Меню Рубрики

Анализ комплексных a детей дошкольного возраста

О российских программах дошкольного образования.

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Предлагаем вам для ознакомления российские программы дошкольных образовательных учреждений, используемые в нашем регионе.

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные(или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

Парциальные(специализированные, локальные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка.

Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

— Программа «Воспитание и обучение в детском саду» (М.А.Васильева)
— Программа «Радуга»
— Программа «Детство»
— Программа «Истоки»
— Программа «Развитие»
— Программа «Кроха»

Программа воспитания и обучения в детском саду

Авторский коллектив под ред. М. А. Васильевой, ВВ Гербовой, Т.С.Комаровой.

Созданная на основе Типовой программы воспитания и обучения в детском саду, она является адаптированным вариантом для российских детских садов.

Цель: охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всесторон­нее воспитание, обучение и подготовка к школе.

В 2004г.вышла новая Программа обучения и воспитания в детском саду. Новая Программа – то чего давно ждали практические работники дошкольных учреждений России.

Одно из её преимуществ состоит в том, что во всех видах детской деятельности на каждом возрастном этапе первостепенное внимание уделяется развитию творческих способностей детей, их индивидуальности.

Идеологической основой программы стали важнейшие этические принципы Конвенции «О правах ребёнка», что соответствует современным нормам воспитания и развития ребёнка.

Авторы сохранили лучшие традиции прежней программы: всестороннее, гармоничное развитие ребёнка, чёткое определение задач воспитания и обучения, преемственность всех возрастных периодов раннего и дошкольного детства, ориентация на региональный компонент, а также на подготовку детей к школе. Вместе с тем авторы обновили общее содержание дошкольного образования, основные направления воспитания, обучения и развития ребёнка , представили их с учетом психофизиологических особенностей дошкольников.

Программа предлагает вариативные формы обучения — каждый воспитатель может творчески использовать в работе предлагаемое авторами содержание. Новая Программа сохранила преемственность с программой 1985г, но одновременно уточнена её структура, появились новые разделы. Впервые подробно описана эстетическая развивающая среда, даны рекомендации по её созданию, включая деятельность самих детей, их творчество и освоение окружающей микро- и макросреды. Новая Программа восполняет недостатки в области духовного воспитания детей и их приобщение к общечеловеческим ценностям.

Большое место в программе отводиться здоровью детей, их эмоциональному благополучию, использованию физических упражнений и подвижных игр, развитию двигательного творчества.

Художественная литература выделена в отдельный раздел как вид искусства и как один из способов интеллекта и творчества детей.

Новая Программа обогатила методику работу с детьми, что обеспечено рядом уже опубликованных пособий для педагогов дошкольных учреждений.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Радуга»

Авторы: Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Е. В. Солошева и др.

1.Сохранять здоровье детей и формировать привычку здорового образа жизни.

2.Обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей.

3.Обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное про­живание периода дошкольного детства.

В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. Педагогическая работа, строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения.

Существенным моментом в педагогической работе является также создание у детей мотивации, которые можно использовать и с их помощью побуждать детей охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые.

На этой основе предлагаются 3 типа мотивации:

· мотивация личной заинтересованности.

Авторы программы назвали её «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т.к. она включает 7 важных видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: изобразительная деятельность, математика; развитие речи, конструирование, музыка, движение, ок­ружающий мир.

Программа имеет полный комплект методического обеспечения и представляет собой целостную систему воспитания, развития и обу­чения детей в условиях детского сада. .

Авторы преследуют цель на протяжении дошкольного детства сформировать такие качества личности, как воспитанность, самосто­ятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой зада­чу и добиться ее решения и другие, которые позволяют ребенку, не по­теряв интереса к учению, полноценно овладевать знаниями не только в школе, а постоянно. В связи с этим решение воспитательно-образо­вательных задач в первую очередь направлено на воспитание и общее психическое развитие ребенка. При этом формирование знаний, уме­ний и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития ребенка.

«Радуга» — это семь важнейших видов деятельности, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Детство»

Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.

Цель: обеспечение развития ребенка в период дошкольного дет­ства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравствен­ного, волевого, социально-личностного.

Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, приро­ды и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.). В программе Пред­ставлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педаго­гу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня. В программе

выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).

«Детство» — комплексная образовательная программа, разработан­ная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно -деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошколь­ника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дош­кольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).

• В основу каждой части положены общие идеи, отражающие взгля­ды авторов на дошкольное детство, его значение в жизни человека, ус­ловия эффективного развития в дошкольные годы.

В наиболее близких и естественных для ребенка видах деятельности происходит интеллектуальное, физическое, эмоционально-нрав­ственное, волевое, социально-личностное развитие дошкольника.

Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков:

«Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Например, блок «Гуманное отношение»-ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отноше­ние к миру; назначение блока «Познание» — помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.).

Особый акцент в программе сделан на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Программа имеет полный комплект методического обеспечения.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Истоки»

Авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.

Название программы отражает непреходящее значение дошколь­ного детства как уникального возраста, в котором закладываются ос­новы всего будущего развития человека.

В программе «Истоки» ребенок является центральной фигурой воспитательного процесса.

Цель программы: разностороннее развитие ребенка; формирова­ние у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.

Гуманистическая по направленности программа позволит педагогу, опираясь на возрастные критерии, учесть разный темп развития де­тей и реализовать индивидуальный подход к ним. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому. В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты:

· младенческий возраст ( от рождения до 1 года)

· ранний возраст (от 1 года до 3 лет).

Дошкольное детство (2 стадии)дж

· младший дошкольный возраст (от 3-5 лет)

· старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)

Такое деление определяется тем, что на границах обозначенных возрастов происходят существенные качественные изме­нения в развитии ребенка, выявленные во многих психологических ис­следованиях и эмпирическом опыте воспитания.

Программа направлена на обогащение — амплификацию; а не на искусственное ускорение — акселерацию развития. Амплификация психического развития ребенка предполагает максимальную реализа­цию его возможностей, которые формируются и проявляются спе­цифически детских видах деятельности. В отличие от акселерации она дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здо­ровье ребенка.

В программе учтена специфика дошкольного обучения, принципиально отличного от школьного. Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в про­грамме предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи.

Базисная программа, задающая общие ориентиры в воспитании, обучении и развитии детей, может стать основой будущих вариатив­ных и специальных программ.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Развитие»

Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.

Цель: развитие умственных и художественных способностей детей 3—7 лет.

Программа акцентирована на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей.

В основе программы, как указывают авторы, лежат два теоретических положения. Первое — это теория А. В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития. Второе — концепция Л. А. Венгера о развитии способностей.

Программа направлена на развитие у детей умственных способностей. При разработке программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.

Программа составлена для каждого возраста.

Особое внимание уделено формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач.

Организация работы во всех возрастных группах предполагает про­ведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. В то время как одна подгруппа выполняет задание воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или само­стоятельной деятельностью.

Помимо традиционных программа включает в себя следующие разделы: «Выразительное движение», «Художественное конструирова­ние» , «Режиссерская игра». Программа обеспечена развернутыми пла­нами к каждому занятию и педагогической диагностикой, имеет пол­ный комплект пособий в помощь педагогам.

Рекомендована Министер­ством образования РФ.

Программа «Кроха»

Авторы: Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др.

Цель: комплексное развитие, воспитание и обучение детей в возрас­те до 3 лет.

Разработана в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей.

Своеобразие программы — в широком диапазоне охвата периода развития ребенка, начиная с внутриутробного (включая подготовку матери к появлению ребенка на свет) до его адапта­ции к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

Программа адресована в первую очередь семье и воспитателям ДОУ.

Программа содержит информационные материалы по всем направлениям развития личности ребёнка до 3 лет, а также методические рекомендации.

Рекомендована Министерством образования РФ.

ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
— Программа «Юный эколог»
— Программа «Паутинка»
— Программа «Наш дом — природа»
— Программа «Природа и художник»
— Программа «Интеграция»
— Программа «Семицветик»
— Программа «Конструирование и ручной труд в детском саду»
— Программа «Умка» — ТРИЗ
— Программа «Гармония»
— Программа «Малыш»
— Программа «Музыкальные шедевры»
— Программа «Я, ты, мы»
— Программа «Я — человек»
— Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
— Программа «Развитие у детей представлений об истории и культуре»
— Программа «Наследие»
— Программа «Играйте на здоровье» и технология её применения в ДОУ
— Программа «Искорка»
— Программа «Здравствуй!»
— Технология «Старт»
— Программа «Здоровье»
— Программа «Дошкольник и. экономика»

Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста»Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.

Цель: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в раз­личных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственно­сти за свое поведение.

В XXI веке перед человечеством встает одна из главных проблем — всестороннее обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.

В содержание программы включено шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоцио­нальное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города».

При реализации этой программы каждое дошкольное учреждение организует обучение с учетом индивидуальных и возрастных особен­ностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бы­товых условий городской и сельской местности.

В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных её принципов

Программа имеет учебно-методический комплект: учебное посо­бие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дош­кольного возраста и четыре красочно иллюстрированных раздаточных альбома для детей.

Рекомендована Министер­ством образования РФ.

источник

2.3 Анализ комплексных программ

Авторский коллектив: Н.А. Ноткина, Т.И.Бабаева.

Раздел: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными».

«Детство» — программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних противоречий. Авторы исходят из того, что характер детской деятельности и особенности взаимоотношений детей с окружающими обусловливают естественное возникновение и вызревание перспективных психологических новообразований в познавательной и мотивационно-эмоциональной сферах. Накопление ребенком ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей, самопознание способствуют раскрытию богатейшего возрастного потенциала дошкольников.[17,98]

Программа «Детство» — результат деятельности научного коллектива РГПУ им. А.И. Герцена. Это программа обогащенного развития дошкольников, обеспечивающая единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Внимание педагогов акцентируется на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, так как дошкольный возраст — период пробуждения у ребенка своей сопричастности к миру, желания совершать добрые дела и поступки.[20]

Осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры является базой для реализации программы.[3,13]

Основной интерес в программе представляет раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» начинается с физиолого-психолого-педагогической характеристики детей дошкольного возраста и состоит из двух частей:

1) Освоение основ гигиенической культуры (для детей 3—4 года

2) жизни), приобщение к гигиенической культуре (для детей

Овладение основами двигательной культуры (.3-4 года), приобщение к двигательной культуре (5-7 лет).[3,13]

Первая часть включает представления о навыках самообслуживания и практические умения, которые должны освоить дети в процессе умывания, одевания, приема пищи, ухода за вещами и игрушками.

Во второй части представлены задачи физического воспитания детей дошкольного возраста; перечень общеразвивающих и спортивных упражнений, ритмичных движений; содержание физических упражнений (строевые упражнения, основные движения, игры, спортивные упражнения).[12,12]

Степень усвоения программы определяется в каждой возрастной группе по уровню сформированности представлений и практических умений в области гигиенической культуры и уровню сформированности двигательной культуры.

Отличительной особенностью программы является то, что в ней выделены три уровня усвоения детьми содержания программы. Это позволит педагогу дифференцировать нагрузку для детей с низким, средним и высоким уровнем физической подготовленности.[3,13]

В программе предусмотрено валеологическое просвещение дошкольников посредством формирования у них представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, о способах оказания элементарной помощи и самопомощи. В соответствии с содержанием программы старшие дошкольники смогут активно приобщаться к нормам здорового образа жизни. Для детей 6, 7-го года жизни запланирован цикл занятий «Помощники, которые всегда с тобой». На них дети получат ценные сведения о своем организме и практические умения по уходу за ним.[12,13]

Программа имеет четкую структуру, подробно и глубоко описана каждая часть раздела. Например, воспитатель, работая по этой программе в младшей группе, с детьми 3-го года жизни, сможет познакомиться с краткой характеристикой этого возраста. Содержание ее позволит педагогу четко выделить главные моменты в развитии и воспитании детей — необходимость уделять внимание психическому самочувствию ребенка, необходимость овладения ребенком основами гигиенической и двигательной культуры к концу 3-го года жизни.[3,14]

Из раздела «Освоение основ гигиенической культуры» педагогу становится ясно, какие представления надо сформировать у ребенка: ребенок должен «. на картинках и в жизни узнавать процессы умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения. Правильно называть эти процессы. », какие практические умения важно сформировать у детей (в процессе умывания, приема пищи, одевания и др.) и как закрепить эти умения в игре — «В игре отражать процессы умывания, одевания, еды: кормить, купать, одевать. в играх-демонстрациях с игрушками, показываемыми воспитателем, помогать кукле правильно одеваться. ».[12,14]

Содержание раздела «Овладение основами двигательной культуры» позволит воспитателю познакомиться:

v с задачами в работе с детьми («вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх и игровых упражнениях; учить детей активно выполнять упражнения вместе с воспитателем; приучать детей в движении реагировать на сигналы»);[3,14]

v с перечнем физических упражнений для освоения детьми (строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры);

v с перечнем физических упражнений, которые необходимы для детей в течение года: разные виды построения («в круг, парами, в колонну. »); исходные положения; виды ходьбы («ходьба «стайкой» за воспитателем в заданном направлении, между предметами, по дорожке (ширина 20 см, длина2—3 м. »), виды бега, прыжков; катание, бросание и ловля; ползание и лазание; подвижные игры; двигательные умения («Строиться парами, друг за другом; сохранять заданное направление при выполнении упражнений, активно включаться в выполнение упражнений. »);[3,14]

v с уровнями усвоения программы: низкий («Движения ребенка — импульсивные, напряженные, скованные. реакция на сигнал замедленная. В играх и упражнениях малая активность. »), средний, высокий;

v с минимальными результатами («бег на 10 м — 10,2 сек.; прыжок в длину с места — 30 см»).

С целью оказания помощи воспитателям ДОУ в практическом освоении программы развития и воспитания детей, коллектив кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена разработал методическое пособие — «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду».[3,15]В соответствии с требованиями программы в пособии для каждой возрастной группы поквартально определены педагогические задачи, подлежащие освоению детьми, и содержание программы, обеспечивающее решение этих задач посредством подвижных игр (на лугу, в лесу, у водоема, на площадке), игр-забав, физкультурных праздников, спортивных упражнений. Также в данном приложении для каждой возрастной группы представлены игровые упражнения для пальчиковой гимнастики.[12,15]

Читайте также:  Анализ и его дети все серии

В дополнение к программе «Детство» издана парциальная программа по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи — Дансе».

Также для педагогов, работающих по этой программе, изданы методические пособия, содержание которых поможет формировать у детей представления о здоровом образе жизни.

Таким образом, в программе предусмотрено валеологическое просвещение дошкольников посредством формирования у них представления о здоровом образе жизни, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем.

источник

Эффективность и качество образования детей в детских дошкольных учреждениях во многом обусловлено образовательной программой. Она определяет содержание образовательного процесса, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному (парциальная программа) направлению развития ребенка.

Закон РФ «Об образовании» закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам. В соответствии с п.5 ст. 14 Закона РФ, каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать, или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. Специалисты, воспитатели могут также адаптировать лучший мировой педагогический опыт, а, также осваивая разные программы, вносить в них свои изменения, не нарушающие общей концептуальной направленности этих программ, но учитывающие специфику их реализации, социально-экономические, экологические, климатические условия, культурные, национальные и другие особенности регионов.

В условиях новой образовательной политики разнообразие, вариативность программ рассматривается как важнейшее условие соблюдения закона «Об образовании». Только такой подход может обеспечить развитие индивидуальности ребенка, учесть образовательные запросы семьи, уровень и направленность работы детского дошкольного учреждения, а также способствовать развитию инициативы и творчества педагогов.

Любая образовательная программа определяет содержание и объем знаний, умений, навыков, новых качеств, которые необходимо сформировать у детей. К программам разрабатываются методические указания, в которых подробно описывается методика реализации этих задач.

По мнению Л.С. Выготского: «Программа должна обладать двумя трудносоединимыми качествами. Во-первых, она должна быть построена на какой-то системе, которая ведет ребенка к определенной цели, каждый год делая определенные шаги по пути движения к этой цели. Эта программа должна быть сходной со школьной программой в том смысле, что она должна быть и программой единого систематического цикла общеобразовательной работы. Вместе с тем эта программа должна быть и программой самого ребенка, т.е. она должна быть преподнесена ребенку в той последовательности, которая отвечает и эмоциональным интересам ребенка и особенности его мышления, связанного с общими представлениями.

Современные взгляды на программы закреплены в Законе РФ «Об образовании», ст. 9: все российские образовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры ребенка, его адаптации к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора педагогом и освоения профессиональных образовательных программ. Вместе с тем программы должны гарантировать ребенку к концу дошкольного детства базовый уровень образования. Иными словами, исходя из современных представлений об общей психологической готовности к обучению в школе, ребенок должен быть, развит интеллектуально, освоить позиции субъекта в детских видах деятельности.

Чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее развиваются и реализуются первые творческие проявления. В специфически дошкольных видах деятельности он развивается интеллектуально, эмоционально-личностно, естественно «вызревают» такие перспективные новообразования, как произвольность поведения, способность мыслить логически, самоконтроль, творческое воображение. А все в совокупности — важнейшая база для систематического обучения в школе. К тому же социальная компетентность, развитая эмоционально-чувственная сфера обеспечат ребенку комфортное состояние при общении с взрослыми и сверстниками, гармонию с предметным миром.

Поэтому одна из задач программ дошкольного образования — развивать у детей на основе разного содержания эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность проявлять гуманность в деятельности, в поведении.

Другая важная задача — обеспечение развития познавательной сферы: наглядно-образного мышления, воображения; любознательности, познавательной активности. В содержании обязательно предусматривается переход от представлений об объекте к выделению существенных групп объектов, установлению связей между объектами и явлениями, формирование способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.). Итогом познавательного развития ребенка должна стать способность самостоятельно решать доступные возрасту задачи, осознанно использовать усвоенные приемы, проявлять интерес к экспериментированию.

В единстве с развитием познания и чувств, в программах должны решаться и проблемы развития творчества. Основные задачи — пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в деятельность.

Таким образом, каждое ДОУ при выборе образовательной программы, должно принимать во внимание наличие в программе условий, необходимых для реализации конституционного права каждого ребенка на охрану жизни и здоровья, получение гуманистического по своему характеру образования, на бережное отношение к индивидуальности ребенка, а также адекватность содержания образования возрастным возможностям и психофизиологическим особенностям детей. Как основные, так и дополнительные программы нацелены на эмоционально-ценностное, социально- личностное, познавательное, эстетическое развитие ребенка. Они базируются на ведущих принципах современного дошкольного образования: реализации подхода к дошкольному детству как самоценному периоду в жизни человека, на личностно ориентированном взаимодействии взрослых с ребенком, развивающем характере воспитания и обучения, всестороннем учете возрастных и психофизиологических закономерностей развития ребенка на каждом этапе детства.

Л.И. Фалюшина отмечает, что процесс внедрения новых образовательных программ в практику детских садов имеет ряд недостатков в силу различных причин, основные из них это: недоступность программ большинству педагогов (дорогие услуги авторов программ); многие воспитатели не хотят отказываться от освоенной программы. Отмечены факты, когда ДОУ меняют программу обучения детей даже в течение одного года, или один год по одной, а на следующий год по другой программе. Нередко при этом ДОУ переходит не от старой программы к новой, а от одной новой программы к другой новой программе. А это в свою очередь не может не сказаться на качестве работы с детьми. К сожалению, в системе дошкольного образования в России отмечены факты, когда воспитатели и родители не принимают участия в выборе программы ДОУ, выбор осуществляет руководитель учреждения. Явление нежелания воспитателей переходить к работе по новым программам объясняется еще и тем, что в учебном заведении их учили работать именно по типовой программе, а, следовательно, они просто не умеют работать по новым программам.

Современные программы призваны обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка, индивидуальный подход, необходимую коррекцию развития, взаимодействие с семьей в целях полноценного развития ребенка, учитывать оптимальные нагрузки с целью его защиты от переутомления и дезадаптации. Программы предусматривают соответствующие методы их реализации, основанные на использовании специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности, включают описание развивающей среды, содействующей становлению личности ребенка, развитию его творческих возможностей.

Виды дошкольных образовательных программ.

В соответствии с методическим письмом Министерства образования РФ в образовательном пространстве регионов действуют комплексные и парциальные дошкольные образовательные программы.

Комплексные предлагают взаимосвязанное содержание по всем основным направлениям работы в условиях детского сада на основе единой педагогической концепции.

Парциальные определяют содержание одного или нескольких направлений работы учреждения на основе определенной педагогической концепции. Целостность процесса обеспечивается применением одной комплексной программы или набора парциальных с единой концептуальной основой.

В настоящее время российское образование характеризуется богатством содержания и разнообразием комплексных (основных) программ. Они являются ключевым инструментом обновления содержания дошкольного образования в целом. Каждая из таких программ содержит основу -обязательную часть, обеспечивающую базовое дошкольное образование независимо от вида и категории ДОУ, в котором она реализуется, и дополнительную часть, которая строится с учетом особенностей вариативного характера содержания и построения данной программы.

Целостность образовательного процесса может достигаться не только путем использования одной комплексной программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ, каждая из которых включает одно или несколько направлений развития ребенка. Главное требование к комбинированию программ — единство подходов (концепции, принципы) к воспитанию, обучению и развитию детей, которые лежат в их основе, а также учет суммарной умственной и физической нагрузок на ребенка в целях охраны его здоровья.

Одно из главных требований к комплексным программам — соблюдение преемственности с программами начального общего образования. Кроме того, в них должны содержаться показатели уровней развития детей на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Вариативность имеет и свои минусы. Некоторые инновационные авторские программы и технологии не прошли экспертизу и потому не всегда могут гарантировать качественные образовательные услуги. В целях повышения качества образования, защиты детей от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности проводится экспертиза авторских программ и технологий дошкольного образования.

На что следует ориентировать дошкольные образовательные программы:

Во-первых, на ребенка, на его полноценное развитие как индивида, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям.

Во-вторых, на семью, на возможность предоставить ей качественные образовательные услуги, защитив от некомпетентных.

В-третьих, на практическое воплощение в детских садах эмоционально-комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала каждого воспитанника, укреплению его здоровья.

В-четвертых, на сохранение и развитие уникальной дошкольной образовательной системы, которая в соответствии с Конвенцией о правах ребенка гарантирует права детям.

Программы предусматривают организацию детской жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребенка вд/св течение дня. При этом в них заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах.

Приоритетные направления определяются основными идеями, в частности:

— Необходимостью обеспечить целостное развитие личности ребенка посредством социализации, осознания им своих потребностей, возможностей, способностей;

— Образовательным содержанием, соответствующим познавательным интересам современного ребенка;

— Широкими контактами с различными сферами (изобразительное искусство, музыка, детская литература, родной язык, экология, математика, игра, труд);

— Реализацией принципа этнокультурной соотнесенности дошкольного образования.

Современные дошкольные образовательные программы требуют от педагога развитой педагогической рефлексии, способности строить процесс по модели субъектно-субъектного взаимодействия с ребенком. Естественные условия для личностного роста создают индивидуально-дифференцированный подход, психолого-педагогическое сопровождение, направленное на развитие каждого ребенка.

Задача воспитателя — наполнить деятельность группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации интересов и жизненной активности. Организуя деятельность, взрослый развивает в каждом стремление проявить инициативу, искать разумный и достойный выход из различных, жизненных ситуаций.

Не отрицая значимости занятий, подчеркнем: их количество и продолжительность строго не регламентируются. Педагог сам определяет содержание, способ организации, место в режиме дня, исход как из общедидактических требований к работе с детьми, так и уровня их развития, состояния здоровья. Цель занятий — систематизировать, углублять, обобщать личный опыт ребенка с тем, чтобы он освоил новые способы действий, сознал связи и зависимости, которые в повседневных делах от него скрыты. Занятия требуют специальных условий и руководства со стороны педагога, должны проводиться увлекательно, проблемно, в игровой форме — в большинстве своем по подгруппам. Педагогический процесс предполагает наглядно-практические методы и способы организации деятельности: наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игровые и проблемные ситуации.

Содержательные связи между разными разделами комплексных программ или целенаправленный подбор парциальных должны обеспечивать интеграцию содержания и решение образовательных задач при конструировании целостного процесса.

С учетом изложенного к комплексным программам, безусловно, могут быть отнесены такие, как «Радуга» (под ред. Т.Н. Дороновой), «Детство» (под ред. В.И. Логиновой, Т.Н. Бабаевой), «Развитие» (под ред. О.М. Дьяченко), «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), «Гармония развития» (Д.И. Воробьева), «Истоки» (под ред. Л.Е. Курнешовой) и другие.

Общим для всех вышеизложенных программ является положение о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка. В середине 90-х гг.

в ДОУ России использовалась программа «Шаг за шагом». Принципиальное отличие этой программы заключается в том, что она основана на идеях свободного воспитания.

Мы остановимся подробнее на программах «Развитие» (под ред. О.М. Дьяченко), «Детство» (под ред. В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др.), «Шаг за шагом».

Психологический анализ программы «Развитие»

Программа образовательной работы с детьми дошкольного возраста «Развитие» рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ и является комплексной. По данным Института педагогических инноваций РАО, программа получила достаточно широкое распространение и пользуется большой популярностью в практике.

В ее основе лежит опыт научно-исследовательской работы лаборатории под руководством известного отечественного психолога Л.А. Венгера. Программа имеет очень серьезное теоретико-экспериментальное обоснование.

Приоритетная цель программы — развитие умственных способностей детей 3-7 лет. В программе дифференцированно даются задачи развития по отношению к каждой возрастной группе, определяются основные пути их реализации на специально организованных обучающих занятиях с подгруппами (8-10 человек). Программа обеспечивает воспитателя полными конкретными планами занятий, а также включает рекомендации по развитию игровой деятельности детей вне занятий. В отличие от традиционной, программа «Развитие» акцентирована на развивающее обучение; задачи воспитания и социализации детей не выделяются как таковые, реализуясь по мере возможности на конкретном материале, который используется для формирования способов умственной деятельности. Программа не содержит предписаний относительно организации детской жизни вне занятий. Принципиальным отличием программы являются критерии продвижения детей — освоение соответствующих способов деятельности, а не простое накопление знаний и умений.

Программа «Развитие» основывается на психологической теории Л.С. Выготского, согласно которой «наиболее существенная линия в развитии человека — это становление его сознания». Л.С. Выготский считал, что сознание человека представляет собой особую структуру высших психических функций, которые носят опосредованный характер. К средствам он относит особые, существенные в человеческой культуре, «орудия ума» -слова, понятия, которые всегда стоят между человеком и миром, являются средствами открытия наиболее существенных его сторон. Сущность развития ребенка заключается в постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение подобными средствами, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующими в культуре способами. Подобные средства не только изменяют отношения человека с миром, но и, прежде всего, служат средствами воздействия субъекта на самого себя. В процессе развития опосредованности психика ребенка становится осознанной и произвольной.

Следующим основанием для программы является концепция развития способностей Л.А. Венгера. Согласно этой концепции одна из существенных сторон развития ребенка — развитие его способностей, понимаемых как универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника средств. Дошкольный возраст — это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (наглядные модели, схемы, планы и т.д.). Использование обозначений позволяет обобщить свой непосредственный опыт, выделить в действительности наиболее существенные для решения задачи стороны, что, в свою очередь, ведет к развитию психики ребенка в целом, формируя осознанное и произвольное отношение к реальности.

Ряд исследований отечественных психологов (работы А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца) показал, что развитие ребенка происходит в привычных для него видах деятельности: игре, конструировании, изобразительной деятельности и др. Построенная на основании изложенных теоретических положений программа нацелена на развитие способностей дошкольников в процессе детских видов деятельности. Таким образом, в программе выдерживается как бы двойная логика развития: с одной стороны, это овладение действиями с такими средствами, как сенсорные эталоны, символы, модели; с другой — это овладение «языком» каждой детской деятельности: игры, конструирования, литературно-художественной деятельности и др.

Безусловно, что и логику средств, и логику деятельностей ребенок открывает вместе с взрослым. Взрослый организует деятельность детей, в процессе которой он передает ребенку опыт в особых, присущих дошкольнику, формах обучения.

Программа «Развитие» ориентирована именно на дошкольные формы образовательной работы с детьми в сочетании со специфически дошкольным ее содержанием. В основу подобной ориентации легло положение А.В. Запорожца об амплификации, т.е. обогащении детского развития. Работа в русле амплификации предполагает не ускорение развития ребенка с помощью обучения (подготовка к возможно более раннему переходу к школьным программам), а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности.

Для ребенка-дошкольника основной путь развития — это эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Эмпирические обобщения, как справедливо указывает В.В. Давыдов, опираются, прежде всего, на наглядные представления ребенка. Осуществляются такие обобщения с помощью образных средств. Поэтому, как считают авторы программы, в образовании дошкольника — это организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать в обобщенном виде с помощью наглядного средства: эталона, символа, условного заместителя, модели.

Первый вид детского опыта они называют познавательным. Основная форма его организации — это наблюдение и экспериментирование. Задача взрослого — создать условия для такого экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом.

Второй формой организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций. Проживание включает в себя не только опыт беспристрастного анализа действительности, но и опыт своего отношения к этой действительности.

Если в первом случае ребенок использует знаковые средства, приводящие его к выявлению объективных, существующих для решения задачи сторон, то во втором случае ребенок обращается к символическим средствам, которые позволяют ему осмыслить ситуацию, проявить свое отношение к ней.

О.М. Дьяченко предложила условно разделить способности на две большие группы. Первая группа — способности к познанию действительности, позволяющие ребенку с помощью таких средств, как схемы, модели, вычленить существенные для решения задачи наглядные, объективные связи между предметами, т.е. обобщить свой познавательный опыт (моделирование); вторая группа — способности, позволяющие ребенку передать отношение к действительности с помощью обозначения символическими средствами смысла ситуации (символизация). Эти средства дают возможность ребенку обобщить и выразить свой эмоционально-познавательный опыт. Эти способности можно выявить в любой деятельности ребенка.

Организация, как познавательного опыта, так и проживания может осуществляться в форме игры. Развитие у детей характерных для их возраста способностей имеет существенный общеразвивающий эффект, который проявляется в следующем:

— Возможности самостоятельно анализировать реальную ситуацию (выявлять существенные для решения задачи наглядные свойства объектов и их структуру);

— Развитии децентрации — умения менять свою точку отсчета как при решении наглядных задач (например, в задачах на пространственную ориентировку), так и в ситуациях общения (например, слушание и обсуждение ответов других детей);

— Развитии замыслов — умения создавать идею будущего продукта (сюжет игры, образ постройки) и план ее реализации.

Авторы программы отмечают проблемы программы. Во-первых, проблема становления личности ребенка в процессе прохождения программы. Во-вторых, роль знаний, умений и навыков выполнения той или иной деятельности в процессе общего психического развития, которые играют подчиненную роль по отношению к способностям. Если способности можно представить как обобщенные способы ориентировки в условиях выполнения действия, предвосхищающие его осуществление, то умения и навыки играют роль конкретных операций по реализации способов деятельности. Говоря о развитии личности ребенка, можно сказать, что наиболее значимые качества определяются в основном не специальными воздействиями, а общим характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми. В связи с этим, авторы программы определяют реализацию личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентацию детей на общечеловеческие ценности. Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.

Читайте также:  Анализ и синтез примеры для детей

Программа предусматривает проектный режим работы воспитателей, т.е. воспитатели разрабатывают собственные проекты развивающих занятий, которые могут проводиться в самой различной форме и на различном материале и гибко варьировать в зависимости от конкретной ситуации в группе.

Образовательные цели программы требуют от взрослого новых форм организации работы с детьми. Главное условие успешности в выборе формы занятия — четкое осознание развивающей цели занятия, готовность к сотрудничеству с ребенком в совместном решении задач. Воспитатель в той или иной форме задает проблемную ситуацию, вместе с детьми открывая способ ее разрешения. При этом не может быть жесткой, фиксированной формы работы с детьми: различные содержания, различные развивающие задачи могут предъявляться в самых различных формах. Сотрудничество детей друг с другом.

Данная программа ориентирована на совместное решение проблем, в отличие от традиционной (режима монолога взрослого перед детьми). В программе «Развитие» взрослый и дети часто являются партнерами по совместной деятельности. Развитие игры и других видов деятельности во многом связано с умением детей распределять игрушки, договориться друг с другом, соблюдать элементарные правила по отношению друг к другу. Занятия по программе выстроены таким образом, что в них предусматривается взаимодействие детей, связанное с распределением, как материала, так и функций.

Существенное значение для прохождения ребенком данной программы имеет организация окружающей среды. Существует определенная специфика построения развивающей среды, которая наиболее тесным образом связана с целями и содержанием данной программы. Основное — это осознание взрослыми своих возможностей, способов работы с детьми, отношения к ребенку и глубокое чувство общности своей и детской жизни.

Программа «Развитие» разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей, подготовительной.

Дети младшей группы занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности — игрой, конструированием, рисованием. Кроме того, воспитатель читает им сказки, стихи, беседует о прочитанном. Большое внимание уделяется занятиям по сенсорике, на которых малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина.

В средней группе дети продолжают заниматься конструированием, рисованием и художественной литературой, но при этом решают более сложные задачи. Появляются новые виды занятий (по природе, математике и ориентировке в пространстве). Ориентировка в пространстве играет важную роль в развитии детей средней группы, поэтому малыши занимаются ею два раза в неделю. Занятия проходят в форме интересных игр.

В старшей и подготовительной группах продолжаются такие занятия, как конструирование, рисование, ознакомление с произведениями художественной литературы, природой, ориентировка в пространстве, математика, однако появляются и новые виды (грамота и логика). Занятия по математике и грамоте носят не только узко профильный характер (научить чтению и счету), но и общеразвивающий (дети пробуют проводить звуковой анализ слова, сравнивать числа между собой и т.д.). Особое место занимает ознакомление с логическими отношениями — с помощью специальных приемов и средств (картинки, рисунки, схемы), ребята узнают о простейших логических операциях.

Кроме этих основных разделов в программе есть дополнительные (режиссерская игра, художественное конструирование, выразительное движение). Занятия по этим разделам проводятся в зависимости от желания детей и воспитателя. В работе по программе предусмотрено также свободное время для проведения занятий по музыке и физической культуре.

Существует более сложный вариант программы «Развитие» («Одаренный ребенок»), направленный на работу с умственно одаренными детьми 5-7 лет (старшая и подготовительная группы детского сада). При этом одаренность детей дошкольного возраста характеризуется высоким уровнем овладения детскими видами деятельности, познавательной активности, развития умственных способностей. Эти способности характерны именно для дошкольного детства. Они проявляются в основном в области образных форм познания — наглядно-образного мышления и воображения.

Особенности программы в старшей и подготовительной к школе группах.

Программа для детей старшей и подготовительной к школе групп предполагает продолжение работы, начатой в младшей и средней группе, Авторы программы переносят внимание с содержания обучения на его средства. Акцент направлен на развитие умственных способностей. В этом возрасте в обучение вводятся такие действия, которые в максимальной степени развивают их умственные способности. Для детей старшего дошкольного возраста это, прежде всего действия по построению и использованию наглядных моделей различных типов и содержаний. В младшей и средней группах осуществлялась лишь подготовка к освоению наглядного моделирования. В старшей и подготовительной к школе группе развитие действий наглядного моделирования проходит по нескольким линиям:

— Расширение диапазона моделируемых отношений (к пространственным добавляется моделирование временных отношений);

— Изменение степени обобщенности моделируемых отношений (учатся строить модели не единичной, конкретной ситуации, а имеющей обобщенный характер и отображающей существенные черты многих объектов и ситуаций);

— Изменение самих наглядных моделей, с которыми действуют дети (движение идет от моделей, сохраняющих известное внешнее сходство с моделируемыми объектами к моделям, представляющим собой чисто условное изображение).

Наглядное моделирование позволяет ребенку с помощью таких средств как схемы, модели, планы выявить объективные связи между предметами или частями предмета, обобщать свой познавательный опыт, выражать свое отношение к действительности ребенку позволяет использование символических средств. Эти средства дают ребенку возможность обобщить и проявить свой эмоционально-познавательный опыт. В области развития творческих способностей, воображения дети не просто создают образы отдельных предметов, их действий и различных деталей, но переходят к созданию предварительных замыслов своих произведений.

Основной задачей развития художественных способностей остается освоение специфических средств художественных видов деятельности наряду с развитием эмоциональной отзывчивости на эти средства и развитием общих творческих способностей.

Основными задачами развития личности являются становление активной позиции (через предоставление инициативы), развитие произвольности и осознанности поведения, ответственности, умения сотрудничать с другими детьми, проявление индивидуальности каждого ребенка.

Деятельность детей друг с другом и взаимодействие воспитателя с детьми носит характер диалога и активного сотрудничества.

Большей индивидуализации работы воспитателя способствует разделение программы на обязательные и дополнительные (по выбору). Количество занятий в обязательных разделах сокращено с тем, чтобы оставалось время для проведения дополнительных занятий или занятий по выбору детей. Таким образом, воспитатель может проектировать работу по программе (ему предоставляется возможность проанализировать реальную ситуацию, существующую в конкретном дошкольном учреждении, выявить возможности, форму и способы своей работы и составить ее проект).

Программа предусматривает проведение большинства занятий по подгруппам в 8-10 человек. Само слово «занятие» условно, как характеристика времени, отведенного на специальную работу с детьми. Занятия проводятся в самой различной форме: свободной игры, дидактических игр за столиками, бесед и слушания, чтения сидя на полу. За время занятия часто происходит смена форм и видов деятельности детей.

Психологический анализ программы «Детство»

Программа «Детство» является результатом многолетней научно-исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др.). Программа состоит из объединенных в одну книгу трех частей, каждая из которых посвящена отдельному этапу дошкольного детства: младшему, среднему и старшему (охватывает возрастной диапазон 2-7 лет).

В ее основу легли теоретические взгляды петербургской научной школы воспитания на сущность развития ребенка в период дошкольного детства, требования к содержанию образовательной программы для детского сада и пути ее реализации в педагогическом процессе.

Основные цели программы: обеспечение здорового образа жизни, начальная социализация, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, ведущим сферам бытия — миру людей, предметов, природы, осознание ребенком себя как субъекта действий и переживаний. В исходных установках авторов, изложенных во введении к программе, ощущается влияние «Концепции дошкольного воспитания».

Программа «Детство» создавалась авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования, авторы предусмотрели для органического вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой, трудом. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.

Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Ребенок приобщается с детства к истокам народной культуры своей страны. В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества. Народным хороводным играм, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Одновременно программа предполагает воспитание уважения к другим народам.

«Детство» — программа с выраженной гуманистической направленностью. Все три «возрастные» части программы построены однотипно, включают разделы по сторонам воспитания и видам деятельности, сходные с разделами традиционной российской программы. Основные инновационные моменты программы «Детство» связаны с переструктурированием и обновлением преподносимых знаний и представлений об окружающем. Содержание этих знаний освобождено от свойственной традиционной программе идеологичности и центрировано на человеке (человек как творец предметного мира, человек как неотъемлемая часть и в то же время «хранитель» природного мира).

Авторы программы являются сторонниками целостного развития ребенка в период до школы как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

Девиз программы: «Чувствовать — Познавать — Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка в референтных для него группах общения со взрослыми и сверстниками, а также гармонию с предметным миром. Программа ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках. Задача развития эмоциональной отзывчивости и гуманности решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого. Программа ориентирует воспитателя на ознакомление детей с доступными для их понимания эмоциональными переживаниями и проблемами детей, с их поступками, эмоциональными состояниями. Дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем де переживаниям у всех людей, независимо от возраста и пола. В каждом разделе программы линия развития чувств становится обязательной составляющей воспитания и образования дошкольников.

Линия познания в программе основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром. Задача программы -способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. Программа обеспечивает главным образом развитие образных форм познания мира — наглядно-образного мышления и воображения, в соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника. Развитие любознательности и познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами, расширению круга объектов познания (люди и их отношения, мир предметов и трудовая деятельность, природа, искусство и др.). Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимости между объектами и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.).

Итогом освоения линии познания становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию.

В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия творчества. Задача программы — пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Внесение знаний и представлений об окружающем соединено с собственной трудовой деятельностью детей. Программа ориентирует на многообразие проявлений детского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изо и музыкальной деятельности, а также предполагает творчество детей в математической, природоведческой, речевой сфере. Авторы считают, что атмосфера д/с должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, проявлению фантазии.

Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры. Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников (развитие представлений о здоровом образе жизни, важности гигиенической и двигательной культуры, здоровье и средствах его укрепления, функционировании организма и правилах заботы о нем, правилах безопасного поведения, способах оказания первой помощи). Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.

В программе дано также новое содержание, связанное с развитием социально-нравственных представлений, осознанием ребенком себя как представителя определенной возрастной группы и отличия от других возрастных категорий.

Все содержание программы центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств. В программе специально выделен раздел «отношение ребенка к самому себе». В нем представлено содержание, обеспечивающее рост самосознания ребенка, расширение его представлений о себе, своей семье, постепенное осознание своих возможностей, достижений, жизненных планов, социальных связей с окружающими людьми. Созданием ребенку эмоционально-комфортного состояния задано оптимальной интенсивностью двигательных, физических и психических нагрузок.

Программа является комплексной образовательной программой. Ее использование требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способности строить педагогический процесс по модели субъект субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики.

Педагогическая среда создается с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разно уровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

Освоение детьми основного образовательного содержания программы осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главной из которых является игра.

Основная задача воспитателя — наполнить повседневную жизнь ребенка интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.

В плане организации педагогического процесса программа ориентирует воспитателя на дополнение традиционной фронтальной формы занятий с детьми подгрупповыми и индивидуальными их формами. Не отрицая значения занятий в педагогическом процессе д/с, авторы программы не считают их ведущим средством работы с дошкольниками. В связи с этим количество занятий и их продолжительность строго не регламентируется. Педагог сам определяет их необходимость, содержание, способ организации и место в режиме дня, исходя из обще дидактических требований к занятиям с дошкольниками и уровня развития детей. Обучение детей д.б. увлекательным, проблемно-игровым, обеспечивать субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своем занятия проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, игровых проблемных ситуаций. Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Это дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка.

Программа «Детство» имеет структурные блоки. Обращает на себя внимание достаточно высокая технологичность структуры программы. Все разделы четко определяют конкретное содержание обучения детей.

Психологический анализ программы «Шаг за шагом» («Step by Stер», новое название «Сообщество») В 1994 году фондом «Культурная инициатива» (в настоящее время — Институт «Открытое Общество») в России и в странах центральной и восточной Европы был начат проект по дошкольному образованию, получивший название «Step by Step» («Шаг за шагом»). Цель его заключалась в адаптации образовательной программы «Step by Step» (США) к социокультурной ситуации европейских стран.

В программе «Шаг за шагом» («Step by Step») основным средством развития детей является особая организация развивающей среды, которая базируется на создании центров детской активности. Экспертиза содержания программы, проведенная по инициативе Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации на начальном этапе дошкольного проекта, показала, что основные ценностные ориентиры программы «Шаг за шагом» («Step by Step») совпадают с ценностями личностно-ориентированной педагогики, лежащими в основе реформы дошкольного образования России.

За четыре года реализации проекта программа, которая в первые годы носила название «Шаг за шагом» (Step by Step), существенным образом трансформировалась и превратилась в самостоятельную образовательную программу «Сообщество», которая использует западные образовательные технологии, уже адаптированные к практическому опыту российского образования. Российские педагоги, постоянно общаясь с американскими коллегами, постарались не утратить демократические ценности, составляющие основу программы, а сочетать их с традициями российского образования.

Таким образом, содержание и образовательные технологии программы «Сообщество» нарабатывались как в ходе ее апробации в дошкольных учреждениях, так и в процессе постоянного обучения педагогов: педагогические тренинги, на которых обсуждались все вопросы, связанные как с конкретными методическими методами и технологиями практической работы с детьми, так и с общими ценностными ориентирами; семинары для преподавателей педагогических училищ и институтов повышения квалификации, которые также становились участниками проекта. На семинарах преподаватели вводились в контекст реально действующих ценностей педагогики сотрудничества, основанной на уважении личности каждого ребенка, знакомились с конкретными технологиями, направленными на их реализацию. Таким образом, уже на первоначальных этапах дошкольного проекта программа способствовала трансляции ценностей личностно-ориентированного образования посредством распространения педагогических технологий, которые могут использоваться не только при ее реализации, но и в работе с любыми другими образовательными программами.

В целях сближения с российскими традициями образования определенные изменения были внесены в структуру программы.

Предусмотренная программой особая организация развивающей среды не предполагает жестко фиксированного набора и количества центров активности. Выбор центров и их названия могут меняться в зависимости от конкретной ситуации в детском саду, в группе и определяются совместно «командой» педагогов. Появились новые центры активности детей, например, центр сюжетно-ролевой игры, изменилась организация уже существующих. За годы адаптации к российским условиям основной набор центров активности, задаваемый программой, несколько сместился в сторону ценностей, традиционных для системы российского дошкольного образования. Предполагается, что по мере все более широкого распространения в детских садах России программа «Сообщество» и в дальнейшем будет постоянно меняться, развиваться и обогащаться.

Читайте также:  Анализ идеологического спора отцов и детей

Остановимся на общей характеристике программы «Шаг за шагом» («Сообщество»), в которой учтены изменения, касающиеся ее адаптации к реалиям российского образования.

Основное достоинство и ценность программы заключается в ее гуманистической направленности. Программа призвана обеспечивать уважение к личности каждого ребенка, создавать условия для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности. Она, таким образом, в основном направлена на социальное и эмоционально-личностное развитие ребенка. В программе используется подход, ориентированный собственно на развитие ребенка. В связи с такой целью программы от педагога требуется как в процессе целенаправленного обучения, так и вне его, совершенно других способов взаимодействия с ребенком. Эти способы, в свою очередь, предполагают и совершенно иные принципы отбора содержания образования, которое определяется в зависимости от каждого ребенка и от индивидуальной ситуации его развития. Предполагается, что педагог легко импровизирует, постоянно планирует, свои педагогические действия и контролирует их результаты. Такая педагогическая стратегия требует и особого педагогического мастерства, способности к импровизации, умения чутко улавливать индивидуальные проявления детей, их интересы и предпочтения, а также реакцию на то или иное педагогическое действие. Программа распространяется только среди педагогов, прошедших специальное обучение. Работа продолжается в базовых садах, находящихся под патронажем авторов программы и координаторов участников Дошкольного проекта. Общая характеристика программы:

Программа «Сообщество» представляет собой так называемую «рамочную программу». Она не содержит ни конспектов занятий, ни определенных тематизмов, ни определенной предметной последовательности или логики, по которой, с точки зрения авторов программы, имеет смысл двигаться педагогу в образовательном процессе. В программе или в методических материалах, которые используются в педагогических тренингах и консультациях, представлены только некоторые возможные варианты, которые выполняют лишь иллюстративную, рекомендательную функцию. Эти рекомендации даются в стиле обмена педагогическим опытом, но никогда не носят нормативного или установочного характера. Именно в этом заключается главное отличие программы «Шаг за шагом» («Сообщество») от тех, с которыми привыкли иметь дело российские дошкольные педагоги. «Рамочная» форма характерна для западных образовательных программ и обычно включает в себя:

— общую философию образования, которая лежит в основе ранней программы;

— основные цели и конкретные задачи обучения и развития детей;

— основные принципы построения собственно данной программы.

Общая философия программы «Шаг за шагом» (Сообщество») основана на принципах развивающего образования, учитывающего особенности развития детей, которые, в свою очередь, представляют собой уникальное сочетание возрастных и индивидуальных особенностей. В этой философии также присутствует гуманистическая идея о праве ребенка на собственный путь развития, не выходящий при этом за пределы нормы и представление об образовании как о реальной жизни, а не о подготовке к ней. Цели программы естественно связаны с ее теоретическими принципами и могут быть сформулированы следующим образом:

— цели развития возможностей и способностей ребенка;

— цели развития ребенка как субъекта определенных видов деятельности.

При этом в программе одним из центральных является принцип «сквозного» развития ребенка, то есть комплексного развития его способностей во всех областях и во всех видах деятельности. Принцип этот, заметим, особенно адекватен специфике дошкольного возраста, когда образование, собственно говоря, является не предметным, а комплексным. Программа, однако, предполагает также развитие и специальных способностей ребенка, основанных на конкретных знаниях, умениях и навыках (в сфере математики, письменной и устной речи, естествознания и т.п.).

Задачи развития, соответственно, подчинены целям, однако в качестве одной из самых важных выступает задача индивидуализации образования, которая с очевидностью вытекает из всей философии программы. Именно задачу индивидуализации можно считать стержнем программы, на который «нанизываются» все используемые в ней образовательные технологии.

В качестве основных принципов, которые отличают программу «Сообщество» от всех других, следует выделить:

— особую организацию развивающей среды;

— участие семьи в образовании детей.

Организация развивающей среды: все оборудование и материалы, следуя программе «Сообщество», должны размещаться в так называемых «центрах активности», то есть определенным образом, организованных зонах в разных местах группового помещения. Количество таких центров может быть разным, и в качестве общего принципа их отбора выступает полнота различных видов детской активности. Очень важно, что ребенок имеет возможность сделать свой собственный выбор, в каком центре активности ему заниматься.

Построенное таким образом содержание образования инициирует разные виды деятельности детей, в том числе совместную деятельность. Последняя особенно ярко проявляется в так называемых «проектах», которые обычно выступают в качестве конечного результата освоения какой-либо темы или двух-трех тем. Проект так же, как и сами темы, и как, собственно, разные виды активности, представляет собой воплощение совместного замысла детей и взрослых.

Принцип участия семьи в жизни группы также является для программы центральным и полностью соответствует ее гуманистическим установкам. С точки зрения психологии развития, ребенок дошкольного возраста, безусловно, неотделим от родителей, и в особенности от матери. Разлука с ребенком на целый день, которая является необходимым следствием отечественной социокультурной ситуации (матери, а иногда и бабушки, работающие целый день; большой процент неполных семей; отсутствие в семье детей разного возраста; отдельное проживание молодых семей от родителей), тяжела не только для ребенка, но и для матери. Поэтому реальное присутствие и участие матери в жизни группы оказывает психологическую поддержку не только ребенку, но и матери. Кроме того, знакомство родителей с философией программы, пребывание в атмосфере уважения и поддержки личности их ребенка способствуют принятию ими ценностей гуманистической педагогики. Это, в свою очередь, меняет к лучшему и ситуацию развития ребенка в семье.

С социальной точки зрения, такие формы образования также чрезвычайно перспективны и важны, поскольку они способствуют объединению семей вокруг детского сада, который в перспективе может превратиться в своеобразный клуб или культурный центр микрорайона.

Гуманистическая направленность программы на сближение детского сада и семьи, объединенных общей целью образования детей, представляется весьма ценной. Однако она наталкивается на определенные трудности, связанные с общей установкой российских педагогов на закрытость образовательного процесса. До сих пор многие попытки вовлечения семьи в реальную жизнь группы детского сада превращаются в достаточно формально организованные родительские собрания, беседы или разовые поручения родителям. Насколько можно судить по опыту реализации программы в России, ее авторы и участники проекта также столкнулись с этой проблемой. При этом сами педагоги в качестве основной причины недостаточной вовлеченности родителей в образовательный процесс приводят их незаинтересованность. Заинтересованность родителей в том, чтобы участвовать в жизни группы детского сада, обычно действительно невысока, и в тексте программы мы находим достаточно подробный анализ этого феномена. Однако эту причину никак нельзя считать единственным объяснением. Так, в нашей стране пока нет реальной практики существования организованного небольшого сообщества семей, объединенного по месту жительства. В западных странах весьма распространены такие сообщества. Семьи, живущие по соседству, могут объединяться по различным интересам. Однако основой объединения всегда является то, что, его члены включены в некую совместную деятельность. В нашем случае такой общей деятельностью является воспитание и образование детей.

Программа «Шаг за шагом» («Сообщество») представляет разнообразный и подробно расписанный набор способов, средств, технологий, конкретных сюжетов и действий воспитателей по вовлечению родителей в образовательный процесс. Стоит отметить, что по мере накопления опыта по работе с программой «Шаг за шагом» («Сообщество») в российских детских садах спектр технологий по сравнению с первоначальным вариантом программы пополнился и, безусловно, в гораздо большей степени стал учитывать российскую специфику. В частности, в программе появились специальные этические правила взаимоотношений педагогов с родителями (обеспечение конфиденциальности информации, запрет на обсуждение проблем детей вне программы и т.п.), а также примерные вопросники, анкеты, сценарии проведения собраний, варианты планирования работы с семьей и т.п.

Любая «рамочная» программа включает также и педагогические технологии, однако они представлены в виде общих подходов к решению педагогических задач. В программе «Шаг за шагом» («Сообщество») такими общими технологиями можно считать планирование и наблюдение, которые вместе призваны обеспечить основную задачу индивидуализации образования в дошкольном возрасте.

Термин «индивидуальный подход» часто используется в российском дошкольном образовании и хорошо известен педагогам. Им обозначен один из важнейших принципов, который, к сожалению, носит лишь декларативный характер, поскольку должным образом не обеспечен конкретными педагогическими технологиями. Программа «Шаг за шагом» («Сообщество») выгодно отличается от традиционных дошкольных образовательных программ, поскольку значительная ее часть посвящена психолого-педагогическому обоснованию необходимости индивидуализации образования с точки зрения развития маленького ребенка и очень подробному описанию различных техник наблюдения и планирования.

Авторы программы считают, что с точки зрения развития ребенка такая образовательная стратегия не только правомерна, но и совершенно необходима — особенно в дошкольном возрасте. Содержание образования должно подбираться индивидуально для каждого малыша. Оно зависит как от его общих и специальных способностей и склонностей, так и от ситуативных моментов — его настроения, желания, конкретного интереса и т.п. Это, разумеется, не означает, что процесс развития протекает стихийно и определяется исключительно самим ребенком.

Согласно программе «Шаг за шагом» («Сообщество»), развитие в дошкольном возрасте — это совместное движение педагога и ребенка. Задача педагога заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво вести ребенка в том направлении, которое действительно соответствует его собственной траектории развития. При этом педагог должен постоянно сомневаться и проверять, насколько адекватно и точно он представляет себе реальные интересы ребенка и насколько корректно он подбирает для него то или иное содержание. Темы планируются педагогом совместно со всеми детьми. Действия педагога направлены на то, чтобы дать ребенку возможность принять участие в обсуждении выбираемой темы и обеспечить ему впоследствии выбор наиболее привлекательного для него варианта, приготовленного педагогом.

Проблема, однако, заключается в том, что даже такое ограниченное число вариантов разработки темы довольно часто представляет серьезную проблему для российского воспитателя. Практика показывает, что «рамочные» программы вообще не воспринимаются российскими воспитателями до тех пор, пока их не наполняют, хотя бы отчасти, привычно оформленным, более конкретно описанным содержанием.

Итак, в тексте программы «Шаг за шагом» («Сообщество»), в отличие от российских авторских программ, не содержаться ни конспекты занятий, ни определенные тематизмы. Однако в последний вариант программы включены довольно подробно описанные педагогические технологии, касающиеся основных, профессиональных педагогических установок. В частности, в программе появилась специальная глава, посвященная правилам и нормам взаимодействия педагога с ребенком и с группой детей («Построение сообщества»). В главу даже включены отдельные тесты, которые могут стать для педагога инструментом проверки собственных предпочтений, мнений, стиля общения и наверняка будут весьма полезны.

Основными педагогическими технологиями, с помощью которых педагоги, следуя программе «Шаг за шагом» («Сообщество»), осуществляют индивидуальный подход к ребенку, являются тематическое планирование и наблюдение. При этом под планированием в программе понимается создание как стратегической, так и тактической линий построения образовательного процесса в группе. Педагоги группы планируют свою деятельность на основе совместного с детьми выбора и обсуждения какой-либо темы, ее возможных аспектов, которые детям интересны. При этом наблюдение является основным процессом, дающим педагогам информацию о том, как наиболее эффективно можно спланировать ту или иную тему, поскольку главным критерием успешности плана является его продуктивное развитие, построенное на интересе детей.

В профессиональной деятельности российских педагогов планированию уделяется значительное место. В обязательном порядке каждый воспитатель всегда составляет не только перспективный план, но и достаточно подробный. В программе «Шаг за шагом» («Сообщество») планирование выглядит совершенно иначе, а именно как форма (иногда общая) фиксации педагогом собственных педагогических задач и основных путей их реализации. Такой план в действительности достаточно часто меняется — это зависит как от конкретной ситуации в группе, так даже и от отдельного ребенка. Для большинства российских педагогов необходимость подобной импровизации, безусловно, является непривычной и довольно сложной задачей. Значительно чаще можно наблюдать, как существующий в сознании педагога план (занятия, игры, проведения режимного момента) давит на него, лишает свободы, мешает подхватить и использовать неожиданно возникшие благоприятные возможности и регламентирует ситуацию — часто во вред развитию детей. Вместе с тем, само по себе планирование является совершенно необходимым компонентом педагогического процесса, поскольку дает возможность педагогу выстроить свою деятельность.

Таким образом, в основе философии программы лежит гуманистическая идея о том, что развитие маленького ребенка должно быть совершенно свободным. Вся методология программы, в свою очередь, основана на принципе естественного процесса обучения ребенка. С этой точки зрения, вмешательство педагога как того, кто «ведет» ребенка, носит очень сложный и деликатный характер.

В программе последовательно реализуется идея, что ребенок познает мир сам, используя и одновременно развивая свои природные задатки, способности и склонности. При этом роль взрослого заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво помогать ему, организуя развивающую среду таким образом, чтобы она сама «провоцировала» ребенка к действию. В некоторых случаях даже попытка педагога передать ребенку определенное содержание может интерпретироваться с этой позиции как давление и препятствие, деформирующие естественное развитие.

С другой стороны, перед педагогом в его практической деятельности встает проблема той границы, того предела, до которого имеет смысл полагаться на интерес ребенка. Доведенная до абсурда теория «свободного воспитания» не может считаться удачным решением проблемы получения качественного образования. Как становится понятным из анализа российского образовательного контекста, эта проблема особенно остро встает именно в России, которая сильна традициями интеллектуального развития ребенка, основанного на четко определенном содержании образования (чтение, письмо, счет, овладение конкретными умственными действиями и операциями и т.п.). Кроме того, для российской дошкольной педагогики характерно стремление к «всестороннему развитию» маленького ребенка. У педагогов часто возникает недоумение, каким образом идеи программы «Шаг за шагом» («Сообщество») об индивидуальной траектории развития каждого ребенка и его праве на выбор определенного вида активности сочетаются с принципом «полноты» образования? Иными словами: если ребенок все время будет выбирать только те центры активности, которые ему интересны, что же делать с теми видами деятельности, которые он обычно игнорирует? Даже ребенка, который не любит читать, считать или писать, необходимо всему этому научить. Или если он не будет рисовать, то может многое потерять в восприятии этого мира.

Адаптация программы «Шаг за шагом» («Содружество») в российских детских садах поставила ряд проблем перед педагогами. А именно, педагоги чувствуют, что они оказываются в противоречивой ситуации. С одной стороны, они, принимая идеологию программы, не должны «передавить» ребенка, а должны следовать за его интересами. С другой стороны, ситуативные интересы ребенка могут противоречить тем результатам образования, которые педагог должен обеспечить всем своим воспитанникам.

С этой проблемой связаны те способы, которыми педагоги иногда пытаются преодолеть кажущийся разрыв между гуманистическим характером образования по программе «Шаг за шагом» («Сообщество») и привычным качеством образования в российском детском саду. Несмотря на то, что российское законодательство на этапе дошкольного образования не предусматривает задачи специальной подготовки к школе, тем не менее сложившаяся практика, стереотипы, существующие у родителей, да и собственные установки большинства воспитателей способствуют тому, что они ставят перед собой такую задачу. В то же время, работая по программе «Сообщество», педагоги, не всегда могут обеспечить детям определенный набор знаний, умений и навыков, который, по их представлениям, требуется для успешного обучения в школе. Поэтому одним из наиболее частых способов преодоления такого разрыва является введение в педагогический процесс привычных занятий, которые проводятся по Типовой программе.

Разумеется, такая компиляция может нанести только вред развитию ребенка, поскольку ставит его в ситуацию «двойного стандарта»: до обеда воспитатель — взрослый друг, чуткий партнер, а после обеда — строгий и недоступный учитель. Итак, некоторые детские сады, работающие по программе, сталкиваются с проблемой, которую можно обозначить, как проблему «двойного стандарта».

Российские образовательные традиции предполагают и некоторые весьма специфические направления развития ребенка, которые в контексте западных программ не имеют такого большого значения. В частности, это относится к физическому и музыкальному развитию детей дошкольного возраста. В России существует особая, хорошо проработанная система методического обеспечения этих направлений. Многие российские детские сады часто делают особый акцент на художественно-эстетическом и (или) физическом развитии и оздоровлении детей. Проработанные методики и технологии по данным направлениям требуют соответствующего профессионального обеспечения (в садах традиционно работает освобожденный музыкальный руководитель, а в некоторых и преподаватель физкультуры), а также развивающей среды — спортивного и музыкального оборудования, размещенного в отдельном помещении. Все эти условия присутствуют во многих дошкольных учреждениях России. В то же время программа «Шаг за шагом» («Сообщество») никак не выделяет эти направления развития, помещая их в те же центры активности в группе и предоставляя их не освобожденному специалисту, а тому же воспитателю. Такая ситуация часто вызывает вопросы у практиков. Эту проблему можно обозначить как особую проблему музыкального и физического развития детей.

Наконец, последняя проблема, которая встает перед российскими педагогами, желающими работать по программе «Шаг за шагом» («Сообщество»), связана с тревогой относительно процедуры аттестации и государственной аккредитации их сада. Возникает вполне понятное сомнение: а не окажется ли, что критерии аттестации придут в противоречие со стратегией программы? Ведь в процессе аттестации дошкольного образовательного учреждения происходит проверка, во многом связанная с тем содержанием образования, которое обычно фиксируется в российских образовательных программах.

Приведенный анализ проблем требует специальной разработки не только общей стратегии их разрешения, но и создания конкретных технологий, обеспечивающих реализацию программы «Шаг за шагом» («Сообщество») в условиях российского детского сада.

Итак, главная особенность современного дошкольного образования — вариативность. В ДОУ используются программы, существенно отличающиеся по исходным методологическим принципам: программ, основанных на принципе ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка («Развитие», «Детство») и программ, основанных на теории свободного воспитания («Шаг за шагом»).

источник