Меню Рубрики

Анализ математического развития детей в доу

Консультация на тему:
«Анализ деятельности ДОУ по развитию математических представлений у дошкольников в организованной и неорганизованной образовательной деятельности посредством интеллектуальных игр»

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра.

к педагогическому совету на тему:

«Анализ деятельности ДОУ по развитию математических представлений у дошкольников в организованной и неорганизованной образовательной деятельности посредством интеллектуальных игр»

Составила : воспитатель Чоткараева М.Р.

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника . Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра.

Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений , понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек любознательности”.

Именно игра с элементами обучения , интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника . Такой игрой и является дидактическая игра . Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкости, наблюдательность, фантазию, память, учить размышлять, анализировать. Дидактические игры – игры , в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей . А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.

Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний : иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра – это «поиск и открытие» , и всегда игра – это радость, путь детей к мечте . Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием – особенность дидактической игры .

Работая с детьми младшего возраста, воспитатель должен сам включаться в игру. Вначале следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.

При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал , который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме . Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются следующие виды дидактических игр :

Игры с предметами : «Собери пирамидку» , «Собери матрешку» , «Построй башенку» . Цель этих игр – способствовать закреплению качеств предметов (величина , форма , цвет) .

Цель : составлять две равные группы предметов , используя понятия «столько же» , «поровну» .

Ход игры : взрослый выкладывает на столе игрушки (для детей 4-5 лет – от 1 до 5 ; для детей 5-6 лет – от 1 до 10). Затем взрослый предлагает ребенку взять столько же счетных палочек (или геометрических фигур, сколько и игрушек. Соотнести количество палочек с количеством игрушек. Обсудить, что игрушек и палочек поровну.

Игра «Угадай, какое число пропущено» .

Цель : учить определять пропущенное число в числовом ряду.

Ход игры : взрослый расставляет на столе карточки с цифрами последовательно (для детей 4-5 лет – от 1 до 5 ; для детей 5-6 лет – от 1 до 10). Предлагает ребенку посмотреть как они стоят. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну карточку. После того ребенок отгадывает, какое число пропущено. Взрослый дает пропущенное число и просит поставить его на свое место в числовом ряду.

Цель : учить ребенка группировать геометрические фигуры : круг, квадрат треугольник (для детей 4-5 лет ) и круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция (для детей 5-6 лет ) по форме , отвлекаясь от цвета и величины.

Ход игры : взрослый демонстрирует, например, круг и квадрат, просит ребенка вспомнить названия этих фигур. «А теперь положи все круги на стол – справа, а все квадраты на стол – слева».

Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания . Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста . В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения .

Единство содержания обучения и развития обеспечивала созданная в группе предметно-развивающая среда , продуманная таким образом, что весь материал давал возможность каждому ребенку действовать самому, обеспечивал развитие познавательных интересов и грамотности дошкольников . Созданная предметно -развивающая среда соответствовала возрастным особенностям детской деятельности. (ФОТО)

Материал , находящийся в математическом уголке , разнообразный. Это и сюжетные картинки и дидактические , настольно-печатные, логико- математические игры , геометрические головоломки, книги для самих занятий, числовые лото, календари, магнитные цифры, счетные палочки; наборы геометрических фигур и т. д.

Важным условием моей работы является ознакомление родителей с развивающим дидактическим материалом и мотивация их к изготовлению и использованию данных пособий и игр .

В заключении хочу сказать, что с помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным.

Итак, использование разнообразных игр , игровых упражнений с применением дидактического наглядного пособия стимулируют умственную активность детей , формируют основные математические представления и понятия : как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения, вооружают детей приемами математического мышления – сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением, развивают психические познавательные процессы, а значит, способствуют более успешному развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста .

В настоящее время планируется приобрести цветные счётные палочки Кюизенера для дальнейшей работы с детьми, так как использование Палочек Кюизенера в совместной и самостоятельной деятельности также совершенствует процесс формирования элементарных математических представлений , повышает интерес детей к занятию математикой , а также способствуют развитию умственных способностей дошкольников .

Конспект занятияпо формированию математических представлений у дошкольниковв подготовительной группе для детей с ОНР Пашкова Ирина Ивановна МДОУ ЦРР д\с №12 ст. Каневской Программные з.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТААктуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд дос.

«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» — так п.

Цель: Активизация мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста.Задачи: -Развивать логическое и пространственное мышление дошкольника.

laquo;Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО&raquo.

laquo;Развитие математических представлений у дошкольников в процессе ознакомления с природой&raquo.

источник

Отзыв-анализ просмотра занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе

ирина шалтус
Отзыв-анализ просмотра занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе

Отзыв-анализ просмотра занятия по Формированию Элементарных Математических Представлений (ФЭМП) в средней группе.

Я, ФИО, присутствовала на занятии должность, ФИО. 2016г.

Вид занятия: развивающее, основная область Познавательное развитие (ФЭМП)

Возрастная группа: средняя.

Тема НОД (указать, цели и задачи (указать) соответствуют программе, уровню развития и возрастным особенностям детей, тема выбрана в контексте общей изучаемой темы. Качество подготовленного демонстрационного материала соответствует возрасту. Длительность занятия соответствует нормам САНПИН. Реализована интеграция областей в соответствии с возможностями воспитанников. (Познание, речевое развитие, физическая культура, соц-коммуникация). В ходе занятия происходила совместная деятельность педагога и детей, главной составляющей было взаимодействие.

Занятие строилось как увлекательная игровая деятельность: поездка на День рождения к Красной Шапочке, во время которой дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия. Цели и задачи предстоящей деятельности были раскрыты четко, убедительно, эмоционально. Работа проходила содержательно, интересно и организованно.

В процессе занятия воспитателем были продуманы разнообразные методы и приемы привлечения внимания детей (указать какие Н. п. показ, загадки, динамические паузы и т. п., которые были направлены на ФЭМП, двигательных, практических навыков и умений.

В ходе выполнения поставленных задач — использовала индивидуальный и гендерный подходы, каждый ребенок мог показать свои знания и умения. Детей, оказавшихся вне поля зрения педагога, не было.

Во время занятия воспитатель общалась с детьми на одном уровне, речь педагога понятная, спокойная, доброжелательная по ситуации эмоциональная. — старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

В каждом моменте занятия старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Указания в процессе деятельности были целесообразны. В процессе деятельности у детей была возможность оценить свои результаты и деятельность товарищей. Создание поисковых ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.

Дети проявляли живой интерес к увиденному и услышанному на занятии, высказывали свое мнение, эмоциональные реакции были положительными. Дети с удовольствием выполняли предложенные им задания, были внимательны и инициативны. Рефлексия показала, что поездка со сказочными героями в гости к Красной Шапочке укрепила взаимоотношения в группе.

Замысел занятия реализован, задачи выполнены.

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе Тема: «Путешествие в весенний.

Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений «Помоги Буратино» в средней группе Цель занятия: закрепить прямой и обратный счет в пределах 5, знание цифр в пределах 10, обозначать количество предметов цифрой;.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Образовательные области в интеграции: «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе Задачи. Учить детей отсчитывать из большего количества меньшее. Упражнять в определении на слух того или другого количества (в пределах.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе с ОВЗ «Три поросенка» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» — формировать представление о счете в пределах 3. Упражняться в сравнении.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе Конспект по математике средней группе Формирование элементарных математических представлений. Программное содержание: Закреплять навыки.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Мы идем в библиотеку» в средней группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений средней группе детского сада. Задачи: Учебные: • Учить сравнивать.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «В гости к сказке» Задачи. 1. Познакомить детей с цифрой 3, как знаком числа 3; учить соотносить цифру с количеством предметов; упражнять в счете в пределах.

ООД по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в зоопарк» МАДОУ Лужниковский детский сад комбинированного вида «Вишенка» ООД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ На тему:.

источник

Алла Частова
Организация математического центра в группе детей старшего дошкольного возраста.

«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л. А. Вен гер

ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде, как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);

4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);

5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;

7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

8. Развитие инициативности и активности детей.

Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений:

Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности

Считает, вычисляет, измеряет, моделирует

Владеет математической терминологией

Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление

Владеет простейшими графическими навыками и умениями

Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития» (ФГОС ДО).

Читайте также:  Лактозная недостаточность у грудных детей анализ

Предметное содержание, его пространственная организация и их изменения во времени это три компонента концептуальной модели предметно-пространственной среды. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

С точки зрения М. Н. Поляковой к предметному содержанию с математическим развитием детей дошкольного возраста относятся:

игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы);

учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);

оборудование для осуществления детьми разнообразной деятельности (например, материалы для экспериментирования, измерений).

Для того чтобы разбудить познавательный интерес ребенка необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

Передо мной встала задача изучить основные направления реализации Концепции математического образования, и я пришла к выводу, что необходимо создавать условия, а прежде всего развивающую предметно-пространственную среду для развития у дошкольников математических представлений, знаний и способностей.

Наблюдая за детьми, заметила, что они не умеют играть в игры с математическим содержанием, а зачастую просто не проявляют к ним интерес. Поэтому встала задача создать благоприятные условия в группе, которые бы способствовали развитию математических способностей у детей.

Я стала проводить работу по формированию познавательных интересов дошкольников посредством развивающих математических игр и созданию развивающей предметно-пространственной среды по формированию математических представлений в соответствии с ФГОС ДО, используя новые подходы и идеи в своей деятельности по ФЭМП у дошкольников.

Анализируя оформление РППС, выяснила необходимость проектирование математической зоны в нашей группе в соответствии с содержанием математического развития воспитанников, и обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную, игровую и иную активность детей. В оформлении «Центра математики» активное участие принимали родители, а также сами дети, что вызвало положительное отношение к материалу, интерес и желание действовать с ним. Математический центр это специально отведенное место, тематически оснащенное играми, пособиями, материалами. Каждое утро в центре математики дошкольников в моей группе радостно встречают жители страны «Формандии».

Создавая математический центр, мы обеспечили детям свободный доступ к материалам и играм. Этим самым предоставляя им возможность в свободное время выбирать интересующую их игру, пособия, играть индивидуально или совместно со сверстниками. Игровое оборудование создает насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. В течение года, по мере освоения игр, заменяем одни игры на другие, расширяем их ассортимент, вносятся изменения. Организация уголка осуществляется с постепенным участием детей, что создает у них положительное отношение к материалу, желание играть. Я выстраиваю образовательную деятельность в «Центре математики» так, чтобы у детей была потребность занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности. Дети самостоятельно могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединяться в игре со сверстниками, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагаю детям задания математического содержания, учитывая их индивидуальные способности. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Незаметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.

Использовать интегрированный подход во всех видах деятельности мне помогает наличие занимательного материала, а именно картотек с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок.

Эти материалы занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, они стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно — ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми. Головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, — которая увлекает его.

Предметно-пространственная среда в моей группе очень богата по своему математическому содержанию. Если присмотреться к содержанию других центров развития, то можно заметить в них наличие пособий и материалов по математике. В центре книги представлены математические считалки, сказки о цифрах. В центре сюжетно-ролевой игры с помощью алгоритмов ребенок закрепляет представления о понятии что такое «форма», «величина», «размер», «часть-целое». Пособия, материалы по математике используются и в центре двигательной активности, в центре экспериментирования, конструирования, в центре театра.

Применяю инновационный подход по использованию лестничного пролета детского сада для развития, у воспитанников математических способностей стимулируя и развивая познавательную активность средствами игровой предметности – «Умные ступеньки».

Методическое обеспечение «Центра математики»

1) Наглядный демонстрационный материал (комплекты цифр; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; плоскостные предметные картинки и игрушки для счета; демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай», картинки по временам года и частям суток)

2) Раздаточный материал (комплекты геометрических геометрических фигур разных размеров, разного цвета; комплекты цифр и картинок с предметами; мелкие предметы и игрушки; счетные палочки)

3) Занимательный материал: картотеки – математические загадки; математические пословицы и поговорки; математические считалки; задачи в стихах; стихотворения, сказки о математических понятиях; головоломки

4) Разнообразие дидактических игр математического характера по основным разделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время», математическое лото, домино, мозайка с плоскостными элементами различных геометрических форм, объёмные игры головоломки, тематические рамки и вкладыши, игры с монетами, календарь, модель календаря, модель часов, шашки, шахматы

5) Развивающие, интеллектуальные, логико-математические игры (Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг, Пентамимо, игры Воскабовича)

Согласие родителей на размещение фотографий имеется.

1. Арапова-Пискарёва Н. А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» М.: «Мозайка-Синтез»,2008г.

2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С. ,. Васильева М. А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» М.: «Мозайка-Синтез»,2015г.

3. Рабинович П. Д. ,Марич Е. М. «Организация развивающей предметно-пространсвенной среды в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования» М.: Федеральный институт развития образования, 2014 г.

Математический центр — это специально

Дидактические пособия, выполненные

Игры с математическим содержанием

Дидактические игры для формирования познавательного математического интереса у детей старшего дошкольного возраста. Дидактические игры для формирования познавательного математического интереса у детей старшего дошкольного возраста. (Из опыта работы) Воспитатель:.

Комплект дидактических игр для логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста «Игралочки» КОМПЛЕКТ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (ДЛЯ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА) «ИГРАЛОЧКИ» 1. Алгоритм изготовления.

Конспект математического досуга старшего дошкольного возраста «новый теремок» Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Оборудование: ноутбук, аудиозапись сообщения, экран, блоки.

Конспект сценария математического праздника «Математический ринг» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей Ход праздника. Ведущий:– Мы рады приветствовать Вас, дорогие участники игры, дорогие болельщики и гости! Сегодня мы собрались здесь на необычный.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в группе детей старшего и подготовительного возраста. ЦЕЛЬ: приобщение к здоровому образу жизни, укрепление психического и физического здоровья ребенка. ЗАДАЧИ: 1. Способствовать становлению.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Современный.

Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Свою работу я хочу начать со слов великого советского педагога Антона Семеновича Макаренко «Правильное воспитание – это наша счастливая.

Организация работы с детьми и родителями по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Целью данной работы является формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников, повышения у них уровня межличностного общения,.

Педагогический проект «Современные технологии математического развития детей дошкольного возраста» Способности человека, насколько учат нас опыт и аналогия, безграничны; нет никакого основания полагать даже какой-нибудь воображаемый.

источник

Под математическим развитием дошкольников следует пони­мать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представле­ний — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики).

Задачи методики математического развития как научной области

1. Научное обоснование программных требований к уровню
формирования математических представлений у дошкольников в
каждой возрастной группе.

2. Определение содержания математического материала для
обучения детей в ДОУ.

3. Разработка и внедрение в практику эффективных дидакти­ческих средств, методов и разнообразных форм организации ра­боты по математическому развитию детей.

4. Реализация преемственности в формировании математических представлений в ДОУ и в школе.

5. Разработка содержания подготовки высокоспециализированных кадров, способных осуществлять работу по математиче­скому развитию дошкольников.

6. Разработка методических рекомендаций родителям по математическому развитию детей в условиях семьи.

Цель математического развития дошкольников

1. Всестороннее развитие личности ребенка.

2. Подготовка к успешному обучению в школе.

3. Коррекционно-воспитательная работа.

Задачи математического развития дошкольников

1. Формирование системы элементарных математических представлений.

2. Формирование предпосылок математического мышления.

3. Формирование сенсорных процессов и способностей.

4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование
связанной речи.

5. Формирование начальных форм учебной деятельности.

Содержание программы ФЭМП в ДОУ.

Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ

1. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.

2. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, пло­щади, объеме, массе, времени).

3. «Форма»: представления о форме предметов, о геометриче­ских фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.

4. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.

5. «Ориентировка во времени»: представление о частях су­ток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

3. Значение и возможности математического развития детей
в дошкольном возрасте.

Значение обучения детей математике

Обучение ведет развитие, является источником развития.

Обучение должно идти впереди развития. Необходимо ори­ентироваться не на то, что способен уже делать сам ребенок, а на то, что он может сделать при помощи и под руководством взрослого. Л. С. Выгодский подчеркивал, что надо ориентиро­ваться на «зону ближайшего развития».

Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Психологические исследования убеждают, что в процессе обучения происходят качественные изменения в психическом развитии ребенка.

С ранних лет важно не только сообщать детям готовые зна­ния, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни.

Обучение в повседневной жизни носит эпизодический ха­рактер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.

Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональны­ми способами действия (счета, измерения, вычислений и др.).

Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет пре­имущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с по­мощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедук­тивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.

Для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития воспитатель сам должен знать пред­мет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы.

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

I. Сенсорное развитие (ощущение и восприятие)

Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребе­нок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцеп­тивной и продуктивной деятельности у детей начинают форми­роваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно нака­пливается сенсорный опыт, который является чувственной осно­вой для математического развития. При формировании элемен­тарных математических представлений у дошкольника мы опи­раемся на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно развиваем их. Раз­витие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и пр.) и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечест­вом (геометрические фигуры, меры величин и др.).

Читайте также:  Лактозная недостаточность у детей анализ

Как в работе воспитателя по ФЭМП учитывается уровень
развития мышления ребенка?

Какие логические операции вы знаете?

Приведите примеры математических заданий для каждой
логической операции.

Мышление — процесс сознательного отражения действи­тельности в представлениях и суждениях.

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления:

Логические операции Примеры заданий дошкольникам
Анализ (разложение целого на составные части) — Из каких геометрических фигур составлена машина?
Синтез (познание целого в единстве и взаи­мосвязи его частей) — Составь дом из геометрических фигур
Сравнение (сопоставление для установления сходства и различия) — Чем похожи эти предметы? (формой) — Чем отличаются эти предметы? (размером)
Конкретизация (уточнение) — Что ты знаешь о треугольнике?
Обобщение (выражение основных результа­тов в общем положении) — Как можно одним словом назвать квадрат, прямоугольник и ромб?
Систематизация (расположение в опреде­ленном порядке) Поставь матрешки по росту
Классификация (распределение объектов по группам в зависимости от их общих признаков) — Разложи фигуры на две группы. — По какому признаку ты это сделал?
Абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений) — Покажи предметы круглой формы

III. Развитие памяти, внимания, воображения

Что включает понятие «память»?

Предложите детям математическое задание на развитие памяти.

Как активизировать внимание детей при формировании эле­ментарных математических представлений?

Сформулируйте задание детям на развитие воображения, используя математические понятия.

Память включает в себя запоминание («Запомни — это квад­рат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроиз­ведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знако­мые фигуры!»).

Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для акти­визации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его. («У Кати одно яблоко. К ней при­шла Маша, надо разделить яблоко поровну между двумя девоч­ками. Внимательно посмотрите, как я это буду делать!»).

Образы воображения формируются в результате мысленно­го конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью уг­лами»).

IV. Развитие речи
Обсуждение

Как в процессе формирования элементарных математиче­ских представлений развивается речь ребенка?

Что дает математическое развитие для развития речи ре­бенка ?

Математические занятия оказывают огромное положитель­ное влияние на развитие речи ребенка:

обогащение словаря (числительные, пространственные
предлоги и наречия, математические термины, характери­зующие форму, величину и др.);

согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);

формулировка ответов полным предложением;

Формулировка мысли в слове приводит к лучшему понима­нию: формулируясь, мысль формируется.

V. Развитие специальных навыков и умений

— Какие специальные навыки и умения формируются у дошко­льников в процессе формирования математических пред­ставлений?

На математических занятиях у детей формируются специаль­ные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др.

VI. Развитие познавательных интересов

Каково значение наличия у ребенка познавательного интере­са к математике для его математического развития?

Каковы пути возбуждения познавательного интереса к ма­тематике у дошкольников?

Как можно возбудить познавательный интерес к занятиям по ФЭМП в ДОУ?

Значение познавательного интереса:

— активизирует восприятие и мыслительную деятельность;

— способствует умственному развитию;

— повышает качество и глубину знаний;

— способствует успешному применению знаний на практике;

— побуждает самостоятельно приобретать новые знания;

— меняет характер деятельности и связанные с ней пережива­ния (деятельность становится активной, самостоятельной, разносторонней, творческой, радостной, результативной);

— оказывает положительное влияние на формирование лич­ности;

— оказывает положительное действие на здоровье ребенка (возбуждает энергию, повышает жизненный тонус, делает жизнь более счастливой);

Пути возбуждения интереса к математике:

· связь новых знаний с детским опытом;

· открытие новых сторон в прежнем опыте детей;

Психологические предпосылки интереса к математике:

• создание положительного эмоционального отношения к педагогу;

• создание положительного отношения к занятиям.

Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:

§ объяснение смысла выполняемой работы («Кукле негде спать. Давайте построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте померяем!»);

§ работа с любимыми привлекательными объектами (игруш­ками, сказками, картинками и др.);

§ связь с близкой детям ситуацией («У Миши день рожде­ния. Когда у вас день рожденья, кто к вам приходит?
К Мише тоже пришли гости. Сколько чашек надо поста­вить на стол для праздника?»);

§ интересная для детей деятельность (игра, рисование, кон­струирование, аппликация и др.);

§ посильные задания и помощь в преодолении трудностей (ребенок должен в конце каждого занятия испытать удовле­творение от преодоления трудностей)’, положительное отношение к деятельности детей (заинтере­сованность, внимание к каждому ответу ребенка, доброже­лательность); побуждение инициативы и др.

источник

Анализ дошкольных образовательных программ по разделу Формирование элементарных математических (стр. 1 из 4)

Анализ дошкольных образовательных программ по разделу «Формирование элементарных математических представлений»

Согласно федеральным государственным требованиям к структуре образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться в своей педагогической деятельности, как такового раздела «Математическое развитие» в программе не существует. Но в образовательной области «Познание» одна из задач звучит как «Формирование элементарных математических представлений». Кроме того, если мы обратимся к компетентностям ребенка, которые согласно ФГТ должны быть сформированы к выпуску из детского сада, так называемые итоговые результаты , то среди них можно выделить следующие:

· «Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели»

· «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, … может преобразовывать способы решения задач (проблем)»

· «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции».

Понятно, что ни одну из этих компетентностей мы не сможем сформировать в должной степени, уделяя мало внимания развитию у ребенка логики, мышления, внимания, умения действовать в определенной последовательности (алгоритмы), не научив его считать, различать геометрические фигуры, решать простейшие задачи.

Согласно ФГТ вся образовательная деятельность стоится по принципу интеграции . Но наши занятия с детьми всегда носили интегрированный характер. Даже если занятие проводит педагог дополнительного образования, то на занятии по ФЭМП дети и развивают речь, и конструируют, и рисуют, и знакомятся с окружающим, общаются, трудятся (дежурство), кроме того мы обязательно используем оздоровительные технологии, — то есть на одном занятии присутствуют практически все образовательные области (осталось только книжку почитать и музыку послушать).

Сейчас все комплексные программы проходят доработку на соответствие с ФГТ. И пока не сформирован перечень примерных программ, мы работаем по имеющимся. А используемые на занятиях по ФЭМП и в свободной деятельности детей методики и технологии нам всегда будут помогать в развитии интеллектуальных способностей детей.

А сейчас краткий анализ раздела «Развитие элементарных математических представлений» наиболее распространенных комплексных программ дошкольного образования.

Программа воспитания и обучения в детском саду

Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

…на протяжении долгого времени являлась единой программой дошкольного образования в нашей стране.

Основной целью математического образования считались фор­мирование элементарных математических представлений и подго­товка детей к школе. Разработчиком методики по этой программе стала Л.С. Метлина, ученица и последовательница А.М. Леушиной.

В соответствии с программой работа с детьми по формированию математических представлений начиналась со второй младшей группы (четвертый год жизни).

В программе были представлены следующие разделы: «Количе­ство и счет», «Величина», «Ориентировка в пространстве», «Геометри­ческие фигуры», «Ориентировка во времени». Такое название разде­лов стало традиционным в системе формирования математических знаний у детей дошкольного возраста и, несмотря на изменение содержания разделов, в большинстве современных программ их наи­менование сохранено.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (1985) в рамках формирования данного понятия ставились лишь следующие задачи:

— учить составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет;

—различать понятия «много» и «один»;

—учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов,
пользуясь приемами наложения и приложения предметов од­ной группы к предметам другой;

—учить уравнивать неравные группы двумя способами, добав­ляя к меньшей группе один недостающий предмет или убирая
из большей группы один лишний предмет.

В 2010 г. вышло обновленное и переработанное издание в соответствии с ФГТ, и теперь программа называется «От рождения до школы». Авторы отмечают, что это усовершенствованный вариант, составленный с учетом федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы, новей­ших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования. По словам авторов, она предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также спо­собов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-след­ственные связи и др.). Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире, большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений.

Цель программы по элементарной математике — формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количествен­ным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

Программа предполагает формирова­ние математических представлений у детей, начиная с первой млад­шей группы (от 2 до 3 лет). Однако на первом и втором году жизни «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматрива­ет создание развивающей среды, позволяющей создавать базовые математические представления.

Разработчики программы указывают на важность использования материала программы для развития умения четко и последовательно излагать свои мысли, общаться друг с другом, включаться в разно­образную игровую и предметно-практическую деятельность, для решения различных математических проблем.

Необходимое условие успешной реализации программы по эле­ментарной математике — организация особой предметно-развиваю­щей среды в группах и на участке детского сада для прямого дей­ствия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.

В программе не выделяется раздел «Множество» как самостоятельный, а задачи по данной теме включаются в раздел «Количе­ство и счет». Указанные задачи находятся в конце раздела, после задач по формированию числовых и количественных представле­ний, что, на наш взгляд, не позволяет подчеркнуть значимость дан­ных понятий для развития у детей представлений об операциях с числами (сложения, вычитания, деления), основой которых они и являются. С одной стороны, в программе четко не оговаривается решение задач по знакомству детей с арифметическими операциями, но с другой — предполагается обучение решению арифметичес­ких задач, что требует работы над арифметическим действием.

В целом программа представляет достаточно богатый материал по формированию математических представлений у дошкольников. В программу вошло большое количество задач, не предусмотренных в более ранних вариантах программы. Это: задачи по формированию представлений об операциях с множествами (объединение, выделе­ние из целого части и т.п.); задачи на формирование представлений о делении целого предмета на равные части, знакомство с объемом, с измерением жидких и сыпучих веществ; задачи по развитию у детей чувства времени, обучение определять время по часам и т.п.

В рамках формирования геометрических представлений планиру­ется работа не только с плоскостными, но и с объемными геомет­рическими фигурами, расширен круг геометрических фигур, пред­лагаемых для изучения детьми.

(программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада)

Авторы:Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гри-зик, В.В. Гербова.

В программе нашла отражение центральная идея отечественной психологической школы — о творческом характере развития. Авто­ры рассматривают ребенка как субъект индивидуального развития, активно осваивающий культуру. С этих позиций определены на­правления и границы педагогического воздействия взрослого.

Представление о ведущей роли социокультурного контекста раз­вития подчеркивает неправомерность переноса акцента дошкольно­го образования на школьную модель обучения.

В программе уделяется большое внимание охране и укреплению здоровья детей, формированию у них привычки к здоровому образу жизни.

Авторский коллектив стоит на позиции содействия психическо­му развитию ребенка, а не простого учета его возрастных особенностей. Помимо перечня приобретаемых ребенком знаний, умений и навыков, ориентиры для работы педагогов определены в терминах становления деятельности, сознания и личности ребенка. В качестве особых задач ставится ориентация на поддержание мотивации и фор­мирование осознаваемых целей деятельности.

Большое внимание уделяется освоению ребенком знаковых символов (математические представления, знакомство с буквами, симво­лами и т.п.), развитию начал логического мышления, речевому развитию, формированию элементарного осознания языковых явлений.

Задачи по формированию математических представлений изложены во втором подразделе второго раздела — «Способствование ста­новлению сознания» и связаны авторами с задачей «способствовать» вневременному интеллектуальному развитию ребенка».

Математический блок программы «Радуга» разработан Е.В. Соловьевой.

Задачи в программе представлены в обоб­щенном виде, что затрудняет их восприятие и требует дополнительного изучения соответствующей методической литературы. Вместе с тем, прослеживается система в работе, взаимосвязь разных видов детской деятельности при решении поставленных задач, направленность программы на психическое развитие ребенка.

источник

Формирование элементарных математических представлений

Анализ занятия по математике.

Читайте также:  Лейкоциты в анализах у детей

Дата проверки_ 24 июня 2017г. ________________________________

Группа ______ Подготовительная___ ______________________________

Количество детей на занятии _______ 25 ______________________________

Тема занятия «Число 7 и его состав »

Характеристика программного содержания:

• Соответствие задач программе группы: познакомить детей с составом числа 7, учить составлять число 7 из двух меньших чисел, закрепить прямой счет до 20; обратный от 10 до 0;
познакомить с образованием числа 7; закреплять умения решать простые примеры на сложение и вычитание; закреплять умение решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации; закрепить знания о днях недели, весенних месяцах; формировать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; уметь сравнивать два числа с помощью знаков.

• Соответствие уровню развития детей данной группы подготовленная тема соответствует уровню развития детей, по окончанию детского сада ребенок должен иметь первые представления о математике

• Объём программного содержания состоит из трех частей: Вводная часть, Основная часть, Заключительная часть.

• Конкретность формулировок программного содержания: работа за столом с раздаточным материалом, решение проблемных ситуаций, игровые упражнение , Логическая задача «Какая фигура лишняя в ряду?», Логические задачи – шутки., Физминутка., Познакомить с числом 7. Учить составлять число 7 из двух меньших чисел., Решение примеров на сложение и вычитание., Пальчиковая гимнастика., Графический диктант.

Характеристика деятельности воспитателя :

• Выделение приёмов, используемых для решения поставленных задач своей нацеленностью, эффективностью, темп занятия не однороден, то напряженный, то спокойный
• Соответствие приёмов возрасту детей, требованиям методики данной программы Воспитатель предпочитает традиционные методы: объяснительные, репродуктивные, инструктивно-практические методы.
• Правильность, точность применения этих приёмов Речь воспитателя выразительна, формулировки вопросов побуждают к совместному диалогу. Речь воспитателя выступает как одно из организующих начал на занятии.

Характеристика деятельности детей:

• Освоение детьми программного содержания по задачам По 1 первому заданию большинство детей отвечали уверенно, поднимали руку, на 2 задание ответило 90% воспитанников, 3 и 4 задача на логическое мышление с ними справились все дети. 5 задание для меньшинства детей оказалось сложно и с ним справилось 91% детей. На задание 6 ответили 60% воспитанников, а задание 7 все воспитанники сделали верно.

• Особенности поведения детей на занятии (активность, внимание, интерес, отношение к занятию) На занятии дети слушали воспитателя внимательно, улавливали каждое его слово. Большинство воспитанников проявляли себя активно и выполняли задания с интересом. На некоторым занятиям 2 воспитанника сидели не уверенно и на вопросы воспитателя не могли дать правильного ответа.

• Учебные навыки детей для ответа дети поднимают руку, не выкрикивают. Воспитателя не перебивают. Воспитанники хорошо ориентируются по графическому диктанту, но по решению примеров много кто отвечает не правильно. Большинством детей усвоены знания и поведенческие навыки необходимые для успешной социализации в обществе.

Характеристика условий проведения занятия:

Соответствие требованиям санитарно-гигиенических, материально-технических, функционально-педагогических условий: соответствуют положенным нормам для занятия в дошкольном образовательном учреждение.

Психологический анализ занятия

Психологическая оценка занятия:
• Уровень организации занятия (психологический настрой на занятие, использование игровых организационных моментов)
• Соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем на занятиях (преобладание речи воспитателя;
преобладание речи детей;
равное соотношение)
• Соответствие форм и методов занятия возрастным психофизиологическим особенностям детей (учитывает ли воспитатель индивидуальные и психологические особенности детей при проведении занятия)

Психологический анализ деятельности воспитателя:
• Коммуникабельность (умение устанавливать контакт с группой и каждым ребёнком)

Интерес к деятельности детей сохранялся на протяжении всего времени. Я считаю, что этому способствовали те методические приёмы, которые использовал воспитатель. Выбор динамических пауз был обусловлен логикой самого занятия. Включение физминутки способствовало снятию мышечного напряжения, эмоциональному отдыху. Дети были активны, у них сохранялся интерес на протяжении всего занятия.

Анализ занятия по плану ФГОС (соответствие Госстандарту).

Планируемый результат. Дети усвоили материал с уверенность, называют предыдущее и последующее число в пределах 10. Соотносят цифру с количеством предметов, а так же умеют сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10, сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, насколько одно число больше или меньше другого, использовать для записи сравнения знаки >,

Использовать в работе методы, стимулирующие поисковую деятельность детей, продуманно использовать паузы в речи, поисковые и проблемные вопросы.

источник

Ещё в раннем детстве малыши сталкиваются с предметами, различающимися по форме, цвету и количеству. В этом возрасте начинают формироваться основные элементарные представления и способности ребенка.

Первые игрушки напоминают геометрические фигуры: кубики, конструкторы, пирамидки. Счёт начинается с вопросов мамы: «Скажи, сколько тебе годиков?». Родители детей учат называть формы игрушек их величину, количество.

Через игровую деятельность формируются способности различать разные свойства и особенности предметов. У малыша формируется первое понятие о математике, хотя он об этом пока ещё не знает и не осознает. Сознание ребёнка в раннем детстве хаотичное. Родители учат детей сопоставлять, группировать предметы, называть их своими именами.

Через наглядно-предметные действия они помогают ребёнку запоминать услышанное на основании предметных образов. До трёхлетнего возраста ребёнок уже умеет группировать предметы по их внешним признакам, цвету, форме. Так, например ребёнок может отложить зелёные игрушки от красных, выбрать карандаши из кучи других предметов и сложить их вместе, может сложить по размеру, по порядку колечки пирамидки.

Занимаясь с предметами через игровую деятельность ребёнок сравнивает их. С этого и начинается первое знакомство с математикой.

К четырём годам дети с лёгкостью считают до пяти, а чуть постарше до десяти, но они могут и ошибаться в счёте.

К шестилетнему возрасту, дети уже начинают понимать, когда цифры увеличиваются, а когда уменьшаются. Вот почему важно с детского сада нужно начинать систематические занятия, чтобы повысить умственное восприятие ребёнка.

В нынешнем современном обществе одним из требований к дошкольному воспитанию является получение детьми математических знаний и элементарных представлений в детском саду.

Дошкольники в ходе своего развития получают первые элементарные представления о математике. Имеющиеся методики и средства формирования элементарных математических представлений разработаны специально по возрастным категориям с учётом постепенного развития у дошкольников навыков и способностей в данном направлении.
Математика является самостоятельным образовательным предметом и рассчитана на развитие интеллектуальных способностей в зависимости от природного потенциала дошкольников. Ее роль в развитии элементарных представлений у дошкольников очень велика. В ходе такого рода занятий у ребёнка развиваются и формируются познавательные и личностные способности.

В процессе обучения, через средства математических занятий ребёнок получает первые представления о математических понятиях. Задачей математики служит – стремление воспитать из дошкольников, с перспективой на будущее, высококвалифицированные кадры.

Для достижения цели воспитания, в дошкольных учреждениях, при разработке целевых программ и методов воспитаний, должны учитываться отечественный и зарубежный передовой опыт, разрабатываться рекомендации для родителей. Полезным опытом воспитателей будет, если они будут обмениваться информацией и методами воспитания детей с другими детскими садами и дошкольными учреждениями.

Математика одна из немногих дисциплин, которая охватывает разные стороны личности детей. В процессе формирования элементарных математических представлений и обучения у дошкольников активно развиваются все познавательные процессы: речь, мышление, память, восприятие, представление. Это становится действенным, если при постановке занятий, учитывается периодичность и последовательность развития познавательных процессов у ребёнка, в зависимости от психофизического развития каждого ребёнка.

Если ребёнок не достиг того возраста, в котором он способен понять математические процессы, то занятия не будут играть ни какой роли для его сознания. Возможности ребёнка определяются его психологией. В современный мир всё чаще входят в программы обучения дошкольников инновационные методы и средства.

Некоторые из дошкольных учреждений уже применяют в своей образовательной деятельности уроки информатики для дошкольников. Весь мир сейчас связан с компьютерными технологиями и постепенно они проникают и в детские сады.

Математика, не обязательно скучные занятия, как может представиться на первый взгляд. Для обучения арифметики воспитатели играют с детьми, придумывают различные считалочки, пословицы, поговорки, загадки. Ребёнок осваивает первые числовые понятия и формы.

Существуют и дидактические формы и средства воспитания, в которой применяются наглядные пособия иллюстрации, игры.
Существует множество подходов к обучению арифметики и формированию у детей элементарных знаний о математических понятиях. Детей обучают счёту, показывают отличительные моменты цифр: больше, меньше, чётные, нечётные цифры.

Для достижения результатов используют различные материалы: счётные палочки, природные материалы, учат считать и распознавать деньги.

Детей учат распознавать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и др. Так же дети должны осваивать и мерные величины: метр, сантиметр, килограмм, грамм и т.д. При проведении занятий детей учат не только показательной арифметике, но и производить арифметические действия в уме. Учат находить и сопоставлять предметы в быту, на улице и в природе. Например: три берёзы под окном.

Дети по выпуску из детского сада должны быть готовы к первому классу, а так же адаптированы к внешней самостоятельной жизни. Они ведь не всегда и везде будут ходить за ручку с мамой. Часть времени дети будут проводить самостоятельно и полагаться на свои навыки – это и есть процесс развития. В последние годы в практику введено такое понятие как предматематическая подготовка.

Подготовка ребёнка и его познавательного мира к математическому образу мышления. Разнообразные способы формирования познавательной сферы позволяют ребёнка подготовить к изучению предмета – математики. При организации занятий происходит воздействие на наглядное и логическое мышление, память, творческое воображение, восприятие, произвольное внимание дошкольника.

Задачей такого воспитания служит активизация мышления дошкольника, стремления преодолевать трудности, потребностей в решении разного рода умственных задач. Решение таких задач воспитания дошкольников очень сложная работа для воспитателя и требует комплексного подхода, и только систематические занятия позволят осуществить своевременное математическое развитие детей-дошкольников.

Способности каждого ребёнка зависят от его индивидуально-психологических особенностей. Математические способности не могут быть врождёнными, так как врождённые бывают только анатомически-физиологические особенности человека. Математические – это специальный вид способностей, они зависят от интегрального качества ума и развиваются в процессе математической деятельности.

Способности человека могут проявляться в различных областях, и здесь, как и все, математические способности выявляются в процессе деятельности дошкольника. Наиболее благоприятным периодом для развития способностей считается дошкольный возраст.

Дети в дошкольном возрасте наблюдают и подражают взрослым, они наблюдают за каждым действием и внимательно слушают, что говорит воспитатель и это важное свойство. Детей надо учить самостоятельно действовать, показывать и рассказывать о своих действиях. Дошкольников надо побуждать к тому, чтобы они повторяли за воспитателем о свойствах и качествах предметов. Игры с детьми должны содержать в себе математические действия.

Сравнительными действиями дети должны сами рассказывать воспитателю чем отличается та или иная фигура от другой. Если ребёнок затрудняется ответить, то значит у него не достаточно развита речь и восприятие, если ребёнок не хочет отвечать, то не cтоит на него давить и слишком настаивать. К цифрам у детей приходит осознание быстрее, если начинать использовать их в повседневной бытовой жизни, например: подай мне пожалуйста второй тапок.
Дети не сразу распознают числовую величину – один, потому, что она не используется в бытовой речи. Для них роль математических представлений в реальной жизни недоступна. Обычно детишки при этом говорят «подай мне пульт, или ложку или какую-то игрушку».

Осознание цифры один у детей приходит позже чем остальных цифр.

На первом этапе обучения у детей отсутствует внимательность и при перечислении порядковых номеров цифр они часто упускают из виду цифры: например называют — «1, 2, 4, 7».

В старших группах стоит учить детей множеству, разбивать множество на группы и объяснять им разницу между меньше и большей группой, а так-же равенство частей. Наглядно учить дошкольников последовательности счёта до десяти и в обратном порядке. Учить детей счёту на ощупь и на слух в пределах десяти.

Учить сравнивать количество предметов в разных группах, добавлять и убирать предметы до заданного количества.

Дети в дошкольном возрасте способны делить предметы и называть их части, например делить яблоко на дольки или пирог. Дошкольники должны понимать, что целое яблоко больше, чем долька или половина яблока. Старшегруппники должны освоить и понимать, что цифра 7 больше чем шесть, но меньше, чем восемь. К окончанию обучающего периода дошкольники должны уметь производить простые математические действия.

В детском саду можно активно формировать у детей элементарные знания о времени. Дети должны знать все четыре части суток, называть, в какое время суток они ложатся спать, а когда пора вставать и идти в садик. В этом процессе большую роль отводят режиму дня в группе.

Воспитатель называет время суток и говорит, что детки должны сейчас делать: завтракать ли, идти ли на прогулку или у них будет сончас.

С детьми регулярно должны проводиться беседы, в которых упоминаются части суток, объясняется, почему то или иное действие должно осуществляться в определенное время суток (спать — ночью, умываться и завтракать — утром, гулять, обедать — днем, вечером — в кругу семьи играть, заниматься различными видами деятельности).

источник