Меню Рубрики

Анализ игровых программ для детей

Идея проведения театрализованной игровой программы «Экология и дети» возникла не случайно. Указом Президента Российской Федерации №1157 от 10.08.2012 г. 2013 год в России объявлен Годом охраны окружающей среды. 5 июня отмечается День защиты окружающей среды. В настоящее время экологическая грамотность и бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Прививать чувства бережного отношения к природе необходимо с детских лет. В младшем школьном возрасте ребенок наиболее близок к природе. Именно в этот период он не проводит резкой грани между собой и окружающим его растительным и животным миром, любит природу, боится причинить ей вред. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность — духовно, интеллектуально, нравственно. Воспитание детей экологически грамотными может в будущем дать возможность улучшить состояние окружающей среды. Поэтому в День защиты детей коллектив дома культуры решил посвятить театрализованную игровую программу «Экология и дети» экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Данное мероприятие рассчитано на детей младшего школьного возраста.

Дата и место проведения мероприятия: 1.06.2013 г. на площадке ДК. Продолжительность мероприятия — 1ч. 20 м.

Организационная цель: создание условий для организации содержательного досуга детей младшего школьного возраста.

Педагогическая цель: формирование бережного отношения к природе посредством игровой деятельности.

Объект воздействия: дети младшего школьного возраста пос. Борзовая Заимка.

Субъект воздействия: коллектив МБУК «Дом культуры пос. Борзовая Заимка».

Форма проведения: театрализованная игровая программа. Мероприятие включает игры, активизирующие интерес детей к проблеме экологического просвещения.

Структура формы театрализованной игровой программы «Экология и дети» представлена следующими элементами:

  • 1. Экспозиция. Вступительная часть: выход на сцену театрализованных персонажей Земли и Воды, которые поздравляют ребят с Днем защиты детей и призывают бережно относиться к природе.
  • 2. Завязка. Возникновение экологической проблемы. Основные действия театрализованной игровой программы «Экология и дети» происходят с выходом отрицательного персонажа — Кикиморы, которая вовлекает детей в игровые действия.
  • 3. Кульминация. Разрешение конфликтной ситуации. В процессе игровых действий Кикимора встает на путь исправления.
  • 4. Финал. Оценка завершившегося действия. Выход на сцену всех действующих лиц. Исполнение финальной песни.

Таблица. План подготовки мероприятия:

Подбор материала для музыкального оформления

Сбор материала, его обработка для сценария, написание сценария

Изготовление афиш мероприятия

Изготовление декораций для оформления сцены

Изготовление костюмов для ведущих

Подбор соответствующего реквизита

Анализ проведенного мероприятия

Сценарно-режиссерское решение организационно-педагогического замысла:

Тема: может ли ребенок спасти свою планету?

Идея: каждый человек должен отвечать за экологию планеты.

Сценарно-режиссерский ход: состязание с силами зла, разрушающими экологию.

Вид монтажа. Последовательный — эпизоды выстраиваются в логической последовательности, соответственно логике развития основного события.

Структура сценария представлена тремя блоками:

  • 1. Ритуально-символический. Формирует эмоционально-психологический настрой аудитории на восприятие и участие в играх и конкурсах, активизирует аудиторию и вовлекает в предлагаемые обстоятельства.
  • 2. Зрелищно-игровой. Создает необходимые условия для зрелищно-игрового действия, через использование методов активизации вовлекает участников в процесс игры.
  • 3. Действенно-динамический. Представлен конкурсами, играми.

Средства идейно-эмоциональной выразительности способствуют раскрытию содержания и стиля мероприятия, усиливают воздействие на зрителя. При проведении мероприятия использовались такие выразительные средства, как устное слово, шумовое и музыкальное оформление, наглядные средства (декорации, сценические костюмы персонажей, реквизит для игр), исполнительское искусство.

Устное слово помогает участникам мероприятия погрузиться в атмосферу игры, несет эмоциональную информацию, создает словесные образы. В театрализованных формах важен голос, поза, жест, движение.

В качестве шумового оформления мероприятия использовалось воспроизведение звуков природы: пение птиц, шум журчащего ручья. Музыкальное оформление один из самых важных компонентов игровой программы, который обеспечивает возможность выступления детской вокальной студии, служит фоновой музыкой при проведении игр. Музыка сопровождает аудиторию на протяжении всего мероприятия, держит темпоритм мероприятия.

Наглядные выразительные средства (сценические костюмы, реквизит и бутафория) являются декоративными элементами оформления мероприятия, которые привлекают внимание, вызывают желание поучаствовать в игре, позволяют более эмоционально воспринимать материал мероприятия.

Исполнительское искусство — коллективное исполнение танцевальных движений «превращает» зрителей в активных участников.

Перечисленные выразительные средства способствовали раскрытию идейного содержания мероприятия, усиливали воздействие на зрителя.

Активизация аудитории мероприятия осуществлена следующими методами:

· Метод театрализации использовался для воздействия на эмоциональную сторону мероприятия. Театрализация объединяет и подчиняет все используемые компоненты и создает необходимые условия для активного действенного соучастия всех присутствующих на.

источник

В школе проводилась методическая декада педагогического мастерства. Мною было проведено открытое мероприятие по теме «Игры нашего детства». Мероприятие проводилось в форме игровой программы для воспитанников 4 семьи, обучающихся в 1-4 классах.

Тема мероприятия была выбрана с учетом психолого-возрастных особенностей. В связи с чем, что в наше время теряется интерес самих детей к национальным северным играм, поэтому считаю целесообразным проведение данного мероприятия.

В мероприятии участвовали девочки и мальчики, где были предусмотрены игры для разнополых детей. Форма воспитательной работы была обозначена, как игровая программа.

Такой подход обусловлен, с одной стороны, психолого-возрастными особенностями воспитанников, у которых игровая деятельность, является одной из ведущих и они готовы к этому, с другой стороны, это помогает лучше сплотить коллектив, формировать у детей не только личную ответственность за общее дело, но и переживать за товарища, помогать ему.

В соответствии с темой и формой мероприятия были сформулированы цели:

— повторить правила знакомых игр, научить новым, неизвестным детям играм;
— пробуждать желание участвовать в коллективных играх;
— развить наблюдательность, интерес к своей национальной культуре.

С учетом данной формы воспитательного мероприятия были сформулированы следующие задачи:

— познакомить детей с национальными играми;
— создать условия для формирования и развития игровых навыков подрастающего поколения;
— научить добиваться поставленных целей.

Тема мероприятия подобранна исходя из одного направления воспитательной работы: развитие игровых способностей воспитанников, создание условий для всестороннего развитие личности и формирования эстетического вкуса.
Инициатором организации данного конкурса являюсь я, но все же основную роль в подготовке и проведении данного мероприятия играли воспитанники моей семьи. Ребята с удовольствием участвовали в оформлении помещения, в изготовлении оборудования. За основу программы была взята игровая деятельность.

Во время игровой программы я старалась формировать умение добиваться успеха и правильно относиться к собственным победам и неудачам, развитие уверенности в себе. Нам не удалось добиться высоких результатов за счет застенчивости детей, при виде «посторонних». Дети, зная ответ на заданный им вопрос, умалчивали. Заранее им я сообщили о том, что будут гости. В этом была и моя ошибка, так как я не предусмотрела, что может выйти такая картина.

Положительным моментом была ориентация проведенного мероприятия на воспитание в учащихся ответственности, самостоятельности: ведь в его подготовке и организации участие принимали не только самые активные, но и инертные ребята. Дети с удовольствием готовили атрибуты, принимали участие при подготовке презентации. В дальнейшем, я думаю, они смогут воспитать в себе умение контролировать свои эмоции, настроение.

Я выполняла лишь направляющую роль в том, чтобы ввести детей в игру, проникнуться любовью к древнему мастерству своего народа, к своим исконным традициям, по которым жили и живут прадеды и отцы. В ходе программы я подбадривала ребят и в то же время постоянно акцентировала их внимание на сроках выполнения порученных им заданий.

Почему я выбрала эту тему? Меня очень волнует то, что дети коренной национальности, живя в цивилизованном мире, теряют связь с традиционным укладом жизни, отдаляясь все дальше от своей культуры. При правильной постановке и организации работы в этом направлении, можно добиться значительного успеха. Хочется надеяться на сохранение и развитие ненецких национальных традиций, игр, так как сегодня только через игру и искусство можно воспитать полноценно развитую личность и сохранить традиции.

Цели и задачи данного мероприятия достигнуты. Работа в целом прошла содержательно и организовано.

Автор: Тогой Снежана Владимировна, воспитатель интерната. МКОУ «Школа — интернат среднего общего образования», с. Самбург Пуровского района ЯНАО

источник

Вид социального заказа и соответствие содержания игровой программы целевой аудитории. Наличие выразительных средств и художественных образов в проекте. Характеристика реквизита и работы ведущего. Актуальность театрализованного авторского сценария.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Факультет Культуры семьи и детства

Предмет «Рекреативные технологии»

«Экспертный анализ просмотренной игровой программы»

1. Экспертный анализ просмотренной игровой программы

1.1 Вид социального заказа и соответствие содержания программы данной аудитории

1.2.1 Вид связки в программе

1.2.2 Наличие выразительных средств и художественных образов

1.2.3 Уровень сценарной разработки

1.3 Характеристика мизансценического решения

1.4 Характеристика работы ведущего и реквизита

1.6 Сценарий занятия-спектакля «Ждем гостей на день рождение»

2. Написание заявки на авторский сценарий театрализованной программы

2.1 Потенциальная востребованность и актуальность будущей программы

2.2 Формулировка сценарного хода

2.3 Формулировка игровой цели и игровых задач

2.4 Разработанный сценарий театрализованной программы «Волшебство добрых слов»

1. Экспертный анализ просмотренной игровой программы

1.1 Вид социального заказа и соответствие содержания программы данной аудитории

Социальный заказ занятия- спектакля в стихах предназначен для формирования социально-эмоционального воспитания детей старшего дошкольного возраста, изложение спектакля в стихотворном стиле формирует динамику спектакля, в ходе постановки дети участвуют в игровой программе и имеют каждый свою роль.

1.2.1 Вид связки в программе

Так, как роли распределены следующим образом: бабушкой является взрослый человек, ее речи ведут в основном весь сюжет и являются связкой, как во время театрализованного представления, так и во время проведения игр, где умение импровизировать, точно излагать режиссерскую идею конкурсной программы, быть «хозяином» сцены основное качество.

1.2.2 Наличие выразительных средств и художественных образов

Все диалоги в спектакле в стихах, поэтому изложение красочное и динамичное. Так как я определила, что роль бабушки (исполняет взрослый человек) является связующей, то остальные персонажи: мама, папа, сын, дочка и десять гостей — дети идущие по сюжетной линии предлагаемой персонажем -бабушкой. Атмосфера настоящего праздника с вручением подарков имениннице, настоящим угощением, музыкальным оформлением, игр «Кузовок», «Изображалки», танца «Веселые друзья» делают спектакль веселым, озорным и интересным.

1.2.3 Уровень сценарной разработки

Разработанный сценарий имеет множество плюсов и является оптимальным для развития сюжета, выбрана верная последовательность познавательной части и игровой. Театральное действие делится на три картины, каждая из которых имеет свое развитие и смысл.

1.3 Характеристика мизансценического решения

Выбран оптимальный способ отражения сценического действия, передачи смысла поступков и чувств персонажей, есть в театральном представлении образное отражение особо важных по смыслу моментов сценического действия. Расположение актеров в пространстве сцены в отдельные моменты спектакля была таковой, что просматривался каждый персонаж.

1.4 Характеристика работы ведущего и реквизита

Роль ведущего выполняла одна из воспитательниц, которая изложила вводную часть, разъяснив идею занятия-спектакля. Так как спектакль в участии ведущего не нуждался, то характеризовать ее в полной мере не имею возможности.

Что касается характеристики реквизита, то он был выбран правильно и вписывался в происходящее действие.

Обстановка комнаты для приема гостей, столы для чаепития, чайная посуда, угощение: конфеты, печенье, варенье, сахар выглядели по-домашнему уютно. Особое ощущение праздника придавали воздушные шары, цветы, подарки для именинницы: цветы, мягкие игрушки, бижутерия и т.д. Атмосферу праздника уместно дополняли аудиозаписи с музыкальными произведениями детских композиторов.

Программу просмотренную одобряю потому, что мне понравились созданные сценические образы, эмоциональная окраска представления, и, в общем, спектакль имеет позитивное воздействие.

В спектакле выявлена хорошая динамика — выход и переход из одного статического положения в другое. Четко ясна задача и режиссерский замысел был полностью раскрыт.

Выбрано правильное расположение актеров в пространстве сцены в отдельные моменты спектакля.

1.6 Сценарий занятия-спектакля «Ждем гостей на день рождение»

Бабушка (взрослый), остальные действующие лица — дети: Мама, Папа, Сын, Дочка, 10 Гостей

-Обстановка комнаты для приема гостей.

-Столы для чаепития, чайная посуда, угощение.

-Журнальные столики, газеты, книги, журналы, детский уголок мягкой мебели, зеркало.

-Воздушные шары, цветы, подарки для именинницы, фартуки для всей семьи, скатерть с салфетками.

Семья: бабушка, мама, папа, сын и дочка стоят произвольно в центре комнаты. У папы в руках газета, у сына — машина, у мамы — полотенце.

Дочка Рита: Начнем представление

Познакомьтесь, вот моя семья: (показывает)

А это — самая любимая бабушка моя. (обнимает бабушку)

Бабушка: У Риты, внученьки моей,

Конечно же, мы ждем гостей,

Мама: Что ж, веселье хорошо

Кто же скатерть постелить

Папа, обращаясь к сыну: Мы поможем,

Все подходят к столу, надевают фартуки. Сын стелит скатерть, папа ему помогает.

Мама: Что ж теперь на стол поставим?

Мама: На пирожковой тарелке.

Угощение ставится на стол.

Папа: А сюда мы что должны аккуратно так поставить? (показывает)

Мама: Блюдца, чашки, чайник, ложки с правой стороны.

Бабушка: Про салфетки не забудь, их над скатертью стели.

Расставляют чайную посуду, раскладывают салфетки.

Бабушка: К чаю можем мы подать

Бутерброды, сыр, омлет (ставят на стол).

Папа: И любой украсит стол этот праздничный букет (ставит цветы).

Приходите поскорей! (снимают фартуки)

Бабушка: В гости, милые друзья,

Бабушка, мама, дочка встречают гостей. Папа читает газету, сын играет с машиной.

1 гости (стучат, входят, здороваются)

Рита: Здравствуйте, гости дорогие!

1 ребенок: Рита! Пусть тебя тревоги

Каждый день была с тобой! (дарит подарок)

2 гость: С днем рождения поздравляем!

И подарочек вручаем (дарит подарок).

3 гость: Будь веселой и счастливой

И всегда, всегда красивой! (отдает подарок)

Рита: Спасибо! Проходите, гости, присаживайтесь. (гости садятся за журнальные столики, рассматривают книги, журналы и т.д.)

Появляются следующие гости.

4 гость: Говорят, я маленький.

Я принес букет (отдает цветы).

Не бывали грустными! (Рита берет конфеты)

Гость проходит в комнату. Рита ставит цветы в вазу, кладет конфеты на стол.

5 гость: К вам спешил я, торопился,

Чуть в канаву не свалился.

Мама провожает гостя в комнату.

6 гость: Здравствуйте! С именинницей вас!

7 гость: Пусть растет и расцветает

Рита берет цветы, благодарит.

Бабушка: Проходите, гости, не стесняйтесь

И удобно все раполагайтесь.

Мама: Дочка, гости все пришли?

Бабушка: Если в гости звали вас,

8 гость: Мы немножко опоздали,

10 гость: Я дарю тебе браслет-

Рита: Спасибо, гости дорогие. (Надевает колечко, браслет, подходит к зеркалу, надевает бусы.)

Подруженьке Наташе (любуется на себя).

Гости проходят к столу, усаживаются.

Бабушка: Не стесняйтесь, угощайтесь,

Гости угощаются, благодарят хозяйку за пироги.

Бабушка (хвалит гостей): А Миша прекрасно читает,

Мама: А моя Рита так танцует, так поет!

Гость: Давайте мы ее попросим — пусть расскажет, как живет.

Гости встают и проходят за журнальные столики.

Рита читает стихотворение: Я теперь уже большая:

Видик, ролики и сотовый подарили мне в обед.

Каждый вторник я спешу. (грустно)

Мама обнимает дочку, жалеет.

Бабушка: Предлагаю поиграть

Рита раздает фанты. Проводится игра в «Кузовок».

Мама: Становитесь в круг, ребята,

Будем вместе, будем дружно

Исполняется танец «Веселые друзья».

Папа: Очень весело плясали,

Бабушка: Не будем играть в прятки,

Проводится игра «Изображалки». Ребенок показывает жестами действия одного из хозяев дома. Например, как папа забивает гвозди. Гости должны угадать эти действия и определить, кому они принадлежат.

Бабушка: Какой сегодня чудесный праздник!

Гости: Вам спасибо за прием,

Гости уходят. Рита, мама, бабушка, папа, сын их провожают.

Бабушка: Я хочу сказать, друзья,

Сын, дергая отца за рубашку: Когда же праздник у меня?

Папа: Скоро будет тебе пять,

Бабушка: Пойдем, внучка, нам с тобой пора

А помощница какая! (убирают посуду).

Все участники спектакля выходят на поклон.

Бабушка: Наш закончился спектакль,

Мама: Говорим всем: «В добрый час!»

2. Написание заявки на авторский сценарий театрализованной программы

В своем сценарии театрализованной программы я раскрываю тему:

Что такое добрый поступок и доброе слово, как они могут изменить происходящее? Формирование вежливого поведения детей находится в зависимости от понимания сущности вежливости. Если вежливость определить как внешнее выражение уважения и доброжелательного отношения к людям, то такое понимание вежливости помогает осуществить ее воспитание у детей на основе единства моральных знаний чувств и поведения. Хорошие манеры — наглядное доказательство благополучия. Когда люди в целом добры и заботливы, когда жизнь осмысленна и нацелена в будущее, дети инстинктивно реагируют на это, с радостью принимая необходимые правила для гармоничного сосуществования с другими людьми.

Читайте также:  Показатели анализа на аллергию у детей

2.1 Потенциальная востребованность и актуальность будущей программы

Программа предназначена для детей старших детсадовских групп, в связи с формированием совокупностей приоритетов в развитии детей этого возраста. Программа разработана с целью довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы), что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.

2.2 Формулировка сценарного хода, игровой и досуговой ситуации

Сценарный ход рожден замыслом, отразить в полной мере последствия поведения ребенка не желавшего быть вежливым и послушным. Показаны негативные последствия невежественного поведения. В случае драматургического конфликта мальчик Сережа не имеет возможности попасть обратно домой из заколдованного леса, если не научится вежливым словам, а в конфликте игрового соревнования замысел в том, что дети должны проявить знания вежливых слов.

Характеристика игровой ситуации: она вовлекает ребенка в театрализованное представление, демонстрируя воспитательный характер игры. Создана игровая ситуация, в которой ребенок должен самостоятельно принять решение. Перед игровой ситуацией дети посмотрят сценический момент о невоспитанности и сказку отражающую в полной мере идею представления, затем наступает досуговая ситуация разработанная с целью демонстрации интеллектуальных, эмоциональных возможностей ребенка. Используется метод и прием, направленные на формирование у детей интереса к театрализованной деятельности на основе того вида детского театра, который в наибольшей степени соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей старших детсадовских групп.

2.3 Формулировка игровой цели и игровых задач

Формулировка игровой цели: Игровая цель подразумевает под собой рассмотрение в театрализованной программе и решение препятствия для возвращения домой мальчика Сережи, научив его вежливым словам в игровой форме.

Программа предусматривает решение игровых задач:1.Обучающих: а) умение следовать инструкции педагога и правильно её выполнять; б) умение обобщать, рассуждать и делать выводы; в) умение правильно оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников; 2Развивающих: а ) развитие эмоциональной сферы ребёнка, способности к сопереживанию и сочувствию; б) развитие внимания, наблюдательности, памяти; в) развитие образного и логического мышления; 3.Воспитательных: а) формирование умения заниматься в коллективе, оказывать друг другу помощь в выполнении заданий; б) воспитание доброжелательного отношения друг к другу, уважения к взрослым. в) формирование волевых качеств: выполнять установленные нормы поведения, преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;

2.4 Разработанный сценарий театрализованной программы «Волшебство добрых слов»

Вступительный разговор ведущего и детей.

Ведущий: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей. Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми. А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми?

Дети: Значит, быть внимательным к людям; говорить вежливые слова; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь на встречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное.

Ведущий: Правильно, ребята. Быть вежливым, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Сегодня я вас познакомлю с одной историей про одного мальчика, и так внимательно смотрите.

Декорации домашняя обстановка.

Действующие лица женщина и ее племянник Сережа, у нее в гостях.

Женщина: Здравствуй, Сереженька, как твои дела?

Сережа: Устал, не могу, есть что поесть?

Женщина: Садись Сереженька, я пойду в магазин, а ты не шали, чуток посиди и меня подожди.

Сережа: Эх, ждать, чем заняться?…Я знаю, что делать пока ее нет хочу причинить какой-нибудь вред, наверное, есть конфеты в серванте, я их быстро съем, ничего не скажу.

Лезет в сервант, бьется посуда.

Сережа: Ну, где же все сладости спрятала тетя, посуду разбил, ну и ладно простят, но надо обратно вернуть все назад. Ой, что за кувшин в руках у меня и что-то написано мелко на нем.

Трет ее руками и появляется волшебник.

Волшебник: Кто потревожил меня и мой сон?

Сережа: И что, ты сам вылез, я тут не причем?

Волшебник: Ты что не признаешься в этом мальчишка? Разбил всю посуду проказник-глупышка.

Невежлив, хитер и обманщик большой, отправлю тебя отсюда долой, лети далеко, пока не поймешь, каким хулиганом по жизни слывешь.

Сережа: Куда он отправил меня, что за бред, кто даст на этот вопрос мне ответ?!

Ребята скажите что делать, мне страшно, а вдруг не найду я дорогу обратно.

Ведущий выходит и говорит:

Разве будем мы ребята Сереже помогать, если добрых слов ему не сказать?

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»,

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Сережа: Хорошо, я все понял, не буду молчать ведь слово, пожалуйста, нужно сказать

Ведущий: Здравствуйте, — ты скажешь

— Здравствуй, — улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Сережа: Хорошо, я все понял, не буду молчать, ведь слово здравствуйте нужно сказать.

Ведущий: Добрый день! — тебе сказали.

Сережа: Хорошо, я все понял, не буду молчать ведь слова добрый день мне нужно сказать

Ведущий: Ты знаешь, как нужно общаться теперь. Хочу я сказку вам рассказать, и все на деле показать.

Декорации тот же лес. Сережа уходит за кулисы. Действующие лица: Кролик, лиса и змея.

Ведущий: Мексиканская сказка о вежливом кролике.

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

Лиса: Чем бы мне поживиться, как я голодна!

Ведущий: У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере поселилась Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно! » И, присев на задние лапки. Кролик вежливо сказал:

Кролик: Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

Ведущий: До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

Ведущий: ответила она, желая обмануть Кролика. Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.

Кролик: Простите, что я побеспокоил вас. Я совсем забыл, что меня ждет крольчиха! До свидания!

Ведущий: и бросился бежать прочь со всех ног. Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:

Змея: Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики. Нужно же было ему просить разрешения войти!

Вот и сказке конец, а теперь хочу задать вопрос вам ребята.

Перечислите все вежливые слова, которые произнес в этой сказке вежливый Кролик.

Ребята: Здравствуйте; Разрешите мне, пожалуйста; Простите; До свидания

Ведущий: Как вы поступите, если новый знакомый будет грубо разговаривать?

Ребята: Скажу, что так общаться нельзя; перестану разговаривать;

На это у меня есть стишок и так ребята слушайте:

Будут все с тобой дружить,

Ведущий: А теперь я хочу предложить вам поиграть в очень вежливую игру: Я вас поделю на две команды, первая будет играть роль обитателей сказочного леса, я распределю роли и раздам карточки, на которых написано что нужно сделать, а другая команда в свою очередь должна придумать добрую фразу, чтобы произошло волшебство и задание получилось.

Из декораций тот же лес, действующие лица: ягодка малинки, птичка на дереве, цветы, грибок, белочка, медведь, заяц.

Раздаются карточки по одному заданию на каждой карточке.

Задание — попросить вежливо у персонажа, которым является тоже ребенок: съесть ягодку, погладить птичку, собрать цветы, взять грибок, попросить у белочки орешек, попросить у медведя меда, попросить у зайца морковки, у дерева собрать красивые листья.

Если просьба была в вежливой форме, то ребенок играющий роль живого существа встает, дает ребенку руку и вежливо отвечает на просьбу.

Ведущий: Молодцы ребята, вы выполнили все задания.

Теперь Сережа понял, как нужно общаться и вести себя.

За что мы говорим «Спасибо».

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

Сережа: Спасибо вам большое теперь я понял все, что нужно быть добрее, никого не обижать, вежливость не забывать. Волшебство произошло и я снова дома!

Вот и тетушка пришла, надо встретить добрым словом и продукты с магазина разложить все по местам.

Ведущий: Я думаю, что вы, ребята, конечно, не боитесь волшебников. Зачем бояться их, когда каждая девочка и каждый мальчик знают, что сказки кончаются по-доброму? А между прочим, волшебники живут не только в сказках!

Каждый человек, который добр, который честно, старательно, с любовью выполняет свою работу, чуть-чуть волшебник. Честное сказочное!

Хотя тебе совсем немного лет, на земле не так уж мало дел и для тебя. Все зависит лишь от твоих желаний и стараний. И я, конечно, верю в то, что ты не будешь лениться и постараешься каждый день совершать хоть одно доброе чудо.

Будьте добры, — это я говорю по секрету,

Будьте добры — и не ждите за это конфету,

Будьте добры — без игры и во время игры,

Если сумеете, будьте скорее добры..

Ведущий: Спасибо ребята, вы молодцы, все вместе попрощаемся с Сережей.

Анализ современной социокультурной ситуации, необходимость модернизации образования. Содержание инновационной программы по формированию готовности детей к ценностно-ориентированным социальным отношениям в обществе. Игровой и организационный план проекта.

дипломная работа [73,4 K], добавлен 21.07.2011

Роль игровой технологии в развитии творческой активности младших классов. Диагностика индивидуальных особенностей и уровня обученности школьников. Дидактические условия отбора содержания учебного материала. Использование средств игровой технологии.

контрольная работа [35,8 K], добавлен 20.09.2015

Понятие и содержание игровой культуры, эволюция отношения к данной проблематике в обществе. Явление архаики в игровой детской культуре, направления его исследования. Современное состояние игровой культуры в условиях современной семьи и ее значение.

курсовая работа [52,3 K], добавлен 06.01.2014

Нормативно-правовые основы организации детских групп кратковременного пребывания. Значение игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста. Концептуальные подходы к определению содержания работы в группах кратковременного пребывания.

дипломная работа [176,3 K], добавлен 17.02.2015

Музыкальное воспитание в педагогическом процессе: история вопроса, категориальный анализ. Сущность, содержательные характеристики, виды и формы игры. Организация работы по музыкальному воспитанию дошкольников в различных видах игровой деятельности.

дипломная работа [73,5 K], добавлен 09.09.2014

Проектирование развивающей среды в условиях семьи. Проектирование адекватной игровой среды как необходимое условие свободной игровой деятельности дошкольника. Особенности организации домашней игровой среды для детей разного дошкольного возраста.

дипломная работа [76,0 K], добавлен 28.04.2015

Психофизиологические особенности подросткового возраста. Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности. Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы «Вселенная».

дипломная работа [86,0 K], добавлен 10.04.2011

Мотивы и потребности учащихся в занятиях физической культурой. Влияние уроков физкультуры игровой направленности на уровень подготовленности школьников. Годичное планирование и технология проведения уроков по обычной и экспериментальной программам.

дипломная работа [728,2 K], добавлен 29.09.2011

Ознакомление с историческим аспектом использования игровой деятельности в педагогической науке и практике. Анализ эффективности педагогических условий использования игровой деятельности на уроке. Рассмотрение среднего балла тестирования учащихся.

курсовая работа [151,1 K], добавлен 15.09.2017

Игра — творческий процесс. Психологическая характеристика игровой деятельности. Развивающие игры и их условия. Проявление предметной и игровой деятельности. Опытно-экспериментальная работа по эффективности использования игры для развития детей.

курсовая работа [57,3 K], добавлен 28.12.2006

источник

Библиотекарь, инициативная группа учащихся

Сценарно-режиссерский (постановочный) отдел

Отдел наглядно-вещественного оформления и костюмов

Зам. директора по воспитательной работе.

Затейно — игровой отдел (спортивные игры)

Руководитель музыкальной студии «Гармония»

Сценарно-режиссерский ход: игра-путешествие

Участникам необходимо приземлиться на каждой из 6 планет и выполнить задание предложенное жителями этих планет.

Выступление танцевального коллектива «Смайл»

Средства идейно-эмоциональной выразительности:

-технические средства — медиа-материал;

-наглядные — плакаты, тематическое оформление зала, костюмы;

1. Метод театрализации позволит подросткам погрузиться в атмосферу космоса.

2. Игровой метод привлечет подростков к участию в конкурсах и играх.

Способ активизации зала: игра

Все мероприятие было выстроено в едином темпо-ритме, яркий эмоциональный настрой создавался настроем самих участников и исполнителей представления.

Театрализация как творческий метод предполагает организацию в единое композиционно спаянное целое, с оригинальным образным решением соединения социально значимой информации, средств искусства и самодеятельности масс участников, как в моменте подготовки, так и при проведении творческого мероприятия. Игра служит удовлетворением потребностей в отдыхе. Играя, своеобразным образом подросток тренируется, обучается. Игра удовлетворяет потребность в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания.

Таким образом, в игре формируются все стороны личности подростка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью школьников.

Критерии оценки результатов

Эффективность программы оценивается через создание, во-первых, конкретной продукции (фото, стихи, песни, медиа-материал), во-вторых, улучшение психофизического состояния подростков, которое можно отследить через художественную продукцию (фотоальбом, стенгазета, воспоминания), созданную самими участниками мероприятия.

Руководителями учреждения, по окончанию программы, были оценены достижения поставленных задач и намеченных результатов. Программа рекомендована на проведение в следующем году.

Анализ реализации программы дает основание сделать вывод, что в данной программе правильно поставлены цели, точно определены объект и субъект воздействия. Программа по формированию нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности в целом внедрена, мероприятия проводятся на должном уровне, подростки активно участвуют в предложенных мероприятиях, проявляют инициативу и заинтересованность. Праздники, ток-шоу, развлекательно-игровые программы, вызывают неподдельный интерес и положительные эмоции у подростков.

Таким образом, предположение о том, что формирование нравственно-эстетической культуры подростков будет эффективным, если:

— учитываются психофизиологические особенности и состояние здоровья современных подростков;

— разработана и реализована программа по формированию нравственно-эстетической культуры;

— при условии направленного комплексного использования рационально-познавательных, эмоционально-зрелищных, познавательно-поведенческих, игровых технологий.

Организаторы мероприятий программы признают, что следует проводить работу с подростками целенаправленно, давая им возможность творческого самовыражения, привлекая к здоровому образу жизни, воспитанию в себе нравственных и эстетических основ.

При такой постановке проблемы, можно уверенно прогнозировать:

· увеличение подростков, занимающих активную позицию по формированию своего здорового образа жизни;

· подъем активности и целеустремленности;

· тенденцию увеличения культуры речи у подростков;

· значительное уменьшение подростков, зависящих от табака, алкоголя и наркотиков.

В ходе внедрения программы школьники стали чаще посещать соревнования, спортивные праздники, участвовать в круглых столах, дискуссиях, мероприятиях вне школы. Повысился интерес к спортивно-игровым программам, конкурсам, общественно-трудовой деятельности. Таким образом, наблюдается положительная динамика в формировании нравственно-эстетической культуре подростков.

источник

Конкурсно-игровые программы в сфере досуга, технология организации

Читайте также:  Показатель соя в анализе у детей

Игра — самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества, поистине поле чудес. В ней заложен богатейший потенциал развития личности ребенка, заложен исторически мудростью народной.

Включение детей в игровую деятельность позволяет сочетать труд и удовольствие, познание мира и игру, развивает логическое и образное мышление, воспитывает активную жизненную позицию человека — творца, пришедшего в этот мир созидать, а не существовать.

Игровая деятельность — синтетический вид искусства, который соединяет в себе историю, музыку, хореографию, актерское мастерство и психологию.

Технология игровой программы начинается с ее моделирования:

Игровая программа бывает различного типа:

Исторически сложившиеся формы:

Современные традиционные формы:

Форма найдена, содержание продумано теперь — название.

Название — визитная карточка, манок. Хорошее название половина успеха. Что выберет потребитель билет на танцы или, например, «Детскотеку», «Пляскотеку», на «Фестиваль невероятных танцев», «Хороводные смотрины», «Танцевальный Клондайк»? Хотя большой разницы в содержании этих танцевальных игровых программ нет.

Показатель методической грамотности работника по организации досуга умение видеть в мероприятии его форму и содержание. Ошибочно сопоставлять название с формой, а форму с содержанием. Стоит запомнить, что формы игровых программ уже все давно известны, содержание можно придумать новое, плюс завлекательное название. Количество форм всегда меньше чем вариантов содержания, а вариантов содержания гораздо меньше, чем вариантов названия.

Театрализованные игровые программы подразделяют по следующим типам, когда программа ведется:

— от имени реального человека (самого себя)

Программы, которые ведутся от реального человека, менее театрализованы. Минус реального персонажа — лексический «пятачок», минимальный словарный объем, трафарет. Лучше общаться от имени маски. Каждый вымышленный персонаж обладает своим неповторимым набором слов, что не дает ведущему использовать штампы.

Когда программа пишется для вымышленного образа, главное для автора сценария и для ведущего выдерживать имидж до конца программы.

Правило: любая игровая программа должна начинаться с игры! Условия игры должны прозвучать в первые 1,5 минуты.

Если в игровой программе используется творческий конкурс, то, либо итог не подводится (победила дружба), либо стоит усложнить конкурс каким — либо действием или игрой. Творческий конкурс без подведения итогов — забава.

При подготовке игровой или конкурсной программы, очень пригодится методика организации дела.

Целеполагание(Зачем это нужно организаторам, участникам, жюри, спонсорам, зрителям)

· выбор и разработка дела с учетом возраста;

· выбор и подготовка места проведения;

· подготовка реквизита, костюмов;

· подготовка, покупка призов, реквизита;

· определение сроков, длительности дела;

· проведение рекламной кампании;

· подготовка музыкального сопровождения;

· деление на команды (если конкурс)

· подготовка домашнего задания;

· выбор и подготовка ведущих;

· вовлечение, введение в программу (сюжет)

· деление на команды или приветствие команд, распределение ролей;

· объяснение правил (игровая задача, роли и расположение на площадке, ход дела, правила и ограничения);

· представление жюри (если оно есть)

· руководство (ведение) программой

Последующий разбор, анализ подготовки, проведения дела (организаторы, ведущие)

Последействие(публикация сценария, проведение дела для других участников, продолжение дела, изменение сценария и т.п.)

Выбор или разработка зависит от поставленных задач. При выборе, разработке организатор должен учитывать возрастные особенности предполагаемых участников, их развитие, физическую подготовленность, количество, кругозор. Так же следует учитывать погодные условия (если проводится на улице), место проведения, наличие реквизита. Выбор зависит от эмоционального состояния участников, от их взаимоотношений, от индивидуального стиля организатора, его особенностей.

Требования к месту проведения.

Выбор, подготовка места. Место должно быть безопасным, комфортным, создающим или подкрепляющим соответствующую атмосферу. Перед проведением программы, мероприятия на местности, руководитель должен заранее ознакомиться с местностью и наметить условные границы для игры.

Подготовка реквизита. Желательно, чтобы он был ярким, красочным. Реквизит должен быть гигиеничным, по размеру и весу должен соответствовать силам участников. Количество реквизита также необходимо предусмотреть заранее.

Организатор должен предварительно продумать весь ход программы и предвидеть, какие моменты ее могут вызвать азарт, нечестное поведение играющих, падение интересов, чтобы заранее продумать, как предотвратить эти нежелательные явления. А также необходимо проверить все ли готово к проведению (в большей степени это касается реквизита, оформления и призов).

Средства, приёмы при введении участников дело.

Вовлечение, введение в программу (сюжет). Для успешного проведения (особенно развлекательной, шоу — программы), а так же для того чтобы участники заинтересовались и быстро включились, желательно чтобы организатор находился в так называемом «легком весе». «Легкий вес» характеризуется эмоциональностью, подвижностью, раскрепощенностью, естественной улыбкой, приподнятым настроением. Введение в игру, программу, начало праздника и т.п. должно соответствовать сюжету и настроению программы. Например, на лирический лад может настроить соответствующая песня. У малышей началом “Путешествия по сказкам” может служить письмо, полученное от сказочного героя с просьбой о помощи или приглашением в гости и т.д.

Объяснение правил. Успех программы в значительной мере зависит от ее объяснения. Приступая к рассказу, руководитель должен ясно представлять себе весь ход программы. Объяснять правила лучше тогда, когда игроки заняли необходимое положение на площадке. Рассказ должен быть кратким: длительное объяснение может отрицательно сказаться на восприятии, (исключение составляют игры с малышами, которые необходимо объяснять в сказочной форме). Рассказ должен быть логичным и последовательным. Объяснение правил игры можно строить по следующему плану:

· роли и расположение на площадке;

Если встречаются затруднения в четком, ясном изложении правил, то рекомендуется предварительно прописать объяснение на бумаге.

Деление на команды, распределение ролей — трудный момент. Трудный потому, что в играх есть роли главные и второстепенные, интересные и менее интересные. Организатор должен обеспечить положение, при котором участники будут равны по силам, в одинаковых условиях, в противном случае пропадет интерес. Если кто-то не хочет участвовать, предложите ему роль эксперта, наблюдателя, вашего помощника, следуя принципу: как можно меньше зрителей, как можно больше участников.

Деление на команды можно осуществить следующим образом:

· по времени года: кто родился зимой-летом, играют в одной команде, весной-осенью — во второй (не всегда удобно, т.к. получается не равное количество человек в командах);

· по разрезанным открыткам: игрокам выдаются разрезанные на равное число частей открытки, участники должны составить исходные открытки; те, кто имеют части одной открытки — играют в одной команде;

· игроки сами набирают команду (например, игра «Два корабля»: выбираются капитаны, капитаны сами выбирают себе кока, юнгу и т.д., затем даются задания каждой категории игроков);

· при помощи игр-разбивок, например, «Молекулы»;

· при помощи многоуровневых жетонов.

Руководство (ведение) программой. Организатор (ведущий, конферансье) должен заинтересовать участников игрой (программой), увлечь их. Иногда стоит самому участвовать в программе, увлекая своим примером, поведением. Надо приучать детей сознательно соблюдать правила, добиваться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на участников.

Конкурсная программа требует объективного беспристрастного судейства. Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных баллов, очков и т.п. Участники должны до начала игры представлять, чем грозит им нарушение правил.

Необходимо чередовать конкурсы, игровые задания интенсивные и малоподвижные. Продолжительность зависит от характера программы, возраста и состава участников. Если программа (игра) командная, рекомендуется предусмотреть конкурсы (игры и т.п.) со зрителями (болельщиками).

Заключение. Формы подведения итогов, поощрения.

Очень важно закончить программу своевременно, по принципу: получили удовольствие, но не переутомились. Но окончание не должно быть для игроков неожиданным («последнее задание» и т.п.). Желательно что бы конец программы был результативным — победа, поражение, и т. п., он должен быть ярким, эмоциональным. К формам поощрения можно отнести:

· присвоение званий (капитан первого ранга);

· объявление благодарности (за наибольший вклад в победу и т. п.);

· выставление оценок, подсчет очков, определение мест;

· вручение знаков отличий и т.д.

Там, где вкраплен сюжет, рекомендуется конец, соответствующий сюжету программы: начальник заставы «демобилизует» своих пограничников и отпускает их по домам.

Рекомендуемое время проведения программы:

· Младший школьный возраст — 35-45 мин. (подвижные до 1ч.)

· Средний школьный возраст — 60 — 70 мин. (подвижные до 1,5ч.)

· Старший школьный возраст — 80 — 100 мин. (подвижные до 2ч.)

Последующий разбор программы имеет большое значение. Объективный разбор приучает к правильной самооценке. При анализе отмечаются наиболее удачные моменты дела и те, кому мы ими обязаны. Неудачи также вычленяются, и обговаривается, как их избежать в дальнейшем. Рекомендуется ответить на вопросы: что помогало, мешало достижению результата, и т.п.

Памятка анализа игровых программ.

1. Построение программы, проведение

· тип программы, жанровая принадлежность (разновидность театрализованных представлений)

· композиционная структура сценария

· планирование сценарного хода программы

· композиционное сценическое планирование

· разнообразие игровых форм реализуемых в программе

· уровень реализации яркого динамичного финала

2. Работа ведущего (игровика, массовика-затейника, вожатого-шоумена).

· планирование образа ведущего

· уровень сочетаемости образа, в зависимости от типа программы

· сценическая этика ведущего

· уровень владения «эмоциональным камертоном»

· активность сценарного игрового языка

· уровень реализации средств выразительности, характеризующих и дополняющих образ

3. Владение аудиторией и отзыв

· наличие мотивации к программе, методы провокации

· уровень активизации аудитории

· уровень объединения аудитории для игровых действий

· педагогическая ценность программы, ее реализация

· активизация и развитие личностных качеств, каждой единицы аудитории

· наличие новых форм игр (видоизменение старых), многоликость характера, отзыв на арсенал массовика.

4. Техническое и музыкальное обеспечение программы

· востребованность эффекта монтажа

· музыкальная организация программы

· уровень сложности музыкально шумовой партитуры

· уровень владения ведущими техническими средствами.

Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 206 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Время не может не вносить дополнения в прогрессивные педагогические технологии, тем более в периоды социальных реформ, когда становится востребованным тип личности, способный к саморегуляции в быстро меняющихся условиях социума.

Педагогика воспитательных отношений должна активно проникать как в учебный процесс, так и во внеурочную деятельность образовательных структур, поскольку каждый из пластов общего процесса воспитания решает специфические задачи. Основной задачей внеурочной работы является достижение такого уровня организации воспитательной деятельности, чтобы она отличалась глубоким воздействием на психику воспитанников, их сознание через эмоции и чувства.

В настоящее время идет поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Этому достойно может послужить игровая конкурсная программа — важнейшая и неотъемлемая часть досуга. Сегодня есть потребность сделать эту форму работы союзником социально-культурной сферы в развитии и образовании учащихся всех возрастов.

Воспитательный потенциал игровых конкурсных программ представляется возможным оценивать с учетом интересов общества, самой личности ребенка и профессиональной педагогической логики.

С этих позиций игровая конкурсная программа — это:

■ многомерная педагогическая категория, выступающая как интегрированный вид творческой деятельности, а также как принцип, метод, средство, стиль, форма воспитательного процесса;

■ способ не принудительного, а заинтересованного личностного развития свободной личности;

■ практическая помощь ребенку в обретении жизненного опыта, освоении нравственных и культурных ценностей;

■ противодействие мощному наступлению негативных, однообразных, агрессивных, но для многих внешне привлекательных форм потребительского бытового досуга, противоядие бездуховности и эмоциональной скудности.

Главная ценность игровых конкурсных программ заключается в том, что они незаметно для зрителя включают его с помощью игр и конкурсов в действие, воспитательный процесс, открывают ему мир искусства, способствуют развитию личности.

Наиболее востребованными являются игровые конкурсные программы для детей младшего школьного возраста, одного из самых благодатных периодов, когда закладываются основы будущей личности и заметно развиваются интересы.

Развлекательный компонент программ позволяет целенаправленно сменять разные виды деятельности, способствуя восстановлению физических и духовных сил, направлению энергии в нужное русло. Творческая составляющая раскрывает внутренний потенциал возможностей учащихся. Познавательная направленность влияет на развитие мыслительной деятельности малышей. Интересный сюжет, яркий реквизит, образы ведущих поддерживают внимание детей от начала до конца мероприятия и действуют, в первую очередь, на первичные впечатления, которые в будущем становятся основой отношения ребенка ко всему окружающему.

Исходя из потенциала игровых конкурсных программ, рекомендуется систематически включать мероприятия данного вида в план воспитательной работы с младшими школьниками.

Эффективность организации и проведения игровых конкурсных программ напрямую зависит от потенциала личности организатора досуга, его креативности и профессиональных качеств.

В качестве рекомендаций предлагается организовывать специальные методические и информационные мероприятия, конкурсы и фестивали для стимулирования кадровой основы сферы, занимающейся организацией досуга, в частности, игровых конкурсных программ.

Деятельность педагога должна быть направлена не только на непосредственное качественное проведение мероприятий, но и на отслеживание результатов.

Результаты в области организации детских игровых конкурсных программ можно проследить через:

■ успешную социализацию учащихся;

■ освоение учащимися учебной программы в соответствии с требованиями уровня подготовки;

■ участие детей в подготовке и процессе игровых конкурсных программ;

■ сформированность личностных качеств ребенка (коммуникативных, деловых);

■ рост процесса самоактуализации личности организатора досуга.

Для отслеживания эффективности игровых конкурсных программ рекомендуется использовать современные социологические методики, позволяющие наиболее точно определить полученные результаты.

Немаловажную роль в организации игровых конкурсных программ играет социальный институт. Сфера культурного строительства располагает сформированным общественным аппаратом, ориентированным на создание условий для рациональной организации досуга детей. Сегодня досуг в рамках проведения игровых конкурсных программ приобретает все более комфортный характер, обеспечивающийся развитием технического прогресса: видеотехники, персональных компьютеров, кино и фотоаппаратуры. В итоге мероприятия приобретают новую форму и содержание.

Существует необходимость улучшения материально-технической базы для выхода на более высокий культурологический уровень организации игровых конкурсных программ.

Для становления самостоятельной, творческой, нравственно-воспитанной личности работа социальных институтов по организации досуга детей младшего школьного возраста должна быть содержательной, требующей интеллектуального и эмоционального напряжения, самоуправляемой и ориентированной на конечный результат. При выполнении этих требований дети начальных классов, эмоционально вовлекаясь в деятельность социальных институтов, берут на себя ответственность за ее результат, и это, в свою очередь, пробуждает их личный интерес.

Опыт презентации учреждениями полученных результатов может выражаться в следующих формах:

■ традиционных (непосредственно проведение игровых конкурсных программ, публикации в газетах города (как отдельные материалы), выступления на родительских собраниях, педагогических советах, конференциях);

■ инновационных: публикация в СМИ (газеты учреждения, сайт учреждения); конкурсы социального проектирования; реализация проектов, презентация);

■ экспериментальных: проведение семинаров, мастер- классов на городском, областном уровне; проведение детских мастер-классов (учащимися для учащихся); освещение деятельности через телевидение. Необходимо систематически проводить ряд мероприятий, направленных на презентацию передового опыта для обмена новыми достижениями.

Рост эффективности организации игровых конкурсных программ отдельных учреждений имеет определенную связь со взаимодействием всех предприятий социально-культурной сферы. Создавая общие проекты и реализуя их, предприятия могут добиться полной реализации и удовлетворения потребностей, интересов и запросов детской аудитории с пользой как для детей, так и для взрослых. Поэтому одним из направлений работы в досуговой деятельности должно стать построение деловых и творческих связей между предприятиями социально-культурной сферы. Обмен делегациями и специалистами, взаимодействие с государственными структурами и общественными организациями будут способствовать расширению системы внешних контактов, активизации деятельности учреждения по стабилизации его позитивного имиджа.

Обращение серьезной научной школы к организации досугово-развлекательных мероприятий не случайно. Именно сфера досуга и развлечений в сегодняшнем мире дает больше всего стимулов для духовного роста человека, и от того, насколько грамотно и тактично эта работа будет проведена, настолько мы сможем в будущем претендовать на достойную роль нашего государства в общемировых процессах.

источник

Особенности режиссуры детских игровых программ

1 Игровая деятельность: сущность, специфика.

Понятие игры. Классификация игр.

При игре. должно быть возможно все, даже, например, чтобы какое ни будь растение беседовало по — латыни с самим Линнеем. (Герман Гессе)

Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не реальный летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса, любой новой информации идеологии разных социальных групп. Игровой элемент присутствует буквально во всех видах деятельности человека. Сложность классификации игры, также в том, что они отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, количественных показателей, но, прежде всего целями. Игры с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными, так как используются в разных целях: в одном случае — для анализа функционирования системы, в другом — для обучения детей, в третьем — в качестве тренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях, в четвертом — для развлечения и т д.

Читайте также:  Почему анализы платно для детей

В детских игровых программах особое значение имеет творческая деятельность организаторов. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей предвидения.

Игровая программа – это комплекс разнообразных игр, объединенных единым сюжетом. В одном случае она выступает как самостоятельная часть праздников, обрядов, вечеров отдыха, школьных балов, дискотек, в другом – в качестве конкретной формы социокультурной деятельности.

Драматургию игровых программ составляют: разнообразные игры, хороводы, игры-танцы, массовое пение, литературные тексты, шуточные монологи, художественно – музыкальное оформление программы, предметы – символы, или реквизит, а также оригинальные призы.

Как в любом драматургическом произведении при разработке сценария игровой программы присутствуют следующие структурные компоненты: выбор темы, воплощение которой осуществляется викторинами, играми, песнями, танцами; композиция (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Важное значение в драматургии игровой программы играет конфликт. Суть игрового конфликта – это противоборство сил, умений, сноровки и эрудиции.

Эпизод является первоначальным компонентом сценария программы, который состоит из текста ведущего, игры, хоровода, массового танца и момента окончания игры, т. е. выход участников из игровой ситуации. Эпизодов в программе может быть несколько. Они должны быть логично связаны между собой и отвечать общему замыслу игровой программы.

Многолетние наблюдения за практикой организации игровой деятельности учащихся и молодёжи, помогли выделить следующие виды игровых программ:

1) Сюжетно-игровые, т. е. комплекс разнообразных игр, объединенных сюжетом. В практике организации досуговой деятельности игровые программы являются частью праздников, обрядов, в другом случае они представляют игровой досуговый жанр. Игровой жанр – это театр, в котором нет кулис и занавеса. Театр без рампы, в котором артист общается без декораций и грима, а публика – без театральных кресел.

2) Конкурсные развлекательные, состоящие из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности. С одной стороны, конкурсные развлекательные программы требуют от организаторов создание оригинальных конкурсов, а от участников – общей эрудиции, художественно-исполнительских способностей, физической ловкости, сообразительности и изобретательности. С другой стороны, ведущий должен создать эффективные формы контакта со зрителями.

3) Фольклорные, включающие народные игры, песни, танцы, хороводы, обряды, пословицы, поговорки, частушки. Эти программы включают мощный пласт самобытного народного искусства. Они позволяют связать прошлое с сегодняшним днем, показать ответственность молодого поколения за сохранение лучших традиций нашего народа.

4) Шоу-программы, состоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, светового оформления. Они занимают заметное место среди других жанров культурно-досуговых программ. Им характерны разнообразные эффектные зрелища, музыка, световое оформление, театрализация. Благодаря этому они обладают неповторимой эстетической привлекательностью, дают возможность полазать людям образцы красоты, силы, ловкости, смелости, продемонстрировать безграничные возможности физического и интеллектуального развития человека.

5) Спортивно-развлекательные программы. Они включают подвижные игры, шуточные поединки, весёлые старты, комбинированные эстафеты, спортивные конкурсы. Их характерной особенностью является состязательный характер, возможность мобилизовать физические способности и волевые качества человека. При отборе игр в спортивно-развлекательные программы целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которым понимается сюжет игры, правила и двигательные действия.

Таким образом, игровая программа имеет свою специфику построения, в основе которой лежат разнообразные игры. Кроме того, выделенные разнообразные виды игровых программ активно культивируются в практической деятельности учреждений социокультурной сферы.

Технология и специфика организации и проведения детских игровых программ.

В технологии организации детских игровых программ каждый этап подготовки имеет свои конкретные задачи для субъектов и объектов.

Нарушение логики и последовательности необходимых этапов снижает качество не только проводимых операций и действий, но и профессионального мастерства специалистов культурно-досуговой деятельности. Рассмотрим основные этапы в технологии организации детских игровых программ.

Первый этап — анализ обстановки и формулировка цели. Наибольшие затруднения вызывает определение цели программ. Отсюда можно сделать вывод об их эффективности. Основным критерием эффективности, как считает А.Д. Жарков (доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств), является соответствие конечного результата поставленной цели.

На основе собранной и зафиксированной информации разрабатываются различные планы работы учреждений социально-культурной сферы и программа технологического процесса. Планы, используемые в практике культурно-досуговой деятельности — годовой, квартальный, месячный — выполняют две функции: организационную, т. е. правильной постановки целей, выбора времени и пространства аудитории, материальных и людских ресурсов, и методическую — определение форм, средств, методов и т. д. Не трудно заметить, что в программно-целевом планировании концентрированно выражаются компоненты технологической деятельности, ее система. Переплетаясь в планах, функции играют ведущую роль в построении технологического процесса.

В общей методике технологического процесса выделяют несколько этапов.

Первый этап — анализ проделанной работы за прошлый период. Затем идет разработка программы технологического процесса. Сначала составляется план, который фиксирует в своей структуре горизонтальные и вертикальные формы, массовые и долговременные программы, пути достижения поставленных целей. В годовом плане разрабатываются общие вопросы всей деятельности, определяются перспектива и стратегия достижения общих целей. Квартальный план, приближаясь по времени организации к субъекту, может реально учитывать его изменения и, соответственно, влиять на них. Именно в нем необходимость разработки последовательности действий выступает наиболее ярко. В структуре месячного плана вперед выступает методическая функция. Месячный план становится не только регистрацией конечного результата работы учреждений социально-культурной сферы, в нем должны быть указаны основные пути его реализации.

На следующем этапе идет сбор материалов для осуществления намеченных планов. Затем собранный материал поступает в сценарную группу, где и преобразуется в художественную форму.

Последний этап — проведение детской игровой программы — представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников. Необходимо объединить их усилия, преодолеть нервное напряжение и решить все поставленные задачи. При этом следует иметь программу наблюдения за эффективностью. Быстрота ориентировки дает возможность не растеряться в непредвиденной ситуации или при неожиданной реакции зрительного зала.

И, наконец, завершающий этап работы над программой — анализ ее проведения, направленный на воспитание у участников чувства самокритичности, умения принимать критику товарищей, поднимать чувство ответственности за порученное дело, оценивать деятельность свою и товарищей. От качества анализа данной игровой программы во многом зависит качество последующих. Если в ходе анализа обнаруживаются недостатки, ошибки, промахи, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторение. Анализ игровой программы завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков.

Для организации и проведения детской игровой программы необходимо знать сценарные основы, а также основы режиссуры массовых праздников и зрелищ.

Игровая программа — это форма клубной работы, под которой понимается соревнование, состязание, столкновение с целью выявить лучшего из числа участников либо команд.

Особенность анализируемой формы работы заключается в организационном моменте. Здесь важно организовать самих участников, аудиторию, компетентное и уважаемое жюри, активных болельщиков.

Следует заметить, что в игровых программах участники общаются между собой и зрителями, ведущим и жюри. Здесь происходит игровое общение, которое несет свои функции:

1) приобретение чувства раскованности, свободы, непосредственного общения;

4) гедонистическую функцию (ощущения, переживания).

В детскую игровую программу могут входить викторины, состязания, эстрадные выступления, театрализация. Данная форма досуговой деятельности имеет свои особенности и отличия, что, естественно, отражается на ее режиссуре.

Все детские игровые программы имеют:

■ сценарно — режиссерскую основу ;

■ требования предварительной подготовки и репетиций ( обязательным условием является проигрывание всех организационных моментов );

■ наличие призов ( награждаются победители и участники );

а четко сформулированные правила;

■ наличие манков — способов вызова участников на площадку , соревнование , игру на скорость . Игровые конкурсные программы могут переходить из фойе на сцену и наоборот , могут принимать самые различные формы .

1) месту действия (в зале, фойе, на площади);

3) содержанию (тематические, разно жанровые, обрядовые);

4) физически-интеллектуальной подготовке («Умники и умницы», «О, счастливчик!», «Золотая лихорадка», «Колесо истории», «Своя игра»).

Учитывая естественную потребность в здоровом соперничестве, состязании ума, трудового творчества, смекалке, физической силе и ловкости, взрослый должен предоставить детям и подросткам «поле конкурсных чудес», которое планирует успех всех и каждого как гарантию в творческой деятельности. Не каждому ребенку удается быть «первым» или лучшим в учебной деятельности, но каждому хочется таким стать. Значит, необходимо конкурсную сферу расширять постоянно, помня о том, что конкурс — не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

К использованию творческих конкурсов предъявляются следующие требования:

■ конкурс должен вызывать у игроков творческий подход ;

■ выполнение конкурса должно носить действенный характер , процесс развития ;

■ конкур с должен строиться таким образом, чтобы его можно было оценить без помощи жюри; критерии его должны быть следующими: количественный «кто больше?», качественный «кто точнее?», временной «кто быстрее?» и смешанный;

■ запись сценария конкурса должна соответст вовать общепринятым нормам;

■ важной частью конкурса является мотивировка , делающая убедительным появление конкурса ; чаще всего для мотивировки используются литературные или исторические факты , поэтому они превращают конкурс из бытового явления в явление э стетическое.

Творческие конкурсы отвечают потребностям детей в активном зрелищном досуге, дают постоянный приток положительных эмоций и новых ощущений.

Детская игровая программа строится на подборе не только конкурсов, но и игровых моментов. Здесь учитывается совокупность и определенная последовательность игр, заимствованных из каких-либо источников, либо придуманных самими организаторами.

Игры, содержащие необычный, нестандартный подход, являются творческими, и многие из них подходят к комплексному, досуговому виду, поэтому творческие конкурсы принято называть « конкурсно — игровые программы», и суть их состоит в современном лозунге «Новому названию— новое содержание».

Сценарист и драматург С.К. Борисов считает, что придумать оригинальную игру — это значит определить и сформулировать ее основные драматургические понятия:

1. Игровой замысел, определяющий цель и задачи игры.

2. Игровой драматургический конфликт как противоречие между спросом со стороны организаторов игры и предложением со стороны ее участников. Развитие этого конфликта идет по убывающей. Он разрешается тогда, когда предложение становится равнозначным спросу.

3. Игровая расстановка, позволяющая провести расстановку участвующих в игре сторон в определенный момент времени.

4. Игровое действие как четко заданное действие участников игры, в результате которого одна игровая ситуация переходит в другую.

5. Игровые правила, по которым происходит игровое действие.

6. Игровое пространство как совокупность площадок, на которых происходит игра.

7. Игровой материал, представляющий собой тот реквизит, которым в случае надобности пользуются в игре.

Цели игровых методов сформулированы следующим образом:

■ изменение моделей поведения ;

■ формирование уверенности в себе ;

■ привитие навыков коммуникации .

Из вышесказанного следует, что детская игровая программа — это вид игровой деятельности, который имеет наряду с традиционными элементами игрового действа (алгоритм организации) нестандартное нововведение, содержащее в равной мере талант творчества и фантазии.

В конкурсах для девочек основной акцент делается на задания, выявляющие художественный вкус, умение красиво и элегантно одеваться, бытовую находчивость, кулинарные знания и сноровку, педагогические качества, навыки.

В конкурсах для мальчиков главное внимание обращается на состязания в технической грамотности, силе, ловкости, владении спортивным оружием, галантность по отношению к даме.

В проведении детской игровой программы исключаются импровизация и наличие непредсказуемых моментов, поэтому организаторам мероприятия необходимо разрабатывать план проведения, в котором указываются сроки, место действия и ответственные из режиссерской группы за каждый конкурс, а если программу ведут сами дети, то нужно прописывать и учитывать все законы и планы программы поэтапно.

Театрализованная игровая программа требует разработки монтажного листа, эскизов оформления игровой площадки, эскизов оформления рекламы (афиш), эскиз оформления пригласительного билета, плана подготовки игровой конкурсной программы, порядок выходов на сцену.

Любая игровая программа готовится по сценарию, особенностью которого является поиск конфликта (между командой и ведущим; между командами либо участниками).

Сценарий — это подробная литературная разработка культурно-досуговой программы. Он является процессом планирования педагогического, психологического, информационного, художественно-эстетического и т. п. воздействия на объект воспитания.

Основные этапы работы над сценарием детской игровой программы обычно начинаются с определения темы и идеи будущего сценария. Тема — это круг жизненных явлений, отобранных и освещенных сценаристом и режиссером. Понятие «тема» имеет два значения. В широком смысле «тема» — календарный, профессиональный праздник, и «тема», задуманная режиссером программы, волнующей конкретный регион, социальный заказ. Определение темы и осмысление ее как проблемы помогает правильно сформулировать идею — основную мысль. Если тема сценария понимается как проблема, то идея — это пути ее решения. Не случайно идея очень часто становится названием детской игровой программы. Идея — это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий. Поиски яркого, интересного сюжета — неотъемлемая часть работы над сценарием, важное драматургическое требование.

Этапы работы над сценарием детской игровой программы имеют следующую последовательность:

2) подбор и отработка материала;

5) четкая формулировка заданий и вопросов.

Сценарий может быть оригинальным (авторским) и компилятивным. Он включает в себя описание игр, конкурсов, забав, розыгрышей и правил их проведения в изложении ведущего. Подробные ремарки дают представление о предполагаемом поведении игроков и болельщиков.

Знание основ сценарного мастерства, режиссуры и драматургии, технологии и специфики организации детских игровых программ для младших школьников служат залогом успешной деятельности и обязательным условием профессионального мастерства.

Мастерство организатора досуга состоит в способности проникать в сферу духовных интересов детей, умело используя для воздействия на них весь арсенал игровых программ, в гибком сочетании главных целей воспитания с частными задачами практики, в умении пробуждать в детях самостоятельность, активность, творчество.

Правильно спланированная, организованная и проведенная игровая программа является не только интересным и содержательным «времяпровождением», но и эффективным средством формирования личности детей.

Так какую же цель вносит режиссер в игровую программу для детей?

Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов культурно-досуговых программ с целью создания единого, гармонически целостного досуга. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла и осуществляя руководство творческой деятельностью всех участвующих в коллективной. Благодаря режиссуре культурно-досуговые программы в целом приобретает стилистическое единство и общую идейную целеустремленность. Поэтому одновременно с ростом идейно-эстетических требований, расширялось и углублялось самое понятие режиссерского искусства.

источник