Меню Рубрики

Анализ наблюдения за речью детей

В доме ребенка дети попадают в особые условия жизни, здесь нет близких им людей, круг получаемых впечатлений ограничен, постоянное пребывание в коллективе, недостаточное общение со взрослыми – все это влияет на поведение, развитие, здоровье детей. Выезды в лес, парк, к речке, прогулки к автомобильной дороге положительно сказываются на развитии наших детей. Но, все эти мероприятия бывают не часто, в силу объективных причин, поэтому прогулки в окрестностях дома ребенка очень важны для расширения кругозора детей, общения с окружающим миром, отдыха ослабленной нервной системы.

Особое значение на прогулках придается развитию речи наших детей.

Развитие речи у детей тесно связано с самим развитием мозга, которое наиболее интенсивно протекает в первые три года жизни, и воспитанием, причем, именно последнее оказывает определяющее влияние. Сам процесс развития мозга, заложенный от природы, основополагающего значения не имеет – то есть, человек может обладать врожденными неплохими данными, но если воспитатели не создают условий для того, чтобы речевое развитие ребенка шло правильно, то интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка будет отставать от нормы все сильнее.

Исследования показали, что только посредством развития речи развиваются такие важные психические процессы, как память, внимание, восприятие, воображение, логические способности.

Таким образом, роль речи в развитии ребенка огромна, и главным условием в правильном развитии речи ребенка является его общение со взрослым. Прекрасным средством развития речи маленьких детей является мир природы. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи, развитие мышления и речи идет как единый процесс. Познание природы будит “ребячью мысль”, способствует развитию творчества и самостоятельности, учит “вдумчивее” относиться к природе. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, речи, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

В структуру ежедневных прогулок обязательно должно входить наблюдение, особое значение имеет наблюдение за явлениями природы, за животным или растительным миром. В каждом из видов наблюдений я решаю конкретные воспитательные и образовательные задачи. Перед каждой прогулкой я намечаю вид наблюдения, его объект, продумываю организацию.

Дети дома ребенка в большинстве своем очень возбудимые, с неустойчивым вниманием, им бывает трудно сосредоточиться на наблюдении объекта или явления. Поэтому я провожу не длительные наблюдения, не более 5-7 минут, объекты для наблюдения выбираю яркие, интересные, содержательные.

В доме ребенка созданы все необходимые условия для проведения прогулок.

У нашей группы есть свой участок, рядом с участком сотрудники группы разбили сад и огород. Ежегодно весной на участке и на всей территории нашего учреждения, разбиваются клумбы под цветы. В окрестностях дома ребенка растут ели, березки, сосны, сакура, сирень, яблоньки, абрикос и др. растения. Весной цветущие растения представляют собой удивительные пейзажи. В виду невозможности постоянно проводить наблюдения за живыми животными и птицами, мы используем для этой цели муляжи, которые расположены на улице, на территории дома ребенка.

Инвентарь для наблюдений и выполнения трудовых поручений хранится на веранде, это ведерки для песка и воды, совочки к ним, грабли, венички, лопатки для работы со снегом и т.д.

Во время наблюдений у детей формируется умение слушать речь взрослого, развивается навык действовать по его сигналу и слову. Запоминание новых слов тренирует память малышей, их речь. Вовремя сказанное четверостишие, потешка или поговорка обостряют восприятие малыша, способствуют воссозданию ярких образов.

1. В течение всего года мы с детьми наблюдаем за явлениями неживой природы.

Наблюдая за водой, дети знакомятся с ее свойствами: теплая или холодная, журчит, льется. В емкость с водой выкладываем игрушки, после чего дети ловят сачками игрушечных рыбок, уточек, разноцветные шарики. После дождя наблюдаем за ручьями и лужами.

Во время наблюдений дети проговаривают существительные, прилагательные, глаголы, учатся строить предложение.

“К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
В лужице – смотри, смотри! –
Он пускает пузыри…”.

Песок. Дети охотно играют с сухим песком: погружают в него руки, перебирая пальчиками, раскапывают спрятанные игрушки, работают с формочками, бутылочками, “пекут” из влажного песка пирожки.

Сухой песок: сыпется, а из мокрого песка можно лепить.

“Муку в тесто замесили
А из теста мы слепили:
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Все мы испечем в печи!”.

Осенью наблюдаем за листопадом, за хмурым небом, за холодными дождями. Предлагаю детям походить по опавшей листве, послушать, как она “шуршит”, собираем разноцветные листья в осенний букет. Учимся подмечать сезонные изменения в природе.

В процессе наблюдений у детей развиваются навыки связной и фразовой речи, обогащается активный словарный запас по теме, формируется обобщающее понятие “осень”.

“Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмуриться, если дождик льется,
Это время года, осенью зовется”.
“Осень. Обсыпается
Весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые
По ветру летят”.

Зимой наблюдаем за выпавшим снегом, за цветными льдинками, закрепляем свойства льда и снега. Объясняю детям, что снег холодный, в руки его брать нельзя, его можно лопаткой класть в ведерочки. Предлагаю детям взять снег на лопатку и подбросить вверх, снег рассыпается. Из снега можно сделать домик, холмик, заборчик (снежный вал) для игрушечной собачки и т.д.

Рассматривая с детьми льдинки, отмечаю: лед холодный и твердый, им можно постучать, Если воду окрасить краской, то можно получить разноцветные льдинки. Зимой холодно, дует пронзительный ветер.

В процессе наблюдений у детей обогащается активный словарный запас по теме, они учатся отвечать на вопросы, усваивают обобщающее понятие “зима”.

“Ты мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой”!

“Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок”.

“На заборах и крылечке,
Все блестит и все бело.
Нет свободного местечка,
Всюду снега намело”.

Весной обращаю внимание детей на то, что стало тепло, пригревает солнышко. Дует теплый ветер. Предлагаю поиграть с вертушками, султанчиками. Появляются первые ручейки, тают сосульки (рассматриваем их на карнизах подоконников). Сосульки бывают тонкие и толстые, длинные и короткие. Ставим ведерко под сосульку, слушаем “кап-кап”…

Чтобы понаблюдать за ручейком, роем канавку и соединяем два маленьких ручейка в один большой, пускаем бумажные кораблики.

В процессе наблюдений у детей обогащается словарный запас по теме, они учатся вслушиваться в текст и повторять его по частям вслед за педагогом, развиваются навыки связной речи, формируется обобщающее понятие “весна”.

“А уж ясно солнышко, припекло, припекло,
И повсюду золото, разлило, разлило.
Ручейки на улице, все журчат, все журчат,
Журавли курлыкают, и летят, и летят”.

“Солнышко, колоколнышко,
Ты пораньше взойди, нас пораньше разбуди.
Нам в поля бежать, нам весну встречать!”

“В гости к нам пришла весна.
Очень теплая она.
Солнце светит, солнце греет.
Всюду травка зеленеет”.

Летом обращаю внимание детей на то, что все радуются теплу, птицы, животные, насекомые, люди. Ласковое солнышко согревает все вокруг: цветут цветы, земля покрыта травой, на деревьях много зеленых листьев. Летом не надо тепло одеваться. Если во время прогулки пошел дождь, предлагаю послушать, как весело он барабанит по крыше веранды, а затем обращаю внимание малышей на то, как чисто стало: дождь полил траву, цветы, сад и огород.

В процессе наблюдений дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, обогащают активный словарь по теме, развивают навыки фразовой речи. У детей формируется обобщающее понятие “лето”.

2. Наблюдение живой природы.

Растения и цветы, овощи, фрукты, ягоды.

Весной рассматриваем набухшие почки, первые листики. Организуя прогулку с детьми в сад, показываю детям, как красиво цветут вишни, яблоньки, привлекаю внимание к жужжащим над цветками пчелам.

Когда приходим на огород, обращаю внимание детей на вскопанные грядки, рассказываю, что посадим – помидоры, лук, клубнику, при этом показываю картинки с изображением названных овощей и ягод.

На лугу обращаю внимание на первые весенние цветы – одуванчики, при высадке рассады цветов в грунт сопровождаю все действия словами.

Посредством наблюдения за растениями дети усваивают существительное с обобщающим значением “растения”.

“Мы копаем, мы копаем,
В землю семена бросаем.
Сделай, сделай ямку ты,
Вырастут у нас цветы”.

“Принесла я вам цветок,
Вот головка, вот глазок,
Вот зеленый листок,
Вот зеленый стебелек”.

Летом обращаю внимание детей на зелень листвы, закрепляем знания о строении дерева: ствол, ветки, листья, учимся различать березу и ель. На лугу уточняем названия – цветы, трава, на участке наблюдаем за цветами на клумбах, учимся называть цветы, их окраску, величину.

На огороде наблюдаем за ростом помидоров, лука, перца и др. овощей, пробуем первые ягоды, созревшие в саду – смородину, вишню, облепиху…

“Колокольчики мои, цветики степные!

Что глядите на меня, темно-голубые”?

“В лесу растут растения:
Ягоды, грибы,
Разные деревья,
Травка и кусты”.

“Как у нашей Зины,
Фрукты в корзине:
Яблоки и груши,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы-
До чего красивы”!

В начале осени рассматриваем цветы на клумбе, предлагаю отыскать на клумбе сначала красные, потом желтые цветы, большие, затем маленькие. Например, георгин — большой, петунья-маленькая. Во время прогулок на огород и в сад, уточняю названия знакомых детям овощей и фруктов: морковь, капуста, огурец, помидор, картофель, сливы…..

Наблюдаем за грибами, что растут под соснами.

В процессе наблюдений обогащается словарь детей по теме, развиваются сенсорные навыки.

“Я корзинку в лес беру,
Там грибы я соберу:
Подосиновик, масленок,
Подберезовик, опенок”.

“В огороде много гряд,
Тут и репа, и салат.
Тут свекла и горох,
А картофель разве плох”?

“Посмотрите, овощи тут,
Они в огороде растут:
Капуста, свекла, картошка,
Лук, чеснок, морковка”.

“Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает”. (Лук)

Кошка и котята. Дети любят наблюдать за кошкой, отмечают особенности поведения: мурлычет, царапается, прыгает. Дети третьего года жизни могут самостоятельно покормить котенка, назвать части его тела (ушки, лапки, хвостик, все мягкое, пушистое), умеют имитировать мяуканье, дети усваивают, что кошка любит лакать молоко, умывается лапкой. У кошки и ее детеныша, котенка, имеются острые зубы, коготки и шерсть.

Собака и щенята. При наблюдении отмечаем особенности внешнего вида — голова, хвост, ноги. Собака бегает, прыгает, лает, ее нельзя дразнить, собачка может укусить. При наблюдении задаю вопросы: “Где живет собака”? “Что любит есть”? “Что делал щенок”?

На участке у нас поселился бурундук. Предлагаю детям отметить особенности внешнего вида: туловище полосатое, хвост длинный.

Особенности внешнего вида коровы, козы, лошадки, кролика и диких животных (ежика, волка, медведя и др.) дети усваивают с помощью муляжей, расположенных на территории дома ребенка. Дети рассматривают животных, отмечают особенности поведения (лошадка быстро скачет, корова дает молоко, кролик пушистый, пугливый), закрепляют знания о среде обитания диких животных (волк, лиса и медведь живут в лесу).

Птицы. Домашних птиц (курицу, петуха, гуся, утку) мы также рассматриваем с помощью муляжей. При наблюдении за птицами называем части их тела, покров, (клюв, перья, крылья). Обращаю внимание детей на хвост петуха, его красный гребешок, большие крылья, предлагаю покричать как петушок. Рассматривая курицу с цыплятами, обращаю внимание детей на величину цыплят, их окраску, на поведение курицы.

Воробьи, голуби, вороны, скворцы. Обратить внимание на то, что птицы чирикают, много летают, перелетают с куста на куст. Объясняю детям, что птичкам тепло, они радуются лету. На участке наблюдаем за скворечником.

Наблюдение за зимующими птицами. Зимой рассматриваем кормушку, на которую прилетают воробушки, синицы, снегири. Называем птиц, отмечаем особенности внешнего вида. Объясняю детям, что зимой на улице холодно, птицам нечего кушать, нет мошек, червяков, зернышек, предлагаю покрошить хлеба на кормушку.

Насекомые. Наблюдения за бабочкой, кузнечиком, пчелкой, божьей коровкой, муравьем приносят нашим детям много радости, они восторженно вопят при виде летающей над лугом стрекозы. Предлагаю полюбоваться красивыми крылышками божьей коровки, отметить трудолюбие муравья, как легко порхают разноцветные бабочки с цветка на цветок.

Объясняю, что брать в руки нельзя пчелку, она может ужалить, так же нельзя обижать беззащитные маленькие существа.

В процессе наблюдений за живой природой, у детей обогащается активный словарь по теме, развиваются элементарные навыки фразовой речи.

“На заборе сидит, “ку-ка-ре-ку” кричит”. (Петушок)

“Громко лает, а в дом не пускает: “Ав-авав!”. (Собачка)

“Кричит: “Му-у-уу!” Кто это? Не пойму?”. (Корова)

“А у нас в саду жилец —
Бойкий, маленький скворец.
Тихий сад повеселел,
От того, что он запел”.

“Под кустом играют в прятки
Шаловливые лисятки,
А лиса для малышей
Ловит в зарослях мышей”.

“У крыльца лохматый пес
Лег, уткнувши в лапы нос.
Тихо, мирно он сопит,
Может, дремлет, может, спит.
А попробуй, сунься вор –
Вмиг залает на весь двор”.

Читайте также:  Что такое пцр анализ у детей

Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь”!

Приложение 1 Презентация – наблюдения на прогулке.

    Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду.Ярославль: Академия развития, 2007.
  1. Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Издательство “Мозаика – Синтез” Москва 2007.
  2. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. Издательство “Мозаика – Синтез” Москва 2006.

источник

Анализ непрерывной образовательной деятельности в дошкольной группе МБОУ «Вещевская ООШ»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Цель занятия: формировать у детей умение связно, последовательно, выразительно передавать литературный текст без помощи вопросов педагога.

Цель занятия направлена на решение следующих задач:

Закреплять умение детей внимательно слушать литературный текст, отвечать на вопросы по содержанию текста.

Закреплять умение придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные) и действий (глаголы);

Упражнять в умении громко и четко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением.

Развивать интерес к речевым занятиям.

Развивать память, внимание, мышление.

Воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважение друг к другу.

Цель реализована в течение достаточного количества времени (35 минут), дети к решению данной цели подготовлены на предыдущих занятиях, цель соответствует возможностям и способностям детей.

Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии реализуется через обращение к опыту детей в других образовательных областях (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие).

общим воспитательным и развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям;

комплексно – тематическому принципу (тема данного занятия выбрана в контексте общей темы «Осень»).

В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.

2. Наблюдение за ходом занятия

Цели и задачи предстоящей деятельности были раскрыты перед воспитанниками достаточно убедительно, четко и эмоционально.

Работа проходила содержательно, интересно и организованно. Все дети были заинтересованы в овладении умением полно и близко к тексту пересказать прослушанное произведение.

В ходе занятия воспитанники приобрели начальные знания разбиения текста на части (данное умение было сформировано с помощью последовательных тематических картинок), были закреплены умения различить единственное и множественное число, умение изменять слова с помощью окончаний и подбора окончаний в соответствии с родом и числом слов.

В ходе занятия воспитанники показали умение контролировать свои ответы и ответы других детей, помогать друг другу при затруднениях с ответами. Дети продемонстрировали концентрацию внимания при прослушивании рассказа и довольно близкий к тексту пересказ.

3. Использованные методы и приемы

В ходе занятия были использованы следующие методы и приемы:

сосредоточения и привлечения внимания;

активизации речи и познавательной активности;

активизации самостоятельности мышления.

Использование детского опыта;

развитие творческих способностей;

самоконтроль и взаимоконтроль.

В ходе занятия была использована смена видов деятельности, соблюдена логика и обоснованность перехода от одного вида деятельности к другому.

Вопросы педагога носили развивающий характер.

На занятии использовались такие ТСО, как проектор с экраном. В ходе занятия была использована презентация, с помощью которой выли визуализированы основные этапы занятия.

4. Анализ деятельности воспитателя

В ходе наблюдения за деятельностью воспитателя при проведении занятия выявлено следующее:

с самого начала воспитатель привлек внимание детей к теме занятия и удерживал внимание детей на протяжении всего времени образовательной деятельности;

речь воспитателя была ясной и эмоционально окрашенной;

педагог побуждал детей к проявлению инициативы и самостоятельности;

педагогом по возможности учитывались особенности каждого ребёнка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития, темперамент);

воспитатель помогал детям контролировать поведение во время занятия, напоминал основные правила поведения;

педагогом соблюдались санитарные нормы и правила, безопасность детей (проветренное помещение, физкультминутка, безопасность материалов, инвентаря и пр., профилактика нарушений осанки).

стимулировать и поощрять индивидуальные достижения детей;

стараться «видеть» каждого ребёнка, слушать и слышать его ответы, предложения, высказывания.

источник

юлия поруц
Развитие речи детей раннего возраста через наблюдение в природе

Ранний возраст является периодом, наиболее благоприятным для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво.

Природа – богатейший источник для речевого развития ребёнка. Основная задача развития речи детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а так же развитие у детей коммуникативных способностей, развитию интеллекта.

Закономерны проблемы, с которыми сталкиваются родители и педагоги детей раннего возраста:

— Недостаточный словарный запас;

— Неспособность отвечать на вопросы взрослого;

— Неспособность пользоваться речью как средством общения.

У детей раннего возраста, поступающих в дош. учреждение слабо развита речь:

— Некоторые дети не говорили, не пользовались облегчёнными словами;

— Не умели слушать речь взрослых;

— Не заменяли облегчённые слова правильными.

Наблюдению как важному методу познания природы уделяли большое внимание многие педагоги дошкольного воспитания, а именно Е. И. Тихеева, А. А. Быстров, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева, Т. Н. Зенина.

— Методические пособия М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина («Чтобы чисто говорить, надо», «Начинаем говорить»)

«Ранее детство: развитие речи и мышления». Л. Н. Павлова.

— «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». В. В. Гербова.

«Ознакомление детей раннего возраста с природой». Т. Н. Зенина.

«Ознакомление детей с природой». С. Н. Николаева.

· Развивать речевую активность детей через наблюдения за объектами живой и неживой природы.

А так же конкретные задачи:

· Пополнять активный словарь детей существительными, прилагательными, наречиями, глаголами.

· Учить детей с помощью взрослого рассказывать об увиденном объекте живой или неживой природы в процессе наблюдений.

· Учить слышать и понимать заданные вопросы воспитателя в процессе наблюдений в природе.

· Формировать у детей интерес к объектам природы, доброжелательное отношение к живым существам и эмоциональную отзывчивость на общение с ними.

· Уточнять представления детей о растениях на участке детского сада и в природном уголке.

· Знакомить детей с птицами на участке детского сада (ворона, воробей и т. п.) и их характерными признаками.

· Наблюдать с детьми за красотой природных явлений (падает снег – снегопад, кружатся листья – листопад, в небе появилась радуга, распустились цветы) и их сезонными изменениями.

В зависимости от поставленных задач используют различные виды наблюдений:

· Кратковременные (за погодой, поведением птиц, животных). В процессе наблюдений, учу детей различать и называть форму, цвет, величину (например, ворона большая, чёрная, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характер движения, издаваемые звуки и т. д.

· Длительные (за развитием растений, сезонными явлениями). Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе использую более сложный вид наблюдения – длительное наблюдение; дети при этом сравнивают и называют наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше (например, Что происходит с деревьями в разные сезоны).

Длительные наблюдения заключают в циклы. Например, циклы наблюдений за птицами на участке, за развитием растений, за снегом и т. д.

В ходе этих наблюдений у детей развивается сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.

Наблюдения проводят как с отдельными детьми, с небольшими группами (3-6 человек, так и со всей группой воспитанников. Это зависит от целей, задач и содержания наблюдения. Наблюдения в природе используют систематически, тем самым приучаю детей приглядываться, подмечать её особенности. Например, наблюдая за одуванчиками, которые доставили детям огромную радость и восторг, малыши высказывались: «Какие красивые цветы»; «Саша, посмотри, одуванчики мягкие»; «Как много одуванчиков». Красота и многообразие природы во все времена года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать (например, почему опадают листья, идёт снег, дождь).

В процессе наблюдений в природе знакомят детей с объектом или явлением, а также учат замечать изменения в окружающей обстановке, развивают наблюдательность, учат детей бережно относиться к природе. Помогают детям овладеть деятельностью наблюдения; ставят перед ними познавательную задачу, обучают различным способам обследования объектов.

Наблюдения связывают:

— с игрой «Полетели птички», «Солнышко и дождик»

— продуктивной деятельностью «Посмотрим на цветочек, а потом нарисуем его», «Наблюдаем за снегом, и лепим его»

— дыхательной гимнастикой «Подуем на листочек, снежинку»

Для успешного достижения поставленной цели наблюдения продумывают и используют специальные методы и приёмы, организующие активное восприятие детей: задают вопросы, предлагают обследовать объект наблюдения, сравнивают объекты между собой — Например, предлагают посмотреть на воробья и голубя и сравнить, кто из них больше? Или подбирают два растения и предлагаю сравнить их. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. Учат детей замечать, что растения отличаются друг от друга по величине, цвету, форме листьев и т. д., устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы (например, листочки опадают, потому, что дует ветер; светит солнце – становится теплее, дует ветер – качаются деревья). Чтобы детям раннего возраста проще было усвоить предлагаемый материал, сопровождают наблюдение точной речью, регулируют наблюдение по времени, объёму и содержанию.

Для своевременного и полноценного развития речи у детей устанавливают частый эмоционально-положительный контакт, создают благоприятные условия для развития самостоятельной речевой активности.

Используя метод наблюдения для речевого развития детей, руководствуются рядом требований к его организации:

1. Цель и задачи наблюдения ставят чётко и конкретно. Во всех случаях задача имеет познавательный характер, заставляет ребёнка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения отбирают небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое последующее наблюдение даёт детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений предусматривают системность, что обеспечивает их взаимосвязь. В результате у детей формируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

4. Наблюдение способствует развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приёмами: ставлю перед детьми конкретную и доступную задачу наблюдения, вместе с детьми проговаривают результаты наблюдения, сравнивают один объект с другим, предъявляют к детям вопросы разной степени сложности.

5. Наблюдение возбуждает интерес детей к природе, желание как, можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, закрепляют, уточняют, систематизируют с помощью других методов и форм последующей работы, а именно рассказывают об объектах и явлениях природы, читаю книги о природе, беседуют с детьми об увиденном, рассматриваю иллюстрации, картины, фотографии, репродукции (картины «Времена года», оформляю фотовыставки, и т. д., использую дидактические игры и игры с природным материалом.

7. В результате каждого наблюдения у детей формируется представление, элементарное понятие о том или ином объекте природы, и очень важно отношение к нему.

Подводя итоги, пришла к выводу, что целенаправленная работа по развитию речевой активности детей через наблюдения за объектами живой и неживой природы способствует более глубокому решению речевого развития, а также развития личности ребёнка.

источник

Наблюдение занятия по развитию речи в средней, старшей или подготовительной групп. Конспекты наблюдаемых занятий и их анализ.

Знакомство с дошкольным образовательным учреждением, системой организации образовательного процесса.

В ходе беседы с воспитателем ГКПД (группа кратковременного пребывания детей), выяснила следующие сведения о дошкольном учреждении: данное учреждение является бюджетным дошкольным образовательным учреждением расположенное на базе БОУ «Сараевская основная общеобразовательная школа»;

1) Охранять и укреплять жизнь и здоровье детей.

2) Внедрение в работу ДОУ Федеральных Государственных общеобразовательных стандартов и Основной Общеобразовательной программы ДОУ.

Режим работы ДОУ с 8:30 до 14:30.( исключается сон)

«От рождения до школы» М.А. Васильевой,

«Цветные ладошки» И.А. Лыковой.

Дополнительные платные образовательные услуги- не осуществляются .

Педагогические работники по штатному расписанию.

Старший воспитатель 1 (1 ставка)

Изучение планирования непосредственной образовательной деятельности (НОД) в ДОУ.

«Центр гигиены и эпидемиологии» Н.М.Патраков

В Вологодской области в г.Великий Устюг

Бюджетное образовательное учреждение Сараевская основная общеобразовательная школа.

Вологодская область, Кичменгско-Городецкий район, с. Сараево

План учебных занятий на 2013 – 2014 г.г.

Разновозрастная группа (старшая, подготовительная)

Вид занятий старшая подготовительная
Количество занятий в неделю Количество занятий в год Количество занятий в неделю Количество занятий в год
Ознакомление с окружающим миром и природой
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
Ознакомление с художественной литературой
Развитие элементарных математических представлений
Изобразительная деятельность: рисование лепка аппликация Через неделю Через неделю
Конструирование, ручной труд
Музыкальные
Физкультурные
Театрализованная деятельность
Итого

Методы и приемы, использующиеся в работе по развитию речи детей:

· Консультации для родителей о речевом развитии детей дошкольного возраста.

· Словесные дидактические игры на развитие всех компонентов развития речи

· Оформление альбома «Пальчиковая гимнастика2 на различные звуки.

Читайте также:  Что означают анализы у детей

· Использование речевого материала (загадки, скороговорки, чистоговорки)

· НОД в области речевого развития.( количество занятий указано в таблице)

Наблюдение занятия по развитию речи в средней, старшей или подготовительной групп. Конспекты наблюдаемых занятий и их анализ.

Программное содержание:

1. Задачи на развитие познавательных способностей:

— закрепить правила поведения детей в лесу;-

— уточнить знания детей о жизни диких животных в лесу;

2. Задачи на развитие связной речи:

— совершенствовать диалогическую и монологическую речь, последовательно рассказывать, составлять короткий рассказ по картине;

— развивать фонематический слух;

— определять место звука в слове;

— учить составлять предложения;

— образовывать однокоренные слова.

3. Развивать творчество у детей, создавать доброжелательность при обращении друг с другом.

Предварительная работа:

— чтение рассказов и стихов о птицах, о диких животных;

Ход занятия.

— Ребята, мы отправимся сегодня на экскурсию, а куда, вы догадайтесь сами, если внимательно послушаете музыку, то поймете. .

— Правильно в лес. Идем на лесную поляну, садитесь на пенечки, закройте глаза и послушайте, как поют птицы, как звенят комарики и перелетают бабочки с цветка на цветок.

1. – Скажите, ребята, как надо вести себя в лесу?

— Тихо, чтобы не спугнуть птиц и услышать их пение.

— А чего нельзя делать в лесу? Что запрещается там делать?

А) – Нельзя рвать большие букеты цветов, обычно подснежников и ландышей, их становится все меньше.

Б) – Нельзя ломать ветки деревьев, молодые деревья, они будут засыхать.

В) – Нельзя разорять птичьи гнезда.

Г) – Нельзя жечь костры в лесу.

2. – Правильно, ребята, но мы сегодня пришли не просто в лес, а на лесную полянку, где находится лесная школа для зверей, здесь умный ежик придумывает различные задания для зверей, обучает их грамоте.

— Но сегодня у зверей переменка, они разбежались по своим норкам, чтобы покушать.

— Давайте посмотрим, какое задание они выполняли, о чем они говорили, мы узнаем, если разгадаем кроссворд.

А) Кроссворд «Весна» — читают дети.

— Молодцы! Птицы поют о весне, звери говорят о весне.

— Скажите, какое настроение появляется у вас в весеннем лесу?

(веселое, радостное, праздничное )

Б) Чтение стихов о весне »В апрельском лесу», «Весенняя песенка».

— Назовите первый и последний звук в слове.

— Сколько слогов в слове «Весна»?

— Дидактическая игра «Добавь слово».

(Весной появляются листочки).

— Образуйте родственные слова от слова «весна».

(весенний, веснянка, веснушки)

— Образуйте родственные слова от слова «лес».

4. Птицы зимующие и перелетные.

— Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?

— А которые улетают на юг? Чем питаются перелетные птицы?

— Поставьте на верхнюю полочку – зимующих птиц, а на нижнюю – перелетных птиц и расскажите, как нужно заботиться о птицах.

С одной сорокой – одна морока,

А сорок сорок – сорок морок.

— Подул ветер, закачались деревья:

— Расскажите, как ведут себя птицы, после того, как вернутся в родные места?

— А теперь давайте тихонечко прогуляемся по лесу: на поляне растет много цветов, можно сорвать только по одному цветочку, но, чтобы они не завяли, нужно поставить их в вазы, мы будем составлять букеты их цветов разного цвета. В вазе, на которой нарисован ландыш, должны быть цветки такого цвета, в названии которого есть звук «л». В вазе, на которой нарисована ромашка, должны быть цветы такого цвета и оттенков, в названии которых есть звук «р».

— Идем дальше, висит картина.

  • Как вы думаете, ребята, кто живет в этом уголке леса? (хозяин леса)
  • А что вы знаете о жизни медведей в лесу?
  • Как медведи готовятся к зиме?
  • Когда у медведиц родятся маленькие медвежата?
  • Как ведут себя медведи и маленькие медвежата, когда просыпаются и выходят из своей берлоги?
  • Чем питаются медведи в лесу?
  • Как учит медведица своих медвежат добывать корм?

— А теперь давайте вернемся на лесную полянку, в лесную школу.

— Часто к зверятам в гости приходят веселые человечки, они помогают ежику составлять кроссворды, читают им свою любимую книгу. А как она называется, нам помогут угадать картинки «АЗБУКА».

(дети называют первый звук в слове и выкладывают слово. )

Правильно – азбука. Звери очень любят слушать рассказы из книги, но когда начинается дождь, они разбегаются по своим норкам, а Веселым Человечкам прятаться негде, давайте им построим дом.

— Как можно его назвать по другому, чтобы в слове был звук «р».

— Стены, окна уже готовы, надо только дорисовать части дома, в названии которых есть звук «р».

— Какие части дома имеют в своем названии звук «р»?

(крыша, порог, труба, дверь, дверная ручка, крыльцо, чердак, чердачное окно)

— Из какого материала будет построен наш дом?

— В какой цвет покрасим дом?

(серый, красный, розовый, коричневый, оранжевый)

— Какая мебель и другие предметы необходимы для жизни Веселых Человечков могли бы находиться внутри дома?

(сервант, кровать, кресло, телевизор, радиоприемник, картина, торшер)

— Какие деревья мы нарисуем около дома?

(рябина, береза. орешник, смородина, крыжовник)

— Какие цветы мы посадим возле дома?

(розы, ромашки, астры, настурцию)

5. А теперь давайте поможем Веселым Человечкам расселиться в доме:

В комнате на первом этаже будут жить Веселые Человечки, чьи имена состоят из 3-х частей, в комнате на 2-м этаже будут жить те, в чьих именах 4 слога.

— А теперь нам пора возвращаться домой, давайте попрощаемся с Веселыми Человечками и с весенним лесом.

Анализ наблюдаемого занятия.

Цели и задачи данного занятия соответствуют программному содержанию. Наполняемость занятия соответствует возрасту детей и индивидуальным особенностям группы (смешанная группа). В ходе занятия педагог использовала различные приемы: музыкальное оформление, беседа, скороговорки,кроссоворд,вопросы. Была проведена предварительная работа. Дети на занятии были активны, с удовольствием отвечали на вопросы, дополняли педагога в начале занятия по теме «Правила поведения в лесу», ранее усвоенный материал.

Педагог давала четкие целевые установки, использовала дифференцированный поход в введении данного НОД. Так же на протяжении всего занятия педагог опиралась на уже полученные ранее знания детей, на их опыт. Тема занятия подобрана с учетом времени года. Занятие прошло успешно, дети на протяжении НОД были активны, доброжелательны. Цели и задачи педагог выполнила.

Конспект комбинированного занятия по математике и развитию речи в старшей и подготовительной группе «Путешествие по сказкам»

Цель:Счёт в пределах 10. Знакомство с порядковыми числительными»первый», «последний».Учить детей ориентироваться в пространстве по схеме. Выяснить, как дети помнят сказки-названия героев. Совершенствовать выразительность речи детей:развивать память, творческое воображение.

— Ребята, входите в таинственный лес, он полон сказок и чудес. (дети рассаживаются на пенёчки, ( на стульчики прикреплены картинки пенечков) заранее.)

-Сегодня к нам в гости придут ваши любимые сказки.

-Дети, как про песню говорят? (Песня ладная.)

-А как про сказку говорят (Сказка складная.)

-А как говорят (называют) про того, кто сказки рассказывает? (Сказочник.)

-Сегодня мы будем говорить о сказках, а я буду у вас сказочницей.

-Дети посмотрите на картину (на мольберте, кто узнал эту сказку? (Сказка»Репка».)

-Кто вытаскивает репку? Сколько их всего? (Ответы детей.)

-Если кошка убежит за мышкой, кто останется? Сколько их? (Ответы детей.)

-Если Жучка побежит за кошкой, кто будет тянуть репку? Сколько их?

-Дед-первый, мышка-последняя. Если дед уйдёт, мышка убежит, кто будет первый (Бабка.) Кто будет последний? (Кошка.)

-Если кошка побежит за мышкой, а Жучка-за кошкой, кто будет последним? (Внучка.) Сколько всего останется? (Трое.)

-Кто самый высокий? (Дед.) Кто самый низкий? (Мышка.)

-А что на рисунке жёлтого цвета? (Репка.)

-Молодцы! Посмотрите, кто к нам в гости пришёл? (На мольберте заяц, сложенный из геометрических фигур.) А из какой сказки он? (Ответы детей.)

-Скажите, каким был заяц из сказки»Заяц хваста. «(Хвастун.) Давайте вспомним как он хвастался? (У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. Я никого не боюсь)

-Посмотрите на зайца и скажите из каких геометрических фигур туловище (Овал.) Голова (круг.) Ноги зайца (треугольники.)

-Зайчик-это домашнее животное или дикий зверь (Ответы детей.)

-Давайте покажем, как зайчик скачет (Легко, на носочках-не слышно.)

-Ребята пока вы скакали, зайчик наш спрятался в лесу. Он нарисовал дорожки-тропинки, только одна из них приведёт вас к зайчику. (Раздать детям картинки с лесом и запутавшимися тропинками.)

-Ребята, посмотрите, а здесь у нас поросята? Сколько их (Трое.) Из какой они сказки? (Три поросёнка.) Как их зовут? (Наф-наф, Нуф-нуф, Ниф-ниф.)

-Где жили поросята? (Ответы детей.) А из чего построили свои домики поросята? (Ответы детей.)

-Прослышал волк, что в этом лесу живут поросята. И решил их съесть. -Саша, возьми указку и покажи по какой дорожке пошёл серый волк? К какому домику он пришёл? Кто здесь живёт (Ниф-ниф. Он испугался и побежал к своему брату Нуф-нуфу. Волк разломал домик Ниф-нифа, увидел, что там никого нет, но лежат три палки, рассердился, взял эти палки и пошёл по дороге к Нуф-нуфу.)

-Даша, покажи, по какой дороге пошёл волк? К какому домику он попал? Кто здесь живёт? (Ответы детей.)

-А в это время Ниф-ниф и Нуф-нуф побежали к Наф-нафу и спрятались в кирпичном доме. Волк разломал домик Нуф-нуфа, увидел, что там ничего нет кроме двух палок, рассердился ещё больше, взял эти палки и пошёл к домику Наф-нафа.

-Коля, покажи, по какой дорожке пошёл волк? К какому домику он попал? Из чего домик построен (Ответы детей.)

-Когда волк увидел, что домик Наф-нафа ему не сломать, то волк заплакал от обиды. Увидел, что возле домика лежит одна палка, взял её и голодный ушёл из леса.

-Сколько палок унёс с собой волк (Ответы детей.)

-Молодцы, внимательно слушали.

-А теперь давайте поиграем в сказку»Теремок». Кто первым нашёл теремок? Кто последний поселился в теремке? Кто был третьим? Сколько всего зверей проживало в теремке (Ответы детей.)

-А теперь давайте покажем как звери разбежались из теремка. (Надеть детям шапочки-маски зверей. Каждый зверь бежит по своему:мышка семенит лапками, лягушка прыгает, зайчик скачет и т. д.)

-Дети, а как вы думаете, кто для нас сочиняет сказки? А как по-вашему, легко сказку сочинить или нет (Ответы детей.)

-Скажите, как начинаются все сказки? (Жили-были.)

-Давайте попробуем придумаем сказки. (Дети рассказывают свои сказки. Похвалить. Сказки были записаны воспитателем и вывешены на доске для родителей.)

-А теперь сказки кончились. Давайте скажем концовку многих сказок:»Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Анализ занятия.

Занятие соответствует возрасту детей, индивидуальным особенностям группы( смешанная группа). Педагог использовала комбинированный вид занятия для детей, этим была показана активизация математических знаний у подготовительной группы, а так же формирование и активизация словаря у детей обеих возрастов. Педагог использовала различные методы и приемы: опиралась в ходе занятия на уже полученные знания детей, их опыт, наглядный материал присутствовал( картинки из сказок), геометрические фигуры. По ходу занятия дети были все вовлечены в процесс. Использовался дифференцированный подход. На протяжении всего занятия дети были активны. Цели и задачи были педагогом выполнены. Занятие прошло эффективно.

Планирование, организация и проведение занятия по развитию речи в средней, в старшей и подготовительной группах. Проведение диагностики речевого развития во всех группах. Самоанализ проведения занятия в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями группы.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

на тему: «Продукты питания»

Программное содержание. Дать знания о продуктах питания: о салатах, о первых блюдах, вторых блюдах, напитках, столовых приборах.

Активизировать словарь словами: щи, борщ, уха, гарнир, овощное рагу, коктейль, шинковать, рубить.

Упражнять в образовании притяжательных существительных, прилагательных. Учить образовывать родительный падеж множественного числа. Активизировать глагольную лексику. Упражнять в подборе синонимов к слову: рубим (режем).

Учить составлять рассказ по схеме. Развить логическое мышление, эстетические чувства.

Воспитательная задача. Умение работать в коллективе, пробудить интерес к изготовлению пищи. Закрепить навыки правильно сервировать стол.

Методы и приёмы. Объяснение, вопросы, поощрение, указания, дополнения, совместные действия, дидактические игры, рассматривание.

Материал. Овощи, карточки «Овощи», столовые приборы и посуда, нарисованные супницы, муляжи фруктов, вафельные коржи, сгущенное молоко.

Ход занятия.

— Сегодня мы с вами побудем в роли повара. И для этого нам необходимо привести себя в порядок. Нужно засучить рукава. Для чего мы это делаем? (чтобы не испачкать одежду, чтобы рукава не мешали при работе). Теперь одеваем фартуки. Кто скажет, для чего? (чтобы не испачкать одежду) А ещё на голову нужно надеть косынку или колпак. Как вы думаете, зачем мы надеваем головной убор? (чтобы не мешали волосы, чтобы волосы не попали в еду).

Мы одеты, давайте пройдём и сядем на свои места.

— Однажды хозяйка с базара пришла,

Читайте также:  Что такое аст в анализах детей

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

— Как вы думаете, что собиралась она готовить из этих овощей? А мы приготовим салат.

— Из капусты какой салат получится? (капустный), из моркови? Из свеклы?

— А какой любимый салат у Саши? (спросить у нескольких детей). Какие ещё салаты вы знаете?

— Мы с вами приготовим капустный салат (готовим салат из заранее порубленных овощей: капусты, моркови, лука, зелени, заправить маслом, посолить).

Берём капусту, что с ней нужно сделать? (нарезать, нарубить), морковь….(натереть на тёрке), лук…(нарезать, нашинковать), нарезать зелени, взять соли и …(солим), налить подсолнечное масло, перемешать.

В обед мы обязательно попробуем его.

— Что относится к первым блюдам? (суп)

А какой любимый суп у Даши? (спросить 2-3 ребёнка).

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (морковь)

Захрустела на зубах. (капуста)

Все наплакаться успели. (лук)

Сверху зелено, внизу красно.

— Мы сварим с вами борщ (картинки складывают в кастрюлю или выкладывают на стол).

Заливаем в кастрюлю воду, моем и рубим мясо, капусту – (шинкуем), свёклу, морковь – трём на тёрке, картофель – чистим и режем. Солим, пробуем, мешаем и долго варим (сопровождается движениями рук).

А сейчас давайте займёмся сервировкой стола к обеду. Ульяна, поставь тарелку на салфетку (на другом столе много разных столовых приборов, посуды. Ребёнок должен выбрать нужную). Какую тарелку поставила Ульяна? (глубокую).

Чем разливают суп? (половником). Чем едят суп? (большой ложкой). (отвечают полным предложением).

Костя положи ложку на стол. Почему ты положил справа?

Валя, скажи в какую посуду разливают и чем едят суп? (суп едят большой ложкой из глубокой тарелки).

— Поговорим о вторых блюдах. Вторые блюда бывают мясные и рыбные, подаются с гарниром. Гарнир – это добавка к мясным блюдам, готовится из крупы, макарон, овощей.

Какие мясные блюда вы знаете? (гуляш, котлеты, курица, сардельки)

Рыбные блюда? (тушёная и жареная рыба, рыбные суфле и котлеты)

У вас на столах лежат крупы. Какую кашу приготовит Дарина? (гороховую)

Что у тебя, Артем? (рис) А как ты узнал? (белый, овальной формы). Поднимите рисовую крупу. Какую кашу готовят из неё? (рисовую, а ещё из риса можно приготовить плов).

Что у Васи? Как ты узнала? Покажите. Какую кашу готовят из неё? и т.д.

— Осталось поговорить о напитках. Какие напитки вы знаете? Что вам дают в детском саду?

Из чего варят компот или кисель? (фрукты, ягоды).

источник

Выполняя задания, каждый ребенок набрал определенное количество баллов. Результаты диагностики детей 4 года жизни по методике О.С. Ушаковой представлены в таблице №1.

Таблица №1. «Уровень развития словаря детей 4 года жизни»

Фамилия, имя Номера заданий Сумма баллов Уровни
Синякова Маша I
Щеглов Дима II
Павлов Илья II
Романюк Вика II
Тальман Кирилл II
Сахаров Никита III
Лусс Дима III
Шутилина Вика III
Заверач Катя I
Берсанова Эля II

«Уровень развития словаря детей 4 года жизни в % соотношении»

Название уровня Диагностический этап в %
Высокий 20 %
Средний 50%
Низкий 30%

Показания таблицы говорят о том, что речь детей младшего дошкольного возраста оставляет желать лучшего. По данным нашего исследования, 30 % детей показали низкий уровень,50 % детей — средний,20% детей — высокий уровень. Приступим к более подробному анализу развития речи детей младшего возраста.

Анализируя данные диагностики, можно отметить, что высокий уровень развития речи был выявлен двух детей – Маши С.и Кати З. что составило 20 %

Речь этих девочек четкая, развернутая. Они использует предложения, в которых встречаются все части речи. Безошибочно, самостоятельно употребляет имена существительные в единственном и множественном числе. Отвечают на вопросы: Кто это? Что это? Умело составляет предложения с однородными членами. Без помощи взрослого подбирают слова, обозначающие признаки предметов и их качество (прилагательные). Отвечают на вопросы, Какой? Какая?.Безошибочно подбирают слова обозначающие действия предмета (глаголы), отвечающие на вопрос Что делает? Что можно с ним сделать? При определении значения слова они ориентируются на существенные признаки и действия предмета. В соответствии с контекстом правильно употребляют слова и словосочетания, свободно пользуется словами, и связывают их по смыслу. Они без труда могут обобщать слова, называя их одним словом. Девочки заинтересованы, c удовольствием идут на контакт.

Средний уровень был выявлен у 5 детей, что составило 50%.

В речи они используют простые предложения, в которых встречаются все части речи. Допускают неточности в употреблении слов, отвечающих на вопросы: Кто? Что? (существительные)- обозначающие предмет. Признаки и качества предметов, выраженные прилагательными, обозначают с помощью взрослого. С помощью воспитателя называют и действия предметов, обозначающих глаголы, и отвечающие на вопросы: Что делает? Что может сделать?

Имеют затруднения в обобщении слов.

Общение чаще всего происходит по инициативе взрослого; при ответах детей необходимы незначительные подсказки.

3 ребенка — 30%, показали низкий уровень. Нами было отмечено, что эти дети не умеют соотносить ответы с вопросами педагога, испытывают трудности в понимании задания. Они не называют слова, обозначающие предмет ( выраженные существительными, отвечающими на вопросы : Кто? Что? Не умеют обозначать признаки и качества предметов, выраженных прилагательным, отвечающим на вопросы: Какой? Какая? Имеют затруднения в назывании действия предмета (глагола), отвечающего на вопрос: Что делает? Что мы с ним можем сделать? Не умеет употреблять обобщающие слова.

Словарь их ограничен. Не сформированность словаря, действий и грамматического строя речи. Часто пропускали предлоги, смешивали падежные формы. Наблюдались многочисленные искажения, заменяли и смешивали звуки. При общении с воспитателем они не проявляли никакой инициативы. Выполнение задания им было затруднительно.

Данные диагностики показали, что речь детей находится, не на должном уровне, и отстает от тех показателей, которые должны быть в данном возрасте. Необходимо было разработать специальную коррекционную программу, которая позволила бы всесторонне развить речь ребенка четвертого года жизни.

По нашим предположениям — использование в работе с детьми четвертого года жизни малых фольклорных произведений должно обогатить словарный запас детей. Прежде чем приступить к формирующему этапу, мы провели беседу с родителями и воспитателями исследуемой группы. Необходимо было выяснить: используются ли фольклорные произведения в работе с детьми в детском саду и дома, какие произведения и с какой целью. Опрошено было девятнадцать родителей и два педагога. Результаты беседы показали, что родители практически не используют с младшими дошкольниками малые формы фольклора. Молодые родители практически не знают ни одной колыбельной песни. Утратили свою былую значимость произведения устного народного творчества. В репертуаре родителей имеется всего несколько поговорок, считалок и загадок, а о потешках, и говорить не приходится.

Анализ работы воспитателей говорит о том, что все-таки они стараются использовать малые фольклорные жанры немного шире. Применяются различные считалки в подвижных играх. С целью поддержания интереса детей, применяются загадки на занятиях. Для развития мелкой моторики рук – пальчиковые игры и игры забавы. А использование колыбельных, потешек и прибауток, по их словам, надо использовать только в раннем возрасте. Развивая речь младших дошкольников, достаточно использовать скороговорки, считают они. Соответственно, когда мы проводили беседу с детьми о знании фольклорных произведений, мы заметили, что дети знают всего несколько колыбельных песен, потешек, сказок. Им трудно было определить, к какому жанру относится то или иное произведение.

Исходя из этого, нами были сделаны выводы, что работа по использованию малых фольклорных форм с младшими дошкольниками недостаточно организована, так как воспитатели и родители не полностью используют их развивающий потенциал для обогащения словарного запаса.

Основываясь на результатах констатирующего этапа, нами был проведен формирующий этап.

Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у детей младших дошкольников средствами фольклорных произведений.

Обогащение словаря ребенка – это сложный нервно-психический процесс, происходящий в результате общения ребенка с взрослыми и окружающей средой. Начиная с раннего возраста, ребенок учится говорить, строит первые предложения.

А помочь малышу в этом могут малые фольклорные произведения, которые являются прекрасным средством для обогащения словаря. Такие научные деятели, как Разенкова Ю.А и Баенская Н.Н. доказали, что дети, в семьях которых с периода беременности, младенческого и раннего возраста звучали колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки, практически не имеют отставаний в речевом развитии. Речь таких детишек выразительная, богатая, у них хорошо развито мышление, память.[52]

Разрабатывая экспериментальную программу по обогащению словаря младшего дошкольника средствами фольклора, за основу мы брали работы Ю.Г. Илларионовой, Н.А. Дмитриевой, Усовой, О. Ушаковой.

Для решения этого вопроса, нами были поставлены цели и задачи.

-Способствовать эмоциональному и речевому развитию детей 4 года жизни, используя в работе малые фольклорные произведения.

— Сформировать у детей правильную и красивую речь через использование малых фольклорных форм.

— Стимулирование желания малыша в обогащении и расширении словаря.

-Сформировать у детей потребность в общении с взрослыми и сверстниками и желание высказывать свои суждения, представления в речи.

— Обогатить словарь детей новыми словами, выражениями, их значением. — Разучивание произведений малых фольклорных жанров: потешек, стихов, поговорок, считалок. Расширить и обогатить словарь детей за счет использования разных фольклорных жанров.

-индивидуальный подход к каждому ребенку,

-проведение работы с учетом возрастных особенностей детей,

-работа должна проводиться в системе,

— необходимо привлекать к активности всех детей,

-всестороннее развитие детей.[53]

Работа по формированию речевых навыков средствами фольклорных произведений велась не только на занятиях, а так же и в режимных процессах. Уточнялся и расширялся словарный запас, активизировалась речь детей, обобщался и систематизировался речевой материал. В своей работе мы использовали различные средства, такие как: игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, подключая к ним малые фольклорные жанры. Дети активно отгадывали загадки, хором произносили стихи, рифмы, потешки, чистоговорки и скороговорки.

Проводя работу по развитию артикуляционного аппарата, речевого слуха, дыхания, использовались различные игры на звукоподражание — «Кто как кричит», «Кто позвал» и др. Имитация шума ветра, жужжания пчелы, рокот самолета и т.д. Дети активно включались в работу.

Фольклорные произведения использовались и повседневной жизни:

Например, используя стихотворение, хвалили ребенка:

Малыши очень любят, когда в стихотворениях встречаются их имена, они с удовольствием подключались к чтению, тем самым знакомясь с широтой устного народного творчества:

Фольклорные произведения позволяют воспитывать у детей не только любовь и заботу к животным, а так же знакомят с их повадками, предназначением, образом жизни, местом обитания, внешним видом.

четыре лапки, пятый хвостик.

Во время прогулки также использовали фольклорные жанры, что позволяло ярче раскрыть детям знания о природных явлениях, развивать звуковую культуру речи, обогащать словарный запас детей.

Незаменимы были пословицы и поговорки в режимных моментах, относящихся к приему пищи:

Кашка масленая, ложка крашенная,

Мы ребяток никогда не упрашиваем.

Отход детей ко сну сопровождался следующими пословицами:

Пора спать, коли некого ждать.

Всем известно, что игра – это основной вид деятельности ребенка. Именно поэтому мы использовали игру в интересах обогащения словаря детей. Нами были подобраны игры, которые имеют литературный текст, в котором прописано то или иное игровое действие: «Лохматый пес», «Два мороза», «Зайка серый умывается» и т.д. Начиная игру, воспитатель знакомила детей со стихотворным текстом. При неоднократном прочтении его, дети быстро запоминали, а затем сами играли в игру, используя содержание текста.[56]

Никому не секрет, что дети очень любят праздники. Учитывая это, с малышами проводились различные мероприятия использованием фольклорных произведений: развлечения («Как у нашего кота», «В гостях у бабушки Варварушки»); утренники («Весняночка», «8 Марта»); праздники («Осенины», «Веселые посиделки») и т.д

Работа проводилась не только с детьми, но и с родителями. С каждым из родителей в течение года были проведены индивидуальные встречи беседы, где они получали необходимую методическую консультацию о том, какую работу необходимо вести для успешного обогащения и развития словаря ребенка. Родителям предлагался перечень тех фольклорных произведений, которые соответствуют данному возрасту детей. На родительском собрании были подведены итоги совместной работы по данному вопросу, где малыши с большим удовольствием продемонстрировали знания малых форм фольклора, выступив перед родителями с целой концертной программой.

Педагогами были оформлены папки — передвижки — «Говорят дети», «Роль фольклорных произведений в развитии речи малыша». Родители совместно со своими детьми изготавливали коллажи на тему — «Мои любимые потешки», из которых была сделана выставка в комнате «Творчества».

На семинарах педагоги знакомили родителей с теми играми, в которые можно поиграть с детьми дома: это и пальчиковые игры, и различные игры со сказкой. В дальнейшем родители с удовольствием делились своим, уже накопленным опытом.

Активно привлекали родителей и в речевых традициях группы. Примером тому служит «Копилка нежных слов», работа которой направлена на обогащение и активизацию словаря детей. Дети вместе с родителями подбирали дома для именинника добрые и ласковые слова.[57]

Проанализировав проделанную нами работу совместно с родителями, было замечено, что в детях произошли определенные изменения, результаты которых отражены в диагностики.

источник