Меню Рубрики

Анализ мониторинга готовности детей к школе

Светлана Алексеева
Готовность воспитанников подготовительной группы к школьному обучению.

Психологическая готовность к школе определяется обычно педагогом психологом по следующим параметрам:

— интеллектуальная готовность;

Результаты обследования представляются в таблицах. Так как в нашем ДОУ нет психолога, то мы с педагогами условно, по наблюдению за детьми, из бесед с ними провели свое обследование. Мною было обследовано 20 детей подготовительной «А» группы, обследование 1 ребенка не проводилось в связи с непосещением им детского сада по семейным обстоятельствам.

Исследование эмоционально-волевой готовности показало, что большинство детей (18 чел.) обладают адекватной самооценкой, уверены в своих силах. Дети имеют свое мнение, основанное на имеющемся багаже знаний, умеют его аргументировать, отстаивать свою точку зрения, что не мешает им находить компромиссы и работать в команде. Все без исключения очень открыты и любознательны, с легкостью идут на контакт, не боятся задавать вопросы, а потом с радостью делиться новыми знаниями с друзьями. Двоим детям группы не хватает уверенностью в собственных силах в связи с обстановкой в семье.

Мотивационная готовность детей. Большинство детей обладают сформированной мотивацией к школьному обучению: дети хотят идти в школу, понимают важность и необходимость учения, проявляют выраженный интерес к получению знаний. Двум воспитанником группы не хватает самостоятельной мотивации, однако ее легко можно создать, применяя похвалу и акцентируя внимание на успехах данных детей, постановке их в пример.

С целью определения социально-психологической готовности использовалась социометрическая методика Дж. Морено. Результаты обследования показали, что в подготовительной группе уровень благополучия средний.

Исходя из результатов обследования, был сделан вывод, что социально-психологическая готовность воспитанников подготовительной к школе группы находится на достаточном для успешного обучения в школе уровне. Психологическая готовность воспитанников находится на положительном уровне. Можно предположить, что учебная деятельность наших выпускников будет успешной, адаптация к новым условиям оптимальной, а вхождение в новую систему отношений безболезненным.

Освоение ООП составило 100%: 48% — высокий уровень освоения ООП и 52% — средний.

Наибольший интерес у детей группы вызывает творческая и познавательная деятельность. Детям доставляет радость возможность проявить свои креативные способности, фантазию и воображение, проявить себя в области решения различных задач, применения имеющегося опыта, багажа знаний, самостоятельности. Все за исключением одного ребенка с легкостью работают в команде, могут выбрать лидера в зависимости от области постановки проблемы, учитывая сильные стороны конкретного ребенка, что говорит об умении прислушиваться друг к другу. Наибольшие затруднения возникают в процессе составления рассказа из собственного опыта, по причине отсутствия такового у многих детей. У нескольких детей так же возникают небольшие затруднения в процессе самостоятельной формулировки математических задач по причине неуверенности в собственных силах, но в случая поддержки все без исключения способны проявить упорство и самостоятельно довести начатое до конца. У одного ребенка группы возникают проблемы в области социально-коммуникативного развития, что связано с семейной обстановкой и как следствие проявление чрезмерной вспыльчивости и агрессии.

Работа группы осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с ФГОС ДО и годовым планом работы ГБДОУ д/с № 52. В течение года дети развивались согласно возрасту, осваивая основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и показали позитивную динамику по всем направлениям развития. В образовательную работу также были включены инновационные формы работы: проектная деятельность, методы кейсов, квестов, использование интерактивного оборудования.

В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану проводились медицинское и педагогическое обследования воспитанников, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребенка и группы в целом.

С детьми систематически проводилась непрерывная образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ, и утвержденным расписанием. Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное. В течение года в группе были проведено множество различных мероприятий, согласно годовому планированию. Дети группы были участниками районных конкурсов: «Прививки нужны – прививки важны!», «Мой любимы детский врач», «Весенняя капель», Помозов Арсений стал призером районного этапа конкурса чтецов: «Разукрасим мир стихами».

Четко организованная работа по преобразованию предметно-развивающей среды (созданы 2 развивающих панно «Замок», «Путешествие семи гномов»; разработан уголок для с/р игры «Поликлиника», обновлен уголок изо деятельности, книжный уголок) оказала благоприятное влияние на развитие творческих способностей детей. Воспитанники проявляли большую активность, подавали интересные идеи, принимали участие в изготовлении игр и пособий.

Положительное влияние на позитивный процесс в целом, оказывает: тесное сотрудничество в работе воспитателей, специалистов, руководителей, родителей. Использование приемов развивающего обучения, индивидуального подхода к детям.

В минувшем году были выявлены следующие проблемы и достигнуты успехи:

• Не все дети способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других

• У некоторых детей вызывает затруднение составление рассказа из личного опыта – ввиду его отсутствия.

• Все дети группы обладают развитым воображением, которое реализуется ими во всех видах деятельности, не стесняются задавать вопросы на любую тематику, с легкостью идут на контакт, как со сверстниками, так и с педагогами и сотрудниками сада.

• Успешно осваивают работу по новым методикам, с легкостью перестраиваются в работе в зависимости от смены обстановки и задач – мобильны.

• Дети достаточно хорошо владеют связной устной речью, могут выражать свои мысли и желания, аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнения окружающих, находить компромиссы и верные решения.

• У большинства детей успешно сложились предпосылки к обучению грамоте, практически все дети в группе могут читать.

• Ребята обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, с удовольствием наблюдают и экспериментируют.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что дети освоили все образовательные области и готовы к поступлению в первый класс.

Линии развития, определяющие готовность ребёнка к школьному обучению В современной педагогической и психологической литературе неоднократно рассматривалось содержание основных составляющих психологической.

«Подготовка детей дошкольного возраста к школьному обучению» Подготовка ребенка к обучению в школе и обеспечение его успешной адаптации к условиям школьной жизни является одной из важных задач не только.

«Взаимосвязь работы воспитателя и педагога-психолога ДОУ по адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению». Дошкольное детство является самым важным и благоприятным периодом в развитии ребёнка, а особенно ребёнка с ОВЗ. Очень многое напрямую зависит.

Анализ содержания и качества подготовки воспитанников школьному обучению. Мониторинг. 1 слайдЗдравствуйте! Я педагог-психолог Холова Э. А. Яснополянского детсада. Представляю Вашему вниманию свою работу по подготовке детей.

Анализ статьи В. С. Собкина, А. И. Иванова, К. Н. Скобельцина. «Отношение родителей дошкольников к школьному обучению» Аннотация. Анализируются требования, которые предъявляют родители детей дошкольного к школьному образованию. Особое внимание уделяется следующим.

Формирование мотивационной готовности к школьному обучению Педагогический коллектив нашего ДОУ на протяжении многих лет уделяет большое внимание подготовке детей к школе. С введением Федерального.

«Путешествие в подводное царство». Конспект занятия «Готовность детей к школьному обучению» Цель: Развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, воображения, развитие разговорной речи, коммуникативных навыков,.

Консультация для родителей «Готовность ребенка к школьному обучению» Консультация для родителей «Готовность ребенка к школьному обучению» Учитель-дефектолог Канунова О. В. Готовность к обучению в школе рассматривается.

Теоретический анализ аспектов психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников в литературе Психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы.

Возрастные особенности ЭЭГ как показатель готовности к школьному обучению Весь период дошкольного детства требует повышенного внимания со стороны родителей и педагогов, а старший дошкольный возраст, когда ребенок.

источник

Аналитическая справка: анализ готовности к школьному обучению детей подготовительных групп (май 2018 г.)

готовности к школьному обучению

детей подготовительных групп

В 2017-2018 уч. году из МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка» выпускаются в школу три подготовительные группы в количестве 71 ребенка. В диагностическом обследовании приняли участие 64 ребенка:

подготовительная группа комбинированной направленности № 9 –18 детей из 18;

подготовительная группа № 12 – 23 ребенка из 26 детей;

подготовительная группа № 14 – 24 ребенка из 27 человек.

Уровень готовности детей к началу регулярного обучения в школе выявлялся с помощью скрининг – обследования готовности к школьному обучению Н. Семаго, М. Семаго, состоящего из 5 заданий.

Цель обследования : оценить уровень сфор мированности предпосылок к учебной деятельности: возмож ности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществ лять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следую щего. Таким образом, оценивается сформированность регуля торного компонента деятельности в целом.

Обследование детей подготовительных к школе групп проводилось в групповой и индивидуальной (дообследование) формах.

Каждое задание оценивалось по пятибалльной шкале. В дальнейшем балльные оценки суммировались и выводилась уровневая оценка готовности детей к началу регулярного обучения в школе.

В задании № 1 оценивались особенности тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умение работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

Результаты представлены в графике 1 в процентном соотношении.

Из диаграммы 1 видно, что 36 детей справились с данным заданием на высоком уровне, 23 ребенка – на среднем уровне и 5 детей показали низкий уровень выполнения данного задания.

В задании № 2 оценивались сформированность навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры и количества изображенных фигур; оценка моторных навыков при изображении цифры; сформированность понятия «больше – меньше» в ситуации конфликтного расположения элементов. Также важным в данном задании является сохранение в памяти инструкции взрослого и последовательности выполнения задания.

Из диаграммы 2 следует, что большинство выпускников (59 детей) имеют высокий уровень сформированности оцениваемых параметров в данном задании; 3 детей – средний уровень и 2 ребенка справились с заданием на низком уровне.

В задании № 3 оценивается сформированность звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух; сформированность графической деятельности, произвольная регуляция собственной деятельности.

37 детей показали высокий уровень сформированности звукобуквенного анализа (диаграмма 3), 14 детей — средний уровень. У детей наблюдается инверсия написания букв, пропуски гласных. У 13 детей оцениваемые параметры сформированы недостаточно.

В следующем задании № 4 оценивалась сформированность произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), распределение и переключение внимания, работоспособность, темп и целенаправленность деятельности.

Результаты выполнения данного задания отражены в диаграмме 4, из которой видно, что справились с заданием на высоком уровне – 58 детей, на среднем – 5 детей, 1 ребенок с заданием не справился.

Последнее задание № 5 направлено на общую оценку сформированности графической деятельности, оценку топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений.

Результаты по данному заданию представлены в диаграмме 5: 20 детей показали высокий уровень сформированности графической деятельности ии пространственных представлений, 29 детей — средний уровень и 15 детей справились с заданием на низком уровне.

Каждое из пяти заданий оценивалось по пятибалльной шкале. В дальнейшем балльные оценки суммировались, и с учетом корректировочных коэффициентов выводилась уровневая оценка готовности детей к началу регулярного обучения в школе.

На основании полученных данных, результаты готовности детей к школьному обучению среди трех подготовительных групп распределились следующим образом:

подготовительная гр. № 9 (18 чел.)

подготовительная гр. № 12 (23 чел.)

подготовительная гр. № 14 (23 чел.)

Наглядно результаты готовности воспитанников подготовительных групп на конец 2017-2018 уч. года представлены в диаграмме 6.

ВЫВОДЫ: Таким образом, из 50 обследованных выпускников: 44 ребенка полностью готовы к началу регулярного обучения в школе, имеют высокий уровень готовности (в среднем 68%). Эти дети усвоили программу подготовительной группы, обладают достаточным уровнем работоспособности, у них сформирована произвольная регуляция собственной деятельности.

17 детей имеют средний уровень готовности – условно готовы (26%). У этих детей можно отчасти прогнозировать некоторые трудности в начале регулярного обучения из-за недостаточно сформированного регуляторного компонента деятельности. Однако большинство детей смогут адаптироваться к началу обучения (сентябрь – октябрь) без дополнительной помощи специалистов.

1 ребенок (2%) условно не готов к началу регулярного обучения из-за недостаточного психофизиологического развития, низкого уровня усвоения программы подготовительной группы. Эти дети нуждаются в дополнительной коррекционной помощи.

2 ребенка (4%) не готовы к началу регулярного обучения в школе, они проходили ПМПК для определения условий и программы обучения, прошли обучение в группе комбинированной направленности в течение 2-х лет, но программу подготовительной группы не усвоили (один из данных воспитанников остается в МАДОУ для повторного обучения в подготовительной группе комбинированной направленности по АООП ДО для детей с ТНР).

Таким образом, учитывая результаты первичного обследования воспитанников подготовительных групп на готовность к школе в конце 2017-18 учебного года (май), можно отметить, что прогресс в развитии отмечен у 59 воспитанников, 4 воспитанника не показали прогресса, повторив результаты первичной диагностики на определение готовности к регулярному обучению в школе на начало учебного года, у одного ребенка наблюдается регресс в развитии, в сравнении с результатами на начало учебного года (с ноября 2017г. по май 2018г. ребенок находился на домашнем обучении, в связи с желанием родителей (законных представителей) ребенка).

Педагог – психолог МАДОУ № 1 «Ласточка» Шпилевая И.Е.

источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯМАЛЬСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ИМЕНИ ВАСИЛИЯ ДАВЫДОВА»

Анализ результатов мониторинга

готовности первоклассников к обучению в школе в 2017 году

В соответствии с приказами департамента образования Администрации муниципального образования Ямальский район от 01.01.2001 №82 « О реализации муниципальной системы оценки качества образования на 2017 год», «О проведении мониторингового исследования готовности первоклассников к обучению в школе в 2017 году» и в целях проведения системной работы по развитию системы оценки качества образования в ЯНАО и Ямальском районе в период с 18.09 по 22.09.2017 года проведен мониторинг оценки готовности первоклассников к обучению в школе. В первых классах Ямальской школы-интерната в 2017-2018 учебном году обучается 162/112 ученика. Их поло-возрастной состав следующий:

Читайте также:  Микроматричный анализ хромосом у детей

Из них: 48 первоклассников, родители которых ведут кочевой образ жизни. Из них 6 учащихся проходили предшкольную подготовку в кочевой группе МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко». 110 первоклассников являются выпускниками подготовительных групп МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко», 4 учащихся проживают в поселке, ДОУ не посещали.

В мониторинговом исследовании готовности первоклассников к обучению в школе 141обучающихся из 8 первых классов, 8 учителей начальных классов, 140 родителей обучающихся.

Цели и задачи мониторинга готовности первоклассников:

    выявление реального уровня подготовки детей школе; предоставление учителям, психологам и родителям качественного инструментария; ранняя диагностика и возможность оказания своевременной помощи каждому ребенку.

Обследование готовности первоклассника к обучению в школе проводилось на основе четырёх методик: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква». Социально-педагогический контекст, проводимого исследования, отслеживался с помощью специально разработанных анкет. Инструментарий разработан Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования, авторский коллектив под руководством . Организация и проведение исследования осуществлена Региональным центром оценки качества образования Ямало-Ненецкого автономного округа. Проведение обследования учащихся, а также анкетирование родителей осуществлялось учителями совместно со школьным психологом. Работы первоклассников оценивались психологами школы. Для получения информации об особенности организации учебного процесса в школе, а также о подготовке класса к обучению в школе проводилось анкетирование учителей. Анкетирование родителей проводилось с целью получения информации по широкому кругу вопросов, касающихся установок семьи относительно обучения ребёнка в школе, подготовки ребёнка к школе, оказания помощи ребёнку в начале обучения, а также для получения информации по изменению поведения ребёнка в первый период обучения в школе. Оно было организовано в ходе родительского собрания. Дополнительно на каждого ученика заполнялась карта первоклассника, в которую заносилась информация о состоянии здоровья ученика и оценочные суждения учителя о степени готовности к школе и особенностях поведения данного ученика в школе. В заполнении карты первоклассника принимали

участие учитель, ведущий данный класс, и медицинский работник.

Основные показатели, используемые в мониторинге по изучению

готовности первоклассников к обучению в школе, и формы их

В мониторинге по изучению готовности первоклассников к обучению в школе использовались два блока показателей:

– показатели готовности первоклассников к обучению в школе;

– контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями обучающихся, спецификой учебного процесса, особенностями класса и образовательного учреждения, характеристиками семей обучающихся.

Показатели готовности первоклассников к обучению в школе включают три группы.

Первая группа показателей относится к рассмотрению общего развития ребёнка, определению психофизиологической и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой, а также наличие у ребёнка учебных навыков, полученных до школы.

Вторая группа показателей относится к внутриличностным особенностям

детей и позволяет выделить базовые отношения ребёнка к самому себе и ситуации

школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. К этой

группе относятся личностная, социальная, эмоциональная зрелость. Индивидуально-психологические особенности ребёнка, определяемые в этом блоке, реализуются в индивидуальной стратегии преодоления трудностей.

Дополнительно используются показатели, характеризующие адаптационные

ресурсы ребёнка: здоровье первоклассника, семья как ресурс школьной успешности ребёнка и цена адаптации.

Совокупность предложенных показателей позволяет провести системный анализ факторов, влияющих на успешность вхождения ребёнка в школьное обучение и особенности протекания адаптационного процесса, а также выстраивать индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребёнка в начале обучения в школе.

Общая характеристика познавательной сферы первоклассников

В основе познавательной деятельности лежит психофизиологическая и интеллектуальная зрелость, отражающая общий уровень развития первоклассника и характеризующая готовность к новой для первоклассника учебной деятельности, усвоению знаний и умений.

Общее развитие первоклассника – это один из показателей, на основе которого можно прогнозировать школьную успешность. Он отражает результат предшествующего развития ребёнка. Высокий уровень психофизиологической и интеллектуальной зрелости проявляется в достаточном уровне концентрации внимания, самоконтроля, уравновешенности поведения, развития зрительно-моторной координации и развитии речи ребёнка.

Сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой отражает состояние пространственного и зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных координаций; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена; наличие интуитивных дочисловых представлений; овладение представлениями, лежащими в основе счета и операций сложения и вычитания; умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.

Наличие учебных навыков у ребёнка является результатом педагогического воздействия на ребёнка до школы. При определении готовности к обучению учитывались результаты одновременного рассмотрения различных данных (результатов тестирования ребёнка, экспертных оценок и фиксации наблюдений учителей и родителей) и взаимосвязь между различными уровнями их проявлений не только в ситуации тестирования, но и в реальной жизни (поведении в школе и дома).

Общая характеристика познавательной сферы первоклассников

Для оценки развития познавательной сферы первоклассников

использовались известные диагностические методики: «Рисунок человека»,

«Графический диктант», «Образец и правило» и «Первая буква», адаптированные к фронтальному проведению в классе.

Общее развитие первоклассника – это один из показателей, на основе

которого можно прогнозировать школьную успешность. Оно оценивалось с

помощью методики «Рисунок человека» на основе анализа рисунка абстрактного человека, который был сделан ребёнком. Чем детальнее и подробнее рисунок, тем выше общее развитие ребёнка. В зависимости от детальности рисунка были сформированы 3 основные группы учащихся (с высоким, средним и низким уровнями данного показателя).

На диаграмме 1 представлены результаты полученные в ходе выполнения диагностики « Рисунок человека» по классам.

На диаграмме 2 представлены результаты выполнения методики «Рисунок человека» в целом по школе

Таким образом, 86% первоклассников имеют достаточный уровень выполнения теста. Вместе с тем 14% первоклассников продемонстрировали низкий уровень выполнения теста.

Высокие результаты показывают дети, у которых высокий уровень психофизиологической и интеллектуальной зрелости проявляется в достаточном уровне концентрации внимания, самоконтроля, уравновешенности поведения, развития зрительно-моторной координации и развитии речи. Они хорошо готовы к усвоению школьных требований.

Низкие показатели по методике говорят об общей инфантильности («детскости», незрелости) детей.

Методика «Графический диктант» позволяет выявить сформированность предпосылок учебной деятельности, определяет, насколько точно ребёнок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.

Высокие показатели свидетельствуют о том, что эти дети хорошо воспринимают и чётко выполняют указания взрослого, умеют принимать поставленную задачу и допускают небольшое количество ошибок в самостоятельной деятельности.

Низкие значения говорят о неготовности следовать за указанием взрослого, проявляющиеся в ошибках при выполнении тренировочного узора; проблемах в соблюдении понимаемого правила; о трудностях предметного характера, не позволивших ученикам успешно справиться с продолжением узора; очевидно, что и во время выполнения диктанта дети допускали ошибки, связанные со счётом. Такой результат указывает на то, что дети слабо ориентируются в учебной ситуации, нуждаются в постоянной помощи и контроле каждого шага, не могут работать самостоятельно.

На диаграммах № 3и №4 представлены результаты выполнения теста «Графический диктант» по классам и в целом по школе

78% первоклассников справились с заданиями теста и показали результаты в пределах статистической нормы. 22% первоклассников продемонстрировали низкий уровень в выполнении теста.

Методика «Образец и правило» проверяет, насколько у ребёнка сформировано умение самостоятельно работать по предложенному образцу в рамках дополнительно заданного правила.

Высокие результаты говорят о том, ребенок успешно ориентируется в сложной системе требований, моделирующих процесс школьного обучения.

Низкие результаты по методике служат предвестником трудностей в овладении математикой (речь идёт о решении задач).

На диаграммах №5 и №6 представлены результаты выполнения теста «Графический диктант» по классам и в целом по школе

6 % учащихся первых классов показали результат выше статистической нормы;

71% первоклассников справились с заданиями теста и показали результаты в пределах статистической нормы. 23% первоклассников продемонстрировали низкий уровень в выполнении теста.

Методика «Первая буква» выявляет готовность ребёнка к овладению грамотой – первоклассники должны продемонстрировать умение выделить первый звук в произносимом слове.

Высокий результат показывает, что дети знают буквы, умеют выделять звуки, у них хорошо развит фонематический слух.

Низкие результаты указывают на то, что следует очень тщательно проработать с ребёнком в пропедевтический этап обучения. Таким детям полезны дополнительные занятия по фонематическому анализу слов, развитию фонематического слуха, возможно требуется проведение коррекционной работы с ребёнком невропатолога, логопеда или психолога.

На диаграммах № 7 и № 8 представлены результаты выполнения теста «Первая буква» по классам и в целом по школе

Данные диаграмм доказывают трудности детей в выполнении звуко-буквенного анализа слова, проблемы фонематического слуха, низкую готовность детей к овладению грамотой. 79 % учащихся показали результаты, соответствующие средним статистическим данным.

На диаграммах № 9 и № 10 представлены общие результаты успешности в четырех тестах по классам и в целом по школе

Данные диаграммы доказывают, что 75% учащихся в целом имеют достаточную готовность к школе. У них сформированы такие умения, как :

– понимать задание и использовать это понимание в процессе самостоятельного продолжения выполнения задания;

– точно следовать предложенной инструкции;

– учитывать все указания (правила) работы;

– привлекать к выполнению задания имеющийся опыт (ведение порядкового и количественного счета, ориентировка на плоскости и в пространстве; способность обратиться за помощью);

– способность контролировать отдельные шаги в процессе выполнения задания.

Вместе с тем 25% учащихся имеют низкую готовность, испытывают затруднения в учебной деятельности. Требуется большая коррекционная работа, применение большего числа дидактических игр, наглядного материала, индивидуализация обучения, работа психолога и логопеда.

По данным, полученным в результате анкетирования учителей, были выявлены следующие результаты о имеющихся у первоклассников навыков чтения, письма и счета.

Полученные результаты представлены на диаграммах № 11 и № 12 по классам и в целом по школе

По мнению учителей, в целом только 55,5 % учащихся имеют навыки чтения, письма и счета достаточные для начала обучения. В классах вместе учатся дети, умеющие и не умеющие читать. Это создает определённые трудности для учителя, который вынужден подтягивать и уделять значительное внимание плохо читающим учащимся. Одной из причин трудностей, связанных с подготовкой к письму, может являться плохая мелкая моторика рук.

Индивидуально-личностные особенности ребенка

Школьная готовность – понятие более широкое, чем развитие познавательных способностей и формирование предпосылок учебной деятельности. Психологическая готовность к школе предполагает развитие многих личностных качеств ребёнка, позволяющих ему адаптироваться к функционированию в роли ученика. Поэтому в исследования включены такие показатели как мотивация школьников, усвоение норм поведения, успешность функционирования в роли ученика, взаимодействие со сверстниками. При этом изучается эмоциональная стабильность и эмоциональное благополучие первоклассников.

Мотивация 85% учащихся 1 классов положительная и соответствует средним статистическим данным. Дети хотят учиться. Этому способствуют развитие познавательных интересов ребенка, опыт дошкольного обучения и установки семьи. В то же время 15 % учащихся имеют низкую мотивацию к обучению. Для этих детей учебная деятельность не является источником положительных эмоций, воспринимается как обуза и проявляется в сниженной активности на уроке и в целом в учебной деятельности.

Усвоение норм поведения в школе – это фактор, характеризующий понимание и принятие ребёнком правил, необходимых для школьника, а также способность ребенка произвольно управлять своим поведением. Высокие значения означают хорошее усвоение роли ученика, способность следовать правилам. Низкие значения часто сопровождают незрелость системы саморегуляции, а также могут указывать на особенности протекания адаптационного синдрома с усилением гиперактивности в ситуации стресса и «новизны».

В целом 95 % учащихся в целом усвоили нормы поведения в школе.

На диаграмме представлен результат усвоения норм поведения по классам

Успешность функционирования в роли ученика — это фактор, демонстрирующий успешность школьной адаптации: В целом 95% первоклассников усвоили требования ролевой позиции «ученик», умеют подстроить свое поведение под требования учителя, научились осуществлять свою деятельность в необходимом темпе.

На диаграмме представлены данные о успешности функционирования первоклассников в роли ученика по классам.

На следующей диаграмме представлены результаты, характеризующие умение учащихся взаимодействовать со сверстниками. В целом 95% первоклассников умеют устанавливать дружеские отношения, приняты в коллективе сверстников. Вместе с тем выявлены данные о учащихся, которые имеют трудности вхождения в коллектив, нуждаются в помощи взрослых, в специальной работе по формированию умений в сотрудничестве.

Критерий эмоциональная стабильность понимается как способность сохранять спокойное состояние в различных, в том числе изменяющихся, обстоятельствах. Низкие оценки по шкале выражаются в неустойчивом настроении, высокой тревожности, возрастающей в ситуации непредсказуемости событий, таких как проверка знаний, новые задания. Высокие – «нетревожность» или способность сохранять эмоциональную стабильность в условиях школьной жизни. В целом у 98 % учащихся эмоциональная стабильность (нетревожность) проявляется в пределах статистической нормы. На диаграмме представлены результаты данного критерия по классам

Данный критерий отражает целостную эмоциональную реакцию на пребывание в школе. В целом 98,8 % учащихся не испытывают негативных эмоций во время пребывания в школе. Для детей, с низким уровнем эмоционального благополучия Необходим комплексный подход с привлечением средств психологической и педагогической коррекции, а в некоторых случаях и медицинской поддержки. На диаграмме представлены результаты данного критерия по классам.

СЕМЬЯ КАК РЕСУРС АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА

Исследуя результаты, полученные в ходе диагностики по данному критерию можно сделать вывод, что в большинстве поселковых семей имеются установки на поддержку учебной деятельности ребенка. Родители демонстрируют готовность в оказании поддержки ребенку и в оказании помощи в преодолении возникающих затруднений. Но учитывая условия нашего учебного заведения, проживание детей в интернате, где нет возможности детям напрямую ежедневно взаимодействовать с родителями, функцию родителей принимают на себя воспитатель и учитель. От их умелых действий зависит эмоциональное состояние детей и успешность их обучения.

Цена адаптации ребенка к школе.

Это показатель, полученный на основе определения уровня изменений, отражающихся в поведении ребенка на фоне его вхождения в учебную жизнь. Он показывает степень затратности для ребенка процесса вхождения в школу и является необходимым параметром для оценки адаптации к школе, поскольку позволяет предупредить перенапряжение ребенка и ухудшение его здоровья. У большинства первоклассников результаты по этому параметру соответствуют средним статистическим результатам.

Читайте также:  Микоплазма пневмония у детей анализ

Исследуя показатель, характеризующий здоровье обучающихся установлено, что большинство первоклассников школы принадлежат к основной физкультурной группе и 1-2 группам здоровья.

На основе результатов обследования, проводимых в образовательных организациях Ямальского района и обработки полученных данных, сформирован профиль «Результаты обследования первоклассников в начале учебного года».

В ходе анализа профилей были выявлены следующие результаты:

В большинстве случаев показатели позиций «Познавательная сфера» и «Индивидуально-личностные особенности ребенка», находятся на уровне среднего значения показателя по региону и соответствуют норме. Проблемной позицией, которая была выявлена в результате анализа результатов мониторингового исследования готовности первоклассников к обучению в школе, является «Семья, как ресурс адаптации первоклассника». Так как дети живут в условиях интерната. Семья не может оказывать помощь детям. Показатели, касающиеся адаптации ребенка к школе, индивидуальные особенности здоровья соответствуют среднему значению по региону. Уровень здоровья первоклассников школы соответствует норме, первоклассники Ямальской школы-интернат принадлежат к основной физкультурной группе и 1-2 группам здоровья.

источник

Аналитическая справка по мониторингу уровня готовности к школьному обучению детей 6-7 лет подготовительной группы МБДОУ 108

1 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно — речевому развитию детей 108» Аналитическая справка по мониторингу уровня готовности к школьному обучению детей 6-7 лет подготовительной группы МБДОУ 108

2 По запросу министерства образования с целью, определения стартовых возможности будущих первоклассников в формировании предпосылок к продуктивной учебной деятельностибыл проведен мониторинг развития детей6-7 лет. Количество продиагностированных: 24 (из 24 списочного состава) Использовался комплект материалов, позволяющих выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личной сферы, уровень владения основными компонентами деятельности и таким образом оценить уровень готовности детей данного возраста к обучению к школе. Исследование проводилось индивидуально и в групповой форме. По результатам проведенного обследования получены следующие результаты: Мотивационная готовность детей к школе Учебная Игровая 33% 38% 29% Уровни готовности детей 6-7 лет по методикам Высокий Хороший Средний Низкий Учебноигровая Эмоциональноволевая готовность Зрительномоторная координация Кратковременная память Зрительно пространственное восприятие Логическое мышление Понятийное мышление 38% 46% 16% — 25% 25% 38% 12% 79% 21% % 8% 25% 4% 92% 8% % 21% — —

3 Речевое развитие (фонематическое восприятие) Понятийнологическое мышление Развитие устной речи 79% 17% 4% — 58% 42% % 54% — — Уровень готовности детей 6-7 лет к обучению к школе выглядит следующим образом: Высокий Хороший Средний Низкий 29% 46% 25% — Диаграмма результатов мониторинга по изучению уровня подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе за учебный год. 50% 45% 46% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 29% 25% Высокий уровень Хороший уровень Средний уровень Низкий уровень 10% 5% 0% Исходя из процентного соотношения, высокий уровень подготовки к обучению в школе получили 29% детей. Это значит, что при обследовании по всем методикам дети получили высокие показатели развития когнитивной сферы и мотивационной готовности к школе. Хороший уровень подготовки к обучению в школе получили 46% детей. В данной категории у некоторых детей затруднение вызвали задания на умение устанавливать закономерности, и задания предполагающие

4 восприятие материала на слух. У некоторых детей выявлены слабые графические навыки. Так же у детей данной группы преобладалаучебно игровая мотивация. Средний уровень подготовки к обучению в школе получили 25% детей. Особое затруднение вызвали задания на восприятие материала на слух, задания на способность к самоконтролю. Это объясняется тем, что данный возрастной период находится на стадии формирования саморегуляции и произвольного внимания. Так же вызвало затруднение задание на развитие зрительно моторной координации. Небольшие затруднения вызвали задания на кратковременную память и способность к фоменатическому анализу слова. У многих детей была обнаружена игровая мотивация. По данным психологического обследования были составлены специальные рекомендации. Рекомендовано: родителям детей, которые получили низкиерезультатыпо тому или иному показателю готовности к школе — консультация с педагогом психологом для получения информации о своевременной помощи в развитии данных детей и получениюдополнительных рекомендаций на летний период. Для детей, получивших в процессе обследования средние показатели различных параметров и процессов, рекомендованы игры и упражнения на развитие произвольной регуляции поведения, психических познавательных процессов, на развитие зрительно- моторной и слухово моторной координации, а также игры направленные на развитие учебной мотивации.

5 Аналитическая справка по результатам мониторинга качества подготовки детей 6-7 лет к школе МБДОУ 108 Количество продиагностированных: 24 (из 24 списочного состава) Дата проведения диагностики воспитателями: Дата проведения диагностики педагогом психологом: Задачи: — Определить степень освоения детьми 6-7 лет образовательной программы дошкольного учреждения — Оценить уровень развития детей 6-7 лет через оценку развития интегративных качеств. Уровень овладение детьми 6-7 лет необходимыми навыками и умениями 120% 100% 80% 60% 40% 20% 0% высокий уровень средний уровень низкий уровень Уровни развития Социальнокоммуникат ивное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художестве нноэстетическо е Физическое развитие Высокий 78% 71% 71% 83% 90% Средний 22% 29% 29% 17% 10% Низкий

6 Анализ причин итоговых показателей овладения детьми необходимыми навыками и умениями: 1. Познавательное развитие: В течении года особое внимание уделялось индивидуальной работе с детьми, проводились занятия с детьми,имеющими низкие показателями развития психических познавательных процессов на начало учебного года «Тренинг для будущих первоклассников», родителям были даны рекомендации, проведены консультации по подготовке детей к школе. 2. Физическое развитие Высокий процент физически развитых детей 6 7 лет является следствием того, что в течение года большое внимание уделялось закреплению основных видов движений, развитию основных физических качеств. Систематически проводилась утренняя гимнастика, корригируящая и дыхательная. В течение года проведены все запланированные спортивные мероприятия и соревнования большое внимание уделялось мерам по улучшению посещаемости детей (закаливающие мероприятия, работа с родителями) 3. Художественно эстетическое развитие. Педагогами в течении года большое внимание уделялось проблеме приобщения детей к миру культуры и искусства: дети участвовали в литературных, музыкальнотеатрализованных проектах, творческих конкурсах, как внутри ДОУ, так и в округе Проделанная работа дала высокий уровень развития детей в художественно-эстетического направлении. 4. Социально-коммуникативное развитие В течение года работе с детьми использовались беседы, сюжетно ролевые игры, подвижные коммуникативные игры. Группу посещают несколько детей, имеющих гиперподвижность, что обословливает проблемы в концентрации внимания, взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Так же в подготовительную группу ходят дети не регулярно посещающие детский сад, эти причины в итоге негативно сказалось на социальном и познавательном развития данных детей. 5. Речевое развитие Анализ причин среднего уровня речевого развития детей показал низкую заинтересованность родителей к приобщению детей к книге, увлеченность детей другими видами деятельности.

7 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% Уровень сформированности интегративных качеств детей 6-7 лет высокий уровень средний уровень низкий уровень 1. Интегративное качество «Физическое развитие.» В группе основные движения сформированы в соответствии с возрастом. 2. Интегративное качество «Любознательный, активный.познавательные интересы, вопросы, участие в образовательном процессе находятся на достаточном уровне. 3. Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый».у воспитанников выражено сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов, дети эмоционально реагируют на произведения искусства, имеют представления об эмоциональных состояниях. 4. Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.»в основном воспитанники используют вербальные и невербальные средства общения владеют конструктивными способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. 5. Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдающий элементарные правила поведения.» Воспитанники группы соблюдают правила поведения на улице, в общественных местах, способны к волевому усилию, стараются соподчинять мотивы поведения.однако данный возрастной период находится на стадии формирования саморегуляции и произвольного внимания, что является причиной наличия 50% среднего уровня развития способности управлять своим поведением. 6. Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи.»в основном воспитанники умеют реализовать замысел в рисовании, конструировании и речевом творчестве. 7. Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе ( общая осведомленность).»в основном воспитанники всех групп имеют

8 представления о семье, природе, культуре. 8. Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.»дети достаточно хорошо умеют работать по правилу и образцу, выполняют инструкцию по наглядному и словесному образцу. Однако результаты диагностики выявили необходимость развития графических навыков и зрительномоторной координации у некоторых воспитанников. ВЫВОД: Анализируя полученные данные мониторинга воспитанников можно сделать вывод о положительной результате. Из всех детей 6-7 лет на конец учебного года 100% имеют стабильно-положительный показатель (высокий и средний уровень развития).знания детей достаточные, они способны применять их в повседневной деятельности. У детей в соответствии с возрастным развитием хорошо сформированы психические функции. Это свидетельствует об эффективности проделанной образовательной работы.

9 Краткая аналитическая справка по результатам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы МБДОУ 108 На основании годового плана ДОУ заместителем заведующего по ВО и МР Егорова О.Н. музыкальным руководителем Марковой Т.В., инструктором по ФИЗО Белоноговой Л.В. и воспитателями дошкольных групп, с по г. в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно речевому развитию детей 108», проведён мониторинг результатов освоения программного материала воспитанниками по образовательным областям за учебный год. Всего обследовано 203 воспитанников. Дата проведения диагностики воспитателями: с 12 по 23 мая 2014г. Задачи: — Определить степень освоения детьми образовательной программы дошкольного учреждения — Оценить уровень развития детей лет через оценку развития интегративных качеств. Уровень овладения умениями и навыками по образовательным областям.

10 Результаты освоения материала по образовательным областям и направления дальнейшей работы 1. «Здоровье» 95% детей показали положительный результат освоения программного материала. Однако, во всех группах необходимо уделять внимание закреплению навыков опрятности, формированию навыков личной гигиены, представлений о здоровом образе жизни. 2. «Физическая культура»программный материал освоен 98% воспитанниковдоу на высоком и среднем уровне. Планируем работу по закреплению основных видов движений, развитию основных физических качеств. 3. «Социализация»81% детей показали положительный результат освоения программного материала. Необходимо уделять внимание обогащению сюжета игр, закреплению умения вести ролевые диалоги, принимать игровые задачи, общаться со взрослыми и сверстниками. 4. «Труд» 95% детей всех возрастных групп показали положительный результат освоения программного материала. Тем не менее, необходимо уделять внимание закреплению трудовых навыков, интереса к трудовым поручениям и труду взрослых. 5. «Безопасность». На достаточном уровне освоен дошкольниками программный материал 92% Необходимо усилить работу по закреплению правил безопасности детей в детском саду, дома и правил безопасности на дороге. 6. «Познание» 92% детей ДОУ на достаточном уровне усвоили материал. Следует уделить внимание формированию целостной картины мира, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков. 7. «Коммуникация» Программный материал по образовательной областиосвоен 92% дошкольников. Необходимо уделить внимание развитию речи и коммуникативным навыкам детей. 8. «Чтение художественной литературы» Программный материал образовательной областиосвоен 89% детьми. Необходимо учить детей внимательно слушать литературные произведения, расширять знания о жанрах литературы, учить выразительно читать стихи. 9. «Художественное творчество». 95% детей показали положительный результат освоения программного материала. Планируем индивидуальную работу с детьми по формированию, умений и навыков

11 по изобразительной деятельности в соответствии с возрастом, по совершенствованию техники рисования, лепки, аппликации, развитию творческих способностей воспитанников. 10. «Музыка»91% детей показали положительный результат освоения программного материала. Необходимо формировать интерес к музыке, закреплять вокальные умения, танцевальные движения В анализируя полученные данные мониторинга воспитанников можно сделать вывод о положительной результате. Из всех воспитанников ДОУ на конец учебного года 93% имеют стабильно-положительный показатель (высокий и средний уровень развития). Знания детей достаточные, они способны применять их в повседневной деятельности. У детей в соответствии с возрастным развитием хорошо сформированы психические функции. Это свидетельствует об эффективности проделанной образовательной работы. Сравнительная диаграмма уровня сформированности интегративных качеств за 2013,2014 гг. 100% 80% 72% 78% 65% 70% 70% 70% 75% 75% 87% 86% 60% 40% 20% 0% ранний возраст дети 3-4 лет дети 4-5 лет дети 5-6 лет дети 6-7 лет 2013г. 2014г. 2013г. 2014г. Анализируя полученные данные можно заключить, что воспитанники ДОУ развиваются в соответствии со своим возрастом, опережающих свой возраст нет. Незначительно ниже показатели сформированности интегративных качеств у детей 4-5 и 5-6 лет за 2014г. по сравнению с 2013г. Это связано прежде всего с периодом введения ФГОС, а именно: 1. Переход к новым требованиям содержания образования и формам организации образовательной деятельности; 2. Отсутствие необходимой методической базы (не разработан диагностический инструментарий и т.д.)

12 Вывод: анализ полученных результатов позволяют говорить о хорошем уровне освоения программных задач, развития интегративных качеств и базовых компетенций. Дальнейшее повышение качества образования в ДОУ ориентировано на повышение уровня педагогической компетентности педагогического коллектива в области новых методических разработок по реализации ООП ДОУ, разработанной с учетом ФГОС.

источник

по итогам мониторинга

«Готовность детей старшего дошкольного возраста

к обучению в школе » МКДОУ детский сад «Брусничка»

Во исполнение годового плана в период с 17 по 30 апреля 2017 года комиссией в составе заведующего Ивановой З.С, воспитателей Тенниковой Е.Ю. и Даниленко И. И. проводилось изучение работы педагогов по подготовке детей выпускной подгруппы к школьному обучению.

Цель проверки: изучение уровня готовности детей – выпускников к обучению в школе.

Программа мониторинга включала: осуществление анализа в этой группе проходит путем наблюдения за детьми, изучения продуктов их деятельности (рисунков, аппликации), в виде несложных экспериментов (в виде отдельных поручений ребенку, проведение дидактических игр), бесед, ознакомления с условиями его жизни и воспитания в семье; диагностика уровня развития детей по различным разделам программы; уровень развития интегративных качеств;

Обработка результатов диагностики;

Просмотр организации воспитательно – образовательного процесса;

Анализ предметно-развивающего пространства в группе;

План 1. Анализ деятельности педагогов и их документации 2. Анализ предметно-развивающей среды 3.Ощие сведения о детях 4. Диагностика и результаты по разделам программы и интегративным качествам. Образовательный процесс с детьми строится на основе реализации основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.В.Васильевой, Т.С.Комаровой и дополняется использованием парциальных программ Н.В.Николаевой «Юный эколог», М.С.Стеркиной «Основы безопасности жизнедеятельности» и педагогических технологий.

Читайте также:  Мыслительная операция анализ у детей

Анализ деятельности педагогов и их документациипоказал, что в группе работают педагоги со специальным образованием, 1 педагог имеет высшее образование. Педагогический стаж работы более 5 лет. Календарные планы воспитателей написаны в соответствии с требованиями программы и в соответствии с ФГОС. Основной формой деятельности детей является игра. Обучение проходит через совместную организованную деятельность , самостоятельную деятельность детей и в ходе режимных моментов. В планах отражается работа с родителями. Вся деятельность строится на интеграции образовательных областей. В планах отражаются три цели: воспитательная, образовательная и развивающая. Учебная нагрузка соответствует норме. Соблюдается двигательная нагрузка.

В плане отражается индивидуальная работа с детьми.

Педагоги знают возрастные особенности развития детей подготовительной к школе группы, специфику образовательной работы с детьми.

Оба воспитателя прошли курсы повышения квалификации Планы педагогов оформлены эстетично. Педагоги располагают необходимыми методическими разработками и рекомендациями по планированию работы с детьми старшего дошкольного возраста по всем разделам воспитательно-образовательного процесса. Педагоги грамотно планируют учебно-воспитательный процесс, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. На основе учебного плана широко использует новинки методической литературы, научные и энциклопедические знания. Многие пособия к учебным занятиям изготовлены руками педагога.

Анализ предметно-развивающего пространствагруппы показал, что в группе созданы необходимые условия для целенаправленной подготовки детей к обучению в школе: имеется достаточное количество развивающих пособий и игр с различной тематической направленностью, познавательная литература из серии «Хочу все знать», «Я познаю мир». Книги расставлены по темам (природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране и т.п.), имеется справочная литература.

Для укрепления здоровья и закаливания детского организма в группе имеются физкультурные уголки.

Уголок в старшей разновозрастной группе оформлен эстетично, соответствует возрасту детей, достаточное количество оборудования обеспечивает достаточную двигательную активность детей в течение дня. Имеются в наборе разминочные комплексы (серсо, мишени и шарики для бросания). Недостаточно коррегирующих дорожек для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, мячей.

Предметно-игровая среда организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Размещение игрового оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам. Имеется набор игрушечных персонажей, музыкальные инструменты. В изобразительном центре кроме обычных материалов есть и нетрадицинные. В раздевальной комнате выделено место для демонстрации детских работ, кроме этого детские работы используются для создания интерьера в группе.

Для игровой деятельности, изменения своего имиджа в помещении имеется зеркало с атрибутами (парички, носики, уши, грим, шляпы, галстуки, очки, шали и пилотки).

Имеющаяся игротека для самостоятельных игр способствует познавательному и математическому развитию ребенка, развивает логическое мышление. Разнообразны игры с правилами (лото и домино, шашки и шахматы, маршрутные игры). Все они интересны, красочны, носят соревновательный характер, вызывают желание играть даже без участия взрослого.

Для расширения возможности познать свой родной край, страны в группе есть герб, флаг страны и края, карта страны.

Центр «Учимся конструировать» помогает овладеть детям конструктивными умениями и навыками. Мозаика, мелкий конструктор «Лего», материалы для изготовления оригами, различные сборные игрушки способствуют решению этой задачи. Строительный центр вмещает в себя различные конструкторы, игрушки для обыгрывания построек, макет железной дороги, игра «Перекресток» и модель светофора. Необходимо разнообразить виды транспорта и игровой техники, изготовить схемы построек и алгоритмы их выполнения, которые помогут дошкольникам в строительных играх.

В математическом центре имеется в достаточном количестве счетный материал, комплекты цифр и знаков, рабочие математические тетради, наборы объемных геометрических фигур. В старшей группе имеется групповая лаборатория. Необходимо дополнить ее природными материалами, сыпучими продуктами и пищевыми красителями, разнообразить настольно-печатные игры для формирования естественнонаучных представлений у воспитанников.

Таким образом, пространственно — игровая среда группы способствует всестороннему развитию дошкольников и подготовке их к школьному обучению.

В подготовительной к школе группе 11 человек: 2 девочки и 9 мальчиков. По результатам беседы выявлено, что все дети хотят учиться в школе, осознают важность и необходимость обучения. Все дети легко вступают в контакт, осознают правила поведения, могут поддерживать разговор на заданную тему. Взрослых называют по имени, отчеству; благодарят за оказанную помощь, пользуются вежливыми словами. Воспитатели познакомили дошкольников со свойствами воды и снега, глины и песка, дали элементарные знания о законах преломления света, о физических свойствах металлов, расширяя кругозор детей и развивая их любознательность. Педагоги создает условия для самостоятельной творческой деятельности детей (составление тематических альбомов и гербариев, изготовление поделок, сочинение рассказов и сказок о растениях и животных) Дети знакомятся с проблемами загрязнения окружающей среды, ухаживают за растениями и животными уголков природы. Дошкольники и интересом наблюдают за дождем и снегопадом, инеем и росой, интересуются изображением Солнца и вращающихся вокруг него планетами. Все дети (кроме одного ребенка) считают до 10 и обратно. Различают количественный и порядковый счет на уровне начала года, понимают величины и ориентируются в пространстве. Во времени ориентировка слабо: дни недели, вчера-сегодня-завтра, название месяцев дети называют только с подсказкой. Геометрические фигуры знают. Речь детей развита в соответствии с возрастом. Словарный запас детей хороший: дети называют существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Грамматический строй речи выражен слабее. Дошкольники умеют составлять полные предложения, образовывать новые слова, понимают слова обозначающие предметы, действия, признаки, явления. Обучение детей грамоте – выше среднего: многие дети знают буквы, читают, но некоторые с трудом определяют количество звуков, слогов, место заданного звука в слове, гласные и согласные. Уровень восприятия художественной литературы на среднем: жанры литературных произведений, пересказ любимых произведений, инсценирование. Стихи дети знают, но читают их не выразительно. Дети знают членов своей семьи, чем они занимаются. Знают свой поселок, свою страну, имеют свою мечту о будущем многие дети. Художественные способности детей средние: дети почему то не любят лепит, рисовать, не умеют пользоваться палитрой.

Преобладающие виды игр – «семья», «больница», «гараж», «парикмахерская». Присутствует половая идентификация игр. С возрастом расширяются сюжетные линии игр, но недостаточно. Дети с удовольствием играют в школу.

Дети знают профессии родителей, сельские профессии. С удовольствием трудятся в уголке природы, на участке. Умеют выбирать инвентарь, распределять трудовые действия и убирать инвентарь после работы.

Знания детей по экологическому воспитанию средние . Дети знают животных основных классов, особенности их поведения, среду обитания, чем питаются, как передвигаются, как приспосабливаются к сезонным изменениям, как спасаются от врагов. Необходимо детализировать знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о растениях поля, луга и сада.

Хорошие знания детей по валеологии . Дети знают для чего человеку нужны различные органы, как заботиться о них, знают полезные и вредные продукты, правила ЗОЖ, оказание первой помощи при порезах, ранах. Анализируя работы по изобразительной деятельности, можно сделать вывод: темы рисунков разнообразны, это и предметы окружающего мира, сказочные герои, декоративные композиции. Рисунки имеют детализированный характер. Отличаются рисунки мальчиков и девочек: мальчики в основном рисуют военную технику, космос, военные действия, девочки- женские образы принцесс, балерин, моделей, часто встречаются бытовые сюжеты из жизни. Дети стараются передать в своих рисунках расположение предмета в пространстве ( человек стоит, подняв руки, кошка бежит) Фигуры в основном, статичны, дети с трудом передают движения животных и человека. Фигура человека детализирована, части тела пропорциональны, прорисованы мелкие детали: пальцы, уши, прическа, глаза, брови, нос, уши. Одежда украшается мелкими различными деталями.

Цвета, используемые в рисовании детьми, разнообразны, кроме основных цветов, дети используют оттенки одного цвета, размывая насыщенный цвет водой, осветляя темный тон краски. Дети знакомы со смешением цветов, но в рисовании свои знания не используют, при рисовании карандашом, оттенок получается при различном нажиме на карандаш у 60% детей;

Темы детских работ по аппликации разнообразны, 91,7% детей уверенно пользуются ножницами в процессе вырезывания. Дети научились разрезать бумагу в разных направлениях, декоративные композиции состоят в основном из элементов геометрических форм , которые вырезаны из бумаги, сложенной гармошкой , в узоре элементы чередуются по цвету, размеру, располагаются в центре, по углам, по сторонам формы листа, растительные элементы в декоративных работах не используются. Хорошие навыки дети имеют в симметричном вырезывании.

Все дети достаточно активны в общественной жизни, свободно выступают перед детьми. Двигательная сфера детей этого возраста развита на достаточном уровне, овладение двигательными навыками, соответствие нормам в развитии (Антропометрические показатели), также находятся на достаточном уровне развития. На таком же уровне находятся признаки эмоционального благополучия. Развитие движений, сохранение статического равновесия, бег с преодолением препятствий – развитие этих двигательных навыков также преобладание достаточного уровня. Неустойчивые навыки встречаются у детей при обследовании прыжков и подбрасывание и ловли мяча. Не все дети имеют достаточный уровень, отмечаются отдельные недостатки в технике выполнения прыжка, длина прыжка лишь 90 см – близкий к достаточному. Самостоятельно выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры, владеют доступными возрасту навыками самообслуживания. Таким образом, можно сказать, что такое интегративное качество, как физически развитый и овладевший гигиеническими навыками в сформированности находиться на достаточном уровне развития у детей 6-7 летнего возраста.

В большинстве своем у детей этой группы на достаточном уровне развития такое интегративное качество как, любознательный, активный. Дети способны вступать в общение со знакомыми взрослыми, задает им вопросы, экспериментирует, устанавливают причинно-следственные связи, в ходе наблюдения за детьми при организации того или иного задания можно было видеть реакцию детей с каким проявленным интересом они подходили к самостоятельному преобразованию построек, экспериментированию с деталями конструктора, высказывают правильные предложения, выделяя причинно-следственные связи между различными явлениями, но все же некоторые дети задают вопросы и экспериментируют в условиях деятельности возникающей по инициативе других (детей и взрослых) уровень развития у таких детей близкий к достаточному.

Эмоциональность и отзывчивость детей этого возраста сформированы на достаточном уровне: дети способны распознать настроение близких его эмоциональное состояние, способны понять причину изменения настроения, эмоционально отзывчиво реагируют на музыкальные произведения.

Дети высказываются простыми, распространенными предложениями, составляют связный рассказ по сюжетной картинке — все это составляющие интегративного качества «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками». Практически все дети в ходе наблюдений справляются с предложенными заданиями, в процессе рассказывания по сюжетной картинке, не всегда отмечается полнота содержания, структурное оформление высказывания, его грамматическая правильность. Используют обобщающие слова, антонимы и сравнение. Иногда встречается неточные выражения, опускаются важные детали, перечисление персонажей не связывает с событиями, у таких детей уровень близкий к достаточному.

В ходе диагностирования такого интегративного качества, как способный управлять своим поведением и планировать свои действия выявлено, что не все дети умеют согласовывать свои действия с действиями другого, в совместной деятельности, в конфликтных ситуациях часто проявляется агрессия, из-за стремления к самоутверждению, соперничество и нежелание уступить первенство. Что касается общепринятых норм и правил, таких как правила поведения на дороге, за столом и в общественных местах преобладает уровень достаточный, эти навыки сформированы на должном уровне.

Развитие соответствует возрастным возможностям и при выявлении показателей сформированности такого интегративного качества, как «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту», в свободной деятельности практически все дети общаются друг с другом, участвуют или играют в какой то игре, доброжелательно разговаривают друг с другом (в большинстве у девочек). Легко справляются с заданием достроить фигуру, способны строить замысел будущей конструкции у многих детей проявляется большое количество замыслов, некоторые не до конца воплощают их на деле (в конструировании). В чтении художественной .литературы дети с охотой сочиняют сказки, но они в основном похожие на другие с предложенными героями, многие пользуются подсказкой воспитателя. В художественном творчестве дети четко и уверенно, творчески реализуют свой замысел, сами выбирают вид изодеятельности. Дети с уровнем близкий к достаточному испытывают затруднения при воплощении замысла и раскрытии предложенной темы, цветовая гамма однообразна.

Дети этого возраста имеют представление о себе и о своих возможностях, достаточный уровень развития преобладает по этому интегративному качеству, развитие соответствует возрастным возможностям, дети умеют прислушиваться к себе, понимают свое эмоциональное состояние. Могут сказать о себе, что они умеют хорошо делать, что у них пока не получается, осознают отношение к себе, окружающих проявляют потребность в самоутверждении. Дети имеющий достаточный уровень также без затруднений могут рассказать о поселке, в котором он живет, без труда выделяют домашних и диких животных, адрес дома и детского сада, как зовут членов его семьи, как и кем работают его родители. Затруднялись дети лишь в том, что зная, правила и объясняя их в быту и в природе, не реализуют их на практике. Не всегда четкие представления о своих возможностях, не все дети называют отчество близких.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Для изучения способности ребенка использовать наглядные модели и символические средства в познавательной деятельности воспитатели организовывают игры, знакомящие детей с правилами дорожного движения. При наблюдении за игрой выявилось, что большинство детей самостоятельно и правильно используют модели и символы в своей деятельности, некоторые нуждались в помощи и дополнительных объяснениях. В основном дети свободно и легко запоминают правила и руководствуются в игре ими самостоятельно, лишь немногие воспроизводят образец после повторного объяснения.

Наиболее объемным, информативным и важным качеством в подготовке детей к школе является качество «овладевший необходимыми умениями и навыками», т.к. если у ребенка наблюдаются низкие показатели сформированности того или иного умения или навыка, можно говорить о несоответствии его возрастных возможностей.

источник