Меню Рубрики

Анализ деятельности трудовой деятельности детей

При организации коллективного труда я руководствуюсь «Программой воспитания в детском саду». Разные способы организации труда (поручения, дежурства и коллективный труд детей) позволяют обеспечить систематичность включения детей в труд.

Поручения я использую с младшей группы. Начинала с индивидуальных поручений, которые ребенок выполнял вместе со мной, а со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, я использовала групповые поручения. Основной формой объединения детей в труде этого возраста являлся «Труд рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает передо мной. При таком способе организации ребенок упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.

Дежурство: сложная форма организации труда и требует от ребенка большей самостоятельности. В нашей группе есть всегда дежурные по столовой, и я отмечаю, что не все дети охотно трудятся ради других. Приходится немало приложить усилий, чтобы дети поняли условия обязательности выполнения дела, проявить заботливое отношение к своим товарищам.

Начиная со старшей группы, стала систематически организовывать общую трудовую деятельность. Коллективный труд является наиболее сложной формой организации труда. В старшей группе я использовала такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение уделила способу организации совместного труда. При таком способе дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает мне возможность воспитывать положительные формы общения между детьми:

умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу. Организуя коллективный труд детей, я использую разные методы: наблюдение трудового процесса, анализ планирования, беседы с детьми.

В группе создала условия для трудовой деятельности: подобрала инвентарь и материалы для всех видов труда, соответствующие возрасту детей. Все материалы для труда безопасны для детей. Инвентарь хранится рационально: дети самостоятельно им пользуются.

Педагогическое руководство коллективным трудом

При организации коллективного труда я осуществляю руководство детьми во время распределения ими работы между собой. В первую очередь я решаю задачу формирования начал коллективизма.

В процессе распределения общего дела я решаю несколько задач: учитываю трудоемкость разных работ, с тем, чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковый объем работ, чтобы все дети закончили в одно и то же время свои задания.

Организую труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой. Продумываю расстановку детей так, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный. Учитываю задачи воспитания, если ребенок недостаточно доброжелателен, объединяю его с внимательным, спокойным сверстником.

Объединять всю группу детей стала уже в конце года, после того как дети приобрели опыт работы рядом, в небольшом коллективе.

Организуя коллективный труд, делю детей на несколько бригад. Помогаю распределить обязанности между бригадами и внутри бригады. Определяя содержание общей работы, включаю в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, для того чтобы задействовать всех детей.

Наблюдая труд детей, тоже выполняю какую-либо работу, даю указания и советы, как нужно выполнить то, или иное действие.

Особое значение приобретает оценки деятельности детей, которые могут анализировать выполнение своих действий и действий товарищей. Моя задача направить детей, прежде всего, на положительную оценку, хотя необходимо подчеркнуть и недостатки, если они имелись. Делаю это в мягкой, доброжелательной форме, чтобы дети поняли ошибки, приобрели уверенность.

Руководя коллективным трудом, я решаю две основные задачи: направляю усилия каждого ребенка на достижение общей цели, формирую положительные взаимоотношения между детьми, организую взаимопомощь.

Руководя коллективным трудом, выделяю три последовательных этапа:

1. распределение работы между участниками;

2. процесс выполнения задания;

3. обсуждение результатов трудовой деятельности.

По окончании работы обсуждаю итог, задача которого состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать значимость, преимущество коллективного труда.

  1. Буре, Р.С. Учите детей трудиться [Текст]: учебное пособие / Р.С. Буре. — М. Просвещение, 1987. — 58 с.
  2. Воспитание дошкольника в труде [Текст] / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Загик и др. — М. Просвещение, 1983. — 207 с.
  3. Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: программа и методические рекомендации / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. — М. Мозаика-Синтез, 2007. — 80 с.
  4. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада / Т.А. Маркова. — М. Просвещение, 1991. -112с.
  5. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде [Текст] / В.Г. Нечаева. — М. Просвещение, 1974. — С. 40 — 44.

Анализ планов воспитательно-образовательной работы в детском саду по игровой деятельности
Наблюдение и анализ игровой деятельности дошкольников в течение дня
Анализ наличия игрового материала в группе
Анализ хозяйственно-бытового труда дошкольников (возрастная группа по выбору студента)
Анализ проведения различных видов трудовой деятельности дошкольников в природе в разных возрастных группах
Анализ организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении в разных возрастных группах, для проведения трудовой деятельности
Анализ планирования различных видов трудовой деятельности (возрастная группа по выбору студента)
Наблюдение и анализ игровой деятельности детей на разных возрастных этапах (старший дошкольный возраст)
Изготовление атрибутов к играм (творческим)
Планирование различных видов трудовой деятельности дошкольников (возрастная группа по выбору студента)
Анализ трудовой деятельности и уровня сформированности трудовых ЗУНов дошкольников
Диагностика трудолюбия в разных видах дежурств
Организация и проведение различных видов трудовой деятельности дошкольников
Разработка предложений по коррекции организации трудовой деятельности
Планирование и составление конспектов проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками
Планирование и составление конспектов проведения строительных игр с дошкольниками
Организация и проведение строительных игр с дошкольниками
Организация и проведение театрализованных игр с дошкольниками
Организация и проведение дидактических игр с дошкольниками
Наблюдение за формированием игровых умений детей разных возрастных групп
Диагностика уровня развития игровой деятельности младших дошкольников
Диагностика уровня развития игровой деятельности старших дошкольников
Анализ трудовой деятельности детей (возрастная группа по выбору студента)
Подготовка беседы для родителей на тему «Содержание и методы трудового воспитания старших дошкольников в семье»
Составление конспекта беседы о труде взрослых с детьми старшей группы
Составление таблицы по возрастным группам «Виды самообслуживания, методы и приемы организации самообслуживания»
Разработка содержания хозяйственно-бытового труда для детей подготовительной к школе группы с выделением воспитательной задачи
Составление сценария праздника труда для конкретной возрастной группы
Составление конспектов проведения труда детей в природе
Составление картотеки художественных произведений для детей, в которых знакомят с трудом взрослых
Организации и проведение различных видов трудовой деятельности дошкольников
Анализ сформированности трудовых ЗУНов дошкольников разных возрастных групп
Анализ проведения музыкально-дидактических игр с дошкольниками
Анализ предметно-развивающей среды по музыкальному воспитанию детей
Анализ музыкального развлечения, праздника для дошкольников
Самостоятельное проведение коммуникативных игр с дошкольниками
Анализ самостоятельной продуктивной деятельности детей
Анализ занятий по рисованию, аппликации/лепке (устный и письменный)
Анализ предметно-развивающей среды по художественному воспитанию детей, оформления центра продуктивной деятельности в разных возрастных группах
Анализ психологических особенностей общения детей раннего и дошкольного возраста
Анализ планов воспитателей по развитию у детей различных видов деятельности в течении дня
Анализ планов воспитателей по развитию у детей навыков общения в процессе проведения коммуникативных игр и развлечений
Оформление подборки материалов по развитию коммуникативных навыков дошкольников в педагогической копилке к производственной практике
Самостоятельное проведение музыкально-дидактических игр с дошкольниками
Планирование и проведение работы по углублению музыкальных впечатлений ребенка в процессе слушания музыки
Планирование и проведение музыкальных минуток для детей раннего возраста с элементарным музицированием на ДМИ
Планирование и проведение музыкально – ритмических минуток с детьми раннего возраста с использованием игровых технологий
Планирование и проведение музыкального развлечения, праздника для детей
Планирование занятий по рисованию, аппликации/лепке, составление конспекта, подбор материала для проведения занятия
Проведение занятий по рисованию, анализ детских работ
Проведение занятий по аппликации, анализ детских работ
Проведение занятий по лепке, анализ детских работ
Самоанализ проведенных занятий по изобразительной деятельности (устный и письменный)
Оформление выставки детских работ, использование детских работ в интерьере
Подбор диагностических методик на определение уровня развития навыков общения у детей дошкольного возраста
Разработка конспекта занятия по проведению одного из методов активного социально-психологического обучения общению детей дошкольного возраста
Организация общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности
Составление картотеки упражнений и игр для развития навыков общения дошкольников и их апробация в своей возрастной группе
Самостоятельное проведение коммуникативных игр с дошкольниками
Планирование различных видов общения в подготовительной группе с целью с целью формирования коммуникативных навыков дошкольников

источник

Поручения, связанные с хозяйственным трудом

Поручения, связанные с трудом в природе

Ознакомление с трудом взрослых

Мыть руки по мере загрязнения перед едой, насухо вытереть лицо, и руки личным полотенцем

Ставить хлебницы и салфетницы, поддерживать порядок в игровой комнате.

С помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках

Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого

Зажать лук, собирать овощи

Обучать детей порядку одеванию и раздеванию

Расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек

Учить правильно надевать одежду и обувь

Поручения, связанные с хозяйствен-ным трудом

Поручения, связанные с трудом в природе

Ознакомле-ние с трудом взрослых

— помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг, коробок)

— уборка мусора на участке, коллективная уборка на огороде

Расставлять хлебницы тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы

Вводится понятие «профессия»

Правила безопасности работы с клеем

Уборка территории, уборка группы, уход за цветами

— содержание в порядке одежды и обуви

— уход за игрушками, их мытье

-подметание дорожек на участке

Знакомство врач шафер почтальон продавец

1.В ходе труда были решены поставленные задачи.

2. материал: передники, лейки, таз, тряпочки, растения, конструктор, игрушка – кошечка. Объект труда – цветы.

3. Хозяйственно- бытовой труд. Вытирание пыли с конструктора.

4. труд в природе. Поливка растений.

5. распределение по звеньям. Каждое звено выполняет свое задание.

6.правильно пользоваться лейкой. Качество навыков умение у детей среднее.

7. Дети в процессе труда действуют сообща.

8. Воспитатель показывает ребенку, как правильно обращаться с инвентарем.

9. Отношение к труду положительное.

10. Дети хорошо потрудились и выполнили поставленные цели воспитателя.

Задание 4 «28» января 2015 г.

Вид труда Хозяйственно- бытовой.

Цель : Формирование положительного, успешного отношения к собственному труду и его результатом .

Задачи : Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, уметь преодолевать небольшие трудности .Развивать умение понимать обобщающие слова

Форма организации труда : поручение

Оборудование: конверт с разрезными карточками посуды, тазики по 2на каждого ребенка, тканые салфетки по 2 на каждого ребенка, маленькие кусочки мыла, губка , грязная кукольная посуда.

Методические приемы: Показ силуэта дома, речевая игра «Говорящая посуда», показ воспитателя как мыть посуду.

Цель: развивать положительное отношение к природе.

Задачи: Формировать привычку к трудовому усилию ,желание трудиться .Учить детей правильно держать лопату и очищать пространство от снега. Развивать воображение, мышление , умение выполнять поручение педагога . Воспитывать любовь к чистоте.

Форма организации: коллективный труд.

Оборудование: Выносной материал( лопаты, мешки, метелки, ведра, рукавицы), светофор.

Методические приемы: Показ взрослого, вопросы, совместный труд детей и взрослого, пояснение, разъяснение, игровое, одобрение, поощрение промежуточных результатов, художественное слово, косвенный контроль .

Рекомендации куратора практики

Организация трудовой деятельности детей

Обратить внимание на количество в разных группах.

Использовать побольше иллюстрацию

Обогащение предметно-пространственной среды ДОО детскими поделками из природного и бросового материалов

Нужно заранее подготавливать материал

Задание 5 «29» января 2015 г. .

Наблюдение и анализ продуктивной деятельности детей на разных возрастных этапах.

источник

Екатерина Купрейчик
Анализ трудовой деятельности

Анализ трудовой деятельности.

Дата проведения: 08.11.2018г.

Материал, наглядное пособие, оборудование для трудовой деятельности было подобрано на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели и поставленных задач. Их внешний вид – красочный, яркий, оформлен эстетически, отвечает общим требованиям.

Цель: систематизировать знания детей о приемах и последовательности ухода за растениями.

Вводной части решалась задача:

-Воспитывать у детей интерес к растениям.

В основной части решались задачи:

— Уточнять и закрепить знания детей о способах ухода за растениями и о последовательности работы.

-Упражнять детей в умении определять растения нуждающиеся в уходе, делать выводы о нехватке тех или иных условий.

Воспитывать у детей интерес к растениям, вызвать желание наблюдать и ухаживать за ними.

Закреплять умение планировать свою деятельность и распределять обязанности между участниками.

— Закреплять знания о действиях с инвентарем.

Развивать культуру трудовой деятельности, любознательность.

-Развивать диалогическую речь.

В заключительной части решалась задача:

— Развивать диалогическую речь.

Цель, задачи трудовой деятельности соответствует программным требованиям возрастной группы.

Вводной части трудовой деятельности педагог заинтересовал детей предстоящей деятельностью звонком от Карлсона.

В основной части для создания положительной мотивации использовала приёмы – беседа, показ способов действия, использование образцов, объяснение.

В заключительной части — анализ детских работ проходил с помощью рассматривания, вопросов.

Все части были взаимосвязаны, подчинены заданной теме, цели и задачам. Правильно организованная смена деятельности позволила предотвратить утомляемость и перенасыщенность детей.

— словесный (для вопросов детям, поощрения);

— практический (в выполнении задания);

— метод контроля анализе выполненных работ – одобрение и похвалы).

Все методы и приемы обучения соответствовали программному содержанию и возрастным особенностям детей.

Речь была выразительная, спокойная, рассудительная.

Использовала здоровье сберегающие компоненты: смена поз детей; чтобы поддерживать интерес детей.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявили познавательную активность по экологическому воспитанию, использовали грамотно имеющие знания и умения в познании, в трудовой деятельности в природе. Они были заинтересованы, внимательны, организованны. Привлекала нерешительных и стеснительных детей к ответам на заданные вопросы, помогала словесным указанием в работе. Дети стремились самостоятельно проанализировать свою работу и работу товарищей.

Анализируя, проведённую деятельность, можно сказать, что поставленные цель и задачи были успешно выполнены.

Дети работали в своём темпе, задание выполнили в силу своих индивидуальных возможностей. Их любознательность, интерес к окружающему, чувствовалось на протяжении всей деятельности.

Читайте также:  Анализы на аллергены у детей 2 лет

«Раннее приобщение детей к полезной трудовой деятельности». УХАЖИВАЕМ ЗА ЦВЕТОЧКАМИ. ПОЛИВАЕМ РАСТЕНИЯ. Трудовое воспитание детей раннего возраста-это деятельность,направленная на развитие.

Развитие речи во время трудовой деятельности В ходе выполнения детьми трудовых поручений и наблюдения за трудовой деятельностью решаются коррекционные задачи: развиваются и совершенствуются.

Фотоотчет о трудовой деятельности на участке Ни для кого не секрет, что труд — важнейшее средство воспитания, начиная с раннего возраста. В процессе труда формируется личность ребенка,.

Итоговое занятие по трудовой деятельности «Черенкование растений» Закрепляется представление о том, что растение можно вырастить из черенка, дается представление о способах ухода за черенками. Решаются.

Конспект занятия по трудовой деятельности «Трудовой десант» Задачи:обучать навыкам трудовой деятельности (уметь поливать, рыхлить землю);воспитывать ценностное отношение к труду:формировать бережное.

Контрольная работа по трудовой деятельности Министерство образования Саратовской области ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» по предмету: МДК02.02. Теоретические.

Материалы и оборудование для трудовой деятельности МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 3 г. ЛИПЕЦКА МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

источник

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

ЧОУ СПО «Армавирский колледж управления и социально-информационных технологий»

Трудовая деятельность дошкольников: особенности труда, анализ и диагностика

Методические рекомендации по производственной практике по специальности

44.01.02 – Дошкольное образование

1. Особенности труда детей дошкольного возраста

2. Анализ и диагностика трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста

Общие выводы и рекомендации

Список используемой литературы

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Изучение педагогической литературы показало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высокоэмоциональной атмосферы, методы и приемы педагогического воздействия.

Базой для проведения практики стал детский сад №__ г. Зеленогорска. Детский сад работает над проблемой создания условий для социально-личностного развития дошкольников.

Основой для планирования раздела «Трудовое воспитание» является комплексная образовательная программа «Детство».

Организация процесса по созданию условий для трудового воспитания дошкольников регламентируется нормативными документами: Уставом ДОУ, Должностными инструкциями воспитателей и специалистов, Договором с родителями, Приказами по основной деятельности.

В ходе практики поставлены основные вопросы для наблюдения и анализа трудовой деятельности детей:

1. Организация коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка, ремонту и подклейке книг, коробок для игр, уходу за посевами и посадками на огороде и цветнике и т. д. в старшей группе.

2. Организация труда с небольшими группами детей: уборка помещения, игровых уголков, стирка и глажение кукольного белья; ремонт игрушек и книг, изготовление игрового оборудования, поделок из природного материала; работа с тканью в старшей и подготовительной к школе группах; работа в природе, организация посевов и посадок, уход за растениями; работа в огороде и цветнике; уход за животными и др.

3. Организация трудовых поручений и работы с дежурными: обучение их выполнению обязанностей, оказание помощи и оценка результата.

4. Наблюдение и анализ организации трудовой деятельности детей: трудовые поручения, дежурства, коллективный труд.

5. Наблюдение за выполнением трудовых обязанностей или поручений некоторыми детьми, анализ уровня сформированности трудовых умений и навыков, отношения к труду.

1. Особенности труда детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе. Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со второй младшей группы, в разделе «Труд в природе» выделяется подраздел «Работа в уголке природы», а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится ручной труд.

Организуя трудовую деятельность воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность. Педагоги детского сада учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:

подчеркивают общественную значимость труда;

следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;

строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;

постепенно расширяют самостоятельность детей;

создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;

направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий.

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»: содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать и мыть некоторые игрушки; протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых); стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки), салфетки для хлебницы и т. п.; накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки; подметать пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе; оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую; проявлять заботу о младших (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства и коллективный труд детей.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих.

Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо и т. п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его.

Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда.

Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.

источник

1. Особенности труда детей дошкольного возраста

2. Анализ и диагностика трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста

Общие выводы и рекомендации

Список используемой литературы

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Изучение педагогической литературы показало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высокоэмоциональной атмосферы, методы и приемы педагогического воздействия.

Базой для проведения практики стал детский сад №__ г.Зеленогорска. Детский сад работает над проблемой создания условий для социально-личностного развития дошкольников.

Основой для планирования раздела «Трудовое воспитание» является комплексная образовательная программа В.И. Логиновой «Детство».

Организация процесса по созданию условий для трудового воспитания дошкольников регламентируется нормативными документами: Уставом ДОУ, Должностными инструкциями воспитателей и специалистов, Договором с родителями, Приказами по основной деятельности.

В ходе практики поставлены основные вопросы для наблюдения и анализа трудовой деятельности детей:

Организация коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка, ремонту и подклейке книг, коробок для игр, уходу за посевами и посадками на огороде и цветнике и т.д. в старшей группе.

Организация труда с небольшими группами детей: уборка помещения, игровых уголков, стирка и глажение кукольного белья; ремонт игрушек и книг, изготовление игрового оборудования, поделок из природного материала; работа с тканью в старшей и подготовительной к школе группах; работа в природе, организация посевов и посадок, уход за растениями; работа в огороде и цветнике; уход за животными и др.

Организация трудовых поручений и работы с дежурными: обучение их выполнению обязанностей, оказание помощи и оценка результата.

Наблюдение и анализ организации трудовой деятельности детей: трудовые поручения, дежурства, коллективный труд.

Наблюдение за выполнением трудовых обязанностей или поручений некоторыми детьми, анализ уровня сформированности трудовых умений и навыков, отношения к труду.

1. Особенности труда детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе. Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со второй младшей группы, в разделе «Труд в природе» выделяется подраздел «Работа в уголке природы», а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится ручной труд.

Организуя трудовую деятельность воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность. Педагоги детского сада учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:

подчеркивают общественную значимость труда;

следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;

строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;

постепенно расширяют самостоятельность детей;

создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;

направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий.

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»: содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать и мыть некоторые игрушки; протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых); стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.; накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки; подметать пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе; оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую; проявлять заботу о младших (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства и коллективный труд детей.

Читайте также:  Анализы на аллергены у детей инвитро

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи, с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих.

Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо и т.п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его.

Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда.

Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.

Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Через основные формы организации труда детей — поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей.

Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.

Дежурства — это форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы направленной на обслуживание коллектива. В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается), т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия. Большинство поручений, уже имевших место в средней группе, становятся групповыми, объединяющими от 2 до 5-6 участников, т.е. принимают коллективный характер. В старших группах вводится дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем. Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к труду взрослых.

Простой анализ общественных ситуаций ролевой игры, посредством которой дошкольники, как правило, реализуют эту потребность, показывает, что основное место в них занимают именно трудовые и профессиональные действия взрослых (играющий ребенок водит машину «как папа», готовит еду «как мама», лечит «как доктор», учит «как учительница» и т.д.), бытовые и производственные сюжеты, социальные профессиональные роли. Для того, чтобы старшие дошкольники понимали, всю важность трудовой деятельности, а также уважительно относились к труду взрослых, следует работать над формированием представлений старших дошкольников на мир профессий.

2. Анализ и диагностика трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста

В ходе наблюдения за организацией и содержанием труда детей в старшей группе даны ответы по следующим вопросам:

1) Какая трудовая деятельность имела место в группах (старшей, подготовительной). Дежурства:

а) по столовой (накрывают столы, разносят вторые и третьи блюда, собирают посуду со стола после еды);

б) по подготовке к занятиям (разносят и убирают пособия, материалы, моют кисточки, посуду из-под клея, красок, стирают тряпочки, вытирают столы после работы, сметают обрезки бумаги);

в) по уголку природы (готовят и дают корм и воду животным, моют их посуду, вместе со взрослыми моют или чистят клетки, вольеры. Ухаживают за растениями: по мере надобности поливают, моют, обрезают увядшие листья, рыхлят землю в горшках, ведут календарь погоды).

2) Какая работа выполняется детьми помимо дежурств:

а) хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты: вытирают подоконники, мебель, строительный материал, моют игрушки, стирают и гладят кукольную одежду, белье);

б) уборка участка (осенью сгребают листья, зимой убирают снег на дорожках, площадке, сооружают горку и другие постройки из снега, изготавливают цветные льдинки и т.д., летом поливают цветы, песок, вытирают скамейки после игр с песком);

Осенью убирают урожай в огороде, в саду, собирают семена, участвуют в пересадке растений в грунт, в перекопке грядок, клумб, пополняют уголок природы обитателями водоемов, заготавливают корм для зимующих птиц, начинают их подкормку.

Зимой сажают корнеплоды — свеклу, морковь, сеют овес, т.е. выращивают зеленый корм для животных уголка природы, подкармливают зимующих птиц.

Весной поливают всходы, высаживают рассаду в огороде и цветнике.

Летом продолжают уход за растениями огорода, цветника, сада: поливают, рыхлят, окучивают, прореживают, подвязывают);

Работа с бумагой, картоном, изготовление различных поделок для игр и подарков, ремонт книг, пособий, коробок.

Работа с тканью: шитье кукольной одежды, мешочков для семян, вдевание нитки в иголку, завязывание узелка, пришивание пуговиц, вешалки. Работа с деревом: сколачивание, распиловка, окраска при изготовлении игрушек и т.п.

Работа с природным материалом: мочалой, травой, корой, листьями, шишками, поделка разных сувениров, игрушек).

3) Определено наличие у детей умений, навыков, привычек работать аккуратно, в определенной последовательности, доводить дело до конца, правильно обращаться с орудиями труда и материалами.

4) Охарактеризованы способы организации труда детей (число участников, объединение в группы, самостоятельность детей при распределении работы, характер взаимоотношений детей в процессе деятельности).

Диагностика проводится в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду трудовых навыков и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста по следующим разделам:

трудолюбие в процессе дежурств;

представления о труде взрослых.

Диагностика проведена с детьми старшей группы, в составе из 6 человек.

2.1 Диагностика трудовых умений и навыков

1) Ребёнку предлагается потрудиться — полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль:

ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;

ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);

ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).

2) Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:

самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);

предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;

не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).

3) Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:

ребёнок предвидит результата труда ( цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);

результат труда определяет при помощи взрослого;

не справляется с заданием даже при помощи взрослого.

4) Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:

ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;

раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;

не может спланировать последовательность трудовых действий.

5) Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.):

самостоятельно выбирает необходимое оборудование;

с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;

не может выполнить задания.

6) Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений:

все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;

отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;

качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.

Результаты сведены в таблицу 1.

Таблица 1 — Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями

Фамилия, имя ребёнка 1. Умение принять цель труда 2. Умение выделить предмет труда 3. Умение предвидеть результат труда 4. Умение спланировать трудовой процесс

отобрать необходимое оборудование

6. Освоение трудовых навыков и умений
Воробьева Валерия В Б Б Б Б Б
Горлинская Софья Б Б А А Б Б
Ильченко Денис Б В Б В В В
Ионова Вера В В В Б В В
Шилин Иван В В Б Б Б Б
Шпак Сергей Б В А Б Б Б

Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:

НИЗКИЙ А — результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

СРЕДНИЙ Б — труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

ВЫСОКИЙ В — ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

Таблица 2 — Уровень сформированности отношения к трудовой деятельности по уходу за растениями

Уровень 1. Умение принять цель труда 2. Умение выделить предмет труда 3. Умение предвидеть результат труда 4. Умение спланировать трудовой процесс

отобрать необходимое оборудование

6. Освоение трудовых навыков и умений
Высокий 3 4 1 1 2 2
Средний 3 2 3 4 4 4
Низкий 0 0 2 1 0

Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий.

Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?

Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д.

Результаты сведены в таблицу 3.

Таблица 3 — Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда

Фамилия, имя ребёнка 1. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково) 2. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное)
Воробьева Валерия В Б
Горлинская Софья Б Б
Ильченко Денис Б Б
Ионова Вера В В
Шилин Иван Б Б
Шпак Сергей Б Б

Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:

НИЗКИЙ А — р ебёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».

СРЕДНИЙ Б — ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.

ВЫСОКИЙ В — ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

Таблица 4 — Уровень сформированности отношения детей к хозяйственно-бытовому труду

Уровень 1. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково) 2. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное)
Высокий 2 1
Средний 4 5
Низкий 0
Читайте также:  Анализы на аллергены для детей

1) Ребёнку предлагается сделать снежинку. Ребёнок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов.

Педагог раскладывает перед ребёнком на столе 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок.

При выполнении задания обращается внимание на наличие общетрудовых и специальных умений, сформированность обобщённых способов конструирования, развитость комбинаторных умений, репродуктивный или творческий характер деятельности.

2) Воспитатель выявляет, насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, пользоваться пооперационными картами, владеть действиями самоконтроля, умение самостоятельно добиться результата.

Результаты сведены в таблицу 5.

Таблица 5 — Диагностика сформированности ручного труда

Фамилия, имя ребёнка 1. Ручная умелость 2. Способность реализовать замысел
Воробьева Валерия Б Б
Горлинская Софья Б Б
Ильченко Денис Б Б
Ионова Вера В Б
Шилин Иван Б Б
Шпак Сергей Б Б

Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:

НИЗКИЙ А — беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

СРЕДНИЙ Б — высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

ВЫСОКИЙ В — развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Таблица 6 — Уровень сформированности отношения детей к ручному труду

Уровень 1. Ручная умелость 2. Способность реализовать замысел
Высокий 1
Средний 5 6
Низкий 0

Таблица 7 — Сводная таблица сформированности трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста

Результативность труда Общение со сверстниками

Воробьева Валерия 2 2 6 4 3 5 22 Горлинская Софья 4 2 5 4 1 3 19 Ильченко Денис 3 2 7 6 3 4 28 Ионова Вера 3 2 10 6 3 6 30 Шилин Иван 2 2 7 5 2 4 22 Шпак Сергей 3 2 6 4 1 3 19

Критерии обследования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста (Приложение).

Низкий уровень (до 10 баллов) Средний уровень (от 11 до 27 баллов) Высокий уровень (от 28 до 37 баллов)
0 4 2

У детей неплохо сформированы трудовые навыки и умения. Дети с удовольствием выполняют поручения взрослых, ответственно подходят к выполнению обязанностей дежурных.

В старшей группе у детей формируются навыки разнообразных видов ручного труда: вышивка, шитьё, бисероплетение, работа с природным и бросовым материалом и т.д.

2.2 Диагностика трудолюбия в разных видах дежурств

За детьми проведено наблюдение в процессе дежурства по столовой, игровому уголку, уголку природы. Для этого на каждый вид дежурства мы назначили по два человека. Проводилась смена видов дежурств каждые два дня, и вместе с детьми оценивали качество работы, т.е. формировали самооценку.

В ходе этого исследования мы определяли:

хотят ли дети дежурить, и отражается ли их желание в реальном процессе работы;

каковы их мотивы, характер поведения в процессе дежурства: уклоняются ли от дежурства;

хорошо ли дежурят только при контроле со стороны воспитателя, детей;

хорошо ли работают во время дежурств по назначению воспитателя;

хорошо ли дежурят, выполняют ли работу вне дежурства, помогают ли другим.

Полученные данные зафиксировали в виде таблицы 9.

Таблица 9 — Диагностика трудолюбия в процессе дежурств

Дежурство в игровом уголке Дежурство в уголке природы Воробьева Валерия Б Б А Горлинская Софья А Б А Ильченко Денис В Б Б Ионова Вера В В В Шилин Иван Б Б Б Шпак Сергей Б А А

Анализируя отношение детей к дежурству, определим, к какой группе относится ребенок:

Группа А (низкий уровень) – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей.

Группа Б (ниже среднего) – отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.

Группа В (средний уровень) – выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.

Группа Г (выше среднего) – дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.

Группа Д (высокий уровень) – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.

Таблица 10 — Уровень сформированности отношения детей к дежурству

Уровень отношения Дежурство
по столовой в игровом уголке в уголке природы
Высокий 0 0
Выше среднего 0 0
Средний 2 1 1
Ниже среднего 3 4 2
Низкий 1 1 3

Данные результаты свидетельствуют о том, что большинство детей предпочитают дежурить в игровом уголке.

Таким образом, видно, что у детей трудолюбие сформировано так: дети трудятся без контроля, но только во время дежурства. Делают только то, что входит в их обязанности (группа Б) В этой группе большинство детей относится к группе Б – 3 ребенка, но также есть дети которые относятся к группе А и В. Эти дети понимают значение труда, но не доводят его до конца, им необходим систематический внешний контроль (группа А) – 2 ребенка.

Другие дети трудятся вне дежурства, помогают другим. Появляется внутреннее побуждение к трудовой деятельности (группа В) – 1 ребенок.

Вывод: анализируя результаты этого исследования видим, что у детей этой группы трудолюбие проявляется на среднем уровне.

2.3 Диагностика представлений о труде взрослых

Применялась методика диагностики знаний детей о профессиях Е.И. Медвецкой «Что такое профессия».

Были составлены вопросы для беседы.

Затем с детьми проводилась индивидуальная беседа.

Детям были задан вопрос: Какие ты знаешь профессии?

По каждой названной профессии ребенку было предложено рассказать, какими орудиями труда пользуется человек названной профессии.

Предложено объяснить процесс работы данной профессии.

Ответы детей занесены в Таблицу 11.

Таблица 11 — Обработка данных. Результаты по каждой беседе

Ребенок Профессия Орудия труда Процесс труда (что делает?)
Капитан Катается на корабле, ловит рыбу
Водитель Руль Возит груз
Летчик Летает в небе
Учитель Доска Учит детей
Парикмахер Ножницы, фен Делает прически разным тетям
Военный Погоны, пистолет Марширует, стреляет
Врач Градусник, укол, очки Делает укол
Пожарник Машина, вода Тушит огонь
Летчик Самолет, очки Летает
Продавец Калькулятор, касса, весы Продает молоко
Пекарь Булочки, тесто Печет булочки
Милиционер «Палочка» Ищет преступников
Ионова Вера Космонавт Космический корабль Летает в космосе
Солдат Пилотка, танк, пулемет, автомат Стреляет и ездит в танке
Матрос Корабль Катается на корабле, служит
Учитель Учит детей
Парикмахер Ножницы, кресло, шампунь Делает прически, подстригает
Машина, руль, Возит людей
Врач Градусник, таблетки Лечит
Шпак Сергей Продавец Весы Продает
Кассир Касса
Журналист Блокнот, компьютер, диктофон Берет интервью, пишет статьи, сочиняет рассказы
Плотник Молоток, пила Делает мебель

Вывод: у большинства детей вопрос вызвал некоторое затруднение. Большим числом детей были названы самые простые и распространенные профессии: продавец, врач, учитель. Было отмечено, что практически все дети сразу же назвали профессии своих родителей. Вопрос об орудиях труда по каждой из профессий также вызвал некоторые замешательства у детей.

Шпак Сергей много знает о профессии папы, который работает журналистом. Он знает специальные термины «интервью», «статья», «диктофон».

Некоторые ребята смогли назвать профессии взрослых, но не смогли с легкостью рассказать о сопутствующих профессии оружиях труда. Так Воровьева Валерия не смогла ответить на вопрос чем пользуется в работе капитан и летчик, Ионова Вера – чем пользуется учитель, Шпак Сергей – не смог ответить, что делает на работе кассир.

Можно сделать вывод, что названных профессий было довольно немного, ответы о процессе работы и орудиях труда очень скудны.

По результатам диагностики выявлена проблема: низкий уровень сформированности представлений о труде взрослых. Необходимо разработать план мероприятий по ознакомлению детей с трудом взрослых по всем группам.

После индивидуальной беседы с детьми, была проведена общая беседа с ребятами о профессиях и важности труда взрослых. Выяснилось, что дети не понимают вопроса «Кем работает?», не различают сходные профессии (и няня, и воспитатель, и повар ходят в халатах, так что половина обследованных детей путали няню с поваром), соотносят профессию только с отдельным конкретным человеком. Четкое разделение понятий «труд» и «работа», «специальность» и «профессия» позволяют не только установить между ними реальную взаимосвязь, но также и ответить на вопрос о том, что выбирает человек, имея в виду профессию.

Общие выводы и рекомендации

Анализируя результаты этого исследования, можно сделать общий вывод, что у детей этой группы уровень сформированности трудолюбия и отношения к труду проявляется на среднем уровне.

Для воспитания трудолюбия, улучшения трудовых способностей детей воспитателю необходимо распределять работу между всеми, обеспечивать условия ее существования, наблюдать за детьми, своевременно направлять их действия.

Детям нужно представлять большую самостоятельность для выполнения работы, однако при этом контролировать их действия, повышая требования к качеству выполняемой работы.

Воспитателю необходимо формировать у детей самооценку, чтобы они могли сравнивать свои результаты работы с результатами сверстников.

Необходимы более доходчивые и убедительные живые образцы, подлинный пример труда. Жизненная наглядность обеспечит наибольшую отчетливость представлений. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя нужно уточнять, закреплять полученные знания, пользоваться наглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказ, беседа).

Важно так же использовать художественные произведения. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной необходимой работе важно создавать оптимальные условия.

Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении детей тем или иным умениям. Прежде чем распределить обязанности между детьми, необходимо договориться о том, кто какую работу будет выполнять, а также научили детей некоторым правилам распределения обязанностей.

рассказывать детям о пользе труда, чтобы они могли иметь представление о том, насколько нужна и важна работа;

перечислять детям весь объем предстоящей деятельности, например: «Вы сегодня все дежурные, будем убирать нашу комнату, что же нужно сделать? На стеллажах для игрушек надо навести порядок, вымыть кукольную посуду, разложить в ящики строительный материал и т.д.». Основное внимание во время работы детей обращать на координацию работы отдельных дежурных, на помощь детям.

выделять задания, которые стали бы содержанием труда отдельных детей. Обсуждая с детьми, какие дела еще нужно выполнить, по их мнению, чтобы в группе «все было в порядке», ставить перед ними вопрос о том, сумеют ли они выполнить эту работу за отведенное время, какие дела следует выполнять в первую очередь.

обращать внимание на то, как дети относятся друг к другу при распределении работы между собой, в какой форме выражают свое несогласие, умеют ли корректно делать замечание товарищу, доказывать справедливость своих претензий.

Список используемой литературы

Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М.Бабунова. — М.: Сфера, 2007. — 204 с.

Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. — 2005. — №4. — С.18.

Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.

Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А.Козлова. — М.: Просвещение, 2002. — 271 с.

Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П.Кондрашов. — Балашов: изд. «Николаев», 2004. — 52 с.

Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В.Крулехт. — СПб.: Детство-Пресс, 2003. — 160 с.

Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. – 2000. №7. – С.101-105.

Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка — дошкольника / Л.В.Куцакова. — М.: Просвещение, 2004. — С.45-54.

Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. — М.: Детство-Пресс, 2008. — 224 с.

Пышьева, Н.С. Повышение творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда / Н.С. Пышьева // Преподаватель XXI век. — 2008. — №4. — С.36-40.

Критерии обследования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста

Ознакомление с трудом взрослых баллы Навыки самообслуживания баллы Трудовые умения баллы

баллы Результативность труда баллы Общение со сверстниками баллы
Ребенок имеет четкие представления о разнообразии профессий (строитель, библиотекарь, учитель, летчик, сталевар, артист, художник, врач) 1

Ребенок проявляет полную самостоятельность в самообслуживании

Ребенок знает обязанности дежурного и выполняет дежурства по столовой

Ярко выражено стремление ребенка к самостоятельности

Труд ребенка результативен

Ребенок инициативен в оказании помощи товарищам

1 — ребенок устойчиво проявляет трудолюбие 1 — ребенок оценивает результат своего труда 1 — учит других тому, что умеет сам 1
— имеет отчетливые представления о современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека, об их роли 1 по уголку природы 1

1 — стремится к хорошему результату

— способен к деловому сотрудничеству 1
— знает и выполняет требования гигиены 1 — умеет оказывать необходимую хозяйственную помощь 1 — посильный повседневный труд стал для ребенка привычкой 1 — владеет организаторскими способностями 1
— умеет строить модель трудового процесса конкретной профессии 1 — планирует и поэтапно осуществляет трудовой процесс 1 — уважительно относится к результатам труда других людей — культурен в общении со сверстниками 1
— имеет общие представления о работе близких людей 1 — владеет способами конструирования из бумаги 1

— использует имеющиеся умения для освоения новых трудовых процессов

1 — ощущает радость от процесса совместного или коллективного труда 1
— умело пользуется ножницами 1
— понимает материальную ценность труда для людей 1 — умеет работать с природным материалом 1

— испытывает чувство удовлетворения от хорошо выполненного дела, реализации рудового замысла

источник