Меню Рубрики

Анализ фгос для детей с овз

ФГОС НОО для детей с ОВЗ. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ФГОС представляет собой комплекс требований, предъявляемых к образованию определенного уровня. Стандарты распространяются на все учебные заведения. Особое внимание уделяется учреждениям для детей с ОВЗ. Расшифровка этой аббревиатуры – ограниченные возможности здоровья. Внедрение стандарта в таких учреждениях осложняется индивидуальными особенностями самих учеников. Для облегчения работы Минобрнауки составило методические рекомендации по введению стандарта в учебных заведениях для детей с ОВЗ.

Рекомендации Минобрнауки предназначены для образовательных учреждений, внедряющих в практику ФГОС НОО для детей с ОВЗ следующих типов:

  • ЗПР – задержка психомоторного развития.
  • НОДА – нарушения опорно-двигательного аппарата.
  • ТНР – тяжелые расстройства речи.
  • РАС – нарушения акустического спектра.

В рамках стандарта разрабатываются также а даптированные программы для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

Материалы, представленные Минобрнауки, могут рассматриваться как примерные и рекомендательные. Реальная деятельность учебного заведения по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья будет зависеть от конкретной региональной политики, ситуации в регионе, состава педколлектива. Немаловажное значение имеет готовность преподавателей к учету разнообразных специфических образовательных потребностей детей.

При этом при введении ФГОС НОО для детей с ОВЗ целесообразно сформировать проектную модель, в которой определялись бы последовательность и содержание работы. Рекомендовано вводить стандарт следующим образом:

  • 2016-2017 гг. – 1 классы;
  • 2017-2018 гг. – 1 и 2 кл.;
  • 2018-2019 гг. – 1, 2, 3 кл.;
  • 2019-2020 гг. – 1-4 классы.

При введении стандарта образования для детей с ОВЗ учебные заведения подробно изучают примерные АООП и учебные планы. На их основании разрабатываются программы и планы для конкретного образовательного учреждения.

Реализацию образовательных программ для детей с ОВЗ должны осуществлять высококвалифицированные педагоги. В этой связи учебное заведение должно располагать необходимыми кадрами.

В случае невозможности реализовать программу коррекции в полном объеме должно быть обеспечено сетевое взаимодействие.

Для введения ФГОС НОО для детей с ОВЗ должна быть проведена работа по обеспечению предметно-пространственной среды (материально-технических условий) в образовательном учреждении.

В школах с классами ОВЗ разрабатываются планы по введению стандарта. В планы могут включаться следующие мероприятия:

  • Формирование рабочей группы для сопровождения внедрения ФГОС.
  • Анализ требований стандарта к условиям, структуре, результатам освоения детьми образовательных программ. В ходе него определяются проблемные направления, характер и объем необходимых изменений в информационно-методических материалах, изучается система работы и потенциал учебного заведения.
  • Составление, обсуждение и утверждение необходимой документации.
  • Подготовительная работа с каждым педагогом. Она осуществляется посредством повышения квалификации.
  • Разработка учебно-методических материалов с учетом рекомендаций, выработанных рабочей группой, а также соответствующих локальных документов образовательного заведения.
  • Проверка готовности учреждения к введению Ф ГОС НОО для детей с ОВЗ . При необходимости в компетентные органы направляются необходимые для оформления лицензии.
  • Информирование родителей о специфике и перспективах обучения.
  • Набор детей с ОВЗ, детей-инвалидов .

Помещения, в которых проводятся уроки для детей с ОВЗ , здание в целом, а также прилегающая территория должны соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим, противопожарным требованиям, нормам ОТ. Речь, в частности, о:

  • Участке, в пределах которого находится образовательное учреждение. Территория должна иметь необходимую площадь, освещение, инсоляцию, набор зон, предназначенных для учебной и хозяйственной деятельности. Для детей, использующих для передвижения коляску, должна быть обеспечена возможность подъезда к учебному заведению на машине, организованы съезды с тротуаров, оборудованы парковочные места.
  • Здании образовательного заведения. Сооружение должно соответствовать архитектурным стандартам, иметь надлежащую высоту, необходимый комплекс помещений для ведения образовательной деятельности, размещенных в соответствии с нормами и имеющих необходимую площадь, освещенность. В здании должны быть предусмотрены рабочие, игровые зоны, зоны индивидуальных занятий, отдыха, сна. Структура зон и помещений должна обеспечить возможность организации не только урочной, но и внеурочной деятельности. Во всех помещениях, в том числе в санузлах у детей с НОДА не должно возникать проблем с передвижением. Для этого устанавливаются специальные лифты, пандусы, поручни, широкие дверные проемы, подъемники. Пространство классов должно быть доступно для каждого ребенка, передвигающегося в том числе с помощью приспособлений.
  • Библиотеках. В этих помещениях предусматривается комплекс рабочих зон, читальный зал, необходимое количество мест, медиатеки.
  • Помещениях для питания, приготовления и хранения пищи. В образовательном учреждении дети должны получать качественное горячее питание.
  • Помещениях, предназначенных для музыкальных занятий, ИЗО, хореографии, моделирования, технического творчества, иностранного языка, естественно-научных исследований.
  • Актовом зале.
  • Помещениях для медперсонала.

В образовательном учреждении должны быть все необходимые расходные материалы, канцтовары.

Территория, прилегающая к сооружению, должна быть адаптирована для прогулок и занятий на свежем воздухе.

В учебных кабинетах должны быть рабочие, игровые зоны и пространства для проведения индивидуальных занятий. Их структура должна обеспечить возможность организации отдыха, внеурочной и урочной деятельности.

В учебном заведении предусматриваются кабинеты специалистов:

  • Педагога-психолога.
  • Учителя-логопеда.
  • Дефектолога.

В здании должны быть организованы помещения для лечебно-профилактической, оздоровительной работы, диагностики ОВЗ .

Он устанавливается в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, ФЗ «Об образовании», СанПиН, приказами Минобрнауки. Временной режим закрепляется в локальных документах образовательной организации.

Длительность учебного дня для конкретного ребенка определяется с учетом его специфических образовательных потребностей, готовности находиться без родителей среди сверстников.

При установлении распорядка дня во внимание должны приниматься повышенная утомляемость детей. Руководство учебного заведения распределяет объем нагрузки при освоении основной программы и программы коррекции, время самостоятельной учебной работы, отдыха, двигательной активности. Воспитание и обучение осуществляются и на уроках, и в ходе внеурочных мероприятий на протяжении учебного дня. Обучение детей осуществляется в первую смену.

Временной режим для обучения устанавливается в соответствии с планом работы с детьми с ОВЗ или индивидуальной программой. В первой половине учебного дня может организовываться как урочные, так и внеурочные, в том числе коррекционно-развивающие мероприятия с дефектологом, логопедом, педагогом-психологом.

Во второй половине учебного дня может осуществляться внеурочная деятельность. Она может быть связана как с реализацией коррекционной программы, так и планов по дополнительному образованию детей.

В течение урока обязательно предусматриваются физические упражнения (физкультминутка), направленные на снятие мышечного напряжения. Для детей с расстройствами зрения в содержание физкультминутки включаются упражнения для глаз, профилактические мероприятия по предупреждению зрительного переутомления и по активации зрительной системы.

Она осуществляется в соответствии с требованиями по здоровьесбережению. Номер парты должен быть подобран по росту ребенка. Это необходимо для поддержания в ходе занятий правильной позы.

Рабочее место должно иметь надлежащее освещение. При выборе парты следует учитывать, какая рука у ребенка является ведущей – правая или левая. В последнем случае стол целесообразнее устанавливать возле окна так, чтобы свет падал справа.

Школьные учебники и другие материалы должны размещаться на таком расстоянии, чтобы ребенок смог достать до них рукой без посторонней помощи, обязательно использование подставки для книг.

Ребенок, находясь на учебном месте, должен иметь открытый доступ к сведениям, присутствующим на доске, информационных стендах и пр.

При необходимости (при наличии выраженных двигательных расстройств, тяжелых поражений верхних конечностей, препятствующих формированию навыков письма) место ученика может оборудоваться специальными приспособлениями. На парте могут устанавливаться персональные компьютеры, адаптированные для детей с ОВЗ.

Все ключевые положения федерального стандарта должны отражаться в адаптированной программе . Исключительным правом на ее разработку и утверждение обладает учебное заведение. Образовательное учреждение самостоятельно решает вопрос о необходимости проведения экспертизы программы. В структуру АООП НОО входят:

  • Пояснительная записка.
  • Планируемые показатели освоения программы учениками.
  • Система оценки достижения запланированных результатов.
  • Учебный план.
  • Программы коррекционных мероприятий и отдельных учебных дисциплин.
  • План духовно-нравственного развития детей.
  • Программа формирования УУД.
  • План внеурочных мероприятий.
  • Программа формирования безопасного, здорового образа жизни, экологической культуры.
  • Система условий реализации адаптированной программы.

Указанные разделы могут содержаться в АООП последовательно или объединяться в блоки:

  1. Целевой. В его состав включаются пояснительная записка, запланированные показатели освоения программы, система критериев оценки.
  2. Содержательный. В него входит описание видов адаптированных программ для детей с ОВЗ разного типа.
  3. Организационный. В этом блоке содержатся учебный план, программа внеурочных мероприятий, комплекс условий реализации адаптированной программы.

АООП учебного заведения может включать и дополнительные разделы, в которых учитываются возможности и особенности самого учреждения и региона, в котором оно находится. К примеру, это могут быть:

  • Паспорт программы.
  • Детальная характеристика круга обучающихся по разным критериям, имеющим значение при последующей организации учебного процесса. В качестве параметров могут выступать, к примеру, сопутствующие заболевания, требующие медицинского сопровождения.
  • Основные понятия.

При составлении адаптированной программы следует учитывать, что она выступает в качестве локального нормативного акта, в котором описывается содержание образования и методика реализации стандартов. В АООП конкретизируются положения ФГОС применительно к специфике учебного заведения, составу учащихся, педагогическим возможностям и пр. В образовательной организации может использоваться несколько адаптированных программ.

Порядок и условия разработки определяются в отдельном нормативном акте учебного заведения. В нем указываются:

  • Правила и периодичность составления АООП либо внесения корректировок в действующую программу.
  • Состав, полномочия, ответственность участников.
  • Правила обсуждения проекта.
  • Порядок утверждения и введения в действие.

Она осуществляется с учетом специфических образовательных потребностей отдельных учеников или групп обучающихся с ОВЗ в соответствии с учебными планами, в том числе индивидуальными, обеспечивающими освоение на основе индивидуализации содержания программы.

Реализация АООП может осуществляться как совместно с другими детьми, так и в специальных классах или группах детей. Для обеспечения освоения программы может использоваться сетевая форма.

В состав АООП входят обязательная часть и часть, формируемая участниками педагогического процесса. Их соотношение устанавливается в зависимости от вида адаптированной программы.

Он формируется для обеспечения введения в действие и реализации требований ФГОС. В учебном плане определяется общий и максимальный объемы нагрузки, структура и состав обязательных предметных и коррекционно-развивающих мероприятий по годам обучения. В АООП может присутствовать один или несколько планов. Учебное заведение самостоятельно определяет форму организации педагогического процесса, чередование внеурочной и урочной деятельности в рамках реализации программы.

В учебных планах предусматривается возможность осуществлять обучение на государственном языке РФ, на языках народов страны. В них также определяется количество занятий, отводимых на их изучение по годам обучения. Предметные области включаются в учебный план в зависимости от вида АООП. Число занятий за четыре учебных года не должно превышать 3039 ч., за пять – 3821, за шесть – 4603 ч.

В качестве неотъемлемого элемента учебного плана выступает «коррекционно-развивающая область». Она реализуется через содержание разработанных для учебного заведения коррекционных курсов. Адаптированная программа внедряется в ходе организации урочных и внеурочных мероприятий.

В части учебного плана, формируемой участниками педагогического процесса, должны присутствовать часы на внеурочную работу. Их количество устанавливается в пределах 10 ч./нед. Это число равномерно разделяется на реализацию направлений, собственно, внеурочной работы и коррекционно-развивающие мероприятия.

Они предусматриваются для организации и ведения учета индивидуальных потребностей и особенностей каждого ребенка с ОВЗ, обучающегося в образовательном учреждении. Специальные права детей и их родителей, включенные в учебный план, должны реализовываться при его составлении, а также в ходе выявления и фиксирования образовательных потребностей в различных формах.

В частности, в локальном документе могут предусматриваться:

  • Индивидуальный план обучения в рамках общей образовательной программы, реализуемой в данном учебном заведении.
  • Возможность выбора отдельных предметов, направлений, видов, курсов образовательной деятельности и пр.

В Законе «Об образовании» установлено, что в России формируются условия, необходимые для получения качественного образования гражданами, имеющими нарушения здоровья, без какой-либо дискриминации, для коррекции нарушений социального развития и адаптации, оказания коррекционной помощи на базе специальных педагогических методов и подходов, наиболее соответствующих для таких лиц языков, способов общения.

Данные задачи реализуются с использованием разных инструментов, в том числе посредством инклюзивного образования. Эта деятельность предполагает обеспечение равного доступа всех обучающихся к педагогическому процессу с учетом разнообразия их индивидуальных потребностей и возможностей.

Читайте также:  Анализы на целиакию у детей

Инклюзию можно рассматривать как попытку придать уверенности детям с ОВЗ, создать для них мотивацию пойти в образовательное учреждение с другими учащимися – соседями, друзьями. Обучающиеся, имеющие специфические образовательные потребности и ограниченные возможности здоровья, нуждаются в особой поддержке. Необходимо создавать условия для развития ими своих способностей и достижения успехов в образовательном процессе.

Инклюзивное образование – это процесс глубокой интеграции. Оно дает возможность детям с ОВЗ участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения (детсада, школы, университета). Интеграция предполагает мероприятия, направленные на стимулирование равенства обучающихся вне зависимости от имеющихся у них проблем. Инклюзия позволяет совершенствовать способы общения детей, взаимодействия родителей и педагогов, преподавателей и обучающихся.

Стоит, однако, заметить, что в настоящее время инклюзивное образование осложняется рядом нерешенных вопросов. В первую очередь, это касается адаптированности сооружений учебных заведений к приему детей с ОВЗ. Далеко не во всех образовательных учреждениях предусматриваются приспособления для облегчения передвижения учащихся. Для обеспечения нормального педагогического процесса необходима корректировка учебных планов, расширение кадрового состава. Далеко не каждое образовательное учреждение идет на это.

Хорошо налажено инклюзивное образование в ДОУ. В последнее время, однако, отмечается тенденция постепенного перехода на совместное обучение здоровых детей и детей с ОВЗ в средних школах и вузах.

источник

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Вложение Размер
soderzhanie_fgos_noo_dlya_obuchayushchihsya_s_ovz.docx 60.41 КБ
prezentatsiya_k_dokladu.pdf 1.46 МБ

Содержание Федерального Государственного Образовательного Стандарта НОО

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Стандарт включает в себя требования :

— к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; — к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также

— к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.

— к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе (кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям).

-к требованиям к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении начального общего образования, самоценность начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья применяется настоящий Стандарт с учетом специальных требований и (или) федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Начальное общее образование может быть получено:

— в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме) ;

— вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Срок получения начального общего образования составляет четыре года, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на два года.

Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации и направлен на обеспечение: равных возможностей получения качественного начального общего образования; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, который предусматривает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

В соответствии со Стандартом при получении начального общего образования осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

Личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметным , включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Основные задачи реализации содержания

Русский язык и литературное чтение

Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

Родной язык и литературное чтение на родном языке

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

Формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке.

Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Основы религиозных культур и светской этики

Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России

Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру

Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности

Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов.
Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

3) тематическое планирование.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования (далее — Программа) должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, осуществляющей образовательную деятельность, семьи и других институтов общества. В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать : выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Программа коррекционной работы должна содержать: перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в организации, осуществляющей образовательную деятельность и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования;
систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий; описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование адаптированных образовательных программ начального общего образования и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.

В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья; выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности организаций дополнительного образования;

Читайте также:  Анализы на токсоплазмоз у детей

Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования включают: укомплектованность организации, осуществляющей образовательную деятельность педагогическими, руководящими и иными работниками;
Финансовые условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны: обеспечивать организации, осуществляющие образовательную деятельность,

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:

1) возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

2) соблюдение: санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.); санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.); социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.); пожарной и электробезопасности; требований охраны труда; своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;

3) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения

Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательных отношений в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательной деятельности и условиями её осуществления.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна быть обеспечена учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
— не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального общего образования;
— не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального общего образования.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должно также иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать: преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования;
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся; вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления); диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации); вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

дети с нарушениями зрения

дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)

дети с задержкой психического развития (ЗПР)

дети с нарушением интеллекта (У/О)

дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Требования к структуре АООП НОО для обучающихся с ТНР

Во ФГОС перечислены все требования к этим группам детей с ОВЗ. В нашей школе на данный момент обучаются дети группы с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), вариант 5.1

  1. Это дети, у которых фонетико-фонематическое или фонетическое недоразвитие речи

( дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия)

Нормативный срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) составляет 4 года.

Обязательная часть АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет –80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса –20% от общего объема АООП НОО.

  1. Так же входят обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей:

Предметная область «Филология» .

Предметная область « Математика и информатика » .

Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)».

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» .

Предметная область «Искусство» .

Предметная область «Технология».

Предметная область «Физическая культура » .

  1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ТНР
  2. Программа коррекционной работы,
  3. Система оценки достижений планируемых результатов должна
  4. Требования к кадровому обеспечению АООП НОО для обучающихся с ТНР, реализующейся в условиях обучения с другими обучающимися (вариант 5.1)
  5. Финансирование коррекционно-развивающей области.
  6. Режим обучения
  7. Организация учебного места обучающихся
  8. Требования к результатам освоения АООП НОО выпускниками образовательных организаций, обучавшихся по варианту 5.1,
  9. Результаты освоения предметных областей

источник

ФГОС НОО для детей с ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемЕлизавета Васькова

Презентация на тему: » ФГОС НОО для детей с ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» — Транскрипт:

1 ФГОС НОО для детей с ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

2 ДЕТИ, КОТОРЫЕ ПРИШЛИ В ПЕРВЫЙ КЛАСС В 2010 Г., БУДУТ ПРОДОЛЖАТЬ СВОЮ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИМЕРНО ДО 2060 ГОДА Какие результаты образования будут востребованы у выпускника после окончания школы в 2021 году? Каким будет мир во второй половине XXI века?

3 Специфика Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха зрения речи опорно-двигательного аппарата задержкой психического развития умственной отсталостью выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая нарушение аутистического спектра (РДА) множественными нарушениями развития

4 Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности до детей с тяжелым поражением центральной нервной системы, умственной отсталостью и множественными нарушениями развития способны при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками нуждаются в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе обучения или специальной индивидуальной программе развития.

5 Смысл разработки ФГОС НОО для детей с ОВЗ Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от: степени тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования, вида учебного заведения, региона проживания.

6 Потребность в дифференцированном ФГОС НОО для детей с ОВЗ Из-за неоднородности состава учащихся требуется дифференцированный стандарт для каждой категории детей с ОВЗ — разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием и обучением, соответствующим их возможностям и потребностям

7 Нормативно-правовая база введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Министерства образования и науки РФ 1598 от 19 декабря 2014 года Приказ Министерства образования и науки РФ 1599 от 19 декабря 2014 года

8 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью включает в себя требования к структуре адаптированных основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему результатам освоения адаптированных основных образовательных программ условиям реализации адаптированных основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям

9 Функции ФГОС НОО для детей с ОВЗ максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям; дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения цензового уровня, типа учреждения, где он получает образование; гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала; обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов, сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта

10 Функции ФГОС НОО для детей с ОВЗ обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования детей с ОВЗ; эволюционно перейти от двух параллельных к единой системе образования, обеспечив механизм взаимодействия общего и специального образования и сделав регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ; обеспечить детям с ОВЗ равную с другими сверстниками возможность беспрепятственно переходить из одного образовательного учреждения в другое.

11 компоненты ИХ СООТНОШЕНИЕ СПЕЦИФИЧНО ДЛЯ КАЖДОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ Академический компонент Компонент жизненной компетенции

12 Реорганизация предметных областей. (практико-ориентированные ситуативные задачи на каждом уроке, на каждом занятии)

13 Компоненты: «академический» и «жизненной компетенции» Шесть традиционных областей образования, но их содержание выстраивается в новой логике. Каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента — «академический» и «жизненной компетенции».

14 Области ОБРАЗОВАНИЯ: АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ И КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ: 1. Язык – речевая практика 2. Математика – практика применения математических знаний 3. Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром 4. Знания о человеке – практика личного взаимодействия с людьми 5. Обществознание – практика жизни в социуме 6. Знание об искусствах – практика творчества

15 Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре каждой образовательной области как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с ограниченными возможностями здоровья в обыденной жизни.

16 Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая на личные возможности ребёнка интеграция в более сложное социальное окружение.

17 Специальная работа по формированию «жизненной компетенции» 1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения 2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни 3. Овладение навыками коммуникации 4. Дифференциация и осмысление картины мира, ее временно- пространственной организации 5. Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей

18 Требования к содержанию основных образовательных программ Компоненты жизненной компетенции и академических знаний отражены в: Компоненты жизненной компетенции и академических знаний отражены в: учебных программах программах внеклассной деятельности программе коррекционной работы

19 Варианты специального стандарта образования детей с ОВЗ Каждый вариант должен характеризоваться по основным параметрам: результатам структуре условиям конечному уровню образования (цензовый, нецензовый, индивидуальный)

20 Требования к образовательным результатам Результаты освоения основной образовательной программы предлагается оценивать по завершению каждой из ступеней школьного образования что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования; что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике; насколько активно, свободно и творчески он их применяет

21 Специфичность стандартизации : требования к итоговым достижениям обучающихся к моменту завершения школьного образования требования к структуре адаптированной образовательной программы структуре специальной программы развития требования к условиям получения образования

22 Стандарт является основой для разработки и реализации образовательной организацией (самостоятельно) адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью;

23 Дифференциация специального стандарта образования умственно отсталых детей Предназначен для детей с легкой степенью умственной отсталости Вариант 1 Предназначен для детей с ТМНР Вариант 2

Читайте также:  Анализы на цмв у детей

24 Дифференциация специального стандарта образования умственно отсталых детей ОБРАЗОВАНИЕ В 1 ВАРИАНТЕ НЕСОПОСТАВИМО ПО КОНЕЧНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ С ОБРАЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КАК ОБЩИХ, ТАК И ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ (УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ), ВКЛЮЧАЮЩИЕ В СЕБЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, СПЕЦИАЛЬНУЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

25 Дифференциация специального стандарта образования умственно отсталых детей НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ, ИМЕЮЩИХ НЕОБХОДИМУЮ КВАЛИФИКАЦИЮ, ПРОВЕДЕНИЕ ГРУППОВЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА В ЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ УСЛОВИЯ.

26 Ресурсное обеспечение Правовое обеспечение процесса выбора семьей ребенка с ОВЗ варианта специального федерального стандарта образования, его реализации и при необходимости перехода на другой вариант. Кадровое обеспечение характеристика необходимой квалификации кадров педагогов (в области общей и коррекционной педагогики), а также кадров, осуществляющих медико- психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в системе школьного образования.

27 ТРЕБОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К РАБОТНИКУ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ мотивация компетенции готовность к росту инициатива ответственность тщательность и аккуратность в работе с документами продуктивность (умение вести сразу несколько проектов) мобильность опыт решения проблем в группе опыт организации группы для решения проблем умение прогнозировать результаты работы способность к рациональным, аргументированным, рефлексивным решениям

28 Ресурсное обеспечение Финансово-экономическое обеспечение параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения. Материально-техническое обеспечение общие характеристики инфраструктуры общего и специального образования, включая параметры информационно-образовательной среды.

29 Переход на ФГОС осуществляется учреждением после детального самоанализа результатов подготовительного этапа и вынесения решения о готовности всех компонентов к реализации ФГОС. При этом необходимо учитывать сложившую на территории Российской Федерации практику внедрения образовательных стандартов в процесс обучения. Стандарт вводится только в классах, которые формируются на первый год обучения в год внедрения Стандарта, то есть в 0 или 1 классах, открываемых в образовательной организации в год внедрения Стандарта.

30 В качестве основных ступеней реализации подготовительного периода проектной модели внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ в практику работы образовательной организации могут выступать следующие организационно- содержательные мероприятия:

31 1. Создание рабочей группы ОО по сопровождению внедрения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ. 2. Анализ требований ФГОС к структуре, условиям и результатам освоения Программы обучающимися с ОВЗ. Определение проблемных точек, объема и характера необходимых изменений в существующее информационно- методическое оснащение, систему работы и потенциал образовательной организации.

32 3. Разработка необходимой документации. Приведение условий реализации к проектным требованиям. Обсуждение и утверждение документов в образовательной организации. Разработка Адаптированной основой образовательной программы, Программы коррекционной работы, Специальной индивидуальной программы развития.

33 4. Подготовка каждого члена педагогического коллектива к реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ через разработку необходимого учебно-методического оснащения процесса обучения (рабочих программ, дидактических материалов и пр.) с учетом рекомендаций, разработанных рабочей группой ОО и соответствующих внутренних локальных актов организаций.

источник

Особенности ФГОС для детей с ОВЗ.Анализ адаптированной основной образовательной программы. Механизмы реализации ФГОС ОВЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Особенности ФГОС для детей с ОВЗ.Анализ адаптированной основной образовательной программы. Механизмы реализации ФГОС ОВЗ»

Особенности ФГОС для детей с ОВЗ. Анализ адаптированной основной образовательной программы. Механизмы реализации ФГОС ОВЗ октябрь 2016г.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов; региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

Нормативно-правовая база введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Министерства образования и науки РФ

№ 1599 от 19 декабря 2014 года

Министерства образования и науки РФ

№ 1598 от 19 декабря 2014 года

Цель введения ФГОС НОО обучающихся с УО:

Введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем.

ФГОС общего образования для учащихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию

Функции федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

  • максимальное расширение охвата обучающихся с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;
  • каждому обучающемуся с ОВЗ конституционное право на начальное школьное образование вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения образования и вида образовательного учреждения;
  • гарантирует обучающемуся с ОВЗ удовлетворение общих с нормально развивающимися детьми и особых образовательных потребностей, создание оптимальных условий для реализации реабилитационного потенциала;

Функции федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

  • возможность выбора варианта образования, адекватного возможностям обучающегося с ОВЗ, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов, предоставление семье всей полноты информации о диапазоне возможных достижений ребёнка;
  • сопоставимое качество образования обучающихся с ОВЗ на всей территории Российской Федерации;
  • механизм регуляции процесса интеграции / инклюзии обучающихся с ОВЗ;
  • создать условия и стимулировать инновационное развитие отечественной образовательной системы, модернизацию механизмов взаимодействия систем и специалистов общего и специального образования.

Обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться

Это технология обучения в одном классе детей с разными способностями, создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.

Дифференциация специального стандарта образования умственно отсталых детей

  • Образование в 1 варианте несопоставимо по конечному результату с образованием здоровых сверстников
  • Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей (условия обучения, воспитания и развития), включающие в себя:
  • использование адаптированных образовательных программ,
  • специальные методы обучения и воспитания,
  • специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы,
  • Специальную пространственно-временную организацию процесса получения образования

Дифференциация специального стандарта образования умственно отсталых детей

  • НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ, ИМЕЮЩИХ НЕОБХОДИМУЮ КВАЛИФИКАЦИЮ,
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
  • организацию профессионально-трудового обучения

  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и некоторые другие условия.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью включает в себя требования к

структуре адаптированных основных образовательных программ

результатам освоения адаптированных основных образовательных программ

условиям реализации адаптированных основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям

(в том числе соотношению обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему

Стандарт является основой для

  • разработки и реализации образовательной организацией ( самостоятельно ) адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью;

Дифференциация специального стандарта образования умственно отсталых детей

  • Предназначен для детей с легкой степенью умственной отсталости
  • Предназначен для детей с легкой степенью умственной отсталости

  • Предназначен для детей с ТМНР
  • Предназначен для детей с ТМНР

АООП общего образования для учащихся с умственной отсталостью содержит:

  • пояснительная записка
  • планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП образования
  • система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования .

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных

АООП общего образования для учащихся с умственной отсталостью содержит:

  • программа формирования базовых учебных действий
  • программа духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
  • программа внеурочной деятельности
  • программа коррекционной работы с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1)
  • программа работы с семьей обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

АООП общего образования для учащихся с умственной отсталостью содержит:

определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП Организацией и включает:

  • учебный план
  • систему специальных условий реализации основной образовательной программы

  • фиксирует общий объем нагрузки
  • максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся
  • состав и структуру обязательных предметных областей
  • распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам

Формируемая участниками образовательных отношений

  • 1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет);
  • 2 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX классы (10 лет);
  • 3 вариант ― I-IV; V-IX; X-XII (12 лет);
  • 4 вариант ― подготовительный первый (I1)- IV; V-IX; X-XII (13 лет)
  • 2 вариант АООП: (для обучающихся с ТМНР) разновозрастные классы, рассчитанные на 3 года обучения:
  • I ступень – от 7 до 9 лет,
  • II ступень – от 10 до 12 лет,
  • III ступень – от 13 до 15 лет,
  • IV ступень – от 16 до 18 лет

Целевые установки преобразований образовательного процесса

Перечень особых образовательных потребностей данной категории учащихся, предлагаемый стандартом, задает целевые установки преобразований образовательного процесса:

1. Р аннее получение специальной помощи средствами образования и выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

2. Удлинение сроков получения образования;

3. Возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

4. Психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами, другими обучающимися и направленное на установление взаимодействия семьи и организации;

5. Постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.

Помимо этого, для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью и ТМНР выделены следующие особые образовательные потребности:

1. Обеспечение присмотра и ухода за обучающимися;

2.Дозированное расширение образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;

3.Организация обучения в разновозрастных классах (группах);

4.Организация взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи.

  • 1. Оценка готовности образовательных учреждений к реализации определенного вида ФГОС и определенного варианта адаптированных основных или адаптированных программ.
  • 2. Приведение в соответствие с требованиями ФГОС условий реализации адаптированных основных и адаптированных программ в образовательных учреждениях.
  • 3. Получение образовательным учреждением права на реализацию определенного варианта адаптированной программы ФГОС определенного вида.
  • 4. Организация процесса повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих как адаптированные, так и адаптированные основные программы ФГОС определенного вида.
  • 5. Совершенствование нормативного сопровождения внедрения ФГОС.
  • 6. Совершенствование методического и дидактического обеспечения реализации адаптированных программ: создание и издание нового поколения учебников, методических и учебных пособий, прежде всего, по новым позициям примерного учебного плана.
  • 7. Обеспечение мониторинга качества реализации адаптированных основных и адаптированных программ.
  • 8. Создание в регионах, преимущественно на базе образовательных учреждений реализующих адаптированные основные программы, «Ресурсных центров».

Решение о переходе на ФГОС обучающихся с ОВЗ принимается самим учреждением после детального самоанализа результатов подготовительного этапа и вынесения решения о готовности всех компонентов к реализации ФГОС обучающихся с УО.

Модель введения ФГОС ОВЗ обучающихся с УО:

Пять основных направлений деятельности плана действий по обеспечению введения стандарта

нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение введения стандарта

организационное обеспечение введения стандарта

финансово-экономическое обеспечение введения стандарта

кадровое обеспечение введения стандарта

информационное обеспечение введения стандарта

Основной этап внедрения ФГОС НОО для обучающихся с УО

1 .Комплектование контингента учащихся.

2 .Информирование родителей об особенностях и перспективах обучения учащихся с УО.

3 .Осуществление образовательной деятельности в рамках учебной и внеурочной работы.

4 .Текущий мониторинг качества внедрения ФГОС обучающихся с УО, проведение корректировочных мероприятий.

источник