Меню Рубрики

Анализ деятельности социальной защиты детей

Введение 4
Глава 1 Теоретические обоснование проблемы сиротства и социальной защиты детей-сирот 7
1.1 Понятие и сущность сиротства 7
1.2 Проблемы детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 12
1.3 Особенности социальной защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе 21
1.4 Меры по социальной защите прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 26
Выводы по теоретической части исследования 30
Глава II. Практическая часть исследования по теме «Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» примере Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Карелия «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» 32
2.1. Общая характеристика ГБУ СО РК «Центр Помощи Детям» 32
2.2. Анализ основных направлений деятельности социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБУ СО РК «Центр Помощи Детям» 36
Выводы по практической части исследования 41
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Актуальность темы исследования определяется значимостью защиты детей, а также проблемами, которые существуют в данной сфере, решение которых возможно только посредством совершенствования правового регулирования отношений по защите детей-сирот, организации работы органов опеки и попечительства, а также учреждений, которые осуществляют опеку над детьми-сиротами.
Защита детей-сирот является важной функцией государства и общества, так как данная категории детей наиболее уязвима. Приоритет семейного устройства, который провозглашен в нашем законодательстве, на практике не получил должной реализации. Поэтому, многие дети находятся в учреждениях социального обслуживания. Многие дети, попавшие с ложную жизненную ситуацию, являются социальными сиротами, т.е. переданы на воспитание в государственные учреждения при живых родителях. Это является социальной трагедией и показывает незрелость и проблемы нашего общества. Забота о таких детях, их развитие и последующая адаптация к жизни в обществе является важной задачей, решить которую возможно только совместными усилиями государства, общества и отдельных граждан.
Проблемы, связанные с сиротством исследуются представителями разных наук – психологами, правоведами, социологами и др. В правовой литературе устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, институту опеки, формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, уделили внимание Константинова Н.Н, Филипова А.Г. и др. Вопросам развития и современного состояния помощи детям-сиротам в России и за рубежом посвящена работа З.Я. Барановой , правовому статусу детей-сирот посвящена работа И.В. Шишениной , проблемы реализации жилищных прав рассматривала А.К. Мамаева . Признавая теоретическую значимость исследований указанных авторов, заметим, что ряд проблем правового регулирования остаются до сих пор не решенными.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, как федерального уровня, так и законодательство субъекта РФ.
Целью исследования является анализ правового регулирования социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Карелия «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.»
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
— определить понятие и сущность сиротства
— рассмотреть проблемы детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
— рассмотреть особенности социальной защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на современном этапе
— рассмотреть меры по социальной защите прав детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
— дать общую характеристику ГБУ СО РК «Центр Помощи Детям»
— провести анализ основных направлений деятельности социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБУ СО РК «Центр Помощи Детям».
Методологическую базу исследования составляют как общенаучный диалектический метод, который использовался для анализа понятия, сущности социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и специальные научные методы исторического, системно-структурного, логического и сравнительного анализа, а также методы индукции и дедукции.

Список литературы

1. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
2. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [N 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7» (Подписан в г. Страсбурге22.11.1984))
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Международные нормативные акты о правах человека. М., 1998.
4. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
5. Нефедова И.И. Права ребенка в международном праве (к 25-летию конвенции о правах ребенка) // Наука и практика. — Орел: Изд-во Орлов.юрид. ин-та МВД России, 2014, № 1 (58). — С. 102-105
6. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
7. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
8. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
9. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
10. Распоряжение Правительства Республики Карелия от 25 декабря 2015 года № 821р-П г. Петрозаводск
Литература
11. Бондаренко О.А. Права ребенка в РФ: конституционно-правовой аспект // Юристъ-Правоведъ. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.юрид. ин-та МВД России, 2010, № 1. — С. 72-76
12. Ершова Н. М. Имущественные правоотношения в семье / Н. М. Ершова – М.: Наука, 1979. – 160 c.
13. Казанцева А. Е. Обязанности и права родителей (заменяющих их лиц) по воспитанию детей и ответственность за их нарушение / А. Е. Казанцева. — Томск : Изд-во Том.унта, 1987. — 144 с.
14. Ковалева Е.С. Имплементация в российское законодательство международных стандартов и зарубежных норм, касающихся правового статуса несовершеннолетних женского пола, осужденных к наказанию в виде лишения свободы // Юристъ-Правоведъ. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.юрид. ин-та МВД России, 2013, № 2. — С. 72-74
15. Константинова Н.Н. Теоретические основы исследования системы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей: монография. — СПб, Издательство СПбГУСЭ, 2008. — 10
16. Конституционный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Бикситова Ж.А. — Волгоград, 2006. — 28 c.
17. Опека и попечительство как способ защиты прав детей, утративших родительское попечение. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Куропацкая Е.Г. — М., 2011. — 23 c.
18. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (вместе с «Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»)
19. Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации: научно-практическое пособие / Шишенина И.В. — М.: Книгодел, 2013. — 200 c.
20. Призрение детей-сирот в России и за рубежом: история и современность / Баранова З.Я. — Ижевск: Удмуртский университет, 2013. — 180 c.
21. Призрение детей-сирот в России и за рубежом: история и современность / Баранова З.Я. — Ижевск: Удмуртский университет, 2013. — 180 c. с 34
22. Рахвалова М.Н. Правовые проблемы регулирования постановки на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления им жилого помещения // Правовая система общества: преемственность и модернизация: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Барнаул, 4-5 октября 2012 г.. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013. — С. 110-112
23. Реализация жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы теории и практики. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Мамаева А.К. — Владикавказ, 2011. — 22 c.
24. Технология социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. — М.: Изд-во Юрайт, 2011. — 503 с.
25. Установление и прекращение родительских прав и обязанностей / Червяков К.К. — М.: Юрид. лит., 1975. — 104 c.
26. Филиппова А.Г. Политика государства по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей: региональный аспект на материалах Хабаровского края. 80-90-е годы XX века: диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.02.- Комсомольск-на-Амуре, 2006.- 202 с. С 118
27. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейно-правовой аспект. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Мурзин Р.Л. — М., 2006. — 30 c.

источник

16. Социальная защита детства как направление деятельности социального педагога. Методы и принципы реализации социальной защиты детства в современных условиях российского общества.

Социальная защита детства состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов.

Система социальной защиты детства — это интегрированная совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм, методов и материальной базы национальной защиты российских детей.

Современная социальная защита детства в РФ базируется на правовом мировом законодательстве: Хартии детства (ратифицирована РФ в 1998 г.), Декларации прав ребенка (1959) и Конвенции ООН о правах ребенка (ратифицирована РФ в 1990 г.). Ее принятие позволило по-новому взглянуть на мир детства и привлечь к нему внимание общественности

Современная система социальной защиты детства в Российской Федерации

Социальная защита детства в современном мире, является одним из важнейших факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики.

К субъектам социальной защиты являются сами социальные работники, социальные педагоги а также политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой информации, которые пропагандируют и распространяют опыт социальной защиты детства, зачастую выступают в качестве инициаторов и организаторов благотворительных акций в защиту детства, предприятия и учреждения детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью.

Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д.

Объектами социальной защиты являются дети — лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей из девиантных и педагогически запущенных семей; детей из приемных семей, многодетных, неполных; детей-инвалидов; детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан; детей — жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.

Право детей на социальную защиту является всеобщим, оно распространяется на всех нуждающихся в защите детей; — многообразие форм и видов социальной защиты детства.

Социальная защита детства осуществляется в денежной, натуральной и юридической формах, в виде пенсий, пособий, льгот и услуг; — единство и дифференциация социальной защиты детства. Все дети имеют право на социальную защиту, но нуждаются в ней в разной степени, в разных формах и размерах; — осуществление социального обеспечения нуждающихся детей в объёме не ниже признанного государством прожиточного минимума; — охрана права каждого ребёнка на социальную защиту.

Цель деятельности социального педагога по защите детства — содействие реализации конституционных прав и законных интересов несовершеннолетних, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, самореализации и реабилитации.

По улучшению социально-правовой защиты детей, уровня знаний ими своих прав перед педагогами встают задачи:

— Освоение положений конституционного, гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного, процессуального права в части охраны детства;

— Содействие процессу социализации ребенка через налаживание сотрудничества педагогов, общественности, родителей и активного привлечения к этому процессу работников социальных служб, правоохранительных органов и других учреждений и организаций;

— Осуществление непосредственного воспитательного воздействия, направленного на помощь ребенку в его самореализации, самоутверждении, обучения несовершеннолетних пользоваться своими правами;

— Устранение препятствий в процессе социализации детей;

— Реализация психологического подхода, организационно-педагогических мероприятий, направленных на преодоление недостатков в формировании личности несовершеннолетних.

В деятельности социального педагога непосредственное выполнение поставленных задач по реализации прав детей требует

1. Знать и внедрять государственную политику, направленную на защиту детей во всех сферах их жизнедеятельности. Так, в Украине за годы независимости принято законы и урегулирован нормативно-правовую базу в целях защиты прав и интересов детей. Социальная политика в области охраны детства базируется на международных положениях в этой сфере, поскольку нашим государством ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка, выполняются другие международные нормативы по охране детства.

Читайте также:  Анализ организации подготовки детей к школе

2. Законодательная база по защите прав детей предполагает в деятельности социального педагога использовать все реальные возможности. На сегодня в Украине функционируют различные учреждения и учреждения по оказанию помощи и осуществления социально-правовой защиты несовершеннолетних. Налажена система охраны детства, которая охватывает нормативно-правовая база, деятельность учреждений, организаций и учреждений, которые в той или иной степени осуществляют защиту прав детей, разработанную технологию применения мер по обеспечению законности в сфере охраны детства, международное сотрудничество по вопросам, касающимся прав несовершеннолетних .

3. Содействие реализации прав детей, предусмотренных Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией и другими законами, нормативными правовыми актами Украины, обуславливает необходимость знать механизм защиты прав ребенка.

Социально-педагогическая деятельность в области защиты прав детей характеризуется рядом особенностей.

1. Необходима постоянная диагностика уровня правосознания несовершеннолетних. Это требует анализа понимания ими отдельных понятий, глубины их сформированности. Требуется постоянное психолого-педагогическое изучение каждого ребенка.

2. Очень важным является учет факторов внешнего воздействия на ребенка, их уровня и качества (формального и неформального окружения, членов семьи).

3. Защита прав детей в целом требует дифференцированного подхода в каждой конкретной ситуации, то есть, учета: специфики категории лица, нуждающегося социально-правовой защиты и помощи; особенностей жизнедеятельности несовершеннолетнего в различных сферах; специфики влияния на каждого индивида в зависимости от условий его воспитания и проживания, психолого-педагогической характеристики, ожидаемых результатов профилактически-реабилитационной работы.

4. Вариативным является самый механизм охраны прав и законных интересов детей в государстве. Это требует знаний путей защиты индивида с учетом его исходного социального положения и форм, методов оказания социально-правовой и психолого-педагогической помощи.

5. Технология, механизм защиты прав человека должны быть прозрачными, четкими, целесообразными, обоснованными и понятными как для самого несовершеннолетнего, так и для его родителей.

6. Социально-педагогический защита детства требует осуществления социального прогноза, что свидетельствует о профессионализме, высоком профессиональном уровне.

7. Как правило, социально-педагогическая деятельность в области защиты прав детей имеет комплексный характер, направлена на нормализацию отношений несовершеннолетнего, его социально-правового статуса, коррекцию отклонений в правосознании, налаживание взаимодействия всех лиц, причастных к его воспитанию и организации жизнедеятельности.

Принципы социальной защиты:

1. Принцип гуманности – деятельность специалиста направлена на устранение негативных факторов, способствующих созданию гуманности.

2. Принцип комплексности – социальная защита проводится в целом.

3. Принцип адресности – выделение определённых категорий, имеющих определённые трудности.

4. Принцип обеспечения прав и свобод – соблюдения прав и свобод. Объекты: дети, дети отдельных категорий (сироты, инвалиды), семья. Субъекты – государство, различные учреждения, правозащитные учреждения. Особая работа – с беспризорными детьми и несовершеннолетними матерями.

Направления системы социальной защиты детства:

1. Социальная защита процесса развития и формирования личности — создание благоприятных и равных условий, позволяющих любому ребёнку реализовать себя.

2. Социальная защита среды формирования личности. – создание условий, поддержание социальных институтов (поддержка семьи, учреждения дополнительного образования, социальные учреждения).

3. Защита прав ребёнка. – информирование детей о правах, создание условий для соблюдения этих прав, оказание помощи когда эти права нарушаются..

4. Целевая социальная защита. – разработка целевых программ и оказание помощи, поддержка отдельных категорий семей и детей (например, дети России).- оказание помощи конкретной семье, ребёнку (социальными учреждениями)

Компоненты социальной защиты как системы.

1. Социальное обеспечение: пособия, социальные выплаты, пенсия по утере кормильца, пособие на ребёнка-инвалида.

2. Дополнительные гарантии или льготы (социальное страхование).

3. Социальное обслуживание – деятельности социальных служб по оказанию помощи.

Содержательная сторона социальной защиты детства характеризуется также определенными принципами, соблюдение которых обязательно для субъектов социальной защиты.

1. Всеобщность и доступность основных форм социальной защиты детства. Право детей на социальную защиту является всеобщим, оно распространяется на всех нуждающихся в защите детей без всякой Дискриминации по признакам пола, расы, национальности, языка, места жительства и другим основаниям. Социальная защита должна быть обеспечена каждому ребенку при наличии социально значимых признаков.

2. Многообразие форм и видов социальной защиты детства. Социальная защита детства осуществляется в денежной, натуральной и юридической формах, в виде пенсий, пособий, льгот и услуг, установленных законодательно и дополняемых местными Органами власти, учреждениями и предприятиями.

3. Единство и дифференциация социальной защиты детства. Все дети имеют право на социальную защиту, но нуждаются в ней в разной степени, в разных формах и размерах. Дифференциация форм, видов, условий и уровня социальной защиты детей определяется социально значимыми обстоятельствами: наличие или отсутствие родителей, социальное сиротство, уровень материальной обеспеченности семьи, наличие чрезвычайных обстоятельств: стихийного бедствия, вынужденного выезда из родных мест и других.

4. Осуществление социального обеспечения нуждающихся детей в объеме не ниже признанного государством социального стандарта, то есть прожиточного минимума. В настоящее время социальные выплаты в России рассчитываются в основном на базе минимального уровня заработной платы, который далек от прожиточного минимума. Государство принимает меры по приближению величины минимальной заработной платы к научно обоснованному прожиточному минимуму.

5. Охрана права каждого ребенка на социальную защиту. Осуществление и восстановление нарушенных социальных прав ребенка призваны защищать государство, общественные организации и родители или лица, их замещающие, руководители детских и других учреждений. Каждому ребенку гарантируется судебная защита его законных прав и интересов.

Важными составляющими системы социальной защиты детства являются формы и методы ее реализации. В числе форм социальной защиты детства отметим следующие.

1. Постановления и решения компетентных органов. В области социальной защиты детства такими органами являются:

-Федеральное собрание Российской Федерации, принимающее законы по конкретным аспектам социальной защиты детства и по системе в целом;

—Президент Российской Федерации, подписывающий принятые Федеральным собранием Российской Федерации РФ законы и издающий указы;

—Правительство Российской Федерации, принимающее постановления по социальной защите детства;

-суды Российской Федерации — Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный и народные Суды всех инстанций, рассматривающие спорные и проблемные ситуации социальной защиты детства;

—министерства и ведомства Российской Федерации, рассматривающие конкретные аспекты социальной защиты детства;

— органы власти и управления субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

— руководители учреждений и предприятий, издающие нормативные акты по вопросам социальной защиты детей — воспитанников, учащихся, несовершеннолетних сотрудников, детей сотрудников своих учреждений и предприятий.

2. Программы. Эта форма характерна для органов социальной защиты детства государственной власти. Широко известна, например, президентская программа «Дети России», подробно излагающая основные направления деятельности государства по разным аспектам социальной защиты детства. В регионах страны разработаны и реализуются региональные программы по социальной защите детства, учитывающие климатические, экологические, демографические, социально-экономические особенности, специфику проживания и потребностей определенных категорий детей:

«Дети Москвы», «Дети Прикамья», «Дети Мордовии». «Дети Липецкой области», «Подросток», «Дети улицы» и другие.

Во многих регионах созданы целевые программы: «Охрана здоровья матери и ребенка», «Планирование семьи», программы семейной политики, реформирования образования и другие.

3. Планы мероприятий по социальной защите детства. Например, утвержденный Указом Президента РФ (14.08.95) Национальный план действий в интересах детей в Российской Федерации, определяющий основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации. Цель Плана — формирование единой государственной политики РФ в интересах детства, определение приоритетных целей и задач по обеспечению выживания, защиты и развития детей и стратегии достижения мер по реализации указанных приоритетов, целей и задач, максимальная реализация положения Конвенции ООН «О правах ребенка».

План действий включает следующие разделы: правовая защита детей; семья как естественная среда жизнеобеспечения детей; безопасное материнство и охрана здоровья детей, питание детей; воспитание, образование и развитие детей; дети, находящиеся в особо трудных обстоятельствах; механизмы реализации Плана.

Положения Плана детализируются и конкретизируются в соответствующих планах министерств, ведомств, органов управления субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

4. Создание и развитие материальной базы для социальной защиты детства, мобилизация для этого государственных и негосударственных ресурсов, контроль за расходованием средств, направляемых государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и иными источниками на социальную защиту детства.

В арсенале государства, общественных организаций и других субъектов социальной защиты детства имеется целый набор методов, применение которых позволяет добиться нужного результата в социальной защите детей. В числе этих методов:

—убеждение действующих и потенциальных субъектов социальной защиты детства — руководителей, высокопоставленных должностных лиц, граждан, обладающих высоким социальным статусом и неформальным влиянием, религиозных и общественных деятелей, граждан, имеющих значительные финансовые возможности, в необходимости, престижности и реальных выгодах активного участия в социальной защите детства;

—использование авторитета известных и популярных государственных, общественных, религиозных деятелей, выдающихся деятелей науки и культуры, ветеранов войн и труда, победителей международных конкурсов, Олимпийских игр и других популярных мероприятий;

—опора на закон и общественное мнение. Опора на закон — обязательное условие всякой общественно полезной деятельности.

—стимулирование и поощрение социальной защиты детства. Защита детства — дело благородное, но не всегда благодарное. Она зачастую чревата огорчениями, разочарованиями и прямыми материальными убытками. Чтобы от этого не страдали защищаемые, то есть дети, организаторам их социальной защиты надлежит постоянно и активно использовать в своей работе метод стимулирования и поощрения;

—метод принуждения также не чужд социальной защите детства, а иногда и просто необходим: при взыскании налогов и алиментов в пользу детей, при реализации права ребенка на наследство и жилплощадь, при защите его права на общение с находящимся в разводе супругом и с другими родственниками, в иных ситуациях

-метод анализа и прогноза в развитии системы социальной защиты детства. Особенно актуален в процессе нормотворчества, регулирующего повседневную жизнь всех детей и категорий детей, особенно нуждающихся в социальной защите, порядок устройства детей, лишенных опеки родителей, содержание и формы работы с детьми, склонными к нарушению общественного порядка и законов.

источник

Анализ деятельности организационной государственной власти по формированию системы социальной защиты детей в Приморском крае

Сфера деятельности Департамента социальной защиты населения Приморского края определена Положением о департаменте социальной защиты населения Администрации Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 15 февраля 2007 года № 38-па.

Департамент является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере социальной защиты населения на территории Приморского края.

Департамент включает 38 территориальных отделов социальной защиты населения.

Департамент осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении 28 государственных учреждений социального обслуживания населения.

Цели и задачи деятельности Департамента на 2013 год и среднесрочную перспективу определены исходя из посланий Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации и направлены на усиление социальной защиты уязвимых групп населения, в т.ч. за счет обеспечения потребностей:

  • — в социальной помощи;
  • — в социальном обслуживании.

Кроме того, Департамент в силу выполнения полномочий по предоставлению социальных выплат участвует в процессе, направленном на улучшение демографической ситуации, повышение благосостояния и снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения края.

С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 22 декабря 2011 года, главными направлениями работы Департамента являются:

  • — сохранение существующих социальных обязательств и исполнение их в полном объеме;
  • — повышение эффективности и совершенствование механизмов предоставляемой социальной помощи;
  • — повышение социальной защищенности пенсионеров и семей с детьми;
  • — обеспечение доступности и повышение качества государственных услуг, в том числе за счет предоставления услуг в электронном виде;
  • — координация работы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры;
  • — совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам социальной защиты населения.

Мероприятия, проводимые по этим направлениям, способствуют решению главной задачи — последовательному повышению уровня и качества жизни населения края.

Стратегической задачей Департамента цели является укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей ее материальную поддержку.

— предоставление мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, в т.ч. многодетным.

В соответствии с Законом Приморского края «О защите прав ребенка в Приморском крае» установлены и предоставляются малоимущим семьям пособия на детей. Размер пособия приведен в таблице 1.

Размер пособия без районного коэффициента (руб.)

Пособие на ребенка в семье

Пособие на ребенка одинокой матери

Пособие на ребенка родителей, проходящих службу в Российской Армии

Пособие на ребенка разыскиваемых родителей

Во исполнение Закона Приморского края от 29 декабря 2004 года № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» малоимущим многодетным семьям предоставляются компенсационные выплаты:

  • — в размере 30 % оплаты расходов на коммунальные услуги, в том числе семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, по ценам, установленным Администрацией Приморского края, и транспортных услуг для доставки этого топлива;
  • — размере до 1000 руб. в год за лекарства, приобретенные по рецептам врачей для детей в возрасте до 6 лет;
  • — в размере до 1000 руб. в год за проезд учащихся общеобразовательных школ к месту учебы на внутригородском транспорте, а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий;
  • — в размере до 200 руб. в год за оплату посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.

С учетом сохранения размеров выплат с даты их ввода (13 июля 2007 года) целесообразно проиндексировать с учетом показателей инфляции за 6 лет (1,645 по данным Министерства экономического развития России), то есть соответственно до 1645, 1645 и 330 рублей.

Читайте также:  Анализ организации общения детей старшей группы

Число семей, получающих данные меры социальной поддержки, выросло с 7 в 2007 году до 1441 в 2011 году.

В крае установлены социальные выплаты на приобретение жилого помещения семьям, в которых родилось одновременно трое и более детей.

На конец 2011 года на территории Приморского края проживало 20 семей, имеющих право на данные выплаты. В 2009 году 6 семей воспользовались правом на получение социальной выплаты и приобрели жилье на сумму 33, 8 млн. руб., в 2010 году — 5 семей на сумму 24, 0 млн. руб. На 2012 год в краевом бюджете предусмотрено 34,2 млн. руб.

В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» за счет средств федерального бюджета выплачиваются несколько видов пособия (Таблица 2.).

Таблица 2. Государственные пособия гражданам, имеющим детей

Единовременное пособие при рождении ребенка

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком лицам, осуществляющим уход за ребенком и уволенным в связи с ликвидацией организаций

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком лицам, осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

С 01 сентября 2010 года введена новая мера социальной поддержки по предоставлению обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 7 лет. Учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования льгот по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования. В поездах пригородного сообщения в виде 50-ти процентной скидки от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Приморского края с 01 января по 15 июня текущего года и с 01 сентября по 31 декабря каждого года.

В дополнение к действующим мерам социальной поддержки Администрация Приморского края приняла постановление от 29.06.2011 № 175-па «О региональном материнском (семейном) капитале в Приморском крае» для семей, в которых, начиная с 1 января 2012 года. Родится третий и последующий ребенок (дети), устанавливается единовременная денежная выплата за счет средств краевого бюджета в форме регионального материнского (семейного) капитала в размере 40000 руб. Право на материнский (семейный) капитал возникает со дня рождения третьего и последующего ребенка (детей) и может быть реализовано не ранее чем по истечении одного года со дня рождения третьего и последующего ребенка (детей).

Стратегической задачей является повышение эффективности мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, сохранение ребенка в семье, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, путем предоставления услуг для семей с детьми.

В ведении Департамента находятся 12 государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей на 1273 места, осуществляющих реабилитацию несовершеннолетних в условиях стационара, социальный патронаж семей несовершеннолетних, предоставляющих нестационарные услуги. Учреждения осуществляют перевозку несовершеннолетних, самовольно оставивших семьи и детские государственные учреждения в пределах Приморского края, а также между субъектами Российской Федерации.

  • — укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания семьи и детей;
  • — улучшение качества социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним и их семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в соответствии с государственными заданиями;
  • — совершенствование механизма межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • — обеспечение доступности для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, организованных форм отдыха и оздоровления за счет использования возможностей учреждений социального обслуживания населения.

В целях выполнения данной задачи, повышения качества предоставляемых социальных услуг в результате присоединения маломощных учреждений к более крупным. В 2011 году в крае проведена реорганизация государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей, в результате чего общее количество учреждений сократилось с 20 до 12 с сохранением числа мест.

В 2011 году во исполнение Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Изменен тип государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей: 10 учреждений переведены в казенные, 2 учреждения — в бюджетные, из них 1 учреждение («Арсеньевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка») с 2012 года переведено в автономное.

На основании требований государственных стандартов во всех государственных учреждениях социального обслуживания семьи и детей осуществляется контроль над качеством предоставляемых несовершеннолетним государственных услуг.

В 2012 году из средств краевого бюджета выделено 26 млн. руб. на капитальный ремонт государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей. Проведен капитальный ремонт 8 учреждений ремонт кровли, систем водоснабжения, канализации и отопления.

Всего в 2012 году в соответствии с государственными заданиями в учреждениях социального обслуживания семьи и детей обслужено 11511 детей, из них прошло реабилитацию 8452 несовершеннолетних. Находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в том числе, 1106 детей-инвалидов: оказана консультационная и социальная помощь 11768 семьям; на социальном патронаже учреждений находились 2564 семьи.

Число безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских учреждений сократилось в 2012 году до 23 человек (2011 год — 37), перевезен по краю 21 несовершеннолетний, за пределы Приморского края — 2 человека (2011 — по краю 28 чел, за его пределы — 9 чел.).

С целью повышения доступности и качества социальной помощи детям и семьям, имеющим детей, на территории края действуют 10 отделений по работе с семьей и детьми в структуре краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания «Приморский центр социального обслуживания населения». Которыми за 2012 год обслужено 46012 человек, что на 15 % больше, чем в 2010 году (57984 чел.), в том числе 27572 несовершеннолетних. Под патронажем специалистов отделений находилась 1951 семья.

В целях улучшения положения семей с детьми и профилактики безнадзорности и беспризорности, несовершеннолетних Департамент организует отдых и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В детских загородных стационарных оздоровительных лагерях, профильных лагерях на базе загородных стационарных оздоровительных учреждений, санаторных лагерях круглогодичного действия, оздоровительных лагерях на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей. На эти цели департаментом в 2011 году направлено 83,2 млн. рублей, что на 6,4 % превышает сумму 2010 года (78 млн. руб.). В 2012 году ассигнования на эти цели увеличены до 114,4 млн. руб.

В 2012 году оздоровлено 11649 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что составляет 27 % от общего числа состоящих на учете и нуждающихся в оздоровлении детей, численность которых составляла 42582 человек (в 2011 году оздоровлено 11581 детей, или 31,8 % от числа нуждающихся).

В 2012 году на базе 10 краевых государственных учреждений социального обслуживания были созданы детские оздоровительные лагеря, в которых отдыхало более 2000 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. С января 2012 на базе КГ КУСО «Социально — реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды» начал функционировать детский оздоровительный лагерь круглогодичного действия, в котором в течение 2012 года отдохнут 600 детей (планируется 15 смен по 40 детей).

Департаментом социальной защиты населения в Приморского края подготовлен проект постановления «О внесении изменений в постановление Приморского края от 01 декабря 2011г. № 308-па «Об утверждении краевой целевой Программы «Развитие системы отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков Приморского края» на 2012 — 2015 годы». Которым будет утвержден порядок предоставления муниципальным образованиям и расходования ими субсидий на организацию отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, для оплаты полной стоимости питания детей из числа учащихся, находящихся в период летних каникул в лагерях с дневным пребыванием, организованных на базе муниципальных образовательных учреждений.

Для реализации стоящих перед Департаментом задач на 2013 год в соответствии с положением Послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 22.12.2011 «установка жить по средствам не означает, что мы должны отказаться от новых социальных программ, тем более сокращать существующие обязательства. Все эти обязательства будут исполнены в полном объеме» определены следующие направления деятельности:

  • — реализация краевой целевой долгосрочной программы: «Комплексные меры по повышению качества детей и семей с детьми в Приморском крае на 2012-2013 годы»;
  • — решение вопроса передачи муниципальным образованиям Приморского края полномочий по оздоровлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием;
  • — повышение качества жизни семей с детьми, укрепление с этой целью системы социальной поддержки семьи и детей, реализация социальных выплат и пособий, предусмотренных действующим законодательством в интересах семей с детьми;
  • — создание благоприятных условий для воспитания и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, совершенствование механизма межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • — развитие перспективных форм работы с семьями и детьми различных категорий (открытие социально — игровых комнат для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении; создание «социальной гостиной» для подростков «группы риска»);
  • — внедрение новых форм работы с семьями и детьми (организация социального сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с момента их рождения; открытие кризисного отделения помощи женщинам и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации);
  • — создание на базе КГ КУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» детского оздоровительного лагеря круглогодичного действия.

Губернатор Владимир Миклушевский подписал постановление о создании департамента труда и социального развития Приморского края. Новая структура образуется через слияние департамента социальной защиты, управления по труду и управления государственной службы занятости Приморского края. Ответственной за реорганизацию назначена директор департамента социальной защиты Приморского края Лилия Лаврентьева.

На формирование системы социальной защиты детей в Приморском крае положительно повлияет Краевая целевая программа «Комплексные меры по повышению качества жизни детей и семей с детьми в Приморском крае на 2012-2013 годы» разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 7 января 2011 года N Пр — 24 и Правительства Российской Федерации от 13 января 2011 года N АЖ — П12 — 110 и в соответствии с распоряжением Администрации Приморского края от 11 апреля 2011 года N 86 — ра «О разработке проекта краевой долгосрочной целевой программы «Комплексные меры по повышению качества жизни детей и семей с детьми в Приморском крае на 2012 — 2013 годы».

Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью осуществления системного, комплексного подхода к решению проблемы повышения качества жизни детей и семей с детьми с учетом основных направлений социально — экономического развития Приморского края, установленных Стратегией социально-экономического развития Приморского края до 2025 года, утвержденной Законом Приморского края от 20 октября 2008 года N 324 — КЗ.

Мероприятия Программы направлены на повышение качества жизни детей, семей с детьми в Приморском крае, в том числе таких социально уязвимых категорий семей, как: многодетные, приемные семьи, семьи, воспитывающие детей — инвалидов, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Реализация мероприятий Программы позволит усилить социальную защищенность детей, семей с детьми, усовершенствовать систему семейного воспитания, создать благоприятные условия для: укрепления здоровья, комплексного развития, физической подготовки, образования и досуга детей, семей с детьми; проведения спортивной и культурно — массовой работы с детьми и семьями с детьми по месту жительства.

Вопросы, направленные на повышение качества жизни детей, семей с детьми, требуют решения в Приморском крае посредством комплексного системного подхода.

Принятие и реализация Программы позволит наиболее эффективно осуществить комплекс мер по повышению качества жизни детей, семей с детьми, решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания несовершеннолетних. Повышению эффективности действующих краевых государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей; способствовать развитию комплексных услуг, оказываемых семьям с детьми, мобилизации усилий органов исполнительной власти Приморского края.

источник

В России для детей-инвалидов существует ряд мер социальной поддержки, к которым относятся денежные выплаты, социальный пакет, льготное обеспечение лекарством, бесплатное санаторно-курортное лечение, обеспечение средствами реабилитации, льготы на проезд, льготы ЖКХ, льготы по образованию, налоговые льготы и т.д.

К денежным выплатам, на которые дети-инвалиды имеют право, относится не только пенсия. Материальное обеспечение ребенка-инвалида с ограниченными возможностями состоит из нескольких частей: пенсия, ДЕМО – дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, ЕДВ – ежемесячная денежная выплата и, если отказались от соцпакета, то и его стоимость. Кроме того здесь могут иметь место компенсационные выплаты такие, как за оплату телефона, услуги ЖКХ, проезд.

Для сравнения выплат в Смоленской области, я взяла Брянскую, Калужскую и Костромскую области. Ежемесячные выплаты представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

Для создания благоприятных условий для всестороннего развития и жизнедеятельности детей, проживающих на территории Смоленской области, Департаментом смоленской области по социальному развитию, была разработана долгосрочная областная целевая программа «Дети Смоленщины» на 2011-2015 годы.

Основанием для разработки программы выступает Федеральный закон от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

ü профилактика социального сиротства в социально незащищенных группах населения, профилактика заболеваний среди детей-сирот;

Читайте также:  Анализ организации общения детей на прогулке

ü снижение на территории Смоленской области количественных показателей заболеваемости детей первого года жизни, младенческой смертности, первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет, а также рождения детей с врожденными, наследственными заболеваниями и врожденными пороками развития;

ü увеличение числа проживающих на территории Смоленской области детей, вовлеченных в мероприятия, связанные с пониманием культуры чтения как способа духовного, культурного и информационного обогащения

ü организация социально-культурной реабилитации, поддержка интеллектуального развития и физического воспитания детей-инвалидов;

ü создание условий для отдыха и оздоровления детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, воспитывающихся в областных государственных образовательных учреждениях, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-воспитанников спортивных учреждений, детей-инвалидов, способных и одаренных детей, проживающих на территории Смоленской области, в организациях (учреждениях) отдыха детей и их оздоровления (в специализированных и профильных сменах), расположенных на территории Смоленской области;

ü организационное и информационно-методическое обеспечение отдыха и оздоровления детей;

ü снижение показателя первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет до 185 на 100 тыс. детей;

ü снижение показателя рождения детей с врожденными пороками развития у новорожденных детей до 26 на 1 000 родившихся живыми;

ü увеличение показателя охвата школьников 9-11-х классов, участвующих в областных, общероссийских и международных предметных олимпиадах, до 4,5 процента от общего числа обучающихся в 9-11-х классах общеобразовательных учреждений;

ü увеличение числа детей, прошедших социальную реабилитацию в детских областных государственных учреждениях социального обслуживания, до 5 процентов от числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

ü увеличение числа семей, имеющих детей, получивших социальную помощь в органах управления системой социального обслуживания Смоленской области и детских областных государственных учреждениях социального обслуживания, до 12 процентов от общего числа семей, имеющих детей;

Решение задач, связанных с обеспечением комплексной социальной поддержки детей и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляемое в Смоленской области программно-целевым методом, имеет определенные позитивные результаты.

По состоянию на 1 января 2015 года на территории Смоленской области проживает:

Перечень подпрограмм в рамках долгосрочной областной целевой программы «Дети Смоленщины»:«Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Культура и дети», «Дети-инвалиды», «Организация отдыха и оздоровления детей», «Дети и семья», «Право ребенка на семью».

Ожидаемые результаты по окончанию действия программы.

ü создана мобильная служба социальной помощи для детей-инвалидов, проживающих в семьях на базе Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Реабилитационной центр для детей, подростков и инвалидов молодого возраста с ограниченными возможностями «Вишенки»;

ü создана служба оперативной консультационной помощи по телефону;

ü организован отдых и оздоровление семей целевой группы в санатории-профилактории «Кристал» совместно со здоровыми сверстниками;

ü открыты новые виды услуг для семей с детьми-инвалидами: оказание на дому комплексной консультативной помощи, включающей в себя медицинские услуги, оказание юридической помощи, проведение праздников и т.д.

На настоящий момент в полной мере программа не реализована.

Проанализировав деятельность Департамента за 2012-2015 годы, можно отметить, что кроме создания целевой программы, наблюдается увеличение и расширение числа мер и программ по социальной помощи детям-инвалидам.

Например в 2012 году Департамент создал горячую линию телефона доверия именно для детей-инвалидов, что привело к большому количеству звонков и хороших отзывов.

Служба ранней помощи начала действовать с 1 февраля 2012, деятельность которой направлена на раннее выявление семей, воспитывающих детей младенческого и раннего возраста с нарушением в развитии, оказание психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам.

В 2013 году Департаментом были введены новые платные услуги:

— домашняя няня (организация временного присмотра за ребенком);

— организация школы домоводства для детей-инвалидов женского пола от 12-16 лет;

— осуществление первичной медико-санитарной помощи по физиотерапии;

— организация выездных консультаций детей-инвалидов на дому специалистами учреждения;

— проведение массажа детей-инвалидов (на дому).

В 2013 году в учреждениях под руководством Департамента были реализованы некоторые социальные проекты («окно в мир», «фрукты жизни», «дарите детям добро») поддержанные федеральным фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Департамент с 2014 года стал взаимодействовать с многими молодежно-волонтерскими организациями, направлениями деятельности которых являются развлечение, помощь, присмотр детей-инвалидов.

Следует отметить, что с 1 сентября 2014 года детские социозащитные учреждения предоставляют платные услуги, в том числе оказание помощи родителям по подготовке ребенка к школе, проведение семейной терапии, и индивидуальные занятия по коррекции речи детей-инвалидов.

Департамент с 2014 года сотрудничает с такими организациями как:

— школа парикмахерского искусства Ирины Захаренковой;

С июня 2014 года в Департаменте работает лекотека (проведено: индивидуальных коррекционно-развивающих занятий – 761; групповых –

452; совместных с родителями – 399).

Клуб для родителей «субботняя академия» был создан в 2015 году, где проводились лекции по уходу и развитию детей-инвалидов.

В 2015 году создана оперативно-консультативная служба по телефону, деятельность которой направлена на преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами и повышение компетентности родителей в вопросах реализации прав ребенка-инвалида.

Во втором полугодии 2015 года Департаментом будет организовано обучение 5 специалистов детских социозащитных учреждений, работающих с «особыми детьми», на базе московских вузов.

Также в текущем году планируется:

— открытие отделения образовательной деятельности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на базе Центра «Вишенки»;

— открытие группы дневного пребывания для детей-инвалидов в Вяземском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Гармония»;

— перепрофилирование ряда учреждений, нацеленных в дальнейшем на оказание ранней помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Результатом деятельности Департамента стало повышение качества и предоставление новых социальных услуг в детских социозащитных учреждениях.

Однако, несмотря на принимаемые меры, в Смоленской области существует ряд серьезных проблем, связанных с обеспечением благоприятных условий для всестороннего развития и жизнедеятельности детей.

источник

социальная защита ребенок сирота

В условиях становления в России демократического типа государства большое значение придается вопросам местного самоуправления [23]. Зачатки местного самоуправления как идеи в России появились еще во времена родовых общин. Система местного самоуправления, сформированная в Российской Империи в ходе реформы Александра II, базировалась как на установлении общих правил для органов местного самоуправления, так и на индивидуальном подходе к территориям, имевшим собственные традиционные формы управления и хозяйствования. После 1917 года ситуация резко изменилась, поскольку произошла смена политической и экономической системы. В основе построения системы местной власти был положен принцип административного вертикального соподчинения. Традиции соподчинения сохранялись вплоть до принятия в 1993 новой Конституции Российской Федерации. А в 1995 году был принят новый федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Период основных преобразований в системе государственно-правовой защиты семьи и детства в Санкт — Петербурге начался в 1998 году в связи с реализацией Закона Санкт — Петербурга «О местном самоуправлении в Санкт — Петербурге» №111-35 от 23.06.1997 года.

Правовую основу деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнародности составляет ряд законодательных актов Российской Федерации , в том числе гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24. июня 1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнародности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 24 июля 1998 №124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В развитие положений, касающихся организации и осуществления деятельности про профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнародности, содержащихся в законодательных актах Российской Федерации, указанные вопросы регулируется на уровне субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований.

В 2007 году федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации продолжена работа по совершенствованию нормативной правовой базы системы. Ведутся работы над проектами федеральных законов «Об опека и попечительстве» и «О внесение изменений в некоторые законадательые акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве», направленных на повышение эффективности деятельности органов опеки и попечительства, сокращение социального сиротства и активизацию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования на федеральном уровне контроля и надзора в сфере образования подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации о правилах осуществления контроля и надзора в сфере образования[32].

В целях анализа ситуации по профилактике семейного неблагополучия, безнародности и беспризорности в 20017 году Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации продолжено веление учета семей и детей, находящихся в социально опасном положении. Данный анализ в общем виде представлен на рисунке 1.1.

Рис. 1.1. Результаты анализа количества семей, находящихся в социально опасном положении

Из рисунка 1.1. видно, что 2006 году впервые за последние годы число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось по сравнению с 2005 годом на 4,5% .В 2007 году эта тенденция продолжала сохраняться ( в 2005 г.-133 тыс. детей, в 2006 г. — 127 тыс. детей, в 2007 г. -123. тыс. детей). При этом 80% из первично выявленных детей-сирот — это так называемые «социальные сироты», оставшихся без попечения родителей по «социальным» причинам (нарушения прав ребенка, выражающееся в действиях родителей насильственного характера, а также пренебрежении нуждами ребенка, уклонении от исполнения родительских обязанностей).

Важной составляющей социальной защиты детей является своевременное предоставление необходимых социальных услуг семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В настоящее время в ведении органов социальной защиты населения действует 33362 учреждения социального обслуживания семьи и детям.

В системе учреждений социального обслуживания семьи и детей в 2007 году 3,8 млн. семей получили различные виды помощи (в 2006 году.-4,1 млн. семей, в 2005 году — 3,1 млн. семей). В каждом случае специалисты учреждений социального обслуживания семьи и детей вдут работу с семьей адресно, организуют социальный патронаж над семьями из группы риска (по состоянию на 31.12.2007 года 588817 семей состояли на социальном патронаже). Это позволит сохранить для ребенка родную семью и предоставить ему возможность получения образования и всестороннего воспитания. Всего в 2007 году учреждениями социального обслуживания семьи и детей оказано около 160 млн. услуг.

Реформирование системы социальной защиты населения, проводимое в 2005-2006 гг. в рамках реализации Федерального закона от 10.12.1995 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ), не привяло к сокращению сети учреждений социального обслуживания семьи и детей и мест в них. В целях усиления профилактической направленности работы с семьями, сохранения семейного окружения детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации была проведена оптимизация системы оказания социальных услуг семьям и детям.

В настоящее время действующая сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних , нуждающихся в социальной реабилитации (1336 учреждения с общим числом мест 45484), удовлетворяет существующей потребности в оказании экстренной помощи беспризорным детям, проведении реабилитационной работы с детьми, находящимися в социально опасном положении, в том числе с безнадзорными детьми.

По состоянию на 01.01.2008 года в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, находилось 39687 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из них 895 беспризорных.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона о 24.06.199 №190-ФЗ «Об основах системы профилактики безнародности и правонарушений несовершеннолетних» специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнародности и беспризорности несовершеннолетних; оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетнего, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности; содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей и др.

Меры материального и морального стимулирования замещающих семей, принимаемые как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации, способствовали увеличению в 2007 году числа детей-сирот, устроенных в семьи, в том числе в приемные семьи более в 2 раза.

В целях организационно-методического обеспечения деятельности субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты и социального обслуживания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, и в соответствии с пунктом 6 протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 02.12.2006, утвержденного Президентом Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, подготовлены информационно-аналитические материалы из опыта работы субъектов российской Федерации по вопросам социальной адаптации выпускников детских интернатных и реабилитационных учреждений, несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний; комплекс мер, включающихся мероприятия по профессиональной ориентации и подготовке несовершеннолетних, трудоустройству, решению жилищных вопросов, постинтернатной адаптации и жизнеустройству несовершеннолетних, нормативно-правовому регулированию деятельности регионов по улучшению положения несовершеннолетних.

Вышеуказанные материалы направлены в органы исполнительной власти субъектов в Российской Федерации для использования в работе по разработке и реализации региональных программ социальной поддержки несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Направления деятельности опорно-экспериментальных учреждений социального обслуживания семьи и детей представлены в таблице 1.1.

Направления деятельности опорно-экспериментальных учреждений социального обслуживания семьи и детей

источник