Меню Рубрики

Анализ физической подготовленности детей результаты тестирования

Цель: обследование физического состояния, как отдельного ребенка, так и группы в целом в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

  • Выявить уровень физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.
  • Осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.
  • Упорядочить запись данных, сбор информации.
  • В общей системе образовательной работы МДОУ физическое воспитание занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

    Одним из наиболее важных направлений деятельности старшего воспитателя является педагогический контроль над реализацией программы физического воспитания на основе анализа результатов диагностики физического состояния воспитанников.

    Предложен набор тестовых упражнений и формы отчетной документации, которые позволяют проводить массовое обследование детей в определенные сроки.

    Предложенная система мероприятий по сбору, обработке, анализу информации, оценке и прогнозу состояния здоровья и физического развития детей позволяет отслеживать результаты и своевременно прогнозировать дальнейшую работу.

    Научное философское обоснование.

    Физическое воспитание детей в ДОУ занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье детей, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

    Многочисленные научно-практические исследования выявили тесную взаимосвязь между показателями физического развития, развития двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка (Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович).

    Соответствие современным достижениям педагогики.

    Материал соответствует требованиям государственного стандарта и подобран в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и «Методическими рекомендациями к программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

    В данной работе прослеживается связь между возрастными группами, учитываются возрастные особенности детей 4 — 7 лет. Предложенные задания и тесты рассчитаны на детей средней, старшей и подготовительной к школе групп.

    В данной работе для оценки физического развития ребенка предлагаются контрольные упражнения и двигательные задания (тесты):

    • диагностика физического развития;
    • диагностика физической подготовленности;
    • диагностика двигательной активности;
    • диагностика функционального состояния.

    Преимущество отдается текущим наблюдениям за двигательной деятельностью детей, как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы.

    Использование данного материала позволит провести обследование физического состояния, как отдельного ребенка, так и группы в целом, дать оценку общей картины физического развития детей. Тестирование можно осуществлять как в рамках физкультурных занятий, так и в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий.

    Работа предназначена в первую очередь инструкторам по физической культуре и воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Рассчитано на детей 4 — 7 лет.

    Диагностика физического развития позволяет:

    • получить объективную оценку уровня физического развития и физической подготовленности детей;
    • составить план физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, скорректировать его;
    • осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.

    В детском саду эту систему оценки физического развития используется с 2001 года. За это время усовершенствовалась отчетная документация, доработана система заданий и тестов. Данные тесты прошли широкую апробацию и утверждены Министерством образования РФ, полностью соответствуют анатомо-физиологическим особенностям дошкольников; позволяют прослеживать динамику показателей, дают возможность сравнительного анализа результатов тестирования современных детей с данными прошлых лет.

    В основу диагностики легли разработки кандидата педагогических наук, доцента кафедры методики физического воспитания Уральской государственной академии физической культуры Шармановой С. Б., кандидата педагогических наук, профессора кафедры методики дошкольного воспитания и обучения МПГУ Степаненкова Э. Я.

    Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране. Период дошкольного детства — наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.

    Различают такие критерии диагностики физического развития дошкольников, как учет типа конституции и пола ребенка и оценка по типам приростов показателей физических качеств. Существует также унифицированная методика оценки физического развития. Данные анализа позволяют сделать вывод о том, что практическим работникам ДОУ сложно ориентироваться в этом разнообразии стандартов, по которым не всегда можно реально оценить уровни физической подготовленности детей.

    Вышеизложенное свидетельствует о необходимости разработки единой методики обследования физического состояния дошкольников, включающей комплекс доступных информативных тестов и способов оценки, которые позволят получить достоверные результаты контроля. Вместе с тем требуется учет региональных стандартов физического состояния детей как критерия организации физкультурно-оздоровительной системы в ДОУ, контроля выполнения программных требований по физическому воспитанию.

    Физическое развитие — это динамический процесс (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологическое его созревание в том или ином периоде детства. Всемирная организация здравоохранения определяет физическое развитие как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья детей.

    Порядок диагностики физического развития и физической подготовленности следующий:

    Определение целей и постановка задач.

    Определение критериев оценки уровней физического развития (Приложение 1).

    Разработка плана — программы тестирования детей.

    Подготовка стимульного материала (спортивного оборудования).

    Внесение результатов в «Диагностическую карту» (Приложение 2).

    Обработка и анализ результатов диагностики.

    Распределение детей на группы.

    Оценка физического развития проводится медицинской сестрой ДОУ в присутствии воспитателя группы по общепринятым методикам (В. В. Бунак). Измеряется рост, вес, окружность грудной клетки. Показатели физического развития детей 3 — 6 лет разработаны (Приложение 3).

    Длина тела у дошкольников служит одним из критериев уровня соматической зрелости, а также является основанием для правильной оценки массы тела и окружности грудной клетки. Масса тела (вес) отражает степень развития костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки. При диагностике физического развития дифференцируются группы детей с гармоничным развитием и отклонением в нем.

    Оценка физического развития проводится 2 раза в год (сентябрь, май). Результаты обследования заносятся в «Диагностическую карту», в которой отражены данные физического развития и показатели физической подготовленности ребенка. Карта заводится на каждого ребенка и ведется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду.

    Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, метание), развития физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость), а также функцией равновесия, координационными способностями. Оценка физической подготовленности — это целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности.

    Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в том числе физических качеств.

    К числу основных физических качеств относят гибкость, различные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу), скоростные качества (быстроту), их сочетание (скоростно-силовые качества), ловкость, а также координационные способности (Приложение 4).

    Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

    Бег. С дошкольниками проводят бег на дистанцию 30м, при этом фиксируется время пробегания дистанции (как одного из показателей общей физической подготовленности) и отмечаются качественные особенности бега у каждого из детей. По команде «Марш!» дети с высокого старта бегут до флажка или ленты, которые размещаются на 2-3м дальше финишной линии. Это предупреждает снижение скорости перед финишем.

    С началом движения ребёнка включается секундомер. Останавливается он после пересечения ребёнком линии финиша. Поочерёдно пробегают дистанцию все дети. Затем даётся вторая попытка, В которой дети бегут в том же порядке, в котором бежали в первый раз. В протоколе фиксируется время бега в каждой из попыток, а также записываются качественные особенности положений туловища, координации рук и ног, «полёта», прямолинейность бега у каждого из детей.

    4 года 6 лет
    Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики
    10,7-8 10,5-8 9,8-8,3 9,2-7,9 7,5-7,8 7,0-7,3

    Метание на дальность. Обследование дальности метания следует производить на асфальтовой дорожке, шириной не менее 3м и длиной 15-20м. Дорожка побуждает к большей точности броска в заданном направлении. Предварительно она размечается (мелом) поперечными линиями через каждые 0,5м. На концах линии с обеих сторон дорожки ставятся порядковые цифры, отражающие число метров от линии броска. Размеченное расстояние должно быть в полтора раза больше среднего возрастного показателя дальности метания. Предварительно всем детям необходимо полностью объяснить задание, младшим — показать, как нужно выполнять. Ребёнок производит три броска каждой рукой, замер осуществляется после каждого броска. Метают дети мешочки весом 200г. В протоколе наряду с количественными отмечаются и качественные показатели отдельных элементов техники движения:

    • исходное положение вполоборота к направлению метания;
    • наличие замаха;
    • перенос центра тяжести во время замаха на стоящую сзади полусогнутую ногу;
    • перенос центра тяжести на стоящую впереди ногу во время броска;
    • энергичный бросок с последующим сопровождением рукой предмета (мешочка).
    4 года 5 лет 6 лет
    Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики
    Пр. Лев. Пр. Лев. Пр. Лев. Пр. Лев. Пр. Лев. Пр. Лев.
    2,4-3,4 1,8-2,8 2,5-4,1 2,0-3,4 3,0-4,4 2,5-3,5 3,9-5,7 2,4-4,2 4,0-4,6 4,0-4,4 6,7-7,5 5,8-6,0

    Прыжок в длину с места. Для проведения прыжков нужно создать необходимые условия, то есть положить мат и сделать вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей целесообразно на определённом расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместить три флажка и предложить ребёнку прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполняется три раза, фиксируется лучшая из попыток.

    Прыжок выполняется в заполненную песком яму ил на взрыхлённый грунт. Дети выполняют прыжок по очереди. Каждый ребёнок выполняет три прыжка подряд без интервалов. Детям младшего дошкольного возраста перед началом прыжков необходимо показать движения. Старшие дошкольники прыжок выполняют самостоятельно, но обследующий в зависимости от качества прыжка оценивает его, стимулируя ребёнка прыгнуть ещё дальше. Измерение длины прыжка производится от линии отталкивания до места приземления пятки с точностью до 1см. В протокол заносятся результаты всех трёх попыток, в обработку берётся лучший результат.

    Качественные показатели прыжка в длину с места фиксируются по основным элементам движения: подготовка к прыжку — туловище слегка наклонено вперёд, руки в меру отведены назад; отталкивание — энергичный толчок одновременно двумя ногами, взмах руками вперёд-вверх в момент отталкивания; полет — в начале полёта ноги согнуты, перед приземлением выносятся вперёд; приземление — мягкое приземление на прямые ноги с перекатом с пятки на носок, сохранение равновесия.

    4 года 6 лет
    Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики
    55-93 60-90 95-104 100-110 111-123 116-123

    В таблице представлены данные по основным физическим параметрам в количественном и процентном отношении.

    Показатели физической подготовленности

    Год Кол-во детей Вид движений
    Бег, 30 м Прыжки в длину Метание
    Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
    2006 90 5

    (5,6%)

    80 (88,8%) 5 (5,6%) 2 (2,3%) 85 (94,4%) 3 (3,3%) 21 (23,3%) 69 (76,7%) 2007 102 5

    (4,9%)

    90 (88,2%) 7 (6,9%) 6 (5,9%) 89 (87,2%) 7 (6,9%) 7 (6,9%) 92 (90,2%) 3 (2,9%) 2008 110 3 (2,7%) 88 (80%) 19 (17,3%) 1 (0,9%) 93 (84,6%) 16 (14,5%) 16 (14,5%) 92 (83,6%) 2 (1,9%) 2009 111 5 (4,5%) 104 (93,7%) 2 (1,8%) 5 (4,5%) 99 (89,2%) 7 (6,3%) 13 (11,7%) 97 (87,4%) 1 (0,9%)

    Результаты бега, прыжков и метание можно построить в виде диаграммы. (Приложение 5)

    По результатам тестирования инструктор прослеживает динамику усвоения программы по физическому воспитанию каждым ребенком (Приложение5). В сводной таблице отслеживаются уровни усвоения программы (высокий, средний, низкий). Затем выводится средний показатель группы, выраженный в процентном отношении, детского сада в целом.

    Общий % освоения программы по физическому воспитанию

    По итогам года специалист составляет годовой отчет. Форма отчета постоянно совершенствуется. Результаты заслушиваются на итоговом педсовете.

    Результаты диагностики считаются точкой отчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания. Выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у детей позволяет определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального физического развития каждого ребенка.

    источник

    Оценка физического развития на первом этапе проводилась медицинской сестрой ДОУ в присутствии воспитателя группы по общепринятым методикам (В. В. Бунак) [9]. Измерялся рост, вес. Результаты сведены в таблицу (таблица 1).

    Результаты измерения физических параметров дошкольников

    Из данных таблицы видно, что в целом наблюдаемая группа физически развита. Рост дошкольников 4-5 лет колеблется от 95 до 104 см, что близко к норме. Вес дошкольников также является нормальным и колеблется от 16,5 до 23 кг. В группе 54% практически здоровых детей и 46% детей, имеющих отклонения в состоянии развития. У 23% детей есть нарушение осанки. Наиболее распространенными заболеваниями являются: инфекции дыхательных путей и желудочно-кишечные расстройства. Также в результате наблюдения отмечено, что у Вити К. и Тани М. есть нарушение зрения.

    Читайте также:  Анализ психологических тестов для детей

    Для тестирования физических качеств дошкольников использовались контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

    1. Бег. С дошкольниками проводили бег на дистанцию 30м, при этом фиксировали время пробегания дистанции (как одного из показателей общей физической подготовленности ) и отмечали качественные особенности бега у каждого из детей. По команде «Марш!» дети с высокого старта пробегали до флажка или ленты, которые размещался на 2-3м дальше финишной линии.

    С началом движения ребёнка включался секундомер. Останавливался он после пересечения ребёнком линии финиша. Все дети пробегали дистанцию поочередно. Затем была вторая попытка, в которой дети пробегали в том же порядке, в котором бежали в первый раз. В протоколе фиксировалось время бега в каждой из попыток, а также записывались качественные особенности положений туловища, координации рук и ног, «полёта», прямолинейность бега у каждого из детей.

    Нормы для дошкольников 4 лет: девочки — 8-10,7 с..; мальчики — 8-10,5 с.; для дошкольников 5 лет: девочки — 8,3-9,8с..; мальчики — 7,9-9,2с. Результаты тестирования приведены в таблице (таблица 2).

    Результаты по бегу (30 м) среди испытуемых 4-5 лет

    Уровень физической подготовленности

    Таким образом, видим, что по результатам бега физическую подготовленность на высоком уровне показали 30 % дошкольников, на среднем уровне — 35%, и низкий уровень по бегу показали 35% дошкольников.

    2. Метание на дальность. Обследование дальности метания производилось на асфальтовой дорожке, шириной не менее 3м и длиной 15-20м. Предварительно она была размечена (мелом) поперечными линиями через каждые 0,5м. На концах линии с обеих сторон дорожки были поставлены порядковые цифры, отражающие число метров от линии броска. Размеченное расстояние должно быть в полтора раза больше среднего возрастного показателя дальности метания.

    Предварительно всем детям полностью объяснялось задание, показывалось, как нужно выполнять. Дети производили три броска каждой рукой, замер осуществлялся после каждого броска. Мешочки весом 200г. Нормы для дошкольников 4 лет: девочки (правая) — 2,4-3,3; девочки (левая)- 1,8-2,8; мальчики (правая)-2,5-4,1, мальчики (левая) — 2,0-3,4. Для дошкольников 5 лет: девочки (правая)-3,0-4,4, девочки (левая) -2,5-3,5; мальчики (правая)-3,9-5,7, мальчики (левая)- 2,4-4,2. Результаты тестирования представлены в таблице (таблица 3).

    Результаты метание мешочка с песком (200 г) вдаль (м)

    Уровень физической подготовленности

    Таким образом, видим, что по метанию высокий уровень физический подготовленности показали 25% дошкольников, средний уровень показали 40% дошкольников, и низкий уровень — 35% дошкольников.

    3. Прыжок в длину с места. Для проведения прыжков положили мат и сделали вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей на определённом расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместили три флажка и предложили детям прыгнуть до самого дальнего из них. Замерялись результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполнялся три раза, фиксировалась лучшая из попыток.

    Прыжок выполнялся в заполненную песком яму на взрыхлённый грунт. Дети выполняли прыжок по очереди. Каждый выполнял три прыжка подряд без интервалов. Измерение длины прыжка производилось от линии отталкивания до места приземления пятки с точностью до 1см. В протокол заносили результаты всех трёх попыток, в обработку брали лучший результат.

    Качественные показатели прыжка в длину с места фиксировались по основным элементам движения: подготовка к прыжку — туловище слегка наклонено вперёд, руки в меру отведены назад; отталкивание — энергичный толчок одновременно двумя ногами, взмах руками вперёд-вверх в момент отталкивания; полет — в начале полёта ноги согнуты, перед приземлением выносятся вперёд; приземление — мягкое приземление на прямые ноги с перекатом с пятки на носок, сохранение равновесия. Нормы для дошкольников 4 лет: девочки — 55-93см, мальчики 60-90см; для 5-летних дошкольников: девочки -95-104 см, мальчики — 100-110 см. Результаты представлены в таблице (таблица 4).

    источник

    Анализ тестов и нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для детей дошкольного возраста

    Дата публикации: 02.12.2016 2016-12-02

    Статья просмотрена: 394 раза

    Даниленко С. В., Юдина Н. М. Анализ тестов и нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 28-30. — URL https://moluch.ru/archive/127/35332/ (дата обращения: 03.06.2019).

    В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, Указом Президента России от 24 марта 2014 года введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Наделен этот комплекс важнейшей функцией — он является программной и нормативной основой физического воспитания населения. Именно поэтому комплекс ГТО ориентирован на людей в возрасте от 6 лет и до более 70 лет, и включает 11 ступеней.

    I ступень ГТО предназначена для детей в возрасте 6–8 лет. И если все восьмилетние дети и большая часть семилеток обучаются в общеобразовательных школах, то другая их часть и почти все шестилетние дети в этом возрасте проходят обучение в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Соответственно за подготовку их к сдаче норм ГТО I ступени отвечают ДОУ.

    Все образовательные учреждения в нашей стране, включая и дошкольные, обязаны все свои учебные программы по физической культуре привести в соответствие не только с содержанием комплекса ГТО, но и с его нормативными показателями. Это одна из причин, которая обусловливает разработку специальной Программы физической подготовки дошкольников.

    Это первая причина, которая обусловила разработку методических рекомендаций.

    Вторая причина их разработки заключается в том, что, исходя из программно-нормативной функции комплекса ГТО, все образовательные учреждения в нашей стране, включая и дошкольные, обязаны свои учебные программы по физической культуре и планы внеучебных физкультурно-спортивных мероприятий привести в соответствие не только с содержанием комплекса ГТО, но и с его нормативными показателями.

    Третья причина разработки данным методических рекомендаций заключается в том, что сам факт сдачи нормативов и награждение дошкольника значком ГТО I ступени является одним из сильнейших стимулов формирования устойчивого интереса, мотивации и потребностей в здоровом образе жизни.

    Большинство специалистов (Л. Антониди, Л. А. Гордон, М. А. Рунова, и др.) считают, что, чем младше ребенок, тем большую роль в мобилизации его умственной активности, организации деятельности, стремлении к получению знаний играет интерес, в том числе и к двигательной активности.

    Дошкольная педагогика справедливо отмечает то, что интересно и понятно детям, усваивается ими легче, быстрее и прочнее. Интерес к содержанию разучиваемых двигательных упражнений, особенно связанных с требованиями ГТО I ступени, вызывает у детей эмоциональный подъем. В связи с этим повышается внимание, усиливается стремление выполнять задание качественно. Таким образом, возникающие при обучении интерес, эмоции и связанное с этим сознательное отношение к своей деятельности является благоприятным условием для образования устойчивого положительного отношении к физическим упражнениям, к двигательной активности, как основы здорового образа жизни.

    Четвертая причина заключается в том, что при разработке любой методики физической подготовки необходимо учитывать особенности физического развития и уровня физической подготовленности каждой конкретной группы детей. Здесь усредненный подход неприемлем.

    Поэтому мы провели анализ тестов и нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для детей 6–8 лет.

    Для детей в возрасте 6–8 лет I ступень комплекса ГТО включает 4 вида обязательных тестов и 4 вида тестов по выбору.

    Первый обязательный тест — челночный бег 3х10 м или бег на 30 м. Эти испытания предусмотрены как для мальчиков, так и для девочек. Данный тест направлен на определение уровня развития и оценку скоростных возможностей детей 6–8 лет.

    Если бег на 30 м. как тест, определяющий скоростные возможности детей, не вызывает вопросов, то челночный бег 3х10 м в большей мере выявляет координационные способности, чем скоростные возможности.

    Второй обязательный тест — смешанное передвижение на дистанции 1 км. Здесь также не предусмотрено гендерных различий. Этот тест представляет собой чередование бега и ходьбы на ровной дорожке, имеющей разметку для точного определения длины преодолеваемой дистанции. При помощи данного теста предполагается определить уровень развития выносливости.

    Третий обязательный тест направлен на определение уровня развития силы. Тест включает несколько испытаний, которые для мальчиков и девочек несколько различны. Так, для мальчиков предусмотрено три разновидности теста: подтягивание из виса на высокой перекладине; подтягивание из виса лежа на низкой перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. Для девочек есть всего две разновидности испытаний: подтягивание из виса лежа на низкой перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.

    Данный тест и все его разновидности не в полной мере выявляют силовые способности в чистом их виде, так как не предусматривают проявления максимальных усилий. Эти испытания в большей степени определяют силовую выносливость, чем силу.

    Четвертый обязательный тест — наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу. Этот тест направлен на определение уровня развития гибкости как мальчиков, так и девочек.

    Таким образом, обязательные тесты комплекса ГТО I ступени предусматривают определение уровня развития у детей 6–8 лет четырех базовых физических способностей: быстроты, силы, выносливости и гибкости. Тем не менее, некоторые из них не вполне информативны.

    Первый тест по выбору — прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Данный тест предполагает выявление уровня развития скоростно-силовых возможностей. Выполняют его как мальчики, так и девочки.

    Второй тест по выбору — метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м. Данный тест направлен на определение и оценку уровня развития координационных способностей. Его также выполняют как мальчики, так и девочки.

    Третий тест по выбору зависит от природно-климатических условий проживания детей. Если это снежные районы, то тогда в качестве испытания они выполняют бег на лыжах на дистанциях 1 или 2 км. В бесснежных районах детям предлагается альтернатива в виде смешанного передвижения на 1,5 км по пересеченной местности. Данный тест и его разновидности ориентированы на определение уровня развития выносливости как мальчиков, так и девочек.

    Четвертый тест по выбору — плавание без учета времени. Этот тест предусматривает оценку владения детьми жизненно необходимым двигательным навыком — плаванием. Здесь важно продемонстрировать не результат, а умение держаться на воде и навык перемещения в водной среде.

    И так, из четырех предлагаемых тестов по выбору один из них направлен на оценку двигательного навыка прикладного характера, один на определение уровня развития скоростно-силовых качеств, один на определение уровня развития координационных способностей, и один — на оценку выносливости.

    Таким образом, из восьми тестов комплекса ГТО I ступени для детей 6–8 лет половина из них направлена на определение у них выносливости и координационных способностей (по два, в сумме четыре). То есть, судя по содержанию предлагаемых испытаний, для детей в возрасте 6–8 лет наиболее значимыми при оценке их уровня общей физической подготовленности является выносливость и координационные способности.

    Предназначены методические рекомендации, прежде всего, для дошкольников подготовительных групп. Но, основные их положения могут с успехом быть реализованы и в старших группах, когда дети достигают 6-ти летнего возраста.

    Хотя в обязательном порядке у них также должна оцениваться еще сила и гибкость. Но, для того чтобы стать обладателем значка любого достоинства требуется продемонстрировать умение плавать или показать определенный уровень развития скоростно-силовых качеств.

    Результаты тестирования физической подготовленности детей старшей иподготовительной группы.

    В качестве тестов физической подготовленности детей 5–7 лет, общепринятых в нашей стране для дошкольных образовательных учреждений, были использованы только те, которые полностью совпадали с испытаниями I ступени комплекса ГТО, или же те, которые по своей структуре были очень к ним близки.

    Итак, для определения уровня физической подготовленности дошкольников проводили три теста: бег 30 м; прыжок в длину с места; бросок предмета весом 80 г на дальность. Если первые два теста идентичны испытаниям комплекса ГТО, то третий схож с ними только по структуре, так как вес предмета несколько больше (в испытаниях теннисный мяч весом 57 г), и фиксируется дальность броска, а не точность попадания в цель.

    Тестирование физической подготовленности проводилось в каждой группе дважды: в начале образовательного цикла (сентябрь) и по его окончанию (июнь).

    Анализ результаты тестирования показал, что уровень физической подготовленности девочек и мальчиков возрасте 5–7 лет практически одинаковый в проявлениях скоростных и скоростно-силовых способностей. В результатах броска предмета 80 г на дальность мальчики в обеих группах опережают девочек. На наш взгляд, это связано, прежде всего, с тем, что умение бросать предметы у мальчиков сформировано лучше, чем у девочек. То есть, не уровень развития скоростно-силовых способностей здесь играет ведущую роль, а координационные способности, способствующие согласованной работе звеньев руки, туловища и ног при бросках и метании предметов на дальность.

    Читайте также:  Анализ пцр у детей гепатит с

    Следует отметить и еще один аспект. За девять месяцев регулярных занятий в данном дошкольном образовательном учреждении средняя прибавка результатов в обеих группа, как мальчиков, так и девочек, составляет в беге на 30 м от 6,0 до 10,5 %, в прыжках в длину с места — от 5,0 до 16,4 %, в бросках предмета на дальность — от 11,4 до 36,2 %. То есть, в возрасте от 5 до 7 лет у детей меньше всего увеличиваются скоростные способности, затем скоростно-силовые способности, и лучше всего — координационные способности.

    1. Антониди Л. Роль интереса в воспитании положительного отношения к труду // Дошкольное воспитание. — 1986. — № 12. — С.20–23.
    2. Бабушкин Г. Д., и соавт. Психология физического воспитания: Учебно-методическое пособие. — Омск, 1997. — 135 с.
    3. Гордон Л. А. Потребности и интересы // Советская педагогика. — 1988. — № 8. — С. 32–36.
    4. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1986. — С. 228–229.
    5. Рунова М. А. Двигательная активность старших дошкольников и её регулирование // Дошкольное воспитание. — 1984. — № 3. — С. 25–27.
    6. Чернышенко Ю. К., Дворкин Л. С. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста. — Краснодар, 1997. — 189 с.

    источник

    Материал по физкультуре на тему:
    Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Какие показатели, выявляющие состояние здоровья, предполагает про­грамма комплексной оценки физических возможностей дошкольников? Наличием каких двигательных навыков и физических качеств у детей характеризуется их физическая подготовленность?

    Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

    В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в до­школьном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются дви­жения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

    Одним из наиболее важных направлений деятельности старшего воспитателя является педагогический контроль над реализацией про­граммы физического воспитания на основе анализа результатов диа­гностики физического состояния воспитанников.

    Показатели, выявляющие состояние здоровья.

    Программа комплексной оценки физических возможностей до­школьников предполагает анализ показателей, позволяющих опреде­лить состояние здоровья:

    · основные функциональные параметры;

    · развитие двигательной сферы.

    Комплексное изучение данных показателей позволяет осущест­влять целостный подход к вопросу гармоничного физического разви­тия детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя. Многочисленные научно-практические исследования выявили тесную взаимосвязь между показателями фи­зического развития, развития двигательной сферы и функциональны­ми возможностями организма ребенка.

    Базовые критерии оценки состояния здоровья детей

    Оценка состояния здоровья детей основывается на четырех базовых критериях:

    · наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний;

    · уровень функционального состояния основных систем орга­низма (сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата и мышечной системы и пр.);

    · степень сопротивляемости организма неблагоприятным вне­шним воздействиям;

    · уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

    В ходе медицинского обследования определяются масса и длина тела, окружность грудной клетки, гармоничность телосложения, сила левой и правой кисти руки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), а также артериальное давление (АД) и частота сердечных сокращений в покое (ЧСС). Измерения параметров состояния здоровья и физического развития и их оценка проводятся специалистами органов здравоохра­нения.

    Помимо состояния здоровья, росто-весовых показателей и неко­торых функциональных данных для наиболее полной характеристики физического состояния дошкольников важно определение их физи­ческой подготовленности. Уровень физической подготовленности отражает в первую очередь эффективность организации процесса физического воспитания в результате внедрения программ, здоровье-сберегающих технологий и инноваций. Вопросу контроля над дина­микой физической подготовленности детей старший воспитатель дол­жен уделять в своей работе самое пристальное внимание.

    Физические качества и двигательные навыки у детей.

    Физическая подготовленность детей характеризуется совокуп­ностью сформированных двигательных навыков и основных физиче­ских качеств.

    Физическими (двигательными) качествами называются отдель­ные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных дейст­виях — основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье, мета­нии), игровых, спортивных занятиях.

    Одно и то же качество может определять успех в выполнении разных действий. Например, способность к быстроте движений поз­воляет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде. А кратковремен­ные силовые напряжения необходимы в прыжках, лазанье, при мета­нии предметов.

    Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если формирование двигатель­ных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития дви­гательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закрепле­нию неправильных навыков выполнения движения.

    Для выполнения ряда движений детям дошкольного возраста необходим определенный уровень развития быстроты, ловкости, силы, выносливости. Без этого движениям детей, несмотря на их разнооб­разие, не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организма.

    Уровень физической подготовленности во многом отражает воз­можности функциональных систем организма. Лучшие показатели физических качеств (например, быстроты) отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоцио­нальном фоне. В свою очередь при накоплении в организме усталости или при отрицательных эмоциях заметно снижаются частота движе­ний и их скорость, двигательная реакция замедляется, увеличивается число неточных движений, особенно сложно координированных.

    Объективность оценки физической подготовленности во много определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в т. ч. физических качеств. Наиболее важными из этих особенностей являются их обусловленность незавершенностью формирования физиологических структур организма и наличие в динамике физического развития ребенка чувст­вительных к внешним воздействиям периодов. Характерными для дошкольников считаются также большая изменчивость пропорций тела и неравномерность развития функциональных систем организме. Все это диктует необходимость реализации строго соответствующих возможностям детей методов обучения и диагностики развития дви­гательных навыков и физических качеств.

    Характеристика основных физических качеств.

    К числу основных физических качеств относят гибкость, различ­ные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу), скоро­стные качества (быстроту), их сочетание (скоростно-силовые качест­ва), ловкость, а также координационные способности.

    Гибкость определяет степень подвижности опорно-двигательно­го аппарата и имеет особое значение для здоровья. Способность вы­полнять повороты и круговые движения в суставах тела свидетель­ствует о хорошем физическом состоянии человека. Показателем гиб­кости служит наибольшая амплитуда движения.

    Быстрота — способность человека совершать двигательные дейс­твия в максимально короткий отрезок времени. Она относится к чис­лу консервативных, т. е. трудно развиваемых, качеств человека. Раз­витие быстроты во многом зависит от природных данных, часто пере­даваемых по наследству.

    Выносливость является одним из важнейших физических ка­честв человека, характеризующих его физическое состояние. Она тесно связана с уровнем развития кардиореспираторной системы организма и уровнем общей работоспособности. Это качество обес­печивает длительность выполнения работы без снижения ее интен­сивности и эффективности. Различают два вида выносливости: общую и специальную. Общая выносливость — способность долго выполнять физическую работу с участием большинства мышечных групп. Спе­циальная выносливость — способность долго выполнять физическую работу, направленную на определенную двигательную деятельность, с участием определенной группы мышц.

    Сила — взаимодействие психико-физиологических процессов организма человека, позволяющих преодолевать внешнее сопротив­ление за счет мышечных усилий. Качество силы выражается через совокупность силовых способностей. Различают собственно-силовые способности (статическая сила), которые проявляется при статиче­ской работе (мышцы при этом не изменяют свою длину), и скоростно-силовые способности.

    Важнейшим фактором, от которого в решающей мере зависят успешность обучения новым двигательным действиям и совершен­ствование ранее разученных упражнений, является координация Под координационными качествами понимается способность быстро согласовывать отдельные двигательные действия в меняющихся усло­виях, выполнять движения точно и рационально.

    Ловкость — более общее по сравнению с координацией понятие. Это комплексное качество обеспечивает рациональное и быстрое выполнение движений в меняющихся условиях.

    Критерии и методы оценки физической подготовленности детей

    Оценку физической подготовленности следует рассматривать не как единовременное мероприятие, а как целостный процесс, орга­нически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физиче­ской подготовленности.

    Текущие наблюдения проводятся воспитателем групп и воспита­телем по физической культуре под руководством старшего воспита­теля. Важность наблюдений за двигательной деятельностью детей как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы объясняется тем, что они позволяют отметить разно­образие видов и способов выполнения движений, учитывать особен­ности эмоционально-мотивационной и познавательной сфер развития.

    Особенно важно наблюдение за детьми малоподвижными, замкнутыми, отстаю­щими в физическом развитии, и, наобо­рот, за гиперактивными детьми, с повы­шенной возбудимостью. Этот анализ даст достаточно объективную информацию не только о двигательных умениях отде­льных детей и группы в целом, но и о ру­ководстве воспитателя процессом физи­ческого развития.

    Текущие педагогические наблюде­ния — это лишь часть комплексной диа­гностики физической подготовленности. Проведенный анализ научно-методиче­ской литературы и обобщение опыта ра­боты с детьми дошкольного возраста по­казывают, что в практике физического воспитания детей-дошкольников широко используются контрольные упражнения и двигательные задания (тесты), по ре­зультатам выполнения которых оценива­ются различные стороны физической подготовленности детей от 4 до 7 лет.

    Быстрота определяется временем пробегания отрезков дистанции 10 м с ходу (с), 30 м — с высокого старта, час­тотой движений.

    Об уровне развития скоростно-силовых способностей у дошкольников су­дят по результатам прыжка с места (см), по длине и высоте прыжков с разбега (см), прыжка вверх с места (см); по приседанию за 20 с (количество раз); подъему туловища из положения лежа в течение 10 с (количество раз) и др.

    В практике работы с дошкольниками для оценки общей выносливости, как правило, используются две группы двигательных заданий: преодоление разных по длительности дистанций (90-150 м) и функци­ональные пробы (20 приседаний за 30 с).

    Для определения силы применяют методику ручной динамомет­рии (кг); становой динамометрии (кг); подтягивание на перекладине (количество раз); бросок набивного мяча из-за головы, сидя ноги врозь (м); вис на согнутых руках (с, мин).

    Из всех двигательных заданий, характеризующих динамическую силу мышц брюшного пресса, наиболее предпочтительным для детей 4-7 лет считается поднимание туловища в сед из положения лежа на спине и обратно, руки скрещены на груди.

    Ловкость выявляется по времени челночного бега по прямой, выполняемого с двумя поворотами (общая дистанция — 30 м), и беге змейкой между предметами (дистанция бега — 10м). Челночный бег — многоструктурное двигательное действие, и его результат опосредован в большей степени ловкостью.

    Для оценки гибкости используются тесты на наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке, поднимание туловища из положения лежа на спине и др. Двигательное задание на определение подвижности суставов не может являться интегральным показателем гибкости, так как подвижность в одном суставе не всегда коррелирует с подвижностью в другом.

    Оценка функции равновесия производится по выполнению раз­ных заданий. Статическое равновесие можно определить по продол­жительности стояния в пределах 3 мин в положении «носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги, стопы расположены на этой прямой линии, вес тела равномерно рас­пределен на обе ноги, руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед». Фиксируются длительность стояния в секундах, а также не­которые качественные показатели выполнения задания: расположе­ние ног, характер балансирования.

    Для оценки функции статического равновесия предлагаются и другие задания: удерживать позу, стоя на одной ноге; устоять на нос­ках с закрытыми глазами в течение 10 с и др. Для оценки динамиче­ского равновесия используется ходьба по гимнастической скамейке (по узкой стороне).

    Во многих образовательных программах для оценки физической подготовленности дошкольников содержится достаточно вариативная система показателей развития двигательных навыков и основых фи­зических качеств, которая может включать в себя как серию базовых, так и блок дополнительных параметров физической подготовленности. В приложении представлены показатели физического развития, пред­лагаемые в ряде утвержденных образовательных программ для оцен­ки физической подготовленности детей старшего дошкольного воз­раста.

    Общероссийская система мониторинга.

    В настоящее время в дошкольных учреждениях различных горо­дов России (Москва, Санкт-Петербург, Нальчик, Иркутск, Казань, Мурманск, Тула и др.) проводится оценка физической подготовлен­ности детей по программе общероссийской системы мониторинга.

    Мониторинг представляет собой систему меро­приятий по наблюдению, анализу, оценке и прогно­зу состояния здоровья и физического развития детей на достаточно продолжительном отрезке времени. Как непрерывный процесс наблюдения за детьми, мониторинг позволяет фиксировать раз­личные показатели физической подготовленности в определенные моменты, своевременно оцени­вать характер их изменений, осуществлять про­гноз и предупреждать нежелательные тенденции в физическом развитии детей.

    Читайте также:  Анализ психического здоровья детей и подростков

    В отличие от текущего педагогического кон­троля система мониторинга имеет четко заданный для всех типов и видов образовательных учрежде­ний единый набор тестовых упражнений и форм отчетной документации, что позволяет проводить массовое обследование дошкольников в опреде­ленные сроки.

    В таблице 1 приведены тесты общероссий­ской системы мониторинга в части, исполняемой воспитателями по физическому воспитанию.

    Учреждения образования, участвующие в столичном мониторинге, организуют тестирова­ние дошкольников по программе, представленной в табл. 2.

    Отличительной особенностью мониторинга в учреждениях дошкольного образования Моск­вы является полный переход на автоматизиро­ванные формы обработки и сдачи результатов тестирования.

    Проведенный в начале 2006 г. анализ резуль­татов тестирования физической подготовленности детей в Москве показал, что среди обследованных детей обоего пола (1858 человек) численность груп­пы «риска» на различных возрастных ступенях уменьшилась до 24-20%. Наибольшие затруднения при выполнении тестов выявлены у мальчиков и девочек лишь в тесте «бег на 30 м» (быстрота, скорость). С этим тестом не справились соответственно 25% мальчиков и 22% девочек.

    Тестирование уровня физической подготовленности детей

    Представляется, что наиболее объективными и интегральными пока­зателями уровня развития физической подготовленности детей явля­ются количественные и качественные результаты выполнения опре­деленных двигательных заданий:

    · прыжок в длину с места с приземлением на обе ноги одновре­менно. Это самый популярный тест для исследования скоростно-силовых способностей мышц ног. Результаты выполне­ния прыжка обладают высокой информативностью, что де­лает его приемлемым для проведения массового обследования физической подготовленности детей дошкольного возраста

    • бросок мяча весом 1 кг (медбола) вдаль двумя руками изположе­ниястоя. Выполнение этого движения из положения стоя свя­зано с активным включением в работу группы крупных мышц туловища. Как показывает практика, выполнение теста вызывает затруднения у детей 4-5 лет, хотя 6-7-летние дети в основа справляются с этим заданием без посторонней помощи;
    • бег по прямой с высокого старта на 30 м (для оценки быст­роты);
    • бег змейкой между предметами, расположенными на рассто­янии между собой в 1 м, общая дистанция бега — 10 м (для оценки ловкости);
    • сохранение статического равновесия, стоя на линии — пятка
      одной ноги примыкает к носку другой ноги (от 15-20 с);
    • подбрасывание и ловля мяча двумя руками (15 раз, диаметр мяча 15-20 см);* метание вдаль мешочков с песком весом 150—200 г удобной рукой (5-8 м);
    • наклон вперед из положения сидя (5-7 см за линию пяток).

    В качестве дополнительных тестов можно рекомендовать:

    · исследование мышечной силы правой и левой кисти;

    · непрерывный бег в медленном темпе в течение 3 мин;

    · подъем туловища в сед за 30 с (8—10 раз).

    Данные тесты прошли широкую апробацию в ДОУ различного вида; утверждены Министерством образования РФ; полностью соот­ветствуют анатомо-физиологическим особенностям дошкольников; имеют минимум медицинских противопоказаний; не требуют больших временных затрат; позволяют прослеживать динамику показателей, дают возможность сравнительного анализа результатов тестирования современных детей с данными прошлых лет.

    Для обеспечения объективности результатов обследования необ­ходимо знать определенную последовательность выполняемых дейст­вий по организации и проведению тестирования. Строгая регламен­тации процесса оптимизирует достижение основных задач диагнос­тики, а именно:

    · определение исходного уровня двигательных умений и физи­ческих качеств каждого ребенка и группы в целом («зоны бли­жайшего развития»);

    · изучение динамики состояния развития двигательных навы­ков и качеств детей;

    · разработка программы физкультурно-оздоровительных и коррекционных мероприятий.

    В соответствии с новыми санитарными правилами для детского сада тестирование физической подготовленности детей проводит инструктор по физической культуре. Методист или старший воспита­тель должен контролировать его проведение. Воспитатели групп ока­зывают необходимую помощь в организации этой работы. Как правило, медицинская сестра осуществляет наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного задания.

    Для проведения в одной возрастной группе необходимо присут­ствие не менее двух человек (один педагог регистрирует результаты, другой — объясняет двигательные задания). Очень важно четко и правильно заполнить протокол тестирования.

    Организация и проведение программы тестирования невозмож­ны без ряда согласований, в частности, с руководителем образователь­ного учреждения. Целью данного взаимодействия является составле­ние расписания обследования дошкольников по группам, уточнение списков, распределение обязанностей педагогического коллектива и медицинского персонала (сопровождение детей, регистрация ре­зультатов и пр.).

    Необходимо учитывать, что инструктор по физической культуре должен в совершенстве овладеть методикой тестирования до начала основного обследования. Старшему воспитателю целесообразно про­верить степень готовности педагога и в случае необходимости про­вести консультации на эту тему.

    Для определения исходного уровня физической подготовленно­сти детей оптимальным считается период с 15 сентября по 15 октября. Для обследования динамики развития двигательных навыков тести­рование следует проводить два раза в год: в начале учебного года — в сентябре, когда группа уже укомплектована полностью, и в конце года — в апреле —мае.

    Тестирование можно осуществлять как в рамках занятий по физи­ческой культуре, так и в процессе физкультурно-оздоровительных ме­роприятий. Всем выполняемым упражнениям должна предшествовать разминка, которая включает ходьбу, бег, дыхательные подготавливаю­щие упражнения. Ребенку следует давать одну-две пробные попытки с настройкой на максимальный результат во время последней. В прото­колы вносится лучший результат.

    Целесообразно разделить показа­тели физической подготовленности по половозрастным группам с указанием возраста (месяц, год) и пола детей (маль­чики и девочки).

    Для получения объективных дан­ных первичное и повторное обследова­ния должны осуществляться в одинако­вых условиях. Если скорость бега в пер­вый раз измерялась на участке, то вто­ричное обследование бега проходит там же. Обследование происходит в утрен­нее время во время занятий по физиче­ской культуре и на прогулке.

    Необходимым требованием долж­ны отвечать и условия, в которых вы­полняются обследования: наличие спе­циального оборудования, ямы для прыж­ков, грунтовой дорожки для бега.

    Обязательно следует четко соблю­дать методику тестирования. Заранее отрабатывается единая методика подачи команд.

    Результат теста засчитывается, ес­ли ребенок справился с заданием в со­ответствии с методикой.

    Во время выполнения тестовых заданий недопустимы коммента­рии и разбор ошибок детей со стороны педагогов. Они должны рас­сматриваться в процессе обучения.

    • доступность двигательных задании для детей различного уровня физического развития;
    • соответствие тестов возрастным особенностям физичес­кого развития детей;
    • использование тех движений, которые не требуют пред­варительного обучения и которыми дети достаточно сво­бодно владеют, например основные движения (бег, прыжки, метание, поскоки и др.);
    • простота методики проведения обследования (не требу­ет больших затрат времени на освоение упражнений), отсутствие необходимости в сложной измерительной аппаратуре и специальном помещении для проведения тестирования;
    • соответствие двигательных заданий основополагающим критериям — надежности, объективности, информативности;
    • возможность использования приемов, позволяющих сти­мулировать проявление положительных эмоций и нагляд­но оценивать достигнутый результат;
    • повторяемость двигательных заданий для воспитанников разных возрастных групп, что позволяет проводить «сквоз­ное» тестирование, отслеживая динамику показателей физической подготовленности каждого ребенка и детей от 4 до 7 лет;
    • использование тестовых упражнений в игровой форме, чтобы процедура диагностики была для детей интерес­ной и увлекательной.

    Необходимые условия при выборе тестов для оценки физических способностей

    Требования по безопасности тестирования.

    Необходимо остановиться на требованиях по безопасности тес­тирования.

    Все тесты должны соответствовать возрастным особенностям детей с учетом их состояния здоровья и развития. В ДОУ можно ис­пользовать тесты, официально утвержденные не только органами образования, но и здравоохранения. Нельзя допускать автоматиче­ского переноса школьных методик в ДОУ. В полной мере должен дей­ствовать принцип «не навреди».

    Тестирование физической подготовленности детей проводится по достижении ими 3 лет б месяцев. К обследованию допускаются дети, не имеющие противопоказаний к выполнению контрольных тестов по состоянию здоровья (в соответствии с заключением врача дошкольного образовательного учреждения). Дошкольники 2-й ме­дицинской группы освобождаются от тестов, которые им противо­показаны. При нарушенной функции зрения или при выраженной форме плоскостопия они могут быть освобождены, например, от бега на 30 м. Тест «прыжок в длину» для них допускается только на мягком покрытии (гимнастический мат, ковер). При пупочной грыже и гры­же белой линии живота дети освобождаются от теста «подъем в сед» и т. п. Дошкольники 3-й и 4-й медицинских групп и дети, имеющие врожденные пороки развития органов или систем, от тестирования по обязательной программе освобождаются полностью, в протоколе фиксируется только их медицинская группа или делается отметка «ЛФК», если они занимаются по программе лечебной физической культуры.

    Тестирование не проводится в течение месяца с детьми, перенес­шими острое заболевание, обострение хронического заболевания. Всю необходимую информацию о состоянии здоровья детей медицинская сестра предоставляет воспитателю по физической культуре в начале учебного года.

    В связи с тем что у большинства детей отмечается слабость связочно-мышечного аппарата и возникает риск получения серьезной травмы, не рекомендуются использовать в качестве тестов «висы», элементы акробатики («мостик», кувырки), перебрасывание друг дру­гу утяжеленного мяча. Необходимо строго дозировать упражнения на силовую выносливость — подъем туловища в сед из положения лежа. Анализ состояния здоровья современных детей выявил, что многим детям не показан бег в максимальном темпе на длинные дистанции (на 90 м — до 5 лет, на 300 м — с 5 лет).

    Особое внимание следует уделять детям с повышенной возбуди­мостью и двигательной расторможенностью. Такие дошкольники нуж­даются в постоянном контроле со стороны воспитателя и медицинской сестры.

    Перед тестированием воспитателю желательно провести сбор дополнительной информации:

    ■ характер последнего заболевания (диагноз, продолжитель­ность в днях, наличие выраженных осложнений);

    ■ параметры сна накануне (продолжительность, спокойный или тревожный);

    ■ настроение (хорошее, нормальное, бодрое, вялое, подавлен­ное, раздражительное);

    ■ наличие у ребенка жалоб на плохое самочувствие.
    Обследование следует выполнять не ранее 30 мин после принятия пищи. Целесообразно проводить тестирование в часы наибольшей биологической активности — с 9 до 13 ч, перед тестированием необ­ходимо организовать небольшую разминку для подготовки организма дошкольников к предстоящей мышечной нагрузке.

    Участок или физкультурный зал, где проводится тестирование детей, должен быть подготовлен (не иметь посторонних предметов; быть хорошо проветриваемым; стандартное, апробированное обо­рудование должно быть прочно закреплено, не иметь острых краев и т. д.).

    Обязательна страховка детей при выполнении двигательных за­даний, особенно это важно для беговых упражнений, прыжков, уп­ражнений на выносливость.

    К выполнению двигательных тестов дети допускаются в соответ­ствующей спортивной форме, подобранной по сезону и удобной для занятий.

    Анализ и обработка полученных данных тестирования

    Оценка полученных результатов — сложная задача. Старший воспи­татель обязан владеть основными способами правильного анализа исследуемых показателей.

    При оценке двигательных умений и физических качеств исполь­зуются количественные и качественные показатели.

    Первый, наиболее распространенный способ оценки физической подготовленности — это сопоставление средних показателей по груп­пе с данными оценочных таблиц по возрастно-половым показателям физической подготовленности детей, разработанных на основе стан­дартов, как правило, для определенного географического региона.

    В результате анализа принято выделять детей со средним, высо­ким и низким уровнем физической подготовленности. Уровень опре­деляется по большинству показателей, которые подпадают под соот­ветствующую градацию. Например, высокая физическая подготов­ленность предполагает большинство показателей выше средних и отсутствие низкого результата; наличие большинства показателей ниже среднего свидетельствует о низкой подготовленности.

    Необходимо также выделить и качественные показатели, которые дают представление об уровне овладения техникой движений у детей. Критерии оценки качества подлежат переводу в определенную сис­тему баллов, например 3- или 5-балльную шкалу.

    Не следует рассматривать данные оценочных таблиц в качестве строгих нормативов (эталонов) и подгонять к ним результаты анализа тестирования дошкольников. Сопоставительная норма характеризует лишь место испытуемого среди обследованных детей. Важнее просле­дить динамику индивидуальных показателей развития каждого ребен­ка. В этой связи наиболее эффективным методом оценки служит при­рост показателей двигательных навыков и физических качеств. Напри­мер, двигательное развитие ребенка оценивается по таблицам как высокое, однако существенных изменений в результатах выполнения заданий в течение года не произошло. И наоборот, у ребенка могут быть низкие показатели тестирования в сравнении со средними зна­чениями при высоких темах личного роста результатов.

    Для оценки темпов прироста индивидуальных показателей физи­ческих качеств в течение года можно использовать следующую шкалу:

    ■ до 8% — неудовлетворительно;

    я свыше 15% — отлично (данные В.И. Усакова).

    Анализ и оценка динамики норм индивидуального продвижения очень важны для своевременного внесения коррекций в образователь­ный процесс с целью осуществления индивидуально-дифференциро­ванного подхода.

    Оценка групповых показателей прироста включает средний ре­зультат по группе и коэффициент вариации. Если коэффициент вари­ации уменьшается, то это положительная тенденция в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку.

    источник