Меню Рубрики

Анализ методик готовности детей к школе

Целью нашего исследования было изучение особенностей психологической готовности детей к школе. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения ‹‹Средняя общеобразовательная школа № 20›› г. Белгорода.

В исследовании приняли участие учащиеся первого «А» класса. Общее количество испытуемых составило 22 человека. При проведении были получены следующие результаты:

Результаты проведения методики «Бусы»

Итог методики, предполагающей выявить количество условий, которые может удержать ребенок при выполнении заданий на слух, показал, что 67% справились с заданием на хорошем уровне, и 34% испытывали затруднения.

Результаты проведения методики «Домик»

Ориентирование на образец, его копирование, развитие произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия в достаточной степени развиты у 66,5% детей. 33% тестируемых детей требуется коррекция и развитие данных умений.

Результаты проведения методики «Узор»

Высокий показатель умения сразу учитывать несколько правил сформирован у 8 % учащихся класса. У 6 человек (50%) умение действовать по правилам сформировано не до конца, могут удерживать при работе ориентацию только на одно правило.

У 3 (25%) человек выявлен низкий уровень умения действовать по правилу, постоянно сбивались и нарушали правило, хотя и старались на него ориентироваться. 2 человека (16,5%) вообще не обладают умением действовать по правилу.

Результаты проведения методики «Графический диктант»

Данная методика позволила выявить, что высоким уровнем развития произвольной сферы ребенка, а также высокими возможностями в области перцептивной и моторной организации пространства обладают 2 человека (16,5%), хорошим ? 6 человек (50%), 2 человека (16,5%) — средними и 2 человека (16,5%) являются обладателями низкого уровня развития произвольной сферы.

Проведенная диагностика психологической готовности ребенка к школе выявила необходимость в коррекции и развитии.

Задачи коррекционной и развивающей работы:

  • 1. развить способность самоконтроля в обучающей деятельности;
  • 2. развивать творческие способности и воображение, формировать представления об окружающем мире, формируя интерес к познавательной деятельности;
  • 3. развивать интеллектуальные способности.

Развитие самоконтроля: Самоконтроль — составная часть любого вида деятельности человека. Самоконтроль предупреждает возможные или обнаруживает уже совершенные ошибки[20].Контролируя, человек осознает правильность своих действий, будь то игровой, учебный или трудовой процесс.

Для развития навыков самоконтроля у дошкольников мы использовали следующие упражнения:

Упражнение №1. Ученикам раздаются карточки с нарисованными цветными кольцами разных размеров.

Дети должны надеть кольца по образцу, после чего написать на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, считая сверху или снизу. Потом задание усложняется, теперь уже кружочки не закрашены [23].

Ученики должны их раскрасить, ориентируясь на образец:

  • 5 — красный
  • 4 — синий
  • 3 — желтый
  • 2 — коричневый
  • 1 — черный

Результаты своей работы дети сверяют с образцом.

Упражнение № 2. «Сохрани слово в секрете». Учитель называет слова, ребенок их должен отчетливо повторять. Но есть одно условие ? названия цветов ? это наш секрет, их повторять нельзя.

Вместо этого, встретившись с названием цветка, ребенок должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

Цель упражнения научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, что позволит развивать навыки произвольности и саморегуляции [21]. Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, можно переходить к игре с одновременным использованием двух правил.

  • 1. нельзя повторять названия рыб, надо отмечать их одним хлопком;
  • 2. нельзя повторять названия предметов, имеющих квадратную форму (синий цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Можно устроить соревнования (за ошибки ? одно штрафное очко). Результаты упражнения фиксируются и сравниваются с предыдущими. Тестируемый должен знать, что чем дольше он играет, соблюдая правила, тем лучше у него получается.

Формирование интереса к познавательной деятельности: Для формирования интереса к познавательной деятельности мы прибегли к развитию воображения, творческих способностей.

В основе воображения лежат образы.

Образы воображения опираются на образы памяти, но имеют отличия.

Образы памяти ? это неизменяемые, образы прошлого.

Образы воображения изменяются и отличаются от реальных образов.

Приемы развития воображения разнообразны. Для коррекционной работы мы взяли следующие задания для развития воображения:

  • 1) Нарисуй, птиц с другой планеты;
  • 2) Сказка наоборот (сказка «Колобок»);
  • 3) Соедини в связный рассказ эти два предложения. «Мама купила в магазине рыбу, поэтому, вечером пришлось зажигать свечи» [11].

Развитие интеллектуальных способностей: Для развития интеллектуальных способностей мы использовали такие игры как:

1. «Сходство и различие». Ребенку необходимо определить сходство и различие следующих пар слов:

Книга ? тетрадь День — ночь

Лошадь ? корова Дерево — куст

Телефон ? радио Помидор — огурец

Самолет ? ракета Стол — стул

2. «Поиск противоположного объекта». Называя какой-либо предмет (например, соль), надо назвать как можно больше других, противоположных данному.

При этом ребенку необходимо уметь определить противоположные объекты по функциям «съедобное — несъедобное», «полезное — вредное» и другие примеры и по другим критериям (по признакам, по размеру, форме, состоянию и т.д.).

  • 3. «Испорченный телефон». Эта игра на преодоление детьми речевого несовершенства. Дети не видят друг друга. Задача одного ребенка описать приятелю, какая у него в руках картинка или предмет. Называть предмет нельзя, можно лишь перечислять его размеры, форму, цвет и другие признаки предмета.
  • 4. Другой ребенок должен угадать предмет и воспроизвести его копию из любого материала (пластилин, мозаика и т.д.)[23].При полной иллюзии понимания не всегда получается то, что требуется изготовить. Через некоторое время дети сами приходят к той социальной форме речи, которая понятна окружающим.

После проведения коррекции и развития вновь провели диагностику, используя те же методики, и получили следующие результаты:

источник

Набор методик для определения готовности

Подготовила: Мазко Елена Евгеньевна, практический психолог Орловской ОШ

Методика для исследования опосредованной памяти, образного мышления. Ребенку дается лист бумаги, простой карандаш.

Инструкция. «Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, а чтобы тебе было легче их запомнить, ты можешь на листочке нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит каждое из них. Но рисовать можно только картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а листочек только один, постарайся расположить рисунки так, чтобы все они на нем уместились. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунка не важно, важно только, чтобы они правильно передавали смысл «слова».

Набор слов: веселый мальчик, вкусный обед, строгая воспитательница, сложная работа, холодно, простуда, обман, дружба, развитие, слепой мальчик, страх, веселая компания.

Проведение теста. Взрослый читает слово, а ребенок рисует. На каждый рисунок отводится 1-2 минуты. Взрослый внимательно смотрит за тем, чтобы ребенок не писал буквы, а рисовал. После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунок, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относиться. Через 20-30 минут после окончания рисования детям предъявляют их листочки бумаги с рисунками и просят, чтобы они, глядя на свои рисунки. Вспомнили те слова, которые им диктовал взрослый. Количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок подсчитывают и записывают. Если вместо слова «разлука» ребенок говорит «расставание» или вместо «вкусный ужин» — «сладкий ужин», это ошибкой не считается.

Для детей 6-7 лет нормой будет воспроизведение 10-12 слов из 12. О развитии образного мышления говорит характер рисунков, а именно: связь их с темой, отражение сути предмета.

Ниже среднего уровня — рисунки мало связаны с с темой, либо эта связь поверхностная (но слово «холодно» ребенок рисует дерево и объясняет, что ему тоже холодно).

Средний уровень — адекватные рисунки для простых слов и отказ или буквальное, конкретное отражение сложных слов (например, развитие).

Высокий уровень — рисунки отражают суть данного предмета. Например, для «вкусного ужина» может быть нарисован или торт, или стол с каким-то блюдом, или тарелка с едой.

Необходимо отметить те случаи, когда ребенок рисует практически однотипные, мало несвязанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно воспроизводит слова. В данном случае это является показателем хорошей механической памяти, которая компенсирует недостаточный уровень развития мышления.

Л.А. Вагнер (Позволяет изучить мышление и восприятие детей).

Проведение теста. Перед ребенком в ряд выкладывается 8 геометрических фигур:

2 синих круга (маленький и большой) 2 красных круга (маленький и большой),

2 синих квадрата (маленький и большой), 2 красных квадрата (маленький и большой).

Инструкция. Одну из фигур (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку и просят: «Найди среди остальных фигурок самую непохожую на эту. Самая непохожая — только одна.» указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой-образцом и спрашивают: «Почему ты считаешь, что эти фигурки самые непохожие?» Каждый ребенок выполняет задание с 2-3 фигурками.

Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может помочь и, указывая на две фигурки, различающиеся по одному параметру (например, большой и маленький синий квадрат), спросить: «Чем эти фигурки отличаются друг от друга?». Так же можно помочь выделить и другие признаки — цвет и форму.

Дети 6-7 лет самостоятельно вычленяют следующие параметры: цвет, величина, форма — и ориентируются на весе эти параметры при выборе фигурки.

Уровень выполнения задания определяются количеством признаков, на которые ориентируется ребенок при выборе «самой непохожей» фигурки и которые он назвал.

Ниже среднего — преобладание выбора по одному признаку без называния признака.

Средний уровень — преобладание выбора по двум признакам и называние одного.

Высокий уровень — преобладание выбора по трем признакам и называние одного — двух.

Методика направлена на изучение словесно-логического мышления. Ребенку предлагается серия картинок (5-8), в которых рассказывается о каком-то событии. Используются последовательные картинки теста Д. Векслера: Соня, Пожар, Пикник.

Проведение теста. Перед ребенком в произвольном порядке раскладываются картинки.

Инструкция. «Посмотри эти картинки. Как ты думаешь, о чем здесь рассказывается? А теперь расположи карточки так, чтобы получился связный рассказ».

Если ребенок не может сразу определить содержание ситуации, ему можно помочь вопросами: «Кто изображен? Что они делают?» и т.д. Убедившись, что ребенок понял общее содержание картинок, предложите разложить их по порядку: «Разложи картинки так, чтобы было понятно, с какой из них начинается этот рассказ и какой оканчивается». В процессе работы взрослый не должен вмешиваться и помогать ребенку. После того как ребенок закончит раскладывать картинки, его просят рассказать историю, которая получилась в результате расклада, переходя постепенно от одного эпизода к другому. Если в рассказе допущена ошибка, то ребенку указывают на нее в процессе рассказа и говорят, что не может быть так, чтобы что бы пожарные потушили пожар, а потом он возник, или чтобы сначала собака стащила курицу, а потом она опять оказалась в корзинке. Если ребенок самостоятельно ошибку не исправляет, взрослый не должен перекладывать картинки до окончания рассказа.

Ребенок должен расположить не только в логической, но и в «житейской» последовательности. Например, ребенок может положить карточку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди картинки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку. Однако, для детей старше 6-7 лет подобный ответ считается не правильным. При таких ошибках взрослый может спросить ребенка, уверен ли он, что эта картинка (показав, какая именно) лежит на своем месте. Если ребенок не может положить ее правильно, обследование заканчивается, но если же он исправляет ошибку, задание повторяется с другим набором картинок.

Анализ результатов. При анализе результатов учитывают, прежде всего правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать логике развития повествования.

Ребенок должен расположить не только в логической, но и в «житейской» последовательности. Например, ребенок может положить карточку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди картинки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку. Однако, для детей старше 6-7 лет подобный ответ считается не правильным. При таких ошибках взрослый может спросить ребенка, уверен ли он, что эта картинка (показав, какая именно) лежит на своем месте. Если ребенок не может положить ее правильно, обследование заканчивается, но если же он исправляет ошибку, задание повторяется с другим набором картинок.

Ниже среднего уровня — картинки раскладываются в случайном порядке, и по ним составляется рассказ.

Средний уровень — картинки раскладываются и описываются, следуя житейской логике.

Высокий уровень — дети раскладывают и описывают картинки, следуя логике изображенного содержания.

Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Методика проводиться следующим образом. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем четырьмя точками (см. рис.). В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в случае необходимости дополнительные данные. После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения.

После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения: «Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня — я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает дверь. Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева на право длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я не отрывая руки, провожу на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия).Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно. Вот я, не отрывая руки провожу линию на три клетки налево — к окну (на доске соответствующая линия). Все поняли как надо рисовать?».

После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит: «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Одна клеточка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы — две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнять инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листочки и начинали новый узор с нужной точки. В случае необходимости он одобряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не дает.

По прошествии времени, отведенного для самостоятельного узора, проверяющий говорит: «Теперь поставьте карандаш на следующую тоску. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Предоставив детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, проверяющий говорит: «Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаш. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клеточки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжите рисовать этот узор».

Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора: «Поставьте карандаш на самую последнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одну клетку вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево слово «налево» опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Читайте также:  Социометрический анализ детей дошкольного возраста

По истечении времени, предоставленного на самостоятельное продолжение последнего узора, проверяющий и ассистент собирают у детей листки. Общее время проведение методики обычно составляет около 15 минут.

Результаты выполнения тренировочного узора не оценивается. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производиться по следующей шкале:

Точное воспроизведение узора — 4 балла неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитывается и не снижается оценка).

Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, — 3 балла.

Воспроизведение с несколькими ошибками — 2 балла.

Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, — 1 балл.

Отсутствие сходства даже в отдельных элементах — 0 баллов.

За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по той же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну — за выполнение диктанта, другую — за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4 .

Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной, есть оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается. Полученная оценка может колебаться от 0 до 7.

Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводиться итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).

5.Тесты школьной мотивации

Тест-опросник на определение сформированности «внутренней позиции школьника».

Задайте ребенку приведенные ниже вопросы и запишите полученные ответы.

Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

Чем тебе больше всего нравиться заниматься в детском саду (дома)? Почему?

Ты любишь, когда тебе читают книжки?

Ты сам просишь, чтобы тебе прочитали книжку?

Какие у тебя любимые книжки?

Почему ты хочешь идти в школу?

Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?

Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?

Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?

Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты захочешь быть: учеником или учителем?

В игре в школу что у нас будет длиннее — урок или перемена?

Учитываются ответы на вопросы № 1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12.

При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы будут такими.

№ 2 — Не хочет еще на год остаться в детском саду (дома).

№ 3 — Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т.д.)

№ 4 — Люблю, когда мне читают книги.

№ 5 — Сам прошу чтобы мне прочитали.

№ 10 — Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

№ 12 — Пусть будет длиннее урок.

Покажите ребенку лесенку и попросите его поместить на этой лесенке всех знакомых тебе детей. На трех верхних ступенях окажутся дети хорошие: умные, добрые, сильные, послушные — чем выше, тем лучше («хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие») А на трех нижних ступеньках — плохие. Чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и нехорошие. На какую ступеньку ты поместишь себя? Почему?

Затем задайте ребенку вопрос: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». После этого спросите: «На какую ступеньку тебя поставила бы мама (папа, бабушка, воспитательница и др.)».

В процессе выполнения этого задания наблюдайте за ребенком: колеблется ли он, раздумывает, аргументирует свой выбор, задает вопросы и т.д.

Если ребенок не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку, считает, что мама (другой взрослый) оценивает его так же, аргументируя свой выбор, ссылаясь на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама сказала», то можно предположить, что у него неадекватно завышенная самооценка.

О высокой самооценке можно говорить, если после некоторых раздумий и колебаний ребенок ставит себя на самую высокую ступеньку, называя свои недостатки и упоминая совершенные промахи, объясняет их внешними, не зависящими от него. Причинами и считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Если, обдумав задание, он ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, что оценка взрослого такая же либо ниже, то можно говорить об адекватной самооценке.

Если ребенок ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала», то это свидетельствует о заниженной самооценке.

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он не понял задание либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказывается выполнять задание, на все вопросы отвечает «Не знаю».

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям 4-5 лет: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. Дети старшего дошкольного возраста способны анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка 6-7 лет становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях, привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка может быть завышенной.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как свидетельство неблагополучного эмоционального развития личности.

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Под ред. Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой Ярославль, Академия развития 2006 г.)

2. Справочник психолога начальной школы. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Издание 4-е. Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2006 г.

3. Подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения. М.Н. Ильина Москва, Санкт — Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск. Питер 2004 г.

1. Газета «Психолог», №11 2010 г.

«Готовность ребенка к обучению в школе» (стр. 18)

— Определение уровня развития графических умений

Модификация «графического диктанта» Д. Эльконина (с. 18)

— Изучения уровня развития аналитико-синтетических умений

Тесты Керна-Ерасика и Д. Векслера (с. 18)

— Изучения уровня развития фонетических умений

Тесты В. Тарсун, Н. Ремингтон (с. 19)

— Изучение уровня развития арифметических умений

— Изучение уровня кратковременной памяти и логического мышления

Методика С. Коробко, Л. Кондратенко (с. 20)

— Изучение умения устанавливать логическую последовательность событий

Оценочная карта уровня развития и подготовленности к обучению с. 21

2. « Робота психолога з молодшими школярами», С. Коробко, О. Коробко, « Літера», Киев: 2008 г.

«Експрес діагностика готовності до навчання у школі»

Тест фонематичного слуху (с. 22)

Тест копіювання безглуздих складів (с. 24)

Тест короткочасної пам ` яті (с. 27)

Карточка психологічного дослідження (с. 30)

источник

Для диагностика сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью была использована методика «Узор» Л.И. Цеханской. После проведения были получены следующие результаты.

При выполнении заданий ребенку начислялись штрафные баллы за различные ошибки:

— лишние соединения — 1 балл

пропуски «зон соединения» — 1 балл.

Для определения уровня сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью введем условную шкалу для определения результатов методики:

высокий уровень — ребенок правильно усвоил правило и безошибочно выполнил задание, не допустил ошибок при выполнении соединений, допустимо одно прерывание линии соединения фигур ( не более 0,5 балла);

средний уровень — у ребенка не более трех ошибок при выполнении задания, такие как лишние соединения, не предусмотренные диктантом, «разрывы», или пропуски «зон соединения» между правильными соединениями от (не более 3 баллов);

низкий уровень — у ребенка более трех ошибок (более 3 штрафных балла).

Результаты исследования проведены в Приложении 1.

Представим результаты методики на диаграмме.

Рис. 1. Результаты исследования по методике «Узор» Л.И. Цеханской

Анализируя результаты, полученные после проведения методики можно сказать, что

— в группе шестилетних детей высокий уровень имеют 13,3% детей, средний уровень — 66,7% и низкий уровень у 20% детей;

— в группе семилетних детей высокий уровень имеют 33,3% детей, средний уровень — 53,4% и низкий уровень у 13,3% детей.

Как видим у шестилетних детей сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью находиться на среднем уровне. У семилеток — предпосылки овладения учебной деятельностью сформированы на достаточно высоком уровне. Шестилетние дети не совсем точно поняли правила соединения и вследствие чего допустили больше ошибок, чем семилетки.

В общем можно сказать, что выполнение задания у ребят не вызвало особых затруднений, и полученные нами результаты положительные и соответствуют возрастным нормам. Однако в процессе исследования выявлены дети, требующие особого вынимания со стороны педагогов ДОУ. Конечно же, это в первую очередь двое детей из группы семилетних детей. Вполне возможно, что детям требуются дополнительные занятия либо коррекционная работа.

Следующим этапом исследования была диагностика учебной мотивации. Для этого мы воспользовались методикой по определению доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.

Результаты исследования проведены в Приложении 2. Представим результаты методики на диаграмме.

Рис. 2. Результаты исследования по методике определения мотива в мотивационной сфере ребенка

Анализируя результаты, полученные после проведения методики можно сказать, что

— в группе шестилетних детей познавательный мотив у 26,7% детей, игровой мотив — 73,37%;

— в группе семилетних детей познавательный мотив у 46,6% детей, игровой мотив у 53,4% детей.

Конечно детей у которых между познавательным и игровым мотивом доминирует познавательный мотив больше среди семилетних детей. Однако и в группе семилеток и в группе шестилеток у детей доминирует игровой мотив перед познавательным. Дети остаются детьми и не смотря на то что у некоторых из них уже достаточно сформированы предпосылки для обучения, все таки им хочется играть.

На следующем этапе исследования диагностировалась интеллектуальная и речевая сфера детей. Для проведения исследования мы воспользовались методикой «Сапожки» и «Последовательность событий».

Методика «Сапожки» позволяет исследовать обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения.

Для анализа результатов исследования мы аналогичным способом примененным в первой методике представим сравнительную шкалу оценки уровня обучаемости детей. Итак,

— высокий уровень — дети хорошо усвоили правило по, которому следует выполнять задание, задание выполнено верно, дети хорошо обобщают предметы и внимательны при выполнении задания;

— средний уровень — дети усвоили правило, но при выполнении задания у них есть ошибки, но характер ошибок незначителен, например, бывают ошибки, когда лошадку обозначают цифрой «4», девочку — цифрой «2», а аиста — цифрой «1» и объясняют такие ответы, исходя из количества ног у данных персонажей.

— низкий уровень — ребенок плохо понял правило, даже после дополнительного объяснения, он путает «0» и «1». На третьем этапе у ребенка возникают трудности, так как он плохо справляется с обобщением и поэтому ему приходиться несколько раз возвращаться ко второму этапу, чтоб понять подсказку.

Результаты исследования проведены в Приложении 3. Представим результаты методики на диаграмме.

Рис. 3. Результаты исследования по методике «Сапожки»

Анализируя результаты, полученные после проведения методики можно сказать, что

— в группе шестилетних детей высокий уровень имеют 6,7% детей, средний уровень — 66,7% и низкий уровень у 26,6% детей;

— в группе семилетних детей высокий уровень имеют 40% детей, средний уровень — 53,3% и низкий уровень у 6,7% детей.

По полученным результатам можно сделать вывод, что у семилетних детей уровень обучаемости и владение принципами обобщения более высокий, чем у шестилеток. То сеть детей с высоким уровнем обучаемости больше среди семилетних детей. В общем, в группах испытуемых детей преобладает средний уровень, однако уровень обучаемости с возрастом становиться выше.

В процессе проведения данного исследования в группах так же были выявлены дети с низким уровнем обучаемости и не владеющие принципами обобщения. Как уже отмечалось нами ранее, эти дети требуют внимания со стороны педагогов, а так же родителей.

Для всестороннего исследования интеллектуальной и речевой сферы детей мы воспользовались методикой «Последовательность событий».

Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.

Для статистической обработки результатов приведем уровни к следующей шкале.

Уровень развития логического мышления и речи высокий — дети расставили картинки в правильной последовательности, у детей высокий уровень развития речи, большой лексический запас слов, при рассказе они используют все части речи и существительные, прилагательные, глаголы, наречия, союзы. Дети активны в задании. Хорошо распознают эмоции, описывают состояния сопутствующие тем или иным эмоциям.

Уровень развития логического мышления и речи средний — дети расставили картинки в правильной последовательности, у детей средний уровень развития речи, достаточный лексический запас слов, но при рассказе они не используют все части речи. Дети активны в задании.

Уровень развития логического мышления и речи низкий — дети неправильно расставили картинки и уровень развития речи у них более низкий. Дети употребляют при разговоре в основном существительные, меньше — глаголов, мало используют остальные части речи. Неадекватно употребляют слова. При построении связного высказывания дети пользуются простыми распространенными предложениями. Рассказ не последовательный сбивчивый.

Результаты исследования проведены в Приложении 4. Представим результаты методики на диаграмме.

Анализируя результаты, полученные после проведения методики можно сказать, что

— в группе шестилетних детей высокий уровень имеют 26,6% детей, средний уровень — 60% и низкий уровень у 13,3% детей;

— в группе семилетних детей высокий уровень имеют 53,3% детей, средний уровень — 40% и низкий уровень у 6,7% детей.

Рис. 4. Результаты исследования по методике «Последовательность событий»

По полученным результатам можно сделать вывод, что результаты, полученные нами, имеют довольно таки высокий уровень, как в группе шестилеток, так и семилеток. Задание у детей не вызвало никаких затруднений.

В группе семилеток преобладает высокий уровень развития логического мышления и речи, дети расставили картинки в правильной последовательности, у детей высокий уровень развития речи, большой лексический запас слов, при рассказе они используют все части речи и существительные, прилагательные, глаголы, наречия, союзы. Дети активны в задании.

В группе шестилеток преобладает средний уровень развития логического мышления и речи средний, дети расставили картинки в правильной последовательности, но у детей средний уровень развития речи, достаточный лексический запас слов, но при рассказе они не используют все части речи. Дети так же очень активны в задании.

Полученные нами результаты исследования готовности детей к школе позволяют сделать следующий вывод:

— все исследуемые дети и из семилетней и из шестилетней группы готовы к обучению у них достаточно сформированы психологические предпосылки к обучению, достаточный уровень обучаемости и развития логического мышления и речи;

— в процессе исследования были выявлены дети, как в одной, так и в другой группе нуждающиеся в повышенном внимании, помощи и поддержки со стороны педагогов и родителей, требующие дополнительных заданий.

источник

Ребенку дается лист бумаги, простой карандаш.

Инструкция. «Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, а чтобы тебе было легче их запомнить, ты можешь на листочке нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит каждое из них. Но рисовать можно только картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а листочек только один, постарайся расположить рисунки так, чтобы все они на нем уместились. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунка не важно, важно только, чтобы они правильно передавали смысл «слова».

Набор слов: веселый мальчик, вкусный обед, строгая воспитательница, сложная работа, холодно, простуда, обман, дружба, развитие, слепой мальчик, страх, веселая компания.

Инструкция. Одну из фигур (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку и просят: «Найди среди остальных фигурок самую непохожую на эту. Самая непохожая — только одна.» указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой-образцом и спрашивают: «Почему ты считаешь, что эти фигурки самые непохожие?» Каждый ребенок выполняет задание с 2-3 фигурками.

Читайте также:  Сологуб живы дети только дети анализ

Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может помочь и, указывая на две фигурки, различающиеся по одному параметру (например, большой и маленький синий квадрат), спросить: «Чем эти фигурки отличаются друг от друга?». Так же можно помочь выделить и другие признаки — цвет и форму.

Инструкция. «Посмотри эти картинки. Как ты думаешь, о чем здесь рассказывается? А теперь расположи карточки так, чтобы получился связный рассказ».

Если ребенок не может сразу определить содержание ситуации, ему можно помочь вопросами: «Кто изображен? Что они делают?» и т.д. Убедившись, что ребенок понял общее содержание картинок, предложите разложить их по порядку: «Разложи картинки так, чтобы было понятно, с какой из них начинается этот рассказ и какой оканчивается». В процессе работы взрослый не должен вмешиваться и помогать ребенку. После того как ребенок закончит раскладывать картинки, его просят рассказать историю, которая получилась в результате расклада, переходя постепенно от одного эпизода к другому. Если в рассказе допущена ошибка, то ребенку указывают на нее в процессе рассказа и говорят, что не может быть так, чтобы что бы пожарные потушили пожар, а потом он возник, или чтобы сначала собака стащила курицу, а потом она опять оказалась в корзинке. Если ребенок самостоятельно ошибку не исправляет, взрослый не должен перекладывать картинки до окончания рассказа.

Ребенок должен расположить не только в логической, но и в «житейской» последовательности. Например, ребенок может положить карточку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди картинки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку. Однако, для детей старше 6-7 лет подобный ответ считается не правильным. При таких ошибках взрослый может спросить ребенка, уверен ли он, что эта картинка (показав, какая именно) лежит на своем месте. Если ребенок не может положить ее правильно, обследование заканчивается, но если же он исправляет ошибку, задание повторяется с другим набором картинок.

После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения: «Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня — я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает дверь. Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева на право длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я не отрывая руки, провожу на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия).Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно. Вот я, не отрывая руки провожу линию на три клетки налево — к окну (на доске соответствующая линия). Все поняли как надо рисовать?».

После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит: «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Одна клеточка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы — две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнять инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листочки и начинали новый узор с нужной точки. В случае необходимости он одобряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не дает.

По прошествии времени, отведенного для самостоятельного узора, проверяющий говорит: «Теперь поставьте карандаш на следующую тоску. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Предоставив детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, проверяющий говорит: «Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаш. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клеточки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжите рисовать этот узор».

Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора: «Поставьте карандаш на самую последнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одну клетку вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево слово «налево» опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

По истечении времени, предоставленного на самостоятельное продолжение последнего узора, проверяющий и ассистент собирают у детей листки. Общее время проведение методики обычно составляет около 15 минут.

Тест-опросник на определение сформированности «внутренней позиции школьника».

Задайте ребенку приведенные ниже вопросы и запишите полученные ответы.

  1. Ты хочешь идти в школу?
  2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
  3. Чем тебе больше всего нравиться заниматься в детском саду (дома)? Почему?
  4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
  5. Ты сам просишь, чтобы тебе прочитали книжку?
  6. Какие у тебя любимые книжки?
  7. Почему ты хочешь идти в школу?
  8. Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?
  9. Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?
  10. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?
  11. Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты захочешь быть: учеником или учителем?
  12. В игре в школу что у нас будет длиннее — урок или перемена?

Покажите ребенку лесенку и попросите его поместить на этой лесенке всех знакомых тебе детей. На трех верхних ступенях окажутся дети хорошие: умные, добрые, сильные, послушные — чем выше, тем лучше («хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие») А на трех нижних ступеньках — плохие. Чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и нехорошие. На какую ступеньку ты поместишь себя? Почему?

Затем задайте ребенку вопрос: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». После этого спросите: «На какую ступеньку тебя поставила бы мама (папа, бабушка, воспитательница и др.)».

Методика для исследования опосредованной памяти, образного мышления. Ребенку дается лист бумаги, простой карандаш.

Проведение теста. Взрослый читает слово, а ребенок рисует. На каждый рисунок отводится 1-2 минуты. Взрослый внимательно смотрит за тем, чтобы ребенок не писал буквы, а рисовал. После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунок, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относиться. Через 20-30 минут после окончания рисования детям предъявляют их листочки бумаги с рисунками и просят, чтобы они, глядя на свои рисунки. Вспомнили те слова, которые им диктовал взрослый. Количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок подсчитывают и записывают. Если вместо слова «разлука» ребенок говорит «расставание» или вместо «вкусный ужин» — «сладкий ужин», это ошибкой не считается.

Для детей 6-7 лет нормой будет воспроизведение 10-12 слов из 12. О развитии образного мышления говорит характер рисунков, а именно: связь их с темой, отражение сути предмета.

Уровни выполнения:

  • Ниже среднего уровня — рисунки мало связаны с с темой, либо эта связь поверхностная (но слово «холодно» ребенок рисует дерево и объясняет, что ему тоже холодно).
  • Средний уровень — адекватные рисунки для простых слов и отказ или буквальное, конкретное отражение сложных слов (например, развитие).
  • Высокий уровень — рисунки отражают суть данного предмета. Например, для «вкусного ужина» может быть нарисован или торт, или стол с каким-то блюдом, или тарелка с едой.

Необходимо отметить те случаи, когда ребенок рисует практически однотипные, мало несвязанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно воспроизводит слова. В данном случае это является показателем хорошей механической памяти, которая компенсирует недостаточный уровень развития мышления.

Позволяет изучить мышление и восприятие детей.

Проведение теста. Перед ребенком в ряд выкладывается 8 геометрических фигур:

  • 2 синих круга (маленький и большой) 2 красных круга (маленький и большой),
  • 2 синих квадрата (маленький и большой), 2 красных квадрата (маленький и большой).

Дети 6-7 лет самостоятельно вычленяют следующие параметры: цвет, величина, форма — и ориентируются на весе эти параметры при выборе фигурки.

Уровень выполнения задания определяются количеством признаков, на которые ориентируется ребенок при выборе «самой непохожей» фигурки и которые он назвал.

  • Ниже среднего — преобладание выбора по одному признаку без называния признака.
  • Средний уровень — преобладание выбора по двум признакам и называние одного.
  • Высокий уровень — преобладание выбора по трем признакам и называние одного — двух.

Методика направлена на изучение словесно-логического мышления. Ребенку предлагается серия картинок (5-8), в которых рассказывается о каком-то событии. Используются последовательные картинки теста Д. Векслера: Соня, Пожар, Пикник.

Проведение теста. Перед ребенком в произвольном порядке раскладываются картинки.

Анализ результатов. При анализе результатов учитывают, прежде всего правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать логике развития повествования.

Ребенок должен расположить не только в логической, но и в «житейской» последовательности. Например, ребенок может положить карточку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди картинки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку. Однако, для детей старше 6-7 лет подобный ответ считается не правильным. При таких ошибках взрослый может спросить ребенка, уверен ли он, что эта картинка (показав, какая именно) лежит на своем месте. Если ребенок не может положить ее правильно, обследование заканчивается, но если же он исправляет ошибку, задание повторяется с другим набором картинок.

Уровни выполнения:

    Ниже среднего уровня — картинки раскладываются в случайном порядке, и по ним составляется рассказ.
  • Средний уровень — картинки раскладываются и описываются, следуя житейской логике.
  • Высокий уровень — дети раскладывают и описывают картинки, следуя логике изображенного содержания.

Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Методика проводиться следующим образом. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем четырьмя точками (см. рис.). В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в случае необходимости дополнительные данные. После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения.

Результаты выполнения тренировочного узора не оценивается. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производиться по следующей шкале:

  • Точное воспроизведение узора — 4 балла неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитывается и не снижается оценка).
  • Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, — 3 балла.
  • Воспроизведение с несколькими ошибками — 2 балла.
  • Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, — 1 балл.
  • Отсутствие сходства даже в отдельных элементах — 0 баллов.
  • За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по той же шкале.
  • Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну — за выполнение диктанта, другую — за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4 .

Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной, есть оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается. Полученная оценка может колебаться от 0 до 7.

Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводиться итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).

Тест-опросник на определение сформированности «внутренней позиции школьника».

Учитываются ответы на вопросы № 1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12.

При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы будут такими.

№ 2 — Не хочет еще на год остаться в детском саду (дома).

№ 3 — Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т.д.)

№ 4 — Люблю, когда мне читают книги.

№ 5 — Сам прошу чтобы мне прочитали.

№ 10 — Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

№ 12 — Пусть будет длиннее урок.

В процессе выполнения этого задания наблюдайте за ребенком: колеблется ли он, раздумывает, аргументирует свой выбор, задает вопросы и т.д.

Если ребенок не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку, считает, что мама (другой взрослый) оценивает его так же, аргументируя свой выбор, ссылаясь на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама сказала», то можно предположить, что у него неадекватно завышенная самооценка.

О высокой самооценке можно говорить, если после некоторых раздумий и колебаний ребенок ставит себя на самую высокую ступеньку, называя свои недостатки и упоминая совершенные промахи, объясняет их внешними, не зависящими ото него. Причинами и считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Если, обдумав задание, он ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия ссылаясь на реальные ситуации и достижения, что оценка взрослого такая же либо ниже, то можно говорить об адекватной самооценке.

Если ребенок ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала», то это свидетельствует о заниженной самооценке.

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он не понял задание либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказывается выполнять задание, на все вопросы отвечает «Не знаю.».

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям 4-5 лет: они не видят своих ошибок, на могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. Дети старшего дошкольного возраста способны анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка 6-7 лет становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях, привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка может быть завышенной.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как свидетельство неблагополучного эмоционального развития личности.

  • Приложение 1 — содержание
  • Приложение 2 — бланк заполнения для психолога

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Под ред. Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой Ярославль, Академия развития 2006 г.)

2. Справочник психолога начальной школы. О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Издание 4-е. Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2006 г.

3. Подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения. М.Н. Ильина Москва, Санкт — Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск. Питер 2004 г.

источник

Определение готовности ребенка к школе

I. Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти

Читайте также:  Соэ в анализах у детей

Приготовьте 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов. Например: игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол, бутылка.

Инструкция. «Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю.»

Затем четко произнесите подряд 10 слов, после чего предложите повторить в любом порядке.

Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.

Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее количество слов, и после этого оцените следующие характеристики ребенка:

A) если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшается, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости;

Б) зигзагообразная форма кривой указывает на рассеянность, неустойчивость внимания;

B)»кривая» в форме плато наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.

II. Методика Джекобсона по определению объема памяти

Названные вами цифры ребенок должен повторить в том же порядке.

Инструкция. «Я назову тебе цифры, ты их постарайся запомнить, а потом мне их назовешь.»

Второй столбец контрольный. Если ребенок ошибся при воспроизведении какой-то строки, задание по данной строке повторяется из другого столбца.

III. Методика по определению концентрации и распределения внимания

Подготовьте лист бумаги 10×10 клеток. В клетках поместите в случайном порядке 16-17 разных фигур: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок и пр.

При определении концентрации внимания ребенок должен ставить на заданную вами фигуру крестик. А при определении переключаемости внимания ставить на одну фигуру крестик, а на другую — нолик.

Инструкция. «Здесь нарисованы различные фигуры. Сейчас ты будешь ставить в звездочках крестик, а в остальных ничего ставить не будешь».

При определении переключаемости внимания в инструкцию включается задание ставить крестик в выбранную вами фигуру, а в другую нолик. В остальные ничего не ставить.

Учитывается правильность, полнота выполнения задания. Оценивается по 10-балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обратите внимание на то, как быстро и уверенно ребенок выполняет задание.

IV. Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации

Во весь лист бумаги начертите квадрат. Каждую из сторон разделите на 6 частей. Соедините разметку так, чтобы получилось 36 клеток.

Изготовьте 6 кружков разной величины: от наибольшего, помещающегося в клетку, до наименьшего. Эти 6 постепенно уменьшающихся кружков поместите в 6 клеток нижнего ряда слева направо. То же проделайте с остальными 5 рядами клеток, помещая в них сначала шестиугольники (по убыванию размеров), а потом пятиугольники, прямоугольники (или квадраты), трапеции и треугольники.

В результате получается таблица с геометрическими фигурами, расположенными по определенной системе (по убывающей величине: в левой крайней колонке наибольшие размеры фигур, а в правой — наименьшие).

Теперь уберите фигуры из середины таблицы (16 фигур), оставьте только в крайних рядах и колонках.

Инструкция. «Рассмотри внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них фигуры разной формы и величины. Все фигуры расположены в определенном порядке: каждая фигура имеет свое место, свою клетку.

А теперь посмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеток. У тебя внизу под таблицей 5 фигур. (Из убранных 16 оставьте 5). Для них есть свои места в таблице. Посмотри и скажи, в какой клетке должна стоять эта фигура? Положи ее. А эта фигура в какой клетке должна быть? «

Оценка ведется из 10 баллов. Каждая ошибка снижает оценку на 2 балла.

V. Методика по определению способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать

Подготовьте по 5 карточек, изображающих мебель, транспорт, цветы, животных, людей, овощи.

Инструкция. «Посмотри, здесь много карточек. Тебе нужно внимательно посмотреть их и разложить по группам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом». Если ребенок не понял инструкцию, то повторите еще раз, сопровождая показом.

Оценка: 10 баллов за выполнение задания без предварительного показа; 8 баллов за выполнение задания после показа. За каждую несобранную группу оценка снижается на 2 балла.

VI. Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет

Подготовьте 10 комплектов (по 5 рисунков):

1) 4 рисунка зверей; один рисунок птицы;

2) 4 рисунка мебели; один рисунок бытовой техники;

3) 4 рисунка игр, один рисунок работы;

4) 4 рисунка наземного транспорта, один рисунок воздушного транспорта;

5) 4 рисунка овощей, один рисунок с изображением любого фрукта;

6) 4 рисунка одежды, один рисунок обуви;

7) 4 рисунка птиц, один рисунок насекомого;

8) 4 рисунка учебных принадлежностей, один рисунок детской игрушки;

9) 4 рисунка с изображением продуктов питания; один рисунок с изображением чего-то несъедобного;

10) 4 рисунка с изображением разных деревьев, один рисунок с изображением какого-нибудь цветка.

Инструкция. «Здесь изображены 5 рисунков. Рассмотри внимательно каждый из них и найди тот рисунок, которого там не должно быть, который не подходит к остальным.»

Ребенок должен работать в удобном для него темпе. Когда он справится с первым заданием, дайте ему второе и последующие.

Если ребенок не понял, как выполнять задание, повторите инструкцию еще раз и покажите, как нужно выполнять.

Из 10 баллов за каждое невыполненное задание оценка снижается на 1 балл.

VII. Методика для выявления уровня развития образных представлений

Ребенку поочередно даются 3 разрезанные картинки. Инструкция дается для каждой разрезанной картинки. Время сбора каждой картинки контролируется.

А) Мальчик. Перед ребенком лежит разрезанный на 5 частей рисунок мальчика.

Инструкция. «Если правильно сложить эти части, то получится красивый рисунок мальчика. Сделай это как можно быстрее.»

Б) Медвежонок. Перед ребенком лежат части рисунка медвежонка, разрезанного на части.

Инструкция. «Это разрезанный на части рисунок медвежонка. Сложи его как можно быстрее».

В) Чайник. Перед ребенком лежат 5 частей рисунка чайника. Инструкция. «Сложи рисунок как можно быстрее» (Название объекта не дается).

Из трех полученных оценок вычисляется средняя арифметическая.

VIII. Название цвета по показу

Приготовьте 10 карточек разного цвета: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, белого, черного, коричневого.

Показывая ребенку карточку, спросите: «Какого цвета карточка? «

За 10 правильно названных карточек — 10 баллов. За каждую ошибку снижать 1 балл.

IX. Исследование качества звукопроизношения

Предложите ребенку назвать то, что изображено на картинках, или повторить за вами слова, в которых встречаются звуки, относящиеся к группам:

А) свистящих: [с] — твердое и мягкое, [з] — твердое и мягкое

Самолет — бусы — колос Заяц — коза — воз

Сито — гуси — лось Зима — газета — витязь

Цапля — яйцо — нож Чашка — бабочка — ключ

Жук — лыжи — нож Щетка — ящерица — нож

Крот — шкаф — замок Халва — уха — мох

Гусь — угол — друг Йод — зайка — май

Г) Сонорных: [р] — твердое и мягкое, [л] — твердое и мягкое

Рак — ведро — топор Лопатка — белка — стул

Река — гриб — фонарь Лейка — олень — соль

При подборе других слов важно, чтобы звук встречался в начале, середине и конце слова.

Оценка 10 баллов — за чистое произношение всех слов. Невыговаривание одного звука снижает оценку на 1 балл.

X. Методика определения уровня мобилизации воли (по Ш.Н. Чхарташвили)

Ребенку предлагается альбом из 12 листов, в котором 10 заданий. На левой стороне (при развороте каждой позиции) вверху и внизу расположены 2 кружка диаметром 3 см, на правой — цветные картинки (пейзажи, звери, птицы, машины и т.д.).

Инструкция. «Вот альбом, в нем есть картинки и кружки. Нужно внимательно смотреть поочередно на каждый кружок, сначала на верхний. И так на каждой странице. На картинки смотреть нельзя.» (Последнее слово интонационно подчеркивается.)

Выполнение всех 10 заданий без отвлечений на картинки оценивается в 10 баллов. Каждое невыполненное задание снижает оценку на 1 балл.

XI. Методика, определяющая уровень развития мелкой моторики рук, аналитических и синтетических функций мозга (изучается посредством графического диктанта и метода Керна — Йерасека)

Образец графического диктанта

Ребенку дают листок бумаги в клеточку и карандаш. Показывают и объясняют, как нужно проводить линии.

Инструкция. «Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Сначала я покажу тебе, как нужно рисовать, а потом я буду тебе диктовать, а ты внимательно слушай и рисуй. Давай попробуем.»

Например: одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз.

«Видишь какой рисунок получился? Понял? Теперь выполни задание под мою диктовку, начиная вот от этой точки.» (Ставится точка в начале строки.)

Первое графическое изображение

Инструкция. «Теперь внимательно слушай меня и рисуй только то, что я буду диктовать:

одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз.»

Оценка: за все задание — 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.

Второй графический диктант

Инструкция. «Теперь нарисуй еще один рисунок. Слушай меня внимательно:

одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо.»

Оценка: за все задания — 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.

Третий графический диктант

Инструкция. «Теперь нарисуем еще один узор. Слушай меня внимательно:

одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, три клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо.»

Оценка: за все задание — 10 баллов. За каждую ошибку снимается 0,5 баллов.

XII. Методика для изучения и оценки моторной персеверации (т.е. шаблонного повторения движения)

Инструкция. «Посмотри внимательно на этот узор и попробуй нарисовать такой же. Вот здесь (указать где).»

Ребенок должен продолжить узор, изображенный на бланке. Поочередно предлагается 10 бланков.

За каждое правильно выполненное задание — 1 балл. Максимально — 10.

XIII. Методика Керна — Йерасека

Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.

Методика состоит из трех заданий:

1. Срисовывание письменных букв.

2. Срисовывание группы точек.

3. Рисование мужской фигуры.

Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.

А. Копирование фразы «Ей дан чай»

Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу «Ей дан чай», написанную письменными(!) буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов.

Инструкция. «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши так же.»

10 баллов — срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.

8-9 баллов — предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна.

7-6 баллов — буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

5-4 балла — на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.

Б. Срисовывание группы точек

Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек — 2 мм.

Инструкция. «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь» (показать где).

10-9 баллов — точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.

8-7 баллов — число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.

6-5 баллов — рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.

4-3 балла — контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем.

Инструкция: «Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю).» Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: «Рисуй так, как ты умеешь». Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: «Можно ли рисовать тетю?» — необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.

При оценке рисунка человека учитывается:

— наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;

— наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;

— способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

10-9 баллов — есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией («синтетический», когда руки и ноги как бы «вытекают» из туловища.

8-7 баллов — по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не «синтетическим способом». Нарисована отдельно голова и туловище. К ним «прилеплены» руки и ноги.

6-5 баллов — есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4-3 балла — примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу «палка, палка, огуречик — вот и вышел человечек»

1-2 балла — отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.

XIV. Методика определения уровня развития коммуникативной сферы

Уровень развития общительности ребенка определяется в детском саду воспитателем во время общих детских игр. Чем активнее ребенок в общении со сверстниками, тем выше уровень развития коммуникативной системы.

10 баллов — сверхактивный, т.е. постоянно тормошит сверстников, вовлекая в игры, общение.

9 баллов — очень активный: вовлекает и сам активно участвует в играх и общении.

8 баллов — активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение.

7 баллов — скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других.

6 баллов — трудно определить, активный или пассивный: позовут играть — пойдет, не позовут — не пойдет, сам активности не проявляет, но и участвовать не отказывается.

5 баллов — скорее пассивный, чем активный: иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении.

4 балла — пассивный: только иногда участвует в играх, когда его настойчиво приглашают.

3 балла — очень пассивный: не участвует в играх, только наблюдает.

2 балла — замкнутый, не реагирует на игры сверстников.

XV. Методика по определению состояния долговременной памяти

Попросите ребенка назвать ранее заученные слова через час. Инструкция. «Вспомни те слова, которые я тебе читал»

Оценка 10 баллов — если ребенок воспроизвел все те слова. Каждое невоспроизведенное слово уменьшает оценку на 1 балл.

Коэффициент психологической готовности (КПГ) ребенка к школе определяется отношением суммы оценок к числу методик. При этом КПГ до 3 баллов оценивает неудовлетворительную готовность, до 5 баллов — слабую, до 7 баллов — среднюю, до 9 баллов — хорошую и до 10 баллов — очень хорошую готовность.

источник