Меню Рубрики

Анализ главных героев отцы дети

Иван Сергеевич Тургенев – великий русский писатель, автор одного из самых известных литературных произведений XIX века «Отцы и дети».

Данный роман насыщен персонажами: главными и второстепенными, краткие характеристики которых изложены ниже.

Евгений Васильевич Базаров – центральный персонаж романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Когда читатель только встречает Базарова на страницах произведения, первое, что бросается в глаза и при этом, дает максимально правдивую характеристику персонажа – его внешний вид. Базаров одет в старые и потрепанные временем вещи, но даже в таком виде преподносит себя гордо и достойно.

Внешность молодого человека также отражает основные черты его характера. Через тонкие губы, мужественный голос, большой лоб и твердую походку, И.С. Тургенев передает скрытность, холодность и резкость своего героя.

Базаров воспитывался лекарем в крестьянской семье, сам же он, как и отец, учился на медицинском факультете. Его скептическое отношение к окружающим его людям, природе, искусству, самоуверенность и некий эгоизм объясняются принадлежностью героя к течению нигилистов. Персонаж остается верен своим принципам до конца жизни, и умирает от заражения крови.

Николай Петрович Кирсанов – наиболее добрый, светлый и «положительный» среди всех персонажей романа. Внешне Николай Петрович выглядит типичным дворянином того времени: немного сгорбленный человек с приятными чертами лица, носящий «деревенское» пальто.

Николай Петрович является отцом Аркадия, либералом по своим взглядам. Герой старается идти в ногу со временем, насколько это было возможно в тот период, он интересуется жизнью сына, новаторскими идеями, к которым примыкает Аркадий.

Какое-то время персонаж испытывает неловкость и стыд из-за своих чувств к простой женщине Фенечке, но к концу романа можно отметить личностный рост этого героя, ведь он не только более не стыдится, но даже открыто выражает свою любовь, женившись на Фенечке.

Павел Петрович Кирсанов – старший брат Николая Петровича, который является антиподом Евгения Базарова. Несмотря на то, что в течение какого-то промежутка времени, герой проживает в деревне, он не выбирает «деревенское пальто», как его брат. Павел Петрович всегда выглядит роскошно, его рубашка всегда накрахмалена, а на руках всегда находятся светлые перчатки. Персонаж считает, что следить за своим внешним видом необходимо, даже когда находится среди простых деревенских людей, а не в привычном Петербургском обществе.

В своей жизни Павел Петрович испытал несчастную любовь к княгине Р., именно после разрыва он переехал в деревню, где встретил Фенечку, напоминающую внешне бывшую любовь. Однажды Базаров видит, как герой целует Фенечку, и вызывает его на дуэль, что становится некой кульминацией их конфликта.

Из сражений герой выходит с ранением, поэтому после свадьбы племянника отъезжает за границу на лечение.

Аркадий Николаевич Кирсанов – сын Николая Петровича и друг Евгения. Герой молод и наивен, что, несомненно, объясняет его слепое подражание в начале романа взглядам Базарова. Он попадает под влияние яркого и весьма необычного течения, которому Евгений отдан полностью, хотя сам Аркадий с первых страниц романа сомневается в идеях, которые пропагандирует его друг.

Аркадий восхищается тем, как Базаров следует идеям течения до самой смерти, но в определенны момент он осознает, что имеет совершенно другие взгляды и планы на эту жизнь.

Отказавшись от идей нигилизма, Аркадий обретает любовь и счастье, которое становится смыслом его жизни.

Анна Сергеевна Одинцова – единственная женщина, к которой Базаров обретает некое подобие чувств. На самом деле, Одинцова представляется очень жестокой женщиной, которая просчитывает каждый свой шаг, она, тем не менее очень любит роскошь, но не желает делиться ей с кем-либо. Поэтому вполне ожидаемым итогом для нее стало замужество по расчету.

Катерина – молодая девушка, воспитанная сестрой в строгости. По этой причине можно отметить такие ее черты, как невероятная скромность, любовь к природе, музыке, доброта. Безусловно, образ этой девушки является идеальным завершением образа Аркадия Кирсанова, который находит в ней смысл своей жизни.

Фенечка – женщина, родом из крестьянской семьи, которая становится примером естественной красоты и чистоты. Неудивительно, что Николай Петрович избрал ее в качестве своей возлюбленной, ведь именно Фенечка является идеалом женщины для него, хранящей домашний очаг, заботящейся об уюте и благополучии родных.

Княгиня Р. (Нелли) – женщина, которая, пожалуй, является самым загадочным образом всего произведения. В эту героиню так сильно был влюблен Павел Петрович, и разбив ему сердце, Княгиня Р. оказала очень сильное влияние на дальнейшее развитие судьбы данного персонажа.

Таким образом, все герои романа И.С. Тургенева являют собой весьма необычайные, но в то же время невероятно правдивые образы, которые автору с большим умением удалось великолепно раскрыть.

источник

В данной работе представлено краткое содержание произведения «Отцы и дети» и его анализ, дана характеристика героев.

Все это поможет понять суть, проблематику и тематику романа, но для того, чтобы качественно проанализировать произведение и составить самостоятельное мнение, необходимо прочесть роман в оригинале.

Ученики в школах проходят «Отцов и детей» в 10 классе. Краткий пересказ поможет вспомнить прочитанное, эту информацию школьники и студенты могут использовать для краткого конспекта произведения, при написании сочинения, изложения или для читательского дневника.

В 1860 году И. С. Тургенев загорается идеей создать роман, а не повесть, основанный на конфликте двух поколений. Писатель составляет план произведения, желая увидеть главного героя прототипом Добролюбова, с которым у него постоянно были какие-либо разногласия.

Иван Сергеевич Тургенев ( 1818-1883)

Находясь за границей, писатель делает первые наброски романа. Базарова Тургенев изобразил, как лишнего человека со сложным, противоречивым характером. В процессе написания Иван Сергеевич начинает симпатизировать главному герою.

В 1861 году Тургенев возвращается на родину в Спасское и дополняет рукописи. Через год «Отцы и дети» публикуются в журнале «Русский вестник». Объем оригинального издания стандартного формата составил 204 страницы.

Ниже представлена таблица, содержащая список действующих лиц с характеристикой в сокращении.

Евгений Базаров Мужчина в возрасте 30 лет, простого происхождения, сын лекаря, сам заканчивает медицинский факультет. Считает себя нигилистом, т. к. относится скептически ко всему, кроме науки. В его образе заметно преобладание холодных, грубых, резких черт.
Аркадий Кирсанов Молодой человек, 23 года, поддался влиянию Базарова и решил тоже увлечься нигилизмом. По характеру Аркадий спокойный, чистый, наивный, сентиментальный. Кирсанов верит в настоящую любовь, наслаждается природой и искусством.
Николай Петрович Кирсанов Отец Аркадия, наделен в произведении образом доброго, романтического, спокойного, уравновешенного дворянина. Приверженец передовых идей.
Павел Петрович Кирсанов Брат Николая Петровича. В прошлом был гвардейским офицером, служба оставила душе Павла Петровича шрамы, что резко проявлялось в его характере. Павел самолюбив, заносчив, эгоистичен, верен своим принципам

Василий Иванович – отец Евгения, старик, безропотно любящий своего единственного сына. Василий Иванович трудолюбивый, бескорыстный, продолжает заниматься врачебным делом и помогать крестьянам.

Арина Базарова – мать Евгения. Имеет образ набожной, суеверной старушки с доброй душой. Арина ласковая, тихая, опрятная. Нелепая смерть сына становится для нее сильным ударом.

Анна Сергеевна Одинцова – расчетливая вдова 28-ми лет. Анна Сергеевна никогда не испытывала настоящей любви, выходила замуж по расчету. Этой женщине нравится жить в уединенном, роскошном доме, вдали от городской суеты.

Катерина – младшая сестра Анны Сергеевны, полная ее противоположность. Девушка тихая, кроткая, скромная, боится тяжелого, крутого нрава сестры, воспитавшей ее. Катерина предпочитает проводить время в саду, слушать фортепиано и любоваться природой.

Весна 1859 года начинает действие романа. Читатель знакомится с Кирсановым Николаем, ожидающим приезда своего сына. Николай уже больше десяти лет вдовец.

Будучи молодым, он пытался стать военным, но травма ноги испортила ему всю карьеру. Мужчине было очень сложно воспитывать сына одному, но он справился, поставил его на ноги, отправив учиться в Петербург.

Аркадий приезжает с другом, который учится на медицинском факультете. Это Евгений Базаров, у него вытянутое худое лицо, выражающее волю и самоуверенность. Герои отправляются в имение Кирсановых, которое называется Марьино. Происходит знакомство Евгения и Николая Петровича.

В течение пути Николай Петрович не может прийти в себя, находясь в приподнятом настроении после встречи с сыном. Николай Петрович рассказывает ему о последних новостях в имении, и смущенно упоминает о своем сожительстве с девушкой Феней. Возникает неловкая пауза, герои меняют тему.

Приехавших никто не встречает, кроме старого слуги. Николай Петрович Кирсанов ведет гостей в дом и просит слугу накрыть на стол. Навстречу им выходит красивый, ухоженный мужчина – Павел Петрович Кирсанов. Мужчина холодным взглядом осмотрел незваного гостя, а Аркадий поспешил представить дяде своего друга.

Обед для семейства Кирсановых и Базарова вышел неудачным: все происходило в тяжелом, угнетающем молчании, разговор никак не клеился. После обеда герои также молча разошлись по своим комнатам.

Семейство Кирсановых собралось на веранде, чтобы поговорить и выпить чаю. Аркадий же узнает, что Фенечка приболела, и отправляется к ней спросить о ее состоянии. Младший Кирсанов радуется, увидев брата, о существовании которого не знал до сих пор. Аркадий мягко укоряет отца за то, что тот ничего ему не рассказал. Николай Петрович растроган и одновременно счастлив.

Во время разговора возвращается с прогулки Базаров, который приносит с собой лягушек для своих опытов.

Евгений присоединяется к Кирсановым, пьет с ними чай и ведет беседу. Во время разговора между Базаровым и Павлом Петровичем разгорается спор. Мужчины не скрывают свою неприязнь друг к другу, один не стыдится насмехаться над стариком, а другой в ответ пытается задеть гостя за живое.

Николай пытается их успокоить, переводит разговор, попросив Евгения, как человека, мыслящего в науке, помочь ему с выбором удобрений. Базаров соглашается и забывает на время о Павле Петровиче.

Павел Кирсанов в 28 лет мог стать военным, построить великолепную карьеру, достичь невиданных высот, стать богатым и успешным, но, к сожалению, влюбился. Его любовью стала молодая княгиня, ветреная кокетка, которая уже была замужем за стариком. Павел Петрович полюбил эту княгиню, а после расставания впал в депрессию, бросил службу и отправился в путешествия по свету на целых 4 года.

Три года назад Фенечка познакомилась с Николаем Кирсановым в трактире своей матери. Трактир приносил небольшой доход, поэтому дела у них шли плохо. Николай Петрович пожалел девушку, и забрал ее с матерью к себе в поместье. Когда мать девушки умерла, Кирсанов и Феня стали жить вместе.

Базаров знакомится с Фенечкой и предлагает ей свои услуги врача. Когда молодой человек слышит игру Николая Кирсанова на виолончели, он начинает смеяться. Нигилист не признает искусство, в том числе и музыку, считая это пустой тратой времени. Аркадий тактично просит друга перестать смеяться над его отцом.

Проходит две недели, к Базарову все понемногу привыкают: дворовые его любят, Николай Петрович относится к нему с опаской, беспокоясь, что друг начнет плохо влиять на Аркадия, а Павел Петрович открыто ненавидит этого мерзавца, не признающего чужие ценности.

Во время вечернего чаепития Евгений вызывает недовольство и старших Кирсановых, назвав какого-то помещика «дрянным аристократишкой». Кирсановы упрекнули его в несоблюдении чужих принципов.

Базаров, разозлившись, в ответ обвинил Павла Петровича в бессмысленном прозябании своей жизни. Аркадий все это время молчал, боясь разочаровать своего друга.

Перед сном братья Кирсановы заняты размышлениями о жизни. Николай с грустью вспоминает о своей умершей жене. Павел, тоже задумавшись, смотрит в небо. А Базаров зовет друга в город.

Друзья уезжают. Аркадий знакомится с другом семьи Базаровых, Матвеем Ильиным. А Ситников, старый знакомый Евгения, предлагает им навестить Евдокию Кукшину.

Мужчинам не понравился неопрятный вид этой дамы, ее пустые, бессмысленные разговоры. Евдокия постоянно задавала друзьям вопросы, но не дожидалась на них ответа и начинала говорить о чем-то другом.

Базаров отказывается ехать на бал, потому что против большого общества, музыки и танцев. Однако Аркадию удается его уговорить.

На балу происходит знакомство друзей с Анной Одинцовой, которая показалась им милой, общительной, привлекательной. Новая знакомая обратила свое внимание на Аркадия, начав расспрашивать его обо всем. Евгений был поражен Одинцовой, раньше он не обращал внимания на женщин, но эта показалась ему другой, не похожей на остальных.

У Одинцовой сложилась непростая жизнь, ее отец проиграл свое состояние и умер, оставив разорившееся имение двум своим дочерям. На хрупкие плечи девушки легло все хозяйство, но она смогла достойно выдержать это испытание. Анна вышла замуж и прожила в браке 6 лет. После смерти муж оставил Одинцовой свое состояние.

Евгений, казалось, нашел себе собеседника по духу, разговаривая с женщиной о медицине, биологии, ботанике. Одинцова охотно шла на разговор и нисколько не уступала Базарову, не хуже него разбираясь в науке.

В Никольском – имении Одинцовой, друзья познакомились с младшей сестрой Анны – Катей. Она вела себя тихо, застенчиво, много молчала и играла на фортепиано.

Аркадий заинтересовался Анной Сергеевной, но женщина относилась к нему, как к младшему брату. Ее больше интересовал Базаров, они гуляли вместе в саду, разговаривали и смеялись. Аркадий, видя это, почувствовал укол ревности.

Базаров не верил в любовь, считал чувства между мужчиной и женщиной чушью. Но, проживая в имении Кирсановых и периодически встречаясь с Одинцовой, он ощущал, что что-то в нем меняется. Евгений влюбился, но скрывал это, представляя Анну Сергеевну в своих объятьях.

Евгений решает признаться Анне Сергеевне в любви. Женщина не отвечает ему взаимностью, говорит, что Базаров ее не правильно понял и просит его уехать. Мужчина чувствует себя очень неловко.

Базаров хочет остаться, но понимает, что Одинцова не любит его. Он впадает в отчаяние, перестает говорить и начинает вести себя холодно и отчужденно. Мужчина сообщает Анне Сергеевне о своем отъезде к родителям. Аркадий замечает изменения в своем друге.

Родители Базарова были очень рады видеть своего сына, они долго ждали его приезда, но старались сдерживать эмоции, зная, что Аркадий этого не любит. Во время обеда мать не могла насмотреться на сына, а отец рассказывал ему о своем имении и хозяйстве. После ужина Евгений не стал говорить с отцом, объяснив это сильной усталостью. Базаров не смог уснуть до самого утра, думая о неприятном инциденте с Одинцовой.

Читайте также:  Где сдать анализы на коклюш у детей

Дома Евгений заскучал, ему казалось, что родители обращают на него слишком много внимания и мешают его работе. Евгений решил вернуться в имение Кирсановых, чем очень расстроил своих родителей. Они не хотели, чтобы сын уезжал так скоро. Мать не смогла сдержать слез, а отец, скрепя сердце, отпустил Евгения, сделав вид, что все хорошо.

Базаров занялся опытами с лягушками. Аркадий, наконец-то, стал помогать отцу по хозяйству, но думал об Одинцовых, пытаясь найти повод заехать к ним снова.

Базаров чувствует неприязнь ко всем, кроме Фенечки. Однажды, они столкнулись в беседке, между ними завязался разговор, и Евгений поцеловал девушку. Случайным свидетелем этого стал Павел Кирсанов. Базаров почувствовал неловкость, стыд и угрызения совести.

Павел Петрович, оскорбленный поведением Евгения, вызывает его на дуэль. Они оба не говорят об истинных причинах битвы, чтобы не оскорбить все семейство Кирсановых.

Базаров стреляет в Павла Петровича и ранит его в ногу. Окончательно испортив отношения со всеми, Евгений уезжает обратно к родителям.

Младший Кирсанов все больше симпатизирует Кате Одинцовой, он чувствует, что увлекается ей. Девушка говорит ему, что Евгений оказывает на него плохое влияние, и что без него Аркадий становится совсем другим.

Базаров, встретившись с Анной Сергеевной, говорит, что был не прав и просит ее остаться друзьями.

Базаров возвращается к родителям. Аркадий признается Екатерине Сергеевне в своих чувствах и делает ей предложение. Катя соглашается.

Евгений начинает помогать отцу в лечении больных. Однажды мужчина неаккуратно вскрывает труп умершего от тифа и случайно заражается, порезав палец.

Он бредит, просит Одинцову приехать, чтобы увидеться в последний раз. Женщина не узнает больного, перед ней совершенно другой человек. Умирая, Базаров признается Одинцовой в своих настоящих чувствах и умирает.

Произведение заканчивается свадьбой Аркадия и Екатерины. Павел Петрович уезжает за границу. Анна Сергеевна Одинцова тоже выходит замуж, но по расчету. Жизнь продолжается для всех, кроме двух старых людей, постоянно навещающих могилу единственного сына.

Год написания произведения – 1861 год. Тургенев написал противоречивый роман, сюжет и центральная проблема которого заключается в сложных взаимоотношениях двух поколений.

Ответ на вопрос «В чем смысл жизни?» становится для них неоднозначным. Новые люди видят свою жизнь в труде, а люди старой закалки видят ее в созерцании.

Из-за различных взглядов происходит столкновение между отцами и детьми.

Главные темы романа:

  1. Идейные противоречия отцов и детей.
  2. Тема «нового человека» в переломный момент двух эпох.
  3. Тема любви к родителям, женщине.
  4. Тема человека и природы. Природа храм или мастерская?

источник

В 1862 И.С.Тургенев создаёт роман «Отцы и дети», в котором раскрывает важную проблему конфликта между поколениями. Эту проблему помогает раскрыть целая система героев, различных по характеру.

Первым в книге перед читателем предстаёт Николай Петрович Кирсанов. Он аристократ, помещик, но совершенно не умеющий обращаться с хозяйством и имением. Он человек, который уважает традиции родителей и следует им. Николай Петрович получил полное образование, любит искусство, сам играет на виолончели и читает Пушкина. Несмотря на расхождение взглядов со своим сыном, Кирсанов не конфликтует и пытается понять и принять его мировоззрение. В момент, когда Аркадий забирает у него сборник Пушкина и подкладывает книгу какого-то немецкого писателя, Николай Петрович не гневается на него, а только улыбается.

В начале произведения в поместье Кирсановых приезжают сын Николая Аркадий и его друг Евгений Базаров. Они оба — люди 60-ых годов. Он имеет отличные от отца взгляды на жизнь, но в целом они похожи по натуре. У него достаточно мягкий характер, он тоже образован и легко понимает отца. После общения с Базаровым Аркадий попадает под его влияние и пытается быть нигилистом, но на самом деле он сентиментальный романтик как Николай Петрович. Вскоре молодой человек осознаёт это и влюбляется в Катю.

Базаров Евгений — сын простого лекаря, разночинец. Он не получил должного образования и не мог занимать высокие должности. Он прикрывает своё ничтожество отрицанием всего — нигилизмом. Он может отлично лечить людей, но он не нужен России. «Сперва нужно место расчистить»- говорит Базаров Николаю Петровичу. Он рушит все устои, обычаи, и его уже не волнует, кто будет строить новое. Базаров представлен в образе «лишнего человека». И такие его убеждения повлияли на его судьбу. Он бы никогда не стал музыкантом, художником, так как не признаёт искусство во всех проявлениях. Ему важно, чтоб человек был полезен для общества. Из-за нигилизма он счёл свою влюблённость ошибкой и стал бороться с этими чувствами, давить в себе романтика. Он начал испытывать депрессию на фоне того, что внутренне предал свои убеждения. В этот же момент он решает ехать лечить тифозного мужика. Занятость мыслей, раздумья привели к ранению и заражению через кровь. На почве разных взглядов на жизнь, Евгений и Павел Кирсанов начинают конфликтовать. Все споры пытается разжечь второй, так как он не может терпеть рядом такого человека, в котором видит конкурента себе.

Павел Петрович Кирсанов — брат ранее упомянутого Николая. Несмотря на их родство, их характеры абсолютно различны. Как и брат, он образован, аристократ. Он всегда держит себя высоко, не позволяет слабости, развязности в себе и не терпит это от других, чётко соблюдая принципы. Любит всё на английский манер. Он является человеком умным, но желчным, не терпящим соперников, например, Базарова. «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски-сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа…» — так характеризует его автор. Характер Николая Петровича раскрывается в рассказе о нём Аркадия. В молодости герой пережил личную драму: он шёл вверх по карьерной лестнице, но несчастная любовь разрушила всё. Возлюбленная княгиня Р. умирает и Павел Петрович отказывается от надежд на счастливую жизнь.

На одном из вечеров молодые люди встречают Анну Сергеевну Одинцову. Это сильная, спокойная женщина, овдовевшая графиня с достаточно яркой историей жизни, в течение которой она пережила много всего и теперь этим обусловлено её стремление к покою. К её 20 годам отец проиграл все средства и вынужден был ехать в деревню, где вскоре умер, не оставив дочерям практически ничего. Анна не опустила руки и выписала к себе старую княжну Авдотью Степановну Х., но воспитание двенадцатилетней сестрёнки давалось нелегко. По счастливой случайности героиня выходит замуж за некого Одинцова, богатого степенного человека, который через лет 6 умирает, оставив ей огромное состояние. «Прошла через огонь и воду. и медные трубы» — говорили в народе об Анне. Она всегда оставалась спокойная и приветлива, её глаза выражали безмятежное внимание к собеседнику.

Сестра Катерина на 8 лет младше Анны, была спокойной и умной девушкой, с кротким и нежным взглядом. Аркадий слушал её игру на фортепиано и влюбился. В конце произведения молодые люди играют свадьбу.

На этом же вечере находится Евдоксия Никитишна Кукшина. Это некрасивая, неопрятная женщина с новыми и прогрессивными взглядами на жизнь, борющаяся за права женщин. «Эманципе» называет её Базаров.

Также в конце произведения замуж за Николая Петровича выходит Фенечка – крестьянка, прислуживающая в доме Кирсановых. У них есть сын Митя, узнав про которого Аркадий частично осуждает отца за то, что они ещё не связаны браком.

Родители Базарова – обедневшие люди. Отец был лекарем, а мать дворянка по происхождению. Оба любят своего единственного сына.

Композиция романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» моноцентрическая, а это значит, что все персонажи подчинены одной цели: раскрыть образ главного героя.

Евгений Базаров – студент-медик 30-ти лет. По социальному положению Базаров – разночинец, а по происхождению это сын простого лекаря, который про своего деда говорит, что тот землю пахал. Базаров гордится своими корнями и чувствует близость к народу.

Базаров – достаточно холодный человек. Он не может найти общий язык даже с собственными родителями. Базарова можно назвать «лишним человеком». Это тесно связано с его убеждениями. Евгений Базаров – нигилист, который ко всем общепринятым ценностям относится критически.
Эта теория нигилизма и влияет на судьбу героя. Он отрицает любовь, но сам влюбляется, он хочет быть ближе к народу, но между ними стена непонимания. Но Базаров не отказывается от своих убеждений, он пытается их подавить. Теория, столкнувшись с реальной жизнью, не выдерживает и ломает героя. На фоне этих внутренних переломов он решается лечить тифозного мужика, что и приводит его к заражению и к смерти.

Чтобы показать все убеждения Базарова-нигилиста, Тургенев сталкивает героя со старшим поколением, ярким представителем которого является Павел Петрович Кирсанов. Это аристократ. В отличие от Базарова он далек от народа и никогда не сможет его понять. Кирсанов берет пример с английской культуры: одежда, книги, манеры.

На протяжении всего романа автор сталкивает взгляды Кирсанова и Базарова по разным вопросам. Павел Петрович не может понять, как можно жить и ни во что не верить. Он считает, что без принципов могут обходиться только люди без нравственных ценностей. Точки зрения героев постоянно сталкиваются. И тогда мы видим, что Кирсанов – человек прошлой эпохи. На это указывает и история его жизни.

Павел Петрович, сын боевого генерала, мечтающий стать военным, благодаря своей целеустремленности к 28 годам добился действительно многого. Однако неудачная любовь к таинственной княгине Р перевернула всю его жизнь: он бросает службу и больше ничем не занимается. В образе Павла Петровича представлено целое поколение, которому остается только доживать свой век.

Еще один образ, необходимый для раскрытия главного героя, — образ Анны Одинцовой. Автор испытывает Базарова любовью. Одинцова — молодая богатая вдова двадцати восьми лет. Она умна, красива и, главное, ни от кого не зависима. Одинцова очень любит комфорт и жизненный покой. Именно боязнь разрушить спокойную жизнь и обрывает все любовные отношения героини с Базаровым. Однако Базаров, пойдя против своей теории, бесповоротно влюбляется к Одинцову и не проходит любовное испытание.

Другим представителем «отцов» является Николай Петрович Кирсанов. Однако он совсем не похож на своего брата. Он добр, мягок и романтичен. Николай Петрович предпочитает тихую, спокойную жизнь в древне. Он безумно любит сына Аркашу.

Аркадий Кирсанов — молодой образованный дворянин. Попав в чары Базарова, тоже пытается быть нигилистом. Но вскоре мягкий и сентиментальный герой понимает, что он не создан быть нигилистом.

Образы Аркадия и двух «псевдонигилистов» — Кукшиной и Ситникова – подчеркивают теорию нигилизма. Они стараются подражать Базарову, но выглядит это достаточно смешно. И Кукшина, и Ситников не имеют собственных взглядов. Образы эти даны как пародия на нигилизм. Описаны они Тургеневым сатирически.

Если Анна Одинцова является любовным испытанием для Базарова, а княгиня Р – для Павла Петровича, то есть еще женские образы, выполняющие ту же функцию. Образ Кати, в которую влюбляется Аркадий, нужен для того, чтобы он избавился от идей нигилизма. Фенечка она больше всего приближается к идеальному типу тургеневской девушки. Она проста и естественна.

Родители Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна, — простые и добрые люди, которые очень любят своего сына. Внешне Базаров относится к родителем сухо, но все же он любит их. Здесь сталкивается Базаров-теоретик и Базаров-человек.

Немаловажными в произведении являются образы простых мужиков. Базаров указывает на свою близость к народу, понимает все их проблемы, однако между ними нет взаимопонимания. Простой народ оказывается чужд Базарову.

И. С. Тургенев проявил огромное мастерство, описав различные типы героев, тем самым раскрыв образ главного героя – Базарова.

Глупов — именно так Салтыков-Щедрин озаглавил свой город, в которым живут до абсурда глупые люди, а правят ими до абсурда глупые правители.

У каждого народа есть свои национальные, исторические герои. Со временем меняются человеческие взгляды и приоритеты, тогда появляются герои современности.

Зимой рано темнеет и вечером уже особо не погуляешь. День кажется очень коротким. И мы больше времени проводим дома.

Дать однозначный ответ очень сложно и, наверное, даже невозможно. Произведение На дне написанное Максимом Горьким затрагивает многочисленные проблемы. В обществе присутствует много лжи

Как и многие персонажи в русской литературе, Репетилов из «Горе от ума» имеет говорящую фамилию. С латинского она означает «повторять». И, конечно, отображается это в герое прекрасно.

источник

Роман «Отцы и дети» Тургенев написал в 1862 году. Это произведение не столько о конфликте поколений, сколько еще об одном «лишнем» человеке. Таковым стал Базаров.

Главные герои романа «Отцы и дети»:

Евгений Васильевич Базаров — человек высокого роста с темно-белокурыми, длинными волосами. «Чудесный малый, такой простой», по мнению Аркадия. Аристократическую натуру Павла Петровича возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое. Он хоть и пытается работать, делает какие-то опыты, но за ними не видно определенной цели. Его нигилизм – это маска, за которой он прячется от реальности современного бытия. Он никого не любит, не готов никого сделать счастливыми. Зная, что его ждали дома, он не спешил ехать домой, гостил сначала у Кирсановых, потом у Одинцовой. Базаров ничего не создает, он едва не разрушил жизнь в семье Кирсановых, когда, не задумываясь о нравственной стороне своего поступка, стал соблазнять Фенечку. Он возбудил в сердце Одинцовой чувство любви, но тут же отступил. На женщин он смотрел как на самок, которые служат для удовлетворения физиологических потребностей, и отрицал любовь. Но когда сам влюбился – то испугался и сбежал. Его собственные родители рядом с ним чувствовали себя как на вулкане, не смея лишний раз заговорить с ним, или выразить свои чувства. Своих друзей он попросту использует. «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип», так объясняет Аркадий принципы нигилизма Павлу Петровичу.

Правда, надо отдать ему должное, на дуэли он повел себя благородно, осмотрев и перевязав рану Павлу Петровичу.

Читайте также:  Где сдать анализы на возможность иметь детей

Николай Петрович Кирсанов – барин лет 40 с небольшим, вдовец, владелец имения в 200 душ. Отец хотел отдать его на военную службу, но он был трусоват. И когда должен был отправиться на учебу, сломал ногу. Тогда отец «пустил его по штатской», отвез его учиться в университет. После смерти родителей женился по любви, и 10 лет прожил с женой в любви и согласии. Он распустил своих крестьян до узаконенной отмены крепостного права, организовал ферму, но дела не шли. Не хватало опыта, умения управлять людьми.

Аркадий Николаевич Кирсанов – сын Николая Петровича, «кандидат», окончивший университет. На какое-то время он подпал под влияние Базарова, которым восхищался, и считал что тот во всем прав. Но вернувшись в родную стихию, домой, он все больше становится самим собой. Он любит и отца и аристократа дядю, защищает его от нападок Базарова. Аркадий подпал под влияние Базарова, в глубине души оставаясь прежним. Он не столько разделял его мировоззрения, сколько просто подражал ему. И как только он расстался с Базаровым, он стал прежним. Это подтверждается словами Кати о том, что Аркадий находился под влиянием Базарова, и в нем сохранялись «старые следы… сатирического направления».

Аркадий все чаще спорит с Базаровым, и однажды дело едва не дошло до драки.

Павел Петрович Кирсанов – 45-летний мужчина в английском костюме. Несмотря на то, что Павел Петрович не жил в столице, а всего лишь в деревне, он сохранил былые привычки. Он уделял много внимания своему туалету и своей внешности. Когда-то это был красавец мужчина. Его лицо и теперь хранило остатки былой красоты. Седые волосы были коротко острижены. Лицо было желчным, но без морщин. Особенно хороши были ясные, черные глаза. Он сохранил юношескую стройность.

Павел Петрович невзлюбил Базарова, который отрицал традиции, жизненные устои, медицину, государство. Между ними часто вспыхивали стычки, споры.

Когда-то Павел Петрович был счастливо влюблен, Но любимая покинула его. Через некоторое время Павел Петрович узнал о ее смерти. В глубинах своей души он хранил память об этой любви. В один прекрасный день он обратил внимание, что Фенечка похожа на княгиню Р. – предмет его любви и восхищения. Он заметил, что Базаров стал оказывать Фенечке знаки внимания, и, посчитав себя оскорбленным, вызвал Базарова на дуэль, где и был ранен.

Катерина – положительная героиня. Тургенев рисует ее доброй и скромной, умной и кроткой, побаивающейся своей старшей сестры.

Прокофьич – слуга в доме Кирсановых. Пожилой человек шестидесяти человек лет, беловолосый, худой и смуглый, с густыми бровями на лице, одетый в коричневом фрак с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Говорил он внушительно.

Фенечка — молодая женщина двадцати трех лет, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с пухленькими по-детски губками и нежными ручками. Фенечка была скромной, до стыдливости. Она была хозяйственной, как и ее мать. Фенечка любила и своего малыша Митю и Николая Петровича.

Княгиня Р. была известна в обществе, как легкомысленная кокетка, увлекалась всякого рода удовольствиями, любила танцевать до упаду, кружила головы мужчинам, которых принимала перед обедом в полумраке гостиной. По ночам она молилась, плакала, или читала псалтырь. Внешне княгина Р. была интересной, хорошо сложенной женщиной. Ее голову украшала золотистого цвета, тяжелая коса. Взгляд ее серых глаз был «быстрый, глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, — загадочный взгляд». Часто она вела себя непонятно для окружающих.

Матвей Ильич Колязин – родственник Аркадия по линии матери, был тоже из «молодых». Ему было 40 лет, и он готовился стать чиновником государственного уровня. Он был тщеславен, высокого мнения о собственной персоне. При этом старался выглядеть простым, «своим парнем»: глядел одобрительно, слушал снисходительно, смеялся добродушно. Но при этом любой чиновник мог оставить его в дураках, и вить из него веревки. Колязин был ловким и хитрым придворным. Свои личные дела умел проворачивать с необычайной ловкостью, и в этом ему не было равных.

Авдотья Никитишна (или Евдоксия) Кукшина – эмансипированная дамочка, с маленькой и невзрачной фигурой, неприятным, чем то недовольным выражением лица. Сама себя она считала добродушной и простой, тем не менее, во всех ее поступках просматривалась неестественность, фальшь.

Ситников – молодой прогрессист небольшого роста. Базаров явно был не в восторге от встречи с ним. Лицо было приятным, но в выражении его просматривались тревога и тупость. Смотрел он пристально и беспокойно. То же беспокойство слышалось в его смехе.

Анна Сергеевна Одинцова – статная женщина высокого роста. От лица ее ласковой и мягкой силой. Взгляд был спокойным и умным. Анне Сергеевне шел 29-й год. С людьми она держалась непринужденно, и неважно, кто это был: сановник или молодой, никому не известный господин. Она любила роскошь, была богата и независима. И потому ни к чему особенно не стремилась. Шла по жизни, без борьбы, без особых устремлений.

Тимофеич, отцовский приказчик Базаровых. Был настоящим дворецким, порою больше аристократ, чем его хозяева. Потертый и проворный старичок с выцветшими от времени, пожелтевшими волосами

Василий Иванович, отец Базарова высокий, худощавый человек, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетый в старый военный сюртук нараспашку. Василий Иванович был похож на сына. Только лоб немного ниже и рот шире. Пол подвижный и немного суетливый. В молодости был военным врачом, и сейчас иногда оказывал медицинскую помощь своим крестьянам.

Арина Власьевна, мать Базарова — кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке с трепещущим голосом. Она была настоящей русской дворяночкой. Казалось, что она явилась из прошлого: была набожна, строго соблюдала все посты, телятину и голубей не ела вовсе. Боялась грома мышей, змей и прочих гадов. Верила в предания, заговоры, гадания, сны, домовых, леших, и во все то, во что верила русская деревня. За свою жизнь прочла всего 2 книги, и писала в год по одному два письма.

В домашнем хозяйстве знала толк, но своими руками ни чего не делала. Она была по-своему доброй и неглупой женщиной. С молоком матери, она усвоила, что существуют господа и народ, который должен служить господам. Не чуралась подобострастий и поклонов, но с людьми была ласкова и нищим всегда подавала.

В молодости Арина Власьевна получила неплохое домашнее образование. Играла на клавикордах, говорила по-французски. Замуж вышла не по своей воле, и поэтому всю свою нерастраченную нежность отдавала сыну, которого любила, и в то же время, боялась. Управление имением переложила на плечи мужа и предпочитала ни во что не вмешиваться.

В романе Базаров умирает, заразившись тифом. Этим Тургенев хотел подчеркнуть, что у таких людей, как Базаров нет будущего. Аркадий женится на Кате, а его отец узаконивает свои отношения с Фенечкой. Павел Петрович уезжает за границу, чтобы там окончить свои дни.

Современная жизнь меняется с потрясающей скоростью. И это ускорение было дано примерно в веке XVIII, когда стали развиваться науки и промышленность. XIX век отличается изменениями общественного сознания. Молодежь рассуждала иначе, чем их родители. Отчасти это диктовалось политическими и экономическими событиями, происходящими в жизни страны изменениями, отчасти – желанием самоутвердиться, доказать свою взрослость. Отсюда рождалось непонимание. Но Базаров не был примером для подражания молодым. Он отрицал искусства, религию, чувства между людьми, видя только материальную основу человеческого существования, и забывая о духовной стороне, той самой, которая отличает человека от животных. И все-таки, отрицая любовь, он сам успел влюбиться.

источник

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» насыщен колоритными персонажами. Наверное, это одно из немногих произведений, в котором действительно стоит сделать именно на представленных героях, а не на социальном фоне или исторической подоплеке.

Евгений Базаров

Ярким факелом, бросающим мрачную день на роман, является Евгений Базаров. Этот молодой человек, скептик и один из тех, кого называют нигилистами, на первый взгляд отталкивает от себя и читателя, и окружающих его людей. Он сын лекаря и сам избрал для себя такое же поприще. Кажется, что его прагматический ум не способен воспринимать обычных радостей жизни; кажется, что любое человеческое слово или явление природы он стремится осмыслить, основываясь только на своем личном мнении и опыте. С одной стороны, он очень высоконравственный, но его высокие моральные качества и требования контрастируют с его нигилизмом.

В Базарове действительно много отрицательных черт, он сух и суров по отношению даже к самым близким людям. Остается только с прискорбием наблюдать за тем, как Евгений, скрывая нежность, которая зиждется в глубине его сердца, остается угрюмым со своими родителями, которые бесконечно его любят.

Но даже в таком человеке, казалось, презирающем все на свете, просыпается глубокое чувство любви, когда он встречает женщину, стоящую выше всех женщин, которую он видел вначале. И в нем просыпается та страсть, которая мигом снимает с него маску равнодушия. Вот здесь и стоит вспомнить о его благородстве (однако, не стоит также забывать и о дуэли Базарова и Кирсанова, когда Евгений, ранив противника, подал ему руку помощи. Получив отказ, он повел себя возвышенно и поистине благородно, еще раз доказав это в финальной сцене, когда взялся лечить больного, заразившись от него. Базаров умирает красиво: это была короткая жизнь, прожитая так, как Евгений хотел сам.

Аркадий Кирсанов

Дружба Евгения и Аркадия Кирсанова представляет собой очень интересный альянс. Аркадий — из обеспеченной семьи, дворянин и полная противоположность Евгению. Аркадий, обладающий романтической и нежной натурой, легко поддается влиянию своего друга. Причем интересно, что он не может объяснить квинтэссенции нигилизма, он не чувствует его, а лишь слепо поддается влиянию более сильного по характеру Евгения. Если Евгений насмехается над человеческими чувствами, считая их в какой-то степени рудиментом человечества, то Аркадий искренне верит в них, но словно стыдится показывать при Евгении. Он глубоко чувствует искусство, вся натура его окружена романтическим ореолом.

Рыцарский дух Аркадия, кажется, перешел к нему от его отца, такого же нежного и мягкого- Николая Петровича. Это чистый человек, до сих пор живущий идеалами романтического средневековья. Любящий всю жизнь одну женщину, он глубоко и долго переживал ее смерть, храня в себе спокойную и тоскливую скорбь, перенеся любовь на сына. Это самый добрый и незлопамятный человек, с восхищением погружаясь в сочинения Пушкина. Его женитьбы на бедной и молодой девушке, являющейся горничной в его доме, не может вызвать фривольного толкования. Здесь нет ни пошлости, ни прихоти, которой он захотел последовать на закате своих лет, а есть только бесконечная нежность к девушке и желание помочь ей.

Павел Петрович Кирсанов

Особого внимания также заслуживает и его брат, Павел Петрович, замыкающий вереницу главных персонажей. Мы видим самолюбивого и европеизированного человека, считающего себя либералом и приверженцем исключительно аристократического образа жизни. Мы видим, насколько щепетильно он относится к своему внешнему виду, обращая внимание, например, на его гардероб, который состоит из голландских рубашек.

Павел Петрович, считая себя либералом, является на самом деле глубоким консерватором, о чем можно судить по его непринятию мнения Базарова, о его оценке социальной и политической действительности, в том числе, насчет отмены крепостного права. Он похож на Базарова некими чертами, присущими всем мизантропам, он сух и горделив, и, наверное, именно из-за похожести их натур они не смогли понять друг друга, что в итоге привело к дуэли. Внимательный читатель может заметить, что изначально это был живой и энергичный юноша, но сейчас он словно абстрагировался от общества и жизненных тенденций. Но, подобно Евгению, он был поражен любовью, также неудачной, что вынудило его замкнуться в себе, стать скептиком и вести уединенную жизнь.

Родители Евгения

Если говорить о второстепенных персонажах, то несомненного внимания заслуживают родители Евгения- Василий Иванович и Арина Власьевна. Это удивительные, чисто деревенские люди, но обладающие пусть простой, но глубокой жизненной философией. Арина Власьевна живет судьбой своего сына, каждый день молится за его счастье и благополучие. Как и все любящие матери, она тоскует от разлуки с сыном. Интересно. Что родители Базарова, хотя и не понимая жизни своего сына, принимают его как свое чадо, любя его по поддерживая во всем, даже если его мысли и жизненный путь кардинально расходился с их миропониманием. Василий Иванович, несмотря на свой возраст, продолжает заниматься врачеванием, безвозмездно помогая тем, кто приходит за помощью. Это любящие родители, живущие счастьем своего сына. Смерть Евгения, увядание его молодости становится страшным ударом для стариков. В конце книги мы видим их, горько плачущих на могиле сына.

Анна Сергеевна

Не стоит забывать и о той, ради которой Евгений был готов поступиться своими принципами — это Анна Сергеевна. Красивая, изящная, о которой Евгений в самом начале сказал, что она «на других баб не похожа». За ее женственностью скрывается, однако, холодный расчет, ведь эта женщина никогда никого не любила, а замуж вышла по соображениям прагматизма. Возможно, не стоит все же укорять ее за это, ведь у нее было необычное детство, проведенное с отцом-аферистом, которое, скорее всего, наложило на нее отпечаток

Такой же противоположностью, как Аркадий Евгению, является для Анны ее сестра Катерина. Воспитанная в строгости, она становится очень скромной, даже закрытой девушкой, живя в своих юных грезах. Не случайно Аркадий полюбил Катерину, которая понимала его идеалы и также создавала романтические образы

Герои многогранны, в каждом есть своя слабость и несокрушимая сила, и это делает их вечно живущими в литературе и сознании читателей.

Основным персонажем произведения, раскрывающего тему проблемных взаимоотношений между старым и современным поколением, является Евгений Васильевич Базаров, представленный писателем в образе молодого тридцатилетнего мужчины, отличающегося критическими нигилистическими взглядами на жизненное существование.

Базаров характеризуется в романе в качестве холодного и порой жестокого человека, гордящегося происхождением из народа, обучающемся на медицинском факультете университета и увлекающегося естественными науками. Судьба главного героя представляется трагичной, поскольку в финале произведения он заболевает тифозной болезнью и впоследствии погибает.

Читайте также:  Гемотест анализ на аллергию у детей

Одним из центральных персонажей романа является друг Базарова, представленный в образе Аркадия Кирсанова, молодого двадцати трехлетнего дворянина, попавшего под влияние нигилистических взглядов Евгения, но отличающегося романтическим отношением к жизни, а также добротой и лаской, обожающего искусство и окружающую природу.

Старшее поколение представлено в произведении в образе Николая Петровича Кирсанова, отца Аркадия, изображенного в качестве вдовствующего помещика, добродушного человека, любящего музыкальное искусство и литературу, с трепетом относящегося к сыну. Кроме того, мир отцов изображается и на примере Павла Петровича Кирсанова, дядюшки Аркадия, представленного в виде аристократичного мужчины, отличающегося манерной изысканностью, самовлюбленностью, заносчивостью и гордостью.

В качестве ключевой женской героини писатель представляет Анну Сергеевну Одинцову, молодую вдовствующую состоятельную помещицу, обладающую красивой внешностью, а также умом и независимостью, ценящую комфортное и спокойное существование, но при этом характеризующуюся холодностью и неспособностью на искренние, истинные чувства.

Кроме того, женские персонажи изображаются в романе в образах Фенечки, молодой необразованной крестьянки, ставшей гражданской женой Николая Петровича Кирсанова и подарившей ему сына Митю, знакомой главного героя Евдоксии Никитишны Кукшиной, молодой некрасивой помещицы, пропагандирующей прогрессивные взгляды на права русских женщин, а также княгини Нелли Р., возлюбленной Аркадиного дяди, с которой у них не сложились отношения и Екатерины Локтевой, младшей сестры Анны Одинцовой, миловидной девушки.

Второстепенными героями произведения являются отец Базарова, Василий Иванович, пожилой военный доктор, находящийся в отставке, характеризующийся в качестве простого, болтливого и энергичного старичка, любящего сына, мать Евгения в образе доброй, неглупой женщины, дворянки, являющейся хорошей хозяйкой, а также слуга Павла Кирсанова Петр, отличающийся глупостью и самовлюбленностью.

Используя в романе многочисленную систему персонажей, обладающих разнообразными характерными чертами, писатель демонстрирует на примерах героев извечный конфликт между разными человеческими поколениями.

В новом доме особый интерес у Алёши вызывал квартирант Хорошее Дело

Стихотворение начинается с описания поэтом утренней зори, великолепия природы, про ветки сосен, которые обретают в отблеске солнечных лучей оттенок золота.

Юон Константин Федорович один из поздних художников того времени. Родился 12 октября 1875 года, в Москве. Семья не отличалась высоким статусом на то время, поэтому жизнь протекала на среднем уровне.

«А зори здесь тихие ….» повесть, которая показывает, что война не только для мужчин. Беречь семейный очаг это конечно дело женщин, но на войне они также могут бить врага и совершать подвиги

Но сжатый тисками суровой реальности Раскольников доходит до изнеможения и отчаяния. Эти обстоятельства порождают в герои бесчеловечную теорию

источник

Основной темой романа Тургенева, является проблема взаимоотношений старого и современного поколения. Судьба всех персонажей тесно переплетена с решением насущной задачи, каждый из них по-своему определяет свои жизненные приоритеты. В романе Тургенева, создан конфликт поколений, главные герои «Отцов и детей», являются антагонистами, не желающими понять друг друга.

Взрослый человек, примерно 30 лет. К окружающему миру скептическое отношение. В его образе преобладают холодные и жесткие черты. Беспринципный и не высоконравственный. Сын лекаря из крестьянской семьи, учится на медицинском факультете, самоуверенный. Умирает от заражения крови.

Самый чистый и положительный герой книги. 44-летний вдовец, приходится отцом Аркадию, любит сына. Спокойный и уравновешенный романтик. Долго переживал смерть любимой жены, после стал мужем простой бедной крестьянки Фенечки.

Романтическая душа, сентиментальный, мягкий и добрый человек. Дворянин, отучился в университете, поддается влиянию Базарова. Верит в настоящие человеческие чувства.

Бывший гвардейский офицер. 45-летний брат Николая Петровича. Принципиальный аристократ, придерживается либеральных взглядов. Приверженец всего английского, самолюбивый. Пережив несчастную любовь, превратился в мизантропа, отдалился от родственников и уехал за границу.

Любящий сына старик, бывший лекарь, продолжает врачебную практику, безвозмездно помогая крестьянам. Жизнерадостный и трудолюбивый, любит поболтать и пофилософствовать, живет просто и скромно.

Пожилая дама дворянского рода, мать Евгения. Чересчур мнительная и набожная старушка, добрейшей души человечек, ласковая и умная, аккуратная и опрятная. Сильно переживает нелепую смерть сына.

Жестокая и расчетливая, овдовевшая дамочка 28 лет. Независимая и высокомерная гордячка, обожает роскошь. Предпочитает жить в уединении, вдали от светского общества. Несчастная женщина. Никогда и никого не любила, замуж выходит опять по расчету.

В строгости воспитанная сестрой, молодая, кроткая девушка. Добрая, скромная, любит природу и музыку. Спокойная и умная. Побаивается строгого нрава своей сестры. Вышла замуж за Аркадия.

Купеческий сын, стыдится своей родословной. Человек недалекого ума, слепо подражает всему новому. Слабохарактерный и боязливый, ведет себя глупо и пошло, назойлив и болтлив в общении, мечтает прославиться. Считает Базарова своим учителем. Женившись, стал подкаблучником.

Приятельница Базарова, Кирсанова и Ситникова. Помещица. Сторонница эмансипации. Считает, что небрежность в нарядах и развязное поведение – признак прогрессивности. Любительница папирос и шампанского.

Образ Фенечки входит в список второстепенных героев произведения, хотя описание ее соответствует женскому идеалу. Простая крестьянская девушка, она является воплощением чистоты и естественности. Уютная и домашняя, становится женой Николая Кирсанова.

Горничная Фенечки, помогает ей ухаживать за ребенком. Простая крестьянка, веселая и игривая хохотушка, в доме ведет себя строго.

Туповатый и самовлюбленный слуга Павла Петровича Кирсанова, едва научившись читать, считает себя ученым человеком.

Эксцентричная, загадочная особа. Любовь всей жизни Павла Петровича, сильно повлиявшая на его судьбу. После рассказа об ее смерти, Кирсанов потерял смысл жизни.

Это характеристика героев романа Тургенева «Отцы и дети», речь в котором идет о вечном взаимном непонимании поколений. Произведение «Отцы и дети» герои, старое и новое поколение которого, стало примером для подражания, и нашло отклик в сердцах читателей. Имена героев, данная таблица характеристик, дают краткое представление об основных персонажах из книги Тургенева. Эти сжатые данные могут быть использованы для написания сочинения на уроках литературы.

источник

Роман Тургенева «Отцы и дети» раскрывает сразу несколько проблем. В одной отражается конфликт поколений и наглядно демонстрируется способ выйти из него, сохранив главное – ценность семьи. Во второй – демонстрируются процессы, происходящие в обществе того времени. Посредством диалогов и умело проработанных образов героев, преподносится едва начавший зарождаться тип общественного деятеля, отрицающий все устои существовавшей государственности и подвергавший насмешкам такие морально-этические ценности, как любовные чувства и искренние привязанности.

Сам Иван Сергеевич в произведении не становится ни на одну из сторон. Как автор он осуждает и дворянство, и представителей новых общественно-политических движений, наглядно показывая, что ценность жизни и искренних привязанностей намного выше бунтарства и политических страстей.

Из всех произведений Тургенева, роман «Отцы и дети» единственный был написан в краткие сроки. От момента зарождения идеи до первой публикации рукописи прошло всего два года.

Первые мысли относительно новой повести посетили писателя в августе 1860 года во время пребывания его в Англии на острове Уайт. Способствовало этому знакомство Тургенева с провинциальным молодым врачом. Судьба столкнула их в непогоду на железной дроге и под давлением обстоятельств они общались с Иваном Сергеевичем всю ночь. Новым знакомым были выказаны те идеи, которые читатель после мог наблюдать в речах Базарова. Врач и стал прототипом главного героя.

(Имение Кирсановых из к/Ф «Отцы и дети», место съёмок усадьба Фряново, 1983)

Осенью того же года по возвращению в Париж Тургенев проработал фабулу романа и приступил к написанию глав. В течение полугода половина рукописи была готова, а закончил ее он после приезда в Россию, в середине лета 1861 года.

Вплоть до весны 1862 года, зачитывая свой роман друзьям и отдавая рукопись на прочтение редактору «Русского вестника», Тургенев вносил в произведение правки. В марте этого же года, роман был опубликован. Эта версия немного отличалась от издания, увидевшего свет спустя полгода. В ней Базаров был представлен в более неприглядном свете и образ главного героя был немного отталкивающим.

Главный герой романа нигилист Базаров вместе с молодым дворянином Аркадием Кирсановым приезжает в имение Кирсановых, где происходит знакомство главного героя с отцом и дядей товарища.

Павел Петрович утонченный аристократ, которому совершенно не нравится ни Базаров, ни выказываемые им идеи и ценности. Базаров в долгу также не остается, и не менее активно и страстно, он высказывается против ценностей и морали стариков.

После этого молодые люди знакомятся с недавно овдовевшей Анной Одинцовой. Они оба влюбляются в нее, но временно скрывают это не только от предмета обожания, но и друг от друга. Главному герою стыдно признать, что он, выступавший яро против романтизма и любовной привязанности, сам теперь страдает от этих чувств.

Молодой дворянин начинает ревновать даму сердца к Базарову, между друзьями происходят недомолвки и, в итоге, Базаров рассказывает о своих чувствах Анне. Одинцова предпочитает ему спокойную жизнь и брак по расчету.

Постепенно отношения между Базаровым и Аркадием портятся, а сам Аркадий увлекается младшей сестрой Анны Екатериной.

Отношения между старшим поколением Кирсановых и Базарова накаляются, дело доходит до дуэли, на которой ранение получает Павел Петрович. Это ставит жирную точку между Аркадием и Базаровым, и главному герою приходится вернуться в отчий дом. Там он заражается смертельной болезнью и погибает на руках у собственных родителей.

В финале романа Анна Сергеевна Одинцова выходит замуж по расчету, женятся Аркадий и Екатерина, а также Фенечка и Николай Петрович. Свои свадьбы они играют в один день. Дядя Аркадия покидает имение и отправляется жить за границу.

Базаров – студент-медик, по социальному статусу, простой человек, сын военного лекаря. Он серьезно увлекается естественными науками, разделяет убеждения нигилистов и отрицает романтические привязанности. Он уверен в себе, самолюбив, ироничен и насмешлив. Много говорить Базаров не любит.

Помимо любви главный герой не разделяет восхищение искусством, мало верует в медицину, невзирая на получаемое им образование. Не относя себя к романтичным натурам, Базаров любит красивых женщин и, одновременно, презирает их.

Самый интересный момент в романе – это когда герой сам начинает испытывать те чувства, существование которых он отрицал и высмеивал. Тургеневым наглядно демонстрируется внутриличностный конфликт, в тот момент, когда чувства и убеждения человека расходятся.

Один из центральных героев тургеневского романа – это молодой и образованный дворянин. Ему всего 23 года и он едва закончил университет. В силу своей юности и склада характера, он наивен и легко попадает под влияние Базарова. Внешне он разделяет убеждения нигилистов, но в душе, и далее по сюжету это видно, он предстает великодушным, мягким и очень сентиментальным молодым человеком. Со временем герой и сам понимает это.

В отличие от Базарова, Аркадий любит много и красиво говорить, он эмоционален, жизнерадостен и дорожит привязанностями. Он верит в брак. Невзирая на демонстрируемый вначале романа конфликт между отцами и детьми, Аркадий любит и дядю, и своего отца.

Одинцова Анна Сергеевна – рано овдовевшая богатая особа, которая в свое время замуж вышла не по любви, а по расчету, чтобы уберечь себя от бедности. Одна из главных героинь романа любит покой и собственную независимость. Она никогда никого не любила и ни к кому не привязывалась.

Для главных героев она выглядит красивой и недоступной, поскольку взаимностью не отвечает никому. Даже после смерти героя, замуж она выходит повторно, и опять-таки по расчету.

Младшая сестра вдовы Одинцовой, Катя, совсем юна. Ей всего 20 лет. Екатерина является одним из самых милых и приятных персонажей романа. Она добра, общительна, наблюдательна и при этом демонстрирует самостоятельность и упертость, которые только красят молодую особу. Она из семьи небогатых дворян. Родители ее погибли, когда ей было всего 12 лет. С тех пор она воспитывалась старшей сестрой Анной. Ее Екатерина побаивается и под взглядами Одинцовой чувствует себя неловко.

Девушка любит природу, много размышляет, она прямая и не кокетливая.

Отец Аркадия (брат Павла Петровича Кирсанова). Вдовец. Ему 44 года, он совершенно безобидный человек и нетребовательный хозяин. Он мягкий, добрый, привязанный к сыну. По своей натуре он романтик, ему нравится музыка, природа, поэзия. Николай Петрович любит тихую, спокойную, размеренную жизнь в деревенской глуши.

В свое время он женился по любви и жил в браке счастливо до тех пор, пока его жена не умерла. В течение долгих лет не мог прийти в себя после смерти возлюбленной, но с годами нашел любовь вновь и ей стала Фенечка, простая и бедная девушка.

Утонченный аристократ, 45 лет от роду, дядя Аркадия. В свое время он служил офицером гвардии, но из-за княгини Р. его жизнь изменилась. Светский лев в прошлом, сердцеед, который легко завоевывал любовь женщин. Всю свою жизнь он строил в английском стиле, читал газеты на иностранном языке, вел дела и быт.

Кирсанов явный приверженец либеральных взглядов и человек с принципами. Он самоуверенный, гордый и насмешливый. Любовь в свое время его подкосила, и из любителя шумных компаний, он стал ярым мизантропом, который всяческим образом избегал общества людей. В душе герой несчастлив и в конце романа он оказывается далеко от своих близких.

Основным сюжетом, ставшего классическим, романа Тургенева, является конфликт Базарова с обществом, в котором он волей судьбы оказался. Обществом, которое не поддерживает его взглядов и идеалов.

Условной завязкой сюжета становится появление главного героя в доме Кирсановых. В ходе общения с другими героями демонстрируются конфликты и столкновения взглядов, которые проверяют убеждения Евгения на стойкость. Происходит это и в рамках главной любовной линии – во взаимоотношениях Базарова с Одинцовой.

Противопоставление – это главный прием, который автор использовал при написании романа. Он отражается не только в его заглавии и демонстрируется в конфликте, но и отражен в повторении маршрута главного героя. Базаров дважды оказывается в имении Кирсановых, дважды бывает у Одинцовой и также дважды возвращается в родительский дом.

Развязкой сюжета становится смерть главного героя, которой писатель хотел продемонстрировать крах высказываемых героем на протяжении романа мыслей.

В своем произведении Тургенев наглядно показал, что в круговороте всех идеологий и политических споров есть большая, сложная и многообразная жизнь, где всегда одерживают победу традиционные ценности, природа, искусство, любовь и искренние, глубокие привязанности.

источник