Меню Рубрики

Анализ диагностики детей дошкольного возраста

Отчет по результатам педагогической диагностики освоения детьми средней группы основной образовательной программы (2015–2016)

Лилия Куксова
Отчет по результатам педагогической диагностики освоения детьми средней группы основной образовательной программы (2015–2016)

Воспитатели: Куксова Л. В., Беляева И. С.

1. Итоги педагогической диагностики по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

Выводы: дети освоили образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Воспитанники научились объединяться в игре со сверстниками, могут принимать на себя роль, владеют способами ролевого поведения; взаимодействуя со сверстниками, проявляют инициативу и предлагают новые роли или действия, обогащают сюжеты игр.

Дети научились самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать и убирать одежду; самостоятельно выполнять обязанности дежурного по столовой; самостоятельно готовят к занятиям своё рабочее место, убирают материалы по окончании работы.

Воспитанники научились соблюдать элементарные правила в детском саду; различать и называть специальные виды транспорта и объяснять их назначение; понимать значение сигналов светофора. Дети научились узнавать и называть дорожные знаки «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»; различают проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход «Зебра». Знают и соблюдают элементарные правила поведения в природе.

У детей вырос интерес к трудовой деятельности, они с желанием выполняли посильную работу и показали хорошие качественные результаты. В течение года детей учили ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать свои действия и мнения с партнёрами, нести ответственность за общее дело.

2. Итоги педагогической диагностики по образовательной области «Познавательное развитие»:

Выводы: 96% детей освоили образовательную область «Познавательное развитие» и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Воспитанники научились группировать предметы по цвету, размеру, форме. Различают количество предметов (один и много, большие и маленькие предметы, называют их размер. Узнают шар и куб, знают, называют и используют детали строительного материала. Знают и называют домашних и диких животных, их детенышей. Различают овощи и фрукты. Имеют элементарные представления о природных сезонных явлениях. Особое внимание следует уделить детям, показавшим низкий уровень освоения данной образовательной области. Необходимо с родителями провести беседу о важности закрепления полученных знаний дома; предложить родителям игры и упражнения для занятий с ребенком в домашних условиях;

3. Итоги педагогической диагностики по образовательной области «Речевое развитие»:

Выводы: 92% детей освоили образовательную область «Речевое развитие» и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Воспитанники научились активно сопровождать речью игровые и бытовые действия, употреблять слова-антонимы, образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами, рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторяют образцы описания игрушки. Но не все дети умеют выделять первый звук в слове.

Дети научились называть любимые сказки, читать наизусть понравившиеся стихотворения, считалки. С удовольствием рассматривают иллюстрации в детских книгах, проявляют интерес к ним. Драматизируют с помощью воспитателя небольшие сказки или отрывки из них.

Низкий уровень на конец года показали Горбачев Г. и Нарожный Б., это связано с их возрастными особенностями.

4. Итоги педагогической диагностики по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие»:

Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в

художественно-эстетическом воспитании детей. Уровень развития музыкальных умений и навыков, навыков рисования, лепки и аппликации можно считать достаточно высоким, что свидетельствует о творческой активности детей, ярко выраженной эмоциональности во всех видах художественной деятельности.

Дети узнают песни по мелодии, стараются петь слушая друг друга,

одновременно произнося слова. Выполняют разнообразные танцевальные движения в соответствии с характером музыки.

В инструментальной деятельности больше внимания требуется уделить

умению детей слышать друг друга во время игры. Необходимо учить детей инсценировать песни, в движениях передавать образы персонажей

Низкий уровень у некоторых детей связан с непостоянным посещением сада; дети часто отсутствуют, обладают низкими показателями самоконтроля, низкой концентрацией внимания на выполнение поставленных задач.

В течение учебного года необходимо вести индивидуальную работу с

детьми по формированию навыков и совершенствованию техники

рисования, лепки, аппликации, а также освоению детьми сенсорных

5. Итоги педагогической диагностики по образовательной области «Физическое развитие»:

Анализ показателей физического развития позволяет сделать следующие выводы: в группе у детей сформированы основные движения и

потребность в двигательной активности в соответствии с возрастными особенностями.

Воспитанники научились принимать правильное исходное положение при метании, ловить мяч двумя руками, умеют строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.

Необходимо и дальше продолжать совершенствовать работу по закреплению основных видов движений, основных физических качеств, систематизировать индивидуальную работу с детьми, следует уделить внимание отбиванию мяча о землю, умению ориентироваться, умению прыгать через скакалку.

Анализ мониторинга воспитанниками в учебном году отражает положительную динамику развития всех детей. Анализ полученных результатов позволяют говорить о хорошем уровне освоения программных задач.

В течение всего учебного года образовательная деятельность с детьми проводилась систематично, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Велась индивидуальная работа с детьми по закреплению знаний, полученных на занятиях в утреннее и вечернее время.

За счет положительного эмоционального климата в группе дети стали более раскрепощены, с удовольствием участвуют в ролевых играх, играх-драматизациях, в общении друг с другом и взрослыми дети используют все части речи, научились правильно отвечать на вопросы по содержанию сюжетных картин, прочитанного художественного произведения.

Запоминают и читают с помощью взрослого короткие стихотворения и потешки. Находят в окружающей обстановке один и много предметов, сравнивают предметы и определяют каких больше. У детей формируется положительное отношение к труду взрослых, появляется желание принимать участие в посильном труде, умении преодолевать небольшие трудности. Появились навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице; сформированы элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.

С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, намечены следующие задачи:

Продолжение целенаправленной работы с детьми по всем образовательным областям;

Совершенствование работы по развитию связной речи детей.

Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.

Приучать детей следить за осанкой во всех видах деятельности.

Учить выделять отдельные части и характерные признаки (цвет, форма, величина) предметов, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам;

Продолжать воспитывать любовь к родному дому, краю, детскому саду;

Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда;

Воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца, умение участвовать в выполнении коллективных трудовых поручениях, понимать значение результатов своего труда для других.

Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности;

Воспитывать скромность, доброжелательность, желание быть справедливым, сильным и смелым.

Знания и навыки, полученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах детской деятельности.

Низкие показатели являются редким посещением детского

сада, а также физиологическими особенностями развития некоторых детей.

Аналитическая справка по результатам диагностики коррекционной группы ПМПК в МБДОУ №207 В коррекционной группе в феврале 2014года была проведена диагностика уровня развития речи детей. По итогам диагностики было.

Мониторинг освоения детьми регионального компонента образовательной программы МДОУ Мониторинг освоения детьми регионального компонента Образовательной программы МДОУ детского сада №10 города Алушты 2015-2016 учебный год.

Отчёт по результатам индивидуального маршрута детей средней группы на конец 2015–2016 учебного года Воспитатели: Григоренко С. В. Казакова В. З. В мае 2016 года на конец года проводилась диагностика детей средней группы. В диагностике принимали.

Отчет о педагогической деятельности в подготовительной группе 2015–2016 учебный год В подготовительной группе «Пчелка» воспитатели: ШароваВ. Н. Гашимова У. Н. В 2015-2016 учебном году, в подготовительной группе списочный состав.

Отчет средней группы за первое полугодие по выполнению основной общеобразовательной программы «Истоки» Представляю Вашему вниманию презентацию на тему: Отчет средней группы за первое полугодие по выполнению основной общеобразовательной программы.

Справка по результатам диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения СПРАВКА по результатам диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения Основной общеобразовательной программы 1-ая подготовительная.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС до Цель: закрепление умений осуществлять элементы процедуры оценки результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного.

Учет индивидуального развития детей в рамках освоения образовательной программы Учет индивидуального развития детей в рамках освоения образовательной программы Разработано старшим воспитателем МБДОУ Ботниковой Г. Б.

Занимательные картотеки в работе с детьми старшего дошкольного возраста по освоению основной образовательной программы ДО Что такое картотека? Значение слова картотека в толковом словаре русского языка Ожегова – это систематизированное собрание карточек с какими-нибудь.

источник

Методическая разработка на тему:
Отчёт о результатах диагностики образовательного процесса и детского развития на конец 2016 – 2017 учебного года

МБДОУ «Иланский детский сад № 50»

о результатах диагностики

образовательного процесса и детского развития

на конец 2016 – 2017учебного года

Диагностика осуществлялась на основании Приказа МБДОУ «Иланский детский сад № 50» № 15 от 04.04.2017г., в конце учебного года (в период с 04.04.17 по 28.04.16.) Проводилась во всех группах ДОУ (вторая младшая, средняя, старшая первая, старшая вторая , подготовительная первая, подготовительная вторая), всего 156 воспитанников.

Цель: определить степень освоения ребенком образовательной программы, и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

— индивидуализировать образование (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

— оптимизировать работу с группой детей;

— выявить уровень содержания и объёма усвоенной в период дошкольного детства информации и умение применять её в самостоятельной деятельности;

— регулярно проверять и оценивать знания дошкольников в образовательных областях;

— получать реальную картину для предупреждения проблем и выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития каждого ребёнка;

— оптимизировать работу с группой дошкольников.

Сбор информации основан на использовании следующих методик:

  • систематические наблюдения за деятельностью ребенка;
  • организация специальной игровой деятельности;
  • получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации;
  • анализ продуктов детской деятельности;
  • анализ процесса деятельности;
  • индивидуальная беседа с ребенком.

Форма организации мониторинга – диагностическая карта.

Данные карты позволяют фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

  • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
  • игровой деятельности;
  • познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
  • проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
  • художественной деятельности;
  • физического развития.

Педагогами проводилась диагностика по основным направлениям программы ДОУ, по 5 образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года:

  • Физическое развитие;
  • Речевое развитие;
  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Познавательное развитие;

Педагоги оценивали успешность выполнения только тех разделов программы, по которым ведут занятия. Специалисты – музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре оформляли результаты диагностики в диагностических картах по возрастам. Такая форма обобщения результатов работы удобна при непосредственном проведении диагностики (заполнении таблиц). По всем разделам программы для каждой возрастной группы определены критерии оценки на основе содержания программы детского сада «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребёнком содержания образовательной программы учреждения. Усвоение программного материала определяется по пятибалльной системе:

— ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно – 5 баллов;

— ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки – 4 балла;

— ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого – 3 балла;

— ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки – 2 балла;

— ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает – 1 балл.

В диагностических картах по каждому предмету педагоги высчитали процент детей с высоким, средним, и низким уровнем освоения программы на конец года (Приложение № 1).

Диагностика не требует проведения специального исследования или выполнения детьми контрольных заданий. Педагоги оценивают успешность усвоения программного материала, наблюдая за воспитанниками на занятиях и в свободной деятельности. Данные заносятся в таблицы по каждому разделу программы. В них отражены успехи каждого ребёнка группы. Таким образом, педагоги видят, на что следует обращать внимание при планировании воспитательно-образовательного процесса, как строить индивидуальную работу с детьми. Данные по каждому разделу заносятся в сводную таблицу (Приложение № 2) . Это количественный и качественный анализ выполнения программных требований, средний балл на начало и конец учебного года, который определяется как деление суммы итогового показателя на число критериев. Определение среднего показателя выполнения программных требований, оформление сводной таблицы позволяет сравнивать успехи работы в параллельных возрастных группах, оценивать результаты по каждому разделу программы всего детского сада в целом. Данная форма обработки педагогической диагностики даёт возможность оценить качество работы отдельного педагога и определить положительные изменения в работе всего ДОУ.

Диагностика образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» показала, на конец года самый высокий балл 4,6 во второй подготовительной группе «Далматинцы», воспитатель Кострикова О.В.. Результаты на конец года по указанной выше образовательной области стали лучше во всех группах, но в младшей и средней группе имеются дошкольники, которые имеют низкий уровень развития по данной образовательной области. Высокий % по ДОУ — 53 %, средний 44%, низкий 3%.

Диагностика образовательной области «Познавательное развитие» на конец года, имеет следующие результаты: достаточно сформированные предпосылки к учебной деятельности: умение работать в соответствии с инструкцией, самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, вовремя остановиться при выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение другого. Однако не во всех группах сложилась отличная ситуация — высокий средний балл во второй подготовительной группе «Далматинцы», воспитатель Кострикова О.В. — 4,6 баллов, 4,2 балла в средней группе «Золотой ключик», воспитатель Шура Ю.В., 3,9 балла во второй старшей группе «Пчёлки»,причина в большом количестве вновь поступивших в детский сад детей и слабо освоивших образовательную программу. Высокий 57%, средний % по учреждению — 40%, низкий 3%.

Результаты образовательной области «Речевое развитие» на конец учебного года таковы: у детей значительно активизировался словарный запас в обыденной жизни, речь стала яркой, эмоциональной, однако имеются ещё и недостатки в развитии речи дошкольников, так например, имеют низкие баллы 3,5 дошкольники старшей группы «Ромашки», воспитатель Сухарькова Н.М., и старшей первой «Пчёлки», воспитатель Примакина А.Н. В этих группах, большая часть ребят имеют дефекты речи, посещают логопеда и индивидуально работали в течение года с воспитателем чтобы исправить положение к школе, родителям даны рекомендации по работе летом. Высокий 40%, средний % по ДОУ — 54%, низкий 6%.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» имеет следующие результаты на конец года: низкий балл 3,8 в первой старшей группе «Ромашки», а самый высокий (4,6) по детскому саду в этой области во второй подготовительной группе «Далматинцы», воспитатель Кострикова О.В. Высокий 48%, средний % по ДОУ — 49%, низкий 3%.

Диагностика образовательной области «Физическое развитие» показала, на конец года самый высокий результат по детскому саду 4,8 балла во второй подготовительной группе «Далматинцы», инструктор по физической культуре Леготина И.В., в этой группе ребята с хорошими спортивными данными, очень гибкие, ловкие, подвижные и любят заниматься спортом. Низкие результаты по сравнению с другими в средней группе 4,0 балла. Средний % физического развития дошкольников по детскому саду — 21%, высокий 79%, низкий 0%.

Читайте также:  Жидкий стул у детей анализ

У детей преобладает нормативный (высокий) уровень в формировании знаний и представлений, в формировании побуждений, умений и навыков, что свидетельствует о положительном варианте развития детей по данным выше показателям. Однако, несмотря на высокий уровень развития игровой и познавательной деятельности можно выделить следующие проблемы:

— поведение во время занятий, дети часто отвлекаются, спорят, часто не могут заниматься совместной деятельностью (играть в подвижные игры со сменой водящего, выбрать капитана команды, следовать установленным правилам);

— организация самостоятельной деятельности (в организации сюжетно-ролевой игры, в выборе роли, в доведения игры до конца);

— недостаточная сформированность коммуникативных компетенций (дети порой перебивают ответы друг друга, выкрикивают и не всегда могут доказать свою точку зрения по какому- либо вопросу, конфликтные ситуации не могут разрешить словами, прибегают к помощи взрослого).

Вывод: сравнительный анализ результатов диагностики показывает, что уровень развития воспитанников значительно вырос. Программный материал усвоен в полном объёме. Прослеживается стабильная, позитивная динамика по всем направлениям развития. В основном показатели выполнения основной образовательной программы находятся в пределах высокого и среднего уровня. Результаты получены за счет сформированных предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка работать в соответствии с инструкцией, самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, вовремя остановиться при выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение другого. Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания осуществляется при систематической и целенаправленной работе с использованием разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения и с учетом индивидуального развития каждого воспитанника группы. Высокий составляет 55%, средний % по ДОУ — 42%, низкий 3%.

Система оценки качества организации воспитательно-образовательного процесса позволяет:

— провести углубленное обследование воспитанников и выяснить причины полученного результата;

-своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты;

— направить на консультацию к педагогам: психологу, логопеду;

-проследить динамику развития каждого ребёнка и проводить индивидуальную работу с ним;

— оценить успешность усвоения принятой в ДОУ программы;

— провести беседу с родителями о важности закрепления полученных знаний дома;

— предложить родителям игры и упражнения для занятий с ребёнком в домашних условиях;

— провести анализ эффективности организации образовательного процесса по данной области в группе и устранить имеющиеся недостатки;

— определить перспективы, направления работы педагогического коллектива детского сада.

источник

3. Анализ диагностики особенностей самооценки детей дошкольного возраста.

Рассмотрим анализ методики «Лесенка». Были получены следующие результаты: 24% детей первой группы и 32% детей второй группы имеют неадекватно завышенную самооценку. Эти дети не раздумывая, ставили себя на самую высокую ступеньку; считали, что мама и воспитатель оценивают его также; аргументировали свой выбор, ссылаясь на мнение взрослого: «Я хороший – это мама так сказала».

8% и 16% детей первой и второй группы имеют завышенную самооценку, после некоторых раздумий и колебаний, ставили себя на самую высокую ступеньку, называли какие-то свои недостатки и промахи, но объясняли их внешними, независящими от него, причинами, считали, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Адекватную самооценку имеют 64% детей первой группы и 40% детей второй группы. Обдумав задание, дети ставили себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняя свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считали, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

С заниженной самооценкой в диагностирующих группах были 5% детей первой группы и 10% детей второй группы. Эти дети ставили себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняли либо ссылались на мнение взрослого: «Мама так сказала», (Рис. 6).

Рис. 6. Сравнительный анализ результатов, самооценки детей исследуемых групп

На основе результатов, можно сделать вывод: что различия между показателями адекватной самооценки детей исследуемых групп (64% и 40%), можно объяснить тем, что для оценки поведения взрослый дает ребенку «точку отсчета», а в детском саду в результате совместной деятельности и общения с другими людьми, ребенок познает важные ориентиры поведения. Тогда как для детей второй группы большее значение имеет оценка родителей, а не воспитателей, что несколько деформирует адекватность самооценки.

Для подтверждения объективности и достоверности, сделанных нами выводов, был использован метод углового преобразования Фишера [59, с.164]. В результате расчетов было получено эмпирическое значение коэффициента углового преобразования Фишера (Таблица 8).

Таб. 8. Результаты математической обработки углового преобразования Фишера

I. Особенности отношений детей дошкольного возраста к чужим взрослым (анкета для родителей «Отношение детей к чужому взрослому»): 1. Серьезные трудности в общении. 2,499 различия существенные 2. Трудности общения, в конкретных ситуациях. 0,862 различия не существенные 3. Индивидуальные особенности ребенка. 1,718 различия существенные II. Особенности мотивов общения детей дошкольного возраста к воспитателю (рисуночный тест «Мой воспитатель»): 1. Деловые мотивы общения. 2,219 различия существенные 2. Познавательные мотивы общения. 0,296 различия не существенные 3. Личностные мотивы общения. 1,792 различия существенные

III. Особенности отношений детей дошкольного возраста к сверстникам

(социометрический тест «Два домика»):

1. «Социометрические звезды» 3,276 различия существенные 2. «Предпочитаемые» 0,572 различия не существенные 3. «Пренебрегаемые» 2,219 различия существенные 4. «Изолированные» различия не существенные 5. КБВ – коэффициент благополучия взаимоотношений. 2,014 различия существенные 6. ИИ – индекс изолированности. 2,011 различия существенные IV. Особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками (методика «Рукавичка»): 1. Умение договориться 6,557 различия существенные 2. Взаимопомощь 2,075 различия существенные 3. Взаимный контроль 6,557 различия существенные 4. Отношение к результату деятельности 5,694 различия существенные 5. Рациональное использование средств деятельности 4,662 различия существенные

V. Особенности самооценки детей дошкольного возраста

1. Неадекватно завышенная самооценка 0,632 различия не существенные 2. Завышенная самооценка 0,880 различия не существенные 3. Адекватная самооценка 1,718 различия существенные 4. Заниженная самооценка 1,074 различия не существенные

Сопоставив и обобщив данные, полученные в ходе комплексного исследования социально – психологического компонента готовности ребенка к школе. Можно сделать вывод о том, что дети, посещающие детский сад обусловлены наличием системы взаимодействий, дополняющих и изменяющих социальный опыт ребенка, обеспечивая положительную динамику в социальном и личностном развитии дошкольника. Согласно данным, у детей, посещающих детские сады, лучше развиты социальные навыки, они более склонны к сотрудничеству, более целеустремленны, чем дети, проводящие дошкольные годы дома. Было обнаружено, что чем дольше пребывает ребенок в детском саду, тем больше времени он проводит, участвуя в социальной деятельности, конструктивной игре, а не сидит без дела или наблюдает за игрой других.

2.3. Методические рекомендации

Понимая важность подготовки детей к школе и на основе результатов диагностического исследования социально – психологической готовности к школе детей, было решено предложить методические рекомендации родителям и учителям начальных классов, которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап своей жизни.

v Методические рекомендации для родителей:

1. Помните, что кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.

2. Знайте, что причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям, и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны, и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.

3. Постарайтесь, изменить, свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.

4. Тон приказа и назидание в этом возрасте малоэффективен, старайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.

5. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.

источник

Технология разработки ИАОП для детей со сложной структурой дефекта: атипичным аутизмом с умственной отсталостью.

Описание методов диагностики и процедуры процесса изучения развития детей с атипичным аутизмом с умственной отсталостью.

Комплексное всестороннее изучение ребенка с тяжелыми множественными нарушениями — необходимое условие для индивидуализации обучения и развития ребенка в образовательной организации.

Цель психолого – педагогического обследования: всестороннее изучение ребенка, выявление уровня его актуального развития и определение «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский).

Знание особенностей развития позволит спроектировать оптимальную программу коррекционно – развивающей работы, поставить в центр внимания ребенка, его образовательные потребности, направленные на развитие его потенциальных возможностей для формирования жизненных компетенций.

При проведении диагностики мы учитывали принципы.

1. Принцип комплексного изучения. Обследование должно быть комплексным: медицинское первичное и регулярное повторное обследование, первичное и регулярные повторные психолого-педагогические обследования ребенка. Психолого-педагогическое обследование ребенка со сложными нарушениями развития представляет значительные сложности. Оно обязательно должно быть комплексным и включать: исследованиеособенностей сенсорной, двигательной, познавательной и личностной сфер ребенка, его ведущих средств общения, уровня развития предметной деятельности и навыков самообслуживания.» [1]. При поведении психолого-педагогической диагностики важно выявить развитие ориентировочных действий, направленных на обследование предметов и явлений, выяснение и запечатление их свойств и отношений. «Именно ориентировочное познавательное действие является основной структурной единицей познания» [7]. Это познавательные перцептивные действия: целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка; и интеллектуальные: образное и логическое мышление.

1. Принцип целостного системного изучения ребенка – позволяет выявить взаимосвязанную систему нарушений и выявит первичные, вторичные отклонения в развитии.

2. Принцип динамического изучения. Этот принцип опирается на концепцию Л. С. Выготского о зоне актуального развития и зоне ближайшего развития. Это позволит спроектировать образовательный маршрут ребенка.

3. Принцип качественного анализа данных позволяет выявить отношение испытуемого к заданиям, способы ориентировки в условиях задания, характер его ошибок, отношение к результату своей деятельности.

4. При проведении диагностики мы учитывали оба нарушения в развитии ребенка: аутизм и умственную отсталость.

Для проведения медицинской диагностики использовалось изучение медицинской карты ребенка, беседы с родителями о раннем развитии ребенка. Результаты отражены в приложении №3.

В диагностике психического развития детей со сложными нарушениями вполне применимы многие традиционные методы психолого-педагогической диагностики. Это предметные дидактические игрушки (разновеликие стаканчики и кубики, матрешка, ящик форм, различные задания на классификацию формы и величины предметов).

В зависимости от сохранных сенсорных, двигательных, интеллектуальных и речевых возможностей ребенка возможно использование общепринятых диагностических заданий.

Но при этом необходимо учитывать все особенности конкретного ребенка со сложным нарушением, в частности – грубым нарушением речи (мутизм), интеллекта, что значительно затрудняет или делает невозможным понимание и выполнение инструкции для выполнения некоторых заданий . Поэтому выбирали задания, где можно показать наглядно, дать возможность ребенку работать с карточками, перебирать, сортировать, группировать, классифицировать и т.д.

Для обследования познавательного развития ребенка с атипичным аутизмом с умственной отсталостью была выбрана методика Стребелевой Е.А, Мишиной Г.А. «Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста». Данный диагностический инструментарий разработан для разного возраста, описаны условия, процедура проведения обследования, представлен наглядный диагностический материал, а также даны количественные показатели оценки результатов познавательного развития ребенка определенного возраста. Но, учитывая особенности конкретного ребенка, а именно отсутствие речи, из диагностики убрали задания, связанные непосредственно с вербализацией, предпочтение было отдано заданиям с восприятием наглядного материала, складыванием, сортировкой, конструированием.

При оценке диагностических данных обращали внимание на следующие параметры, описанные Стребелевой Е.А. [7] :

А) принятие задания — согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.

Б) способы выполнения задания — отмечается самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого (возможно диагностическое обучение); самостоятельное выполнение задания после обучения. При обследовании детей дошкольного возраста отмечаются: хаотичные действия; метод практической ориентировки (метод проб и ошибок, метод практического примеривания); метод зрительной ориентировки.

В) обучаемость в процессе обследования — допустимы следующие виды помощи: выполнение действия по подражанию; выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов; выполнение заданий по показу с использованием речевой инструкции. Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно. Но важно соблюдать следующие условия: количество показов выполнения задания не должно превышать трех раз; речь взрослого должна быть конкретной, указывать цель действия и оценивать результативность действий ребенка; обучаемость, т. е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях; отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Г) отношение к результату своей деятельности.Заинтересованность в собственной деятельности и конечном результате характерны для нормально развивающихся детей; безразличное отношение к тому, что делает, и к полученному результату — для ребенка с нарушениями интеллекта.

Для проведения индивидуального естественного психолого – педагогического эксперимента ребенку предложили следующие задания, рекомендованные Стребелевой Е.А.

Результаты оценивались по 4 х бальной системе оценки.

1. Включение в ряд (методика А. А. Венгер). Выявляли установление контакта ребенка со взрослым и уровень развития зрительного восприятия, а именно — ориентировки на величину.

Оборудование: экран, шестисоставная матрешка.

2. Коробка форм. Целью этой методики является проверка уровня развития зрительной ориентировки на форму.

3. Построй из палочек (лесенка). Необходимо было выявить уровень развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.

4. Сложи разрезную картинку (из четырех частей). Позволяет выявить развитие целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.

5. Сгруппируй картинки (по цвету и форме). Данное задание помогает определить развитие восприятия и наглядно-образного мышления (ориентировка на цвет и форму, умения группировать картинки по образцу, переключаться с одного принципа группировки на другой, объяснять принцип группировки).

6. Количественные представления и счет. Данное задание мы адаптировали под конкретного ребенка. Выявляли узнавание и называние цифр.

7. Найди время года. Необходимо было выяснить уровень знаний о временах года (развитие наглядно-образного мышления).

Задания «Расскажи (серия сюжетных картинок «Утро мальчика»), сравни (сюжетные картинки «Летом»), нарисуй целое – данные методика из нашей диагностики были исключены, так как ребенок мутичен.

Активно использовались в психолого – педагогическом эксперименте другие методы диагностики.

1. Наблюдение за ребенком в группе в процессе режимных моментов, в разных видах деятельности в групповой и индивидуальной формах. Наблюдали и анализировали поведение ребенка в непроизвольной деятельности, так как спонтанная деятельность является существенным показателем при анализе развития детей. Часто дети усвоенное выдают в непроизвольной, спонтанной деятельности, что позволит спланировать более точно направления коррекционной работы.

2. Изучение и анализ продуктов детской деятельности (рисунки, продукты лепки, аппликация, постройки из конструктора и т.п.)

3. Беседы с родителями о раннем развитии ребенка, внутрисемейных отношениях, характере взаимодействия в семье, системе помощи ребенку в семье.

При анализе данных методов использовали количественные и качественные показатели, предложенные Стребелевой Е.А, Мишиной Г.А. и Зарин А. П. в учебно – методическом пособии «Комплексное психолого – педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии».

Дляпроведение диагностики создали определенные условия:

1.Продумали план проведения обследования и взаимодействие со всеми специалистами, работающими с ребенком для объективной оценки уровня развития и оценки результатов

2.Подобрали методы и формы обследования, диагностический инструментарий.

3.Подготовили протокол для фиксации результатов обследования.

4.Организовали деятельность ребенка в момент обследования для выявления двигательной, когнитивной и личностной сферы ребенка.

Читайте также:  Я люблю когда умирают дети анализ

5.Проанализировали и использовали данные для проектирования индивидуальной образовательной программы ребенка с аутизмом и умственной отсталостью.

Психолого – педагогическое исследование ребенка проводилось в январе 2017 года в условиях группы компенсирующей направленности, в которой находится исследуемый ребенок. Наблюдение проводилось на протяжении всего периода проведения сопровождения ребенка, что очень важно для корректировки образовательной программы ребенка со сложной структурой дефекта. Эти наблюдения учитывались при построении ежедневной работы с ребенком. Так реализовался принцип единства диагностики и коррекции. Все результаты психолого – педагогической диагностики оформлены в протоколе (приложение №4).

Анализ результатов диагностики.

Для проектирования индивидуальной образовательной программы необходимо было проанализировать полученные медицинские, психолого – педагогические данные обследования ребенка.

Анализ медицинской документациипозволяет сделать вывод, что проблемы развития наблюдались во внутриутробном, натальном и постнатальном развитии: ОРВИ в 9 недель беременности, токсоплазмоз, отеки, ВПГ, ЦМВ.Роды 1 срочные, вес 3574, рост 51 см. с 2-х кратным обвитием шеи пуповиной. Громкий стон новорожденного в течении суток. Неврологом наблюдался с 5,5 месяцем по поводу перинатального поражения ЦНС смешанного генеза, СДД. Развивался удовлетворительно: голову держит с 2 месяцев, сидит с 7 месяцев. В 11,5 месяцев начал ходить на носочках, говорить несколько слогов, в 1,5 года слоги произносить не стал. Обращенную речь понимает ограниченно. Наследственность не отягощена.

Д.S. Перинатальное поражение ЦНС с выраженным интеллектуальным снижением. Гр. Здоровья – 3 (приложение №3)

По заключению ПМПК детский сад посещает с сентября 2013 года, в момент поступления в ДОУ рекомендовалась программа для детей с ЗПР. Ребенок систематически комплексно обследуется в ПМПК. Через год была рекомендована адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью, сложная структура дефекта (аутизм) (приложение №1). Ребенок имеет статус инвалида, программу индивидуальной реабилитации (ИПР) по линии МСЭ (приложение №2). Мальчик постоянно: 1 раз в квартал посещает реабилитационный центр для детей инвалидов, где получает комплексное медицинское и психолого — педагогическое сопровождение. Систематически посещает врача – психиатра и других специалистов по графику.

Анализ результатов психолого – педагогического обследованияпровели по всем линиям развития:

3) Предметно – игровая деятельность

4) Изобразительная и конструктивная деятельность

5) Познавательное развитие

Социальное развитие.Мы прежде всего обратили внимание на формирование навыков социально одобряемого поведения. Анализ поведения в группе позволяет сделать выводы, что мальчик социально адаптирован, его поведение отвечает социальным нормам. Чувствует себя в группе эмоционально комфортно. Мальчик доброжелательный, не проявляет агрессии ни по отношению к себе, ни ко взрослым, ни к детям, но наблюдается отрешенность по отношению ко всем, как будто никого нет рядом. Самостоятельно прощаться и здороваться, благодарить не может, необходимо стимулировать естественным жестом или кивком головы. Навыки самообслуживания сформированы: самостоятельно ест аккуратно, пользуется столовыми приборами ложкой и вилкой, но к еде относится крайне избирательно: предпочитает мясные блюда, супы любит с гренками. Иногда необходимо напоминать о посещении туалета, хотя никогда не случается неприятностей в отношении этой процедуры. Самостоятельно одевается и раздевается, соблюдает последовательность одевания и раздевания с небольшой подсказкой взрослого, ориентируется хорошо на алгоритмы. При одевании не путает левые и правые предметы обуви. Ежедневно, зайдя в группу, выполняет стереотипные ритуальные действия: обходит в определенной последовательности группу «наводит свой порядок» с настольными играми , книгами, конструкторами с которыми в течении дня предпочитает действовать самостоятельно. Доводит свои действия до логического конца, трудно его в это время прервать на завтрак, совместную деятельность. Чтобы привлечь внимание, необходимо повторить несколько раз, иногда для привлечения внимания можно погладить по голове, потрогать за плечо и повторить просьбу. Контакт со знакомыми взрослыми достаточно хороший, ребенок позволяет брать себя за руку, гладить, прижимать к себе , помогать при одевании и раздевании.

Вывод: основные социальные навыки сформированы, необходимо их автоматизировать и приучать ребенка самостоятельно просить о помощи.

Физическое развитие мальчика нормальное, не имеет физических недостатков, подвижный, в спонтанной деятельности любит взбирается на лестницы, постройки на прогулочном участке, кровати в группе, спрыгивает с них бесстрашно, что вызывает у педагогов большую тревогу за ребенка. Но на занятиях по физкультуре выполнение определенных основных движений вызывает большие затруднения: так не может выполнять действия по инструкции взрослого, по подражанию, показу, объяснению, не может прыгать с места, кидать мяч в цель, ползать и т.д.

Анализ развития мелкой моторики. Ведущая рука правая. Удерживает предметы одной и двумя руками, выполняет с ними разнообразные действия. Движения рук согласованы при раскладывании вкладышей, например: на доске Сегена. Застегивает молнии, липучки, но трудности при застегивании пуговиц.

Вывод: необходимо развивать произвольную физическую деятельность: развивать общеразвивающие и основные движения, мелкую моторику, зрительно – моторную координацию.

Предметно – игровая деятельность. Анализ игровой деятельности соответствует низкому уровню развития. Действует только с хорошо знакомыми игрушками, не проявляя интереса к другим: совсем не играет с машинками, с сюжетными игрушками. Даже действия со знакомыми играми не вызывают никаких эмоций: ни положительных, ни отрицательных. Знакомые игры использует адекватно. Сюжетных действий с игрушками не производит. С малознакомыми — манипулирует, например — с лего — конструктором, пытается соединять части.

Вывод: Уровень развития предметно — игровой деятельности соответствует раннему возрасту.

Изобразительная и конструктивная деятельность. Интерес к изобразительной деятельности низкий. Включается в процесс только по просьбе взрослого, при рисовании красками, лепке проявляет больше самостоятельности: копирует рисунки детей или образец взрослого, но необходима массированная помощь взрослого, иногда работа «рука в руке». Испытывает трудности в аппликации, самостоятельно не пользуется ножницами. Не проявляет желание рисовать в свободной деятельности: никогда не садится рисовать вне занятий с детьми. При конструировании интереса не проявляет, включается в деятельность по настоянию и выполняет работу вместе со взрослым. Продолжительность деятельности на занятии – 5 – 10 минут.

Вывод: Уровень развития продуктивных видов деятельности остается низким на уровне 2-3 лет.

Познавательное развитие. Ребенок с некоторым трудом включается в совместную деятельность со взрослым, трудно переключается на занятие от деятельности, которой занимался. Идет на занятие по просьбе взрослого: слову, сопровождаемому жестом, необходимо повторить несколько раз. Трудно понимает вербальные учебные инструкции: необходимо повторять, подкреплять показом. Лучше понимает и принимает предлагаемые задания, предложенные на невербальном уровне. Но интереса к ним не проявляет, даже если выполняет, безразличен к результату: как к успешному выполнению, так и неудаче. Необходима массированная помощь при выполнении заданий, подкрепляемая показом, образцом, сменой деятельности. Но очень долгое время может действовать на индивидуальных занятиях при смене деятельности и включении разнообразного материала. Необходимо длительное обучение определенному действию с предметами и пособиями, соскальзывает на предыдущее выполнение заданий. Перенос в новые условия не осуществляет. При исследовании познавательной деятельности выяснили, что мальчик успешно выполняет задание «Коробка форм» — методом зрительного соотнесения. Успешно выполняет задания способом наложения: разрезные картинки из 4 частей с прямыми разрезами и по диагонали после предъявления образца взрослым. Самостоятельно складывает картинки из 6 и более частей при создании изображения после показа образца, используя прием наложения на картинку – образец, например — при работе с кубиками Никитина. Находит парные предметные картинки. Соотносит по цвету и по форме карточки по одному признаку. По слову выделяет цвета желтый, красный, желтый, синий и пытается их называть в ситуации обучения и пищевого подкрепления (конфеткой). С помощью взрослого выделяет большой – маленький, треугольник, квадрат, круг в ситуации обучения, иногда используется подсказка указательным жестом.

Вывод: уровень познавательной деятельности соответствует раннему возрасту.

Осведомленность о себе и окружающем мире на низком уровне: ребенок реагирует на свое имя, но называет его только по просьбе взрослого и по подсказке взрослого. Показывает и называет некоторые части тела и называет несколько из них в ситуации обучения. Назначение частей тела не определяет. Узнает на фотографии и называет членов семьи в ситуации совместной деятельности со взрослым по фото, в свободной деятельности не называет. Педагогов группы называет «Тетя» при стимулировании жестом, сверстников никак не называет. Знания о животных, птицах также весьма ограничены узнаванием и называнием некоторых из них на карточках упрощенными словами, звукоподражаниями.

Вывод, осведомленность о себе и окружающем мире также находится на уровне раннего возраста.

Развитие речи. Мальчик мутичен. Понимание речи ограничено. Выполняет простые бытовые инструкции «Пойдем в туалет», «Дай руку», «пойдем гулять», «одевайся» и т.п. Иногда обращается с просьбами к педагогам с помощью коммуникативной книги «Я хочу желтую конфетку», «Я хочу в туалет». Стал обращаться с просьбами вербально при стимулировании жестом, но не очень внятно говорит «Тетя», «Хочу конфетку», «Спасибо». Ребенок обучается глобальному чтению этих слов и фраз, работе с коммуникативной книгой в семье и в ДОУ.

источник

Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области
Описание материала:
В связи с введением ФГОС ДО возникла необходимость оформления результатов педагогической диагностики (мониторинга) по-новому. Как это делать правильно никто не знает. Предлагаю коллегам, воспитателям ДОУ, образец «Аналитической справки», разработанной нами по итогам диагностики на примере одной группы. Буду очень рада, если кому-то пригодится данная разработка, а также с интересом выслушаю какие-либо замечания…

Аналитическая справка
по результатам педагогической диагностики
2015 – 2016 учебный год

Количество диагностируемых детей: 26
Дата проведения: сентябрь 2015 г.
Статус мониторинга: на начало учебного года
Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.
Задачи: Изучение результатов усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и детского развития.
Методы мониторинга: регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

Работа с детьми велась в соответствии с «Рабочей программой воспитателя», созданной на основе «Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области».
В ДОУ реализуется «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад-2100» под редакцией О.В. Чиндиловой.

В работе с детьми использовались следующие технологии:

1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. игровые технологии.

Характеристика детей за анализируемый период:

Средний возраст детей: 2 года 10 месяцев
Всего детей в группе: 27 человек
Диагностируемые дети: 26 человек
Мальчиков: 7 человек
Девочек: 19 человек
Количество недиагностируемых детей: 1 ребенок, который не посещает детский сад более 3 месяцев.

Педагогическая диагностика за анализируемый период проводилась по двум направлениям:
• педагогическая диагностика качества образования в группе (через реализацию образовательных областей);
• педагогическая диагностика детского развития.

Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий, средний, низкий.

По итогам диагностики качества образования (через реализацию образовательных областей) «на начало учебного года» выявлены следующие результаты: трое детей имеют высокий уровень по направлениям:
. И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы
Средний уровень по определённым Образовательным областям и направлениям имеют:
. И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы
Низкий уровень: по всем образовательным областям имеют:
. И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы.
Низкий уровень по определённым образовательным областям и направлениям имеют:
. И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы.
Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики можно сделать вывод, что усвоили программный материал частично три ребёнка.
По образовательным областям и направлениям количественный состав детей со средним уровнем и низким практически равны:
средний уровень – 22 ребёнка
низкий уровень – 23 ребёнка
Преимущественно нужно обратить внимание на образовательные области «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
Чуть выше показатель в образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие» — у детей достаточно сформированы навыки продуктивной деятельности, развита мелкая моторика рук воспитанников, но не в полном объёме развита аккуратность, последовательность действий и вариативности мышления. Отсутствует должное внимание со стороны родителей к образовательному процессу, также недостаточно развито слуховое и зрительное внимание и желание проявлять интерес к окружающей среде.

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 1

Рекомендации:
1. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
подгруппа № 1, направление работы – «Речевое развитие»
. И.Ф. детей

2. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
подгруппа № 2, направление работы – «Познавательное развитие»
. И.Ф. детей

По итогам диагностики детского развития «на начало учебного года» выявлены следующие результаты:
Высокий уровень:
. И.Ф. детей, направления.
Средний уровень:
. И.Ф. детей, направления.
Низкий уровень:
. И.Ф. детей, направления.

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 2

Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики детского развития можно сделать вывод, что в основном преобладает средний уровень развития детей (17 детей) по шести направлениям. У детей сформированы основные культурные способы деятельности, они проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении.
С высоким уровнем – один ребёнок.
С низким уровнем – 8 детей. Это дети, которые не стремятся участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельностити, испытывают неустойчивый интерес к действиям ровесников, не могут подчинять своё поведение правилам общения.
Объяснения таким низким результатам следующие: длительная адаптация некоторых детей, частые отсутствия по причине и без неё, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться общим правилам.
Рекомендации:
Создать индивидуальную образовательную траекторию (маршрут) для следующих детей:
. И.Ф. детей, причина определения индивидуальной образовательной траектории

Мониторинг проводили: … Ф.И.О. воспитателей

Таблица. Приложение 1

источник

Добро пожаловать! На этой странице вы можете найти диагностики развития детей дошкольного и младшего школьного возраста:

Диагностический альбом «Психолго-педагогическая диагностика»

Вложение Размер
Диагностический альбом «Психолого-педагогическая диагностика» 945 КБ
Диагностический альбом «Диагностика готовности к школе» 157 КБ

Алёна Алексеевна Ганкевич

В альбоме представлены методики для изучения межличностных отношений в группе, мотивации, для исследование личности детей, самооценки, произвольной сферы ребёнка, логического мышления, в том числе словесно-логического и образно-логического, для диагностики эмоционально-ценностного отношения к себе, диагностики развития воображения, внимания, восприятия, памяти, развития речи (словарного запаса).

  • Правила психодиагностики детей
  • Методика «Выбор в действии»
  • Тест «Несуществующее животное»
  • Методика «Изучение соподчинения мотивов»
  • Методика «Изучение мотивов поведения в ситуации выбора»
  • Методика «Лесенка» В.Г. Щур
  • Методика «Нарисуй себя»
  • Проективная методика «Графический диктант»
  • Методика «Узнай, кто это»
  • Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
  • Методика «Найди и вычеркни»
  • Методика «Домик» (Н.И. Гуткина)
  • Методика «Где чьё место?»
  • Методика «Нарисуй что-нибудь»
  • Методика «Придумай игру»
  • Методика «Последовательные картинки»
  • Методика «Раздели на группы»
  • Методика «Исключение лишнего»
  • Тест «Невербальная классификация»
  • Методика «Образная память»
  • Методика «10 слов» (А.Р. Лурия)
  • Методика «Словарная мобильность»

Правила психодиагностики детей

Обследование, как правило, начинается с беседы со взрослыми, (другими воспитателями, учителями, родителями) в том случае, если они обратились к Вам с определенными жалобами на ребенка. В процессе беседы Вам необходимо четко определить характер претензий к ребенку и причин недовольства им.

Собственно обследование ребенка начинается с анализа его внешнего вида и его реакции на ситуацию обследования. При этом надо обращать внимание на то, насколько ребенок открыт для контакта, проявляет ли он активность (например, изучает обстановку в комнате, рассматривает с интересом игрушки, предметы, стоящие в ней) или он расторможен, т.е. крутится на месте, порывается встать, вертит что-то в руках или просто болтает руками или ногами. Фиксируется и проявление заторможенности, напряженности, проявляемое ребенком, стремление сесть или встать в уголок, нежелание обращать на себя внимание, боязнь вступить в разговор.

Все эти факты связаны как с психодинамическими (врожденными) особенностями ребенка (например, с импульсивностью или ригидностью), так и с качествами его личности (например, с тревожностью или демонстративностью). Полученные при наблюдении данные в дальнейшем сопоставляются с данными тестов и помогают понять природу интеллектуальных или эмоциональных отклонений ребенка.

Читайте также:  Художественный анализ романа отцы и дети

При обследовании важно чередовать методики таким образом, чтобы методы, направленные на изучение памяти, следовали за методиками, направленными на анализ мышления, а изучение восприятия следовало за исследованием креативности. Начинать диагностику рекомендуется с рисования (как на свободную, так и на заданную тему), давая ребенку время войти в ситуацию обследования. Вначале даются и задания на исследования памяти, так как необходимо время (не меньше 20 минут) для исследования отсроченного воспроизведения. В то же время личностные методики предлагаются детям в конце работы, после того, как новизна ситуации для него сгладится и наладится контакт между взрослым, проводящим диагностику, и ребенком. Эта последовательность сохраняется и в том случае, если обследование проводится не единовременно, но в течение нескольких занятий.

При проведении диагностики необходимо запомнить несколько основных правил, без которых Ваша работа не будет успешной.

1. Каждая методика направлена на измерение очень узкого, специального качества — какого-то вида внимания, памяти, мышления ребенка. Нет методик, которые бы измеряли сразу все, нет методик, на основании которых Вы бы могли сразу понять все в ребенке и дать общую характеристику его личных качеств, способностей, особенностей его общения или стиля деятельности, его познавательных процессов. Поэтому для составления психологической характеристики необходимо использовать не меньше 10-15 разных тестов.

2. Обязательно обращайте внимание на инструкцию, которая дается в каждой методике. Помните, что неправильная инструкция может полностью изменить содержание задания и, следовательно, полученный Вами результат.

3. Не забывайте о том, что каждая методика рассчитана на определенный возраст. Поэтому внимательно следите за тем, чтобы возраст исследуемого ребенка совпадал с тем возрастом, для которого составлена данная методика. Существуют методы, которые можно использовать в разных возрастных группах. В таких случаях обращайте внимание на инструкцию и способ подачи материала для каждого возраста.

4. Результаты, полученные Вами, также не могут быть одинаковы для разного возраста. Поэтому будьте внимательны при интерпретации результатов, обязательно сверяйте их с нормативностью, т.е. с теми результатами, которые типичны для детей данного возраста. Помните и о том, что только по данным одной методики, даже если результаты ребенка ниже, чем должны быть в норме, еще нельзя сделать вывод о его «глупости» или отсталости, так же как и об одаренности. Такой вывод может быть сделан только в том случае, если данные всех интеллектуальных тестов (или большинства из них) ниже или выше нормы.

5. Многие методики требуют специального «стимульного материала», т.е. карточек, текстов, картинок, которые предлагаются ребенку. Не забывайте, что все инструкции о порядке предъявления и способе подачи этого материала обязательны; при несоблюдении их или изменении самого материала Вы получите совершенно иной результат.

6. Существуют так называемые субъективные и объективные методики, способы анализа полученных результатов. Одни из них имеют точные ключи и рассчитанные по баллам варианты ответов, другие требуют не количественной, но качественной интерпретации; хотя работать с ними труднее, часто эти методы дают более важные данные о психическом состоянии ребенка. Однако при работе с ними надо проявлять особое внимание и сверять полученные результаты с показателями, полученными в других тестах.

7. Никогда не пытайтесь давить на ребенка, т.е. работать с ним без его добровольного желания. Отвержение ребенком ситуации обследования может нарушить весь процесс диагностики и Вы получите неверные результаты. Старайтесь также не подчеркивать, что Вы проверяете ребенка, как бы экзаменуете его, это приведет к напряженности, скованности и также нарушит объективность полученных данных. Можете включить обследование в процесс любой совместной деятельности, даже игровой, но только в том случае, если ребенок может и в процессе этой игры сосредоточиться, принять задание, а не бросить его на полпути, если оно ему покажется скучным или трудным. Словом, Вы должны заинтересовать его данной деятельностью и добиться внимания к ней.

Методика «Выбор в действии» (Немов Р. Психология. Психодиагностика)

Цель методики — изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Данная методика является одним из детских вариантов социометрической методики.

Процедура её проведения следующая.
Каждому ребёнку в изучаемой группе даётся по три привлекательных, желаемых предмета. Это могут быть игрушки, картинки, конфеты и т.п. Ребёнок получает инструкцию следующего содержания:
«Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе — чуть менее желательный, а на третье — оставшийся. Теперь выбери из своей группы трёх детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный — тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний — тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место».
После того, как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет кто, сколько и какие предметы получил.
В соответствии с количеством полученных предметов определяется социометрический статус ребёнка в группе при помощи следующей формулы:

где С — статус ребёнка в группе, в системе взаимоотношений со сверстниками;

К — количество привлекательных предметов, полученных ребёнком от товарищей по группе;

п — количество детей в тестируемой группе.

Дополнительные данные о количестве наиболее, средне и наименее привлекательных предметов, полученных ребёнком, позволяют судить о том, какова степень близости тех отношений, в которых данный ребёнок находится со сверстниками. Чем больше наиболее привлекательных предметов получил он в процессе эксперимента, тем ближе его взаимоотношения со сверстниками.
Основанием для выводов о статусе ребёнка служат количественные данные, т.е. показатель С.

10 баллов — показатель С ребёнка равен 100%.

8-9 баллов — показатель С находится в пределах от 80% до 99%.

6-7 баллов — показатель С располагается в интервале от 60% до 79%.

4-5 баллов — показатель С находится в пределах от 40% до 59%.

2-3 балла — показатель С располагается в пределах от 20% до 39%.

0-1 балл — показатель С находится в интервале от 0% до 19%.

Выводы об уровне статуса ребенка

ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской

Тест «Несуществующее животное» — направлен на исследование личности детей. Может использоваться при работе с детьми от 4,5—5 лет и старше.

Инструкция: «Нарисуй несуществующее животное, т.е. такое, которого нет в реальной жизни».

Проведение теста. Детям предлагают лист белой бумаги и простой карандаш. Младшим детям (4,5—6 лет) можно предложить цветные карандаши или фломастеры. Им также могут быть даны более детальные разъяснения понятия «несуществующее животное», например, взрослый может предложить нарисовать такое животное, которого нет в жизни, оно существует только в сказках. После начала работы взрослый, как и в других личностных тестах, не вмешивается в ее процесс. Как только ребенок закончил рисовать, его можно попросить ответить на некоторые вопросы: «Как зовут это животное? С кем оно живет? С кем дружит? Чем питается?» Ответы детей фиксируются.

Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание на размер фигуры нарисованного животного и расположение этой фигуры на листе бумаги. Размер фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер фигуры, тем выше самооценка), а ее расположение на листе бумаги — с уровнем его притязаний. Расположение в верхней трети листа говорит о высоких притязаниях, в середине листа — о средних, а в нижней трети — о заниженных притязаниях. Большое значение имеет сопоставление размера фигуры с расположением на листе бумаги. Наиболее адекватным считается достаточно большой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но не идеализации, его стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой.

Животное большого размера, размещенное в верхней части листа, свидетельствует о завышенной самооценке и притязаниях ребенка на самые высокие оценки, на лидерство, хотя эти притязания и не всегда оправданны. Если рисунок еще и украшен (украшения на животном, цветы, орнаменты и т.д.), можно говорить о демонстративности данного ребенка, т.е. о том, что он стремится обратить на себя внимание любой ценой. Если такие дети не могут получить положительную оценку, не являются лидерами группы, они становятся дезорганизаторами, нарушающими любые правила только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Наказания только усиливают негативизм и конфликтность таких детей, так как привлекают к ним внимание, которого они и добиваются. Поэтому лучше всего стараться не обращать внимания на их проделки (конечно, если они не опасны для окружающих и самого ребенка), одновременно поощряя их хорошие поступки, стараясь обеспечить им успешность в какой-то деятельности.

О неуверенности, тревожности и развитии комплекса неполноценности у детей говорят рисунки, в которых маленькая фигурка животного помещается в самом низу листа. Такие дети нуждаются в поощрении взрослых, очень важно обращать внимание других детей на их успехи (например, на то, как хорошо этот ребенок что-то нарисовал или склеил), если они не очень успешны в учебе или спортивных упражнениях. Подобное поощрение необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, понял, что и у него есть много положительных качеств, он не хуже других детей. Особенно важна такая работа с детьми из авторитарных семей, в которых от них требуется высокая успешность во всех видах деятельности и послушание, которые с трудом даются детям и приводят к снижению их самооценки.

О наличии внутриличностного конфликта можно говорит в том случае, если есть несовпадения между самооценкой и уровнем притязаний. На рисунках таких детей маленькая фигурка может располагаться на самом верху листа, либо, наоборот, большая фигура нарисована в самом низу. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей связаны с тем, что они не могут оценить себя, составить свой целостный образ. Их представление о себе постоянно меняется, а потому меняется и поведение, и характер общения. При этом дети, у которых небольшая фигура смещена вверх, часто скрывают свою неуверенность и тревогу (иногда неосознанные) нарочито жестким, агрессивным поведением, конфликтностью. Такой вид агрессии называется «агрессией от тревоги» и является весьма распространенным как у детей, так и у взрослых, которые нападают для того, чтобы скрыть свое неумение, некомпетентность и неуверенность. О таком поведении сложилась поговорка: «Лучший метод защиты — нападение». Этот тип отклонений часто появляется у детей, у которых нет уверенности в любви и защите. Дети боятся, что мама или папа не будут их любить, если они сделают что-то не так, не получат высокой оценки. Отсюда их демонстративное притязание на эту оценку, сочетающееся с неуверенностью в себе.

Дети, которые рисуют большую фигуру внизу, наоборот, уверены в себе и своих силах, но боятся или не хотят эту уверенность показывать. Это, как правило, дети из не очень благополучных семей, в которых ими не занимаются, не любят, часто наказывают.

При анализе рисунка нужно обращать внимание и на размещение фигуры по горизонтали. Так, фигура, сдвинутая в левую сторону (так же как и смотрящая влево), может говорить об инфантильности ребенка, его стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требованиями к ребенку, так и с ревностью к появившемуся брату или сестре, которых не было раньше. Фигура, сдвинутая в правую сторону (либо смотрящая вправо), говорит о стремлении в будущее, о желании стать взрослым. Хотя этот рисунок также свидетельствует о том, что дети не очень удовлетворены настоящим, такое стремление предпочтительнее стремления в прошлое.

Большое значение имеет и преобладание в нарисованной фигуре горизонтальных или вертикальных линий. Вытянутая по горизонтали фигура говорит о неуверенности, тревожности, а преобладание вертикальных линий — наоборот, об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству.

Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные когти, зубы, сжатые кулаки и т.п., так же как и ответы детей, в которых рассказывается о том, что животное питается другими животными, людьми, сырым мясом и т.д. Однако надо помнить, что эти ответы характерны для любой агрессии — и открытой (со стремлением к превосходству, к лидерсту), и защитной агрессии (появляющейся в результате тревоги). Поэтому важно анализировать рисунок целиком, сопоставляя данные, полученные при анализе разных параметров.

Рекомендуется обращать внимание и на штриховку рисунков. Так, сильная, с нажимом прямая штриховка часто связана с внутренним напряжением ребенка, стремлением к высокой оценке, лидерству. Косая штриховка, с сильным нажимом и часто выходящая за пределы контура, также говорит о нервном напряжении ребенка, но свидетельствует скорее о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штриховка кругами связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к защите, к любви и ласке, которых ему не хватает.

Оценивается и содержание рисунков. Рисунки животных, имеющих панцирь, броню и т.п., говорят о желании ребенка спрятаться, уйти от общения. Такие рисунки характерны и для тревожных, и для замкнутых детей. Наличие барьеров, ограждений, как круглых, так и прямоугольных линий, огораживающих фигуру, связано с отгороженностью самого ребенка, желанием уйти от общения, от любопытства чужих людей. Такой рисунок может говорить и о недостаточной эмоциональности детей. Рисунки птиц, бабочек или зверюшек, имеющих крылья, часто связаны с желанием ребенка выйти из неприятной ситуации, сложившейся в семье или в группе сверстников. При этом важно обратить внимание на положение фигуры на листе бумаги, которое показывает, куда стремится переместиться ребенок — в прошлое или в будущее (см. выше). Появление антенн, проводов, биноклей и т.п. атрибутов часто связано с интересом ребенка к окружающему, к другим людям, стремлением наладить с ними связь.

Методика «Изучение соподчинения мотивов»

Мотивация и мотивы / Е. Ильин. — СПб.: Питер, 2003. «Мастера психологии».

Подбираются яркие, красочные игрушки. Проведение исследования

Исследование проводится индивидуально с детьми 3-7 лет и включает 5 серий. В первых четырех сериях предлагаемое соподчинение мотивов опосредовано взрослым, а в пятой — содержанием самой деятельности.

1. Ребенку предлагают непривлекательное занятие, например расставить стулья, и обещают дать после этого новую игрушку.

2. Ребенку предлагают непривлекательное занятие и подробно рассказывают ему о той игрушке, которую он получит после выполнения работы.

3. Ребенку предлагают непривлекательное занятие и показывают игрушку, которую он получит после окончания работы. Затем игрушку убирают.

4. Ребенку предлагают непривлекательное занятие, показывают игрушку, которую он получит после окончания работы, и ставят ее в доступном для него месте. Подчеркивают при этом, что взять-ее можно только после завершения работы.

5. Ребенку предлагают увлекательную игру, но после того, как он закончит выполнять непривлекательное действие.

Анализируют поведение ребенка в каждой серии (с увеличением номера серии возрастает для ребенка соблазн овладеть игрушкой или, как в пятой серии, участвовать в увлекательной игре), качество его работы, соподчинение мотивов в зависимости от ситуации и возраста.

Если ребенок выполняет задание, несмотря на соблазн, то у него развит произвольный механизм соподчинения мотивов и тем в большей степени, чем в более конфликтной для него (соблазнительной) ситуации он оказывается.

источник