Меню Рубрики

Анализ федерального стандарта детей с овз

ФГОС НОО для детей с ОВЗ. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ФГОС представляет собой комплекс требований, предъявляемых к образованию определенного уровня. Стандарты распространяются на все учебные заведения. Особое внимание уделяется учреждениям для детей с ОВЗ. Расшифровка этой аббревиатуры – ограниченные возможности здоровья. Внедрение стандарта в таких учреждениях осложняется индивидуальными особенностями самих учеников. Для облегчения работы Минобрнауки составило методические рекомендации по введению стандарта в учебных заведениях для детей с ОВЗ.

Рекомендации Минобрнауки предназначены для образовательных учреждений, внедряющих в практику ФГОС НОО для детей с ОВЗ следующих типов:

  • ЗПР – задержка психомоторного развития.
  • НОДА – нарушения опорно-двигательного аппарата.
  • ТНР – тяжелые расстройства речи.
  • РАС – нарушения акустического спектра.

В рамках стандарта разрабатываются также а даптированные программы для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

Материалы, представленные Минобрнауки, могут рассматриваться как примерные и рекомендательные. Реальная деятельность учебного заведения по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья будет зависеть от конкретной региональной политики, ситуации в регионе, состава педколлектива. Немаловажное значение имеет готовность преподавателей к учету разнообразных специфических образовательных потребностей детей.

При этом при введении ФГОС НОО для детей с ОВЗ целесообразно сформировать проектную модель, в которой определялись бы последовательность и содержание работы. Рекомендовано вводить стандарт следующим образом:

  • 2016-2017 гг. – 1 классы;
  • 2017-2018 гг. – 1 и 2 кл.;
  • 2018-2019 гг. – 1, 2, 3 кл.;
  • 2019-2020 гг. – 1-4 классы.

При введении стандарта образования для детей с ОВЗ учебные заведения подробно изучают примерные АООП и учебные планы. На их основании разрабатываются программы и планы для конкретного образовательного учреждения.

Реализацию образовательных программ для детей с ОВЗ должны осуществлять высококвалифицированные педагоги. В этой связи учебное заведение должно располагать необходимыми кадрами.

В случае невозможности реализовать программу коррекции в полном объеме должно быть обеспечено сетевое взаимодействие.

Для введения ФГОС НОО для детей с ОВЗ должна быть проведена работа по обеспечению предметно-пространственной среды (материально-технических условий) в образовательном учреждении.

В школах с классами ОВЗ разрабатываются планы по введению стандарта. В планы могут включаться следующие мероприятия:

  • Формирование рабочей группы для сопровождения внедрения ФГОС.
  • Анализ требований стандарта к условиям, структуре, результатам освоения детьми образовательных программ. В ходе него определяются проблемные направления, характер и объем необходимых изменений в информационно-методических материалах, изучается система работы и потенциал учебного заведения.
  • Составление, обсуждение и утверждение необходимой документации.
  • Подготовительная работа с каждым педагогом. Она осуществляется посредством повышения квалификации.
  • Разработка учебно-методических материалов с учетом рекомендаций, выработанных рабочей группой, а также соответствующих локальных документов образовательного заведения.
  • Проверка готовности учреждения к введению Ф ГОС НОО для детей с ОВЗ . При необходимости в компетентные органы направляются необходимые для оформления лицензии.
  • Информирование родителей о специфике и перспективах обучения.
  • Набор детей с ОВЗ, детей-инвалидов .

Помещения, в которых проводятся уроки для детей с ОВЗ , здание в целом, а также прилегающая территория должны соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим, противопожарным требованиям, нормам ОТ. Речь, в частности, о:

  • Участке, в пределах которого находится образовательное учреждение. Территория должна иметь необходимую площадь, освещение, инсоляцию, набор зон, предназначенных для учебной и хозяйственной деятельности. Для детей, использующих для передвижения коляску, должна быть обеспечена возможность подъезда к учебному заведению на машине, организованы съезды с тротуаров, оборудованы парковочные места.
  • Здании образовательного заведения. Сооружение должно соответствовать архитектурным стандартам, иметь надлежащую высоту, необходимый комплекс помещений для ведения образовательной деятельности, размещенных в соответствии с нормами и имеющих необходимую площадь, освещенность. В здании должны быть предусмотрены рабочие, игровые зоны, зоны индивидуальных занятий, отдыха, сна. Структура зон и помещений должна обеспечить возможность организации не только урочной, но и внеурочной деятельности. Во всех помещениях, в том числе в санузлах у детей с НОДА не должно возникать проблем с передвижением. Для этого устанавливаются специальные лифты, пандусы, поручни, широкие дверные проемы, подъемники. Пространство классов должно быть доступно для каждого ребенка, передвигающегося в том числе с помощью приспособлений.
  • Библиотеках. В этих помещениях предусматривается комплекс рабочих зон, читальный зал, необходимое количество мест, медиатеки.
  • Помещениях для питания, приготовления и хранения пищи. В образовательном учреждении дети должны получать качественное горячее питание.
  • Помещениях, предназначенных для музыкальных занятий, ИЗО, хореографии, моделирования, технического творчества, иностранного языка, естественно-научных исследований.
  • Актовом зале.
  • Помещениях для медперсонала.

В образовательном учреждении должны быть все необходимые расходные материалы, канцтовары.

Территория, прилегающая к сооружению, должна быть адаптирована для прогулок и занятий на свежем воздухе.

В учебных кабинетах должны быть рабочие, игровые зоны и пространства для проведения индивидуальных занятий. Их структура должна обеспечить возможность организации отдыха, внеурочной и урочной деятельности.

В учебном заведении предусматриваются кабинеты специалистов:

  • Педагога-психолога.
  • Учителя-логопеда.
  • Дефектолога.

В здании должны быть организованы помещения для лечебно-профилактической, оздоровительной работы, диагностики ОВЗ .

Он устанавливается в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, ФЗ «Об образовании», СанПиН, приказами Минобрнауки. Временной режим закрепляется в локальных документах образовательной организации.

Длительность учебного дня для конкретного ребенка определяется с учетом его специфических образовательных потребностей, готовности находиться без родителей среди сверстников.

При установлении распорядка дня во внимание должны приниматься повышенная утомляемость детей. Руководство учебного заведения распределяет объем нагрузки при освоении основной программы и программы коррекции, время самостоятельной учебной работы, отдыха, двигательной активности. Воспитание и обучение осуществляются и на уроках, и в ходе внеурочных мероприятий на протяжении учебного дня. Обучение детей осуществляется в первую смену.

Временной режим для обучения устанавливается в соответствии с планом работы с детьми с ОВЗ или индивидуальной программой. В первой половине учебного дня может организовываться как урочные, так и внеурочные, в том числе коррекционно-развивающие мероприятия с дефектологом, логопедом, педагогом-психологом.

Во второй половине учебного дня может осуществляться внеурочная деятельность. Она может быть связана как с реализацией коррекционной программы, так и планов по дополнительному образованию детей.

В течение урока обязательно предусматриваются физические упражнения (физкультминутка), направленные на снятие мышечного напряжения. Для детей с расстройствами зрения в содержание физкультминутки включаются упражнения для глаз, профилактические мероприятия по предупреждению зрительного переутомления и по активации зрительной системы.

Она осуществляется в соответствии с требованиями по здоровьесбережению. Номер парты должен быть подобран по росту ребенка. Это необходимо для поддержания в ходе занятий правильной позы.

Рабочее место должно иметь надлежащее освещение. При выборе парты следует учитывать, какая рука у ребенка является ведущей – правая или левая. В последнем случае стол целесообразнее устанавливать возле окна так, чтобы свет падал справа.

Школьные учебники и другие материалы должны размещаться на таком расстоянии, чтобы ребенок смог достать до них рукой без посторонней помощи, обязательно использование подставки для книг.

Ребенок, находясь на учебном месте, должен иметь открытый доступ к сведениям, присутствующим на доске, информационных стендах и пр.

При необходимости (при наличии выраженных двигательных расстройств, тяжелых поражений верхних конечностей, препятствующих формированию навыков письма) место ученика может оборудоваться специальными приспособлениями. На парте могут устанавливаться персональные компьютеры, адаптированные для детей с ОВЗ.

Все ключевые положения федерального стандарта должны отражаться в адаптированной программе . Исключительным правом на ее разработку и утверждение обладает учебное заведение. Образовательное учреждение самостоятельно решает вопрос о необходимости проведения экспертизы программы. В структуру АООП НОО входят:

  • Пояснительная записка.
  • Планируемые показатели освоения программы учениками.
  • Система оценки достижения запланированных результатов.
  • Учебный план.
  • Программы коррекционных мероприятий и отдельных учебных дисциплин.
  • План духовно-нравственного развития детей.
  • Программа формирования УУД.
  • План внеурочных мероприятий.
  • Программа формирования безопасного, здорового образа жизни, экологической культуры.
  • Система условий реализации адаптированной программы.

Указанные разделы могут содержаться в АООП последовательно или объединяться в блоки:

  1. Целевой. В его состав включаются пояснительная записка, запланированные показатели освоения программы, система критериев оценки.
  2. Содержательный. В него входит описание видов адаптированных программ для детей с ОВЗ разного типа.
  3. Организационный. В этом блоке содержатся учебный план, программа внеурочных мероприятий, комплекс условий реализации адаптированной программы.

АООП учебного заведения может включать и дополнительные разделы, в которых учитываются возможности и особенности самого учреждения и региона, в котором оно находится. К примеру, это могут быть:

  • Паспорт программы.
  • Детальная характеристика круга обучающихся по разным критериям, имеющим значение при последующей организации учебного процесса. В качестве параметров могут выступать, к примеру, сопутствующие заболевания, требующие медицинского сопровождения.
  • Основные понятия.

При составлении адаптированной программы следует учитывать, что она выступает в качестве локального нормативного акта, в котором описывается содержание образования и методика реализации стандартов. В АООП конкретизируются положения ФГОС применительно к специфике учебного заведения, составу учащихся, педагогическим возможностям и пр. В образовательной организации может использоваться несколько адаптированных программ.

Порядок и условия разработки определяются в отдельном нормативном акте учебного заведения. В нем указываются:

  • Правила и периодичность составления АООП либо внесения корректировок в действующую программу.
  • Состав, полномочия, ответственность участников.
  • Правила обсуждения проекта.
  • Порядок утверждения и введения в действие.

Она осуществляется с учетом специфических образовательных потребностей отдельных учеников или групп обучающихся с ОВЗ в соответствии с учебными планами, в том числе индивидуальными, обеспечивающими освоение на основе индивидуализации содержания программы.

Реализация АООП может осуществляться как совместно с другими детьми, так и в специальных классах или группах детей. Для обеспечения освоения программы может использоваться сетевая форма.

В состав АООП входят обязательная часть и часть, формируемая участниками педагогического процесса. Их соотношение устанавливается в зависимости от вида адаптированной программы.

Он формируется для обеспечения введения в действие и реализации требований ФГОС. В учебном плане определяется общий и максимальный объемы нагрузки, структура и состав обязательных предметных и коррекционно-развивающих мероприятий по годам обучения. В АООП может присутствовать один или несколько планов. Учебное заведение самостоятельно определяет форму организации педагогического процесса, чередование внеурочной и урочной деятельности в рамках реализации программы.

В учебных планах предусматривается возможность осуществлять обучение на государственном языке РФ, на языках народов страны. В них также определяется количество занятий, отводимых на их изучение по годам обучения. Предметные области включаются в учебный план в зависимости от вида АООП. Число занятий за четыре учебных года не должно превышать 3039 ч., за пять – 3821, за шесть – 4603 ч.

В качестве неотъемлемого элемента учебного плана выступает «коррекционно-развивающая область». Она реализуется через содержание разработанных для учебного заведения коррекционных курсов. Адаптированная программа внедряется в ходе организации урочных и внеурочных мероприятий.

В части учебного плана, формируемой участниками педагогического процесса, должны присутствовать часы на внеурочную работу. Их количество устанавливается в пределах 10 ч./нед. Это число равномерно разделяется на реализацию направлений, собственно, внеурочной работы и коррекционно-развивающие мероприятия.

Они предусматриваются для организации и ведения учета индивидуальных потребностей и особенностей каждого ребенка с ОВЗ, обучающегося в образовательном учреждении. Специальные права детей и их родителей, включенные в учебный план, должны реализовываться при его составлении, а также в ходе выявления и фиксирования образовательных потребностей в различных формах.

В частности, в локальном документе могут предусматриваться:

  • Индивидуальный план обучения в рамках общей образовательной программы, реализуемой в данном учебном заведении.
  • Возможность выбора отдельных предметов, направлений, видов, курсов образовательной деятельности и пр.

В Законе «Об образовании» установлено, что в России формируются условия, необходимые для получения качественного образования гражданами, имеющими нарушения здоровья, без какой-либо дискриминации, для коррекции нарушений социального развития и адаптации, оказания коррекционной помощи на базе специальных педагогических методов и подходов, наиболее соответствующих для таких лиц языков, способов общения.

Данные задачи реализуются с использованием разных инструментов, в том числе посредством инклюзивного образования. Эта деятельность предполагает обеспечение равного доступа всех обучающихся к педагогическому процессу с учетом разнообразия их индивидуальных потребностей и возможностей.

Инклюзию можно рассматривать как попытку придать уверенности детям с ОВЗ, создать для них мотивацию пойти в образовательное учреждение с другими учащимися – соседями, друзьями. Обучающиеся, имеющие специфические образовательные потребности и ограниченные возможности здоровья, нуждаются в особой поддержке. Необходимо создавать условия для развития ими своих способностей и достижения успехов в образовательном процессе.

Инклюзивное образование – это процесс глубокой интеграции. Оно дает возможность детям с ОВЗ участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения (детсада, школы, университета). Интеграция предполагает мероприятия, направленные на стимулирование равенства обучающихся вне зависимости от имеющихся у них проблем. Инклюзия позволяет совершенствовать способы общения детей, взаимодействия родителей и педагогов, преподавателей и обучающихся.

Читайте также:  Анализ на диастазу у детей расшифровка

Стоит, однако, заметить, что в настоящее время инклюзивное образование осложняется рядом нерешенных вопросов. В первую очередь, это касается адаптированности сооружений учебных заведений к приему детей с ОВЗ. Далеко не во всех образовательных учреждениях предусматриваются приспособления для облегчения передвижения учащихся. Для обеспечения нормального педагогического процесса необходима корректировка учебных планов, расширение кадрового состава. Далеко не каждое образовательное учреждение идет на это.

Хорошо налажено инклюзивное образование в ДОУ. В последнее время, однако, отмечается тенденция постепенного перехода на совместное обучение здоровых детей и детей с ОВЗ в средних школах и вузах.

источник

Особенности ФГОС для детей с ОВЗ.Анализ адаптированной основной образовательной программы. Механизмы реализации ФГОС ОВЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Особенности ФГОС для детей с ОВЗ.Анализ адаптированной основной образовательной программы. Механизмы реализации ФГОС ОВЗ»

Особенности ФГОС для детей с ОВЗ. Анализ адаптированной основной образовательной программы. Механизмы реализации ФГОС ОВЗ октябрь 2016г.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов; региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

Нормативно-правовая база введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Министерства образования и науки РФ

№ 1599 от 19 декабря 2014 года

Министерства образования и науки РФ

№ 1598 от 19 декабря 2014 года

Цель введения ФГОС НОО обучающихся с УО:

Введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем.

ФГОС общего образования для учащихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию

Функции федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

  • максимальное расширение охвата обучающихся с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;
  • каждому обучающемуся с ОВЗ конституционное право на начальное школьное образование вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения образования и вида образовательного учреждения;
  • гарантирует обучающемуся с ОВЗ удовлетворение общих с нормально развивающимися детьми и особых образовательных потребностей, создание оптимальных условий для реализации реабилитационного потенциала;

Функции федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

  • возможность выбора варианта образования, адекватного возможностям обучающегося с ОВЗ, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов, предоставление семье всей полноты информации о диапазоне возможных достижений ребёнка;
  • сопоставимое качество образования обучающихся с ОВЗ на всей территории Российской Федерации;
  • механизм регуляции процесса интеграции / инклюзии обучающихся с ОВЗ;
  • создать условия и стимулировать инновационное развитие отечественной образовательной системы, модернизацию механизмов взаимодействия систем и специалистов общего и специального образования.

Обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться

Это технология обучения в одном классе детей с разными способностями, создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.

Дифференциация специального стандарта образования умственно отсталых детей

  • Образование в 1 варианте несопоставимо по конечному результату с образованием здоровых сверстников
  • Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей (условия обучения, воспитания и развития), включающие в себя:
  • использование адаптированных образовательных программ,
  • специальные методы обучения и воспитания,
  • специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы,
  • Специальную пространственно-временную организацию процесса получения образования

Дифференциация специального стандарта образования умственно отсталых детей

  • НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ, ИМЕЮЩИХ НЕОБХОДИМУЮ КВАЛИФИКАЦИЮ,
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
  • организацию профессионально-трудового обучения

  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и некоторые другие условия.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью включает в себя требования к

структуре адаптированных основных образовательных программ

результатам освоения адаптированных основных образовательных программ

условиям реализации адаптированных основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям

(в том числе соотношению обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему

Стандарт является основой для

  • разработки и реализации образовательной организацией ( самостоятельно ) адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью;

Дифференциация специального стандарта образования умственно отсталых детей

  • Предназначен для детей с легкой степенью умственной отсталости
  • Предназначен для детей с легкой степенью умственной отсталости

  • Предназначен для детей с ТМНР
  • Предназначен для детей с ТМНР

АООП общего образования для учащихся с умственной отсталостью содержит:

  • пояснительная записка
  • планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП образования
  • система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования .

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных

АООП общего образования для учащихся с умственной отсталостью содержит:

  • программа формирования базовых учебных действий
  • программа духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
  • программа внеурочной деятельности
  • программа коррекционной работы с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1)
  • программа работы с семьей обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

АООП общего образования для учащихся с умственной отсталостью содержит:

определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП Организацией и включает:

  • учебный план
  • систему специальных условий реализации основной образовательной программы

  • фиксирует общий объем нагрузки
  • максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся
  • состав и структуру обязательных предметных областей
  • распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам

Формируемая участниками образовательных отношений

  • 1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет);
  • 2 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX классы (10 лет);
  • 3 вариант ― I-IV; V-IX; X-XII (12 лет);
  • 4 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX; X-XII (13 лет)
  • 2 вариант АООП: (для обучающихся с ТМНР) разновозрастные классы, рассчитанные на 3 года обучения:
  • I ступень – от 7 до 9 лет,
  • II ступень – от 10 до 12 лет,
  • III ступень – от 13 до 15 лет,
  • IV ступень – от 16 до 18 лет

Целевые установки преобразований образовательного процесса

Перечень особых образовательных потребностей данной категории учащихся, предлагаемый стандартом, задает целевые установки преобразований образовательного процесса:

1. Р аннее получение специальной помощи средствами образования и выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

2. Удлинение сроков получения образования;

3. Возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

4. Психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами, другими обучающимися и направленное на установление взаимодействия семьи и организации;

5. Постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.

Помимо этого, для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью и ТМНР выделены следующие особые образовательные потребности:

1. Обеспечение присмотра и ухода за обучающимися;

2.Дозированное расширение образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;

3.Организация обучения в разновозрастных классах (группах);

4.Организация взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи.

  • 1. Оценка готовности образовательных учреждений к реализации определенного вида ФГОС и определенного варианта адаптированных основных или адаптированных программ.
  • 2. Приведение в соответствие с требованиями ФГОС условий реализации адаптированных основных и адаптированных программ в образовательных учреждениях.
  • 3. Получение образовательным учреждением права на реализацию определенного варианта адаптированной программы ФГОС определенного вида.
  • 4. Организация процесса повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих как адаптированные, так и адаптированные основные программы ФГОС определенного вида.
  • 5. Совершенствование нормативного сопровождения внедрения ФГОС.
  • 6. Совершенствование методического и дидактического обеспечения реализации адаптированных программ: создание и издание нового поколения учебников, методических и учебных пособий, прежде всего, по новым позициям примерного учебного плана.
  • 7. Обеспечение мониторинга качества реализации адаптированных основных и адаптированных программ.
  • 8. Создание в регионах, преимущественно на базе образовательных учреждений реализующих адаптированные основные программы, «Ресурсных центров».

Решение о переходе на ФГОС обучающихся с ОВЗ принимается самим учреждением после детального самоанализа результатов подготовительного этапа и вынесения решения о готовности всех компонентов к реализации ФГОС обучающихся с УО.

Модель введения ФГОС ОВЗ обучающихся с УО:

Пять основных направлений деятельности плана действий по обеспечению введения стандарта

нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение введения стандарта

организационное обеспечение введения стандарта

финансово-экономическое обеспечение введения стандарта

кадровое обеспечение введения стандарта

информационное обеспечение введения стандарта

Основной этап внедрения ФГОС НОО для обучающихся с УО

1 .Комплектование контингента учащихся.

2 .Информирование родителей об особенностях и перспективах обучения учащихся с УО.

3 .Осуществление образовательной деятельности в рамках учебной и внеурочной работы.

4 .Текущий мониторинг качества внедрения ФГОС обучающихся с УО, проведение корректировочных мероприятий.

источник

Презентация к межрегиональному семинару по теме «Особенности ФГОС для детей с ОВЗ. Анализ адаптированной основной образовательной программы. Механизмы реализации ФГОС ОВЗ»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Бородкина Марина Григорьевна Зам.директора по УВР КГКСКОУ СКОШ 8 вида 1 г. Комсомольск-на-Амуре Особенности ФГОС для детей с ОВЗ. Анализ адаптированной основной образовательной программы. Механизмы реализации ФГОС ОВЗ.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов; региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

Нормативно-правовая база введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 года Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 года

Цель введения ФГОС НОО обучающихся с УО: Введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем.

Назначение Стандарта ФГОС общего образования для учащихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт включает в себя требования к: -структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; -условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; -результатам освоения основных образовательных программ.

Функции федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья максимальное расширение охвата обучающихся с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям; каждому обучающемуся с ОВЗ конституционное право на начальное школьное образование вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения образования и вида образовательного учреждения; гарантирует обучающемуся с ОВЗ удовлетворение общих с нормально развивающимися детьми и особых образовательных потребностей, создание оптимальных условий для реализации реабилитационного потенциала;

Функции федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья возможность выбора варианта образования, адекватного возможностям обучающегося с ОВЗ, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов, предоставление семье всей полноты информации о диапазоне возможных достижений ребёнка; сопоставимое качество образования обучающихся с ОВЗ на всей территории Российской Федерации; механизм регуляции процесса интеграции / инклюзии обучающихся с ОВЗ; создать условия и стимулировать инновационное развитие отечественной образовательной системы, модернизацию механизмов взаимодействия систем и специалистов общего и специального образования.

Читайте также:  Анализ на биохимию у детей

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью включает в себя требования к структуре адаптированных основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему результатам освоения адаптированных основных образовательных программ условиям реализации адаптированных основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям

Специфичность стандартизации : требования к итоговым достижениям обучающихся к моменту завершения школьного образования требования к структуре адаптированной образовательной программы структуре индивидуальной специальной образовательной программы требования к условиям получения образования

Стандарт является основой для разработки и реализации образовательной организацией (самостоятельно) адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью;

Дифференциация специального стандарта образования умственно отсталых детей

Дифференциация специального стандарта образования умственно отсталых детей Образование в 1 варианте несопоставимо по конечному результату с образованием здоровых сверстников Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей (условия обучения, воспитания и развития), включающие в себя: использование адаптированных образовательных программ, специальные методы обучения и воспитания, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, Специальную пространственно-временную организацию процесса получения образования

Дифференциация специального стандарта образования умственно отсталых детей НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ, ИМЕЮЩИХ НЕОБХОДИМУЮ КВАЛИФИКАЦИЮ, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, организацию профессионально-трудового обучения обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и некоторые другие условия.

АООП общего образования для учащихся с умственной отсталостью содержит: Целевой раздел пояснительная записка планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП образования система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования.

АООП общего образования для учащихся с умственной отсталостью содержит: Содержательный раздел программа формирования базовых учебных действий программа духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни программа внеурочной деятельности программа коррекционной работы с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) программа работы с семьей обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

АООП общего образования для учащихся с умственной отсталостью содержит: Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП Организацией и включает: учебный план систему специальных условий реализации основной образовательной программы

Учебный план АООП фиксирует общий объем нагрузки максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся состав и структуру обязательных предметных областей распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам

1 часть 2 часть обязательная Формируемая участниками образовательных отношений

Продолжительность образования 1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет); 2 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX классы (10 лет); 3 вариант ― I-IV; V-IX; X-XII (12 лет); 4 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX; X-XII (13 лет) 2 вариант АООП: (для обучающихся с ТМНР) разновозрастные классы, рассчитанные на 3 года обучения: I ступень – от 7 до 9 лет, II ступень – от 10 до 12 лет, III ступень – от 13 до 15 лет, IV ступень – от 16 до 18 лет

Сравнительная характеристика учебных планов (начальная школа) Образовательная программа В.В. Воронковой Образовательная программа по ФГОС Образовательные области Учебные предметы Кол-во часов в неделю Кол-во часов за год Образовательные области Учебные предметы Кол-во часов в неделю Кол-во часов за год Общеобразовательный курс Чтение и развитие речи 1-3 классы -по 5 часов, 4 класс–по4 часа 476 Язык и речевая практика Чтение 1кл– 3 ч. 2-4кл. по 4 часа 507 Письмо и развитие речи 1-4кл.- по5 часов 510 Русский язык 1-4кл. по3часа 405 Математика 1-2кл. по 5 часов, 3- 4кл. по 6 час. 578 Речевая практика 1-4кл. по2часу 270 Математика Математика 1кл– 3 ч. 2-4кл. по 4 часа 507

Сравнительная характеристика учебных планов (начальная школа) Образовательная программа В.В. Воронковой Образовательная программа по ФГОС Образовательные области Учебные предметы Кол-во часов в неделю Кол-во часов за год Образовательные области Учебные предметы Кол-во часов в неделю Кол-во часов за год Коррекционная подготовка Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 1-2кл. по 1 часу, 3-4кл. по 2 часа 203 Естествознание Мир природы и человека 1 кл-2ч. 2-4кл. по 1 часу 168

Сравнительная характеристика учебных планов (начальная школа) Образовательная программа В.В. Воронковой Образовательная программа по ФГОС Образовательные области Учебные предметы Кол-во часов в неделю Кол-во часов за год Образовательные области Учебные предметы Кол-во часов в неделю Кол-во часов за год Искусство Музыка и пение 1-4кл. по 1 часу, 135 Искусство Музыка 1 кл-2ч. 2-4кл. по 1 часу 168 Изобразительное искусство 1-4кл. по 1 час 135 Изобразительное искусство 1-4кл. по 1 часу 135 Физическая культура 1 кл-1ч, 2-4 кл-2ч 237 Из образовательной области «Искусство» удален предмет «физическая культура» Изменилось наименование предмета «Музыка» и увеличилось к-во часов

Сравнительная характеристика учебных планов (начальная школа) Образовательная программа В.В. Воронковой Образовательная программа по ФГОС Образовательные области Учебные предметы Кол-во часов в неделю Кол-во часов за год Образовательные области Учебные предметы Кол-во часов в неделю Кол-во часов за год Трудовая подготовка Трудовая подготовка 1-3клпо 2 часа, 4кл.- 4 час 338 Технологии Ручной труд 1 кл-2ч. 2-4кл. по 1 часу 168 Изменилось наименование предметной области и предмета Уменьшилось количество часов

Сравнение результатов оценивания учебных программ (начальная школа) Образовательнаяпрограмма по В.В.Воронковой Образовательнаяпрограмма по ФГОС 1.Оцениваниеусвоения учебной программы проходит по пятибалльнойсистеме 2. Учебнаянеделя в 1 классе – 5 дней Во 2-9 классах – 6 дней Оцениваниеусвоения учебной программы проходит по двум уровням: 1 уровень – достаточный 2 уровень – минимальный. Неусвоение учебного материала по одному или нескольким предметам не является показателем для оставления ученика на повторный год обучения. Неусвоение материала по многим предметам является показателем для обучения по индивидуальной программе или по программе варианта«2» Учебная неделясоставляет 5 дней.

Сравнительная характеристика учебных планов В.В.Воронкова ФГОС для детей ОВЗ Предметная область: Общеобразовательныйкурс Предметная область: Языки речевая практика; — наименование предмета К-во часов за год К-во часов за 9 лет (5 лет) наименование предмета К-во часов за год К-во часовза 5лет Письмо и развитие речи 5кл. – 170 6кл. – 136 7кл. — 136 8кл. – 136 9кл. – 132 710 Русский язык 5 – 9кл. – 136 часов 680 Чтение и развитие речи 5кл. – 136 6кл. – 136 7кл. — 102 8кл. – 102 9кл. –99 575 Чтение (литературное чтение) 5 – 9кл. – 136 часов 680

Сравнительная характеристика учебных планов В.В.Воронкова ФГОС для детей ОВЗ Предметная область:: Общеобразовательныйкурс Предметная область: Математика наименование предмета К-во часов за год К-во часов за 9 лет наименование предмета К-во часов за год К-во часовза 5лет Математика 5кл. – 204 6кл. – 204 7кл. — 170 8кл. – 170 9кл. –132 710 Математика 5-6кл. –136 7-9кл. -102 578 Информатика 7-9кл- 34 102 И з м е н е н и я Предметы: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика относятся к общеобразовательной области — Общеобразовательный курс; Предметы: русский язык, чтение относятся к образовательной области – Язык и речевая практика; математикаотносится к образовательной области – Математика; Количество часов внеделю уменьшилось Добавился новый предмет «информатика»

Сравнительная характеристика учебных планов В.В.Воронкова ФГОС длядетейОВЗ Предметная область:Обществознание Предметная область:Человек и общество наименование предмета К-во часов за год К-во часов всего наименование предмета К-во часов за год К-во часов всего История Отечества 7-9 кл.-68 204 История Отечества 7 — 9кл.- 68ч 204 Ведение в обществознание 8-9 кл.-34 68 Основы социальной жизни 5-6кл– 34ч 7-9кл– 68ч 272 Мир истории 6кл- 68 68 И з м е н е н и я -Изменилось название образовательной области -Изменилось название предмета (ведение вобществознание — основы социальной жизни) -Добавился предмет «Мир истории» -Увеличилось количествочасов на изучениепредметной области «Человек и общество»

Сравнительная характеристика учебных планов В.В.Воронкова ФГОС длядетейОВЗ Предметная область:Природа Предметная область:Естествознание наименование предмета К-во часов за год К-во часоввсего наименование предмета К-во часов за год К-во часоввсего ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5кл– 68 – без учета начальной школы Обучение1 год – 5 классы ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5-6кл- 68 136 БИОЛОГИЯ 6кл– 68; 7кл– 68: 8кл– 68; 9кл– 68 Итого: — 272 ч БИОЛОГИЯ 7-9кл–68 204 ГЕОГРАФИЯ 6кл– 68; 7кл– 68: 8кл– 68; 9кл- 68 Итого: — 272 ч ГЕОГРАФИЯ 6-9кл– 68; 272 И з м е н е н и я На изучение предмета «природоведение» отводится2 года Уменьшился срок изучения и количество часов на предмет «биология»

Сравнительная характеристика учебных планов В.В.Воронкова ФГОС длядетейОВЗ Предметная область:Коррекционная подготовка Предметная область:Человек и общество наименование предмета К-во часов за год К-во часоввсего наименование предмета К-во часов за год К-во часоввсего Социально-бытовая ориентировка 5кл– 34 ч 6-9кл– 68 ч 306 Основы социальной жизни 5-6кл– 34ч 7-9кл–68ч 272 И з м е н е н и я -Безотметочноеобучение -Увеличилосьобщее к-во часов Изменились задачи и требования к базовым учебным действиям обучающихся Определён уровень знаний: минимальный и достаточный

Сравнительная характеристика учебных планов В.В.Воронкова ФГОС длядетейОВЗ Предметная область:Искусство Предметная область:Физическая культура наименование предмета К-во часов за год К-во часоввсего наименование предмета К-во часов за год К-во часоввсего Физическая культура 1кл– 34 ч 2-4кл– 68 ч 5-9 – 102 ч 204 Физическая культура 5-9кл–102ч 510 И з м е н е н и я Физическая культура выделена в отдельнуюобразовательнуюобласть Увеличилось количество часов на образовательную область Образовательная организация самостоятельно определяет к-во часов на разделы программы, учитывая особые образовательные потребности обучающихся -Оцениваниеусвоения учебной программы проходит по двум уровням: 1 уровень – достаточный 2 уровень – минимальный.

Сравнительная характеристика учебных планов В.В.Воронкова ФГОС длядетейОВЗ Предметная область:Трудоваяподготовка Предметная область:Технологии наименование предмета К-во часов за год К-во часоввсего наименование предмета К-во часов за год К-во часоввсего Профессионально-трудовое обучение 5кл– 204 ч 6кл– 272 ч 7кл– 340 ч 8кл– 408 ч 9кл– 476 ч 1700 Профильный труд 5-6кл– 204 ч 7кл– 238 ч 8-9кл– 272 ч 1190 И з м е н е н и я — Изменилось наименование предмета — Количествочасов в неделюуменьшено

Сравнительная характеристика учебных планов Воронкова В.В. ФГОС для детей с ОВЗ Предметная область:Коррекционная подготовка Предметная область:Внеурочная деятельность наименование предмета К-во часов за год К-во часоввсего наименование предмета К-во часов за год К-во часоввсего ритмика 136 5444 за 4 года обучения Часть, формируемая участниками образовательных отношений 5-9кл– 68 ч 340 Предметная область:Компонент образовательного учреждения Коррекционно-развивающаяобласть (коррекционные занятия) 5-9кл–204ч 1020 Логопедические занятия 748 5236 за 7 лет обучения Внеурочная деятельность 5-9 кл-136ч 680 ЛФК 136 544 за 4 года обучения Развитие психомоторики и сенсорных процессов 242 1088 за 4 года обучения Обязательные индивидуальные и групповые занятия 374 2618 за 7 лет обучения

Примерный учебный план для 10-12 классов ФГОС для детей ОВЗ(5-9кл) ФГОС для детейОВЗ (10-12кл) Предметная область: Общеобразовательныйкурс Предметная область: Языки речевая практика; — наименование предмета К-во часов за год К-во часов за 9 лет (5 лет) наименование предмета К-во часов за год К-во часовза 5лет Русский язык 5 – 9кл. – 136 часов 680 Русский язык 10-12кл– 68ч 204 Чтение (литературное чтение) 5 – 9кл. – 136 часов 680 Литературное чтение 10-11 кл-102ч 12кл– 68 ч 272 Обучение по программеВ.В.Воронковойдо 9 класса Обучение по ФГОС продлено до 12 класса включительно Изменилось название предмета (чтение – литературное чтение) Уменьшилось к-во часов на 1 час по чтению и на 2 часа по русскомуязыку

Примерный учебный план для 10-12 классов ФГОС для детей ОВЗ(5-9кл) ФГОС для детей ОВЗ (10-12кл) Предметная область:: Общеобразовательныйкурс Предметная область: Математика наименование предмета К-во часов за год К-во часов за 9 лет наименование предмета К-во часов за год К-во часовза 5лет Математика 5-6кл. – 136 7 -9кл. — 102 578 Математика 10-12кл. –68 204 Информатика 7-9кл- 34 102 Информатика 10-12кл- 34 102 И з м е н е н и я Количествочасов внеделю по математике уменьшилось

Сравнительная характеристика учебных планов ФГОС для детей ОВЗ(5-9кл) ФГОС для детей ОВЗ (10-12кл) Предметная область:Обществознание Предметная область:Человек и общество наименование предмета К-во часов за год К-во часов всего наименование предмета К-во часов за год К-во часов всего История Отечества 7 — 9кл.- 68ч 204 Обществоведение 10-12кл– 68 ч 204 Основы социальной жизни 5-6кл– 34ч 7-9кл– 68ч 272 Основы социальной жизни 10-12кл– 68 ч 204 Мир истории 6кл- 68 68 Этика 10-11кл– 34 ч 12кл– 68ч 136 И з м е н е н и я Предмет «история отечества» заменен на предмет «обществоведение» Предмет «мир истории» заменен на предмет «этика»

Читайте также:  Анализ на билирубин у детей

Сравнительная характеристика учебных планов ФГОС для детей ОВЗ(5-9кл) ФГОС для детей ОВЗ (10-12кл) Предметная область:Коррекционная подготовка Предметная область:Внеурочная деятельность наименование предмета К-во часов за год К-во часоввсего наименование предмета К-во часов за год К-во часоввсего Часть, формируемая участниками образовательных отношений 5-9кл– 68 ч 340 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 10-12кл– 102 ч 306 Коррекционно-развивающаяобласть (коррекционные занятия) 5-9кл–204ч 1020 Коррекционно-развивающаяобласть (коррекционные занятия) 10-12кл–204 ч 612 Внеурочная деятельность 5-9 кл-136ч 680 Внеурочная деятельность 10-12 кл-136 ч 408 — Увеличилось количество часов на часть, формируемуюучастниками образовательных отношений на 1 час

Основные направления и формы организации внеурочной деятельности ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Коррекционно-развивающее Нравственное Спортивно-оздоровительное Общекультурное Социальное Игровая; Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Социальное творчество ; Трудовая ; Общественно-полезная; Спортивно-оздоровительная ; Туристско-краеведческая и др. Недельная нагрузка по ФГОС внеурочной деятельности4ч,и 6часовотводится на проведение коррекционно-развивающей работы.

Учебный план для детей с ТМНР (1-4 классы) Образовательные области Учебные предметы 1доп 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс ВСЕГО Язык и речевая практика Речь и альтернативная коммуникация 3 3 3 2 1 13 Математика Математические представления 2 2 2 2 2 10 Окружающий мир Окружающий природный мир 2 2 2 2 2 10 Окружающий социальный мир 1 1 1 2 2 7 Человек 3 3 3 2 2 13 Домоводство 3 3 6 Физическая культура Адаптивная физическая культура 2 2 2 2 2 10 Искусство Музыкаи движение 2 2 2 2 2 10 Изобразительная деятельность 3 3 3 3 3 15 Коррекционно-развивающие занятия 2 2 2 2 2 10 Отсутствует образовательная ТЕХНОЛОГИИ

Часть, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционные курсы 1доп 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс ВСЕГО Сенсорное развитие 3 3 3 3 3 15 Предметно-практические действия 3 3 3 3 3 15 Двигательное развитие 2 2 2 2 2 10 Альтернативная коммуникация 2 2 2 2 2 10 Внеурочная деятельность 5 дней 6 6 6 6 6 30 5 дней + продленный 15 15 15 15 15 75 7 дней(для организаций с круглосуточный пребыванием детей) 35 35 35 35 35 175

Учебный план для детей с ТМНР (5-12 классы) Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю по классам 5 6 7 8 9 10 11 12 Всего Язык и речевая практика Речь и альтернативная коммуникация 2 2 2 2 2 2 2 2 16 Математика Математические представления 2 2 2 2 2 2 2 1 15 Окружающий мир Окружающий природный мир 2 2 2 2 2 2 2 — 14 Окружающий социальный мир 2 2 2 3 3 3 3 4 22 Человек 2 1 1 1 — — — — 5 Домоводство 3 5 5 5 5 5 5 6 39 Физическая культура Адаптивная физическая культура 2 2 2 2 2 2 2 2 16 Искусство Музыка и движение 2 2 2 2 2 2 2 1 15 Изобразительная деятельность 3 3 3 — — — — — 9 Технологии Профильный труд — 2 2 4 5 5 5 7 30 Коррекционно-развивающие занятия 2 2 2 2 2 2 2 2 16

Часть, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционные курсы 5 6 7 8 9 10 11 12 Всего Сенсорное развитие 3 2 2 2 2 2 2 2 17 Предметно-практические действия 3 2 2 2 2 2 2 2 17 Двигательное развитие 2 2 2 2 2 2 2 2 16 Альтернативная коммуникация 2 2 2 2 2 2 2 2 16 Внеурочная деятельность 5 дней 6 8 8 8 8 8 8 8 62 5 дней + продленный 15 15 15 15 15 15 15 15 120 7 дней(для организаций с круглосуточный пребыванием детей) 35 35 35 35 35 35 35 35 280

Структура специальной индивидуальной программы развития обучающегося (СИПР) общие сведения о ребёнке характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка индивидуальный учебный план содержание образования в условиях организации и семьи организация реализации потребности в уходе и присмотре перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося перечень необходимых технических средств и дидактических материалов средства мониторинга и оценки динамики обучения кроме того, программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях

Механизмы внедрения ФГОС 1. Оценка готовности образовательных учреждений к реализации определенного вида ФГОС и определенного варианта адаптированных основных или адаптированных программ. 2. Приведение в соответствие с требованиями ФГОС условий реализации адаптированных основных и адаптированных программ в образовательных учреждениях. 3. Получение образовательным учреждением права на реализацию определенного варианта адаптированной программы ФГОС определенного вида. 4. Организация процесса повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих как адаптированные, так и адаптированные основные программы ФГОС определенного вида. 5. Совершенствование нормативного сопровождения внедрения ФГОС. 6. Совершенствование методического и дидактического обеспечения реализации адаптированных программ: создание и издание нового поколения учебников, методических и учебных пособий, прежде всего, по новым позициям примерного учебного плана. 7. Обеспечение мониторинга качества реализации адаптированных основных и адаптированных программ. 8. Создание в регионах, преимущественно на базе образовательных учреждений реализующих адаптированные основные программы, «Ресурсных центров».

Решение о переходе на ФГОС обучающихся с ОВЗ принимается самим учреждением после детального самоанализа результатов подготовительного этапа и вынесения решения о готовности всех компонентов к реализации ФГОС обучающихся с УО.

Проектная ступенчатая модель введения ФГОС ОВЗ обучающихся с УО: Подготовительный период Основной период

Основные ступени реализации подготовительного периода внедрения ФГОС ОВЗ обучающихся с УО в КГКСКОУ СКОШ 8 вида 1: 1.Создана методическая команда для организации деятельности региональной базовой площадки по сопровождению ФГОС обучающихся с УО. *Разработано положение о методической команде. *Разработана дорожная карта по введению ФГОС ОВЗ для обучающихся с УО.

2.Изучение методических материалов по ФГОС ОВЗ обучающихся с УО. Педагогическим коллективом изучены теоретические вопросы: * федеральный государственный образовательный стандарт, цели его внедрения *структура ФГОС ОВЗ обучающихся с УО *требования к содержанию образования *требования к структуре АООП *требования к условиям реализации АООП

Пять основных направлений деятельности плана действий по обеспечению введения стандарта 1 нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение введения стандарта 2 финансово-экономическое обеспечение введения стандарта 3 организационное обеспечение введения стандарта 4 кадровое обеспечение введения стандарта 5 информационное обеспечение введения стандарта

3.Разработка необходимой документации. Разработка, обсуждение и утверждение документов: -рабочих программ по учебным предметам в 1 классе -коррекционно-развивающих программ -программ внеурочной деятельности — карт оценивания предметных достижений , позволяющие осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

4. Подготовка каждого члена педагогического коллектива к реализации ФГОС ОВЗ обучающихся с УО через разработку необходимого учебно-методического оснащения процесса обучения (дидактических материалов, рабочих программ и др.) . 5.Мониторинг готовности образовательной организации к введению ФГОС ОВЗ обучающихся с УО.

Основной этап внедрения ФГОС НОО для обучающихся с УО в КГКСКОУ СКОШ 8 вида 1: 1.Комплектование контингента учащихся. 2.Информирование родителей об особенностях и перспективах обучения учащихся с УО. 3.Осуществление образовательной деятельности в рамках учебной и внеурочной работы. 4.Текущий мониторинг качества внедрения ФГОС ОВЗ для обучающихся с УО, проведение корректировочных мероприятий.

Создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения Создание организационного обеспечения Создание кадрового обеспечения Создание финансово-экономического обеспечения Создание информационного обеспечения Для обеспечения введения ФГОС для обучающихся с УО в учреждении проводился ряд мероприятий по следующим направлениям:

Нормативно-правое, методическое и аналитическое обеспечение реализации ФГОС ОВЗ для обучающихся с УО: -разработка и утверждение плана-графика введения ФГОС ОВЗ для обучающихся с УО; -приведение локальных актов в соответствие с ФГОС ОВЗ для обучающихся с УО; -участие в опросах; -использование методических рекомендаций в практической деятельности; -создание условий для реализации ФГОС ОВЗ в учреждении

Организационное обеспечение реализации ФГОС ОВЗ для обучающихся с УО: Создана методическая команда по сопровождению внедрения ФГОС ОВЗ для обучающихся с УО Создана система методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ОВЗ для обучающихся с УО Создаются условия для повышения квалификации педагогических работников и их участия в учебно-методических объединениях

Материально-техническое обеспечение: *3 специализированных кабинета: психолога, логопеда * сенсорная комната * спортивный зал * зал для настольного тенниса

Материально-техническое обеспечение: * столярная мастерская * кабинет младшего обслуживающего персонала * кабинет ручного труда * штукатурно-малярная мастерская *2 мастерских швейного дела

Материально-техническое обеспечение: В образовательном учреждении оборудованы специальные помещения и кабинеты: * 6 кабинетов начальных классов * 4 кабинета математики * 2 кабинета русского языка * кабинеты биологии, географии, музыки, ИЗО, СБО * компьютерный класс * медицинский кабинет * библиотека * актовый зал * столовая

Материально-техническое обеспечение: Учебно-воспитательный процесс требует создания условий для его реализации, что возможно только при наличии современной материально- технической базы. мобильный компьютерный класс автоматизированное рабочее место психолога автоматизированное рабочее место логопеда интерактивные доски мультимедиа проекторы визуализатор

Кадровое обеспечение введения ФГОС ОВЗ для обучающихся с УО: Кадровое обеспечение — характеристика необходимой квалификации кадров педагогов, а также кадров, осуществляющих медико-педагогическое сопровождение ребёнка с умственной отсталостью в системе школьного образования.

Кадровое обеспечение введения ФГОС ОВЗ для обучающихся с УО: В штат специалистов КГКСКОУ СКОШ 8 вида 1 входят: Всего- 56 педагогов: учителя начальных классов — 6 человек учителя-предметники — 27 человек Воспитатели — 10 человек учителя надомного обучения- 7 человек педагоги-психологи — 2 человека учителя-логопеды – 2 человека социальный педагог — 1 человек

Кадровое обеспечение введения ФГОС ОВЗ для обучающихся с УО: высшая категория — 11 педагогов (19,6%) 1 кв.категория- 23 педагога (41,1)% соответствие занимаемой должности- 22 педагога (39,3%) (из них вновь прибывших-7педагогов(12%))

Формы подготовки педагогических кадров в КГКСКОУ СКОШ 8 вида 1: *педагогические советы *методические советы *методические объединения *корпоративное обучение *семинары *практикумы *индивидуальные и групповые консультации

Анализ кадровых ресурсов в КГКСКОУ СКОШ 8 вида 1 Педагогический коллектив нашей школы считает, что успех реализации ФГОС ОВЗ для обучающихся с УО в большей степени зависит от педагога. Возникла необходимость подготовки и переподготовки педагогических кадров для реализации ФГОС. 100% педагогов проходят курсы повышения квалификации 1 раз в 3 года. 12 педагогов (21%) обучились по ФГОС через курсы и семинары на базе ХК ИРО.

Очный модуль программы повышения квалификации «Эффективное внедрение в учреждениях образования моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей» Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения г. Хабаровск, 4-7 декабря 2013г. Очный модуль курсов повышения квалификации «Алгоритмы проектирования адаптированной основной образовательной программы» ХК ИРО, 15-17 сентября 2014 г.

семинар «Психологические и нейропсихологические особенности развития личности ребёнка с ОВЗ. Особенности организации образовательного процесса в общеобразовательной и специальной коррекционной школах в условиях апробации ФГОС для обучающихся с ОВЗ» ХК ИРО, 22-24 сентября 2014 г. семинар «Проектирование образовательного процесса у детей с ТНР в условиях апробации стандартов» ХК ИРО, 18-22 ноября 2014 г. семинар «Требования к содержанию и условиям реализации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ХК ИРО, 16-18 декабря 2014 г.

Введение ФГОС ОВЗ для обучающихся с УО в КГКСКОУ СКОШ 8 вида в 1 классе На основании приказа Министерства образования Российской Федерации № 902 от 21.05.2014 года «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей в условиях экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья» в нашем ОУ на условиях апробации в 1 классе в 2014-2015 учебном году введены ФГОС ОВЗ для обучающихся с УО.

Годовой учебный план для учащихся 1 класса в условиях введения ФГОС НОО для обучающихся с УО Образовательные области Учебные предметы К-во часов в неделю Всего 1 класс 1. Язык и речевая практика 1.1. Русский язык 4 4 1.2. Чтение 4 4 1.3. Устная речь 1 1 2. Математика 2.1. Математика 4 4 3.Естествознание 3.1. Окружающий мир 1 1 4. Искусство 4.1. Музыка 1 1 4.2.Изобразительное искусство 1 1 5. Физическая культура 5.1. Физическая культура 3 3 6. Технологии 6.1. Трудовое обучение (Ручной труд) 2 2 ИТОГО 21 21 Часть, формируемая участниками образовательных отношений — — Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной рабочей неделе) 21 21 ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 10 10 Коррекционно-развивающая работа: 5 5 Ритмика 1 1 Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия: 4 4 Логопедические занятия 2 2 Занятия по психомоторике и сенсорному развитию 2 2 Другие направления внеурочной деятельности 5 5 Спортивно-оздоровительное 1 1 Декоративно-прикладное 1 1 Основы безопасности жизнедеятельности 1 1 Общекультурное 1 1 Краеведение 1 1 ВСЕГО К ФИНАНСИРОВАНИЮ 31 31

Обязательная часть Образовательные области Учебные предметы К-во часов в неделю Всего 1 класс 1. Язык и речевая практика 1.1. Русский язык 4 4 1.2. Чтение 4 4 1.3. Устная речь 1 1 2. Математика 2.1. Математика 4 4 3.Естествознание 3.1. Окружающий мир 1 1 4. Искусство 4.1. Музыка 1 1 4.2.Изобразительное искусство 1 1 5. Физическая культура 5.1. Физическая культура 3 3 6. Технологии 6.1. Трудовое обучение (Ручной труд) 2 2 ИТОГО 21 21

Другие направления внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительное Декоративно-прикладное «Разноцветный мир» Основы безопасности жизнедеятельности «Школа безопасности» Общекультурное Краеведение «Я-дальневосточник»

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут. Аристипп (древнегреческий философ)

источник