Меню Рубрики

Анализ обследования детей с онр

Методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме:
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ), ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕРЕЧИ (ПРИЛОЖЕНИЕ К КАРТЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ОТ 4 до 7 ЛЕТ)

Составитель: учитель-логопед Васильева Юлия Вячеславовна

ГБДОУ №25 детский сад компенсирующего вида Петродворцового района

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

  1. Исследование слухового внимания

— Дифференциация звучащих игрушек (бубен, погремушка, дудочка, гармоника)

Ребенок стоит около стола, на котором есть бубен, погремушка, дудочка, гармоника.

Инструкция : «Послушай, как звучат эти предметы. (Логопед демонстрирует.) Сейчас ты отвернешься и постараешься отгадать, какой инструмент звучал».

3 балла – не допускает ошибок;

2 балла – путает звучание игрушек, допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2 – 3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

— Определение направления звука (звучащей игрушки)

Ребенок стоит в центре кабинета логопеда с завязанными глазами.

Инструкция : «Послушай, где прозвучала погремушка. Покажи это место рукой.»

3 балла – не допускает ошибок;

2 балла – путает только «вверху-внизу», либо «слева-справа» или допустил 1 любую ошибку;

1 балл – допущено 2 – 3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

1.2. Восприятие и воспроизведение ритма

Ребенок сидит за столом, держит в руке карандаш.

Инструкция : «Мы поиграем в игру «Эхо». Прилетел дятел в лес и начал клювом стучать по дереву (—..). А эхо отвечает (—..)». Логопед стучит карандашом по столу, ребенок повторяет предложенный ритм.

3 балла – правильно воспроизводит все варианты ритма;

2 балла – неправильно воспроизводит 1 ритмический рисунок;

1 балл – неправильно воспроизводит 2-3 ритмических рисунка:

0 баллов – неправильно воспроизводит 4 и более ритмических рисунка.

Логопед показывает ребенку «волшебный» цветок.

Инструкция : «Помоги мальчику Пете вспомнить названия всех цветов, а то девочка Аня его совсем запутала. Покажи, где синий цвет. Покажи, где красный цвет. И т.д.

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущены 4-5 и более ошибок.

1.4.Зрительно-пространственный гнозис и праксис

Инструкция : «Покажи правую (левую) руку. Покажи правую (левую) ногу. Покажи правый (левый) глаз. Покажи правое (левое) ухо. Возьмись правой рукой за левое ухо. Возьмись левой рукой за правое ухо.

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

— Зрительная ориентировка в пространстве

Инструкция : «Покажи предметы, которые находятся справа( слева, вверху, внизу, впереди, сзади).

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

Инструкция : «Эта картинка разрезана на части. Попробуй ее сложить, чтобы получилась целая».

3 балла – складывает картинку без ошибок;

2 балла – может сложить с помощью опорной картинки;

1 балл – складывает прямо на опорной картинке;

0 баллов – не может сложить картинку или складывает с ошибками.

Инструкция : «Сделай правой рукой:кулак-ладонь-ребро. Сделай левой рукой: кулак-ладонь-ребро. Выполняй движения по порядку: правая руке – ладонь, левая рука – кулак; правая рука – кулак, левая рука – ладонь».

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок;

1.5. Состояние ручной моторики

Инструкция : «Покажи попугая (первый и второй пальцы сложены в кольцо), посчитай пальцы на правой руке, на левой руке, на обеих руках сразу. Нарисуй заборчик, дорожку, кружок. Помоги кукле расстегнуть кофту, застегнуть пальто».

Инструкция : «Покажи козу на левой руке, на правой руке, на обеих руках сразу. Поиграй на пианино. Нарисуй дорожку, дорисуй забор. Нарисуй человека. Помоги застегнуть и расстегнуть пуговицы, завязать и развязать шнурки».

Инструкция : «Покажи корову на правой руке, на левой руке, на обеих руках сразу. Поиграй на пианино. Нарисуй дорожку, волны в море, облако, человека, дорисуй забор. Помоги застегнуть и расстегнуть пуговицы, завязать и развязать шнурки».

3 балла – точно и правильно выполнены все задания;

2 балла – не выполнено или задание выполнено неточно , или отмечается наличие синкинезий;

1 балл – не выполнено 2-3 задания;

0 баллов – не выполнено 4 и более заданий.

1.6. Состояние общей моторики

Инструкция : «Я буду считать, а ты сжимай мячик правой (левой ) рукой; попади мячиком в корзинку; кидай мне мячик быстро (медленно); Возьми мячик в правую (левую руку); Сожми мячик сначала правой рукой, затем левой рукой, опять правой рукой и т.д.

3 балла – точно и правильно выполнил все задания;

2 балла – не выполнил или выполнил неточно задание или отмечается наличие синкинезий;

1 балл – не выполнил 2-3 задания;

0 баллов – не выполнил 4 и более заданий.

Обследование осуществляется общепринятым методом.

2 балла – нарушена 1 группа звуков;

1 балл – нарушены 2-3 группы звуков;

0 баллов – нарушены 4 и более групп звуков.

3.ПОДВИЖНОСТЬ АРТИКУЛЯТОРНОГО АППАРАТА

Инструкция : «Подними брови (удивись); нахмурь брови (рассердись); прищурь оба глаза; надуй (втяни щеки); Выполни упражнения: «Улыбка-трубочка», «Покажи зубки (оскал)»; Сделай губками «тпру»; Покажи широкий (узкий)язычок; Подними (опусти) кончик языка за верхние (нижние)зубки; Покачай язычок влево-вправо; Цокай как лошадка».

4 года : 3 раза выполнить движения и упражнения;

5-6 лет : 5 раз выполнить движения и упражнения;

3 балла – точно и правильно выполнил все задания;

2 балла – не выполнил или выполнил неточно задание или отмечается наличие синкинезий;

1 балл – не выполнил 2-3 задания;

0 баллов – не выполнил 4 и более заданий.

Обследование осуществляется общепринятым методом.

3 балла – все параметры – норма, использует все виды интонаций;

2 балла – все параметры имеют различные особенности, использует 2 вида интонаций;

1 балл – все параметры имеют различные особенности, использует 1 вид интонаций;

0 баллов – все параметры имеют различные особенности, речь интонационно не окрашена.

5.ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО – СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Инструкция : «Я буду говорить тебе слова, а ты послушай и постарайся за мной их повторить». (Аналогично проговариваются предложения.)

3 балла – все слова и предложения воспроизводятся без ошибок (не учитываются ошибки, связанные с нарушением звукопроизношения);

2 балла – допускает ошибки в предложениях;

1 балл – допускает ошибки в словах и предложениях;

6.СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (слухо-произносительной дифференциации звуков речи)

— Повторение слогов с оппозиционными звуками

Инструкция : «Давай поиграем в игру «Эхо». Я буду произносить разные звуки, а ты за мной повторяй». Ребенку предлагается повторить слоги с оппозиционными звуками.

3 балла – воспроизводит слоги без ошибок;

2 балла – неправильно воспроизводит 1 столбик слогов;

1 балл – неправильно воспроизводит 2-3 столбика слогов;

0 баллов – неправильно воспроизводит все слоги.

— Дифференциация оппозиционных звуков в словах

Инструкция : «Покажи картинку, на которой нарисована трава, а теперь ту, на которой нарисованы дрова». Так ребенку предлагаются все пары картинок.

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущено 1-2 ошибки;

1 балл – допущено 3-4 ошибки;

0 баллов – неправильное выполнение 5 и более заданий.

7.СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

-Определение наличия заданного звука в слове

Инструкция : «Сейчас я буду называть тебе слова. Если в слове замычит корова (м-м-м-м), подними флажок».

3 балла – все задания серии выполнены правильно;

2 балла – неправильно выполнено 1-2 задания;

1 балл – неправильно выполнены 3-4 задания;

0 баллов – неправильно выполнены 5 и более заданий.

-Выделение ударного гласного звука в начале слова

Инструкция : «Назови первый звук в словах: Аня, аист, осы, утки и т.д.»

3 балла – все задания серии выполнены правильно;

2 балла – неправильно выполнено 1-2 задания;

1 балл – неправильно выполнены 3-4 задания;

0 баллов – неправильно выполнены 5 и более заданий.

-Определение первого согласного звука и последнего согласного звука в слове

Инструкция : «Скажи, какой первый звук в слове «мак»? и т.д.»; «Скажи, какой последний звук в слове «дом»? и т.д.»

3 балла – все задания серии выполнены правильно;

2 балла – неправильно выполнено 1-2 задания;

1 балл – неправильно выполнены 3-4 задания;

0 баллов – неправильно выполнены 5 и более заданий.

— Определение последовательности звуков в слове

Инструкция : «Послушай слово «мак». Какой первый звук ты слышишь? Какой второй звук? Какой последний звук в этом слове?»

3 балла – сделан правильный анализ всех слов;

2 балла – сделан правильный анализ 3 слов;

1 балл – сделан правильный анализ 1-2 слов;

0 баллов – анализ слова сделать не может или выполняет все задания с ошибками.

— Определение количества звуков в словах

Инструкция : «Сколько всего звуков в слове?» Ребенок называет звуки и загибает пальцы.

3 балла – сделан правильный синтез всех слов;

2 балла – сделан правильный синтез 3 слов;

1 балл – сделан правильный синтез 1-2 слов;

0 баллов – синтез слова сделать не может или выполняет все задания с ошибками.

8.ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ (импрессивной речи)

Инструкция : «Постарайся запомнить, что я скажу, и выполни мою команду». «Покажи, где кукла. И т.д.». «Посади куклу, мишку и т.д.».

3 балла – все задания серии выполнены правильно;

2 балла – правильно выполнены 3 задания серии;

1 балл – правильно выполнено 1-2 задания серии;

0 баллов – не выполнил ни одного задания серии или путает картинки, действия.

Инструкция : «Покажи, где стол. Покажи, где столы». «Покажи, где находится ложка (в стакане, на стакане и т.д.)»

Дети 4-5 лет употребляют предлоги «в», «на», «над», «под», «за». Дети 6 лет употребляют предлоги «под», «за», «из-под», «из-за», «около», «перед».

3 балла – все задания серии выполнены правильно;

2 балла – правильно выполнены 3 задания серии;

1 балл – правильно выполнено 1-2 задания серии;

0 баллов – не справился ни с одним заданием или путает картинки.

Инструкция : «Покажи, где виноград. Покажи, где виноградинка. Покажи бусы. Покажи бусинку. Покажи картинку, на которой девочка входит (переходит, подходит, уходит, заходит)».

3 балла – показывает все картинки без ошибок;

2 балла – допущено не более 1 ошибки в каждой серии или только в одной серии;

1 балл – допущено не более 2-3 ошибок в каждой серии или только в одной серии;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок в каждой серии или только в одной серии.

-Понимание словосочетаний и простых предложений

Инструкция : «Покажи ключом карандаш, ключ карандашом». «Покажи, где на картинке хозяин собаки. Покажи, где на картинке собака хозяина и т.д.».

3 балла – выполняет все задания без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – все задания выполнены с ошибками.

-Понимание простых распространенных предложений

Инструкция : «Покажи картинку, на которой девочка рвет цветы (девочка играет в мячик, девочка убирает комнату).

3 балла – выполняет все задания без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2 ошибки;

0 баллов – все задания выполнены с ошибками.

-Понимание вопросительных предложений

Инструкция : «Посмотри на картинку: Кого ловит девочка? Чем девочка ловит бабочку? Кто ловит бабочку?».

3 балла – на все вопросы отвечает правильно;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2 ошибки;

0 баллов – на все вопросы отвечает неправильно или вообще затрудняется ответить.

Инструкция : «Послушай внимательно рассказ. Постарайся запомнить, что я тебе расскажу».

После чтения рассказа логопед задает ребенку вопросы по тексту.

3 балла – ответил на все вопросы правильно;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – не понял содержания.

9.ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

1.Состояние активного словаря

Инструкция : «Посмотри и назови картинки, которые ты знаешь». Логопед предлагает ребенку не менее 6 картинок по каждой лексической теме. Детям 5-6 лет, после называния картинок, задается дополнительный вопрос: «Как ты думаешь, какие картинки художник мог здесь еще нарисовать?»

3 балла – правильно названы 6 картинок;

2 балла – допущена 1 ошибка или затрудняется назвать 1 картинку;

1 балл – допущено 2 ошибки или затрудняется назвать 2 картинки;

0 баллов – допущено 3 и более ошибок или затрудняется назвать 3 и более картинок.

3 балла – правильно названы 6 картинок, самостоятельно подбирает 2-4 слова по теме;

2 балла – правильно названы 6 картинок, самостоятельно подобрать слова не может;

1 балл – допущена 1 ошибка или затрудняется назвать 1 картинку;

0 баллов – допущено 2 и более ошибок или затрудняется назвать более 2 картинок.

Инструкция : «Посмотри на картинки и подумай, как их можно назвать одним словом».

(Примечание: номинативный словарь и обобщающие понятия можно обследовать параллельно.)

3 балла – названы без ошибок все предложенные обобщающие понятия;

2 балла – названы с ошибкой 1-2 обобщающих понятия или затрудняется назвать 1-2 понятия;

1 балл – названы с ошибкой 3-4 обобщающих понятия или затрудняется назвать 3-4 понятия;

0 баллов – названы с ошибкой 5 и более обобщающих понятий или затрудняется назвать 5 обобщающих понятий.

-Существительные, обозначающие части тела, части предметов

Инструкция : «Расскажи Незнайке, какие существуют части тела; какие части есть у предметов».

Читайте также:  Коклюш анализы у детей инвитро

3 балла – правильно названы все части тела и всех предметов;

2 балла – из всех предметов, представленных на картинках, названы с ошибкой 1-2 их части или затрудняется назвать 1-2 части;

1 балл – из всех предметов, представленных на картинках, названы с ошибкой 3-4 их части или затрудняется назвать 3-4 части;

0 баллов – из всех предметов, представленных на картинках, названы с ошибкой 5 и более их частей или затрудняется назвать 5 и более их частей.

Инструкция : «Посмотри внимательно на животных, которые нарисованы на картинках. Давай покажем Незнайке, кто как голос подаёт». Ребенок имитирует голоса животных. Затем логопед предлагает ребенку ответить на вопросы по предложенным картинкам.

Инструкция : «Посмотри на картинки и скажи, кто как передвигается». Ребенку дается время для обдумывания ответа. Затем логопед его спрашивает: «Подумай, что ты делаешь в течение дня?».

Инструкция : «Я буду называть животных, а ты постарайся ответить на вопрос: «Кто какие звуки издаёт?». Ребёнок выполняет задание. Затем логопед предлагает следующее задание: «Посмотри на картинки. Здесь нарисованы люди разных профессий. Назови эти профессии (повар, врач, почтальон). Кто что делает?».

3 балла – правильно выполнены все задания;

2 балла – при выполнении заданий допущена 1 ошибка;

1 балл – при выполнений заданий допущено 2 ошибки;

0 баллов – при выполнении заданий допущено 3 и более ошибок.

Инструкция : «Посмотри на «волшебный цветок». У него все лепестки разного цвета. Назови и покажи цвета, которые ты знаешь». Если ребенок не понял инструкцию, то логопед показывает на каждый лепесток и спрашивает: «Какого цвета этот лепесток?»

3 балла – названы и показаны цвета без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено более 3 ошибок.

— Назвать форму (образование прилагательных)

Инструкция : «Посмотри внимательно на картинки. Назови предмет и скажи, какой он по форме».

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2 ошибки;

0 баллов – допущено 3-4 ошибки.

Инструкция : «Давай поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть слово, а ты постарайся ответить наоборот, например: «высоко – низко».

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущено 1-3 ошибки;

1 балл – допущено 4-6 ошибок;

0 баллов – допущено 7 и более ошибок.

2. Состояние словоизменения

— Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа

Инструкция: «Посмотри на картинки. Здесь Незнайка нарисовал один предмет, а тут – много предметов. Я буду называть картинку, где предмет один, а ты будешь называть ту картинку, где таких предметов много. Например: «Это стол – это (что?) столы».

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено более трех ошибок.

— Употребление существительных в косвенных падежах

На столе лежит карандаш и сидит кукла.

Инструкция : «Возьми в руку карандаш и ответь на мой вопрос: «Что есть (нет)у тебя в руке?». Возьми в руки куклу и ответь на вопрос: «Что есть(нет) у тебя в руках?». «Нарисуй любой предмет карандашом. Ответь на вопрос: «Чем ты рисуешь?». Посмотри на картинку и ответь на вопрос: «Чем пишет папа?».

— Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных

Инструкция : «Девочка и мальчик нарисовали картинки. Посмотри, у девочки получился один шар, а у мальчика много чего? – шаров». Далее логопед дает задания ребёнку по аналогии с образцом.

3 балла – задания выполнены без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

— Согласование прилагательных с существительными в единственном числе

Инструкция : «Раскрась цветными карандашами предметы, которые нарисовал Незнайка. Помоги Незнайке: «Какого цвета получился шар?». Далее логопед даёт задания ребенку по аналогии с образцом.

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

— Употребление предложно-падежных конструкций

Инструкция : «Посмотри внимательно на картинки. Скажи, где спит собака? Где сидит ворона?». Аналогичные вопросы задаются по другим картинкам.

3 балла – задание выполнено без ошибок, все предлоги употреблены правильно;

2 балла – неверно употребляет 1 предлог;

1 балл – неверно употребляет 2-3 предлога;

0 баллов – неверно употребляет 4 и более предлогов.

— Употребление словосочетаний – числительных 2 и 5 с существительными

Инструкция : «Сосчитай одинаковые предметы на картинке. Считать будем так: «Один дом, два (чего?) …, три …, четыре …, пять (чего?) …». Далее, если ребенок понял задание и умеет считать, то он продолжает считать предметы самостоятельно. Если ребенок не понял задание или не умеет считать, логопед продолжает помогать ему.

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

3. Состояние словообразования

— Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Инструкция : «Сейчас мы поиграем в игру «Волшебник». Я буду называть большие предметы, а ты, как волшебник, будешь «превращать» их в маленькие. Предмет надо назвать ласково.

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

— Образование названий детёнышей животных

Инструкция : «Посмотри на картинку и помоги мамам найти своих детёнышей. Кто у кошки малыш? – котенок». Далее задание выполняется по аналогии.

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

— Образование относительных прилагательных

Инструкция : «Послушай внимательно и ответь на вопрос: «Если шкаф сделан из дерева, то он какой? – деревянный. На следующие вопросы ребенок отвечает по аналогии.

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущено 1-2 ошибки;

1 балл – допущено 3-4 ошибки;

0 баллов – допущено 5 и более ошибок.

-Образование притяжательных прилагательных

Инструкция : «Посмотри на картинку и скажи, чьи это вещи». Если ребенок не может ответить на вопросы, логопед задаёт ему наводящие вопросы: «Чья сумка у мамы? – мамина». На следующий вопрос ребенок отвечает по аналогии.

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

— Образование приставочных глаголов

Инструкция : «Посмотри, на всех картинках нарисован мальчик. Что он делает?». Если ребенок не может ответить, логопед задаёт вопросы: «Мальчик из дома (что делает?) … — выходит. Мальчик дорогу (что делает?) … — переходит и т.д.».

3 балла – правильно употребляет более 4 приставочных глаголов;

2 балла – правильно употребляет 4 приставочных глагола;

1 балл – правильно употребляет 2-3 приставочных глагола;

0 баллов – правильно употребляет 1 приставочный глагол или не употребляет вообще.

-Образование глаголов совершенного вида

Инструкция : «Посмотри на картинки и скажи, что мальчик делал и что сделал?». Если ребенок не может ответить, то логопед задаёт вопросы по каждой картинке. «Что делал мальчик? – Рисовал велосипед. – Что сделал мальчик? – Нарисовал велосипед». Далее логопед по аналогии задаёт вопросы ребенку.

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

10. СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Инструкция : «Послушай внимательно рассказ. Запомни его название. Затем ты постараешься пересказать его Незнайке».

3 балла – запомнил название рассказа, пересказ полный, логичный;

2 балла – не запомнил название рассказа; пересказал, допуская ошибки, и (или) пересказ неполный;

1 балл – самостоятельно не пересказал, отвечал на наводящие вопросы логопеда;

0 баллов – не мог ответить на вопросы логопеда.

— Рассказ по серии сюжетных картинок

Инструкция : «Посмотри внимательно на картинки. Подумай и скажи, кто на них нарисован. Где эти герои были, что произошло потом, чем закончилась история? Постарайся дать рассказу название».

3 балла – дал название рассказу. Рассказ полный, последовательный, без аграмматизмов, включает в себя не менее 5-6 предложений;

2 балла – не смог дать название рассказу. Рассказ логичный, состоит из 3-4 простых предложений;

1 балл – не смог составить рассказ, отвечал на вопросы логопеда полными предложениями;

0 баллов – не смог составить рассказ, отвечал на вопросы логопеда односложно или не отвечал совсем.

источник

Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, приводя к общему недоразвитию речи, которое может иметь различный механизм и различную структуру нарушения, что наблюдается при наиболее сложных формах детской речевой патологии (алалии, дизартрии и т.д.).

При обследовании логопед выявляет уровень сформированности речевых и неречевых процессов, сопоставляет его с возрастными нормами психофизического развития, определяет соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и познавательной активности.

Обследование речи детей с ОНР предполагает изучение импрессивной речи (понимание речи окружающих) и экспрессивной (собственной) речи ребенка.

Обследованиеимпрессивной речи предполагает определение уровня понимания слов (предметов, признаков, действий), грамматических форм, предложений и текстов. В логопедической практике используются следующие приемы:

— показ называемых предметов, их частей;

— подбор к названным признакам подходящих предметов;

— понимание действий, производимых с предметами;

— выбор предмета или картинки в соответствии с заданной грамматической формой;

— выполнение предъявленных на слух инструкций различной сложности;

— понимание смысла предложений (умение отвечать на вопросы, восстанавливать порядок слов);

— понимание смысла прочитанного текста (умение отвечать на вопросы по содержанию);

— работа с деформированным текстом (восстановление логической последовательности событий).

Обследование экспрессивной речи начинается с беседы, цель которой предполагает выявление общего кругозора ребенка и уровня развития речи. Анализ ответов ребенка, полученных в ходе беседы, позволяет определить дальнейший ход логопедического обследования. Если ребенок, так или иначе, демонстрирует владение речевыми навыками, то возникает необходимость определить объем его словарного запаса, состояние фонематических процессов, слоговой структуры слова, звукопроизношения, уровень сформированности грамматического строя речи и связного высказывания. Основные методы и приемы обследования всех компонентов речи подробно изложены в главе «Организация и содержание логопедической работы в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи», раздел 2.2 данного учебного пособия.

Обследование состояния неречевых процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления.

При исследовании внимания необходимо определить его особенности: устойчивость, переключаемость, распределение. Использование специальных игровых упражнений («Что забыл нарисовать художник?», «Чем отличаются две пары картинок?», «Найди среди игрушек две одинаковые», «Что перепутал художник?», «Найди 2-10 отличий между двумя картинками» и т.п.) позволяет выявить уровень самостоятельности и наблюдательности, умение распределять и концентрировать внимание на соответствующих объектах.

В ходе обследования восприятия необходимо определить умение воспроизводить целостный образ предмета; умение соотносить предметы с сенсорными эталонами, выделяя их сходство и различие; умение ориентироваться в окружающей обстановке, выделяя главное в воспринимаемом. Исследование данного психического процесса проводится с помощью тестов («Почтовый ящик», «Разрезные картинки», «Доска Сегена», «Эталоны»), собирания пазлов, мозаики, а также при проведении специальных дидактических игр. При анализе результатов необходимо обратить внимание на характер деятельности (действует ли методом проб и ошибок, пытается ли силой протолкнуть фигурку в любое отверстие или примеряет, рассматривает её…); на умение соединять части в целое по заданному образцу; на уровень сформированности представлений о внешних свойствах предметов.

Память является одним из важнейших познавательных процессов. При проведении обследования необходимо выявить объем запоминаемой информации, время хранения данной информации, быстроту запоминания, точность запоминания; преобладающий вид памяти. Для этого используются игры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Нарисуй по памяти» и т.п.), тесты («Пиктограмма», «Десять слов», «Десять предметов» и др.), занимательные игры со словами и стихами. При анализе результатов учитывается количество правильно воспроизведенных с первого раза элементов (объём памяти), число повторений, необходимых для запоминания всего ряда (скорость запоминания), долгосрочность.

При обследовании мышления необходимо определить у детей старшего дошкольного возраста уровень сформированности наглядно-действенного, наглядно-образного и элементов словесно-логического мышления. Уровень развития наглядно-действенного мышления исследуется при помощи игровых упражнений: « Собери пирамидки», «Собери матрешки», «Построй башню» и т.п. Для исследования наглядно-образного мышления применяется игры: «Найди недостающую деталь», «Кому какое угощение?», «Кто где живет?» и др. При изучении элементов словесно-логического мышления используются игры: «Четвёртый лишний», «Овощи, фрукты, ягоды» (разложить по корзинам), «Кто (что) там?» (найти закономерность и нарисовать в пустых клетках недостающие фигуры), « Что перепутал художник?» и т.п. При анализе результатов определяется степень владения мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и умение устанавливать причинно- следственные связи.

Результаты комплексного обследования обобщаются в виде логопедического заключения, где указывается уровень речевого развития ребенка (психолого-педагогическая классификация) и вид речевого нарушения (клиническая классификация).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Общее недоразвитие речи (ОНР)- различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при сожранном слухе и интеллекте.

Читайте также:  Коклюш симптомы у детей анализы

• сопоставляет его с возрастными нормативами,

• сопоставляет его с уровнем психического развития,

• определяет соотношение дефекта и компенсаторного фона,

• определяет соотношение речевой и познавательной активности.

Необходим анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя.

• соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка;

• выявить компенсирующую роль сохранных звеньев речевой
способности;

• сопоставить уровень развития языковых средств с актуальным их использованием в речевом общении.

Выделяются три этапа обследования.

Первый этап— ориентировочный. Логопед заполняет карту развития ребенка со слов родителей, изучает документацию, беседует с ребенком.

На второмэтапе проводится обследованием компонентов языковой системы и на основе полученных данных делается логопедическое заключение.

На третьем этапе логопед проводит динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения и уточняет проявления дефекта.

В беседе с родителями выявляются:

• предречевые реакции ребенка, в том числе гуление, лепет (модулированный).

• в каком возрасте появились первые слова и каково количественное соотношение слов в пассивной и активной речи.

• когда появились двухсловные, многословные предложения,

• не прерывалось ли речевое развитие (если да, то по какой причине)

• какова речевая активность ребенка, его общительность,

• стремление к установлению контактов с окружающими,

• в каком возрасте родителями обнаружено отставание в развитии речи,

• каково речевое окружение (особенности естественной речевой среды).

В процессе беседы с ребенком логопед устанавливает контакт с ним, нацелевает его на общение.

Ребенку предлагаются вопросы, помогающие выяснить:

• ориентировку во времени и пространстве.

Вопросы задаются таким образом, чтобы ответы были развернутыми, рассуждающего характера.

Беседа дает первые сведения о речи ребенка, определяет направление дальнейшего углубленного обследования различных сторон речи.
Особенно тщательно обследуются:

• звуко-слоговая структура слов,

При обследовании связной речи выясняется:

• как ребенок самостоятельно может составить рассказ по картине, серии картин, пересказ, рассказ-описание (по представлению).

Установление сформированности грамматического строя языка — один из ведущих моментов логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи.

• правильность употребления детьми категории рода, числа, падежа существительных,

• умение согласовывать существительное с прилагательным и числительным в роде, числе, падеже.

Материалом обследования являются:

картинки, изображающие предметы и их признаки, действия.

Для выявления умения пользоваться морфологическими формами слов проверяется :

— образование множественного числа от существительных в единственном числе

— образование уменьшительной формы существительного от данного слова,

— образование глаголов с оттенками действий.

Основные приемы:

а) закончить начатую фразу по наводящим вопросам;

б) составить предложения по картине или демонстрации действий;

в) вставить пропущенный предлог или слово в нужной падежной форме.

При обследовании словарного запасавыявляется умение ребенка соотносить слово (как звуковой комплекс) с обозначаемым предметом, действием и правильно употреблять его в речи.

Основные приемы:

• нахождение (показ) детьми предметов и действий, названных логопедом (Покажи: кто.моет, а кто подметает и т. д.);

• выполнение названных действий (нарисуй дом — раскрась дом);

• самостоятельное называние детьми показанных предметов, действий, явлений, признаков и качеств (Кто нарисован на картинке? Что делает мальчик? Из чего он лепит шарик?);

• называние детьми видовых понятий, входящих в какую- либо обобщающую тему (Скажи, какую ты знаешь летнюю одежду, зимнюю обувь);

• объединение предметов в обобщающую группу (Как можно одним словом назвать шубу, пальто, платье, юбку? и т. д.).

Обследование строения артикуляционного аппарата и его моторики имеет важное значение для определения причин дефекта звуковой стороны речи ребенка и для планирования коррекционных упражнений.

Оценивается степень и качество нарушений двигательных функций органов артикуляции и выявляется уровень доступных движений.

Для обследования звукопроизношенияподбираются слоги, слова и предложения с основными группами звуков русского языка.

Для выявления уровня фонематического восприятия, возможности запоминания и воспроизведения слогового ряда ребенку предлагается повторить сочетания из 2—3—4 слогов. Сюда входят слоги, состоящие из звуков, различающихся по артикуляции и акустическим признакам (ба-па-ба, да-да-да, са-ша-са).

Для определения наличия звука в слове слова подбираются так, чтобы заданный звук находился в разных позициях (в начале, середине и в конце слова), чтобы наряду со словами, включающими данный звук, были слова без этого звука и со
смешиваемыми звуками. Это позволит в дальнейшем установить степень смешения как далеких, так и близких звуков.

Для обследования слоговой структурыи звуконаполняемости подбираются слова с определенными звуками, с разным количеством и типом слогов; слова со стечением согласных вначале, середине, в конце слова. Предлагается отраженное и самостоятельное называние картинок: предметных и сюжетных.

Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ко); из разных согласных, но одинаковых гласных звуков (па-та-ка-ма и т. д.); из разных гласных, но и одинаковых согласных звуков (па-по-пы, тута-то);из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па); отстучать ритмический рисунок слова.

При этом становится возможным установить границы доступного уровня, с которого следует в последующем начинать коррекционные упражнения.

При обследовании общей и мелкой моторики логопед обращает внимание на:

• навыки самообслуживания (завязать бант, заплести косу, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т. д.),

• выполнение упражнений с мячом,

• прыжки в длину на точность приземления.

• Проверяется умение сохранить равновесие (стояние на левой, правой ноге), попеременно постоять, переключаемость движений (правую руку к плечу, левую — на затылок, левую руку на пояс, правую — за спину и т. д.).

Оценивается точность воспроизведения задания по пространственно-временным параметрам, удерживанию в памяти составных частей и последовательности элементов структуры действия, наличию самоконтроля при выполнении заданий.

Логопедическое заключение базируется:

• на всестороннем анализе результатов изучения ребенка,

• на достаточно большом количестве примеров детской речи

• на динамическом наблюдении в процессе коррекционно-педагогической работы.

Логопедическое заключение раскрывает состояние речи и нацеливает на преодоление специфических трудностей ребенка, обусловленных клинической формой речевой аномалии. Это необходимо для правильной организации индивидуального подхода на фронтальных и в особенности на подгрупповых занятиях.

Периодизация ОНР по Р.Е.Левиной.

ОНР, общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной.

Причинамиобщего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии.

Левина выделила характерные особенности , указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

• Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;

• Резкое ограничение словаря;

• нарушение фонематического слуха;

• нарушение ритмико-слоговой структуры слова;

• Затруднения в распространении простых предложений и постронии сложных.

Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:

Первый уровень речевого развития характеризуется:

• Отсутствием общеупотребительной речи (т.н. “безречевые дети”).

• Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподрожаниями. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как однословные предложения.

• Дети сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.

• Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, обозначая разницу значений интонацией и жестами.

• Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Названия действий заменяют названиями предметов (открывать — «древ»(дверь), и наоборот — названия предметов заменяются названиями действий (кровать-«пат»). Характерна многозначность употребляемых слов.

Второй уровеньречевого развития.

Начатки общеупотребительной речи.

• Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”.

• Произносительные возможности детей и словарный запас значительно отстают от возрастной нормы.

• Нарушена слоговая структура. Например, наиболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”.

• Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов.

• Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова, близкими по смыслу.

• Наблюдается грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций:

— смешение падежных форм («едет машину» вместо на машине;

— нередко употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени;

— в употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных по числам («два такси» — два карандаша, «де тун» — два стула);

— отсутствие согласования прилагательных с существительными

— Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений

— Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих («пат книга» — пять книг; «папутька» — бабушка; «дупа» — рука).

— Нарушается звуконаполняемость слогов, звуков, замена и уподобление слогов («моршки»-ромашки. «кукика»-клубника). Многосложные слова редуцируются.

Третий уровень речевого развития характеризуется:

• наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития

• Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Например, мягкий звук «с», сам еще недостаточно четко произносимый, заменяет звук с («сяпоги»), ш («сюба» вместо шуба), ц («сяпля» вместо цапля), ч («сяйник» вместо чайник), Щ («сетка» вместо щетка); замены групп звуков более простым по артикуляции

• Отмечаются смешания звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.

• Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, “мамой ездиля асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна. потом асьпальки небили. потом посьли пак” вместо “С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка — там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк”.

55.Характеристика нарушений речи у детей с ОНР 1 -4 уровней.

Общее недоразвитие речи (ОНР)- различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при сожранном слухе и интеллекте.

Характеристика детей с ОНР.

Р.Е.Левиной была разработана периодизация проявлений ОНР: от полного отсутствия средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. На основе поэтапного структурно-динамического изучения аномального речевого развития раскрыты также специфические закономерности, определяющие переход от низкого уровня к более высокому. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 1160 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Анализ материалов логопедического обследования ребенка с ОНР.

Правильный ответ:

Логопедическое обследование детей
с общим недоразвитием речи

Логопедическое обследование проводится в первые две недели пребывания ребенка в детском саду.

Основная цель состоит в следующем:

— изучить условия воспитания и развития ребенка (круг общения, характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в семье и в дошкольном учреждении) на основе беседы с родителями и анализа документов;

— выявить уровень развития ведущей деятельности (игры, рисования, конструирования, элементов труда) и оценить в соответствии с возрастными нормативами (совместно с воспитателем);

— выявить характерные особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;

— оценить состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления;

— определить степень овладения компонентами языковой системы.

Непосредственному обследованию самого ребенка предшествует беседа с родителями.

При всех нарушениях речи необходимо выяснить: знает ли ребенок о своем дефекте, как на него реагирует; испытывает ли трудности в общении с окружающими; как вступает в контакт с близкими, знакомыми и незнакомыми взрослыми, с товарищами в детском саду, во дворе; поведение ребенка дома. Следует. выяснить, в чем заключаются жалобы самих родителей: беспокоит ли неправильное произношение отдельных звуков, грамматическое оформление речи, недостаточность словаря, ошибки в построении предложений, темп речи и др.

Читайте также:  Когда у детей берут анализы

Цель беседы с ребенком состоит в том, чтобы выявить его общий кругозор, возможности связных высказываний, наблюдать за поведением обследуемого. В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами пользуется ребенок: односложными или развернутыми, правильны ли они по содержанию, как оформлены грамматически и фонетически.

Если ребенок отвечает на каждый вопрос одним словом, то после некоторых таких ответов необходимо задать дополнительные вопросы, чтобы стимулировать ребенка к более распространенному ответу.

Обследование связной речи включает: составление рассказа по картинке, по серии картин; составление рассказа из личного опыта; пересказ.

Составлению рассказа по картине и по серии картин предшествует вступительная беседа, в ходе которой выясняется, понятно ли ребенку содержание картины, уточняется значение отдельных слов. Затем даётся ребенку небольшой план, по которому он должен составить рассказ.

Если ребенку предлагается составить рассказ по серии картин, то ведется наблюдение и за тем, как он их раскладывает (самостоятельно, после объяснения и показа, с помощью логопеда).

При задании составить рассказ из личного опыта проводится вступительная беседа и задается ряд вопросов: «Что тебе подарили на день рождения? Как называется эта машина? Из чего сделана? Какого она цвета и размера? Как ты будешь в нее играть?»

Навык связного рассказа можно выявить путем пересказа доступного текста сказки, рассказа после чтения их и разбора содержания по вопросам.

При оценке состояния связной речи следует иметь в виду, что в норме к трем годам жизни дети овладевают простыми распространенными предложениями. Довольно рано, примерно к трем-четырем годам, дети начинают употреблять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. На пятом году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11 % по отношению к общему числу предложений.

После четырех лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворения, к пяти годам пересказывают только что прочитанные короткие тексты, прослушав их два раза.

После пяти лет дети способны довольно подробно и последовательно рассказать о виденном или услышанном, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от рассказа.

После, шести лет дети могут сами придумать рассказ или сказку.

У детей, зачисленных в группу, состояние связной речи характеризуется обычно наличием простых предложений, бедностью и однообразием синтаксических конструкций. Отмечаются большие трудности, а иногда и полное неумение распространять предложения, самостоятельно конструировать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

При оценке связных высказываний детей логопед получает представление об уровне словарного запаса детей.

Тем не менее логопед должен применить специальные приемы, позволяющие более тщательно обследовать лексическое развитие ребенка. Уточняется понимание и умение правильно употреблять слова, обозначающие названия действий, предметов и их частей, признаков предметов и действий, профессии. Важно выяснить, умеет ли ребенок образовывать новые слова суффиксально-префиксальным способом. Проверяются слова, близкие по лексическому значению, например, глаголы: льет, поливает, выливает; шьет, вяжет; режет, мнет, отрывает и т.д.

Для обследования словарного запаса можно использовать следующие приемы:

— показ по называнию, а затем называние предметов и их частей, действий, признаков;

— выполнение ребенком названных логопедом действий;

— добавление в предложение недостающего слова в нужной форме, подходящего по смыслу;

— подбор слов-синонимов, антонимов.

Обследование словарного запаса проводится в объеме тем из окружающей жизни; например: «Одежда», «Посуда», «Транспорт», «Домашние и дикие животные».

Логопед получает представление об объеме словарного запаса и его качественных особенностях. При этом нужно проанализировать, какие замены лексических значений, нарушения лексической сочетаемости, неоправданные контекстом употребления слов имеют место у обследуемого ребенка. При оценке лексических возможностей следует помнить, что при нормальном развитии речи активный словарь ребенка увеличивается очень быстро. Словарь четырехлетнего ребенка колеблется в пределах 2000 слов и распределяется между различными грамматическими категориями следующим образом: преобладают существительные — 50,2% и глаголы — 27,4%.

У детей в норме рано формируется навык словообразования: четырехлетние дети свободно образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (например, пальчик).

Дошкольники пяти-шести лет свободно выполняют упражнения на словообразование. Они изменяют основу слова для образования слов различных категорий (существительных, глаголов, прилагательных).

Например: красный, краснеть, краснота; плавать, пловец, плавучий.

Дети с нормальной речью справляются с заданиями на образование прилагательных от существительных, причем не только обиходных слов (железо — железный, стеклянный, деревянный), но и менее употребительных в быту слов: ситцевый, снежный, бумажный, песочный, картонный, пластмассовый.

Дети с ОНР пользуются в основном общеизвестными, наиболее часто употребляемыми в обиходе словами и выражениями; часто наблюдаются нарушения лексической сочетаемости; многие слова называют в приблизительном, неточном значении; часто слова заменяют близкими по ситуации, назначению.

Однако следует помнить, что данные об ограниченности словарного запаса не могут быть использованы в качестве единственного показания недоразвития речи.

Отставанию от возрастной нормы в овладении словарным запасом могут способствовать неблагоприятные условия воспитания, микросреды, двуязычие и ряд других причин.

Лексические развитие ребенка следует рассматривать не изолированно, а в совокупности с другими проявлениями речевого недоразвития.

Беседуя с ребенком, не всегда удается выявить имеющийся у него аграмматизм. Поэтому логопед должен, используя ряд специальных приемов, обследовать грамматический строй речи.

Необходимо выявить правильность употребления в самостоятельной речи следующих грамматических категорий:

— число существительных и глаголов;

— родовую принадлежность предметов;

— употребление падежных окончаний в единственном и множественном числе;

— согласование прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже;

— употребление простых и сложных предлогов.

Для обследования грамматического строя речи используются следующие методические приемы:

— ответы на вопросы по картине, по демонстрации действий или по представлению;

— самостоятельное составление предложений по картине, демонстрации действий;

— добавление недостающего в предложении слова в нужном падеже, числе, роде.

При оценке степени сформированное™ грамматического строя необходимо помнить, что к трем-четырем годам дети с нормальным речевым развитием в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги (у, в, на, под, с, из, к, за, но, после), свободно пользуются ими в своих высказываниях. При нормальном развитии речи дети к пяти годам овладевают всеми типами склонений, т.е. правильно употребляют существительные,, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, деревы, колесов, деревов).

К пяти годам дети усваивают основные формы согласования существительных с прилагательными всех трех родов, существительных с числительными в именительном падеже.

У детей с общим недоразвитием речи часто встречаются ошибки, указывающие на недостаточно полное овладение точными падежными формами, на смешение форм склонения, на неправильное согласование, управление и т.д.

Наряду с обследованием экспрессивной стороны речи выявляется и понимание лексико-грамматических отношений: слов, близких по значению (ствол-дерево-корни; дверь-стена-подъезд-дом; красит стену-раскрашивает картинку и т.д.); категории числа и рода существительных, глаголов, прилагательных (покажи, про что можно сказать «голубой», «голубая», «голубое», «голубые» и т.д.); пространственного расположения предметов, выраженных разными предлогами (покажи, кто выглядывает из-за стола, из-под стола, что лежит между столами, за столом и т.д.). Выясняется понимание ребенком причинно-следственных связей, а также предложений, имеющих подчинительную связь (как правильно: стало тепло, потому что распустились ласточки на -деревьях; распустились листочки, потому что стало тепло?).

При нормальном речевом развитии дети старшего дошкольного возраста свободно справляются с предъявляемыми заданиями.

Обследование строения артикуляционного аппарата, его сохранности и подвижности важно для выявления возможных причин дефекта звуковой стороны речи ребенка, а также для определения приемов коррекционных упражнений при последующем обучении.

Дефекты анатомического характера включают в себя: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, деформацию (укорочение) верхней губы, неправильный прикус и аномальное расположение зубов; наличие укороченной подъязычной связки; расщепление твердого нёба; наличие субмукозной расщелины; укороченное мягкое нёбо; его расщепление; раздвоение маленького язычка или его отсутствие.

Обследование моторики артикуляционного аппарата включает предварительное наблюдение за состоянием мимической мускулатуры в покое. При этом отмечается выраженность носогубных складок и их симметричность; характер линии губ и плотность их смыкания; устанавливается, есть ли насильственные движения (гиперкинез) мимической мускулатуры. Проверяется умение держать рот закрытым, закрывать глаза (оба и изолированно один глаз), нахмурить брови, наморщить лоб. Отмечается появление сопутствующих движений (синкинезий), симметричность носогубных складок при оскаливании.

Обследование двигательных функций артикуляционного аппарата предполагает неоднократное повторение заданных движений для выявления малозаметных нарушений. При этом отмечается качество каждого движения, время включения в движение его истощаемость, изменение темпа и плавности, объем, появление со дружественных движений. Таким образом, могут быть выявлены стертые формы пареза. В легких случаях, дизартрии-при такой нагрузке может появиться слюнотечение (саливация).

Одновременно логопед уточняет у родителей, как ребенок жует и глотает твердую и жидкую пищу, не наблюдалось ли в раннем детстве расстройства глотания.

При обследовании подвижности артикуляционного аппарата предлагаются следующие упражнения: смычка, Оскал и вытягивание губ вперед; открывание и закрывание рта; движение языка вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево, чередование распластывания языка и языка в форме «жало».

Движения языка при нормальном функционировании артикуляционного аппарата во время выполнения этих заданий должны быть достаточной силы, четко фиксироваться в заданной позе.

Важно отмстить повышение тонуса языка: выраженное напряжение, выдвижение кончика языка, его подергивание при произвольных движениях.

Подвижность мягкого нёба выясняется путем произнесения гласного звука при твердой атаке (рот при этом широко открыт).

Важно учитывать, что различные неблагоприятные факторы (возбуждение, утомление) могут усилить артикуляционные трудности в спонтанной речи. Поэтому рекомендуется обследование проводить в удобное для ребенка время, чередуя различные приемы и соблюдая соответствующие паузы.

Обследование фонетической стороны речи включает проверку изолированного произношения всех звуков (как в мягком, так и в твердом вариантах). Многократное повторение одного звука, повторение вразбивку двух звуков или слогов (сначала резко отличающихся, затем близких) помогает выявить возможности переключения (так — как, бап — пат). При этом нередко отмечаются случаи персеверации, «усредненной» артикуляции. Последующие задания (проговаривание слов, предложений и текстов, насыщенных заданным звуком) дают возможность выявить, как ребенок пользуется этими звуками в самостоятельной речи.

Специальные упражнения помогают определить трудности в воспроизведении слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Сюда входит повторение ряда слогов, типа па-пта, то-кто; ста-сва-сма-ства; слов — «троллейбус», «ткачиха», «гимнаст», «хоккеист»; предложений — «физкультурники идут на парад», «библиотекарь выдает книги» и т.д. (слова произносятся сначала отраженно, а спустя некоторое время — самостоятельно).

В процессе логопедического обследования попутно фиксируется: как долго ребенок может сосредоточить внимание на определенном объекте, каков перекос внимания с одного предмета на другой, как длительно удерживается внимание именно на этом объекте, а также возможности удержания в поле активного внимания одновременно нескольких объектов. При этом необходимо отметить, при каких условиях меняются такие качества внимания, как объем, переключение, распределение и устойчивость.

Обследование детей проводится индивидуально и маленькими подгруппами в беседе, а также при использовании различных видов игровой и учебной деятельности.

Важно выявить особенности памяти у детей с общим недоразвитием речи в процессе выполнения сложных инструкций, включающих два-три элементарных задания; запоминания последовательного ряда из нескольких картинок с логической связью и без нее; при определении изменений в ряду из двух картинок, при заучивании стихотворения, текста и т.д.

Логопед отмечает скорость запоминания, прочность сохранения и легкость воспроизведения.

Результаты обследования фиксируются в речевой карте, приводятся примеры образцов детской речи. Логопедическое заключение аргументируется данными первичного обследования. Заполнение речевых карт заканчивается к 5 сентября.

Одновременно воспитатель группы обследует умения и навыки каждого ребенка в различных видах учебной деятельности, а также получает представление о готовности детей к усвоению знаний и представлений по математике. Опираясь на программные требования соответствующих и нижестоящих возрастных групп, воспитатель определяет отставание детей в игровой, физической, изобразительной деятельности от нормально развивающихся сверстников. Кроме того, он выявляет и анализирует индивидуальные особенности детей.

Характеристика воспитателя не должна быть односторонней и отражать только недостатки ребенка. Важно отметить положительные стороны личности ребёнка и его поведения, отношение к коллективу, к труду, а также приемы индивидуального подхода, которые оказались наиболее эффективными. В характеристику в течение, года вносятся новые данные о развитии ребенка под влиянием коррекционного обучения.

В случае затруднений в установлении речевого диагноза и усвоении программного материала характеристики отдельных детей обсуждаются педагогическим коллективом.

Данные комплексного обследования детей используются при планировании всего коррекционного обучения.

В конце учебного года составляется сводная характеристика логопеда и воспитателя на каждого ребенка, в которой должны найти отражение результаты коррекционного обучения и остаточные проявления речевого недоразвития.

источник