Меню Рубрики

Анализ и самоанализ деятельности детей

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя ДОУ

Предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Решетовский детский сад «Ручеёк» НСО Кочковский район »

Плехотко Ольга Владимировна

Присвоена квалификация – Воспитатель ДОУ.

Стаж работы в занимаемой должности – 3г.

Наличие квалификационной категории – соответствие занимаемой должности

Прохождение курсов – Курсы повышения квалификации в НИПКРО, переподготовка в Московском психолого-социальном университете.

Возрастная группа – подготовительная.

Общая характеристика группы.

В своей работе руководствуюсь Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г., федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, вступившими в силу с 1 января 2014 года, СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству и содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», Уставом МКДОУ «Решетовский детский сад «Ручеёк» .

В подготовительной группе «Колокольчики» всего 23 человек, из них 12 мальчиков и 11 девочек. Возраст детей от 6 до 7лет. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются.

Все дети разносторонне развиты, многие из них дополнительно занимаются в различных кружках, секциях, изостудии, танцевальной школе. Со всеми детьми в течение трёх лет было очень интересно сотрудничать. На протяжении этого времени дети развивались согласно возрасту и по всем направлениям развития показали положительную динамику и высокие результаты.

Активность детей хорошо проявляется на утреннем сборе. Им очень нравятся ритуалы: приветствие, новости, счет, наблюдение за состоянием погоды. Для развития познавательного интереса, внимания, памяти использую разные приемы и методы: малоподвижные игры, пальчиковые игры, потешки, загадки.

Большое внимание уделяю творческому преобразованию предметно – развивающей среды, создавая ее таким образом, чтобы она питала ребенка новыми впечатлениями, формировала познавательную активность, давала ему возможность развиваться. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры (Центр природы, центр изобразительной деятельности, центр познания, центр физкультуры, центр художественно-эстетического развития) .

Воспитанники моей группы участники концертов (районные конкурсы), а также постоянные участники всех конкурсов, утренников и творческих выставок, проводимых в нашем учреждении. Дети получают благодарности , которые будут вложены в портфолио при поступлении в школу.

Программа «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

Основная задача программы:

Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для ребенка-дошкольника видов деятельности: игра, общение со взрослыми и сверстниками, труд.

Именно в этих видах деятельности, по мнению авторов программы, происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важную базу для начала систематического обучения. Поэтому считаю актуальной проблему недостаточного использования занимательного материала и дидактических игр в развитии дошкольников.

Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, стараюсь использовать каждую возможность, чтобы разгрузить детей посредством игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Сложность же использования дидактических игр в НОД по развитию элементарных математических представлений и в совместной деятельности воспитателя с детьми обусловлена нехваткой современных методических пособий по данной конкретной теме.

Главная моя задача – выбрать наиболее эффективные методы и приемы организации детей, которые позволили бы максимально использовать влиятельное положение лидеров, создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Созданные мной условия самореализации каждого ребенка в совместной, увлекательной деятельности, выступают эффективным средством выражения его индивидуальности в группе сверстников. Выдвинув предположение, что систематически организуемые дидактические игры с математическим содержанием способствуют улучшению процесса развития математических представлений детей дошкольного возраста, поставила перед собой цель: способствовать развитию математических представлений у дошкольников через дидактические игры.

Игра, по моему утверждению, не только средство оптимизации процесса обучения и воспитания, но и важный аспект психологического комфорта детей.

Мной был выбран следующий путь осуществления задач:

— изучить новинки литературы по проблеме обучения и воспитания детей с использованием дидактических игр.

— найти и экспериментально обосновать педагогические условия организации дидактических игр, влияющих на развитие математических представлений у дошкольников.

— обогатить предметно-развивающую среду группы.

— опираясь на полученные результаты, разработать мероприятия и методические рекомендации для коллег и родителей.

С первых лет работы воспитателем возникла необходимость творческого освоения новых педагогических приемов. Работа с детьми разного возраста, имею возможность наблюдать, как меняется активность, мотивация, появляется возможность дифференцированно воздействовать на их развитие у каждого ребенка. Часто при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр, электронных образовательных ресурсов) обнаруживала новые приемы руководства и оформления игр и механически переносила их в свою работу, не получая при этом желаемого результата. Методические приемы позволяли достичь результата лишь в тех случаях, если их применяла системно, учитывая общие тенденции развития детей группы, закономерности игровой деятельности, если хорошо знала и чувствовала каждого ребенка.

Для лучшего усвоения знаний в групповом и индивидуальном порядке мною были использованы игры:

В народе эту игру называют «дощечкой с гвоздиками».

На игровое поле «Геоконта» нанесена координатная сетка. На «серебряные» гвоздики натягиваются «паутинки» (разноцветная резинка-продежка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста – по схеме-образцу и словесной модели. Ученики начальной и средней школы при помощи этой игры доказывают теоремы. Ведь в самом названии игры – зашифровано слово «геометрия».

В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творческие способности.

«Волшебная Восьмерка» развивает в ребенке интеллект: умение составлять цифры, складывать образные фигуры, тренирует внимание, словесно-логическую память. Также хорошо развивается мелкая моторика рук: точные движения кистей рук и детских пальчиков, координация глаз-рука.

Набор «Грибочки» состоит из 15-ти деревянных фигурок грибов и подставки-поляны со штырьками. Грибочки разного цвета и размера и имеют разные рисунки на шляпке.

С этим пособием возможно несколько вариантов игры:

Один из них – сравнение грибочков по величине: понятия «большой», «маленький», «средний», вначале сравнивая грибы с помощью прикладывания, потом и визуально, на глаз. Подбор по цвету. Также обратите внимание на рисунки на шляпках грибов, что позволяет группировать их по признаку подобия. Научите малыша отбирать грибы по определенному признаку: только по цвету, только по размеру, по рисунку на шляпке. Мой личный вариант игры: на грибочках с одной стороны наклеены числа от 1 до 10. Воспитатель просит детей описать грибок с цифрой 3 и т.д. и наоборот: по описанию воспитателя дети находят загаданную цифру. Также можно решать простые задачи на сложение и вычитания, используя разноцветные грибочки.

Дидактический материал – счетные палочки я старалась использовать очень часто.

Доказано, что игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение и, безусловно, логическое мышление. С детьми мы составляли геометрические фигуры из палочек, цифры, предметы.

Хотела бы отметить, что знания и навыки, полученные детьми во время непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП, мы систематически закрепляем и применяем в различных видах деятельности (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, дежурство по столовой, дежурство в уголке природы, определения количества детей в группе).

Сравнительный анализ результатов диагностического обследования детей:

Параметры оценки

(на выбор в зависимости от содержания программы)

источник

Воспитатель: __________________________________
Тема: «Моя родословная»
Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Цель занятия: формировать у детей представления о семье и родственных отношениях.
Программное содержание:
Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью; закрепить знания детей о членах семьи, знания о «генеалогическом древе». Активизировать словарь детей (семья, род, родственники, родословные, генеалогическое древо). Закреплять составление рассказа о семье по плану.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Программные задачи:
• развивать игровую деятельность;
• воспитывать умение работать коллективно;
• воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Программные задачи:
• развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы; формировать навыки применения диалогической и монологической речи;
• воспитывать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству;
• активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью и обозначающими качества личности человека.
Словарная работа: родственники, род, семья, родословная, генеалогическое древо.
Предварительная работа:
• детские рассказы о семье, и ее значение в жизни человека;
• индивидуальная работа с детьми: стихи о семье;
• занятие по изобразительной деятельности – моя семья;
• рассматривание семейных фотографий детей группы, с целью побуждения к рассказу о людях, с которыми они живут.
Анализ целей и задач.
Данное открытое занятие проводилось с детьми старшей группы, в количестве 10 человек. Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.
Анализ организации организованной образовательной деятельности.
В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материла, сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:
1. Словесный (беседа, вопросы к детям, поощрение) .
2. Наглядно-демонстрационный (картинки с изображением семьи, картинки-схемы с изображением генеалогического древа) .
3. Игровой (коммуникативная игра, игра с мячом, строительная игра) .
4. Музыкальное сопровождение (прослушивание песни о семье) .
И приёмы: игровой, пояснения, указания, показ, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа.
Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то использовался приём: дополнение предложения начатого педагогом, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам занятия (обращение к опыту детей).
При подготовке к занятию было продуманно расположение детей в пространстве группы — беседа – сидя на стульях, игра на ковре, игра с мячом (стоя, стоя у стола – игра «Шкатулка с волшебными словами». В работе с детьми использовала беседу, вопросы, прослушивание музыки, разнообразные игры — все это способствовало эффективности занятия, мыслительной деятельности и развитию речи детей. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.
В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:
-групповая;
-индивидуальная.
В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.
Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
В вводной части с детьми была проведена коммуникативная игра (проводилась стоя, что позволило мотивировать детей на дальнейшую деятельность. Затем я использовала артикуляционную гимнастику, для того чтобы подготовить артикуляционный аппарат детей к дальнейшему занятию развитием речи. Затем был использован элемент релаксации (прослушивание музыкальной композиции о семье, своего рода переход из вводной части в основную. Дети должны были узнать о чем поется в песне, тем самым настроив детей на дальнейшую деятельность.

В основной части я провела с детьми беседу на тему: «Что такое семья? » Как они понимают это слово. Затем давались новые понятия род, родители, родственники, родословная. Затем раскрывалось понятие «Что такое родословная? » и «Генеалогическое древо». Здесь были использованы метод беседы, прием-вопрос. Групповое и индивидуальное проговаривание. Рассказ детей о своей семье. Закрепление понятий род, родственники, родословная, генеалогическое древо. Использовался прием – вопрос.
Физминутка «Построим дом» позволила сменить статическую позу и соблюсти двигательный режим. Здесь основной целью являлось продолжать учить детей работать коллективно.
Игра с мячом стоя на ковре «Кто ты мне? » позволила закрепить понятие детей кто кому в семье приводится. Так же позволила закрепить знания, полученные в ходе предварительной работы.
Заключительным этапом основной части была игра «Шкатулка с волшебными слова», проводилась стоя. Показав и объяснив как нужно выполнять. Дети брали со стола сердечки, говоря какая у них семья, и почему они так думают, клали их в шкатулку. Здесь основной задачей было воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к своей семье.
Чтобы подвести общий итог занятия я использовала прием-вопрос.
Дети отвечали на вопросы и выразили свое отношение к собственной деятельности и общению друг с другом.
Деятельность детей на занятии заключалась в речевой активности, двигательной активности, умственной активности. Смена видов деятельности позволила сохранить интерес детей и работоспособность.
Данная деятельность соответствует календарному планированию, программе и возрасту детей.
Я считаю, что цель занятия была достигнута, поставленные задачи решены именно теми приемами, которые я запланировала.
Один вид деятельности плавно переходил в другой. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей.
Считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.
Недостатки: в ходе занятия не достаточно было индивидуальной работы. Нужно было взять более эмоциональную и интересную подвижную игру. Или когда, дети строили дом, включить музыкальное сопровождение, для снятия эмоционального напряжения у детей.

Читайте также:  Анализы на иппп у детей

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 3596 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

1.Сущность педагогической деятельности.

2. Анализ и самоанализ педагогической деятельности Педагогическая рефлексия

1.Смысл педагогической профессии выявляется в , которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель.

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

Цель педагогической деятельности — явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой — потребности и стремления отдельной личности.

Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как единство целей и содержания. Понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной беседе и т.п.), но не сводится ни к одной из них. Педагогические действия педагог использует при решении различных педагогических задач.

Специфической особенностью педагогических задач является то, что их решения практически никогда не лежат на поверхности. Они нередко требуют напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. Кроме того, искомое не представлено в четких формулировках: оно вырабатывается на основе прогноза. Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание — это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.

2. .Анализ — логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.

Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок — это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый конкретный учитель, руководитель определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он осуществляет свою деятельность.

Педагогическая деятельность по своей природе технологична. В этой связи требуется операциональный анализ педагогической деятельности, позволяющий рассматривать ее как решение многообразных педагогических задач. К их числу мы относим совокупность аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных, коррекционно-регулирующих задач, приемы и способы решения которых и составляют технологию профессионально-педагогической культуры учителя.

Педагогический анализ содержит следующие функции: диагностическую, познавательную, преобразующую, самообразовательную.

Оценка профессионального мастерства учителя — один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации. А поскольку основной показатель педагогического профессионализма — урок, то каждому руководителю необходимо владеть мастерством его анализа

При анализе урока, как правило, оцениваются методы, способы активизации школьников, эффективность освоения материала. Крайне редко урок анализируется с физиолого-гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья. А это необходимо.

Наряду с анализом урока администрацией школы крайне важно услышать самоанализ учителя, его оценку собственной педагогической деятельности. Во многих школах это не практикуется, а напрасно: самоанализ — показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.

Самоанализ педагогической деятельности — это скрытая от непосредственного наблюдения, но существенная сторона профессиональной деятельности педагога и его жизнедеятельности вообще, это такой анализ педагогической деятельности, когда явления педагогической действительности соотносятся учителем со своими действиями. Самоанализ, как правило, проводится по определенному алгоритму или контрольному списку вопросов.

Анализ собственной деятельности направлен на выявление наиболее существенных составляющих этой деятельности. Поскольку любая деятельность всегда конкретна (осуществляется конкретными людьми в конкретное время и в конкретных условиях), то ее анализ всегда ограничен определенными смысловыми границами, проистекающими из определения самой деятельности. Деятельность конкретного учителя классифицируется обычно как педагогическая деятельность.

Виды анализов работы учителя по разным направлениям

Обычно речь идет о комплексном анализе своей работы, который учителя составляют по завершении учебного года. Этот вид анализа — наиболее общий и включает в себя описание сразу всех направлений деятельности учителя:

-Преподавание предмета с полным анализом качества знаний учащихся..

-Деятельность учителя как классного руководителя.

-Анализ внеурочной и внешкольной работы..

-Работа по повышению квалификации и самообразованию.

Несколько по-другому составляются анализы, преследующие конкретную цель и описывающие одну из составляющих. Например:

-Анализ педагогической деятельности учителя.

-Анализ учебных достижений учеников… класса по предмету.

-Анализ работы учителя по самообразованию.

-Анализ работы классного руководителя и пр.

2.Рефлексия собственной деятельности субъекта рассматривается в трех основных формах в зависимости от функций, которые она выполняет во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия.
Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия «здесь и теперь». Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, искать причины собственных неудач и успехов.
Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.
. Что такое педагогическая рефлексия и профессиональная рефлексия?
Представляется важным отметить несколько моментов, которые акцентируют роль рефлексии в профессиональной деятельности:
во-первых, рефлексия необходима при освоении профессиональной деятельности;
во-вторых, на ее основании осуществляется контроль и управление процессом усвоения;
в-третьих, рефлексия необходима при изменении условий профессионально-образовательной деятельности;
в-четвертых, она является одним из основных механизмов развития самой деятельности.
А.А.Бизяева под педагогической рефлексией понимает сложный психологический феномен, проявляющийся в способности учителя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности ученика. Автор выделяет двуплановую концептуальную модель педагогической рефлексии:
1.Операциональный уровень (конструктивно-исполнительские, мотивационные, прогностические аспекты, отражающиеся в рефлексивном сознании).
2.Собственно личностный уровень (профессионально-личностная субъектная ориентация учителя в его деятельности и личностная, субъектная включенность в рефлексивную ситуацию).
Таким образом, рефлексирующий учитель – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Это, как сказал Д.Дьюи, «вечный ученик своей профессии» с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию.
Более точное определение профессиональной рефлексии дает Е.Е.Рукавишникова. Под профессиональной рефлексией она понимает психологический механизм профессионального самосовершенствования и самоактуализации, проявляющийся в способности специалиста занимать аналитическую позицию по отношению к себе и профессиональной деятельности.

Каковы функции рефлексии?
Рефлексия выполняет определенные функции. Ее наличие, во-первых, позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления); во-вторых, позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность; в-третьих, рефлексия не только улучшает результаты решения задач, но и позволяет решать задачи, которые без ее применения решения не поддаются.
В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:
— проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
— организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
— коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
— коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).

Что понимают под рефлексивными умениями?

Структура деятельности Рефлексивные умения
Цель деятельности Оценить требования к идеалу (норме) с аксиологических позиций; оценить поставленную цель на основе диагноза – анализа – прогноза; корректировать цель в соответствии с ценностными требованиями к деятельности
Способы деятельности Оценить логические пути деятельности; оценить логические возможности деятельности; проявить готовность к пересмотру своих действий
Результат деятельности Оценить эффективность своей деятельности; прогнозировать конечный результат своей деятельности; оценить значимость продукта деятельности, исходя из внутренних и внешних критериев качества; принять ответственность за свою деятельность

Каковы условия развития педагогической рефлексии?
Для развития педагогической рефлексии важным представляется определение педагогических условий. Мы исходим из тех, которые были описаны Г.Г.Ермаковой.
Первым педагогическим условием развития педагогической рефлексии является Специально организованная рефлексивная деятельность педагога. Для понимания рефлексивной деятельности огромное значение имеют труды Г.И.Щукиной по теории деятельности в педагогике. Они позволяют выявить возможности рефлексивной деятельности для формирования личности в педагогическом процессе.

Вторым педагогическим условием развития педагогической рефлексии является Наличие рефлексивной среды. Рефлексивная среда – это некая система условий развития личности, открывающая перед ней возможность самоисследования и самокоррекции социально-психологических и профессиональных ресурсов. Функция подобного рода среды способствовать возникновению у личности потребности в рефлексии.
Третьим педагогическим условием развития педагогической рефлексии является Активизация межсубъектных отношений между участниками рефлексивной деятельности. Особенность отношений в педагогическом процессе в условиях рефлексивной деятельности предполагает, что и преподаватель и обучающийся выступают субъектами деятельности, когда их общая деятельность протекает синхронно и каждый дополняет и обогащает деятельность друг друга, сохраняя своеобразие своих действий.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

источник

Формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию;
— Развивать зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений;
— Развивать мелкую общую и мелкую моторику кистей рук;
— Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
— Создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей.
Организационная деятельность, подготовка к занятию
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме .
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа — сидя на стульчиках, перемещение по группе во время поиска выхода из проблемной ситуации с зайцем – поход на огород, работа с тестом развитие мелкой моторики рук–сидя на стульчиках, поисковая деятельность — стоя, работа с крупой « Найди овощ», логоритмическое упражнение – «ходьба в огород». Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Дидактическая деятельность воспитателя:
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей Познание: Закрепляла умение описывать овощ по характерным признакам, согласно схеме; формировала умение различать и называть цвет; Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстник; активизировала словарь детей за счет слов- название овощей, упражняла в согласовании существительных, прилагательных; «Социализация» самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать .Художественное творчество: Совершенствовала умение детей скатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, закрепляла приёмы вдавливания, развивая мелкую моторику рук., Физическая культура; развивала двигательное воображение и координацию движений; Здоровье: формировала представления детей о витаминах и их значимости. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях,
Использование модели «Огород», помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу- формирование представления детей об овощах и месте их произрастания. Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата.

Читайте также:  Анализы на иммунитет у детей отзывы

В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации « Угадай угощение?» так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала.
В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

источник

Лариса Ивлева
Самоанализ воспитательно-образовательного процесса с детьми

Общая характеристика группы

В группе «Б» ОН всего 23 человека, из них 13 мальчиков и 10 девочек.

Возраст детей от 5 до 6 лет.

Большая часть детей нашей группы находится в едином коллективе со второй младшей группы. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются. Со всеми детьми в течение года было интересно сотрудничать.

Средняя посещаемость детей в течении учебного года – 15 человек (65%).

Основные причины непосещения детьми детского сада:

• по семейным обстоятельствам;

• очередной отпуск родителей во время учебного года.

При организации режима учитывали разумное чередование самостоятельной деятельности детей, совместных и индивидуальных игр, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.

Результат выполнения образовательной программы

Воспитательно — образовательная работа в группе проводилась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы МБДОУ «Детский сад №….» на 2015-2016 учебный год.

Содержание образовательного процесса определялось рабочей программой, разработанной и реализуемой в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №12 «Росинка».

В течение учебного года педагогическая деятельность была направлена на обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития каждого ребенка по различным направлениям и охватывала образовательные области:

• социально – коммуникативное развитие;

• художественно – эстетическое развитие;

Для успешного решения поставленных задач в группе создана комфортная обстановка, что позволило детям свободно проявлять свои желания и развивать способности и интересы.

Педагогический процесс в течение года был ориентирован на всестороннее формирование личности каждого ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей. С детьми систематически проводилась ООД в соответствии с основной образовательной программой и утверждённым расписанием непосредственно образовательной деятельности. Поставленные цели достигались в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной. Главный акцент, согласно ФГОС ДО, сделали на развитие воспитанников через игру, свободный разговор, диалог, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями. В течение всего учебного года мы стремились встать на позицию партнерства, постигать новое вместе с детьми в форме познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Качественно реализовать данные аспекты помогли изучаемые нами темы по самообразованию

• «Инновационные технологии в образовательном процессе в ДОУ в условиях ФГОС»

воспитатель….

«Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников» воспитатель….

В течение года соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ.

Согласно плану проводились медицинский контроль (антропометрическая динамика, плановые

прививки, педагогическое обследование воспитанников (педагогическая диагностика, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребёнка и группы в целом.

Можно выделить два основных направления работы:

• работа с детьми;

• взаимодействие с родителями.

Материально-техническая база группы пополнялась в течение года методической литературой, развивающими играми и лото, игрушками.

В сотворчестве с родителями пополнили уголки:

Материалы, стимулирующие развитие детей, располагаются в разных функциональных пространствах, доступных детям и соответствуют возрасту детей. Материалы постоянно обновляются. Предметная развивающая среда группы обеспечена как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Нами разработаны картотеки: «Математические игры», «Игры ТРИЗ», «Игры для развития речи», «Сюжетно-ролевые игры»; изготовлены методические пособия и игры ТРИЗ: «Карусель», круги Луллия, «Гусеничка», «Вертолина», «Морфологический ящик», «Теремок», «Груша», «Волшебная цепочка».

В нерегламентированной деятельности предлагаем детям по желанию выбирать интересные занятия в организованных в группе центрах. Это — центры игры, театрализации, искусства, строительства, занимательной математики, двигательной деятельности.

Обучение в НОД проводим преимущественно в форме игры. Строим его как проблемно- игровую деятельность (проектная деятельность).

В работе с детьми применяем различные методы и приемы:

• словесные (пояснение, показ, рассказ, объяснение, элементы ТРИЗ, решение проблемных ситуаций, указания, педагогическая оценка);

• наглядные (модели, схемы, иллюстрации, демонстрации);

• практические (игра, конструирование, экспериментирование, упражнения);

• моделирование (знаково – символические средства); активизирующие познавательный интерес, любознательность (создание проблемных ситуаций, загадывание загадок, организация опытов, включение элементов поиска и т. п.)

• эмоциональные (сюрпризные моменты, общение с игровым персонажем, внесение и демонстрация новой игрушки).

Учитывая различия в темпах индивидуального развития, старались создать всем детям в группе климат эмоционального благополучия.

Владеем современными образовательными технологиями: здоровьесберегающими, игровыми (непосредственная образовательная деятельность, утренняя гимнастика, труд, прогулка, повседневная бытовая деятельность, проблемного обучения (создание проблемных ситуаций, в результате чего ребенок получает знания, проектного обучения, ИКТ и эффективно применяем их в практической профессиональной деятельности.

Так же в своей работе мы используем:

• развивающие игры В. В. Воскобовича,

• моделирование (как средство развития всех компонентов устной речи).

На протяжении года дети развивались согласно возрасту и по всем направлениям развития показали положительную динамику.

I область Социально-коммуникативное развитие

Содержание данной области направлено на освоение представлений социального характера через:

• развитие игровой деятельности детей;

• приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

• формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности;

• приобщение детей к миру взрослых людей (формирование представлений о многообразии профессий);

воспитание первоначальных представлений об основах безопасности жизнедеятельности.

Игра – основной вид деятельности детей. Мотив детской игры определяется желанием ребенка передавать свой опыт общения с взрослым с помощью игровых действий.

Наши дети с удовольствием участвуют во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, театрализованных, народных, хороводных, развивающих, в играх с правилами, спортивных.

Для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-4 человека, предметно — пространственную среду мы организовали по принципу небольших микропространств.

Все материалы и игрушки расположены так, чтобы не мешать свободному перемещению детей.

Реализация специфических интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды. В группе для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подобраны с учетом полового признака, в игровых уголках есть схемы-действия мальчиков и девочек, способствующие усвоению правил мужского и женского поведения. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс способствует повышению результативности нашей работы.

Прививать детям нормы правильного поведения помогали сказочные персонажи, чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций.

Развитие игровой деятельности

Для стимулирования развития широких социальных интересов и познавательной активности детей мы подобрали необходимый материал:

• детские энциклопедии, журналы;

• материалы о родной стране, краеведческого характера.

Организация НОД, игр, бесед, активизирующего общения позволили сформировать у детей представления о себе, о своей семье, родственных отношениях, об общении с взрослыми и сверстниками, прививать любовь к родному краю и Отечеству.

В течение учебного года вели большую просветительскую работу среди родителей о важности развития игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию и усвоение гендерного поведения.

Старший дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций для здоровья в доме, на улице, при общении с незнакомыми людьми, взрослыми и сверстниками, и животными. Работу по ОБЖ мы не ограничивали только обучением в НОД. Опыт, приобретаемый детьми во время ситуационно-имитационного моделировании, бесед – рассуждений («Один дома», «Домашнее животное — друг или враг», «В лесу» и др.) экскурсии и целевые прогулки по ознакомлению с правилами дорожного движения для пешеходов и водителей, рассматривания сюжетных картин, способствовал формированию у воспитанников первичных основ безопасности собственной жизнедеятельности и формированию экологического сознания.

Особое внимание мы уделяли приобщению детей к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов.

Совместный труд, наблюдения, игровые ситуации «Маленькие помощники», «Золушка», «Трудолюбивые ручки», «Самый аккуратный шкафчик» и др. позволили воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться сообща и оказывать посильную помощь взрослым в детском саду и дома. Дети инициативны, охотно выполняют трудовые поручения, просьбы, дежурят по столовой и помогают подготавливать необходимый материал к НОД.

Личный пример, активное участие родителей (изготовление кормушек, заготовка корма для птиц, доброжелательная оценка, расширение представлений о труде взрослых, обучающий труд по уходу за комнатными растениями стимулировали и укрепляли интерес к природным объектам, желание вести себя в природе осторожно (не навреди, не пугай тех, с кем живешь рядом и т. д.).

II область Познавательное развитие

Логико – математические представления практически значимы для каждого ребенка в разных видах деятельности. Они являются средством успешного осуществления игровых, конструктивных, простейших трудовых действий, приобщения ребенка к познанию и творчеству.

Использование логических блоков Дьенеша, набора геометрических фигур позволило сформировать у большинства детей умение классифицировать предметы по совместимым свойствам (цвет, размер, форма, толщина). Игры с блоками («Какая фигура следующая», «Раздадим игрушки», «Измени фигуру», «Кто в домике живет?» и др., составление и преобразование геометрических фигур из «Игрового квадрата», цветных счетных палочек Кюизенера, разноцветных резинок «Геоконта» способствовали развитию воображения, мышления у детей, осознанному познанию элементарных свойств геометрических фигур. Для формирования творческой самостоятельности использовали игровые упражнения «На что похоже?», «Дорисуй», цель которых в завершении начатого рисунка. Игры и упражнения с цветными палочками Кюизенера применяли для познания размерных и числовых отношений (последовательность чисел, способ получения каждого числа, сравнение, состав чисел первого десятка).

Изучение методической литературы, практических материалов и изготовление пособий по ТРИЗ-технологии Г. Альтшуллера позволило сделать игру – обучение интересной, содержательной и ненавязчивой. Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников, подготовленных к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности.

Уровень развития детей по формированию элементарных математических представлений:

Дети любознательны, проявляют интерес к исследовательской и проектной деятельности. Большинство детей умеют сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие. Без затруднений различают цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические, но некоторые дети не могут распределять цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их.

III область Речевое развитие

Решая задачи развития всех компонентов устной речи, мы продумали организацию речевой среды детей через опосредованные способы познания мира. Чтение книг, рассматривание картин и предметов, наблюдение за объектами живой и неживой природы, моделирование, работа со схемами обеспечили наиболее оптимальное общение с взрослыми и сверстниками, в процессе которого дети учились отвечать на вопросы и задавать их, сообщали о своих впечатлениях, т. е. осваивали уроки культуры общения.

Результаты диагностики на начало года послужили основой адаптированного содержания ситуаций общения, НОД и образовательных ситуаций, способствующих усвоению норм родного языка и развитию речевой активности.

Уровень развития детей по развитию всех компонентов устой речи:

Дети с высоким уровнем развития имеют достаточно богатый словарный запас, активно участвуют в играх — драматизациях, выбирают в основном ведущие роли в играх.

IV область Художественно-эстетическое развитие

Организация условий для организованной и самостоятельной деятельности в детском саду, последовательность, вовлечение родителей в образовательный процесс (необязательные домашние задания) помогли формированию у детей позитивного интереса к художественному творчеству. Для проявления индивидуальности в группе создана атмосфера доброжелательности, отзывчивости и уважения к труду других, фантазии и творчеству каждого ребенка.

Проводимые пальчиковые гимнастики («Гномы», «Апельсин», «Мы капусту рубим», «Зайчики» и др., упражнения по развитию мелкой моторики («Золушка», «Пластилиновое письмо», «Волшебные пузырьки», обрывание и скатывание бумаги в шарик и др.) способствовали укреплению кисти рук, развитию воображения, уверенности в себе, самостоятельности.

V область Физическое развитие

Играя и занимаясь с детьми:

• способствовали развитию у детей двигательных умений и навыков, определенных физических качеств;

• нацеливали их внимание на осознанное выполнение всех видов движений;

Читайте также:  Анализы на иммунитет у детей инвитро

• побуждали к проявлению творчества в двигательной деятельности.

В результате согласованной работы с физ. инструктором у детей улучшились показатели правильного физического развития и работоспособности:

Для самостоятельной двигательной деятельности в группе имеется достаточное количество игрового и спортивного оборудования, а также специальное место, где дети упражняются в выполнении разных движений.

Родители помогают в холодное время года своевременно расчищать участок от снега,

сооружают постройки для развития двигательной активности детей на прогулке.

Для НОД и игр на прогулке в холодное и теплое время года есть необходимый инвентарь: мячи разного размера (для метания, отбивания и ловли, скакалки; машины, куклы, ведерки, лопатки, грабельки, наборы для игры с песком и снегом, «нестандартное» оборудование).

В группе разработана система оздоровительных мероприятий с использованием методов оздоровления:

• организация и проведение прогулок с использованием подвижных и спортивных игр;

• обязательное проведение утренней гимнастики;

• проведение закаливающих процедур (гимнастика после дневного сна, проветривание, влажная уборка, второй завтрак);

• через родительские собрания, наглядную агитацию, индивидуальные консультации, разъяснительные беседы с родителями, рекомендации об одежде детей, о правильном питании, организации режима дня дошкольников, вредных и полезных привычках;

• использование пальчиковой, дыхательной гимнастики, самомассаж «Волшебные точки здоровья», упражнения для глаз;

• использование профилактических дорожек после сна, в самостоятельной деятельности в физкультурном уголке.

В работе по взаимодействию с родителями использовали различные формы – беседы (о совместных прогулках в природу, целевых экскурсиях по родному поселку и т. д., консультации (о сохранении и укреплении здоровья детей, по патриотическому воспитанию, речевому и математическому развитию, практические рекомендации (по развитию мелкой моторики, обучение играм с детьми в домашних условиях, индивидуальные встречи, информационные окна, копилку «Вопрос — ответ», родительские собрания:

• «Роль книги в воспитании и всестороннем развитии ребёнка»

• Круглый стол «Воспитание добротой»

«Вот и стали мы на год взрослей»

Реализованы проекты с участием родителей:

«Книга и моя семья-это лучшие друзья!»

«Правила дорожного движения –достойны уважения!»

Родители принимали активное участие в жизни группы и детского сада. Участвовали в «Осенней ярмарке», в конкурсах

• выставка осенних букетов «Цветочная сказка осени…»;

• изготовление пособий для реализации технологии ТРИЗ;

• новогодние поделки своими руками «Необычное письмо Деду Морозу…»;

• оформление прогулочного участка снежными постройками;

• «Лучшее игровое оборудование группы для организации сюжетно-ролевых игр дошкольников»

«Огородные сказки на весеннем окне».

в фотоколлажах на центральном фойе Учреждения ;

в оформлении групповых газет, помогали в подготовке к утренникам, способствовали созданию психологического комфорта в группе.

Приглашали пап и мам на развлечения, праздники, дни открытых дверей, тематические дни.

Родителям предлагались консультации и практические рекомендации по закаливанию детского организма в домашних условиях, по профилактике нарушения осанки и плоскостопия, о вреде продолжительных игр за компьютером.

• продолжить работу с детьми по развитию:

— речи как средства общения;

• взаимодействовать с родителями воспитанников по вопросам создания единого пространства всесторонне-развитой личности;

• развивать у детей коммуникативные навыки.

• создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе.

работу по реализации воспитательно-образовательного процесса с детьми, повышению педагогической компетентности родителей и вовлечению их в жизнь группы и детского сада на правах равного партнёрства, считать удовлетворительной.

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса Период Тема Содержание работы Мероприятия, праздники, развлечения Взаимодействие с семьей Сентябрь 01 .09- 04.09 07 .09-11.09 14.09-25.09.

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе на сентябрь Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе на сентябрь Тема: «День знаний» Задачи:.

Модель воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе Понедельник УТРО 7.00-7.05 Коммуникативная. Приём детей на свежем воздухе. Взаимодействие с родителями. 7.05-7.25 Коммуникативная. Общение.

Неделя психологии для участников воспитательно-образовательного процесса Неделя психологии-это совокупность психологических акций,подчиненных одной теме, одной идее,которая для всех участников образовательного.

Опыт работы с использованием ИКТ с целью улучшения качества воспитательно-образовательного процесса Подготовила воспитатель I категории: Денисова Ольга Николаевна Использование ИКТ (информационно – коммуникативных технологий) является одним.

Организация психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса ДОУ Целью работы педагога-психолога в 2014-2015 учебном году являлось: обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей.

Организация воспитательно-образовательного процесса в детском саду Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

План психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса МБДОУ План психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №189» педагога-психолога:.

Примерная циклограмма планирования воспитательно-образовательного процесса (в режиме дня) Примерная циклограмма планирования воспитательно — образовательного процесса (в режиме дня). Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Утро.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, как технология сбережения психического здоровья дошкольников.

источник

Профессиональная деятельность педагога имеет для общества огромное значение, ибо его профессиональные знания и навыки составляют ценностный капитал общества. Передать знания, которые накопило общество, есть основное предназначением педагога. Поэтому его компетентности, способности к самореализации придаётся очень большое значение. Сегодня от педагога зависит, насколько он готов к постоянно меняющимся условиям. Это достигается не только постоянным самообразованием, но и постоянным самоанализом своей деятельности.

Профессиональное совершенствование представляет собой постоянный рост и саморазвитие личности. Чтобы грамотно планировать свою деятельность, необходимо владеть методами научного исследования. Педагогу важно видеть процесс, как бы со стороны, замечать изменения, которые происходят в профессиональной среде, в обществе. Жизнь постоянно выдвигает новые подходы к подготовке, и в связи с этим необходимо вовремя и корректно вносить изменения в свою профессиональную деятельность. Анализ, сопоставление, обобщение – отправные точки для проведения самоанализа. На это даётся не так много времени, и стоит лишь потерять эту ниточку, как происходит отставание и непонимание ситуации.

Стремительное развитие науки, появление новых технологий – говорят о необходимости вносить изменения в процесс планирования и методику передачи знаний. Способность педагога быстро реагировать на всевозможные изменения подчеркивают, что педагогу следует проводить не только анализ результатов своей деятельности, но и самоанализ форм и методов передачи знаний, навыков и умений. Необходимость самоанализа деятельности очевидна, ибо на этой основе происходит систематизация деятельности и, в конечном счёте, достижение поставленных целей.

Задача есть цель, которая ставится в определённых условиях. Решение задачи обусловлено объективными и субъективными обстоятельствами. Субъект, т. е. педагог, является главной движущей силой, способной добиться решения задачи. От его знаний и воли зависит, найдёт ли задача своё решение или её выполнение прервётся на полпути. Что в первую очередь предпринимает педагог? Он проводит самоанализ своих знаний и умений, насколько они соответствуют поставленной задаче и только после этого намечает пути её выполнения. Решение образовательной задачи можно сравнить с мыслительной деятельностью, в ходе её проведения, идёт постоянный обмен между накопленными знаниями и способами их реализации, идёт самоанализ собственных возможностей. Здесь уместно сказать о стратегической стороне, поскольку рассматриваются последствия, которые произойдут после решения задачи и тактической — ибо здесь рассматриваются способы решения задачи. В чём здесь проявляется самоанализ? Оселком образовательной деятельности является единство целей и содержания. Без самоанализа просто невозможно добиваться достижения целей и решения конкретных задач. Педагог начинает с познавательной задачи. Далее, идёт включение в этот процесс собственных знаний, которые воплощаются в поиск средств, а исходя из этого, предполагается результат. По сути дела, это процесс постоянного самоанализа своей деятельности.

Когда мы говорим об анализе, то больше представляем внешнюю часть деятельности. С помощью анализа мы мысленно разделяем предмет изучения на части, сопоставляем их для выявления определённых свойств и качеств предмета. Педагогическая деятельность не является исключением и может рассматриваться как решение многообразных задач. Это могут быть организационные, психологические, познавательные и т.д. В педагогическом анализе рассматривают диагностическую, познавательную, преобразующую и самообразовательную стороны. Оценка качества – задача администрации. Главная задача в этой работе – это оказать помощь педагогу в случае возникших трудностей и, конечно, обобщить опыт его работы. При этом практикуется заслушивание самоанализа педагога. Этот приём может показать степень осмысления им не только решения конкретной задачи, но и его кругозор. Самоанализ – это не афишируемая сторона педагогической деятельности. В этом случае педагог, давая оценку своему труду, сопоставляет тенденции, которые происходят в окружающем мире, со своей деятельностью. Самоанализ проводится по предварительно разработанным темам и вопросам. Он направлен на выявление, изучение и, при необходимости, корректировку, каких-то сторон педагогической деятельности. В большинстве случаев он ограничен конкретной темой и направлен на изучение её развития или корректировку.

Чтобы представить самоанализ достаточно полным и последовательным, можно воспользоваться примерным перечнем вопросов для подготовки. Их можно считать точкой отсчёта для разговора с собой и своими коллегами.

1.Можно начать с того, как согласуются цели педагога с деятельностью учебного заведения?

2.Насколько удаётся решать проблемы, которые ставит педагог в учебном процессе, и каков результат их решения?

3.Каков вклад педагога при реализации программы развития учебного заведения?

4.Есть ли возможность учитывать тягу детей к знаниям при осуществлении своей деятельности? Можно ли сказать, что деятельно педагога удовлетворяет запросам учащихся?

5.Используются ли обучающиеся технологии и новые приёмы в повседневной работе? Как воспринимаются они учащимися?

6.Как складываются взаимопонимания с учебной группой во время занятий и вне их? Можно ли говорить о рабочей обстановке при проведении уроков?

7.Проявляют ли учащиеся интерес к работе на уроке и предмету?

8.Есть в учебной группе учащиеся, которые проявляют повышенный интерес к предмету и как он удовлетворяется?

9.Каковы успехи учащихся по конкретному предмету за отдельно взятый промежуток времени?

10. Что является главным критерием оценки учащихся при изучении предмета? Как он соответствует решению поставленных задач?

11.Как вы оцениваете свой контакт с учащимися? Можно ли говорить о предпосылках доверия и уважения?

12.Насколько удаётся контакт с родителями, и прислушиваетесь ли к их мнению?

13.Как складываются взаимоотношения с коллегами по работе?

14.Как вы относитесь к самообразованию и что делаете для повышения профессионального уровня?

15.Есть ли трудности в повседневной работе? Удалось ли их преодолеть и каков результат?

Проведение самоанализа необязательно приурочено к какому–либо этапу деятельности, педагог может его проводить самостоятельно, работая:

  • по совершенствованию обучения,
  • по использованию технических средств,
  • по применению методов воспитания,
  • по совершенствованию форм обучения,
  • по результатам применения новых методов в педагогической науке,
  • по результатам применения собственных разработок для обучения и новых технологий,
  • по практическому применению новых, экспериментальных методов воспитания,
  • по результатам организации самообразования.

При помощи самоанализа можно сделать предварительные выводы о результатах своей работы, акцентировать внимание на сложных вопросах, наметить способы улучшения недоработанных моментов. Нельзя, чтобы самоанализ превратился в отчёт о проделанной работе, а содержал выводы и оценки ключевых моментов, которые были намечены ранее.

После самоанализа формулируется вывод по результатам решения поставленной задачи, почему им была поставлена именно эта задача, какие подходы применил педагог при решении задачи, и как это повлияло на конечный результат.

В самоанализе есть необходимость указывать информацию, которая несёт содержательный смысл. Важно то, почему были использованы именно эти технологии для достижения поставленной цели и насколько они сказались на конечном результате.

Если в самоанализе не говорится о трудностях, с которыми столкнулся педагог в процессе решения задачи, то может сложиться мнение, что всё получается само собой. Только в практической деятельности возможен профессиональный рост. Важно показать, как решалась на практике, возникшая в процессе работы, трудность. Можно отразить собственный диалог с самим собой о том, как вёлся поиск путей выхода из создавшейся проблемы. Самоанализ – это возможность осмысления принятых решений и собственного опыта.

Устный самоанализ для себя не даёт должного результата. Он должен быть оформлен в письменной форме, чтобы в любой момент можно было вернуться к нему, чтобы ещё и ещё раз можно было пройти путь, который привёл к определённому результату. Как мы говорили выше, самоанализ строится по определённому алгоритму.

Первое, с чем нужно определиться – это тема. Причём, она должна быть актуальной для настоящего времени и соответствовать общим тенденциям.

Второе – это формирование проблемы в рамках предложенной темы.

Третье – это необходимость решения проблемы и какие методические приёмы применялись в ходе исследования.

Четвёртое – это какие собственные наработки лежали в основе исследования, чем они обоснованы, применительно к решению данной проблемы. Если это связано с учащимися, то даётся характеристика уровня их развития.

Пятое – это в чём состоит новизна предлагаемого метода или вида деятельности. Здесь возможно сравнение с уже существующими методами и программами.

Шестое – это обоснование предлагаемой технологии или метода и насколько они носят развивающий характер.

Седьмое – это само описание работы, деятельности по реализации предлагаемой темы. В содержании отражаются формы и методы, посредством которых был достигнут результат, а также сравнительная характеристика с существующими.

Восьмое – это подтверждение аргументами необходимости применения новых методов на основании диагностического материала.

Девятое – это выводы, которые доказывают необходимость применения предлагаемого метода или вида деятельности, его оригинальность и, конечно, новизну по сравнению с другими.

источник