Меню Рубрики

Анализ нервно психического развития детей

Контроль за развитием детей — составляющая часть системы оздоровительно — воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Цель его прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом, правильно организовать медико-воспитательную работу, а также создать условия для эмоционального комфорта и развития детей.

В результате отслеживания нервно-психического развития можно определить первоначальные отклонения в его развитии и своевременно скорректировать воспитательную работу, определив для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия.

“Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста” основывается на системе контроля за развитием ребенка, разработанной Н.М. Аксариной, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, имеет методологическую основу и опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания.

Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста исходит из основных линий его развития, которые представлены определенными показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризисные сроки).

На 2-м году жизни проводится оценка развития понимания и активной речи, сенсорного развития, моторных навыков, игры и действий с предметами, навыков самообслуживания.

На 3-м году отслеживаются еще конструктивные и изобразительные умения.

Основным методом оценки развития детей является наблюдение.

При определении уровня развития используется балловая система (от 1 до 3-х), при суммировании баллов получается количественная оценка, которая соответствует той или иной зоне развития.

Подобная оценка дает возможность осуществлять дифференцированный подход в воспитании детей и вносить своевременную коррекцию в их развитие.

“Схема экспертной оценки нервно-психического развития” прошла успешную апробацию в дошкольных учреждениях города Владимира, работающих по программе “Сообщество”.

1. Восприятие речи

Запас понимаемых слов довольно, широкий — 3 балла.

Запас понимаемых слов достаточный, выполняет простые словесные поручения — 2 балла.

Небольшой запас понимаемых слов — 1 балл.

2. Активная речь

Произносит 5-10 слов — 2 балл.

Пользуется отдельными облегченными словами 1

Хорошо ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов (типа кубиков) с разницей 3 см — 3 балла.

Ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов ( типа кубиков) — 2 балла.

Плохо ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов — 1 балл.

Хорошо ходит длительно, не присаживаясь до 12 м, меняет положения (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится — 3 балла.

Ходит с частыми присаживаниями, меняет положение тела — 2 балла.

Плохо ходит, часто падает ( неуверенность в ходьбе), меняет положение тела — 1 балл.

Хорошо воспроизводит в игре действия с предметами (кормит куклу, собирает пирамидки из 3–5 колец) — 3 балла.

Воспроизводит в игре действия с предметами — 2 балла.

Не воспроизводит в игре действия с предметами. Манипулирует ими — 1 балл.

Самостоятельно ест густую пищу, делает попытки одеваться — 3 балла.

Ест густую пищу ложкой с небольшой помощью взрослых — 2 балла.

Не умеет есть самостоятельно — 1 балл.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

6–9 баллов — Зона неполной адаптации;

1–5 баллов — Зона дезадаптации.

1. Восприятие речи

Обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи — 3 балла.

Частично обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи — 2 балла.

Не умеет обобщать предметы по существенным признакам понимаемой речи — 1 балл.

2. Активная речь

Запас слов 30 – 40, некоторые слова начинают принимать обобщенный характер — 3 балла.

Запас слов 20 – 30. Много облегченных слов — 2 балла.

Произносит 10 – 15 слов; много облегченных слов — 1 балл.

Хорошо ориентируется в 4-5 контрастных формах предметов ( шар, куб, кирпичик, призма) — 3 балла.

Ориентируется в любых 2-3 контрастных формах предметов — 2 балла.

Плохо ориентируется в контрастных формах предметов — 1 балл.

Без труда входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой — 3 балла.

Входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой — 2 балла.

С трудом входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой — 1 балл.

Действия с предметами носят целенаправленный характер, переносит знакомые действия на новые игрушки — 3 балл.

Отображает в игре отдельные наблюдаемые действия — 2 балла.

Манипулирует предметами — 1 балл.

Самостоятельно ест любую пищу, обращает внимание на грязные лицо, руки, нос, частично снимает одежду — 3 балла.

Самостоятельно ест любую пищу с небольшой помощью взрослых, пытается снимать одежду — 2 балла.

Не умеет есть жидкую пищу ложкой — 1 балла.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

10 – 15 баллов — Зона адаптации;

6- 9 баллов — Зона неполной адаптации;

1 – 5 баллов — Зона недоразвития.

1. Восприятие речи

Легко понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; легко понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке — 3 балла.

Частично понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; частично понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке — 2 балла.

Не понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; не понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке — 1 балл.

2. Активная речь

Начинает употреблять простые 3-4 словесные предложения — 3 балла.

Начинает употреблять простые 2-3 словесные предложения — 2 балла.

Употребляет в основном облегченные слова — 1 балл.

Самостоятельно умеет различать предметы по величине с разницей в 3 см ( 4- 5 предметов), постепенно уменьшающихся; самостоятельно умеет подбирать предметы по форме (круглые, квадратные, прямоугольные); по цвету подбирает предметы по образцу и слову взрослого (использует 4 основных цвета) — 3 балла.

Умеет различать предметы по величине (2-3 предмета), постепенно уменьшающихся; умет подбирать предметы по форме (круглые, квадратные, прямоугольные); по цвету подбирает предметы по образцу и слову взрослого — 2 балла.

Только с помощью взрослого умеет различать предметы по величине с разницей в 3 см, постепенно уменьшающихся; только с помощью взрослого умеет подбирать предметы по форме ( круглые, квадратные, прямоугольные) и по цвету — 1 балл.

Хорошо выполняет действия:
а) ходит по приподнятой лестнице (на 20-25 см от пола), наклонной доске и сходит с неё; перешагивает через веревку, приподнятую на 12-18 см — 3 балла.

Выполняет действия при поддержке взрослого:
проходит по приподнятой (на 20-25 см от пола) наклонной доске и сходит с неё; перешагивает через веревку, приподнятую на 12-18 см — 2 балла.

С трудом выполняет вышеуказанные действия — 1 балл.

Самостоятельно воспроизводит в игре ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) — 3 балла.

Самостоятельно воспроизводит в игре отдельные действия, не связанные сюжетом — 2 балла.

Воспроизводит отдельные игровые действия по образцу взрослого — 1 балл.

Самостоятельно частично раздевается и одевается — 3 балла.

С помощью взрослого частично раздевается и одевается — 2 балла.

Пассивно ждет помощи взрослого при одевании и раздевании — 1 балла.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

10-15 баллов — Зона полного развития;

6-9 баллов — Зона неполного (недостаточного ) развития;

1-5 баллов — Зона недоразвития.

Говорит сложные предложения, хотя и не всегда правильно грамматически. Появляются вопросы: Где? Куда? Почему? — 3 балла.

Говорит односложные предложения — 2 балла.

Говорит отдельными словами — 1 балл.

По образцу подбирает геометрические формы на разнообразном материале и разные предметы 4-х основных цветов — 3 балла.

С помощью взрослого по образцу подбирает геометрические формы на разнообразном материале и разные предметы 4-х основных цветов — 2 балла.

Не умеет подбирать предметы — 1 балла.

Самостоятельно влезает и слезает приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 метра; самостоятельно бросает малые мячи в горизонтально распо ложенную цель ( диаметр 40 см), с расстояния 80 – 100 см на уровне груди — 3 балла.

Влезает и слезает с помощью взрослых приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 м; бросает малые мячи в горизонтально расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния 80-100см на уровне груди, не точно выполняя инструкцию взрослых — 2 балла.

Не влезает и не слезает приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 м; не бросает малые мячи в горизонтально расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния 80-100 см на уровне груди — 1 балл.

Самостоятельно в игре сюжетного характера отражает взаимосвязь и последовательность действий — 3 балла.

С участием взрослого в игре сюжетного характера отражает взаимосвязь и последовательность 2-3-х действий — 2 балла.

Не наблюдает сюжета в игре; выполняет отдельные действия — 1 балл.

Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их — 3 балла.

С участием взрослого делает простые сюжетные постройки и называет их — 2 балла.

Делает отдельные постройки, не называя их (манипулирует строительным материалом) — 1 балла.

Самостоятельно правильно держит карандаш, кисть и пользуется ими; самостоятельно скатывает комок глины прямыми, круговыми движениями — 3 балла.

С помощью взрослого правильно держит карандаш, кисть и пользуется ими; с помощью взрослого скатывает комок глины прямыми, круговыми движениями — 2 балла.

Не умеет правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими; не умеет скатывать комок глины прямыми, круговыми движениями — 1 балла.

Самостоятельно полностью одевается, но не застегивается; моет руки; ест самостоятельно и аккуратно, держит ложку в правой руке — 3 балла.

С небольшой помощью взрослого одевается; моет руки; ест самостоятельно, но не аккуратно— 2 балла.

Одевается со значительной помощью взрослого; не сформирован навык умывания, ест с помощью взрослого — 1 балл.

Примечание: схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

15-21 баллов — Зона полного развития;

8-14 баллов — Зона неполного (недостаточного) развития;

1-7 баллов — Зона недоразвития.

Легко воспроизводит ранее слышанные стихи, песенки; самостоятельно рассказывает о виденном 2-4 предложениями, употребляя сложные придаточные предложения; большой словарный запас, в словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия — 3 балла.

Воспроизводит раннее слышанные стихи, песенки; рассказывает о виденном 1-2 предложениями с наводящими вопросами взрослого; небольшой словарный запас — 2 балла.

Не воспроизводит ране слышанные стихи, песенки; не рассказывает о виденном; скудный словарный запас — 1 балл.

Самостоятельно правильно использует геометрические формы по назначению; самостоятельно называет 4 основных цвета; знает черный и белый цвет; умеет самостоятельно различать местоположение предметов в пространстве — 3 балла.

С помощью взрослого правильно использует геометрические формы по назначению; с помощью взрослого называет 4 основных цвета; по словесному указанию умеет различать местоположение предметов в пространстве — 2 балла.

Не умеет использовать геометрические формы по назначению, даже с помощью взрослого; знает; основных цвета, но не называет их; не умеет различать местоположение предметов в пространстве — 1 балл.

Самостоятельно бросает малые мячи в вертикально расположенную цель, находящуюся на расстоянии 100-125 см; большой мяч на расстоянии 70-100 см и ловит его — 3 балла.

Бросает малые мячи, не попадая в цель; большой мяч бросает на расстоянии 70-100 см, но не ловит его — 2 балла.

Хаотичное бросание малых и больших мячей — 1 балл.

Умеет играть вместе с 2-3 детьми, совместно пользуется игрушками; используются элементы ролевой игры — 3 балла.

Играет рядом с детьми, не умеет совместно пользоваться игрушками — 2 балла.

Играет один, выполняет 2-3 последовательных эпизода — 1 балл.

Самостоятельно выполняет сложные сюжетные постройки, называет их — 3 балла.

С помощью взрослого выполняет сложные сюжетные постройки, называет их — 2 балла.

Делает простые сюжетные постройки, называет их — 1 балла.

Самостоятельно делает мазки, проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии; выполняет рисунок по заранее задуманному плану; соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 3 балла.

С помощью взрослого делает мазки, проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии; выполняет рисунок по заранее задуманному плану; соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 2 балла.

Не умеет выполнять рисунок по заранее задуманному плану, рисует каракули; не умеет соединить в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушки); называет их — 1 балл.

Самостоятельно раздевается и одевается; всегда просится на горшок; аккуратно кушает, держа правильно ложку; самостоятельно моет руки и лицо, пользуется носовым платком — 3 балла.

С небольшой помощью взрослого раздевается и одевается; пользуется горшком при напоминании взрослого; ест самостоятельно, но не аккуратно; моет руки и лицо, пользуется носовым платком по указанию — 2 балла.

С помощью взрослого выполняет следующие действия: раздевается и одевается; пользуется горшком; аккуратно ест; моет руки и лицо; пользуется носовым платком — 1 балл.

Читайте также:  Анализы на глиадин у детей

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

10-15 баллов — Зона полного развития;

6-9 баллов — Зона неполного (недостаточного) развития;

1-5 баллов — Зона недоразвития.

источник

Приложение 2

Участковый врач-педиатр: Оценка нервно-психического развития. Определение нервно-психического развития ребенка 4-6 лет.

Определение соответствия нервно-психического развития возрасту ребенка проводится по 4 показателям, отражающим особенности социальных
контактов и развитие определенных психических функций. Показатели являются итогом взаимодействия биологических и длительно действующих социальных
факторов.

Мышление и речь — характеризуют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.

Моторное развитие — характеризует развитие движений ребенка: общих (т.е. всего тела) и ручных. Косвенно моторное развитие отражает состояние
центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии.

Внимание и память — характеризуют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и
воспроизведению информации (кратковременная и долговременная память).

Социальные контакты — характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и
потребностями других детей; способность к совместной деятельности с другими детьми.

Большинство показателей нервно-психического развития определяется по «Анкете для выявления особенностей поведения детей 4-6 лет», кроме
определения развития мышления к речи и общей моторики. При необходимости развитие ручной моторики также может быть проверено медицинской
сестрой или врачом.

При наличии отклонений в разделе «Нервно-психическое развитие» напротив соответствующего показателя делается запись: «с отклонением».

Медицинской сестрой и врачом определяются только отклонения в НПР, а их квалификация (задержка или нарушение) дается специалистом
психоневрологом.

Для оценки показателя «Мышление» медицинская сестра КЗР имеет: набор сюжетных картинок (2-3) из книжек для старшего дошкольного возраста,
для определения умения ребенка составить рассказ по картинке:

— набор карточек с изображением зверей, птиц, ягод, посуды, мебели; одежды или др. (5-6) для определения умения классифицировать предметы.

Примеры сюжетов: лес, вечер, мальчик сидит на дереве, внизу сидят волки.

Мальчик провалился в прорубь и зовет на помощь, другой протягивает ему палку.

Примерные схемы рассказов:

Сюжет 1. Мальчик пошел в лес (за хворостом, с другими детьми на прогулку) и отстал, заблудился. На него напали волки, и он залез на дерево. Окончание рассказа: волки убежали, и мальчик благополучно ушел домой, пришли взрослые и прогнали волков, мальчик сам справился с волками (неважно каким способом).

Сюжет 2. Мальчик пошел через речку (он очень спешил, шел в школу и др.) и случайно провалился в прорубь (лед провалился под ним и др.). Он зовет на помощь. Ему поможет его друг, который уже протягивает палку (лыжу), чтобы выручить его (или придут взрослые и вытащат мальчика).

Особое внимание следует обратить на детей, которые предпочитают рассказы с неблагоприятным окончанием (мальчик погибает), т.к. это является
существенным признаком негативных тенденций в развитии личности ребенка или о крайне неблагополучных условиях его воспитания. Наиболее
благоприятный ответ — когда в рассказе ребенка герой сам находит выход из бедственного положения или при минимальном участии других лиц.

Для проверки умения группировать предметы по классам ребенку предлагается набор карточек, относящихся к какому-то одному классу и туда
вкладывается одна карточка другого класса. Например, к 5 карточкам с изображением мебели добавляется карточка с изображением посуды и т.д.

Инструкция: посмотри, какая карточка лишняя?

Сначала ребенку предлагают наиболее сложный вариант: мебель-посуда или звери-птицы или одежда-посуда. Если он справился с заданием, на этом
тестирование заканчивается. Если нет — предлагается более легкий вариант: мебель — звери или посуда — птицы и т.д. В случае, если ребенок справился со
вторым заданием, считается, что функция развивается без отклонений.

Отклонения в моторном развитии фиксируются независимо от того, относятся они к общей или тонкой (ручной) моторике.

Для определения состояния внимания и памяти, а также социальных контактах вопросы для всех трех возрастов совпадают.

Рекомендации по коррекции выявленных отклонений даются в соответствии с приложением. В связи с тем, что показатели являются итогом
взаимодействия биологических и длительно действующих социальных факторов, характер рекомендаций зависит от фактора, определяющего то или иное
отклонение.

Медицинская сестра осуществляет контроль за выполнением в семье медико-педагогических рекомендаций по коррекции поведения и нервно-психического развития ребенка.

Наряду с рекомендациями по коррекции нервно-психического развития приложение включает рекомендации по коррекции поведения ребенка.

Особенности поведения определяются по первым 4 пунктам «Анкеты для выявления особенностей поведения детей 4-6 лет». Считается, что ребенок развивается с отклонениями в вегетативном, эмоциональном или психомоторном статусе или формировании личности, если отмечен хотя бы один признак по
каждому из этих пунктов.

Оценка нервно-психического развития детей 4-6 лет

Соответствует норме

С отклонениями

I. Мышление и речь.
Специальные задания

Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птицы и т.п. Группирует предметы по несущественному признаку, например, по цвету. II. Моторика
Пункт 5 «Анкеты» и специальные задания Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах: на месте и продвигаясь вперед Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки. Не умеет подпрыгивать на месте и, продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно. III. Внимание и память.
Пункт 7 «Анкеты» Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. Рассеян, невнимателен, часто «отключается» с трудом и непрочно запоминает стихи. IV. Социальные контакты
Пункт 6 «Анкеты» Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры. Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе. V. Психическое здоровье.
Пункты 1, 2, 3, 4 «Анкеты» Без отклонений Наличие отклонений соматовегетативного эмоционального, психомоторного характера. I. Мышление и речь.
Специальные задания Умеет составить по картинке рассказ в несколько предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляя действия героя, вместо пересказа сюжета. II. Моторика.
Пункт 5 «Анкеты» и специальные задания Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда. Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко. III. Внимание и память.
Пункт 7 «Анкеты» Внимателен, собран. Стихи, соответствующие воз расту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи. IV. Социальные контакты.
Пункт 6 «Анкеты» Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры. Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе. V. Психическое здоровье.
Пункты 1, 2, 3, 4 «Анкеты» Без отклонений. Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера. I. Мышление и речь.
Специальные задания Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Допустимы наводящие вопросы. При рассказе сюжета не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится. II. Моторика.
Пункт 5 «Анкеты» и специальные задания Общая: Умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: Умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более, чем за 70 сек. Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это 70 сек. III. Внимание и память.
Пункт 7 «Анкеты» Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или мед ленно, после многих повторений, но в целом успешно. Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи. IV. Социальные контакты.
Пункт 6 «Анкеты» Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры. Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, из бегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе. V. Психическое здоровье.
Пункты 1, 2, 3, 4 «Анкеты» Без отклонений. Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера.

Анкета для выявления особенностей нервно-психического здоровья и развития детей от 4 до 6 лет:

1. Вегетативный статус:

2. Эмоциональный статус:

    Постоянно пониженное настроение, частые колебания настроения, плаксивость, раздражительность. Резкое покраснение или побледнение, пятна на
    лице в острые эмоциональные моменты.

3. Психомоторная стабильность:

4. Особенности личности:

6. Социальные контакты:

7. Внимание и память:

Оценка нервно-психического состояния и развития школьников 7-15 лет

1. Эмоционально-вегетативная сфера:

При опросе-беседе отмечать:

Настроение: преобладает хорошее, ровное, устойчивое или отмечаются колебания настроения, повышенная плаксивость, раздражительность,
тревожность, постоянное снижение настроения (особенно обращать внимание на фон настроения у школьников).

Наличие страхов (темнота, одиночества, чудовищ, животных, скелетов, бабы-Яги, болезни, смерти, высоты, огня, воды, открытого пространства и т.д.,
ночных страхов).

Сон и аппетит без отклонений или:

Нарушения сна: затрудненное засыпание, беспокойный сон, ночные кошмары, сноговорение, трудность пробуждения.

Нарушения аппетита: пониженный, повышенный, избирательный, извращенный, тошнота, рвота, связанные с едой.

Нарушение навыков опрятности: энурез (ночной, дневной), энкопрез.

Наличие головных болей: возникают при соматических заболеваниях, физических нагрузках или утомлении; бывают часто или редко, утром или вечером; боль диффузная, локальная, тупая, острая, приступообразная, чувство тяжести в голове, неопределенные ощущения.

Утомляемость: бывает часто или редко, связана с физическими нагрузками или психическими, снижение работоспособности.

Плохая переносимость жары, транспорта, громких звуков, яркого света, некоторых запахов. Наличие головокружений, обмороков, тошноты.

2. Психомоторная сфера и поведение:

Поведение: ровное, спокойное, уравновешенное или отмечаются повышенная возбудимость, агрессивность, двигательная растороможенность,
заторможенность, моторная неловкость, замкнутость, склонность ко лжи, жестокость, недоброжелательное отношение к близким людям, негативизм.

Наличие навязчивых движений (тиков) и действий: моргание, нахмуривание лба, гримасничание, подергивание плечами, шмыгание носом,
приглаживание волос, навязчивый счет, ритуалы (преимущественно у школьников).

Наличие патологических привычек: кусание когтей, выдергивание волос, онанизм, раскачивание головы или туловища (у дошкольников).

Речь: нормальная или наличие расстройств, заикание, косноязычие, дизартрия, мутизм и др.

3. Интеллектуальное развитие:

Отмечается успешность усвоения школьных программ, наличие трудностей обучения вследствие плохой сообразительности, памяти, недостаточного
внимания, нарушения выработки школьных навыков (чтения, письма, счета преимущественно у школьников 1-4 классов).

Память, внимание, мышление — приводим тесты.

Заключение: отмечать наличие-отсутствие отклонений по каждому из выделенных разделов. В случае наличия отклонений хотя бы в одной из
психических сфер необходима консультация детских специалистов: детского педиатра, психоневролога, логопеда, психолога.

Вопросы-тесты для определения общего уровня интеллектуального развития ребенка 7-8 лет. (обязательные тесты для всех детей)

I. Вопросы, направленные на изучение общего кругозора:

  • Что нужно сделать, чтобы вода закипела? (лучший ответ — поставить на огонь, на плиту, зажечь газ, включить плиту и т.п.).
  • Назови мне четыре времени года. (ответ — зима, весна, осень — в любом порядке; подсказка — какое время года сейчас? что у нас сейчас?).

II. Вопросы, направленные на изучение способности к самостоятельному принятию решения, сообразительности:

  • Что ты будешь делать, если потеряешь игрушку, которую тебе дали на время поиграть, например, твой друг? (лучший ответ — отдам свою, достану такую же и отдам, попрошу родителей купить такую игрушку и отдам другую и т.п.)
  • Что ты будешь делать, если придешь в магазин за хлебом, а хлеба в магазине нет?
    (лучший ответ — пойду в другой магазин, спрошу, когда привезут и приду попозже, куплю что-нибудь взамен — булку и т.п.).

III. Вопросы, направленные на изучение способности ребенка к обобщению, нахождению общих признаков предметов:

  • Чем похожи кошка и мышка, а что между ними общего? (лучший ответ — животные, млекопитающие, живые существа, звери. Допустимо перечисление
    отдельных общих признаков: хвост, усы, 4 лапы и т.п. Подсказка: Кто это, как их можно назвать одним словом?).
  • Чем похожи пианино и скрипка? (лучший ответ — музыкальные инструменты).

Ребенок должен правильно ответить хотя бы на три вопроса, по одному из каждой группы.

Читайте также:  Анализы на глисты у детей гемотест

Дети, не способные правильно ответить на данные вопросы, нуждаются в дополнительном обследовании психоневролога или психолога. Они вряд ли
готовы к школьному обучению по общей программе.

Обследование детей 9-10 лет

Оценка сформированности абстрактно-логических операций, логических суждений:

I. Ребенку предлагается найти общее в двух сравниваемых предметах. Инструкция: «Я назову тебе два предмета, а ты подумай и скажи, что между ними
общего? Как их можно назвать одним словом?

  • Слива — персик (Правильные ответы: фрукты, фруктовые деревья, плоды).
  • Кошка — мышка (Животные, млекопитающие, живые существа).
  • Пианино — скрипка (Музыкальные инструменты).

II. Ребенку предлагается ряд вопросов, к каждому из них имеется три варианта ответов, ребенок должен выбрать один из них.

  • Какое слово будет противоположным по значению к слову «Собирать»? (Правильные ответы: раздавать или накапливать или беречь).
  • Дан цифровой ряд: 7, 5, 3, какая следующая цифра в этом ряду? 2 или 1 или 9.
  • В одном доме живут три мальчика: Вова, Петя и Сережа. Вова моложе Пети, а Сережа моложе Вовы. Кто самый старший? Вова или Петя или Сережа.

Для детей данного возраста выполнение этих заданий обязательно.

Правильные ответы свидетельствуют о сформированности абстрактно-логических суждений. Если ребенок испытывает трудности, то можно говорить о
превалировании форм мышления, о задержке развития.

В дополнение детям данного возраста можно предложить задания, связанные со счетными операциями и решением задач.

  1. У продавца было 12 газет, он продал 5. Сколько осталось?
  2. Сколько стоят 3 карандаша по 7 копеек каждый?
  3. У четырех мальчиков было 73 копейки. Они их разделили между собой поровну. Сколько стало у каждого?

Предлагаемые задания ребенок данного возраста должен решать без ошибок. Если он испытывает трудности, необходимо выяснить какого они рода.

Невозможность составить план решения и выбрать необходимую математическую операцию говорит о несформированности умственного плана
действий, что свидетельствует в пользу задержки психического развития.

Оценка интеллектуального развития детей 12-13 лет:

Общая осведомленность дает представление о запасе знаний и способности их сохранения в долговременной памяти.

Общая понятливость характеризует социальную зрелость подростка.

  1. Почему при кораблекрушении в первую очередь спасают женщин и детей?
  2. Почему выгодно хранить деньги в сберкассе?
  3. Чем выгодны пункты проката? (правильные, ответы: женщины — слабее, дети дольше будут жить; безопаснее, выгоднее; не все вещи можно купить, вещь нужна на краткое время, могут пользоваться разные люди).

Уровень логических абстракций:

Установить общность двух различных понятий:

  1. Кошка и мышка.
  2. Вино и пиво.
  3. Пианино и скрипка. (правильные ответы: животные, млекопитающие, четыре ноги, алкогольные напитки, их пьют; (музыкальные инструменты, на них играют).

При оценке учитывается, сумел ли испытуемый найти адекватный, общий для обоих понятий, существенный признак. Каждый правильный, достаточно
полный ответ оценивается единицей (1).

Уровень интеллектуального развития может быть сочтен соответствующим нормальному, в случае хотя бы одного положительного ответа в каждом из
трех предлагаемых субтестов. Качественный анализ ответов может выявить формальные нарушения мышления (резонерство, нелепости, неологизмы и др.), а также отдельные характерологические черты (импульсивность, эгоцентризм, рационализм).

Оценка интеллектуального развития детей 13-15 лет:

Общая осведомленность дает представление о запасе знаний и способности их сохранения в долговременной памяти.

  1. Что такое SOS?
  2. Каков примерно рост взрослого человека?
  3. Где расположена Италия? (правильные ответы: сигнал бедствия, сигнал о помощи когда корабль тонет; 150-180 см; на юге Европы, на Аппенинском полуострове).

Общая понятливость характеризует социальную зрелость подростка.

  1. Почему для поступления в институт необходимо сдавать экзамены?
  2. Почему для производства детских игрушек чаще используют пластмассу, чем дерево?
  3. Почему мы выбираем депутатов в Государственную Думу?
    (Правильные ответы: отобрать, выявить знающих, способных; пластмасса легче, гигиеничнее, дешевле, экономия древесины; выбор достойных, лучших, проявление демократии).

Уровень логических абстракций:

Установить общность различных понятий:

  1. Бумага — уголь.
  2. Килограмм — метр.
  3. Ножницы — медная сковородка.
    (Правильные ответы: органического происхождения, содержит углерод; меры, измерительные величины; предметы домашнего обихода, сделаны из металла).

При оценке учитывается, сумел ли испытуемый найти адекватный, общий для обоих понятий, существенный признак.

Каждый правильный, достаточно полный ответ оценивается единицей (1). Уровень интеллектуального развития может быть сочтен соответствующим
нормальному, в случае хотя бы одного положительного ответа в каждом из 3-х предлагаемых субтестов.

источник

Роо Галина Сергеевна
Аналитическая справка по итогам диагностики нервно-психического развития детей младшей группы

Аналитическая справка по итогам диагностики нервно-психического развития детей

младшей группы.

Воспитатель:Роо Галина Сергеевна.

Особенностью детей раннего возраста является очень быстрый темп развития, неравномерность и скачкообразность процессов роста организма. Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться. В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заместитель заведующей,воспитатели группы раннего возраста.. Воспитатели вели листы адаптации детей к условиям ДОУ, составляли карты развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определяли группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К. Л. Печорой, Г. В. Пантюхиной, Л. Г. Голубевой.

Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательно-образовательной работы.

В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей были использованы следующие основные методы:

2) Наблюдение за ребёнком в группе

3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).

4) Наблюдение за ребенком во время режимных моментов, игр, прогулки.

Наблюдения за поведением детей проводились ежедневно и заносились в карту ребенка.

Списочный состав младшей группы №7–23 человека. Диагностированы были 16детей. По итогам диагностики нервно-психического развития детей младшей группы №7 6 детей (30%) из 16 диагностированных соответствуют 1 группе развития. Эти дети понимают содержание рассказов, сказок; у них развита активная речь (пользуются придаточными предложениями). Они знают основные цвета, геометрические формы, могут показать их. У них также развиты навыки самообслуживания. Развиты навыки конструктивной и изобразительной деятельности. Начинают играть в игры.

10 человек (70%) соответствуют 2 группе развития, т. к. у них наблюдается задержка в развитии на один эпикризный срок. Это Алчаков Т,Белов Г. ,Коковин В. ,Лыч Е. ,Михайлов М. ,отсутствует активная речь, поэтому мы не смогли анализировать их словарный запас (активный и пассивный).Андреева М. ,Белов Г. Коняшина А. путают названия цветов. Белов Г. Колесникова Т. не могут назвать геометрические формы,путаются.

Вывод: результаты диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста за 2018-2019г. г. является неудовлетворительной.

Таким образом, итоги данной диагностики помогут нам определить подход к каждому ребенку в подборе форм, методов и приемов организации воспитания и развития детей.

1. Вести целенаправленную индивидуальную работу по результатам диагностики.

При планировании воспитательно-образовательной работы в следующей возрастной группе учитывать результаты диагностики нервно-психического развития.

2. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников» Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников» В МДОУ ___ в период с.

Аналитическая справка по результатам оценки качества образовательного процесса и детского развития МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №4 «ЛАСТОЧКА» ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Аналитическая.

Аналитическая справка первой младшей группы по результатам уровня развития интегративных качеств в 2017–2018 учебном году 1. Цель и задачи мониторинга: достижения детьми усвоения программы. 2. Дата проведения: май 2018год 3. Методы мониторинга: проведение игровой.

Аналитическая справка по итогам анализа календарных планов педагогов ДОУ Аналитическая справка по итогам анализа календарных планов педагогов ДОУ Цели: уровень соответствия оформляемых педагогами учреждения документов.

Аналитическая справка по итогам диагностики во второй младшей группе за 2017–2018 учебный год Аналитическая справка по итогам диагностики во второй младшей группе «Ручеёк» за 2017–2018 учебный год. В конце учебного года в мае 2018.

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни» В МДОУ «Детский сад «Светлячок» п. Пеледуй» в период с 13 по 24 ноября 2017 года был проведен тематический контроль по теме: «Организация.

Аналитическая справка по итогам тематической проверки Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Эффективность проводимой в ДОУ работы по созданию условий для социально-коммуникативного.

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики 2017–2018 учебный год Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики 2017 – 2018 учебный год Группа №. 6.. (средняя) Количество диагностируемых.

источник

Методическая разработка (младшая группа) по теме:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращаются в одну из актуальнейших проблем современного образования, а также в первоочередную проблему. Её разрешение возможно только в случае разработки и внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений вариативных моделей ранней и дифференцированной диагностики, а также психолого-педагогической коррекции и профилактики различных нарушений развития.

В раннем детском возрасте выделяется несколько периодов, связанных с психофизиологическими особенностями развития. Если не уделять внимания тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на конкретном возрастном этапе, то в ближайшем будущем почти неизбежна задержка значимых умений.

Вложение Размер
kontrol_npr.doc 67 КБ
karta_razvitiya.doc 49 КБ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.

Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.

В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)

Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.

Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.

Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребёнка)

Опираясь на материалы об особенностях психического развития детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:

  1. Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода в условиях ДОУ.
  2. У маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы.
  3. Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:

На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:

В каждом из них контролируется:

  1. Понимание речи.
  2. Активная речь.
  3. Сенсорное развитие.
  4. Игры и действия с предметами.
  5. Изобразительная деятельность.
  6. Конструктивная деятельность.
  7. Степень развития общих движений.
  8. Формирование навыков самостоятельности.
  9. Поведение.

Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.

Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.

В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:

2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его

3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).

От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.

Читайте также:  Анализы на глисты у детей

Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.

Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.

Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.

Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.

По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).

В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока.

В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).

Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.

В графе «Заключение» проставляется группа развития.

В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.

I. Настроение : бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.

Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.

Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.

Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.

Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.

Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.

II. Сон : засыпание, характер сна, продолжительность.

Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.

Характер сна — глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.

Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.

III. Аппетит : хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.

IV. Характер бодрствования : ребёнок активный, малоактивный, пассивный.

V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка :

Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.

Познавательные способности – проявляет интерес к занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.

Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.

Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.

ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ

I . Факторы медико-биологического риска:

  1. наличие наследственных заболеваний в семье;
  2. пороки развития системы организма, врожденные

— нарушения в строении и развитии опорно-двигательного

аппарата (мышечной системы и скелета);

— аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-

  1. органическое поражение ЦНС и периферической НС:

— ДЦП, церебральные и спинальные параличи;

  1. психические заболевания (ранние проявления):
  1. выраженная соматическая патология различной этиологии:

— пороки развития основных систем организма (порок сердца)

и хронические соматические заболевания;

— частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета

(в том числе врождённый иммунодефицит);

II. Факторы биологического риска:

— недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой

— дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;

— дети, перенёсшие асфиксию во время родов;

— дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.

III. Факторы социального риска:

  1. наркомания и алкоголизм родителей;
  2. малолетние родители (моложе 17 лет);
  3. дети беженцев;
  4. стресс, пережитый ребёнком;
  5. длительная разлука с матерью;
  6. социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.

ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Факторы психического развития

  1. Произносит 20 и более слов.
  2. Выполняет 2 поручения.
  3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге.
  4. Держит ложку во время еды.
  5. Ставит 5 кубиков один на другой.
  6. Ходит сам, но часто падает.
  1. Стремится связать 2 слова в предложение.
  2. Хочет всё делать самостоятельно.
  3. Чиркает карандашом целенаправленно и старательно.
  4. Пробует самостоятельно есть.
  5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой.
  6. Ходит стабильно, редко падает.
  1. Называет пять изображений на рисунке.
  2. Ищет помощи у взрослых.
  3. Чиркает карандашом в рамках листа.
  4. Самостоятельно ест.
  5. Бросает мяч в ящик (корзину).
  6. Пробует бегать.
  1. Задаёт первые вопросы.
  2. Общается с детьми.
  3. Чиркает вертикальные и горизонтальные линии.
  4. Регулирует отправление физиологических потребностей.
  5. Пробует ловить брошенный мяч.
  6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой.
  1. Задаёт различные вопросы.
  2. Может связно рассказывать.
  3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию.
  4. Расстёгивает 3 пуговицы.
  5. Бегает значительно лучше.
  1. Может связно рассказывать.
  2. В игре входит в роль.
  3. Рисует шар, яблоко и другие предметы.
  4. Сам раздевается и одевается.
  5. Ставит 10 кубиков один на другой.
  6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры.

КАРТА РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________

Дата рождения _______________________ Возраст при поступлении ___________________________

источник

Нервно-психическое развитие детей − как не допустить задержки формирования нервной деятельности малыша?

По мере взросления у ребенка появляются внешние и внутренние изменения, связанные с процессами роста, физическим и эмоциональным развитием.

Нервно-психическое развитие детей – это одно из внутренних изменений, связанных с формированием процессов нервной деятельности малыша.

В процессе анализа и оценки умственного и психического развития ребенка необходимо учитывать ряд фактов и моментов, связанных с биологическими и индивидуальными особенностями.

Младенец, только принесенный из роддома, большую часть времени находится в состоянии сна или дремоты, иногда даже не просыпаясь в необходимое для кормления время. Если переместить новорожденного, положив его на бок, он рефлекторно принимает позу эмбриона, сжимая ножки и ручки и подтягивая их к животу. Психическое развитие ребенка в возрасте нескольких месяцев со дня рождения – это такие вызванные врожденные рефлексы, как сосательный, ротовой, поисковый, спинальный. Со временем развиваются хватательный рефлекс, рефлекс ползания и опоры.

Специфика психического развития заключена в наблюдении за тем, как постепенно формируются навыки у малыша. Например, на первых неделях жизни возникает рефлекс подготовки к кормлению и вырабатывается условный рефлекс поворота головы, если к кроватке подходит кто-то из взрослых.

Оценка нервно-психического развития в возрасте 3-х месяцев складывается из наблюдений за тем, насколько малыш активен, какой промежуток времени между кормлением он находится в состоянии бодрствования. В этот период кроху уже начинает узнавать близких, гулит, улыбается. При этом увеличивается количество целенаправленных движений – он устойчиво держит головку, тянется ручками к интересующему его предмету. В положении лежа на животе появляется рефлекс Ландау – малыш приподнимает голову, опираясь на руки выравнивает верхнюю часть тельца.

Нервно-психическое развитие детей до года обусловлено быстрым развитием и ростом. В шесть месяцев кроха уже достаточно осмысленно наблюдает за передвижением взрослых, эмоционален и подвижен. Период бодрствования увеличивается до 8-10 часов, при этом сон днем сокращается до 2- раз.

При этом у психически здорового малыша продолжают активно формироваться сложные поведенческие рефлексы. Дети в возрасте полугода ворочаются в кроватке, переворачиваясь с боку на бок. Приобретенный в раннем возрасте рефлекс Ландау принимает другую форму – лежа на животе, малыш может уже не только держать голову, но и сгибать и разгибать ножки.

Одной из особенностей психического развития у детей раннего возраста, становятся потребность в общении. Со временем, малыш начинает понимать речь взрослого человека, различает тембр мамы и папы, с удовольствием тянет навстречу вашим рукам свои ручки, требуя, чтобы на него обратили внимание.

В возрасте до года, малыш начинает познавать мир, с удовольствием вслушивается в сказанные вами слова, начинает подражать им, агукая и гуля. Общение играет важную роль в психическом развитии детей до года. К году малыш должен уже понимать вашу речь, говорить некоторые несложные фразы, свободно стоять на ногах, уверенно ползать.

Если у вашего малыша замечено замедление темпов роста некоторых функциональных особенностей, соответствующих его возрасту – мышления, памяти, внимания или координации, у него однозначно отмечается кризис в психическом развитии. В раннем возрасте это может быть выявлено в процессе тестирования малыша у врача-психотерапевта, однако и дома вы можете сами определить, развивается ли ребенок.

Очень часто особенности психического развития детей, связанные с задержками, путают с умственной отсталостью, поэтому заметив хоть некоторые симптомы заболевания, поспешите на прием к специалисту. Обратите внимание на ряд случаев, которые могут свидетельствовать о возникновении недуга:

  • Нерешительность и скрытность;
  • Излишняя замкнутость и нелюдимость;
  • Отставание от сверстников в совершении каких-то элементарных действий, связанных с моторикой или мышлением;
  • Агрессивность по отношению к сверстникам или членам семьи;
  • Позднее физическое развитие – поздно начинает держать голову, делать первые шаги, говорить;
  • Нарушения в эмоциональной и волевой сфере. Ребенок не умеет держать себя в руках, нервничает, капризничает.

В каждом индивидуальном случае определить насколько правильны или нет ваши сомнения относительно задержки психического развития у ребенка, сможет только врач.

Для того чтобы обеспечить должную профилактику развития и не допустить задержки психического развития необходимо соблюдать несколько правил:

  1. Обязательное посещение врача в соответствии с графиком. Дети с задержкой психического развития идут по индивидуальному графику, с обязательным посещением невролога.
  2. Должны быть опробованы и использованы все методы и способы развития интеллектуальных особенностей ребенка, особое внимание уделено роли игры в психическом развитии ребенка;
  3. Обязательное наблюдение за детьми, имеющими факторы риска. Для этого врач невролог прописывает схему, разъясняющую этиологию нервных нарушений;
  4. При каждом выявленном нарушении или отклонении в психическом развитии детей дошкольного возраста обязательным является полное выполнение мероприятий, коррекционных мер и назначений специалиста.

Анализ нервно психического развития детей путем оценки. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста такими являются способности малыша адаптироваться в коллективе, устанавливать со сверстниками дружеские отношения. В младших классах ребенок должен выполнять простейшие учебные требования, проявлять самостоятельность в решении школьных задач.

Стратегия исследования психического развития ребенка должна быть выработана у каждого родителя. Если вы не владеете информацией о том, как должен развиваться ребенок эмоционально, соответственно своего возраста, проконсультируйтесь у специалиста.

источник