Меню Рубрики

Анализ обследования детей дошкольного возраста

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:

  • Устной и письменной речи
  • Особенностей процессов восприятия
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Пространственного воображения.

Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:

  • “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
  • “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?

  • Диагностика (около 1 часа)
  • Консультация родителей
  • Оформление логопедического заключения
  • Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка
  • Проводится обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:

    • произносительная сторона
    • фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
    • словарь
    • грамматический строй речи
    • связная речь
    • артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
    • мелкая моторика рук

    Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
    После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

    Составляется ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, который ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:

  • Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес.
  • Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
  • Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
  • Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
  • Строение органов артикуляции, подвижность их.
  • Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
  • Состояние вербального интеллекта.
  • ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

    При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:

    • на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.)
    • умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток)
    • состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
    • знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
    • умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)

    При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:

    • понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
    • какими речевыми средствами пользуется он в общении;
    • подражает ли речи взрослого;
    • как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
    • использует ли мимику, жесты.

    ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ

  • Предметный словарь:
    • покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
    • покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
    • покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
    • покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
  • Предикативный словарь:
    • покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
    • покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
  • Классификация предметов:
    • назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
    • узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

  • Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
  • единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
  • настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
  • формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал – нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
  • нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
  • предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?)
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Как зовут твою маму?
  • Как зовут твоего папу?
  • Есть ли у тебя брат, сестра?
  • Кто старше (младше)?
  • Кто еще с тобой живет?
  • Какая твоя любимая игрушка?
  • С кем ты подружился в детском саду?
  • Составление предложений по картинкам.

    Составление предложений по опорным словам.

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.

    СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.

    По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагаю сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.

    • Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова “Дидактический материал по обследованию речи детей ” изд-во “АРКТИ” 2009 г.

    источник

    Основной целью обследования ребенка дошкольного возраста является получение данных, характеризующих:

    — эмоционально – волевую сферу;

    — предречевое и речевое развитие;

    Прежде чем приступать к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов зрения и слуха.

    Чтобы проверить слух ребенка, следует организовывать какую – нибудь его деятельность, а затем встать у него за спиной на расстоянии 6 м и постучать в барабан, посвистеть в свисток, позвать шепотом, тихой речью, громко высоким голосом, громко низким голосом. Нормально слышащие дети должны отреагировать на эту стимуляцию. К числу симптомов снижения зрения можно отнести: приближение картинок или предметов вплотную глазам; игнорирование мелких предметов или изображенных на картинках мелких деталей.

    При диагностике особенностей познавательной сферы детей этого возраста в центре внимания находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности ребенка. Для этого важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания.

    — степень необходимой организации и контроля за деятельностью ребенка со стороны взрослого;

    — понимание и принятие инструкции;

    — способность к организации целесообразного поведения, особенно для тех случаев, когда цель непосредственно не задана;

    — выбор действия или системы действий по достижению конкретного результата и по исправлению допускаемых ошибок.

    Обращают внимание на заинтересованность ребенка, его активность, возможность совместных действий, реакций на неудачу, обучаемость.

    Наблюдая за поведением и деятельностью ребенка, необходимо обратить внимание на следующие значимые показатели:

    — Общий фон настроения ребенка (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т.д.); его активность; наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности.

    — Контактность ребенка (желание сотрудничать со взрослым). Отсутствие дистанции, поверхность, легкость и связанная с этим неполноценность контакта чаще всего могут быть обусловлены интеллектуальным недоразвитием, характерным для умственно отсталых детей. Затруднение в установлении контакта испытывают дети с повышенным уровнем тревожности, тормозимости, сложностями адаптации к новой обстановке и незнакомым людям, реакциями страха и другими невротическими реакциями. Уход от контакта чаще всего наблюдается в поведении аутичных детей и связывается с отсутствием у них потребности в общении, отгороженности, преимущественной направленностью на предметный мир.

    — Эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. Поощрение и одобрение вызывают окрашенную положительными эмоциями реакцию детей уже самого раннего возраста. У невротизированых детей при поощрении наряду с проявлениями радости отмечается резкое повышение результативности выполнения заданий, что происходит благодаря уменьшению эмоционального напряжения. Равнодушное отношении отмечается у детей, не заинтересованных в оценке взрослого, а также у детей, не понимающих смысла и значение одобрения. Например, при выраженных интеллектуальных нарушениях.

    — Эмоциональное реагирование на замечание и требования. Отмечаются: реакция ребенка на замечание, исправление ребенком своего поведения в соответствии с замечанием, а также необходимость более строгих мер для коррекции поведения. Отсутствие реакции на замечание у детей старше 3- х лет может свидетельствовать об избалованности, когда ограничения и замечания непривычны для ребенка, или об интеллектуальных нарушениях, когда ребенок не понимает смысла замечаний. Ярко выраженные негативные, агрессивные реакции на предъявленные требования говорят о том, что ребенок, понимая смысл замечания, не желает ему подчиняться.

    — Реагирование на трудности и неуспех в деятельности.

    Дети старше 2,5-3 лет способны самостоятельно обнаружить ошибочность собственных действий. Это фиксируется в элементарных речевых высказываниях типа «так», «не так», «а как же?», «правильно», «неправильно», «а теперь правильно?», «ой!» и пр. Обнаружив ошибку, дети сосредотачиваются на выполнении заданий и, исправляя ошибки, стараются достичь желаемого результата, обращаясь, по мере необходимости, за помощью взрослого.

    источник

    Анализ результатов психологического обследования ребенка дошкольного возраста для представления на школьный психолого-медико-педагогический консилиум

    ребенок дошкольник психологический личностный

    Прежде чем приступить к обследованию ребенка, психолог должен ознакомиться с мнением педагогов-воспитателей, медицинского работника, родителей (законных представителей) о специфике поведения ребенка в группе и во время прогулок, особенностях его работоспособности, отношении к занятиям, отношениям со сверстниками и воспитателями. Необходимо определить трудности, возникающие у ребенка в каких-либо иных ситуациях. У родителей следует уточнить особенности взаимоотношений в семье, включая отношения с другими детьми в семье и вне ее, характер воспитания, игры ребенка в домашних условиях (любимые игры и интересы). Обследование ребенка должно проводиться также в присутствии родителей или лиц их заменяющих.

    Поведение ребенка в процессе обследования

    Описывается специфика поведения ребенка в процессе работы с психологом: принятие ситуации обследования или совместной игры, его контактность, ориентированность на выполнение заданий (игр), элементы критичности к результатам выполнения того или иного задания. Отмечается темп работы ребенка, его утомляемость, заинтересованность в правильном выполнении заданий, общая мотивация. Обязательно отмечаются проявления элементов негативного отношения к совместным действиям со взрослым или только к самостоятельной работе, характер контактов со специалистом.

    Сведения об игре ребенка психолог получает из анамнестической части Карты развития, задавая интересующие его вопросы о характере игры (самостоятельной, групповой). Игра оценивается как с позиции ее возрастной соотнесенности, так и с точки зрения ее проективности. Учитывается характер игры в процессе обследования. Оцениваются творческие и эмоциональные ее характеристики, особенности использования тех или иных игровых материалов либо отсутствие игрового компонента деятельности (как в процессе обследования, так и по описаниям родителей или воспитателя).

    Оцениваются возможности целенаправленной деятельности ребенка, сосредоточения его на конкретном задании (игре). Отмечается импульсивность в выполнении заданий или, наоборот, инертность либо ригидность способа действия при выполнении того или иного задания (игры), степень ориентации на родственников, а также возможность критически отнестись к результатам выполнения того или иного задания, адекватность реакций на неуспех или похвалу.

    В процессе всего обследования отмечаются колебания работоспособности, время, в течение которого ребенок может продуктивно и целенаправленно работать, отмечаются проявления усталости, изменения характера и стиля деятельности на фоне утомления (например, возникновение импульсивности на фоне утомления). Также отмечаются изменения эмоционального фона (проявления плаксивости, неадекватного смеха, негативизма — как результата утомления).

    Сформированность социально-бытовой ориентировки

    Оценивается «уклюжесть» ребенка: способность делать ритмические и координированные движения, марширование, бег на месте, различные виды прыжков, а также умение бросать и ловить мяч, играть в «ладушки» (перекрестные поочередные движения) и т.п. Особое внимание уделяется оценке сформированности мелкой моторики (скоординированные движения пальцев, манипуляция с мелкими предметами), а также моторным навыкам в графической деятельности (рисунок, лепка, аппликация, владение ножницами). Здесь необходимо отметить такие важные особенности, как умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне (застегивание пуговиц, шнуровка ботинок и т.п.).

    Определение доминантности функционирования парных органов чувств. Выявление ведущей руки, ноги, глаза, уха

    Эта информация имеет важное значение для предотвращения нарушений чтения, письма и счета в начальной школе. Определяются ведущие рука, нога, ухо, глаз по имеющимся в арсенале специалиста методам; при этом оценивается соответствие или различие между рукой, которой ребенок рисует, ест, пишет и т.п., и выявленной ведущей рукой, глазом, ухом.

    Исследуются возможности сосредоточения, переключения и распределения внимания по ряду признаков в заданиях игрового характера, связь устойчивости внимания с объемом восприятия (например, значительные трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала) и временем работы ребенка, а также временем суток и разного рода посторонних шумов и помех, наличие флуктуаций внимания и характер изменения его на фоне утомления, возбуждения или негативизма ребенка.

    Особенности мнестической деятельности

    Выявляются объем непосредственной слухоречевой памяти, скорость запоминания, полнота отсроченного воспроизведения, наличие привнесенных или видоизмененных стимулов как в непосредственном, так и в отсроченном воспроизведении.

    Выявляется возможность опосредованного запоминания с помощью доступных для ребенка методов, сопоставляется объем материала, запоминаемого опосредованно и непосредственно. Определяется наличие фактора интерференции (про- и ретроактивной формы), способность к удержанию последовательности ряда стимулов (в частности, ряд слухоречевых стимулов должен состоять не более чем из четырех-шести слов для старших дошкольников). При необходимости строится кривая запоминания, определяются особенности зрительной, тактильной, двигательной, других видов памяти.

    Замечание. Непосредственно перед началом исследования высших психических функций целесообразно выявление объема слухоречевой памяти, а также способности к удержанию ряда слухоречевых стимулов и влияния фактора интерференции мнестических следов на восприятие усвоенного материала. Это необходимо сделать для тактики подачи инструкций психологом в условиях выраженного сужения объема слухоречевого запоминания.

    Исследование слухового, зрительного, тактильного восприятия производится на соответствующем стимульном материале. Определяется возможность целостности восприятия объектов, в том числе сюжетных картин, графических стимулов, специальных зашумленных или недорисованных предметов. Основной упор необходимо сделать на сформированность зрительного гнозиса, особенностях восприятия целостной картины или отдельных ее деталей.

    Сформированность представления о пространственных и временных отношениях

    Выявляются знания ребенка о взаиморасположении объектов в пространстве, правильный показ по инструкции взрослого с употреблением предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения(в, на, над, под, за, перед — спереди, сзади

    позади, сверху, снизу, сбоку, слева, справа, внутри, снаружи, между и т.п.) на конкретных предметах. Называние ребенком наиболее частотных (употребляемых) предлогов, сформированность представлений ребенка о некоторых временных соотношениях (Что короче: день или месяц? Что дольше: дневной или ночной сон? и т.п.). Выявляется возможность вербальной актуализации последовательного автоматизированного ряда (времена года, прямой и обратный порядковый счет от 1 до 5-10, от 5 до 1).

    Конструктивная деятельность (пространственный анализ и синтез)

    Определяется сформированность представлений об относительном размере фигуры, ее форме, пространственных соотношениях частей объекта (плоскостных и объемных). Оценивается возможность анализа пространственных отношений и их вербализация, возможность пассивной ориентации в пространственных отношениях («Покажи где. над, под. » на предметном уровне). Оценивается возможности конструирования аналогичных образцу объектов (на любом материале), сформированность системы анализа частей сложных фигур, восприятие целостности объекта. Анализируется характер творческих работ ребенка, выполненных на занятиях в группе, в том числе на занятиях по рисованию, аппликации, лепке и т.п., их соотнесенность со средними возрастными нормативами.

    Читайте также:  Анализ театрализованного представления для детей

    При условии сформированности зрительного гнозиса, наличии достаточного объема слухоречевой памяти и отсутствии интерферирующих влияний выявление уровня актуального интеллектуального развития и анализ результатов работы с методиками производится стандартным способом, в соответствии с методическим обеспечением психолога и возрастной соотнесенностью каждой конкретной методики. Определяется уровень сформированности наглядно-действенного, наглядно-образного, логического мышления, понимание рассказов со «скрытым» смыслом, осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать, прогнозировать и т.п. Отмечаются такие характеристики мышления, как самостоятельность, активность, абстрактность или оригинальность.

    Учитываются особенности и характерные черты мыслительной деятельности ребенка, критичность мышления, возможность опосредования, изменение динамики мыслительной деятельности (скачки, инертность, ригидность процесса мышления и т.п.).

    В случае суженного объема слухоречевой памяти, наличия интерферирующих влияний, специфики зрительного восприятия (отсутствия целостности) делаются соответствующие поправки в использовании стимульных материалов и подаче инструкций. Последние даются в дробном виде, упрощаются, выносятся на предметный уровень. Это позволяет дифференцировать реальные нарушения интеллектуальной деятельности от влияния вышеуказанных особенностей. Помимо этого, основной упор делается на оценку выполнения заданий невербального характера.

    источник

    Городское управление образования администрации г.Абакана

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребенка – детский сад «Дельфин»

    « Единая диагностика физической подготовленности дошкольников»

    Методического кабинета городского управления образования

    администрации города Абакана

    Рецензенты: Шалгинова В. И., к.пед.н , доцент;

    Швалева Тамара Алексеевна, к.пед,н., доцент, зав.кафедрой физической культуры и спорта ХГУ им. Н.Ф. Катанова;

    Матонина Оксана Павловна, инструктор по физической культуре МДОУ ЦРР –д/с «Дельфин». «Диагностика физической подготовленности дошкольников». / Швалева Т.А. , Матонина О.П. –Абакан, Из-во……. 2008г. С-

    Методические рекомендации содержат контрольные упражнения для определения уровня развития физических качеств, оценку физической подготовленности дошкольников, оформление результатов диагностики.

    Данная работа предназначена для работников дошкольных образовательных учреждений, студентов, обучающихся по специальности 0507603 –Дошкольная педагогика и психология, а также для специальности 033100- Физическая культура.

    Введение
    1. Общая характеристика обследования дошкольников……………
    2. Характеристика психофизических качеств………………………
    3. Организация проведения диагностики……………………….
    4. Характеристика тестов………………………………………..
    5. Контрольные тесты для определения физических качеств……… 6. Оценка физической подготовленности…………………………
    7. Оформление результатов диагностики……………………………
    Список литературы

    Вопросы воспитания, образования, в том числе физического воспитания детей дошкольного возраста, в последние годы устойчиво занимают важное место в сфере научных интересов специалистов разного профиля. Повышенное внимание к поиску эффективных средств педагогического воздействия на детский организм обусловлено в основном двумя группами факторов: с одной стороны, детский организм наиболее восприимчив к различным внешним воздействиям, с другой – именно на этом этапе закладывается основа почти всех характеристик взрослого человека. Важное место в успешной реализации этих факторов в педагогической практике принадлежит физической культуре. Без преувеличения можно сказать, что от того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит здоровье будущего человека.

    Существующие характеристики и рекомендации в вопросах физического воспитания основаны, как правило, на материалах усредненных показателей нескольких возрастов по физической подготовленности, что является некорректным, так как каждый возрастной период имеет свои морфо-функциональные и психофизические индивидуальные особенности.

    Задачей воспитательно – образовательного процесса по физическому воспитанию является достижение высокого уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста.

    Одним из основных направлений формирования и сохранения здоровья подрастающего поколения является проведение мониторинга – системы мероприятий по наблюдению, сбору, обработке, оценке, анализу и прогнозированию физического развития и физической подготовленности детей.

    Уровень физической подготовленности дошкольников зависит от эффективности организации процесса физического воспитания; внедрения оздоровительных программ, здоровьесберегающих технологий, современных форм и методов обучения и инноваций. Уровень физической подготовленности детей так же отражает возможности функционирования систем организма.

    Таким образом, определяя уровень физической подготовленности дошкольников можно проанализировать эффективность работы педагога и физическое состояние детей.

    Как определить уровень физической подготовленности детей?

    Это вопрос простой и сложный одновременно. Практически во всех программах указан набор тестов необходимых для выполнения детьми, однако, нет единой системы мониторинга физической подготовленности детей.

    В федеральном законе « О физической культуре и спорте в Российской Федерации» указывается на необходимость разработки новых нормативов физической подготовленности различных категорий населения (ст.6, п.6) и внедрение в учебный процесс дошкольного образовательного учреждения обязательных для выполнения детьми дошкольного возраста требований (ст. 6, п.7). Так в нормативных документах определяется отношение государства к контролю физической подготовленности детей дошкольного возраста.

    Анализ данных показал, что единых требований к диагностике физической подготовленности нет. Дошкольные образовательные учреждения работают по разным учебным программам, в которых физическая подготовленность дошкольников оценивается по различным тестам и критериям. Все программы в основном рассчитаны на европейскую часть нашей страны, где климатические и материальные условия намного лучше, чем в Сибири. Поэтому появилась необходимость создание модели единой диагностики физической подготовленности дошкольников в республике Хакасии.

    МДОУ ЦРР д/с «Дельфин» г.Абакана с 2006 года работает по эксперименту «Модель оздоровления дошкольников средствами физической культуры». Научный руководитель Швалева Т.А. , кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой физической культуры и спорта ХГУ им.Н.Ф. Катанова.

    Одним из направлений работы экспериментальной площадки является создание единой расширенной диагностики по уровню физической подготовленности дошкольников. Проведенная опытно-экспериментальная работа по диагностике физической подготовленности дошкольников дает основание опубликовать данные результаты.

    Полученные результаты этой работы мы рекомендуем для использования в ДОУ инструкторам по физическому воспитанию, студентам, обучающимся по специальности 050720 – Физическая культура и специальности – 050703- Дошкольная педагогика и психология.

    В создании методического руководства оказали помощь:

    заведующий МДОУ ЦРР д/с «Дельфин» Тимошенкина О.Э.;

    зам зав. По УВР Матвеева Т.М.,

    инструктор по физической культуре Матонина О.П.,

    Общая характеристика обследования дошкольников

    Ежегодно в каждой возрастной группе проводится обследование детей по уровню физической подготовленности. Но не все инструкторы по физической культуре дошкольных образовательных учреждений знают, как правильно оформить результаты тестирования, как создать условия для организации тестирования, как сделать анализ динамики показателей в процентном отношении или определение достоверности различий. Поэтому в различных ДОУ показатели физической подготовленности имеют большой разброс из-за недостоверности фактов.

    Во-первых, для правильной организации работы по физическому воспитанию необходимо знать данные состояния здоровья детей, их физическое развитие, уровень развития двигательных навыков и физических качеств. Для этого проводят обследование, и сведения о каждом ребенке записывают в специальном журнале. Нужно зафиксировать год рождения ребенка, условия, в которых он живет, состояние здоровья, медицинскую группу, антропометрические показатели, состояние осанки и стопы, измерения изгибов позвоночника, расстояние между лопатками и т.д.

    Целесообразно на каждый вид обследования отвести по одной странице, что позволит изучить динамику развития детей. Данные обследования сравниваются со стандартными показателями и делаются соответствующие выводы, которые учитываются при планировании работы.

    Кроме того, полученные данные позволяют педагогу планировать виды физических упражнений, величину нагрузки и методику применения в соответствии с состоянием здоровья, уровнем физического развития и подготовленности.

    При нормальном состоянии человека все его органы и системы функционируют наиболее правильно и соответствии с условиями жизни. Деятельность всех систем и органов взаимосвязана, согласована и представляет единый процесс. Весь организм в целом целесообразно и эффективно приспосабливается к изменению условий, усилению режима деятельности и отличается высоким уровнем дееспособности, в том числе и физической работоспособности. Все перечисленные особенности характеризуют состояние з д о р о в ь я, как оптимальный уровень жизнедеятельности организма и приспособляемости его к изменениям среды и нагрузки, а стало быть и устойчивости к различным воздействиям. Состояние здоровья определяется по функции органов и систем, их взаимной согласованности, а также при наличии или отсутствии заболеваний. В организме все виды деятельности регулируются сложными специальными нервными и гуморальными процессами, связанными между собой и протекающими согласованно. Это и обеспечивает хорошее состояние здоровья. В здоровом организме – совершенное регулирование процессов, это позволяет органам и системам быстро приспосабливать свою деятельность к меняющейся, в физиологических пределах, нагрузке, к изменяющимся условиям внешней среды. Хорошая приспособляемость организма и является основным признаком здоровья. Оценка состояния здоровья дошкольника проводится комплексно: на основании данных медицинского осмотра, определения особенностей нервно-психического и физического развития, учета заболеваемости.

    Общий уровень нервно-психического развития ребенка характеризуется уровнем развития отдельных психических функций, что отражает степенью созревания центральной нервной системы. Оценка физического нервно-психического развития ребенка осуществляется по трем параметрам: «возрасту соответствует», «отстает» или «опережает возраст».

    При осмотре ребенка отмечается состояние кожи и видимых слизистых, их окраска, наличие воспалительных явлений, сухость или повышенная влажность.

    Жироотложение определяется как нормальное, избыточное или недостаточное. Тургор мягких тканей определяется как нормальный или сниженный. Мышечная система характеризуется степенью развития мускулатуры, тонусом и силой мышц. Развитие мышечной системы определяется при наружном осмотре контуров мышц плечевого пояса, туловища, ног и оценивается как хорошее, среднее и слабое. У детей 2,5 – 3 лет уже можно определить мышечную силу при помощи специального динамометра: ребенок берет его в руку стрелкой к ладони и, вытянув руку в сторону, максимально сжимает. Измерение силы мышц-разгибателей туловища проводится также у детей с 3-4 лет. Но показатели ее невысоки, что обусловлено неумением детей младшего возраста прилагать максимум усилия.

    Во-вторых, в течение жизни происходит естественный закономерный процесс изменения форм и функций организма. Существуют определенные закономерности развития человека. Чем моложе организм, тем интенсивнее происходят изменения морфологических особенностей. Имеются также различия в динамике возрастного развития мальчиков и девочек. Возрастные изменения морфологии и функций органов и систем организма в совокупности определяют его функциональные возможности. Это процесс

    ф и з и ч е с к о г о р а з в и т и я, которое в известной мере связано с состоянием здоровья. Они благоприятно взаимно влияют друг на друга. Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма в течение жизнедеятельности человека. Термин «физическое развитие» обозначает антропометрические и биометрические показатели: рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, характер и величина изгибов позвоночника, состояние осанки, расстояние между углами лопаток, показатели измерений сводов стопы. Оценка физического развития ребенка базируется на динамике этих основных показателей. В практике физическое развитие ребенка оценивается на момент обследования. Эта оценка включает в себя характеристику физического развития по соотношению тотальных размеров тела с помощью местных стандартов.

    Физическое развитие протекает постепенно, но неравномерно. Наибольший темп его наблюдается в дошкольном детстве. От педагога требуется умение определять и оценивать физическое развитие, так как динамика его изменений у занимающегося служит одним из критериев оценки эффективности учебно-педагогического процесса. Известно, что физкультурные занятия, в зависимости от построения, содержания, методики, регулярности, могут оказывать различное воздействие на отдельные признаки физического развития.

    Педагогу необходимо не только знать, как изменяется физическое развитие под влиянием различных факторов, но и самому уметь практически проводить антропометрические измерения, что поможет ему в контроле за ходом учебного процесса. Антропометрические измерения дополняют и уточняют данные наружного осмотра; они позволяют определить уровень и особенности физического развития, степень его соответствия возрасту и полу, отклонения в нем, а также изучить его динамику под влиянием занятий физическими упражнениями.

    В работе с дошкольниками необходимо знать педагогу как определяется жизненная емкость легких, которая определяет максимальный объем воздуха, который может выдохнуть ребенок после глубокого вдоха. Жизненная емкость легких определяется методом спирометрии. Она отражает силу мышц грудной клетки, диафрагмы, брюшной стенки. Ее показатели, определяемые в динамике, позволяют установить возрастной уровень развития и влияние средств физического воспитания. Экскурсия грудной клетки (разница между вдохом и выдохом) зависит от развития, подвижности грудной клетки и от типа дыхания.

    Состояние осанки занимает ведущее место в развитии детей дошкольного возраста. Важным для характеристики здоровья ребенка является оценка состояния осанки и стопы. Это должен знать каждый педагог и уметь определять правильную осанку. При отклонениях от нормы, педагог обязан знать и уметь составлять комплекс корригирующих упражнений для устранения дефектов в осанке. Ниже мы предлагаем характеристику осанки и и как проводить ее обследование.

    Под осанкой понимается привычное положение тела при сидении, стоянии, ходьбе. Осанка у дошкольников имеет характерные черты, обусловленные анатомо-физиологическими особенностями детей данного возраста. При обследовании нужно, чтобы ребенок стоял в обычной, естественной позе, слегка расслабив мышцы верхних конечностей и туловища.. осмотр ребенка проводится в трех положениях: спереди, сбоку и сзади. При осмотре спереди определяется положение головы (правильное, наклон в сторону или вперед), контуры и уровень плеч (симметричны, развернутые, сведенные). При осмотре грудной клетки отмечается ее форма, симметричность (нормальная, цилиндрическая, бочкообразная, плоская, впалая, узкая, «куриная», асимметричная). При осмотре сзади обращается внимание на положение плеч и лопаток (асимметрия надплечий, различное стояние углов лопаток). Большое значение имеет форма спины: она может быть нормальной, с естественными изгибами позвоночника, но могут быть встречаться и различные искривления – кифозы, лордозы и, сколиозы. При сглаживании естественных изгибов позвоночника спина называется плоской. Значительно отстающие лопатки характеризуются как крыловидные. При равномерном увеличении изгиба позвоночника назад от шеи до поясницы спину называют круглой. При осмотре сбоку определяют смещение туловища кпереди от средней линии, форму живота, спины, положение тазобедренных и коленных суставов.

    Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются отстающие лопатки, сведенные плечи, асимметрия надплечий, сутуловатость, выступающий за линию грудной клетки живот. (3-5 см.).

    Форма ног отмечается как нормальная, когда внутренние поверхности коленей и пяток при стойке прямо соприкасаются. Если при сомкнутых пятках и носках колени не сходятся, то ноги называются О-образными; если колени сходятся, а пятки нет, то Х-образными. Форма стопы может быть нормальной, уплощенной и плоской. Ее определяют путем осмотра, предложив обследованному согнуть ногу в колене под прямым углом или, что лучше, посредством отпечатка стопы с оценкой по индексу Чижина.

    В-третьих, на здоровье и физическое развитие оказывает исключительно благотворное влияние физическое воспитание. Под воздействием физических упражнений совершенствуется дееспособность и приспособляемость всех систем и всего организма, как к физическим нагрузкам, так и ко всем факторам внешней среды. В результате систематических занятий, при правильном их планировании и проведении детский организм способен выполнять больший по объему и интенсивности нагрузку, приспосабливаясь к ней более эффективно, без вреда для здоровья. Этими особенностями отличается ф и з и ч е с к а я п о д г о т о в л е н н о с т ь.

    Физическая подготовленность – это уровень развития двигательных навыков и умений, физических качеств в каждой возрастной группе. Она направлена на улучшение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, а также физического развития ( нормализации веса тела, повышение жизненной емкости легких). Необходимый уровень физической подготовленности определяется требованиями и нормами «Программа воспитания и обучения в детском саду».

    Показатели развития движений характеризуют уровень физической подготовленности на каждом году жизни. Овладение произвольными движениями у ребенка происходит постепенно под воздействием физического воспитания.

    Объем движений и общие требования к ним определены «Программой воспитания и обучения в детском саду». В современной литературе приводятся данные, характеризующие технику и количественные показатели основных видов движений дошкольников. Однако, эти данные порой разноречивы, что обусловлено разным двигательным режимом дошкольных учреждений, большим диапазон индивидуальных различий детей и рядом других факторов.

    По мнению большинства авторов ( Нестерова З.И., 1992., Олонцева Г.Н., 1987, Ященко П.И., 1983г, Усаков В.И. 1989г. и др.) определяется степенью сформированности двигательных навыков и уровнем требованиям к элементам техники, доступными и целесообразными для детей данной возрастной группы, и количественными показателями, свидетельствующими о развитии быстроты, силы, ловкости, выносливости.

    Читайте также:  Анализ тестирования детей на речь

    Техника выполнения ребенком какого-либо движения примерна, вариативна и не является самоцелью в работе воспитателя. Тем не менее педагог должен отчетливо представлять себе и основу техники и ее детали, уметь грамотно показать движение, помочь освоить рациональным способом выполнения, оценить движения каждого ребенка, понять причины ошибок.

    В-четвертых, большое значение в работе с дошкольниками имеет оценка их работоспособности. Поэтому педагог должен уметь проводить функциональные пробы для отслеживания динамики работоспособности детей при физической нагрузке. Работоспособность организма и степень его тренированности определяются главным образом функциональными возможностями основных энергообеспечивающих систем организма – сердечно-сосудистой и дыхательной. При обследовании учитывают влияние отдельных занятий физическими упражнениями на организм ребенка и отмечают особенности ответных реакций по данным пульса и показателям внешнего дыхания, а также изменение эмоционального тонуса и общего самочувствия детей до занятий, во время их и после окончания. Пульс и дыхание ребенка подсчитывают перед занятием и тотчас после него. Подсчет пульса проводят по 10-секундным интервалам, число дыханий считают в течение 30с. После занятия подсчет проводят до тех пор, пока частота пульса и дыхания не возвратятся к исходным величинам. У детей раннего возраста реакция оценивается как благоприятная, если тотчас после занятия отмечается учащение пульса на 15-20% по отношению к исходной величине и учащение дыханий на 10-15 в 1мин. без нарушения их нормального характера. Время возвращения показателей частоты пульса и дыхания к исходным величинам не должно превышать 2-3 минуты.

    В — пятых, педагог должен уметь проводить функциональные пробы. С 3 лет у детей можно проводить функциональные пробы с дозированной мышечной нагрузкой. Проба Мартине-Кушелевского – 20 приседаний (глубоких) за 30 сек. Другая проба это степ-тест – 30 восхождений на ступеньку в течении минуты, длительность пробы 2 минуты.

    Влияние мышечной нагрузки оценивается: 1) по изменению показателей сердечно-сосудистой системы (частота пульса, артериальное давление) и частоты дыхания сразу после нагрузки и 2) по времени восстановления этих показателей к исходному уровню.

    Благоприятная проба считается при учащении пульса после нагрузки на 25-50 % ( в зависимости от того, какая использовалась проба) и повышении максимального артериального давления на 5-15 мм.рт. ст., минимального –снижения на 5-10 мм.рт.смт. или сохранения его без изменения, увеличении частоты дыхания на 5-8 дыханий в 1 минуту. Возвращение всех показателей к исходному уровню отмечается на 2-3 мин. Общее самочувствие ребенка остается хорошим.

    Отклонения от нормальной реакции следует считать учащение частоты сердечных сокращений более чем на 60-70%, видимая на глаз одышка, значительное повышение максимального давления, увеличение минимального более чем на 10 мм р.т..ст. Время возвращения всех показателей к исходным величинам – не более 3 мин.Оценка состояния здоровья детей с учетом данных функциональных проб позволяет правильно определить возможности детского организма и дозировать физические нагрузки.

    Изучив и проанализировав данные научно-методической литературы, мы обнаружили, что многие ученые – педагоги изучают какую-либо одну из сторон развития ребенка (функциональное, физическое или психическое развитие). Так, Г..П. Юрко, В.П. Спирина, Н.П.Ященко в своих исследованиях больше внимания уделяют медико-педагогическому контролю: определение уровня развития физических качеств, двигательных умений и навыков, оценке морфофункционального развития детей. В.Ю.Давыдов, А.Н.Кравчук, В.А. Гуляйкин, З.И.Нестерова, В.И. Усаков рекомендуют комплексную оценку физической подготовленности детей.

    Различные разработанные методики по диагностике физической подготовленности дошкольников не всегда дают полную информацию об оценке испытуемых.

    В нашей работе предлагается один из вариантов разработанной и апробированной на практике нами диагностики физической подготовленности дошкольников с 2004 по 2008 гг. на базе МДОУ ЦРР д/сад «Дельфин» г. Абакана, Республика Хакасия.

    МДОУ ЦРР д/с «Дельфин» работает с 2006 г. по программе эксперимента «Модель оздоровления детей средствами физической культуры». Одно из направлений нашей работы явилось создание единой диагностики физической подготовленности дошкольников в условиях Хакасии.

    Цель нашей работы является: создание расширенной диагностики физической подготовленности и определение единых нормативных требований и тестов для детей дошкольного возраста республики Хакасия.

    · Расширить общепринятую систему диагностики;

    · Определить единые требования к проведению диагностики;

    · Выработать единые условия к проведению диагностики;

    · Скорректировать диагностику новыми тестами;

    · Предложить новую схему оформления результатов диагностики.

    Для определения региональных нормативов использовались результаты тестирования дошкольников с 2004 по 2008 гг.

    источник

    В результате проведения экспериментального исследования с применением методик Е.М. Струниной и Е.А. Стребелевой по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста [9, с. 169] нами было установлено, что в данной группе дети имеют различный уровень речевого развития:

    6 человек (24%) — высокий уровень речевого развития;

    15 человек (60%) — средний уровень речевого развития;

    4 человека (16%) — низкий уровень речевого развития.

    Результаты исследования с применением методик Е.М. Струниной и Е.А. Стребелевой по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста [9, с. 169] представлены на диаграмме (рис. 1).

    Рис. 1. Общий уровень речевого развития дошкольников

    Высокий уровень речевого развития характеризуется употреблением разных частей речи точно по смыслу, использованием в речи синонимов, антонимов, существительных с обобщающим значением. Ребенок владеет диалогической и монологической речью; самостоятельно, выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов; составляет рассказы о предмете, картине, серии сюжетных картинок, небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки.

    Средний уровень речевого развития является возрастной нормой. Имея такой уровень, ребенок нечасто использует в речи синонимы, антонимы и обобщающие слова. Владеет диалогической речью, а монологической речью пользуется неактивно. Составляет рассказы с небольшой помощью взрослого о предмете, картине, серии сюжетных картинок. Речетворчество слабо развито. В общении не всегда проявляет инициативу. Выразительность речи недостаточна.

    Низкий уровень речевого развития характеризуется бедным активным словарем. Ребенок старается употреблять разные части речи, но допускает ошибки и сам этого не осознает. Испытывает затруднения при составлении рассказов, требуется помощь взрослого. Редко использует в речи синонимы, антонимы и обобщающие слова. Не проявляет речевую активность в общении. Затрудняется самостоятельно составить рассказы о предмете, картинке, серии сюжетных картинок не воспринимает как единый рассказ. Допускает ошибки в словообразовании. Слабо владеет диалогической и монологической речью [9, с. 176].

    Проводя исследование по данным методикам [9, с. 169], мы выявили средний показатель речевого развития по каждому критерию:

    звуковая культура речи — 2,36 балла;

    Также мы выявили средний показатель общего уровня речевого развития в группе в целом. Этот показатель равен 2,06 балла, что соответствует среднему уровню речевого развития, то есть возрастной норме.

    Наибольшее затруднение у детей вызвали задания, определяющие грамматический уровень и связную речь. Дети допускали ошибки в образовании разных грамматических форм, у них вызывало затруднение правильное построение предложений, так как в этом возрасте данные умения только начинают формироваться. Некоторые дети употребляли слова и выражения, неточно понимая их смысл. Это говорит о том, что у них сравнительно небольшой активный словарь при наличии значительного пассивного словаря. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой. Это связано с возрастными психологическими особенностями речи. Также было выявлено, что связность речи значительно снижалась в самостоятельном рассказывании по сравнению с пересказом (это объяснялось разницей коммуникативной ситуации). Был сделан и такой вывод, что ситуативность речи не является функцией возраста, она меняется у одних и тех же детей в зависимости от задач и условий общения. Использование серий сюжетных картин помогало детям выстраивать логическую последовательность сюжета, связывая части высказывания самыми разнообразными способами.

    При проведении методик на исследование звуковой культуры речи [9, с. 170-171], было выявлено, что 13 человек имеют высокий уровень речевого развития по данному критерию, 9 человек — средний и 3 человека — низкий уровень речевого развития. Это говорит о том, что у большинства детей устойчивое чистое звукопроизношение, в том числе и трудных звуков (методики «Назови правильно», «Повтори правильно», «Считалки» [9, с. 170-171]). 88 % ( 22 человека) умеют изолированно произносить слова различной слоговой структуры, воспринимают на слух и произносят слоговые ряды в заданной последовательности (методики «Назови», «Эхо», «Будь внимательным» [9, с. 171]). При проведении методик на исследование грамматического строя речи [9, с. 173], было выявлено, что 3 человека имеют высокий уровень речевого развития по данному критерию, 10 человек — средний и 12 человек — низкий уровень речевого развития. Это говорит о том, что большинство детей допустили более трех измененных слов, составляя неологизмы (методики «Назови», «Угадай, чего нет?» [9, с. 173]). Стоит отметить, что дошкольники умеют образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом (методика «Назови ласково» [9, с. 173]). При проведении методик на исследование словаря [9, с. 172], было выявлено, что 8 человек имеют высокий уровень речевого развития по данному критерию, 14 человек — средний и 3 человека — низкий уровень речевого развития. Это говорит о том, что большинство детей умеют обобщать слова, подбирать определения и глаголы (методики «Назови, что это?», «Кто как двигается?», «Назови животного и его детеныша», «Подбери слово» [9, с. 172]). При проведении методик на исследование связной речи [9, с. 174], было выявлено, что 6 человек имеют высокий уровень речевого развития по данному критерию, 13 человек — средний и 6 человек — низкий уровень речевого развития. Это говорит о том, что большинство детей способны пересказать сказку, но самостоятельное составление рассказа вызывает у них затруднения (методики «Расскажи, какой», «Составь рассказ» [9, с. 174]). В ходе исследования, используя метод наблюдения, удалось выявить, что дошкольники легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной формой высказывания, а также легко обнаруживают неправильное произношение звуков и слов.

    Проведя экспериментальное исследование с применением диагностических методик Е.М. Струниной и Е.А. Стребелевой по обследованию разных сторон речи [9, с. 169] , а также используя метод наблюдения, выявить следующие психологические особенности развития речи у детей дошкольного возраста:

    Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении.

    У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дошкольники могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки.

    В дошкольном возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.

    В 5-6 лет дети могут сравнивать речь сверстников и свою с речью взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов, неточное употребление ударений в словах.

    Речь дошкольников насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов.

    Дети этого возраста умеют самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс.

    В дошкольном возрасте появляется критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

    К 5-6 годам прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине) прочно входит в жизнь детей и помогает им обобщать признаки, и выделять из них существенные. Дети свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку.

    Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.

    Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы.

    Дошкольники способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно.

    Дети дошкольного возраста могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ — инсценировку по набору игрушек.

    В диалогической речи дошкольники пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания.

    Таким образом, проведя экспериментальное исследование с применением диагностических методик Е.М. Струниной и Е.А. Стребелевой по обследованию разных сторон речи [9, с. 169] , а также используя метод наблюдения, мы увидели, что речевое развитие контрольной группы соответствует среднему уровню, то есть возрастной норме, а также выявили психологические особенности речи, соответствующие дошкольному возрасту.

    В ходе данного экспериментального исследования с применением диагностических методик Е.М. Струниной и Е.А. Стребелевой [9, с. 169], а также с использованием метода наблюдения, были выявлены психологические особенности развития речи у детей дошкольного возраста.

    Проанализировав результаты исследования, можно сделать вывод о том, что уже к 5-6 годам дети правильно произносят большую часть звуков, владеют значительным словарным запасом, знают основы грамматического строя речи; владеют начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими им свободно вступать в контакт с окружающими людьми. Дети способны понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога), стремятся освоить правила ведения диалога. Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). С другой стороны, в речи детей 5-6 лет все еще часто встречаются грамматические ошибки и неологизмы.

    В ходе диагностики выяснилось, что средний уровень речевого развития в экспериментальной группе соответствует возрастной норме, но полученные данные неоднородны. 24% и 60% детей имеют соответственно высокий и средний уровень развития речи, тем не менее, 16% детей имеют низкий уровень речевого развития, на что следует обратить внимание.

    источник

    Учебно-методический материал на тему:
    Схема анализа результатов психологического обследования ребенка старшего дошкольного возраста

    Схема анализа результатов

    психологического обследования ребенка

    старшего дошкольного возраста

    Внешний вид и поведение ребенка в процессе обследования

    В начале анализа результатов обследования желательно кратко описать внешний вид ребенка (состояние одежды, ногтей, кожи, характерные особенности внешнего вида, конституциональные характеристики, наличие каких-либо выглядящих патологически признаков (стигм) и т.п.). Важным показателем также является соответствие антропометрических характеристик (рост, вес, пропорции частей тела) паспортному возрасту. Внешний вид ребенка может быть соотнесен с внешним видом родителей, что дает огромную информацию не только о наследственных особенностях, но и о внутрисемейных отношениях.

    Далее необходимо проанализировать специфику поведения ребенка в процессе работы с психологом, его контактность, ориентированность на совместную либо самостоятельную деятельность, критичность к результатам выполнения того или иного задания, адекватность принятия ситуации экспертизы. Следует обратить внимание на темп работы ребенка, заинтересованность в правильном выполнении заданий, общую мотивацию. Обязательно отмечаются проявления элементов негативного отношения к обследованию, отказ от деятельности или контактов со специалистом.

    Анализируется характер игровых действий в процессе нахождения ребенка на обследовании, оцениваются творческие и эмоциональные ее характеристики, особенности использования тех или иных игровых материалов либо отсутствие игрового компонента деятельности (как в процессе обследования, так и по описаниям взрослых).

    Отмечается наличие гиперактивности – двигательной расторможенности.

    Оценивается целенаправленность деятельности ребенка, возможность сосредоточения его на конкретном задании. Отмечается импульсивность в выполнении заданий или наличие элементов импульсивности, неравномерность деятельности, инертность или ригидность выполнения того или иного задания (игры), степень ориентации на родственников, а также возможность критически отнестись к результатам выполнения того или иного задания, адекватность реакций на неуспех или похвалу. Характер деятельности соотносится с наличием двигательной расторможенности или гиперактивности.

    Читайте также:  Анализ таблица аллергенов для детей

    Обязательно отмечается изменение характера деятельности в зависимости от истощения, изменения внешних параметров обследования (изменение характера деятельности в те моменты, когда «отвлекается» специалист, приходит кто-то посторонний, реакции родители и т.п.).

    В процессе всего обследования отмечаются колебания работоспособности, время, в течение которого ребенок может продуктивно и целенаправленно работать, отмечаются проявления усталости, изменения характера и стиля деятельности на фоне утомления (например, возникновение импульсивности на фоне утомления). Отмечаются изменения эмоционального фона (проявления плаксивости, неадекватного смеха, негативизма как результата утомления). Отмечается влияние смены мотивации на работоспособность (вместо учебной — игровая или соревновательная), а также тип мотивации, который наиболее позитивно влияет на работоспособность ребенка.

    При оценке работоспособности также должно быть учтено влияние гиперактивности, двигательной расторможенности, если таковые особенности имеются.

    Внимание как феномен, на основе которого разворачивается вся психическая деятельность ребенка, является одной из наиболее важных характеристик, которую необходимо учитывать при проведении практически любой диагностической процедуры. Необходимо оценить возможности ребенка в плане сосредоточения, переключения и распределения внимания по ряду признаков в заданиях, в частности в заданиях неучебного характера, связь устойчивости внимания с объемом восприятия (например, значительные трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала) и временем работы ребенка. Также оценивается наличие флуктуации внимания и характер изменения его на фоне утомления, возбуждения или негативизма ребенка, связь параметров внимания с наличием или отсутствием такой характеристики, как гиперактивность.

    При анализе характера латерализации оценивается тип латерализации (правосторонняя, левосторонняя или смешанная латерализация), наличие элементов левшества или левшеских тенденций (знаков). Важным параметром анализа является оценка взаимосочетания доминирующих органов (например, ведущая левая рука и левый глаз или ведущая правая рука и ухо при доминировании левого глаза и т.п.). Психологу в своем анализе необходимо учитывать все особенности деятельности ребенка, в той или иной степени связанные с особенностями латерализации. Здесь можно отметить, в каком направлении ребенок раскладывает последовательность картинок в методике «Установление последовательности событий», с какого угла, начинает рисовать и в каком направлении рисует, движения взора ребенка при описании им сюжетных картин, какой рукой берет карточки или кубики, а какой рукой помогает, какой рукой перелистывает книгу (и даже – какой рукой ковыряет в носу или чешет за ухом при условии, что обе руки свободны!).

    Также необходимо проанализировать теснейшим образом связанные с этими особенности моторного развития.

    Оценивается общая «уклюжесть» ребенка, характер его движений в замкнутом и «занятом» пространстве (между партами, между стулом и столом), как ребенок тянется за каким-либо предметом, сбивает ли при этом другие находящиеся на столе вещи, часто ли роняет карандаши, карточки, кубики. Анализируется способность делать ритмические и координированные движения (например, марширование или бег на месте), развитие графической деятельности (рисунок, письмо). Здесь необходимо отметить такие важные особенности, как сформированность рисунка, правильные (или неправильные) соотносительные размеры отдельных частей рисунка или письма, характер прорисовки линий, их четкость и «твердость». Особое внимание уделяется оценке сформированности мелкой моторики (скоординированные движения пальцев, манипуляции с мелкими предметами, а также моторным навыкам в графической деятельности; рисунок, лепка, аппликация, владение ножницами). Здесь необходимо отметить такие важные особенности, как умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне (застегивание пуговиц, шнуровка ботинок и т.п.). В том же ключе анализируются и продукты деятельности ребенка (школьные тетради, домашние рисунки и т.д.).

    При оценке речевых параметров психолог должен отметить (не присваивая себе прав на логопедическое обследование) речевую активность (слабая, адекватная, чрезмерная), качество звукопроизношения, словарный запас, объем активного и пассивного словаря и разница между этими объемами. Анализируется степень развернутости речевого высказывания, наличие аграмматизмов, наличие в речи так называемых «детских» слов. Необходимо особое внимание обратить на Сформированность диалогической речи в режиме «вопрос – ответ», степень развернутости ответов, а также трудности инициации речевого высказывания, латентность (отсроченность) ответов.

    Следует обратить внимание на эмоциональность и интонирование высказываний, их адекватность, соотнесенность с содержанием высказывания. Все характеристики оцениваются с учетом микросоциальной речевой среды, в которой растет ребенок (двуязычие, нарушения речи и/или слуха у родителей, особенности речи родителей, людей, проживающих с ребенком).

    Необходимо оценить наличие специфических ошибок как в устной, так и в письменной речи.

    Поскольку специального исследования речи, как уже говорилось, проводить нецелесообразно, анализ речевых особенностей проводится по речевой продукции, полученной в течение всего психологического обследования. Особенное внимание уделяется трудностям понимания речи, в том числе пониманию сложных речевых конструкций.

    Сформированность социально-бытовой ориентировки

    В соответствии с конкретными педагогическими требованиями к определенному возрасту, программой обучения и с учетом уровня социокультурного окружения ребенка определяется уровень сформированности знаний об окружающем мире, в том числе о родственниках, их родственных отношениях и т.п. Кроме того, выясняются знания ребенка о настоящем (возраст, адрес, место проживания, имя, отчество педагога и т.п.).

    Примечание . Трудности в определении последовательности времен года, месяцев и дней недели (а не признаков времен года) часто не являются признаком несформированности социально-бытовой ориентировки, как это обычно оценивается педагогами и психологами. Эти особенности мыслительной деятельности ребенка необходимо анализировать с точки зрения сформированности пространственно-временных представлений.

    Особенности мнестической деятельности

    Оценивается объем непосредственной слухоречевой памяти, скорость запоминания, полнота отсроченного воспроизведения, наличие привнесенных или видоизмененных стимулов как в непосредственном, так и в отсроченном воспроизведении.

    Выявляется возможность опосредованного запоминания с помощью доступных для ребенка методов, сопоставляется объем материала, запоминаемого опосредованно и непосредственно. Определяется наличие фактора интерференции (про- и ретроактивной формы), способность к удержанию последовательности ряда стимулов (пять слов для младших школьников). При оценке объема запоминания с помощью Методики 10-ти слов может быть построена кривая запоминания. Точно так же могут быть проанализированы особенности зрительной, тактильной, двигательной памяти при условии проведения соответствующих проб.

    Особое внимание следует обратить на сформированность зрительного гнозиса, особенности восприятия отдельных деталей или целостной картины, а также правильного узнавания объектов.

    Анализ зрительного восприятия (а при необходимости – слухового и тактильного) производится по результатам исследования в зависимости от выявленных особенностей развития и формирования гипотезы обследования (правило Байеса). Анализ зрительного гнозиса ребенка необходим, помимо всего прочего, для выявления возможных причин недоступности выполнения «интеллектуальных» диагностических проб (установления последовательности событий, опосредованного запоминания, описания сюжетных картин и т.п.). В частности, трудности целостного восприятия объектов специфически сказываются на выполнении большинства невербальных, в том числе и личностноориентированных методов исследования

    Сформированность представления о пространственных, временных, пространственно-временных и квазипространственных отношениях

    Анализируются знания ребенка о взаиморасположении объектов в пространстве, правильное употребление предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения (в, на, над, под, ,ш, перед – спереди, сзади – позади, сверху, снизу, сбоку, слева, справа, внутри, снаружи, между и т.п.)» на конкретных предметах, в наглядно-образном плане и на вербальном уровне. Здесь же оценивается возможность анализа пространственных отношений и их вербализация, возможность пассивной ориентации в пространственных отношениях («Покажи, где . над, под» на объектном уровне). Оцениваются возможности конструирования аналогичных образцу объектов (на любом материале), сформированность анализа частей сложных объектов.

    Анализируется сформированность представлений ребенка о временных соотношениях (дольше, короче, быстрее, медленнее), возможность актуализации серийных (автоматизированных) рядов (времена года, месяцы, дни недели, время суток, в том числе и в варианте «что перед. », «что после. ). А также оценивается умение создания сравнительных степеней прилагательных (близко – ближе, темно – темнее и т.п.).

    Оценивается правильность показа по инструкции взрослого с употреблением предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения, называние ребенком наиболее частотных (чаще употребляемых) предлогов, сформированность представлений ребенка о некоторых временных соотношениях (что короче: день или месяц? что дольше: дневной или ночной сон? и т.п.). Также анализируется возможность вербальной актуализации последовательного автоматизированного ряда (времена года, прямой и обратный порядковый счет от 1 до 5-10, от 5 до 1).

    Крайне важной является оценка понимания сложных речевых конструкций , в особенности пространственных, временных, пространственно-временных, квазипространственных и инвертированных конструкций.

    Трудности понимания сложных речевых конструкций достаточно часто являются одной из основных причин неуспешности ребенка в решении математических и логических задач. В грубых случаях возникают трудности понимания инструкций и заданий, предлагаемых педагогом.

    При условии ненарушенного зрительного гнозиса, достаточного объема слухоречевой памяти, отсутствии интерферирующих влияний мнестических следов, при учете мотивационного фактора и характеристик работоспособности ребенка оценка уровня актуального интеллектуального развития производится стандартным способом в соответствии с методическим обеспечением психолога и возрастной соотнесенностью каждой конкретной методики. В противном случае должны быть сделаны соответствующие поправки как в использовании стимульных материалов и подачи инструкций (инструкции даются в дробном виде, упрощаются, выносятся на предметный уровень), так и в оценке результатов выполнения заданий.

    Как один из наиболее важных показателей мыслительной деятельности анализируется и оценивается уровень понятийного развития ребенка, выделяется ведущий обобщающий признак, отмечается специфика развития обобщающей функции (например, обобщение на основе ситуативной близости, по функциональному признаку, ориентация на латентные признаки и т.п.).

    Определяется уровень сформированности наглядно-действенного, наглядно-образного, логического мышления и их соответствие возрастным показателям и социально психологическим нормативам – СПН (Гуревич, 1997).

    Как одна из основных характеристик анализируется способность ребенка к овладению новыми видами деятельности – обучаемость, а также такие критерии обучаемости, как темп (скорость) обучения, необходимый объем помощи и перенос сформированного навыка на аналогичный материал.

    Отмечаются такие характеристики мышления, как темп, самостоятельность, инициативность, ясность, абстрактность, оригинальность и прогнозирование.

    Учитываются и такие особенности и характерные черты мыслительной деятельности ребенка, как критичность мышления, возможность опосредования. Также оценивается наличие изменений динамики мыслительной деятельности (скачки идей, инертность, ригидность, соскальзывания в процессе мышления и т.п.).

    При оценке особенностей мышления прослеживается причинно-следственная связь между результатами выполнения вербальных и вербальнологических заданий и уровнем сформированности пространственных и квазипространственных представлений.

    Развитие графической деятельности, рисунок

    В настоящей интерпретации рисунок оценивается в основном с позиций сформированности графической деятельности в соответствии с возрастными этапами развития рисунка. В первую очередь оценивается связь уровня развития рисунка и качества моторного исполнения.

    Отмечается, на какой стадии находится рисунок ребенка, наличие содержания и сюжета. Особая оценка рисунка как проекции личностных особенностей может анализироваться в плане цветовой гаммы, относительной величины фигур и их взаиморасположения, а также наличие зачеркиваний, зарисовываний и стираний и т.д.

    Примечание . Проективный анализ рисунка возможен лишь при достаточно сформированном уровне развития графической деятельности в соответствии с возрастом. Только в этом случае возможен классический анализ рисунка с точки зрения проекции личностных особенностей.

    Анализ мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер

    Для оценки необходимо учитывать целенаправленность и заинтересованность ребенка в выполнении заданий на протяжении всего обследования, его реакции на успех или неудачу, адекватность этих реакций. Также оценивается степень зависимости от взрослых (в том числе матери) и ориентация на них, умение самостоятельно работать, удерживать инструкцию и следовать ей, осуществлять самостоятельный контроль над процессом выполнения задании и его результатами. Таким образом, анализируется сформированность функции программирования и контроля.

    Оценивается ведущий тип мотивации (внешняя мотивация, мотивация достижения, соревновательная мотивация, игровая или учебная, мотивация успеха и т.п.), обеспечивающий наибольшую успешность и продуктивность деятельности в процессе психологического обследования.

    Необходимо отметить такие особенности ребенка, как признаки расторможенности, импульсивности, негативизма, упрямства или упорство, умение отстоять свою точку зрения, устойчивость собственной мотивации, ее выраженность.

    Необходимо уточнить общую характеристику личностной направленности (на игру или общение, на материальные удовольствия — »что-либо съесть или купить«, эгоистические тенденции).

    Определяется характер самооценки, уровня притязаний, их адекватность, устойчивость, взаимосвязь и взаимозависимость.

    Одной из важных характеристик ребенка, анализируемых психологом, должно быть выявление характера привязанности к матери и другим родственникам, педагогу или воспитателю, а также поведение ребенка среди сверстников, характеристики его общения, сформированность коммуникативных навыков. Выявляются тенденции к лидерству или конформность, определяется адекватность того или иного стиля общения личностным особенностям ребенка (например, выраженные тенденции к лидерству у незрелого, импульсивного ребенка, конфликтующего со сверстниками, как неадекватный стиль взаимодействия). Анализируется субъективная оценка позиции ребенка среди сверстников, в кругу семьи – по отношению к позициям братьев, сестер, других родственников (отношения конкуренции и ревности). Здесь же приводятся такие личностные поведенческие характеристики, как агрессивность по отношению к сверстникам, взрослым, ожидаемая агрессивность извне.

    Отмечается наличие опасений, повышенного уровня тревожности или страхов. Желательно постараться выявить причину возникновения данного состояния и проанализировать предмет опасений и страхов. Также должен быть проанализирован характер страхов (конкретные или диффузные) и их возрастная соотнесенность (возрастные или фиксированные страхи). В этом же ключе анализируются другие показатели и параметры фобических проявлений.

    Необходимо отметить и не свойственные ребенку данного возраста личностные особенности, такие, как излишняя погруженность в себя, «мудрствование» и «философствование», выхолощенность речевых высказываний, отсутствие эмоциональной дифференцировки, неадекватность в общении.

    У детей 9-10-летнего возраста можно проанализировать приобретенные интересы и их свойства (направленность, активность, постоянство, глубина, разносторонность), а также ценностные ориентации.

    Все вышеуказанные особенности ребенка должны анализироваться в сопоставлении с его отношением к школе и процессу обучения в целом.

    Заключение по результатам психологического обследования, не повторяя описательную часть обследования, должно явиться кратким ответом на вопрос, поставленный перед психологом родителями, педагогом, другими специалистами или самим психологом, что и почему происходит с ребенком. В заключении обоснованно резюмируются наиболее важные результаты, полученные при исследовании. Здесь предельно кратко приводятся данные, имеющие ведущее диагностическое значение, описывается обобщенно совокупный комплекс ключевых, выступающих на первый план особенностей развития ребенка. В первую очередь, должно быть отмечено соответствие (или несоответствие: задержка или, наоборот, опережение) уровня актуального развития возрастным и социально-психологическим нормативам. Как уже указывалось, итогом психологического обследования ребенка должен, на наш взгляд, явиться комплексный психологический диагноз.

    В структуре комплексного психологического диагноза отмечается феноменология наблюдаемого состояния ребенка, которая может быть описана в терминах одной из имеющихся современных классификаций (феноменологический уровень психологического диагноза). Кроме того, практическому психологу необходимо в соответствии с имеющейся квалификацией проанализировать причины наблюдаемых особенностей поведения и состояния высших психических функций и сфер ребенка, а также прогноз его дальнейшего развития и обучения.

    В рекомендациях должны быть четко и ясно сформулированы необходимые для оптимального развития ребенка требования к режиму, нагрузкам, типу программы обучения, необходимая степень ее индивидуализации, типу и форме учебного учреждения (образовательный маршрут). Даются рекомендации по оптимизации взаимодействия в окружении ребенка (семья, учителя, воспитатели, детский коллектив). В данном разделе в обязательном порядке должны быть сформулированы рекомендации педагогам, работающим с ребенком, по организации учебного процесса, с учетом его темповых характеристик, особенностей работоспособности, развития мотивационно-волевой сферы при обучении в режиме фронтального урока, возможный (или необходимый) уровень индивидуализации процесса обучения.

    В рекомендациях определяются основные направления развивающей и/или коррекционной работы с ребенком с учетом выявленных особенностей развития высших психических функций, мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер. Предположительно намечаются сроки динамического обследования для оценки эффективности предложенных программ обучения и работы специалистов. Здесь же приводится перечень специалистов, которые, по мнению психолога, должны участвовать в дополнительной помощи ребенку, с уточнением сфер их деятельности.

    источник