Меню Рубрики

Анализ группы детей в детском саду

Развивающая предметно- пространственная среда средней группы.

Развивающая предметно -пространственная среда средней группы

Развивающая предметно- пространственная среда (РППС) средней группы «Непоседы» представлена центрами активности детей и оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. РППС группы соответствует содержанию образовательного процесса, отвечает интересам и потребностям детей, способствует всестороннему развитию, обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие. Все пространство РППС группы безопасно, соответствует санитарно – гигиеническим требованиям.

Развивающая предметно — пространственная среда средней группы

Пространство группы постоянно трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. В группе находится палас для игр детей. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. Столы и стулья переставляются в зависимости от задуманной деятельности. В центре активности познавательному развитию весь игровой и дидактический материал расположен на открытых полках, обеспечивающих легкий доступ детей. Центры предназначены как для самостоятельной, так и для совместной деятельности детей и взрослых В центры активности помещен материал для опережающего развития детей Все материалы развешаны на уровне глаз ребенка. В группе оборудованы информационные стены – магнитные доски, где дети могут размещать материалы к тематическим неделям, которые будут востребованы в образовательной работе: иллюстрации, картины, схемы, памятки, информационные листки и т. д. Причем дети являются активными преобразователями окружающего пространства.

Центр речевого развития включает в себя книжный уголок, который расположен на стеллаже. Здесь представлены книги в соответствии с программой и тематическим планированием. На одной полке представлены авторские книги, на другой – книги о временах года, на третьей – произведения устного народного творчества (загадки, пословицы, скороговорки, русские народные сказки и сказки народов мира).

Центр активности по экологическому развитию детей расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а также приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Этот центр сочетает в себе центр экспериментирования с природным материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями и паспортами на них, лейками, опрыскивателем. Здесь же представлены буклеты, альбомы, дидактические игры, лото и домино о временах года, животных, овощах, фруктах.

В центре художественного – эстетического развития — имеется широкий спектр изобразительных материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Центр музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. В группе создана фонотека «Времена года», «Классическая музыка для малышей», «Звуки природы»

Центр активности по физическому развитию служит для удовлетворения потребности детей в движении и приобщении его к здоровому образу жизни. Для игр на физическое развитие подобраны наборы предметов:

— для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики: ходунки, мешочки с песком, массажные коврики, бросовый материал (шишки крышки и т. д., мячики-ежики, эспандер, игры с веревочкой «Кто быстрее».

— мячи большие, средние, малые

— ленточки, платочки, султанчики

Центр игровой активности детей позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Центр оснащен уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей и полоролевой принадлежностью – куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными. Материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность представлены в достаточном количестве

В игровой комнате для детей есть карта-путеводитель с игровым кубиком и набором разнообразных карточек по всем видам детской деятельности. Коробочка «Деловые хлопоты» заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: «гардеробщик», «эколог», «главный строитель», «директор гаража» и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, участвовать в игре, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность Центр театрализованной активности и сюжетно – ролевой игры размещается в удобном для детей месте, чтобы дети чувствовали себя владельцами игрушек, имели свободный доступ к художественным материалам, наглядности.

«Тихие» и «шумные» центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу (уровень шума влияет на желание передвигаться, уровень тревожности и творческие возможности детей); оформление «уголка уединения» необходимо для отдыха ребенку

Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Внесение в РППС атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Магазин» вызвало у детей желание стать продавцами различных товаров. В результате появились сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Кафе». Внесение в «Парикмахерскую» бус, заколок, шарфов, платков способствовало возникновению сюжетно-ролевой игры «Салон красоты», после чего игра переросла в «Центр красоты и здоровья».

Таким образом, развивающая среда группы является ВАРИАТИВНОЙ РППС спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие, с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

источник

Наталия Антонычева
Анализ работы группы раннего возраста за 2017–018 учебный год

Анализ работы группы раннего возраста №2

за 2017-018 учебный год.

Воспитатели группы: Антонычева Н. А., Андросенко З. А.

В группе 18 детей:11 мальчиков, 7 девочек, возраст от 1,10 до 3 лет.

На протяжении года наша группа работала по общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Также программа была направлена на создание благоприятных условий для успешного пребывания детей в детском саду. Педагоги стремились наладить эмоциональный контакт с детьми и родителями, вовлекали их в совместную деятельность, поддерживали активность и формировали положительное отношение к персоналу детского сада.

В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития. Работа воспитателей группы раннего возраста № 2 осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы на 2017 –2018 учебный год.

Перед воспитателями группы были поставлены следующие задачи:

1. Продолжить работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей через совместную деятельность с семьями воспитанников.

2. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС.

3. Обеспечить организацию согласованного взаимодействия ДОУ и семьи как необходимого условия для продуктивной социализации ребёнка.

В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану проводились медицинское и педагогическое обследования воспитанников, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребенка и группы в целом.

С детьми систематически проводилась непосредственно образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой, и утвержденным расписанием организованной образовательной деятельности. Поставленные задачи были достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно — исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения художественной литературы.

При проведении образовательной деятельности воспитатели использовали аудио и видеосистему (муз. центр, мультимедийная доска, проектор, дидактический материал, различные игровые пособия и т. д.

К началу учебного года была подготовлена развивающая среда, которая была разделена на центры с учетом гендерного подхода и в соответствии с принципом гибкого зонирования. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Была проделана огромная работа по наполнению методических и дидактических подборок.

Были изготовлены различные игры по познавательному, сенсорному развитию.

«Найди свой домик», «Накорми животных», «Огород круглый год», «Заплатки», «Собери тарелочку», «Найди предмет по образцу», лото, тренажёры для дыхательной и артикуляционной гимнастики, пособия для развития мелкой моторики рук, макет «Ферма»и многое другое.

В работе с детьми по образовательным областям учитывая возрастные особенности детей, были достигнуты следующие результаты:

1. Социально-коммуникативное развитие

Дети могут поделиться информацией или пожаловаться на неудобство (холодно, я устал, хочу кушать, пить, спать и т. д.); действия сверстника. Сопровождают речью игровые и бытовые действия. Могут поделиться информацией (где был, кого видел, кто-то пришел, кто, что взял). Слушают небольшие рассказы без наглядного сопровождения. Пользуются речью как средством общения со сверстниками.

2. Познавательное развитие (познание, окружающий мир)

В познании дети научились группировать предметы по форме, размеру, цвету.

Различают большие и маленькие предметы. Знают понятия один – много. Узнают круг, квадрат. Называют и используют детали строительного материала. Узнают и называют виды некоторых домашних и диких животных, их детенышей. Знают несколько видов овощей и фруктов. Знакомятся с растительным миром Земли. Имеют элементарные представления о природных сезонных явлениях.

3. Речевое развитие (развитие речи, чтение художественной литературы)

Воспитатели способствовали развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. Ставили перед собой цели активизировать речь детей, пополнять словарный запас малышей. Дети слушают доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном чтении проговаривают слова, небольшие фразы. Рассматривают иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога. Читают наизусть стихотворения А. Барто «Игрушки». Знают некоторые потешки, повторяют слова пальчиковой и дыхательной гимнастики.

4. Художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство)

Художественно-эстетическое развитие имеет большое значение для всестороннего развития детей раннего возраста. В нашей группе оно развивалось через образовательную область «Художественное творчество» это рисование, лепка.

Дети знают, что карандашами, красками и кистью можно рисовать. Различают красный, синий, зеленый, желтый цвета. Умеют раскатывать комок пластилина, отделять маленькие комочки, сплющивают их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу. Лепят несложные предметы, аккуратно пользуются пластилином.

Уже в раннем возрасте закладывается формирование физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Здоровье детей из-за больших нагрузок и малоподвижного образа жизни ухудшается с каждым годом. И нет никаких тенденций, что условия жизни малышей будут меняться к лучшему в ближайшее время. Поэтому каждый день в ДОУ проводились утренняя зарядка, прогулки на свежем воздухе, гимнастика после пробуждения, проветривание, питьевой, двигательный режим, что способствовало снижению заболеваемости, а так же проводились спортивные развлечения для детей и родителей.

На конец года стоит отметить, что дети гармонично физически развиваются, с желанием двигаются, им интересно выполнять разнообразные физические упражнения, они научились действиям с физкультурными пособиями. В соответствии с возрастными возможностями у них развивается координация движений, способны быстро реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое. Научились выполнять задания, действовать, в общем, для всех темпе. С большим желанием вступают в игровые действия с другими детьми. Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеют соответствующими возрасту основными движениями. Проявляют желание играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры, владеют доступными возрасту навыками самообслуживания. Имеют первичные представления о себе как о человеке, знают названия основных частей тела, их функции.

Для родителей были предоставлены консультации по теме «Здоровье»:

«Здоровье всему голова», «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания», «Чеснок – одна из мер профилактики вирусных инфекций», «Закаляйся, если хочешь быть здоров», «Утренняя зарядка»,«Питание детей весной», «Питание ребенка летом».

Организованная образовательная деятельность осуществлялась на основе комплексно-тематического планирования с учетом интеграции образовательных областей. Так как в младшем дошкольном возрасте сенсорное воспитание служит основой познания мира, а успешность умственного, физического и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.

На протяжении учебного года регулярно организовывалась поисково-исследовательская деятельность детей: экспериментирование с песком, камешками, водой, предметами, наблюдения за погодой, объектами живой и неживой природы.

Детей данного возраста отличает высокая степень познавательной активности. В связи с этим воспитатели группы стремились к тому, чтобы обучающее воздействие носило развивающий характер при постепенном усложнении воспитательно-образовательных задач с учетом возможностей детей. Для поддержания их активности и заинтересованности в процесс обучения вводили разные виды движений, подвижные игры, танцевальные движения. Предметно-практические действия под руководством взрослого стимулировали общее развитие детей, способствовали повышению их работоспособности, развитию умения доводить начатое до конца. В условиях личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка обучение малышей на этапе раннего детства только формируется, но значимость его в реализации задач, направленных на развитие каждого воспитанника бесспорна. Организация культурно — досуговой деятельности позволила обеспечить воспитанникам отдых, эмоциональное благополучие, формирование умения занимать себя.

В течение года были проведены мероприятия:

«Путешествие в осенний лес», «Милые мамочки!», «Новогодний праздник», «День защитников Отечества», «Масленица», «Мамин праздник», «Волшебный мир космоса», «Веселые мыльные пузыри», «Мы ловкие», показ кукольного, пальчикового, настольного театра.

В течение года в группе систематически проводилась работа по взаимодействию с родителями. Составлены перспективный и календарный планы, в них указаны все совместные мероприятия, консультации, родительские собрания, наглядно-стендовая информация.

С родителями проводились индивидуальные беседы на темы: «Режим дня и последствия его нарушения», «Одежда детей в группе», «Формирование навыков одевания и кормления», «Необходимость соблюдения режима дня», «Утренняя зарядка», «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?», «Что значит быть хорошим отцом?», «Как воспитать патриота своей страны?»

Консультации для родителей «Задачи воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе», «В детский сад без слёз или как уберечь ребенка от стресса», «Значение дидактических игр в развитии детей второго года жизни», «Капризы и упрямство», «Какие игрушки необходимы детям?», «Игрушек стало слишком много», «Что делать, когда ребёнок плачет?», «Как помочь ребенку заговорить?», «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах», «Как нельзя поступать с ребенком?», «Как избавить ребенка от вредной привычки?», «Питание детей весной», «Игры с детьми на отдыхе в летний период», «Питание ребенка летом».

Проведены родительские собрания на темы: «Этот удивительный ранний возраст», «Игры, развивающие познавательную активность детей», «Чему мы научились за год».

Оформлялись папки передвижки: «Мама я сам!», «Профилактика простудных заболеваний», «День Матери», «Сенсорное развитие», «23 февраля», «Азбука пешеходов», «Весна», «День Победы».

Неоднократно проводились выставки совместных работ как внутри группы, так и внутри сада, и наши родители с желанием и энтузиазмом принимали в них участие. В этом году мы оформляли такие выставки как: «Осенние фантазии» — поделки из даров осени, «Зима красавица», «23 февраля», «Поздравим маму с праздником», «Светлый праздник — Пасха», «День Победы».

Пополнялись картотеки дидактических, подвижных игр, пальчиковой, артикуляционной гимнастики.

Читайте также:  Анализ готовности детей к школе в доу

Так же большое внимание воспитатели группы уделяли повышению уровня своей педагогической деятельности. Андросенко З. А. принимала активное участие в районном конкурсе «Дебют года» и стала его лауреатом, проводила открытые занятия по физической культуре, участвовала в районных методических объединениях.

Антонычева Н. А. прошла курсы повышения квалификации на базе ЛОИРО в Санкт Петербурге, как руководитель коллектива вместе с детьми принимала участие в фестивале «Танцы народов мира» и на празднике в посёлке «День Победы», «День славянской письменности» в музее – усадьбе Н. К. Рериха, участвовала с детьми в разнообразных конкурсах детского творчества.

Оба воспитателя группы ведут активную работу по самообразованию. Принимают активное участие в жизни дошкольного учреждения и педагогическо коллектива.

1. В связи с тем, что часто болеющие дети, много пропускают занятия, плохо усваивают программный материал.

2. Утром некоторые родители поздно приводят детей, малыши опаздывают на утреннюю гимнастику.

Результаты деятельности педагогов за 2017-2018 учебный год были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно. Положительное влияние на этот позитивный процесс оказывают тесное сотрудничество в работе воспитателей, специалистов, руководителей, родителей, использование приемов развивающего обучения, индивидуального подхода к детям.

С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, воспитатели группы в своей работе наметили следующие задачи на 2018- 2019 учебный год:

1. Создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей.

2. Продолжать целенаправленную работу с детьми по всем образовательным областям, совершенствовать предметно-развивающую среду в группе в соответствии с требованиями ФГОС.

3. Определить для себя тему по самообразованию согласно возрастной группе.

4. Укрепление здоровья, развития двигательной и гигиенической культуры детей.

5. Изучать новинки методической литературы.

6. Повышать уровень педагогического мастерства путем участия в семинарах, мастер — классах.

7. Принимать активное участие в мероприятиях ДОУ, района.

Анализ летней оздоровительной работы в ДОУ за 2016–2017 учебный год На современном этапе развития общества острыми проблемами остаются: • Ухудшение экологической ситуации • Социальная неустойчивость • Снижение.

Анализ работы адаптационной группы кратковременного пребывания «Кроха» на 2017–2018 учебный год 2. Характеристика группы: Средний возраст детей: 1.6-3 года Всего детей в группе: 13 Диагностируемые дети: 13 Мальчиков: 7 человек Девочек:.

Анализ работы МБДОУ за 2017–2018 учебный год Анализ работы МБДОУ за 2017/18 учебный год В 2017/18 учебном году педагогическая работа дошкольного учреждения была направлена на решение.

Анализ работы наставника-воспитателя первой квалификационной категории с начинающим специалистом за 2017–2018 учебный год .

Анализ работы в группе раннего возраста за 2017–2018 учебный год Группа раннего возраста (ясли) №2, возраст: 2,5-3,5 года. По списку 26 детей. Из них мальчиков — 14, девочек — 12. С момента поступления.

Анализ работы второй младшей группы за 2017–2018 учебный год №2 «Светлячок» На протяжении учебного года группа функционировала стабильным составом: воспитатели Кучебо Т. И., Размочаева Ж. В., мл. воспитатели.

Отчет воспитателя группы раннего возраста о проделанной работе за 2017–2018 учебный год Отчет воспитателя группы раннего возраста о проделанной работе за 2017–2018 учебный год Воспитатель: Чигиринова Ольга Николаевна Дата рождения:.

Отчет о работе с детьми второй группы раннего возраста 2017–2018 учебный год В группе 28 детей: 14 мальчиков,14 девочек, возраст от 2 до 3 лет. На протяжении года наша группа работала по общеобразовательной программе.

Перспективный план работы по физической культуре на 2017–2018 учебный год для детей раннего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Тарасинский детский сад» Перспективный план работы по физической культуре.

источник

Краткая характеристика дошкольного образовательного учреждения детский сад №36 «Родничок». Особенности образовательного процесса: его основные цели и приоритетные направления. Общее состояние учебно-материальной базы групп и условий для воспитания.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

АНАЛИЗ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

МДОУ Детский сад №36 «Родничок» присмотра и оздоровления расположен в лесной полосе в 6 км от п. Барзас и в 17 км от города Берёзовский. Основной подъезд к ДОУ от города Берёзовский и посёлка Барзас рейсовым автобусом №102.

Порядок комплектования ДОУ определяется Учредителем. Контингент воспитанников ДОУ формируется в соответствии с их возрастом. В учреждение принимаются дети от 2-х до 7 лет на основании путёвки управления образования, а также медицинской карты ребёнка, выданной поликлиникой.

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №36 «Родничок» присмотра и оздоровления функционирует с 19.12.1989 года. С 22 июня 2002 года Западно-Сибирская железная дорога передала учреждение в муниципальную собственность Управления образования Администрации города Берёзовский. Учредитель ДОУ — Управление образования г. Берёзовский Кемеровской области.

Адрес ДОУ: Россия, Кемеровская область, город Берёзовский, улица станция Барзас, №7

Лицензия: А №330451, срок действия до августа 2013 года.

Режим работы ДОУ: с 7.30 — 19.30

Количество групп в ДОУ — 2, из них: 1 младшая разновозрастная для детей от 2-х до 4-х лет, 1 старшая разновозрастная для детей от 4-х до 7 лет.

Количество мест в группе: младшая — 15 детей, старшая — 20 детей.

Списочный состав воспитанников на 01.05.2011 года

Всего: 29 человек, младшая — 13, старшая — 16.

2 ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Основными целями образовательного процесса в ДОУ являются:

— охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

— воспитания с учётом возрастной категории детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Приоритетные направления образовательного процесса:

Педагогический коллектив работает по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Учебный план и сетка занятий составляется на учебный год, максимальный объём нагрузки соответствует гигиеническим требованиям к максимальной нагрузке для детей дошкольного возраста в организационных формах обучения. Для детей возраста:

— первой младшей группы — 10 занятий,

— второй младшей группы — 10 занятий,

— средней группы — 10 занятий,

— старшей группы — 12 занятий,

— подготовительной группы — 14 занятий в неделю.

За воспитательно-образовательной работой осуществляется постоянный контроль. В конце каждого учебного года проводится диагностика знаний и навыков воспитанников. При проведении ежегодной диагностики дети показывают хорошие результаты тестирования и прослеживается положительная динамика развития по всем разделам.

Углубленная работа ведётся по физическому воспитанию. На территории ДОУ имеется спортивная площадка, в групповых — спортивные уголки, разнообразный спортивный инвентарь, мягкие модули. Проводится систематическая работа по укреплению здоровья детей, используются различные формы двигательной активности детей: весёлые старты, командные эстафеты…

Деятельность педагогов и медицинского работника взаимосвязана и скоординирована, отмечается положительный результат в снижении заболеваемости детей.

По экологическому воспитанию наряду с традиционными формами проведения занятий, воспитатели проводят экскурсии, наблюдения, эксперименты, опыты. На территории ДОУ проложена экологическая тропа, разбиты цветочные клумбы.

Работа по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников имеет различные формы, основными из них являются занятия по изобразительной и художественно-речевой деятельности, а также экскурсии, самостоятельная деятельность, где каждый ребёнок может проявить творческую инициативу, реализовать воображение.

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников, содержание и формы работы по музыкальному воспитанию взаимосвязаны со всей воспитательно-образовательной работой в ДОУ.

На музыкальных занятиях развиваются музыкальные и творческие способности детей с учётом возможностей каждого ребёнка, формируются основы музыкальной культуры. В ДОУ имеется музыкальный центр, пианино, баян, необходимый набор детских шумовых музыкальных инструментов (металлофон, ксилофон, румба, маракасы, кастаньеты, флейты) пополняющийся в результате совместной работы с детьми и родителями. Произведениями классической и современной музыки пополняется музыкальная фонотека. Музыкальное воспитание, участие в конкурсах способствует развитию мышления, эмоций, творческого воображения.

образовательный процесс материальный база

3 УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ осуществляется в групповых комнатах. В ДОУ созданы условия для воспитания и обучения детей в детском саду. В группах уютно, комфортно, организованы специальные зоны для различных видов деятельности. Развивающая предметная среда ДОУ оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Группы оснащены разнообразным игровым и спортивным оборудованием, дидактическим материалом.

В ДОУ созданы необходимые условия для обеспечения безопасности воспитанников:

— территория детского сада ограждена забором, имеется электрическое освещение;

— в помещении установлена система пожарной сигнализации, тревожная кнопка для экстренных вызовов.

Вся работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса планируется на учебный год (мероприятия по ПБ, ГО и предупреждению чрезвычайных ситуаций). Издаются локальные акты, работает комиссия по охране труда.

В здании имеется план пожарной эвакуации людей и инструкции, определяющие действие персонала по обеспечению быстрой эвакуации. Детский сад укомплектован необходимыми средствами противопожарной безопасности (огнетушители, знаки пожарной безопасности). В ДОУ в соответствии с планом, систематически проводятся мероприятия по эвакуации на которых отрабатываются действия всех работников учреждения и воспитанников на случай возникновения чрезвычайной ситуации. С детьми постоянно проводятся интересные занятия, развлечения, игры, беседы по охране здоровья и обеспечению безопасности.

Медицинское обслуживание в детей в ДОУ обеспечивают органы здравоохранения. В учреждении имеется медицинский кабинет с соответствующими условиями для работы медицинского работника, изолятор.

Здание детского сада типовое, одноэтажное 504,8 м 2 было построено в 1989 году. В ДОУ имеется централизованное холодное водоснабжение и отопление. Горячая вода подаётся через водонагреватели накопительного типа.

В каждой группе имеется игровая комната, спальня, приёмная, коридорная, буфетная, туалетная комната. В ДОУ работает своя прачечная, пищеблок.

Учебно-материальная база групп находится в хорошем состоянии. Книжный фонд методической литературы, дидактического материала по всем направлениям достаточен и постоянно обновляется.

Организация питания осуществляется ДОУ самостоятельно с учётом централизованного обеспечения продуктами питания, осуществляемого Учредителем. ДОУ обеспечивает качественное сбалансированное 5-ти разовое питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в учреждении. В рационе присутствует широкий ассортимент свежих фруктов, соков, овощей. Проводится «С» витаминизация третьих блюд. Ежемесячно контролируется выполнение натуральных норм, калорийности пищи. Доставка продуктов производится своевременно и в нужном объёме. Качество привозимых товаров и приготовленных блюд контролируется бракеражной комиссией. Меню на каждый день составляется в соответствии с примерным десятидневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей. Выписка из меню с указанием конкретных блюд, продуктов питания вывешивается в доступном месте, с тем, чтобы родители (законные представители) ребёнка имели возможность ежедневно с ним ознакомится.

Характеристика понятия «адаптация», факторы влияющие на неё. Определение готовности к поступлению в детский сад. Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

курсовая работа [49,8 K], добавлен 22.04.2014

Развитие детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения как основная педагогическая проблема. Разработка дизайн-проекта интерьера игровой комнаты дошкольного образовательного учреждения.

курсовая работа [73,3 K], добавлен 25.04.2012

Основы информатизации дошкольного образовательного учреждения — процесса обеспечения методологией и практикой использования средств информационно-компьютерных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

курсовая работа [32,2 K], добавлен 31.03.2012

Анализ образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) на современном этапе, направления деятельности, повышающие его эффективность. Создание условий для укрепления здоровья детей, взаимодействие с семьей. Кадровая политика ДОУ.

курсовая работа [93,0 K], добавлен 16.03.2012

Принципы соответствия дошкольного образования целям опережающего развития. Приоритетные взаимосвязанные задачи. Место эколого-нравственного воспитания и образования в развитии детей. Система обеспечения работы дошкольного образовательного обеспечения.

презентация [380,2 K], добавлен 25.09.2014

Обобщение опыта работы муниципального дошкольного образовательного учреждения (МДОУ) «Детский сад № 11». Образование педагогического состава, основные задачи и функции МДОУ. Программа повышения квалификации специалистов. Игровые технологии, деловая игра.

контрольная работа [26,9 K], добавлен 19.01.2011

Характеристика современного дошкольного образовательного учреждения, анализ проблемы управления его развитием. Особенности формирования адаптивной образовательной среды. Совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми и родителями.

дипломная работа [151,1 K], добавлен 07.03.2010

История дошкольного образования в России до 1917 года. Виды и основные задачи дошкольного образовательного учреждения. Права, взаимоотношения и обязанности участников образовательного процесса. Управление дошкольным учреждением, его имущество и средства.

курсовая работа [24,7 K], добавлен 12.06.2009

Компоненты, на которых должна строиться работа воспитателя дошкольного учреждения. Уровень профессионализма педагога, определяемый его профессиональной компетентностью. Личностные качества хорошего воспитателя детского образовательного учреждения.

презентация [1,0 M], добавлен 07.10.2016

Психолого-педагогические основы и современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Изучение практического опыта работы дошкольного учреждения с семьей на примере МКДОУ ДС №19 «Рябинка» г. Коркино.

курсовая работа [49,6 K], добавлен 20.09.2016

источник

— рассматривание картинок и иллюстраций

При организации воспитательно-образовательного процесса учитывается ведущий вид деятельности детей – игровая деятельность. Она составляет 35% от общего времени хронометража. Игра представлена как организованная воспитателем, так и организованная по инициативе детей.

Необходимо обратить внимание на организацию сюжетно-ролевой игры, она в большей

степени наблюдалась организованная (50 мин). Характерным для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет является овладение гибким ролевым поведением и переход к самостоятельной организации игровой обстановки «под замысел». Педагогу необходимо дать возможность детям организовать игру по собственной инициативе. Одобрив намерение детей играть вместе, педагог может спросить, во что они собираются играть, какие роли предполагаются, что будет делать каждый персонаж, помогает распределить роли, подобрать нужные атрибуты. Присутствуя при обсуждении детьми содержания предстоящей игры, воспитатель репликой, советом, напоминанием актуализирует их личный опыт. Затем может включиться в игру во второстепенной роли. Больше всего времени выделено на подвижные игры (55 мин.). В меньшем количестве

представлены театрализованные игры (20 мин.).

Познавательная деятельность составляет 16% от общего времени хронометража. Наибольшее время отводится беседе (70 мин.), наименьшее – рассматриванию картинок и

иллюстраций, а также наблюдению. Соотношение игровой и познавательной деятельности – 68% : 32% — для данной возрастной группы является нормой.

Остальные виды деятельности составляют 49% от общего времени хронометража.

Время физической активности детей в течение дня составляет – 265 минут (в том числе

подвижные игры 110 минут), что в полной мере удовлетворяет потребность детей в физической активности.

В течение дня отсутствовали следующие виды деятельности:

2. Аппликация и лепка в свободное от занятий время.

3. Самостоятельная физическая активность

4. Организованная в свободное от занятий время музыкально-ритмическая деятельность.

В течение дня наблюдается нерациональное распределение самостоятельной деятельности

детей (27%, 235 минут) и организованной (73%, 645 минут), что свидетельствует о неравномерном распределении видов деятельности в режиме дня и указывает на недостаточное планирование разных форм, методов и приемов работы с детьми.

Соотношение статической и динамической активности на занятиях. Было обследовано 2 занятия (экология и лепка). Время динамической активности на занятиях составляет 25% от общего времени занятия, время статической активности – 75%. Полученные данные показывают оптимальное сочетание статических и динамических нагрузок.

Читайте также:  Анализ готовности детей подготовительной группы

1. Повысить (увеличить) время игровой деятельности на 2-4%.

2. Планировать в течение дня разные формы, методы и приемы работы с детьми. Особое внимание обратить на равномерное распределение видов деятельности в режиме дня.

3. Планировать организованные формы сюжетно-ролевых и театрализованных игр.

4. Планировать разные виды музыкально-ритмической деятельности.

5. Проанализировать, какие виды деятельности отсутствуют в течение дня, обратить внимание на их планирование и организацию.

Характеристика развития ребенка дошкольного возраста оформляется на основе данных системы мониторинга, который включает в себя: анализ промежуточных результатов освоения детьми образовательной программы, анализ индивидуальных особенностей развития ребенка. Мониторинг осуществляется воспитателем в начале и в конце года на основе комплексной программы.

Ведущий метод – наблюдение за деятельностью детей. Это позволяет в короткие сроки получить информацию об индивидуальном развитии каждого воспитанника.

Схема анализа промежуточных результатов освоения детьми образовательной программы

Группа детского сада_______________________________________________________

Дата проведения мониторинга_______________________________________________

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям (в баллах)

источник

Материал содержит развернутый анализ деятельности дошкольных групп

Анализ деятельности МБОУ «Корликовская ОСШ»

В учреждении функционируют 3 разновозрастные группы общеразвивающей направленности. Среднее количество воспитанников в течение года составляет 51 ребенок раннего и дошкольного возраста. В группах работают 8 педагогов. Из них: 6 воспитателей, 1 музыкальный руководитель, 1 руководитель по физвоспитанию.

Оздоровительная работа в дошкольных группах проводится на основе нормативно – правовых документов:

— ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

— СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» и т.д.

В дошкольных группах разработана система физкультурно-оздоровительных мероприятий, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в учреждении.

Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивает МКУ «Корликовская участковая больница». Медицинский блок включает в себя: приемный кабинет, процедурный кабинет, изолятор.

В течение года в дошкольных группах проводились мероприятия, направленные на укрепление здоровья, согласно планам оздоровительных мероприятий.

— организация прогулки на свежем воздухе,

— создание условий для повышения двигательной активности детей на свежем воздухе путем организации занятий физической культурой в спортивном зале и на улице,

— корригирующая гимнастика после сна,

— спортивные праздники, досуги, забавы.

Проведение закаливающих процедур:

— босохождение (в летний период);

— хождение по массажным дорожкам;

В дошкольных группах проводились спортивные досуги: «В здоровом теле – здоровый дух», «Раз, два, три – беги», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!».

Предметно-развивающая среда в спортивном зале и игровые площадки были пополнены атрибутами для обеспечения двигательной активности детей. Старшим воспитателем ежемесячно проводился анализ заболеваемости детей (таблица 1). Анализ оздоровительной работы показал, что проявляется устойчивая тенденция к снижению заболеваемости.

Случаев заболеваний всего по группам

Случаев заболеваний в группах дошкольного возраста

Случаев заболеваний в группах раннего возраста

Случаев заболеваний органов дыхания

Случаев кишечных инфекций

Случаев заболеваний ангиной (острый тонзилит)

Несчастные случаи, отравления, травмы

Показатели заболеваемости за 2015-2016 учебный год обусловлены обострением эпидемиологической обстановки по заболеваемости ОРВИ и гриппом зимой и весной 2016 года среди детского населения региона.

Результаты осуществления воспитательно-образовательного процесса

Состояние материально-технической базы соответствует санитарно-гигиеническим и педагогическим требованиям и позволяет на оптимальном уровне реализовать образовательные задачи. В учреждении имеется все необходимое для осуществления качественного воспитательно-образовательного процесса.

физкультурный зал (совмещенный с музыкальным), оснащенный спортивным оборудованием, прогулочные площадки, оборудованные МАФами с игровым оборудованием.

музыкальный зал, оборудован электронным пианино, оснащен комплексом детских музыкальных инструментов (в недостаточном количестве), имеются музыкально-дидактические игры. Закуплены материалы для показа кукольного театра.

Имеются природные уголки в группах, в летний период огород, цветники

Обеспечение физического здоровья

1 медицинский кабинет, 1 изолятор

Центры развивающих игр в группах (речевой, познавательный, конструирования, творчества и др.). Оформлены уголки безопасности с наглядным и игровым материалом в группах.

Методический кабинет, оснащенный методическим материалом

В 2015-2016 учебном году в группах значительно пополнены центры разных видов детской деятельности: игровой, познавательной, конструктивной, театрализованной, с учетом социально-психологических особенностей ребенка, для обеспечения оптимального баланса в совместных и самостоятельных действиях. Созданы условия для социально-личностного развития воспитанников: для адаптации, комфортного пребывания детей в учреждении, положительного отношения к себе и другим людям. Повышению качества образовательной работы способствует наличие технических средств: музыкальный центр в каждой возрастной группе, видеопроектор, компьютеры, сканер, ксерокс, принтер.

В дошкольных группах есть необходимая методическая литература. В недостаточном количестве художественная, детская литература. Методическая литература, наглядные материалы приобретается по мере выделения денежных средств.

В каждой возрастной группе имеются комнатные растения. В течение года дети знакомились с природой, узнавали о жизни растений и живых существ, при организации экскурсий в природу.

Организация учебно-воспитательного процесса строилась в соответствии с Основной образовательной программой, разработанной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20.05.2015 в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами , обеспечивающей получение образования, соответствующего государственным стандартам, с использованием:

— п римерной основной образовательной программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса

  • «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина)
  • Николаева С.Н. «Юный эколог» — программа экологического воспитания дошкольников. / М- 2004.

Содержание педагогической деятельности

Перед коллективом дошкольных групп в 2015-2016 учебном году стояли следующие задачи:

  1. Обеспечить развитие кадрового потенциала в процессе внедрения ФГОС через использование активных форм методической работы, повышение квалификации на курсах, прохождение аттестации.
  2. Развивать речевые и коммуникативные умения дошкольников посредством использования современных технологий.
  3. Продолжать работу по сохранению и укреплению здоровья детей на основе воспитания заботливого отношения к собственному здоровью.

Важнейшим направлением методической работы являлось:

— пополнение в соответствии с ФГОС предметно-пространственной среды в группах (игровых, познавательно-исследовательских центров).

Методическая работа строилась на основе федерального образовательного стандарта и годового плана учебно-воспитательной работы.

  • тематические совещания;
  • теоретические и практические семинары;
  • повышение квалификации;
  • работа педагогов над темами самообразования;
  • открытые мероприятия;
  • организация консультативной помощи педагогам.

Для решения поставленных задач коллективом дошкольных групп были организованы и проведены:

— 4 тематических совещания по темам: «Организация деятельности педагогического коллектива в 2015-2016 учебном году», «Предметно-пространственная развивающая среда дошкольных групп в соответствии ФГОС», «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в условиях реализации ФГОС», «Результаты работы педагогического коллектива за 2015-2016 учебный год».

— 2 семинара по темам: «Современный подход к созданию предметно-пространственная развивающая среды в дошкольных группах, в условиях ФГОС», «Использование здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности».

— консультации для педагогов: «Аттестация педагогических кадров», « Профилактика простудных заболеваний», «Игровая педагогическая технология – основа педагогического процесса». Разработаны методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в группах в соответствии с ФГОС ДО.

— организованы и проведены открытые просмотры: «Реализация образовательной программы в ходе режимных процессов», «Открытые просмотры различных видов игр во всех возрастных группах», Летний спортивный праздник.

Тема «Организация РППС для развития коммуникативной деятельности детей».

  • оформление родительских уголков;
  • оснащение групп мебелью в соответствии с ростом детей;
  • санитарное состояние групп;
  • охрана жизни и здоровья;
  • развивающая среда групп;
  • своевременность оплаты за детский сад;
  • проведение групповых собраний;
  • качественное ведение документации;
  • готовность воспитателей к занятиям;
  • проведение закаливающих мероприятий;
  • проверка нормы питания в группах;
  • организация и проведение прогулок;

— мероприятия по предупреждению дорожно-транспортного травматизма: в течение года 1 раза в неделю проводились беседы с детьми о правилах поведения на улице, остановке, перекрестке, во дворе дома, в транспорте, чтение художественной литературы по ПДД, разыгрывание ситуаций.

— в рамках работы по преемственности со школой были организованы экскурсии с детьми подготовительной подгруппы по школе (класс, библиотека, спортивный зал).

— в дошкольных группах были организованы и проведены выставки творческих работ по темам: осенняя выставка работ из природного материала «Осенние фантазии», выставка семейного творчества «Новогодний сувенир», выставка детских рисунков ко Дню Матери «Мамочка, милая моя!», 55-летие Дня космонавтики.

— праздники: «Осень золотая», «Новый год на порог», «Милые, мамочки», «Широкая Масленица», Выпуск детей в школу, праздник, посвящённый Дню защиты детей «Мы встречаем праздник лета…!».

Воспитанники в течение года принимали участие в следующих олимпиадах на сайте Инфоурок:

«Наши пернатые друзья» — диплом за 3 место.

«В некотором царстве – в некотором государстве» — диплом за 2 и 3 место.

«Здравствуй, зимушка-зима» — сертификаты участников.

Токарева И.В. приняла участие на конкурсе «Марш парков», заняла 1 место в номинации «Лучшее педагогическое мероприятие с детьми».

Достижения воспитанников, педагогов отмечены грамотами и дипломами. Анализ показывает, что не все сотрудники дошкольных групп занимают активную жизненную позицию в отношении социальной значимости участия в мероприятиях различного уровня.

Дополнительное образование воспитанников

Для обеспечения индивидуального подхода в дошкольных группах организовано получение дополнительного образования дошкольников на бюджетной основе.

источник

Анализ психологического климата

в подготовительной группе «Колокольчики»

Воспитатель Петрова Марина Павловна.

В данной группе я работаю второй год, с 1 августа 2016 года. Группа коррекционная, объединяет детей с нарушениями речи. Воспитанники переведены в нее из других групп детского сада, что в самом начале работы являлось определенными трудностями.

Была проделана огромная работа, чтобы дети адаптировались, сдружились и стали единым коллективом.

Так как детский сад новый, и дефицит педагогических кадров остро ощущается, весь прошлый учебный год я работала одна на группе, что позволило использовать каждую минуту пребывания детей в саду для создания благоприятного психологического климата.

С гордостью могу утверждать, что дети стали дружным коллективом, любят ходить в детский сад (что, в общем-то, свойственно этому возрасту), с большим интересом впитывают новые знания, творчески раскрываются и развиваются гармонично.

В группе часто проводятся праздники и развлечения, в которых с удовольствием принимают участие и родители воспитанников, что еще больше сплачивает детский коллектив, повышает самооценку, благоприятно сказывается на развитии детей.

Для определения психологического климата мною было проведено обследование по 3 методикам. В апробировании приняли участие 14 детей подготовительной группы «Колокольчики», посещающих МБДОУ № 97.

МЕТОДИКА № 1 «С каким настроением ты идешь в детский сад и с каким уходишь домой?»

Цель: определить отношение ребенка к детскому саду, понять его причину.

Стимульный материал: полотно с изображением мамы, идущей с ребенком (без лица) по дороге детского сада, и двумя сменными «личиками» — веселого и грустного малыша.

Инструкция: Утром р ебенку предлагается выбрать эмоцию, соответствующую его настроению по дороге в сад, а вечером – по дороге домой из сада. Беседа о причине того или иного настроения.

МЕТОДИКА № 2 «Оценка уверенности в себе» («Лесенка»). (В. Г. Щур)

Цель: изучение самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Стимульный материал: графический рисунок лесенки, которая насчитывает пять ступенек. Плоскостное изображение мальчика (девочки).

Инструкция: « Вот посмотри, на этой лесенке расположились все дети, которые ходят в твою группу. На этой ступеньке (показ на самую верхнюю ступеньку) стоят самые хорошие дети в группе, а на этой (показ на самую нижнюю ступеньку) стоят дети, которыми часто бывают недовольны.

*На какую ступеньку ты поставишь себя сам?

* На какую ступеньку тебя поставит воспитательница?

* На какую ступеньку тебя поставит твой друг?

*«На какую ступеньку поставишь сам себя?» :

4 — 5 ступень –оптимальный уровень (норма).

3 ступень –тенденция к заниженной самооценке.

1 – 2 ступень –ребенок обесценивает сам себя, не уверен, тревожен.

* «На какую ступеньку поставит воспитатель, друг?»

3 -5 ступень – оптимальный уровень.

1 – 2 ступень – заниженная самооценка.

МЕТОДИКА №3 Индивидуальная беседа «Нравится ли тебе в детском саду?» (Е.В. Кучерова).

Цель: определение эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Инструкция: С ребенком проводится индивидуальная беседа по вопросам:

1. Любишь ли ты ходить в д/с?

3. Дружишь ли ты с ребятами в группе?

5. Какое у тебя сегодня настроение?

1.положительный ответ – 2 балла.

2.отрицательный ответ – 0 баллов.

Выводы: высчитывается средний балл по группе. Норма – 8 баллов.

Сравнительные результаты исследования психологического климата в группе по 3 методикам.

Методика 1 . «С каким настроением ты идешь в детский сад и уходишь домой?»

Анализ 1 методики показал, что 13 детей – 93 % детей идут в детский сад с весёлым настроением, 1 ребенок – 7 % идет в детский сад с грустным настроением.

Этот мальчик посещает данную группу с сентября 2017 года (новичок).

Задача педагогов – помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе, создать ситуации успеха в различных видах деятельности.

Методика 2. «Оценка уверенности в себе» («Лесенка»).

Анализ результатов методики «Лесенка» для определения самооценки детей в группе: у 5 детей –36% детей высокая самооценка, у 8 детей –57 % адекватная, у 1 ребенка – 7 % заниженная самооценка.

Методика 3. Индивидуальная беседа «Нравится ли тебе в детском саду?»

Анализ методики «Нравиться ли тебе в детском саду?».

На первый вопрос 13 детей – 93 % дали положительный ответ, 1 ребёнок – 7 % отрицательный.

На второй вопрос 12 детей — 86 % дали положительный результат, 2 ребенка ответили «иногда» — 14 %

На третий вопрос 12 детей – 86 % ответили, что дружат с ребятами в группе, 2 детей – 14 % назвали друзей вне группы.

Четвертый вопрос 9 детей –63 % ответили, что не ссорятся с ребятами в группе, а 5 детей – 35 % иногда ссорятся.

Пятый вопрос – 13 детей – 93 % находятся в весёлом настроении, 1 ребёнок – 7 % хочет домой.

Общий итог психологического климата группы.

Средние показатели по трем методикам:

Подавляющее большинство детей комфортно чувствуют себя в детском саду, одному ребенку необходима помощь воспитателя в адаптации.

источник

Педагогическая оценка по своему содержанию тесно связана с той воспитательно-образовательной задачей, которая решалась на конкретном занятии.

Детские рисунки, поделки обязательно оцениваются с точки зрения ре­шения изобразительных задач — должны быть отмечены их выра­зительность, оригинальность. Педагог ставит вопросы, которые помогают детям увидеть это в поделке.

Когда работа ведется в системе, дети по предложению педагога или самостоятельно находят отличия в своих поделках и охотно о них рассказывают. Педагогу важно своим поведением, эмоцио­нальной речью показать, что он заинтересован работами детей. Тогда дети начинают стремиться к оригинальности, выразитель­ности в работе.

Важно продумать вопросы, помогающие детям осознать, чему они научились, какие ошибки допустили («не очень научились»), что нужно учесть, чтобы этих ошибок не допускать в дальнейшем. И сразу предлагается сделать возможные исправления.

Важно побудить детей к действиям, помогающим им самим обнаружить ошибку, неточность в работе. Даже младший дошко­льник может это сделать. Например, педагог предлагает закрыть сделанную открытку, сложив ее странички, и посмотреть, совпа­дают ли стороны. Дети сами увидят результат, если педагог дал им бумагу с одной цветной стороной. «Беленькую видно», — гово­рят они, если стороны не совпадают.

Воспитатель имеет возможность еще раз установить связь меж­ду способом действия и получаемым результатом. Если таким образом анализировать результаты, то дети рано начинают само­стоятельно использовать контролирующие и корректирующие действия для совершенствования своей работы.

Читайте также:  Анализ государственного пособия граждан имеющих детей

В старшем возрасте воспитатель нацеливает детей на анализ примененных способов действий и задает вопросы: «Все ли сто­роны кубика плотно прилегают к столу? Почему?» Дети ставят кубик (каждый свой) сначала на полую сторону. Если разрезы сделаны точно по линии и до точки пересечения линий, то все четыре стороны касаются стола. Затем дети ставят кубик на закрытые стороны. Если стороны (сгибы) проглажены четко, То углы и стороны плотно прилегают к столу. Проделывая такие контролирующие действия, дети обнаруживают недочеты где возможно, исправляют.

Каждый ребенок может т.о. установить, какие ошибки он допустил, и сделать вывод к последующей работе, а именно: перед ребенком раскрываются пути дальней­шего совершенствования своей деятельности, формируются само­оценка и самоконтроль, что очень важно для самостоятельной деятельности.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:

— оценивается только тот результат, который достигается уси­лиями самого ребенка;

— по мере развития ребенка оценка становится все более диф­ференцированной;

— нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успе­хами других детей, нужно оценивать его достижения;

— оценку необходимо построить так, чтобы дети были макси­мально активны в ней, начиная с младшего возраста.

Словесные методы и приемы обучения в процессе руководства изобразительной деятельностью неотделимы от наглядных и иг­ровых.

Втех случаях, когда у детей имеются представления об изо­бражаемом предмете, явлении, сформированные заранее, дошко­льники владеют соответствующими умениями, словесные методы на занятии занимают большее место. Например, педагоги чаще использует вопросы, пояснения с целью формирования изобрази­тельного представления.

15. Перечислите требования, предъявляемые к оценке результатов деятельности детей на занятиях по изобразительной деятельности. Раскройте необходимость просмотра и анализа детских работ. Охарактеризуйте методику анализа результатов деятельности детей на занятии в разных возрастных группах.

Решите педагогическую задачу:

На педагогической практике учащимся довелось увидеть несколько вариантов одного и того же занятия по аппликации на тему «Зимний пейзаж».

В одном случае результаты детских работ оценивались так: воспитатель вывесил все работы на общий стенд, и дети сравнивали, у кого работа лучше.

В другой группе работы детей также были вывешены на общее обозрение, а педагог оценивал результат каждого ребенка примерно так: «Ты сегодня, Алеша, очень постарался, уже лучше вырезал разные формы и красиво расположил на листе». А Свете воспитатель сказала: «Что-то я сегодня не заметила такой же старательности, как в прошлый раз, когда ты выполняла наклеивание форм на лист».

Еще один вариант подведения итогов был таким: дети развесили работы в виде выстовки, полюбовались пейзажами, а в сводное время педагог беседовал с отдельными детьми, обсуждая, довольны ли они сами полученными результатами.

Проанализируйте предложенную ситуацию. Спроектируйте свои действия по оценке результатов деятельности детей на занятии по аппликации на тему «Зимний пейзаж».

Педагогическая оценка и анализ детских работ –словесное описание результатов деятельности, развивающее аналитическое мышление, в ре­зультате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому результату. Позволяет научить детей объективно оценивать свою работу, и работу выполненную другими людьми (у дошкольника к 5 годам).

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контро­лировать и оценивать свои действия и их результаты. Если про­цесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения. В «Малышах» воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положи­тельная оценка их способствует сохранению интереса к изобра­зительной деятельности.

В средней и старшей группах воспитатель использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, на­сколько правильно изображен предмет, помогает развитию созна­тельного отношения к выбору средств и приемов работы активиза­ции всей творческой деятельности.

После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, ак­куратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре — темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вы­леплен лыжник» и т. д.

Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить: Как можно их исправить?

Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми деть­ми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше про­анализировать в индивидуальной беседе.

В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.

Анализ детских работ можно вести в различных планах, но обязательно надо отметить как решены задачи, поставленные в начале занятия – что удалось выполнить правильно. Чаще всего для экономии-времени педагог выборочно берет для анализа несколько работ. Следует избегать показа на каждом занятии ра­бот одного и того же ребенка, даже если они действительно выде­ляются среди других. В результате постоянных похвал у него мо­жет развиться неоправданная самоуверенность, чувство превос­ходства над другими детьми. С одаренными детьми следует вести индивидуальную работу с учетом их способностей и изобразитель­ных навыков.

Иногда выбор работы для анализа воспитатель поручает де­тям. В этих случаях все работы раскладываются на одном столе (или прикрепляются к стенду) и ребятам предлагается выбрать наиболее понравившиеся. Затем воспитатель подробно анализи­рует с детьми отобранные работы.

Обсуждение работы каждого ребенка возможно в подготови­тельной группе, дети уже интересуются результатами труда това­рищей. Но такой анализ следует проводить в свободное от занятий время, так как 2—3 мин в конце занятия недостаточно.

Детям 6 лет можно предложить проанализировать свои работы, сравнивая их с натурой, образцом. Это воспитывает у детей критическое отношение не только к работам товарищей, но и к своим собственным.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:

— оценивается только тот результат, который достигается уси­лиями самого ребенка;

— по мере развития ребенка оценка становится все более диф­ференцированной;

— нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успе­хами других детей, нужно оценивать его достижения;

— оценку необходимо построить так, чтобы дети были макси­мально активны в ней, начиная с младшего возраста

Третья часть занятия.Анализ результатов деятельности детей илипедагогическая оценка детских работ. Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших её компонентов и в разных формах необходим на каждом занятии. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Для правильного анализа необходимо, выставлять все работы на стенде для рисования и аппликации или на стенде для лепки. Вылепленные фигурки устанавливают на специальной доске-стенде, разделенной на ячейки для каждого изделия. В этом случае дети рассматривают стенд, собравшись вокруг него. Если в группе имеются полочки с ячейками у доски для просмотра работ, то дети могут оставаться на своих местах за столом.

Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают работы, размещенные на стенде. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает за­дачи, которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ. В результате анализа дети должны понять, как правильно выполнять работу и какие ошибки они допустили. Критиче­скиезамечания доброжелательны, в рекомендательной форме. Очень бе­режно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался.

С самого младшего возрас­та нужно привлекать к анализу самих детей. Педагог спрашивает, дети должны сами делать выводы — закрепляются полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию: например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту лечить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме.

Если занятие длилось дольше обычного, дети утомлены, на­стало время прогулки, воспитатель ограничивается общей одобри­тельной оценкой: «Сегодня все поработали хорошо, у многих получились очень интересные рисунки, позднее (перед обедам, после сна) мы их подробно рассмотрим».

Перед обедом или после дневного сна работы детей вывеши­вают на стенд и обсуждают всей группой. В младших группах не рекомендуется откладывать оценку надолго, т.к. у детей пропадет интерес к результатам своего труда, а цель анализа — научить детей объективно оценивать результаты своего труда, творчески рабо­тать над решением темы.

Формы проведения анализа могут быть различными:

· воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного приду­мал ребенок;

· одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;

· ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образ­цом, оценивает его;

· дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

· иногда с целью воспитания умения объективно оценивать свои работы он предлагает детям разместить в первом ряду стенда наиболее удачные, во втором — те, где допущены небольшие ошибки, и в третьем ряду — менее удачные.

После занятия воспитанникам предоставляют возможность ещё раз посмотреть работы, поговорить о них. Воспитатель же обращает­ся к тем, кто не очень активен во время анализа, кто, по его мнению, нуждается в индивидуальном обсуждении рисунка, аппликации и др.

После занятия все выполненные рисунки, поделки и игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям в раздевальной комнате. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей выполнить свою работу красиво. Выставка детских работ действует до следующего занятия, а затем рисунки заменяются новыми.

Оформление работ мо­жет быть различным, но эстетически продуманным. На небольшом стенде для 6—8 ра­бот выставляют наиболее интересные рисунки, аппликации. Остальные работы (1-2 последних занятий) хранят в папке в файлах или др. Работы на выставке можно оформить в паспарту серого цвета с большими полями, чтобы работа выглядела привлекательнее. На отдельной этикетке справа указать название работы и имя автора.

На обратной стороне работы обязательно указать дату занятия, тему, автора работы.

Где нет возможности организовывать выстав­ки, детские рисунки, аппликации оформляют в альбоме. На каждого ребенка отводят файл, в который вкладывают рисунок. Указывается имя автора. После занятия воспитатель вынимает предыдущую работу и вкладывает новую.

Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют на постоянно действующей выставке работ. Эти работы сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.

Персональная выставка — одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдель­ную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.

Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.

Анализ детских работ

Развитие аналитического мышления, в ре­зультате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому, позволяет детям объективно оценивать работы, выполненные товарищами, и свои работы. Но такой уровень развития ребенок достигает к пяти годам.

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контро­лировать и оценивать свои действия и их результаты. Если про­цесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения.

В младшей группе воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положи­тельная оценка их способствует сохранению интереса к изобра­зительной деятельности.

В средней и старшей группах воспитатель .использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, на­сколько правильно изображен предмет, помогает развитию созна­тельного отношения к выбору средств и приемов работы активиза­ции всей творческой деятельности.

После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, ак­куратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре — темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вы­леплен лыжник» и т. д.

Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить: Как можно их исправить?

Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми деть­ми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше про­анализировать в индивидуальной беседе.

В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.

16. Назовите цель применения игровых приёмов в обучении дошкольников изобразительной деятельности. Раскройте особенности применения игровых приёмов в зависимости от возраста детей. Охарактеризуйте группы игровых приёмов, используемые при руководстве изобразительной деятельностью дошкольников.

Решите педагогическую задачу:

С детьми средней группы воспитатель проводит занятие по конструированию из строительного материала. Мишутка привел с собой из леса медвежат, но они не могут перебраться к детям, потому что на пути разлились реки разной ширины. Предлагая малышам подумать, как медвежатам перебраться через реки, воспитатель подводит их к необходимости построить мостики разной длины. Дети выбирают нужной длины дощечки, кубики, строят мосты со ступеньками, по которым медвежатам будет удобно пройти. После этого каждый ребенок переводит своего медвежонка на другой берег, играет с ним, а когда Мишутка зовет своих сыновей домой, дети снова осторожно проводят игрушку по мосту. Затем по указанию воспитателя дети складывают дощечки по размеру — длинные с длинными, короткие с короткими, складывают кубики в коробку и, попрощавшись с Мишкой, идут гулять.

Спрогнозируйте эффективность использования игровых приёмов воспитателем в предложенной ситуации. Предложите свой вариант игровой ситуации на предложенную тему занятия.

Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельностьюэффективный и

не­заметный для ребенка путь обучения изодеятельности, способствующий бережному сохранению детских чувств, настроения.

Игровые приемы выбираются педагогом с учетом

особенно­стей игры детей, логики ее развития,

особен­ностей изобразительной деятельности.

Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы:

· сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр

· сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

источник