Меню Рубрики

Анализ методик обследования речи детей

Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2003. – 240

ГЛАВА I. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Обследование фонематического восприятия

ГЛАВА II. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Обследование понимания слов

Обследование понимания предложений

Обследование понимания грамматических форм

Обследование понимания текста

ГЛАВА III. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА

Приемы обследования детей с полным или частичным отсутствием вербальных средств общения

Приемы обследования детей, владеющих вербальными средствами общения

Обработка результатов обследования

Обследование грамматического строя языка

ГЛАВА IV .ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ

Обследование звукового анализа и синтеза слов

Методические рекомендации к обследованию звукового анализа и синтеза слова у детей

Анализ результатов обследования

Общие методические рекомендации к обследованию письма у детей

Анализ результатов обследования и выбор путей коррекционного воздействия

ГЛАВА V. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОВЛАДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Процедура обследования и оценки состояния операциональных предпосылок

Диагностика функциональных предпосылок письменной речи

ГЛАВА VI. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ

Общие методические рекомендации к обследованию чтения у детей

Анализ результатов обследования и выбор путей коррекционного воздействия

ГЛАВА VII. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

Примерная схема опроса родителей заикающегося ребенка

Примерная схема характеристики

Особенности вербальной коммуникации и личности заикающегося школьника, выявляемые в процессе беседы

Особенности письма и чтения

Определения типа логопедического учреждения

Схема логопедического и психолого-педагогического обследования заикающихся учащихся

ГЛАВА VIII. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ V ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ГЛАВА IX. МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ МИНИМАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Выявление факторов риска по минимальному снижению слуха

Обследование состояния слуховой функции

ГЛАВА X. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Нейропсихологический метод изучения высших психических функций

Анализ результатов обследования детей младшего школьного возраста

Анализ результатов обследования учащихся старшего школьного возраста

Приложение 1. Схема адаптированного нейропсихологического исследования дошкольников и младших школьников

Приложение 2. Схема анализа результатов нейропсихологического исследования

ГЛАВА XI. ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Общая характеристика отклонений в развитии речи у детей раннего возраста

Обследование речевого развития детей раннего возраста

Обследование доречевого развития младенца

Обследование речи ребенка преддошкольного возраста

В Институте коррекционной педагогики РАО сотрудниками лаборатории логопедии осуществлялись в течение многих лет исследования нарушений развития устной и письменной речи у детей с сохранным интеллектом и слухом, в результате которых была выявлена специфика психических процессов, обусловливающих патологическое формирование речевой деятельности и ее сложное системное строение.

Симптоматическому подходу к анализу речевых процессов было противопоставлено принципиально новое понимание речевой деятельности как сложного функционального единства, составные части которого зависят одна от другой и обусловливают друг друга.

Так, была выявлена и проанализирована существующая в дизонтогенезе речевого развития тесная взаимосвязь между нарушениями слухового восприятия и отклонениями в речедвигательной сфере, между дефектами произношения и фонемообразованием, между устной и письменной речью, между звуковой и смысловой ее сторонами.

Эти исследования позволили разработать широко распространенную в настоящее время психолого-педагогическую классификацию нарушений речи у детей. Дидактическим принципом ее построения является единство педагогического подхода к детям, имеющим различную этиологию речевых аномалий, но обнаруживающим общие отклонения в формировании фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Вместе с тем классификация предусматривает строгую дифференциацию речевых нарушений по степени владения системой языка и особенностям деятельности в процессе речевой коммуникации.

В соответствии с принципом педагогической классификации было выделено такое состояние речевой аномалии, как общее недоразвитие речи, при котором у детей так или иначе нарушено нормативное усвоение всех основных компонентов языковой системы. Это открыло широкие возможности внедрения в логопедическую практику научно обоснованных фронтальных методов коррекционного воздействия на нарушенную речь и другие психические функции детей школьного и дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии, дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с нарушениями речи.

Цель пособия — дать логопедам и учителям коррекционных образовательных учреждений и психолого-медико-педагогическим комиссиям не только конкретные приемы обследования нарушений речи, но и сведения, необходимые для анализа структуры речевых отклонений у детей и их всесторонней оценки.

Значительное место отведено также теоретическому обоснованию адекватности применения тех или других методик, психолого-педагогическому анализу природы возможных речевых дефектов, выявлению особенности системного взаимодействия первичных и вторичных отклонений в картине речевых нарушений.

Выбор предлагаемых в книге приемов обследования и их систематизация определяются научными позициями авторского коллектива, сформировавшегося в рамках научной школы Р. Е. Левиной. Через все главы пособия последовательно проходит единый методологический принцип системного анализа речевых нарушений. Конкретные методики обследования и принципы анализа полученных данных описаны с учетом того, что первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, так или иначе принимающих участие в формировании речи, влечет за собой последующие негативные изменения речевой системы в целом.

Методики обследования представлены в соответствии с частными задачами исследования нарушений той или другой стороны деятельности. Для каждой формы расстройства различных сторон речевой деятельности в пособии определяются специфические пути коррекционного обучения.

Авторы пособия обращают особое внимание на вопросы, почему и с какой целью предлагаются те или иные приемы. Приемы обследования заикающихся детей и обоснование адекватности их применения рекомендованы в соответствии с психолого-педагогической системой преодоления заикания, которая была ранее разработана в лаборатории логопедии. В основе этой системы лежит представление о заикании как о специфическом проявлении недостаточности внутренних психологических и психофизиологических регуляторных процессов, включенных в коммуникативную речевую деятельность.

Содержание пособия переработано и дополнено с учетом современного состояния проблемы диагностики речевых нарушений. Включены результаты исследований молодых специалистов ИКП РАО, работающих в русле научной школы Р. Е. Левиной: Т. А. Алтуховой, О. Е. Громовой, Е. Н. Российской, Е. Л. Черкасовой. Расширены возрастные рамки: в пособии представлен раздел, посвященный обследованию детей дошкольного возраста.

источник

Этот материал полезен как родителям, так и специалистам, а также студентам логопедических, дефектологических и психологических факультетов. Здесь представлена таблица, где мною были рассмотрены разные методики обследования, которые помогают определить уровень сформированности разных компонентов речи с рождения и до семи лет. Кратно приведены особенности методик, оценки результатов обследования, описаны используемые методы обследования и на какой возраст рассчитана та или иная методика.

Анализ методик обследования речи детей с рождения до 7 лет

Подготовила учитель-логопед Зиновьева Елена Владиславовна

На какой возраст рассчитан

Исследуемые компоненты речи

Какие методы используются

Опросник Громовой О.Е. (зайка)

Понимание речи, исследование невербальных средств общения (действия, жесты)

Количественная оценка, центильные таблицы-ключи, для определения примерного объема словаря ребенка

Опросник лучше отражает реальное развитие:

— маленьких детей (примерно до 1,5 лет)

— детей с более равномерным речевым развитием

— поздноговорящих детей экспрессивного речевого стиля

— детей с задержкой речевого развития

— у референциальных детей различия возникают между уровнем 50 до 100 слов (момента лексического скачка) и увеличиваются после лексического взрыва

Опросник Громовой О.Е. (мишка)

Лексика, в конце раздела определяется уровень развития вербального мышления, в разделе грамматика исследуются синтаксические навыки

Количественная оценка, центильные таблицы-ключи, для определения примерного объема словаря ребенка, лексикон исследуется с учетом количественного и качественного аспекта

Это методика (опросник «зайка» и «мишка») была создана в США в 1993 году, в России адаптирована кафедрой детской речи РГПУ им. А.И. Герцена 2002. Опросник составлен специально для родителей, с рекомендациями по заполнению, исследуется импрессивная и экспрессивная речь. Перед заполнением опросника, уточняются данные о ребенке и о заполняющем.

Громова О.Е. Соломатина Г.Н. «Логопедического обследование детей 2-4 лет»

Звукопроизношение, слоговая структура слова, обследование лексико-грамматического строя речи

При наличии таблиц нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков можно сразу выявить нарушения. Нарушения слоговой структуры речи выявляются в процентном соотношении.

Впервые представлено подробное описание нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использованием символов Международного фонетического алфавита. Разработаны методические рекомендации для логопедического обследования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.

Логопедическое обследование ребенка второго года жизни Разенковой Ю.А.

Артикуляционный аппарат, активная речь, сформированность лексико-грамматической стороны речи, формирование слоговой структуры слов и звуковой стороны речи, сформированности слухового внимания и фонематического слуха, а также мелкая моторика рук

Беседа, активное наблюдение, изучение медицинской документации

— нормальное развитие ребенка

— развитие с опережением на один-два эпикризных срока (один-два квартала, полугодия), что является физиологической нормой

— развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более)

Данная методика логопедического обследования основывается на схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по фактическим материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961), а также на диагностике нервно-психического развития детей 2-го и 3-го годов жизни, составленной К. Л. Печорой и Г. В. Пантюхиной (1979).

Громова О.Е. Опросник «Первые слова».

От 1 до 3 лет рекомендуется заполнять маме ребенка 1 года, 1г 3мес., 1г 6мес., 1г 9 мес., 2 лет

Исследуется понимание обращенной речи, пассивный и активный словарь

— подсчет процентов от общего числа ответов

— количественный и качественный подсчет без учета оценки результатов

— при подсчете одинаковые слова из разных категорий считаются за одно

— при оценке результатов сравнивают соотношение активного и пассивного словаря

Диагностика строится на информации, предоставленной родителями, поэтому специалисту может понадобиться выборочная перепроверка, например, понимания инструкций. Если диагностика проводилась на разных возрастных этапах, это позволяет отследить динамику.

Ю.Ф. Гаркуша (Методика логопедического обследования детей раннего возраста с ЗРР в условиях диагностических групп)

Обследование импрессивной и экспрессивной стороны речи, изучение строения и подвижности артикуляционного аппарата

Анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, изучение анамнестических данных

Качественная оценка. Логопедом делается заключение о состоянии импрессивной и экспрессивной речи ребенка. Отмечается характер принятия им помощи в процессе обследования. Может быть сделан предварительный прогноз относительно дальнейшего хода развития его речи.

Исследования фиксируются в протоколах, магнитофонах и видеозаписях.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (под ред. Стребелевой Е.А.)

Изучается уровень познавательной деятельности, по необходимости проводится обследования слуха и в заключении проводится обследование речи

Беседа, активное наблюдение

— способы выполнения задания

— обучаемость в процессе обследования

— отношение к результату своей деятельности

Количественная оценка производится в баллах

Первая группа (10-12 баллов) – тяжелая умственная отсталость

Вторая группа (13-23 балла) – легкая и умеренная УО

Третья группа (23 – 33 балла) – группы риска

Четвертая группа (34-40 баллов) — норма

Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей. Первое издание вышло в 1998г без приложения

Е.В. Шереметьева «Педагогические подходы к выявлению задержки речевого развития в раннем возрасте»

— субъекта речевой деятельности

— социальные условия развития, эмоциональная сфера

— моторное развитие, артикуляционная моторика, просодика

— импрессивная или, если есть, экспрессивная речь.

Анкетирование, наблюдение, беседа, опрос

Количественно-качественная оценка. Сумма баллов всех обследованных детей делится на количество детей, это является суммарным коэффициентом эмоционального развития и мотивационной составляющей речевой деятельности

Составлен для родителей и педагогов, определяет дизонтогенетические маркеры возможных речевых нарушений, а также организует формы и методы выявления этих маркеров у детей третьего года жизни с нормальным слухом и сохранными предпосылками интеллектуального развития.

Комплексная диагностика детей раннего возраста (Приходько О.Г.)

Всего изучается 29 компонентов по основным линиям развития:

Динамика разития предпосылок речи, понимание обращенной речи, экспрессивная речь.

Активное наблюдение, беседа, изучение медицинской документации.

Количественно-качественная оценка. 4х бальная система оценок для каждого диагностического блока.

Составлена схема комплексного логопедического обследования детей раннего возраста, отражающая сформированность всех компонентов. В результате обследования логопедом делается заключение о состоянии социального, познавательного, речевого и двигательного развития.

Обследование речевого развития детей раннего возраста по Г.В. Чиркиной

Доречевое развитие младенцев: от 0 до 12 мес

Обследование речи преддошкольного возраста от 1 г до 3 лет

-Крик, дыхание, кормление, глотательные и сосательные движения

— характер реакций на голод, охлаждение, перегрев

— появление первых мимических гримас

— начальное зрительное и слуховое сосредоточение

— фиксацию взгляда на лице говорящего взрослого

— наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого

— характер преобладающих реакций на раздражители

— характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери

— проявление положительных эмоций в комфортных условиях

Отдельно отмечаются первые доречевые реакции младенца:

— начальное гуление – гуканье

— первые реакции на интонацию взрослого

выразительность, напевность гуления.

-характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длительно смотрят

— особенности интонационной окрашенности голосовых реакций

— переход к произнесению артикулем, близких к речевым звукам; появление «слогов» различной длительности

-изменение поведения в ответ на слуховые раздражители

-наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре

— особенности визуального контакта с близкими людьми

-неполноценность комплекса оживления

— особенности формирования лепета

— особенности формирования понмания обращенной речи

— развитие паралингвистических форм коммуникации

— развитие навыков глотания и формирование навыков жевания твердой пищи

— характер взаимодействия с матерью

— первоочередное усвоение основных прагматических аспектов человеческой коммуникации

— хорошее понимание обращенной речи

— завершение лепетной стадии

— появление первых слов и переход к речевой коммуникации

— условия наиболее влияющие на активизацию звуковой/речевой активности ребенка

— сформированности базовых навыков глотания и жевания

Обследование детей преддошкольного возраста включает в себя диагностические блоки:

  1. Исследование неречевых процессов (психолог)
  2. Исследование речи логопедом:

-исследование фонетической и фонематической стороны речи

Анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, изучение медицинской документации, ознакомление с пед. характеристикой, если ребенок посещает детский сад, собственно логопедическое обследование ребенка.

Количесвенно-качественная оценка, используются центильные таблицы

Логопедическое заключение о речи ребенка, оставшегося без попечения родителей, дается после сопоставления его речевого развития со схемой системного развития нормальной детской речи и с опорой на показатели нервно-психического развития детей первых трех лет жизни, разработанные Э. Л. Фрухт, К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной под руководством Н. М. Аксариной (1996).

Читайте также:  Анализы на иммунный статус у детей

При проведении обследования ребенка, воспитывающегося в семье основной целью логопеда является выявление индивидуальных проблем в развитии детской речи.

источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеобразовательного вида № 1 «Чебурашка»

«Обследование речи детей на основе разработанных диагностических методик»

Автор: Жуйкова Анна Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории, учитель – логопед высшейквалификационной категории.

Общие принципы обследования речи детей младшего возраста………. 5

Методические рекомендации для проведения диагностики

развития речи детей от трёх до пяти лет……………………………….. 7

Диагностика речи детей от трёх до четырёх лет……………………… 11

Диагностика речи детей от четырёх до пяти лет……………………. 14

Итоговые таблицы обследования……………………………………………. 18

Список использованной литературы……………………………………….. 19

В дошкольном возрасте идет интенсивное развитие всех психических процессов, в том числе и речевой системы. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше, поэтому логопеду необходимо иметь ясное представление о структуре дефекта.

Необходимо отметить, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления дефектов речевого развития. В этом возрасте у детей особенно развита чуткость и восприимчивость к явлениям языка; для них также характерны самостоятельные наблюдения над языковыми фактами.

В связи с тем, что в настоящее время значительно возросло количество детей раннего возраста, родители которых обращаются за консультацией по поводу развития их речи, появилась необходимость в создании специальных дидактических пособий для проведения такого обследования. Именно диагностическое обследование детей в раннем возрасте позволяет педагогам вовремя обнаружить дефект речи и составить индивидуальную программу коррекции.

Цель исследования: диагностика всех компонентов речевого развития детей младшего дошкольного возраста и разработка коррекционной программы на основе предварительного обследования.

1.Изучение коммуникативных умений детей в процессе наблюдения за их свободным общением.

2.Обследование связной речи при помощи методик пересказа и составления рассказа.

3.Изучение словарного запаса с применением диагностических картин.

4. Изучение грамматического строя речи с опорой на диагностический материал.

5. Обследование развития фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза с применением игровых методик.

6. Обследование звукопроизношения при назывании предметных картинок

(отраженное проговаривание с последующим самостоятельным называнием).

Задачи последующей коррекционной работы:

1. Развитие связной речи, обогошение словарного запаса.

2. Развитие артикуляционного аппарата.

3. Формирование лексико-граматических средств.

4. Развитие фонетико-фонематического слуха.

5. Развитие и коррекция других психических функций (памяти, внимания, мышления)

6. Развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.

Основные положения работы.

Индивидуальный подход к каждому ребенку.

Использование большого количества наглядности.

Применение материалов различной структуры и формы.

Наблюдение за динамикой развития речи.

Систематичность в проведении занятий.

6) Постепенное усложнение заданий по принципу «от

7) Построение занятий с использованием игр и упражнений.

Общие принципы обследования речи детей младшего возраста.

В младшем возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количе­ство новых слов и понятий, с удовольствием учится произносить понравившиеся слова, стремится чаще использовать их в речи. Однако не стоит идеализировать способности малыша. Его артикуляционные возможности еще несовершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому нормированное произношение сложных звуков долго будет оставаться недоступным ребенку. Как правило, даже на первой стадии нормального развития детской речи она хорошо понятна только близким родственникам ребенка. Общение же с чу­жими людьми часто вызывает у него серьезные трудности.

Ребенок в раннем возрасте еще не способен подчиняться дирек­тивым указаниям взрослого типа «Произнеси звук», «Назови картинку», «Расскажи стишок», да и не стоит стремиться к такому «обще­нию» с ним. Даже при проверке произношения у ребенка среднего и старшего дошкольного возраста не следует ограничиваться только проверкой звукопроизношения в названиях, ориентированных на повторение на слух ряда слов по образ­цу взрослого или рассказывание хорошо знакомого стихотворения. Тем более это не стоит делать при первом знакомстве с малышом младшего дошкольного возраста!

Диагностика ребенка любого возраста должна проводиться только с использованием специального дидактическо­го материала, разработанного с учетом возрастных особенностей развития высших психических функций, в том числе и речи.

При обследовании речи ребенка ему надо предлагать такие задания, которые помогут собрать необходимую информацию не только о развитии произносительной стороны его речи, но и составить адекватное представление о сформированности его словаря, стадии развития фразовой речи, особенностях усвоениях основных ее частей и специфике использования некоторых грамматических форм.

Обязательно надо учитывать влияние на развитие детской речи инпута (обращенной к ребенку речи близкого взрослого), который сначала играет ведущую роль в формировании начального детского лексикона, а затем оказывает существенное влияние на последующее усвоение нормированного произношения, основных лексических закономерностей и грамматических правил родно языка. Необходимо выявлять и случаи раннего билингвизма, особенно — при обследовании ребенка, воспитывающегося в условиях межнационального брака.

Методические рекомендации для проведения диагностики развития речи детей от трёх до пяти лет.

Обследование ребенка этого возраста надо проводить в светлое время суток, желательно спустя некоторое время после завтрака или полдника.

Для обследования речи лучше иметь отдельные файлы с вло­женными в них картинками. Картинки могут быть предъявлены ребенку на нескольких индивидуальных занятиях. Они также могут быть специально отобраны по выбору педагога для экспресс-ди­агностики произношения определенной группы звуков и предъяв­лены на одном занятии.

Длительность диагностического занятия сугубо индивидуальна. Это зависит от возраста ребенка и его психофизического состояния, лич­ностных особенностей, поведения в ситуации обследования. Опти­мальная длительность диагностического занятия с ребенком младшего дошкольного возраста — 10-15 минут. Не рекомендуется превышать это время, даже если вам кажется, что ребенок очень заинтересовался выполнением задания и не испытывает усталости после предъявления целой серии картинок. Помните, что вы имеете дело с бурно развивающимся хрупким человеческим индивидуумом, любая пере­грузка нервной системы ребенка может привести к отставленным во времени нежелательным последствиям для его организма!

Надо оптимизировать имеющийся в вашем распоряжении короткий промежуток времени, чтобы успеть узнать о развитии речи ребенка как можно больше.

В чём заключается спе­цифика обследования произносительной стороны речи у ребенка младшего дошкольного возраста? Каковы требования к дидактическому мате­риалу?

Прежде всего, патологические нарушения произношения сле­дует отличать от физиологических трудностей, связанных с воз­растными особенностями формирования звуковой системы рус­ского языка в онтогенезе.

Во-первых, необходимо четко разграничивать сформированности произношения звуков на раннем и позднем этапах онтогенеза. Это такие звуки как гласные [а], [о], [у], [э], [ы], [и], а также звукам, произноше­ние которых закрепляется у ребенка в раннем онтогенезе, [п], [б], [т], [д], [к] [г], [х], [н], [м].

Во-вторых, иллюстративный материал, предлагаемый детям младшего возраста, не должен содержать много изобра­жений на одном листе. Это может привести к чрезвычайной нагрузке на нервную систему малыша, затруднить его сосредоточение на задании и вызвать снижение концентра­ции внимания. Наиболее адекватно предъявлять ребенку не бо­лее двух крупных изображений одновременно.

Таким образом, современный дидактический материал для об­следования произносительной стороны речи у ребенка младшего дошкольного возраста, на наш взгляд, должен соответствовать целому ряду се­рьезных методических требований. Перечислим эти требования более подробно.

1. Обследование произношения необходимо проводить с уче­том закономерностей становления и развития произносительной стороны речи в раннем возрасте и обязательно включать задания на произнесение гласных и согласных звуков, артикуляция кото­рых отрабатывается на этапе раннего онтогенеза.

2. Ключевую роль для достижения успеха при обследовании произношения ребенка раннего возраста играют иллюстративность предлагаемого материала (красочность изображения, крупный размер, отсутствие избыточных деталей) и его доступность. Сю­жетные картинки гораздо интереснее детям, они с радостью узна­ют изображение и «находят» нужное слово.

3. Существенное место занимает поиск эффективных мето­дических приемов, например прием завершения предложения за взрослым. Этот методический прием часто используется для раз­вития речи детей раннего возраста, он легок и доступен в работе, с удовольствием принимается маленькими детьми.

Использование в ходе работы доступных ре­бенку приемов рассматривания, анализа и раскрашивания изобра­жения способствует формированию у него зрительно-предметно­го восприятия, внимания, навыков мелкой моторики, создает поло­жительный эмоциональный фон для организации взаимодействия между взрослым и ребенком.

Сравнение выполненных разными детьми «раскрасок» дает возможность организовать их непринужденное обсуждение, создать, таким образом, условия для непроизвольного произнесения ряда звуков.

4. Предлагаемые дидактические материалы должны предусмат­ривать возможность их вариативного использования как с точки зрения объема исследуемых звуков, так и перспективы их даль­нейшей автоматизации с применением данного материала.

Традиционно обследование звукопроизношения осуществляется путем называния звука:

— в изолированном произнесении;

— в составе слова при назывании предметных картинок на определенные звуки в различных позициях (в начале слова, в сере­дине, в конце слова и в стечениях согласных).

В случае затруднений используется отраженное проговарива­ние с последующим самостоятельным называнием.

При отборе слов для проведения диагностики с использованием материала картинок нужно учитывать:

— доступность слова пониманию детей;

— позицию стечения согласных в слове (позиция начала, середины и конца слова);

— качество составляющих стечения согласных звуков (исполь­зовались звуки разного способа и места образования).

При подборе фонетического материала учитывается:

— сильная позиция каждого звука (например, для гласных звуков сильной является позиция под ударением, для согласных взрывных звуков — начало слова, для согласных фрикативных — позиция кон­ца слова, для звонких согласных — позиция между гласными зву­ками);

— изменения артикуляционного уклада согласного звука в зависимости от пос­ледующего гласного.

источник

Общее недоразвитие речи (ОНР)- различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при сожранном слухе и интеллекте.

• сопоставляет его с возрастными нормативами,

• сопоставляет его с уровнем психического развития,

• определяет соотношение дефекта и компенсаторного фона,

• определяет соотношение речевой и познавательной активности.

Необходим анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя.

• соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка;

• выявить компенсирующую роль сохранных звеньев речевой
способности;

• сопоставить уровень развития языковых средств с актуальным их использованием в речевом общении.

Выделяются три этапа обследования.

Первый этап— ориентировочный. Логопед заполняет карту развития ребенка со слов родителей, изучает документацию, беседует с ребенком.

На второмэтапе проводится обследованием компонентов языковой системы и на основе полученных данных делается логопедическое заключение.

На третьем этапе логопед проводит динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения и уточняет проявления дефекта.

В беседе с родителями выявляются:

• предречевые реакции ребенка, в том числе гуление, лепет (модулированный).

• в каком возрасте появились первые слова и каково количественное соотношение слов в пассивной и активной речи.

• когда появились двухсловные, многословные предложения,

• не прерывалось ли речевое развитие (если да, то по какой причине)

• какова речевая активность ребенка, его общительность,

• стремление к установлению контактов с окружающими,

• в каком возрасте родителями обнаружено отставание в развитии речи,

• каково речевое окружение (особенности естественной речевой среды).

В процессе беседы с ребенком логопед устанавливает контакт с ним, нацелевает его на общение.

Ребенку предлагаются вопросы, помогающие выяснить:

• ориентировку во времени и пространстве.

Вопросы задаются таким образом, чтобы ответы были развернутыми, рассуждающего характера.

Беседа дает первые сведения о речи ребенка, определяет направление дальнейшего углубленного обследования различных сторон речи.
Особенно тщательно обследуются:

• звуко-слоговая структура слов,

При обследовании связной речи выясняется:

• как ребенок самостоятельно может составить рассказ по картине, серии картин, пересказ, рассказ-описание (по представлению).

Установление сформированности грамматического строя языка — один из ведущих моментов логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи.

• правильность употребления детьми категории рода, числа, падежа существительных,

• умение согласовывать существительное с прилагательным и числительным в роде, числе, падеже.

Материалом обследования являются:

картинки, изображающие предметы и их признаки, действия.

Для выявления умения пользоваться морфологическими формами слов проверяется :

— образование множественного числа от существительных в единственном числе

— образование уменьшительной формы существительного от данного слова,

— образование глаголов с оттенками действий.

Основные приемы:

а) закончить начатую фразу по наводящим вопросам;

б) составить предложения по картине или демонстрации действий;

в) вставить пропущенный предлог или слово в нужной падежной форме.

При обследовании словарного запасавыявляется умение ребенка соотносить слово (как звуковой комплекс) с обозначаемым предметом, действием и правильно употреблять его в речи.

Основные приемы:

• нахождение (показ) детьми предметов и действий, названных логопедом (Покажи: кто.моет, а кто подметает и т. д.);

• выполнение названных действий (нарисуй дом — раскрась дом);

• самостоятельное называние детьми показанных предметов, действий, явлений, признаков и качеств (Кто нарисован на картинке? Что делает мальчик? Из чего он лепит шарик?);

• называние детьми видовых понятий, входящих в какую- либо обобщающую тему (Скажи, какую ты знаешь летнюю одежду, зимнюю обувь);

• объединение предметов в обобщающую группу (Как можно одним словом назвать шубу, пальто, платье, юбку? и т. д.).

Обследование строения артикуляционного аппарата и его моторики имеет важное значение для определения причин дефекта звуковой стороны речи ребенка и для планирования коррекционных упражнений.

Оценивается степень и качество нарушений двигательных функций органов артикуляции и выявляется уровень доступных движений.

Для обследования звукопроизношенияподбираются слоги, слова и предложения с основными группами звуков русского языка.

Для выявления уровня фонематического восприятия, возможности запоминания и воспроизведения слогового ряда ребенку предлагается повторить сочетания из 2—3—4 слогов. Сюда входят слоги, состоящие из звуков, различающихся по артикуляции и акустическим признакам (ба-па-ба, да-да-да, са-ша-са).

Для определения наличия звука в слове слова подбираются так, чтобы заданный звук находился в разных позициях (в начале, середине и в конце слова), чтобы наряду со словами, включающими данный звук, были слова без этого звука и со
смешиваемыми звуками. Это позволит в дальнейшем установить степень смешения как далеких, так и близких звуков.

Читайте также:  Анализы на иммунитет у детей

Для обследования слоговой структурыи звуконаполняемости подбираются слова с определенными звуками, с разным количеством и типом слогов; слова со стечением согласных вначале, середине, в конце слова. Предлагается отраженное и самостоятельное называние картинок: предметных и сюжетных.

Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ко); из разных согласных, но одинаковых гласных звуков (па-та-ка-ма и т. д.); из разных гласных, но и одинаковых согласных звуков (па-по-пы, тута-то);из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па); отстучать ритмический рисунок слова.

При этом становится возможным установить границы доступного уровня, с которого следует в последующем начинать коррекционные упражнения.

При обследовании общей и мелкой моторики логопед обращает внимание на:

• навыки самообслуживания (завязать бант, заплести косу, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т. д.),

• выполнение упражнений с мячом,

• прыжки в длину на точность приземления.

• Проверяется умение сохранить равновесие (стояние на левой, правой ноге), попеременно постоять, переключаемость движений (правую руку к плечу, левую — на затылок, левую руку на пояс, правую — за спину и т. д.).

Оценивается точность воспроизведения задания по пространственно-временным параметрам, удерживанию в памяти составных частей и последовательности элементов структуры действия, наличию самоконтроля при выполнении заданий.

Логопедическое заключение базируется:

• на всестороннем анализе результатов изучения ребенка,

• на достаточно большом количестве примеров детской речи

• на динамическом наблюдении в процессе коррекционно-педагогической работы.

Логопедическое заключение раскрывает состояние речи и нацеливает на преодоление специфических трудностей ребенка, обусловленных клинической формой речевой аномалии. Это необходимо для правильной организации индивидуального подхода на фронтальных и в особенности на подгрупповых занятиях.

Периодизация ОНР по Р.Е.Левиной.

ОНР, общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной.

Причинамиобщего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии.

Левина выделила характерные особенности , указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

• Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;

• Резкое ограничение словаря;

• нарушение фонематического слуха;

• нарушение ритмико-слоговой структуры слова;

• Затруднения в распространении простых предложений и постронии сложных.

Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:

Первый уровень речевого развития характеризуется:

• Отсутствием общеупотребительной речи (т.н. “безречевые дети”).

• Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподрожаниями. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как однословные предложения.

• Дети сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.

• Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, обозначая разницу значений интонацией и жестами.

• Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Названия действий заменяют названиями предметов (открывать — «древ»(дверь), и наоборот — названия предметов заменяются названиями действий (кровать-«пат»). Характерна многозначность употребляемых слов.

Второй уровеньречевого развития.

Начатки общеупотребительной речи.

• Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”.

• Произносительные возможности детей и словарный запас значительно отстают от возрастной нормы.

• Нарушена слоговая структура. Например, наиболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”.

• Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов.

• Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова, близкими по смыслу.

• Наблюдается грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций:

— смешение падежных форм («едет машину» вместо на машине;

— нередко употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени;

— в употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных по числам («два такси» — два карандаша, «де тун» — два стула);

— отсутствие согласования прилагательных с существительными

— Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений

— Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих («пат книга» — пять книг; «папутька» — бабушка; «дупа» — рука).

— Нарушается звуконаполняемость слогов, звуков, замена и уподобление слогов («моршки»-ромашки. «кукика»-клубника). Многосложные слова редуцируются.

Третий уровень речевого развития характеризуется:

• наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития

• Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Например, мягкий звук «с», сам еще недостаточно четко произносимый, заменяет звук с («сяпоги»), ш («сюба» вместо шуба), ц («сяпля» вместо цапля), ч («сяйник» вместо чайник), Щ («сетка» вместо щетка); замены групп звуков более простым по артикуляции

• Отмечаются смешания звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.

• Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, “мамой ездиля асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна. потом асьпальки небили. потом посьли пак” вместо “С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка — там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк”.

55.Характеристика нарушений речи у детей с ОНР 1 -4 уровней.

Общее недоразвитие речи (ОНР)- различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при сожранном слухе и интеллекте.

Характеристика детей с ОНР.

Р.Е.Левиной была разработана периодизация проявлений ОНР: от полного отсутствия средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. На основе поэтапного структурно-динамического изучения аномального речевого развития раскрыты также специфические закономерности, определяющие переход от низкого уровня к более высокому. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 1161 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Глава 2. Организация и методика обследования состояния речи детей старшего дошкольного возраста

Методика обследования речи детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Целью данного обследования являлось выявление особенностей развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Традиционная в логопедии методика — методика Л.А. Лопатиной. Схема обследования ребенка с ФФНР представлена в Приложении.

Прежде чем приступить к работе по воспитанию правильного произношения, необходимо ознакомится с речью каждого ре­бенка группы. Обследование речи в детском саду проводится дваж­ды: осенью, чтобы правильно спланировать работу на год, и весной, для подведения итогов работы.

Этапы обследования. В практической работе обследование речи детей проводится в следующей последовательности. Сначала мы изучаем речь ребенка на заняти­ях, в играх с детьми, где он может выявить запас слов, умение строить фразу, темп речи (очень быстрый или за­медленный), имеющиеся недостатки речи (заикание, за­держку развития речи и другие). Затем проводится индивидуальное обследование, при котором выявляют особенности речи ребенка.

Материал. Как правило, обсле­дование проводится с использованием специального мате­риала, подобранного и оформленного в соответствии с опубликованными в специальной литературе рекомендациями ведущих российских дефектологов. В логопедическом кабинете имеются специально подобранные предметные картинки на определенные звуки, которые подобраны в соответствии с требованием, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, в середине и в конце слова, так как в разных положениях звук произносится не одинаково. Кар­тинки красочные и доступные как по содер­жанию, так и по исполнению.

В настоящее время уже подобраны и оформлены серии картинок для проверки следующих групп звуков.

1-я группа — звонкие согласные в, б, д, г:

В — валенки, вата, вилка, вишни, ванна, волк, веник, ведро, сова, павлин.

Б — банка, бутылка, батон, бублик, ботинки, ба­бочка, булавка, букет, бананы, бубен.

Д — дом, дым, девочка, дождь, дыня, дудочка, диван, дедушка, удочка, лебеди.

Г — гуси, голубь, гамак, гусеница, вагон, попугай, иголка, газета.

2-я группа — свистящиес, с’, з, з’, ц:

С — собака, санки, стол, самолет, сумка, слон, стакан, лиса, бусы, весы, миска, аист, носки, капуста, насос, гло­бус, автобус, лес, фикус, пылесос.

С’ — листья, письмо, сосиски, велосипед, васильки, гусь, лось, рысь, такси.

3 — зайка, замок, зонт, звонок, завод, знамя, забор, занавеска, азбука, незабудка, глаза, мимоза, язык, звезда, гнездо, Незнайка, ваза, коза, роза, береза.

3′ земляника, зебра, зеркало, зефир, озеро, газета, магазин, обезьяна, корзина, узел, козел.

Ц — огурец, заяц, колодец, палец, месяц, кузнец, цап­ля, цыпленок, цветок, цепь, пуговица, яйцо, курица, блюд­це, птица, овца, лестница, полотенце, солнце, мотоцикл.

3-я группа — шипящие ш, ж, ч, щ:

Ш — шапка, шуба, шашки, шляпа, шар, шкаф, кошка, подушка, пушка, калоши, шишка, машина, мишка, катуш­ка, шалаш, мышь, камыш, душ, ландыш, карандаш.

Ж — жук, жаба, желуди, жакет, журавль, жеребенок, жираф, флажок, художник, медвежонок, снежинка, кры­жовник, пожарник, ножницы, ежи, лыжи, ножи, ужи.

Ч — мяч, луч, печь, калач, ключ, кирпич, обруч, тачка, бочка, очки, ручка, мальчик, качели, летчик, пчела, чул­ки, чайник, чемодан, черепаха.

Щ — щенок, щегол, щипцы, щука, щетка, овощи, ящик, клещи, ящерица, каменщик, часовщик, уборщица, плющ, лещ, скорая помощь.

4-я группа — сонорные л, л’, р, р’:

Л — лампа, лодка, лыжи, лук, лопата, лошадь, молоток, белка, кукла, платок, полка, клоун, флаг, платье, стол, стул, пенал, пол, дятел, футбол.

Л’ — лев, лиса, лист, лейка, лимон, хлеб, пальто, пав­лин, апельсин, цыпленок, телефон, вафли, туфли, би­нокль.

Р — рак, рама, рыба, ракета, ручка, роза, груша, ведро, пароход, Буратино, арбуз, трамвай, ворона, врач, комар, шар, сыр, забор, мухомор.

Р’ — ремень, редиска, репа, река, рюкзак, береза, ва­режки, крючок, гриб, матрешка, веревка, дверь, фонарь, гири, три.

5-я группа — звук j в конце и начале слога:

Й — скамейка, чайник, лейка, кофейник, майка, воро­бей, сарай, муравей, трамвай.

Я (jа) — ягода, якорь, ягненок, ястреб, яблоко, одеяло, маяк, свинья, листья, змея.

Е (jэ) — ели, ежи, ежевика, боец, поезд, наездник, платье.

Ё (jо) — ёжик, ёлка, клеёнка, приёмник, бельё, ружьё.

Ю (jу) — юбка, юла, Юра, Юля, юрта.

На каждое положение звука в слове (начало, середина, конец) подобрано не менее трех картинок, что­бы суметь услышать и записать, как произносит ребенок этот звук.

При использовании предметных картинок во время проверки звукопроизношения проверяется и состояние словаря ребенка, не делает ли он перестановок в словах, пропусков слогов, сокращений слов.

При обследовании звукопроизношения используются также сюжетные картинки, при помощи которых проверяется построение предложений ребенком, правильное употребление им пред­логов, согласование членов предложения в роде, числе, па­деже. Картинки подбираются так, чтобы по ним можно было составить предложения из двух, трех, четырех и более слов.

Собранные данные заносятся в речевую карту ребенка.

Рассмотрим особенности проведения обследования речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи и составления речевой карты ребенка в соответствии со схемой обследования детей с ФФНР, в Приложении .

I. Методические рекомендации к сбору анамнестических данных

1. При изучении характера протекания беременности следует отметить:

— токсикоз (1-й, 2-й половины беременности);

— хронические заболевания матери (заболевания печени, почек, сердечно-сосудистые, эндокринные);

— простудные и инфекционные заболевания (1-я, 2-я половина беременности);

— применение медикаментозных средств (жаропонижающие, противосудорожные, антикоагулянтные, антипаразитические, седативные средства, антибиотики, гормональные препараты и их син­тетические аналоги);

— влияние химических веществ, широко применяющихся в про­мышленности и быту (бензин, формальдегид, ядохимикаты, кисло­ты, фенолы и т.д.);

— повышенный фон радиационного излучения;

— употребление алкоголя, никотина, наркотиков;

— психические и физические травмы матери (1-я, 2-я поло­вина беременности).

2. При изучении характера протекания родов отмечают:

— нормальные, стремительные, затяжные (обезвоженные);

— слабость родовой деятельности матери;

— применение средств родовспоможения (стимуляция): меха­ническая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов; ке­сарево сечение;

— наличие асфиксии (синей, белой);

— травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые трав­мы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка);

— резус-фактор (совместимость, отрицательный);

— вес и рост ребенка при рождении.

3. При изучении раннего постнатального развития отмечают:

— характер грудного вскармливания (активное сосание, отказ от груди, трудность удержания соска, засыпание во время кор­мления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (смешанное, искусст­венное);

— характер «жизненного ритма» ребенка (без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство, постоянный и ничем не объяснимый плач, стойкое нарушение сна);

— раннее психомоторное развитие (с какого времени ребенок удерживает голову, сидит, стоит, ходит; время появления первых зубов и их количество к году).

4. При изучении характера речевого развития следует отметить время появления и характер изменения лепета, первых слов, фразовой речи; речевая среда.

II. Рекомендации к проведению логопедического обследования

1. Исследование слухового внимания и восприятия проводит­ся в процессе узнавания и различения звучания музыкальных инструментов, звучащих игрушек, при определении направления: источника звука.

Читайте также:  Анализы на иммунитет у детей отзывы

2. Исследование состояния восприятия речи проводится в процессе беседы и выполнения специальных заданий, содержащих несколько последовательно данных инструкций, например: «Подойди к шкафу, возьми с нижней полки красный кубик, положи его на стол рядом с карандашами».

3. Исследование зрительного восприятия, пространственного праксиса может проводиться при выполнении следующих заданий:

— называние и дифференциация основных цветов и их оттен­ков;

— соотношение картинки с цветовым фоном;

— показ предметов впереди, позади, вверху, внизу;

— складывание разрезных картинок из 2, 4, 6 частей;

— складывание фигурки из палочек (по образцу, по памяти).

4. Исследование состояния моторики.

— Исследование состояния общей моторики проводится в про­цессе выполнения прыжков на обеих ногах; прыжков (поперемен­но) на правой, левой ноге; действий с мячом (поймать брошенный мяч, подбросить мяч над головой, поймать).

В выводах отмечается: объем выполняемых движений (полный, неполный); темп (нормальный, быстрый, медленный); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспо­койство); координация движений (нормальная, некоординированность).

— Исследование состояния ручной моторики проводится в про­цессе выполнения заданий на определение:

а) кинестетической основы движений (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки, обеих рук; одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук; положить кисть правой, левой руки с вытянутыми пальцами перед собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот); соединить в кольцо большой палец пра­вой, левой руки, обеих рук с указательным (средним, безымян­ным, мизинцем);

б) кинетической основы движений (поочередное сгибание и разгибание пальцев правой, левой руки, начиная с большого, с мизинца; «пальчики здороваются», «игра на рояле», одно­временное изменение положений кистей рук: одна сжата в ку­лак, другая — с распрямленными пальцами; «кулак—ребро-ладонь»).

В выводах отмечается: объем движения (полный, непол­ный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый); ак­тивность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокой­ство); координация движений (нормальная, некоординированность); наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре, способность к переключению дви­жений.

— Исследование состояния артикуляционной моторики прово­дится при выполнении следующих движений:

а) для нижней челюсти: открыть рот; закрыть рот; попеременно открыть — закрыть рот; подвигать нижней челюстью из стороны в сторону;

б) для губ: «улыбка» с оскалом резцов; попеременно «улыб­ка» — «хоботок»;

в) для языка: высунуть язык, удержать по средней линии; сде­лать язык широким («лопаткой»), узким («иголочкой»), попере­менно широким—узким; поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы; узким кончиком языка коснуться пра­вого, затем левого углов рта;

г) для мягкого нёба: покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе); произнести звук [а] с широко открытым ртом.

— Исследование работы мышц лицевой мускулатуры произво­дится при выполнении различных мимических движений: наду­вание щек, поднимание бровей, нахмуривание бровей, поочеред­ное зажмуривание глаз, наморщивание носа, поднимание верхней губы.

В выводах указывается: наличие или отсутствие движения; объем движений (полный, неполный); точность выполнения (точно, неточно); активность (нормальная, заторможенность, расторможенность); мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный); темп выполнения (нормальный, быстрый, медлен­ный); замена одного движения другими; наличие синкинезий, двигательность удержания органов в заданном положении; спо­собность к переключению одного движения на другое; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; уве­личение гиперкинезов или замедление темпа движений при по­вторных движениях, отклонение кончика языка при высовывании; слюнотечение; отклонение маленького язычка в сторону; тип смы­кания мягкого нёба с задней стенкой глотки (активный, рефлек­торный, пассивный, функциональный); сглаженность носогубных складок; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз.

5. При исследовании анатомического строения органов артикуляции отмечается наличие аномалий в строении:

— губ (тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы: частичная, полная, односторонняя, двухсторонняя)

— зубов (отсутствие зубов; зубы редкие, мелкие, неправильной формы, диастема, вне челюстной дуги, сверхкомплектность);

— прикуса (прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой от крытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогнатия, прогения);

— языка (макроглоссия, микроглоссия, короткая укороченная толстая утолщенная подъязычная связка, наличие послеоперационного узла);

— твердого и мягкого нёба (высокое или готическое; низкое расщелина сквозная односторонняя или двухсторонняя, несквозная полная или неполная, субмукозная); укорочение мягкого нёба отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения нёба и боковых стенок глотки; наличие послеопераци­онных щелей; носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой по­лости; искривление носовой перегородки; срастание мягкого нёба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки; увеличение глоточной непарной миндалины).

6. При исследовании состояния звукопроизношения определя­ется характер нарушения произношения гласных и согласных зву­ков (отсутствие, замена на другие звуки; искаженное, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолиро­ванно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах — в начале, в конце, в середине; во фразах).

7. При исследовании дыхательной и голосовой функции отме­чается тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное), дается характеристика речевого; дыхания (по результатам произнесения фразы, состоящей из 3—4 слов (для детей 5 лет), 4—6 слов (для детей 6—7 лет) и голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком — гнусавый, — глухой, монотонный).

8. При исследовании состояния просодических компонентов речи отмечаются характеристики темпа речи (нормальный, уско­ренный, замедленный); ритма (нормальный, дисритмия); паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке); интонирования; (способность употребления основных видов интонации).

9. При исследовании фонематических функций отмечается:

а) способность к фонематическому анализу и синтезу:

— при выделении ударного гласного в начале слова: Аня, аист, Оля, осы, утро, умный, Ира, иней;

— при выделении звука из слова:

звук [с]: сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата;

звук [ш]: дым, шар, нога, душ, книга, кошка, картина, подушка, камыш;

звук [р]: рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, листья, топор, помидор;

звук [л]: сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол;

— при определении первого, последнего звука в слове: мак, дом, топор, ландыш, самолет, палец;

— при определении последовательности и количества звуков в слове: дым, ваза, кошка, волк;

— при составлении слова из последовательно данных звуков: н, о, с; л, у, ж, а; т, а, п, к, а;

б) слухо-произносительная дифференциация звуков:

— не смешиваемых в произношении: почка—бочка; мошка—ножка; банка—банька; мышка—мишка; корка—горка (на материале слов-квазиомонимов);

— смешиваемых в произношении: рак—лак; гроза—глаза; угорь—уголь; суп—зуб; коса—коза; лиса—лица; Луша—лужа; кочка-кошка; миска—мишка; речка—редька (на материале картинок слов-квазиомонимов) ;

— при повторении серий слогов: та—да, ба—ма, да—га, ва­та, ня—на, ка—га, фа—фя, ма—ка, ба—на—ба, ка—ка—га, на— ня—на, са—та—са, за—за—жа, ца—са—ца.

В выводах отмечаются возможности слухо-произносительной дифференциации звуков, способность к осуществлению про­стых и сложных форм фонематического анализа и синтеза, уро­вень развития фонематических представлений.

10. При исследовании состояния лексики:

а) для изучения состояния словаря существительных предлага­ется:

— называние предметных картинок по лексическим темам (в соответствии с программными требованиями обучения и воспита­ния ребенка);

— обобщение картинок одним словом;

— называние целого предмета и его частей:

стул — ножки, сиденье, спинка;

машина — кабина, фары, колеса, кузов;

рубашка — рукав, воротник, пуговицы;

рука — плечо, локоть, кисть, пальцы;

лицо — брови, ресницы, подбородок, лоб;

б) для изучения состояния глагольного словаря предлагается:

— называние действий по картинкам или по демонстрации: птица — летает; рыба — плавает; змея — ползает; заяц — прыгает; самолет — летает; лодка — плывет; собака — лает, кусает, спит, ест, пьет, играет, грызет;

— называние профессиональных действий (с использованием наименований профессий): врач — лечит; учитель — учит; строитель — строит; повар — варит; художник — рисует; музыкант — играет; балерина — тан­цует; маляр — красит;

в) для изучения состояния словаря прилагательных предлага­ется:

— называние цвета: красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, серый, голубой, розовый, оранжевый;

— подбор определений к слову: еж —колючий, роза — . ;

В выводах отмечается: объем словаря, его соответствие воз­расту, замены слов по различным признакам.

11. При исследовании состояния грамматического строя речи и связной речи предлагаются следующие задания.

— Изменение имен существительных по числам:

— Изменение имен существительных по падежам:

У меня есть ручка (карандаш) Я пишу (рисую)

— Употребление формы родительного падежа множественного числа:

— Употребление предлогов (простых и сложных) на материале картинок или демонстрации действия.

— Согласование имен прилагательных с существительными (называние цвета):

шар — красный, кофта — красная, небо — красное.

— Согласование имен существительных с числительными два и пять:

гриб — два гриба — пять грибов

— Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами:

— Образование относительных прилагательных от существи­тельных:

стакан из стекла — стеклянный коробка из картона — .

мяч из резины — . сумка из кожи — .

варенье из яблок — . одеяло из шерсти — .

— Образование притяжательных прилагательных (с 6 лет):

книга дедушки — дедушкина уши лисы — .

— Образование приставочных глаголов:

летает — улетает, пролетает и т.д.

— Пересказ рассказа, составление рассказа по серии сюжетных картинок.

В выводах отмечается наличие и характер аграмматизмов, дается характеристика уровня развития связной речи.

Проведение обследования. При проведении обследования звукопроизношения у детей мы отмечает не только отсутствие или замену звука, но и его искажение, любую неточность произношения. Когда не удается точно установить, как ребенок произносит звук, но на слух произношение отличается от правильного, мы отмечает, что звук произнесен нечетко. Иногда ре­бенок, называя картинки на данный звук, не может произнести его в слове правильно. В этом случае малышу предлагается произнести звук по подражанию. Например, «Летит комарик и звенит — з-з-з. Позвени и ты, как комар». Если ребенок, подражая комару, произнесет звук з правильно, это означает, что изолированное произ­несение звука возможно, хотя в речь ребенок его еще не ввел. В таком случае необходимо лишь закрепление этого звука, т. е. постепенное введение его в слова, фразы, потешки и т. д. Если ребенок заменит звук другим или произ­несет искаженно, значит, этого звука у него еще нет. В этом случае надо сначала вызвать правильный звук и лишь по­том вводить его в речь.

При обследовании речи детей обращается внима­ние на темп их речи, четкость, правильность произношения слов, звонкость голоса. Если имеются какие-то недостатки, они обязательно отмечаются.

Детей, у которых еще не сформирована фразовая речь или часто встречаются неправильное построение предло­жений, нарушения в согласовании слов в роде, числе, падеже, в управлении, мы обследуем с использованием сю­жетных картинок. С их помощью уточняются ошибки, встречающиеся в оформлении ребенком фразы.

Проводя ин­дивидуальное обследование, все ответы детей записываются в тетрадь с указанием даты обследования. При обследовании отмечается наличие грубых види­мых дефектов, если они присутствуют в строении артикуляционного аппарата (рас­щепление губы, нёба, короткая подъязычная уздечка, не­правильное строение зубного ряда, неправильный прикус), так как такие дети нуждаются в консультации ортодонта.

Затем записывается в тетради состояние звукопроизноше­ния:

а) пропуск звука («коова», «ыба»);

б) замену звука («колова», «лыба»);

в) искажение звука (звук имеется, но звучит неправильно);

г) смешение звуков (в одном случае звук употребляется правильно, в другом заменяется: «У Маши красный сарф»).

Отмечается также состояние словаря:

а) соответству­ет ли словарь возрасту;

б) правильно ли ребенок произ­носит слова или искажает их (сокращает, пропускает слоги, звуки; переставляет слоги, звуки; называет толь­ко отдельные слоги).

Проверяя состояние фразовой речи отме­чаем:

а) как говорит ребенок — фразами или только слова­ми;

б) правильно ли строит фразу — согласовывает ли чле­ны предложения в роде, числе, падеже, употребляет ли предлоги в своей речи и т. д.;

в) состояние связной речи — может ли ребенок рассказать о событии, составить рассказ по картинке и т.д.

В тетради записываются и другие особен­ности, встречающиеся в речи ребенка: крикливая, слишком быстрая, захлебывающаяся, невнятная речь и т.п.

Проведенное обследование позволяет четко представить общую картину состояния речи каж­дого ребенка. Составление сводной таблицы дает воз­можность представить состояние речи детей всей возра­стной группы.

В течение года в таблице отмечаются все изменения в речи детей, это наглядно показывает ре­зультаты проведенной работы. В этой таблице имеются графы с данными о словаре и звукопроизношении каждого ребенка.

В графе «Звукопроизношение» отмечается следующее:

1) если ребенок произносит звук правильно, то в соот­ветствующей клетке мы ставим плюс (+);

2) если ребенок пропускает звук, то в соответствующей клетке ставим минус (-);

3) при замене одного звука другим в соответствующей клетке записываем звук-заменитель;

4) при искажении звука отмечаем характер иска­жения или указываем: «Произносит нечетко».

В графе «Примечание» отмечается как говорит ребе­нок: крикливо, тихо, слишком быстро, замедленно, захлебы­ваясь, на вдохе, невнятно, гнусаво, с заиканием и т. д. Если перечисленных отклонений нет, то ставится плюс (+).

В графе «Дифференциа­ция звуков» отмечается следующее:

1) если ребенок различает сходные звуки и правильно их употребляет в собственной речи, то в соответствующей клетке ставится плюс (+);

2) если ребенок путает сходные звуки, то в соответству­ющей клетке мы ставим минус (-).

Когда ребенок начинает различать и правильно упот­реблять сходные звуки в речи, в соответствующей графе (-) заменяется плюсом (+).

Выводы по результатам обследования. После подведе­ния итогов по обследованию, в конце сентября или начале октября, проводится родительское собрание, на котором логопед знакомит родителей с состоянием речи их детей; объясняет, что неправильное произношение звуков может закрепить­ся, отразиться на письме при обучении грамоте; рассказы­вает, в чем будет заключаться помощь родителей по воспи­танию правильного произношения. С родителями, у детей которых выявлены более серьезные нарушения речи проводится отдельная беседа, на которой родителям рекомендуется строго выполнять все указания логопеда.

В своей дальнейшей работе мы учитываем особенности речи каждого ребенка, и постоянно и настойчиво, используя фронтальные, индивидуальные за­нятия, помощь родителей, воспитываем у детей правильную речь.

Дата добавления: 2016-10-27 ; просмотров: 4102 | Нарушение авторских прав

источник