Меню Рубрики

Анализ общения детей на прогулке

— настроение пришедших детей (описать возможные причины отклонений в поведении);

— приемы, используемые воспитателем для поддержания хорошего настроения у пришедших детей;

— умение воспитателя включать ребенка в совместную деятельность, виды деятельности, предлагаемые ребенку;

— умение воспитателя видеть всех детей, общаясь с одним ребёнком;

— реакция детей раннего возраста на пришедших сверстников; умение воспитателя побуждать детей к проявлению положительного отношения к сверстникам;

— приучение детей к выполнению элементарных правил культурного поведения и общения;

— виды и формы общения воспитателя с ребенком (подтвердить примерами);

— перечень вопросов, обсуждаемых с родителями детей;

— ведение документации во время утреннего приема детей.

— виды занятий, их количество в неделю, длительность, место занятий в режиме дня, количественный состав детей на занятии;

— формы организации занятий (игра-занятие, дидактическая игра);

— учет принципов дидактики в работе с детьми раннего возраста (подтвердить примерами из наблюдений студента);

— эмоциональная настроенность детей на предстоящее занятие;

— связь занятий с самостоятельной деятельностью детей, игрой (привести конкретные примеры из наблюдения);

— выполнение воспитателем гигиенических требований при подготовке к занятию и в его процессе;

— соотношение наглядных, словесных и практических методов и приемов при проведении занятий;

— распределение обязанностей между воспитателем и няней при проведении занятий;

— отношение детей к занятиям: заинтересованность, эмоционально-положительное отношение, активность на занятии или безразличие, неучастие, нежелание выполнять задания воспитателя (привести примеры наблюдений).

— программное содержание занятия; его соответствие возрасту детей;

— конкретность сформулированных программных задач;

— предусматриваются ли воспитательные задачи?;

— предварительная подготовка к занятию воспитателя и детей;

— количество частей занятия, соотношение частей по времени; выделение начала и конца занятия;

— организация воспитателем самостоятельной деятельности детей в начале и во время проведения занятия: включение различных анализаторов, активизация внимания, памяти, мышления, побуждение к самостоятельности; эмоциональное воздействие на детей;

— создание эмоционально-радостной, непринужденной обстановки;

— характер помощи детям со стороны воспитателя, индивидуальный подход, совместная или совместно-разделенная деятельность воспитателей и детей;

— распределение внимания воспитателя: умение видеть всю группу детей и каждого ребенка в отдельности;

— эмоциональный отклик детей на занятие;

— общая оценка занятия: (отметьте, на ваш взгляд, ценные моменты в проведении занятия).

— рациональность распределения детей на подгруппы перед выходом на прогулку;

— распределение обязанностей между воспитателем и няней;

— место проведения прогулки, оформление участка;

— использование прогулки для оздоровления детей;

— умение воспитателя найти интересный объект для наблюдения и способность организовать детей для наблюдения;

— сочетание дидактических и подвижных игр, физических упражнений, трудовых поручений;

— использование прогулки для индивидуального общения и индивидуальной работы с детьми;

— создание условий и организация самостоятельной деятельности детей на прогулке;

— использование природного и дидактического материала при организации предметной и игровой деятельности;

— воспитание гуманных чувств (отзывчивости, сочувствия) у детей и умения общаться со сверстниками (не мешать играть сверстнику, уметь просить игрушки, делиться ими, играть вместе);

— активность детей на прогулке, их участие в организуемых воспитателем наблюдениях, играх.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ (вторая половина дня)

Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с детьми в процессе закаливания, организации самостоятельной деятельности детей и ухода их домой.

— дать характеристику закаливающим процедурам (отметить использование естественных факторов закаливания: солнца, воздуха и воды);

— описать процедуру проведения закаливания в помещении и на воздухе;

— отметить, как учитываются особенности терморегуляции детей раннего возраста, незрелость нервной системы, нежность и незрелость всех слоев кожи;

— соблюдение принципов закаливания: постепенности, систематичности, учета индивидуальных особенностей детей, их предшествующей деятельности;

— наличие или отсутствие внешних признаков переохлаждения или перегревания во время закаливания детей;

— использование физкультурных занятий, гимнастики для закаливания детей;

— отношение детей к закаливающим процедурам.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

— создание условий для самостоятельной деятельности детей: выделение игровых зон, места для дидактических игрушек, игрушек-забав, книг, иллюстраций, картинок, природного, бросового, крупного и настольного строительного материала, материалов по изобразительной деятельности, пособий для развития движений детей;

— ассортимент игрушек, их распределение в групповой комнате (схематичное изображение);

— виды деятельности, которыми заняты дети группы;

— приемы руководства, которыми пользуется воспитатель: подсказка, напоминание, прямое обучение, поэтапное обучение;

— формы общения ребенка со взрослым в процессе самостоятельной деятельности ребёнка, формирование общения на основе делового сотрудничества;

— количество детей в группе, у которых самостоятельные действия стали потребностью (назвать эти действия); количество детей, которые задают познавательные вопросы (перечислить эти вопросы);

— эмоциональное состояние детей в ходе самостоятельной деятельности;

— общение со сверстником: «чистое общение» (без игрушек), «контакт взгляда», механическое взаимодействие, взаимодействие на основе интереса друг к другу и др.

УХОД ДЕТЕЙ В ВЕЧЕРНЕЕ ВРЕМЯ:

— время, с которого дети начинают уходить домой;

— удовлетворение потребности детей в уединении, в личном времени для занятий любимой деятельностью;

— настроение детей, изменение их поведения при встрече с родителями;

— общение родителей с воспитателем;

— вопросы родителей к воспитателю, их интерес к жизни ребенка в детских яслях;

— работа воспитателя с родителями в вечернее время, круг обсуждаемых вопросов.

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ (первая половина дня)

Анализ работы воспитателя с родителями, знакомство с документацией по повышению квалификации воспитателей групп раннего возраста и осуществлением контроля за физическим и нервно-психическим развитием ребёнка.

АНАЛИЗ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

— место раздела «Работа с родителями» в плане воспитательно-образовательной работы; отметить, указаны ли сроки проведения разных форм работы с родителями, как осуществляется учет этой работы (приложить план работы с родителями на предыдущий месяц);

— планируются ли в группах раннего возраста следующие формы работы с родителями: групповые собрания, доклады, беседы (групповые и индивидуальные), консультации (групповые и индивидуальные), посещения на дому; средства наглядной агитации; родительские уголки, тематические стенды, папки-передвижки, выставки педагогической литературы по вопросам воспитания детей раннего возраста; (выписать темы собраний, выставок детских работ, консультаций, бесед и т.д.);

— на основе анализа планов работы с родителями в течение учебного года, бесед с воспитателями и заместителем заведующего по основной деятельности сделать выводы, о том как педагоги групп раннего возраста обеспечивают единство требований в общественном и семейном воспитании, изучают и распространяют опыт семейного воспитания, знакомят родителей с жизнью дошкольных учреждений (подтвердить выписками из планов воспитателя);

— отметить, насколько целенаправленно, планомерно, систематически ведется работа с родителями;

— как осуществляется дифференцированный подход к родителям на основе знания семьи и ребенка (в чем это выражается?);

— как раскрываются вопросы психологии и педагогики раннего возраста в коллективных и индивидуальных формах работы с родителями (перечислить темы собраний, консультаций, бесед);

— участие заместителя заведующего по основной деятельности, медицинской сестры, врача в родительских собраниях (указать круг освещаемых ими вопросов);

— встречаются ли в практике работы воспитателей просьбы к родителям по вопросам оформления участка группы, групповой комнаты (подтвердить примерами);

— оказывает ли помощь воспитателям родительский комитет (и какую?);

— отметьте мотивы обращения воспитателя к родителям и родителей к воспитателю, няне;

— определите сформированность у воспитателей группы навыков общения с родителями;

— встречаются ли конфликты при взаимодействии воспитателя с родителями;

— личные впечатления студента об организации работы с родителями в данной группе.

ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

— укажите, какими документами руководствуются заведующая, заместитель заведующего по основной деятельности данного дошкольного учреждения при организации работы с воспитателями;

— на основе анализа годового плана работы ДУ, планов заместителя заведующего по основной деятельности сделайте вывод об использовании в дошкольном учреждении разных форм работы с персоналом: индивидуальных и групповых консультаций, взаимопосещений, коллективных просмотров работы опытных воспитателей, семинаров-практикумов, педагогических совещаний и т.д. (подтвердить примерами);

— перечислить темы, отбираемые воспитателями для самообразования;

— отметить отношение воспитателей к необходимости совершенствовать своё педмастерство.

КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИМ

— диагностика физического и нервно-психического развития детей и методы контроля: опрос родителей, наблюдение за детьми;

— показатели физического развития детей, которые находятся под контролем врача, медицинской сестры;

— учитываются ли все показатели при оценке поведения детей воспитателем группы: настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности детей;

— имеются ли в данных яслях карты нервно-психического развития детей; своевременно ли они заполняются (отметьте наличие в методическом кабинете я/сада материала и методик для выявления уровня развития ребенка по всем показателям);

— соблюдается ли заместителем заведующего по основной деятельности методика проведения диагностики нервно-психического развития: установлен ли эмоциональный контакт с ребенком, проводится ли обследование с одним ребенком или с несколькими сразу (если обследование проводится сразу с несколькими детьми, то как это влияет на его результат – стимулируется ли желание ребенка выполнить задание, оценивается ли результат деятельности для самого ребенка; удается ли выявить уже сформированные умения малыша);

— выделяются ли все показатели в оценке уровня развития детей третьего года жизни: развитие активной речи: сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; формирование изобразительной и конструктивной деятельностей; развитие общих движений; воспитание навыков самостоятельности;

— существует ли взаимосвязь в комплексной оценке развития ребенка со стороны воспитателя, врача, заместителя заведующего по основной деятельности;

— как используются результаты контроля для дальнейшей работы с детьми; какие записи фиксируются в дневнике группы, перспективном плане работы воспитателя;

— проводятся ли групповые совещания о состоянии воспитательной работы в группах раннего возраста.

Приложить карту физического, нервно-психического развития ребенка раннего возраста, заполненную студентом совместно с заместителем заведующего по основной деятельности яслей-сада.

источник

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Режим дня дошкольных групп предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней .

Для прогулок имеется участок на территории дошкольных групп для организации разнообразной деятельности детей. Участок озелененный, оснащенный в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиям. Каждая разновозрастная группа располагает отдельным участком, на котором выделены места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка, для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.

На участке имеется оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные, бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут катаются на велосипедах, автомобилях. Кроме игровых площадок на участке имеются закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. В зимнее время на участке совместно с родителями устраиваются горки, ледяные дорожки и снежные сооружения.

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, детей к прогулке воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Выяснилось, что когда прогулки содержательны и интересны, дети идут гулять с большой охотой.

Одевание детей воспитатель организует так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого в каждой группе имеется раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом банкеток и стульчиков. Воспитатель и младший воспитатель учат детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. В разновозрастной группе дети приучены к тому, что оказывают помощь друг другу, не забывают поблагодарить. Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит младший воспитатель, затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.

Ведущее место на прогулке отводится играм, особенно подвижным. Воспитатель проводит подвижную игру в начале прогулки, либо в конце неё.

В холодные дни прогулку начинают с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Во время прогулок воспитатель использует бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли. Кроме подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организованы и спортивные развлечения. Очень нравится детям катание на санках, ледянках, ходьба на лыжах.

Во время прогулки воспитатель уделяет внимание трудовой деятельности детей. Дети помогают сгребать снег, расчищать дорожки, делать из снега разные сооружения.

Трудовые задания посильны детям и вместе с тем требуют от них определенных усилий. Воспитатель всё время следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения проводились с целой группой детей, с подгруппами, а также индивидуально. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Воспитатель обращает внимание на облака, их форму, цвет, сравнивает их с известными детям образами. Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу

источник

Исследование проводилось в МОУГ № 4 г. Тулы (курсы подготовки к школе) Выборку составили 20 детей старшего дошкольного возраста, по 10 человек в экспериментальной и контрольной группах.

Список детей в экспериментальной и контрольной группах представлен в таблице 3.

Таблица 3 Список детей в экспериментальной и контрольной группах

1. Комплексное наблюдение за детьми в естественных условиях

Результаты диагностики комплексного наблюдения за детьми в естественных условиях в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 4.

Таблица 4 Результаты комплексного наблюдения за детьми в естественных условиях на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах

Читайте также:  Письменный анализ романа отцы и дети

Уровни развития навыков культуры общения у дошкольников

Экспериментальная группа (количество детей в %)

Контрольная группа (количество детей в %)

Из таблицы 4 видно, что высоким уровнем развития навыков культуры общения обладают по 1 ребёнку (10% ) в экспериментальной и контрольной группах. Дети этой категории проявляют внимание к сверстнику, обращаются по имени, использует доброжелательный тон; по собственной инициативе (без напоминания взрослых) приветствуют, благодарят сверстника и прощаются с ним; в конфликтных ситуациях не оскорбляют собеседника (пытаются разрешить конфликт сами или обращаются за помощью взрослого). Средним уровнем обладают 4 детей (40%) в экспериментальной группе и 7 детей (70%) в контрольной группе, т.е. эти дети не всегда проявляют внимание к сверстникам, не всегда обращаются по имени, редко замечают настроение другого ребёнка, не всегда здороваются и прощаются, недостаточно употребляют вежливые слова; преобладают ровные взаимоотношения. Низким уровнем развития навыков культуры общения обладают 5 дошкольников (50%) в экспериментальной группе и 2 детей (20%) в контрольной группе. Дети этой категории очень редко обращаются по имени, не считаются с мнением других детей; при общении со сверстниками преобладает открыто негативное, избирательное взаимоотношение.

2. Методика «Выявление уровня развития диалогического общения детей (беседа по предложенной ситуации) (методика Е.И.Радиной)»

Результаты диагностики по методике «Беседа по предложенной ситуации» на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 5.

Таблица 5 Результаты диагностики по методике «Беседа по предложенной ситуации» на констатирующем этапе эксперимента

Показатели развития диалогического общения

Количество испытуемых (в %) в экспериментальной группе

Количество испытуемых ( в %) в контрольной группе

Доброжелательный тон общения

Недоброжелательный тон общения

Внимательны к речи собеседника

Невнимательны к речи собеседника

Не перебивают собеседника

Используют речевой этикет

Не используют речевой этикет

Анализ результатов, представленных в таблице , показывает, что доброжелательный тон общения наблюдался у 40% детей, как в экспериментальной, так и в контрольной группах, недоброжелательный тон общения — у 60% испытуемых в обеих группах, спокойный тон общения у 30% испытуемых в экспериментальной группе и у 40% детей в контрольной группе, крикливый тон общения — у 70% в экспериментальной группе и у 60% испытуемых в контрольной группе, проявляют внимание к речи собеседника -30% испытуемых экспериментальной группы и 40% детей контрольной группы, невнимательны к речи собеседника — 70% детей экспериментальной группы и 60% контрольной группы, перебивают собеседника — 70% дошкольников экспериментальной группы и 80% контрольной группы, не перебивают собеседника — 30% детей в экспериментальной группе и 20% испытуемых в контрольной группе , используют речевой этикет — 40% испытуемых в обеих группах и не используют речевой этикет по 60 % детей в каждой группе.

Таким образом, большинство испытуемых в выборке (70% в экспериментальной группе и 60% детей в контрольной группе) имеют низкий уровень развития диалогического общения. Для детей с низким уровнем развития диалогического общения характерны односложные ответы, свидетельствующие о нежелании или неумении строить полные речевые конструкции, задавать вопросы, использовать в речи формулы речевого этикета. Для детей этой категории характерен недоброжелательный, крикливый тон общения, невнимательность к речи собеседника.

Средний уровень характерен для 20% испытуемых в экспериментальной группе и 30% детей в контрольной группе. Для детей со средним уровнем развития диалогического общения характерны неполные ответы детей, свидетельствующие о желании вступить в общение, самим задавать вопросы, использовать в разговоре формулы речевого этикета. Дети этой категории не всегда используют доброжелательный, спокойный тон общения, не всегда внимательны к речи собеседника, часто не используют речевой этикет.

Только 10% испытуемых в выборке(и в экспериментальной, и в контрольной группах) имеют высокий уровень развития диалогического общения. Для детей с высоким уровнем развития диалогического общения характерны полные ответы, свидетельствующие о желании вступить в общение, самим задавать вопросы; эти дети используют в разговоре формулы речевого этикета, доброжелательный, спокойный тон общения, внимание к речи собеседника.

3. Методика «Изучение речевых коммуникативных навыков» (по Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной)

Результаты диагностики по методике «Изучение речевых коммуникативных навыков» (по Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной) на констатирующем этапе эксперимента в контрольной и экспериментальной группах представлены в таблице 6.

Таблица 6 Результаты диагностики по методике «Изучение речевых коммуникативных навыков» на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах

Количество испытуемых ( в %) в экспериментальной группе

Количество испытуемых (в %) в контрольной группе

Анализ результатов по методике «Изучение речевых коммуникативных навыков», представленных в таблице, показал, что 60 % испытуемых (6 детей) в экспериментальной группе и 30 % испытуемых (3 детей) в контрольной группе имеют низкий уровень развития речевых коммуникативных навыков. Дети с низким уровнем развития речевых коммуникативных навыков малоактивны, малоразговорчивы в общении с детьми и педагогом, невнимательны, редко пользуются формами речевого этикета, не умеют последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание. Слишком громкий или тихий голос, речь прерывистая, частое использование ненужных слов. Зрительный контакт с собеседником отсутствует; во время общения поза напряженная, неудобная; полное отсутствие движений руками и головой; отсутствие каких-либо изменений в выражении лица во время разговора.

30% детей (3 человека) в экспериментальной группе и 50% дошкольников (5 человек) в контрольной группе имеют средний уровень развития речевых коммуникативных навыков. Дети со средним уровнем развития речевых коммуникативных навыков умеют слушать и понимают речь, участвуют в общении чаще по инициативе других; сила звучания голоса не всегда соответствует норме, речь плавная, непрерывная, частое употребление ненужных слов, расслабленная, удобная поза при общении, используются непринужденные, адекватные беседе жесты; жесты слишком часто сменяют друг друга, иногда затрудняя общение.

Только 10% испытуемых (1 человек) в экспериментальной группе и 20% испытуемых (2 человека) в контрольной группе имеют высокий уровень развития речевых коммуникативных навыков. Дети этой категории активны в общении; умеют слушать, понимают речь; общение строится с учётом ситуации; эти дети легко входят в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражают свои мысли, умеют пользоваться формами речевого этикета. Сила звучания голоса соответствует норме, речь плавная, непрерывная, употребление ненужных слов отсутствует. Зрительный контакт с собеседником присутствует, постоянно расслабленная, удобная поза при общении, используются непринужденные, адекватные беседе жесты; выражение лица говорит о заинтересованности общением.

4. Социометрический анализ

Результаты диагностики социометрического анализа на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах представлены в социоматрицах (см.приложение)

По результатам социометрического анализа 60 % детей (6 человек — Андрей С., Алексей В., Витя Л., Настя Н., Наташа С., Полина К.) в экспериментальной группе и 70% детей (7 человек — Алина Л., Аня М., Костя Б., Маша О., Марина Д., Олег К., Яна Ч. ) в контрольной группе относятся к статусной категории «принятые» и имеют более или менее благоприятный статус в группе, что означает благополучие этих детей в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. 40% дошкольников (4 человека) в экспериментальной группе и 30% детей (3 человека) в контрольной группе имеют неблагоприятный статус в группе: 20% детей как в экспериментальной, так и в контрольной группах (по 2 человека — Катя О., Юра Г. (эксп.гр.), Даша М., Кирилл К. (контр.гр.)) относятся к статусной категории «непринятые»; 20% детей (2 человека — Наташа Т., Оля М.) в экспериментальной группе и 10% испытуемых (1 человек — Миша П.) в контрольной группе имеют статусное положение «изолированные».

На основании социоматриц можно также сказать о характере взаимоотношений в группах. . Прослеживается недостаточная сплоченность внутри коллективов обеих групп, также в классе прослеживается разобщенность по половому признаку: в основном дети разделились на группы девочек и мальчиков, причем внутри каждой из групп существуют сплоченные микрогруппы — дети в основном дружат между собой по 2 — 3 человека. Хотя наблюдаются взаимные симпатии также между некоторыми мальчиками и девочками. Также по результатам таблиц был определен уровень благополучия взаимоотношений в группах (УБВ). Как в экспериментальной, так и в контрольной группах УБВ достаточно высокий, т.к. количество детей, имеющих благоприятный статус превышает количество детей с неблагоприятным статусом. Важным показателем УБВ также является «индекс изолированности», который не должен превышать 15-20%; в экспериментальной группе он равен 20%, а в контрольной 10%.

5. Включенное наблюдение в ходе проблемных ситуаций

Результаты диагностики включенного наблюдения в ходе проблемных ситуаций на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах представлены в таблице 7.

Таблица 7 Результаты включенного наблюдения в ходе проблемных ситуаций на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах

Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника

Характер участия в действиях сверстника

Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику

Характер и степень проявления просоциальных форм поведения

На основании результатов, представленных в таблице 7 можно сделать следующие выводы:

1. По шкале «Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника» высокий уровень имеют 20% детей (2человека) в экспериментальной группе и 30% детей (3 человека) в контрольной группе — эти дети проявляют интерес к сверстнику, пристально наблюдают и активно вмешиваются в действия сверстника; 50% испытуемых (5 человек) в экспериментальной группе и 60% детей (6 человек) в контрольной группе относятся к среднему уровню. Дети этой категории периодически пристально наблюдают за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника. По данному показателю 30% детей (3 человека) в экспериментальной группе и 10% испытуемых (1 человек) в контрольной группе имеют низкий уровень, что свидетельствует о том, что дети этой группы имеют либо полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами, заговаривает с экспериментатором), либо бросают лишь беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника.

2. По шкале «Характер участия в действиях сверстника» 10% детей (1 человек) в экспериментальной группе и 40% детей (4 человека) в контрольной группе имеют высокий уровень, т.е. эти дети позитивно оценивают действия сверстника — одобряют, дают советы, подсказывают, помогают; Средний уровень имеют по 50% испытуемых (по 5 человек) как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Дети этой категории имеют демонстративные оценки к действиям сверстника — сравнивают с собой, говорят о себе. 40% детей (4 человека) в экспериментальной группе и 10% детей (1 человек) в контрольной группе по данному показателю относятся к низкому уровню. Эти дети либо вообще не имеют оценок к действиям сверстника, либо их оценки негативные — ругают, насмехаются.

3. По шкале «Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику», которые ярко проявляются в эмоциональной реакции ребенка на успех и неудачу другого, порицание и похвалу взрослыми действий сверстника, высокий уровень имеют 20% детей (2 человека) в экспериментальной группе и 30% испытуемых (3 человека) в контрольной группе. Эти дети имеют адекватную реакцию — радостное принятие положительной оценки и несогласие с отрицательной оценкой. Здесь ребенок как бы стремится защитить сверстника от несправедливой критики и подчеркнуть его достоинства. Этот вариант реакции отражает способность к сопереживанию и состраданию. К среднему уровню по данному показателю относятся 20% детей (2 человека) в экспериментальной группе и 60% детей (6 человек) в контрольной группе. Дети этой категории имеют частично адекватную реакцию — согласие как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого. Этот вариант реакции отражает скорее отношение ребёнка к взрослому и его авторитету и попытку объективной оценки результата действий партнера. 60% дошкольников (6 человек) в экспериментальной группе и 10% детей (1 человек) в контрольной группе относятся к низкому уровню, т.е. эти дети имеют либо индифферентную реакцию, которая заключается в безразличии как к положительным, так и к отрицательным оценкам партнера со стороны взрослого, либо неадекватную реакцию — безусловная поддержка порицания взрослого и протест в ответ на его поощрение.

4. По шкале «Характер и степень проявления просоциальных форм поведения» в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу», к высокому уровню относятся 10% детей (1человек) в экспериментальной группе и 20% дошкольников (2 человека) в контрольной группе. Дети этой группы оказывают безусловную помощь сверстнику, не предполагая никаких требований и условий: ребенок предоставляет другому возможность пользоваться всеми своими элементами. 40% детей (4 человека) в экспериментальной группе и 60% испытуемых (6 человек) в контрольной группе относятся к среднему уровню. Что свидетельствует о прагматической помощи сверстнику этой категории детей — в этом случае дети не отказываются помочь сверстнику, но только после того, как выполнят задание сами. К низкому уровню по данному показателю относятся 50% испытуемых (5 человек) в экспериментальной группе и 20% (2 человека) в контрольной группе. Эти дети либо отказываются помогать сверстнику — не поддаются ни на какие уговоры и не уступают партнеру своих деталей, либо оказывают провокационную помощь — дети неохотно, под давлением сверстника уступают свои детали. При этом они дают партнёру один элемент мозаики, явно ожидая благодарности и подчеркивая свою помощь, заведомо понимая, что одного элемента недостаточно, и провоцируя тем самым следующую просьбу сверстника.

Результаты диагностики по методике «Угадай эмоцию» на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах представлены в таблице 8.

Таблица 8 Результаты диагностики по методике «Угадай эмоцию» на констатирующем этапе эксперимента

Умение ребенком понимать эмоциональное состояние человека

Количество испытуемых (в%) в экспериментальной группе

Количество испытуемых (в%) в контрольной группе

Анализ результатов методики «Угадай эмоцию» показал, что большинство испытуемых — 50% испытуемых (5человек) в экспериментальной группе и 40% детей (4человека) в контрольной группе относятся к низкому уровню умения понимать эмоциональное состояние другого человека. Дети этой категории не справляются с заданиями: в большинстве случаев неправильно называют эмоции, изображенные на картинке и не могут охарактеризовать состояние человека, испытывающего указанную эмоцию; дети не понимают настроение людей, не правильно дифференцируют и оценивают их поступки и действия. Для этих ребят характерны трудности в описании испытываемого эмоционального состояния собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам, давать неразвернутые ответы в описании ситуаций, в которых возникает указанное состояние человека.

К среднему уровню относится по 40% испытуемых (по 4человека) из обеих групп. Эти дети справляются не со всеми заданиями: не всегда правильно называют эмоции, изображенные на картинках и характеризуют состояние человека, испытывающего указанную эмоцию; эти дети не очень хорошо понимают настроение людей, дифференцируют и оценивают их поступки не всегда правильно.

Читайте также:  Пиелоэктазия у детей и анализы

Только 10% детей (1человек) в экспериментальной группе и 20% детей (2человека) в контрольной группе относятся к высокому уровню. Эти дети справились с заданием: безошибочно понимают эмоциональное состояние собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам, дают развернутые ответы в описании ситуаций, в которых возникает указанное состояние человека, дети легко понимают настроение людей, дифференцируют их поступки, оценивают действия.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволяет сделать следующие выводы:

1. Большинство дошкольников в экспериментальной группе (50%) имеют низкий уровень развития навыков культуры общения. Дети этой категории очень редко обращаются по имени, не считаются с мнением других детей; при общении со сверстниками преобладает открыто негативное, избирательное взаимоотношение.

Большинство дошкольников в контрольной группе (70%) имеют средний уровень развития навыков культуры общения. Эти дети не всегда проявляют внимание к сверстникам, не всегда обращаются по имени, редко замечают настроение другого ребёнка, не всегда здороваются и прощаются, недостаточно употребляют вежливые слова; преобладают ровные взаимоотношения.

2. 70% детей в экспериментальной группе и 60% в контрольной группе имеют низкий уровень развития диалогического общения. Для детей с низким уровнем развития диалогического общения характерны односложные ответы, свидетельствующие о нежелании или неумении строить полные речевые конструкции, задавать вопросы, использовать в речи формулы речевого этикета.

3. Большая часть детей (60%) в экспериментальной группе относятся к низкому уровню развития речевых коммуникативных навыков. Дети с низким уровнем развития речевых коммуникативных навыков малоактивны, малоразговорчивы в общении с детьми и педагогом, невнимательны, редко пользуются формами речевого этикета, не умеют последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание. Для этих детей характерен слишком громкий или тихий голос, прерывистая речь, частое использование ненужных слов; зрительный контакт с собеседником отсутствует; во время общения поза напряженная, неудобная; полное отсутствие движений руками и головой; отсутствие каких-либо изменений в выражении лица во время разговора.

Половина дошкольников (50%) в контрольной группе относятся к среднему уровню развития речевых коммуникативных навыков. Дети со средним уровнем развития речевых коммуникативных навыков умеют слушать и понимают речь, участвуют в общении чаще по инициативе других; сила звучания голоса не всегда соответствует норме, речь плавная, непрерывная, частое употребление ненужных слов, расслабленная, удобная поза при общении, используются непринужденные, адекватные беседе жесты; жесты слишком часто сменяют друг друга, иногда затрудняя общение.

4. По результатам социометрического анализа 60% детей экспериментальной группы и 70% детей контрольной группы имеют благоприятный статус в группе и относятся к статусной категории «принятые», что означает благополучие этих детей в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. 40% детей в экспериментальной группе и 30% детей в контрольной группе имеют неблагоприятный статус и относятся к статусным категориям «непринятые и изолированные»можно сказать о характере отношений, существующих в группе. К статусной категории «предпочитаемые» не относится ни один ребенок. Прослеживается недостаточная сплоченность внутри коллективов обеих групп, также в классе прослеживается разобщенность по половому признаку: в основном дети разделились на группы девочек и мальчиков, причем внутри каждой из групп существуют сплоченные микрогруппы — дети в основном дружат между собой по 2 — 3 человека. Хотя наблюдаются взаимные симпатии также между некоторыми мальчиками и девочками. Уровень благополучия взаимоотношений в группах достаточно высокий, т.к. количество детей, имеющих благоприятный статус превышает количество детей с неблагоприятным статусом.

5. По анализу результатов включенного наблюдения в ходе проблемных ситуаций на констатирующем этапе эксперимента можно сделать общий вывод о характере эмоциональных проявлений детей во время решения социальных проблем. И в экспериментальной, и в контрольной группах преобладают низкий и средний уровни проявления эмпатии и эмоционального отношения к сверстнику (степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, т.е. окраска эмоциональной вовлеченности в действия сверстника; характер и степень выраженности сопереживания сверстнику). Это говорит о том, что большинство детей в обеих группах проявляют безразличие, равнодушие и незаинтересованность в действиях сверстника; дошкольники имеют негативные и демонстративные оценки действий сверстника, т.е. они либо сравнивают с собой, либо ругают и насмехаются над сверстником; Большая часть детей не сопереживает сверстнику, они проявляют положительную эмоциональную реакцию при неудачах другого ребенка и поощряют порицание действий сверстника взрослым; дошкольники в большинстве случаев отказываются помогать сверстнику, либо проявляют провокационную помощь, неохотно, под давлением сверстника или прагматическую, когда сами выполнят задание.

6. Большая часть детей в экспериментальной (50%) и контрольной (40%) группах относятся к низкому уровню умения понимать эмоциональное состояние другого человека. Дети этой категории не справляются с заданиями: в большинстве случаев неправильно называют эмоции, изображенные на картинке и не могут охарактеризовать состояние человека, испытывающего указанную эмоцию; дети не понимают настроение людей, не правильно дифференцируют и оценивают их поступки и действия. Для этих ребят характерны трудности в описании испытываемого эмоционального состояния собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам, давать неразвернутые ответы в описании ситуаций, в которых возникает указанное состояние человека.

источник

Головашкина
Анализ проведения прогулки

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №6»

Анализ проведения прогулки

Режим прогулок соблюдается и реализуется Мариной Юрьевной в соответствии со строгим выполнением режима дня. Ежедневно проводится по две прогулки.

Анализ прогулки с детьми старшей группы №3 3.11.2016г

Прогулка проводилась в первую половину дня. Во время одевания на прогулку воспитатель вместе с помощником воспитателя помогали завязывать шапочки, шарфы, шнурки детям, которые обращались к ним за помощью и которые нуждались в этом. Одежда детей соответствовала сезону и погодным условиям.

К прогулке был заранее приготовлен выносной материал: для творческих игр — предметы заместители, лопатки; к подвижной игре – скакалка; к исследовательской деятельности — несколько салфеток, стеклянная банка с водой, лист белой бумаги.

На прогулке было проведено наблюдение за землёй (почвой); дидактическая игра «Подбери слово». Дети были заинтересованы и активны во время наблюдения и игры.

Затем воспитателем была проведена д/и «Капает дождь», во время которой дети рисовали палочками дождь под приговорку.

При проведении познавательной деятельности воспитатель предложила детям рассмотреть и исследовать песок и камни.

Также была проведена подвижная игра: «Удочка». Игра была знакома детям, ведущие выбирались с помощью считалок.

Во время прогулки воспитатель уделила внимание трудовой деятельности детей. Дети помогали убирать мусор на участке и собирали сухие опавшие веточки.

Ольга Юрьевна проводила и индивидуальную работу с детьми: «Найди и назови нужное слово». Отводилось время и на самостоятельную игровую и двигательную деятельность, насильно ребят воспитатель не принуждала играть в запланированные игры.

Во время прогулки воспитатель следила за внешним видом детей и их состоянием. Безопасность детей обеспечивалась распределением внимания воспитателя.

Воспитатель и помощник воспитателя при возвращении с прогулки оказывали помощь детям при раздевании, которые нуждались в этом, указывали детям на наведение порядка в шкафчиках, с последующей проверкой шкафчиков воспитателем. Дети клали сырые вещи на просушивание.

За время проверки было выявлено, что воспитателем была проведена одна подвижная игра. В группе недостаточно выносного материала для проведения игр и трудовой деятельности.

1. Подвижные игры. Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки (малоподвижная; игра средней активности; игра с высокой двигательной активностью).

2. Обеспечить воспитанников необходимым выносным материалом для игр и трудовой деятельности.

3. Воспитателю во время одевания на прогулку и раздевания после прогулки предлагать детям оказывать помощь друг другу.

Анализ проведения художественно-эстетической деятельности с детьми раннего возраста Непосредственная образовательная деятельность художественное творчество: рисование. Дети с 2 до 3 лет. Тема: «Огоньки на ёлочке» В деятельности.

Организация и методика проведения прогулки Тема: «Организация и методика проведения прогулки» МБДОУ Детский сад№187 Воспитатель Савенкова Оксана Анатольевна Пребывание детей на воздухе.

Алгоритм подготовки и проведения прогулки в ДОУ в условиях ФГОС МДОУ детский сад №18 с. Тарбагатай Алгоритм подготовки и проведения прогулки в ДОУ в условиях ФГОС Выполнила: Зам. заведующей.

Конспект проведения прогулки с детьми первого года жизни Конспект проведения прогулки с детьми первого года жизни. Составила воспитатель : Сарайкина Е. А. ПРОГУЛКА НА ВЕРАНДЕ. ЦЕЛЬ : 1. Закреплять.

Конспект проведения прогулки (дневная, традиционная) во второй младшей группе Конспект проведения прогулки (дневная, традиционная) во второй младшей группе Образовательные задачи: — Расширить представление детей.

Конспект проведения прогулки с детьми 3–4 лет «Птицы» Конспект проведения прогулки с детьми 3-4 лет «Птицы» Вот пришли мы с вами на площадку, но давайте закроем глаза и послушаем, что мы слышите,.

Конспект проведения прогулки «Осень на дворе» Цель: — Организовать отдых детей. Задачи: -Формирование умения детей определять состояние погоды, замечать изменения ежедневно. Учить детей.

Конспект проведения прогулки в средней группе «Наблюдение за одуванчиком» Конспект проведения прогулки в средней группе «Наблюдение за одуванчиком». Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования.

Конспект проведения прогулки в старшей группе «Золотая осень» Конспект проведения прогулки в старшей группе на тему: «Золотая осень» Цель: — Организовать отдых детей. Интеграция образовательных областей:.

Перспективный план проведения прогулки на сентябрь месяц (старшая группа) Перспективный план проведения прогулки на сентябрь месяц старшая группа декада Структура прогулки Наблюдение Трудовая деятельность Подвижные.

источник

1. Анализ плана прогулки. Все ли компоненты прогулки запланированы (наблюдение, подвижная игра, труд детей, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей), соответствует ли они по содержанию данному возрасту детей, времени года, погодным условиям, учитывается ли в содержании предыдущая и последующая деятельность.

2. Организация детей на прогулку. Одевание детей, выход на участок. Роль помощника воспитателя в подготовке к прогулке.

3. Проведение наблюдения: хорошо ли выбран объект для наблюдения, какие вопросы задавались детям во время наблюдения, какие приемы помогли воспитателю вызывать интерес у детей.

4. Организация трудовой деятельности детей: очевидность общественной необходимости этого труда, желание детей выполнять трудовые поручения, содержание трудовых поручений, способ организации детей для выполнения труда, руководство со стороны воспитателя, наличие и достаточное количество орудий труда для организации трудовой деятельности детей.

5. Методика проведения подвижной игры.

6. Создание условий для возникновения самостоятельной игровой деятельности детей, использование выносного материала; роль воспитателя в организации самостоятельной деятельности детей; активность детей (умеют ли дети самостоятельно выбрать себе игру, занятие), их эмоциональное состояние, взаимоотношения детей.

7. Организация индивидуальной работы с детьми: количество детей, виды их деятельности. Распределение внимания воспитателя на всех детей.

8. Особенности окончания прогулки: организация и сбор детей, сбор материала, настроение, подготовка детей к последующей деятельности.

Планирование прогулки

В распорядке дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок – утренней и вечерней.

Задачами педагогической работы на прогулке являются:

— снять умственное напряжение после сосредоточенных занятий;

— создать у детей жизнерадостное настроение;

— организовать активную, содержательную и интересную для детей деятельность, в процессе которой воспитываются положительные навыки поведения, формируются представления детей об окружающей природе и общественной жизни.

Планируя содержание воспитательной работы на прогулке, воспитатель продумывает следующие компоненты:

1) наблюдение явлений общественной жизни, за трудом взрослых или ознакомление с природой;

2) разнообразную самостоятельную деятельность детей. При этом воспитатель намечает условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых игр детей; приемы обучения детей игровым действиям и воспитания коллективных взаимоотношений; вносимые в игру детей атрибуты, игрушки и пособия;

3) разнообразные по двигательной активности подвижные игры и спортивные упражнения;

4) физические упражнения; индивидуальную работу по развитию движений;

5) трудовую деятельность детей. При этом воспитатель указывает воспитательную и образовательную задачи; обучение детей практическим навыкам деятельности; способы организации детей в этой деятельности; последовательность выполняемой работы.

Требования к планированию прогулки:

— необходимо предусмотреть равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей;

— правильно распределить физическую нагрузку в течение всей прогулки;

— обеспечить соответствие содержание и последовательности видов деятельности на прогулке времени года, погоде, возрасту детей и характеру предшествующей деятельности на занятиях.

ПРИМЕР: Прогулка (группа «Фантазеры», декабрь месяц).

1. Наблюдение за сезонными изменениями в неживой природе. Цель: учить детей устанавливать элементарные причинные связи и зависимости между отдельными явлениями неживой природы, формировать представления о признаках начала зимы (снег неглубокий, морозы небольшие, часто идет снег); развивать внимательность и наблюдательность.

Методические приемы: вопросы к детям, речевые логические задачи, загадывание загадки, чтение стихотворения.

Воспитатель собирает около себя детей и обращается к ним:

— Ребята, что такое что случилось? Еще недавно земля была черная, грязная, в лужах, а сегодня… все кругом белое: и земля, и крыши, и деревья.

Воспитатель загадывает детям загадку Е. Благининой:

Что за звездочки сквозные

Воспитатель предлагает детям посмотреть, как на землю падает первый снег, как становится его все больше и больше, и уже нельзя различить отдельные снежинки, потому что целые хлопья снега падают на землю, крыши домов, кусты и деревья.

— А давайте, ребята, вспомним стихи о зиме, которые мы учили в прошлом году.

Дети вспоминают стихи И. Сурикова «Зима», И. Токмаковой «Как на горке снег», Я. Купалы «Зiма» и др.

— А теперь послушайте новое стихотворение Е. Трутневой «Первый снег»:

Затем воспитатель предлагает детям с помощью палочек измерить учить глубину снежного покрова, посмотреть, насколько плотно он укрывает землю. Дети замечают, что снег еще неглубокий, из-под него видна пожелтевшая трава и листья.

2. Подвижные игры (15-20 мин.): «Бездомный заяц». Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не толкая друг друга, закреплять умение действовать в соответствии с правилами игры.

«Кто лучше прыгнет». Цель: закреплять умение детей прыгать на одной ноге (правой, левой), продвигаясь вперед; создать у детей жизнерадостное настроение; воспитывать дружеские взаимоотношения.

3. Труд в природе (по подгруппам). Первая подгруппа принимает участие в очистке площади младшей группы от снега. Вторая подгруппа сгребает снег движками на место будущей снежной постройки (ледяной горки). Цель: учить детей приемам работы (как сгребать снег, управлять движками, разметать метлой), учить устанавливать зависимость между температурой воздуха и свойствами снега; формировать стремление у детей оказывать помощь малышам, воспитывать общественные мотивы деятельности.

Читайте также:  Пищевая аллергия у детей анализы

4. Физические упражнения: а) перебрасывание снежка из одной руки в другую; б) подбрасывание и ловля снежинок с хлопками; в) бег «змейкой» с одной стороны площадки на другую между снежками (10 – 15 мин.).

5. Индивидуальная работа по развитию движений: поупражняться с Сашей, Алесей, Мариной, Светой, Колей в прыжках «ноги скрестно – ноги врозь; одна нога вперед, другая назад».

Планирование утреннего отрезка времени

Основные задачивоспитательной работы в утренний отрезок времени – включение детей в общий ритм жизни дошкольного учреждения, создание у них бодрого, эмоционально-положительного настроения.

По содержаниюутренний отрезок времени включает:

1) игровую деятельность детей;

2) индивидуальную работу с детьми по различным видам деятельности;

3) самостоятельную познавательную деятельность детей (рассматривание предметов, книг, иллюстраций, наблюдение за объектами живой и неживой природы, явлениями общественной жизни);

4) разнообразную по видам и формам организации трудовую деятельность;

5) самостоятельную изобразительную деятельность детей;

6) работу воспитателя по формированию у детей культурно-гигиенических навыков.

Планируя и проводя работу с детьми в утренний отрезок времени, воспитателю необходимо учитывать характер и содержание предстоящих занятий.

ПРИМЕР: Утро (группа «Малыши» начало года).

1. Привлечь Сашу и Катю к кормлению рыбок в аквариуме. Цель: обучать детей первым несложным трудовым умениям, на этой основе воспитывать бережное отношение к животным, вызвать у детей чувство радостного удивления, первые эстетические переживания.

«Хочешь покормить рыбок? Возьми ложечку с кормом и насыпь в кормушку. Молодец. Она теперь будет веселее плавать. Посмотри, как быстро она поплыла за кормом».

2. Поупражнять Наташу, Свету, Колю, Валю в различении и назывании свойств предметов и материалов, воспринимаемых осязанием (гладкий, шершавый). Материал: кубик, призма, кусочек наждачной бумаги и картона, лоскуты фланелевой и ситцевой ткани.

3. Предложить группе детей рассмотреть альбом «Транспорт». Цель: уточнить представления детей о знакомых средствах передвижения, учить узнавать их и называть.

4. В процессе самостоятельных игр детей обратить внимание на воспитание у Славы, Никиты, Кости чувства симпатии к сверстникам, умение уступить игрушку (машину), помочь друг другу, играть дружно. Побуждать их совместно играть с построенной дорогой.

5. С Мариной, Сашей, Катей повторить стихотворение А. Барто «Лошадка». Учить передавать в исполнении свое отношение к персонажу, произносить стихотворение осмысленно, не спеша.

6. Напомнить Нине, Вите, Сереже, что перед мытьем рук нужно завернуть рукава, чтобы их не замочить. Показать, как это делать.

Примерная схема анализа сюжетно-ролевой игры:

Деятельность детей

1. По чьей инициативе возникла игра?

2. Планировали ли дети заранее ее ход?

3. Сколько детей участвовало в игре?

4. Какие роли были и как они распределялись? Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?

5. Чему отдавали предпочтение дети во время игры – действиям с предметами или взаимоотношениям между людьми?

6. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?

7. Сколько времени продолжалась игра? Связана ли данная игра с другими играми детей?

8. Как окончилась игра – организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?

9. Самостоятельны ли были дети в развитии игры, или она развивалась при участии воспитателя?

10. Соответствует ли игра возрасту детей?

11. Каков уровень развития игровой деятельности детей?

12. Как вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

Деятельность воспитателя

1. Созданы ли в группе необходимые условия для организации игр (какое время отведено в распорядке дня, есть ли специальное место в группе, на участке, оборудование для игр, руководит ли ими воспитатель)?

2. По чьей инициативе возникла игра (если по инициативе детей, то как скоро воспитатель заметил игру, какова была его реакция)?

3. Способствовал ли воспитатель развитию игры? Предлагал ли новые роли, игровые действия, ситуации? Расширял ли знания детей для развития игры? Вносил ли дополнительное оборудование (изготовлял его вместе с детьми)?

4. Уделял ли воспитатель внимание формированию дружеских взаимоотношений (предлагал принять новичка, помогал распределять роли, договариваться о плане игры, устранял конфликты)?

5. Способствовал ли воспитатель усилению воспитательной функции сюжетно-ролевой игры (привлекал внимание к положительным поступкам действующих лиц, к красоте взаимоотношений между персонажами)?

6. Принимал ли сам воспитатель участие в игре?

7. Помогал ли закончить игру, подвести итог, заранее договориться о новой игре или о продолжении старой?

8. Как вы в целом оцениваете руководство воспитателя данной игрой?

Дата добавления: 2016-07-29 ; просмотров: 4901 | Нарушение авторских прав

источник

— настроение пришедших детей (описать возможные причины отклонений в поведении);

— приемы, используемые воспитателем для поддержания хорошего настроения у пришедших детей;

— умение воспитателя включать ребенка в совместную деятельность, виды деятельности, предлагаемые ребенку;

— умение воспитателя видеть всех детей, общаясь с одним ребёнком;

— реакция детей раннего возраста на пришедших сверстников; умение воспитателя побуждать детей к проявлению положительного отношения к сверстникам;

— приучение детей к выполнению элементарных правил культурного поведения и общения;

— виды и формы общения воспитателя с ребенком (подтвердить примерами);

— перечень вопросов, обсуждаемых с родителями детей;

— ведение документации во время утреннего приема детей.

— виды занятий, их количество в неделю, длительность, место занятий в режиме дня, количественный состав детей на занятии;

— формы организации занятий (игра-занятие, дидактическая игра);

— учет принципов дидактики в работе с детьми раннего возраста (подтвердить примерами из наблюдений студента);

— эмоциональная настроенность детей на предстоящее занятие;

— связь занятий с самостоятельной деятельностью детей, игрой (привести конкретные примеры из наблюдения);

— выполнение воспитателем гигиенических требований при подготовке к занятию и в его процессе;

— соотношение наглядных, словесных и практических методов и приемов при проведении занятий;

— распределение обязанностей между воспитателем и няней при проведении занятий;

— отношение детей к занятиям: заинтересованность, эмоционально-положительное отношение, активность на занятии или безразличие, неучастие, нежелание выполнять задания воспитателя (привести примеры наблюдений).

— программное содержание занятия; его соответствие возрасту детей;

— конкретность сформулированных программных задач;

— предусматриваются ли воспитательные задачи?;

— предварительная подготовка к занятию воспитателя и детей;

— количество частей занятия, соотношение частей по времени; выделение начала и конца занятия;

— организация воспитателем самостоятельной деятельности детей в начале и во время проведения занятия: включение различных анализаторов, активизация внимания, памяти, мышления, побуждение к самостоятельности; эмоциональное воздействие на детей;

— создание эмоционально-радостной, непринужденной обстановки;

— характер помощи детям со стороны воспитателя, индивидуальный подход, совместная или совместно-разделенная деятельность воспитателей и детей;

— распределение внимания воспитателя: умение видеть всю группу детей и каждого ребенка в отдельности;

— эмоциональный отклик детей на занятие;

— общая оценка занятия: (отметьте, на ваш взгляд, ценные моменты в проведении занятия).

— рациональность распределения детей на подгруппы перед выходом на прогулку;

— распределение обязанностей между воспитателем и няней;

— место проведения прогулки, оформление участка;

— использование прогулки для оздоровления детей;

— умение воспитателя найти интересный объект для наблюдения и способность организовать детей для наблюдения;

— сочетание дидактических и подвижных игр, физических упражнений, трудовых поручений;

— использование прогулки для индивидуального общения и индивидуальной работы с детьми;

— создание условий и организация самостоятельной деятельности детей на прогулке;

— использование природного и дидактического материала при организации предметной и игровой деятельности;

— воспитание гуманных чувств (отзывчивости, сочувствия) у детей и умения общаться со сверстниками (не мешать играть сверстнику, уметь просить игрушки, делиться ими, играть вместе);

— активность детей на прогулке, их участие в организуемых воспитателем наблюдениях, играх.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ (вторая половина дня)

Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с детьми в процессе закаливания, организации самостоятельной деятельности детей и ухода их домой.

— дать характеристику закаливающим процедурам (отметить использование естественных факторов закаливания: солнца, воздуха и воды);

— описать процедуру проведения закаливания в помещении и на воздухе;

— отметить, как учитываются особенности терморегуляции детей раннего возраста, незрелость нервной системы, нежность и незрелость всех слоев кожи;

— соблюдение принципов закаливания: постепенности, систематичности, учета индивидуальных особенностей детей, их предшествующей деятельности;

— наличие или отсутствие внешних признаков переохлаждения или перегревания во время закаливания детей;

— использование физкультурных занятий, гимнастики для закаливания детей;

— отношение детей к закаливающим процедурам.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

— создание условий для самостоятельной деятельности детей: выделение игровых зон, места для дидактических игрушек, игрушек-забав, книг, иллюстраций, картинок, природного, бросового, крупного и настольного строительного материала, материалов по изобразительной деятельности, пособий для развития движений детей;

— ассортимент игрушек, их распределение в групповой комнате (схематичное изображение);

— виды деятельности, которыми заняты дети группы;

— приемы руководства, которыми пользуется воспитатель: подсказка, напоминание, прямое обучение, поэтапное обучение;

— формы общения ребенка со взрослым в процессе самостоятельной деятельности ребёнка, формирование общения на основе делового сотрудничества;

— количество детей в группе, у которых самостоятельные действия стали потребностью (назвать эти действия); количество детей, которые задают познавательные вопросы (перечислить эти вопросы);

— эмоциональное состояние детей в ходе самостоятельной деятельности;

— общение со сверстником: «чистое общение» (без игрушек), «контакт взгляда», механическое взаимодействие, взаимодействие на основе интереса друг к другу и др.

УХОД ДЕТЕЙ В ВЕЧЕРНЕЕ ВРЕМЯ:

— время, с которого дети начинают уходить домой;

— удовлетворение потребности детей в уединении, в личном времени для занятий любимой деятельностью;

— настроение детей, изменение их поведения при встрече с родителями;

— общение родителей с воспитателем;

— вопросы родителей к воспитателю, их интерес к жизни ребенка в детских яслях;

— работа воспитателя с родителями в вечернее время, круг обсуждаемых вопросов.

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ (первая половина дня)

Анализ работы воспитателя с родителями, знакомство с документацией по повышению квалификации воспитателей групп раннего возраста и осуществлением контроля за физическим и нервно-психическим развитием ребёнка.

АНАЛИЗ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

— место раздела «Работа с родителями» в плане воспитательно-образовательной работы; отметить, указаны ли сроки проведения разных форм работы с родителями, как осуществляется учет этой работы (приложить план работы с родителями на предыдущий месяц);

— планируются ли в группах раннего возраста следующие формы работы с родителями: групповые собрания, доклады, беседы (групповые и индивидуальные), консультации (групповые и индивидуальные), посещения на дому; средства наглядной агитации; родительские уголки, тематические стенды, папки-передвижки, выставки педагогической литературы по вопросам воспитания детей раннего возраста; (выписать темы собраний, выставок детских работ, консультаций, бесед и т.д.);

— на основе анализа планов работы с родителями в течение учебного года, бесед с воспитателями и заместителем заведующего по основной деятельности сделать выводы, о том как педагоги групп раннего возраста обеспечивают единство требований в общественном и семейном воспитании, изучают и распространяют опыт семейного воспитания, знакомят родителей с жизнью дошкольных учреждений (подтвердить выписками из планов воспитателя);

— отметить, насколько целенаправленно, планомерно, систематически ведется работа с родителями;

— как осуществляется дифференцированный подход к родителям на основе знания семьи и ребенка (в чем это выражается?);

— как раскрываются вопросы психологии и педагогики раннего возраста в коллективных и индивидуальных формах работы с родителями (перечислить темы собраний, консультаций, бесед);

— участие заместителя заведующего по основной деятельности, медицинской сестры, врача в родительских собраниях (указать круг освещаемых ими вопросов);

— встречаются ли в практике работы воспитателей просьбы к родителям по вопросам оформления участка группы, групповой комнаты (подтвердить примерами);

— оказывает ли помощь воспитателям родительский комитет (и какую?);

— отметьте мотивы обращения воспитателя к родителям и родителей к воспитателю, няне;

— определите сформированность у воспитателей группы навыков общения с родителями;

— встречаются ли конфликты при взаимодействии воспитателя с родителями;

— личные впечатления студента об организации работы с родителями в данной группе.

ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

— укажите, какими документами руководствуются заведующая, заместитель заведующего по основной деятельности данного дошкольного учреждения при организации работы с воспитателями;

— на основе анализа годового плана работы ДУ, планов заместителя заведующего по основной деятельности сделайте вывод об использовании в дошкольном учреждении разных форм работы с персоналом: индивидуальных и групповых консультаций, взаимопосещений, коллективных просмотров работы опытных воспитателей, семинаров-практикумов, педагогических совещаний и т.д. (подтвердить примерами);

— перечислить темы, отбираемые воспитателями для самообразования;

— отметить отношение воспитателей к необходимости совершенствовать своё педмастерство.

КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИМ

— диагностика физического и нервно-психического развития детей и методы контроля: опрос родителей, наблюдение за детьми;

— показатели физического развития детей, которые находятся под контролем врача, медицинской сестры;

— учитываются ли все показатели при оценке поведения детей воспитателем группы: настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности детей;

— имеются ли в данных яслях карты нервно-психического развития детей; своевременно ли они заполняются (отметьте наличие в методическом кабинете я/сада материала и методик для выявления уровня развития ребенка по всем показателям);

— соблюдается ли заместителем заведующего по основной деятельности методика проведения диагностики нервно-психического развития: установлен ли эмоциональный контакт с ребенком, проводится ли обследование с одним ребенком или с несколькими сразу (если обследование проводится сразу с несколькими детьми, то как это влияет на его результат – стимулируется ли желание ребенка выполнить задание, оценивается ли результат деятельности для самого ребенка; удается ли выявить уже сформированные умения малыша);

— выделяются ли все показатели в оценке уровня развития детей третьего года жизни: развитие активной речи: сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; формирование изобразительной и конструктивной деятельностей; развитие общих движений; воспитание навыков самостоятельности;

— существует ли взаимосвязь в комплексной оценке развития ребенка со стороны воспитателя, врача, заместителя заведующего по основной деятельности;

— как используются результаты контроля для дальнейшей работы с детьми; какие записи фиксируются в дневнике группы, перспективном плане работы воспитателя;

— проводятся ли групповые совещания о состоянии воспитательной работы в группах раннего возраста.

Приложить карту физического, нервно-психического развития ребенка раннего возраста, заполненную студентом совместно с заместителем заведующего по основной деятельности яслей-сада.

источник