Меню Рубрики

Анализ общения детей раннего возраста

Ранним возрастом называется период развития малышей от одного до трех лет. Дети в этот период интересуются всем, что их окружает. Дети 1-3 лет развиваются в деятельности, которая связана с манипулированием предметами, смысл и предназначение которых малыши узнают посредством общения со взрослыми. Связь между словами и предметами дети начинают устанавливать с 1,5 лет. Малыши в этот период уже умеют называть отдельные слова. В дальнейшем уровень общения напрямую связан с развитием речи ребенка. Малыши еще не владеют навыками полноценного общения, но основы их уже были заложены в течение первого года жизни.
Вопросы общения детей в раннем возрасте всегда являются весьма актуальными, поскольку именно процесс общения — фундамент нормального психического развития личности. Без него становится невозможным установление контакта между собеседниками и формирование гармоничной личности. Недостаток общения взрослых и детей в раннем возрасте приводит к отклонениям: педагогической запущенности и даже задержке развития.&nbsp&nbsp Именно в этот период закладываются основы здоровья как физического, так и психического. Будущее малышей полностью зависит от тех условий, в которых происходит их развитие в раннем детстве.

В период 1- 3 лет малыш еще сильно нуждается в тесном эмоциональном контакте с родными ему людьми. Но в этот же период у него уже проявляется потребность в партнерстве и совместных действиях со взрослыми.

В период 1- 3 лет малыш еще сильно нуждается в тесном эмоциональном контакте с родными ему людьми. Но в этот же период у него уже проявляется потребность в партнерстве и совместных действиях со взрослыми.
Интересно наблюдать за детьми в раннем возрасте, когда они начинают «видеть» рядом с собой других детей. Очень важно родителям дать возможность побыть в обществе детей. Также очень полезно маленьким детям просто наблюдать за тем, как общаются между собой другие. Вы увидите, как через некоторое время им будет намного проще начать общаться и контактировать с другими детками и в первую очередь со сверстниками. Если ваш кроха воспитывается в основном в одиночестве, ему сложно будет вступать в диалог с окружающими и контактировать с ними.&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp &nbsp&nbsp

У детей в раннем детстве (1-3 года) начинают появляться важнейшие функции: ходьба, речь, манипулирование предметами. Взрослые в процессе общения должны обязательно акцентировать внимание на функциональное предназначение предметов, окружающих малыша. В этот период именно взрослые — это главные люди, которые помогают крохе познавать мир.

Основным объектом общения являются предметы и их предназначение, которое так желают познать все без исключения малыши.

В раннем детстве у детей основой деятельности является подражание поведению окружающих его взрослых. Наши дети пытаются повторить за нами абсолютно все! У нас малыши обучаются использованию предметов именно так, как это принято в культурном обществе. К двухлетнему возрасту основным стимулом общения для ребенка становится безупречный авторитет взрослых. Дети копируют их движения, речь, мимику, интонацию. В процессе подражания взрослым, малыши осваивают новые модели поведения. Период раннего детства — это основное время, когда вырабатываются способы поведения ребенка в обществе, которые останутся с ним на всю жизнь. Получается, что люди совершают действия, которые совершили бы в подобной ситуации взрослые, которые окружали их в раннем детстве.

Главная потребность малыша 1-3 лет — это разнообразное общение. Потребности во взаимодействиях со старшими уже появилась у малыша в шестимесячном возрасте. Важную роль она будет играть до достижения возраста четырех лет.

Старшие для малышей в раннем детстве являются:

• Партнерами в играх;
• Оценщиками навыков, умений и знаний;
• Источниками познаний;
• Образцами для подражаний.

Если рядом с крохой будут заботливые и внимательные взрослые, то он овладеет всеми важными навыками в общении.

Формирование отношений малыша со сверстниками проходит в несколько стадий:

1. Он воспринимает сверстника как объект (любит трогать его, прикасаться к частям его лица);
2. С 1,5 лет начинают появляться игры рядом;
3. К двухлетнему возрасту он начинает комментировать все свои действия от третьего лица;
4. После исполнения 2-х лет малыш начинает сравнивать себя с другими, у него происходит зарождение самооценки и основ взаимоотношений с другими людьми;
5. К трем годам появляются признаки самостоятельности ребенка.

Ребенок раннего возраста играет в игры в непосредственной близости от сверстников, но еще не умеет играть вместе с детьми. Лучше всего у него получаются совместные игры такие, как бег толпой, выкрикивания, подпрыгивания, гримасы. В сюжетные игры дети в этот период не умеют играть, хотя уже появляются зачатки таких игр, когда партнерами являются не дети, а игрушки.

Случается, что родители ребенка раннего возраста переживают по поводу того, что ребенок не дружит со сверстниками, а играет сам. Если понаблюдать за детьми в детском садике, то легко можно заметить, что они играются по одиночке, иногда могут объединяться, например, чтобы покатать кукол или управлять игрушечными машинами. Но через некоторое время они увлекаются другими объектами и продолжают играть сами по себе без каких-либо предупреждений. Такие поступки никогда не обижают других детей.

Дети до трех лет очень сложно вступают в контакт с другими малышами или незнакомыми, редко дают ответы на разные вопросы и просьбы, держатся как можно ближе к маме. Проявление застенчивости и осторожности у малышей в этом возрасте считается нормой. Наоборот, должно вызывать тревогу, когда ребенок раннего возраста свободно общается со всеми окружающими и не реагирует на реакцию родителей по поводу его поведения. Малыши в этом возрасте нуждаются в помощи близких, присутствии их рядом. У них еще имеется недостаточное развитие навыков общения, поэтому они чувствуют себя неуверенно в ситуации общения с посторонними. Это нормально и пройдет с возрастом.

Дайте ответы «да» или «нет» на предлагаемые вопросы.

1. Интересуется ли малыш чужими детьми?
2. Проявляет ли малыш признаки доброжелательности, находясь рядом с чужими детками?
3. Может ли ваш ребенок вместе со знакомыми или малознакомыми детьми бегать, играть на площадке, визжать?
4. Делится ли ваш кроха своими игрушками с чужими малышами?
5. Малыш проявляет терпение в то время, пока чужой ребенок поиграет его игрушками?
6. Ваш ребенок во время игр смотрит в глазки другим детям?
7. Ребенок бывает инициатором общения (дает игрушечку, берет за руку, улыбается)?
8. Если вы скажете ребенку о встрече на площадке со знакомыми детьми, он начнет быстрее собираться?
9. Ваш малыш обладает способностью жалеть других ребят?
10. Воспитатель детского сада отмечает, что ваш малыш дружелюбен?

Если у вас большинство ответов «да», то у ребенка хороший потенциал общения.

• Не завышайте требования к своему малышу. Не просите от малыша то, что он не сможет сделать из-за возрастных особенностей;
• Дайте малышу оценить вашу реакцию на посторонних;
• Во время проявления нерешительности и стеснения крохи, общайтесь с окружающими «от него», встречаясь с ним взглядом. При этом обязательно улыбайтесь;
• Не заставляйте малыша очень быстро включаться в общение с посторонними;
• Будьте ребенку отличным примером правильного общения;
• Водите малышей в парки, посещайте разнообразные детские праздники;
• Наблюдайте со стороны за общением вашего крохи с другими детками;
• &nbsp&nbsp Поощряйте самостоятельность.

Родители всегда должны помнить о том, что возраст 1-3 года является прочным фундаментом для формирования нормальной самооценки личности малыша. Это возраст, когда малыш впитывает от старших мнение о самом себе, которое оказывает очень сильное влияние на процесс дальнейшего развития.&nbsp&nbsp Ребенку очень важны слова, которые говорят о нем близкие люди.

1. Уверенность ребенка в родительской любви и заботе;
2. Признание прав ребенка на проявление своей индивидуальности и своего мнения;
3. Ощущение чувства независимости в общении с родителями.

Уважаемые родители! Укрепляйте у ребенка уверенность в себе! Будьте авторитетом для своего малыша!

источник

Интерес к сверстникам возникает у малышей рано, но их первые контакты кратковременны и часто осложняются тем, что они не умеют учитывать интересы и состояния друг друга, порой воспринимают сверстника как неодушевленный объект, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе взрослого. Негативный опыт взаимодействия детей, особенно в группе, где много малышей, может создавать атмосферу нервозности, конфликтности, вызывать у наиболее чувствительных стойкое нежелание общаться с ровесниками.

Поэтому воспитатели должны стремиться к созданию благоприятного эмоционального климата в группе, помогать детям налаживать положительные взаимоотношения. Опыт показывает, что в группах даже самых маленьких детей, где педагоги уделяют особое внимание их общению, малыши жизнерадостны, мало ссорятся, любят наблюдать за игрой ровесников, умеют играть рядом или вместе друг с другом.

Важнейшим условием воспитания у детей положительных взаимоотношений является отношение взрослых к малышам. Если педагог грубо одергивает расшалившегося ребенка, разговаривает с ним на повышенных тонах, делает резкие замечания, дает обидные прозвища, с силой растаскивает поссорившихся, такой стиль поведения будет невольно перениматься им по отношению к сверстникам. Поэтому, прежде всего, взрослые собственным примером демонстрируют образцы доброжелательных взаимоотношений с детьми.

Сочетание работы с группой в целом и индивидуального общения с каждым – необходимое условие создания теплой атмосферы взаимопонимания в группе, доверительных отношений между детьми.

Работа воспитателя с детьми в группе предполагает решение следующих задач:

• привлечение внимания детей друг к другу, поддержка их интереса к сверстникам;

• стимулирование эмоциональных контактов ровесников, сближающих их друг с другом;

• организация предметного взаимодействия между детьми.

Для побуждения детей к общению со сверстниками следует использовать самые разные ситуации их жизнедеятельности: режимные моменты, свободную игру, групповые занятия, специально организованные игры.

Организация общения между детьми в течение дня. Хорошее настроение малышей, расположение их друг к другу нужно поддерживать с момента прихода в ясли. Чтобы достичь этого, воспитатель предлагает малышам поздороваться друг с другом, называя каждого ребенка по имени, обращает их внимание на то, как они красиво одеты, как умеют снимать курточку, сапожки и пр. Детям постарше можно предложить помочь сверстнику убрать в шкафчик его одежду, вместе зайти в группу. Если в групповой комнате уже есть дети, воспитатель привлекает их внимание к вновь пришедшему, побуждает их поздороваться с ним. Хорошо ввести ритуал прощания детей перед уходом домой: сказать «до свиданья», помахать ручкой.

Во время режимных моментов воспитатель обращает внимание малышей на то, как каждый из них хорошо кушает, чисто умывается, аккуратно застилает свою кроватку, побуждает детей пожелать всем спокойного сна. Для поддержания интереса детей друг к другу хорошо использовать игровые приемы, чтение потешек, пение песенок, упоминая в них имя каждого малыша и побуждая его повторять их.

Чтобы дети учились лучше понимать друг друга, для возникновения чувства общности со сверстниками, необходимо обращать внимание ребенка на то, что другой малыш – такой же, как он: у него тоже есть глазки и ручки, он умеет так же говорить, бегать, смотреть, играть.

С самого раннего возраста необходимо воспитывать у них уважительное отношение к другим детям, независимо от расовой и национальной принадлежности, языка, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и т.д.). Если в группе есть дети разных национальностей, необходимо следить за тем, чтобы малыши не дразнили их, терпимо относились к недостаткам их речи, т.е. надо воспитывать тактичное отношение, поощрять проявление сочувствия, стремление помочь.

Одним из важных компонентов человеческого общения является контакт взглядов. Дети, не умеющие и не желающие общаться, редко смотрят в лицо и в глаза друг друга. Их внимание сосредоточено в основном на том, как сверстник играет. Поэтому малыши часто не запоминают сверстников по группе, не узнают их, у них не складываются избирательные привязанности. Целесообразно организовывать такие ситуации, когда воспитатель располагает рядом с собой двух-трех детей и, разговаривая с одним из малышей, привлекает к нему внимание других, предлагая посмотреть ему в лицо, в глаза, назвать по имени. Следует только иметь в виду, что нельзя насильно заставлять малышей общаться друг с другом.

Хорошим приемом, сближающим детей, является совместный просмотр детских работ: рисунков, фигурок из пластилина, построек из кубиков и пр. Взрослый собирает вокруг себя несколько детей и в их присутствии хвалит каждого, побуждает и других похвалить его.

Созданию доброжелательных отношений между детьми способствуют также совместное рассматривание детских фотографий, беседы о родителях малышей, празднования дня рождения каждого ребенка, совместное изготовление несложных подарков для именинника.

Необходимым условием пробуждения и поддержания между детьми добрых отношений является привлечение их внимания к эмоциональным состояниям друг друга. Воспитатель побуждает детей к сорадованию сверстнику, проявлению сочувствия, жалости. При этом важно избегать принуждения, не заставлять малышей делать что-то против воли, отрывать их от занятий.

Эмоционально положительная атмосфера, поддерживаемая воспитателем в течение дня, поможет детям лучше узнать друг друга, будет способствовать установлению доброжелательных отношений между ними.

Сближению детей могут служить организованные воспитателем эпизоды совместного наблюдения за различными событиями и явлениями, естественно возникающими в течение дня. Например, разглядывание рыбок в аквариуме, наблюдение за тем, как умывается кошка на дорожке за окном, как птичка вьет гнездо на дереве, как едет машина, идет дождик, гуляют дети и пр. Воспитатель предлагает вместе посмотреть на все это, задает сам вопросы, отвечает на вопросы малышей, а если дети умеют говорить, побуждает их рассказать сверстнику об увиденном.

Между детьми раннего возраста часто возникают конфликты. Они могут ссориться из-за игрушек, из-за внимания взрослого, проявлять подчас немотивированную агрессию (кусаться, щипать, царапаться).

Детские конфликты могут быть обусловлены разными причинами, но главное – стремление ребенка к общению со взрослыми и к обследованию предметов. Сверстник на первых порах часто воспринимается малышом как «помеха» в реализации этих устремлений или как объект, интересный для исследования. В тех случаях, когда дети пытаются делать что-то вместе, у них не хватает навыков взаимодействия с равным партнером.

Чаще всего, когда они ссорятся из-за игрушки, взрослые прибегают к дисциплинарным мерам воздействия: ругают, требуют вернуть игрушку владельцу, отнимают ее у обоих; если дело доходит до драки – растаскивают или наказывают малышей. Такие способы воздействия хотя и позволяют быстро прекратить ссору, вместе с тем не исчерпывают конфликт. Дети могут надолго затаить обиду, что, как правило, приводит к последующим агрессивным действиям, отказу от общения со взрослым и сверстниками. В результате они приобретают негативный опыт разрешения конфликтных ситуаций силовыми мерами, а в группе устанавливается напряженная эмоциональная атмосфера.

Воздействия взрослых только тогда могут быть по-настоящему эффективными, когда они направлены на обучение детей позитивным способам разрешения конфликтов. Воспитатель должен стараться разрешать конфликты в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, переключения внимания на другие виды деятельности или предметы. Воспитатель может:

  • отвлечь внимание одного из детей другой игрушкой, интересным занятием или предложить ему такую же;
  • организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт;
  • помочь детям установить очередность в игре с этой же игрушкой.

источник

Материал (младшая группа) на тему:
«Анализ общения детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками» от 3 до 4 лет

Презентация на тему: «Анализ общения детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками» от 3 до 4 лет Автор: Воспитатель Сальникова Е.И. Москва 2016

Особенности возраста В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие решается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

Социальная ситуация развития. Ребенок выходит из кризиса 3-х лет с… Желанием действовать автономно. Системой самооценки. Выходит за пределы семейного круга у установленных взаимоотношений с лицами взрослых людей. Может чувствовать соразмерно со взрослыми. Не выстроена иерархия мотивов. Центром социальной ситуации развития является взрослый, как носитель общественных функций. Взрослый становится образцом деятельности.

Этап развития общения ребенка со взрослыми У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми: Ситуативно-личностная Ситуативно-деловая Внеситуативно-познавательная Внеситуативно-личностная В 3-4 года возникает внеситуативно-позновательная форма общения. Внеситуативно-познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступно для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами. Ведущим становится познавательный мотив. Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит, в основном, из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей.

Этап развития общения ребенка со сверстниками Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличаются от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождают резкими интонациями, криками, кривляниями , смехом. Детей привлекает сам процесс совместных действий: сооружение построек, убегание и пр. Именно в процессе и заключается для малыша цель деятельности, а результат не важен. Мотивы такого общения заключаются в сосредоточенности детей на самовыявлении. Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни, а для установления контактов широко используются все действия, которыми овладели в общении со взрослыми – жесты, позы, мимику.

Читайте также:  Бесплатные анализы для детей до года

Наиболее частые конфликты с детьми своего возраста В 3-4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Для трехлетки характерна позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с партнером открыто высказать негативную оценку («Ты не умеешь играть»). Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является индивидуальное общение.

Методы и приемы при работе с ребенком данного возраста показ и рассматривание предмета выполнение действий с предметами просьба, поручение повторение слов, словосочетаний, предложений вопросы – ответы опосредованное общение через куклу многократное проговаривание речевого материала комментирование действий

Основные диагностические методы педагога образовательной организации (при работе с ребенком) Наблюдение Проблемная (диагностическая) ситуация Беседа

Формы проведения педагогической диагностики Индивидуальная Подгрупповая Групповая

Список используемой литературы: От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования ( пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы , Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр . и доп. – М.:Мозайка-Синтез,2015. -368 с. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед . Учеб. Заведений. -4-е изд., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия», 1999. -336 с. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. -2-е изд., испр . и доп. – М.: Издательский центр «Академия». -456с. 4. psix /23.html

Статья для сборника в рамках V Международной заочной научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание молодёжи в условиях образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы».

Физическое и эмоциональное развитие ребенка во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с малышом.

В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек – социальное существо. Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом перв.

Общение ребенка со взрослым начинается уже у первых недель его жизни и является не только необходимым условием физического выживания малыша но и основным источником его психологического развития. В пр.

Раскрывается понятие общения, его психологические основы, рассматриваются особенности общения детей дошкольного возраста.

Сверстники являются главными субъектами социальной интеракции дошкольника.

Что такое культура общения? Что она в себя включает? Методы и приемы, ичпользуемые родителями и педагогами, направленные на формирование культурного общения.

источник

Ирина Малышенкова
Общение детей раннего возраста со сверстниками

В возрасте до 1 года малышу достаточно общения с взрослыми, но когда он подрастает, ему необходимо общаться с другими детьми.

В первый год жизни ребенка все его окружение — это родители, бабушки и дедушки, если есть братья и сестры. Ребенку достаточно этого. С ним играют, его окружают вниманием и заботой. Но примерно с 1,5 лет ребенок тянется к другим детям. И чем старше он становится, тем больше потребность в общении с ровесниками.

Как общаются малыши?

Общение детей раннего возраста со сверстниками происходит с помощью различных действий, анализ которых позволил выделить 4 основные категории:

1. Отношение к сверстнику как к «интересному объекту». Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему. Такие действия проявляются и по отношению к другим детям, и к взрослому, и даже к неодушевленным предметам.

2. Действия со сверстником как с игрушкой. Причем эти действия отличаются бесцеремонностью. При этом сопротивление «игрушки» вовсе не интересует малыша, ребенок может схватить ровесника за волосы, похлопать по лицу. Эта форма уже не встречается в общении с взрослыми.

3. Наблюдение за другими и подражание им. Здесь дети смотрят глаза в глаза, дарят улыбки, вербальные формы общения (характерна для общения как с детьми, так и с взрослыми).

4. Эмоционально окрашенные действия, характерные только для взаимодействия детей друг с другом. Малыши прыгают вместе, хохочут, подражая друг другу, падают на пол и кривляются. Причем к этой категории относятся и негативные действия: дети пугают друг друга, дерутся, ссорятся.

Совместные действия между детьми второго года жизни еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают, так как дети еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать обоюдные интересы. Очень часто конфликты возникают из-за игрушки.

К концу второго года жизни дети уже вступают в совместную игровую деятельность, которая доставляет им большое удовольствие.

На третьем году общение между детьми активизируется. Особенность этого общения – «яркая эмоциональная окрашенность», «особая раскованность и непосредственность». Большинство совместных игр основано на стремлении детей подражать друг другу.

Т. е. если для детей 1, 5 лет в большей степени характерно отношение к сверстнику как к объекту действий, то ближе к 3 годам все чаще можно наблюдать субъектный подход во взаимоотношениях с ровесником.

Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов.

Наш опыт показывает, что если взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращаясь к ним по имени, хвалит детей в присутствии их сверстников, подчеркивает достоинства, то в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению, они чаще улыбаются, доброжелательно относятся друг к другу, стремятся вызвать интерес и сочувствие. В результате между ними чаще возникают совместные игры.

Все общение детей друг с другом сводится к игре. Они находятся в тесном контакте. Главное отличие общения со сверстниками от общения с взрослыми – повышенная эмоциональность. Ребенок, играя с другими детьми, чаще смеется, громче разговаривает, больше бегает. Также общение детей отличает то, что у них нет строгих правил и норм поведения. Они прыгают, носятся, ищут новые занятия.

Что дают игры со сверстниками?

Общение со сверстниками более многогранно. В общении с взрослыми ребенок более зажат, он зависит от мнения родителей. А в играх с другими детьми проявляются все скрытые черты характера. Ребенок самоутверждается и выражает свою индивидуальность, он больше проявляет инициативу. Кстати, именно в играх со сверстниками ребенок получает новые умения и знания. Видя, что делают другие дети, он повторяет за ними. Дети, которые любят играть, всегда найдут контакт со сверстниками. Важно, чтобы всегда была возможность для такого общения, для этого многие психологи советуют водить детей туда, где есть его ровесники.

Что делать взрослым?

Должны ли взрослые вмешиваться в игры детей?

Именно родители или воспитатели делают все, чтобы детям было комфортно друг с другом. Если назревает ссора, то вмешательство просто необходимо. А вот, если дети спокойно играют в песочнице, делятся игрушками, то можно просто наблюдать за происходящим. В то же время именно взрослые учат детей совместной игре, особенно важно играть в сюжетно-ролевые игры. Нужно помочь детям придумать сюжет, чтобы им было интересно. Например, мы катаем кукол в колясках, играем в магазин. Понятно, что для всестороннего развития ребенка ему просто необходимо общение со сверстниками. Именно в таких играх дети выражают свою индивидуальность, лучше узнаю себя и окружающий мир. Разумеется, хорошо, когда ребенок ходит в садик. Но если так получилось, что ему приходится сидеть дома, то нужно чаще гулять во дворе или ходить в различные игровые комнаты. Тогда жизнь ребенка будет более насыщенной и эмоциональной.

Организация общения между детьми в течение дня в группе

Мы стараемся организовать общение между детьми в течение всего дня. Хорошее настроение малышей, расположение их друг к другу нужно поддерживать с момента прихода в группу. С этой целью предлагаем малышам поздороваться друг с другом, называя каждого ребенка по имени, обращаем внимание детей на то, как они красиво одеты, как умеют снимать курточку и сапожки и пр. Если в групповой комнате уже есть дети, мы привлекаем их внимание к вновь пришедшему малышу, предлагаем им поздороваться с ним.

У нас в группе соблюдается ритуал прощания детей перед уходом домой, предлагая ребенку сказать сверстникам «до свидания», помахать ручкой.

Во время режимных моментов обращаем внимание малышей на то, как каждый из них хорошо кушает, умывается и т. д. Укладывая детей спать, побуждаем их желать друг другу спокойного сна.

Для поддержания интереса детей друг к другу используем различные игровые приемы, чтение потешек, пение песенок, упоминая в них имя каждого малыша.

Хорошим приемом, сближающим детей, является совместный просмотр детских работ: рисунков, фигурок из пластилина, построек из кубиков и пр. При этом мы стараемся обязательно похвалить каждого ребенка, побуждая других малышей похвалить сверстника.

Созданию доброжелательных отношений между детьми способствуют также совместное рассматривание детских фотографий, празднование детских дней рождений.

Необходимым условием поддержания добрых отношений между детьми является привлечение их внимания к эмоциональному состоянию друг друга. Поэтому мы стараемся побуждать детей радоваться вместе со сверстником, проявлять сочувствие, жалость. При этом нельзя принуждать малышей, заставлять их делать что-то против воли, отрывать от занятий.

Сближению детей способствует совместное наблюдение за различными событиями и явлениями, естественно возникающими в течение дня (наблюдение за тем, как умывается кошка на дорожке за окном, как птичка вьет гнездо на дереве, как едет машина, идет дождик, гуляют дети и пр.). Иногда мы предлагаем нескольким детям вместе понаблюдать за тем или иным явлением, задать вопросы, ответить на вопросы малышей. Если дети уже умеют говорить, просим их рассказать сверстнику об увиденном.

Первые контакты между детьми иногда осложняются тем, что малыши не умеют учитывать интересы и состояния друг друга, порой воспринимают сверстника как неодушевленный объект, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе взрослого.

Чаще всего, когда дети ссорятся из-за игрушки, мы стараемся мягко разрешать конфликты между детьми, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, переключения внимания малышей на другие виды деятельности или предметы. В данной ситуации взрослый может :

• отвлечь внимание ребенка другой игрушкой, интересным занятием или предложить ему такую же игрушку;

• организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт;

• помочь детям установить очередность в игре с игрушкой.

Выбирая тот или иной способ улаживания конфликта, взрослый должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (умение играть, пользоваться речью, принимать правила очередности, а также степень эмоциональной напряженности ситуации. В достаточно спокойной ситуации мы предлагаем детям совместную игру или установить очередность действий. При этом объясняем детям, что нельзя обижать друг друга, а нужно уметь договариваться. Если же конфликт перешел в драку, дети вряд ли услышат увещевания взрослого, и тогда его действия должны быть более решительными. Он может встать между детьми, протянуть между ними руку и спокойно и твердо сказать, что запрещает им драться. Если драку прекратить не удается, взрослый может взять игрушку, ставшую причиной раздора, и предупредить, что не отдаст ее, пока дети не договорятся между собой.

В рамках личностно-ориентированного взаимодействия мы придерживаемся следующих правил при разрешении детских конфликтов:

• избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию (например, «Отдай куклу», «Не обижай Катю», «Играйте вместе»);

• не унижать ребенка («жадина», «злюка» и пр.);

• применять тактичные приемы поддержки слабого и обиженного ребенка и способы воздействия на более сильного и агрессивного;

• использовать косвенные способы, побуждающие ребенка высказать свои переживания и желания (например: «Ты хочешь сказать… Очень важно сказать…»);

• тактично интерпретировать переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться (например: «Я думаю, Катя расстроена. Правда, Катя? Вы обе хотите играть с одной куклой. Как же теперь быть?»);

• использовать запреты лишь после исчерпания других способов разрешения конфликта;

• запрет должен быть сформулирован в такой форме, которая позволяет детям договориться между собой (например: «Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»).

Специальные игры и занятия, направленные на развитие общения между детьми, которые мы используем в группе.

Для сближения детей, организации их совместной деятельности, поддержки положительных взаимоотношений используем разнообразные игры. При этом учитываем возраст ребенка, его умение и желание общаться со сверстниками.

Совместные игры нескольких детей требуют от них собранности и самостоятельности. Они помогают малышам пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие с группой сверстников.

Совместные игры должны строиться на простых, хорошо знакомых детям движениях. Такие игры приучают ребенка внимательно наблюдать за действиями других детей, повторять их, прислушиваться к сверстникам и взрослому, согласовывать свои действия с действиями ровесника.

В ходе игры мы предлагаем малышам вместе выполнить какое-нибудь действие (попрыгать, поднять ручки, присесть, похлопать в ладоши, покружиться и др., побуждаем их подражать действиям друг друга. В дальнейшем игру усложняем, предлагая малышам по очереди выходить в центр круга и самостоятельно придумывать новые движения, которые будут повторять другие дети. Иногда просим малышей передать по цепочке какое-нибудь действие (погладить, обнять, назвать по имени стоящего или сидящего рядом сверстника и т. п.).

Поддерживаем инициативу ребенка, если он сам пытается затеять игру со сверстниками, предоставляем детям больше свободы в организуемых играх. Но очень часто дети настолько увлекаются беготней, что перестают видеть друг друга. Не допуская перевозбуждения малышей, мы предлагаем им более спокойное занятие.

Таким образом, следует соблюдаем баланс между подвижными, эмоционально насыщенными и более спокойными играми, в которые удобно играть сидя на ковре или за столиком. К таким играм относятся пальчиковые игры, в которых дети также могут подражать друг другу. Их организуем в любое время дня, чередуем с подвижными играми. Пальчиковые игры помогают нам занять всю группу детей, сидящих на стульчиках в ожидании обеда или полдника. Эти игры нравятся детям и очень хорошо успокаивают их.

Развитию совместной деятельности способствуют и хороводные игры, созданные по образцу народных игр и построенные на основе сочетания простых повторяющихся движений со словом. Они предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Одновременное многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании. В хороводных играх создаются оптимальные условия для развития у ребенка умения согласовывать свои действия с действиями партнера. Хороводные игры исключают конкуренцию между детьми. По своему характеру они близки к играм-забавам. Хороводные игры приобщают малышей к образцам народного поэтического творчества. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать и осмыслить содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Нам эти игры помогают завоевать симпатию детей, их доверие и разумное послушание. В хороводные игры мы включаем мелодичные стихи и песни детских поэтов и композиторов.

Подобные игры обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясь друг с другом в такой форме, они учатся выражать свои эмоции, сопрягать действия, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние сверстника.

Организуем и игры с правилами, в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью, вовремя выполнять игровые действия, которые определяются ролью, а также согласовывать свои действия с действиями сверстника. Во многих играх этого типа игровая ситуация предусматривает чередование действий двух видов – активных движений и их торможения, что требует от детей определенных усилий. Образный характер игр способствует развитию воображения, а совместная деятельность – сближению и объединению детей.

Для развития игрового взаимодействия детей организуем, такие игры с правилами, в которых малыши по очереди берут на себя центральную роль. Ведущий должен действовать перед другими детьми, чувствуя на себе их внимание. В ходе таких игр дети не только овладевают элементами ролевого поведения, но и учатся преодолевать робость, внутреннее напряжение, возникающее у некоторых малышей, когда они оказываются в центре внимания.

Особую группу игр, способствующих развитию общения между детьми, составляют совместные игры с различными предметами и игрушками. Часто дети раннего возраста бывают так поглощены игрой с предметами, что совершенно не замечают сверстника. Малыши еще не умеют играть друг с другом, ссорятся из-за игрушек, отнимают их друг у друга. Но тот факт, что игрушки часто служат помехой к взаимодействию детей, не означает, что предметы должны быть исключены из сферы их общения. Очень важно создавать ситуации, сочетающие предметные игры и общение сверстников.

Для того чтобы избежать ссор, в совместных предметных играх детей раннего возраста должен участвовать взрослый, задачей которого является обучение детей и помощь им в распределении игрушек, координации и согласовании действий. При этом в группе мы следим не только за последовательностью выполнения игровых действий, но и организуем общение детей по ходу их выполнения: называем малышей по именам, привлекаем их внимание к действиям партнера, его желаниям, предлагаем помощь, хвалим, вместе радуемся полученному результату. Совместные со взрослым и интересные детям занятия помогают малышам видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре.

Читайте также:  Бесплатные анализы для детей инвалидов

В ходе совместных предметных игр мы играем в мяч, собираем и разбираем пирамидки, делаем различные постройки из кубиков (домики, дорожки, поезда и др., песка, выкладываем фигурки из деталей мозаики и колец пирамидок, изготавливаем бусы для кукол т. п. Мы организуем совместные игры с куклами и другими игрушками. Для того чтобы детям было интересно играть в такие игры, действия с предметами лучше всего включать в сюжет.

В ходе игры следует как можно чаще ласково обращаться к детям, делая акцент на том, как хорошо они играют вместе. Это способствует привлечению внимания детей друг к другу.

Рекомендуемая литература:

Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова «Развитие общения детей со сверстниками» «Мозаика-синтез», М. 2008

«Психология общения в детском возрасте», 3 – издание, Волков Б. С., Волкова Н. В., из серии «Детскому психологу» Питер, 2008 г. — 272 с.

Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства. СПб. : Речь, 2006. — 176 с.

Речевое общение детей 5–7 лет На передний план в сфере общения у старших дошкольников выдвигается общение со сверстниками. Ребенок начинает предпочитать ровесника взрослому.

Доклад «Значение общения ребёнка раннего возраста со сверстниками для его психического развития» Слайд 1 Тема доклада: «Значение общения ребёнка раннего возраста со сверстниками для его психического развития» Воспитатель: Мошнова Ирина.

Формирование общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми у детей дошкольного возраста Методическая разработка на тему: Формирование общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного.

Конспект НОД по сенсорному развитию с детьми раннего возраста «Поможем медвежонку» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 22 Краснодарского края (сенсорное развитие детей раннего.

Консультация для родителей «Общение детей в детском саду и семье» Многочисленные исследования психологов показывают, что общение для ребенка является главным и решающим условием становления психических.

Консультация «Общение детей дошкольного возраста со сверстниками» Общение дошкольников со сверстниками Чернышова Олеся Александровна Воспитатель ГБДОУ детский сад №66 Общеразвивающего вида с приоритетным.

Общение детей с заиканием в разновозрастной группе: опыт исследования Общение детей с заиканием в разновозрастной группе: опыт исследования На фоне разработанности проблемы общения и взаимоотношений детей-дошкольников.

Практический семинар для воспитателей «Педагогическое общение — это партнерское общение» Цели: 1. Повысить эффективность делового, профессионального и личностного общения воспитателей. 2. Показать закономерность, действующую.

Проект по безопасности детей дошкольного возраста «Общение с незнакомыми людьми». Старшая группа Проект по безопасности детей дошкольного возраста «Общение с незнакомыми людьми» Старшая группа \ Актуальность проекта:.

Занятия для коррекции отношений со сверстниками у агрессивных детей Занятия для коррекции отношений со сверстниками у агрессивных детей. Разработан Гавриловой Т. М. педагогом-психологом «Детского сада общеразвивающего.

источник

Общение — это один из важнейших факторов общего психического развития детей. Вне человеческого общения невозможно развитие ребенка как личности. Дефицит общения ребенка со взрослым ведет к возникновению задержки психического развития, к педагогической запущенности, отставанию в развитии. Поэтому взрослым необходимо как можно больше уделять времени на общение с детьми. В дошкольном учреждении роль взрослых выполняют воспитатели, возлагая на себя огромную ответственность за развитие детей.

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. / , , , , и др. /. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.

Особую актуальность данная проблема приобретает в настоящее время, когда наблюдается интенсивный приток в детские сады детей раннего возраста. В последние десятилетия, после того, как матери получили возможность воспитывать детей до трёх лет дома, не теряя места работы и получая пособие по уходу за ребёнком, система детских яслей фактически распалась. Воспитатели, имеющие опыт работы с детьми до 3-х лет, либо переквалифицировались на работу с дошкольниками, либо ушли из системы образования. Однако в настоящее время происходит обратный процесс: в связи с изменившейся социально-экономической ситуацией всё больше молодых матерей вынуждены отдавать своих малолетних детей в ясли. Все это и обусловило актуальность темы исследования.

Объектом исследования является процесс общения детей раннего возраста со взрослыми в условиях детского сада.

Предметом исследования является создание педагогических условий для развития сотрудничества детей и взрослых в образовательном процессе ДОУ.

Цель исследования: изучить особенности общения детей раннего возраста со взрослыми в условиях детского сада.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: общение детей раннего возраста со взрослыми может осуществляться более успешно при соблюдении следующих условий:

-организация развивающей среды, направленной на общее развитие детей раннего возраста;

— создание комфортных условий пребывания каждого ребенка в детском саду;
— обеспечение возможности реализации потребностей каждого ребенка.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Раскрыть особенности общения детей раннего возраста со взрослыми.

3. Определить критерии и уровни сформированности развития детей раннего возраста.

Методологическую основу и теоретическую базу исследования данной работы составляют труды , , , , , , Ж. Пиаже, , и др.

теоретические: анализ, синтез, конкретизация, сравнение, обобщение, классификация имеющейся литературы.

1 этап (сентябрь 2016 г. — февраль 2017 г.) – поиск, анализ, систематизация имеющейся по данной теме литературы.

Практическая значимость заключается в том, что предложенное исследование и его результаты могут быть внедрены в практику ДОО для подготовки воспитателями докладов к педагогическим советам, семинарам-практикумам по теме «Особенности общения детей раннего возраста со взрослыми в условиях детского сада» и т. п.

Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, 1 главу, 3 параграфа, заключение, список использованных источников.

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование особенностей общения детей раннего возраста со взрослыми в условиях детского сада

Психолого-педагогический анализ особенностей организации общения воспитателя с детьми раннего возраста в условиях детского сада.

Общение в раннем возрасте у детей занимает особое место. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

Дети раннего возраста отличаются легкой обучаемостью. При обучении ребенка главное, чтобы он к трем годам освоил первичную картину окружающего мира, примерное содержание которой представлено в программах воспитания и обучения в детском саду[22].

В раннем возрасте эмоциональное состояние детей неустойчиво: они легковозбудимые, чутко улавливают настроение других детей[17].

Психолог и её сотрудники установили, что возникающая ещё в младенчестве потребность во внимании и доброжелательности взрослого не исчезает с возрастом. Ребёнку третьего года так же, как и более маленьким детям, необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов его поддержать и защитить, помочь, что он его ценит и любит [14].

Психологи и отмечают, что дети начала третьего года жизни стремятся делать то же самое, что в данный момент делает близкий им взрослый, — мыть посуду, подметать пол, сгребать снег или листья [21].

Наиболее благоприятный для психического развития ребёнка раннего возраста является ситуация воспитания в семье, где его окружают родные любящие люди, которые заботятся о нем. В детском саду ситуация осложняется наличием большого числа очень разных детей, из-за чего взрослый не может уделить каждому ребёнку столько внимания, сколько ему требуется. Поэтому в группе не должно быть более 15 детей.

Важно, чтобы воспитатель продуманно распределил свои силы и правильно намечал для своей работы задачи, решение которых обеспечит создание в группе условий способствующих полноценному психическому развитию каждого ребёнка[22].

Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение важнейший фактор психического развития ребенка (, , , И др.) Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу (мотиву) добывания средств к существования (охота, приготовление пищи, одежды и др) [3].

В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза (, , , , и др.). Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми [6].

Как подчеркивал , в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами [31].

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Прежде всего, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления.

Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Несмотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное предметными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность [20].

одна из первых в психологической науке подошла к изучению общения как особой коммуникативной деятельности, и первая последовательно разработала концептуальную схему этой деятельности. Деятельностный подход к общению позволил выделить и проследить во взаимосвязи друг с другом отдельные линии его возрастных изменений. Разные стороны общения оказались при этом подходе объединенными тем, что составляли соподчиненные структурные элементы единой психологической категории деятельности. Стало невозможным ограничиваться лишь регистрацией внешней поведенческой активности, потребовалось увидеть в действиях ребенка акты, составляющие единицы деятельности и имеющие внутреннее наполнение, психологическое содержание (потребности, мотивы, цели, задачи и т. д.). А это в свою очередь открыло возможности направить исследование на выявление на каждом уровне развития целостной картины общения в ее содержательных качественных особенностях, сосредоточиться на анализе потребностно-мотивационной стороны общения детей с окружающими людьми.

первая в психологической науке подвергла систематическому и углубленному изучению генезис общения у детей: его качественные этапы (формы), движущие силы, взаимосвязь с общей жизнедеятельностью ребенка, его влияние на общее развитие детей, а также пути этого влияния [12].

Подход к общению как к коммуникативной деятельности позволил определить специфические особенности его у детей первых семи лет жизни в двух сферах их контактов с окружающими людьми: со взрослыми и сверстниками, а также увидеть особую роль каждой из них в психическом состоянии и становлении личности ребенка.

Изучая влияние общения ребенка с окружающими людьми на его психическое развитие, внесла существенный вклад в разработку общей теории психического развития, раскрыла важные его механизмы, представила общение как определяющий его фактор [15].

считает, что в раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное, новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним [26].

В совместной деятельности с ребёнком взрослый выполняет сразу несколько функций:

    во-первых, взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметом, его общественную функцию; во-вторых, он организует действия и движения ребёнка, передаёт ему технические приёмы осуществления действия; в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка[27].

В развитии ребенка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша; несет тепло, ласку, ту информацию, которая необходима для ума и души ребенка. Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие и хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в воспитании, особенно в семье: мать, отец, бабушка и другие взрослые. И если действия их не всегда согласуются или нет постоянства в требованиях, — малыш не понимает, как же он должен поступить, как действовать. Одни дети (легко возбудимые) перестают подчиняться требованиям взрослых, другие, более сильные, пытаются приспособиться, каждый раз меняя свое поведение, что является для них непосильной задачей. Так сами взрослые часто являются виновниками неуравновешенного поведения детей.

Ранний возраст характеризуется постепенным совершенствованием всех функциональных возможностей детского организма.

Специфические особенности общения воспитателя с детьми раннего возраста.

Возрастные особенности детей, с одной стороны, открывают широкие возможности и резервы раннего возраста, которые могут быть реализованы только при участии взрослого. Однако, с другой, — особенности детей раннего возраста существенно осложняют работу воспитателя и предъявляют массу требований к нему. Очевидно, что работа педагога предполагает, прежде всего, ориентацию на возрастные особенности детей и на понимание тех трудностей, с которыми сталкиваются воспитатели. Остановимся на основных особенностях и проблемах работы с маленькими детьми.

Особенность первая. Необходимость включения в детскую деятельность

Универсальным методом воспитания для маленьких детей, как известно, является игра. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность. Одной из распространенных ошибок воспитателей ясельных групп является устранение от детской деятельности. Воспитатель дает малышам игрушки и предлагает самостоятельно поиграть с ними. Но далеко не всегда малыши сами могут придумать интересную и полезную игру, тем более — совместную. Они начинают «цепляться» за игрушки, отбирать их друг у друга, прятать или вообще не знают, что с ними делать. Только взрослый может по — казать, как можно играть с игрушками. Только взрослый может организовать и поддерживать интересную для малышей игру. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием: она требует и умственных, и волевых, и физических усилий, и координации своих действий с другими и, конечно же (если ребенок по-настоящему включен в нее), приносит эмоциональное удовлетворение. Вместе с тем применительно к раннему возрасту существуют специфические и конкретные задачи развития, которые определяют содержание педагогической работы с детьми раннего возраста. Это развитие предметной деятельности, речи, пространственной координации движений и т. д. Но все эти способности и качества возникают не в ситуации специальных упражнений или занятий, а в свободной, непосредственной форме игры, когда ребенок не догадывается, что его учат или специально развивают. Разделение занятий на разные «предметы» — на сенсорику, моторику, речь и т. п. — в раннем возрасте неэффективно и нецелесообразно. Дети воспринимают целостные предметы, в которых еще не выделяют отдельных характеристик. Выделение отдельных качеств происходит не на специализированных занятиях, а в естественной детской деятельности — прежде всего в предметной или сюжетной игре. Особенность вторая. Необходимость личной обращенности к ребенку

Еще одной особенностью работы педагога с детьми раннего возраста является необходимость личной обращенности к ребенку. Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные к целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом, — всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае малыш может принять и понять предложения воспитателя. Между тем воспитатели часто пытаются объяснять что-то всем сразу или руководить целой группой малышей. Они показывают какой — либо способ действия с игрушками или объясняют что-то новое. Но в этих условиях малыши не воспринимают новую информацию. Они могут действовать, подражая другим, заражаясь общей активностью, но новое содержание они при этом не усваивают.

Читайте также:  Биохим анализ у детей показатели

Особенность третья. Неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания

Важнейшая особенность работы с детьми раннего возраста — неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию по отношению к ним оказываются бесполезными. Между тем взрослым гораздо проще использовать объяснительную стратегию воздействия: они призывают к послушанию, рассказывают, как правильно себя вести, что нужно делать и т. п., а дети как бы не слышат этих слов и не слушаются взрослых. Даже не потому, что еще плохо их понимают, а потому что до трех-четырех лет малыши не могут регулировать свое поведение посредством слова. Они живут только настоящим. Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо более сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Следует помнить, что педагог воспитывает не словами, а своими чувствами, действиями и поступками. Из этого следует, что с маленькими детьми нельзя проводить организованных фронтальных занятий, когда воспитатель что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать собственную активность детей. Задача же воспитания в этом возрасте состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи. Для этого совершенно не — достаточно сообщать детям новую информацию или демонстрировать нужные способы действия. Здесь необходимы эмоциональное вовлечение детей в тот или иной процесс, создание общего смыслового поля при эмоциональной включенности взрослого в нужные действия. Только так можно передать ребенку интерес к новой деятельности, привлечь к ней, увлечь ею и вызвать его собственное желание что-то делать. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя. Поведение воспитателя должно быть предельно выразительным, эмоциональным и «зарази — тельным». Здесь требуется повышенная чувствительность к состояниям малыша, выразительные движения и мимика, артистизм. Прежде всего, необходимы естественность и непосредственность в отношении с детьми. Малыши очень чувствительны к искренности, они быстро угадывают ложь, недоброжелательность, равнодушие. Нужно показать ребенку, что вы присутствуете в ситуации общения неформально, что вас интересуют мысли и переживания маленького партнера по общению, что вы отзываетесь на них свободно и открыто.

Особенность четвертая. Необходимо принимать ребенка

Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает. Оно означает полное признание человека без всяких условий, типа «Я люблю тебя только тогда, когда ты делаешь всё правильно». Это требование принять достаточно сложно. На первый взгляд оно вступает в противоречие с предыдущим принципом, согласно которому воспитатель должен быть искренним, а значит, — выражать как положительные, так и отрицательные эмоции. Однако безусловное принятие другого Лекция 2 33 относится к восприятию личности в целом, но не к одобрению не — правильного поведения малыша. Ребенок должен быть свободен в общении со взрослым; ему необходимо чувствовать, что взрослый открыт для его жизни, опыта. Он должен быть уверен: что бы он ни сделал, что бы ни сказал, его не отвергнут. Взрослый постарается понять его и помочь. Другими словами, вы можете выражать по отношению к ребенку не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеете права оскорблять его личность.

Особенность пятая. Необходима эмпатия Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание. Это качество, которое позволяет войти во внутренний мир другого человека так, как будто мы и есть этот другой. Оно дает нам возможность лучше понять чувства ребенка. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чём он умалчивает или чего даже не осознаёт. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает малыша, раскрывает ему свое понимание его переживания и ищет подтверждения своей правоты. Эмпатическое общение включает в себя последовательные остановки в ходе взаимодействия для уточнения того, правильно ли взрослый понял переживания ребенка, и если нет, то как строить дальнейшее общение. Признаком того, что такое общение состоялось, являются облегчение и удовольствие, которые испытывают от беседы оба партнера.

Все эти требования необходимо соблюдать каждому дошкольному педагогу, однако применительно к раннему возрасту они приобретают особую значимость, поскольку в этот период от — ношения ребенка со взрослым в воспитательном процессе вы — ходят на первый план. Именно в этой сфере педагоги сталкиваются с рядом специфических трудностей.

Педагогические условия эффективного общения воспитателя с детьми раннего возраста в процессе организованной образовательной среды детского сада.

Условие — это то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Педагогические условия — это одна из сторон закономерности воспитательного (образовательного, учебного и т. п.) процесса.

В отечественной педагогике выделено несколько уровней педагогических условий развития детей раннего возраста. Рассмотрим их подробно.

Первый уровень условий — характеристики ребенка (детей) детерминирующие успешность воспитательного процесса.

Возникла схема, центр которой занимает ребенок как цель всего воспитательного процесса.

Следующий уровень условий — непосредственные обстоятельства воспитания — собственно классические педагогические условия — характеристики:

-содержания и организации деятельности детей (ребенка),

-межличностных отношений, общения в группе, быта детского объединения,

-отношений педагогов с детьми (педагога с ребенком),

-вхождения ребенка в объединение,

-взаимодействия детского объединения (образовательного учреждения) с окружающей средой.

Деятельность ребенка (детей) в качестве педагогического условия может представлять собой как организационную, так и содержательную характеристику. Например, по : познание, общение, предметно-практическая, духовно-практическая, спорт, игра (представленность видов деятельности или их взаимосвязь).

Определяющими являются также такие свойства детской деятельности как креативность — репродуктивность, направленность на себя или во вне, соответствие деятельности возможностям ребенка (сложность — простота), общественная значимость и т. п. К организационным особенностям деятельности ребенка относятся также состав участников, способы организации: уровень и взаимосвязь совместности и индивидуальности детских (детско-взрослых) занятий.

Общение со сверстниками у ребенка начинается с игр и занятий рядом, друг с другом; постепенно оно перерастает в совместную деятельность. Педагог стремиться заинтересовать ею своих воспитанников, вызвать интерес к сверстнику, желание общаться с ним по поводу общего дела. Постепенно воспитатель начинает объединять двух детей совместными движениями. Например, предлагает детям пройти, взявшись за руки, по дорожке; прокатить мяч друг другу, сидя на полу; построить из кубиков дорожки и т. п.

Педагог способствует постепенному увеличению количества детей, играющих вместе. Для развития коммуникативных умений детей используются подвижные игры.

Воспитатель использует все режимные и бытовые ситуации для налаживания с детьми эмоционального речевого общения, обогащения словаря каждого ребенка.

На втором году жизни с целью развития понимания речи взрослого, расширения запаса понимаемых слов, обозначающих близких людей, предметы, а со второго полугодия – их качества, размер, цвет, животных и их действия, растения и т. д., воспитатель сопровождает свои действия и действия ребенка речевым описанием. Педагог организует игры-занятия по рассматриванию предметов, игрушек, картинок, наблюдения за животными и движущимся транспортом, побуждает ребенка внимательно слушать и выполнять несложные поручения.

Для развития активной речи ребенка воспитатель использует или создает ситуации, побуждающие его пользоваться словами для выражения желаний, налаживания взаимоотношений. В повседневной жизни, в процессе наблюдений, игр-занятий воспитатель обращается к детям с вопросами, просит повторить.

На третьем году жизни происходит дальнейшее развитие коммуникативных функций речи, получает развитие её функция познания мира.

Основной формой речевого общения является ситуативный диалог, содержанием которого может быть только то, что непосредственно связано с определенной ситуацией, а его участниками – те, кто включен в ту же ситуацию [14].

Для развития полноценного общения в детском саду , предлагают такую форму работы с детьми, как игровые обучающие ситуации:

В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения. («Устроим кукле комнату», «Построим гараж для машины», «Накроем на стол»).

Ситуация-упражнение, когда ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети не только тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, но и учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками.

Общение — ведущий вид деятельности, в условиях которого решаются задачи всестороннего развития ребенка. Поэтому важно соблюдать условия:

1. Общение взрослого с ребенком во всех сферах и видах деятельности и как следствие — доверие малыша к взрослому и готовность с ним говорить.

2. Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками и детьми разного возраста.

3. Высокая культура взрослых: педагогов, родителей, близких людей и др.

4. Содействие развитию речевого аппарата.

5. Обеспечение взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

6. Проведение игр, упражнений для формирования навыков общения.

7. Предоставление детям в достаточном количестве игрушек, книг, картинок и др.

Воспитатель в детском саду, организуя педагогический процесс, создает разумный двигательный режим (игры, танцевальные движения, физические упражнения), поддерживает у детей стремление к самостоятельности, расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей, помогает ребенку освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношений, поощряет познавательную деятельность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению свойств и качеств предметов, вместе с детьми воспитатель переживает чувство удивления, радость познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям.

Воспитатель наблюдает, как развивается общение со сверстниками у каждого ребенка и соответственно обогащается детский опыт. Также он должен поддерживать стремление ребенка к положительным поступкам, способствуя тем самым становлению положительной самооценки. Взрослый делает игру содержанием детской жизни, раскрывает малышам многообразие мира игры, посредством совместной игры, создания игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами, предметами-заместителями, обеспечивает правильное восприятие ребенком простейших трудовых процессов.

Обязательным условием организации педагогического процесса является ежедневное общение с каждым ребенком индивидуально или в маленькой подгруппе детей.

Таким образом, педагогические условия в развитии детей заключаются в поддержке внутренней чувствительности (сенситивности) ребенка от 0 до 3 лет, развитии умения ориентироваться в своем окружении и владеть своей моторной системой; характер взаимодействия взрослого с ребенком, в совместной деятельности, предметно-развивающая среда, побуждающая детей к исследованию, проявлению инициативы, помогающая формировать первичный социальный опыт на основе личного опыта и непосредственного взаимодействия с предметами, вещами и явлениями окружающего мира [29].

Ранний возраст — особый период развития ребенка. В это время необходимо правильно создать для него развивающую среду. Особое внимание необходимо обратить на развитие речи. Для того, чтобы оно проходило правильно, с ребенком нужно постоянно общаться, начиная с самого раннего возраста, когда, казалось бы, ребенок еще ничего не понимает. В этом, пока еще пассивном, восприятии закладывается основа для будущего активного словотворчества. И позже, когда ребенок подрастет и освоит элементарную речь, взрослые по-прежнему должны все время общаться с ним. Если же взрослые мало говорят с ребенком и их речь по большей части состоит из запрещений и указаний, развитие ребенка замедляется. И наоборот, если у взрослых слишком высокие требования к языковым возможностям ребенка, и они постоянно поправляют ошибки в его речи, то это тоже может негативно сказаться на его речевом развитии.

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

В ходе нашего исследования мы изучили особенности развития детей раннего возраста, тем самым достигнув цели нашего исследования.

Общение является основным условием развития ребенка, одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей к взрослым. Более всего ребенка удовлетворяет то содержание общения, в котором у него уже появилась потребность. При соответствии содержания общения уровню потребности у ребенка возникает расположение и приязнь к взрослому, в случае несоответствия степень привязанности ребенка к взрослому снижается.

В ходе нашего исследования мы определили, что педагогическое общение – специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника, способствующее усвоению знаний и становлению личности в образовательном процессе. Общение — неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения, развития и воспитания детей. Общение детей со взрослыми — это важный этап в развитии дошкольника. Оно способствует формированию ребенка как личности, влияет на становление и развитие всех психических процессов, а также коммуникативных и социально-личностных навыков. Общение детей и взрослых в условиях дошкольного учреждения зависит от стиля педагога, осуществляемого процесс воспитания. Дети идут на контакт и активнее вступают в процесс общения с педагогом, придерживающимся демократического стиля и занимающего позицию «Мери Поппинс».

Кроме того, в ходе нашего исследования мы выяснили, что еще одним положительным аспектом в развитии общения является личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании детей, учитывающий возрастные и психологические особенности ребенка.

В совокупности преобладание демократического стиля педагогического общения и использование личностно-ориентированного подхода создают положительные предпосылки для развития коммуникативных и социальных навыков ребенка, которые наиболее активно формируются в игре — ведущей деятельности дошкольников.

Социализация ребенка в дошкольном учреждении происходит только в совместной деятельности и общении с другими детьми и воспитателем. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности.

1. Баранова руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста / . — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 34 с.

2. Барташникова, И. А., Барташников, играя / , . — Харьков: Фолио, 1999. — 144 с.

3. Божович, и её формирование в детском возрасте /. — М.: Просвещение, 1968. — с.421.

4. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Просвещение, 1996. — 28 с.

5. Выготский, психология / . — М.: Просвещение, 1999. — 58 с.

6. Гаврина, С. В., Кутявина, ] /, . — М.: ВЛАДОС, 2002. — 20 с.

7. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. . — СПб.: Каро, 2005. — 80 с.

8. Зеньковский, детства /. — М.: Просвещение, 1996. — 244 с.

9. Зинченко, педагогика /. Ч.1. Живое знание. — Самара: Самарский дом печати, 1998. — 296 с.

10. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. — М.: Академия, 2002. — 9 с.

11. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, словарь /, . — М.: Академия, 2001. — 49 с.

12.Лисина онтогенеза общения. М., Педагогика,1986. — 81 с.

13. Лелюх, С. В., Сидорчук, , творческого мышления, воображения и речи дошкольников / , . — Ульяновск: Фолио, 2003. — 65 с.

14. Обухова, психология: теории, факты, проблемы /. — М.: Академия, 1995. — 498 с.

15. Печора, К. Л., Пантюхина, раннего возраста в дошкольных учреждениях / . — М.: Владос, 2002. — 80 с.

16. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже // Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1969. — 42 с.

17. Психологический словарь / Под ред. — М.: Просвещение, 1983. — 18 с.

18. Савин, / . — М.: Просвещение, 1978. — с. 203.

19. Смирнова, -взрослый-сверстник (Методическое рекомендации) / . — М.: Изд-во МГППУ, 2004. — 21 с.

20. Урунтаева, Г. А., Афонькина, по детской психологии / , . — М.: Просвещение, 1995.

21. Эльконин, вопросы дошкольной игры / // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. — 1995. — № 3. — 26 с.

22.етство и общество. Спб. , Ленато АСТ, 1996. — 24 с.

источник