярная влажная уборка и санитарная обработка, проведены беседы с родителями «Режим в лагере», «Правила поведения в лагере».
Результаты: проведены индивидуальные консультации по налаживанию межличностных взаимоотношений, а также беседы по улучшению психологического климата в группе, проведена педагогическая диагностика.
Результаты: предоставлены все данные об оздоровительном лагере, оказана помощь в оформлении документов.
Образовательные услуги оказаны посредством реализации образовательно-оздоровительной программы, организации мероприятий творческого и спортивно-оздоровительного характера. Образовательно-оздоровительная программа по своей направленности является комплексной, так как включает в себя разноплановую деятельность, объединяют различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся. По продолжительности реализации данная программа краткосрочная и реализована в течение одной смены, но осуществление некоторых направлений возможно в осенний и зимний периоды.
По программе реализовывались следующие направления: интеллектуальное, физическое, эмоциональное, социальное. К открытию лагеря были представлены все планы мероприятий, разработаны сценарии, имеется банк нормативных и методических материалов. Смена проходила в форме сюжетно-ролевой игры «Мультландия». По страницам русских сказок и мультфильмов. Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка. В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно традициям русских литературных героев и действуют согласно своим ролям.
Участвуя в различных играх, ребёнок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и моральным установкам. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности.
Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка:
— творческий поиск и талант;
— нестандартное решение проблем;
— дружные и сплочённые отношения в отряде;
— ответственные действия и поступки и др.
—Реализация приоритетных направлений воспитательной системы школы через осуществление деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся школы в соответствии с его образовательной программой.
Комплексная образовательная программа оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей направлена на содействие созданию системы физического оздоровления детей для формирования осмысленного их отношения к своему здоровью и приобщения их к здоровьесохраняющей деятельности. Программа реализовывала некоторые приоритетные направления воспитательной системы школы : приобщение к социальным практикам, развитие творческих способностей.
Отмечаются следующие недостатки при организации деятельности лагеря с дневным пребыванием учащихся в соответствии с образовательной программой и воспитательной системой школы:
-в области создания условий для детского оздоровления и отдыха:
Ø недостаточная работа педагогов школы в информировании родителей о деятельности школьного лагеря;
— в области реализации приоритетных направлений воспитательной системы школы через осуществление деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся школы в соответствии с его образовательной программой:
Ø не разработаны формы мониторинга деятельности лагеря по направлениям и система отслеживания результатов.
На основе анализа результатов деятельности летнего оздоровительного лагеря определены следующие проблемы:
— отсутствие разработанной системы отслеживания результатов деятельности оздоровительного лагеря в области создания условий и реализации направлений образовательно-оздоровительной программы.
МБОУ «Нововознесенская средняя
общеобразовательная школа» Н.В.Коломиец
Исполнитель: М.А.Эленбергер 73392
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Нововознесенская средняя общеобразовательная школа»
деятельности летнего пришкольного лагеря «Солнышко» в 2012 году
Цель: анализ создания условий для оздоровления и отдыха детей на основе реализации образовательной программы летнего отдыха оздоровительного пришкольного лагеря «Солнышко»
Основные направления анализа:
- Создание условий для детского отдыха и оздоровления (наличие нормативно-правовой документации лагеря, соблюдение гигиенических требований, наличие образовательной программы летнего отдыха, ее соответствие деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся общеобразовательного учреждения, наличие планов мероприятий по различным видам воспитательной деятельности).
- Реализация приоритетных направлений воспитательной системы школы через осуществление деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся школы в соответствии с его образовательной программой.
В 2011-2012 учебном году в средней общеобразовательной школе работал летний пришкольный оздоровительный лагерь «Солнышко».
Направление деятельности, направленность программы
1. Сохранение и укрепление здоровья ребёнка, привитие навыков ЗОЖ.
2. Расширение кругозора ребёнка через игровой сюжет с учётом возрастных особенностей и интеллектуального уровня;
3.Развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела смены;
4. Формирование мотивации к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни;
5. Сплочение детского коллектива;
6. Поддержание духа сотрудничества и взаимопомощи;
7. Формирование базы знаний всевозможных игр для использования их в воспитательном процессе;
Количество отдыхающих детей -70 человек. Сроки работы лагеря: 1 июня – 27 июня 2012 года.
-Создание условий для детского отдыха и оздоровления (наличие нормативно-правовой документации лагеря, соблюдение гигиенических требований, наличие образовательной программы летнего отдыха, ее соответствие деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся общеобразовательного учреждения, наличие планов мероприятий по различным видам воспитательной деятельности).
Деятельность лагеря была организована в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального, регионального, городского, районного уровней, локальными актами, в том числе комплексной образовательно-оздоровительной программой.
При анализе итогов деятельности лагеря выяснено, что к открытию лагеря была проведена предварительная работа :
1. В области соблюдения санитарно- гигиенических требований
- проведено санитарно-гигиеническое обучение персонала лагеря ;
- проведена подготовка к выполнению гигиенических требований к устройству, содержанию и организации режима оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей согласно санитарно-эпидемиологическим правилам ( Санитарно-эпидемиологическое заключение );
- проведено обследование для оформления акта приемки оздоровительного лагеря ( Акт приемки оздоровительного лагеря);
- проведено обучение начальника лагеря по технике безопасности и охране труда;
- разработан режим работы лагеря;
2.В области кадрового обеспечения
- подобран персонал лагеря (начальник лагеря, воспитатели, инструкторы по физической культуре), который занимается реализацией образовательной программы лагеря ;
- проведено обучение персонала по реализации образовательной программы, проведены совещания по организации лагеря;
3.В области нормативно-правового обеспечения
- создана нормативно-правовая база ( акт приемки лагеря, Положение об оздоровительном пришкольном лагере, журналы приказов и инструктажей по лагерю, приказ о летнем пришкольном лагере, приказ о назначении начальника лагеря и персонала, Правила внутреннего трудового распорядка, график работы воспитателей, программы вводного инструктажа для воспитателей и воспитанников, должностные обязанности сотрудников лагеря, инструктажи по технике безопасности, отчетные документы)
4.В области организации воспитательной деятельности
- разработана комплексная образовательно-оздоровительная программа;
- разработан план работы и основные мероприятия лагеря;
Деятельность лагеря была проведена в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, замечаний надзорных органов нет. В лагере имеются все нормативные документы по организации лагеря. За период действия не было случаев травматизма детей, посещаемость лагеря составила 100%, не было зарегистрировано случаев заболевания детей. В течение сезона работы лагеря были оказаны следующие услуги:
Р езультаты : проведено два медицинских обследования состояния здоровья детей, были отмечены результаты укрепления здоровья детей: увеличение веса отмечено у 67 % детей, отсутствие простудных и инфекционных заболеваний, нет случаев снижения веса, а также с детьми проведены беседы по профилактике вредных привычек, витаминизация, просветительская игра «Скажи здоровью да!»
— услуги по охране труда и безопасной жизнедеятельности
Результаты : нет случаев травматизма, дети обеспечены питанием по нормам с добавлением витаминов, проводилась регулярная влажная уборка и санитарная обработка, проведены беседы с родителями «Режим в лагере», «Правила поведения в лагере».
Р езультаты : проведены индивидуальные консультации по налаживанию межличностных взаимоотношений, а также беседы по улучшению психологического климата в группе, проведена педагогическая диагностика.
Результаты: предоставлены все данные об оздоровительном лагере, оказана помощь в оформлении документов.
Образовательные услуги оказаны посредством реализации образовательно-оздоровительной программы, организации мероприятий творческого и спортивно-оздоровительного характера. Образовательно-оздоровительная программа по своей направленности является комплексной, так как включает в себя разноплановую деятельность, объединяют различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся. По продолжительности реализации данная программа краткосрочная и реализована в течение одной смены, но осуществление некоторых направлений возможно в осенний и зимний периоды.
По программе реализовывались следующие направления: интеллектуальное, физическое, эмоциональное, социальное. К открытию лагеря были представлены все планы мероприятий, разработаны сценарии, имеется банк нормативных и методических материалов. Смена проходила в форме сюжетно-ролевой игры «Мультландия». По страницам русских сказок и мультфильмов. Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка. В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно традициям русских литературных героев и действуют согласно своим ролям.
Участвуя в различных играх, ребёнок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и моральным установкам. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности.
Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка:
— творческий поиск и талант;
— нестандартное решение проблем;
— дружные и сплочённые отношения в отряде;
— ответственные действия и поступки и др.
— Реализация приоритетных направлений воспитательной системы школы через осуществление деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся школы в соответствии с его образовательной программой.
Комплексная образовательная программа оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей направлена на содействие созданию системы физического оздоровления детей для формирования осмысленного их отношения к своему здоровью и приобщения их к здоровьесохраняющей деятельности. Программа реализовывала некоторые приоритетные направления воспитательной системы школы : приобщение к социальным практикам, развитие творческих способностей.
Отмечаются следующие недостатки при организации деятельности лагеря с дневным пребыванием учащихся в соответствии с образовательной программой и воспитательной системой школы:
-в области создания условий для детского оздоровления и отдыха:
- недостаточная работа педагогов школы в информировании родителей о деятельности школьного лагеря;
— в области реализации приоритетных направлений воспитательной системы школы через осуществление деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся школы в соответствии с его образовательной программой:
- не разработаны формы мониторинга деятельности лагеря по направлениям и система отслеживания результатов.
На основе анализа результатов деятельности летнего оздоровительного лагеря определены следующие проблемы:
— отсутствие разработанной системы отслеживания результатов деятельности оздоровительного лагеря в области создания условий и реализации направлений образовательно-оздоровительной программы.
источник
В этой статье мы остановимся на очень необходимом этапе любой деятельности – анализе. Думаем, что не нужно убеждать вас, насколько он важен в педагогической деятельности. Ведь движение вперед предполагает осмысление, обобщение того, что было сделано. В общем смысле анализ можно определить как разложение на составные части для детального рассмотрения, как та или иная часть сыграла на общее.
В работе вожатого можно выделить два основных направления анализа: анализ педагогической деятельности и анализ с детьми.
1. Анализ собственной пед деятельности.
Осуществляется ежедневно и является основой для совершенствования текущей работы с детьми, позволяет вскрыть недостатки в этой работе и причины их возникновения.
Отдельные дела, их эффективность, изменение позиции и настроение детей, состояние межличностных отношений в отряде, выполнение единых норм и педагогических требований, активность включения детей в те или иные виды деятельности, состояние здоровья детей и условие жизнеобеспечения.
Постоянные личные наблюдения, беседы с детьми, обмен мнениями с коллегами, диагностика (анкеты, цветопись, материалы вечерних сборов-анализов с детьми в отряде).
Результаты фиксируются в педагогической документации (пед.дневник, индивидуальная карта собственного роста.)
Предполагаемая схема анализа дня.
- Выполнены ли цель и задачи, поставленные на этот день? Выполнен ли план работы на день? Что удалось выполнить, а что нет?
- Какое дело или событие было наиболее важным в воспитательном отношении:
- какую задачу решали;
- основные этапы этого дела;
- в направлении ли решений задач был продуман и осуществлен ход дела;
- как действовали в этом деле ребята, отношения ребят к делу, как реагировали ребята в ходе дела;
- приходилось ли вам вносить корректировки в ходе дела, чем это было обосновано, что это дало.
- Анализ ситуации (при наличии такой в дне);
- краткое содержание и ее участники;
- в связи с чем возникла эта ситуация;
- как проявили себя участники ситуации, их поступки;
- итог ситуации;
- выход из ситуации.
- Общая характеристика прожитого дня:
- была ли группа организована;
- произошли ли изменения в коллективе;
- кто обратил на себя внимание;
- как изменились ребята, внимание на которых раньше не обращали.
- Общие выводы:
- удался ли день в целом;
- что дал нового этот день вам как педагогу;
- задачи на следующий день.
2. Анализ результатов педагогической деятельности.
Проводится по итогам определенного временного отрезка. Включает анализ организационного, основного и итогового периодов. Предполагает сопоставить результаты собственной педагогической деятельности с работой лагеря в целом, оценить эффективность и уровень своей работы и выстроить перспективы дальнейшего взаимодействия с другими подразделениями лагеря.
- Определение места и цели данного дела в общей программе смены и плане отряда
- Установление воспитывающих и развивающих аспектов дела и учет реальных возможностей их реализации
- Подготовка отдельных этапов дела и обеспечение их взаимосвязи и взаимовлияния
- Содержательное наполнение каждого составляющего компонента дела и уровень организационного обеспечения
- Совместная (коллективная) оценка конечного результата дела и оформление предложений по совершенствованию проведения.
4 . Самооценка индивидуального состояния.
Педагог-организатор, воспитатель, вожатый должен учитывать собственные возможности, адекватно оценивать свой профессиональный уровень и рационально строить отношение как с детьми, так и с коллегами. При решении проблемы самоанализа и самоорганизации, эффективность работы вожатого значительно возрастает.
Самочувствие, психоэмоциональное и физическое состояние.
Форма: самоконтроль и самооценка.
1. Методика выявления и согласования мнений и представлений.
Цель: уточнить представления и понятия; рассмотреть соответствие идеального представления и реального результата.
Предоставляется список с перечисленными качествами. Каждой группе (3-5 человек) дается по одному списку личностных качеств. На основании этого списка группа выполняет пять заданий (отобрать пять черт “хорошего подростка”, “идеального подростка” и т.д. и расположить их по значимости), результаты каждого сдают руководителю в письменном виде. Руководитель обрабатывает полученные результаты и предлагает их на всеобщее рассмотрение. Каждая группа через некоторое время делает анализ полученных результатов.
2. Методика изучения удовлетворения подростка жизнью в лагере.
Подросткам предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен, 3 – согласен, 2 – трудно сказать, 1 – не согласен, 0 – совершенно не согласен.
- Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
- В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
- В нашем отряде хорошие вожатые.
- Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
- У меня есть любимый взрослый в детском лагере.
- В отряде я всегда могу свободно высказывать свое мнение.
- Я считаю, что в нашем лагере созданы все условия для развития моих способностей.
- У меня есть любимое занятие в детском лагере.
- Я считая, что детский лагерь по настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
- Когда я уеду, то буду скучать по лагерю.
Подсчет: У = общая сумма баллов / общее количество ответов
У = общее количество ответов У > 3 – высокая степень удовлетворенности; 2 3 – средняя степень; У
1. Метод “недописанный тезис”
Этот метод заключается в том, что подростку прелагается набор незаконченных фраз, завершая которые, он мог бы выразить свое отношение к исследуемой теме, проблеме и т.п.
- Хороший детский лагерь – это …
- Если бы я был начальником лагеря, то непременно …
- Когда я вижу вожатого, идущего на встречу, то …
- Самое главное в жизни нашего отряда – это …
- В нашем лагере больше всего цениться …
Время на ответ дается ограниченное, с учетом возраста (15 сек. – 1 мин.). При обработке результатов, ответы группируются по трем характеристикам: “положительная”, “отрицательная”, “неясная”.
Подростки получают задания – написать, что, по их мнению, в детском лагере (коллективе) хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы. Это дает возможность свободно изложить то, что объективно существует в жизни лагеря, больше всего ценится или осуждается. Субъективные оценки существенно помогают проанализировать жизнедеятельность детского лагеря (коллектива).
В нашем детском лагере (отряде):
Хорошо | Плохо |
---|---|
1 | 1 |
2 | 2 |
. | . |
8 | 8 |
И т.д. | И т.д. |
Анализ материала, полученного с помощью этой методики, позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений, настроение, что является показателями жизнедеятельности детского коллектива.
Очень важен в развитии детского коллектива с одной стороны, является материалом для анализа педагогической деятельности вожатого с другой стороны. Выбирая те или иные формы анализа, необходимо учитывать не только возраст детей, но и уровень развития детского коллектива. С детьми младшего возраста необходимо более предпочесть игровые формы. В начале развития коллектива анализ проходит на эмоциональном уровне (“понравилось”, “не понравилось”), в дальнейшем необходимо переходить к содержательному анализу (“почему”).
По содержанию анализ может быть: анализ дня (временного отрезка), дела, ситуации.
- вспоминаем, описываем ситуацию;
- “+” и “-”, удачи, проблемы;
- причины;
- общий вывод, решение.
- Конкретность.
- Наглядность.
- Соответствие предмета анализа с ситуацией.
- Разнообразие форм представление ситуаций, сочетание методик индивидуальных и групповых.
- Соответствие возрасту детей:
- Младшие – саморефлексия, основанная на доказательствах;
- Средние – коллективные формы, обобщение на “мы”, вместо “я”;
- Старшие – анализ на перспективу.
Формы организации анализа.
- В индивидуальном порядке. При ответе на тот или иной вопрос выступают только желающие. Рекомендуется в коллективе со средней и высокой степенью развития.
- По кругу. Форма группового анализа, выступают все по очереди, по кругу. Чаще всего используется на огоньках. В коллективах с низкой степенью развития вожатым необходимо поддерживать разговор.
- С мячиком. Активно-игровая форма анализа. Отряд встает в круг, вожатый начинает (задает тему для разговора, определяет вопросы), сам первый высказывается, затем перекидывает мячик любому ребенку, который продолжает разговор, потом перекидывает мячик другому и т. д.
- По группам. Сочетание группового и индивидуального анализа. Обсуждение в начале ведется в группах по 5-7 человек, где каждый высказывает свою точку зрения, затем от каждой группы выступает один человек. Подводится итог.
- Живая анкета. Игровая форма. Задается вопрос с ограниченным количеством ответов (например: “да”, “нет”, “затрудняюсь ответить”), выбираются помощники по количеству ответов, которые проходят и собирают ответы – хлопок по ладошке, того или иного помощника в зависимости от выбранного варианта ответа.
- Пресс-конференция. Игровая форма. Участникам объясняются правила проведения пресс-конференции, задается тема.
- Коллективное письмо.
- Почтовый ящик.
- Индивидуальный дневник.
источник
Название: Организация деятельности летнего оздоровительного лагеря «Радуга» Раздел: Рефераты по педагогике Тип: отчет по практике Добавлен 22:30:43 24 июля 2010 Похожие работы Просмотров: 19398 Комментариев: 10 Оценило: 7 человек Средний балл: 4.4 Оценка: 4 Скачать |