Меню Рубрики

Анализ индивидуальных карт развития детей

Ольга Зернова
Педагогический мониторинг в ДОУ. Индивидуальная карта развития ребенка

Анализ диагностических средств образовательной деятельности.

На основании Положения ДОУ о мониторинге качества образования в нашем образовательном учреждении проводятся следующие виды мониторинга:

педагогический мониторинг (освоение детьми Образовательной Программы ДОУ, построение индивидуальных образовательных траекторий воспитанников, готовность детей подготовительных групп к школе; эмоциональное благополучие детей в ДОУ);

адаптация вновь прибывших детей к условиям ДОУ;

уровень профессиональной компетентности педагогов (профессионального мастерства, повышения квалификации, творческих достижений);

анализ предметно-пространственной среды;

анализ материально-технического и программно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;

мониторинг посещаемости, заболеваемости и физической подготовленности детей;

анализ творческих достижений воспитанников;

удовлетворенность родителей качеством услуг, предоставляемых МБДОУ д/с № 48 с. Новоликеево.

В соответствии с пунктом 3.2.3. ФГОС ДО и на основании Положения ДОУ о мониторинге качества образования в нашем образовательном учреждении проводится педагогический мониторинг: проводится оценка индивидуального развития детей при реализации Образовательной Программы. Она производится педагогическими работниками – воспитателями, музыкальными руководителями и инструктором по физической культуре – в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

оптимизации работы с группой детей.

Различается 3 вида педагогической диагностики:

1. первичная – проводится сентябре-октябре месяце преимущественно для детей 2-3 лет в, а также для вновь прибывших детей любого возраста;

2. промежуточная – проводится 2 раза в год – в октябре и апреле во всех возрастных группах;

3. итоговая – проводится в апреле для детей подготовительной группы, где подводятся итоги освоения детьми Образовательной Программы ДОУ в целом.

Педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария и проводится преимущественно с использованием метода наблюдения. Он дает возможность увидеть общую картину эмоционально-психологического климата в группе, определить уровень общего развития и освоения детьми отдельных видов деятельности, выявить особенности поведения каждого ребенка. Кроме того, наблюдение за поведением детей в разных видах детской деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, самообслуживание и элементарный бытовой труд, изобразительная и конструктивная деятельность и т. д.) дает возможность определить специфику развития и особенности взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Наблюдение за детьми осуществляется в привычной для них обстановке во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях. Кроме наблюдения используются такие методы диагностирования как беседа, опрос, анализ продуктов детской деятельности.

Результаты диагностических методов заносятся в виде цветовой оценки в карты индивидуального развития детей (образец карты прилагается, в которых прописаны возрастные задачи (из Образовательной программы ДОУ) развития ребенка по всем образовательным областям.

Желтый цвет обозначает то, что возрастные задачи реализуются на начальной стадии

Зеленый – возрастные задачи решаются при помощи или поддержке взрослого

Красный – возрастные задачи реализуются устойчиво в самостоятельной деятельности.

Горизонтальные ячейки карты индивидуального развития ребенка помогают увидеть общую ситуацию развития конкретного ребенка мо мере его взросления. Вертикальные ячейки отражают уровень развития ребенка на определенном возрастном этапе.

После заполнения индивидуальных карт производится подсчет всех цветовых критериев и результаты заносятся в оценочные листы каждой группы, по которым воспитатели делают выводы (каждый по своей группе, и затем подводится итог по ДОУ в виде таблиц и диаграмм, на основе которых составляется аналитическая справка подведения итогов педагогического мониторинга на начало или конец учебного года.

По результатам педагогической диагностики проводится проектирование образовательного процесса, а также планируется индивидуальная работа по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка.

По окончании учебного года, на основании аналитических справок по итогам мониторинга определяется эффективность проведённой работы, сопоставление с нормативными показателями, вырабатываются и определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи МБДОУ д/с № 48 с. Новоликеево для реализации в новом учебном году.

Мониторинг качества образования в образовательном учреждении позволяет определить успешность и результативность протекания образовательного процесса; способствует повышению профессиональной компетенции педагогов; осуществляет целесообр http://lyo739.wixsite.com/preschool-ru/—a23z7 азное управление качеством состояния образовательного процесса; прогнозирует перспективы развития дошкольного учреждения.

Индивидуальная карта развития ребенка Индивидуальная карта развития ребенка ___ Ф. И ребенка МБДОУ д/с общеразвивающего вида №31 «Родничок».

Индивидуальная консультация с родителем на тему «Снятие нервного напряжения у ребенка 4 лет с ЗПР» 1. Тема: «Снятие нервного напряжения у ребенка 4 лет с ЗПР». 2. Группа: средняя 3. Форма: индивидуальная беседа 4. Время: 6 минут 51 секунда.

Индивидуальная программа сопровождения ребенка-инвалида (с синдромом Дауна) Индивидуальная программа сопровождения ребенка-инвалида Наименование учреждения: Адрес:. 1. Сведения о ребенке • Ф. И. О … • Дата рождения.

Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника (для детей 4–5 лет) Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника (для детей 4 – 5 лет). Образовательные области Цели-результаты Задачи.

Карта индивидуального развития ребёнка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кирилловский детский сад №36 Карта индивидуального маршрута развития ребёнка.

Карта обследования речи ребенка дошкольного возраста. Карта разработана для обследования речи детей в возрасте 4-6 лет в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением.

Мониторинг педагогический: значение, актуальность Мониторинг – это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации, которая позволяет.

Значение развития мелкой моторики для гармоничного развития ребенка В самом раннем детстве общение с ребенком носит игровой характер, играют в разные игры, но так как ребенок маленький, и ручки у него маленькие,.

источник

Ирина Земскова
Карта индивидуального развития ребёнка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Кирилловский детский сад №36

Карта индивидуального маршрута

развития ребёнка

Специалисты, работающие с семьей и ребёнком

Воспитатели группы: Земскова Ирина Сергеевна,

Общие сведения о ребёнке

Ребенок поступил поступил в детский сад в сентябре 2014г. До этого посещал детский сад ….

Родственная связь Ф. И. О. Возраст Место учёбы

Кто занимается воспитанием ребенка: родители

Характер взаимоотношений родителей с ребенком – сотрудничество (отношения взаимного уважения, совместное переживание радости и горя)

Результаты комплексной диагностики ребёнка

Семья (наблюдения специалистов).Семья благополучная, родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания. Между родителями и ребенком наблюдаются отношения взаимного уважения.

Ребёнок: Алексей

Педагогическая диагностика воспитателей группы:

* речь развита с дефектами, память на низком уровне,интерес к новому не всегда;

*средний уровень способностей к творческому преобразованию образов, импровизациям;

* развитие сенсорных способностей слабое;

* слабо развита моторика рук;

*ждёт постоянной помощи со стороны взрослого,

(по характеристикам мышление и память страдает)

Обладает слабыми музыкальными данными. У него не чистая интонация, слабо развито чувство ритма. Лёша эмоционально отзывчив, проявляет интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в нее. Активно выполняет все предложенные задания.

Алёша– мальчик общительный, дружелюбный, позитивный, легко идет на контакт со сверстниками и педагогами. Развитие интеллекта не соответствует возрастной норме: внимание произвольное, понимание инструкций взрослого не сразу, слабо развита активная речь ребёнка, имеются дефекты речи, скудный словарный запас. Низкая осведомленность в областях окружающего мира, не умеет устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, выделять главное.

Мальчику свойственны слабо развитое воображение, слабое использование мимики, жестов, речи.

Познавательная активность средняя: любит рисовать, не любит выполнять задания на логику, рассказывать по картине. Хорошая координация движений, крупная и мелкая моторика.

В поведении Алёши — стремится придерживаться правил и социальных норм. Переживает из-за того, как его оценят взрослые, старается оправдать их ожидания.

Необходимо проводить специальную работу по дальнейшему развитию способностей ребенка, объединяя усилия музыкального руководителя, воспитателей, родителей.

Индивидуальная программа развития ребенка

Актуальность: уровень освоения программы по развитию речи ниже среднего.

Цель индивидуального маршрута:

способствовать формированию грамматически правильной речи, её активизация и обогащение.

Задачи индивидуального маршрута:

1. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

2. обогащение активного словаря ребёнка;

3. развитие речевого творчества;

4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

5. знакомство с книжной культурой, детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

6. формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

7. реализация самостоятельной творческой деятельности;

Работа воспитателей группы с ребенком

Дата Индивидуальная работа Самостоятельная деятельность Работа с родителями

Упражнения для развития фонематического слуха и развития артикуляционного аппарата: «Оркестр»,

артикуляционная гимнастика Создать условия для игры с другими детьми «Оркестр», «Что звучит?»

(музыкальные инструменты, мешочек или коробочка)

Рекомендовать маме Алёши проговаривать дома скороговорки и проведение самомассажа в домашних условиях

(картотека № 4, №5)

Подбирается лексический материал:

— слова обозначающие предметы;

— слова обозначающие качества и свойства предметов;

— слова обозначающие различные действия

Игра «Картина- корзина»,

«Давай искать на кухне слова».

Создать условия для игр с дидактическим материалом в речевом уголке

(разместить дидактический материал к игре «Назови одним словом» и «Найди точное слово») Рекомендовать игры для обогащения словаря

«Давай искать на кухне слова»

февраль Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Самомассаж кистей и пальцев рук, завязывание шнурков, застёгивание пуговиц и замков, опознание предметов на ощупь, лепка из пластилина,

Перекатывание карандаша с гранями между пальцами Создать условия для развития мелкой моторики

(варежки с пуговицами, ребристые карандаши, пластилин, шнуровки и т. д.) Рекомендовать дома самомассаж с помощью массажного мяча.

Март-апрель Развитие словесного творчества

«Карты на стол»

«Начало и конец» Создать условия для игр

Зачем детям — детский сад? Родителям? Воспитателям? Другим сотрудникам? Познако

-мить маму Алёши с рекомен-

дациями Дж. Родари, который предлагал приемы развития словесного творчества детей.

Май Упражнения на формирование грамматических умений и навыков.

Пересказ текста по вопросам,

Игра «Один – много», «Почини сломанные игрушки», «Накорми животное», «Кто самый наблюдательный»,

Разместить в речевом уголке сюжетные картинки для составления рассказа и дидактического материала к играм

«Накорми животное», и др. Предложить родителям картотеку игр и упражнения на формирование навыков словообразования

(картотека №2)

Ожидаемый результат работы воспитателей с ребенком

В результате проведенной работы наблюдается повышение общих интеллектуальных умений, обогащение активного словаря ребёнка, развитие речевого творчества, овладение коммуникативными навыками общения со сверстниками, развитие звуковой и интонационной культуры речи, развитие связной речи.

Динамика развития (сентябрь, октябрь):

на начальном этапе мониторинга показатели фонематического слуха находились на низком уровне, т. е. нарушено звукопроизношение 3-5 звуков. Речь, мимика и пантомимика были невыразительны. Замечены ошибки в различении звуков родного языка. После проведения индивидуальных занятий с воспитателем и работы родителей по рекомендациям, показатели развития фонематического слуха улучшились, т. е. сейчас нарушено произношение 2-3 звуков. Ребёнок обладает достаточно выразительной речью, мимикой и пантомимикой.

Индивидуальная карта развития ребенка Индивидуальная карта развития ребенка ___ Ф. И ребенка МБДОУ д/с общеразвивающего вида №31 «Родничок».

Карта индивидуального образовательного маршрута по музыке (младшая группа) КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА РЕБЕНКА Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», направление «Музыка».

Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника (для детей 4–5 лет) Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника (для детей 4 – 5 лет). Образовательные области Цели-результаты Задачи.

Карта индивидуального роста, как инструмент формирующего оценивания. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, – перенос акцента с предметных знаний, умений и.

Конспект индивидуального коррекционного занятия для ребенка 4–5 лет с задержкой психического развития Цель: пробуждение познавательной и творческой активности ребенка. Задачи: -закрепить знания о диких животных. -формировать умение соотносить.

Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013.

Положение о системе оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС до ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № ___ от «__»___ 2016 г. УТВЕРЖДАЮ Заведующая МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного.

Психолого-педагогическая диагностика индивидуального развития детей Психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) индивидуального развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного.

Создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для развития связной, диалогической и монологической речи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская.

источник

Не все дети любят ходить в детский сад и начальную школу. В первую очередь, это связано с тем, что основа образовательного процесса ориентирована на среднестатистических детей, чье здоровье полностью соответствует возрасту. По этой причине некоторые воспитанники (ученики), имеющие отклонения в развитии, не могут раскрыться в окружающем их обществе. Решением этой проблемы стало введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который устанавливает новый подход к современной системе образования и позволяет применять всевозможные педагогические средства для успешного развития детей.

Главная задача воспитателей и учителей — создать приемлемую обстановку для самореализации каждого из обучающихся. Решением поставленной задачи является регулярное, полноценное заполнение индивидуальной карты развития ребенка по ФГОС, с помощью которой можно создать все условия для социализации и личностного формирования, а также для эмоционального, интеллектуального, общефизического и творческого развития личности.

В дошкольном детстве (в возрасте от 3 до 7 лет) происходят активные психические изменения и формируются важнейшие личностные качества, от которых зависит вся дальнейшая общественная жизнь человека. Процесс развития происходит непрерывно, поэтому особое влияние на дошкольника оказывают как члены семьи, так и воспитатели в детском саду. На сегодняшний день в ДОУ практикуют составление и ведение электронных индивидуальных карт развития. Электронная карта индивидуального развития ребенка дошкольника по ФГОС позволяет родителям вносить свои корректировки в работу воспитателей, а также самостоятельно, в домашних условиях заниматься с ребенком тем, что он осваивает хуже всего.

Индивидуальная карта развития ребенка в ДОУ – это документ, содержащий всю информацию об успеваемости воспитанника и о его достижениях. Если дошкольник имеет психические отклонения, это также отмечается в индивидуальной карте развития ребенка ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).

Читайте также:  Бронхиальная астма у детей лечение анализы

Карта история развития ребенка имеет несколько разделов, заполнением которых занимаются ответственные воспитатели, медицинские работники и педагоги. Например, раздел “Физические изменения” заполняет инструктор по физической культуре, тот который непосредственно занимался с дошкольником на протяжении рассматриваемого промежутка времени, раздел “Психика” заполняет психолог, “Маршрут (ИОМ)” — воспитатели.

Примечание. ИОМ – Индивидуальный образовательный маршрут.

Заполненная карта индивидуального развития ребенка — документ, в котором расписаны данные дошкольника по определенным требованиям. В диагностические карты индивидуального развития ребенка обязательно включают следующие разделы: общие сведения, физические и психические изменения, образовательные достижения и успеваемость, предпосылки к творчеству, ИОМ, реализация ИОМ, уровень готовности к школьному обучению.

Данные о воспитаннике и его семье — название образовательного учреждения, период обучения, номер группы, кто воспитатели (преподаватели), какие дополнительные занятия посещал воспитанник, а также его увлечения, интересы, достижения, сведения о родителях и о домашних условиях (где спит, играет, занимается, обеспечен ли всеми необходимыми развивающими игрушками и т.д).

Данные физического изменения дошкольника (рост, вес) заполняются ежегодно (в возрасте 2-3 лет, 3-4 года, 4-5, 5-6 и 6-7 лет) в начале или конце учебного года, также должны быть вписана группа здоровья, наличие/отсутствие острых и хронических заболеваний. При поступлении карта развития ребенка дошкольника заполняется частично, например, указывается степень адаптации к дошкольному учреждению.

При наличии уроков физкультуры и во время проведения спортивных соревнований (бег, прыжки, метание, гибкость, выносливость) учитываются не только с какой скоростью бежал ученик, но и как вел себя при этом. Например, при сдаче норматива “бег 30 м” отмечается результат забега, а также следил ребенок за дыханием или нет, отвлекался на окружающих ровесников или нет.

Основные диагностируемые параметры:

  • психические процессы (мыслительные и речевые, внимательность, память);
  • личностные качества (самооценка, темперамент);
  • степень общительности (со взрослыми, со сверстниками, а также статус в группе — лидер или агрессор).

Достижениями воспитанника в детском саду можно назвать как его хорошую память, так и умение постоять за себя в группе. Чаще всего в индивидуальной карте прописаны не только области развития, но и подробно составлены их подразделы. Образец заполнения карты индивидуального развития ребенка:

Наименование области развития Подразделы Пример комментария воспитателя
1 Речевая Объем словарного запаса, наличие связной разговорной речи, восприятие литературы Может рассказать сюжет из сказки
2 Познавательная Окружающий мир, ФЭМП, исследовательская деятельность Знает окружающий социальный мир и мир природы, отличает куб от шара, отличает цвета, логически размышляет
3 Коммуникативная Социализация, труд, ОБЖ Соблюдает установленные правила, соблюдает чистоту на своем месте, хорошо контактирует с воспитателями и сверстниками
4 Творческая Изобразительная и конструкторская деятельность, музыка Владеет ножницами, соблюдает границы рисунка при раскрашивании, знает и называет музыкальные предметы
5 Физическая Активность, подвижность Развивается соответственно возрасту, может организовать подвижную игру

Важно! Заполненная в соответствии с ФГОС карта индивидуального развития ребенка, должна иметь подписи специалистов и даты заполнения в каждом из разделов.

Карта учета индивидуального развития ребенка в обязательном порядке должна содержать подробный образовательный маршрут, результаты корректировки поведения, и рекомендации для дальнейшего школьного обучения.

Невозможно составить правильный маршрут при единичном общении с дошкольником. Для грамотного корректирования ИОМ важно определить временные промежутки для оценивания результатов и диагностирования выбранных воспитателями методик. Например, Карта индивидуального развития дошкольника впервые заполняется при зачислении малыша в детский сад, в возрасте 3-4 лет. Информация о том, как повел себя ребенок в первые дни посещения дошкольного учреждения записываются единожды. Следующие данные вносят после определенного промежутка времени, через неделю или месяц, где уже указываются первые достижения дошкольника и его слабые стороны. Например, если ребенок не умеет раскрашивать картинки – это его слабая сторона, и чтобы ее развить, ему необходимо уделять больше времени на эту деятельность. Составляется индивидуальный план занятий, в котором указывается, что воспитанник должен 2-3 раза в неделю заниматься с раскраской.

Для реализации индивидуального маршрута и для получения положительных результатов в карте должны быть установлены следующие параметры:

  1. Периодичность (ежедневно, один, два или три раза в неделю). Например, ежедневно проговаривать «Скажи, как называется», «Угадай и скажи, кто какие произносит звуки». Беседы по темам недели и закрепление пройденного материала, повторение в домашних условиях.
  2. Рекомендации и формы общения с дошкольником, например, для формирования статуса в группе отдавать ребенку лидирующие роли в играх.
  3. Результаты (описание положительной динамики или ее отсутствия).

Индивидуальная карта психологического развития ребенка, составленная по ФГОС, необходима для выявления и своевременного корректирования психоэмоционального состояния дошкольника. Они помогают воспитателям и учителям оказывать своевременную помощь детям, прогнозировать появление психических заболеваний и способствовать успешной адаптации к урокам в общеобразовательной школе.

Индивидуальные карты развития ребенка в школе аналогичны картам ДОУ. Их назначение – резюмирование данных об учениках, полученных педагогами путем наблюдений, грамотного прогнозирования и составления плана школьной деятельности. В школе особое внимание уделяется следующим направлениям:

  • освоение основ школьной программы;
  • возрастные достижения;
  • социализация и отношения со старшими людьми (педагогами);
  • общая физическая подготовка;
  • склонность к творчеству.

Главное отличие школьных индивидуальных карт — упор на успеваемость учеников, их воспитание и социальное становление. Так как основы психики человека формируются в дошкольном детстве, во время обучения в школе педагоги могут только корректировать и направлять ученика, опираясь на ИОМ, но изменить его психические характеристики уже невозможно.

источник

Важно! В конце статьи представлен видеосеминар на тему «Организация работы психолого-педагогической службы»

В современных условиях, требующих постоянного повышения качества образования, становится важна индивидуализация обучения, возможность оценки индивидуальной подготовки школьника.

Это система психологических и педагогических воздействий педагога на ученика, направленная на выявление уровня мотивации и повышение эффективности обучения. Она позволяет добиться того, чтобы школьнику было легче учиться, чтобы он меньше уставал, достигал лучших результатов в соответствии со своими возможностями.

Попробуй бесплатно! Учебная программа «Менеджмент, экономика и управление качеством в ОО». За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Данная система предполагает повышение качества обучения каждого ученика благодаря: опоре на личностные и познавательные ресурсы обучающихся, т.е.:

  • актуализации их на уроке;
  • созданию условий для развития познавательного интереса или личностных качеств;
  • минимизации последствий познавательных и личностных ограничений обучающихся.

Личностные и познавательные ограничения — это качества, которые могут мешать школьнику учиться на уровне своих возможностей, блокировать его стремление к высокому учебному результату.
Индивидуализация обучения предполагает знание педагогами индивидуального и познавательного стиля (ИПС) обучающихся.

Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

ИПС проявляется в следующих аспектах:

  • форма, в которой ученик оперирует информацией (язык познавательных процессов — образы, символы, слова);
  • «путь», которым обрабатывается информация (логика, интуиция, ассоциативные связи);
  • скорость обработки информации;
  • время и условия осуществления полноценной познавательной деятельности;
  • способ и эффективность управления процессом познавательной деятельности;
  • распределение продуктивных и репродуктивных видов познавательной деятельности;
  • условия и способы преодоления неудач и достижения целей;
  • условия и факторы, влияющие на повышение или снижение познавательной активности.

Индивидуализация осуществляется по трем основным линиям: учебное взаимодействие, организация учебного времени обучающихся и формы учебных заданий. Индивидуализация обучения необходима на всех этапах урока — при опросе для проверки домашнего задания, объяснении нового материала.

Необходимо отличать индивидуализацию от дифференциализации обучения. Последняя определяет трудность или легкость, уровень доступности задания. Разные формы заданий при дифференциализации направлены на изменение уровня трудности, при индивидуализации — на повышение эффективности выполнения учебных заданий.

Индивидуальная карта развития учащегося ребенка составляется по следующей схеме:

1. Сотрудник психологической службы проводит диагностику личностных и познавательных особенностей обучающихся, организует информационные встречи с детьми, родителями, классруками. На основании полученной информации составляется карта индивидуального развития ребенка по установленной форме.

2. Сотрудник психологической службы и классруки совместно проводят подготовку к консилиуму, разрабатывают рекомендации по классу и отдельным обучающимся.

3. На консилиуме учителя-предметники знакомятся с рекомендациями по классу и отдельным обучающимся.

4. В случае возникновения учебных и поведенческих трудностей на уроке у отдельных обучающихся учителя-предметники обращаются к рекомендациям, представленным индивидуальной карте учащегося.

При недостаточности информации в индивидуальной карте развития учащегося ребенка учителя-предметники делают запрос педагогу-психологу с просьбой:

  • выяснить причину этих трудностей;
  • разработать рекомендации по оптимизации обучения и учебного взаимодействия;
  • пригласить родителей для совместного консультирования в целях координации действий;
  • найти литературу для повышения эффективности преподавания в данном классе;
  • помочь в установлении эффективного взаимодействия с учеником.

5. Классрук и педагог-психолог осуществляют наблюдение за тем, как учителя-предметники организуют индивидуальный подход на уроках.

Учителям-предметникам удобно пользоваться не индивидуальная карта учащегося, а картами класса.

Как составляется карта индивидуального развития ребенка можно посмотреть в представленных образцах.

  • Фамилия, имя: Семенов Саша.
  • Тип нервной системы: слабый.
  • Доминирующее полушарие головного мозга: левое.
  • Темп деятельности: в начале учебного дня — резкий максимальный скачок, в середине первой половины дня — резкий спад темпа деятельности, к концу первой половины дня — небольшой подъем, к началу второй половины дня — снижение, к концу дня темп деятельности повышается.
  • Утомляемость и работоспособность: из-за резких скачков темпа деятельности утомляемость наступает быстро, время наибольшей работоспособности — первая половина дня, иногда — самоподготовка.
  • Ведущая репрезентативная система: аудиальная, кинестетическая.
  • Мотивация к обучению: средняя.

Уровень сформированности познавательных процессов:

  1. Умение выполнять инструкции — очень низкий уровень.
  2. Математические способности (умение выполнять математические действия, выявлять закономерности и, исходя из них, прогнозировать) — низкий уровень.
  3. Вербальное мышление (выявление связей между понятиями, нахождение подобных понятий, анализ и синтез понятий, структура языка) — ниже нормы.

Личностно-коммуникативные особенности:

  1. Положение в классе — пренебрегаемый.
  2. Уровень тревожности в школе — повышается в ситуациях, когда Саша испытывает сильное чувство одиночества, когда ему не хватает тепла и поддержки взрослых.

Рекомендации психолога, представленные в карте индивидуального развития ребенка:

  1. Для выравнивания темпа деятельности необходимо избегать высоких нагрузок в начале учебного дня. Вместе с тем это наиболее удачное время для контрольных работ. Необходимо обучать работе по инструкции: просить мальчика повторить, составить алгоритм или план работы. Полезны дополнительные занятия по развитию мышления. Мотивацию к обучению можно повышать, апеллируя к взрослости мальчика, а также демонстрируя уверенность в его успехе.
  2. Необходимо проявлять интерес к успехам Саши и отмечать его достижения как в учебе, так и в других сферах, с ней не связанных, особенно в присутствии родителей. В случаях эмоциональных срывов переключать внимание, например, попросить мальчика помыть доску или сходить за мелом. Полезно в такие моменты, чтобы взрослый с ним разговаривал тихо или же использовал юмор.

Психолого-педагогические рекомендации (урок, самоподготовка):

  1. Объем домашнего задания. В связи с быстрой утомляемостью необходимо учить мальчика тщательно планировать выполнение домашнего задания.
  2. Устные предметы. Саше полезно использовать наглядные образы при ответах.
  3. Письменные предметы. Из-за слабого внутреннего контроля мальчику требуется внешний контроль взрослых.
  4. Табу (категорически запрещено). Нельзя игнорировать любое поведение Саши, важно понять, что именно он этим поведением хочет сказать.
  5. «Предвестники бури» — поведенческие признаки последующего эмоционального взрыва. В ситуациях сильного эмоционального возбуждения может громко кричать, драться, отказываться выполнить любые просьбы, ругаться.
  • Фамилия, имя: Иванов Гриша.
  • Тип нервной системы: средний.
  • Доминирующее полушарие головного мозга: правое.
  • Темп деятельности: в начале учебного дня — максимальный резкий скачок, к середине первой половины дня происходит резкий спад темпа, который длится до конца дня.
  • Утомляемость и работоспособность: работоспособность сохраняется в первой половине дня.
  • Ведущая репрезентативная система: визуальная.
  • Мотивация к обучению: средняя.

Уровень сформированности познавательных процессов:

  1. Умение выполнять инструкции — ниже нормы.
  2. Математические способности (умение выполнять математические действия, выявлять закономерности и, исходя из них, прогнозировать) — ниже нормы.
  3. Вербальное мышление (выявление связей между понятиями, нахождение подобных понятий, анализ и синтез понятий, структура языка) — в норме.

Личностно-коммуникативные особенности:

  1. Положение в коллективе — популярный.
  2. Уровень тревожности в школе — в норме, но может повышаться в ситуациях предъявления себя перед классом и выражается в агрессивном поведении по отношению к одноклассникам.

Рекомендации психолога, представленные в карте индивидуального развития ребенка:

  1. Необходимо обучать работе по инструкции: просить мальчика повторить, составить алгоритм или план работы. Целесообразны дополнительные занятия по развитию мышления. Полезно повышать учебную мотивацию через демонстрацию успехов мальчика классу и вызывание у сверстников одобрения его учебных успехов.
  2. Поддерживать начинания Гриши, отмечать успехи перед классом, возлагать на него ответственность за выполнение какого-либо задания и поддерживать проявления мужского начала.

Психолого-педагогические рекомендации (урок, самоподготовка):

  1. Объем домашнего задания. Способен выполнять полный его объем, но индивидуально (без помощи друзей) и при тщательном контроле взрослого.
  2. Устные предметы. При их подготовке необходимо несколько раз проговаривать вслух прочитанное взрослому (учителю).
  3. Письменные предметы. Необходимо учить мальчика планировать выполнение заданий, поощрять правильно сделанное.
  4. Табу (категорически запрещено). Оставлять без внимания пошлые шутки в адрес девочек (важно показать Грише, как он выглядит в этот момент со стороны).
  5. «Предвестники бури» — поведенческие признаки последующего эмоционального взрыва. Не наблюдаются.
  • Фамилия, имя: Петров Вася.
  • Тип нервной системы: средне-слабый.
  • Доминирующее полушарие головного мозга: амбидекстр (лево-право).
  • Темп деятельности: максимальный скачок в начале учебного дня сменяется спадом темпа деятельности до середины второй половины дня, затем происходит небольшой подъем и далее окончательный спад темпа деятельности.
  • Утомляемость и работоспособность: несмотря на резкие подъемы и спады темпа сильной утомляемости в течение дня не наблюдается.
  • Ведущая репрезентативная система: аудиальная.
  • Мотивация к обучению: очень высокая.

Уровень сформированности познавательных процессов:

  1. Умение выполнять инструкции — в норме.
  2. Математические способности (умение выполнять математические действия, выявлять закономерности и, исходя из них, прогнозировать) — в норме.
  3. Вербальное мышление (выявление связей между понятиями, нахождение подобных понятий, анализ и синтез понятий, структура языка) — в норме.

Личностно-коммуникативные особенности:

  1. Положение в коллективе — популярный.
  2. Уровень тревожности в школе — повышается в ситуациях, в которых Васе необходимо отстаивать свое достоинство и право на собственное мнение, а также при ответе у доски перед классом на уроке.
Читайте также:  Болит горло у детей анализы

Рекомендации психолога, представленные в карте индивидуального развития ребенка:

  1. Познавательная сфера не требует дополнительных воздействий.
  2. Полезно на уроках по возможности давать мальчику творческие задания, результат которых необходимо предъявлять перед классом. Можно привлекать его к участию в мероприятиях класса, связанных с рисованием или украшением кабинета, т. е. давать задания, где он может проявить свои творческие способности.

Психолого-педагогические рекомендации (урок, самоподготовка):

  1. Объем домашнего задания. Способен выполнять полный объем после продолжительного активного отдыха.
  2. Устные предметы. Мальчику необходимо тренироваться перед публичными устными ответами, к примеру, воспроизводить пройденный материал в присутствии других людей (учителей, одноклассников).
  3. Письменные предметы. Давать возможность выполнять задания своим способом.
  4. Табу (категорически запрещено). Говорить при одноклассниках: «Ты, Вася, как всегда, молодец, ты справился лучше всех!»
  5. «Предвестники бури» — поведенческие признаки последующего эмоционального взрыва. Не наблюдаются.

1. Тип нервной системы (НС) и работоспособность

В классе преобладают средне-слабый (35%) и слабый (35%) типы НС. Значительная часть класса (47%) способна выдерживать нагрузку только в первой половине дня. Для профилактики преждевременного утомления учеников со средне-слабым типом НС не допускать неожиданного изменения распорядка дня. Необходимо четко выполнять режимные моменты, заранее сообщать об изменениях в распорядке дня.
Для учеников со слабым типом НС (35%) характерны быстрая утомляемость и снижение работоспособности в течение всего учебного дня . Для таких учеников очень важны позитивные отношения с учителем. Отрицательное оценивание может вызывать психосоматическое реагирование на учебные трудности. Для профилактики быстрой истощаемости и психосоматических проявлений желательно спрашивать учеников в начале урока, учебного дня, недели. Создавать спокойную обстановку, по возможности избегать перевозбуждения. По возможности поощрять, эмоционально поддерживать во время контрольных мероприятий.

Ученики со средним типом НС (7%) способны продуктивно работать только одну часть дня (первая или вторая половина), затем происходит снижение работоспособности до минимума.
При равномерном распределении нагрузки в течение дня 20% учеников способны сохранять работоспособность на протяжении всего учебного дня.

Необходимо учитывать, что у 20% учеников работоспособность снижается к середине первой половины дня; у 7% — эффективна первая половина дня, а сильная утомляемость наступает к середине дня.

2. Познавательная сфера

Тип репрезентативной системы (РС).
Ведущая система восприятия информации (64% учеников) -аналитическая. Для данной категории учеников характерно доказывать, аргументировать, убеждать, спорить, дискутировать. Эффективнее усваивается материал, если он логичен, имеет доказательную базу, аргументирован.

Кинестетический тип — 42%. Для этой категории учеников характерно стремление к двигательной активности на уроке (крутить ручку, листать тетрадь, перебирать подставку и т. д.). Необходимо в допустимых пределах разрешать. Эффективнее усваивают материал, когда делают что-либо: строят, чертят, рисуют и т. д.
Аудиальная (восприятие информации в виде знаков) и визуальная (восприятие информации в виде зрительных образов) РС — ведущие у 28 и 7% учеников соответственно. При аудиальной РС эффективно повторение вслух, чтение вслух, проговаривание слов, дискутирование по теме и т. д. При визуальной РС эффективно в обучении использовать наглядные материалы (схемы, таблицы, картины, фильмы и т. д.).

Четко выполнять инструкции и действовать по указаниям учителя (учебника) способны 72% учеников; 28% — испытывают затруднения при выполнении заданий по инструкции.

Вербальное мышление — в норме у 85% учеников. Низкий уровень — у 16%. Для развития вербального мышления эффективно использование схем, графиков; для решения задач целесообразно применять алгоритмы,проговаривать условия задания.

3. Социальная сфера

Характерные черты — демонстративность, стремление к эффектности, необычности, конкуренция в самовыражении и привлечении внимания к себе.
Сильная сторона класса — высокий творческий потенциал и желание его реализовывать.
Особенность коллектива — хорошая интуиция. Ученики четко разделяют взрослых на искренних и неискренних. Иногда лучше высказать им что-то резко и открыто, чем рассуждать о морали. Класс живо реагирует на примеры взрослых из собственной жизни или другие жизненные примеры. В коллективе полезно проводить диспуты, дискуссии.

Эмоциональный фон класса характеризуется неустойчивостью, высоким уровнем чувствительности, острыми эмоциональными реакциями на ситуации, которые воспринимаются как несправедливые.
В классе много лидеров, конкурирующих за влияние, что приводит к частым сменам социальных ролей и перестройке взаимоотношений.

Авторитетом для данного коллектива выступает последовательный, четкий, справедливый, уравновешенный, не заражающийся бурными эмоциями, передающимися от класса, взрослый. Сводная карта индивидуальных психологических параметров 9-го класса для учителя-предметника.

Скачать карту в большем разрешении могут авторизованные пользователи в конце статьи.

Организация работы психолого-педагогической службы

Ольга Дониченко, директор окружного центра МПП сопровождения

источник

Общий вывод

В стадии формирования память, мышление, коммуникативные качества

Развитие психических процессов соответствует возрасту

Развивать психические процессы: память, мышление: учить навыкам взаимодействия другими детьми

Психические процессы сформированы. ребенок вступает в контакт с детьми и взрослыми

Условные обозначения: низкий уровень 1б),ниже среднего(2б), средний (3б), выше среднего (4б),высокий (5б)

4.СВОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДОСТИЖЕНИИ РЕБЕНКОМ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ООП ДО ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ

Фамилия, Имя ребенка:Заварзин Степан

Группа № 7 подготовительная к школе

Воспитатели: Денисова Н.Д. Растрепина Л.В.

ДИАГНОСТИКА ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКОМ ПЛАНИРУЕМЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ООП ДО

( ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

2014-2015 начало года

2014-2015 конец года

Речевое развитие

затрудняется составлять рассказы по картине

составляет связанный рассказ по картине

не определяет место звука в слове

имеет богатый словарный запас

торопится ,не последовательно излагает свои мысли

любит пересказывать сказки

Подготовка к обучению грамоте (подгот. группа)

Недостаточно сформировано умение различать на слух и в произведениях все звуки родного языка

умеет делать звуковой анализ слова

любит слушать и рассказывать сказки

с выражением читает стихи

Познавательное развитие

Окружающий мир

путается в названии предприятий города

закрепил знания о родном городе

Ознакомление с предмет. миром

Не классифицирует предметы

имеет представления об обобщающих словах

Ознакомление с миром природы

имеет слабое представление о полевых цветах

разобрался с классификацией растений

уважительно относится к старшим

сформированы представления о патриотизме нашего народа в ВОВ

Не владеет прямым и обратным счетом,

любит решать и составлять задачи

Ориентировка в пространстве и времени

затрудняется определить положение предмета в пространстве

определяет части суток , дни недели,времена года.

сравнивает предметы по величине

различает и называет геометрические фигуры

Позн-иссл. деят.

различает жанры изобразительного искусства

Логическое мышление, д/игры

любит придумывать небылицы

Социально-коммуникативное развитие

ребенок контактирует не со всеми детьми

самостоятельно поддерживает порядок в группе

помощь оказывает с удовольствием

соблюдает элементарные правила поведения в детском саду

знает и соблюдает элементарные правила в природе

Художественно- эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

закрашивает предметы не аккуратно, работать над техникой закрашивания

различает жанры изобразительного искусства

владеет приемами лепки, но не прилагает к этому старания

любит создавать изображения по замыслу

Прикладное творчество

предпочитает природный материал

создает поделки из природного материала

Констр-модел.деятельность

с удовольствием строит из любого конструктора

развито творческое воображение

развивать музыкальный слух

знает и называет музыкальные инструменты

Физическое развитие

приучать самостоятельно организовывать подвижные игры

развитие соответствует возрасту

обращать внимание на особенности его здоровья и организма(мне нужно носить очки)

знаком с ТБ в спортивном зале

Не развито внимание, не сформировано умение определять место звука в слове, не общителен

Внимание более устойчивое, речь сформирована, с деть пытается дружить

Рекомендации

Продолжать формировать речевое развитие

развитие соответствует возрасту

Подпись педагогов

Условные обозначения: низкий уровень 1б),ниже среднего(2б), средний (3б), выше среднего (4б),высокий (5б)

5.Карта сформированности предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования

Фамилия, Имя ребенка: Заварзин Степан

Группа № 7 подготовительная к школе

Воспитатели: Денисова Н.Д. Растрепина Л.В.

Здоровье и двигательная активность

соблюдает элементарные правила приема пищи

соблюдает правила гигиены

Целевые ориентиры

не ориентируется на листе в клетку

навыки сформированы соответствуют возрасту

не со всеми поддерживает контакт

на равных общается со сверстниками

с удовольствием выполняет ведущие роли на праздниках

Не всегда умеет договариваться

поддерживает контакт со взрослыми

Способность к построению речевого высказывания

затрудняется в подборе слов определений

соответствует возрастной норме

Представление о себе, об окружающем мире

Знает членов семьи, недостаточны знания о родном городе, символике

Любит свой город, знает адрес, свою родословную

ребенок не коммуникабельный, не сформирован интерес к художественной литературе, бедный словарный запас

знания и умения сформированы

развивать глазомер, умение орентироваться на листе в клетку, формировать речь, учить строит отношения с детьми

Условные обозначения: низкий уровень 1б),ниже среднего(2б), средний (3б), выше среднего (4б),высокий

6.Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

на первое полугодие 2014-2015 учебного года

Фамилия, Имя ребенка: ЗаварзинСтепан

Группа № 7 подготовительная к школе группа

Воспитатели: Денисова Н.Д..Растрепина Л.В..

Актуальность: имеет средний уровень развития по образовательной области: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», не сформированы коммуникативные качества

Цель:Повысить уровень освоения программы по образовательной области «Речевое развитие», « Художественно – эстетическое развитие» , статус в группе

Формировать интерес к художественной литературе

Развивать и обогащать фонематический и лексико – грамматический строй речи Развивать продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация)

Приобщать к изобразительному искусству

Формировать навыки общения, развивать память

Реализация индивидуального маршрута

Время проведения

Рекомендации, формы работы с ребенком

Результат работы

Д/и «Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешочке» («Волшебный мешочек»), «Угадай, что я делаю», «Скажи, что звучит», «Как звенит колокольчик», «Угадай и скажи, кто как кричит». Беседы по темам недели и закрепление пройденного материала. Чтение сказок Пушкина А.С. , Жуковского В.А. и др. писателей.

Наблюдается положительная динамика в развитии. На середину года имеет уровень развития выше среднего. Стал больше интересоваться художественными произведениями, развился и обогатился лексико-грамматический и фонематический строй, начал аккуратно и ровно закрашивать предметы.

Экспериментирование с водой, песком и снегом, природным и бытовым материалом.

Игры: «Кто закончит правильно предложение», «выбери нужную картинку», «Отгадай загадки» «Замкни цепочку»,

Лепка предметов с использованием приемов прищипывания (ушки у кошки), оттягивания. Игровое упражнение « Ощупай и слепи», «Режем прямо» . Закреплять приёмы вырезывания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, завитков в разных направлениях.

Подвижные игры («Охотник и зайцы», «Хитрый лис», « Ловишки» ) В играх давать ведущие роли, отрабатывать силу броска набивного мяча

Настольные игры (мелкий конструктор).

Дидактические,, подвижные игры по выбору В сюжетно-ролевых играх давать ведущие роли.

Дид. Игры на внимание, релаксация, сказкотерапия, упражнения на внимание

Повысился уровень развития внимания, концентрации и переключения. Ребёнок справляется с заданиями математического характера, логическими задачами.

Дид. Упражнение «Гусеница», «Чей домик?» заучивание чистоговорок на звук «Ш»

Звуки поставлены, речевое развитие в норме

Уровень готовности к школьному обучению

.(Для групп подготовительного к школе возраста)

Вид готовности

Уровень ( с краткими комментариями)

Освоил основную образовательную программу ДО

источник

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Выбранный для просмотра документ pedagogicheskaya_diagnostika.doc

Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных — задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста.

Нынешнее поколение людей живет в постоянно и быстро меняющемся мире, что обуславливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах жизни. Поэтому реформы образования – это не только государственное требование и условие развития общества, но и важнейшее условие выживания каждого человека, страны.

(Слайд 2 ) Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики. Проведение педагогической диагностики индивидуального развития детей предусматривается также авторами основных образовательных программ дошкольного образования, в частности в программах: «От рождения до школы», «Истоки» , «Детство» , и ряде других образовательных программ.

Для начала проведем сравнительный анализ Системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы по мониторингу и педагогической диагностики ФГОС.

(Слайд 3) Сходства и различия Мониторинга результативности образовательной деятельности и педагогической диагностики .

система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.

Педагогическая диагностика — это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка.

(Слайд 4) в первом случае предполагает

— постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения ;
изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

Изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности;

— понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем (ожидаемый результат).

1. Определение объекта мониторинга.
2. Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.
3. Обработка и анализ ин-формации из существующих источников.
4. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.
5. Принятие решения об изменении деятельности.

Первый этап — проектировочный. Определение целей и методов диагностики.

Второй этап — практический. Проведение диагностики. Определение ответственных, обозначения времени и длительности, способов фиксации.

Третий этап — аналитический. Анализ полученных фактов.

Четвертый этап — интерпретация данных. Этот основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития.

Пятый этап — целеобразовательный. Предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.

— система координат или контрольные точки сравнение с которыми будет даваться характеристика динамики развития объекта;

— сбор необходимой информации через: опросы, анализ, наблюдение (систематическое, случайное, стандартизированное и т. д.) и другие методы исследования;

Читайте также:  Бланк анализа на энтеробиоз у детей

карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка.

Разработать НО Инд Образ Марш может разрабатываться не на всех детей: на детей с проблемами в развитии и на детей, с опережающим развитием.

Мониторинг уровней освоения Программы проводится 2 раза в год (промежуточный, итоговый, по показателям и критериям, представленных интегративными личностными качествами по возрастным группам).

Проводится во всех возрастных группах. Периодичность педагогической диагностики устанавливается образовательной организацией (ст.28 ФЗ «Об образовании в РФ»)

В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т.е верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

(Слайд 8) И так, что такое Педагогическая диагностика.

Педагогическая диагностика — это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка.

(Слайд 8) Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка. На основании этой информации, разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.

Очень часто родители дошкольников задают вопросы: для чего проводится обследование дошкольников и есть ли необходимость в нем? Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое обследование дошкольников — важно для каждого ребенка, педагоги детского сада стараются предупредить возможные проблемы в обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает отличные результаты.

(Слайд 9) Принципы диагностического обследования

принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.

принцип доступности диагностических методик и процедур – наглядность становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками)

Последний принцип проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.

Понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: Существенным является не столько то, чему ребёнок уже научился, столько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребёнка в плане овладения тем, чем он ещё не владеет, но может овладеть с помощью и при поддержке взрослого.

(Слайд 10) В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются:

— изучения продуктов деятельности детей

Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдение длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.

Наблюдение за ребёнком должно осуществляться в естественных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «очень хорошо!», « ты молодец!», « я вижу у тебя всё замечательно получается!». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать в зависимости от возраста от 10 до 20 минут.

(Слайд 11) Очень важно при обследовании дошкольников придерживаться «правил» педагогического диагностирования.

Обследование дошкольников: — проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда);

— Условия проведения диагностики должны соответствовать СанПиН.

— обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная.

— с ребенком работает один взрослый.

— не рекомендуется: спешить с подсказкой, торопить ребенка; показывать свое неудовлетворение, неудовольствие; подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка;

— обследование проводится обязательно в игровой форме и в привычной для дошкольника обстановке. Недопустимо использование для диагностического обследования медицинского кабинета, административных кабинетов;

— диагностические процедуры не должны быть слишком длительными, учитывая особенности работоспособности детей каждого возраста.

— нельзя заставлять ребенка, если он не желает что — то делать, лучше отложить диагностику.

(Слайд 12) На основании полученных результатов в начале и середине года воспитатели не только конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка. В конце учебного года – сначала итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год. Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся в диагностическую таблицу.

Реализация всех программ дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей, через проведение педагогической диагностики. Рассмотрим и сравним как отражается раздел педагогической диагностики в разных образовательных программах дошкольного образования.

(Слайд 13)Программа «От рождения до школы». Педагогическая диагностика рассматривается как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий, лежащих в основе дальнейшего планирования.

Проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

— коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержки контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и т.д.) ;

-познавательной деятельности (таких как — развитие детских способностей, познавательной активности);

— проектной деятельности ( например: как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

Инструментарий — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка. На основе этих карт мы разрабатываем индивидуальные маршруты.

Результаты могут использоваться исключительно для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.

(Слайд 14)Программа «Детство». Результаты могут использоваться преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

В программе «Детство» предполагается, что Педагогическая диагностика является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс.

Диагностика направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

— деятельностных умений ребенка;

— интересов, предпочтений, склонностей ребенка;

— личностных особенностей ребенка;

— поведенческих проявлений ребенка;

— особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.

Основными методами педагогической диагностики являются наблюдение и нестандартизованные беседы с детьми, а также диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка.

Слайд 34 Практическая часть.

Серии «Программно-диагностический комплекс» создано с целью организации системы управления качеством в дошкольных образовательных учреждениях и предназначен администраторам и педагогам ДОУ.

Программный продукт «Экспресс – диагностика» представляет методику экспресс-анализа и оценки детской деятельности, разработанную специалистами НГПУ им. Горького и НГЛУ им. Добролюбова (Нижний Новгород). Данная методика отличается простотой в использовании и не требует специальной подготовки. В качестве основной единицы анализа рассматривается детская деятельность во всем многообразии ее видов; игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, речевая, двигательная, трудовая деятельность.

Программно-диагностический комплекс позволяет обеспечить четкий и оперативный сбор данных о состоянии и результатах процессов воспитания и обучения, о качестве управления ими, об их направленности на раскрытие потенциальных возможностей детей. Возможности программы помогают использовать предложенные методы, при необходимости адаптируя их к особенностям своей работы или добавляя собственные методики и методики других авторов. Автоматизированная система обработки данных способствует быстрому формированию индивидуальных и групповых карт результативности, а также сводных отчетов по динамике всех показателей в течение года.

Программный инструмент данной методике состоит из следующих структурно взаимосвязанных блоков:

Блок «Профили» предназначен для внесения данных о воспитанниках и формирования списков групп.

Блок «Показатели» содержит структурированный по возрастам диагностический материал, составленный на основе методик экспресс-анализа, объектами которого являются игровая, изобразительная, трудовая и конструктивная деятельность ребенка, а также его музыкальное, физическое и речевое развитие.

Блок «Результаты» позволяет автоматически формировать диагностические карты, групповые и сводные отчеты, делать количественный и качественный анализ результативности и эффективности педагогического воздействия.

При разработке программно-диагностического комплекса авторы исходили из типичных для педагогов проблем, т. е. создавали универсальное средство, позволяющее сделать образовательный мониторинг быстрым, качественным и эффективным. Программа легко адаптируется под запросы и особенности конкретного дошкольного образовательного учреждения.

Работа с материалами, содержащимися на диске, осуществляется с помощью программной оболочки, позволяющей пользователю:

вносить данные о воспитанниках;

создавать, удалять и редактировать параметры оценки уровня развития детей;

вносить результаты наблюдений и анализа;

генерировать, распечатывать, экспортировать в офисные приложения карты результативности.

«Экспресс – диагностика» способствует экономии времени педагогов ДОУ, затрачиваемому на механическое оформление документов: составление таблиц, формирование списков детей, подсчет суммарных баллов, соотнесение баллов с оценочной шкалой и присвоение соответствующих оценок уровня развития каждому ребенку. Программа позволяет воспитателю однократно внести данные на воспитанников ДОУ или педагогов, чтобы потом за считанные минуты формировать любые списки, ведомости и отчеты. При оценке уровня развития интегративных качеств ребенка программные возможности диска позволяют автоматически проставить баллы, сверить по таблице, какому уровню этот балл соответствует, осуществить подсчет среднего балла по группе на начальном этапе обучения и в итоге учебного года и определить в процентном отношении шкалу изменений этих баллов.

по методике «Экспресс диагностики»

Игра. Определение уровня развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраст.

Методика экспресс-анализа и оценки игровой деятельности детей

старшего дошкольного возраста направлена на установление уровня развития

сюжетно-ролевой игры и использует три показателя:

1) уровень развития ролевой беседы;

2) уровень развития умения вступать во взаимодействие со сверстниками;

3) уровень развития умения вступать во взаимодействие со взрослыми.

Каждый из показателей оценивается по 4-х балльной системе.

1. Анализ уровня развития у детей ролевой беседы

Методика. Вступите в ролевую беседу с играющими детьми, задайте им

несколько вопросов по содержанию игры.

4 балла. Ребенок с удовольствием принимает взрослого в игру , разговаривает с

ним по содержанию игры. Во время беседы инициатива может на какое-то время

принадлежать взрослому, но постепенно в продолжение беседы переходит к ребенку.

Ролевая беседа содержательная, длительная.

3 балла. Принимает взрослого в игру, вступает с ним в разговор, но сам

инициативы не проявляет. Если взрослый не обращается к нему с вопросами, то

беседа прекращается. Беседа содержательная, а ее длительность зависит от взрослого.

2 балла. Вступает в ролевую беседу со взрослым, но собственной инициативы не

проявляет. Беседа не содержательная и не длительная по времени.

1 балл. Обменивается со взрослым ролевыми высказываниями. В ролевую беседу не

вступает. Часто на вопросы взрослого отвечает, одним словом.

2. Анализ умений детей вступать во взаимодействие со сверстниками

Методика. Индивидуально играющему ребенку тактично предложите пригласить в

игру сверстника. Например, посоветуйте: «Ты куда поехал (пошла)? Можешь пригласить с собой друга (подругу), вместе будет веселее».

4 балла. Ребенок с желанием приглашает в игру сверстника, понятно ставит ему

игровую задачу. В случае отказа сверстника не вступает с ним в конфликт; приглашает

другого сверстника. Совместная игра со сверстниками содержательная.

3 балла. Ребенок с удовольствием приглашает сверстника в игру, но не всегда

понятно ставит ему игровую задачу. Проявляет растерянность, если сверстник

отказывается с ним играть; в этом случае продолжает играть один.

2 балла. Проявляет готовность пригласить сверстника вместе играть, но не знает,

как это можно сделать. Требуется помощь взрослого типа («Ты подойди к нему,

улыбнись и скажи: «Пойдем со мной в лес за грибами и т.п.).

1 балл. Проявляет смущение от предложения поиграть со сверстником. Не знает,

как его пригласить. Даже после совета взрослого не хочет приглашать сверстника

3. Анализ умений детей вступать во взаимодействие со взрослыми

Методика. Обратитесь к играющему индивидуально ребенку с предложением

принять Вас в игру. Например, мальчика, который один едет на машине, попросить куда-нибудь отвезти. К девочке, играющей с куклой, придти в гостя и т. п.

4 балла. Ребенок с удовольствием вступает во взаимодействие со взрослым.

Принимает от него и сам ставит игровые задачи. Вступает в ролевую беседу.

3 балла. Вступает во взаимодействие со взрослым. Принимает от него

разнообразные игровые задачи, но сам предъявляет их лишь изредка. В игре взрослый и ребенок обмениваются ролевыми высказываниями.

2 балла. Вступает во взаимодействие со взрослым. Принимает от него игровые

задачи, поставленные в косвенной формулировке, но сам их не ставит. Игру

сопровождают отдельные ролевые высказывания.

1 балл. Нехотя вступает во взаимодействие со взрослым. Принимает от него

игровые задачи, поставленные только в прямой формулировке. Сам игровые задачи

взрослому не ставит. В игре присутствуют отдельные реплики.

Баллы, полученные ребенком по первому, второму и третьему показателю, суммируются и делятся на три. Так определяется средний балл соответствующий определенному уровню развития игровой деятельности. Если, средний балл составляет от 3,5 до 4 — деятельность оптимальна, от 2,4 до 3,4 —деятельность высокого уровня, от 1,3 до 2,3 — деятельность среднего уровня, ниже 1,2 балла — деятельность низкого уровня.

овладения детьми старшей группы игровой деятельностью

уровень развития у детей ролевой беседы

умений детей вступать во взаимодействие со сверстниками

умений детей вступать во взаимодействие со взрослыми

источник