Меню Рубрики

Анализ достижений детей в доу

В статье рассмотрены различные методы оценки и учета уровня развития воспитанников детского сада, а также представлен анализ современных требований ФГОС ДО к системе оценки уровня достижений дошкольников.

Система учета достижений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС.

Реализация в образовании личностно-ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Каждый педагог, прежде чем начать работать с ребенком, должен выяснить, какая область ребенку удается более хорошо, а какая менее, какая деятельность приносит ему наибольшее удовольствие и какая, может быть, ему совсем не нравится, чего ребенок достиг в какой-нибудь деятельности и чего он еще только готовится достичь. Только при наличии этих знаний работа педагога будет реализовывать личностно-ориентированный подход, а самое главное — будет эффективна.

Проводится оценка уровня достижений воспитанников и учащихся путем проведения двух диагностических методов — педагогической диагностики и мониторинга. Эти два сходных по своему происхождению понятия достаточно сильно различаются по своей сути.

Педагогическая диагностика — это деятельность по выявлению индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека.

Педагогическая диагностика проводится с учетом следующих принципов:

  • законности — то есть в соответствии с законодательством РФ;
  • научности — то есть при помощи исключительно научно обоснованных и апробированных методов с их последующей научной интерпретацией;
  • этичности — в частности, при сообщении результатов диагностики родителям ребенка;
  • оптимальности — для диагностики каждого показателя выбирается минимальное количество методов, которые могут определить уровень данного показателя.

Также определяются правила проведения диагностики:

  • комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик;
  • изучение детей в их привычной деятельности и отношениях;
  • педагогическая направленность диагностики: диагностика не как самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в преодолении его проблем;
  • участие в изучении и оценке ребенка всех включенных в его судьбу и заинтересованных сторон — воспитателей, педагогов, родителей и др.

Образовательный мониторинг — это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития. Мониторинг в системе образования представляет собой форму систематического стандартизированного наблюдения за состоянием и динамикой изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов.

  • постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;
  • изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
  • компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

Таким образом, педагогическая диагностика ориентирована на констатацию выявленных актуальных характеристик, тогда как мониторинг ориентирован на прогноз и обеспечение функции управления ситуацией и процессом.

В диагностической деятельности педагога постоянно происходит сравнение результатов оценки развития конкретного ребенка с «вариантом нормы». При этом воспитатель сам выбирает для себя этот вариант нормы. Чаще всего воспитатель ориентируется на нормы, отраженные в образовательных программах, при этом соотносит развитие ребенка с уровневой характеристикой описанных в программе норм. Если по результатам диагностики выясняется, что показатели конкретного ребенка соответствуют например, среднему уровню развития, воспитатель рассматривает это как недостаточно хороший результат и планирует работу с ребенком в данном направлении. Отсюда вытекает основная направленность деятельности педагога — коррекционно-развивающая. Таким образом получается, что диагностика рассматривается, прежде всего, как диагностика проблем развития, а не достижений ребенка. Исходя из этого, в качестве оценки получаемых результатов должна использоваться не уровневая оценка, не сравнение испытуемых между собой, а степень подготовленности каждого ребенка к выполнению определенного критериального задания, то есть компетентность субъекта. Этот подход заставляет принципиально пересмотреть способы обработки результатов диагностики. Приоритетным становится качественный анализ результатов диагностики, который позволяет выявить достижения ребенка, его трудности и особенности развития. Однако всегда нужно помнить, что педагогическая диагностика и, тем более, педагогический мониторинг, хоть и являются эффективными, но и они не дают стопроцентно верной характеристики ребенка.

1 сентября 2013 года образовательные организации начали работать по Федеральному государственному образовательному стандарту. Модернизация системы дошкольного образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие детей, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования.

По этой причине изменяется и характер осуществления оценки уровня достижений воспитанников. Педагогическая диагностика, дающая строгую оценку существующего уровня развития ребенка, не является целесообразной, так как не дает возможности для будущего развития.

Мониторинг возможен, но не обязателен, поскольку «специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений» (ФГОС ДО). Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: индивидуализации образования и оптимизации работы с группой.

Системой учета, дающей представление непосредственно о достижениях ребенка, является его портфолио. Многие дошкольные образовательные организации, использующие технологию портфолио ребенка, вырабатывают собственный список тем, отраженных в портфолио, однако чаще всего они приблизительно сходны:

  • знакомство с ребенком, его фотографии в разном возрасте и некоторые его личные данные, например, антропометрические;
  • знакомство с семьей ребенка, которое осуществляется при помощи фотоколлажей, генеалогического древа, рассказов ребенка, записанных с его слов, рисунков ребенком своей семьи;
  • дипломы, грамоты, сертификаты, полученные ребенком на различных кружках, секциях, дополнительных занятиях;
  • проекты, созданные ребенком совместно со своими родителями;
  • лист самооценки ребенка, которая может быть отражена через его рисунки или через выбор сфер деятельности, которыми ребенок овладел в той или иной степени, через рассказы, записанные со слов ребенка, или рассказы его родителей, через представление динамики развития ребенка различными специалистами, работающими с ним в дошкольной организации.

Портфолио собирается на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольной образовательной организации, в результате чего наилучшим образом отражает динамику его развития. Портфолио показывает ребенка как полноценную, многогранную личность, ведь иногда специалисты, работающие с детьми, не имеют представления об их успехах вне детского сада. Портфолио позволяет познакомиться с достижениями ребенка без его сравнения с другими детьми или с прописанным в литературе вариантом нормы, что помогает избежать предвзятости суждений и окончательной оценки, часто применяемой педагогами для детей, уровень развития которых находится по обе стороны от среднего. Кроме того, нужно всегда помнить, что достижением ребенка является любой результат, показывающий положительную динамику его развития.

Таким образом, портфолио является системой учета достижений ребенка, полностью соответствующей требованиям ФГОС.

источник

Лидия Сердитова
Система работы по оценке достижений воспитанников детского сада

Разработка оценки достижений воспитанников дошкольных образовательных учреждений обусловлена состоянием и развитием как научной, так и педагогической политики нашей страны. Об этом свидетельствуют Закон РФ «Об образовании», Областной закон «Об образовании в Свердловской области», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, акты Министерства образования РФ, Свердловской области, Концепции дошкольного воспитания, модернизации российского образования на период до 2010 года.

Система работы по оценке достижений воспитанников детского сада достаточно сложна. Необходимость создания данной работы непосредственно в образовательном учреждении отмечают многие исследователи (К. Ю. Белая, Л. В. Позняк, и др.).

Получая огромное количество информации в результате посещения режимных мероприятий, занятий, изучения нормативно-правовых и программно-методических материалов, бесед с воспитанниками анализируя результаты диагностических срезов уровня овладения детьми содержания образовательных программ, в детском саду № 48 «Чайка» создана система работы по оценке достижений воспитанников. Вся полученная информация подвергает анализу, и влияет на корректировку воспитательно-образовательного процесса.

Создавая систему работы по данному направлению, мы определили ее содержание, объем, источники, и вывели их на уровень управления. Далее определили, в какой форме эта информация храниться и кем используется (старшей медсестрой, старшим воспитателем, руководителем детского сада).

На сегодняшний день нет единства в определении критериев, показателей, параметров, по которым можно было бы определить достижения воспитанников, их результаты. Качество образования, с точки зрения современных научных подходов, характеризуется через совокупность критерий — условий образовательного процесса и результатов этого процесса.

К результатам дошкольного образования относят:

* — показатели личностного развития (творчество, мотивация, любознательность и т. д. 😉

* — уровень готовности ребенка к школе, что является одним из показателей преемственности со школой и обеспечивает подготовку к освоению программы первой ступени общего образования;

* — знания, умения, навыки, полученные ребенком в рамках образовательной программы.

Временные (примерные) требования к содержанию, методам работы в ДОУ предполагает оценку качества образования в ДОУ как оценку условий, созданных для развития личности ребенка по различным направлениям.

ГОС НРК утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 17.01.2006года выдвигает требования обязательного минимума содержательной линии образования, требования к уровню образованности воспитанника в трех составляющих образованности:

Концепция модернизации, а также стандартизации образования одной из основных особенностей современного периода развития системы образования определяет замену ценностей обучения ребенка на ценности его развития. Качество дошкольного образования мы видим в достижении целей развития ребенка (возрастные характеристики ребенка).

В нашем детском саду качество образования рассматривается в нескольких составляющих:

Условия, созданные для жизнедеятельности воспитанников подтверждаются актами проверок ФГУЗ «ЦГиЭ №32 ФМБА России», Госпожнадзором, Энергонадзором, и др. Право ведения образовательной деятельности закрепило получение лицензии. Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, от 20 марта 2005 г.

2. Качество образовательного процесса.

Данные определяются в процессе аттестации детского сада, педагогов и руководителя. Процедуру аттестация детский сад прошел в 2006 году, издан приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 370/ал от15.03.2006г,

17% педагогов детского сада имеют высшую квалификационную категорию, первую квалификационную категорию имеют -72% воспитателей.

В отличие от школьного образования, в детском саду не проводится аттестация выпускников. Концепция модернизации образования определяет, что ребенок дошкольник проживает собственную жизнь, дошкольный период его жизни самоценен, дошкольное образование переходит от ценности обучения к ценности общения, к ценности развития личности.

Требования, предъявляемые к результату развития ребенка в детском саду, представляются характеристиками, выраженными в виде возрастных портретов.

В дошкольном возрасте — это ожидаемый результат, но не уровень, не выставляемый балл или отметка. Образовательная программа детского сада описывает только ожидаемый возрастной портрет выпускника. Вместе с тем детский сад отслеживает результаты качества освоения образовательных программ, что никоим образом не смешивается с результатом качества образования в целом, а является только одной из его составляющих. Система работы по оценке достижений воспитанников представлена ведением карт мониторинга.

Ориентируясь на понятие мониторинга, как комплексной, научно-обоснованной информационной системы регулярного отслеживания, анализа, прогноза состояния и развития того или иного объекта, проводим анализ полученных результатов и на основе анализа планируем работу с воспитанниками.

Созданная система предоставляет возможность в принятии решений в процессе управления качеством образования.

Данные мониторинга доказывают справедливость принятия управленческих решений в процессе организации педагогической деятельности по обеспечению качества образования в детском саду

Оценка достижений воспитанников: 1-й уровень — информация о воспитанниках, как субъекте образовательного процесса.

2-й уровень — информация по организации образовательного процесса,

3-й уровень — уровень социума.

Информацию о качестве образования несут нормативно-управленческие документы:

— Устав детского сада;

— Образовательная программа детского сада;

— учебный план — структура организованных форм обучения;

— учебный календарный график;

— расписание работы кружков;

Все эти документы (за исключением Устава д/сада, Образовательной программы) разрабатываются ежегодно, анализируются результаты их выполнения и корректируются.

В образовательной программе детского сада одним из приоритетных направлений деятельности является гармоничное развитие ребенка, которое предусматривает: охрану и укрепление его здоровья, обеспечение полноценного физического развития; всестороннее психическое развитие и формирование личности ребенка. Ежегодно разрабатывается программа «Здоровье»., где учитывается организация образовательного процесса, организация питания, медицинское обслуживание, контрольно-аналитическая и диагностическая деятельность, материально-технической обеспечение, деятельность по охране труда.

Педагоги детского сада практикуют здоровьесберегающие технологии.

В программе «Здоровье» определены механизмы достижения поставленных задач. Реализация содержательной линии «Культура здоровья» осуществляется целенаправленно и планомерно.

Вопросами здоровья воспитанников занимаются медицинские работники, педагоги, руководитель физического воспитания. Лечебно-профилактические мероприятия проводятся планово, в соответствии с графиком и планом прививок; осмотров специалистами ГБ №4.

На протяжении трех лет с 2008-2012 в детском саду — 100% вакцинопрофилактика детей.

В 2010-2011 учебном году оптимизация двигательной активности детей достигалась за счет развития двигательных умений и навыков посредством проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. В 2011-2012 учебном году реализовался комплексный подход в организации и содержании двигательной активности на прогулке. Использование в оздоровительной работе детского сада средств физического воспитания, закаливания и ряда других медикаментозных средств оздоровления – дало положительные результаты:

— повышено качество образования физического развития с 95% до 100%;

— сохранена и увеличена первая группа здоровья на 19 детей;

— увеличено количество ни разу не болевших детей с 15 до 25;

-снижена детская заболеваемость с 183,7 случая до 182,3 (на 100 детей) ;

-снижены пропуски по болезни с 18,1 до 15,3 дня ;

-снижены пропуски дней по болезни на 253 дня

В результате снижения детской заболеваемости с 20028 по 2012 год в детском саду повысился индекс здоровья с 11,5% до 18,4%.; уменьшились пропуски по болезни одним ребенком на 2,1 дня.

В 2012 году показатели заболеваемости по детскому саду ниже средних показателей дошкольных учреждений территории муниципального образования р. п. Малышева.

Данные о воспитанниках детского сада дополняют сведения из школ, в которые поступают наши выпускники. Учителя начальных классов отмечают благоприятное течение адаптации детей к школе, более 95% детей имеют высокий уровень физической готовности. Воспитанники детского сада ежегодно участвуют в территориальных, городских, областных конкурсах, соревнованиях, фестивалях:

Читайте также:  Михалков для детей анализ творчества

2012 г. — участие в городских мероприятиях:

— конкурс «Марш парков 2010», награждены благодарственным письмом городской станции юных натуралистов г. Асбеста;

— смотр-конкурс рисунков «Закон дорог — один для всех», награждены грамотой ГАИ (г. Асбеста.).

2012 г. — победители областного смотра-конкурса «Зеленый огонек».

2010 г. – Фестиваль «Свет вечного огня» (Дом детского творчества)

— 1-ое место в конкурсе чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто»

— 2-ое место в конкурсе военной песни «Встречи у солдатского костра»

— 2-ое место в конкурсе «Лучшая танцевальная композиция»

— 2-ое место в конкурсе «Лучшее праздничное мероприятие»

2011 г. — победа в спортивном празднике «В здоровом теле — здоровый дух» (Дворец спорта)

2012 г. – участие в празднике «День защиты детей» (Дворец культуры «Русь»)

2004 г., 2005г. -участие в Y и YI открытом межрегиональном фестивале-конкурсе юных дарований «Алмазные грани» (вокальная, хореографическая и художественная номинации) г. Екатеринбург. Победа в номинации «Соловушка», (2004 г.). Награждены дипломами благотворительного фонда «Дети России»

2010 год – конкурс рисунков «Закон дорог – один для всех», г. Асбест –трое детей

2010 г. — участники областной акции «У светофора нет каникул» и Трудовой вахты посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г., награждены ценным подарком и грамотой Губернатора Свердловской области.

Подводя итоги вышесказанному, могу отметить, целостный адаптивный образовательный процесс в детском саду предполагает создание системы видового разнообразия учреждения, которая учитывает всю организацию жизнедеятельности для детей с разным уровнем здоровья и развития способностей на рефлексивной основе. Воспитатель – главное действующее лицо в обновлении педагогического процесса, именно ему предъявляются новые требования.

В условиях обновления на первый план выступает задача овладения

педагогом навыками партнерского общения с детьми.

Аналитический отчёт за межаттестационный период с целью установления высшей квалификационной категории. Введение Модернизация системы отечественного образования обусловливает необходимость поиска новых подходов к организации образовательного.

Торт из гофротрубочек Выставка декоративно прикладного творчества, проходит в рамках конкурса областного фестиваля специалистов системы образования Свердловской.

источник

Анализ уровня достижения детьми дошкольного возраста планируемого результата динамики образовательного процесса

ТОГБУ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «ПРИЮТ НАДЕЖДЫ»

УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИНАМИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

С целью проверки освоения воспитанниками программного материала педагогами группы был проведён мониторинг образовательного процесса. Всего обследовано 10 детей.

Объект мониторинга- физические, интеллектуальные и личностные качества ребёнка.

Формы мониторинга- наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, игровые тестовые задания.

Научно-методическое пособие «Диагностика педагогического процесса в первой младшей группе (с2 до 3 лет) дошкольной образовательной организации» разработано в соответствии с ФГОС Санкт-Петербург «ДЕТСТВО_ПРЕСС» 2015 г.

Научно-методическое пособие «Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе (с3 до 4 лет) дошкольной образовательной организации» разработано в соответствии с ФГОС Санкт-Петербург «ДЕТСТВО_ПРЕСС» 2015 г.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», Москва 2015г.

Мониторинг обеспечил комплексный подход к оценке первичных и итоговых результатов освоения программы, был направлен на оценку динамики развития детей и отражает оценку достижений детей в соответствии с реализуемыми образовательными программами.

Получены следующие данные педагогических исследований:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Таким образом, на конец года дети показали стабильные положительные результаты. У детей 1Мл.гр. – 66%;

Уровень выше среднего 49,5% (3 человека)

Средний уровень 16,5% (1 человек)

Уровень ниже среднего 34% (2 человека)

Уровень выше среднего 75% (3 человека)

Уровень ниже среднего 25% (1 человек)

Анализ показателей освоения детьми программного материала по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» показал , что 49,5% детей первой младшей группы и 75% детей второй младшей группы имеют уровень развития выше среднего .Это те дети, которые могут подчиняться правилам в игре, могут играть рядом не мешая другим детям. Эмоционально откликаются на игру, предложенную педагогом, подражают его действиям. Умеют использовать в игре замещение недостающего предмета. Общаются в диалоге с воспитателем. В то же время есть дети 34% (первая младшая группа) и 25% (вторая младшая группа) которые имеют уровень ниже среднего , это те дети, которые могут взаимодействовать со сверстниками непродолжительное время, не всегда соблюдают правила игры. На основании всего изложенного необходимо продолжать работу по организации развивающих проблемно- практических и проблемно- игровых ситуаций, связанных с решением социально-нравственных вопросов.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Таким образом, на конец года дети показали стабильные положительные результаты. У детей 1Мл.гр. – 66%;

Уровень выше среднего 49,5% (3 человека)

Средний уровень 16,5% (1 человек)

Уровень ниже среднего 34% (2 человека)

Уровень выше среднего 75% (3 человека)

Уровень ниже среднего 25% (1 человек)

Анализ показателей освоения детьми программного материала по образовательной области «Познавательное развитие» показал , что 49,5% детей первой младшей группы и 75% детей второй младшей группы имеют уровень развития выше среднего : воспитанники имеют представления о семье, природе, мире животных, культуре , умеют работать по правилам, выполнять инструкции по наглядному и словесному образцу, правильно определяют количественные соотношения, группируют предметы по цвету, величине, форме. В тоже время 34% воспитанникам первой младшей группы и 25% детей второй младшей группы необходимо уделить внимание формированию целостной картины мира, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений.

Образовательная область «Речевое развитие»

Таким образом, на конец года дети показали стабильные положительные результаты. У детей 1Мл.гр. – 49,5%;

Уровень выше среднего 33% (2 человека)

Средний уровень 16,5% (1 человек)

Уровень ниже среднего 49,5% (3 человека)

Уровень выше среднего 87,5% (2 человека)

Средний уровень 12,5% (1 человек)

Уровень ниже среднего 12,5 % (1 человек)

Анализ показателей освоения детьми программного материала по образовательной области «Речевое развитие» показал , что 33% детей первой младшей группы имеют уровень выше среднего и 16,5% средний уровень речевого развития –общая динамика 49,5% и 75% детей второй младшей группы имеют уровень развития выше среднего и 12,5 средний уровень речевого развития –общая динамика 87,5%. Положительное влияние на этот процесс оказало тесное сотрудничество педагогов группы с учителем –логопедом, а также использование приёмов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие»

Таким образом, на конец года дети показали стабильные положительные результаты. У детей 1Мл.гр. –66%;

Уровень выше среднего 66% (4 человека)

Уровень ниже среднего 34% (2 человека)

Уровень выше среднего 75% (3 человека)

Уровень ниже среднего 25% (1 человек)

Анализ показателей освоения детьми программного материала по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» показал , что 66% детей первой младшей группы и 75% детей второй младшей группы имеют уровень развития выше среднего : дети научились изображать простые в изобразительном плане предметы и явления, владеют простыми формообразующими движениями, аккуратно пользуются красками, правильно держат кисть и карандаш, проявляют интерес к разным видам музыкальной деятельности и стремятся участвовать в ней. В то же время есть дети 34% (первая младшая группа) и 25% (вторая младшая группа) которые имеют уровень ниже среднего. Поэтому с этими детьми необходимо вести индивидуальную работу по формированию, умений и навыков по изобразительной деятельности в соответствии с возрастом, совершенствовать технику рисования, лепки, аппликации, развивать творческие способности воспитанников.

Образовательная область «Физическое развитие»

Таким образом, на конец года дети показали стабильные положительные результаты. У детей 1Мл.гр. –66%;

Уровень выше среднего 66% (4 человека)

Уровень ниже среднего 34% (2 человека)

Уровень выше среднего 75% (3 человека)

Уровень ниже среднего 25% (1 человек)

Анализ показателей освоения детьми программного материала по образовательной области «Физическое развитие» показал , что 66% детей первой младшей группы и 75% детей второй младшей группы имеют уровень развития выше среднего : дети могут одеваться, имеют навыки опрятности, еды, знают о значении для здоровья человека утренней гимнастики и физических упражнений, имеют первоначальные представления о составляющих здорового образа жизни. Вся работа проводилась с учётом возрастных особенностей воспитанников.

В течении учебного года проводились подвижные игры(зимой катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам; в тёплый период года- катание на велосипедах).Всё это способствовало такому результату усвоения программы к концу учебного года.

Вывод. Сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце учебного года показывает рост усвоения программного материала детьми, т.е. прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем образовательным областям. В основном показатели выполнения программы лежат в пределах уровня выше среднего и среднего уровня , что свидетельствует об эффективности образовательной работы(методов, форм, средств) с каждым конкретным ребёнком. В уровне ниже среднего отображаются индивидуальные особенности ребёнка, и определённые недостатки деятельности воспитателей- некоторое несоответствие этим особенностям, которые требуют изучения и корректировки. Исходя из результатов мониторинга мы планируем:

Вести целенаправленную работу по повышению качества освоения программного материала по образовательным областям «Речевое развитие»», «Познавательное развитие»

Осуществлять дифференцированный подход к детям с целью улучшения освоения программы

При планировании воспитательно-образовательной работы учитывать результаты мониторинга.

источник

Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области
Описание материала:
В связи с введением ФГОС ДО возникла необходимость оформления результатов педагогической диагностики (мониторинга) по-новому. Как это делать правильно никто не знает. Предлагаю коллегам, воспитателям ДОУ, образец «Аналитической справки», разработанной нами по итогам диагностики на примере одной группы. Буду очень рада, если кому-то пригодится данная разработка, а также с интересом выслушаю какие-либо замечания…

Аналитическая справка
по результатам педагогической диагностики
2015 – 2016 учебный год

Количество диагностируемых детей: 26
Дата проведения: сентябрь 2015 г.
Статус мониторинга: на начало учебного года
Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.
Задачи: Изучение результатов усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и детского развития.
Методы мониторинга: регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

Работа с детьми велась в соответствии с «Рабочей программой воспитателя», созданной на основе «Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области».
В ДОУ реализуется «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад-2100» под редакцией О.В. Чиндиловой.

В работе с детьми использовались следующие технологии:

1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. игровые технологии.

Характеристика детей за анализируемый период:

Средний возраст детей: 2 года 10 месяцев
Всего детей в группе: 27 человек
Диагностируемые дети: 26 человек
Мальчиков: 7 человек
Девочек: 19 человек
Количество недиагностируемых детей: 1 ребенок, который не посещает детский сад более 3 месяцев.

Педагогическая диагностика за анализируемый период проводилась по двум направлениям:
• педагогическая диагностика качества образования в группе (через реализацию образовательных областей);
• педагогическая диагностика детского развития.

Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий, средний, низкий.

По итогам диагностики качества образования (через реализацию образовательных областей) «на начало учебного года» выявлены следующие результаты: трое детей имеют высокий уровень по направлениям:
. И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы
Средний уровень по определённым Образовательным областям и направлениям имеют:
. И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы
Низкий уровень: по всем образовательным областям имеют:
. И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы.
Низкий уровень по определённым образовательным областям и направлениям имеют:
. И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы.
Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики можно сделать вывод, что усвоили программный материал частично три ребёнка.
По образовательным областям и направлениям количественный состав детей со средним уровнем и низким практически равны:
средний уровень – 22 ребёнка
низкий уровень – 23 ребёнка
Преимущественно нужно обратить внимание на образовательные области «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
Чуть выше показатель в образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие» — у детей достаточно сформированы навыки продуктивной деятельности, развита мелкая моторика рук воспитанников, но не в полном объёме развита аккуратность, последовательность действий и вариативности мышления. Отсутствует должное внимание со стороны родителей к образовательному процессу, также недостаточно развито слуховое и зрительное внимание и желание проявлять интерес к окружающей среде.

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 1

Рекомендации:
1. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
подгруппа № 1, направление работы – «Речевое развитие»
. И.Ф. детей

2. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
подгруппа № 2, направление работы – «Познавательное развитие»
. И.Ф. детей

По итогам диагностики детского развития «на начало учебного года» выявлены следующие результаты:
Высокий уровень:
. И.Ф. детей, направления.
Средний уровень:
. И.Ф. детей, направления.
Низкий уровень:
. И.Ф. детей, направления.

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 2

Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики детского развития можно сделать вывод, что в основном преобладает средний уровень развития детей (17 детей) по шести направлениям. У детей сформированы основные культурные способы деятельности, они проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении.
С высоким уровнем – один ребёнок.
С низким уровнем – 8 детей. Это дети, которые не стремятся участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельностити, испытывают неустойчивый интерес к действиям ровесников, не могут подчинять своё поведение правилам общения.
Объяснения таким низким результатам следующие: длительная адаптация некоторых детей, частые отсутствия по причине и без неё, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться общим правилам.
Рекомендации:
Создать индивидуальную образовательную траекторию (маршрут) для следующих детей:
. И.Ф. детей, причина определения индивидуальной образовательной траектории

Читайте также:  Микоплазма пневмония у детей расшифровка анализа

Мониторинг проводили: … Ф.И.О. воспитателей

Таблица. Приложение 1

источник

Аналитическая справка по результатам итогового мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования в МБДОУ «Советский детский сад №2 «Березка» в 2015-2016 учебном году

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2 «БЕРЕЗКА»

СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

по результатам итогового мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования в МБДОУ «Советский детский сад №2 «Березка» в 2015-2016 учебном году

1. Определить итоговый уровень освоения основной образовательной программы воспитанников МБДОУ

2. Определить уровень развития интегративных качеств воспитанников МБДОУ

3.Выявить основные затруднения в освоении детьми основной образовательной программы

Участники мониторинга: воспитатели, музыкальные руководители.

Объект мониторинга: воспитанники всех возрастных групп.

С 16.05.2016 по 27.05.2016 года был проведен мониторинг на конец 2015 – 2016 учебного года освоения основной образовательной программы и мониторинг детского развития по интегративным качествам:

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

2. Любознательный, активный;

3. Эмоционально отзывчивый;

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Всего было продиагностировано 295 детей, что составляет 96,7 % от общего количества воспитанников, посещающих в данный момент МБДОУ. Не приняли участие в мониторинге 10 детей по причине длительного отсутствия.

Мониторинг освоения образовательной программы основывался на анализе достижений детьми по следующим образовательным областям: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.

По результатам мониторинга были выявлены следующие уровни освоения основной образовательной программы:

Образовательная область «Физическое развитие»

Уровень освоения ОО не сформирован у 10 детей, что составляет 3,4 % от общего количества детей.

Уровень освоения ОО находится в стадии формирования у 96 детей, что составляет 32,5 % от общего количества детей.

Уровень освоения ОО сформирован у 189 детей, что составляет 64,1 % от общего количества детей.

Результаты диагностирования: эффективность педагогических действий составила — 97 % (сформирован и в стадии формирования).

Таким образом, можно сказать, что в основном уровень освоения образовательной области «Физическая культура» находится на достаточно высоком уровне.

— не достаточная сформированность активной позиции в отношении собственного здоровья, умения организовывать собственную двигательную деятельность и деятельность сверстников;

— не достаточное развитие у детей осознания своего двигательного поведения как по инициативе взрослого, так и по своему усмотрению;

— не достаточное создание условий для развития инициативы, самостоятельности, творчества в двигательной активности, развития способности к самоконтролю, самооценке при выполнении основных движений.

Перспективы оптимизации работы по физическому развитию:

Пополнить развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Уровень освоения ОО не сформирован у 15 детей, что составляет 5 % от общего количества детей

Уровень освоения ОО находится в стадии формирования у 109 детей, что составляет 37 % от общего количества детей

Уровень освоения ОО сформирован у 171 ребенка, что составляет 58 % от общего количества детей.

Результаты диагностирования: эффективность педагогических действий составила — 95 % (сформирован и в стадии формирования).

Таким образом, можно сказать, что в основном уровень освоения образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» находится на достаточно высоком уровне.

— недостаточное развитие умения оценивать свои поступки и поступки сверстников, использовать речь в совместных играх, при решении конфликтных ситуаций;

— не устойчивая сформированность соблюдения элементарных правил безопасности в быту и общественных местах.

— неспособность и неготовность некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослабление преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием;

— не эффективный подбор форм взаимодействия с родителями.

Перспективы оптимизации работы по социально — коммуникативному развитию:

1. Системное использование личностно-ориентированных и социоигровых технологий.

2. Разнообразить формы взаимодействия с родителями: обмен опытом семейного воспитания, круглые столы, дискуссии, опросы, анкетирование, решение проблемных ситуаций.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Уровень освоения ОО не сформирован у 9 детей, что составляет 3,1 % от общего количества детей

Средний уровень освоения ОО показали 117 детей, что составляет 39,7 % от общего количества детей

Уровень освоения ОО сформирован у 169 детей, что составляет 57,2 % от общего количества детей

Результаты диагностирования: эффективность педагогических действий составила — 97 % (сформирован и в стадии формирования).

Таким образом, можно сказать, что в основном уровень освоения образовательной области «Познание» находится на достаточно высоком уровне.

— недостаточная эффективность развития умения использовать обобщенные способы обследования объектов, самостоятельного использования экспериментирования;

— недостаточная эффективность ознакомления с родным краем;

— организация познавательной деятельности не в полной мере строится с учетом особенностей развития и возможностями детей, их интересами;

— используются не все виды детской деятельности для формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве;

Перспективы оптимизации группы по познавательному развитию:

1. Обеспечивать индивидуализацию познавательного развития воспитанников, учитывая особенности развития творческих способностей и возможностей детей, их интересов. 2 Пополнить развивающую предметно-пространственную среду пособиями по ознакомлению с родным краем, разработать перспективный план по ознакомлению с родным краем.

Образовательная область «Речевое развитие»

Уровень освоения ОО не сформирован у 23 детей, что составляет 7,8 % от общего количества детей

Уровень освоения ОО находится в стадии формирования у 93 ребенка, что составляет 31,5 % от общего количества детей

Уровень освоения ОО сформирован у 179 детей, что составляет 60,7 % от общего количества детей

Результаты диагностирования: эффективность педагогических действий составила — 92 % (сформирован и в стадии формирования).

Таким образом, можно сказать, что в основном уровень освоения образовательной области «Коммуникация» находится на достаточно высоком уровне.

— недостаточная эффективность развития связной речи, звуковой культуры речи, грамматического строя;

в детский сад приходят дети, не владеющие речью в соответствии со своим возрастом, у многих обнаруживаются дефекты дикции;

Перспективы оптимизации группы по речевому развитию:

1.Систематически осуществлять индивидуальную работу по развитию речи во всех видах деятельности;

2. Пополнить картотеку словесных игр и дидактический материал по обогащению и активизации словаря, грамматического строя речи, связной речи.

3. Организация творческих недель как форм приобщения дошкольников к детской литературе.

4. Пополнить детскую библиотеку произведениями устного народного творчества, классиками и современниками детской литературы.

5. Провести совместные праздники с родителями «Литературные вечера», «Праздник правильной речи».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Уровень освоения ОО не сформирован у 15 ребенка, что составляет 5,1 % от общего количества детей

Уровень освоения ОО находится в стадии формирования у 126 детей, что составляет 42,7 % от общего количества детей

Уровень освоения ОО сформирован у 154 детей, что составляет 52,2 % от общего количества детей.

Результаты диагностирования: эффективность педагогических действий составила — 95 % (сформирован и в стадии формирования).

Таким образом, можно сказать, что в основном уровень освоения образовательной области «Коммуникация» находится на достаточно высоком уровне.

— недостаточная эффективность ознакомления с видами и лучшими образцами отечественного искусства;

— не высокая сформированность умений в ри­совании, лепке, аппликации, прикладном творчестве, конструктивно-модульной деятельности.

– недостаточно созданы условия для приобщения детей к народному и профессиональному искусству;

— не достаточно созданы условия для развития творческих способностей, самостоятельной творческой деятельности детей.

Перспективы оптимизации работы по художественно-эстетическому развитию:

1. Обеспечивать индивидуализацию художественно-эстетического развития воспитанников, учитывая особенности развития творческих способностей и возможностей детей, их интересов. 2. Разработать педагогические проекты по художественно-эстетическому развитию с активным привлечением родителей.

В подготовительной группе отсутствуют дети у которых уровень освоения ОО не сформирован.

Уровень освоения ОО находится в стадии формирования у 2 детей, что составляет 11% от общего количества детей

Уровень освоения ОО сформирован у 17 детей, что составляет 89 % от общего количества детей.

Результаты диагностирования: эффективность педагогических действий составила — 100 % (сформирован и в стадии формирования).

Таким образом, можно сказать, что уровень освоения образовательных областей находится на высоком уровне.

Выводы и перспективы в работе.

Более низкие результаты показали группы, набранные в этом учебном году – младшая «В» группа и средняя группа «В». Дети приходят в детский сад, обладая минимальным набором знаний, не умеют общаться со сверстниками, имеют дефекты речи и маленький словарный запас, не владеют навыками самообслуживания и продуктивной деятельности. Наиболее высокая эффективность педагогических воздействий по физическому и познавательному развитию, несколько ниже — по социально-коммуникативному, и наиболее низкая – по художественно-эстетическому и речевому развитию.

Анализ диагностических карт по каждой образовательной области позволил определить индивидуальные потребности детей, необходимость построения вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и сверстниками.

Определены траектории развития каждого ребенка. Создана социальная ситуация развития детей, своевременно оказывалась помощь, поддерживалась детская инициатива и самостоятельность в разных видах деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей. Немаловажное значение также имело использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям, использование современных ИК-технологий (мультимедийные презентации разнообразили занятия и повышали интерес детей).

Особое внимание было уделено оснащению развивающей предметно-пространственной среды для более успешной реализации всех образовательных областей, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, приобретено достаточное количество методической литературы, наглядных пособий и игрушек, спортивного инвентаря, что способствовало возможности сформировать необходимую предметно-развивающую среду. Но она требует постоянного обновления и расширения.

Внедрялись новые формы и методы взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, для непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив родителей таких как знакомство с малой родиной, использование оздоровительных технологий в детском саду и дома, совместное участие в конкурсах, спортивных мероприятиях.

В целом, результаты мониторинга показали успешность освоения детьми программы с учетом образовательных областей, а также развитие интегративных качеств у дошкольников. Результаты итогового мониторинга указывают на успешность развития интегративных качеств личности дошкольника и овладение необходимыми умениями и навыками по образовательным областям.

1. Педагогам особое внимание следует уделить детям, показавшим низкий уровень освоения данной образовательной области. Осуществлять дифференцированный подход, с целью улучшения освоения программы и развития интегративных качеств.

2. Провести анализ эффективности организации образовательного процесса по данной области в группе, составить план устранения недостатков и устранить имеющиеся недостатки.

3. По результатам мониторинга провести родительское собрание с целью ознакомления с итогами мониторинга и организации индивидуальной работы с каждым ребенком.

источник

Педагогическая оценка по своему содержанию тесно связана с той воспитательно-образовательной задачей, которая решалась на конкретном занятии.

Детские рисунки, поделки обязательно оцениваются с точки зрения ре­шения изобразительных задач — должны быть отмечены их выра­зительность, оригинальность. Педагог ставит вопросы, которые помогают детям увидеть это в поделке.

Когда работа ведется в системе, дети по предложению педагога или самостоятельно находят отличия в своих поделках и охотно о них рассказывают. Педагогу важно своим поведением, эмоцио­нальной речью показать, что он заинтересован работами детей. Тогда дети начинают стремиться к оригинальности, выразитель­ности в работе.

Важно продумать вопросы, помогающие детям осознать, чему они научились, какие ошибки допустили («не очень научились»), что нужно учесть, чтобы этих ошибок не допускать в дальнейшем. И сразу предлагается сделать возможные исправления.

Важно побудить детей к действиям, помогающим им самим обнаружить ошибку, неточность в работе. Даже младший дошко­льник может это сделать. Например, педагог предлагает закрыть сделанную открытку, сложив ее странички, и посмотреть, совпа­дают ли стороны. Дети сами увидят результат, если педагог дал им бумагу с одной цветной стороной. «Беленькую видно», — гово­рят они, если стороны не совпадают.

Воспитатель имеет возможность еще раз установить связь меж­ду способом действия и получаемым результатом. Если таким образом анализировать результаты, то дети рано начинают само­стоятельно использовать контролирующие и корректирующие действия для совершенствования своей работы.

В старшем возрасте воспитатель нацеливает детей на анализ примененных способов действий и задает вопросы: «Все ли сто­роны кубика плотно прилегают к столу? Почему?» Дети ставят кубик (каждый свой) сначала на полую сторону. Если разрезы сделаны точно по линии и до точки пересечения линий, то все четыре стороны касаются стола. Затем дети ставят кубик на закрытые стороны. Если стороны (сгибы) проглажены четко, То углы и стороны плотно прилегают к столу. Проделывая такие контролирующие действия, дети обнаруживают недочеты где возможно, исправляют.

Каждый ребенок может т.о. установить, какие ошибки он допустил, и сделать вывод к последующей работе, а именно: перед ребенком раскрываются пути дальней­шего совершенствования своей деятельности, формируются само­оценка и самоконтроль, что очень важно для самостоятельной деятельности.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:

— оценивается только тот результат, который достигается уси­лиями самого ребенка;

— по мере развития ребенка оценка становится все более диф­ференцированной;

— нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успе­хами других детей, нужно оценивать его достижения;

— оценку необходимо построить так, чтобы дети были макси­мально активны в ней, начиная с младшего возраста.

Читайте также:  Мышиная лихорадка у детей анализы

Словесные методы и приемы обучения в процессе руководства изобразительной деятельностью неотделимы от наглядных и иг­ровых.

Втех случаях, когда у детей имеются представления об изо­бражаемом предмете, явлении, сформированные заранее, дошко­льники владеют соответствующими умениями, словесные методы на занятии занимают большее место. Например, педагоги чаще использует вопросы, пояснения с целью формирования изобрази­тельного представления.

15. Перечислите требования, предъявляемые к оценке результатов деятельности детей на занятиях по изобразительной деятельности. Раскройте необходимость просмотра и анализа детских работ. Охарактеризуйте методику анализа результатов деятельности детей на занятии в разных возрастных группах.

Решите педагогическую задачу:

На педагогической практике учащимся довелось увидеть несколько вариантов одного и того же занятия по аппликации на тему «Зимний пейзаж».

В одном случае результаты детских работ оценивались так: воспитатель вывесил все работы на общий стенд, и дети сравнивали, у кого работа лучше.

В другой группе работы детей также были вывешены на общее обозрение, а педагог оценивал результат каждого ребенка примерно так: «Ты сегодня, Алеша, очень постарался, уже лучше вырезал разные формы и красиво расположил на листе». А Свете воспитатель сказала: «Что-то я сегодня не заметила такой же старательности, как в прошлый раз, когда ты выполняла наклеивание форм на лист».

Еще один вариант подведения итогов был таким: дети развесили работы в виде выстовки, полюбовались пейзажами, а в сводное время педагог беседовал с отдельными детьми, обсуждая, довольны ли они сами полученными результатами.

Проанализируйте предложенную ситуацию. Спроектируйте свои действия по оценке результатов деятельности детей на занятии по аппликации на тему «Зимний пейзаж».

Педагогическая оценка и анализ детских работ –словесное описание результатов деятельности, развивающее аналитическое мышление, в ре­зультате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому результату. Позволяет научить детей объективно оценивать свою работу, и работу выполненную другими людьми (у дошкольника к 5 годам).

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контро­лировать и оценивать свои действия и их результаты. Если про­цесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения. В «Малышах» воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положи­тельная оценка их способствует сохранению интереса к изобра­зительной деятельности.

В средней и старшей группах воспитатель использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, на­сколько правильно изображен предмет, помогает развитию созна­тельного отношения к выбору средств и приемов работы активиза­ции всей творческой деятельности.

После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, ак­куратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре — темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вы­леплен лыжник» и т. д.

Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить: Как можно их исправить?

Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми деть­ми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше про­анализировать в индивидуальной беседе.

В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.

Анализ детских работ можно вести в различных планах, но обязательно надо отметить как решены задачи, поставленные в начале занятия – что удалось выполнить правильно. Чаще всего для экономии-времени педагог выборочно берет для анализа несколько работ. Следует избегать показа на каждом занятии ра­бот одного и того же ребенка, даже если они действительно выде­ляются среди других. В результате постоянных похвал у него мо­жет развиться неоправданная самоуверенность, чувство превос­ходства над другими детьми. С одаренными детьми следует вести индивидуальную работу с учетом их способностей и изобразитель­ных навыков.

Иногда выбор работы для анализа воспитатель поручает де­тям. В этих случаях все работы раскладываются на одном столе (или прикрепляются к стенду) и ребятам предлагается выбрать наиболее понравившиеся. Затем воспитатель подробно анализи­рует с детьми отобранные работы.

Обсуждение работы каждого ребенка возможно в подготови­тельной группе, дети уже интересуются результатами труда това­рищей. Но такой анализ следует проводить в свободное от занятий время, так как 2—3 мин в конце занятия недостаточно.

Детям 6 лет можно предложить проанализировать свои работы, сравнивая их с натурой, образцом. Это воспитывает у детей критическое отношение не только к работам товарищей, но и к своим собственным.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:

— оценивается только тот результат, который достигается уси­лиями самого ребенка;

— по мере развития ребенка оценка становится все более диф­ференцированной;

— нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успе­хами других детей, нужно оценивать его достижения;

— оценку необходимо построить так, чтобы дети были макси­мально активны в ней, начиная с младшего возраста

Третья часть занятия.Анализ результатов деятельности детей илипедагогическая оценка детских работ. Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших её компонентов и в разных формах необходим на каждом занятии. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Для правильного анализа необходимо, выставлять все работы на стенде для рисования и аппликации или на стенде для лепки. Вылепленные фигурки устанавливают на специальной доске-стенде, разделенной на ячейки для каждого изделия. В этом случае дети рассматривают стенд, собравшись вокруг него. Если в группе имеются полочки с ячейками у доски для просмотра работ, то дети могут оставаться на своих местах за столом.

Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают работы, размещенные на стенде. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает за­дачи, которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ. В результате анализа дети должны понять, как правильно выполнять работу и какие ошибки они допустили. Критиче­скиезамечания доброжелательны, в рекомендательной форме. Очень бе­режно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался.

С самого младшего возрас­та нужно привлекать к анализу самих детей. Педагог спрашивает, дети должны сами делать выводы — закрепляются полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию: например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту лечить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме.

Если занятие длилось дольше обычного, дети утомлены, на­стало время прогулки, воспитатель ограничивается общей одобри­тельной оценкой: «Сегодня все поработали хорошо, у многих получились очень интересные рисунки, позднее (перед обедам, после сна) мы их подробно рассмотрим».

Перед обедом или после дневного сна работы детей вывеши­вают на стенд и обсуждают всей группой. В младших группах не рекомендуется откладывать оценку надолго, т.к. у детей пропадет интерес к результатам своего труда, а цель анализа — научить детей объективно оценивать результаты своего труда, творчески рабо­тать над решением темы.

Формы проведения анализа могут быть различными:

· воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного приду­мал ребенок;

· одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;

· ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образ­цом, оценивает его;

· дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

· иногда с целью воспитания умения объективно оценивать свои работы он предлагает детям разместить в первом ряду стенда наиболее удачные, во втором — те, где допущены небольшие ошибки, и в третьем ряду — менее удачные.

После занятия воспитанникам предоставляют возможность ещё раз посмотреть работы, поговорить о них. Воспитатель же обращает­ся к тем, кто не очень активен во время анализа, кто, по его мнению, нуждается в индивидуальном обсуждении рисунка, аппликации и др.

После занятия все выполненные рисунки, поделки и игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям в раздевальной комнате. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей выполнить свою работу красиво. Выставка детских работ действует до следующего занятия, а затем рисунки заменяются новыми.

Оформление работ мо­жет быть различным, но эстетически продуманным. На небольшом стенде для 6—8 ра­бот выставляют наиболее интересные рисунки, аппликации. Остальные работы (1-2 последних занятий) хранят в папке в файлах или др. Работы на выставке можно оформить в паспарту серого цвета с большими полями, чтобы работа выглядела привлекательнее. На отдельной этикетке справа указать название работы и имя автора.

На обратной стороне работы обязательно указать дату занятия, тему, автора работы.

Где нет возможности организовывать выстав­ки, детские рисунки, аппликации оформляют в альбоме. На каждого ребенка отводят файл, в который вкладывают рисунок. Указывается имя автора. После занятия воспитатель вынимает предыдущую работу и вкладывает новую.

Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют на постоянно действующей выставке работ. Эти работы сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.

Персональная выставка — одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдель­ную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.

Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.

Анализ детских работ

Развитие аналитического мышления, в ре­зультате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому, позволяет детям объективно оценивать работы, выполненные товарищами, и свои работы. Но такой уровень развития ребенок достигает к пяти годам.

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контро­лировать и оценивать свои действия и их результаты. Если про­цесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения.

В младшей группе воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положи­тельная оценка их способствует сохранению интереса к изобра­зительной деятельности.

В средней и старшей группах воспитатель .использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, на­сколько правильно изображен предмет, помогает развитию созна­тельного отношения к выбору средств и приемов работы активиза­ции всей творческой деятельности.

После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, ак­куратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре — темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вы­леплен лыжник» и т. д.

Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить: Как можно их исправить?

Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми деть­ми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше про­анализировать в индивидуальной беседе.

В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.

16. Назовите цель применения игровых приёмов в обучении дошкольников изобразительной деятельности. Раскройте особенности применения игровых приёмов в зависимости от возраста детей. Охарактеризуйте группы игровых приёмов, используемые при руководстве изобразительной деятельностью дошкольников.

Решите педагогическую задачу:

С детьми средней группы воспитатель проводит занятие по конструированию из строительного материала. Мишутка привел с собой из леса медвежат, но они не могут перебраться к детям, потому что на пути разлились реки разной ширины. Предлагая малышам подумать, как медвежатам перебраться через реки, воспитатель подводит их к необходимости построить мостики разной длины. Дети выбирают нужной длины дощечки, кубики, строят мосты со ступеньками, по которым медвежатам будет удобно пройти. После этого каждый ребенок переводит своего медвежонка на другой берег, играет с ним, а когда Мишутка зовет своих сыновей домой, дети снова осторожно проводят игрушку по мосту. Затем по указанию воспитателя дети складывают дощечки по размеру — длинные с длинными, короткие с короткими, складывают кубики в коробку и, попрощавшись с Мишкой, идут гулять.

Спрогнозируйте эффективность использования игровых приёмов воспитателем в предложенной ситуации. Предложите свой вариант игровой ситуации на предложенную тему занятия.

Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельностьюэффективный и

не­заметный для ребенка путь обучения изодеятельности, способствующий бережному сохранению детских чувств, настроения.

Игровые приемы выбираются педагогом с учетом

особенно­стей игры детей, логики ее развития,

особен­ностей изобразительной деятельности.

Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы:

· сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр

· сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

источник