Меню Рубрики

Анализ дидактической игры детей раннего возраста

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ:

— перечислить дидактические, народные игрушки, специальное оборудование для развития предметных действий детей, имеющееся в группе;

— указать, есть ли вариативность игрушек (например, пирамидки одинаковые (разные) по цвету, но кольца одинакового размера, пирамидки с кольцами разных размеров, но одинакового (разных) цветов и т.д.);

— определить причины (условия), побуждающие ребенка к действию с предметом: сами предметы, действия сверстника с предметом, действия воспитателя и др.;

— отметить наиболее действенные, по мнению воспитателя, вашему мнению, приемы обучения детей новым действиям с предметами (описать показ способов действий с предметом);

— записать примеры обучения детей умению использовать предметы по назначению;

— указать условия успешного обучения детей действиям с предметами (на основе наблюдений);

— отметить использование детьми обобщенных способов действий с предметами: например, катает мячи разного цвета, разного размера, ставит кубики разного цвета, размера;

— перечислить орудийные действия, наблюдаемые у детей раннего возраста; указать характер действий ребенка с предметами; определить, устанавливает ли ребенок взаимодействие между свойствами орудия и условиями, в которых он действует;

— указать, наблюдается ли отделение действия от предмета (например: причесывается карандашом, хотя знает назначение карандаша);

— назвать причины, затрудняющие усвоение техники предметных действий (плохо развиты произвольные движения, мелкие движения кистей рук и др.);

— доказать на двух конкретных примерах усвоенное детьми: а) назначение предметов; б) способы действий с этими предметами; в) технику выполнения действий (например, как собирают пирамидку, как одеваются, как пользуются совочком и ведерком);

— отметить эмоциональную настроенность детей на действия с предметами.

АНАЛИЗ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ:

– определить условия, созданные для развития дидактических, подвижных сюжетных и ролевых игр детей;

– указать вид и направление игр, которые организуются воспитателем;

– отметить, какие игры возникают по инициативе детей;

– указать как происходит ознакомление детей с содержанием дидактических и подвижных игр, как объясняется ход и правила игры, осуществляется показ игровых действий, подведение итогов игры;

– отметить, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему;

– определить роль воспитателя в дидактических и подвижных играх (участник, арбитр);

– указать умеют ли дети самостоятельно создавать воображаемую ситуацию, строить тему сюжетной игры, используя игровые действия в различных игровых формах: с предметами-заместителями и в форме изобразительных жестов, объединять разные темы в один сюжет , действовать в игровой роли, соотнося себя с образом взрослого (как «мама», как «врач» делаю уколы), с образом животного (как «зайчик», как «лисичка»);

– указать, какие приемы использует воспитатель, чтобы научить детей выполнять игровые действия с сюжетно-образными игрушками, предметами-заместителями, объединять игровые действия в цепочку – «тему», строить сюжет;

– отметить приемы введения в сюжетную игру ребенка предметов-заместителей и изобразительных действий;

– указать методы и приемы по развитию у детей ролевого поведения;

– уточнить у воспитателей группы, какая работа проводиться ими по обогащению содержания сюжетных и ролевых игр, по включению в игру малоактивных детей;

– указать, какое эмоциональное состояние наблюдалось у детей в ходе игры и по ее завершению.

В пятницу заверяются все конспекты, разработанные студентами в течение данной недели.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

В 1 младшей группе проводится по 2 занятия в день (утром и вечером), 10 занятий в неделю.

Большая часть занятий (кроме музыкальных) организуется по подгруппам, в которые объединяются дети с примерно одинаковым уровнем развития.

Обучение детей 3-го года жизни тесно связано с использованием наглядно-действенного метода, сущность которого заключается в том, что на занятиях воспитатель использует наглядные средства (игрушки, картинки, живые объекты), создавая с их помощью развернутую картину действий и обозначая результат. Краткие пояснения воспитателя активизируют не только зрительные и слуховые восприятия детей, но и включают их в активную практическую деятельность, побуждают отвечать на вопросы, высказываться.

При организации обучения детей следует опираться на важные для них мотивы (игровые, желание сотрудничать со взрослым, оказывать помощь и др.) и учитывать ведущие принципы дидактики:

— использование наглядности в сочетании со словом;

— активности и посильной самостоятельности детей;

Важно заранее продумать структуру занятия: вводную часть (элементы занимательности, сюрпризности), основную часть занятия, и его окончание, взаимосвязь всех структурных частей, организацию детей, ход занятия (согласованность объяснения воспитателя с использованием наглядного материала, четкость заданий и вопросов, чередование разных видов деятельности, эмоциональную насыщенность занятия; использование физкультминуток), подведение итога занятия.

Длительность занятия зависит от устойчивости внимания детей и поэтому не ограничивается строгими временными рамками. Структура занятия также может варьироваться. В целом интерес к занятию у детей зависит от мастерства педагога:

— умения подобрать методы и приемы обучения, соответствующие содержанию занятия, возрасту и развитию детей;

— умения использовать разнообразные приемы активизации познавательной деятельности детей;

— своевременной помощи детям и контроля за их деятельностью;

— способности педагога сочетать фронтальные обращения с индивидуальной работой, распределять свое внимание;

— от грамотного и четкого объяснения, правильного показа;

— от эмоциональности и занимательности занятия;

— от умения воспитателя активизировать мыслительную и организовывать самостоятельную практическую деятельность детей.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ:

— программное содержание (указываются задачи познавательного, развивающего, воспитательного характера, словарная работа и т.д.);

— подготовка воспитателя к занятию;

— методика проведения занятия.

1. Познание окружающего мира, развитие речи 2

2. Физкультурные занятия 5 (на воздухе – 3)

4. Сенсорика (с элементами математики) 1

8. Аппликация 1 раз в месяц

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Тема: «Солнечный зайчик»

Программное содержание: учить детей отыскивать солнечный зайчик и рассказывать о его местонахождении, используя предлоги (в, на над, под). усложнение для старшей подгруппы: предлог «около». Создавать у детей радостное настроение, желание помогать друг другу.

Предварительная работа: заранее дать представление детям о солнечном зайчике. Познакомить их со стихотворением А.Бродского «Солнечные зайчики».

Материал:зеркальце, игрушечный зайчик, коробка.

Подготовка воспитателя: продумать ход занятия, подобрать художественное слово, музыку для физкультминутки, подготовить необходимый материал.

Место проведения: игровой уголок в групповой комнате.

Ход занятия

І. Воспитатель сообщает детям о появлении в групповой комнате гостя – солнечного зайчика.

«Солнечные зайчики играют на стене.

Помани их пальчиком – пусть бегут к тебе.

Вот он – светленький кружок.

ІІ. Воспитатель с помощью маленького зеркала переводит «зайчика» на стену, потолок, на пол. Дети по очереди отвечают, где спрятался «зайчик». При необходимости воспитатель направляет ответы детей, помогает использовать разные предлоги.

Ш. Повторное чтение стихотворения А.Бродского «Солнечные зайчики» (используя зеркальце). Раздать детям зеркальца и предложить самим попускать зайчиков.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

источник

Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребенок придет в школу.

Методика проведения дидактических игр с детьми раннего возраста и их значение.

Результативность дидактической игры зависит от методики её организации и проведения. Положительных результатов в обучении и воспитании детей можно достичь при условии направленности каждой игры на выполнение программных задач. Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

На первом этапе педагог заинтересовывает детей игрой, вызывает желание играть. На втором этапе, педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнёр, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьем этапе роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;

установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);

подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

ознакомление детей с содержанием игры, с дид-им материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;

показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Воспитатель руководит дидактической игрой по-разному: на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх участвует в качестве партнёра или арбитра, следит за взаимоотношениями между детьми, оценивает их поведение. Игры должны вызывать у детей интерес, эмоционально захватывать их, а это возможно при наличии элементов новизны и занимательности, когда новая информация основывается на знакомых фактах, событиях.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня. Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребенок придет в школу.

источник

Методический материал как правильно проводить с детьми дидактические игры, подробное описание игр.

Вложение Размер
rol_didakticheskoy_igry_dlya_detey_rannego_vozrasta.docx 29.28 КБ
konsultaciya_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx 20.19 КБ

Консультация на тему: «Роль дидактической игры в развитии дошкольника»

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний. Сущность игры, по Л.С Выготскому , состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми.

Игра — это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра — это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

Игра — это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии.

Именно поэтому игра — это ведущая деятельность, она дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизни ребенок вступить не может.

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний.

Игра — это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Игра — это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ” В.А. Сухомлинский

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает «пустой» промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра.

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988)

Читайте также:  Летний лагерь детей анализ работы

Дидактическая игра — это такая коллективная , целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий.

В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива., через игру дети могут познать жизнь, познать самих себя.

«Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».

Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую хотите играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для ребенка условий. Ребенок должен получать радость от выполнения задания.

Остановимся более подробно на структурных компонентах дидактической игры.

Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.

Каждая дидактическая игра имеет правила , которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной , напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получили бы радость от выполнения задания.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия , которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры.

Учитель, как руководитель игры, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих .

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д.

Игровое действие, состоящие из нескольких игровых элементов, сосредотачивает внимание детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание или дидактическая задача . Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование.Это наличие технических средств обучения. Сюда также относятся различные средства наглядности, а также дидактические раздаточные материалы

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и дает детям моральное и умственное удовлетворение. Для воспитателя результат игры всегда является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний.

Подведение результатов имеет большое значение, так как дает участникам моральное удовлетворение.

В любом случае необходимо оценить дидактический результат игры .

Дидактический эффект усиливается если дети принимают участие в подготовке атрибутов и призов, а также в разработке правил игры.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру . Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений.

Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату.

Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполняли игровое задание; определение команды – победительницы, необходимо при этом отметить достижение каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения определенных учебных воспитательных задач. Задача, стоящая перед воспитателем, существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу.

Методика организации дидактических игр

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях :подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

— отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения :углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей ,активизация психических процессов;

— установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

— определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

— выбор места для игры, где дети могут спокойно играть , не мешая другим;

— определение количества играющих ;

— подготовка необходимого дидактического материала для игры;

— подготовка к игре самого воспитателя : он должен изучить и осмыслить весь ход игры ,свое место в игре, методы руководства игрой;

— подготовка и игре детей: обогащение их знаниями , представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

— ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом ,который будет использован;

— объяснение хода правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

— показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, показывая ,что в противном случае игра не приведет к нужному результату;

— определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего ,болельщика или арбитра;

— подведение итогов игры–это ответственный момент, когда дети добиваются в игре, можно судить об его эффективности , о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребенка. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной .Анализ проведения игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения :какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в проведении и характере детей и, значит правильно организовать индивидуальную работу с ними .Самокритичный анализ использования игры в соответствии с постоянной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе. Игра становится методом обучения ,принимает форму дидактической ,если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами , игровыми действиями учит, как их надо выполнить. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются ,систематизируются ,обобщаются.

С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания общаясь с воспитателем со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими , их высказываниями ,действиями в роли болельщик, а ребенок получает много новой для себя информации .И это очень важно для его развития.

Дети малоактивные ,неуверенные в себе, менее подготовленные ,как правило в начале берут на себя роль болельщиков ,при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

Образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство — это период усиленного развития, воспитания и обучения.

Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения , наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре.

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применении её в процессе обучения и воспитания младших дошкольников требует более тщательного и детального её изучения.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды.

Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реальных вещах и реальных действиях.

Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову).

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения.

Обучающее воздействие необходимо, как в семье, так и в дошкольных образовательных учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение.

Дидактические игры рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре

«Уложим куклу спать» воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы — аккуратно складывать одежду на стоящий рядом стул, заботливо относиться к кукле, укладывая её спать, петь колыбельную песню. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужны для сна. По просьбе воспитателя малыши поочерёдно берут нужные для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке. Так появляются кровать, стульчик, постельные принадлежности, ночная рубашка или пижама. Таких игр в младших группах проводится несколько: «День рождение куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати». Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно- ролевым играм.

Таким образом, можно сделать вывод — формирование дидактической игры у детей раннего возраста происходит постепенно, при этом учитываются правильная организация детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три

основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. На первом этапе работы можно выделить слова: собака, кошка, глаза, уши, хвост, большой, маленький; на втором: петушок, курочка, цыплёнок, иди, идёт, пришёл, принёс ; на третьем : собака, кошка, козлик, дом, идёт, пришёл, мисочка; на четвёртом : собака, кошка, козлик, мяч, коляска, покатай, нет.

Читайте также:  Краткий анализ отцы и дети тургенева

На первом этапе работы с куклой следует выделить такие слова: туфли, шапочка, бант, платье, снимай, ложись, спать ; на втором : рубашка, штанишки, ботинки, вставай, сядь, надень ; на третьем : стол, стул, тарелка, сядь (садись), салфетка, ешь, спасибо : на четвёртом : суп, каша, хлеб ; на пятом : чашка, кисель, пей и многое другое.

Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно — образовательным процессом.

Хотелось бы предложить несколько видов дидактических игр используемых в работе с детьми первой младшей группы детского сада:

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

Цель: Закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие мелкой моторики рук.

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Найти предмет указанной формы»

Цель: Учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры.

Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

Цель: Развивать умение сравнивать геометрические фигуры, между собой выявлять фигуру отличную от других.

Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.

— группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.

«Самая длинная, самая короткая»

Цель: Выявлять умение различать понятия, обозначающие признаки величины предмета, используя слова “длинный” “короткий”.

Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

— сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

Цель: Закрепление названий основных цветов. Учить детей выделять цвета.

Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.

— выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.

Цель: Развивать зрительное внимание, память.

Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

Тишина и шум.
Игра за столом. Сначала произносим текст и выполняем соответствующие движения:
Пальчиком, пальчиком
Тук-тук тук — тук!
(стучим по столу указательным пальчиком, а затем постепенно всеми остальными)
Ладошкой, ладошкой —
хлоп- хлоп хлоп — хлоп!
Локтями, локтями
стук-стук стук-стук!
На головку руку по — ло — жи!
Что-то очень важное скорей скажи!
А теперь из пальчиков очки сложи.
(Из указательного и большого пальцев делаем круги и прикладываем к глазам)
Рот закрой и хитро по — мол — чи!
(Дети прикладывают указательные пальцы ко рту и замолкают до тех пор, пока кто-нибудь не засмеется или не заговорит)

Найди свою игрушку
Цель. Та же, учить внимательно рассматривать игрушки, чтобы потом опознать свою игрушку среди других, продолжать развивать эмоциональное отношение к игрушкам.
Оборудование. Сюжетные игрушки разного назначения, имеющие различные свойства (цвет, форму, величину), по одной на каждого ребенка.
При первом проведении игры у всех детей должны быть игрушки, разные по своему назначению (например, машина, кукла, мишка, коляска, мячик). В дальнейшем они могут быть одинаковыми, но отличаться по отдельным признакам (например, две машины: одна большая, другая маленькая; две куклы: одна в красном, другая в желтом платье и т. п.).
Ход игры (проводится с подгруппой из. 4–6 детей). Педагог раздает игрушки, записывает, кому какую дал, и помогает каждому начать играть с той игрушкой, которая ему досталась. Через некоторое время педагог собирает все игрушки, накрывает их салфеткой и предлагает всем найти свои игрушки. Дети по одному подходят к столу, ищут. Воспитатель либо одобряет действия ребенка: «Верно, у тебя была машина», либо говорит, что это не его игрушка, и спрашивает: «Чья она?» – затем помогает ребенку вспомнить, с какой игрушкой он играл. Дети разбирают игрушки, играют с ними. Вновь педагог предупреждает, что скоро соберет игрушки и их надо будет опять искать, поэтому необходимо внимательно рассмотреть игрушки и запомнить. Игра повторяется.

«Здоровый человек – самое драгоценное создание природы. Но хранить эту драгоценность, укреплять этот дар природы – уже чисто человеческое занятие и обязанность..»

Валеология – современное комплексное научное знание, решающее проблемы здоровья человека, которое занимается изучением ресурсов человека, особенностями его взаимодействия с окружающим миром, а так же характером возникающих рисков.

Современная жизнь показывает, что происходит значительное возрастание патологий, которые обнаруживают неспособность человека справиться со своей ролью, нагрузками , он не имеет необходимого уровня здоровья, и поэтому не способен усваивать значительные объемы информации.

Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического, психоневрологического и нравственного здоровья детей. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Поскольку дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, именно эта тема стала для меня актуальной по самообразованию и практическому применению в системе учебно-воспитательной и оздоровительной работы детского сада.

Под здоровьесберегающими технологиями подразумеваются образовательные технологии, которые соответствуют психофизическим особенностям детей и обеспечивают сохранение физического, психического и нравственного здоровья. Они, с одной стороны, имеют адаптивный характер; с другой стороны, способствуют самоактулизации личности дошкольника.

Поэтому , чтобы обеспечить воспитание здоровья ребенка в ДОУ, необходимо строить свою работу по следующим направлениям:

— создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;

— повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей ДОУ;

— комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками;

— воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.

Данные направления предложены педагогом Маханевой М.Д ., методику и рекомендации, которой мы используем в работе нашего детского сада.

Наш детский сад работает по программе «Детство». Почти во всех разделах программы рассматриваются вопросы здорового образа жизни, экологии, формируется чувство собственной ответственности за правильное развитие организма. Одним из главных разделов является «Ознакомление с окружающим миром и собой». Он направлен на то, чтобы ребенок лучше понял и познал, прежде всего, самого себя и свои возможности. Поэтому ценными проблемами являются познание и осознание своего «Я». Здесь выделяются два взаимосвязанных начала. Первое – устремленность ребенка во внешний мир. В этом стремлении есть два момента: познавательный и эмоциональный. Чувство и образ сливаются , и разорвать их невозможно. Второе – стремление осознать себя и овладеть своим поведением. Поэтому очередной целью этого раздела являются осознание ребенком широкого спектра вопросов, несвязанных напрямую с обучением, но являющихся жизненно важными для развития рефлексии и произвольного поведения. Это строение и функционирование организма, понимание своего физического состояния, осознание своих эмоций, правил поведения в быту, на улице, в общении с другими людьми.

Тема охраны здоровья детей, использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе очень актуальна для нашего сада. Безопасность и здоровый образ жизни – это не сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Задача педагога состоит в том, чтобы они поняли: человеческий организм сложное, в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, и свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

В детском саду в каждой возрастной группе разработан цикл занятий по ОБЖ, который включает в себя следующие положения:

1. Ребенок и другие люди ( беседы о несовпадении приятной внешности и добрых намерений; рассматривание опасных ситуаций контактов с незнакомыми людьми).

2. Ребенок и природа (объяснение детям, что выполнение привычных требований взрослых в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь; бережное отношение к природе, что можно и что нельзя делать при контактах с животными, работа с детьми по улучшению окружающей среды).

3. Здоровье ребенка ( дети сами участвуют в заботе о своем здоровье: делают дыхательную гимнастику, точечный массаж, бодрящую гимнастику, обливают ноги, принимают витамины, поласкают рот отваром трав; беседы о значении профилактики заболеваний, о важности прививок; знакомство детей с правилами первой помощи при травмах).

4. Эмоциональное благополучие детей ( создание благоприятной атмосферы в группе, характеризующейся взаимным доверием и уважение, открытым и благожелательным общением).

5. Ребенок дома ( беседы с детьми о предметах домашнего быта, которые являются потенциальными источниками опасности).

6. Ребенок на улицах города ( знакомство детей с правилами поведения на улице, правилами движения, правилами поведения в транспорте).

Формирование у дошкольников чувства ответственности за свою безопасность – главная линия курса ОБЖ в детском саду.

В своей педагогической работе я стараюсь ярко и эмоционально формировать представления у детей, чаще посредством игры, что человек – неотъемлемая часть природы. Дети получают определенные знания об охране здоровья. У детей формируются элементарные представления о строении и функционировании своего тела, они психологически готовы к активной оздоровительной деятельности, осознают важность заботы о своем здоровье, владеют навыками ЗОЖ. Дети понимают целостность человеческого организма, взаимосвязь образа жизни и здоровья человека. Дети стали чаще задумываться о работе своего организма, осознавать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены для сохранения и укрепления своего здоровья. Задача педагогов и родителей – продолжать поддерживать интерес детей к этой теме.

В нашем детском саду используются различные формы организации оздоровительных мероприятий и создана целостная система физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, которая постоянно совершенствуется.

Главное звено в этой системе – обеспечение необходимых условий : перепланировка помещений, открытие процедурного и физиотерапевтического кабинетов, приобретение медицинской аппаратуры( ингалятора, люстры «Чижевского», УФО-30); специально оборудованный физкультурный зал и физкультурные уголки в группах, зоны отдыха и релаксации в группах.

Поскольку физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием, то работав детском саду не сводится к узкопедагогическим и лечебным мероприятиям. Она включает также и организацию предметной и социальной среды. При создании интерьера групповой комнаты мы старались сделать ее удобной, уютной, уютной; сами разработали эскизы игровой комнаты; в каждой группе оборудовали « уголки отдыха».

Серьезное внимание уделяем повышению профессионализма, методической подготовке. Формы работы: педсоветы в виде «деловой игры», семинары, консультации и, конечно же, изучение опыта работы.

Обеспечить воспитание здорового ребенка можно только при условии содружества медицины и педагогики, четко организованного медико-педагогического процесса, в который входит:

— медицинское обследование состояния здоровья и физического развития детей, определение на его основе мер по улучшению данной работы;

— медико-педагогические наблюдения за методикой физического воспитания и закаливания детского организма, за физиологической реакцией детей, соответствием нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям.

Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения, по каждой возрастной группе, составляет сводную схему, которая помогает воспитателям и медсестре иметь четкую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности, то есть в каждой группе существует «Тетрадь здоровья», которая помогает воспитателю планировать физкультурно-оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.

В нашем детском саду используется новый современный подход к системе оздоровления и развития детей, в частности, применяются следующие эффективные здоровьесберегающие технологии , обеспечивающие сохранение , укрепление и коррекцию здоровья дошкольников:

— бодрящая гимнастика после сна;

— точечный массаж ( профилактика простудных заболеваний);

— профилактика и коррекция плоскостопия;

— гимнастика для глаз ( профилактика нарушения зрения);

источник

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят: — отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;

— установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

— определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

— выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

— определение количества играющих;

— подготовка необходимого дидактического материала для игры;

— подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

— подготовка и игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

Читайте также:  Лакунарная ангина у детей анализы

— ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован;

— объяснение хода правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

— показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, показывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;

— определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

— подведение итогов игры–это ответственный момент, когда дети добиваются в игре, можно судить об его эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребенка.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Анализ проведения игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в проведении и характере детей и, значит правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с постоянной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе. Игра становится методом обучения, принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями учит, как их надо выполнить. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.

С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания общаясь с воспитателем со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями в роли болельщик, а ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.

Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило в начале берут на себя роль болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.

Используя дидактическую игру в образовательном процессе, через ее правила и действия у малыша дошкольников формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил является и контролируется действиями. Само, воспитание игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Методы — обучения-это система действий педагога, организующая практическую и познавательную деятельность дошкольников, которая направлена на усвоение содержания.

Воспитатель выбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры с детьми раннего воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснениях правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтоб игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображения на картинках. Если в игре используется стихотворения, потешка, воспитатель читает их выразительно. Подводя итог с детьми раннего возраста, воспитатель как правило, отмечает только положительное поведение детей во время проведения дидактической игры.

Проведение дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста. Первые игры и упражнения на восприятие цвета мы проводили с предметами резко различными по цвету, и дети осуществляли выбор по образцу. Действуя с цветом, дети стали запоминать и сами цвета, и их названия. Однако мы заметили, что бессмысленно говорить им название цвета, если они не выделяют его зрительно, не отличают от другого. Поэтому игры мы строили так, чтобы ребенок вычленил цвет, как значимый признак и выполнил задание. Только после этого он мог назвать цвет.

Первые игры и упражнения на развитие зрительного восприятия у детей мы основывали на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Восприятие формы предметов являются основой сенсорного развития. Без выделение формы нельзя правильно увидеть и изобразить окружающие практических действий, которые помогут воспринимать форму предмета независимо от его положения, величины цвета. Ребенок накладывает фигурку одна на другую; прикладывает друг на друга; обводить по контуру, тем самым ребенок обследует, сравнивает, сопоставляет. Сначала ребенка знакомят простыми фигурами: квадратом и кругом; помогают сравнивать фигуры. Когда ребенок усвоит эти формы, его знакомят с треугольником прямоугольником и овалом. В процессе знакомства детей с формой предметов выделяют следующие этапы:

· Зрительные восприятие формы.

· Запоминание эталонов геометрических форм и их название..

· Знакомить детей с геометрическими формами и закреплять знание о них можно следующими способами:

· Используя специальные игрушки.

· Рассматривая эталоны форм — плоские и объёмные фигуры.

· Рассматривая реальные предметы простой формы.

· Используя специальные дидактические игры.

Игры и упражнения на восприятие величины мы проводили параллельно с играми на восприятие формы, чтобы дети овладевали способом проб на разном материале. Когда дети научились действовать с помощью проб, тогда величины предметов учили сопоставлять зрительно, помня о том, что ребенок должен выполнить задание самостоятельно, не предваряя его действия словесной инструкцией. Только после того, как ребенок выполнил задание, полученный им результат уточняли словом.

Дидактическая игра по сенсорному воспитанию:

Цель: закреплять основные цвета и геометрические формы.

Задачи: Развивать чувство цвета у детей.

Развивать мелкую моторику.

Развивать восприятие геометрических фигур.

Предварительная работа: проговаривание основных цветов и геометрических форм.

Материал: Картонные домики с вырезанными окошками разной формы.

Ход: Ребенок раскладывает формы в соответствующие окошки и подбирает их по цветам[12]

Например, в дидактической игре «Чудесный мешочек», для того чтобы научить детей различать величину, на одном занятии могут быть использованы большие и маленькие шарики, а на другом — большие и маленькие матрешки или собачки.

Нецелесообразно решать одновременно несколько дидактических задач, так как в раннем возрасте дети способны сосредоточиться только на чем-нибудь одном. Поэтому на занятиях после общего ознакомления с предметом их внимание следует привлекать сначала к величине шариков, а затем к цвету. Разнообразие занятий достигается также усложнением заданий. Приведем пример. На занятии читается стихотворение А. Барто «Кто как кричит». Сначала дети воспроизводят встречающиеся в тексте подражания крикам животных, затем воспитательница, не повторяя стихотворения, предлагает воспроизвести мычание коровы, мяуканье кошки, кудахтанье курицы, писк цыпленка и при этом показывает соответствующую игрушку. Так усложняются требования к детям — от подражания слышимому образцу к самостоятельным ответам.

Итак, повторность обязательно соблюдается в занятиях с детьми раннего возраста. Повторность помогает усвоению содержания программы всеми детьми группы, прочности и устойчивости получаемых сведений и умений, расширению и углублению их. Признавая значимость и целесообразность повторности, важно определить, сколько раз надо повторить занятие, чтобы получить желаемые результаты, не вызвав у детей скуку. С теми детьми, которые и после повторений продолжают испытывать затруднения, проводится индивидуальная работа. Она дает возможность избежать излишних повторений со всей группой, которые приводят к тому, что детям становится скучно. Наблюдая детей, нередко можно видеть, что вовремя, свободное от занятий, они без побуждения со стороны взрослого повторяют какое-нибудь действие, движение, усвоенное на занятии. Например, ставят кубики один на другой, разрушают постройку и опять начинают все сначала. Одно и то же действие ребенок повторяет неоднократно, причем делает это с удовольствием, не обнаруживая признаков утомления или снижения интереса. Также, играя, ребенок способен много раз повторять слово или сочетание звуков, которыми он начинает овладевать. Такое поведение детей связано с появляющимся к концу раннего детства на основе накопления опыта деятельности стремлением к самостоятельной деятельности.

Стремление детей к самостоятельной деятельности следует поощрять, так как ребенок по существу упражняется в тех новых умениях, которые он получает от взрослого. Эффективность дидактических занятий с детьми раннего возраста во многом зависит от эмоциональности их проведения. Добиваясь путем повторения прочных знаний и умений у всех детей группы, следует заботиться и о том, чтобы сохранить у детей интерес к занятиям, стремиться к тому, чтобы они выполняли все, что от них требуется, охотно и с удовольствием. В раннем возрасте дети еще в очень незначительной степени способны к произвольным, волевым усилиям, иначе говоря, не могут еще заставить себя делать то, что не вызывает их интереса. Они быстрее овладевают доступными им умениями, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия [1, 20].

Итак, на основе проделанной работы можно сделать следующие выводы. В процессе развития детей первых лет жизни осуществляется развитие сенсорных способностей, благодаря которому зрительные и слуховые впечатления сменяют предметным восприятием, открывающим ребенку мир вещей и явлений. Значение развития сенсорных способностей в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Проблема сенсорного развития привлекла и привлекает внимание многих психологов и педагогов. Изучение теоретических источников отечественных и зарубежных ученых, связанных с проблемами сенсорного развития детей убедило нас в том, что все развитие детского восприятия определяется общим развитием практической деятельности ребенка. Главное условие эффективности деятельности-ее личная значимость для ребенка. Возможность обучать малышей посредством активной интересной для них деятельности-отличительная особенность дидактических игр. С помощью сенсорного развития и дидактической игры дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.

Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для каждого ребенка эмоциональная сторона организации игры-важное условие. Игра как психологическая проблема дает еще много факторов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных раздумий. Воспитание — ребенка-это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.

1. (Бондаренко, А. К. дидактические игры в детском саду Москва 1991стр // Ребенок в детском саду- 2012г № 4 с 17-20

2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Венгер, Л. А., Пилюгина, Э. Г., Венгер, Н. Б; Под ред. Венгера, Л. А.,- М.: «Просвещение»,-2010г-с 4

3 Воспитание и развитие детей от 1 до 2 лет: метод. Пособие для педагогов дошк. Образов. Учереждений авторы Галигузова, Л. Н., Голубева, Л. Г. издательство «Просвещение» — 2012 г с110

4 Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Венгер Л.А., Пилюгина, Э.Г., Венгер, Н. Б.; Под ред. Венгера, Л. А.,- М.: «Просвещение», -2009г с144

5 Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы под редакцией Вераксы, Н. Е., Комаровой, Т.С., Васильевой, М.А. Москва- 2014г с 133

6. Развитие игровой деятельности Галигузова, Л. Н. Раздел составлен по материалам пособий: Рузская, А. Г., Мещерякова, С. Ю. Развитие речи: Игры и занятия с детьми раннего возраста. — М.: Мозаика-Синтез, 2007; Смирнова, Е. О., Холмогорова, В. М. Развитие общения детей со сверстниками. — М.: Мозаика-Синтез, 2010г.с

7. [6, 1] Запорожец, А.В. Избранные психологические труды том 1 под редакцией Давыдова В.В., Зинченко, В.П.) // Журнал психологические исследования 2009г.с 352. [Электронный ресурс]// http:// lib100.com›oundations

8. Запорожцева, Е.В. Тольятти, Россия Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством предметно-игровой деятельности. Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации часть 1 2012г с320. [Электронный ресурс]// http:// psychlib.ru›mgppu/ZIp_I-1986/ZIp-320.html

9. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. дошкольная педагогика 6-е издание 2012г.с 416

10. Курилова, И. А. Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраст! — 2-е изд. — Мозырь: Содействие, 2010 с 142

11. Павлова Л.Н. Развивающие игры — занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей, родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. с 224

122. Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Стребелева, Е. А., – М.: Гуманитар. Изд. Центр «ВЛАДОС», -2010г. – 256 с

133. Дошкольная педагогика Титов, В. А. ,А., 2012г. с 224

144. История педагогики под ред. Шабаевой, М. Просвещение. 1981 (с встроенным оглавлением). // История педагогики. /под редакцией Пискунова, А.Н.-М.,-2010г.с 447

155. Фридрих Фребель. Будем жить ради своих детей/Сост. Предисловие Волумбаева, А. М., Москва издательский дом «Карапуз»,- 2010г.249с

166. Якобсон, С Г., Гризик, Т. И., Доронова, Т.Н. и др. Радуга Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ,проектобразования, ,Москвапроект, Москва, «Просвещение» — 2014г.с 232

177. Янушко, Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 М. издательство «МОЗАЙКО-СИНТЕЗ» — 2009г с72

18. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразова- тельная программа дошкольного образования (пилотныипилотный̆ вари- ант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. КомаровоиКомаровой̆, М.А. ВасильевоиВасильевой̆. — М.: МОЗАИКА-?СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8165 — | 7155 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник