Меню Рубрики

Анализ компьютерных игр для детей

В одном из предыдущих параграфов мы говорили о нескольких сайтах, помогающих в работе педагога дошкольных и школьных учреждениях. Теперь же нам хотелось бы обратиться именно к сайтам для логопеда и о возможности их использования в детских садах.

Конечно, использование ИКТ в современном Доу необязательно, но, порой значительно упрощает и помогает в работе педагогу дошкольных и школьных учреждений.

Несомненно, в этом разделе мы сможем представить лишь малую часть заинтересовавшей нас продукции. В большинстве своем приведенные ниже игры рассчитаны все же на 2 игроков, ребенка и взрослого, но некоторые задания можно выполнять в компании.

Большинство из представленных далее игр созданы по мотивам известных мультфильмов.

«Баба Яга учиться читать»[9 ].(http://smallgames.ws/1181babajaga_uchitsja_chitat.html)

Кстати, заранее скажем, что в 2007 у данного проекта появилась «дочка», с практически аналогичным названием «баба Яга учиться считать».

Но вернемся к игре. Итак, программа представляет собой интересную азбуку в стихах. Проказница баба Яга попрятала в разных участках волшебного леса буквы алфавита. И чтобы их вернуть маленьким игрокам придется пройти 10 разнообразных заданий для того чтобы отыскать и вернуть буквы алфавита на свои места, помогать и подсказывать им будут лесные обитатели и мудрый Ворон у которого есть 2 волшебные книги, Слогарик и Букварик.

В качестве награды за свои труды, в конце дети получают грамоту от бабы Яги.

Игра позволит не только освоить алфавит, но и способствует развитию памяти, внимательности, логического мышления, быстроте реакции, аккуратности, последовательности в действиях.

Восторженные родители в отзывах пишут, что дети научились читать в 4 года, а игра настолько захватывала малыша, что его было невозможно оторвать от компьютера. Но, как выясняется, программа рассчитана скорее на детей, которые уже имеют малые навыки в этом вопросе, хотя и для не читающих детей здесь имеется парочка заданий.

«Читаем по слогам с домовенком Бу»[79].
(http://rusgame.net/Читаем%20по%20слогам%20с%20домовенком%20Бу%20[RUS]%20скачать%20бесплатно.html )

Как можно догадаться по названию, в основе игры лежит принцип обучения чтению по слогам. Серия программ называется «Поиграйка». Данная игра состоит из нескольких серий которые охватывают не только область развития речи, но и другие дисциплины.

Авторы уверяют подход игры исключает проблему слияния согласной и гласной букв. Вместе с домовенком Бу и кротом ребенок познакомится со слогами, научится читать, составлять слова из слогов, ставить ударение и даже напишет свой первый рассказ. Для тренировки навыков чтения в проекте представлено 19 конкурсов. В игре представлено три словаря, которые по желанию родителя можно пополнять новыми словами на интересующие ребенка темы. Режим «наши результаты» позволяет проследить в динамике успехи ребенка в каждом отдельном конкурсе. Игра также способствует развитию речи и получению необходимых для школьного обучения навыков.

Все игры обучающие чтению, хорошо озвучены, позволяя ребенку играть даже без участия родителей. Кстати, говоря это же можно отнести и к разряду недостатков, потому, что детки уже умеющие читать начинают хитрить и вместо того, чтобы прочитать самому слог, ждут озвучку. Еще одно не маловажное качество игры в том, что постепенно задания усложняются, начиная от букв, слогов и слов из трех-четырех букв и заканчивая длинными словами. Кстати, говоря большинство слов снабжено красочными картинками, так что заодно пополняется словарный запас ребенка.

Что касается отзывов родителей и педагогов. Отмечается яркая иллюстрация игры, разнообразие методик и подходов к обучению грамоте. Некоторые пользователи подмечают не приятную речь самого Домовенка, слишком скрипучую и замедленную. В отличии от предидущей игры, тут конечно меньше восторженных отзывов, многие устанавливают игру с проблемами.

«Лунтик. Русский язык для малышей»[54 ].

Игра по мотивам известного и любимого малышами мультфильма.

Последнее время этот «инопланетный» персонаж всерьез захватил умы и сердца маленьких зрителей. Главному герою мультфильма посвящены несколько десятков сайтов и огромное количество игр, как обучающих, так и развлекательных.

Данная игра, созданная по мотивам анимационного фильма «Лунный Гость» от кинокомпании СТВ и студии «Мельница». Ребенка ожидает веселое и необыкновенное путешествие в красочный мир Лунтика и его друзей, где он сможет познакомиться с видами букв, выучить слоги и ударения, а также развить навык чтения. В игру входят 10 заданий, подобранных специально для «первоклашек». Каждое задание — маленькая забавная история из жизни Лунтика и его друзей.

Мнения по поводу игры противоречивы, кто-то отмечает прекрасную графику, разнообразие сюжета, эффективность методики, другие говорят о плохом качестве картинки и о безрезультативности данного продукта.

Трое из Простоквашино. Шарик учит азбуку [77 ].

Игра создана по мотивам произведения Эдуарда Успенского. Вместе с веселыми героями малыш освоит курс чтения, основывающийся на программе обучения детей в подготовительной группе детского сада. Простой, понятный интерфейс и многочисленные мини-игры делают процесс обучения невероятно увлекательным и интересным. Голосовые и анимационные подсказки не позволят даже самым маленьким ученикам запутаться или пойти неверным путем.

«Развитие речи. Домовёнок Бу в мире слов.»[66 ]

Домовята Бу и Бунька предлагают ребенку выпускать свой собственный журнал. Одно прохождение игры – формирует 1 номер журнала, то есть ребенок может создавать целую серию. Каждый номер журнала состоит из 12 страниц: 10 страниц собственно журнала и обложка. Внутри журнала будут предусмотрены 4 информационных странички и 6 страничек с заданиями. При подготовке самого журнала ребенку придется выполнить задания 10 конкурсов. При прохождении каждого отдельного конкурса формируется страница журнала. Количество заданий в игре является достаточным для выпуска 12 номеров журнала. Каждый номер журнала можно распечатать, чтобы почитать и выполнить задания.

Вместе с домовенком ваш малыш:

— выучит скороговорки и пословицы;

— узнает значение фразеологизмов;

— подберет однокоренные слова;

— научится составлять кроссворды;

— познакомится с правилами словообразования;

— познакомится с понятиями синоним и антоним.

Поскольку эта игра немного отличается от предыдущих большим возрастным разбросом, хотелось бы остановиться на ней по подробнее. Итак, рассмотрим разделы внимательнее.

Комиксы. В конкурсе представлена басня И.А. Крылова. Ребенку нужно собрать правильную последовательность картинок, и поставить к ним соответствующий звук. Если звук поставлен верно, то в облачке появится соответствующий текст. Когда вся басня собрана, ее можно послушать. Также необходимо выбрать название для басни. Для печатного журнала получится страница с комиксами.

Однокоренные слова. На дереве написано слово, ребенку предлагается подобрать к нему однокоренные слова. Для этого нужно рассадить птенцов на дерево в гнезда. Если навести на птенца курсор, он скажет свое слово.

Этикет. Конкурс познакомит ребенка с этикетными фразами. Ребенку предлагаются группы служебных слов (приветствия, прощание, благодарности, просьбы, реплики).

Скороговорки. Ребенку предлагается выучить скороговорку. Текст скороговорки написан на картинке-пазле, которую ребенку предлагается собрать.

Рифмы. Ребенку предлагается раскрасить рисунок. Далее предоставляется список слов, к которым нужно подобрать рифмы.

Словообразование. Ребенку предоставляется картинка, на которой изображено животное. При нажатии на одну из кнопок калькулятора, картинка и ее название изменятся.

Пословицы. Игра знакомит ребенка с пословицами. Конкурс реализован в стиле классической игры «парочки». Ребенку предлагается найти две части пословицы.

Письма фокса Микки. Ребенку предлагается небольшой текст письма, где ему нужно найти ошибки. Они могут быть разного типа: смысловые, грамматические (неправильное употребление рода, числа, падежа), лексические (неверное употребление слова в заявленном контексте). Фразеологизмы. Конкурс знакомит ребенка с фразеологизмами. Ребенку предлагается собрать фразеологизм из двух частей. Сначала нужно послушать первую часть фразеологизма, для этого нужно навести мышку на фломастер, а затем выбрать из колпачков правильную вторую часть фразеологизма. Чтобы прослушать вторую часть фразеологизма – необходимо навести курсор на колпачок.

Кроссворд. Ребенку предлагается сочинить кроссворд. Можно выбрать группу слов, которая будет начинаться с определенной буквы. Вопросы кроссворда включают в себя темы: омонимы, антонимы, синонимы.

Журнал. В центре стола расположен лист, на котором видно сколько страниц журнала уже собрано.

В игре использованы произведения И.А. Крылова и Саши Черного.

Говоря о новинках этого рынка нельзя не упомянуть о тренажере, хоть это и не совсем относится о тренажере «Dizartria.NET».

«Dizartria.NET».[22 ]
Год выпуска: 2010

Информационная новинка, программа – тренажер «Dizartria.NET» разработана Центром Биокибернетики совместно с Институтом информационных технологий в образовании ЮНЕСКО».

Программа разработана в 2х версиях:

1. Бесплатная версия «Dizartria.NET» охватывает 1-й («речевой протез») и 2-й (релаксация голосовых связок) режим и подходит в том числе для лечения дизартрии у детей с ДЦП. (Диск с программой «Dizartria.NET» и видеоуроком по работе с программой, который ведет автор метода, прилагается к книге). Кроме того, специалисты Центра Биокибернетики могут обучить родителей пациентов с ДЦП работе с программой-тренажером «Dizartria.NET».

2. Профессиональная версия «Dizartria.NET» отличается от первой тем, что дополнительно включает 3-й режим «развитие дикции и просодики», а также визуальный контроль за просодическими характеристиками речи пациента. В стоимость включены телефонные и практические консультации вашего персонального врача во время всего курса лечения.
К данному тренажеру есть приложение в виде книге в которой даны многочисленные упражнения для развития речи.

Таким образом, в современной логопедической практике компьютерные логопедические игры являются эффективным средством коррекции речевых нарушений. Они активно применяются как в индивидуальной работе с детьми, так и с группой детей в кабинете информационных технологий обучения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

источник

Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

Вложение Размер
znachenie_kompyuternyh_igr_dlya_doshkolnikov.doc 45.5 КБ
znachenie_kompyuternyh_igr_dlya_doshkolnikov.doc 39.5 КБ

Значение компьютерных игр для дошкольников.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере дошкольного обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. В отличие от обычных технических средств обучения компьютер позволяет не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном возрасте — умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование компьютерных игр для развития дошкольников имеет ряд достоинств:

  • появляется интерес к новой технике, пропадает страх перед ней, свойственный в особенности взросли;
  • формируется психологическая готовность к овладению компьютерной грамотностью;
  • позволяют моделировать совершенно новые ситуации, даже в области будущего, в которых реальная жизнь переплетается с воображаемым миром;
  • развиваются внимание и быстрота действий, воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
  • появляется уверенность в своих силах и возможностях, самостоятельность при решении различных задач;
  • ребенок учится планировать и прогнозировать результат своих действий.

Но есть немало негативных моментов при использовании компьютерных игр:

  • ребенок перестает общаться с друзьями, заниматься спортом и другими полезными для него видами деятельности;
  • развлекательный характер резко снижает интеллектуальную активность детей в игре;
  • переживая в течение дня ту или иную ситуацию, произошедшую в компьютерной игре, ребенок тем самым отодвигает на второй план реальные жизненные события.

Поэтому не компьютер должен управлять деятельностью ребенка, предлагая ему задания, а, наоборот, ребенку важно использовать компьютер как средство для решения своих собственных задач развития. В первом случае компьютер выступает исключительно как тренажер, а во втором позволяет развиваться деятельности ребенка, обогащая его разными способами действий, обогащая его опыт. Компьютер – обогащающий элемент развивающей предметной среды. Он является средством, которое способствует развитию познавательной активности дошкольников, созданию благоприятного эмоционального фона, социализации личности, благодаря развитию регулятивных способностей (т. е. подчинению правилам) и возможности коммуникативного взаимодействия в игре. Компьютерные игры в современных условиях являются своеобразной формой освоения окружающей действительности. Однако важно отметить, что они должны лишь дополнять, а не замещать самодеятельные игры.

Игры стоит подбирать с учетом его возраста, содержания игры и индивидуальных психологических особенностей самого ребенка.

В младшем дошкольном возрасте стоит отдать предпочтение играм, направленным на развитие восприятия. Игры этого жанра получили широкое распространение, поэтому нет необходимости рекомендовать конкретные. Можно предложить игры, в которых необходимо собрать целостную картину из нескольких элементов, ориентируясь на образец, либо найти два одинаковых предмета, разложить фигуры разных цветов и размеров по местам. Это развивает не только восприятие цвета, размера и формы предметов, но и мышление ребенка.

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста (от 4 до 6–7 лет) рекомендуются разнообразные игры, в которых при помощи курсора можно нарисовать любую фигуру или даже картину. Можно попросить ребенка придумать название для нарисованной картинки, населить ее определенными персонажами и вместе придумать про них какую-нибудь историю. Особенно хороши для этого специальные игры (драматизации), в которых нарисованные персонажи могут оживать и воспроизводить придуманные действия, как в мультфильме. Сразу необходимо сделать оговорку: это ни в коем случае не те игры, в которых нужно создать игровой персонаж (выбрать внешность, одежду и пр.) и действовать согласно игровому сценарию. В этой связи бесспорным преимуществом игр-драматизаций над традиционными игровыми компьютерными программами выступает тот факт, что они не подавляют и не деформируют сферу целеобразования ребенка. Ребенок ставит себе игровые задачи сам точно так же, как он делает это в традиционных сюжетных самодеятельных играх, и поэтому такие компьютерные игры не искажают специфику дошкольной игры и не уничтожают ее подлинно развивающей сути. Для детей этого возраста подойдут развивающие и обучающие игры, направленные на познавательное развитие ребенка. Это игры на развитие памяти, логики, навыков чтения и счета, а также изучение иностранных языков .

Читайте также:  Лейкоз симптомы у детей анализ

Большое значение для развития детей имеют и конструкторские игры, в процессе которых детям надо либо сложить из разных кусков фигуру определенной формы, либо, наоборот, разбить имеющуюся фигуру на заданные части. Эти игры развивают не только восприятие и координацию, но и образное мышление детей, которое является основным у дошкольников. Кроме общеразвивающих игр, о которых мы с вами сейчас говорили, существуют и специальные игры для обучения детей математике, русскому языку, логике. Ценность этих игр в том, что они в более наглядной (но не простой) форме представляют содержание данных предметов, что и позволяет детям легко и быстро овладеть этим материалом.

Необходимо помнить, что согласно гигиеническим требованиям к организации работы детей и подростков с компьютером детям 3–7 лет можно проводить за компьютером не более 10–15 минут в день.

Занятия на компьютере должны быть комплексными. Они включают в себя 3 этапа.

Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способов «погружения» ребенка в компьютерную программу:

1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.

2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.

3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.

4 способ. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно «читают» схемы.

Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой половине дня. После каждого занятия проветривание помещения.

источник

За последнее время компьютерный рынок пополнился многообразными развивающими играми для детей. На сегодняшний день они стали доступными для покупателя. Хотя не в каждом детском саду или школе есть возможность проведения занятий и уроков с использованием компьютеров, но очевидна тенденция компьютеризации образовательного процесса. Практика показывает, что большую долю времени общения с компьютером составляют игры в домашних условиях. Зачастую, имея неограниченный доступ к нему, дети без контроля со стороны взрослых часами увлечены играми, нарушая санитарные требования. Многие родители озабочены тем, что компьютерные игры ущемляют физическое развитие ребенка. Если ребенок сидит за компьютером целыми днями, это, к сожалению, именно так. Но если подходить ко всему разумно и знать меру, компьютерные игры будут приносить больше пользы физическому и психическому развитию ребенка, нежели вреда.

Надо заметить, что к компьютерным играм надо подходить разумно, избирательно и, конечно, творчески. Большая часть игр направлена на развитие таких психических процессов, как память, внимание, воображение, восприятие, мышление, зрительно-моторная координация. Поскольку данные психические процессы являются психологической базой для развития речи их с успехом можно применять в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Выбирая игру своему ребенку, родители зачастую делают это наобум, по красивому оформлению и навязчивому рекламному проспекту. Однако это следует рассматривать в последнюю очередь. Игра или обучающая программа, прежде всего, должна соответствовать возрасту ребенка. Обычно они делятся по следующему принципу — от 3 лет до 5, от 5 до 7, от 7 до 12. Игры могут быть развивающими и чисто развлекательными. От первых пользы больше, но и вторые могут занять достойное место в обучении ребенка.

Подробнее остановимся на обучающих программах и играх для малышей от 3 лет, дошкольников и младших школьников. Их огромное количество, рассмотрим несколько, на наш взгляд, наиболее интересных.

Данные игры способствуют формированию произвольности, идеального плана действий, координации движений, умения принять и выполнить задание, познавательной мотивации, развитию у детей зрительной, слуховой памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, активизации словаря, закреплению цвета, формы, цифр, букв и др. Развитие этих качеств особенно важно для детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возрастов, так как именно они во многом обеспечивают психологическую готовность ребенка к школьному обучению и успешность освоения общеучебных умений и навыков.

Для самых маленьких создана серия CD-дисков «Маленький искатель» (Scholastic Inc.) — развивающие игры для детей от 3 до 6 лет. Они представляют собой рифмованные картинки-загадки и мастерски сложенные головоломки, обучающие чтению, стихосложению, азам математики и классификации предметов, восприятию информации на слух и выполнению письменных указаний, развивающие творческие способности и логическое мышление. Можно порекомендовать такие игры, как “Искатель в школе”, “Искатель фантазер”.Компьютерные игры данной серии способствуют тренировке зрительной памяти, внимания, пространственной ориентировки, закреплению пространственных предлогов, развитию мыслительных операций (классификации, обобщения) и творческого мышления, активизации словаря, закреплению знаний цветов спектра, образов букв и цифр, развитию мелкой моторики пальцев рук.

CD-диск «Веселая азбука» от компании «Кирилл и Мефодий» популярен у родителей и детей 3-6 лет. С помощью интерактивного алфавита ребенок легко запомнит все русские буквы, а упражнения на развитие логического мышления помогут ему правильно составлять из букв слоги, из слогов — слова, из слов — предложения. Развивающая игра представлена в виде путешествия в страну Знаний с персонажами мультфильмов и оформлена в виде мультиков-уроков, сопровождается веселыми комментариями и подсказками.

Для детей постарше (4-7 лет) можно порекомендовать развивающую программу для детей «Клиффорд готовится к школе»(Scholastic Inc.). Вместе с героем игры, огромным псом Клиффордом, ребенку предлагается решать различные задачи, улучшая навыки чтения, счета, совершенствовать логическое мышление. Игра автоматически настраивает уровень сложности в зависимости от успехов ребенка, для самостоятельных занятий существует функция автоматических подсказок.

С помощью обучающей программы «Клиффорд учится читать по-английски», вместе с чудо-псом ребенок выполняет увлекательные задания, развивающие память, творческое мышление, навыки правописания английского языка, распознавания слов, словарный запас. В игре 7 уровней сложности, поэтому она будет интересна не только четырехлетнему ребенку (которому, конечно, понадобится помощь взрослых), но и школьнику восьми-девяти лет. За успешное выполнение заданий ребенок получает призы — книги, которые можно самостоятельно прочитать, раскрасить и распечатать на принтере. В игре существует функция автоматической настройки: благодаря ей можно сосредоточиться на навыках, в которых есть потребность тренироваться более интенсивно.

В обучающей игре «Алик – скоро в школу!» дошкольники 4 – 6 лет познакомятся с милым и добрым щенком по имени Алик, который в веселой и ненавязчивой форме поможет подготовить ребенка к обучению в школе, расскажет ему много интересной и полезной информации. Яркие и живые персонажи, а также простота управления в игре доставят малышу огромное удовольствие. Веселые игры и интересные задания будут ждать вас на каждом шагу. Выполнив все тесты Алика, ребенок окажется у ворот виртуальной школы! Игра «Алик – скоро в школу!» способствует развитию мышления (классификация, обобщение), внимания, пространственной ориентировки, закреплению навыков употребления предлогов, наречий (над, за, перед, справа, слева, внизу, вверху), активизации словаря, закреплению понятия величины (большой, маленький, длинный, короткий, высокий, низкий), цветов спектра, геометрических фигур, упражнению в прямом счете в пределах 10, развитию мелкой моторики руки.

Одна из удачных серий игр для дошкольников и младших школьников – «Рекс» (Mindscape), в которой симпатичный живой песик, разлученный со своими хозяевами, ищет дом. Игра рассчитана на детей от 5 до 9 лет, сначала совместно со взрослым, потом и самостоятельно. Этот компьютерный диск не является развивающим в прямом смысле, но и здесь есть чему поучиться: находить и запоминать секреты игры, маршрут, хитрости. Так, в игре «Рекс в детском саду»в легкой и непринужденной игровой форме пес Рекс и его товарищи помогут юному исследователю развить зрительную память и пространственное воображение, мыслительные операции, скорость реакции и координацию движений, мелкую моторику рук, закрепить знания цветов спектра, расширить словарный запас, а также развеселят шутками, забавными картинками и задорной музыкой. Программа содержит около двух десятков всевозможных заданий, мини-игр и головоломок.

«Веселое географическое путешествие» от Руссобит-М — увлекательная игра для детей от 5 до 7 лет, которая знакомит с основами географии. Вместе с героем ребенок совершит путешествие в край высоких гор, густых лесов, бурных рек и пустынь, узнает о планетах Солнечной системы, почему день сменяет ночь, как образуются горы и многое другое. Рассказы сопровождаются красочными иллюстрациями, анимацией и чередуются с увлекательными играми и интересными заданиями.

«Веселая математика» (Руссобит-М) для дошкольников расширит познания ребенка в области математики, укрепит навыки выполнения арифметических действий, поможет развить интеллектуальные способности.

Игра «Мышка Мия. Юный дизайнер»(Kutoka Interactive) для детей от 5 до 12 лет познакомит с огромным набором графических средств, научит рисовать и разукрашивать. Четкие инструкции и шаблоны для поделок из бумаги позволяют мастерить поделки и придумывать собственный дизайн шуточных открыток и объявлений. Игра содержит задания на развитие фантазии, творческого мышления и формирование дизайнерских навыков.

В играх для девочек много музыки, танцев, роскошных нарядов, пушистых питомцев, веселых подружек, романтичных принцев, волшебных сюрпризов. Но, если присмотреться внимательнее, мы сможем найти в них большой познавательный потенциал, интересный дидактический материал для подготовки к школе, возможности для развития логического, образного, пространственного мышления.

Для самых маленьких девочек — серия игр про принцессу Лилифи. Яркие симпатичные образы, понятная графика, простое управление. Все игры небольшие по объему и предлагают простенькие задачки, доступные для малышей. Например, «Лилифи у русалочек» предлагает найти несколько ключей на морском дне, следуя указаниям морских обитателей. Ключи открывают сундуки морской королевы, в которых хранятся несметные сокровища. В других играх серии можно познакомиться с единорогом, открыть лечебницу для зверюшек, устроить бал, порисовать.

Многие взрослые с предубеждением относятся к кукле Барби. Если к ней присмотреться, все не так плохо. Барби — добрая девочка, хорошая подруга, любит животных, заботится об охране окружающей среды. И компьютерные игры, в которых она выступает главной героиней (а таких игр — целая серия), тоже несут немало доброго, интересного и умного. Например, в игре «Барби. Показ мод» ребенок участвует во всех этапах создания коллекции одежды. Начинается все с выбора ткани, отделки, фасонов (их количество увеличивается в процессе игры). Далее — примерка на моделях в сочетании с разными вариантами обуви и причесок. Затем — строительство и украшение подиума, создание музыкального оформления, репетиция. И вот готово представление, в котором ребенок – и художник, и модельер, и стилист, и звукооператор, и постановщик!

Еще одна игра из серии про Барби — «Принцесса и нищенка», в которой мы также находим интересные и полезные занятия. В витражной мастерской экспериментируем с фактурами, смешиваем разные цвета. Усваиваем начала геометрии, пытаясь решить, как расположить большие и маленькие квадраты, чтобы заполнить все окно, сколько маленьких квадратов вмещает один большой. В кондитерской при изготовлении торта учимся обращаться с равноплечими весами, сравниваем вес гирь и необходимых нам ингредиентов, отмеряем их нужное количество. Еще интересное задание: сложить мост через речку из бревнышек разной формы. Требуется некоторая тренировка, чтобы заработало пространственное воображение.

В игре «Красавица и чудовище», созданной по мотивам знаменитого диснеевского мультфильма, мы попадаем в волшебный замок, в каждой комнате которого можно найти интересное занятие. Но забавы оборачиваются довольно серьезными исследованиями. Например, в кухне, накрывая на стол, нужно рассчитать время полета посуды и разнообразных блюд, расположенных на полках разной высоты, чтобы каждый предмет попал точно на отведенное ему место. Сложность заключается в том, что стол вращается, а каждый продукт ведет себя по-своему! В бальном зале, становясь хореографом, ребенок знакомится с понятием алгоритма: задает определенные движения танцорам, при этом учитывая, что для каждого из движений необходимо определенное ограниченное пространство. Хорошенько продумав все действия, в результате можно насладиться красивым танцем.

Читайте также:  Лейкемия симптомы у детей по анализу

В игре «В библиотеке» надо отгадать, в каких книгах спрятаны обломки старинного ключа. На обложках книг изображены разные герои мультиков Диснея: усатые и безусые, с большими зубами или ушами, умеющие летать и не умеющие, держащие в руках музыкальные инструменты и носящие очки… Чтобы найти книгу, нам нужно узнать, что на ней нарисовано. Задавая вопросы: «Герой на обложке с крыльями?», «Он носит шарф?», на которые получаем однозначные ответы «да» или «нет», мы постепенно исключаем те книжки, в которых не может прятаться кусочек ключа. Это прекрасная тренировка умения мыслить логически.

Вот так, в компании добрых сказочных принцесс и любимых кукол, можно узнать много нового о настоящем, реальном мире, приобрести новые навыки в компьютерном дизайне, потренировать память, воображение и логическое мышление.

Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов можно порекомендовать и такие игры: “Алик летние каникулы”, “Волшебный сундук”, “Поиграем с Тигрой”, “Незнайкина грамота”, “Развивайка для первоклашек”.

Кроме общеразвивающих существуют и специальные игры для обучения детей чтению, русскому языку, основам математики. Ценность этих игр в том, что они в более наглядной (но не простой) форме представляют содержание данных предметов, что позволяет детям легко и быстро овладеть этим материалом. Примерами таких компьютерных игр являются: “Учимся читать”, “Веселая азбука”, “Волшебный букварь”, “Баба Яга учится читать”, “Почитай-ка”, «Букварь», «Лунтик. Русский язык для малышей» и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Основные компьютерные программы для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Анна Маркина
Основные компьютерные программы для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие выступает как важнейшей компонент любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия интеллектуальных способностей человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры интеллектуальных способностей, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже С. Л. Рубинштейн, Л. С. Сахаров, А. Н. Соколов, и др.

Ими были разработаны различные методики и теории формирования интеллектуальных способностей. И сейчас, чтобы успешно развивать их в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.

К развитию интеллектуальных способностей относится: развитие мышления (познавательного, творческого, памяти, внимания, качеств ума (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность, мыслительных навыков (вычленение, сличение, анализ и пр., познавательных умений (видеть противоречие, проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и пр., умений учиться, формирование предметных знаний, умений, навыков

Существует три основные программы для развития интеллектуальных способностей:

— Обучающие программы

Обучающие программы

Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают развитие интеллектуальных способностей обучающихся, активизируют их творческий потенциал. Это программы которые сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения.

Рассмотрим наиболее стандартный, если можно так сказать, набор программ, который предпочитают использовать для обучения детей.

Классифицировать обучающие детские программы, с точки зрения пользователя, можно по огромному множеству критериев, которые необходимо учитывать при выборе программы. Специалисты выделяют 5 направлений:

— объемное восприятие и фантазия;

— музыкальный слух и художественный вкус.

Логическое мышление малыша могут развивать программы, в которых необходимо оперировать не просто вещами, но и их видоизмененными «копиями», силуэтами, например. При этом используется память. Это могут быть паззлы или игра «собери предметы», где нужно будет запомнить предметы, а затем отыскать их в каком-то пространстве. Примером таких программ может быть «Логика для малышей»,Baby Logics, Cifiri, «Развиваем память», Монтессори, «Веселые Картинки» — инструментальный пакет для создания и решения задач, связанных со сборкой на экране упорядоченного множества объектов текстовой и графической структуры и т. д.

Моторику рук развивают все программы, где управление происходит при помощи нажатия определенных клавиш или отклонения мыши в определенную сторону. Особенно полюбятся малышам красочные обучающие программы вроде «От винта» или «Air-Race».

Счет и чтение – это, пожалуй, самая развитая категория. Это MathMatic, «Занимательная арифметика» и многое другое.

Объемное восприятие и фантазию разовьют обучающие программы, где нужно собрать персонажа или нарисовать что-то определенное. Хороший пример – «Tower Box», где выданные предметы нужно сложить определенным образом, или «Снежные загадки», где необходимо собрать мозаику.

Музыкальные и художественные программы позволят ребенку без труда выучить ноты, цвета, тона, научиться воспринимать искусство. Хорошо подойдут музыкальные редакторы и раскраски, которых во всемирной сети огромное множество.

— «Раскрашка» — простейший редактор, который рекомендуется включать в обучение первым навыкам работы с графической информацией. С помощью курсора, принимающего несколько различных форм и способного менять размер, можно рисовать контурные и закрашенные рисунки. Программа способна помнить историю рисунка. Это позволяет использовать ее как инструмент простейшей мультипликации.

Программы, предназначенные для отработки разного рода умений и навыков.

К таким программам относятся:

Тренажер «Собери бусинки на нитку»— тренировать мелкую моторику, мышкой двигать детали по экрану, а также собирать элементы по заданным линиям и в определенной последовательности. Задания специально подобраны по сложности: сначала одного цвета, потом чередование цвета, потом чередование размера, затем чередование разных фигур, а уж в конце творческое задание по собиранию собственных бус. Линии располагаются горизонтально и вертикально, а также по кругу.

Тренажер «Домики» — Тренажер направлен на отработку и самопроверку знаний состава числа

«Тренажер Мозга» — это профессионально разработанная программа — тренинг, для развития и повышения таких важных — Память, Внимание, Счет, Логика, Реакция.

«Интеллект-тренажер«- уникальность программы заключается в том, что каждое упражнение стимулирует развитие сразу нескольких способностей, а предлагаемая очередность их выполнения позволяет достичь максимальных результатов при минимально затраченном времени и нагрузке на мозг.

Учебно-игровые программы

Программы предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме.

Анализ программного обеспечения, показывает огромные возможности компьютерных игр для общего интеллектуального и эмоционально-личностного развития детей и их обучения.

Классификация компьютерных программ и игр

1. Развивающие игры для дошкольников.

Это компьютерные программы, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, фантазии, воображения. В них нет явно заданной цели — они являются инструментами для творчества и самовыражения ребенка. К программам этого типа относятся:

-графические редакторы, «рисовалки», «раскраски», конструкторы, предоставляющие возможность свободного рисования на экране прямыми и кривыми линиями, контурными и сплошными геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, вставки готовых рисунков, стирания изображения;

-простые текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печати текста;

«конструкторы сред» с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр;

«музыкальные редакторы» для ввода, хранения и воспроизведения простых (чаще одноголосых) мелодий в нотной форме записи;

«конструкторы сказок», совмещающие возможности элементарных текстового и графического редакторов.

Это игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с формированием у детей начальных математических представлений; с обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному и иностранным языкам; с формированием представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий. «Гарфилд дошкольникам», «Гарфилд школьникам», «Сложи узор», «Калейдоскоп».

В играх этого типа цель и правила игры не заданы явно, а скрыты в сюжете или способе управления. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия в игре.

В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития. Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика». «В поисках Немо», «Элька»

Компьютерные диагностические игры

Игры развивающие, обучающие, эксперименты, можно считать диагностическими, поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач смогут многое сказать о ребенке.

Данные игры направлены на развитие логического мышления.

К данной категории игр относят:

— Шахматные игры: шашки, шахматы и т. п.

— Логические учебные развивающие игры: лабиринты, угадай число, слово, крестики-нолики и др.

Использование основных программ для развития интеллектуальных способностей способствует успешной психологической адаптации детей к условиям школы, к успешной социализации в обществе, повышению своего уровня развития, становление на более высокий интеллектуальный уровень.

Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» АВТОРЕФЕРАТ Сагалбекова.

Пескография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста «Пескография, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Ольга Никулина. Ребенок живет в мире всевозможных.

Игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Принято называть игру «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая.

Картотека игр для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Картотека игр на развитие творческих способностей детей. Игры на развитие ассоциативности мышления Игра «Что на что похоже » 3-4 человека.

Мастер-класс Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью технологии В. В. Воскобович Мастер-класс «Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью технологии В. В. Воскобовича «Сказочные.

Предметно-развивающая среда для развития креативности речевых, литературных и интеллектуальных способностей детей «Быть креативным, это значит – копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь.

Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях НОД Исходным условием интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений являются.

Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Дошкольники — прирожденные исследователи. Подтверждение тому их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В этом возрасте.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Тема нашей работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры» Игра- ведущий вид деятельности.

Технология развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР Подготовили: Учитель-логопед Нечаева Екатерина Владимировна Музыкальный руководитель Голубева Екатерина Юрьевна Актуальность: В коррекционной.

источник

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.
Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большин­стве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране — это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция соз­нания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира — это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.
В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно об­ращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как пере­дает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговремен­ным.

Читайте также:  Лактазная недостаточность у детей анализ

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от са­мых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику де­тей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движе­ний пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализато­ров, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах. Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирова­ния таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные па­мять и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую го­товность ребенка к обучению в школе.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролиро­вать выполнение действий, оценивать результаты. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно по­мочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые ка­чества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усид­чивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
Компьютерные игры в отечественной дошкольной педагогике — одна из самых новых и актуальных проблем. Группой программистов, психологов, педагогов и других специалистов Ассоциации «Компьютер и детство» был разработан программно-методический комплекс «КИД/Малыш».

В настоящее время на современном рынке программные средства для дошкольного образования представлены в широком многообразии. Из их чис­ла необходимо выбрать компьютерные программы для дошкольников, кото­рые должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия. Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, сюрпризности, необычности.
Из числа данного вида программ можно отметить разработки комплекса «КИД/Малыш». Но ввиду удаленности от областных сервисных центров и недоступности данного комплекса, чаще всего приходится применять более дос­тупные программные средства, отвечающие требованиям к компьютерным играм, применяемым в дошкольном образовании.

Существует множество современных программ, специально предназна­ченных для обучения отдельным предметам: математике, развитию речи, род­ному и иностранному языку и т.д. Есть также развлекательные программы, не содержащие педагогических знаний, но которые также могут эффективно применяться в образовательных целях благодаря разнообразным методиче­ским приемам.
Введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстети­ческого, нравственного и физического развития ребенка. Широкое внедрение компьютера повысит общий уровень воспитательно-образовательной работы в детских учреждениях. Компьютер является сложным объектом познания, что предъявляет более высокие требования к организации деятельности ребенка. Становясь средством познания, компьютер способствует психологическому развитию ребенка, закреплению уже сформированных знаний и навыков, по­знанию нового, реализации потенциальных творческих возможностей, разви­тию фантазии, самостоятельности. Особое значение для развития дошкольни­ка имеет его ведущая деятельность — игра, поэтому компьютеры в детском са­ду используются, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, инте­ресная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он реша­ет самые разнообразные игровые задачи. Компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса дошкольного учреждения. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический про­цесс новыми возможностями.

«Диалог» с персональным компьютером никогда не должен становить­ся диалогом с машиной как «персоной», поэтому процесс освоения ребенком компьютера как средства осуществления человеческой деятельности оборачи­вается не прямой связью «ребенок — компьютер», а опосредованной — «ком­пьютер — ребенок — цель».

Занятия по ознакомлению с природой направлены на уточнение, расширение и систематизацию представлений детей взаимосвязи растений и животных с внешней средой. В системе формирования отношений детей к природе большое место занимает развитие познавательного интереса к приро­де, а также эстетических чувств, связанных с ее красотой.
В ходе занятий по ознакомлению с природой детям может быть пред­ложена игра «Приключения животных». «Приключения животных» — обу­чающая программа в виде забавной и веселой игры позволит детям лучше по­знакомиться с миром живой природы. Эта игра представит на экране монито­ра, животных с разных уголков земного шара, которых дети не видели даже в зоопарке. Слоны, мартышки, змеи, жирафы, бобры, осьминоги, летучие мыши — и множество других самых разных и экзотических зверей. Дети узнают мно­го нового не только о том, как выглядят эти животные, но и как они живут, узнают про их жизнь в дикой природе, их повадки и привычки. Они смогут сами помочь бобру выстроить платину на реке, и обустроить его «хатку»; со­вершат «ночное путешествие» с летучей мышью в поиске питания; узнают «подземный мир» муравьев.

Занятия по обучению грамоте нацелены закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги и произ­водить звуковой анализ слов — это становится основой для ознакомления де­тей с буквами и обучения чтению. Осуществлять звуковой анализ слова, ис­пользуя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интона­ционное выделение звуков в слове. Понимать и использовать в речи термин «предложение», составлять предложение из 3 — 4 слов, делить предложение на слова, называя их по порядку. Всему этому может помочь игра «Веселая Аз­бука». «Веселая Азбука» — это первое знакомство со звуками и буквами, она объяснит и поможет закрепить, что такое слоги, и как из них составлять слова. Игра содержит упражнения, с помощью которых дети без труда смогут нау­читься читать.
Например, одно из заданий в игре «Веселая Азбука»: компьютерные картинки знакомят детей с буквами русского алфавита, при этом каждой бук­ве соответствует определенная картинка. На экране появляются четыре кар­тинки и буква, на которую начинается предмет, изображенный на одной из картинок. В ходе игры ребенок должен найти правильную картинку.

Занятия по развитию элементарных математических представлений направлены, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творче­ской задачи. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и прак­тическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и само­оценке. Применение компьютерных игр особенно важно на данных занятиях. Они помогают в простой, наглядной форме, на основе конкретной модели осознать и усвоить тот материал, который был дан детям на занятиях.
Первое знакомство с миром математики станет приятным и интересным с помощью игры «Планета чисел». Эта игра научит детей 3-7 лет распозна­вать цвета и фигуры, сопоставлять размеры, высоту, расстояние, выполнять простые логические задачи, поможет формированию навыков счета в преде­лах десяти, знакомству с порядковыми числительными, знакомству с поня­тиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание».
Игры: «Сравни и заполни», «Игра с одним обручем», «Заполни пустые клетки» познакомят детей с классификацией фигур по 2 и 3 свойствам (цвету, форме, величине), помогут закрепить отношения «больше», «меньше», «рав­но», находить отличительные признаки.

Программа обучения детей в компьютерно-игровом комплексе ДОУ.

Целью данной программы является развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных техно­логий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие группы:

I. Ознакомительно-адаптационный цикл.
Задачи:

  1. Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации:
    • познакомить с историей, назначением и устройством ЭВМ.
  2. Познакомить детей с правилами поведения в КИК и правилами безопасной работы на компьютере.
  3. Преодолевать при необходимости психологический барьер между ребен­ком и компьютером.
  4. Сформировать начальные навыки работы за компьютером:
    • познакомить с клавиатурой и манипулятором «Мышь».

II. Образовательно-воспитательный цикл.
Задачи:

  1. Формировать навыки учебной деятельности:
    • учить осознавать цели;
    • выбирать системы действий для достижения цели;
    • учить оценивать результаты деятельности.
  2. Формировать элементарные математические представления:
    • совершенствовать навыки счета;
    • изучать и закреплять цифры;
    • проводить работу с геометрическими фигурами;
    • решать простейшие арифметические задачи;
    • развивать умение ориентироваться на плоскости;
    • закреплять представления о величине предметов.
  3. Развивать речь:
    • расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;
    • формировать звуковую культуру речи и грамматический строй речи.
  4. Развивать сенсорные возможности ребенка.
  5. Формировать эстетический вкус.
  6. Развивать знаковую функцию сознания.
  7. Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка:
    • воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;
    • приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

III. Творческий цикл.
Задачи:

  1. Развивать конструктивные способности.
  2. Тренировать память, внимание.
  3. Развивать воображение.
  4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мыш­ление; использовать элементы развития эвристического мышления.
  5. Развивать потребности к познанию.

Структура занятий.

Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя 3 этапа.
I этап — подготовительный.
Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к ком­пьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимна­стика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, мотор­ного аппарата к работе.

II этап — основной.
Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.

III этап — заключительный.
Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, то­чечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку). Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность каждого этапа занятия:
1 этап — 10-15 минут,
2 этап — 10-15 минут,
3 этап — 4-5 минут.
После каждого занятия проветривание помещения.

Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа строится на основе постепенного погружения в обучающие блоки, обеспечи­вающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровые занятия. Работа на компьютере сопряжена с вынужденной сидячей позой. Это весьма неблагоприятно влияет на организм ребенка и способствует его быст­рому утомлению. Утомление развивается потому, что костно-мышечная сис­тема детей 5-6 лет еще далека от функционального совершенства и плохо переносит физические нагрузки. Вот почему важно, чтобы ребенок сидел за компьютером правильно, в удобной для него позе. Правильная рациональная поза важна еще и в связи с профилактикой зрительного утомления ребенка, так как при работе на ПК приходится рассматривать предметы на близком расстоянии и на фоне светящегося экрана монитора. К особенностям зритель­ной работы детей за компьютером относится также и то, что им приходится довольно часто переводить взгляд с экрана на клавиатуру ПК и обратно. Сле­довательно, аккомодационный аппарат глаза ребенка находится в состоянии постоянного напряжения. Для снятия напряжения аккомодационного аппарата глаза разработан комплекс упражнений гимнастики для глаз, доступные де­тям. Однако, для повышения интереса к упражнениям и качественного вы­полнения, их желательно проводить в игровой форме.
Практика показала: большое значение для быстрого освоения игры име­ет правильная постановка игровой задачи. С этой целью разработаны кон­спекты занятий — игр, занятий — сказок, позволяющих повысить интерес де­тей.

Занятие «Собери картинку»

1 ЭТАП. Игра «Собери картинку»
— Дети к нам пришли гномики в гости и принесли картинку, но пока они к нам шли они поссорились, и в результате картинка оказалась разорванной. Давайте помирим гномиков и поможем им собрать картинку. (Дидактическая игра «Собери картинку»).

Спрятался ловко в моем кулачке
Маленький гномик в большом колпачке.
Если мы тихо (громко, весело, ласково) его позовем,
Маленький гномик покинет свой дом (дети зовут так, как сказано).
За маленьким гномиком, да­вай-ка,
Все движения повторяй-ка,
Раз и два и три ну-ка, повтори! (дети по­вторяют движения).

— А гномики нам прислали картинку не просто так. Они хотят познакомить нас с интересным прибором, с помощью которого можно легко собирать такие же картинки на компьютере. Знакомство с «мышью».
1. Осматривание «мыши». Почему она так называется.
2. Положение руки при работе с «мышью» и способ управления.

2 ЭТАП.
Педагог объясняет детям, как собирать картинки из частей с помощью «мыши».
Самостоятельная деятельность детей, помощь воспитателя каждому ре­бенку в работе с «мышью».

3 ЭТАП.
Итог занятия: повторение названия манипулятора «мышь», его на­значение, способ управления.

Гимнастика для глаз:
Открываем глазки — раз,
А зажмуриваем — два,
Раз, два, три, четыре,
раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули

источник