Меню Рубрики

Анализ двигательной активности детей раннего возраста

Автор: Ложенкова Ольга Витальевна

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием и развитием, как в первые годы жизни ребёнка. В период раннего детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Чем больше мы заботимся о физическом воспитании ребенка именно в раннем возрасте, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком в будущем.

В настоящее время проблема развития движений малышей приобретает особую актуальность, т.к. проблемы физического развития и повышения устойчивости детского организма к неблагоприятным факторам окружающей среды важны и для педагогики.

Забота о физическом развитии и здоровье детей занимает приоритетные позиции, т.к. это помогает растить личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Поэтому, физическому воспитанию принадлежит одно из ведущих мест в системе воспитательно-образовательной работы, так как оно способствует разностороннему развитию ребенка, совершенствованию его двигательной сферы, повышению выносливости и развитию физических качеств, улучшению состояния здоровья.

Проблема здоровья наших детей стоит уже давно. Наиболее распространённым заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый, а приобретённый. И главной причиной этого — малая подвижность малышей. Мы стараемся делать всё, чтобы ребёнок не плакал, не капризничал. Покупаем ему игрушки, включаем мультики, а теперь ещё и компьютер. А у детей раннего возраста очень велик интерес к движениям и мы, взрослые должны поддерживать этот интерес.

В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте компенсируется в дальнейшем с большим трудом. А именно двигаясь, дети познают окружающий мир, и приспосабливаются к новым социальным условиям.

Главный принцип при работе над развитием движений – нельзя заставлять ребёнка их выполнять. Нужно создать условия для того, чтобы малыш сам захотел поиграть. Но и ограничивать в движениях тоже плохо. Отсутствие или дефицит двигательной активности грозит нарушениями в развитии всех систем маленького созревающего организма. Дети, которые лишены возможности свободных движений, вялы, эмоционально подавлены.

Двигательные действия, как известно, представляют собой поведенческие двигательные акты, направленные на решение двигательных задач. В процессе физического воспитания детей раннего возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний. С ростом малышей под воздействием окружающих быстро расширяется круг доступных ребенку движений. У детей с раннего возраста необходимо развивать двигательные качества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость и пр.). Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими двигательными качествами. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния. Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества. Кроме этого, двигательные умения, приобретенные в раннем возрасте, затем легче развивать, а приобретенные в дошкольном возрасте двигательные умения лучше поддаются автоматизации, то есть переходу в степень навыка.

Растить детей здоровыми, сильными и жизнерадостными помогают движения. В раннем дошкольном возрасте двигательный опыт детей чрезвычайно мал. Мышцы туловища и конечностей находятся на самой ранней стадии развития. Ребенок нуждается в укреплении большинства движений. В этот период ребенок учится многому:

ü Осваивает разнообразные движения с предметами;

ü Развивается желание двигаться;

ü Испытывает от движения положительные эмоции.

Поэтому, очень важно уже с раннего детства способствовать развитию двигательных навыков у детей.

В дошкольном учреждении это проводится педагогами не только на занятиях по физкультуре, утренней гимнастике, но и в повседневной жизни ребенка:

o Вот он наклонился за понравившейся игрушкой;

o Вот он поднялся на носочки и тянет ручки к волшебному, яркому шарику;

o А теперь неожиданно побежал, потопал…

Сколько разных движений совершает малыш? – не посчитать. Наблюдая за детьми раннего возраста, я увидела, что чаще и дольше болеют те дети, которые малоактивны и малоподвижны. Эти дети пассивны не только в двигательных упражнениях, но и в игре они менее любознательны, быстро устают, у них чаще меняется настроение и они куксятся.

Отмечаю, что одним из важнейших факторов хорошего физического и психического развития ребенка является правильно организованная двигательная активность, поэтому я и выбрала тему: «Развитие двигательной активности у детей раннего возраста» .

источник

Автор: Козак Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МА ДОУ ДС №6 «Сказка»
Населённый пункт: ХМАО-ЮГРА, г.Радужный
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Развитие двигательной активности ребенка раннего возраста»
Дата публикации: 22.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей

«Развитие двигательная активность детей раннего возраста»

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, физически развитым.

Формирование важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит

от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка взрослые

Мы стараемся делать всё, чтобы ребёнок не плакал, не капризничал. Покупаем ему

игрушки, включаем мультики, а теперь ещё и компьютер, вместо того, чтобы занять ребенка

полезными и нужными для его развития занятиями. У детей раннего возраста очень велик

интерес к движениям и мы, взрослые должны поддерживать этот интерес.

В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно

увеличивается, упущенное же в этом возрасте компенсируется в дальнейшем с большим

трудом. А именно двигаясь, дети познают окружающий мир, и приспосабливаются к новым

социальным условиям. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям,

легочную вентиляцию. Поэтому так важно с самого рождения развивать двигательные навыки

Игру нужно организовать так, чтобы ребёнку было интересно это делать не потому, что «надо»

и «полезно», а потому, что ему это нравится.

Важна роль постоянного примера окружающих его взрослых, родителей, старших братьев и

заниматься физической культурой в свободное время всей семьей.

являются бег, ходьба, ползание – для передвижения в пространстве, лазание и прыжки для

Чтобы побуждать малышей выполнять движения используйте различные подвижные игры с

применением потешек, поговорок.

В самом раннем возрасте движения детей еще недостаточно согласованы, им трудно

сохранять равновесие, поэтому так важно помочь ребенку в этом сложном для него занятии.

Играя, дети не только учатся правильно двигаться, но и знакомятся со свойствами

предметов, с новыми словами.

Самое первое движение, которым овладевает ребёнок это ползание. Это очень полезное

движение. Работает плечевой пояс, нагрузка на позвоночник невелика, что благотворно влияет

на развитие правильной осанки. Для развития этого движения можно использовать такие

«Переползи через брёвнышко»

«К мышке в норку проползём, от кота её спасём» (в обруч)

Следующим движением является ходьба.

При кажущейся простоте в ходьбе ребёнок не может сразу овладеть правильными навыками.

При ходьбе он отклоняется то вправо, то влево. Плохо согласовывает движение рук и ног.

Чтобы вызвать у ребёнка интерес к ходьбе помогут игровые приёмы:

«Идём в гости к зайке, мишке»

Чтобы задать ритм, помогут такие четверостишия:

Топ-топ-топ, прямо по дорожке».

Чтобы ребёнок не шаркал ногами при ходьбе, можно предложить ему перешагнуть через

лежащие на полу верёвку («веточки», «ручеек», «кочка» т.д)

Следующее движение, которое осваивает малыш- это бег. Ребёнок с большой радостью

будет выполнять это движение, если ему предложить :

«Подбежать к маме или папе»

Так же поможет речевое сопровождение:

«Побежали ножки, прямо по дорожке,

Прибежали к маме маленькие ножки».

Наиболее сложным в освоении для ребенка являются прыжки. Для более легкого

освоения этого движения можно взять ребёнка за руки и слегка приподнимая его,

«Попрыгаем как зайчики, (воробышки)»

«Достань дождинку» (снежинку, колокольчик)

Когда прыжки на месте будут получаться, можно перейти к прыжкам с продвижением

«Перепрыгни через верёвочку (ленточку, ручеёк)

Много восторга и интереса вызывает у детей катание и бросание.

Не нужно спешить показывать все действия с мячом ребёнку – пусть ребенок сам подумает,

как можно поиграть с мячом, например:

«Бросить мяч вперёд и попытаться догнать его:

«Вот как мячик покатился и назад не воротился.

Догони его скорей и в ладошках обогрей»

Так-же для развития у детей интереса к выполнению движений можно использовать

прослушивание аудиозаписей с пальчиковыми, подвижными играми с музыкальным

сопровождением, которое очень привлекает внимание малышей, и они с удовольствием

выполняют двигательные упражнения.

Атрибуты для занятий с ребенком можно изготовить своими руками. Например, из

обрезков ковра или покрывала можно сделать цветные дорожки и коврики.

А связав мячики из ниток, вы получите прекрасное пособие, от которого не пострадает

ваш интерьер, а ребёнку подойдёт для бросания и катания.

Из бутылочек из-под йогурта получатся удобные «гантельки», если наполнить их

Поставив в ряд несколько стульев, вы получите хороший «тоннель», в который обязательно

Главный принцип при работе над развитием движений – нельзя заставлять ребёнка их

выполнять. Нужно создать условия для того, чтобы малыш сам захотел поиграть. Но и

ограничивать в движениях тоже плохо. Отсутствие или дефицит двигательной активности

грозит нарушениями в развитии всех систем маленького созревающего организма. Дети,

которые лишены возможности свободных движений, вялы, эмоционально подавлены.

Особый интерес вызывают у малышей игры с использованием разных образов и игрушек.

ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЙ

Предложите ребенку выбрать куклу, поиграть с ней. Берете себе тоже игрушку. Далее

выполняете движения с куклой в соответствии с текстом, побуждая ребенка действовать

Своих ручек не жалеют (хлопают руками куклы)

Своих ножек не жалеют (куклы «пляшут» на коленях)

Пляшет куколка вот так! (взрослый и ребенок пляшут с куклами)

Изобразите медведя (ходите по комнате, переваливаясь). Малыш стоит у

Стал (а) (имя ребенка) плясать,

Мишка (имя ребенка) догоняй!

Ребенок сидит на корточках перед вами, а вы катите ему мяч, приговаривая:

(Затем ребенок прыгает в такт с мячом или взрослый катит мяч ребенку, который

должен от него убежать, и т.д.)

«В ПАРЕ С МАМОЮ МОЕЙ, Я ШАГАЮ ВСЕ БЫСТРЕЙ»

Приглашаете ребенка на полянку: «Дорога у нас дальняя, пойдем на весеннюю полянку,

где мы весело с тобой поиграем».

1.Ребенок вместе с вами идет вперед, по сигналу поворачивается вокруг и идет в другом

2.«А теперь спрячемся в травку!» Приседаете вместе с малышом.

3.«Давай перейдем по бревнышку через речку». Поддерживайте ребенка

во время прохождения по бревну.

4.«А вот и наша весенняя полянка, на которой мы сейчас весело поиграем!»

(Проводятся любимые ребенком игры.)

Предложите малышу соревноваться с вами, у кого лучше получится:

1.Бросать мяч вверх и поймать его двумя руками.

2.Ударить мяч о землю так, чтобы он отскочил повыше (у кого выше).

3.Ударить по мячу ногой у кого дальше укатится.

4.Поднять руки с мячомвыше головы, выпустить его и поймать на лету.

5.Бросать мяч друг другу кто поймает.

6.Забрасывать мяч в коробку с разного расстояния.

7.Катать мяч вперед и стараться его догнать,

8.Поставить на расстоянии игрушку и по сигналу катить мяч, отталкивая от себя ладонями и

пальцами, в сторону игрушки. Кто прикатит первым.

9.Бросать небольшой мяч в коробку с разного расстояния левой рукой, а затем правой.

«КТО БЫСТРЕЙ СОБЕРЕТ ИГРУШКИ»

Вы садитесь на полу и опираетесь руками сзади. Слева находится пустая

коробка, справа куча игрушек. Рядом так же сидит ребенок и у него с другой стороны тоже

стоит пустая коробка. По сигналу вы и ребенок должен захватить игрушку стопами ног,

поднять и положить в коробку. Выигрывает тот, кто соберет больше игрушек в коробку.

Расскажите ребенку о лягушках и покажите, как они прыгают, квакают. После чего

предложите ребенку попрыгать как лягушка. Малыш садится на корточки, опираясь на

руки (на четвереньках). Обхватите его за пояс и помогите выпрямить назад согнутые ноги

(сначала одну, потом другую, затем обе одновременно). На мгновение ребенок опирается

только на руки (с помощью взрослого). Упражнение необходимо повторить 3 раза, чтобы

ребенок отрывал ступни от земли и поднимал прямые ноги как можно выше.

Расскажите ребенку о белочках: как они живут, чем питаются. Вот одной белочке

подарили игрушку, и она хочет показать ее другим. «Покажи и принеси игрушку, как белочка»,

говорите вы. Ребенок с вашей помощью поднимается по гимнастической лесенке (по лесенке

на детской площадке). На верхней ступеньке висит любимая яркая игрушка. Взяв игрушку,

ребенок должен медленно спуститься вниз. Вам необходимо страховать малыша, помогать,

если нужно. Размещать игрушку нужно вначале на 4-5 ступеньках, затем поднимать повыше.

Встаньте напротив ребенка и попросите его повторять движения в соответствии со словами

Вот так, вот сяк поклонись. (Кланяется в разные стороны)

Вот так, вот сяк повернись. (Поворачивается, руки на поясе)

Вот так, вот сяк топни ножкой. (Топает по очереди каждой ногой)

Внимательно следите за правильным выполнением движений. Наблюдайте, чтобы не было

переутомления и сверх возбуждения.

Произнося слова, покажите движения:

У Мишки дом огромный. (Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться,

У Мышки –очень маленький (Присесть, обхватив руками колени, опустить голову -выдох с

Мышка ходит в гости к Мишке, (Надо ходить по комнате)

Стишок с движениями повторяется 4

В эту игру можно играть на прогулке. Взрослый рассказывает, где у нас домик. Необходимо по

команде «Идет дождик» как можно быстрее убежать в домик. Затем игра усложняется: вы

берете ребенка за руку, и вместе перепрыгиваете через «лужи». Если есть еще дети, то можно

Предложите ребенку, сидя на стуле, попасть мячом в коробку. Малыш берет мячик (захватом

Читайте также:  Расшифровка анализов при орви у детей

сверху) и кидает его в коробку правой рукой, второй мячик –левой рукой. Коробка

расположена на расстоянии 0,5 м.

Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с

ранних лет, вы заложите прочные основы хорошего здоровья и гармоничного развития.

источник

Автор: Тимофеева Тамара Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №73
Населённый пункт: Иркутская облатсь, г. Ангарск.
Наименование материала: статья
Тема: «Двигательная активность детей раннего возраста в процессе подвижных игр и двигательных упражнений»
Дата публикации: 04.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Тимофеева Тамара Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад

Тема: «Развитие двигательной активности детей раннего возраста в

процессе подвижных игр и двигательных упражнений»

Физическое развитие детей является одной из основ его полноценного развития. К

одному из условий нормального роста и развития ребенка раннего возраста, повышения

сопротивляемости его организма, является достаточная двигательная активность. Именно

двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма, оказывает

воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, работоспособность всей

системы организма ребенка. Движение – залог здоровья.

В раннем возрасте малыш начинает овладевать основными движениями, и эта

потребность в движении и их смене возрастает, но с другой стороны, у детей раннего

неуклюжи, им тяжело сохранять равновесие и правильно выполнять некоторые виды

движений (лазание, подпрыгивание, перешагивание игры с мячом и др.)

Одним из средств развития движений и способом удовлетворения двигательной

упражнения. Они привлекают детей своей игровой основой, сюжетом, эмоциональностью,

двигательные упражнения направлены на развитие психических процессов (внимание,

взаимодействия с другими детьми взрослыми, общения.

раннего возраста посредством подвижных игр и двигательных упражнений, развития

интереса к двигательной деятельности я определила следующие цели и задачи.

организации подвижных игр и двигательных упражнений.

Развивать умения у детей раннего возраста сохранять устойчивое положение

тела, координацию и правильную осанку.

Развивать умения двигаться самостоятельно и свободно.

взаимодействие со сверстниками и взрослыми, эмоциональность.

Способствовать физическому развитию и укреплению детского организма.

(овладение основными движениями).

занятия с детьми, утреннюю гимнастику, режимные моменты в течении дня. При этом

фиксирую внимание на том, чтобы каждый ребенок поучаствовал в подвижной игре, а

Основной формой организации подвижных игр и двигательных упражнений с

деятельность взрослого с детьми.

Совместная деятельность взрослого и детей – это основная модель организации

Совместная партнерская деятельность предполагает:

— добровольное присоединение детей к деятельности (по желанию);

— открытый временной промежуток (каждый работает в своем темпе);

— свободное общение и перемещение детей;

определенные ее правила, выполнить двигательное упражнение необходимо реализовать

ряд этапов. Первоначально взрослый выполняет роль ведущего, является примером для

подражания. Затем наступает этап совместной двигательной деятельности с детьми (дети

уже знают подвижную игру или упражнение, выполняют его самостоятельно, активно). И

на третьем этапе дети проявляют самостоятельность и активность в подвижной игре или

двигательном упражнении при небольшой помощи взрослого (предложение атрибутов,

косвенное регулирование игрой, поощрение) Таким образом, дети начинают проявлять

больше активности и инициативы в двигательной деятельности.

Проявление интереса и активности в подвижной игре, двигательном упражнении

предварительную работу для того, чтобы дети имели представление о сюжете игры:

В организации подвижных игр и двигательных упражнений с детьми раннего

возраста использую методы и приемы:

упражнений, играют большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений,

регулировать правила игры, объяснения, поощрения)

ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного

(игровые атрибуты, картинки,

Практические-обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных

ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного

пример, тактильно- мышечная наглядность выражается в непосредственной

помощи взрослого для уточнения движения ребенка; Метод пассивных движений. При

обучении прыжкам дать малышу возможность ощутить мышечное состояние, связанное с

двигательной деятельности с детьми я использую сюжетные и бессюжетные подвижные

игры. Например, «Ловишки с ленточками», «Разноцветные ленточки», «А что у нас на

Для того, чтобы определить степень физической нагрузки на организм ребенка я

использую следующую классификацию игр:

рекомендуются для снятия интенсивной физической нагрузки, статической

умеренном темпе (спокойная ходьба, ходьба с заданиями, движения руками,

движения по кругу, повороты туловища и т.п.), «Еж сворачивается клубком»,

животных, общеразвивающих упражнений: «Разноцветные ленточки», «А что

Двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы,

ролей, попеременному их выполнению: «Ловишки» с ленточками, «Дорожки»,

«Платок», «Зайка серенький», «Хитрая лиса», «У медведя во бору».

образом создается игровая ситуация.

С целью сохранения этой игровой ситуации в процессе игры необходимо пояснять

происходящее, направлять действия детей, изменять интонацию голоса, выделять с ее

помощью главное, что малыш должен усвоить.

Для эффективной организации и проведения подвижных игр и двигательных

упражнений необходимо специально подобранное спортивное оборудование, атрибуты,

В рамках данной темы была организована работа с родителями, которая включала

различные методы, приемы, формы работы, направленные на приобщение взрослых к

здоровому образу жизни, привлечение внимания к совместной деятельности с детьми,

непосредственное участие родителей в совместных мероприятиях, проектах: праздники,

развлечения (проект «Семья вместе- душа на месте», развлечение «Жмурки»)

Разработаны консультация для родителей, картотека подвижных игр. А также с

дорожки, веселая гусеничка, и.т.д.

Таким образом можно сделать вывод о том, что проблема развития двигательной

активности через подвижные игры и двигательные упражнения актуальна, т.к. ребенок

выполнением определенных упражнений, направленных на освоение основных движений,

наблюдений за развитием и поведением детей раннего возраста, анализа заболеваемости и

посещаемости ДОУ. А так же повышенный интерес детей к двигательной деятельности,

желание играть, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, развитие личностных

Участие детей в игре по инициативе взрослого

Участие детей в игре, по инициативе детей.

Эмоциональное проявления детей

Анализ заболевания детей учебные года

Анализ заболевания детей учебные года

Цель: тренировать в беге в рассыпную, научить уворачиваться от водящего,

развивать навыки пространственной ориентации.

Ловушка бегает за детьми, забирая ленточки. У кого забрал, тот выбывает из игры.

Цель: побуждать детей бегу друг за другом, делая повороты, сохраняя равновесия,

не мешать друг другу и не толкать впереди бегущего. На площадке рисуются

разные извилистые линии, дети бегают по ним

Цель: развивать быстроту и ловкость. Все встают в круг. Водящий с платком идет за

кругом, кладет его на плечи одному из играющих и быстро бежит по кругу, тот,

кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. И тот и другой

стараются занять свободное место в кругу.

Развитие у детей интереса к выполнению движений свидетельствует, что использование

разнообразных форм работы, методов и приемов, средств, разнообразных движений и

навыков, применение оптимальных способов их выполнения, мотивация двигательной

деятельности дошкольников, повышают их заинтересованность физкультурными

занятиями, утренней гимнастикой, подвижными играми и играми и упражнениями

Движения детей. В ходе выполнения движений активизируется желание делать их быстро,

качественно, ловко, как настоящие спортсмены. При совершенствовании основных

движений и нвыков в играх значительный эффект дает метод соревнования. Применение

этого метода вызывает у малышей большой позитивный отклик: радость, удовольствие,

Обеспечение двигательной деятельности детей в течение дня, определение объема

двигательного режима свидетельствуют о том, что вся проделанная работа по развитию

интереса у детей к систематическим занятиям физическими упражнениями в конечном

итоге обеспечивает достаточную двигательную активность дошкольников, которая

является залогом нормального роста ребенка.

Существенное значение для создания полноценного двигательного режима имеют

подвижные игры, организуются воспитателем, и разнообразные самостоятельные игры, а

также упражнения и игры спортивного характера, которые выполняются детьми во время

Повышение двигательной активности во время игр способствует и общения детей.

Игры, в которых они принимают участие подгруппой, более длительные и подвижные, чем

В основном это игры средней подвижности, которые были ранее разучены с детьми. В

это время можно также предложить отдельным детям тренировки с мячом, попрыгать со

скакалкой (старшие дети). Следует поощрять тех детей, которые проявляют

самостоятельность, по собственной инициативе повторить упражнения, которые им

Со старшими детьми следует чаще проводить игры спортивного характера и эстафеты.

Необходимо целесообразно распределять двигательную активность детей в течение

пребывания их в дошкольном учреждении. Особого внимания требует вторая половина

дня, когда часто проводятся малоподвижные и спокойные виды деятельности у

дошкольников. Следует наблюдать за состоянием самочувствия детей, осуществляя

индивидуальное руководство их деятельностью.

Таким образом, двигательная деятельность имеет исключительное значение

для формирования у ребенка привычки и потребности в систематическом выполнении

физических упражнений и влияет на всестороннее его развитие.

Наряду с закреплением и совершенствованием различных двигательных действий у детей

формируется чувство коллективизма, воспитывается общительность, доброжелательность

к своим товарищам, уверенность в своих силах.

Для развития двигательной активности деятельности детей мы проводим: утреннюю

зарядку, гимнастику после сна, физминутки на занятиях и физкультурные паузы,

психологические игры с движениями и речевками, новое введение релаксации, основные

самые активные и интересные для детей подвижные игры на прогулке, малоподвижные

игры. Которые можно проводить в группах, спортивные праздники с сюжетно –

подвижными играми с крупными гимнастическими пособиями, игры – упражнения для

детских выступлений, которые хорошо помогают нам в воспитании целого ряда

положительных двигательных и морально – волевых качеств детей и главное, чтобы они

нравились им. При правильной организации и содержании п/и у детей

воспитывается внимание и наблюдательность. Дисциплина, умение владеть своими

чувствами и движениями, а следовательно развивается воля и вырабатывается характер.

Поэтому важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.

Поэтому в младшем дошкольном возрасте правил для детей в подвижных играх не должно

быть, их знает и выполняет педагог, руководит игрой, поэтому игра принимает

подражательный характер (бывает и в среднем возрасте). Но к концу среднего возраста

дети должны знать правила игры и выполнять их. В старшем возрасте играем по

правилам, а в подготовительном ведущими выступают дети, педагог играет как участник

игры. Знания физических и умственных возможностей детей поможет воспитателю

правильно подобрать для них ту или иную игру. Несколько упростить или же усложнить ее

к силам играющих. В практической работе с детьми используются все игры,

указанные в программе. Но я считаю, что их недостаточно даже для проведения

специальных занятий по развитию двигательной активности детей, а между тем надо,

чтобы дети играли ежедневно как на воздухе, так и в помещении в свободное от занятий

время. При проведении подвижных организованных игр очень важна роль

воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить

ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно пользоваться

так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное действие. Их надо

произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять

Я надеюсь, вам доводилось слышать такую забавную песенку?

В каждом маленьком ребенке

И в мальчишке и в девчонке –

Есть по двести грамм взрывчатки

Должен он скакать и прыгать

Все хватать, руками дрыгать

Несмотря на то, что песенка шуточная, она довольно точно отражает одну важную

психофизическую особенность детей 4-5 – 10 лет; их повышенную жизненную

активность. Растущая мускулатура требует все больше и больше кислорода, который

попадает в организм только благодаря активным физическим движениям.

Двигательный опыт малышей невелик, поэтому их движения однообразны и требуют

помощи со стороны взрослых. Играя в бабочек, козликов, мишек придет

осмысление пользы и удовольствия, которых можно достичь за счет разнообразных

спортивных занятий, праздников, эстафет, их регулярное проведение под руководством и с

участием взрослых поможет выработать у детей потребность заниматься подвижными

играми самостоятельно уже в среднем, старшем и подготовительном возрасте.

Помимо всего этого я предлагаю вспомнить и включить в планы подвижные игры, которые

хорошо известны нам со времен нашего собственного детства.

М. А. Давыдова «Спортивные мероприятия для дошкольников»

источник

Ветрова Елизавета
Саморазвитие «Развитие двигательной активности детей раннего возраста»

Тема по саморазвитию : «Развитие двигательной активности

детей раннего возраста»

5. Условия, необходимые для успешного физического развития детей

Сохранение и укрепление здоровья ребенка является первоосновой его полноценного развития. Здоровый, нормально развивающийся малыш обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Мы взрослые рады видеть ребенка здоровым. Поэтому работая с детьми раннего возраста я особое внимание уделяю овладению ребенком основами двигательной активности, гигиенической культуры, и не упускаю из виду его психическое самочувствие. Стараюсь организовать жизнь ребенка, учитывая возрастные и психологические возможности детей на третьем году жизни. Это режим пребывания в ДОУ: игры – занятия, организация питания, сна и других потребностей детей. У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям. Каждое новое движение – для ребенка загадка, которую он хочет разгадать, то есть проделать.

В народе говорят, за деньги здоровье не купишь. За него надо активно бороться. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»,- писал Гиппократ.

Н. К. Крупская придавала большое значение физическому развитию ребенка. Она считала физкультуру особенно важной в связи с задачей воспитания крепкого поколения, подчеркивала необходимость учета возрастных особенностей ребенка при разработке методики воспитания и обучения.

Замечательный педагог К. Д. Ушинский придавал большое значение играм, гимнастике, пребыванию на воздухе. Он рекомендовал делать в занятиях с детьми небольшие перерывы для выполнения кратковременных движений, способствующих восстановлению внимания.

Считая наши русские народные игры могущественными средствами воспитания, К. Д. Ушинский рекомендовал их для широкого использования и призывал педагогов к собиранию этих игр для детей.

П. Ф. Лесгафт разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как «упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни». В этих играх он приобретает навыки, привычки у него вырабатывается характер. Правила в играх имеют значение закона, отношение к которому у детей должно быть сознательное и ответственное. Выполнение их обязательно для всех, поэтому они имеют большую воспитательную силу. Игры развивают моральные качества – дисциплину, честность, правдивость, выдержку. Лесгафт рассматривал игру как ценнейшее средство воспитания личности.

Читайте также:  Расшифровка анализов у детей и взрослых

Движения, физические упражнения для растущего организма – насущная потребность. Известное изречение русского физиолога Сеченова «Функция творит орган» подтверждает, что развитие любого органа происходит благодаря действию, движению, тренировке; при бездействии же он ослабевает, не получая должного развития.

Наша задача – поддерживать и закреплять естественный интерес детей к движениям, организовать жизнь малышей так, чтобы они имели возможность двигаться по потребности, чтобы упражнения в движениях способствовали не только их физическому, но и умственному, нравственному, эстетическому, эмоциональному развитию.

Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в раннем возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системами. Активная мышечная деятельность содействует развитию костно – мышечного и связочного аппаратов, улучшает координацию движений, совершенствует функции центральной нервной системы. Двигательный опыт детей пока еще невелик, ориентирование в пространстве затруднительно. Малыши часто ходят неравномерным шагом, шаркая ногами и опустив голову, при ползании не получается ритмичного чередования рук и ног. Упражнения для различных групп мышц способствуют формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия у детей.

Третий год жизни – важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито.

Бабина К. С. пишет, что первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте, компенсируется в дальнейшем с большим трудом.

Принимая во внимание психофизиологические особенности детей 2-3 летнего возраста (слабость тормозных процессов и склонность к возбуждению, легкая физическая и психическая ранимость, быстрая утомляемость, необходимо учесть, что они нуждаются в частой смене работы и отдыха. Это надо иметь в виду при проведении физкультуры.

Как отмечает Осокина Т. И., мышление детей второго и третьего годов жизни конкретно – они лучше понимают то, что видят. Первоначальный показ движений должен быть ярким, образным, целостным. Независимо от того, новые или знакомые упражнения, проводятся они вместе со взрослым и по его показу. В начале, как правило, новые движения дети выполняют неточно, с излишним напряжением. Поэтому нужно предъявлять к ним минимальные требования.

Движения ребенка данного возраста считаются правильными тогда, когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное. Отсутствие высокой точности и четкости в выполнении движения, а также неумение воссоздать отдельные его элементы не считаются для ребенка ошибкой. В этот возрастной период малыш осваивает новое движение в общих чертах (в целом). Дальнейшее совершенствование движения, его детальная отработка и точность выполнения осуществляются в последующих возрастах.

Шишкина В. А. отмечает, что на втором году дети умеют ходить, держат равновесие на ограниченной, неровной, возвышенной поверхности и т. д., способны выполнить бросок, катить какой-либо предмет, много ползают и лазают по лесенке-стремянке. Однако они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых.

На третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается — развивается согласованность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег и прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну, а также игры с несложными правилами.

Таким образом, педагоги и медицинские работники отмечают важность влияния двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность ребенка раннего возраста. В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни малыша в детском саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности. Этот ключ – движения.

Проблемой развития движений в раннем возрасте занимаются ведущие ученые – педагоги (В. А. Шишкина, М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина). Они пишут, что в последние десятилетия отмечается значительное снижение двигательной активности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению жизненного тонуса, уменьшению защитных сил организма, задерживает умственное развитие детей. Причин тому несколько и одна из них — излишняя заорганизованность процесса воспитания, а как следствие – недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Уже в детском возрасте встречаются заболевания, вызванные недостатком двигательной активности – плоскостопие, нарушение осанки и др. Появилась необходимость компенсировать недостаток движений специально подобранными физическими упражнениями. Общей задачей педагога, решаемой в группах раннего возраста, является создание эмоционального комфорта для детей, стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью.

Движение – это эффективное лечебное средство. Вот почему очень важно правильно организовать двигательную активность детей в течение всего дня.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в методике развития двигательных качеств детей дошкольного возраста должны быть слиты воедино средства, методы и приемы обучения движениям, развития двигательных качеств и способностей, а также нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания.

Исходя из важности проблемы развития двигательной активности детей, была поставлена цель: найти пути развития двигательной активности у детей раннего возраста, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

В связи с этим в начале работы были поставлены такие задачи:

1. Изучить и проанализировать педагогическую и психологическую литературу по улучшению двигательного статуса малышей.

2. Изучить реальный педагогический процесс развития двигательной активности у детей раннего возраста с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

3. Разработать систему работы по развитию двигательной активности у детей I младшей группы с использованием физкультурного оборудования.

4. Разработать педагогические рекомендации для родителей.

Система работы по развитию двигательной активности у малышей разработана в соответствии со следующими принципами:

1. Принцип систематичности и последовательности. Этот принцип предполагает, что усвоение материала идет в определенном порядке, системе. При планировании устанавливается последовательность раскрытия темы, продумывается связь нового материала с ранее усвоенным знаниями, опытом детей.

2. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

3. Принцип наглядности. Этот принцип соответствует основным формам мышления дошкольников. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Сделать обучение наглядным — значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприятие окружающего, включить непосредственно в практическую деятельность, связать обучение с жизнью.

4. Принцип координации деятельности педагогов и специалистов.

Предполагает сотрудничество и скоординированность действий медицинских работников, воспитателей, младшего воспитателя в достижении общей цели.

1. Принцип преемственности. Предполагает тесное взаимодействие детского сада с семьями воспитанников.

Условия, необходимые для успешного физического развития детей:

Наличие спортивного оборудования в группе (горки, дорожки с препятствием, скамеечки, мячи, обручи, детские велосипеды, качалки и пр.);

Специально оборудованная площадка на участке детского сада;

Разнообразный дидактический материал по количеству детей, атрибуты для игр;

Правильная организация группового пространства (возможность детям свободно передвигаться по группе, открыт доступ к спортивным снарядам и игрушкам);

Использование разнообразных форм организации двигательной активности детей с учетом их наибольшей продуктивности в течение дня;

Проведение занятий по физической культуре в игровой форме с использованием воображаемых ситуаций и игровых образов, подражательных действий.

Приносим в группу новые игрушки – учим детей разнообразным движениям с ними.

Создали в группе предметно – развивающую среду для самостоятельной двигательной активности детей (много свободного места, различные каталки, коляски, машины; горка, различные предметы для составления дорожки препятствий). Стараемся значительно разнообразить движения детей и в играх с использованием физкультурных пособий. Наиболее доступны для маленьких детей мяч, обруч, скакалка. Сначала действия с ними просты и не носят специфического характера – дети обыгрывают их. Например, обруч может «превратиться» в машину, в домик, в гнездышко. Затем в детские игры входят наиболее сложные физкультурные пособия: скамейки, лестницы, кубы, ящики и др. Разнообразие пособий вызывает у детей интерес к движениям, активизирует творческие способности, умения использовать пособия в разнообразной деятельности – двигательной, игровой.

Специфические и общепедагогические методы

двигательной активности

Под методами понимаются способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся:

• методы строго регламентированного упражнения;

• игровой метод (использование упражнений в игровой форме)

• соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы включают в себя:

• методы наглядного действия;

практические методы.

Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач по развитию двигательной активности детей.

По мнению Д. В. Хухлаевой, игровой прием близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста — наиболее специфичный и эмоционально — эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно образного и наглядно действенного мышления. «Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявление творческой инициативы». Используя игровой метод с соответствующими установками, — считает Г. Г. Попов, — можно довольно точно дозировать нагрузку, как по объему, так и по интенсивности, и, что очень важно, в игре на фоне положительных эмоций даже самая высокая двигательная интенсивность, переносится детьми без значительных волевых усилий.

Наглядные методы обеспечивают «яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующие развитие его сенсорных способностей».

Словесные методы обращены к сознанию детей, помогают «осмысливанию представленной перед ними задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений», играют «большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях».

Практические методы связаны с «практической и двигательной деятельностью детей», обеспечивают «действенную проверку правильности восприятия движений на собственных мышечно — моторных ощущениях».

«Каждый отдельный метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задач и единым подходом к ее решению» (Д. В. Хухлаева).

Способы повышения двигательной активности детей на занятиях рассмотрены в работах Д. В. Хухлаевой, Т. И. Осокиной, Э. Я. Степаненковой, В. А. Шишкиной, М. А. Руновой, Н. Аксеновой и др.

Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей раннего возраста, и проанализировав состояние физического развития детей в группе, мы поставили перед собой следующие цели: повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности; увеличить их двигательную активность; поднять эмоциональный настрой; привлечь родителей к решению этих проблем.

Исходя из целей, были поставлены следующие задачи:

1. Чередовать различные виды деятельности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью

2. Повышать моторную плотность физкультурных занятий, улучшать методику их проведения, создавать эмоциональный комфорт для детей на физкультурных занятиях.

3. Работать над организацией самостоятельной двигательной деятельности детей.

4. Изготовить силами воспитателей и родителей для занятий и самостоятельной двигательной деятельности нестандартное оборудование.

В реализации этих задач особое значение придается созданию специальной предметно-развивающей среды в группах для самостоятельной двигательной активности детей, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.

Игры-занятия на развитие движений – основная форма организованного обучения детей физическим упражнениям, которые благотворно влияют на здоровье и общее развитие ребёнка, повышают функциональные возможности детского организма, увеличивают его сопротивляемость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Перед занятиями и между ними стараемся проводить игры малой подвижности: «Солнышко», «Зайка», «Ванька-встанька», «Ровным кругом», «Пузырь», «Карусель», «Каравай». Движение и игра для малыша не только жизненная необходимость – это сама жизнь. В своей работе мы используем игровую форму проведения занятий, досугов, утренней и бодрящей гимнастики и т. д.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших оздоровительных мероприятий, формирующих основу двигательной культуры дошкольников. Начинаем свой день с утренней гимнастики. Включаем в гимнастику ходьбу, бег, упражнения для различных мышечных групп, заканчиваем ходьбой и бегом. Проводим гимнастику и в нетрадиционной форме: подвижная игра, по сюжету. Проведение утренней гимнастики в нашей группе тесно связано с организованным началом дня, переключением внимания детей на режимные процессы, самообслуживание, игры-занятия и т. д.

Работая с детьми раннего возраста, часто использую при проведении физических упражнений одну из форм подражания – имитацию движений животных, птиц и т. д., Например, показываем, как цыплята клюют зернышки, как птички пьют воду, как важно ходит петушок и многое другое. С помощью игровых упражнений не только создаю условия для обучения детей движениям, но и повышаю их заинтересованность в целенаправленном действии, стимулирую их двигательную активность. Значительное место в работе с малышами отводится упражнениям с мячом. Дети любят упражнения с султанчиками, игру с набивными мешочками, катать обруч, прыгать в него.

Одной из особенностей этого возраста является своеобразная эмоциональная направленность малышей. Поэтому стараюсь вызвать эмоциональный отклик на двигательное задание: радуемся, как мяч прыгает, быстро катится, как «танцует» султанчик в руках, учимся переступать верёвочки, прыгать, запрыгивать, весело «кататься на карусели».

Подвижные игры занимают большое место в жизни малышей и представляют собой эффективное средство развития двигательной активности, в процессе которых они проделывают разнообразные движения: бегают, прыгают, бросают, лазают и т. п. Выполняя данные движения, дети обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве, развивают ловкость, быстроту, выносливость.

Читайте также:  Расшифровка анализов на упф у детей

Для развития двигательной активности детей использую музыкально-ритмические игры, которые нравятся детям нашей группы. В этих играх дети ходьбу сочетают с различными движениями рук, хлопками, что положительно влияет на развитие чувства ритма, помогает снять напряжение. Малыши любят такие игры, в которых есть ритм, повторяющиеся слова, движения. Большую роль в поддержании интереса детей к выполнению различных движений играет использование сюрпризных моментов, когда неожиданно для детей «выпрыгивают» из корзины клубочки с хвостиками, цветные ленточки разворачиваются и превращаются в спиральки, когда в гости приходят игрушки: матрёшка, снеговик, петрушка, кукла.

Разнообразные игры с речевым сопровождением быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные и замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и детьми.

Как у нашего кота Повороты туловища вправо-

Как у котика усы Руки от груди развести в стороны

Удивительной красы, и обратно.

Глаза-смелые, зубы-белые. Повороты головы в стороны.

Выйдет котя в огород,- Ходьба на месте с высоким

Всполошится весь народ. Подниманием ног.

И петух и курица Наклоны вперед.

Станут котю в гости звать, Подскоки на месте (можно с

Станут котю угощать. продвижением вперед).

При создании условий для самостоятельной двигательной деятельности использую полосы препятствий. Например, дети идут по ребристой доске, затем перешагивают через предметы разной высоты, подползают под дугу и т. д. Дети выполняют движения самостоятельно, мы следим за ними, подбадриваем словом.

В игре дети постепенно учатся выполнять все режимные моменты, связанные с развитием двигательной активности. Ежедневная утренняя гимнастика, физкультминутки в непосредственно организованной деятельности, физкультурные и музыкальные занятия, бодрящая гимнастика после сна в сочетании с закаливающими процедурами, разнообразные подвижные игры на прогулке, досуги, развлечения, спортивные праздники – вот факторы, способствующие развитию двигательной активности детей в детском саду.

Особенно сложной является организация двигательной активности детей на прогулке. Во время одевания детей на прогулку мы, пользуясь игровыми приемами, побуждаем малышей к самостоятельности.

Очень часто взрослые сознательно ограничивают подвижность ребенка. Руки взрослого торопятся выполнить то, что малыш намеревался сделать сам. Мы даем возможность ребенку действовать самому.

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. На участке, помимо стационарных пособий, активно использую и выносные пособия: мячи, обручи, кегли и др. Выходя на прогулку с детьми, продумываю различные двигательные задания. Например, добежать до дерева, проскакать по дорожке до кегли, подлезть под кустик, позвонить в колокольчик и т. д.

В течение дня (в теплое время года) дети гуляют дважды: утром и вечером. Прогулка – благоприятное время для проведения индивидуальной работы с ними и организации самостоятельной двигательной активности. Разнообразить игры, закреплять и совершенствовать знакомые движения помогают специальное оборудование и вынесенный на улицу материал. На прогулке уместны подвижные игры разного характера. Нужно стремиться к тому, чтобы все дети принимали в них участие.

Использую особенности каждого времени года:

Зимой – катание на санках, лыжах, метание снежков;

Весной и осенью – бег, прыжки, прогулки;

Летом – игры на свежем воздухе.

Игры, формирующие двигательную активность:

• Игры, развивающие координацию движений — «Мы топаем», «Прятки», «Игра в лошадки» и др.

• Игры, обучающие быстро бегать — «Бегите ко мне», «Лови меня», «Догони мяч»

• Игры, обучающие прыжкам — «Воробушки», «Мячик»

• Игры, формирующие навыки ползания — «Кошечка крадется», «Дорожка препятствий», «Котята и щенята»

• Игры, развивающие движения кисти – «пальчиковая» гимнастика «Ладушки», «Моя семья», «Вышли пальчики гулять»

• Игры, развивающие чувство равновесия- «Качели – карусели», «Через речку»

• Игры с мячом — «Кидаем мячики», «Кто попадет»

• Сюжетные подвижные игры — «Наседка и цыплята», «Кот и мыши»

Основная педагогическая задача второй половины дня – вызвать у малышей желание завтра снова прийти в детский сад. Но чтобы было так, мы стараемся создать в группе положительный эмоциональный настрой.

Формирование навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в двигательной активности 1. Формирование навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в двигательной активности 2.

Мастер-класс «Развитие двигательной активности и метроритмического слуха у детей 2–3 лет по средствам ритмопластики» Данный мастер-класс на тему «Развитие двигательной активности и метроритмического слуха у детей 2-3 лет по средствам ритмопластики» рекомендован.

Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста через организацию спортивных праздников и развлечений (слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию творческий отчёт на тему: «Повышение двигательной активности детей.

Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в этом возрасте развиваются.

Рекомендации для родителей по повышению двигательной активности Роль семьи в обеспечении двигательной активности детей ранн Рекомендации для родителей по повышению двигательной активности «Роль семьи в обеспечении двигательной активности детей раннего возраста».

Развитие двигательной активности в подвижных играх с детьми среднего и старшего дошкольного возраста Развитие двигательной активности в подвижных играх с детьми среднего и старшего дошкольного возраста» Автор: Кобылкина Ирина Николаевна.

Влияние двигательной активности на психическое развитие ребенка Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Они отмечают,.

источник

Касенова Махида Назировна воспитатель первой категории высшего уровня КГУ «Дом ребенка» г. Петропавловск СКО

«Движение — это жизнь. Ничто так не истощает и
не разрушает человека, как продолжительное
физическое бездействие»,
— наставлял древнегреческий философ Аристотель

Взрослые глубоко ошибаются, думая что овладение ходьбой — вертикальным перемещением в пространстве очень легкое достижение, которое приходит к малышу «само собой» !Ребенок упорным «трудом» завоевывает этот навык. Поэтому нужно создать малышам комфорт для передвижении в группе. Центральная часть игровой должна быть свободной, дети должны хорошо видеть пути передвижения. хорошо видимое пространство формирует первоначальную ориентировку в ближайшем окружении и элементарную самостоятельность. Дети стараются снова и снова повторять удавшееся ему действие, они как бы «тренируются». Внимание детей привлекают все приспособления для занятий это дорожки, модули, обручи мячи, пенечки, горочки и другие они часто падают, поднимаются и с помощью воспитателя начинают сначала.

Таким образом, формируются виды движении ребенка в пространстве, координация и устойчивость в вертикальном положении, чувство равновесия. Особое значение для детей от 1 года до 3 лет имеет развитие движений совершенствование ходьбы ребенка. Ограничение двигательной активности может обернуться нервным срывом для детей. Они начинают демонстрировать свое «неповиновение», раздражение, нервозность и часто вялость, безразличие ко всему. Очень важно начало своевременно и правильно взять старт развития 2 го года жизни детей на занятиях на утренней гимнастике побуждать детей к самостоятельной ходьбе в пространстве не наталкиваясь друг на друга, обучать ходьбе за воспитателем, ходьбе по ограниченным поверхностям и другим видам ходьбы. Создавать ситуации которые побуждают детей к перемене тела в пространстве например; повороты, наклоны, приседания при выполнении тех или иных упражнений давать детям в руки легкие пособия например; цветные шарики диаметр 20, флажки цветные, султанчики, кубики, резиновые мячи диаметр 20, погремушки, кубики, гимнастические палочки (длина 55-60 см, диаметр 3 см) и другие пособия которые имеются в наличии.

Дети с удовольствием выполняют упражнения с султанчиками с флажками пусть даже не у всех получается но они стараются повторять за воспитателем. В ходе проведения различных занятии двигательной активности у детей расширяется запас понимаемых слов активизируется лепетная речь, например: топ-топ, кати-кати, лови- лови, беги, дай, лети-лети. При выполнении тех или иных упражнений дети должны постоянно слышать от воспитателя поощрительные слова видеть улыбку воспитателя все это способствует развитию двигательной активности ребенка. Ограничения детей в стремлении (бегать, ползать, лазить, прыгать) приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению. В возрасте от 1 года до 3 лет развитие детей зависит не только от его состояния здоровья и темперамента но и от системы его воспитания и ухода. В развитии двигательной активности детей от 1 года до 3 лет можно разделить на три периода:

1. период (с 1 года до 1,5 лет) — ребенок научился ходить, становится более самостоятельным, исследует и познает мир, он лезет кругом и всюду, падает, набивает себе шишки, неловко бегает, умеет бросать мяч, бьет мяч ногой, самостоятельно встает с пола.

2. период (1,5 лет до 2 лет) — все более совершенствуется в обретенных навыках проявляет свой характер, уверенно бегает, поднимается и спускается на несколько ступенек держась за руку взрослого, нагибается и поднимает с пола предметы, влезает на горку и съезжает с нее, прыгает на месте.

3. период (с 2 лет до 3 лет) — активное умственное развитие ребенка умеет прыгать, самостоятельно поднимается и спускается с лестницы. Перепрыгивает через невысокие предметы, бросает и ловит мяч, играет в подвижные игры, умеет координировать свои движения и сохранять равновесие.

Дети стараются подражать действиям взрослого, но при этом они не придерживаются точно заданной формы движения. Для них главное- многократно самостоятельно повторять движения и действия и при этом ощущать огромную радость. Действия ребенка могут выполняться в различных комбинациях (разные направления, скорость, темп). Воспитателю важно найти правильное сочетание пособий и движений, не допуская их однообразия, в таких условиях у ребенка быстро появляется умение переносить уже хорошо знакомые движения в новую обстановку. Во время двигательной активности ребенка следует обращать внимание на то. Чем он занят, и в случае необходимости переключать его с одного вида деятельности на другой.

Дети от 1 года до 3 лет любят выполнять поручения взрослых, поэтому надо часто привлекать малышей к расстановке и уборке пособий.

Дети моей группы перед физкультурным занятием по просьбе воспитателя достают нужные пособия раскладывают их на ковре и на полу, например: Колечка принеси обручи, а Андрюша достань султанчики, Лерочка разложи дорожки (если пособия тяжелые помогает воспитатель) остальные снимают свою обувь ставят аккуратно в сторонку чтобы не мешало занятию садятся на стульчики и ждут указаний воспитателя. Дети получают огромное удовольствие от выполнения разнообразных движений и от эмоционального положительного контакта с воспитателем. В то же время у детей внимание еще не устойчиво, он часто отвлекается и переходит от одного вида деятельности к другому. К трем годам дети производят большое количество движений они подражая взрослому имитируют действия птиц, животных, транспорта. Большое место в двигательной активности различные подвижные игры где полно реализуется высокая потребность ребенка в движении она значительно увеличивается в процессе подвижных игр с использованием физкультурных пособий. Действия детей с пособиями очень просты он обыгрывает их: Например: в руках флажочки машем вверх вниз а теперь — спрятали (ручки за спинками), ходьба по дорожке — в руках кубики, сели в ямки (дети садятся внутрь обручей) в руках шишки массажируем ладошки и много других действий, показ этих действии и разнообразие пособий вызывает интерес у детей к движениям важно воспитателю показать эти действия и поиграть вместе с ними.

Предлагаю несколько несложных игр с пособиями:

1. Бегите ко мне. Дети стоят у стены в руках маленькие кубики или шарики. Дается команда «бегите ко мне!» дети подбегают к воспитателю и бросают пособия в корзину, которую держит воспитатель.

2. Шарики собери. Дети стоят в большом кругу. Воспитатель, высоко поднимая корзину или коробку высыпает цветные мячи или шарики «коли-чество 15-20 штук» и произносит: — Раз, два, три, шарики собери! Дети с удовольствием бегают за катящимися шариками и собирают в корзину или коробку, которая стоит на стульчике.

3. У меня флажочек. Дети стоят в большом кругу расстояние друг от друга 1 метр воспитатель раздает по два флажочка. Поднимаем высоко — раз, опускаем низко — два, спрятали за спинку — три.

4. Попади в цель. Дети встают по кругу в руках мячи в центре глубокий мягкий модуль в виде ямы по сигналу воспитателя «Раз, два, три мячик лети» — бросают мячи в корзину.

5. Попрыгай как зайчик. Воспитатель держит мягкую игрушку зайку и вместе ним прыгает, дети стараются повторять прыг- скок, прыг-скок. После 4-6 подпрыгиваний дети отдыхают.

6. Паровоз идет по рельсам. Дети становятся друг за другом держась за одежду воспитатель первый — поехали — пу-у-у-у-у-чих-чих-чих двигаемся во все стороны по игровой.

Дети постепенно в игровых условиях осваивают разные виды ходьбы, развивают внимание, равновесие, обогащают свой активный словарь при многократном повторении формируется правильная осанка.

После освоения каких либо движений воспитатель изменяет ситуацию, повышая требования, то есть создает условия благоприятные для развития формирования закрепления и использования еще недостаточно закрепившихся двигательных умений. Очень важно учитывать их индивидуальные возможности и способности ребенка. Для детей с некоторой задержкой двигательного развития, физически более слабых необходимо часто привлекать к участию в доступных им играх, усложняя их постепенно.

Использованная литература:

1 С. Я. Лайзане Физическая культура для малышей. Москва просвещение 1978 год.
2. В. А. Шишкина Движение + движение. Москва Просвещение 1992 г.
3. Журнал «Бопем» № 6 май 2012 год
4. Е. И. Осокина Игры и развлечения детей на воздухе. Москва просвещение 1982 год
5. Журнал «Отбасы жэне балабакша» № 6 ноябрь декабрь 2009 год.

источник