Меню Рубрики

Анализ хронической заболеваемости детей в школе

Анализ состояния здоровья учащихся сельской школы Специальность: 050104.65 Безопасность жизнедеятельности дипломная работа Самар Екатерина Андреевна

Цель исследования – дать оценку состояния здоровья учащихся сельской школы. Предмет исследования – здоровье школьников. Объект исследования – школьники в возрасте с 7 до 16 лет.

Задачи: Изучение педагогической, медицинской, валеологической литературы. Выявить влияние режима дня на успеваемость школьника. Провести анализ заболеваемости учащихся по данным медицинских карт. Проследить динамику изменения состояния здоровья школьников. Выявить влияние благополучия/неблагополучия семьи на состояние здоровья учащихся. Разработать рекомендации по улучшению состояния здоровья школьников.

Гипотеза: учебно-воспитательный процесс способствует ухудшению состояния здоровья детей. В течение всего учебного периода ученики получают не только хорошие отметки, но и ряд «школьных» болезней. Практическая значимость: обеспечение педагогов, администрации школы объективной информацией о состоянии здоровья учащихся в условиях обучения в МБОУ ООШ Бельговского сельского поселения.

Методы и результаты. анализ медицинских карт учащихся; обработка результатов анкетирования, медицинских карт учащихся; сравнение полученных результатов; метод визуализации (таблицы, диаграммы).

Рис.1. Динамика распределения по группам здоровья школьников с 1 по 9 класс

Характеристика общей заболеваемости школьников за период 2013-2016 учебные годы

Рис.2. Динамика общей заболеваемости

Рис.3. Динамика структуры заболеваемости учащихся (1-9 кл .)

Рис.4. Отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата

У 26% учащихся средней ступени обучения наблюдается заболевания щитовидной железы. Этот факт, возможно объяснить тем, что в нашем регионе дети имеют недостаток йода. Количество детей, имеющих ожирение в последнее время растет, что свидетельствует о неправильной организации питания.

Вегетососудистая дистония : начальное звено – 9%; среднее звено – 17 %. Причинами отклонения могут быть: вследствие переутомления насыщенностью учебной программы; учащиеся практически не дышат свежим воздухом, целый день находясь в плохо проветриваемом, закрытом помещении; под влиянием длительно действующих отрицательных социально-бытовых факторов

Хронический гастрит у учеников: начальное звено – 0 %; среднее звено – 17%. Нарушения со стороны пищеварительной системы могут быть обусловлены: нарушением режима питания (отсутствие 5 разового питания); однообразной , низкокалорийной пищей (дефицит достаточного количества употребления фруктов, овощей); из-за психических перегрузок возникают боли в животе, тошнота, рвота .

У величенная щитовидная железа наблюдается у 18% учащихся из малообеспеченных семей и 0% у учащихся из семьи с достатком. Н арушение осанки отмечено у 15% школьников из обеспеченной семьи, 26% из малообеспеченной семьи ; Х ронический гастрит у 12% учащихся малообеспеченной семьи. В егетососудистая дистония у 15% детей из малоимущей семьи и у 8% из семьи с достатком. К ариес наблюдается у 15% школьников малоимущей семьи.

Рис.8. Результаты анкетирования учащихся

Рис.5. Социальный паспорт учащихся школы

Рис.6. Результаты вопроса: «Делаете ли вы зарядку?»

Рис.7. Результаты вопроса: «Завтракаете ли вы по утрам?»

Рис.9. Выполняете ли вы утром физическую зарядку?

Рис.10. Завтракаете ли вы перед школой?

Рис.11. Как часто вы просыпаетесь, не выспавшись?

Рис.12. Делаете ли вы перерывы при выполнении домашнего задания?

Рис.13. Как часто вы стараетесь спланировать распланировать свой день?

Таким образом, в ходе исследования мы подтвердили гипотезу о том, что учебно-воспитательный процесс влияет состояние здоровья детей. В течение всего учебного периода ученики получают не только хорошие отметки, но и ряд «школьных» болезней. Ответ на основополагающий вопрос следующий: современная школа всё ещё вредит здоровью ребёнка, но в то же время её беспокоят проблемы здоровье сохранения. Многие ученики отмечают тот факт, что школа и учителя помогают им заботиться о своём здоровье.

Необходимо в каждой школе создать рабочую группу, которая проводила бы ежегодный мониторинг состояния здоровья учащихся. Каждому учителю необходимо учитывать индивидуальный темп обучения, создавать условия, обеспечивающие психологическое благополучие и успешность каждого ребенка. Учителям физической культуры разработать систему упражнений лечебной физкультуры для профилактики развития наиболее распространённых заболеваний у учащихся.

Во избежание проблемы нарушения осанки мы советуем принять меры по снижению веса портфеля школьника. Для этого школам района закупить второй комплект учебников для занятий в школе или разрешить ученикам носить один учебник на парту. Центральной районной больнице необходимо проводить просветительскую работу в сотрудничестве со школами района. Проводить лекции для родителей и детей на родительских собраниях и классных часах о методах профилактики наиболее распространённых заболеваний учащихся школы.

На современном этапе воспитательная система образовательного учреждения сталкивается с большими проблемами.Перед педагогом сегодня стоит задача воспитать в обучающихся уважение к историческому прошлом.

Работа классного руководителя.

Материал для проведения практических занятий по оценке состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем для учащихся 8-х классов по курсу биология человека. Содержит формулы, показатели, данные по в.

Концепция идентичности становится в наши дни особенно популярной. Во всем современном обществе кризис идентичности считается одной из главных жизненных проблем. Будущее за большими социокультурными со.

Представленная методика осуществления комплексного педагогического мониторинга в условиях тревожной статистики здоровья населения, демографического спада и реализации приоритетных национальных проекто.

Здоровье не является постоянной величиной, данной человеку раз и навсегда, на всю жизнь. Не секрет, что сегодняшних школьников всё труднее приобщать к занятиям физической культурой и спортом.Ещё трудн.

Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе.

источник

В последнее время активно обсуждается проблема сохранения здоровья школьников. Организовать в образовательном учреждении целенаправленную медицинскую профилактическую работу можно с помощью регулярной оценки показателей заболеваемости учащихся, позволяющей определить уровень здоровья ребенка.

Заболеваемость детского населения изучается в основном по количеству обращений в медицинские учреждения и по результатам медицинских профилактических осмотров. Медицинский персонал, работающий в образовательном учреждении (далее – ОУ), должен тщательно собирать и детально анализировать всю медицинскую информацию, касающуюся каждого ученика, классов и всей школы в целом.

В функциональные обязанности школьного врача входит анализ и обобщение данных о заболеваемости учащихся по результатам профилактических осмотров, а также по показателям острой заболеваемости, частоте и тяжести обострений хронических болезней, которые отражаются в справках из медицинских учреждений. Обобщенные данные о состоянии здоровья учащихся должны обсуждаться на педсоветах (совместно с медицинскими работниками) с целью разработки профилактических и оздоровительных мероприятий и их эффективной реализации.

Как известно, обращение ребенка к врачу в амбулаторно-поликлиническое учреждение, вызов врача на дом или госпитализация в стационар регистрируются в медицинском учреждении в учетных статистических документах с указанием установленного диагноза. После полного выздоровления или улучшения состояния учащийся приносит в школу справку, которая должна быть передана медицинской сестре и зарегистрирована в специальном журнале и в Медицинской карте ребенка для ОУ (форма № 026/у-2000) в разд. 2.11. Если ребенок после болезни поставлен на диспансерный учет в поликлинике у педиатра или врача-специалиста, то сведения об этом заносятся в разд. 3 той же медицинской карты .

Анализ медицинских справок позволяет определять уровень и структуру заболеваемости, а также выявлять детей, болеющих часто (четыре и более раз в учебном году) или длительно (25 дней и более одним заболеванием). Анализируя справки о пропусках занятий, можно вычислить среднюю продолжительность одного заболевания, а также определить детей, не пропускавших занятия из-за болезни, и вычислить «индекс здоровья».

Дети, часто пропускающие занятия по болезни, заслуживают особого внимания медицинских работников, т. к. за кратковременными, но частыми пропусками могут «скрываться» тяжелые заболевания крови, онкопатология, хронические процессы, нервно-психические расстройства и др. Своевременное выявление начальных стадий заболеваний и предболезненных функциональных расстройств у детей и подростков по данным о пропусках занятий и результатам профилактических осмотров является важнейшей задачей медицинских работников. Внимательное отношение к здоровью каждого учащегося позволяет вовремя обратить внимание родителей на систематическое недомогание ребенка и направить школьника в поликлинику для углубленного обследования и необходимого лечения, тем самым, предотвратив формирование возможных осложнений.

К сожалению, наш многолетний опыт показывает, что учет справок в большинстве школ налажен плохо: классные руководители допускают, чтобы дети пропускали несколько дней без представления справок, да и сами учителя нередко забывают передать их медицинской сестре. В свою очередь медицинские сестры не всегда регистрируют справки в Журнале регистрации пропусков занятий по болезни и в Медицинских картах для ОУ. Поэтому, проводимый анализ пропусков занятий по болезни, как правило, не отражает истинных показателей заболеваемости, особенно в отношении острой заболеваемости.

В настоящее время в научной и научно-популярной литературе, в СМИ и Интернете широко используется понятие «острая заболеваемость». Однако в специальной социально-гигиенической литературе такого термина нет.

По нашему мнению, под острой заболеваемостью следует понимать совокупность всех случаев острых заболеваний, травм и отравлений, диагностированных у рассматриваемого контингента детей за отчетный период, в т. ч.:

  • острые респираторные инфекции (ОРВИ) и их осложнения (острый бронхит, острая пневмония, острый ларингит и др.);
  • острые инфекционные и паразитарные заболевания, включая детские инфекции (ветряная оспа, корь, краснуха и др.);
  • острые заболевания различных систем организма (острый гастрит, острый гепатит, острый пиелонефрит и др.);
  • острые случаи хирургической патологии (острый аппендицит, острый холецистит и др.);
  • все случаи травм и отравлений.

Для полноценного представления о состоянии здоровья учащихся необходимо учитывать не только официальные медицинские справки, но и записки от родителей, указывающие на то или иное недомогание ребенка, из-за которого он пропустил школу. Это касается, конечно, только тех случаев, когда пропуски занятий кратковременные (1–2 дня) и не частые (1–3 раза в год). При более длительных или более частых пропусках занятий классные руководители должны обязать родителей вызывать участкового врача к больному ребенку и проводить рекомендованное обследование и лечение.

Администрация и педагоги ОУ должны помочь медицинским работникам в гигиеническом обучении и воспитании родителей, т. к., по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (далее – НИИ гигиены), только 9,8% родителей выполняют назначения школьных и участковых врачей в плане обследования ребенка у врачей-специалистов, а полностью осуществляют назначенные лечебные и физиотерапевтические процедуры менее 15% родителей.

Руководителю ОУ следует обратить внимание учителей и медицинских работников на правильную и полную регистрацию всех случаев пропусков занятий детьми по болезни, т. к. это позволит выявлять истинный уровень и причины заболеваемости и будет способствовать целенаправленной профилактической и оздоровительной работе в школе.

Нами разработаны: инструкция по оценке показателей заболеваемости учащихся (можно дополнить статью этой инструкцией), рабочий протокол и таблица окончательных данных, которыеапробированы в ряде школ Москвы.

Оценку показателей заболеваемости учащихся целесообразно проводить в конце учебного года за период с 1 сентября по 31 мая. (По требованию поликлиники, к которой прикреплено ОУ, возможен анализ за календарный год).

  • по средней продолжительности одного случая заболевания;
  • по количеству случаев заболеваний у учащихся;
  • дней, пропущенных в связи с заболеваниями;
  • учащихся, часто болеющих (четыре и более раз в течение учебного года);
  • учащихся, не болевших ни разу в течение учебного года («индекс здоровья»),

Расчет показателей заболеваемости проводит медицинский работник ОУ. Для этого он ведет соответствующий журнал регистрации всех пропусков занятий детьми по болезни. Для полноты учета регистрируются не только справки, выданные детскими амбулаторно-поликлиническими учреждениями, но и записки от родителей.

Администрация ОУ на родительском собрании, которое рекомендуется проводить ежегодно в начале сентября, обязана разъяснить родителям необходимость учета всех пропусков учащимися занятий по болезни. В тех случаях, когда ребенок не обращался в поликлинику, но пропустил занятия в школе в течение одного или нескольких дней, родители должны написать записку и указать причину отсутствия учащегося, а также нарушения здоровья, которые они наблюдали у ребенка (насморк, головная боль, повышение температуры до 37,2 0 С и пр.).

Классные руководители должны требовать справки, представленные из медицинских учреждений, и записки от родителей о причинах пропуска занятий и регулярно передавать их медсестре (фельдшеру) для того, чтобы она заносила сведения в журнал установленного образца и в индивидуальные Медицинские карты для ОУ.

В конце учебного года медицинская сестра (фельдшер) заполняет протокол пропусков занятий детьми по болезни для каждого класса отдельно (табл. 1).

Рабочий протокол регистрации пропусков занятий по болезни

Школа №____________ Класс_________ Дата заполнения________________

источник

Дата публикации: 18.01.2019 2019-01-18

Статья просмотрена: 358 раз

Кадохова Л. А. Анализ состояния здоровья школьников // Молодой ученый. — 2019. — №3. — С. 88-89. — URL https://moluch.ru/archive/241/55691/ (дата обращения: 03.06.2019).

Укрепление здоровья — процесс, предоставляющий населению возможность осуществлять контроль за состоянием своего здоровья и факторами, влияющими на него. Ядром и основой стратегии укрепления здоровья является медико-гигиеническое обучение и воспитание населения.

Основной целью медико-гигиенического воспитания населения является формирование знаний и умений самостоятельно принимать решения по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Ключевые слова: здоровье, профилактика, обучение, воспитание.

Актуальной составной частью медико-социальной активности является установка на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Здоровый образ жизни — благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.

В настоящее время студенты нашей медицинской академии вносят существенный вклад в санитарно-гигиеническое воспитание молодежи, проводя с ними профилактические беседы по принципу «равный-равному» и это, несомненно, имеет свои качественные и количественные положительные результаты. Принимая во внимание всю важность подобных бесед, мы решили с помощью статистических данных выяснить какие заболевания (острые и хронические), болезни органов и систем организма чаще всего выявляются у школьников г. Владикавказ.

Описание проблемы иактуальность

В г.Владикавказе, как и в целом по России, ситуация в области первичной профилактики лиц школьного возраста и, таким образом, сохранения здоровья молодёжи оставляет желать лучшего. Для адекватной оценки заболеваемости лиц школьного возраста мною были взяты и проанализированы статистические данные 7 образовательных учреждений г. Владикавказ [данные из ГБУЗ «Детская поликлиника 3» г. Владикавказ МЗ РСО-Алания]: РФМЛИ, 4, 6, 11, 15, 25 и 27 школы.

По результатам анализа общей заболеваемости (острая соматическая и острая инфекционная) мы наблюдаем, что в 2018 году было зарегистрировано 1125 случаев (это выше по сравнению с 2017 годом-1000 случаев). При этом случаи инфекционной заболеваемости в 2018 году (26 случаев) в 2 раза выше, чем в 2017 (13 случаев). Больше всего случаев инфекционной заболеваемости зарегистрировано в 11 школе (10 случаев 2018 и 6 случаев в 2017). Повышение соматической заболеваемости регистрируется во всех исследуемых школах, за исключением РФМЛИ (369 случаев в 2017 и уже 350 случаев в 2018).

Если оценивать данные по соматическим заболеваниям, то ситуация остается достаточно сложной по заболеваемости гриппом и ОРВИ (1080 случаев заболевания в общем по 7 школам). По сравнению с 2017 годом (962 случая) этот показатель повысился. Если взять образовательные учреждения по отдельности, то за 2018 год ситуация ухудшилась в 4 школе (137 случаев по сравнению с 2017 -122 случая), 6 школе(93 случая по сравнению с 2017–87 случаев); сильно повысилась заболеваемость в 11 школе (с 69 случаев за 2017 год до 111 за 2018) и в 25 школе (с 137 случаев в 2017 до 193 в 2018 году). Небольшое повышение также наблюдается в 15 и 27 школах (с 94 и 102 за 2017 год до 102 и 106 за 2018 год соответственно). Снижение случаев заболеваемости по гриппу и ОРВИ наблюдается только в РФМЛИ (с 351 за 2017 до 338 за 2018 год).

Читайте также:  Ветряная оспа у детей анализы

Если оценивать статистику тубинфицированных, то резкий скачок в положительную сторону имеет 11 школа, где количество тубинфицированных школьников за год снизилось почти в 2 раза (до 310 за 2018 с 643 в 2017 года), причем, наибольшее снижение выявлено среди школьников в возрасте 15–17 лет (до 38 в 2018 с 289 в 2017 году). Но все равно ситуация пока оставляет желать лучшего. Небольшое снижение числа тубинфицированных школьников наблюдается так же в школах 25, 27 и РФМЛИ, но, в целом, ситуация остается непростой.

По результатам анализа инфекционной заболеваемости видно, что за 2018 год участились случаи заболеваемости ветряной оспой-16 случаев (в 2017 было 12), причем, 8 случаев из 16 зарегистрировано в 11 школе. Повысилась заболеваемость ГЭК (с 1 случая в 2017 до 4 случаев в 2018 году) и колиэнтерита (ни одного случая в 2017 году и 5 случаев в 2018). В 15 школе было выявлено заболевание коклюшем у одного школьника (в 2017 такое заболевание не зарегистрировано).

Оставляет желать лучшего и анализ хронических заболеваний. Так, на 2018 год у 123 школьников выявлены проблемы с эндокринной системой. Больше всего дети страдают гипотиреозом (58 школьников), на втором месте ожирение (36 школьников), далее СД (16 школьников). У 4 школьников был выявлен тиреоидит.

Не последнее место занимают болезни нервной системы — проблемы имеют 68 школьников. В основном это эпилепсия, эпилептический статус (28 школьников) и врожденная гиперплазия надпочечников (25 школьников).

Первое место среди хронических заболеваний занимают болезни глаза и его придаточного аппарата (на 2018 год проблемы имеются у 1077 школьников). Чаще всего у детей выявляются болезни мышц глаза, нарушения содружественного движения глаз, аккомодации и рефракции: миопия; астигматизм, слепота или пониженное зрение.

На втором месте, по результатам исследования расположились болезни костно-мышечного аппарата- проблему с ними имеют 691 школьник (2018 год). Из общего числа больше половины занимает сколиоз (выявлено у 378 школьников), 112 школьников страдают артропатией и у 34 выявлено плоскостопие.

Болезни органов пищеварения занимают третье место по частоте заболеваемости — на 2018 год проблема с ними выявлена у 183 школьников. При этом чаще всего дети болеют хроническим гастритом (65 школьников), язвенной болезнью (19 случаев) и у 50 школьников имеются проблемы с желчным пузырем и желчевыводящими протоками.

Если не будут реализованы проекты и программы, основанные на инновационных педагогических и психологических технологиях, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни, то в образовательных организациях г. Владикавказ профилактика роста заболеваемости будет проводиться в большинстве случаев только в традиционном «проблемно-ориентированном» ключе.

  1. Статистические данные ГБУЗ «Детская поликлиника № 3 г. Владикавказ» МЗ РСО-Алания по 7 образовательным учреждениям (РФМЛИ, 4, 6, 11, 15, 25, 27 школы)
  2. Профилактика заболеваний — Алексеенко С. Н. Дробот Е. В.

источник

Выбранный для просмотра документ Анализ состояния здоровья школьников.docx

Всероссийский дистанционный конкурс проектно-исследовательских работ

Анализ состояния здоровья школьников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Алданского района

«Средняя общеобразовательная школа №4 п. Нижний Куранах»

Волобуева Лидия Ивановна, учитель математики

Всероссийский дистанционный конкурс проектно-исследовательских работ

Анализ состояния здоровья школьников

Республика Саха (Якутия), Алданский район, п. Нижний Куранах, 9 класс

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья . Чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей не много. В школе ребенок находится в период своего роста и развития, когда формируются все его системы органов, психика. Уровень заболеваемости в школе высок: 80% в течение года переносят то или иное заболевание. Влияют: увеличение учебной нагрузки, стрессы, неправильное питание, загрязнение окружающей среды, неумение заботится о своем здоровье. Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы.

Чтобы наиболее полно представить картину здоровья каждого ребёнка, необходимо ежегодно проводить мониторинг состояния здоровья обучающихся. Сбор, хранение, анализ и использование полученной информации поможет в решении проблем здоровье сбережения. Наиболее трудным моментом остается систематизация и обобщение полученных сведений, их наглядное оформление и отслеживание какой бы то ни было динамики.

Оценивание состояния здоровья учащихся школы №4.

Провести анализ результатов медицинских осмотров учащихся школы за 2015 – 2016 учебный год на предмет выявления заболеваний учащихся.

Определить индекс и уровень здоровья учащихся.

Показать динамику заболеваний учащихся в течение 2015-2016 учебного года.

Сравнить уровень заболеваемости за 1 четверть 2015-2016 уч. года и 1 четверть 2016-2017 уч. года.

Выявить причины возникновения заболеваний.

Разработать буклет с советами по профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний.

Объект исследования : учащихся школы №4.

Предмет исследования: заболеваемость учащихся.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, анализ медицинской документации, сравнение статистических данных, анкетирование, опрос, собеседование, изучение и обобщение.

Проблема. Отсутствие эффективных мер по укреплению здоровья.

Актуальность. В исследовательской работе показан процесс систематизации и обобщения полученных сведений, представленных посредством диаграмм и графиков, наглядно демонстрирующих ситуацию состояния здоровья школьников.

Гипотеза. Заболеваемость учащихся старших классов выше, чем у учащихся начальных классов.

В ходе работы был проведен анализ результатов медицинских осмотров на предмет выявления заболеваний детей. По рейтинговому распределению патологий указанных в медицинских картах получили представление о преобладании тех или иных отклонений в состоянии здоровья школьников. Ранжирование частоты отклонений по основным системам организма у учащихся представлено на диаграммах.Проанализированы данные по заболеваемости 408 учащихся по классам и по месяцам в течение учебного года.

Работа имеет практическую значимость для профилактики заболеваний школьников. Результатом работы стали рекомендации.

Всероссийский дистанционный конкурс проектно-исследовательских работ

Анализ состояния здоровья школьников

Республика Саха (Якутия), Алданский район, п. Нижний Куранах, 9 класс

Показатели состояния здоровья……………………………………..6

Динамика заболеваний по месяцам 2015-2016 учебного года……12

Общие выводы о состоянии здоровья учащихся………………… 15

Приложение. Буклет «Защити себя и других»……………………

Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья . Чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей не много.Ребенок находится в школе в период своего роста и развития, когда формируются все его системы органов, психика. Уровень заболеваемости в школе высок: 80% в течение года переносят то или иное заболевание. Влияют: увеличение учебной нагрузки, стрессы, неправильное питание, загрязнение окружающей среды, неумение заботится о своем здоровье.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.

Однако, несмотря на принимаемые меры, в настоящее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников страны. По различным статистическим, научным данным, значительная часть детей школьного возраста имеет отклонения физического здоровья. Меры по сохранению и укреплению здоровья ребенка предполагают постоянное изучение его состояния.

Чтобы наиболее полно представить картину здоровья каждого ребёнка, необходимо ежегодно проводить мониторинг состояния здоровья обучающихся. Сбор, хранение, анализ и использование полученной информации поможет в решении проблем здоровье сбережения. Наиболее трудным моментом остается систематизация и обобщение полученных сведений, их наглядное оформление и отслеживание какой бы то ни было динамики.

В школе № 4 был проведен анализ заболеваемости учащихся на основе изучения материалов медицинских карт, справок, также проведен опрос учащихся, классных руководителей по проблемам состояния здоровья детей. Было изучены данные на 408 детей.

Показатели состояния здоровья

Для анализа состояния здоровья детских подростковых коллективов существует такой показатель, как — индекс здоровья (процент длительно и часто болеющих детей и лиц нормальным физическим развитием). С целью определения индекса здоровья необходимо: количество здоровых детей умножить 100%, разделить на общее кол-во уч-ся (к здоровым относятся дети 1-2 группы здоровья, не имеющие хронических заболеваний).
Другой показатель это Уровень здоровья (по методике Н.М. Амосова)
Высокий – ученик не болел в течение года;
Средний болел в период эпидемии;
Низкий болел чаще.
Данные о состоянии здоровья учащихся заносятся в таблицу. Систематическое заполнение таблицы « Сведения об учащихся класса» позволит оценить динамику состояния здоровья учащихся. (Приложение 1)

Результаты представлены в виде графика и диаграммы.

Индекс здоровья снижается в старших класса, по сравнению с начальной школой Особенно низкий индекс здоровья в 6-х, 8-х, 11-м классах.

Уровень здоровья низкий в среднем и старшем звене, в 6-х классах мало здоровых детей и дети часто болеют. В 11-м классе нет здоровых детей, все дети болели в течение года.

Все учащиеся школы разделены на группы здоровья.

Ӏ группа (абсолютно здоров);

ӀӀ группа (перенес тяжелое заболевание, длительно или часто болеет ОРЗ, с общей физической задержкой);

ӀӀӀ группа (имеет хронические заболевания с редкими обострениями, с физическими недостатками);

Ӏ ᴠ группа (имеет хронические заболевания с частыми обострениями, с ограниченными функциональными возможностями);

ᴠ группа (имеет тяжелые хронические заболевания, инвалид).

Данные по группам здоровья оформлены в таблице (Приложение 2) и представлены в виде диаграммы. Около 50% детей относятся ко второй группе здоровья, здоровых детей 34,3%.

В зависимости от состояния здоровья, детей распределяют в физкультурные группы. (Приложение 3)

По диаграмме видно, что 23% учащихся старших классов должны заниматься в подготовительной или специальной группах, имеют хронические заболевания с частыми обострениями и с ограниченными функциональными возможностями.В начальной школе — 12%, в средней школе-13,6%.

По медицинским картам получили представление о состоянии здоровья учащихся школы. Данные заполняли в таблицы по результатам медицинского осмотра. (Приложение 4).

По рейтинговому распределению патологии указанной в медицинских картах получили представление о преобладании тех или иных отклонений в состоянии здоровья детей. Ранжирование частоты отклонений по основным системам организма у учащихся представлено на диаграммах.

Как показал анализ данных, первое место в структуре имеющихся патологий в начальной школе занимает заболевание кариесом. Выделение этой патологии на первый план вполне закономерно. Высокая поражённость значительного числа учащихся начальных классов кариесом (31,58%) характеризует низкий уровень профилактической работы в ДОУ и работы с родителями.

Вполне закономерно на первое место среди всей патологии и у подростков нашей школы выдвинулось заболевание кариесом, которое выявлено у 23,4%. Наблюдается динамика в сторону улучшения, но это достаточно большой процент заболевания. В школе мало уделялось внимания профилактическим мероприятиям, либо они имели слабый эффект.

Второе место в структуре патологической распространённости в начальной школе принадлежит нарушениям осанки и другим отклонениям в опорно-двигательной системе организма (18,42%). Нарушение осанки приводит к хроническим заболеваниям или нарушениям функционирования систем и органов. Поэтому лечебным и профилактическим мероприятиям, способствующим восстановлению опорно-двигательного аппарата, необходимо уделять самое пристальное внимание.

Второе место в структуре хронических заболеваний в среднем звене, занимают нарушения осанки (11,24%). Это значит, что примерно каждый девятый подросток нуждается в оздоровительных мероприятиях.
На третьем месте у младших школьников заболевания сердечно — сосудистой системы (7,89%), у старших школьников количество заболеваний сердечно — сосудистой системы увеличилось (10,26 %).

В начальной школе с ЛОР-заболеваниями всего 0,66%, в последующие возрастные периоды частота этих нарушений увеличилась. В среднем звене-5,62%, а в старшем-

10,26%. Среди ЛОР-заболеваний часто встречается хронический тонзиллит, в результате которого значительно снижается иммунитет ребёнка, его работоспособность, серьёзно страдает сердечно-сосудистая система организма, поэтому необходимы профилактические мероприятия, направленные на снижение количества сезонных заболеваний.

Следующее рейтинговое положение в структуре заболеваемости занимают нарушения органов чувств, к которым относятся зрение и слух. Снижается острота зрения и слуха. В начальной школе нарушения зрения и слуха у 3,29% школьников, в среднем звене-5,29%, а в старшем 16,67%. Прирост частоты данной патологии у старшеклассников по сравнению с учащимися начальной школы составил 13,38%. Это связано с увеличением учебной нагрузки и длительной зрительной работой. Поэтому самое пристальное внимание следует уделять способам снятия зрительного утомления у старшеклассников при работе с текстами, с компьютером, а также вопросам профилактики нарушений зрения. В первую очередь это касается освещённости учебных помещений и рабочих поверхностей парт и классных досок. Нормативы по этим параметрам указаны в СанПиНе. Кроме того, гигиеническими правилами предусмотрены периодические упражнения для глаз во время зрительных нагрузок. Немаловажным профилактическим средством является периодическая витаминизация детей и питание с достаточным содержанием витамина А в продуктах.

На диаграмме представлено сравнение наиболее часто встречающихся заболеваний в начальной, средней, старшей школах. В старших классах снижается уровень заболеваемости кариесом. Увеличиваются заболевания сердечно –сосудистой системы, Лор-заболевания, нарушение зрения.

Из заболеваний внутренних органов — хронический пиелонефрит, больше всего болеют старшеклассники-5,4%. С возрастом увеличивается количество учащихся с избыточным весом. В старших классах 9% учащихся с избыточным весом.

Динамика заболеваемости по месяцам 2015-2016 учебного года

Проанализированы данные по заболеваемости учащихся по классам и по месяцам в течение учебного года (Приложение 5)

Анализ данных по месяцам и по классам показывает что на первом и втором месте сезонные заболевания, это ОРЗ и ЛОР- заболевания, дисфункция желудочно-кишечного тракта

Почему это происходит, потому что подростки частенько любят одеваться не по погоде , следовательно, и болеют чаще. Кто — то может и зимой выйти в футболке , а другой же этого не может. Тут все зависит от самого человека, какой у него иммунитет, насколько он приспособлен к перепадам температур, смене климата и т. д. Лучше всегда одеваться по погоде и не доводить свой организм до изнеможения. Ведь не очень то нравиться болеть, особенно различными простудными заболеваниями . Всегда нужно одеваться по погоде и следить за своим здоровьем , тогда и болеть будете намного реже. Так же вирусными инфекциями,возможно, заразится от других подростков, которые болеют, но приходят на занятия не выздоровев до конца. Самая высокая заболеваемость ОРЗ приходится на сентябрь и февраль, период эпидемии.(Данные представлены в таблице. Приложение 6)

Читайте также:  Виды направлений на анализы детей

Следующее рейтинговое положение занимает дисфункция желудочно-кишечного тракта. Ученики нашей школы большие любители чипсов и кириешек, многие не ходят в столовую, считают, что лучше сбегать в магазин и купить что-нибудь вкусненькое. Покупают сладкие безалкогольные газированные напитки, состоящие из вредных химических компонентов в виде пищевых добавок, шоколадные батончики, содержащие гигантское количество калорий в сочетании с химическими добавками, генетически модифицированными продуктами, красителями и ароматизаторами. От такой еды и происходит сбой в организме.

Динамика заболеваний по классу показывает, что высокая заболеваемость ОРЗ в 1-х, 6-х и старших классах. (Приложение 7)

В среднем звене высокая заболеваемость в течение года в 6-х классах. Сравнивая патологии указанные в медицинских картах среди 5-7-х классов, получено представление о преобладании отклонений в состоянии здоровья учащихся 6-х классов. Получили, что чем больше патологий, тем чаще болеют дети простудными заболеваниями. То же самое и в 11 классе, 15 учащихся имеют патологии по медицинским картам, и заболеваемость простудными заболеваниями высокая.

График наглядно демонстрирует ситуацию состояния здоровья школьников 5-7 классов.

Проследили динамику заболеваемости учащихся за первую четверть 2015-2016 уч.года и первую четверть 2016-2017 уч. года. Число простудных заболеваний уменьшилось, это связано с тем, что осень 2016 года была более теплой, число заболеваний желудочно-кишечным трактом почти не изменилось. (Приложение 8)

В начале учебного года медицинским работником школы был проведен письменный опрос родителей по классам на согласие сделать прививку от гриппа их детям. Согласны, чтобы детям сделали прививку от гриппа 64,9% родителей.(Приложение 9).

Общие выводы о состоянии здоровья учащихся

В настоящее время вопросы сохранения здоровья детей приобретают все большую значимость. Проведенная работа подтверждает актуальность выбранной темы. Анализ заболеваемости учащихся был сделан на основе изучения материалов медицинских карт, справок, опроса учащихся, классных руководителей по проблемам состояния здоровья детей. Было изучены данные на 408 детей.

По рейтинговому распределению патологий указанных в медицинских картах, получили представление о преобладании тех или иных отклонений в состоянии здоровья детей. В школе всего 34% здоровых детей, 28% имеют хронические заболевания, у 5% учащихся наблюдается нарушения зрения, нарушение осанки -12%, кариесом страдают 27%. Избыточный вес у 9%старшеклассников. В старших классах количество детей ӀӀӀ и Ӏ ᴠ группы здоровья увеличивается.В ходе исследования сделали вывод, что, чем больше у детей патологий, тем чаще они болеют простудными заболеваниями.

Анализ данных по месяцам и по классам показывает, что на первом и втором месте сезонные заболевания, это ОРЗ и ЛОР- заболевания, дисфункция желудочно-кишечного тракта у 11% детей. Сделать прививку от гриппа детям согласны 64,9%родителей.

Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают, что гипотеза верна. У учащихся старших классов меньше индекс здоровья, уровень здоровья низкий, т. е. многие старшеклассники часто болеют в течение года. .

Выводы исследования помогут организовать профилактическую работу по сохранению здоровья школьников.

Продуктом работы стали рекомендации в форме буклета.

источник

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс в процессе обучения, снижается индекс здоровья.

Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов.

Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.

В структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 процента до 20,3 процента). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 процента до 17,3 процента). По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов сократился вдвое, переместившись с первого на четвертое ранговое место. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать шестое ранговое место.

Среди функциональных расстройств “лидируют” нарушения системы кровообращения (25 процентов), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 процентов). На третьем месте – эндокринно-обменные нарушения (до 14 процентов). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 процентов девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.

Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

  1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
  2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни — в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
  3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей.
  4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет — 3 диагноза, 16–17 лет — 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний

Причин сложившейся ситуации несколько и многие из них связаны со школой. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на развивающийся организм. Также, на здоровье губительно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Кроме того, значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников (старших классов) являются вредные факторы – курение, алкоголь и ранее начало сексуальной активности.

А между тем, главным критерием эффективности работы любой школы является здоровье учащихся.

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 — 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, существующие проблемы по сохранению и укреплению здоровья современных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательном учреждении по одной простой причине, что дети находятся на территории образовательного учреждения большую часть своего времени.

Хочется поделиться опытом своей четырёхлетней работы в данном направлении на примере одного класса МОУ СОШ №1 р.п. Тамала Пензенской области (классный руководитель: Арсёнова Л.В.).

С самого начала хочется выразить благодарность администрации школы, всем педагогическим работникам за понимание, сотрудничество в нашем общем деле. В 2007 году возникла идея комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников, в которую были включены как педагогические работники школы, так и медицинские. Был выбран 1 “Б” класс. В классе 14 девочек и 11 мальчиков. Все дети одного возраста. В сентябре был проведён комплексный медицинский осмотр учащихся всеми имеющимися в ЦРБ медицинскими специалистами. В ходе медосмотра были выявлены имеющиеся медицинские отклонения в состоянии здоровья детей и установлено, что только 7 из них можно отнести к 1 группе здоровья и 18 ко 2 группе. Были намечены основные направления работы. Мониторинг физического здоровья проводится регулярно в начале и конце года. В зависимости от результатов корректировалась и работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Одним из главных факторов неблагополучие здоровья школьников считаю недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. Именно на решение этих вопросов и был направлен первый блок нашей программы. Было решено, один классный час в месяц посвятить валеологической тематике. С ребятами в игровой, занимательной форме, соответствующей возрастным особенностям детей, проводили беседы медицинские работники больницы: педиатр, стоматолог, окулист, дерматолог и т.д. Тематика бесед разнообразна: “Чистота – залог здоровья”, “Зубы буду я беречь…”, “Мыло, щётка и вода – наши верные друзья”, “Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня (о режиме дня)”, “Мои глаза – моё богатство”, “Я уколов не боюсь…”, “Еда- друг, еда – враг” и т.д. Большую помощь в работе оказал школьный психолог Кузнецова О.А. Например, вовремя тренинга “Зачем надо быть здоровым?” дети сами выводили правила жителей Здорового Города. В рамках работы школьного самоуправления активную работу в классе под нашим руководством проводило Министерство Здоровья. Постоянным в классе стал выпуск медицинского листка “Советы доктора Пилюлькина”. В классе есть Цветок Здоровья, каждый лепесток которого соответствует одному из направлений нашей программы.

Чтобы сохранить здоровье детей необходимо в этом вопросе тесное сотрудничество с родителями. С этой целью для родителей была организована школа родителей-единомышленников, которая работала под девизом: “Здоровье наших детей – в наших руках”. На первом же родительском собрании родителям были озвучены результаты медицинского осмотра детей и неутешительные среднероссийские статистические данные динамики здоровья школьников на протяжении учёбы в школе. Всё это вызвало тревогу у родителей и мы получили большую поддержку у них по реализации нашей программы. На родительских собраниях выступали медицинские работники по актуальным вопросам сохранения здоровья детей, психолог школы и другие педагогические работники. Посещаемость таких родительских собраний всегда составляла практически 100%. Представители родительской общественности не раз контролировали соблюдение санитарно-гигиенического режима школы, правильного распределения учебной нагрузки. Данные вопросы обсуждались вместе с представителями администрации школы на заседания Управляющего Совета школы, Совета отцов и т.д.

На одном из первых родительских собраний был обсуждён вопрос о том, что существенное влияние на здоровье детей оказывает качество питания. Рациональное питание создаёт условия для нормального физического и умственного развития детского организма, поддерживает высокую работоспособность, способствует профилактике заболеваний и оказывает существенное влияние на возможность противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Как результат 23 человека в классе на протяжении учебы на младшей школьной ступени охвачены горячим питанием (2 человека не питаются в школьной столовой по причине соблюдения диеты по медицинским показаниям). На районную научно-практическую конференцию “Старт в науку” представлена исследовательская работа ученика класса Галкина Р. “Пейте дети молоко, будете здоровы”, которая стала призёром в номинации “Первая ступенька в науку”.

Во многом ухудшение здоровья школьников связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Телевизор, компьютер, статические нагрузки в школе, ежедневная “отсидка” за выполнением домашнего задания – таков день большинства современных школьников. Как при подобном образе жизни сформировать прочный “каркас здоровья”? Этот вопрос тоже был вынесен на обсуждение родительской общественности. До уроков учащиеся ежедневно делают зарядку, реализуя направление “Здоровье в порядке-спасибо зарядке”. В классе были подготовлены инструкторы по утренней зарядке. Комплекс упражнений на все группы мышц был разработан совместно с медицинской сестрой кабинета лечебной физкультуры Родиной С.В. В расписании – 3 урока физической культуры. У каждого ребёнка ведётся дневник спортивных достижений, в котором ребёнок совместно с учителем намечает индивидуальный маршрут физического развития.

Традиционными стали в классе совместные спортивные праздники с участием детей и родителей на ФОКе “Юность”, спортивные эстафеты, конкурсы. В летние каникулы один раз в месяц класс совместно с родителями проходит Тропой здоровья, где взрослые учат ребят ставить палатки, оказывать помощь друг другу, расчищают родники, отдыхают и соревнуются вместе. Из отзывов родителя Ефремовой М.П.: “По началу, я с большой неохотой собиралась на классные спортивные соревнования – проводятся в выходные, да и от спорта я давно уже как-то отвыкла. Пошла, чтобы ребёнку было комфортно, что и его родители рядом с ним. А сейчас я жду этих мероприятий не меньше, чем моя дочка. Это лишняя возможность побыть вместе с ребёнком, восстановить свою физическую форму и показать ребёнку, что я не хуже, чем остальные родители, а вместе мы многое можем”

С целью увеличения физической активности ребятам и родителям были предложены кружки и спортивнее секции, входящие систему дополнительного образования. В итоге 5 мальчиков занимаются в секции футбола (участники зональных соревнований по футболу в младшей группе), 2 человека – в секции шахматы (Железняков А. – призёр районных соревнований, участник областных) , 3 человека – в волейбольной секции, 2 человека увлеклись дзюдо ( Бешнов А. –неоднократный призёр областных соревнований). Больше половины девочек класса посещает кружок ритмического танца. Без их участия не обходится ни одно мероприятие на районной сцене. А в 2011 году класс занял 2 место в районном конкурсе в рамках проекта “Танцующая школа”, 1 место в школьном конкурсе листовок “ Мы выбираем здоровье!”, 2 место в конкурсе буклетов “Быть здоровым – это модно”.

Читайте также:  Вегето сосудистая дистония у детей анализы

По результатам школьного конкурса (2010-2011 учебный год) классу присуждено звание “Самый здоровый класс”.

По результатам комплексного медицинского осмотра при окончании начальной школы, ни у одного ребёнка не было выявлено ухудшений в состоянии здоровья по сравнению с состоянием при поступлении в школу. А 8 учащихся за 4 года были переведены по показателям из второй в первую группу здоровья. А это значительный результат.

Наши формы работы не претендуют на универсальность. Это лишь малая попытка решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей в рамках одного класса на протяжении обучения в начальной школе. Но это реальные шаги, которые по оценкам родителей, администрации школы оказались эффективными и действенными.

Нам всем необходимо помнить, что состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.

источник

Тамара фуринова
Педсовет «Причины заболеваемости детей и пути их оздоровления»

Тема «Причины заболеваемости детей и пути их оздоровления»

Форма проведения «Мозговой штурм»

Ст. воспитатель Фуринова Т. В.

Цель. Провести системный анализ заболеваемости детей и пути их оздоровления»

1. Определить пути совершенствования работы коллектива в данном направлении.

2. Способствовать творческому поиску, проявлению инициативы, росту педагогического мастерства педагогов ДОУ.

1. Выполнение решений предыдущего педсовета (Справка «Оборудование центра художественного творчества в группах в соответствии с ФГОС ДО»)

2. Вопросы охраны здоровья детей. Обоснование проблемы. Ст. воспитатель.

3. Анализ заболеваемости детей в ДОУ (медсестра)

3. Причины детских болезней. Выдвижение идей. Анализ идей

4 Формы работы, для оптимизации двигательной активности воспитанников. Выдвижение идей. Анализ идей

Старший воспитатель: Вопросы охраны здоровья детей являются актуальными, поэтому каждый год они оказываются в центре обсуждения педагогическим коллективом. Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья. По данным медицинских исследований, 40% заболеваний у взрослых были «заложены» в возрасте 5–7 лет. Именно поэтому так важна организация качественного физического воспитания в детском саду.

Старший воспитатель: Вы хотите исправить данное положение? Давайте начнем с символа. Нарисуйте символ, который отражает вашу точку зрения на здоровье. Можете обсудить в группах и представить один символ. (Время выполнения — 5 минут). Покажите свой символ и объясните, как он отражает вашу точку зрения.

(Выступление представителей групп. Обоснование целесообразности выбранного символа.)

Старший воспитатель: У вас получились интересные символы. Они заключают в себе образ здоровья и подразумевают присутствие некоего смысла, связанного со здоровым образом жизни, движениями или природными силами оздоровления. Вы можете использовать придуманные символы в газетах для родителей, посвященных оздоровлению детей, или в папках-передвижках на эту тему.

Старший воспитатель: Обратимся к вашим «Билетам с идеями».

(Пока в группах обсуждают и рисуют символы, аналитическая группа классифицирует идеи и прикрепляет обобщенные данные на доску так, чтобы получилась организационная диаграмма.)

Причины детских болезней, названные вами, мы разделили на две группы: те, которые мы не можем изменить, и те, которые изменить должны. В первую группу вошли следующие причины:

• факт пребывания детей в коллективе;

• наследственная предрасположенность к определенным заболеваниям;

• тяжелые хронические заболевания, с которыми дети пришли в детский сад;

• влияние сезонных природных факторов и экологические проблемы.

Вторую группу составляют причины, которые предполагают серьезную педагогическую работу:

• дидактогения, Дидактогения — психогения (от эмоциональной реакции, дающей сдвиг в настроении личности и коллектива, до болезненного состояния, вызванная нечутким или грубым словом педагога, начальника, руководителя. вызванная давлением со стороны педагога, стресс от пребывания в детском саду;

• низкий иммунитет воспитанников;

• недостаточный уровень двигательной активности.

Обсуждать первую группу причин не имеет смысла, их надо принимать как данность. Значит, необходимо работать с причинами второй группы, чтобы снизить риски заболевания воспитанников.

В ходе наблюдений, у части воспитанников выявлено психоэмоциональное напряжение. Что мы можем изменить, чтобы снизить эмоциональное напряжение детей? Предложите свои варианты решения данной проблемы.

(Участникам дается время для обсуждения проблемы в группах. Затем представители каждой группы озвучивают свои идеи. Предлагаемые идеи, которые совпадают, могут быть объединены).

Учитывая ваши высказывания, делаем вывод: чтобы снизить стрессовую нагрузку на детей, снять эмоциональное напряжение, мы должны:

• использовать приемы личностно ориентированного взаимодействия с детьми;

• не допускать авторитарного давления на воспитанников;

• не затягивать занятия, проводить их в игровой форме, без жесткой привязки к месту за столами;

• знать и учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей;

• обеспечивать необходимое количество и качество сна воспитанников в режиме дня.

(Карточки с каждой идеей педагог-психолог прикрепляет к организационной диаграмме.)

Вы действуете в правильном направлении, но, видно, используемые средства недостаточны для решения обсуждаемой проблемы. Следует совершенствовать мастерство применения гуманных методов воспитания; научиться быть фасилитатором; развивать в себе способность к эмпатии, осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Старший воспитатель: Переходим к следующей причине детских болезней — это низкий иммунитет.

(На экране демонстрируется следующий слайд.)

Старший воспитатель: два вида иммунитета: естественный и искусственный. Естественный иммунитет — это врожденная (пассивная) защита организма от заболеваний, ее ребенок получает от мамы.

Активный естественный иммунитет формируется у ребенка после перенесенного заболевания. К сожалению, этого иммунитета недостаточно, чтобы предупредить многие тяжелые заболевания. Поэтому врачи помогают искусственным путем формировать защитные силы организма через прививки и сыворотки. Мы можем повысить иммунитет у детей? Как?

(Участникам дается время для обсуждения в группах. Затем представители групп озвучивают свои идеи. После анализа каждой идеи старший воспитатель прикрепляет соответствующую карточку к организационной диаграмме.)

Старший воспитатель: У нас появилось много вариантов решения данной проблемы. Давайте на первое место поставим вакцинацию. Понятно, что это дело медицинских работников, но наша задача всячески поддерживать идею важности прививок. Многие родители отказываются от вакцинации сознательно. Они убеждены, что после них дети болеют еще больше. Однако вакцина- это сильно ослабленный или убитый возбудитель заболевания, который провоцирует образование антител к конкретному заболеванию. Есть только два пути образования антител — вакцинация или же заболевание в полной мере. Поэтому следует вести разъяснительную работу.

Все группы назвали закаливание как еще один путь защиты детского организма от простудных заболеваний и укрепления иммунитета. Для дошкольников закаливание не подразумевает таких жестких экстремальных методов, как обливание холодной водой и ходьба босиком по снегу, хотя и такие варианты вы предлагали. Но достаточное время пребывания и активные движения на свежем воздухе, обтирание, контрастное воздушное закаливание способны значительно укрепить иммунитет ребенка и предотвратить респираторные заболевания. Может воспитатели поделятся интересным опытом закаливания. Систематическое обтирание детей, строгое выполнение режима прогулок позволят заметно снизить процент простудных заболеваний в группах.

По вашему мнению, укреплению иммунитета способствуют гигиенические навыки детей. И это, безусловно, верно. На руках скапливаются не только микробы, вызывающие желудочно-кишечные заболевания, но и многочисленные вирусы, бактерии, грибки, возбуждающие десятки других болезней. Конечно, все вы учите детей мыть руки с мылом, но следует еще и контролировать качество выполнения этой деятельности до тех пор, пока это не станет для ребенка правильной привычкой.

Безусловно, полезны, фиточай, чесночная терапия, тем более что это очень нравится самим детям. Практически все родители согласны с этими процедурами, и воспитанники должны получать их регулярно. Не так приятно благоухают мелко порезанный лук и раздавленный чеснок, которые стоят в открытых емкостях в группах в осенне-зимний период, но это один из способов борьбы с болезнетворными вирусами, вызывающими ОРВИ.

Инструктор по физической культуре: Вы правильно назвали в числе одной из причин заболеваемости детей низкую двигательную активность. Давайте обсудим, как ее повысить, а лучше — как оптимизировать. Ведь есть воспитанники, двигательную активность которых нужно даже снизить. Постарайтесь найти нестандартные варианты, а если подход традиционный, то наполните его новым содержанием.

(Участникам дается время для обсуждения в группах.)

Инструктор по физической культуре: Назовите, пожалуйста, те формы работы, которые вы предлагаете для оптимизации двигательной активности воспитанников.

(Представители каждой группы озвучивают свои идеи.)

Инструктор по физической культуре: Во-первых, это разнообразные интересные для детей подвижные игры и освоение старшими дошкольниками новых игр с элементами спорта. Современные программы по физическому воспитанию дошкольников во всех странах предусматривают прогулки с включением подвижных игр, которые часто называют свободными. Наша задача состоит в том, чтобы, поддерживая инициативу детей, направить игру в нужное русло, научить их новым играм. А также подбирать пособия, которые будут стимулировать появление новых вариантов знакомых игр.

Во-вторых, увеличение до разумного предела физкультминуток на занятиях.

В-третьих, создание условий для самостоятельной двигательной деятельности. У нас хорошая летняя спортивная площадка, не упускайте возможность дать детям вволю побегать, поупражняться на спортивных снарядах, поиграть в городки, футбол, мини-баскетбол. В каждой группе есть спортивные уголки. Находите место и время в режиме дня для его использования. Чаще следует использовать спортивный, музыкальный залы и имеющееся там оборудование в непогоду, когда время прогулки ограничивается объективными условиями.

Опыт игровой организации физкультурных занятий и спортивных праздников небольшой, но перспективы большие. Будем совершенствовать методы, но выбранное направление «Всей семьей на стадион!» останется приоритетным в деятельности ДОО.

(После анализа каждой идеи инструктор по физической культуре прикрепляет соответствующую карточку к организационной диаграмме.)

Инструктор по физической культуре: Дальнейшую работу мы построим в форме игры «Время шоу». Вы будете играть роль детей. А те, кому я брошу мяч, будут воспитателями и проведут с «воспитанниками» новую придуманную игру или организуют любую другую совместную деятельность, направленную на оптимизацию двигательной активности.

(Игра проводится 4 раза, чтобы каждая подгруппа смогла показать себя.)

Старший воспитатель: Спасибо вам за активность и интерес к проблеме здоровья детей. Давайте обсудим решение педагогического совета. Можно обратиться к организационной диаграмме, она напомнит самые важные вопросы, которые мы обсуждали. Ваши предложения, пожалуйста.

Решение педсовета

Итак, мы принимаем следующие решения:

1. Предпринять меры для снижения психоэмоциональной нагрузки на детей посредством личностно ориентированного взаимодействия с воспитанниками, игровых форм организации, учета индивидуальных особенностей. (Ответственные: воспитатели. Контроль: заведующий ДОО, старший воспитатель. Постоянно.)

2. Актуализировать работу по укреплению иммунитета детей через систему закаливания, формирования гигиенических навыков, соблюдения режима прогулок, организацию профилактических мероприятий. (Ответственные: воспитатели. Контроль: старшая медицинская сестра. Постоянно.)

3. Инструктору физвоспитания и медсестре разработать комплекс дыхательной гимнастики и проводить в группах с целью профилактики у детей заболеваний органов дыхания. (Ответственные: инструктор физвоспитания, медсестра. (Контроль: старший воспитатель. Постоянно.)Составить график проведения.

4. Стимулировать двигательную активность детей, способствовать формированию интереса к занятиям физической культурой в разных формах. Ежедневно проводить 3–4 подвижные игры на открытом воздухе и физкультминутки в ходе НОД. (Ответственные: воспитатели. Контроль: старший воспитатель. Постоянно.)

5. На музыкальных занятиях использовать здоровье сберегающие технологии (прописывать в плане ННОД)

6. Вовлекать родителей в совместную работу по оздоровлению детей: выработать общую систему закаливания; проводить детско-родительские спортивные праздники 1 раз в 2 месяца; специальные ознакомительные занятия для родителей с показом всех видов работы по физическому воспитанию в детском саду. (Ответственные: воспитатели, инструктор по физической культуре. Контроль: медицинская сестра, старший воспитатель. В указанные сроки.)

7. Утвердить индивидуальную карту развития ребенка.

8. Приглашать медсестру на родительские собрания.

Подведем итог работы педагогического совета в рамках той же технологии мозгового штурма, в которой работаем сегодня. Методика называется «Цветные вопросы». У меня в руках желтый, зеленый, синий и черный вопросы. Предлагаю командам выбрать себе любой вопрос и очень коротко ответить на него. (Выбирают, обсуждают, объясняют.)

Вопросы для групп участников:

Какую из обсужденных проблем мы могли бы уже с сегодняшнего дня успешно решить и таким образом укрепить здоровье детей? ___

В предложенной сегодня технологии проведения педагогического совета я вижу следующие достоинства.

Теория и практика не всегда совпадают. Думаю, будут трудности с реализацией

Консультация для родителей «Капризы и упрямство дошкольников, их причины, проявление и пути преодоления» Капризы детские — особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии.

«Пути совершенствования взаимодействия с родителями по вопросам укрепления здоровья и физического воспитания в ДОУ». Педсовет Тематический педагогический совет Тема: «Пути совершенствования взаимодействия с родителями по вопросам укрепления здоровья и физического.

Детская агрессивность: причины и пути ее преодоления У новорожденного ребенка нет никакой жестокости, он ее накапливает в течение жизни. Чаще всего жестокие дети — это результат неправильного.

Опыт работы «Оздоровление детей, профилактика заболеваемости. Взаимодействие по данной проблеме с семьёй» Оздоровление детей, профилактика заболеваемости. Взаимодействие по данной проблеме с семьёй (из опыта работы) Дошкольный период характеризуется.

Капризы и упрямство дошкольников, их причины, проявление и пути преодоления Капризы и упрямство являются следствием трудностей социализации. Под социализацией понимается то, как ребенок овладевает определенными способами.

Педсовет в форме педагогического путешествия на тему «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения» В работе с педагогическим коллективом в ДОУ используются разнообразные формы методической работы: педагогические советы, семинары, консультации,.

План работы по повышению посещаемости и снижению заболеваемости в средней группе План работы по повышению посещаемости, снижению заболеваемости воспитанников средней “А” группы. 2017 – 2018 учебный год Вид деятельности.

Консультация «Причины дефектов речи у детей» Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, счастливым и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился.

Причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста Как показывает большое количество исследований, большая часть фобий у людей были заложены в детстве, включая его самый ранний период. Что.

Родительское собрание «Агрессия детей: её причины и предупреждения» Классный руководитель: Коробкова В. И. Родительское собрание «Агрессия детей: ее причины и предупреждение» Часто учителя обращаются за помощью.

источник