Меню Рубрики

Анализ корректурной пробы у детей

Лабораторная работа № 1 Исследование особенностей внимания и работоспособности с помощью методики «Корректурная проба» Бурдона – Анфимова…………………………………………………………5

Лабораторная работа № 2 Экспериментальное исследование языка (речи) с помощью Прямого (свободного) ассоциативного теста………………. 11

Лабораторная работа № 3 Изучение особенностей речи и мышления с помощью Направленного ассоциативного эксперимента………………. 19

Лабораторная работа № 4 Экспериментальное исследование особенностей группового мышления…………………………………..…22

Лабораторная работа № 5 Диагностика самооценки соответствия

образа собственной личности и идеального образа психолога с помощью методики Личностного дифференциала………………………27

Лабораторная работа № 6 Исследование самооценки с помощью методики Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн……………………………….31

Лабораторная работа № 7 Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения с помощью методики диагностики межличностных отношений Т. Лири………………………34

Приложение 1. Бланк методики «Корректурная проба» Бурдона-Анфимова……………………………………………………………………69

Приложение 2. Текст опросника методики диагностики межличностных

Важную роль в подготовке студентов к практической и научно-исследовательской работе должен играть курс экспериментальной психологии, состоящий из теоретической части, нацеленной на знакомство с основными методами психологического исследования, и практической части, позволяющей научить студентов реализовывать практические задания, получать и интерпретировать результаты исследования, оформлять их в виде нормативных отчетов.

Представленные лабораторные работы и практические задания подбирались таким образом, чтобы выполнение их было доступно, реализуемо без дорогостоящего оборудования. В первой части пособия представлены различные области общей психологии (от раздела «ощущения» до раздела «личность»).

Каждая лабораторная работа начинается с теоретического введения, содержит тему задания, цели, методику и организацию проведения работы, обработку и обсуждение результатов. В конце работы приводятся контрольные вопросы, список литературы и приложения.

В приложении представлен «Словарь экспериментатора», содержащий основные термины экспериментальной психологии и их характеристики. Описание содержания используемых понятий позволяет также уточнить особенности перевода терминов. Знания представленной терминологии являются базовым условием полноценного обсуждения и усвоения материала.

Материалы пособия направлены на формирование тезауруса экспериментальной психологии, совершенствования навыков студентов в проведении экспериментальных работ. Использование пособия в учебном процессе позволит расширить возможности самостоятельно работы студентов по курсу экспериментальной психологии.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Исследование особенностей внимания и работоспособности с помощью методики «Корректурная проба» Бурдона – Анфимова

Тема задания.Ознакомление студентов с методами экспериментального изучения внимания. Отработка использованияметодики «Корректурная проба» Бурдона – Анфимова с целью изучения особенностей внимания и работоспособности в ходе выполнения задания.

Одним из определений внимания в психологии является предложенное Н. Ф. Добрыниным понимание внимания как направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. При этом под направленностью понимается избирательный характер активности, а под сосредоточенностью – углубление в данную деятельность. Внимание можно рассматривать как процесс (или стороны какого-либо психического процесса: например, сенсорное, перцептивное, интеллектуальное внимание), и как состояния (на­пример, состояние сосредоточенности), и как свойства личности (например, внимательность).

В зависимости от уровней психической регуляции внимание делится на непроизвольное, произвольное и послепроизволь­ное. Если направленность и сосредоточенность не требуют волевых усилий, то говорят о непроизвольном внимании. Непроизвольное внимание обусловлено как фи­зическими характеристиками стимула (интенсивностью, контрастностью, длительностью, внезапностью и т. п.), так и значимостью стимула для человека. Если направленность и сосредоточенность внимания человека связа­ны с сознательно поставленной целью, то говорят о произвольном внимании. Наряду с этими двумя видами внимания различают и третий – послепроизвольный. В этом случае сознательное выполнение какой-либо задачи сопро­вождается поглощением личности данной деятельностью и не требует волевых усилий.

К числу основных характеристик внимания относят объем, избирательность, устойчивость, концентрацию, распределение и переключение. Под объемом внимания понимается то количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты в относительно короткий период време­ни. Ряд исследователей в понимании объема внимания предлагают исходить из объема информации, на котором может сосредоточиться сознание субъек­та с тем, чтобы оперировать этой информацией. С помощью эк­спериментальных исследований было установлено, что объем внимания опреде­ляется шестью элементами.

Произвольная регуляция объема внимания при разрозненных стимулах ограничена. При смысловой организации стимулов она значительно выше. Ограниченность объема внимания требует постоянного выделения субъектом каких-либо объектов, находящихся в сенсорно-перцептивной зоне, а невыде­ленные объекты используются им как фон. Этот выбор из множества сигна­лов только некоторых из них носит название избирательности внима­ния. Количественным параметром избирательности внимания считается, на­пример, скорость осуществления испытуемым выбора стимула из множества других, а качественным – точность, т. е. степень соответствия результатов выбора исходному стимульному материалу. Показатель успешности внима­ния является комплексной характеристикой. Он включает и количественные (скорость), и качественные (точность) параметры избирательности.

Устойчивостьвнимания – это способность субъекта не отклонять­ся от направленности психической активности и сохранять сосредоточен­ность на объекте внимания. Характеристиками устойчивости внимания яв­ляются временные параметры длительности сохранения направленности и сосредоточенности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня. Исследо­вание устойчивости внимания важно проводить в динамике. Концентрация внимания предусматривает так­же определение способности субъекта сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех. Оценку концентрации внимания про­изводят по интенсивности помех. Распределение внимания свидетель­ствует о возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно. Характеристиками распределения внимания в эксперименте являются временные показатели, полученные в результате сопоставления длительности правильного выполнения одной задачи и выполнения этой же задачи совместно с другими (двумя или более) задачами. Переключение внимания представляет собой перемещение его на­правленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую. Характеристикой переключения внимания яв­ляется степень трудности его осуществления, измеряемая скоростью пере­хода субъекта от одного вида деятельности к другому. Установлено, что ско­рость переключения внимания зависит как от стимульного материала, так и от характера деятельности субъекта с ним. Легкость или трудность переклю­чения внимания обусловливается также индивидуальными особенностями субъекта, а именно свойствами его нервной системы, активностью и заинтересованностью, уровенем мотивации и т. д.

Все перечисленные характеристики внимания представляют функциональное единство, и их разделение является чисто экспериментальным при­емом.

Экспериментальные исследования устойчивости и концентрации внимания были вызваны по­требностями практики, в частности поиском условий безаварийной работы, снижения травматизма, повышения производительности труда. Выбор того или иного экспериментального метода исследования внимания обусловлен тем, какой именно вид внимания подлежит изучению. Так, при определении устойчивости непроизвольного внимания чаще всего используют аппаратур­ные методы, а при исследовании произвольного внимания обязательным ус­ловием является учет активности самого субъекта. В последнем случае наи­более распространенную группу лабораторных методов исследования внимания составляют бланковые методы, объединенные под общим названием «корректурные пробы». Корректурные пробы мо­гут состоять из разного рода стимулов: букв, цифр, геометрических фигур, связных и несвязных текстов и т. п. Задача испытуемого заключается в об­наружении заданного стимула среди других стимулов и в фиксировании его на бланке тем или иным способом. Различные модификации корректурной пробы активно используются в экспериментальной психологии. Используемая в данной лабораторной работе корректурная проба относится к бланковым тестам скорости. В психодиагностической практике применяется с 1895 г. (тест Б. Бурдона) для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.

Цель работы:формирование умений выявления индивидуальных особенностей внимания и работоспособности (на материале методики «Корректурная проба»).

Оборудование: стандартные тестовые бланки корректурной пробы, содержащие стандартный набор букв русского алфавита, расположенных построчно в случайном порядке (Приложение 1), секундомер, таблица для регистрации результатов пробы.

Выполнение задания. Задача испытуемого заключается в том, чтобы вычеркивать оп­ределенные буквы на бланке. При этом на 2-й и 4-й минутах опыта экспериментатор без предупреждения вво­дит помехи, негромко называя те или иные буквы алфавита. Для того чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждые 30 секунд, исследователь по истечении данного интервала времени говорит слово «черта». Испытуемый дол­жен отметить вертикальной линией на строке то место, где застало его это слово и продолжать работу дальше. Работа с корректурным бланком рассчитана на пять минут. Результаты выполнения задания каждый испытуемый определяет сам и фиксирует в протоколе.

Результаты корректурной пробы.

источник

Диагностика изучения внимания

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

ГАОУ СПО Тольяттинский социально – педагогический колледж

Диагностика изучения внимания

Выполнила студентка гр. НК – 35

Цель: оценить разные параметры внимания: устойчивость, концентрация, также распределение и переключение.

В эксперименте испытуемому предъявляется страница, заполненная какими-нибудь знаками, расположенными случайно. Это могут быть цифры, буквы, геометрические фигуры, рисунки-миниатюры. Задача испытуемого находить определенный знак и как-нибудь его выделить — подчеркнуть, вычеркнуть, отметить. Какой именно знак и что необходимо сделать задается в инструкции.

Существует целый ряд вариантов корректурной пробы: буквенный, цифровой, с кольцами, рисунки и пиктограммы для детей.

Диапазон применения корректурной пробы очень широк – с дошкольного возраста и до пенсионного. Т.е. для использования данного теста практически не существует возрастных ограничений – важно правильно подобрать стимульный материал. Тест может быть полезен в клинической практике, школьной диагностике, в процессе профориентации и профотбора.

Для проведения исследования необходим секундомер, ручка или карандаш и бланк. Если бланк отсутствует, можно использовать любой текст – газету, книгу – проведенный таким способом тест также может быть вполне информативен. Однако, для того, чтобы можно было бы сопоставлять полученные результаты и существующими нормами, целесообразно использовать стандартные бланки.

ФИО _______________________ Возраст _____ Дата __________

1. «На бланке строчками напечатаны буквы русского алфавита. Вы

должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и

вычеркивать все буквы «к» и «р». Старайтесь работать как можно быстрее, но самое главное в этом задании — работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «к» и «р» не пропустить и, ни одной лишней не вычеркнуть. Кроме того, когда я скажу «Черта!» — поставьте вертикальную черту у той буквы, у которой Вас застал мой сигнал, и продолжайте работать дальше. Все понятно?

Точность К = (М/Н) x 100 %, где:

М — количество правильно вычеркнутых за время работы букв;

Н — количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

6 строчка – М10 Н10 К= (10/10)*100%

10 строчка – М3 Н3 К= (3/3)*100%

11 строчка – М7 Н7 К= (7/7)*100%

12 строчка – М3 Н3 К= (3/3)*100%

13 строчка – М6 Н6 К= (6/6)*100%

14 строчка – М4 Н4 К = (4/4)*100%

16 строчка – М4 Н4 К = (4/4)*100%

Общий процент 19,75% это 3 балла низкая устойчивость внимания

Шкальная оценка интерпретируется следующим образом:

Характеристика уровня устойчивости внимания

Низкая устойчивость внимания

Ниже среднего устойчивость внимания

Средняя устойчивость внимания

Выше среднего устойчивость внимания

Высокая устойчивость внимания

По результатам исследования видно, что внимание ребёнка развито не достаточно. Это означает, что продуктивность, устойчивость и концентрация внимания находятся на низком уровне, что видно в анализе. Помимо внимания можно сказать, что также плохо развита техника чтения и орфографическая зоркость. В ходе исследования испытуемая была эмоционально уравновешена, начинала работать по команде взрослого, старалась показать себя с лучшей стороны. Из – за волнения ребёнок совершил ошибки. Она допустила менее 35 ошибок. Ребенок вовремя ставил вертикальную черту по команде взрослого.

  • Давать задания на развитие внимания ( найди букву, найди слово и т.д.);
  • Переключать внимание ребёнка с одного объекта на другой, с помощью включения его в различные групповые игры;
  • Создать в классе индивидуальную программу по развитию внимания;
  • Провести повторное исследование (просмотр изменения результатов).
  • Покупать книги с соответствующими упражнениями на развитие и концентрацию внимания

стихотворение собственного сочинения для души.

Авторское сочинение для души.

В данном конспекте учебного занятия представлена разработка урока по модулю «Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных» на тему «Патологоанатомический метод диагностики.

Профессия фельдшер универсальна и в первую очередь, подразумевает огромную профессиональную самостоятельность и, как следствие этого, еще более огромную ответственность.Диагностическая деятельность пр.

Внеаудиторное мероприятие – открытое заседание кружка по теме «Комплексный подход к изучению первой медицинской помощи, лабораторной диагностики и лечения.

Дипломная работа студента «Сравнительная характеристика гематологических показателей анемий и их дифференциальная лабораторная диагностика» по специальности 31.02.03 Лабораторная диагности.

ПРОГРАММАпроведения профессиональных проб«Профессиональные пробы – как способ профессионального становления».по профессии «Машинист крана (крановщик)»для учащихся общеобр.

источник

Тест Бурбона предназначен для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Читайте также:  Сдать анализы в инвитро у детей

Корректурная проба Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также дошкольного возраста.

«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».

Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.


Примечание: инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) – “Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика”.

Обработка результатов теста

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Расшифровка показателей:
Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

А – темп выполнения,
S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
t – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Расшифровка показателей:

Результат Значение
0–2 Очень высокая устойчивость
3–4 Высокая
5–6 Средняя
7–8 Низкая
9–10 Очень низкая

Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:

So – количество ошибочно проработанных строк,
S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

источник

Где коэффициент продуктивности (Е) рассчитывается по следующей формуле:

Е — продуктивность внимания;

S — общее количество просмотренных букв;

С — количество правильно подчеркнутых и перечеркнутых букв;

W — Количество неправильно отмеченных букв;

О — количество ошибочно пропущенных букв;

B — Коэффициент правильности.

Полученные количественные данные по методике «Корректурная проба» и наблюдение показали, что неустойчивость внимания у детей в данной группе имеет индивидуальные формы проявления. Например, у одних детей (37%) максимальное напряжение внимания и высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, и снижается по мере продолжения работы; у других детей (24%) наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности; у третей группы детей (39%) отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего периода выполнения задания.

75% учащихся после выполнения задания жаловались на усталость, большую нагрузку на зрение, трудности при переходе от одной команды к другой. Все это говорит об истощаемости внимания учащихся, трудностях переключения и распределения внимания, большое количество ошибочно отмеченных и пропущенных букв характеризует низкий уровень концентрации внимания, а малое количество общих просмотренных знаков свидетельствует о малом объеме внимания.

Количественные данные по методике «таблицы Шульте».

По методике таблицы Шульте полученные нами результаты помещены в протокол № 2.

С заданием по методике справились все учащиеся. Обобщая наблюдения, можно отметить, что у всех учеников при выполнении заданий наблюдалась высокая степень истощаемости внимания, трудности переключения и распределения внимания, недостаточный его объем.

Среднее время поиска чисел

Количественные данные показали, что у учащихся с задержкой психического развития третьего класса время, затрачиваемое на поиск чисел, значительно превышает допустимые нормы (30 — 50 сек). Из представленной выше таблицы видно, что все 100% учащихся затратили время на поиск чисел в 1,5-2 раза допустимой нормы.

У 36% исследуемых отмечался замедленный, равномерный темп. Ошибок при работе не допускали, но подолгу задерживались при отыскивании очередной цифры. На третьей — пятой таблице стали значительнее перерывы между ответами. При выполнении задания они просматривали числа по порядку, построчно, наблюдались частые колебания внимания, которые выражались в повышенной отвлекаемости детей, и они подолгу не могли найти нужную цифру.

Подробно остановимся на некоторых из испытуемых.

Карина Х. — работает в замедленном темпе, отмечается истощаемость и застреваемость внимания при утомлении, что выражается в увеличении пауз при пересчетах.

Костя А. — деятельность импульсивна, наблюдаются частые колебания внимания, отвечает урывками с большими паузами.

Оля И. — темп деятельности значительно замедлен. Ошибки не допускались. При утомлении деятельность еще больше замедляется, на последних двух таблицах проявляется истощаемость внимания.

Айрат М. — равномерный темп на протяжение всего времени выполнения задания, при утомлении увеличиваются перерывы между ответами.

Миша К. — по ходу выполнения задания постепенно увеличивается затрачиваемое время на поиск чисел, допускаются ошибки, что свидетельствует об истощаемости внимания мальчика.

Алеша К. — долгий период «врабатывания», часто переспрашивает инструкцию, с трудом отыскивает первые числа, отвлекается. В процессе работы часто подолгу задерживается при отыскивании очередной цифры, работал бессистемно. Внимание истощаемое. При утомлении повышается отвлекаемость, нежелание продолжать работу.

У Кирилла Н. и Игоря Ш. также проявился замедленный темп отыскивания чисел и высокая степень истощаемости внимания.

Проведенная методика позволила выявить недостаточность объема внимания младших школьников с ЗПР, высокий уровень истощаемости внимания, а также низкий уровень работоспособности детей денной группы.

Следует отметить, что данная методика лишь косвенно определяет объем внимания, т.к. он зависит не только от времени, которое затрачивает испытуемый на выполнение задания, но и от других свойств внимания: распределения, устойчивости и концентрации. Поэтому дополнительно была применена еще одна методика исследования объема внимания «Запомни и расставь точки». Рассмотрим полученные результаты.

Результаты исследования по методике «Запомни и расставь точки» (в баллах)

Результаты можно изобразить в процентном соотношении:

Данные по методике подтвердили значительное сужение объема внимания учащихся данной группы.

Результаты исследования по методике Рисса.

Результаты обследования учащихся по методике Рисса также показали значительные трудности концентрации и устойчивости внимания. При выполнении задания у всех учащихся группы наблюдается трудности при прослеживании линий, многие, несмотря на запрет пытаются помочь себе карандашом или пальцем. После 5 — 6 линии у всех детей наблюдается увеличение количества ошибок, взгляд «соскальзывает» на рядом лежащие линии, а исправить ошибку они не могут, поэтому в большинстве случаев приходится начинать прослеживать линию сначала.

Обобщим полученные данные.

Первичный контакт с Толей М. устанавливается без затруднений, в общении мальчик проявляет смелость, отвечает сразу, без обдумывания, но односложно, короткими фразами.

При выполнении методик отмечается значительное сужение объема внимания. Внимание неустойчивое, истощаемое. Это хорошо прослеживается в методике Рисса. Ребенок долго отыскивает правильные линии, при этом часто путается и останавливается. Затраченное время превосходит норму. В работе безынициативный, очень вспыльчивый.

В момент установления контакта с взрослыми, Артем П. проявляет робость, неуверенность в ответах.

В процессе испытания пытается понять инструкцию, что не всегда получается, пытается проявить самостоятельность и быть терпеливым. Методика на объем внимания показала данные ниже нормы. Динамика работоспособности к концу одного задания значительно снижается, истощается. Наступает утомляемость. Об устойчивости и концентрации внимания можно сказать, что эти свойства чуть выше в параметрах, чем объем внимания. Но они также не достигают нормы.

Костя А. интереса к предъявляемым заданиям не проявляет. Выполняет задания по необходимости, формально. Во время работы недостаточно сосредоточен на учебном материале. Поводом для отвлечения служит любая возникшая формальность: концентрация и устойчивость внимания неравномерны. В методике таблиц Шульте называет цифры группами, между которыми звучат значительные паузы. Темп психической деятельности снижен. Объем внимания малый. Внимание как внешнего, так и внутреннего характера кратковременное.

Медленно и неуверенно работает Оля И. Однако к исследованию проявляет интерес. В процессе работы самостоятельность не проявляет, ведет себя спокойно. Корректурная проба Бурдона показала низкий уровень устойчивости, концентрации внимания. Повышена отвлекаемость. Методика исследования объема внешне показала средний уровень развития. Между этапами работы долго переключается на новый вид деятельности.

Карина Х. также очень медлительная, особого интереса к заданиям различного плана не проявляет, выполняет работу с позиции формальности. Все свойства внимания находятся на одном уровне, который не достигает показателей нормы. Внешнее внимание кратковременное. Может долго » уходить в себя”. Переключаемость внимания связана со свойством характера — медлительностью. Во время работы ведет себя спокойно, серьезно, но безынициативно.

При исследовании у Айрата М. выявляется неустойчивость внимания. Концентрация ниже показателей нормального ребенка. Переходы с одного задания на другое несколько заторможены.

Отмечается значительное сужение объема внимания. В работе стремится к самостоятельности, не проявляя при этом никакого интереса.

Методика путанных линий и корректурная проба Бурдона дали низкие показатели устойчивости, концентрации внимания Миши К. Мальчик долго сосредотачивается на поиске нужных букв, к концу задания количество ошибок увеличивается. Объем внимания значительно снижен. Внимание истощается не только в конце всего исследования, но наступает утомление и в пределах одного вида деятельности.

Алеша К. проявляет старательность при выполнении каждого задания. Особые трудности возникают в переключаемости внешне с одного задания на другое. Методика Рисса (путанных линий) показала среднюю концентрацию и устойчивость внимания, корректурная проба Бурдона свидетельствует о медленном «вырабатывании» на последних минутах задания. Объем внимания несколько снижен. К работе относится серьезно и спокойно.

Кирилл Н. также пассивен при выполнении экспериментальных заданий, но реакции на похвалу и порицание адекватны. Низкие показатели на концентрацию, устойчивость и переключаемость внимания дала корректурная проба Бурдона. Было допущено много ошибок и охвачено всех букв меньше, чем это сделали его одноклассники. Объем внимания также значительно снижен. Для мальчика характерна высокая отвлекаемость, неумение сосредоточиться на задании более одной минуты.

Игорь Ш. — мальчик очень робкий. Действует неуверенно, часто сомневается в своих решениях. Это в значительной степени замедляет темп работы. Похвале рад, старается работать еще лучше. Инструкцию понимает с трудом, требуются дополнительные разъяснения. С трудом «включается” в работу, долго не может сосредоточить внимание. Все свойства внимания ниже возрастной нормы.

Таким образом, по результатам экспериментального исследования выявлена недостаточность распределения внимания, снижение переключаемости, трудности концентрации внимания и суженный объем у детей с задержкой психического развития. Нарушение внимания, вместе с недостаточным развитием эмоционально — волевой сферы не позволяют получить желаемых результатов в учебной деятельности.

Полученные данные говорят о необходимости проведения специальной коррекционной программы по развитию свойств внимания у детей с ЗПР.

источник

Приложение 1 » Корректурная проба»

Диагностика развития внимания у детей в возрасте от 6 до 10 лет.

Таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой ребёнок должен, согласно инструкции, вычеркивать определенный знак

Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант).

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации — по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет — 400 знаков и выше, концентрации — 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет — 600 знаков и выше, концентрации — 5 ошибок и менее.

Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы — 5 минут».
Пример:

Развитие внимания. Задания «Исправь ошибки»

Упражнение № 1. Прочитай слова. Исправь ошибки. Выпиши в тетрадь только те слова, которые обозначают живые предметы:

Сталы, катёнок, малоток, лыжы, варабей, пропка, масты, лесица, сава, лесница, карова, лошка, видро, легушка, девачка, салавей.

Упражнение № 2. Прочитай слова. Исправь ошибки. Выпиши в тетрадь только те слова, которые обозначают неживые предметы:

Фанарь, огарот, кракадил, чяйка, машына, дарога, лотка, сабака, кавёр, бегимот, лошатка, тапор, плате, варона, леф, горот, польто, чиловек.

Упражнение №3. Исправь ошибки в сочинении Незнайки о своем огороде.

Морковь не едят сырой. Когда люди режут свеклу, то всегда плачут. Картошку можно жарить. У редиски большая косточка. Огурец – сочный фрукт. Кабачок – самый маленький овощ. Пугало нужно, чтобы привлекать бабочек.

Читайте также:  Сдать развернутый анализ у детей

Упражнение №4 Внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово «ПРОСЬБА».

— Просьба: подними руки вверх.
— Руки вниз.

— Просьба: похлопай в ладоши.

-Просьба: топни левой ногой.

— Просьба: возьмись правой рукой за левое ухо и т.д.

Упражнение №5 Исправь ошибки в описании сказочных героев.

Карлсон надел пальто и полетел на крышу.

Красная Шапочка сняла свою белую панамку.

Золушка нагрубила мачехе и отказалась убираться в доме.

Буратино достал из огня золотой ключик.

Упражнения для развития всех видов памяти

Карточка №1 Зачитываются цифры, после зачтения каждой строки записывают

Карточка №2 Зачитывается 10 слов, тестируемые записывают слова после прочтения.

Книга, круг, линейка, мяч, ручка, обруч, скакалка, машина, рюкзак, костюм.

Карточка №3 Зачитывается 10 слов, а тестируемые видят эти слова, после чего их записывают.

Школа, библиотека, предложение, колесо, окно, фигура, ведро, дрова, трава, птица.

Карточка №4 Тестируемые слушают и каждое слово записывают в воздухе, когда прочитаны все слова, записывают их на лист бумаги.

Сирень, берёза, тополь, ясень, липа, дуб, клён, черёмуха, яблоня, кедр.

Карточка №5 Тестируемые слышат, видят, пишут в воздухе, после прочтения всех слов, записывают на лист бумаги

Снег, магазин, парта, двери, комната, цветы, картина, карандаш, кастрюля, борщ.

Раздели на группы. 2. Что лишнее в каждом ряду?

3.Сравнить три предмета: линейку, треугольники карандаш – и выделить общие и отличительные свойства. (Например, общие признаки предметов: все сделаны из дерева и используются для черчения; отличительные свойства – форма предметов и размер.)

4. Для разнообразия и такие задания: называю свойства предмета, а дети должны назвать сам предмет; выделяю основные свойства предмета, без которых он не может существовать, дети называют предмет.

5.Чем отличаются и чем похожи данные выражения?

6.Найди результат, пользуясь решенным примером:

источник

Отгремели выпускные в детских садах, вчерашние дошколята собираются к поступлению в первый класс. Именно сейчас родителям необходимо протестировать ребенка и определить, насколько он усидчив и собран, т.е. насколько он готов к школе. Это поможет сделать специальная методика для младших школьников «Корректурная проба». Мы расскажем, что представляет собой эта методика, как проводить ее в домашних условиях и как подсчитать результаты. Надеемся, наши рекомендации будут полезны родителям младших школьников и они с удовольствием будут развивать память, внимание и усидчивость своих детей.

«Корректурная проба» — это своеобразный тест, результаты которого помогут оценить уровень концентрации ребенка, его внимательность, усидчивость, способность быстро выполнять письменные задания, готовность к школе детей 5-7 лет. Этот метод исследования в 1895 году, изобрел французский психолог Бенджамин Бурдон.

Для проведения тестирования используются специальные бумажные бланки, на которых распечатаны буквы алфавита, геометрические фигуры или простые маленькие изображения, расположенные в ряды без упорядочено и хаотично. Для детей дошкольного возраста, в силу того, что они еще не знакомы с алфавитом, чаще всего используют бланки с миниатюрными картинками. За отведенную минуту ребенок должен успеть зачеркнуть определенные фигурки, которые успел заметить, просматривая ряды, слева на право. По истечению времени, взрослый просит остановиться и обозначить вертикальной линией то место, где малыш закончил просматривать картинки.

Результаты зависят от того, сколько времени потребовалось ребенку на выполнение задания, сколько он зачеркнул правильных фигур, сколько раз ошибся и зачеркнул другую или пропустил фигуру вовсе.

«Метод Бурдона» позволяет проводить исследование концентрации внимания сразу у нескольких детей одновременно. Для тестирования потребуется секундомер и специально распечатанные бланки. Работу проводят, в основном, в первой половине дня. В это время любой человек отличается высокой работоспособностью.

Детям раздаются листы с заданием и карандаши. Чернила в стержне шариковой ручки могут закончиться очень неожиданно, или она перестанет писать, что собьет с толку ребенка. Далее, все испытуемые пишут свои имена и фамилии на обратной стороне, а также дату и время начала исследования.

Для детей дошкольного возраста используются самые простые изображения, например, геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг и ромб, или же рожицы, крестики, животные, то что им будет интересно рассматривать. Примерно 25 – 30 фигурок на весь лист.

Взрослый дает четкую инструкцию, например, «Сейчас мы проверим насколько вы внимательные. Постарайтесь выполнить это задание очень хорошо. На листке есть несколько фигурок, по моей команде, внимательно просматривайте ряды слева на право, и зачеркивайте все кружки наискосок, а квадраты горизонтальной чертой. Когда я скажу слово «Стоп», то проведите вертикальную линию там, где остановился ваш карандаш. По моей команде продолжайте зачеркивать фигурки снова. Работайте как можно быстрее, но очень аккуратно и внимательно».

Если возникают вопросы, нужно объяснить их сразу, чтобы задание было понятным абсолютно всем детям. Очень важно чтобы они были заинтересованы в выполнении теста. Чтобы у детей не возникало ощущение испытуемых. Иначе ребенок может растеряется и не справиться с заданием. Количество ошибок обычно начинает возрастать в последних строчках, тут важно будет сказать детям, что осталось работать еще немного, всего минуту.

С помощью «Корректурной пробы» выявляются несколько психологических свойств ребенка. Объем внимания – способность запомнить и удержать в памяти сразу несколько фигур и разных действий с ними. Работа памяти в течение 10 минут, отведенных на выполнение задания.

Часто дети начинают работу не очень хорошо, в середине показывают хороший результат, а ближе к завершению тестирования, устают и начинают допускать ошибки. Подведенные итоги дают оценить также, навык хорошо сосредотачивать внимание на задании, концентрации, переключаемость.

Гибкость внимания – способность сосредоточится на решении одной задачи, а по истечению времени и по сигналу взрослого, остановится и переключится на новую.

Самое важное – темп и качество работы. Оценивается результат по количеству пропущенных фигурок, или же зачеркнутых неправильно, а также общим числом строчек, которые успел просмотреть ребенок за отведенное время.

Минус обработки «метода Бурдона» в том, что сложно вычислить результат правильно, без помощи специалиста. Часто плохие итоги могут быть не только по причине отставания в развитии внимания и психологических проблем у ребенка, но и просто от растерянности или страхом получить плохую оценку. Поэтому интерпретируют результаты педагоги и психологи, чтобы четко обозначить где норма, а где отклонение.

Концентрация внимания рассчитывается по формуле:

К=С+С/П или же К=С^2/П

где К – обозначает концентрацию
С – количество просмотренных строчек за 60 секунд
П – количество ошибок, пропусков и неверно зачеркнутых фигурок.

Нет какого-то определенного числа для результата, но чем выше получилось значение, тем лучше. Значит уровень концентрации весьма хороший и нет повода для беспокойства. Если же значение вышло меньше, чем число просмотренных рядов за 60 секунд, то этому ребенку нужна помощь психолога, так как уровень концентрации совсем низкий.

Устойчивость внимания считается отдельно для каждого интервала времени, так же по формуле:

А – обозначает скорость и темп выполнения работы.
S – Число просмотренных фигур за минуту
T – Время выполнения самого задания

Обработка итогов:

Если значение от 0 до 2, то устойчивость внимания очень хорошая, от 3 до 4 – умеренная, от 5 до 6 – средний результат, от 7 до 8 – уже плохо, достижение ниже среднего, а значение 9-10, говорит о критически низкой устойчивости внимания и требует работы с психологом.

Чтобы узнать коэффициент переключаемости используется формула:

S_0 – Количество неправильно зачеркнутых фигур
S – Общее число строчек просмотренных ребенком

Чтобы оценить переключаемость, детям дается задание вычеркивать разные фигурки в четных и нечетных рядах.

Если процент составляет от 0 до 20 – очень хорошо, от 21 до 40 – высокий показатель, от 41 до 60 – средний уровень, от 61 до 80 – плохо, 81 – 100 процентов свидетельствует об очень низкой переключаемости.

В детских образовательных учреждениях сейчас очень широко применяется этот способ исследования. Помимо тестирования, его используют для тренировки, чтобы повышался уровень внимания, а также развивается навык понимать и слышать инструктаж. С возрастом задания на бланке усложняются, вместо картинок появляются сложные фигуры, инструкции меняются. К картинкам нужно будет дорисовывать не хватающие деталей (рыбке хвостик, например), вычеркивать буквы и их сочетания в четных и нечетных рядах корректурной таблицы. Данный прием исследования очень важен. Он поможет понять готов ли ребенок к занятиям, требующим внимательности и сосредоточенности. Также выявить проблемы с психологическими свойствами, что дает возможность вовремя устранить их.

источник

Корректурная проба как метод исследования внимания впервые была предложена Б. Бурдоном в 1895 году. Суть эксперимента в следующем: испытуемому предлагается таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой он должен, согласно инструкции, вычеркивать определенный знак. В настоящее время существует несколько вариантов корректурного теста: буквенный (Анфимов, 1908), цифровой (Аматуни, 1969) и с кольцами Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны). Традиционная процедура проведения корректурной пробы позволяет оценить устойчивость и концентрацию внимания. Изменяя процедуру эксперимента, можно исследовать переключение и распределение внимания.

Методика используется для обследования как взрослых, так и детей школьного возраста (для обследования детей младшего возраста более удобен вариант с кольцами Ландольта). Методика широко применяется в клинике, школьной и профессиональной психодиагностике.

1-2 бланка корректурной пробы (см. Приложение N 2), карандаш, секундомер. Существует много разных вариантов типографских бланков для корректурной пробы. Выбор варианта бланка небезразличен для получения однозначных результатов опыта.

Изучение индивидуальных особенностей устойчивости и концентрации произвольного внимания.

Возможны индивидуальная и групповая формы проведения эксперимента. Экспериментатор дает испытуемому бланк корректурной пробы и сообщает инструкцию: «На бланке строчками напечатаны буквы русского алфавита. Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать все буквы «к» и «р». Старайтесь работать как можно быстрее, но самое главное в этом задании — работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «к» и «р» не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть. Кроме того, когда я скажу «Черта!» — поставьте вертикальную черту у той буквы, у которой Вас застал мой сигнал, и продолжайте работать дальше. Все понятно?» Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому сигнал начать. Через каждые 30 секунд (или каждую минуту) экспериментатор произносит слово «Черта!». Общая длительность эксперимента от 3 до 10 минут (в зависимости от возраста испытуемого, задачи исследования). После окончания эксперимента проводится проверка правильности выполнения задания по заранее изготовленному «ключу». «Ключ» представляет собой бланк, на котором все подлежащие вычеркиванию буквы обведены ярким цветным карандашом, а в конце каждой строчки проставлена цифра, обозначающая число таких букв в данной строчке.

Обработка экспериментальных данных разными исследователями проводится по-разному, однако за основу всегда берутся два основных показателя — скорость и точность.

Показателем скорости является количество букв, просмотренных испытуемым в течение каждого временного интервала и за весь эксперимент в целом.

Показателем точности работы является число ошибок (поинтервально и в целом за весь эксперимент). К ошибкам относят пропуск тех букв, которые необходимо было вычеркнуть; неправильно вычеркнутые буквы; пропущенные строчки. На основании полученных данных строится график результатов испытуемого. На графике совмещаются две кривые — изменение скорости работы (по количеству просмотренных за единицу времени букв) и изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы времени). Анализ результатов при таком подходе проводится по аналогии с методикой «Счет по Крепелину». Такой схемы анализа результатов в корректурной пробе придерживается С.Я. Рубинштейн

В работах других исследователей предпринимаются попытки с помощью разных формул объединить показатели скорости и точности в одну величину. В дальнейшем этот обобщенный показатель может быть переведен в шкальную оценку. Такая система обработки результатов позволяет сопоставить уровень развития различных свойств внимания каждого испытуемого.

Например, в исследовании С.Я. Лукомской и Е.Ф. Рыбалко система обработки результатов строится так:

2. По формуле К = (М/Н) x 100 % оцениваем точность выполненной работы.

В формуле М — количество правильно вычеркнутых за время работы букв;

Н — количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

По таблице 2 показатель К переводим в балльную оценку точности — критерий С.

Читайте также:  Сдать анализы на возможность иметь детей мужчине

3. Вычисляем интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле А=В+С.

По таблице 3 переводим показатель А в шкальную оценку. Шкальная оценка интерпретируется следующим образом:

Характеристика уровня устойчивости внимания

источник

Приложение 1 » Корректурная проба»

Диагностика развития внимания у детей в возрасте от 6 до 10 лет.

Таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой ребёнок должен, согласно инструкции, вычеркивать определенный знак

Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант).

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации — по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет — 400 знаков и выше, концентрации — 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет — 600 знаков и выше, концентрации — 5 ошибок и менее.

Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы — 5 минут».
Пример:

Развитие внимания. Задания «Исправь ошибки»

Упражнение № 1. Прочитай слова. Исправь ошибки. Выпиши в тетрадь только те слова, которые обозначают живые предметы:

Сталы, катёнок, малоток, лыжы, варабей, пропка, масты, лесица, сава, лесница, карова, лошка, видро, легушка, девачка, салавей.

Упражнение № 2. Прочитай слова. Исправь ошибки. Выпиши в тетрадь только те слова, которые обозначают неживые предметы:

Фанарь, огарот, кракадил, чяйка, машына, дарога, лотка, сабака, кавёр, бегимот, лошатка, тапор, плате, варона, леф, горот, польто, чиловек.

Упражнение №3. Исправь ошибки в сочинении Незнайки о своем огороде.

Морковь не едят сырой. Когда люди режут свеклу, то всегда плачут. Картошку можно жарить. У редиски большая косточка. Огурец – сочный фрукт. Кабачок – самый маленький овощ. Пугало нужно, чтобы привлекать бабочек.

Упражнение №4 Внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово «ПРОСЬБА».

— Просьба: подними руки вверх.
— Руки вниз.

— Просьба: похлопай в ладоши.

-Просьба: топни левой ногой.

— Просьба: возьмись правой рукой за левое ухо и т.д.

Упражнение №5 Исправь ошибки в описании сказочных героев.

Карлсон надел пальто и полетел на крышу.

Красная Шапочка сняла свою белую панамку.

Золушка нагрубила мачехе и отказалась убираться в доме.

Буратино достал из огня золотой ключик.

Упражнения для развития всех видов памяти

Карточка №1 Зачитываются цифры, после зачтения каждой строки записывают

Карточка №2 Зачитывается 10 слов, тестируемые записывают слова после прочтения.

Книга, круг, линейка, мяч, ручка, обруч, скакалка, машина, рюкзак, костюм.

Карточка №3 Зачитывается 10 слов, а тестируемые видят эти слова, после чего их записывают.

Школа, библиотека, предложение, колесо, окно, фигура, ведро, дрова, трава, птица.

Карточка №4 Тестируемые слушают и каждое слово записывают в воздухе, когда прочитаны все слова, записывают их на лист бумаги.

Сирень, берёза, тополь, ясень, липа, дуб, клён, черёмуха, яблоня, кедр.

Карточка №5 Тестируемые слышат, видят, пишут в воздухе, после прочтения всех слов, записывают на лист бумаги

Снег, магазин, парта, двери, комната, цветы, картина, карандаш, кастрюля, борщ.

Раздели на группы. 2. Что лишнее в каждом ряду?

3.Сравнить три предмета: линейку, треугольники карандаш – и выделить общие и отличительные свойства. (Например, общие признаки предметов: все сделаны из дерева и используются для черчения; отличительные свойства – форма предметов и размер.)

4. Для разнообразия и такие задания: называю свойства предмета, а дети должны назвать сам предмет; выделяю основные свойства предмета, без которых он не может существовать, дети называют предмет.

5.Чем отличаются и чем похожи данные выражения?

6.Найди результат, пользуясь решенным примером:

источник

Данные методик подсчитывались по каждому испытуемому в отдельности, переводились в баллы, соответствующие определённому уровню, приведенному в каждой методике.

По итогам проведенной диагностики были получены следующие результаты.

Используя методику «Запомни рисунки» мы определили уровень развитости кратковременной зрительной памяти у детей младшего школьного возраста исследуемой группы.

Результаты диагностики по методике «Запомни рисунки» представлены в приложении 4 и таблице 1.

Таблица 1. Уровень кратковременной зрительной памяти у детей исследуемой группы по методике «Запомни рисунки»

Уровень кратковременной зрительной памяти

Анализ данных, представленных в таблице 1 позволяет сделать вывод о том, что в исследуемой группе очень высокий уровень кратковременной зрительной памяти, выявлен у 10% (2 ребёнка). Ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 секунд. Высокий уровень выявлен также у 10% (2 ребёнка). Ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 секунд. Средний уровень выявлен у 30% (6 детей). Дети узнали от 3 до 6 изображений за время от 55 до 75 секунд. Низкий уровень выявлен у 40% (8 человек). Дети узнали 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек. Очень низкий уровень кратковременной зрительной памяти выявлен у 10% (2 ребёнка). Ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 секунд.

Результаты диагностики по методике «Запомни рисунки» в исследуемой группе представлены графически (рис. 2).

Рис. 2. Результаты диагностики по методике «Запомни рисунки» в исследуемой группе.

Таким образом, результаты методики «Запомни рисунки» показали, что в исследуемой группе выявлен в основном средний и низкий уровень кратковременной зрительной памяти.

Результаты диагностики по методике «Диагностика опосредствованной памяти» в исследуемой группе представлены в приложении 5 и таблице 2.

Таблица 2. Уровень опосредствованной памяти у детей экспериментальной группы по методике «Диагностика опосредствованной памяти»

Уровень опосредствованной памяти

Анализ данных, представленных в таблице 2 позволяет сделать вывод о том, что в исследуемой группе высокий уровень опосредствованной памяти, выявлен у 20% (4 детей). Дети получили 9 баллов, они правильно вспомнили все без исключения слова и выражения по своим рисункам. Средний уровень выявлен у 40% (8 детей). Дети получили от получили от 4 до 7 баллов, они вспомнили по 3-4 выражения и 2-3 слова по своим рисункам. Низкий уровень выявлен у 30% (6 детей). Дети получили 2-3 балла, они вспомнили по 1-2 выражения и 1-2 слова по своим рисункам. Очень низкий уровень опосредованной памяти выявлен у 10% (2 детей). Эти ребята не могли вспомнить по своим рисункам ни единого слова.

Результаты диагностики по методике «Диагностика опосредствованной памяти» в исследуемой группе представлены графически (рис. 3).

Рис. 3. Результаты диагностики по методике «Диагностика опосредствованной памяти» в исследуемой группе

Таким образом, результаты методики «Диагностика опосредствованной памяти» показали, что в исследуемой группе выявлен в основном средний и низкий уровень опосредованной памяти.

Результаты анализа методики определения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона — Рузера) представлены в приложении 6 и таблице 3.

Таблица 3. Уровень концентрация и устойчивость внимания у детей младшего школьного возраста по методике Пьерона-Рузера

Уровень концентрации и устойчивости внимания

Анализ данных, представленных в таблице 3, позволяет сделать вывод о том, что в исследуемой группе высокий уровень концентрации и устойчивости внимания — 100% за 1 мин 15 сек без ошибок, выявлен у 35% (7 детей). Средний уровень концентрации и устойчивости внимания — 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками, выявлен у 55% (11 человек). Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания — 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками, выявлен у 10% (2 человек). Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания — 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками, в исследуемой группе не выявлен.

Результаты диагностики по методике определения концентрации и устойчивости внимания в исследуемой группе представлены графически (рис. 4).

Рис. 4. Результаты диагностики по методике определения концентрации и устойчивости внимания, в исследуемой группе

Таким образом, результаты методики Пьерона — Рузера показали, что в основном в группе выявлен средний уровень концентрации и устойчивости внимания.

Используя методику «Корректурная проба» Бурдона, мы определили уровень устойчивости и концентрации внимания.

Результаты диагностики по методике «Корректурная проба» Бурдона представлены в таблице 4.

Таблица 4. Уровень устойчивости и концентрации внимания у детей исследуемой группы по методике «Корректурная проба» Бурдона

Уровень устойчивости и концентрации внимания

Очень плохое внимание (0 — 20%)

Очень хорошее внимание (81 — 100%)

Анализ данных, представленных в таблице 4, позволяет сделать вывод о том, что в исследуемой группе очень высокий уровень устойчивости и концентрации внимания, выявлен у 10% (2 ребёнка). Испытуемые могут сами не замечать, что выполняют одновременно несколько дел — настолько легко и просто это у них выходит. Следовательно, у данных испытуемых способность к концентрации и устойчивость внимания очень хорошая.

Высокий уровень выявлен также у 10% (2 ребёнка). У данных испытуемых способность к концентрации и устойчивость внимания соответствует норме и может свидетельствовать о том, что утомление не происходит, внимание концентрируется устойчиво.

Средний уровень выявлен у 35% (7 детей). У данных испытуемых способность к концентрации и устойчивость внимания в пределах нормы.

Низкий уровень выявлен у 40% (8 человек). У данных испытуемых способность к концентрации и устойчивость внимания ниже нормы и может свидетельствовать о том, что наблюдается утомляемость.

Очень низкий уровень устойчивости и концентрации внимания выявлен у 10% (2 ребёнка). У данных испытуемых способность к концентрации и устойчивость внимания ниже нормы и может свидетельствовать о том, что наблюдается утомляемость и истощаемость.

Результаты диагностики по методике «Корректурная проба» Бурдона в исследуемой группе представлены графически (рис. 5).

Рис. 5. Результаты диагностики по методике «Корректурная проба» Бурдона в исследуемой группе

Таким образом, результаты методики «Корректурная проба» Бурдона показали, что в исследуемой группе выявлен в основном средний и низкий уровень устойчивости и концентрации внимания.

Полученные результаты по вышеперечисленным методикам взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что у детей исследуемой группы выявлен в основном средний и низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти, а также средний уровень концентрации и устойчивости внимания. Уровень развития внимания детей исследуемой группы немного выше, чем уровень развития памяти.

Следовательно, полученные результаты по методикам позволили нам сделать вывод о том, что с детьми младшего школьного возраста исследуемой группы необходимо поводить коррекционную работу по развитию памяти и внимания.

Анализ литературы по проблеме развития памяти и внимания у детей младшего школьного возраста стал основанием экспериментального исследования, которое проводилось на базе МБОУ Большевязёмская гимназия Одинцовского района Московской области. В исследовании участвовало 20 детей 1 класса, из них 10 девочек и 10 мальчиков. Возраст испытуемых 7-8 лет.

Целью исследования стало изучение уровня развития памяти и внимания младших школьников.

Для исследования уровня развития памяти и внимания младших школьников, мы использовали следующие методики: методика Р.С. Немова «Запомни рисунки», «Диагностика опосредствованной памяти», методика определения продуктивности и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона-Рузера), корректурная проба Бурдона.

Данные методик подсчитывались по каждому испытуемому в отдельности, переводились в баллы, соответствующие определённому уровню, приведенному в каждой методике.

Результаты методики «Запомни рисунки» показали, что в исследуемой группе выявлен в основном средний и низкий уровень кратковременной зрительной памяти.

Результаты методики «Диагностика опосредствованной памяти» показали, что в исследуемой группе выявлен в основном средний и низкий уровень опосредованной памяти.

Результаты диагностики по методике определения концентрации и устойчивости внимания в исследуемой группе, позволили сделать вывод о том, что в основном в группе выявлен средний уровень концентрации и устойчивости внимания.

Результаты методики «Корректурная проба» Бурдона показали, что в исследуемой группе выявлен в основном средний и низкий уровень устойчивости и концентрации внимания.

Полученные результаты по вышеперечисленным методикам взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что у детей исследуемой группы выявлен в основном средний и низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти, а также средний уровень концентрации и устойчивости внимания. Уровень развития внимания детей исследуемой группы немного выше, чем уровень развития памяти.

Следовательно, полученные результаты по методикам позволили нам сделать вывод о том, что с детьми младшего школьного возраста исследуемой группы необходимо поводить коррекционную работу по развитию памяти и внимания.

источник