Меню Рубрики

Анализ на тему дети сироты

Теоретический анализ проблемы детей-сирот младшего школьного возраста в условиях детского дома и патронатной семьи

Понятие «сиротство» можно рассматривать с разных сторон. В Толковом словаре русского языка дается следующее определение: «Сирота — ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или более родителя. Сиротство — состояние сироты: одиночество[27; С. 12]. С педагогической точки зрения, сиротство — негативное социальное явление, характеризующее образ жизни несовершеннолетних детей, лишившихся попечения родителей. По мнению Л.Я. Олиференко, Т.Н. Шульга, сироты — это особая социальнодемографическая группа детей с рождения до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально-экономическим, а также морально-нравственным причинам. [2]. Социальное сиротство, как указывает Е.М. Рыбинский, есть «устранение или неучастие большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения)» [3, с. 23]. К причинам сиротства относятся: ухудшение материального положения населения, его социально-экономическое расслоение, межнациональные конфликты, появление беженцев, урбанизация, кризисное состояние систем образования и воспитания. Все эти факторы характерны для многих стран и разрушительно воздействуют на семью, в результате чего снижается уровень рождаемости, увеличивается число неполных семей, появляются дети-бомжи, дети-изгои, дети-беженцы. Ребенок-сирота живет в мире отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей. В соответствии со взглядами функционалистов, в частности, Т. Парсонса, освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных [4, с. 448].

У детей-сирот представления о той или иной социальной роли часто бывают искажены, а значит, и усвоение той или иной роли ребенком, подростком, оставшимся без попечения родителей, затруднено и требует индивидуального педагогического воздействия. У детей, живущих в интернатных учреждениях, наблюдается не просто отставание в развитии или недоразвитие личностных новообразований, а формирование принципиально иных механизмов, при помощи которых ребенок приспосабливается к жизни в них. Это происходит не только вследствие нарушения эмоциональных и коммуникативных связей с матерью и родственниками, но и потому, что жизнь в интернатном учреждении не требует от ребенка функций, которые он выполняет или должен выполнять в семье. Особенно трудным для ребенкасироты оказывается освоение роли семьянина. Дети-сироты обладают как общими чертами, присущими всем детям, так и имеют некоторые различия. Л.М. Шипицына и др. отмечают, что последствиями сиротства являются нанесение вреда психическому и социальному развитию ребенка, лишившемуся попечения родителей [5, с. 87]. У детей-сирот снижен общий психический тонус, нарушены процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. Они тревожны и не уверенны в себе, снижены эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие

В настоящее время отношение государства к детям, находящимся в опасной жизненной ситуации, к которым, в первую очередь, относятся детисироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, является показателем гуманности современного общества. В Международной Конвенции ООН о правах ребёнка (1989 г.) определено, что «ребёнок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством»[48; С. 36].

По статистике, каждый год в нашей стране лишают родительских прав около 50 тысяч человек, 44 тысячи из которых страдают алкоголизмом и наркоманией. На 2015 год по данным Росстата численность детей-сирот составила 71, 4 тысячи человек, что на 18 процентов ниже, чем в конце 2014. Конституция Российской федерации закрепляет положение о том, что семья, материнство, детство находятся под государственной защитой. Отсюда следует вывод о том, что дети сироты, находясь под защитой государства, обладают правом реализации своих субъективных прав, в том числе и жилищных. На сегодняшний день проблема обеспечения детей-сирот жилплощадью стоит наиболее остро. Это обусловлено тем, что при отсутствии эффективного управления жилищным фондом, не выполняется целый ряд государственных программ по обеспечению жилищем детей-сирот. Проблема развития адекватной и эффективной системы социальной поддержки детей сирот наиболее остро звучит в настоящее время. Изменения в экономике и политической жизни общества привели к увеличению числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная категория детей особенно нуждается в государственной поддержке и защите. Приоритетной задачей государственной политики на современном этапе стало устройство детей- сирот в приемные семьи, поскольку было выявлено отрицательное влияние сиротских учреждений на детей. Комплекс проблем, существующих сегодня в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствует стойкому проявлению у них социальной неустойчивости, тревожности, незащищенности, враждебности, конфликтности, неспособности к общению, депрессивности. Нарушен процесс социализации в силу отсутствия субъектов полноценного семейного воспитания, затруднено развитие представлений о культуре социального семейного и межличностного общения, нарушен процесс ознакомления ребенка с социальными ролями всех членов полноценной семьи, отсутствует ощущение семейной защищенности. Поэтому днному вопросу научно-педагогическое сообщество уделяет едва ли не приоритетное внимание.

Когда младенец начинает различать физический мир и психический, он становится агентом социального взаимодействия. Следующий на этом этапе — распознавание эмоций и мотивы человеческого поведения. Исследованиями особенностей социально-психологического развития детей-сирот занималось множество ученых психологов. Среди зарубежных ученых это были Д. Боулби, И. Лангмейер, M. Малер,3. Матейчик, М.Д.С.

Эйнсворт и другие, а к отечественным ученым можно отнести Л.С. Выготского, Т.М. Землянухину, И.А. Коробейникову, М.И. Лисину, В.И. Мясищева, B.C. Мухину, С.Ю. Мещерякову, Л.Я. Олиференко A.M. Прихожан, А.Б. Холмогорову.

А. В. Мудрик условно выделил (2000) три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи связаны с постижением на каждом этапе своего становления ребенком определенного уровня физиологического и полового развития, которое отмечено некоторыми специфическими различиями ряде регионально-культурных сред (различные темпы сексуального взросления, стереотипы маскулинности и феминности в различных народностях и местностях).

Социально-культурные задачи это когнитивные, духовнонравственные, ценностно-ориентационные задачи, которые выстраиваются по-особому для каждого этапа взросления воспитуемого в определенном историко-культурном социуме и задаются обществом в целом: местным и ближайшим окружением индивида.

Социально-психологические задачи связаны с формированием аспектов самосознания личности, ее самоидентификацией, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют особенное содержание и пути их обретения.

Согласно определению, взятому из психологического словаря, под психологической адаптацией понимается приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества.

Психологическая адаптация — это процесс психологической включенности личности в систему взаимоотношений, в исполнение соответствующих ролевых функций, а так же это способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды.

С психологической адаптацией неразрывно связан процесс социальной адаптации индивида, эти два процесса взаимодополняют друг друга.

Социальная адаптация — процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Социальная адаптация (краткий психологический словарь) — это постоянный процесс активного приспособления индивидуума к условиям социальной среды, а также результат этого процесса.

Социально-психологическим содержанием социальной адаптации является сближение целей и ценностных ориентации группы и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиции, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. В данном случае активен человек, входящий в определенную социальную группу. При этом выделяется два типа вхождения в социум в зависимости от структуры потребностей и мотивов:

1. Тип активной адаптации, для которого характерно преобладание воздействия на социальную среду.

2. Тип пассивной адаптации, который определяется конформным принятием целей группы.

Социальная среда либо изменяется под влиянием человека, либо принимается им в процессе адаптации.

В научной литературе наблюдается отсутствие четких разграничений в определениях «адаптация», «психологическая адаптация», «социальная адаптация» и «социально-психологическая адаптация». Наиболее обширным понятием, включающим в себя все остальные, является понятие «социально — психологической адаптации», на которое и необходимо сделать акцент в данной главе.

Прежде чем указать методы и приемы работы с детьми-сиротами младшего школьного возраста, следует кратко и емко отметить их основные психофизиологические особенности. Исследование показателей психической развития детей младшего школьного возраста (1-4 класс) показывает, что в закрытых учреждениях у детей обнаруживается преимущественно средний и низкий уровень психического развития. Лишь в единичных случаях отмечается наличие детей, общий уровень развития которых более высокий.

В этих учреждениях является весьма значительной группа детей, имеющая низкий уровень психического развития уровень «риска».

У учащихся первых четвёртых классов обнаруживается неравномерность развития различных психических функций. Отмеченная «дисгармоничность» ярко проявляется при изучении интеллектуальной сферы. По уровню развития таких элементов логического мышления, как систематизация и понятийная классификация, дети, воспитывающиеся вне семьи, практически не уступаю своим «домашним» сверстникам, в то время как логическая операция обратимости, диагностируемая тестами, сформирована у них значительно хуже, чем у семилеток из массовых школ и даже у шестилеток из обычных детских садов.

Ограниченность практики решения задач, бедность конкретночувственного опыта приводят к схематичности, абстрактности, рассудочности мышления ребенка, когда развитие формальных сторон интеллекта (классификация, систематизация) заменяет собой образное, конкретное, творческое познание мира.

Сфера общения со взрослыми детей, характеризует напряженные потребности общения.

В отношении детей, лишившихся родителей, в российской системе социальной поддержки огромное значение играет термин «адаптация». Для понимания проблематики следует углубиться в сущность данного термина указать основные его характеристики и восприятие специалистками в рамках указанной системы. Адаптация в общебиологическом смысле определяется как процесс приспособление живого организма к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

Кряжева И.К. и Зотова О.И. под социально-психологической адаптацией подразумевают включенность личности в социальную среду через обретение статуса, места в социальной структуре общества, что является необходимым условием функционирования общества как единого социального организма[49; С. 79].

За точку отсчета анализа нынешней ситуации можно взять 1995 год. Именно тогда была утвержденафедеральная целевая программа «Детисироты», в которой утверждался вектор развития системы учреждений для детей-сирот, подготовки их к самостоятельной жизни. Разработка документации, касающейся детей, лишенных родительской опеки, является немаловажным аспектом современного образования.

Специалисты вынуждены констатировать, что в настоящее время отсутствует адекватная и эффективно действующая нормативно-правовая и научнометодическая база, которая позволила бы обеспечить качественную социализацию таких детей, их включение в современное общество с его многочисленными рисками и вызовами[28; С. 18]

источник

Характеристика проблемы социального сиротства в нашей стране. Основные особенности процесса социальной адаптации социальных сирот. Сущностные характеристики проблемы социального сиротства на территории города Абакан. Институт усыновления детей сирот.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1.Социальное сиротство как социально- педагогическая проблема

1.1 Понятие социальное сиротство

1.2 Сиротство как социальный феномен

1.3 Причины лишения родительских прав

1.4 Социальная адаптация социальных сирот

2. Анализ состояния проблемы социального сиротства на территории города Абакан

2.1 Анализ причин социального сиротства

2.2 Профилактика социального сиротства в России

2.3 Развитие института усыновления детей сирот

2.3 Проблема социальных сирот в Абакане

2.5 Рекомендации социальным педагогам

Актуальность: проблема социального сиротства — одна из самых острых, тяжелых проблем современного общества. В результате резких экономических и политических изменений в современном обществе изменилось и детство. Число детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не снижается, несмотря на меры, применяемые органами государственной власти. В 2005 году было выявлено 133 тысячи таких детей, в 2006 году 150 тысяч. Примерно 80% из них так называемые «социальные сироты». В связи с этим данная тема настоящей работы — анализ социального сиротства детей в современном мире является актуальной.

Цель исследования: проанализировать проблему социального сиротства и обосновать необходимость профилактики социального сиротства.

Объект исследования: социальное сиротство в условиях современного общества

Предмет исследования: анализ состояния проблемы социального сиротства на территории города Абакан

1. Рассмотреть социальное сиротство как социально- педагогическую проблему

2. Определить причины и факторы социального сиротства

3. Изучить и проанализировать опыт социальных служб, работающих с семьями, находящимися в социально опасном положении

4. Составить методические рекомендации по организации социально- педагогической деятельности

— психологические теории отражения сознания, личности и деятельности базирующихся на методологии диалектической теории познания Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина

— учение о социализации личности (М.И.Шиловой)

1.Теоретические методы: изучение и анализ литературы.

2.Эмпирические методы:, контент анализ

Практическая значимость заключается в том, что материалами исследования могут быть использованы при планировании деятельности социального педагога с семьями которые находятся в социально опасно положении.

База исследования: Муниципальное образовательное учреждение детский дом «Малышок»

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

социальный сиротство усыновление

1.Социальное сиротство как социально- педагогическая проблема

Во все времена были дети, которым выпадала горькая учесть расти без родителей. Сирот усыновляли, их брали в монастыри, создавали дома призрения, приюты.

Проблема сирот и социальных сирот имеет большое значение в нашей стране. Детей в России становится все меньше, а социальных сирот с каждым годом больше.

Дети- сироты — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.[2.5]

Дети- сироты — это дети, по разным причинам лишившиеся обоих родителей (смерть родителей по болезни, в результате несчастного случая, природной катастрофы, покушения)

Социальный сирота- это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким- то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. [2.5]

Социальные сироты — это дети, по разным причина лишенные родительского попечения (брошенные родителями, родители судом лишены родительских прав, родители находятся в местах временного лишения свободы, в учреждениях принудительного лечения и др.)

Дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей всегда относились к числу нуждающихся в особой заботе со стороны государства. Защита прав таких детей требует высочайшего профессионализма, ответственности, чуткости и внимания, а любая ошибка может отразиться на судьбе ребенка, семьи, иметь широкий общественный резонанс.

Одна из важнейших проблем России третьего тысячелетия — проблема обездоленных детей. Каждый ребенок имеет право жить воспитываться в семье. Право знать своих родителей, право на их заботу, на совестное проживание с ними, но не каждый ребенок имеет такую возможность. Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально — культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям.

Читайте также:  Анализы на иммунитет у детей

Очень много детей у которых умерли или которые были отвергнуты своими родителями — это дети — сироты и социальные сироты, о которых некому позаботиться, негде жить, нечего есть, некого любить и многие не имеют возможность устроиться на работу.

Детство — особый период в жизни человека — помимо того, что самоценно само по себе, оно не только во многом определяет будущее конкретной личности, а значит и завтрашний день государства в целом. На сегодняшний день дети составляют более четверти населения России. Ответственность за счастье детей лежит на взрослых. Они призваны создавать благоприятные условия для их выживания и развития, охранять их интересы и защищать права детей, но как показывает практика, именно взрослые чаще всего ущемляют и нарушают эти права.

Анализ теоретических исследований, статистических и практических данных свидетельствует о том, что в настоящее время дети России находятся в очень тяжелом положении.

За последние 10 лет налицо депопуляция населения: на свет появляется меньше людей, чем уходят из него. Значительная часть детей сегодня находится вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конвенция ООН о правах ребенка и Конституция Российской Федерации, а также многочисленные законы, национальные планы и программы в сфере социального обеспечения, образования, здравоохранения, соблюдения их прав. Беспризорных детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, в России от 2 до 3 млн. Увеличивается число преступлений со стороны несовершеннолетних: если в 1990 г. их было зарегистрировано 164 тыс., то в 2000 г. — 195 тыс. В России 2 млн. неграмотных детей.

Под вопросом оказалось бесплатное медицинское обслуживание детей. Младенческая и детская смертность в России в 2000 г. в 2 — 3 раза выше, чем в среднем в развитых странах мира. В стране более 675 тыс. детей-инвалидов и около 700 тыс. детей-сирот».[1.8]

Официальные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время в России 22 тыс. младенцев рождаются у незамужних мам школьного возраста. В 1995 г. родительских прав были лишены 20 тыс., а в 2000 г. — 43 тыс. россиян.

На фоне общего неблагополучия в детской среде особенно острым является вопрос о сиротстве. Дети, живущие без родителей, более чем кто-либо нуждаются в опеке и защите со стороны государства.

Очень много детей у которых умерли или которые были отвергнуты своими родителями- это дети- сироты и социальные сироты, о которых некому позаботиться, негде жить, нечего есть, некого любить и многие не имеют возможность устроиться на работу.

С сожалением приходится констатировать, что беспризорность и сиротство — явление не новое для России. Уже в XVIII в. создавались учреждения для присмотра за детьми-сиротами. Однако особо угрожающие масштабы сиротство приобрело в наши дни. В России согласно статистическим данным порядка 3 млн детей растут на улице без попечения родителей. Количество учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приближается к 1 млн человек (сравните, к концу Великой Отечественной войны, в мае 1945 г., на территории бывшего СССР их было 668 тыс. человек), и, что особенно тревожно, на протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция роста контингента таких детей (в среднем на 100 тыс. в год). Таким образом, на сегодняшний день дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют значительный пласт населения нашей страны.

В настоящее время сиротство приобрело опасную специфику, которая выражается в том, что подавляющее большинство современных детей в детских домах (около 90%) — социальные сироты, т. е. дети, имеющие живых родителей.

Как показывает опыт, сироты являются группой повышенного риска различных отклонений в психофизиологическом развитии. И чем раньше ребенок покидает систему государственного воспитания, тем менее пагубными бывают последствия.

В числе непосредственных причин социального сиротства назовем следующие:

1. добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме.

С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью.

2. принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав.

В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т.д.

Лишение родителей родительских прав — это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

3. смерть родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.

К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

Особую тревогу вызывает тот факт, что на протяжении последнего десятилетия прослеживается устойчивая тенденция роста количества именно таких детей.

Исследования Института детства Российского Детского фонда свидетельствуют о том, что основными причинами, по которым дети остаются без родительского попечения, являются:

-лишение родительских прав (51,8%);

-уклонение родителей от содержания и воспитания собственных детей (8,4%);

-нахождение родителей в местах заключения (7,6%)’.

Такое положение обусловлено рядом причин, среди которых основными являются следующие:

— сложное социально-экономическое положение общества, все большее его расслоение по имущественному признаку и обнищание большинства населения;

— крах существовавшей ранее системы моральных ценностей и отсутствие достойной альтернативы, ей, приведшие к духовному кризису общества,

— последовательное, начатое в начале прошлого века, после Октябрьской революции, разрушение института семьи и т.д

Таким образом можно сказать, что несмотря на поддержку государства, оно не заменит детям — сиротам семьи, в которой они всегда были бы родными, любимыми, счастливыми. Но государство не предусмотрело мер по отношению к родителям, которые бросают или не следят за своими детьми.

Сегодня, лишение родительских прав создает проблему социальных сирот. Чаще всего, лишаются прав родители, которые составляют неблагополучные семьи. Рассмотрим их подробнее.

Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, о неблагополучных семьях, о том, что случается с ребенком если он окажется в неблагополучной семье. А что такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно — и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, но все реагирующие, а другим все трын-трава, ничем их не проймёшь. Стало быть говорить о ребенке из неблагополучной семьи — значит говорить:

1). Какие бывают неблагополучные семьи

2). Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими проблемами, поверженные

чрезмерному регулированию на семейное неблагополучие.

3). Как отражается семейное неблагополучие на ребенке, склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагоприятные факторы.

4). Как больной ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей раздражение, злость, нетерпеливость и т.д. т.е. превращать семью в неблагополучную, а последняя в свою очередь может еще больше усугублять психическое состояние ребенка.

5). Что должны — предпринять педагоги, чтобы помочь ребенку, — ведь он не виноват, что живет в неблагополучной семье.

Неблагополучная семья для ребенка — это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но тем не менее для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или хулигана для любого ребенка будет неблагоприятной, однако в большинстве случаев понятие неблагоприят-ной семьи может возникнуть лишь в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует. Разные бывают семьи, разные встречают-ся дети, так что только система отношений «семья — ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.

Семья может быть неполной. Может быть полной, но с противоречивым воспитанием или с воспитанием, подавляющим ребенка, или с условиями и т.д. Порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная. Хотя и полная (скажем отец пьяница, терроризирующий семью, потом наконец-то он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в нее воцаряет мир). Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими производственными делами, мало внимания уделяют ребенку, — это тоже может приводить к дурным последствиям для ранимой души маленького человека.

Разводы также влияют на ребенка. Родители разводятся и не задумываются над судьбой детей, над их исковерканным детством и исковерканной душевной жизнью. Вырастут дети и, помня , как вели себя родители, продолжат их путь. Или станут циниками, или одинокими, или еще какими-нибудь, но в любом случае — несчастливыми. Дефекты воспитания — это есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия — только отношение к ребенку.

Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, таково и его счастье.

Одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей. Оно может оказаться раковым для малыша не только в момент зачатия плода и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.

Какой бы аспект проблемы отклонений от нормального психо-физического развития ребенка мы не затронули, почти всегда вынуждены говорить о тлетворном влиянии пьянства родителей. Из-за этого зловещего явления ребенок усваивает скверные примеры, из-за этого возникает вообще отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей и попадают в детские дома и т.д.

Подавляющее большинство отрицательных примеров, которые мы приводим, так или иначе имеют своей причиной пьянство взрослых людей. Когда рассказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению люди как будто уж привыкли. Только напрасно привыкли, напрасно смирились с этим. Всем миром нужно бороться с пьянством, неминуемо калечащим детей.

Пьяницы не только уподобляют себе детей и подростков, которые в силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям. Пьянство — причина многих неврозов и нарушений поведения у членов семей пьяниц. В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у детей вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством, плохим самоконтролем. Если из-за пьяниц — отцов дети становятся невротиками, то от пьяниц — матерей часто рождаются умственно-неполноценные дети. Но пока ученые спорят о том, кто больше виноват — пьяные отцы или пьяные матери, либо все вместе, нужно всеми способами бороться с бытовым пьянством и его следствием — алкогольной болезнью.

Дети знают, что люди осуждают пьянство, винят их в том, что те — плохие родители. Поэтому дети стремятся всеми силами скрыть позор семьи. Дети не могут откровенно говорить о своей семье ни с друзьями, ни с учителями. Привычка к сокрытию обуславливает необходимость игнорировать реальность. Секретность, увертки, обман становится обычными компонентами жизни. В результате каждый становится подозрительным и злобным. Уроки выученные в детстве, подкрепляются тем, что члены семьи никогда не обсуждают честно, что не происходит. И открытые коммуникации перестают существовать. Секреты неизменно дают толчок зависти, ревности. Чем больше секретности, тем больше запутанности вины, борьбы, драк, разъединения членов семьи и изоляции, одиночества.

В алкогольной семье очень часты смерть. Подобно тому как надо скрывать пьянство, необходимо и ссоры держать в секретности, потому что произош-ла по их вине. Ссоры как на вербальном уровне, так и сопровождаемые физической агрессией оказывают не только психотравмирующее действие на ребенка. Постоянные наблюдения над тем, как родители провоцируют друг друга, спорят, шумят, приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми вообще. «Москаленко»

В алкогольных семьях как больной, так и не больной родитель часто не выполняет своих обещаний. Одно разочарование, другое. Все это угнетает ребенка. И верные семейным традициям все держать в секрете, дети никогда не рассказывают родителям о своих тяжелых чувствах. И будучи взрослыми, они продолжают предчувствовать разочарования, не доверяют как в случайных, так и в интимных взаимоотношениях. Страстное желание иметь постоянную заботу о себе со стороны родителей остается надолго с детьми из таких семей. Они могут оставаться инфальтильными, незрелыми в отношениях со сверстниками. «Москаленко» В то же время дети в таких семьях вынуждены быстро становиться взрослыми. Дети чувствуют себя ответственными за младших братьев и сестер. Пьющие родители нуждаются в их физической и эмоциональной поддержке. Детям приходится выслушивать, одобрять родителей, делать их жизнь более или менее удобной, комфортной. Воистину дети становятся родителями своих родителей. Дети прикрывают дезорганизацию семейной жизни. А позднее у них появляется смутное чувство того, что они упустили что-то такое, что им причиталось, что они заслужили и они продолжают бороться за то, чтобы вернуть причитающую им долю внимания, детских радостей. Они не понимают легкомыслия, привольности. Такие люди не умеют наслаждаться жизнью.

Читайте также:  Анализы на госпитализацию для детей

Отсутствие заботы и внимания к ребенку также может быть стилем воспитания в алкогольной семье. Такое отношение к ребенку лишь часть царящих в семье правил. Пьяный отец, валяющийся на полу, дети переступают через него, как бы не замечая. Или мать может сама страдать алкоголизмом, либо быть поглощенной алкогольными проблемами своего мужа, тратит всю энергию на них, а в это время дети живут без ее внимания. Дети не моются, не чистят зубы. Недостаток заботы лишь начало общей запущенности ребенка. «Москаленко»

Если дети постоянно слышат в семье, что отец должен зарабатывать деньги, а не пропивать, они могут начать путать деньги с любовью и вниманием. Когда друзья нуждаются во внимании, такие дети могут отделаться от них подарками.

Эмоциональным потребностям детей в алкогольных семьях тоже не уделяется должного внимания. И дети не научатся как можно входить в состояние другого человека. Они не усваивают и элементарных обязанностей родителей, что затрудняет их адаптацию в будущей своей собственной семье. В том случае, если отец не болен алкоголизмом, его мысли и чувства обращаются к «женской половине дома», к дочерям, если мать больна и отсутствует физически и эмоционально. Тогда отец ищет дружбы и признания у дочерей. Тесные отношения с дочерьми могут незаметно соскользнуть в область сексуальных отношений.

Под сексуальными оскорблением понимают не только явное изнасилование, но и скрытное посягательство на свободное сексуальное развитие.

Явная и скрытая сексуальная агрессия к детям — довольно частое явление в семьях с наличием больного алкоголизмом. Даже при отсутствии физического контакта действия взрослого, которые нарушают развитие сексуальности ребенка, мешают приобретению собственного опыта в этом направлении, может расцениваться как тонкая, скрытая сексуальная агрессия. Считается, что последствия как скрытой так и явной сексуальной агрессии всегда тяжелы и долговременны. Характер последствий сравнивается с тем, что оставляет сам алкоголизм: чувство своей никчемности, утраты контроля над своей жизнью и все подавляющая зависимость от этого абсолютного и самого большого секрета семьи. Вина, стыд, ненависть к себе, отчаяние, депрессия, роль жертвы во всех жизненных ситуациях, пассивность, промискуитет — вот далеко не полный перечень того, что может быть связано с актом кровосмесительства, либо со скрытым сексуальным оскорблением, имевшим место в детстве.

Если бы жертва инцеста, то для вас очень важно рассказать о случившемся кому-нибудь, кто вызывает ваше доверие. Если он вам не поверит, найдите кого-нибудь другого, кто сможет помочь вам и вашей семье. Если вы не хотите, чтобы у вашего обидчика были неприятности, не забывайте, что рассказав правду, вы сделаете первый шаг не только для того, чтобы прекратить сексуальные преступления, но и для того, чтобы помочь тому, кто их совершает.

У детей и подростков, переживших сексуальное насилие, — особенное поведение, и если знать психологические особенности таких детей, взрослые работающие с детьми, могли бы предположить, что ребенок, возможно, переживает насилие. Следует оговориться, что эти признаки не являются специфическими для сексуального насилия, однако, по данным и зарубежных и наших исследователей, дети, перенесшие сексуальное насилие, демонстрируют следующие особенности:

— они вдруг начинают вести себя так, как дети младшего возраста;

— играют в сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками;

— занимаются открытой мастурбацией;

— подвержены нервно-психическим расстройствам (включая энурез и энкопрез);

— переживают трудности в школе;

— замыкаются в себе, отгораживаются от взрослых, включая родителей;

— у них ухудшаются отношения со сверстниками;

— изменяется ролевое поведение;

— они чрезмерно фантазируют;

— иногда ведут себя сексуально;

— без видимых причин мучаются болями в животе;

Дети старшего школьного возраста, подростки

— совершают попытки самоубийства;

— употребляют алкоголь и наркотики;

— демонстрируют вызывающее, сексуальное поведение;

— без видимых причин у них появляются различные заболевания: аллергия, боли в животе, головные боли.

Как ни странно, но большинство маленьких бродяжек имеют родителей — и мать, и отца. Обычно это пьяницы и алкоголики, против которых возбуждаются дела о лишении родительских прав. А как иначе? Мама с папой не только не занимаются воспитанием ребенка, они его просто не замечают. Бывает пребывание дома представляет прямую угрозу жизни и здоровью детей. На квартирах постоянно устраиваются пьянки (а то и притоны). Мало того, что дети видят весь этот разврат, но нередко и сами становятся его участниками. В детстве, как известно, формируется представление об образе жизни. Оно складывается постепенно, но зато с годами становится настолько устойчивым, что переделать, изменить его практически невозможно. Предположим, ребенка дома жестоко бьют. Он убегает из дома и таким образом спасается от очередных побоев. Подсознание сразу же это отличает: это хорошо. Или, родители все пропивают и в доме нет даже корки хлеба, а на улице можно стащить или выклянчить еду. Детское подсознание опять фиксирует положительную эмоцию. То же происходит в школе. Ребенок отстал, не усваивает материал, над ним смеются — это больно ранет. Зато в своей среде, в подвале, на чердаке, он король, пользуется авторитетом. Словом, судьбы маленьких беглецов — это истории о том как дети не смогли справиться со стоящими перед ними жизненными проблемами и нашли так сказать, обходные пути. В любом случае изначально вина лежит на родителях, ведь это они либо не желали помочь сыну или дочке преодолеть возникшие трудности, либо своим поведением сами создали невыносимые для ребенка условия. Большая часть детей. Попадающих в приюты с улицы, больные. Задержка психического развития, олигофрения различной степени — обычные диагнозы. Практически все без исключения педагогически запущены, у них ограничен словарный запас, потому что с ними никто не занимался. Среди двенадцати — тринадцати летних нередко встречаются токсикоманы, наркоманы.

Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтом десоциализации.

К ним можно отнести криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями.

Семья с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений, это так называемые конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, которые чаще в силу психологических причин утрачивают свое влияние на детей.

Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных образований. Учитывая острое социальное неблагополучие и криминогенность, которыми характеризуются эти семьи, социальную работу с ними целесообразно возложить на сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних, вменив им социальный патронат и социально-правовую защиту детей из криминально-аморальных семей. Тем более, что криминогенная опасность таких семей таких семей распространяется не только на собственных детей. Вокруг таких домов, как правило, возникают целые компании соседских ребят, которые благодаря взрослым приобщаются к алкоголю, бродяжничеству, воровству и попрошайничеству, преступной субкультуре.

На практике асоциально-аморальным семьям чаще всего относят семьи с откровенными стяжательскими ориентациями, живущими по принципу «цель оправдывает средства», в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Внешняя обстановка в этих семьях может выглядеть вполне благоприятной, уровень жизни достаточно высок, но духовные ценности подменены исключительно стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми средствами их достижениями. Такие семьи несмотря на свою внешнюю респектабельность, благодаря своим исключительно моральным представлениям, также оказывает на детей прямое десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. В качестве примера асоциально-аморальной семьи может служить семья Наташи К. (15 лет 8 класс). Наташа состоит на учете за развратное аморальное поведение, неоднократно задерживалась дружинниками в пьяном виде в компании таких же пьяных подростков.

Учится плохо, крайне груба в отношении к учителю, одноклассникам, жестока, высокомерна с подругами, избивает сверстниц. Живет с мамой, торговым работником. Мама относится к числу людей, «умеющих жить», дома — полный достаток, ковры, хрусталь, дорогие вещи. С отцом Наташина мама разошлась, поскольку он не одобрял ее моральной неразборчивости, а она соответственно относила его к числу неудачников, называла его «рохлей» и.т.д.

Для мамы Наташи характерно циничное отношение к духовным ценностям, моральным качествам людей. Все достоинства личности определяются возможностями достать, иметь и т.д.

Дочь в цинизме превзошла мать, не имеет авторитетов, очень груба с матерью, которая потеряла все возможности воздействовать на поведение дочери. Прибегает к крайним мерам, избивает дочь, закрывает ее на ключ в квартире.

Вряд ли правомерна точка зрения тех, кто считает необходимым изымать детей из социально-аморальных семей. Несмотря на негативное влияние, которое оказывается на детей такими родителями нет формального повода для принятия решения об изъятии ребенка из этих семей. По отношению к таким родителям и детям более всего применимы коррекционные методы, основанные на принципах «обратной социализации», когда через взрослеющих детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей, происходит переосмысление родителями своих собственных позиций. Однако существенным недостатком методов обратной социализации является их запоздалость, прозрение часто наступает слишком поздно, чтобы что-то существенно изменить в личности подростка. Иного подхода требуют семьи с косвенным десоциализирующим влиянием — конфликтные и педагогические несостоятельные. Конфликтная семья, в которой по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта отчуждения.

Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандальными, где повышенные тона, раздражительность становится нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризуют полное отчуждение, стремление сбивать всякое взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить причиной различных асоциальных проявлений.

В работе с семьями, где отношения супругов хронически осложнены и находятся фактически на грани распада, учитель, социальный работник, практический психолог, по сути дела, должны выполнять психотерапевтические функции. То есть в беседе с родителями необходимо, внимательно выслушать обе стороны, попытаться по возможности, погасить неудовольствие супругов друг другом, показать причины, приводящие к обострению отношений, консолидировать взаимоотношения супругов прежде всего на основе интересов ребенка.

Среди семей подростков, состоящих на учете в ИДН, наиболее распространенными являются педагогически несостоятельные семьи, в которых при относительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, ведущие правильный образ жизни и проявляющие заботу о детях родители) неправильно формулируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей. «Беличева»

Педагогически несостоятельная как и конфликтная семья не оказывает на детей прямо десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентаций у детей в этих семьях происходит потому, что за счет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль.

Педагогически несостоятельная семья прежде всего нуждается в психолого-педагогической коррекции стиля семейного воспитания и характера взаимоотношений родителей с детьми как основных факторов, обуславливающих их косвенное десоциализирующее влияние. Эти семьи прежде всего нуждаются в помощи психолога, способного помочь родителям проанализировать ситуацию, скорректировать свой стиль и характер отношений с ребенком.

На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказывающих негативное воздействие на детей. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо, как правило, длительное и близкое знакомство, установление воспитателем доверительных отношений и с детьми, и с родителями. Обобщение длительных наблюдений, которые велись в процессе индивидуальной социально- педагогической работы с такими семьями позволили выделить следующие наиболее типичные, неправильно сложившиеся педагогические стили в функционально несостоятельных семьях, не справляющихся с воспитанием детей.

Помощь потерянному ребенку:

1). Необходимо дать ему почувствовать, что он принадлежит к классу, группе, что он не отвергнут и занимает очень важное место в коллективе и соответствует этому месту.

2). Если ребенок вошел в какую-то группу, подчеркните, что это хорошо. Но не принуждайте ребенка жить стадно, обязательно быть в коллективе. Помните, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы побыть наедине с самим с собой.

3). Поощряйте ребенка к тому, чтобы он позволял себе приятное времяпровождение, развлечение, которое требует взаимодействия с другими. Это для такого ребенка лучше чем занятия в одиночку.

4). Выставляйте его рисунки, сочинения и другие вещи, которые могут интересовать окружающих. Это будет повышать уверенность ребенка в себе, чувство самооценки.

5). Очень полезно хвалить ребенка, когда он высказывает какие-либо конструктивные мысли.

6). Выберите такой предмет, к которому ребенок проявляет наибольший интерес, привлеките ребенка к работе над этими предметами, пусть он продемонстрирует перед классом, что может внести в данную область нечто ценное.

7). Помогите ребенку осознать и выразить свои чувства, использовав для этого надежные, безопасные каналы, такие как рисование, работа по дереву, создание кукол, чтение вслух рассказа, музыка и др.

8). Попросите помощи у ребенка в поисках решения какой-либо проблемы. Многие робкие дети прячут все, включая свои исключительные интеллектуальные способности, а учителя могут иногда не узнать о потенциале ребенка.

9). Вместе с ребенком нарисуйте схему чтобы узнать, с кем бы он хотел работать в группе и кто в классе оказывает наибольшее влияние на него. Подберите ребенку напарника и наметьте с ним план действий, в котором они могут хорошо сотрудничать.

Читайте также:  Анализы на кальций у детей

10). Записывайте каждый день, сколько раз вы обращались к потерянному ребенку и сколько раз вы произносили разные реплики, комментарии в его адрес. Проверьте список в конце дня; это будет напоминанием о том, как вы работаете, а также о том, какие успехи делает ребенок.

Социальная адаптация детей-сирот — новая проблема для России. Социализация детей — сирот является одной из ключевых в деятельности детских домов и интернатов. При выходе из стен выпускники зачастую оказываются неподготовленными к взрослой жизни, не имеют надлежащего социального опыта, не получают соответствующей социально помощи. Бывают случаи когда выпускники не знают элементарных вещей, необходимых для самостоятельного существования: как распоряжаться деньгами, как следить за чистотой в доме, заваривать чай и чем заниматься в свободное время. Повышенная внушаемость и психическая неустойчивость делают их объектами для преступных воздействий.

Адаптация социальная — активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности) путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Адаптация социальная ребенка — процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в этих общностях нормам и правилам. Показателем успешной социальной адаптации является психологическая удовлетворенность ребенка этой средой.

Адаптация социально-психологическая оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидуумом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру.

Интерес общества к проблеме социальной адаптации детей сирот связан, прежде всего, с необходимостью оказания защиты наиболее уязвимым, нуждающимся в помощи группам населения. Причем не столько силами благотворительных организаций, сколько на государственном уровне.

Исходя из этого, требуется разработка концепции социальной защиты, содержательная основа которой определяется нами следующим образом. Социальная защита — это система стабилизации общества, направленная па устранение или сведение до минимума социальных противоречий, возникающих в правовом и экономическом статусе отдельных групп населения. Из такой формулировки следует, что функцией социальной защиты становится поддержка обществом наиболее уязвимых своих членов (групп) в условиях резкого изменения экономического курса государства. Цель социальной защиты состоит в создании мерами социальной политики защитных механизмов в обществе для поддержки упомянутых групп населения.

Социальная защита определяется по уровню эффективности внедряемых мер как успешная и неуспешная. Результатом успешной социальной защиты становится угасание противоречий, восстановление относительного равновесия в правовом статусе всех групп, составляющих общество. Неуспешная социальная защита может привести к дальнейшему распространению социальной напряженности с негативными проявлениями, сила которых прямо пропорциональна массовости групп, включенных в конфликтную ситуацию. Итак, определив понятие, функцию и цель социальной защиты, переходим далее к рассмотрению высокоуязвимой социальной группы — дети, оставшиеся без попечения родите лей, воспитанники сиротских учреждений.

Эта группа занимает особое место в общем составе социально незащищенных категорий населения. Дети-сироты стоят в этой классификации особняком, поскольку статус социально незащищенных этой категории в отличие от других предоставляется временно, до момента их взросления. Дети-сироты получают социальную помощь от государства как бы авансом, с последующим возвратом после совершеннолетия. Задача общества в этой ситуации — вырастить их полноценно здоровыми в дать им профессиональные и иные жизненные навыки, которые облегчат социальную адаптацию.

Под социальной адаптацией сирот понимается успешное усвоение ими своих социальных ролей в системе общественных отношений. В этом процессе ребенок-сирота выступает одновременно как объект и субъект социальных отношений.

В качестве объекта сирота является пассивной стороной, на которую направлено воздействие социальных институтов, социальных групп, формирующих его как личность. В качестве субъекта воздействия он, напротив, должен быть активным участником обществе иных отношений, выступать как личность самообразующая, самоорганизованная. Действуя самостоятельно и избирательно, сирота должен развивать навыки и умения,

позволяющие ему приспособиться к своим жизненным ролям.

Таким образом, можно утверждать, что жизненный путь ребенка, попавшего в сиротское учреждение, в значительной мере предопределен на всем своем протяжении и проходит под знаком пагубного в целом воздействия социального окружения. В результате такого неблагоприятного стечения обстоятельств у ребенка формируется чувство собственной неполноценности, ущербности, обделенности. Искаженное самовосприятие снижает интеллектуальный потенциал подростка, подрывает его веру в свои возможности.

Наиболее приемлемым способом предохранить сирот от подобных последствий общественного воспитания должно быть приближение образа жизни в сиротских учреждениях к образу жизни семьи. Уместны различные варианты решений, воспроизводящих модель семейных отношений: семейные группы в рамках детского дома, семейные детские дома, приемные семьи. Наконец, наиболее предпочтительная форма — институт усыновления, в рамках которого необходима правовая либерализация, упрощающая процедуру попадания сирот в семью или к одиноким людям. Наряду с облегчением этой процедуры представляется желательным повсеместно внедрять в практику отбора будущих родителей инновационные методы, позволяющие априорно определить воспитательный потенциал усыновителей.

Представляется весьма важным, что указанные структурные изменения в воспитательных методах по отношению к сиротам не предполагают дополнительных материальных вложений, а лишь требуют изменения законодательной базы. Целью государственной политики сегодня должно стать создание широких правовых возможностей, направленных в помощь сиротам и ликвидирующих фактическое неравенство этой социальной группы в структуре общества.

Во всем мире самым приемлемым способом социальной адаптации детей-сирот, конечно, является усыновление. Отношение российского общества к этой процедуре прямо противоположно западному. Российскому гражданину, усыновившему ребенка, по закону положены льготы. В США же, как и в большинстве стран Западной Европы (за исключением скандинавских), будущим родителям не только не полагается «компенсация» за ответственный шаг, но, напротив, с них требуется огромное количество всяческих подтверждений собственной состоятельности для принятия такого решения. Потенциальные усыновители должны предъявить практически все, что может описать их жизнь: от финансовых документов, свидетельствующих, что они могут обеспечить ребенку нормальный уровень проживания, образования и т.д., до медицинских анализов. Зато потом, после усыновления, они вправе рассчитывать на поддержку общества: к их услугам психологи, социальные работники, кризисные центры. В некоторых штатах США услуги врача и психолога для усыновленного ребенка предоставляются бесплатно. У нас все по-другому: после усыновления, кроме причитающихся минимальных в денежном выражении льгот, от государства, тем более от общества, никакой помощи ждать не приходится. Поэтому, казалось бы, логично, что за границей в развитых странах детей усыновляют чаще, чем в нашей стране. Это связано, конечно, с плохими условиями проживания, бедностью, но не только. Многие эксперты отмечают, что меньший процент усыновления в России сильно отличается от процента имеющих желание усыновить — таких гораздо больше.

Российский специалист ЮНИСЕФ Анна Черняховская не вполне согласна с этим мнением. Вряд ли российские пары пугаются только самой процедуры оформления усыновления, считает она. Скорее, всему виной социокультурная обстановка. Всегда следует принимать во внимание социальный контекст, в котором совершается усыновление. На Западе усыновление — это нормально, потому что всегда престижнее иметь семью и детей, даже не своих, нежели оставаться бездетным. К тому же перед приемными родителями не возникает того ужасного психологического барьера, который приходится преодолевать соотечественникам. Усыновленному ребенку, как правило, без стеснения скажут, что он приемный. В России же приемные родители демонстрируют чудеса маскировки, переезжая в другие районы и города, инсценируя беременность, только чтобы никто не заподозрил, что ребенок не родной. Страх оказаться «белой вороной» сильнее, чем желание создать ребенку нормальные психологические условия для адаптации, которых он наверняка не будет иметь в ситуации постоянного нервного напряжения родителей. Получается, что за границей социальный климат априори благоприятнее для более успешной и безболезненной адаптации ребенка-сироты в обществе.

В вопросах адаптации детей-сирот в новых семьях в западных странах (а теперь и в Восточной Европе) большую роль играют разнообразные религиозные организации и общины. Церковные центры помощи семьям в Западной и Восточной Европе особое внимание уделяют будущим родителям, желающим усыновить ребенка. Справедливо считается, что психическое состояние нового члена семьи будет во многом зависеть от общего семейного климата. Архиепархиальная консультация по вопросам усыновления во Вроцлаве (Польша), например, занимается всесторонней подготовкой приемных родителей к приему ребенка в их семью. После беседы с психологом и прохождения соответствующих психологических исследований супруги приглашаются как минимум на три групповые учебные встречи с психологами, длящиеся в общей сложности около четырех часов. Главной целью этих занятий является психологическая поддержка супругов, ожидающих усыновления ребенка, изложение знаний из области практической психологии и получение сотрудниками консультации дополнительной информации о будущих родителях. Предполагаемым родителям предлагается в том числе и беседа с педиатром, посвященная проблемам психофизического развития ребенка и ухода за ним.

И за границей, конечно, случается, что лозунг «Лучшее место для ребенка — в семье» не работает — когда в семье опаснее. Речь идет не о биологических семьях (здесь все понятно: жестокое обращение, бедность, алкоголизм родителей, за что, собственно, последних и лишают родительских прав, а ребенок становится «сиротой»), а о невозможности усыновить или взять на попечение ребенка с серьезными физическими недостатками или психическими отклонениями. Для таких детей необходим стационарный уход или постоянный надзор. В США и Европе их помещают в специальные интернаты, как и детей-преступников.

Впрочем, и детей-сирот со значительными физическими и психическими отклонениями иногда берут в семьи. Большую роль здесь играет возможность ранней медицинской диагностики, позволяющей предотвратит! развитие болезни. В России общее медицинское обследование, которое проходит каждый ребенок-сирота при приеме в детский дом или интернат, чуть ли не единственное серьезное обследование за всю его жизнь. На Запад ребенка обследуют по мере его развития, начиная с младенческого возраст; И даже раньше — предродовая диагностика, почему-то до сих пор функционирующая у нас на должном уровне, уже может многое сказать предотвратить. И значит, дать шанс ребенку легче адаптироваться., практике международного усыновления встречается довольно много случае когда приемные родители берут в семью детей-инвалидов. Совсем недавно из Ивановского детского дома американская семья усыновила двух девочек-сестер. Когда новые родители приехали за ними, то узнали, что у них есть еще и брат, физически тяжело больной, не разговаривающий, практически парализованный. Решили взять и его. Мальчик до переезда в США вел «растительный» образ жизни — лежал в постели, его кормили, ухаживали за ним. Когда через несколько месяцев эксперты ЮНИСЕФ приехали посмотреть на усыновленных детей, они были поражены: девочки практически адаптировались, ходили в американскую школу, а мальчик не только начал ходить (!), но и разговаривать, сам себя обслуживать. Такого эффекта не удалось добиться врачам за все время его пребывания в Ивановском детском доме.

Важный аспект адаптации ребенка-сироты в обществе — уровень его подготовки к самостоятельной жизни, а именно бытовая и социальная адаптация. Для российских детей, выходящих из интернатов и детских домов, это чуть ли не важнейшая жизненная проблема. Государственная опека избавляет воспитанников своих учреждений от какой-либо привычки к самообеспечению, позиционированию себя в обществе, общению с новыми людьми. Получив по выходе из детского дома стипендию и квартиру, молодые люди через два дня могут оказаться совершенно без денег и выдворенными на улицу предприимчивыми обманщиками. Если же не происходит таких страшных вещей, то более мелкие неприятности осложняют жизнь: неумение приготовить пищу, выбрать одежду, вызвать мастера починить протекающий кран и так далее, и так далее. К этому надо еще добавить невольную изолированность бывших детдомовцев и воспитанников интернатов: ведь с рождения они находились в закрытом обществе, где не надо было общаться с новыми людьми, проявлять сдержанность и терпимость ко всему необычному.

Наиболее распространенная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей,- опека ( детей до 14 лет) и попечительство(детей 14- 18 лет).

Опека- особая форма заботы о личности и имуществе недееспособных граждан в случаях, предусмотренных законом. К недееспособным относится малолетние до 15 лет. Опека над детьми преследует цель обеспечить им семейное воспитание, осуществление их прав и обязанностей, защиту их интересов от нарушений со стороны третьих лиц.

В последние годы отмечается рост диспропорции усыновления внутри России и вне её. При уменьшении числа случаев усыновления детей жителями России резко возрастает число случаев усыновления российских детей иностранными гражданами. С одной стороны, дети приобретают семью, которая прошла житейский отбор, но Россия теряет своих детей, а российские граждане не могут взять на воспитание ребенка.

Совершенно обоснованно приемная семья является одной из основных программ по опекунству и успешной социализации ребенка. У семьи больше шансов восполнить ребенку его утраты, вырастить его здоровым и счастливым, нежели у детского дома или приюта.

Как правило, приемные дети нуждаются в элементарном понимании, сочувствии, в том, чтобы окружающие считались с их чувствами, обостренными из — за тяжелого положения в связи с отсутствием родных отца и матери. Задача приемных родителей — восполнить ребенку недополученную любовь, заботу и внимание. Глубокую психологическую травму ребенку и недоверие ко всему обществу оказывают постоянные угрозы приемных родителей вернуть его обратно в детский дом в случае его неправильного поведения, что не способствует успешной социализации ребенка. Тем самым они вселяют в душу ребенка страх, способствуют его эмоциональной неуравновешенности, ослаблению привязанностей к семье, неприятию органов, ответственных за опекунство. Очень часто сирот упрекают их родителями и происхождением, причиняя боль. Дети замыкаются в себе, чувствуя вину, злость на весь мир, развивая комплекс неполноценности. К сожалению многие приемные семьи не учитывают этот фактор. Проблема так же может усугубиться, если приемные родители будут стараться внушить ребенку, что они и есть настоящая семья. Рассмотренные нами проблемы являются главными причинами неудачного исхода процесса социализации.

источник