Меню Рубрики

Анализ главы кукла короленко дети подземелья

В повести Короленко тонко и пронзительно показана жизнь главных героев “Детей подземелья”, нищих, но благородных, сильных духом, честных людей. В этом произведении пронзительно и сильно контрастирует богатство и жизнь со смертью и бедностью. Основная мысль рассказа – нужно быть человеком, независимо от возраста, статуса, дохода, уметь отличать добро от зла. Характеристика героев в произведении осуществляется посредством их поступков. Герои “Дети подземелья” борются за свою жизнь, каждый по-своему, но не теряя достоинства, не изменяя принципам. Это произведение учит состраданию, учит ценить жизнь, смотреть на мир глазами детей.

Главный герой, мальчик примерно 9 лет, от лица которого ведётся повествование. Его мать умерла, когда ему было 6 лет, после этого отец с горя перестал замечать сына. Васе очень не хватало материнской любви, отец всячески избегал общения с сыном. Пытался заняться его воспитанием, но ничего не выходило. Главный герой бродяжничал, был предоставлен сам себе. Он смелый, честный, решительный мальчик. Верный друг, умеющий хранить секреты и держать обещания. Доброе сердце и умение сострадать, заботиться о других – главное, что ярко характеризует героя и руководит его поступками.

Нищий мальчик лет 9, высокий, черноглазый, худой. Он и его сестра Маруся, приёмные дети Тыбурция, живут в подземелье часовни. Валек умный, взрослый и самостоятельный не по годам. В его душе оставило след горе, он много молчит, переживает за Марусю, которая болеет. Иногда ворует еду для сестры. Очень любит Марусю: заботится о ней, плетёт косы, придумывает игры, развлекает.

Девочке около 4 лет, она худая, болезненная, плохо ходит. По словам, Тыбурция, серый камень вытягивает из неё жизнь. Тонкая, прозрачная голубоглазая девочка с белокурыми волосами медленно тает, из-за недостатка питания и солнца она угасает. В те моменты, когда самочувствие позволяет, она играет, сидя на полянке с полевыми цветами, камушками и её глаза полны счастья. Особенную радость ей доставила кукла, которую Вася взял у сестры, девочка ожила, весела играла, несмотря на слабость последних дней жизни. Даже в предсмертном состоянии, без сознания, она не отпускала куклу из рук.

Нищий, взявший опеку над детьми, он любит их и заботится, как родной отец. На лицо он безобразен, невысок, нескладен, рыж. Поговаривают, что когда-то его вместе с сыном какого-то графа отправили на учёбу, где он набрался ума и перенял много знаний. Тыбурций декламирует длинные латинские тексты с выражением, с душой так, что многие плачут. Он благородный, мудрый, глубокий человек с чистой душой, несмотря на то, что вынужден воровать. Его появление в доме Васи – поступок, говорящий о многом: человек, имеющий проблемы с законом не побоялся разговора с самим судьёй, чтобы восстановить справедливость.

После смерти жены от горя закрылся в себе, когда он смотрел на сына, Васе казалось, что отец смотрит поверх него. Он теряет связь с ребёнком, считая его непослушным, хулиганом, неподдающимся воспитанию. Нищий Тыбурций открывает глаза Васе на своего отца, называя его самым честным человеком и лучшим судьёй. Он относится к людям без предубеждения, уважает бедных, не преклоняется перед богачами.

Сестра Васи, девочка 4 лет. Полненькая, здоровая, имеет много игрушек и няньку, которая приглядывает за ней. Васю не подпускают к сестре надолго из-за его “разбойничьих” игр, чтобы он не навредил девочке.

Нищий, который живёт в подземелье вместе с семьёй Тыбурция. Последний кормит “профессора” и даёт ему кров.

источник

Роль «дурного общества» в жизни Васи — героя повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»

Вася — главный герой повести Владимира Галак­тионовича Короленко «Дети подземелья». Мы видим происходящие в произведении события глазами это­го мальчика. Он говорит о своей жизни: «Я же рос, как дикое деревце в поле, — никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы». Уже из этих строк видно, что герой был одинок. Мать Васи умерла, и у него остались отец и младшая сестра. С сестрой у мальчика были нежные, тёплые отношения, но между ним и отцом была «не­одолимая стена». С особым трагизмом Короленко опи­сывает, как Вася страдает от этого. Чтобы избежать «ужаса одиночества», герой почти не бывает дома, и надеется найти «что-то», что изменит его жизнь.

После смерти матери Вася хотел найти ту любовь, которую она не успела ему дать, в сердце отца. Одна­ко отец казался ему «угрюмым человеком», который не любит своего сына и считает его «испорченным мальчишкой». Но в своей повести Короленко показы­вает нам, как Вася учится понимать других людей, как он узнаёт горькую правду жизни и как, наконец, рушится эта «неодолимая стена» между ним и отцом.

Короленко построил повесть на контрастах. Вася был «сыном почтенных родителей», но его друзьями стали дети из «дурного общества» — Валек и Маруся. Это знакомство изменило и героя, и его жизнь. Вася узнал, что есть дети, у которых нет дома и которым приходится воровать, чтобы не умереть от голода. Описывая внутренние переживания героя, автор по­казывает, как сначала Вася удивлялся тому, что ви­дел в «дурном обществе», а затем мучился от жало­сти и сострадания к нищим: «Я не знал ещё, что та­кое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди».

Вася очень привязался к Валеку и Марусе. Они ещё совсем дети, и им очень хотелось от души веселиться и играть. Сравнивая Марусю со своей сестрой Соней, Вася с грустью отмечал, что Соня «так резво бега­ла так звонко смеялась», а Маруся «почти никогда не бегала и смеялась очень редко».

Знакомство с Валеком, Марусей и их отцом Ты­бурцием помогло Васе посмотреть на жизнь с другой стороны. Он узнал, что есть люди, которым нечего есть и негде спать, и особенно его поразил серый камень, который забирает силы у маленькой девочки.

Отец Васи — судья, и мы видим, что и сам маль­чик в своих мыслях пытается судить поступки людей из «дурного общества». Но это «презрение» заглуша­ли сострадание и жалость, желание помочь. Об этом говорит глава «Кукла», которую можно назвать куль­минационной.

Люди из «дурного общества» помогли Васе узнать и понять своего отца, найти в нём «что-то родное». Читая повесть, мы видим, что Вася и отец всегда любили друг друга, но Тыбурций и его дети помогли им выразить эту любовь. У героя появились такие ка­чества, как сострадание, стремление помочь людям, доброта, смелость, честность. Но «дурное общество» помогло не только Васе, но и его отцу: он тоже взгля­нул на своего сына по-новому.

В конце повести Короленко описывает, как на мо­гилке Маруси Вася и Соня вместе с отцом произно­сили обеты. Я думаю, что главный из них — это обет помогать людям и прощать их. Я переживала вместе с ребятами все события, о которых рассказывается в повести. Мне очень понравилась эта книга.

  • эссе главная роль героя в произведении дети подземелья
  • биография главных героев из рассказа в г короленко В дурном обществе
  • в дурном обществе герои

Милосердие -это когда ты понимаешь других, ког­да приходишь в нужную минуту им на помощь, когда го­тов пожертвовать своей выгодой ради блага других.

Именно таков главный герой рассказа Вася. Пере­живший в шесть лет страшную трагедию -потерю матери, лишенный отцовской ласки, предоставленный сам себе, мальчик, однако, не черствеет душой, а, на­оборот, становится очень чувствительным к чужому горю. Вася -сын известного в городе судьи. Но это не мешает ему дружить с нищими бездомными детьми подземелья. Более того, мальчик дорожит этой друж­бой. Вася не просто играет с детьми, он проникается их проблемами и старается, чем может, помочь обездо­ленным. Каждый раз, тайно приходя в заброшенную часовню, мальчик приносит друзьям яблоки из своего сада, а иногда и другие лакомства.

А эпизод с куклой -разве это не проявление мило­сердия в высшей степени. Зная, как дорожит куклой, по­даренной когда-то мамой, его младшая сестренка Соня, Вася все же упрашивает девочку одолжить на время иг­рушку больной, умирающей Марусе. Вася надеется, что игрушка немного развеселит грустную Маню.

Жалея бедную Марусю, мальчик готов вынести лю­бые наказания, только бы девочке стало лучше. Поэто­му-то он и не смог вовремя забрать куклу, хоть тучи над ним уже сгущались. На вопрос отца, где кукла, Ва­ся молчит. А ведь это молчание достается ему очень нелегко. Мальчику ни за что не хочется обманывать отца. Обман -это не в его правилах. Просто Вася бо­ится, что правда ухудшит и без того тяжелое положе­ние обездоленных людей и отнимет последнюю в жиз­ни радость у умирающей Маруси.

Милосердие проявляет и отец Васи по отношению к Тыбурцию. Как судья, отец Васи мог бы сообщить о Тыбурцие полиции. Но проникшись сочувствием к его судьбе, оценив благородное стремление бродяги засту­питься за Васю, судья не делает этого. Более того, он просит, чтобы Тыбурций взял у него деньги.

  • что такое милосердие сочинение
  • сочинение на тему дети подземелья
  • сочинение на тему в дурном обществе
  • Сочинение В дурном обществе
  • Короленко В дурном обществе сочинение

Рекомендовано для начальных классов. Эпиграф: Равнодушие — мерзкая гадь, В людях тоску вызывает. Короленко ненавидел всякое зло, насилие, несправедливость, решительно боролся за лучшую жизнь народа. Не один раз за это сидел в тюрьме, значительную часть своей жизни провел в ссылке. Короленко защищал гонимых и обиженных, всегда был готов помочь как родным, близким, так и чужим людям.

Короленко написал много замечательных произведений, среди которых повесть «Дети подземелья» — сочинение о детской дружбе, о жизни бедняков в царской России. Тяжело себе вообразить человека, который бы не стремился иметь искреннего, честного, доброго, верного, надежного друга. Мечтал о настоящих друзьях и Вася, которому в жизни так не хватало душевного тепла. Ощущая себя чужим в родительском дому, мальчик по целым дням блуждал по городу, искал новых приятелей. Вася — добрый, чуткий, любящий сын. Он глубоко переживает потерю мамы — лучшего человека на земле, бережет в своем сердце память о ней. Мальчик сочувствует отцу, жалеет его, любит, и ему так хочется, чтобы тот прижал его к себе. Он плачет «от досады и боли», когда отец не понимает его чувств.

Отец Васи замкнулся в своем горе, так как очень тяжело переживал потерю любимой жены, чувствовал себя очень одиноким. Он не мог понять, как Вася может затевать шумливые игры, с младшей сестричкой, как они могут смеяться, чему-то радоваться. Это бесило его и вызвало неприязнь к сыну. Но за внешней суровостью судьи была скрытая добрая, хрустально честная, справедливая душа. Васю смущало «пасмурное отцовское лицо», «омраченные глаза», и он « под непонятным взглядом», «робел и замыкался в себе». В высоком, пасмурном человеке мальчик «видел отца, но не мог ощутить родной души».

Вот почему Вася верил своим «уличным» товарищам, но в скором времени убедился, что они трусы и предатели, которые при первых трудностях спасовали, бросили его без всякой помощи в темном подземелье. Встреча Васи с детьми подземелья вызвала взаимную симпатию и внесла в жизнь детей большие изменения. Взаимная симпатия, постепенно переросшая в настоящую дружбу. Васе нравились манеры взрослого человека, задумчивость Валика, его самостоятельность, отношение к маленькой сестричке Маруси. Вася же понравился детям подземелья своей искренностью, смелостью, решительностью, непохожестью на детей богатых, хотя он и был сыном судьи.

Для Валика и Маруси дружба с Васей была большой радостью. Вася часто приносил детям яблоки из своего сада, угощал лакомством, которому они никогда не видели. Он развлекал Марусю, рассказывал ей сказки, устраивал веселые игры. При появлении Васи девочка «каждый раз хлопала в ладони, и глаза ее блестели искренним интересом». Для Валика Вася был единым товарищем, которому он мог довериться. Для этих обездоленных детей сын судьи был светом в темном подземелье. Все тепло своей души он отдавал Валику и Маруси. Мальчик ощущал, что он нужен детям, его ждут, радушно встречают. Васю глубоко поразила тяжелая, голодная жизнь его маленьких друзей. Он искренне желал им чем-то помочь, сочувствовал, жалел. Он никак не мог понять, почему именно должен скрывать от других свою дружбу с Валиком и Марусей. То, как человек воспринимает других, раскрывает его собственную натуру. Вася — настоящий друг, который бескорыстно помогает тем, кто этого нуждается в. Итак, правильно говорят, что человек сильный со своими друзьями.

Если данное школьное сочинение на тему: Сочинение размышление по повести Владимира Короленка «Дети подземелья». вам пригодилось, то я буду премного благодарна если вы разместите ссылку в блоге или социальной сети.

Портретная характеристика персонажей

Спасибо что посетили сайт SchoolTask.ru

Готовые школьные сочинения и пересказы по литературе. Всегда для Вас в бесплатном доступе. Мы будем благодарны за ссылку на наш сайт.

Здесь выложена коллекция школьных сочинений и конспектов уроков. Школьные сочинения по русской литературе для учащихся школ. Есть разделы свободные темы, а так же по программам русской и зарубежной литературы.

источник

В повести «Дети подземелья» рассказчик находится в двух временных измерениях: искренность, чистота, идущие от ребёнка, сочетаются с мудростью, опытом много повидавшего взрослого человека. Дети как индикатор проявляют истинную ценность людского общества.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Владимир Короленко — хрестоматийный писатель. Его повесть «Дети подземелья» (1886) уже несколько десятилетий входит в учебную программу по литературе. За годы жизни произведения в школах наработана методика его изучения, которая, впрочем, не исключает и новых методических решений. К их поиску побуждает прежде всего современный читатель-подросток. По своим социально-психологическим характеристикам, в том числе и читательским, он существенно отличается от читателя прошлых лет.

«Дети подземелья» — из числа читаемых книг. В повести есть драматический сюжет с элементами тайны. Он держит читателя в напряжении, которое к финалу достигает апогея и выливается в их слёзы. Почему дети плачут? “Марусю жалко” — типичный ответ. Но слёзы как реакция на прочитанное бывают только тогда, когда повесть читается до её изучения в классе — в один присест. Чтение, растянутое во времени, как это часто случается в школе, убивает читательские эмоции. А это не может не сказаться на уровне восприятия повести.

Цель реферата — анализ идейно-художественного своеобразия повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»

1. Общая характеристика повести, основные образы

Главный герой — мальчик Вася. Определённого указания на возраст в тексте нет. Но вместе с тем читаем: “Моя мать умерла, когда мне было шесть лет”, “с шести лет я испытал уже ужас одиночества”. Из этих косвенных замечаний выходит, что Васе идёт седьмой год. Нетрудно заметить, что это прошедшее время — “когда мне было шесть лет”, “никто не окружал меня”, “местечко, где мы жили”, “пруды год от года мелели”, “о нём ходили предания и рассказы один другого страшнее”. Прошедшее время особо подчёркивается глаголом “бывало” — “бывало, я любил приходить на остров”, “я любил слушать, когда бывало Януш…” Кто же он, этот взрослый, который ведёт рассказ в прошедшем времени? Читатели понимают, что это сам главный герой, вспоминающий те годы, когда он ещё был маленьким мальчиком Васей.

Читайте также:  Анализы на иммунный статус у детей

Но рассказчик не только вспоминает детство и всё, что с ним было связано. Переживая вновь события детства, он ещё и анализирует их, но уже с позиции себя сегодняшнего. Для иллюстрации сказанного достаточно прочитать несколько абзацев текста, например, из главы «Развалины», от слов “живёт в замке…” Лексика (“терзали внутренности дряхлого здания”), синтаксис (“живёт в замке” — эта фраза стала выражением крайней степени нищеты), интонация — всё выдаёт взрослого человека.

Таким образом, рассказчик находится в двух временных измерениях: он ребёнок и он же взрослый. Форма повествования определяет художественное своеобразие произведения. Двуголосие создаёт особую атмосферу, в которой искренность, чистота, идущие от ребёнка, сочетаются с мудростью, опытом много повидавшего и пожившего взрослого человека. И ещё, благодаря двуголосию, читатель не только видит и слышит пережитое героем в детстве, но и знает, как оно отозвалось в его будущей жизни.

Каким запомнил Вася себя в детстве? Стоит обратить внимание читателей на сравнения, какими герой пользуется, рассказывая о себе. Вспоминая детские годы, когда он был ещё просто Васей, рассказчик заметит, что он “рос, как дикое деревце в поле”, как “молодой волчонок”, как “пугливый зверёк”. Используются уменьшительно-ласкательные слова, подчёркивающие возраст героя, — видно, что он совсем ещё маленький. Эпитеты несут уточняющую нагрузку. Вася беззащитный, одинокий, настороженный, живущий сам по себе, без присмотра. Были ли у Васи причины стать таким в столь раннем возрасте? Вопрос побуждает внимательно присмотреться к той атмосфере, что царила в его семье. После смерти матери родной дом для него стал почти чужим. Отец, поглощённый горем, “совсем забыл о моём существовании”, “отворачивался от меня с досадой и болью”. А когда замечал, то думал, “что я дурной, испорченный мальчишка, с чёрствым эгоистическим сердцем”. Может быть, у кого-нибудь другого в доме находил Вася внимание и интерес к себе? Нет, таких людей рядом с ним не оказалось. Автор их не показывает. Позже герой с горечью скажет, что в родном доме он “не встречал ни в ком привета и ласки”. Более того, четырёхлетнюю сестру Соню, которая любила брата, всячески старались уберечь от его “дурного” влияния. А была ли у Васи потребность в участии со стороны родных? Весь драматизм его положения в том и состоял, что он жаждал любви, сочувствия к себе, но не получал их: “Мне хотелось, чтобы он обнял меня, посадил себе на колени и приласкал”. От невнимания близких мальчику “становилось очень горько и досадно”, он даже плакал. Напряжённость эмоционального состояния героя в этот период его жизни выражена словами: “. с шести лет я испытал ужас одиночества”. В этих словах — драма жизни ребёнка. Полнее всего его реакция на отношение близких выразилась в уходе Васи из дома. Автор убедительно показывает логичность и психологическую закономерность этого шага героя.

Итак, Вася стал свободным — “никто не стеснял моей свободы”. Но это была вынужденная свобода. По сути, мальчика предали. И прежде всего отец, который поверил чужим людям, будто его сын “бродяга” и “негодный мальчишка”. Мальчик надеялся на любовь отца, жаждал её, но не получил.

Короленко не случайно в качестве главного героя выбрал ребёнка, да ещё и одинокого, то есть свободного от взрослого влияния. Запас впечатлений у маленького человека минимальный. Для него всё впервые. Но не только психологические причины обусловили открытия Васи, а и причины социальные. Мальчик из состоятельной семьи — ему не приходилось ещё всерьёз сталкиваться с жизнью. Поэтому он почти непрерывно делает свои личные открытия, познавая жизнь и её законы. В процессе этого познания Вася духовно созревает, вырастая в личность.

Маленький мальчик силой обстоятельств был выброшен на улицу и не утонул в ней только потому, что не сдался, проявил характер (“поступал по-своему”), спасала жгучая любознательность. Автор намеренно “злоупотребляет” личными местоимениями и глаголами на малом пространстве текста. Они подчёркивают духовную активность Васи, которая определилась как цель жизни.

Что же увидел Вася, выйдя на улицу? Прежде всего своё местечко Княж-Городок, главным архитектурным украшением которого была тюрьма. Картину города и окрестностей дополняли “сонные”, “заплесневелые пруды”, “пустыри с кучами всякого хлама”, “деревянный мост”, “вонь, грязь, кучи ребят”, “кладбище”, “полуразрушенный замок”, “заброшенная часовня”. Есть ещё в городе и так называемые “проблематические фигуры”. Кто же они? Это “несчастные тёмные личности, красноносые старцы”, “безобразные старухи”, “полубезумный старик нищий, которого прозвали профессором”, и выделяющийся среди этой тёмной массы пан Тыбурций Драб. Итак, в людском обществе, как и в городском пейзаже, нет ни одной радующей глаз фигуры. Примечательно, что картины затхлой, замшелой жизни открывают повесть, предваряя основные события и тем самым настраивая читателя на определённое их восприятие.

Познание Васей жизни идёт как вширь, так и вглубь. Выйдя на улицу, он не только накапливает всё новые впечатления, он ещё и пропускает их через сердце. Так постепенно, под воздействием той жизни, что протекала рядом, детская восторженность мальчика уступает место прямо-таки сердечной боли.

Встреча с детьми подземелья так же стала знаменательным событием в жизни мальчика и принесла ему новые открытия на пути познания жизни. Насколько закономерной была эта встреча? Что побудило Васю идти к часовне? Прежде всего природная любознательность и жажда новых впечатлений. Вася сам скажет: “Когда все углы города стали мне известны до последних грязных закоулков, тогда я стал заглядываться на видневшуюся вдали, на горе, часовню”. Вася хотел всего лишь осмотреть часовню, а столкнулся с совершенно новым и неведомым ему миром.

Накапливая тёмные краски, мрачные детали, автор настраивает читателя на восприятие главного события — встречу с детьми подземелья. Встреча стала логическим завершением предшествующих впечатлений героев. Мало того, что дети жили на кладбище, они ещё в качестве жилища имели подземелье. Много раз повторяя слово “подземелье”, автор как бы “вбивает” его в сознание читателя. Образ обогащается, становится зримым благодаря выразительным деталям: “каменные плиты пола”, “каменные дуги колонн”, стены “выступали жестокими холодными камнями”. Даже фигура профессора “была похожа на каменное изваяние”, а каменные стены смыкались “крепкими объятиями над крохотной фигуркой девочки”. В какой-то момент Васе даже показалось, что здесь, в подземелье, он ощущает на себе “невидимый каменный взгляд”. И снова мы видим — писатель “злоупотребляет” одним эпитетом. В данном случае — “каменный”, а также близкими ему по значению — “холодный”, “жестокий”. В совокупности они создают ощущение мёртвого мира, в котором нет места живому. Но в этом мире живут люди, в том числе дети — Валек и Маруся.

Войдя в жизнь Валека и Маруси, наблюдая за ними, Вася невольно начинает сравнивать Марусю с сестрой Соней. Что побудило Васю к такому сравнению? Девочки в одном возрасте. И это единственное, что их объединяло. В остальном они были очень разные. Вася видит различия в их внешнем виде: “Соня… кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала. так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья”. А Маруся никогда не бегала и “смеялась очень редко”, “платье её было грязно и старо, в косе не было лент”. А её “глаза смотрели порой так не по-детски грустно”.

Вася не только наблюдает и фиксирует, он ещё хочет понять, что же с Марусей происходит, поэтому и спрашивает Валека: “Отчего она такая?” “Серый камень высосал из неё жизнь”, — пояснит Валек. Но Вася всё равно ничего не понял. “Это было для меня, — скажет он, — загадкой, страшнее всех призраков старого замка”. Почему он так сказал? Как понять слова мальчика? Вася жил в другом мире и в ином круге понятий, представлений, поэтому он изначально был не в состоянии осознать, как серый камень может высосать жизнь. Это непонимание объяснимо и психологически: маленькие дети по своей природе — буквалисты, поэтому истинный смысл метафоры они не понимают. А всё непонятное часто вызывает страх.

Вася нашёл в подземелье то, в чём нуждался, — внимание к себе, и он не мог отказаться от того, что приобрёл. Конечно, Вася меняется. В нём начинают проявляться качества, которые ему самому были неведомы, он открывает самого себя. Вася старается, насколько это возможно, помочь своим друзьям.

Познакомившись с детьми подземелья, Вася не только себя самого узнал лучше, но и своего отца, которого, как выявилось, он не знал. Обиженный невниманием отца, Вася в разговоре с Валеком скажет: “Он нехороший”. А в ответ услышит: “Неправда, неправда, — возразил Валек, — ты не понимаешь. Тыбурций лучше знает. Он говорит, что судья — самый лучший человек в городе”. Узнать такое об отце Васе было приятно, хотя обида на него всё равно осталась. “Вот он каков, — думалось мне. — Но всё же он меня не любит”. Позже и от самого Тыбурция Вася услышит: “Твой отец, малый, самый лучший из всех судей на свете”. А потом именно Тыбурций окажется тем человеком, который вернёт отцу сына, а сыну отца. Он разрядил своим приходом их объяснение по поводу исчезнувшей куклы: “Передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашёл что-то родное, чего тщательно искал в нём прежде”. Это Вася об отце, который тоже “только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына”. Слова “нашёл” и “узнавать” — ключевые для отца и сына, которые благодаря чужому человеку, да ещё совсем из другого мира, нашли друг друга.

Мир полон противоречий. В этом Васе приходится не один раз убеждаться. Он давно знал, что “воровать нехорошо”, но в то же время он видит, что те, кто ворует, необязательно плохие люди. Вот и ворующий Валек стал ему как брат, и до боли в сердце было жалко Марусю — “улыбка Маруси стала мне почти так же дорога, как улыбка сестры”. И даже Тыбурций уже не был страшен — “он смотрел на нас троих какими-то странными глазами, в которых что-то мерцало, точно слеза”. Чужой плохой мир неожиданно стал своим.

Вася — единственный, кто активно сопереживает отверженным, но изменить их жизнь к лучшему он не в состоянии. Силу, которая способна это сделать, Короленко не показал.

Безысходность судеб обитателей подземелья подчёркивается и финалом повести. Умирает самая любимая героиня — Маруся. Валек с отцом куда-то ушли из города. Явно не в лучшую жизнь. Ведь сказал же как-то Тыбурций: “Я краду, и он будет красть”. Будущее Валека — по-прежнему на дне жизни.

Вася пережил горечь утраты матери, драму отношений с отцом, разрушение своих романтических представлений, знакомство с абсолютно новым для него миром, который перевернул всю его жизнь. Вася оказался лицом к лицу с проблемами, о существовании которых даже и не подозревал. Вася пережил радость дружбы и муки сострадания, утрату тех, с кем сроднился. Ему многое открылось не только в новом для него мире, но и в себе самом, в собственном отце, которого он, оказывается, совсем не знал.

Пропустив своего героя через многие житейские и психологические испытания, автор показал, чего он стоит в нравственном отношении. Поведение, поступки, эмоции мальчика Васи убеждают в том, что “взрослость” — понятие не столько возрастное, сколько нравственное. В свои семь лет Вася был способен принимать решения, нести ответственность за свои действия и слова.

Эпилог повести ещё раз подчёркивает, что пережитое Васей имело последствия в его будущей жизни. Из него читатели узнают, что Вася не только сам ничего не забыл, но сумел и свою младшую сестру, и даже отца обратить в свою веру.

Повесть «Дети подземелья» побуждает читателя и на себя взглянуть: “А каков же я? Способен ли я на поступок, если будет нужно? Смогу ли сдержать слово, когда этого потребуют обстоятельства?” Путь от литературы к жизни, если он не слишком прямолинейный, для детской аудитории — естественный и необходимый.

Сделав ребёнка единственным сострадальцем, Короленко, вероятно, имел в виду и другую цель. С помощью ребёнка, благодаря ребёнку он показал человеческую состоятельность людей подземелья и прежде всего детей. Вася, живущий сердцем, стал своеобразным нравственным мерилом для обитателей подземелья. О детях как своеобразном индикаторе, проявляющем истинную ценность людского общества, говорил и Чехов, великий современник Короленко. Во время своей поездки на Сахалин он заметил, что к некоторым каторжникам тянутся дети. А это, по мнению Чехова, значило, что они ещё не совсем пропащие люди. Зашоренный взгляд взрослого видит гораздо меньше, чем чуткое сердце ребёнка.

1. Биографический словарь «Русские писатели». / Сост. П.А. Николаев. Т.1-3 — М., 1994.

2. Пивнюк Н. «Хранить чуткость человеческому страданию…» Из цикла «Уроки учителей СНГ». — Киев, 2000.

3. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века. — М., 1988.

Идейно-художественное своеобразие повести Достоевского «Дядюшкин сон». Средства изображения характера главных героев в повести. Сон и реальность в изображении Ф.М. Достоевским. Смысл названия повести Достоевского «Дядюшкин сон».

курсовая работа [38,1 K], добавлен 31.03.2007

История возникновения русской летописи «Повесть временных лет». «Повесть временных лет» как исторический источник и литературный памятник. Стилевое своеобразие «Повести временных лет». Значимость «Повести временных лет» в литературоведческом аспекте.

курсовая работа [37,0 K], добавлен 25.10.2006

Проблема палеографических особенностей «Повести временных лет». Выявление стилистической неоднородности летописи, анализ значения и грамматической формы слов. Обзор работ о языке Лаврентьевского списка Повести, сравнение со стилями других списков.

реферат [15,6 K], добавлен 20.11.2012

Прага как культурный центр русского зарубежья. Художественное своеобразие повести А. Эйснера «Роман с Европой». Анализ уровней художественной структуры повести. Определение соотношения мотивной структуры повести и лирики А. Эйснера «пражского» периода.

дипломная работа [256,1 K], добавлен 21.03.2016

Место повести «Старик и море» в творчестве Эрнеста Хемингуэя. Своеобразие художественного мира писателя. Развитие темы стойкости в повести «Старик и море», ее двуплановость в произведении. Жанровая специфика повести. Образ человека-борца в повести.

дипломная работа [108,6 K], добавлен 14.11.2013

Социальные проблемы, выделенные в сказке-повести Джанни Родари «Приключения Чиполлино». Направление, род и жанр произведения. Идейно-эмоциональная оценка сказки. Основные герои, сюжет, композиция, художественное своеобразие и значение произведения.

анализ книги [15,9 K], добавлен 07.04.2017

Особенности работы Чехова над повестью «Три года». Эволюция творческого жанра от «романа» к повести. Описание системы образов в повести «Три года», ее художественное своеобразие. Литературные приемы, используемые писателем для раскрытия образов героев.

курсовая работа [72,8 K], добавлен 17.03.2011

Владимир Галактионович Короленко – выдающийся писатель, журналист, адвокат, общественный деятель конца ХІХ – начала ХХ столетия. Повести, очерки и рассказы В.Г. Короленко. Сознание своего права на достойную жизнь. Любовь писателя к простым людям.

реферат [25,6 K], добавлен 18.01.2015

Замысел и начало работы И.С. Тургенева над романом «Отцы и дети». Личность молодого провинциального врача как основа главной фигуры романа — Базарова. Окончание работы над произведением в любимом Спасском. Роман «Отцы и дети» посвящен В. Белинскому.

Читайте также:  Анализы на иммунитет у детей инвитро

презентация [2,1 M], добавлен 20.12.2010

Отражение становления человеческой личности в повести «Кадеты». «Юнкера» как обзор второй ступени подготовки будущих офицеров. История создания повести «Поединок». Художественное мастерство Куприна, своеобразие стилистики и языка его произведений.

дипломная работа [119,9 K], добавлен 29.04.2011

источник

Методическая разработка по литературе (5 класс) на тему:
Открытый урок по В.Г. Короленко «В дурном обществе».Анализ главы «Кукла»

Использовала на уроке в 5 классе. Ребята прониклись сочувствием и состраданием.

Анализ главы «Кукла». Урок добра и милосердия

  • создать условия для восприятия главы повести «Кукла» В. Г. Короленко “В дурном обществе”, понимания тех изменений, которые происходят в сознании главного героя под влиянием жизненных обстоятельств;
  • способствовать осмыслению понятия “гуманизм”, «милосердие»
  1. обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей; совершенствовать навык выразительного чтения, умение устно и письменно выражать свои мысли;
  2. развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся;

3.воспитать способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру.

  • учебник под ред. В.Я. Коровиной;
  • раздаточный материал (кроссворды),карточки
  • проектор

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

самостоятельное создание способов решения проблем

творческого и поискового характера, актуализация знаний

Регулятивные УУД: целеполагание,контроль

Познавательные УУД : поиск информации

высказывание мысли, слушать собеседника, работать в коллективе

подведение под понятие, выведение следствий

Личностные УУД : нравственно-этическая ориентация

(Логические универсальные действия):

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,

выбор оснований и критериев для сравнения

Логические УУД: анализ, синтез выстраивание причинно-следственных связей

высказывание мысли, слушать собеседника, работать в коллективе

Нравственно-этическая ориентация, оценивание

усваиваемого содержания, (исходя из социальных и

личностных ценностей), обеспечивающее личностный

Регулятивные УУД: целеполагание

Логические универсальные действия:

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,

поиск и выделение информации, структурирование знаний, смысловое чтение

высказывание мысли, слушать собеседника, работать в коллективе

Л ичностные УУД: нравственно-этическая ориентация

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и

что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

Действие постановки и решения проблем

Анализ главы «Кукла». Урок добра и милосердия.

…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня.

— косвенное побуждение ( «Посмотрите на свою парту – всё ли готово к уроку?»).

-просьба улыбнуться друг другу.

2.Проверка домашнего задания.

Разгадайте кроссворд по содержанию повести в парах. Разгадав его, вы прочтете по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, являющееся темой урока и которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям.

1.Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.)

2.Должность отца Васи. (Судья.)

3.Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.)

4.Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)

5.Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)

6.Чувство, которое испытывает Вася в родном доме . (Одиночество.)

7.Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)

8.Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.)

Учащиеся читают ключевое слово гуманизм.

-Ребят, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? ( о гуманизме в повести)

Давайте найдем определение слова «гуманизм» в словаре.

Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие, уважение человеческого достоинства.

— Что значит любить человека?

-А ответить на вопрос должны на основании чего?

Подберите синонимы к этому слову ( слайд)

-От каких слов первоначально произошли данные слова?

(найдите словообразовательную пару слов:

-Как вы понимаете значение слова

-Кто из героев в повести Короленко страдает?

Запишите ответ в тетрадь полным предложением.

-В чем отличие слов в словообразовательной цепочке? Что означает приставка со-?

-А кто из героев повести сострадает и кому? (Вася)

Почему вы так решили? Из каких эпизодов это видно?

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Доброе слово доходит до сердца.

Жалость — со слезами, а доброта — с мозолями.

Всякий хлопочет — себе добра хочет

Выберите пословицу о добре, которая подходит к теме нашей повести и запишите ее в тетрадь (самостоятельно)

-Ребята, есть еще один синоним: милосердие

-Прочтите определение, которое дал этому слову Толстой? Согласны ли вы с ним?

Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству.

-Что общего между понятиями? ( их объединяет то, что это чувства человека, основанные на любви к человеку)

Поднимает руки класс – это «РАЗ».

Повернулась голова – это «ДВА».

Руки вниз, вперед смотри – это «ТРИ».

Руки в стороны пошире – развернули на «ЧЕТЫРЕ».

Силой их к плечам прижать – это «ПЯТЬ».

Всем ребятам тихо сесть – это «ШЕСТЬ».

3.Актуализация знаний.(работа в парах)

Сравнительная характеристика героинь.

Выразительно прочитать отрывки ответить на вопросы, сравнить двух девочек , составить схему с опорными словами

Давайте вспомним наших двух героинь: Марусю и Соню.

-Как выглядит Маруся? А Соня? Выделите ключевые слова.

Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против открытого окна и ветер шевелил ее белокурые волосы, что мне становилось самому грустно, и слезы подступали к глазам.

…моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту.

-Как выглядит Маруся? А Соня? Выделите ключевые слова.

-В чем различия в характеристике двух девочек?

-Выделите ключевой эпитет в образе Маруси?

-Почему Маруся была грустная?

-Кому еще было грустно? Как вы думаете , почему?

Для того , чтобы лучше понять наших героинь, обратимся к следующей главе.

-Я принесла любимую игрушку моей дочери. Почему?

-А символом чего является кукла? (сообщение Сафроновой Ксении)

-Что нового узнаем о девочках из главы «Кукла»?

( Марусе опять стало хуже. На все наши ухищрения, с целью занять ее, она смотрела равнодушно своими большими потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали ее смеха. Я стал носить в подземелье свои игрушки, но и они развлекали девочку только на короткое время.)

-Чем отличалось положение Сони от положения Маруси?

-Какие игрушки могли окружать Соню?

У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне ее на время. Я так убедительно просил ее об этом, так живо описал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала мне ее и обещала в течение двух-трех дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле.

-Почему у Маруси не было игрушек?

-Выделите в описании куклы ключевые слова- эпитеты.

-Какое впечатление произвела кукла на Марусю? Как она играла с куклой?

Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своею новою знакомой. Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собою свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, попрежнему шлепая по полу слабыми ногами.

-Чем Вася расплачивался за свой поступок?

-Почему, несмотря на неприятности, которые Вася все же предчувствовал, он принес куклу Маруси? Есть сходство с Соней?

(он сострадал Маруси, жалел ее)

Сопоставьте ваши наблюдения со словами эпиграфа: “…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня”. (В. Г. Короленко.)

На прошлом уроке мы заполняли таблицу о «сером камне». Что противостоит серому камню? Какие понятия ассоциируются с понятием «человеческое сердце». Заполните вторую колонку таблицы. Слайд

Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувственность, несправедливость

сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность

Символ жестоких, несправедливых законов общества

Вывод . Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы “серых камней”, “высасывающих жизнь” из людей, обитающих в трущобах.

-Так что же значит любить человека? (жертвовать чем-то для него, сострадать, сочувствовать) (жалеть человека, помогать ему в сложных обстоятельствах, поддерживать, сочувствовать)

-Ребята, я просила принести вас ваши любимые игрушки. Покажите мне их.

— Посмотрите : у Сони нашей много игрушек, а у Маруси их нет. Кто сможет отдать Марусе свою любимую игрушку?

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?

1 вар.-пересказать главу «Кукла» от лица любого героя: Маруси, Сони ,Васи

2 вар. – сочинение-миниатюра «Кому из героев я сострадаю »

3 вар.-нарисовать иллюстрацию

Записывают тему и эпиграф в тетрадь.

Записывают в тетрадь ключевое слово и синонимы к нему.

Записывают ответ на вопрос

Записывают ответ на вопрос

Ключевые слова в описании внешности двух девочек записываются в тетрадь

проанализировать фрагмент текста и записать эпитеты в тетрадь

Отвечают на вопросы, рабо-тают с текстом

Так у славян была кукла «Благодать»

Куклу славяне делали и дарили со словами : «Не грусти, не унывай, рук не опускай». Кукла от хандры; пожелание достатка, благополучия, сытости и здоровых детей -. Эту куклу делают на благополучие и просят у неё благ столько, сколько нужно. «Благо дающая» никогда не опускает рук на творение добрых дел, она помогает понять, что для нас благо и увидеть его для себя в меняющемся мире.

В Японии празднуют День девочек, или праздник кукол (Hinamatsuri — Хина мацури). В домах, где есть девочки, устраиваются выставки богато одетых кукол, их украшают цветками персика.

Предполагают, что праздник кукол возник из древнего обычая, когда в этот день люди вырезали из бумаги фигурки, писали на них свой возраст и топили в реке или ручье. Считалось, что таким образом человек может освободиться от всего дурного, что накопилось в нем за год. В древности шаман совершал обряд перенесения зла и несчастья с ребенка на куклу, которую бросали потом в ближайшую реку, при этом молились, чтобы куклы приняли себя все беды, которые могут выпасть на судьбу девочек. Теперь этот обычай остался в далеком прошлом, а праздник кукол стал одним из самых красивых праздников в году.

1.Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.)

2.Должность отца Васи. (Судья.)

3.Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.)

4.Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)

5.Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)

6.Чувство, которое испытывает Вася в родном доме . (Одиночество.)

7.Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)

8.Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.)

1.Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.)

2.Должность отца Васи. (Судья.)

3.Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.)

4.Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)

5.Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)

6.Чувство, которое испытывает Вася в родном доме . (Одиночество.)

7.Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)

8.Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.)

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?

Задания на «3»:
1. Назови героев повести «Дети подземелья».
2. Что думают о Васе окружающие, и каков он на самом деле?
3. Как произошло знакомство Васи с будущими друзьями?
4. Почему Валек и Маруся радовались каждому приходу Васи?
Почему дружба детей росла и становилась крепче?
5. Кто такой Тыбурций Драб? Какое впечатление сложилось у тебя о нем?
Задания на «4»:
1. Какая деталь в портретной характеристике Валека особенно привлекла Васю?
2. Выделите в 4-5 главах описание внешности Маруси. Какие эпитеты, оценочные слова, сравнения использует в них автор?
3. Что переживает Вася, узнав, что его новые друзья нищие и воры?
4. Как характеризует Васю история с куклой?
5..Почему Валека и Марусю нельзя назвать «дурным обществом» для Васи?
6. Какие изменения произошли в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями?
Задания на «5»:
1. Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?
2. Какое впечатление произвела на Васю обстановка подземелья?
3. Почему Вася не понял смысл загадочныъх слов Валека: « Серый камень высосал из нее жизнь?»
Как вы понимаете слова о «серых камнях», которые «высосали жизнь» из Маруси? Запишите слова, которые вы связываете с этим понятием?
4. Какие нравственные уроки получает Вася? Запишите слова, которые вы связываете с понятием «человеческое сердце». Сопоставьте ваши наблюдения со словами эпиграфа.
5. Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? Докажите текстом, что жизнь Васи изменилась.

Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против открытого окна и ветер шевелил ее белокурые волосы, что мне становилось самому грустно, и слезы подступали к глазам.

…моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту.

-Как выглядит Маруся? А Соня? Выделите ключевые слова.

-В чем различия в характеристике двух девочек?

-Выделите ключевой эпитет в образе Маруси?

-Почему Маруся была грустная?

-Кому еще было грустно? Как вы думаете , почему?

источник

Анализ рассказа «Дети подземелья» В. Короленко

Исполненный трагизма и философской оценки правильности поступков рассказ Владимира Короленко «Дети подземелья» по праву можно считать образцом настоящей дружбы и милосердия.

Основной тематикой произведения является нищета, как материальная, так и духовная. Будучи писателем-гуманистом, Короленко большое внимание уделяет этой социальной проблеме в произведении, заставляя задуматься над собственными приоритетами в данном вопросе.

Сюжет разворачивается в польском городке XIX века. Мальчик Василий, сын судьи живет спокойной и уютной жизнью, единственной трагедией в которой является холодность отца, который будучи справедливым и честным судьей, совершенно несправедливо отгораживается от сына после смерти его матери, сконцентрировав свое внимание только на дочери Софии, ибо она схожа с ней. Василий живет жизнью одиночки в собственном психологическом коконе, который разрушается только в тот момент, когда он встречает бродяжек Валека с Марусей, вынужденных просить милостыню и воровать, чтобы как-то прожить день. Их жизнь – игра на выживание. Ее условия – подземелье, холод и голод.

Мальчик сначала воспринимает общение с «дурным обществом » как некую игру. Затем постепенно трансформируется его понимание жизненных процессов и закономерностей, и в кульминации болезни и смерти Маруси, раскрывается его обновленное понимание что правильно, а что нет. Понимая, что воровство – это путь в никуда, он, тем не менее, в глазах отца «ворует» куклу для Маруси (подарок матери, взятый с согласия сестры). Когда отец выясняет, куда именно пропала кукла, которую возвращает Тибальций после смерти Маруси, он осознает всю глубину поступка своего сына, который подарил маленькой больной и обделенной девочке хоть какую-то радость жизни. Отец извиняется перед сыном и наконец этим самым рушит пропасть между ними. Проблематика последствий психологической трагедии, одиночества здесь предстает в системе «клин клином»: пропасть порожденная одной трагедией нивелируется другой трагедией.

Основным посылом автора в данном произведении является то, что нищета представляет собой целый социальный пласт проблем, так или иначе затрагивающих и духовную сторону каждого человека. Автор предлагает начать менять мир к лучшему с себя, проявляя милосердие и сострадание, и не становиться глухим к проблемам других, что по сути является духовной нищетой.

Роль «дурного общества» в жизни Васи — героя повести В. Г. Короленко «Дети подземелья» Вася — главный герой повести Владимира Галактионовича Короленко «Дети подземелья». Мы видим происходящие в произведении события глазами этого мальчика. Он говорит о своей жизни: «Я же рос, как дикое деревце в поле, — никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы». Уже из этих строк видно, что герой был одинок. Мать Васи умерла, и у него остались отец и младшая сестра. С сестрой у мальчика были нежные, тёплые отношения, но между ним и отцом была «неодолимая стена». С особым трагизмом Короленко описывает, как Вася страдает от этого. Чтобы избежать «ужаса одиночества», герой почти не бывает дома, и надеется найти «что-то», что изменит его жизнь. После смерти матери Вася хотел найти ту любовь, которую она не успела ему дать, в сердце отца. Однако отец казался ему «угрюмым человеком», который не любит своего сына и считает его «испорченным мальчишкой». Но в своей повести Короленко показывает нам, как Вася учится понимать других людей, как он узнаёт горькую правду жизни и как, наконец, рушится эта «неодолимая стена» между ним и отцом. Короленко построил повесть на контрастах. Вася был «сыном почтенных родителей», но его друзьями стали дети из «дурного общества» — Валек и Маруся. Это знакомство изменило и героя, и его жизнь. Вася узнал, что есть дети, у которых нет дома и которым приходится воровать, чтобы не умереть от голода. Описывая внутренние переживания героя, автор показывает, как сначала Вася удивлялся тому, что видел в «дурном обществе», а затем мучился от жалости и сострадания к нищим: «Я не знал ещё, что такое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди…». Вася очень привязался к Валеку и Марусе. Они ещё совсем дети, и им очень хотелось от души веселиться и играть. Сравнивая Марусю со своей сестрой Соней, Вася с грустью отмечал, что Соня «…так резво бегала… так звонко смеялась», а Маруся «…почти никогда не бегала и смеялась очень редко…». Знакомство с Валеком, Марусей и их отцом Тыбурцием помогло Васе посмотреть на жизнь с другой стороны. Он узнал, что есть люди, которым нечего есть и негде спать, и особенно его поразил серый камень, который забирает силы у маленькой девочки. Отец Васи — судья, и мы видим, что и сам мальчик в своих мыслях пытается судить поступки людей из «дурного общества». Но это «презрение» заглушали сострадание и жалость, желание помочь. Об этом говорит глава «Кукла», которую можно назвать кульминационной. Люди из «дурного общества» помогли Васе узнать и понять своего отца, найти в нём «что-то родное». Читая повесть, мы видим, что Вася и отец всегда любили друг друга, но Тыбурций и его дети помогли им выразить эту любовь. У героя появились такие качества, как сострадание, стремление помочь людям, доброта, смелость, честность. Но «дурное общество» помогло не только Васе, но и его отцу: он тоже взглянул на своего сына по-новому. В конце повести Короленко описывает, как на могилке Маруси Вася и Соня вместе с отцом произносили обеты. Я думаю, что главный из них — это обет помогать людям и прощать их. Я переживала вместе с ребятами все события, о которых рассказывается в повести. Мне очень понравилась эта книга.

источник

На этом уроке вы проанализируете главу «Кукла» в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе», узнаете, что стало кульминацией повести, рассмотрите основную мысль, которую передал автор читателям в своём произведении.

На этом уроке продолжается разговор о повести Владимира Галактионовича Короленко (рис. 1) «В дурном обществе».

У Васи продолжается его разлад с отцом. То, что Вася подружился с обитателями подземелья – с паном Тыбурцием и его детьми, – только ухудшает ситуацию, потому что он ещё больше отдаляется от отца и от дома. Отец всё более подозрительно смотрит на него.

Ситуация накаляется тем, что Януш – тот самый человек, который когда-то изгонял этих людей из замка, наушничает. Он ходит к отцу Васи (к судье) и доносит ему и на Тыбурция, и на других обитателей часовни, и на самого мальчика. Постепенно сгущается гроза.

Между тем в часовне и без этого полно страданий. Маруся тяжело заболевает, и видно, что дело идёт к концу. Девочка угасает: она уже не ходит, не бегает, а только лежит. Становится понятно, что дни её сочтены. Вася, конечно же, в горе. Он пытается хоть как-то её утешить, развеселить, чем-то ей помочь. И вот ему приходит в голову идея.

У Сони (сестры Васи) есть замечательная фарфоровая кукла (рис. 2). Она очень красивая.

Рис. 2. Соня с куклой и её няня (Источник)

Такие куклы в то время были большой ценностью. Сейчас в это трудно поверить, но тогда у бедных детей не было доступных хороших игрушек. Кукла была редкостью, девочки играли зачастую просто крашеными щепками или какими-то самодельными куколками из ткани. А вот такая настоящая красивая кукла, сделанная в мастерской, считалась царской роскошью (рис. 3). Особенно для такой девочки, как Маруся (из подземелья).

Вася приходит к своей сестре Соне и просит её на несколько дней отдать ему куклу. Соня соглашается. Вася берёт куклу и относит её в часовню.

Происходит чудо. Маруся так восхищена и обрадована этим подарком, что на какое-то время она начинает даже выздоравливать (рис. 4). Все этому очень радуются.

Через пару дней Вася пытается забрать у неё куклу, чтобы отнести домой, потому что куклы уже хватились. Злая няня повсюду её ищет и подозревает Васю. Всё осложняется тем, что кукла является подарком умершей матери героя. Естественно, отцу Васи не всё равно, куда подевалась эта, можно сказать, реликвия его любви. Поэтому новая гроза сгущается над героем. Вася рад бы вернуть куклу домой, но он просто не в силах этого сделать, потому что Маруся не может расстаться с ней. Это последняя и, может быть, самая сильная радость в её жизни. Отнять куклу у девочки – всё равно что её убить. Поэтому Вася ждёт неминуемой расправы.

Рис. 5. Маруся с куклой, Вася и Валек (Источник)

Расправе предшествует допрос. Тут мы видим удивительную сцену. Отец Васи – судья. Самый настоящий взрослый судья, который судит правонарушителей. Тут он выступает судьёй над собственным сыном. Это сцена разговора отца с сыном очень тяжёлая и драматическая, она, действительно, напоминает форменный допрос, где Вася оказывается в качестве преступника. Это очень важная тема для всей книги – суд над невиновным, преследование того, кому и так плохо. Эта сцена и является кульминацией всей книги. Сейчас всё решится: либо союз между отцом и сыном распадётся навсегда, и жизнь их будет дальше протекать в нелюбви и вражде, либо произойдёт чудо, произойдёт спасение. Прочитайте, как это было (рис. 6):
«В эту минуту во мне сказался сын моего отца. Он не добился бы от меня иного ответа самыми страшными муками. В моей груди, навстречу его угрозам, подымалось едва сознанное оскорбленное чувство покинутого ребенка и какая-то жгучая любовь к тем, кто меня пригрел там, в старой часовне

Даже в эту страшную минуту я любил этого человека, но вместе с тем инстинктивно чувствовал, что вот сейчас он бешеным насилием разобьет мою любовь вдребезги, что затем, пока я буду жить, в его руках и после, навсегда, навсегда в моем сердце вспыхнет та же пламенная ненависть, которая мелькнула для меня в его мрачных глазах.

Теперь я совсем перестал бояться; в моей груди защекотало что-то вроде задорного, дерзкого вызова. Кажется, я ждал и желал, чтобы катастрофа, наконец, разразилась. Если так. пусть. тем лучше, да, тем лучше. тем лучше. »

Рис. 6. Разговор Васи с отцом (Источник)

Это страшный момент, когда отец видит в сыне предателя, негодяя, отступника и готов его отвергнуть. Вася оказывается среди тех, кого судят. Его отец – тот, кто судит. Этот суд может их разлучить окончательно. В этот момент Вася чувствует, что настоящая его родня – это те, которые остались в часовне. То есть он вместе с ними под напором гнева отца. Сейчас пан Тыбурций ему ближе.

Но вот появляется собственной персоной Тыбурций и спасает положение. Отец Васи изумлён появлением Тыбурция (того, над кем уже нависла секира закона). Они уходят поговорить, а возвращаются совершенно изменёнными. Отец гладит мальчика по голове и отпускает его в часовню проститься с Марусей (рис. 7).

Рис. 7. Примирение Васи с отцом (Источник)

Маруся умерла, и Тыбурций возвращает куклу, которая перестала быть нужной. Он рассказывает отцу Васи всю правду об отношениях мальчика с этими обитателями подземелья. Тыбурций рассказал то, что сам Вася не мог сказать, потому что гнев и горе отца их разделяли. Автор использует такой приём, который часто бывает в искусстве, кода положение безвыходное, когда всё упёрлось в непроходимую стенку, когда герою безнадёжно плохо и спасения нет, а спасение приходит неожиданным чудесным образом, и ситуация безнадёжная превращается в свою противоположность: приходит надежда и спасение.

Повесть в целом довольно печальная. Это избавление Васи от гнева отца и примирение с отцом произошло только потому, что Маруся умерла. Дальше мы видим картину, как Вася приходит в подземелье, видит умершую девочку, видит лежащего в тяжком сне Валека и людей, которые мастерят гроб. На этом повествование заканчивается. Есть только некое заключение (послесловие), в котором мы узнаем о том, что произошло дальше с Васей в его уже юношеской, взрослой жизни.

Выросший Вася со своей сестрой часто приходят к могиле Маруси. Там они дают первые обеты «пламенной крылатой юности». Они – люди, которые избежали горя и несчастья, которые смотрят в будущее достаточно радостно, ожидают прекрасных вещей от этой наступающей жизни. Но они ещё и помнят о людях часовни, которые частью умерли (как Маруся), а частью исчезли (как Тыбурций и его сын).

Про Тыбурция и Валека говорится следующее:

«Тыбурций и Валек совершенно неожиданно исчезли, и никто не мог сказать, куда они направились теперь, как никто не знал, откуда они пришли в наш город».

Пан Тыбурций (рис. 8) и его сын Валек являются очень важными персонажами для сюжета всей повести. Именно благодаря им произошло спасение Васи и его отца. Тыбурций играет на подмостках этого города некоторую ужасную драму, потому что он теряет дочь, но возвращает отцу сына.

История тяжкая, но поучительная. В ней видно, как одни люди могут быть для других учителями, помощниками, внезапными друзьями и спасителями.

Современники прочитывали эту повесть как социальную драму, как повествование об униженных, оскорблённых и бедных. В то время было модно понятие «народолюбие», которое подразумевало, что народ всегда оказывался прав, власть – всегда неправой. Но повесть не только об этом.

Вся повесть пропитана гуманизмом. Она о терпимости, о милосердии, о снисходительности, о том, что у каждого человека, даже самого заброшенного, неказистого, никчёмного с виду, есть душа, которая может быть неожиданно интересной и значительной. Надо увидеть в человеке эту душу, разгадать её и вступить с ней в общение. Эта повесть о том, что есть идеи, есть идеологии, которые разделяют людей. Это может быть мещанское презрение к бедным или к тем, кто недостаточно респектабелен, недостаточно хорошо устроен в жизни. Или это может быть утопия всеобщего равенства, которая разделяет людей наоборот: всех бедных объявляют хорошими, святыми, теми, за кого надо бороться, а всех респектабельных – плохими. Короленко нам показывает, в чём заключается настоящая идея человеческого братства: эта идея не разделяет, а соединяет. Эту повесть можно рассматривать, как пособие по братской любви и соединению людей, изначально разъединённых.

Список литературы

1. Учеб­ник-хре­сто­ма­тия для 5 клас­са / под ре­д. Ко­ро­ви­ной В.Я. – М. «Про­све­ще­ние», 2013.

2. Ахметзянов М.Г. Учебник-хрестоматия «Литература в 5 классе в 2-х частях» – Магариф, 2005.

3. Е. А. Самойлова, Ж. И. Критарова. Литература. 5 класс. Учебник в 2-х частях. – М. Ассоциация XXI век, 2013.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет-сайт encyclopaedia-russia.ru (Источник)

3. Интернет-сайт literaturus.ru (Источник)

Домашнее задание

1. Расскажите об отношениях Васи и его отца. Какими они были в начале главы «Кукла»? Что изменилось в их отношениях в конце повести и почему?

2. Как помог Марусе подарок Васи? Почему девочка так обрадовалась кукле?

3. Какие главные черты в характере человека показал нам автор повести «В дурном обществе»?

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник