Меню Рубрики

Анализ наблюдений за коллективом детей

Умение наблюдать является одним из важных условий успешной работы педагога с детьми. Оно необходимо воспита­телю, поскольку позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, гибко строить график работы, це­ленаправленно руководить группой в целом. Повседневные заботы по уходу за маленькими детьми, поддержанию поряд­ка в помещении, организация групповых занятий могут поглотить все силы и внимание воспитателя, заслонить его ин­терес к поведению детей в свободное от занятий и режимных моментов время, потребностям, состояниям каждого малыша, к переменам в его развитии. Поэтому наблюдение за поведени­ем детей должно быть специальной задачей педагога.

Наблюдение должно быть целенаправленным, осмыслен­ным и систематическим, а не стихийным и эпизодическим моментом в работе воспитателя. При этом оно не должно ста­новиться самоцелью. В отношении детей с нормальным разви­тием информация, полученная в результате наблюдения, не­обходима для фиксации новых умений, формирующихся у

8. Организация планирования педагогической деятельности 241
____________________________ и наблюдения за развитием детей__________

ребенка, его интересов и предпочтений, для развития взаимо­действия с ребенком и вовлечения каждого в ту сферу деятель­ности, которая соответствовала бы его естественному ходу раз­вития. Внимательное наблюдение позволяет своевременно выявить случаи атипичного или замедленного развития. Педагоги, которые знают, что является типичным в развитии ребенка и каков диапазон возможных вариантов, смогут ква­лифицированно выявить атипичные случаи. Наблюдение должно быть направлено на то, чтобы вовремя заметить воз­никшие проблемы, скорректировать собственную деятель­ность по отношению к ребенку, создать условия для продвиже­ния вперед, помочь ему справляться с трудностями.

Необходимым условием успешной работы воспитателя яв­ляется координация усилий с коллегами: вторым воспитате­лем, помощником, педагогами, работающими по отдельным направлениям развития детей (преподавателем физкульту­ры, музыкальным руководителем и др.). Совместное обсуж­дение, участие в ведении записей, внесение дополнений по­могут лучше понять ребенка, разработать совместную про­грамму взаимодействия с ним.

Чтобы научиться наблюдать, необходимо, помимо житей­ских или интуитивных представлений о ребенке данного воз­раста, иметь научные знания о закономерностях психическо­го развития. В противном случае педагог не сможет во всей полноте реализовать задачи воспитания, заметить возмож­ные отклонения в развитии ребенка или особые способности в какой-то сфере.

Задачей педагога является наблюдение за каждым ребен­ком и группой в целом. Составив четкое представление о сво­их воспитанниках, он может планировать индивидуальную работу с каждым из них, отслеживать эффективность ее в ходе последующих наблюдений. Например, воспитатель за­метил, что какой-то ребенок предпочитает постоянно играть в одиночестве. Следовательно, встает задача пробудить у ма­лыша интерес к сверстникам, к совместной игре с ними, в процессе коррекционной работы провести наблюдение за тем, как меняется отношение ребенка к другим, и на основа­нии этого сделаеть вывод, продуктивны его педагогические воздействия или нет.

Время наблюдения зависит от того, что именно собирается увидеть воспитатель. Если он хочет уточнить, как ребенок

242 HI. Содержание и методы педагогической

________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

8. Орпвдизация планирования педагогической деятельности 243
________________ и наблюдения за развитием детей__________

играет или как дети взаимодействуют между собой, лучше всего это сделать во время свободной игры малышей в группе и на детской площадке. Если намерен проанализировать, как ребенок общается со взрослым, следует специально организо­вать ситуацию взаимодействия, например, предложить ма­лышу вместе с воспитателем собрать матрешку, поиграть с формами-вкладышами или почитать книжку.

Внимательный воспитатель может извлечь полезную ин­формацию для понимания особенностей ребенка даже из ко­роткого эпизода наблюдения, сделать выводы и в случае не­обходимости провести педагогическую коррекцию или обра­титься за помощью к психологу.

Пример. В группу заходит незнакомый ребенку взрос­лый (новый воспитатель). Двухлетний Денис сразу же подходит к нему, протягивает свой мячик, взрослый включается в игру, они несколько раз передают мяч друг другу в руки, затем взрослый подбрасывает его вверх и предлагает малышу сделать то же самое, но мальчик прячет руки за спину, опускает глаза и тихо шепчет: «Я не умею». Взрослый предлагает свою по­мощь и, держа руки ребенка в своих руках, подбрасы­вает мячик. Денис виновато смотрит на него и повторя­ет: «Не могу». Воспитатель успокаивает малыша, еще раз подбрасывает вместе с ним мяч и предлагает ему са­мому сделать это. Денис пытается повторить образец, но его внимание сосредоточено не столько на мяче, сколько на лице взрослого. Смущенная улыбка сопро­вождает все его действия.

Этот эпизод длится несколько минут, но опытному наблю­дателю позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, Денис доброжелательно относится к взрослым и инициативен в общении, о чем свидетельствует его поведение: он быстро подошел к взрослому, предложил ему начать игру. Следова­тельно, коммуникативная потребность у него развита хорошо. Во-вторых, мальчик, скорее всего, стеснителен, о чем свиде­тельствуют его смущенные взгляды и движения. Именно стес­нительностью объясняется попытка ребенка уклониться от выполнения нового для него действия, тревожное ожидание оценки взрослого, которое заслоняет собой интерес к игре.

Эти первоначальные выводы подтвердятся, если такое пове­дение малыша повторится и в других ситуациях. Тогда воспи-

татель должен сделать для себя вывод о необходимости прове­дения индивидуальной работы с мальчиком, разработать стра­тегию работы, направленной на укрепление уверенности ребенка в положительном отношении к нему взрослых, повы­шение его самооценки, раскрепощение эмоциональной сферы. Чтобы наблюдение было эффективным, необходимо фик­сировать его результаты с целью последующего анализа. Спо­собы фиксации зависят от характера наблюдений и от педаго­гических целей.

Формы фиксации наблюдений Карточки наблюдения

Для ежедневных наблюдений могут использоваться кар­точки, в которые заносятся характерные эпизоды из жизни ребенка или группы детей, отмечаются как негативные про­явления малышей, так и их достижения.

Карточки могут не иметь тематической направленнос­ти, т.е. отражать ситуативные неструктурированные наблюдения, которые используются для передачи необхо­димой информации сменному воспитателю, психологу, ро­дителями.

•Сегодня Сережа впервые с удовольствием рисовал и с гордостью показал свой рисунок. Не забыть показать рисунок маме и похвалить мальчика в ее присутствии.

• Сегодня Наташе удалось не поссориться с Олей, а до­
говориться о совместной игре.

•Сегодня у Маши плохое настроение, она отказалась играть и сидела в стороне от детей. Выяснить у мамы, с чем это может быть связано.

• У детей сложности в установлении контактов с новым музыкальным руководителем. Многие плакали, не хотели идти к нему на занятия. Необходимо поговорить с ним.

Такие записи можно использовать для заполнения тематиче­ских карт наблюдения, с этой целью на карточке ставится дата.

Вместо карточек можно использовать тетради, куда вос­питатели каждый день вносят свои наблюдения.

244 HI- Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

8. Организация планирования педагогической деятельности 245
____________________ и наблюдения за развитием детей__________

Тематические карты-схемы наблюдения

Составляются для структурированной фиксации получен­ной в ходе наблюдении информации. Они должны быть ком­пактными, чтобы не занимать много времени для заполне­ния, и вместе с тем — информативными, отражающими существенные изменения в развитии ребенка. Они не требу­ют ежедневного заполнения.

Схема, до которой проводится наблюдение, зависит от то­го, что воспитатель хочет выяснить о ребенке. В нее могут входить такие разделы, как навыки самообслуживания, предпочтения в разных видах деятельности, особенности иг­ры, отношения со сверстниками и пр.

Поскольку структурированное наблюдение должно начи­наться с первого дня поступления ребенка в детское учрежде­ние, целесообразно в первую очередь использовать карту на­блюдения в период адаптации. Приведем ее форму.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8104 — | 7776 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Рефлексия относительных профессионально–педагогических компетентностей и индивидуальный профиль. Шкала оценивания реальных компетентностей студента. Анализ воспитательного мероприятия, наблюдений за коллективом детей. Формирование спортивного коллектива.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Общая информация о лагере. Материальная база учреждения. Система работы с детьми в летний период. Режимные моменты дня. Организация психолого–педагогической практики в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей на базе МБОУ Талицкой СОШ.

отчет по практике [52,5 K], добавлен 25.06.2015

Общие сведения о лагере: местоположение и описание корпусов. Первые дни в лагере: знакомство с коллективом и общее впечатление, истории. Педагогическая деятельность и общение в свободное время. Самооценка подготовленности к практике и план мероприятий.

отчет по практике [28,5 K], добавлен 30.10.2008

Возможности проявления личного творчества, накапливание детьми опыта эмоциональных переживаний и зарождение детского содружества в играх. Цель игр на сплочение. Готовность ведущего к импровизации и правила проведения игр с детьми в летнем лагере.

статья [15,3 K], добавлен 22.10.2015

Сутність та переваги модульно-рейтингової системи контролю знань і умінь учнів. Ознайомлення із національною шкалою оцінювання успішності студентів. Розгляд дидактичних умов ефективної організації комплексної діагностики компетентностей школяра.

контрольная работа [25,4 K], добавлен 01.03.2012

Исследование содержания и приемов организации жизни детей и подростков в условиях летнего отдыха. Изучение методики планирования и проведения основных форм воспитательской деятельности в оздоровительном лагере. Педагогическое взаимодействие с детьми.

отчет по практике [16,8 K], добавлен 16.03.2015

Подготовка будущих специалистов в российской системе профессионального образования. Научная работа как источник формирования профессиональных компетентностей студентов. Подготовка социальных педагогов на психолого-педагогическом факультете КрасГУ.

дипломная работа [89,2 K], добавлен 07.05.2011

Виды детских оздоровительных лагерей и опыт их организации. Возможности организации музыкального воспитания школьников. Творческая работа будущих учителей музыки в детском оздоровительном лагере. Анализ музыкального воспитания в детских лагерях Адыгеи.

дипломная работа [79,1 K], добавлен 03.03.2011

Сущность и основные функции социально-педагогической работы. Содержание и особенности деятельности социального педагога в летнем оздоровительном лагере. Разработка и реализация рабочей программы «Летний отдых учащихся» в практике социального педагога.

курсовая работа [39,6 K], добавлен 23.01.2010

Понятие и функции личностно-ориентированного подхода к содержанию образования. Формирование компетентностей как ключевая задача современной школы. Исследование педагогических возможностей формирования экологической компетентности учащихся 8-х классов.

курсовая работа [45,7 K], добавлен 25.08.2011

Учитель-логопед как субъект коррекционно-педагогической деятельности. Формирование «Я-концепции». Профессиональная «Я-концепция» педагога. Рефлексивность и самопознание в структуре личности. Педагогическая рефлексия — её виды и контент-анализ.

курсовая работа [267,6 K], добавлен 20.04.2008

источник

От 11 до 18 баллов
критический уровень социально-психологического климата

От 18 до 26 баллов
норма

От 26 до 33 баллов
уровень социально-психологического климата оптимальный

Это самый простой анализ психологического климата в возрастной группе воспитанников дошкольного учреждения. Разумеется, абсолютно точной оценки он не дает, так как по большей части основан на наблюдении и фиксации имеющегося психического состояния. Проследить динамику психологического климата, возникновение, развитие и исчезновение его переменных с помощью предложенного выше метода затруднительно. Необходимо сделать несколько срезов. Но тем не менее по результатам подобного анализа можно составить достаточно достоверное представление о социально-психологическом климате в конкретной возрастной группе и определить пути и средства его возможной коррекции.

Динамичную картину можно получить, используя лонгитюдное исследование, направленное на длительное изучение некоторых переменных психологического климата в детском коллективе. Методика такого исследования («Климатическое облако»), предложенная

А.Н. Лутошкиным, адаптированная и апробированная автором лекции к детской группе, является компактной и несложной процедурой. Сущность методики «Климатическое облако» состоит в оценке психологического климата по двум параметрам: тональности настроения и общей активности. Таким образом, психологический климат — это общее психическое состояние детского коллектива, непосредственными компонентами которого являются общая эмоциональная атмосфера, преобладающее настроение и уровень активности воспитанников. Использование этого диагностического метода ограничено возрастом детей, так как принимать участие в подобном исследовании могут только старшие дошкольники. Порядок исследования заключается в следующем:

  1. Детям ежедневно три раза в день (утром, днем и вечером) предлагается отметить на специальном стенде свое настроение. При этом следует ориентироваться на следующую шкалу: +3 — восторженное; +2 — радостное; + 1 — хорошее, приятное; 0 — спокойное, уравновешенное; -1 — грустное; -2 — тревожное; -3 — плохое.
  2. Взрослый (исследователь) ежедневно в конце дня отмечает уровень активности каждого воспитанника: был ли он больше активен или больше пассивен. Степень активности может быть определена с учетом следующих критериев:
  1. интенсивность активности: инициативность, исполнительность, уклонение от деятельности;
  2. временные характеристики активности (в течение какого времени проявлялась активность);
  3. результативность действий (каких успехов добился воспитанник).

Ориентироваться при подведении итогов можно на следующую шкалу оценок:
+3 — При выполнении заданий и поручений ребенок подходил к решению поставленной задачи творчески, вызывался помочь взрослым или сверстникам, сам находил для себя интересную деятельность, часто был инициатором детской деятельности, результаты деятельности в большей части оптимальны. Отношения с окружающими можно характеризовать как активно-положительные.
+2 — Ребенок не отказывается от поручений и заданий, охотно выполняет их с хорошими результатами, охотно примыкает к деятельности, организуемой взрослыми и детьми; инициативу проявлял редко, не стремился уединиться от сверстников. Отношения с окружающим характеризуются как активно-положительные.
+1 — Ребенок участвовал в разнообразной совместной деятельности с детьми и взрослыми, добивался хороших и средних результатов, инициативы не проявлял, но охотно «следовал» за деятельными товарищами, с удовольствием выполнял задания взрослых. Отношения можно характеризовать как активно-положительные.
О — Ребенок не уклонялся от деятельности, но и не стремился в ней участвовать по собственной инициативе. Примыкал к деятельности после настоятельной просьбы, результаты деятельности большей частью средние, но иногда и достаточно высокие. Отношения с окружающими пассивно-положительные.

-1 — Активность ребенка колебалась в зависимости от ситуации, а также от того, насколько он был уверен в своих возможностях; инициативы не проявлял, результаты деятельности напрямую зависят от настроения. Что может делать хорошо, делает «спустя рукава». К уединению не стремился, но от игр с большим числом участников и контактов с воспитателем уклонялся. Отношения с окружающими неопределенные.
-2 — Активность ребенка в течение дня низкая. Он старался уклониться от предложенной деятельности и не участвовал в ней, если не было «давления» со стороны взрослых. Результаты деятельности могли бы быть высокими, но поскольку ребенок ею не увлечен, они достаточно скромные. Стремился к уединению, плохо шел на контакт с детьми, уклонялся от контактов с взрослыми. Часто подходил к окну, а вечером напряженно ждал родителей. Отношения с окружающими безразличные.
-3 — Ребенок не был активен, активно уходил от контактов. В играх сверстников участия не принимал, несмотря на настоятельные приглашения. Результаты своей деятельности на занятиях его не интересовали; играл один, но игровые действия носили предметно-манипулятивный характер; ребенок «не слышит» обращенного к нему вопроса; с трудом заснул в тихий час или не спал вовсе. Испытывал явное облегчение при виде родителей. Отношения с окружающими либо активно-отрицательные, либо пассивно-отрицательные.
Обработка результатов. Подсчитываются средние значения по обоим параметрам по формуле
КСр = [Р, (+) + Р2 (-)] : п,
где Кср — средние значения одного из параметров психологического климата; Р — сумма всех положительных оценок по этому параметру; Р2 — сумма отрицательных оценок; п — число обследуемых воспитанников.
После того как получены результаты дня, они заносятся в протокол. Примерная форма протокола представлена ниже.
Протокол оценки психологического климата в детском коллективе

Читайте также:  Анемии у детей таблица анализов

источник

Анализ урока, замечания, пожелания методиста

Строение эукариотической клетки-10 класс. Часть 1.

Отличия растительной клетки от животной. Органоиды.

Данное учебное занятие проведено согласно всем требованиям к уроку:четко соблюдены этапы, реализованы цели и задачи, успешно использованы различные средства обучения. Уровень владения материалом высокий, выдавался строго по плану и порциально, между частями вставлялись практические задания. Были использованы различные приемы для активизации всех видов памяти и внимания. В итоге урок можно считать успешно проведенным.

Строение эукариотической клетки-10 класс. Часть 2. Цитоплазма и органоиды.

Основной материал из-за значительного объема был разделен на две части. Поэтому теоретический материал данного занятия является логическим продолжением прошлого урока. Занятие выстроено аналогично предыдущему и соответствует требованиям. Единственное, несколько ослабла дисциплина в классе и тем не менее урок-хороший.

Адаптации организмов к условиям обитания”-11 класс.

Учебное занятие проводилось у 11 класса, поэтому дисциплина держалась на высоком уровне. Методический подход к уроку сводился к использованию по большей части мультимедийных средств. Теоретический материал дополнен более глубокими и интересными сведениями, фактами. Этапы урока четко соблюдены. Занятие можно считать успешно проведенным.

Большое внимание на уроке было уделено активизации визуальной памяти , так как учебный материал содержит большое количество рисунков, схем, таблиц. Далее, ставился акцент на успешное запоминание и усвоение новых терминов изучаемой темы. В основном материал использован из учебника, но был представлен мультимедийными средствами.

В отличие от урока в 9 А данное учебное занятие в 9 Б прошло менее успешно. В первую очередь это связано с недостаточной подготовкой и с неумением стабильно поддерживать дисциплину в классе, так как 9 Б сам по себе шумный. Теоретический материал полностью выдан, обобщен и закреплен. Не совсем реализованы цели и задачи урока. В общем, занятие считается проведенным.

Реализация наследственной информации в клетке”. Часть 1- “Понятие генетического кода. Процесс транскрипция”.

С учетом ошибок раннее проведенных уроков, данное учебное занятие было выстроено несколько иначе. Во- первых, изменился порядок следования этапов урока, во- вторых, было решено уделить внимание на совместное изучение материала, то есть практикантом ставились проблемные вопросы изучаемой темы и вместе с учащимися происходило их решение. Ни то, ни другое не повлияли на качество занятия, поэтому урок можно считать проведенным.

Реализация наследственной информации в клетке”. Часть 2- Понятие трансляция.

Вторая часть урока была посвящена углубленному изучению раннее полученных знаний. Занятие методически выстроено верно, учащиеся активно принимали участие в изучении темы и выполняли практические задания. В результате урок прошел продуктивно, цели и задачи полностью достигнуты и поэтому урок можно считать проведенным.

Бесполое размножение организмов.

Форма занятия- урок-лекция, на котором большей частью применялись приемы на активную работу слуховой памяти. Один из технических средств- использование в изучении новой темы аудиоматериалов, и далее- изучение с помощью средств наглядности. Учебное занятие-хорошее.

Половое размножение организмов. 9 А.

Комбинированный урок с использованием различных педагогических и методических приемов. Изучение новой темы проходило путем совместной с учащимися работы. Это касается выполнения практических заданий. Теоретический материал сочетался с дополнительной информацией, выдавался по частям в виде рассказа. Так же большое внимание было уделено изучению, запоминанию и успешному усвоению новых терминов. Впервые ощутился недостаток времени, но все- таки удалось уложиться в нужные сроки.

Половое размножение организмов. 9 Б.

Учебное занятие аналогичное занятию у 9 Б, но с небольшими методическими неточностями и ошибками. Опять же это нестабильность дисциплины в классе и не совсем верный выход из различных ситуаций урока. Во- вторых, не рационально использовано основное время учебного занятия, на объяснение нового материала ушло гораздо меньше времени, чем изначально планировалось. Ближе к завершению урока стали заметны волнение и неуверенность практиканта. Но тем не менее удалось взять ситуацию под контроль и предотвратить ошибку. В целом, урок можно считать проведенным.

источник

Экспериментатор: Нечепуренко М.В.

Класс: 2 «Б» возраст 8 – 9 лет

Деятельность: (урок, перемена, мероприятие): перемена (в столовой на 1эт. Школы)

Цель: Не включённое наблюдение за поведением младших школьников для отчёта.

Параметры наблюдения Описание
Композиция группы (состав, возр., половой, социал. полож. т т.д.) 14 детей из них 8 девочек и 6 мальчиков ( из тех кто питается) не ходят 6 и остались в классе. Обеспеченные 12 чел. и 2 чел. питаются бесплатно ( льгота за сч.школы)
Социометрическая структура группы Характеристика лидеров Отверженных членов группы Окружили учителя с права и с лева, отдельно напротив сел маленький мальчик, одна девочка с хвостиком кушать отказалась. Лидеры — две девочки дежурные всё сделали быстро и чётко. Пока все мыли руки. Долго ели два ребёнка и остальные ждали нетерпеливо.
Коммуникативная структура группы Общение было тихое и вежливое. Переговаривались с друг другом. «Один спал в тарелке молча» Девочка запачкалась и ей мальчики предложили салфетку.
Структура социальной власти (формальная, неформальная) Формально под пристальным присмотром учительницы вели себя прилично
Групповые нормы Нормы выполнялись – сказали спасибо и убрали за собой. Дождались всех.
Интересы и предпочтения группы Компот выбрали все. Второе доели лишь 4 Еда была вкусной и можно было выбирать.
Эмоциональная стабильность и благополучие членов отряда Никто не выкрикивал и не скакал. Благополучно и без происшествий добрались в класс на 3 этаж. У детей в классе тоже было всё в порядке. Обстановка чуткости и внимания ко всем.
Тип руководства (директивный, кооперативный) Ольга Юрьевна руководитель-демократ систематически информирует подчиненных о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть. Тон обращения с детьми – уважительный, располагающий к сотрудничеству. Улыбается. Поправляет воротнички, берёт за руку боевых …( Взаимное доверие – копер.тип)
Совместимость членов группы, психологический климат, сплоченность К совместной деятельности уже способны но всё ещё ждут одобрения от «классной мамы»обладают — взаимной ответственностью, требовательностью, сотрудничеством, взаимопомощью, соревнованием, доверием, интересом друг к другу. Совместимы по возрасту и знаниям. Уже стараются помогать друг другу. Идентифицируют себя как 2 Б класс
Особенности и частота межгрупповых конфликтов Конфликтной ситуации извиняются по детски « мирись — мирись и больше не дерись» Бывают часто, но решаются.
Группы риска Тревожные, Леворукие, СДВГ, зрение слабое и др.( Низкая самооценка у большинства по учёбе)
Активность (по результатам участия в мероприятии) Приветливы, коммуникабельны, активно действуют со ст.приборами, аккуратны.
Этап развития группы — Стадия первоначального сплочения коллектива характеризуется сравнительно высокой конфликтностью отношений Предположение – Второй класс — ещё не установились дружеские связи между мальчиками и девочками. Возраст младшего школьника. Традиции только устанавливаются. Общее дело значимо пока не для всех. Инициативу проявляют ждя одобрения от Ольги Юрьевны.

Наблюдение дополняется беседой с классным руководителем.

Выводы об особенностях детского коллектива. Отношение к различным видам деятельности только начинает формиро­ваться, и оно неустойчиво. Появляется за­интересованность в совместных делах, но не у всех школьников. Эмоционально-психологические отношения опережают в своем развитии деловые. Каждый ребенок в этот период старается найти друзей. Микро­группы по партам образуются довольно интенсивно: порой лишь на осно­ве симпатий, но чаще на основе общности интересов.

В центре, как правило, дети, обладающие привлекательными для всех знаниями, умениями либо обладающие соблазнительными для других вещами (компьютером, значком, куклой феей). В последнем случае они носят неустойчивый харак­тер и, если не появилось другого мотива их объединения, рас­падаются уже на первоначальной стадии развития. Стадия первоначального сплочения коллектива характеризуется сравнительно высокой конфликтностью отношений, причины ее разнообразны и чаще не являются принципиальными. Только к концу этой стадии число конфликтов уменьшается, а сохраняющиеся оказывают­ся связанными с актуальными для жизни класса вопросами. Эмоциональная атмосфера вначале неустойчива, часто бы­вают сильные перепады общего настроения. Чувство «мы — единое целое», «мы — коллектив» возникает только в делах, которые удается организовать как коллективные. Общественное мнение только начинает формироваться и легко меняется в зависимости от обстоятельств. Контакты с дру­гими первичными коллективами школы и вне ее чаще всего эпизодичны. Конфликты самостоятельно пока не разрешают. Для коллектива класса характерны следующие черты: слабая организованность, плохая способность к коллективной деятельности, эмоциональная неустойчивость, слабо выраженная половая дифференциация взаимоотношений, неустойчивость дружеских групп. В то же время у мальчиков и девочек одинаково выражено стремление к единству, к совме­стной деятельности с игровыми формами организации, стремле­ние к подражанию классам старших возрастов. Установлено, что классный коллектив для детей весьма значим. При общей ориентации деятельности на классного руково­дителя Ольгу Юрьевну у отдельных детей, однако, наблюдается конфликтность в отношениях с ним. Индивидуальность этого класса в изучении профессий родителей и путешествия путём ежемесячных экскурсий и бесед – завели альбом путешественника. У девочек более выражена дружба. К планированию ребята привыкли: пишут планы сочине­ний. Организация выполнения плана тоже постоянный фак­тор взаимодействия: намечаемые дела, целесообразные сроки, распределение обязанностей и т. д. Существенно хуже удается анализ. Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах коллектива класса и всех его членов, которых он ведет за собой Это – Даша Лидер-разрушитель действует в своих собственных интере­сах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих Это – Илья. В классе встречаются лидеры, роли которых различны: ли­деры-организаторы (деловые лидеры), лидеры — генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-ини­циаторы, эрудиты, умельцы. Для развития группы как коллектива характерна постоян­ная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности. Самооценка снижена. Многим учителям приходилось сталкиваться с классами, у которых так и не сложилось положительного отношения к на­ставнику. В данном классе Ольга Юрьевна воспринимается как « классная мама»и отношения сложились удачно. Успешно воспитывать питом­цев под силу прежде всего одаренному, духовно щедрому педа­гогу, являющему наглядный и убедительный пример богатства талантливой личности и как раз для младших классов. Тогда счастлив и он, и те, в кого он по­верил и кто уверовал в него. Мне понравилось её уверенное руководство и то что класс отвечает ей взаимностью, симпатией, доверительным сотрудничеством. Дисциплина на отлично.

Примерная схема изучения возрастных особенностей учащихся.

— на основе наблюдений в ходе подготовки и реализации мероприятий, на занятиях и переменах собрать наиболее яркую информацию, которая иллюстрирует возрастные закономерности развития детей на определенном возрастном этапе по предложенной схеме;

— описать наблюдаемую ситуацию, зафиксировать в протоколе через конкретные примеры;

— проинтерпретировать результаты на основании возрастных закономерностей развития.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также:  Аскариды у детей анализы не показывают

источник

Мария Сергеевна Русакова
Наблюдение за детским коллективом: с чего начать педагогу?

В определенный момент своей профессиональной деятельности воспитатели, а тем более психологи детских садов и старшие воспитатели могут столкнуться с необходимостью оценить группу детей как единый коллектив. Это очень важно, ведь атмосфера в группе влияет и на детей, и на взрослых. Иногда очень важно понять, что же происходит в детском коллективе, ведь без этого невозможно правильно повлиять на детей, помочь им, научить чему-то новому.

В помощь воспитателям в нашем дошкольном отделении была разработана система критериев для оценки взаимодействия детей в группе. Эти диагностические критерии применимы к анализу общения детей начиная со средней группы. Всего таких показателей 10, остановимся подробнее на каждом из них.

1. Сформированность и численность подгрупп

Это критерий показывает, насколько разобщена группа детей. Бывает так, что дети играют в подгруппах с жесткими границами, не пуская сверстников «со стороны». В другом случае дети, наоборот, очень гибко перемещаются среди подгрупп, выбирая себе занятие по интересам, и в каждой новой компании его рады видеть. Численность подгрупп тоже может быть специфична: кто-то разбивается на диады-триады, кто-то делится на группы по 6-7 человек.

Следует помнить, что девочки чаще мальчиков играют в малых подгруппах закрытого типа. Но если в группе наблюдается выраженная разобщенность и закрытость подгрупп, это все равно должно вызывать у педагога настороженность. Для социализации ребенка будет более полезно, если он сможет иметь больше друзей, участвовать в разных играх по своим интересам, не встречая социальных преград.

2. Общение девочек и мальчиков

Следует помнить, что уже в средней группе мальчики и девочки начинают играть отдельно друг от друга, так как их интересы различаются. Но существует много игровых ситуаций, которые не предполагают разделение детей по половому признаку: подвижные игры, дидактические и т. д. Желательно, чтобы в этом случае дети обоих полов играли вместе, так как это позволит им сформировать более полные представления об особенностях поведения друг друга, выработать более корректные представления о полоролевом поведении.

Атмосфера в группе и подгруппах – ключевой критерий анализа, который сразу бросается в глаза любому наблюдающему. Хотя дошкольникам порой бывает непросто договориться друг с другом, очевидно, что настроение детей в группе должно быть хорошим. Дети не должны раздражаться друг друга, стремиться прямо или косвенно навредить сверстникам. Также педагога должны озадачивать ситуации, когда в группе настроение детей чрезмерно положительное. Такие дети часто эмоционально перевозбуждены, имеют сложности с произвольностью. А атмосфера вседозволенности лишь стимулирует их к легкомысленности и невнимательности, «растормаживая» даже вдумчивых детей.

Характер игр имеет важное значение для анализа уровня развития детей. К средней группе подавляющее большинство ребят активно играют друг с другом в сюжетно-ролевые игры. Более старшие ребята достигают такого уровня самоорганизации, что пытаются играть в подвижные игры по правилам. Бывает и так, что педагогам настолько удается увлечь детей познавательной деятельностью, что ребята начинают совместно играть в настольно-печатные игры, что открывает перед детьми новые горизонты развития. Возникает групповая норма, которая показывает всем детям, что хорошо и правильно заниматься спортом, познавательными играми. Задать нужный вектор заинтересованности по силам педагогу группы.

Анализируя критерий лидерства, следует ответить на два вопроса. Во-первых, группа может стремиться как к определению лидерства, так и к равенству. Во-вторых, лидерство бывает позитивным, «правильным», и негативным, деструктивным для группы. Очень важно понять, не влияет ли лидер группы на своих сверстников негативно, не учит ли их плохому. Если же педагогу удастся поставить в лидеры социально правильного ребенка, то другие дети потянутся за ним к хорошему.

6. Взаимовлияние группы и отдельного ребенка

Группа всегда влияет на своих членов. Важно оценить, каково это влияние: позитивное или негативное; непроизвольное (дети подражают друг другу про своей воле) или произвольное (ребята осознанно стимулируют друг друга вести себя определенным образом).

Бывает и обратная ситуация, когда фигура одного ребенка оказывает влияние на всю группу. В последнем случае очень важна роль педагога: именно его поведение делает из ребенка такой образец для сверстников. При обнаружении такой ситуации следует задуматься, какие именно качества взрослый поощряет в ребенка и «транслирует» их через него в группу.

7. Наличие конфликтов в группах, их характер

Конфликты имеют место в любом коллективе, тем более в детском. Важно лишь, чтобы, во-первых, они не были слишком частыми, во-вторых, чтобы были продуктивными. Иными словами, конфликт должен помогать решить конкретную проблему, стимулировать диалог и мышление детей, чтобы они учились слышать друг друга и искать компромисс. Негативные же конфликты подразумевают лишь ссоры, взаимное недовольство, переход на личности, поэтому таких ситуаций в группах должно быть как можно меньше. Особо опасны ситуации, когда дети конфликтуют скрыто, исподтишка.

Дополнительно следует оценить содержание конфликтов: по поводу чего именно спорят дети? Это могут быть игрушки, территория для игры, борьба за лидерство и внимание сверстников и т. д. Педагог, оценив предмет конфликта, часто может разрешить ситуацию незамедлительно, предотвратив все недоразумения.

Агрессия – одна из самых нежелательных форм поведения в группе. Бывает она трех главных видов. Первая – от незнания того, как правильно поступить; в этом случае ребенок просто выбирает самый простой путь решения свой проблемы, например толкает соседа вместо того, чтобы пригласить играть. Второй тип агрессии – инструментальный; такие дети ведут себя агрессивно только когда им надо добиться чего-то конкретного, не преследуют сверстников. Например, такие дети могут толкаться за место в строю, чтобы быть первыми или стоять рядом с другом. Третий тип агрессии тесно связан со злобой; таким детям доставляет удовольствие мучить сверстников, обижать их. Важно понять, почему в группе случаются агрессивные стычки, что стоит за поведением каждого из таких детей. Только тогда в беседе с ними педагог сможет быть убедителен и справедлив.

9. Оказание взаимопомощи и поддержки

Оказание взаимопомощи и поддержки – критерий, отражающий уровень сплоченности детского коллектива. Будучи в силу возраста эгоцентричны, дети все же способны думать о благе других, помогать им, сочувствовать. Такое просоциальное поведение улучшает атмосферу в группе, самочувствие и детей, и взрослых. Направить детей на этот правильный путь может взрослый, своим примером показывая, как можно быть доброжелательным и отзывчивым.

10. Наиболее распространенные детские негативные социальные реакции

Последний критерий – частный, позволяет выявить наиболее типичные поведенческие проблемы детей. У ребенка малыша могут быть свои собственные трудности. Внимание должны привлекать те ситуации, когда в группе очень много детей с одной и той же проблемой. В этом случае ответственность за такое «единообразие» однозначно лежит на педагоге, по некой причине закрывающем глаза на эти трудности. Среди таких реакций могут быть демонстративность, негативное самопредъявление, раздражительность, инфантильная обидчивость и т. д.

Предложенные показатели помогут провести рефлексию особенностей каждой группы, составить ее индивидуальный профиль. Мы надеемся, что разработанная нами система диагностических критериев поможет всем педагогам правильно оценить особенности каждой конкретной группы и выбрать в соответствии со ФГОС оптимальный путь для ее дальнейшего развития.

Мероприятия по пожаробезопасности в детском саду на декаду № Мероприятия Группа Ответственные 1. Папка-передвижка «Соблюдай правила пожарной безопасности». младшие воспитатели 2. Чтение сказки К. И. Чуковского.

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду Из опыта работы старшего воспитателя 13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему «Духовно-нравственное воспитание.

источник

Цель: выявить условия, созданные воспитателем для обеспечения эмоционально-психологического комфорта детей раннего возраста.

Время Режимный процесс Деятельность воспитателя Деятельность помощника воспитателя Деятельность детей
8.05-8.15 Утренняя гимнастика Собирает детей на гимнастику и проводит её Накрывает столы для завтрака Занимаются утренней гимнастикой
8.15-8.30 9.00-9.30 10.00-11.00 12.00-12.30 12.30-15.00 Умывание. Завтрак Подготовка занятия. Занятие Подготовка к прогулке. Прогулка. Подготовка к обеду. Обед. Сон Контролирует процесс умывания, показывая способ действия, как пользоваться мылом и полотенцем. Во время кормления помогает детям кушать, держать ложку, напоминает что надо пользоваться салфеткой и кушать над тарелкой Предложив детям побыть в приёмной, подготавливает комнату к занятию. Проветривает, расставляет столы, подготавливает материал для занятия. Организует игру «Карусель». Проводит наблюдение за солнцем, хороводные игры. Контролирует и предлагает самостоятельную деятельность детей Вместе с детьми моет руки, показывает им на примере как это делать, как пользоваться полотенцем. Контролирует процесс питания, напоминает детям, как сидеть правильно, как держать ложку. Укладывает детей, смотрит за тем, чтоб все дети быстро разделись и прошли в спальню Помогает воспитателю кормить детей. Приносит детям тарелки с едой и после кормления убирает посуду и вытирают со столов Находится с детьми в приёмной, читает сказки по выбору детей. Делает влажную уборку помещений и проводит проветривание Накрывает на столы, подаёт детям еду, помогает в кормлении. Убирает со столов, контролирует ,чтоб все дети сходили в туалет Кушают, стараются не крошить. Пользуются салфеткой Сидят на лавочках, разговаривают, играют в игрушки, слушают сказки, которые им читают Принимают участие в играх, общаются между собой Стараются соблюдать правила поведения за столом, кушать аккуратно и правильно. Раздеваются на стульчиках, складывают одежду аккуратно. Проходят в спальню и ложатся в свои кровати спать.
1. Проявляют собственную инициативу в установлении эмоциональных контактов с детьми (ласково обращаются к ним, называют по имени, оказывают моральную поддержку ребенку, когда он находится в состоянии душевного дискомфорта). Инициатива проявляется довольно редко, общение с детьми больше как со взрослыми. Чаще обращаются по фамилии.
2. Поддерживают и поощряют инициативу ребенка в эмоциональном общении (всегда откликаются на стремление малыша получить доброжелательное внимание, поддержку, ласку). Если ребёнок идёт на контакт ему не отказывают в общение и поддерживают его. Если у ребёнка что-то случилось, его поддерживают, успокаивают.
3. Организуют эмоциональные подвижные игры, способствующие совместным положительным переживаниям («ладушки», «сорока-ворона», «едем-поедем», «прятки» и пр.). В свободное время проводят различные игры на поддержание положительного состояния детей.
  1. Сотрудники помогают детям наладить положительные контакты со сверстниками.
Во время игр если у детей возникают непонимания, воспитатель помогает найти выход из ситуации чтоб дети не поругались.
5. Слушают детей с вниманием и уважением. Не заставляют детей ждать, всегда внимательно выслушивают.
6. Вежливо и доброжелательно отвечают на вопросы и просьбы детей, обсуждают их проблемы. Присутствует и вежливость и доброжелательность в общении с детьми, детские проблемы не остаются без внимания.
7. Успокаивают и подбадривают расстроенных детей, стремятся помочь устранить дискомфорт. При расстройствах, обидах детей, сразу обращают внимание стараясь успокоить ребёнка, устранить причину дискомфорта.
8. Разговаривая с детьми, выбирают позицию «на уровне глаз». Воспитатель всегда стараются быть на уровне детей, присаживаясь на корточки или садятся на стульчик чтобы смотреть детям в глаза.
9. В течение дня сотрудники общаются не только с группой в целом, но и с каждым ребенком индивидуально. В основном общение с каждым ребёнком происходит во время утреннего приёма и во время кормления.
10. Привлекают внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, «сорадования». Если дети обидели друг друга (поругались, толкнули), просят чтобы извинились, обращают внимание на то, что другому больно или обидно. Предлагают пожалеть, успокоить.
11. Помогают детям учиться пользоваться предметами бытового назначения (ложкой, чашкой, расческой и т.д.). При кормлении, умывании всегда показывают детям, как пользоваться мылом, ложкой полотенцем, салфеткой. Если у ребёнка не получается, помогают ему.
12. Поощряют стремление детей к самообслуживанию (дают им возможность самим одеться, умыться и пр.). Предлагают детям после еды отнести за собой кружки, одеваясь предлагают самим одеваться, помогают если ребёнок совсем не справляется или не умеет завязывать шнурки или обуваться.
13. Не ограничивают любознательность детей, позволяя им исследовать интересные для них предметы и, помогая освоить действия с ними. В основном дети сидят всегда в одном месте, не исследуя помещение и предметы находящиеся в нем или на участке.
14. Сотрудники создают условия для развития у детей процессуальной игры. В процессе наблюдения были выделены только игры с конструктором.
15. Отводят время, чтобы поговорить с детьми о том, что те видят, делают, что им нравится, об их семье. В процессе практики не было замечено, напротив, при детях обсуждали между собой их родителей.
16. Предоставляют детям возможность выбора между игрушками, действиями, занятиями. Выбора не было, количество игрушек ограничено. Действия детей ограничивались либо в помещении (ковром), либо на улице (участком). Занятия шли строго по расписанию.
17. Поддерживают речевую инициативу детей. При обсуждении рассказа или сказки, воспитатель просил детей ответить на вопросы или высказать своё мнение о услышанном.
18. Играют с детьми в речевые игры Проводились пальчиковые игры и физкультурные минутки в процессе занятия.
19. Дают прослушать детские песенки, поддерживают звукоподражание. В группе нет магнитофона или им редко пользуются.
20. Читают детям книжки, показывают и называют картинки, рассказывают сказки и истории, вместе повторяют стишки и песенки. Дети предлагают книжки, которые хотели бы услышать, им показывают картинки во время чтения, проговаривают что изображено.
21. Разговаривают о том, что видят и что делают дети, объясняют, что им предстоит сделать, готовясь к переходу к следующему виду деятельности. Не всегда прослеживается.
22. Показывая детям образцы любого вида деятельности, взрослые дают им возможность действовать самостоятельно и не навязывают всей группе и каждому ребенку тот или иной сюжет, дают право выбора материала, с которым они хотят работать. Взрослые являются помощниками в деятельности детей. Ничего не навязывают, поощряют самостоятельность детей в выбранном виде деятельности.
Читайте также:  Анкеты для детей с анализом

Вывод: Проведя наблюдение за режимом дня детей, можно сказать, что он соблюдается в полной мере. В тоже время можно заметить, что общение взрослых с детьми не совсем правильное. Воспитатели общаются с детьми, как с равными себе и предъявляют требования как к более старшим детям. В результате того что действия детей ограничены, нет исследовательской деятельности, игры детей однообразны. На прогулке, игры однообразны уже надоевшие детям. Построение детей парами чего не должно быть в этой возрастной группе. Общение взрослого с детьми по необходимости.

Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 2382 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Задания №1, 2, 3, 5 студент проводит индивидуально с выбранным учеником.

Задание 1.Мотивы учебной деятельности и поведения младших школьников

а). ЦЕЛЬ: выявить мотивы учебной деятельности младших школьников методом анкетирования.

Порядок работы: учащихся класса инструктируют: «Внимательно прочитайте анкету и подчеркните те пункты, которые соответствуют вашим стремлениям и желаниям». Анкету можно дополнить. Подписывать фамилию не обязательно:

1. Учусь потому, что на уроке интересно.

2. Учусь потому, что заставляют родители.

3. Учусь потому, что хочу больше знать.

4. Учусь, чтобы потом хорошо работать.

5. Учусь, чтобы доставить радость родителям.

6. Учусь, чтобы не отставать от товарищей.

7. Учусь, чтобы не опозорить свой класс.

8. Учусь, потому что в наше время нельзя быть незнайкой.

9. Учусь потому, что нравится учитель.

Вычислите процентное отношение каждой мотивировки, приняв общее число ответов за 100%.

Выявите преобладающие мотивы учения детей младшего школьного возраста.

Сделайте выводы о возможном педагогическом воздействии на учащихся для развития положительных мотивов учения.

б, в, г) Также для определения уровня учебной мотивации ученикастудент использует метод наблюдения, беседы и прием «ситуации выбора» .

В школьной практике уровень учебной мотивации может успешно определяться методом наблюдения, решающим обстоятельством здесь является то, что педагог может наблюдать поведение и деятельность ученика в различных жизненных и учебных ситуациях, а также с помощью бесед, во время проверки домашних заданий и вне учебной деятельности. Во время бесед и в ходе наблюдения попытайтесь установить причины отрицательного и нейтрального отношения к учению.

На основе полученных данных студент делает вывод об уровне развития учебной мотивации школьника. Выводы служат основой для составления рекомендаций по индивидуальной работе с учеником.

Во время самостоятельного проведения уроков студент может ставить и решать задачи формирования учебно-познавательной мотивации данного ученика класса. Для этого студенту предлагаем использовать рекомендации .

Примерная схема наблюдения за учащимся во время учебной деятельности

1. Отношение ученика к учению:

— с интересом или без интереса учится;

— проявляет ли желание учиться лучше;

— к каким учебным предметам проявляет интерес;

— реакции на успехи и неудачи в учении;

— отношение к похвале и порицанию учителя;

— степень осознанности общественной и личностной значимости учебной деятельности для ученика.

2. Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности ученика:

— умение принимать и выполнять требования учителя;

— умение планировать учебную работу;

— осмысленность восприятия учебного материла, быстрота осмысления;

— умение выделять главное в учебном материале, делать обобщения,
выводы;

— собранность, внимательность, сосредоточенность во время урока;

— уровень настойчивости в достижении поставленных учебных целей;

— умение преодолевать трудности в учебе и личном поведении;

— умение осуществлять контроль в учении;

— умение самостоятельно работать над книгой, заучивать материал.

3. Особенности поведения в учебной деятельности:

— ведет себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость;

— типичные нарушения дисциплины (если они имели место);

— типичное настроение на уроке;

— насколько инициативен в учебной деятельности;

— выполнение требований взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять требования и какие).

4.Степень успеваемости:

одинаково или нет успевает по разным предметам.

Примерные вопросы к беседе с учеником

1. Что больше всего тебя привлекает в школе? (общение с товарищами, получение отметок, узнавание нового, сам процесс учения, самостоятельная работа и другое),

2. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее трудным и почему?

3. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее интересным и почему?

4. Какой из учебных предметов ты считаешь самым полезным для своей подготовки к жизни после окончания школы и почему?

5. Какие учебные предметы надо было бы включить в обучение и почему?

6. Преподавание какого предмета тебе нравится больше всего и почему?

7. Как ты считаешь, правильно ли оценивают учителя тебя и твои знания?

8. Можешь ли ты достичь лучших результатов в учении?

Создание «ситуации выбора»

Предложите ученику составить такое расписание на неделю, которое больше всего его устраивает. Проанализируйте это расписание, выделите предпочитаемые учеником предметы, обратите внимание очередность уроков и их значимость для ученика.

Задание 2. Изучение познавательных процессов школьника

Развитие интеллекта в школьном возрасте определяется не только внутренней мотивацией ребенка, но и его познавательными способностями, стремлением к высоким достижениям, тягой к соперничеству и любознательностью. Чтобы успешно вести обучение педагог должен представлять себе основные характеристики ученика — его способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать, использовать его при решении различных задач. Прием учебной информации осуществляется посредством органов чувств человека, включаются в работу его ощущения и восприятия и только затем опознание, запоминание, установление ассоциаций, осмысление.

1. МЕТОДИКА «СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

Цель исследования: определить уровень сформированности операции сравнения у младших школьников.

Материал и оборудование: перечень слов, предлагаемых для сравнения.

Методика заключается в том, что испытуемому называют два слова, обозначающие те или иные предметы или явления, и просят сказать, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга. При этом экспериментатор все время стимулирует испытуемого в поиске возможно большего количества черт сходства и различия между словами пары: «Чем еще они похожи?», «Еще чем?», «Чем еще они отличаются друг от друга?»

Предлагаем примерный список слов для сравнения.

Утро — вечер. Корова — лошадь. Летчик — танкист. Лыжи — коньки. Трамвай — автобус. Река — озеро. Велосипед — мотоцикл. Собака — кошка. Ворона — рыба. Лев — тигр. Поезд — самолет. Обман — ошибка. Ботинок — карандаш. Яблоко — вишня. Лев — собака. Ворона — воробей. Молоко — вода. Золото — серебро. Сани — телега. Воробей — курица. Дуб — береза. Сказка — песня. Картина — портрет. Лошадь — всадник. Кошка — яблоко. Голод — жажда.

Можно выделить три категории задач, которые применяются для сравнения и различения понятий:

1. Испытуемому даются два слова, явно относящиеся к одной категории (например, «корова — лошадь»).

2. Предлагаются два слова, у которых общее найти трудно и которые гораздо больше отличаются друг от друга, чем в предыдущем случае (например, «ворона — рыба»).

3. Третья группа задач еще сложнее — это задачи на сравнение и различение объектов в условиях конфликта, где различия выражены гораздо больше, чем сходство (например, «всадник — лошадь»).

Различие уровней сложности этих категорий задач зависит от степени трудности абстрагирования признаков или наглядного взаимодействия объектов, от степени трудности включения этих объектов в определенную категорию.

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

По результатам выполнения задания проводится количественный и качественный анализ. Количественнаяобработка заключается в подсчете числа черт сходства и различия, выделенных испытуемым в каждой паре. Высокий уровень развития операции сравнения отмечается в том случае, когда школьник назвал более двадцати черт, средний — более десяти-пятнадцати черт, низкий — менее десяти черт. Качественнаяобработка состоит в том, что экспериментатор анализирует, какие черты отметил учащийся в большем количестве — сходства или различия, часто ли он употреблял родовые понятия.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различения стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию, что удается детям этого возраста зачастую с трудом. Таким образом, тот факт, что раньше формируются операции различения, а затем обобщения, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению. Поэтому для дошкольников особенно трудными будут задачи второй и третьей категорий. У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию; для них трудны задачи третьей категории.

2. МЕТОДИКА «ПОВТОРЕНИЕ ЦИФР»

(субтест VI теста Д. Векслера)

Цель исследования: определить объем кратковременной памяти.

Материал и оборудование: бланк с наборами цифр.

Для определения объема кратковременной памяти обычно берется материал, несущий минимум смысла. Удобнее всего использовать цифры. Именно такая методика была включена Д. Векслером в разработанную им шкалу измерения интеллекта. Методика состоит из двух частей.

Первая часть направлена на определение объема памяти и состоит из цифровых рядов разной длины. Длина каждого последующего ряда увеличивается на единицу. Всего имеется семь рядов.

Во второй части предлагается проба на концентрацию внимания, также состоящая из цифровых рядов.

Общая оценка кратковременной памяти при использовании всей шкалы Векслера дается по результатам обеих частей субтеста. Но для проведения последующей коррекционно-развивающей работы разделенность пробы на две части очень важна, так как позволяет делать акцент на том или ином ее аспекте.

Часть 1. Прямой счет

Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, точно в таком же порядке их повтори. Хорошо? Ну, давай попробуем. Внимание!»

3 8 0 1 7 4 9 8 5 2 1 6 3

5 1 7 4 2 3 8 2 9 7 6 3 1 5 4

1 6 4 5 9 7 6 3 2 9 7 6 3 1 5 4

5 3 8 7 1 2 4 6 9 4 2 6 9 1 7 8 3 5

Предложить первый ряд цифр из первой серии. При правильном воспроизведении дать следующий ряд этой серии. При неправильном воспроизведении какого-либо ряда первой серии дать аналогичный по величине ряд второй серии. В случае правильного его воспроизведения вернуться к первой серии и предложить следующий по величине ряд. При неправильном воспроизведении двух одинаковых по величине рядов из первой и второй серии пробу прекратить и перейти к обратному счету.

Часть 2. Обратный счет

Инструкция: «Сейчас я скажу тебе еще несколько цифр, ты их тоже будешь повторять. Только начинать будешь с конца, говорить в обратном порядке. Вот смотри, я, например, говорю: «Один – два» (показать рукой на разные места стола), — а ты скажешь: «Два – один» (опять показать рукой на эти места стола, но в обратном порядке). Понятно? Ну, давай попробуем. Внимание!»

8 5 9 2 3 4 2 4 5 7 9 2 8 1

6 9 1 6 3 2 5 8 3 1 7 9 5 4 8 2

Порядок работы такой же. При неправильном воспроизведении двух одинаковых рядов пробу прекратить.

Проведение этой методики требует соблюдения нескольких правил:

1. Цифры произносить предельно четко с интервалом в 1 сек. (в ритме стартового отсчета времени).

2. В период от окончания счета экспериментатором до начала его воспроизведения испытуемым не должно быть никаких звуков.

3. Один и тот же ряд дважды не повторять.

4. Начинать с прямого счета. По его окончании перейти к счету в обратном порядке.

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

В этом задании часть 1 (прямой счет) направлена на определение объема кратковременной памяти, часть 2 (обратный счет) — на определение степени концентрации внимания. Необходимость такого детального анализа связана с тем, что при отсутствии концентрации внимания даже хорошая память может выглядеть слабой.

Количество цифр в последнем правильно воспроизведенном ряду при прямом счете является показателем объема кратковременной памяти. Количество цифр, правильно названных при обратном счете, — показатель концентрации внимания.

Для детей 5 — 7 лет объем кратковременной памяти равен 3 — 5 единицам, показатель объема внимания — 2 — 4единицам. Показатель кратковременного запоминания меньше трех единиц при прямом и обратном счете обычно свидетельствует о наличии органического поражения мозга.

8 — 9лет — объем кратковременной памяти равен 3 — 6 единицам (среднее значение — 4), внимания — 2 — 5 единицам (среднее значение — 3).

10 — 11лет — объем кратковременной памяти равен 4 — 7 единицам (среднее значение — 5), внимания — 3 — 6 единицам (среднее значение — 4).

12—14лет — объем кратковременной памяти равен 5 — 9 единицам (среднее значение — 7), внимания — 3 — 7 единицам (среднее значение — 5).

Задание3. Изучения самооценки школьника

Характер самооценки (благоприятная, т.е. адекватная или неблагоприятная — завышенная и заниженная) влияет на поведение ребенка, успешность его учебной деятельности и общения. На формирование самооценки влияют многие факторы — отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Самооценка влияет на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.

источник