Меню Рубрики

Анализ двигательной деятельности детей на прогулке

  • 1. Сбор на прогулку начался с посещения детьми туалетной комнаты, по желанию. Во время одевания воспитатель рассказала о теме предстоящей прогулки, заинтересовав детей. В большинстве своём дети одевались самостоятельно. Воспитатель и помощник воспитателя помогали растегивать и застегивать пуговицы, завязывать шапку, шарф, шнурки детям, которые обращались к ним за помощью.
  • 2. В процессе сбора воспитатель напоминала детям, в каком порядке следует начать одеваться: с колготок и футболок. Обращала внимание на то, как складывать групповую одежду. Когда большинство детей оказались готовыми к прогулке, воспитатель вышел с ними на участок.
  • 3. Остальным детям помогала помощник воспитателя, затем проводила их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносили игрушки и материал для игр.
  • 1. Прогулка состояла из следующих компонентов:
    • — наблюдение;
    • — дидактическое задание;
    • — трудовая деятельность детей;
    • — подвижная игра;
    • — индивидуальная работа;
    • — самостоятельная деятельность детей.
  • 2. На прогулке воспитатель реализовал все её части. Последовательность данных компонентов воспитатель меняла. Подвижная игра была проведена в начале прогулки по причине долго сидения детей на занятии.

Методика организации наблюдения.

  • 1. Тема и объект наблюдения соответствуют возрасту детей (наблюдение за божьей коровкой).
  • 2. Объект наблюдения (божья коровка) был виден всем детям, всем была предоставлена возможность её рассмотреть. Воспитатель обращала внимание детей на внешний вид божьей коровки, на её место обитания, на то, как она передвигается и пр.
  • 3. Детям была интересна данная тема прогулки.
  • 4. Это было видно по задаваемым вопросам и сконцентрированному вниманию на объекте наблюдения.
  • 5. Вопросы многих детей были следующие: «Где зимуют божьи коровки?», «Чем они питаются?».
  • 6. Загадки и потешки помогли воспитателю вызвать интерес у детей.
  • 7. Воспитатель предложила детям посмотреть, как передвигается божья коровка, нацелив детей на дальнейшее наблюдение.
  • 1. Подвижная игра «Лесная тропинка» соответствует возрасту детей и сезону (проводилась в теплый весенний день).
  • 2. Данная игра была знакома детям.
  • 3. Воспитатель помогла лишь вспомнить правила. А в процессе игры следила за их четким выполнением.
  • 4. Воспитатель развивала умение детей приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам.
  • 5. Первого ведущего выбрали считалкой, которую дети охотно предложили. Далее ведущий выбирался воспитателем. Выбор выпадал на ребенка, в котором воспитатель была уверена, что он безошибочно справится с порученной ролью.
  • 6. Игра повторялась 4 раза.
  • 7. Дети с удовольствием собрались играть в уже знакомую и, видимо, позабытую игру.
  • 8. Данная игра не требует наличие атрибутов.
  • 1. На прогулке воспитатель использовала хозяйственно-бытовой вид труда.
  • 2. Все трудовые поручения соответствовали возрасту детей. Трудовые задания были посильны детям и выполнялись с удовольствием. Так как воспитатель в процессе использовала различные потешки.
  • 3. Дети убирали на участке сухие ветки. Для выполнения трудовой деятельности воспитатель раздала им перчатки и указала, для чего их нужно надеть.
  • 4. Дети остались довольны результатами своего труда и охотно делились впечатлениями о проделанной работе с воспитателем.

Индивидуальная работа с детьми, работа по развитию движений

  • 1. Воспитатель с группой детей в количестве 5 человек проводила работу по совершенствованию прыжков на двух ногах с зажатым предметом между ступнями.
  • 2. Для этого использовались мячи.
  • 3. Детей воспитатель выбрала, ориентируясь на уровень их физической подготовленности с целью закрепить данный вид прыжков.
  • 4. Результаты проделанной работы были очевидны. Воспитатель был доволен качеством её выполнения.

Игровая деятельность на прогулке

  • 1. Воспитатель детям предложила поиграть со своими игрушками и с выносным материалом.
  • 2. Все игрушки соответствовали сезону.
  • 3. В начале самостоятельной игровой деятельности воспитатель взяла на себя роль направляющего. А также предоставила детям полную (контролируемую) свободу действий.
  • 4. Но свобода детей относительна. В это время решались следующие задачи: 1) дети учились организовывать свою деятельность; 2) воспитатель вела наблюдение за отношениями между детьми и выявляла их предпочтения.
  • 5. У детей имеются все необходимые навыки игры.
  • 1. Воспитатель за несколько минут до завершения прогулки предупредила детей об этом. Напомнила собрать игрушки и оборудование. Далее указала на то, чтобы дети встали в колонну по парам (мальчик и девочка).
  • 2. Когда дети шли в группу, воспитатель сделала небольшой вывод, задавая вопросы детям: «За кем сегодня наблюдали», «Понравилась ли им прогулка» и пр.
  • 3. Перед входом в помещение напомнила детям о том, что необходимо вытирать ноги, и как нужно себя вести. В раздевальной комнате воспитатель и помощник воспитателя следили за тем, чтобы все дети переоделись, и оказывали необходимую помощь. Затем все дети мыли руки и садились обедать.

источник

Данный семинар-практикум будет интересен при организации и планированиии прогулок в детском саду.

«Организация двигательной активности детей на прогулке»

Игры и развлечения на свежем воздухе особенно полезны. Во время игр на просторе, в природных условиях у детей формируются умения использовать приобретенные двигательные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развивается ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность.

Хотя решающая роль в руководстве играми принадлежит воспитателю, чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении игр.

Незначительная усталость, вызываемая участием в подвижной игре, полезна: систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности. Но так как эти игры эмоциональны и очень привлекательны для детей, то нередко, увлекшись игрой, они могут перевозбуждаться, переутомляться. Внешними признаками утомления являются чрезмерная одышка, резкое покраснение лица, усиленное потоотделение, ухудшение координации движений. В таких случаях дети могут жаловаться на легкое головокружение, усталость. Признаком начинающегося переутомления является снижение интереса к тому виду деятельности, в котором в данный момент ребенок участвует. Переутомление может неблагоприятно отразится на общем состоянии ребенка, привести к нарушению сна, снижению аппетита, вызвать двигательное беспокойство или наоборот, вялость. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы игры с высокой двигательной активностью разумно сочетались с более спокойными видами деятельности. Вместе с тем нельзя забывать о том, что воспитание ловкости, выносливости, силы и быстроты у детей может быть достигнуто лишь при условии систематических и довольно значительных нагрузок.

Подвижные игры на прогулке в режиме дня проводятся ежедневно 2 раза в день и являются дополнением к обязательным занятиям урочного типа. Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной подвижной игры 7 – 15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья). Правила подвижных игр диктуют быстрые разнообразные физические действия участников. Ситуация игры постоянно изменяется, предъявляя к игроку требования по концентрации внимания, правильному его распределению и переключению, хорошей координации движений.

Игры помогают решать важные задачи воспитания и обучения детей: учат слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательно относиться к занятиям.

Использование подвижных игр требуют соблюдения следующих методических принципов.

1. Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой рисунок, постепенно усложняются правила, значительнее становится роль личной инициативы.

2. Подбор игр в соответствии с лечебно – педагогическими и воспитательными задачами.

3. Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам.

4. Четкое объяснение правил игры и распределение ролей.

В задачи воспитателя при руководстве играми и развлечениями входит наблюдение за состоянием играющих и регулированием нагрузки. Дозировать ее в играх можно, пользуясь общепринятыми приемами:

1.Увеличивать или уменьшать общее время игры, а так же изменять количество повторений всей игры или отдельных эпизодов.

2.Регулировать длительность перерывов в игре или проводить игры совсем без перерывов.

3.Проводить игру на большем или меньшем участке, с большим или меньшим количеством препятствий.

Воспитатель должен ориентироваться на подготовку детей, условия окружающей местности. Однако не следует считать организацию двигательной активности обязательной для проведения абсолютно со всеми детьми. Очень важно учитывать их индивидуальные возможности и способности. Игры и упражнения посложнее можно предложить более подготовленным детям. Детей с некоторой задержкой двигательного развития, физически более слабых необходимо систематически привлекать к участию в доступных им играх, усложняя их постепенно.

Целенаправленное развитие физических качеств особенно важно в старшем дошкольном возрасте, в период подготовки к школе. Поэтому надо использовать игры и упражнения, выполнение которых требует от детей больших усилий, проявление настойчивости, выносливости, смелости. Так, в некоторых упражнениях для старших дошкольников расстояние для пробегания в медленном темпе рекомендуется увеличить до 1000- 1500 метров. Эта рекомендация научно обоснована, норма выполнения доступна детям при правильной организации проведения пробега.

Работники ДОУ должны постоянно заботиться о том, чтобы дети играли в местах, отвечающих санитарно – гигиеническим требованиям, в одежде и обуви, соответствующей не только времени года, но и погоде.

При подборе подвижных игр и развлечений важно учитывать индивидуальные возможности и способности детей. Рассмотрим их подробнее.

Дети младшего дошкольного возраста активны, они много двигаются, ходят, бегают, лазают, выполняют некоторые другие движения, но их опыт двигательной активности еще невелик, а движения недостаточно координированы. Совместные действия в коллективе сверстников, ориентировка в пространстве затруднительны. Малыши еще не владеют целым рядом двигательных навыков, поэтому часто содержание их деятельности однообразно.

Для повышения активности и обогащения движений младших дошкольников большое значение имеет создание необходимых условий, использование различных предметов, игрушек (мячей, шариков, обручей, кубиков, совков и т. п.), побуждающих их к различным двигательным действиям.

Дети 5 – 6 лет более самостоятельны и активны, чем младшие дошкольники. Их движения становятся более точными, быстрыми, ловкими, они лучше ориентируются в пространстве, увереннее действуют в коллективе.

Несмотря на достаточный двигательный опыт, самостоятельность и активность, дети старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи и руководстве взрослого при организации подвижных игр и развлечений.

Во время их проведения надо приучать воспитанников выполнять определенные правила. Дети должны научиться:

  1. Начинать и прекращать игры по сигналу воспитателя.
  2. Быстро и четко занимать места для начала игры.
  3. Играть честно без обмана; если был пойман или осален во время игры, быстро выходить на определенное место.
  4. Во время ловли не ударять товарищей, а легко касаться рукой.
  5. Не наталкиваться во время бега на других, уметь ловко увертываться, а если кто-то нечаянно толкнул – не обижаться.
  6. Не убегать за границы площадки.
  7. Не смеяться над тем, кто во время игры поскользнулся, упал, а, наоборот, подбежать и помочь товарищу подняться.
  8. Играть дружно, не зазнаваться при победе, но и не унывать после проигрыша.

Упражнения и игры с мячом.

Упражнения и игры с мячом способствуют развитию точности движений, глазомера, укрепляют мелкие мышцы руки. Даже двухлетний малыш может бросать мяч вниз, катить его по плоскости, бросать в горизонтальную или вертикальную цель (ящик, корзину). С мячами разных размеров организуют и разные упражнения. Большой мяч катают, бросают и ловят двумя руками; маленький мяч метают вдаль и в цель. Дети 5 – 6 лет увлеченно играют с мячом у стенки, отбивая мяч, попадая в цель – мишень, нарисованную на глухой стене, мишень – обруч.

Скакалка, или сплетенный в виде косички шнур длиной 100 – 120 см, используется для упражнений в разных движениях. Через шнур, подвешенный на высоте 10 – 20 см, ребенок перешагивает или перепрыгивает. Если поднять повыше (примерно на высоту коленей ребенка), тогда под ним дети подлезают на четвереньках, перелезают через верх, перенося сначала руки, затем ноги. Прыжки со скакалкой – прекрасное упражнение, развивающее чувство ритма, прыгучесть, способность одновременно выполнять разные по координации движения.

Езда на велосипеде и самокате оказывает сильное воздействие на сердечно – сосудистую, дыхательную системы, способствуют укреплению мышц, особенно ног, стопы. У детей развиваются быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость.

Для старшего возраста планируется разучивание 5 – 6 новых игр в месяц, которые в зависимости от сложности повторяются 2-4 раза.

Большое место в работе с детьми седьмого года жизни занимают игры с элементами соревнования, эстафеты, где успех команды зависит от действий коллектива детей в целом.

Младший и средний возраст больше всего любит играть с песком. Для этого возраста можно проводить игры с песком. Вот пример одной.

Задачи: Учить обращаться с песком, используя его для физических упражнений. Развивать ловкость рук. Тренировать прыжкам в глубину и мягкому приземлению без падения.

Ход игры: Вы хотите посмотреть, что у меня в руках? Подходите поближе, я ладошки раскрою, покажу. Вы тоже по горсточке в ладони возьмите, друг другу и мне покажите.

  1. « Из одной руки в другую». Стоя на месте, пересыпаем из одной руки в другую. Делаем это аккуратно, так, чтобы ни одна песчинка не упала (10 -12) раз.
  2. «Побегаем и не рассыплем». (Дети бегают или ходят до обозначенного места, песок остается в зажатых ладошках). Откроем ладошки и покажем, не смог ли от нас песочек убежать (40 сек).
  3. «Песочная горка». Присядем, сделаем маленькую горку из песка. Обойдем горку, переступим (5 – 7 раз) через нее, перепрыгнем (3 – 4 раза).
  4. «Мягкий песочек, мягкий прыжочек». ( На небольшую песочную горку положить дощечку). А сейчас будем как можно дальше летать с дощечки в песок. Слегка приседайте, когда приземляетесь и не падайте.
  5. «Совочек – дружочек». Совочек может из одной руки в другую перебегать и не падать. (Стоя на месте, в кругу, дети перекладывают в достаточно быстром темпе совочек из одной руки в другую, можно за спиной, над головой и т.д. 8-10 раз).
  6. «Рисуем совочком». Глубоко с совочком присесть, в приседе ножками переступать, круг совочком очертить вокруг себя (в одну сторону левой рукой, в другую – правой).
  7. «Носим и не рассыпаем». Носим песочек в совочке в кучку, не рассыпаем по пути. (Можно поставить на пути кегли, чтобы дети их обходили).

источник

Анализ содержания работы воспитателя по организации режима и двигательной активности детей 1

5. Приём пищи (завтрак, обед)

6. Образовательная деятельность

7. Подготовка к прогулке, прогулка

Общие выводы по оценке развития у детей КГН и рекомендации (педагогу, родителям)

Вывод: Оценка развития у детей КНГ навыков очень хорошее, так как:

К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся:

рационально организованная обстановка,

Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой.

Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.

Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

Культурно-гигиенические навыки — важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Формируя у детей дошкольного возраста культурно — гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.

Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.

Задание 3. Планирование и проведение физкультурного занятия, режимных моментов с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (утренний отрезок времени, утренняя гимнастика, умывание, приём пищи, прогулка, подвижные игры, организация сна). Самоанализ проведения (1 половина дня).

Утро в группе ндивидуальная работа по двигательному развитию)

(группа раннего возраста -1 младшая группа)

Ежедневно во время 10 мин.перерыва между НОД

Ежедневно во время ОД, 2-3 мин.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Индивидуальная работа по развитию движений

2 раза в неделю на прогулке 5-10 мин.

Гимнастика после дневного сна

ОД в области «Физическая культура»

2-3 раза в неделю по 8-10 мин.

Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на прогулке, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

(2 младшая — средняя группа)

Ежедневно в группе (в теплое время года – на участке), 6 – 8 мин

Ежедневно во время 10 мин.перерыва между ОД

Ежедневно во время НОД, 2-3 мин.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Индивидуальная работа по развитию движений

2 раза в неделю на прогулке 5-10 мин.

Гимнастика после дневного сна

ОД в области «Физическая культура»

2 раза в неделю по 15 мин.

Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на прогулке, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

Потешки, стихи, приговорки для организации работы по развитию культурно-гигиенических навыков детей

источник

Цель контрольного этапа: выявление динамики в повышении двигательной активности детей на прогулке после проведенного нами формирующего эксперимента.

Данный этап работы был нами осуществлен при помощи тех же методик, которые использовались на констатирующем этапе эксперимента.

Полученные показатели комплексной оценки двигательной активности (объем, продолжительность, интенсивность) каждого ребенка заносились в заранее подготовленный протокол обследования двигательной активности ребенка в самостоятельной деятельности на прогулке.

Наблюдения выявили позитивные изменения по всем трем параметрам двигательной активности у детей старшей группы детского сада.

Изменения в распределении детей по уровням двигательной активности.

Уровень двигательной активности

В группе количество детей со средним (оптимальным) уровнем двигательной активности увеличилось на 30%. Уменьшилось число детей с высоким и низким уровнями двигательной активности на 20% и 20%. Таким образом, из 10 детей данной средней группы к среднему уровню двигательной активности после проведения формирующего этапа эксперимента мы можем отнести 7 человек, к высокому — 1 ребенка, к низкому — 1 ребенка.

Распределение детей на подгруппы в зависимости от уровня двигательной активности

Показатели двигательной активности

Продолжительность ДА по секундомеру (мин)

I подгруппа (высокая подвижность) Бобылев Дима

II вторая подгруппа (средняя подвижность)

III подгруппа (низкая подвижность) Иванова Лера

Анализ: Значительное увеличение двигательной активности у малоподвижных детей было достигнуто за счет более интенсивной физической нагрузки в организованных подвижных играх и упражнениях, а также в результате использования специальных игровых упражнений (на быстроту реакции, скорость, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д.) и привлечения к коллективным играм соревновательного характера на прогулке.

Читайте также:  Анализ трудовой деятельности детей младшей группы

Некоторое уменьшение интенсивности двигательной активности у гиперактивных детей можно объяснить целенаправленным педагогическим воздействием. Предлагаемые этим детям разнообразные игровые упражнения на внимание, координацию, ловкость, требующие точности движений, способствовали уменьшению количества движений. Сокращение объема двигательной активности у этих детей произошло из-за снижения интенсивности движений в единицу времени за счет уменьшения хаотичных ненужных действий, мешающих им сосредоточиться.

В процессе работы были выявлены значительные изменения в содержании самостоятельной деятельности детей. Так, умения и навыки, приобретенные в организованной деятельности на прогулке, были перенесены в их самостоятельную деятельность.

Наиболее выраженные изменения произошли в содержании самостоятельной деятельности у детей с высоким и низким уровнем двигательной активности. Так, дети с высоким уровнем двигательной активности значительно чаще стали использовать упражнения в метании, бросании и ловле мяча, а также упражнения на равновесие. У детей с низким уровнем двигательной активности увеличился процент использования физических упражнений в беге и прыжках, улучшилось качество их выполнения.

У всех детей появился устойчивый интерес к спортивным упражнениям и играм. Они овладели элементами техники всех видов жизненно важных движений; научились самостоятельно пользоваться приобретенными навыками в различных сложных ситуациях. К концу эксперимента большинство детей были способны ставить цель и выбирать способы ее решения, прилагая при этом волевые усилия — выдержку, решительность, настойчивость и смелость.

Можно сделать вывод о том, что проведенная нами работа положительно сказалась на содержании самостоятельной деятельности детей с разным уровнем двигательной активности, на их поведении и эмоциональном состоянии. На протяжении всего дня у детей отмечалось хорошее настроение, уравновешенное состояние, интерес к различным видам деятельности, доброжелательное отношение друг к другу. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами о том, что двигательная активность на прогулке у детей старшей группы детского сада будет повышаться значительно эффективнее при создании специальных педагогических условий, подтвердилась.

источник

процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются их потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей дети сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей,

совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются

самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Консультация для воспитателей ДОУ

Автор: воспитатель МБДОУ «Детский сад «Улыбка» с.Ливенка»

Пономарева Светлана Алексеевна

Двигательная активность детей на прогулке

Двигательная активность — это естественная потребность в движении.

Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Движение — это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Маленький ребенок — деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений — один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего мира посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей.

Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников.

Прогулка — это один из важнейших режимных моментов, во время которой дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей.

С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы:

— рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть);

— включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, посменный, круговой тренировки, индивидуальный);

— лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;

— активизация мыслительной деятельности ребенка (использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций);

— создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость;

— вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

Важным показателем эффективности прогулки является двигательная

активность, которая может удовлетворять потребность детей в движении.

В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру необходимо вносить наблюдения и дидактические задания, совместные с воспитателем трудовые действия и подвижную игру. При этом значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. Все эти структурные части должны выступают не как отдельные мероприятия, а взаимно дополнять и углублять друг друга.

В подвижных играх закрепляется умение каждого ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Если на улице холодно, сыро, то необходимо сразу организовывать такую игру, чтобы поднять эмоциональный тонус детей, настроить их на бодрый лад. Если же дети с удовольствием начали играть самостоятельно, то подвижную игру можно провести в конце прогулки, когда интерес детей значительно снижается. Длительность каждой игры не более 3-4 минут, количество участников не регламентируется (по желанию детей). Можете также организовать подвижную игру с одним-двумя детьми, если видите, что они замерзли или не знают, чем себя занять. Желательно подготовить на неделю не менее пяти-семи разных подвижных игр.

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.

Выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если двигательная или музыкальная образовательная деятельность проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.

В дни проведения двигательной образовательной деятельности с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда ООД по физической культуре не проводится, планируются подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие).

При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации. Например, применение подгруппового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством воспитателя, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях. В связи с особенностями выполнения некоторых движений (лазание по гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и высоту с разбега) используются поточный и индивидуальные способы. Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочерёдно, а упражнение с мячами — фронтально, т. е. всеми детьми одновременно. Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. Каждая подгруппа выполняет своё задание.

Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут. Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять её 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила. При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре, и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.

К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности.

Самым благоприятным временем для реализации потребности детей в движениях является утренняя прогулка. Длительное пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно-воспитательное значение его возрастает, если ходом прогулки предусматривается двигательная активность, основанная на оптимальном соотношении разных игр и упражнений, подобранных с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей детей. Содержательная сторона двигательной активности детей во время прогулок должна быть направлена на их полноценное психофизическое развитие. Используются такие виды двигательной активности, которые помогают детям познакомиться со свойствами предметов, получить новые представления и знания об окружающей действительности, расширить двигательный опыт, улучшить пространственную ориентировку и закрепить умение действовать совместно.

Таким образом, процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются их потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей дети сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей,

совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются

самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

источник

Педагогические условия повышения двигательной активности на прогулке у детей старшей группы детского сада

Особенности психического и физического развития детей старшей группы детского сада. Значение двигательной активности для роста и развития ребенка. Организация и структура проведения прогулки детей в ДОУ, использование упражнений динамического характера.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Потребность детей старшего дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей, как в семье, так и в детском саду — увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз, дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач и т.д.

Вопрос о потребности в движении до сих пор остается дискуссионным. Некоторые исследователи, например, М.Р. Могендович, ставят на первое место биологическую потребность, как бы наследственную закодированность потребности в движении и ее возрастной динамики. Следствием такого подхода является стремление определить «естественные» возрастные нормы двигательной активности (ДА) детей без специального учета условий их жизни и воспитания. Имеется и другая концепция, которая представляется более убедительной (М.Ю. Кистяковская), утверждающая, что потребность в движении нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими анатомо-физиологическими изменениями организма. Она сильно варьируется в зависимости от особенностей физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от формы работы с детьми по физическому воспитанию. Это ставит перед педагогами требование не идти на поводу у якобы существующего у ребенка «естественного» уровня потребности в двигательной активности, а последовательно развивать эту потребность.

Двигательная активность — это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя. Теория индивидуального развития ребенка основанного на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма). Особенность последних заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие.

Как дитя природы человек живет и развивается благодаря потребности в движении. Эта потребность у него социально направлена системой воспитания. Таким образом, двигательная активность, носит биосоциальный характер.

Опираясь на достижения возрастной физиологии, нейропсихологии, детский организм рассматривается как единая саморегулируемая система, в которой взаимодействуют управляемые высшей нервной деятельностью физиологические, психологические и функциональные процессы. Современная психофизиология утверждает: физиологическое и психическое являются функцией одной и той же рефлекторной отражательной деятельности. Исследования показывают, что психическая деятельность ребенка носит условно-рефлекторный характер и формируется на протяжении детства под воздействием воспитания. Эти положения нашли отражение в работах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, их учеников и последователей — Н.И. Красногорского, Н.И. Касаткина, Н.М. Щелованова и др.

Работы психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна, А.В. Запорожца свидетельствуют, что ни одно из качеств человеческой психики — воля, память, мышление, творчество и др., не даны ребенку от рождения в готовом виде. Они формируются как результат усвоения детьми опыта, накопленного предшествующими поколениями. Не даны по наследству и жизненно важные двигательные действия и движения.

Предоставленный самому себе ребенок никогда не встанет на ноги и не пойдет. Даже этому его приходится учить. От рождения движения не являются свойствами человеческой личности, человеческой жизнедеятельности. Они могут сделаться таковыми только в процессе их человеческого, социально-исторического запрограммированного способа употребления.

По мере того как органы тела индивида превращаются в органы человеческой жизнедеятельности, возникает и личность как «индивидуальная совокупность человечески-функциональных органов». В этом смысле возникновение личности представляет собой процесс преобразования биологически заданного материала силами социальной действительности, существующей во вне и совершенно независимо от этого материала.

Таким образом, человек как биосоциальное существо — единственное живое создание, познающее и преобразующее не только окружающую среду, но и самого себя.

Экспериментальное доказательство И.М. Сеченовым и И.П. Павловым того, что психическая деятельность происходит не самопроизвольно, а в тесной зависимости от телесной деятельности и от окружающих условий внешнего мира, позволило И.М. Сеченову утверждать, что все внешние проявления мозговой деятельности человека действительно могут быть сведены на мышечное движение.

Согласно психологической теории, действие является квинтэссенцией деятельностного подхода к развитию личности. На важность целенаправленной работы по развитию и совершенствованию собственных движений указывали так же такие ученые, как А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.

Таким образом, специфику произвольного действия составляет его осознание. Осознанное, разумное действие требует тренировки двигательного аппарата с участием сознания. Осознанное действие является не только быстрым, но и точным (исследования Н.Д. Гордеевой, О.И. Кокаревой).

В работе мы так же опирались на общетеоретические положения современной системы физического воспитания дошкольников, основывающуюся на том, что формирование, накопление и совершенствование физических способностей, двигательных умений и навыков у детей происходит под влиянием педагогического воздействия взрослых в процессе воспитания и обучения (Л.С. Выготский, А.В. Запорожей, А.Н. Леонтьев).

Объект: Процесс повышения двигательной активности на прогулке у детей старшей группы детского сада.

Предмет: особенности педагогических условий повышения двигательной активности на прогулке у детей старшей группы.

Цель: выявить педагогические условия повышения двигательной активности на прогулке у детей старшей группы.

Гипотеза: двигательная активность на прогулке у детей старшей группы детского сада будет повышаться значительно эффективнее при создании специальных педагогических условий:

— использование упражнений преимущественно динамического характера;

— соответствие содержания игр и упражнений возрастным и индивидуальным двигательным возможностям детей;

— рациональное использование оборудования и физкультурных пособий;

— стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка.

1. Анализ научно-методической и педагогической литературы;

2. Выявление уровня двигательной активности на прогулке у детей старшей группы;

3. Определение наиболее эффективных средств и методов повышения двигательной активности у детей старшей группы и применение их при проведении прогулки.

4. Анализ полученных результатов по повышению уровня двигательной активности на прогулке у детей старшей группы.

Глава 1. Теоретические основы двигательной активности

1.1 Особенности психического и физического развития детей старшей группы детского сада

Возраст 5-6 лет — период стремительного роста ребенка. В этом возрасте ежегодные прибавки роста составляют 8-10 сантиметров, тогда как в возрасте 4-5 лет — всего лишь 4-5 сантиметров.

Влияние на рост оказывает шишковидная железа — гипофиз. При этом наиболее быстро растут нижние конечности: отношение длины ног ко всему телу равно 44,6%.

У ребенка 5-6 лет заметно проявляется активность щитовидной железы. Она усиливает обмен веществ и процессы дифференциации тканей и, следовательно, органов. Под влиянием щитовидной железы активизируются процессы окисления и сгорания питательных веществ в организме, тем самым, уменьшая возможность для отложения жировых веществ. Кроме того, гормоны щитовидной железы стимулируют подвижность ребенка, что в свою очередь усиливает процессы расходования питательных веществ, их сгорания. Поэтому дошкольники вообще худощавее, чем дети более ранних возрастов [23, 34].

Читайте также:  Анализ труда детей в природе

У детей дошкольного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование двигательного анализатора. Условные рефлексы в этом возрасте вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу и навыки ребенка вначале непрочны. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируют, поэтому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер и дети быстро утомляются. Кроме того, у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над торможением.

Создание условий для свободной двигательной деятельности детей при проведении специальных занятий способствует более правильному и своевременному развитию центральной нервной системы, а, следовательно, психическому и моторному развитию ребенка.

Скелет ребенка дошкольного возраста состоит преимущественно из хрящевой ткани, что обусловливает возможность дальнейшего роста. Однако мягкие и податливые кости под влиянием нагрузок изменяют форму. Избыточная и неравномерная нагрузка, связанная с длительным стоянием, хождением, переносом тяжестей и др., может отрицательно повлиять на развитие опорного скелета — изменить форму ног, позвоночника, свода стопы, вызвать нарушение осанки. Окостенение скелета протекает интенсивно, прежде всего, таких его частей, как запястье, пястье и фаланги пальцев руки, лучевая, подвздошная кости, стопа, предплюсна, плюсна, фаланги пальцев ноги. Вместе с тем скелет ребенка еще достаточно эластичен. Например, позвоночник хотя и приобретает изгибы, характерные для взрослого человека, но в лежачем положении, главным образом во время сна, эти изгибы сглаживаются [12, 15, 17].

В этом возрасте сила мышц-сгибателей больше силы мышц-разгибателей, что определяет особенности позы ребенка: голова слегка наклонена вперед, живот выпячен, ноги согнуты в коленных суставах. Вот почему так важны и необходимы упражнения для мышц, удерживающих позу и для мышц-разгибателей.

Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к 6-7 годам ребенок начинает овладевать более сложными и точными движениями кисти и пальцев. Этому способствуют упражнения с мячами, продуктивная деятельность. На основе расширения и обогащения двигательного опыта совершенствуется координация движений. Активно развиваются основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание.

В регуляции поведения детей шестилетнего возраста большую роль играет кора головного мозга. Масса головного мозга к 6-7 годам достигает 1200-1300 г, приближаясь к массе головного мозга взрослого человека. Однако внутреннее его состояние и функциональные возможности имеют большие отличия. Для высшей нервной деятельности ребенка характерны преобладание возбудительного процесса над тормозным и неустойчивость основных процессов нервной системы, которая особенно остро проявляется в трудный период адаптации к новым условиям. К 5-6 годам уже ясно выражена дифференциация в строении слоев коры головного мозга. Большое значение имеют подвижные игры, эстафеты с элементами соревнований, целенаправленные физические упражнения. Они способствуют улучшению функционального состояния высшей нервной деятельности ребенка, в основе которой лежит образование условных рефлексов [44].

Развитие дыхательной системы характеризуется увеличением объема легких и совершенствованием функции внешнего дыхания. Продолжительная динамика функции дыхания в большей мере связана с влиянием физических упражнений.

Артериальное давление у детей в связи с большей шириной сосудистого русла, большей эластичностью сосудов и меньшей нагнетательной способностью сердца ниже, чем у взрослых. Физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую систему; под влиянием физических нагрузок вначале увеличивается частота пульса, изменяется максимальное и минимальное кровяное давление, улучшается регуляция сердечной деятельности. По мере тренировки реакция сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки меняется, работа сердца становится более экономичной.

Продолжается увеличение массы сердца, но его мышцы еще слабы, и поэтому существует опасность перегрузки сердца работой. Систолический объем сердца (количество крови, выбрасываемой из левого желудочка при одном сокращении) еще очень невелик. Сердце ребенка должно чаще сокращаться, чтобы при небольших объемах выталкиваемой крови обеспечить необходимый ее приток во все части тела [1, 37. 38].

В 5-7 лет у ребенка улучшается состав крови, растет количество красных клеток — эритроцитов и повышается процентное содержание гемоглобина. Это говорит о том, что в организме ребенка увеличивается газообмен, т.е. повышается потребление кислорода из воздуха и соответственно — выделение углекислоты из организма. Значит, повышается его жизнеспособность и работоспособность.

Картина так называемой белой крови, т.е. содержание в крови различных форм лейкоцитов, свидетельствует о том, что ее фагоцитарная функция (функция сопротивления инфекциям, осуществляемая лейкоцитами) пока развита недостаточно. Отсюда — подверженность детей всевозможным инфекционным заболеваниям.

Двигательная деятельность ребенка становится все более многообразной. Возрастает проявление самостоятельности, возникают творческие поиски новых способов действий, их комбинаций и вариантов. Начинают создаваться небольшие группировки по интересу к тому или иному виду упражнений.

На шестом году жизни ребенка его движения становятся все более осознанными и носят преднамеренный характер. Развивается способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания педагога. Дети обращают внимание на особенности разучиваемых упражнений, пытаются выяснить, почему следует проделывать их так, а не иначе. Во время объяснения у ребенка возникает мысленное представление о движении, его направлении, последовательности составных частей. Дети постепенно овладевают умением планировать свои практические и игровые действия, стремятся к их результативности [25].

Оценка ребенком движения приобретает более развернутый и обоснованный характер, что обуславливает большую ее объективность. Стремясь к правильной оценке, дети начинают понимать связь между способом движения и полученным результатом.

Дети начинают упражняться в движениях по своей инициативе, многократно повторяя их без напоминания воспитателя, пытаясь освоить то, что не получилось. При этом они довольно настойчиво преодолевают трудности. Растет уровень физической подготовленности дошкольников, создаются прочные физиологические и психологические основания для повышения их работоспособности путем целенаправленного развития двигательных качеств.

В результате регулярных занятий физической культурой, а так же благодаря двигательной активности детей в повседневной жизни и играм повышается уровень развития их физических сил и возможностей, двигательных качеств и работоспособности. Это, с одной стороны, обуславливает дальнейшее совершенствование умений и навыков, усвоение основных способов сложно координируемых действий и комбинаций движений. С другой стороны, создаются предпосылки для целенаправленного воспитания у детей разнообразных физических качеств, в первую очередь ловкости и общей выносливости, скоростно-силовых качеств, а так же гибкости, координированности и точности действий. Вместе с ними у ребенка развивается способность поддерживать равновесие тела в условиях изменяющейся обстановки и нарастания напряженности усилий в процессе повторяющихся действий с целью упражнения, тренировки. Для старших дошкольников характерно стремление к совершенствованию в двигательной деятельности. При разумной педагогической направленности оно оказывает большое влияние на развитие личностных качеств ребенка.

В двигательной деятельности у дошкольников складываются более сложные формы общения с взрослыми и между собой. У ребенка развивается чувство уважения к старшим, стремление подражать им, появляется желание помочь другим, чему-то научиться. При этом существенное значение имеет направленность на достижение коллективного результата движения, игры.

Однако нередко поведение детей этого возраста обуславливают возникающие мотивы соперничества, соревнования. Возможны даже случаи негативного отношения детей к тем, кто хуже справляется с выполнением задания. Развитие моральных и волевых качеств детской личности — важная сторона педагогического руководства двигательной деятельностью в процессе физического воспитания.

Достигаемый в старшей группе уровень развития детей в большей мере определяет готовность к учению в школе и перспективы дальнейшего совершенствования.

Данный период дошкольного детства так же проходит под знаком интенсивного развития игровой деятельности, содержание и формы которой существенно обогащаются и усложняются. Наряду с этим в жизнь детей все шире начинают входить элементы труда и учения. Благодаря развитию игры и возникновению элементов этих новых видов деятельности у дошкольников интенсивно формируется произвольность (способность быть хозяином своего поведения) в ее разнообразных проявлениях (произвольное внимание и запоминание, овладение эмоциями, процессы поиска и принятия решений, предвосхищение и оценка последствий принимаемых решений и т.п.). По мере формирования произвольности, а значит, и обретения ребенком подлинной свободы в построении своего поведения, возрастает творческий потенциал его деятельности.

Все это накладывает отпечаток и на развитие двигательной сферы жизни дошкольника.

Прежде всего, воспроизводя те или иные движения, пяти-, шестилетние дети начинают ориентироваться не на результат изображаемого действия с предметом (как дети 4-5 лет), а на особенности самого движения, которое выделяется ими из этого действия [27, 29].

Пяти-, шестилетки успешно выполняют задания не только по конкретным, но и по обобщенным словесным инструкциям. Словесные инструкции постепенно приобретают все более абстрактный характер и начинают нести для детей обобщенную программу действий без опоры на наглядно воспринимаемую ситуацию.

Постепенно сокращается разрыв между образованием и осознанием навыка, чему способствует словесное обучение.

Однако все эти позитивные достижения закрепляются и получают свое дальнейшее развитие на следующей возрастной стадии.

В пятилетнем возрасте наиболее существенна разница в показателях двигательной активности между мальчиками и девочками во время самостоятельной деятельности, что обусловлено разным содержанием их игровой деятельности. У мальчиков преобладают игры подвижного характера (футбол). Девочки предпочитают игры спокойного характера с преобладанием статических поз (сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница» и т.д.).

В отличие от детей пятилетнего возраста, двигательная активность детей 6 лет становится более осознанной и разнообразной. По мере овладения двигательными навыками и умениями у шестилеток проявляется значительный интерес к спортивным играм и упражнениям. Овладевая новыми навыками и закрепляя старые, дети начинают активно применять их в своей самостоятельной деятельности. Мальчики и девочки берут на себя разные роли и в соответствии с сюжетами используют свой достаточно богатый двигательный опыт.

В шестилетнем возрасте стирается резкая грань в содержании самостоятельной деятельности мальчиков и девочек, ярко выраженная у пятилетних детей. Шестилетки самостоятельно объединяются небольшими группами и вместе выполняют те или иные упражнения. В этих упражнениях участвуют как мальчики, так и девочки [37].

1.2 Значение двигательной активности для роста и развития ребенка, возможности прогулки в этом процессе

Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение — это предупреждение разного рода болезней, Особенно таких, которые связаны с сердечнососудистой, дыхательной, нервной системами. Движение — это и эффективнейшее лечебное средство.

По мнению психологов: маленький ребенок — деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений — один из показателей правильного нервно-психического развития [28,37].

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движения — важное средство воспитания.

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения — первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей — форма проявления этих важных человеческих качеств.

А разве может быть труд — основа основ жизни — без точных, развитых движений?

Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие.

Если обратиться к литературе, то можно отметить, что все выдающиеся педагоги всегда прямо или косвенно считали движения важнейшим условием и средством всестороннего развития, в том числе и речевого. Еще Ж.-Ж. Руссо писал о движении как средстве познания окружающего мира. Он указывал, что без движений немыслимо усвоение таких понятий, как пространство, время, форма. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал роль движений в овладении ребенком родного языка. Врач и педагог В.В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.

По мнению Е.А. Аркина, интеллект, чувства, эмоции возбуждаются к жизни движениями. Он рекомендовал предоставлять возможность детям двигаться как в повседневной жизни, так и на занятиях [44].

Академик Н.Н. Амосов назвал движения «первичным стимулом» для ума ребенка.

Физиологи, занимаясь изучением развития мозга и его функций, объективно доказали, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Ученые рекомендуют педагогам использовать движения как важнейшее средство умственного развития детей.

Для детей старшего дошкольного возраста характерна высокая потребность в двигательной активности. Двигательная активность в этом возрасте становится все более целенаправленной, в значительной мере зависимой от эмоционального состояния детей и от мотивов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Самостоятельность, уверенность в себе, чувство удовлетворения являются хорошими стимулами для целенаправленной двигательной активности старших дошкольников.

В этом возрасте детям доступно овладение сложными видами движений и способами их выполнения. Они способны достичь сравнительно высоких результатов в выполнении движений, совершая их в различном темпе, с разной амплитудой, проявляя значительные скоростно-силовые качества и выносливость.

На основе совершенствования всех видов движений и развития физических навыков происходит качественное преобразование моторной сферы. На шестом году жизни детям доступно произвольное регулирование двигательной активности, для них все большее значение приобретает стремление достичь положительного результата, появляется осознанное отношение к выбору способов и качеству выполнения движений.

Дети 5-7 лет способны получать удовлетворение в результате успешного достижения цели и преодоления трудностей. Им свойственен широкий круг специальных знаний, умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации и получаемого результата. Все это содействует активизации двигательной деятельности детей, проявлению инициативы, волевых качеств [15, 18].

В то же время двигательная активность оказывает благоприятное воздействие на растущий организм только в пределах оптимальных величин; чрезмерно большой объем — гиперкинезия — может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма. При гиподинамии — малоподвижности — также возникают негативные для ребенка последствия: нарушаются функции и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость растущего организма к изменяющимся внешним условиям.

Для каждого возрастного периода дошкольного детства характерны свои проявления двигательной активности; более того, каждому ребенку свойственен свой определенный диапазон уровня развития, середина которого может быть оптимальной, а крайние пределы — неблагоприятными. Если показатели двигательной активности выходят за оптимальные границы, они могут способствовать проявлению неблагоприятных изменений в организме, а также дисгармонии в физическом развитии. Оптимальный уровень двигательной активности ребенка должен полностью удовлетворять его биологическую потребность в движении, соответствовать функциональным возможностям организма, способствовать улучшению состояния здоровья и гармоническому физическому развитию.

В процессе физического воспитания дошкольника необходимо создать такие условия для развития, в которых его физические и духовные возможности раскроются полностью, этому может способствовать индивидуальный подход к ребенку.

В научно-методической литературе индивидуальный подход характеризуется как широкий комплекс действий, направленный на выбор способов, приемов, средств обучения в соответствии с уровнем подготовленности и уровнем развития способностей занимающихся. Вместе с тем, в условиях существующей системы воспитания и обучения, осуществление данного принципа возможно только на основе систематизации и группировки типических проявлений детей. Поэтому в педагогике наряду с понятием «индивидуальный подход» существует понятие «дифференцированный подход». Оно представляет собой форму организации обучения, при которой дети делятся на сравнительно одинаковые подгруппы, основанные на исходных типичных проявлениях, что позволяет педагогу осуществлять обучение различное по сложности, методам и приемам работы.

Особые знания и умения необходимы педагогу для руководства двигательной активностью детей. Однозначно мнение ученых о том, что дошкольник «активный деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях». Но по своей двигательной активности дети очень разные. Различия в объеме, продолжительности, интенсивности и содержания двигательной активности настолько велики, что отчетливо выделяются даже при обычном наблюдении средней, большой и малой подвижности [44. 46].

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью на протяжении всего дня. Таких детей примерно половина или чуть больше. При хороших условиях в группе они самостоятельно активны. Движения у этих детей обычно уверенные, четкие, целенаправленные. При руководстве их двигательной активностью достаточно создать необходимые условия (место для движения, время, игрушки-двигатели, физкультурное оборудование). Физиологи говорят, что здесь вполне можно положиться на «саморегуляцию», которая у этих детей проявляется достаточно ярко.

Для детей со средним уровнем двигательной активности характерна разнообразная деятельность, насыщенная играми и спортивными упражнениями разной степени интенсивности. Такие дети широко используют в своей самостоятельной деятельности игры и упражнения, разученные ранее во время организованной двигательной деятельности. Средний уровень развития двигательной активности, игры и физические упражнения, связанные с ним, являются наиболее благоприятными для детей старшего дошкольного возраста. Как правило, дети этой группы имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития двигательных качеств. Они отличаются уравновешенным поведением, преимущественно хорошим настроением, положительными эмоциями. Им свойственна самостоятельность в выборе игр и физкультурных пособий, и, как правило, они являются инициаторами коллективных игр.

Эти дети бывают всегда активны, подвижными, проявляют творчество и стремятся быть лидерами. Даже при выполнении трудных заданий они не обращаются за помощью к воспитателю, а стараются самостоятельно выбрать пособие и преодолеть препятствия. Однако этим детям не всегда удается правильно и качественно выполнить задание, у них отмечается слабая техника движений. Другие дети отличаются более целенаправленным и спокойным поведением, собранностью, целеустремленностью. Они внимательны и все предлагаемые задания выполняют точно, анализируя каждое свое действие, относятся ответственно и с большим интересом к разным видам занятий по физической культуре. Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку протекает у таких детей по благоприятному типу [26].

Наиболее уязвим организм малоподвижных детей. Низкая двигательная активность ребенка — плохой признак. Ее причинами могут быть неудовлетворительный психологический климат в группе, однородность и бедность предметной среды, нездоровье, слабые двигательные умения ребенка или систематические запреты взрослых, в результате которых часто складывается малоподвижный тип его поведения. Поэтому малоподвижность у дошкольников недопустима.

Читайте также:  Анализ труда и отдыха детей

Малоподвижных детей характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают. В противоположность подвижным детям, умеющим найти для себя пространство, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую пространства и движений.

Детям с низким уровнем двигательной активности также присуща однообразная деятельность, часто прерываемая статическими позами. У этих детей преобладают игры низкой степени интенсивности (сюжетно-ролевые, игры с песочком и снегом, с кольцебросом, городки, серсо и т.д.), которые составляют около 70% всего времени самостоятельной деятельности на прогулке. Эти дети, как правило, предпочитают играть в одиночку или вдвоем. У них отмечается довольно устойчивый интерес к сюжетно-ролевым играм, при этом сюжеты и действия однообразны (качание куклы, кормление, укладывание спать, обычная ходьба и т.д.). Малоподвижные дети не желают участвовать в коллективных играх спокойного характера, так как постоянно испытывают неуверенность в своих действиях.

У малоподвижных детей надо воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделяется развитию всех основных движений, но особенно интенсивных.

Очень важно увлечь застенчивого, нерешительного, не умеющего двигаться ребенка игрой. Воспитатель создает условия для игры с движениями, стараясь вызвать у детей желание играть двигаясь. Иногда достаточно показать движение, предложить ребенку повторить его вместе с воспитателем или с кем-то из детей, «поучить» куклу этому движению, повторить одно и то же действие с разными предметами, в другом месте. Предпочтение следует отдать простым, активным движениям, в которых не требуется точность.

Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют от общего числа дошкольников примерно одну четвертую-пятую часть. Они отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной интенсивности движений они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять своими движениями. Они чаще выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих четкости и точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Эти дети находят возможность двигаться в любых условиях [22, 23].

Бытует мнение, что детей, чрезмерно много двигающихся, непременно надо ограничивать в движениях, «приучать» к спокойным видам деятельности. Это не совсем так. У ребенка повышена потребность в движении, и она должна быть удовлетворена. Золотое правило здесь: не запрещать, а регулировать. Руководство двигательной активностью таких детей должно идти не в направлении ограничения подвижности, а сосредоточения их внимания на движениях, требующих сдержанности, осторожности, осмысленной управляемости! Полезны все виды метания, упражнения с мячами (попасть в цель; прокатить мяч по дорожке; в воротца и т.п.), ходьба и бег по ограниченной площади, действия с одним предметом на двоих, когда движение выполняется по очереди (сначала один бросает мяч в лежащий на полу обруч, затем второй и т.п.). При внесении новых пособий детям надо в первую очередь показать спокойные движения, не требующие большого пространства, например, вращение мяча на месте, упражнения с мячом (возьми мяч в вытянутые руки, перекатись со спины на живот и т.п.).

Отмечено, что детям с высоким уровнем двигательной активности (гиперактивные дети), как правило, присуща однообразная деятельность с большим количеством бесцельного бега. У этих детей преобладают игры и упражнения высокой степени интенсивности (бег наперегонки, друг за другом, бег на скорость, с ловлей и увертыванием, прыжки в длину с разбега, прыжки через короткую скакалку, игры с элементами спорта), которые составляют более 70% всего времени самостоятельной деятельности детей. Эти дети отличаются неумением выполнять движения в умеренном темпе и нежеланием заниматься спокойными видами деятельности, чередовать активные действия с пассивными.

Для детей с высокой интенсивностью двигательной активности характерны высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. В это же время эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений и часто бывают невнимательны при объяснении и выполнении заданий. Во время физкультурных занятий дети с высокой интенсивностью двигательной активности не умеют выполнять двигательные задания в умеренном темпе и часто не доводят их до конца, совершая ненужные беспорядочные движения (покачивания, полуприседания, подпрыгивания и т.п.). Некоторые дети этой подгруппы отличаются повышенной психомоторной возбудимостью, гиперактивностью. Им свойственны двигательная расторможенность, суетливость, беспокойство, несдержанность и раздражительность. У них слабо сформированы механизмы саморегуляции деятельности и поведения. Нередко у гиперактивных детей наблюдаются неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Это проявляется в замедленном восстановлении частоты сердечных сокращений и показателей артериального давления после окончания выполнения физических упражнений.

Многие приемы руководства двигательной активностью детей одинаковы для детей разной подвижности. Так, необходимо предоставить для движения достаточные площади. При этом для малоподвижных они увеличиваются, для детей большой подвижности могут несколько ограничиваться. В игры всех детей следует вносить определенные сюжеты, требующие движений, что способствует активизации малоподвижных детей, вносит определенную осознанную направленность в бесцельную беготню детей большой подвижности. Сюжетной направленности движений способствует внесение физкультурных пособий, атрибутов; подсказка игрового образца, наводящий вопрос, напоминание.

Детей разной подвижности полезно объединять в совместных играх, давая одну игрушку, пособие на двоих (провести куклу, держа ее за руки по дорожке, играть вдвоем в лошадки с использованием обруча, бросать мяч друг другу, по очереди пролезать в обруч, вдвоем вращать скакалку и др.).

При показе движений и действий с новыми игрушками и пособиями, воспитатель учитывает подвижность ребенка. Детям большой подвижности в первую очередь показываются спокойные действия, требующие определенной точности, сдержанности или особой осторожности; малоподвижным, наоборот, — быстрые, энергичные, не требующие особой точности.

Полезно обратить внимание детей на связь их движений и действий. Предложить ребенку задуматься, что он делает, почему так, как можно по другому, с каким еще предметом можно выполнить данное движение, как по-разному можно расставить предметы для движений. Это необходимо для обогащения содержания двигательной деятельности. При разных движениях дети меньше устают, так как при активной нагрузке на различные мышцы происходит их естественный отдых; дети более целенаправленно начинают использовать движения в играх. Практика показывает, когда такие ситуации создаются регулярно, дети с удовольствием двигаются.

1.3 Организация и структура проведения прогулки детей старшей группы в ДОУ

Прогулка — это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей. Прогулка способствует повышению выносливости организма ребенка, устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Она учит детей преодолевать различные препятствия, становиться более подвижными, ловкими, смелыми, также укрепляет мышечную систему, повышает жизненный тонус, развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем мире. Велика ее роль в воспитании любви к родному городу, трудолюбия, любви и бережного отношения к природе [14, 17, 23].

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно обеспечивать системность, последовательность подачи всего программного материала, способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей.

Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной мере определяются условиями организации, характером и содержанием их деятельности. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной активностью детей старшего дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что к этому времени дети приобретают уже достаточно большой двигательный опыт, овладевают сложными видами движений, однако без правильного педагогического руководства они не всегда могут наилучшим образом реализовать свои возможности.

Правильная организация двигательной деятельности ребенка в повседневной жизни способствует улучшению его психофизического здоровья. Целесообразное чередование характера деятельности ребенка предусматривает рациональное сочетание интеллектуальной и физической активности, что обеспечивает профилактику утомления нервной системы, создает у ребенка жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность.

Подвижные игры и физические упражнения на воздухе могут проводиться в различных вариантах.

1. По типу физкультурных занятий. Как и на физкультурном занятии, здесь решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Проводятся они со всей группой одновременно. Подбор упражнений подчинен тем же требованиям (обеспечение нагрузки на все группы мышц, подбор упражнений разной интенсивности с постепенным повышением нагрузки и снижение ее в конце). При их проведении должна быть обеспечена достаточно высокая моторная плотность — 80-85%.Однако ни в коем случае подвижные игры и физические упражнения на воздухе нельзя отождествлять с физкультурными занятиями. Главное отличие их в том, что первые проводятся в более непринужденной форме. Здесь шире учитываются интересы детей; важно обеспечить большее разнообразие видов движений и их сочетаний в естественных природных условиях.

2. Комплекс из однотипных физических упражнений (тематического характера), например, только из основных движений (полоса препятствий). Или из элементов спортивных игр (баскетбол, футбол), или из спортивных упражнений (лыжи, коньки).

3. Подвижные игры — одна или 2-4 — разной подвижности и с разными движениями.

4. Комплексы физических упражнений и подвижных игр с определенной направленностью для дифференцированной работы с детьми (развитие ловкости, быстроты, упражнение в основных движениях). Например, подбираются различные упражнения в метании: метание мяча малого размера (8-10 см.) в сторону, назад и бег за ним; подкидывание мяча вверх с одновременным подпрыгиванием и ловля; бросание мяча вдаль — «Кто дальше»; прокатывание мяча по скамейке одним толчком — «Чей мяч дальше укатится».

5. Сюжетные игры с движениями — «Альпинисты», «Туристы», «Пограничники» и пр.

6. Игры с элементами спортивного ориентирования.

7. Индивидуальная работа с детьми.

8. Самостоятельная двигательная деятельность детей при опосредованном руководстве воспитателя.

Общее время двигательной активности детей на прогулке не менее 60-70% ее продолжительности. При этом не менее важно обеспечить разнообразие физических упражнений.

В содержание физических упражнений на воздухе включаются:

— основные движения (как правило, хорошо знакомые детям);

— элементы спортивных игр, подвижные игры, спортивные упражнения (могут быть знакомы детям или разучиваться вновь);

— общеразвивающие упражнения (в качестве составной части подвижных игр, например, в играх «Ровным кругом», «Сделай фигуру» и т.д.).

Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:

— дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;

— совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

— развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;

— воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Наиболее успешное решение этих задач может быть достигнуто путем использования игр и физических упражнений, соответствующих возросшим двигательным возможностям детей, а так же требующих от них определенного физического и умственного напряжения и более высоких морально-волевых качеств.

Подвижные игры и физические упражнения воспитатель организует ежедневно утром и после дневного сна во время прогулок [34, 37].

Выбор времени проведения игр и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или в конце прогулки, а в самом начале ее предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.

Утренняя прогулка — наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Их количество и содержание зависят от общего распорядка и могут быть различными в разные дни недели. Так, в дни проведения физкультурных занятий в зале, на прогулке с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение. Их продолжительность в старшей группе в среднем составляет 15-20 минут. В другие дни, когда физкультурные занятия не проводятся, планируются подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения. Их продолжительность составляет 25-30 минут.

При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях, с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений [22].

При подборе и организации игр и физических упражнений на утренней прогулке необходимо:

— учитывать сложность игр и упражнений, целесообразность сочетания их между собой, соответствие их уровню подготовленности детей;

— заботиться о соответствии содержания игр и упражнений времени года, состоянию погоды;

— предусматривать разные приемы выбора детей на соответственные роли;

— предлагать варианты усложнения упражнений и подвижных игр;

— использовать разные способы организации детей;

— заботиться о рациональном использовании оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;

— стремиться к созданию хорошей дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в различных играх и упражнениях, к проявлению активности, творческой инициативы.

На вечерней прогулке упражнения и игры, организованные педагогом, продолжаются 10-15 мин. Именно в это время организуются коллективные подвижные игры, игры-забавы и различные аттракционы.

В старшей группе на прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. Так, в течение месяца может быть проведено более 20 подвижных игр, при этом разучено 3-4 новые игры. Каждая новая подвижная игра повторяется в течение месяца 4-5 раз, в зависимости от ее сложности, что позволяет детям хорошо усвоить правила игры, а так же сохранить интерес к ней.

Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам, в которые рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения.

Содержание и организация подвижных игр и физических упражнений могут быть самыми разнообразными. Они соотносятся со временем года, состоянием погоды, местом проведения, периодом прохождения определенного раздела программного материала. Необходимо так же учитывать интересы и желания детей, их подготовленность. Важно, чтобы круглый год в любую погоду дети имели возможность поиграть и поупражняться на открытом воздухе, удовлетворяя свою потребность в движении, совершенствуя свои двигательные навыки в основных видах движений, подвижных и спортивных играх и спортивных упражнениях. Педагог привлекает их к подготовке условий для игр и упражнений. Дети шестого года жизни способны по указанию или по просьбе воспитателя принести необходимые пособия, разместить их для проведения игры, с помощью воспитателя разметить площадку, убрать лишнее оборудование и т.д. Тому, кто в этом недостаточно активен, воспитатель дает поручения, побуждающие ребенка к проявлению активности, самостоятельности. Готовясь к прогулкам, воспитатель исходит из того, что подвижные игры и физические упражнения на них являются обязательными для каждого ребенка ежедневно.

Стремясь привлечь к участию в играх и упражнениях всех детей, воспитатель с уважением должен относиться к детскому игровому творчеству. И если кто-то увлеченно занят реализацией своих игровых замыслов в другом виде игры, не следует настаивать на немедленном включении ребенка в двигательную деятельность. С ним можно поиграть и поупражняться несколько позже, индивидуально. Однако нужно следить, чтобы такой, хотя и обоснованный, отказ от участия в коллективной подвижной игре не превращался у ребенка в привычку.

При проведении игр и упражнений следует использовать разные способы организации (фронтальный, групповой, индивидуальный), учитывая при этом индивидуальные особенности двигательной активности детей. Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации. Применение группового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством воспитателя, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях. Работа с небольшой группой детей позволяет воспитателю творчески учитывать их индивидуальные возможности. В связи с особенностями выполнения некоторых движений (лазание по гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и в высоту с разбега) используются поточный и индивидуальный способы. Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки.

Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторяет ее 3-5 раз. Общая длительность игры составляет 10-12 мин.

Спортивные упражнения и упражнения в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, сформированным с учетом уровня двигательной активности. Каждая подгруппа выполняет свое задание. Например, дети первой подгруппы (с высокой и средней двигательной активностью) выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости (езда на велосипеде по дорожке с поворотами, объезжая разные предметы и т.д.), при этом воспитатель осуществляет контроль. Дети второй подгруппы (с низкой двигательной активностью) упражняются в разных видах прыжков через скакалку. Такая организация требует от воспитателя тщательного подбора упражнений, инвентаря, выделение ответственных в каждой группе, выбора удобного места для контроля движений детей [27, 33].

При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, уточнить правила.

При разучивании новой подвижной игры необходимо четкое, лаконичное объяснение ее содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.

Потребность в движении у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Допустимые двигательные нагрузки в игровых заданиях и играх необходимо регулировать: изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений в зависимости от возможностей детей в каждой конкретной игре.

В ходе игры следует обращать внимание на внешние признаки утомления, т.к. даже в одной возрастной группе уровень физической подготовленности детей неодинаков. Нормальным считается чуть возбужденное лицо, немного сниженное внимание, но достаточно четкое выполнение заданий, и, главное, отсутствие жалоб в чем-либо.

В том случае, если движения детей нечеткие, неуверенные (сильное покраснение или, наоборот, чрезмерная бледность лица, жалобы на усталость, проявление излишней возбужденности и даже конфликтности, отказ от участия в игре), то необходимы срочные меры для снижения двигательной нагрузки, а может быть, и переход к другому виду деятельности.

Кроме подвижных игр на прогулке необходимо широко использовать разнообразные упражнения в основных видах движений.

Эффективным средством повышения двигательной активности и воспитания выносливости являются пробежки с разной скоростью в чередовании с ходьбой. Можно предложить детям медленный бег, быстрый бег, бег трусцой, бег с препятствиями.

источник