Людмила Шаврина
Консультация «Анализ диагностики развития детей»
В современных условиях развития нашего общества педагоги обращают особое внимание на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании подрастающего поколения, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей. Если при традиционной системе образования педагог – основной источник знаний для воспитанника, то в новых условиях он выступает в роли организатора совместной и самостоятельной активной познавательной, экспериментальной, проектной деятельности воспитанников, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль учебной деятельности дошкольников, а на диагностику их навыков и умений, чтобы вовремя квалифицированными действиями помочь устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Личностно – ориентированное обучение предусматривает, по сути, дифференцированный подход к обучению с учётом уровня интеллектуального развития воспитанника, его способностей и задатков.
Чтобы работа по всем направлениям была целенаправленной и результативной, нужно определить содержание знаний, умений и навыков с учётом индивидуального развития ребёнка, их возможностями и потребностями. А это, в свою, очередь диктует необходимость определения уровня сформированности знаний детей, т. е. необходимость диагностики.
Диагностика развития детей направлена на выявление уровня усвоения программного материала, достижение высоких результатов его усвоения, коррекцию форм, способов и методов обучения воспитанников, эффективность использования педагогических технологий.
Регулярная проверка и оценка знаний каждого ребёнка и группы детей позволяет получить реалистическую картину. Сделать заключение о позитивных и негативных сторонах организации педагогического процесса, уровня развития детей. Анализ диагностических данных позволяет определить индивидуально – психологические особенности личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития.
При проведении диагностики необходимо:
• соблюдать инструкции при проведении обследования;
• знать задачи обучения в данной возрастной группе;
• создать спокойную обстановку;
• оценивать результаты в соответствии с требованиями;
• избегать эмоционального отношения к ребёнку;
• не завышать и не подменять результаты;
• учитывать состояние здоровья ребёнка и индивидуальные особенности.
Результаты обследования обсуждаются совместно двумя воспитателями (в идеале с руководителем или ст. воспитателем). Диагностические исследования требуют точной фиксации, качественной, профессиональной оценки результатов, логических выводов, компетентных и реальных (выполнимых) рекомендаций.
Анализ диагностики:
• в соответствии с критериями оценки уровней усвоения программного материала;
• выявляются причины недостаточно высокого уровня усвоения программного материала по каждой задаче (состояние здоровья, посещаемость ребёнка, среда обитания в социуме, недостаточно посещает д/с, формы, способы и методы обучения);
• выявляются причины и достаточно высокого уровня развития детей (систематическое посещение, заинтересованность родителей в успехе ребёнка, способность к познанию, подходы, методы педагога и др.);
• намечаются дальнейшие действия педагога в работе с детьми и родителями.
• 100/ на кол-во детей = ….% 1ребёнок;
• 100/ на кол-во вопросов = % 1 вопроса.
В группе 22 ребёнка, в диагностике — 9 вопросов:
35 –красных кружков, 143 – зелёных кружков, 20 – синих кружков.
4,6*143:9=73% — средний уровень;
Индивидуально, на одного ребёнка:
100: на кол-во вопросов (9) = 11% — 1вопрос
На начало года – 4красных кружка 4*11=44% — высокий уровень;
На конец года – 7красных кружков 4*11=77% — высокий уровень;
77%-33%=44% — динамика развития.
Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.
Самоанализ работы Вопросы для самоанализа воспитателя ДОУ. 1. Проведите анализ улучшения здоровья детей по сравнению с исходными данными. (Сравниваются исходные.
источник
Методическая разработка на тему:
Отчёт о результатах диагностики образовательного процесса и детского развития на конец 2016 – 2017 учебного года
МБДОУ «Иланский детский сад № 50»
о результатах диагностики
образовательного процесса и детского развития
на конец 2016 – 2017учебного года
Диагностика осуществлялась на основании Приказа МБДОУ «Иланский детский сад № 50» № 15 от 04.04.2017г., в конце учебного года (в период с 04.04.17 по 28.04.16.) Проводилась во всех группах ДОУ (вторая младшая, средняя, старшая первая, старшая вторая , подготовительная первая, подготовительная вторая), всего 156 воспитанников.
Цель: определить степень освоения ребенком образовательной программы, и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
— индивидуализировать образование (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
— оптимизировать работу с группой детей;
— выявить уровень содержания и объёма усвоенной в период дошкольного детства информации и умение применять её в самостоятельной деятельности;
— регулярно проверять и оценивать знания дошкольников в образовательных областях;
— получать реальную картину для предупреждения проблем и выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития каждого ребёнка;
— оптимизировать работу с группой дошкольников.
Сбор информации основан на использовании следующих методик:
- систематические наблюдения за деятельностью ребенка;
- организация специальной игровой деятельности;
- получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации;
- анализ продуктов детской деятельности;
- анализ процесса деятельности;
- индивидуальная беседа с ребенком.
Форма организации мониторинга – диагностическая карта.
Данные карты позволяют фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- художественной деятельности;
- физического развития.
Педагогами проводилась диагностика по основным направлениям программы ДОУ, по 5 образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года:
- Физическое развитие;
- Речевое развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Познавательное развитие;
Педагоги оценивали успешность выполнения только тех разделов программы, по которым ведут занятия. Специалисты – музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре оформляли результаты диагностики в диагностических картах по возрастам. Такая форма обобщения результатов работы удобна при непосредственном проведении диагностики (заполнении таблиц). По всем разделам программы для каждой возрастной группы определены критерии оценки на основе содержания программы детского сада «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребёнком содержания образовательной программы учреждения. Усвоение программного материала определяется по пятибалльной системе:
— ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно – 5 баллов;
— ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки – 4 балла;
— ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого – 3 балла;
— ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки – 2 балла;
— ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает – 1 балл.
В диагностических картах по каждому предмету педагоги высчитали процент детей с высоким, средним, и низким уровнем освоения программы на конец года (Приложение № 1).
Диагностика не требует проведения специального исследования или выполнения детьми контрольных заданий. Педагоги оценивают успешность усвоения программного материала, наблюдая за воспитанниками на занятиях и в свободной деятельности. Данные заносятся в таблицы по каждому разделу программы. В них отражены успехи каждого ребёнка группы. Таким образом, педагоги видят, на что следует обращать внимание при планировании воспитательно-образовательного процесса, как строить индивидуальную работу с детьми. Данные по каждому разделу заносятся в сводную таблицу (Приложение № 2) . Это количественный и качественный анализ выполнения программных требований, средний балл на начало и конец учебного года, который определяется как деление суммы итогового показателя на число критериев. Определение среднего показателя выполнения программных требований, оформление сводной таблицы позволяет сравнивать успехи работы в параллельных возрастных группах, оценивать результаты по каждому разделу программы всего детского сада в целом. Данная форма обработки педагогической диагностики даёт возможность оценить качество работы отдельного педагога и определить положительные изменения в работе всего ДОУ.
Диагностика образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» показала, на конец года самый высокий балл 4,6 во второй подготовительной группе «Далматинцы», воспитатель Кострикова О.В.. Результаты на конец года по указанной выше образовательной области стали лучше во всех группах, но в младшей и средней группе имеются дошкольники, которые имеют низкий уровень развития по данной образовательной области. Высокий % по ДОУ — 53 %, средний 44%, низкий 3%.
Диагностика образовательной области «Познавательное развитие» на конец года, имеет следующие результаты: достаточно сформированные предпосылки к учебной деятельности: умение работать в соответствии с инструкцией, самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, вовремя остановиться при выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение другого. Однако не во всех группах сложилась отличная ситуация — высокий средний балл во второй подготовительной группе «Далматинцы», воспитатель Кострикова О.В. — 4,6 баллов, 4,2 балла в средней группе «Золотой ключик», воспитатель Шура Ю.В., 3,9 балла во второй старшей группе «Пчёлки»,причина в большом количестве вновь поступивших в детский сад детей и слабо освоивших образовательную программу. Высокий 57%, средний % по учреждению — 40%, низкий 3%.
Результаты образовательной области «Речевое развитие» на конец учебного года таковы: у детей значительно активизировался словарный запас в обыденной жизни, речь стала яркой, эмоциональной, однако имеются ещё и недостатки в развитии речи дошкольников, так например, имеют низкие баллы 3,5 дошкольники старшей группы «Ромашки», воспитатель Сухарькова Н.М., и старшей первой «Пчёлки», воспитатель Примакина А.Н. В этих группах, большая часть ребят имеют дефекты речи, посещают логопеда и индивидуально работали в течение года с воспитателем чтобы исправить положение к школе, родителям даны рекомендации по работе летом. Высокий 40%, средний % по ДОУ — 54%, низкий 6%.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» имеет следующие результаты на конец года: низкий балл 3,8 в первой старшей группе «Ромашки», а самый высокий (4,6) по детскому саду в этой области во второй подготовительной группе «Далматинцы», воспитатель Кострикова О.В. Высокий 48%, средний % по ДОУ — 49%, низкий 3%.
Диагностика образовательной области «Физическое развитие» показала, на конец года самый высокий результат по детскому саду 4,8 балла во второй подготовительной группе «Далматинцы», инструктор по физической культуре Леготина И.В., в этой группе ребята с хорошими спортивными данными, очень гибкие, ловкие, подвижные и любят заниматься спортом. Низкие результаты по сравнению с другими в средней группе 4,0 балла. Средний % физического развития дошкольников по детскому саду — 21%, высокий 79%, низкий 0%.
У детей преобладает нормативный (высокий) уровень в формировании знаний и представлений, в формировании побуждений, умений и навыков, что свидетельствует о положительном варианте развития детей по данным выше показателям. Однако, несмотря на высокий уровень развития игровой и познавательной деятельности можно выделить следующие проблемы:
— поведение во время занятий, дети часто отвлекаются, спорят, часто не могут заниматься совместной деятельностью (играть в подвижные игры со сменой водящего, выбрать капитана команды, следовать установленным правилам);
— организация самостоятельной деятельности (в организации сюжетно-ролевой игры, в выборе роли, в доведения игры до конца);
— недостаточная сформированность коммуникативных компетенций (дети порой перебивают ответы друг друга, выкрикивают и не всегда могут доказать свою точку зрения по какому- либо вопросу, конфликтные ситуации не могут разрешить словами, прибегают к помощи взрослого).
Вывод: сравнительный анализ результатов диагностики показывает, что уровень развития воспитанников значительно вырос. Программный материал усвоен в полном объёме. Прослеживается стабильная, позитивная динамика по всем направлениям развития. В основном показатели выполнения основной образовательной программы находятся в пределах высокого и среднего уровня. Результаты получены за счет сформированных предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка работать в соответствии с инструкцией, самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, вовремя остановиться при выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение другого. Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания осуществляется при систематической и целенаправленной работе с использованием разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения и с учетом индивидуального развития каждого воспитанника группы. Высокий составляет 55%, средний % по ДОУ — 42%, низкий 3%.
Система оценки качества организации воспитательно-образовательного процесса позволяет:
— провести углубленное обследование воспитанников и выяснить причины полученного результата;
-своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты;
— направить на консультацию к педагогам: психологу, логопеду;
-проследить динамику развития каждого ребёнка и проводить индивидуальную работу с ним;
— оценить успешность усвоения принятой в ДОУ программы;
— провести беседу с родителями о важности закрепления полученных знаний дома;
— предложить родителям игры и упражнения для занятий с ребёнком в домашних условиях;
— провести анализ эффективности организации образовательного процесса по данной области в группе и устранить имеющиеся недостатки;
— определить перспективы, направления работы педагогического коллектива детского сада.
источник
Актуальные проблемы диагностики психического развития ребенка. Определение реального уровня психического развития ребенка. Диагностика интеллектуального развития ребенка. Социальное развитие и игра. Организация коррекции психических отклонений.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
диагностика психический развитие ребенок
Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ДИАГНОСТИКУ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Диагностикой развития называют систему исследовательских приемов, задача которых — определение реального уровня развития, достигнутого ребенком.
Задачи диагностики психического развития:
· определение реального уровня психического развития ребенка. При определении реального уровня развития мы фиксируем плоды развития, то есть то, что уже созрело и завершило свой рост. Нам известны такие закономерности развития, как неравномерность и гетерохронность (разновременность) созревания отдельных сторон личности и ее свойств. Поэтому важно оценить не только то, что уже созрело, но и то, что еще только созревает. В первую очередь это, конечно, относится к детям, ведь очень немногие психические функции завершают процесс своего созревания в детском и подростковом периоде.
· определение зоны ближайшего развития. Определение не созревших на сегодняшний день, но находящихся в периоде созревания процессов и функций и составляет вторую, самую главную и трудную задачу диагностики развития. Эта задача решается нахождением зоны ближайшего развития.
ПРИМЕР. С целью диагностики интеллектуального развития ребенку предлагают ряд задач нарастающей трудности, стандартизированных по годам (месяцам) жизни. Определяется предел трудности задач, доступных для него, и соответствующий стандартный возраст. Тем самым устанавливается реальный умственный возраст.
Если при этом мы хотим установить зону ближайшего развития ребенка, то должны предложить ему следующую по уровню трудности задачу, и поскольку ребенок уже не в состоянии решить ее самостоятельно, мы (взрослые) либо показываем, либо сами начинаем решать задачу, а далее смотрим, сможет он самостоятельно закончить ее решение или нет. К примеру, реальный уровень умственного развития двух детей соответствует 8 годам. Но, определяя зону ближайшего развития, мы установили, что один ребенок с помощью взрослого решает задачи, приуроченные к 12 годам, а другой в состоянии продвинуться в сотрудничестве со взрослым лишь до 9-летнего стандартного возраста. Следовательно, в первом случае зона ближайшего развития составляет 4 года, а во втором случае только 1 год.
Показатели психического развития ребенка:
развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.);
овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.
Предмет психологического изучения — психологический факт. Однако психологические факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности. Это может быть и ошибка, допущенная учеником, и его проступок, и новое собственное слово, скажем, «нырьба» — по мнению К. Чуковского, превосходное, энергичное, звонкое слово. Есть же, кстати, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стрелять».
Для того чтобы определить, какие факты нужно собрать, важно сформулировать цели и задачи такой работы. Собирая факты, следует учитывать их неоднозначность. Скажем, одни дети, испытывающие повышенное возбуждение, могут кричать, хохотать, интенсивно жестикулировать; у других аналогичное состояние может вызвать подавленность, замкнутость, слезы и т. п.
э Во-первых, это физические и умственные действия ребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на что направлены, как подготовлены. Например, игрушка, которой ребенок силится завладеть, находится вне поля досягаемости, и тем не менее он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упорстве, настойчивости малыша. Но если ребенку уже 3-4 года, то можно сделать вывод и о том, что он не очень сообразителен. Вместо бесплодного прыганья возле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно достать желаемое.
Для оценки общего уровня психического развития ребенка Н. А. Русина и В. А. Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его:
— соматотипа (астенический, пикнический, атлетический),
— половой зрелости (маскулинность—феминность),
— позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная),
— лица (узкое—широкое, толстое—худое, нежное—грубое, красивое—неправильное),
— мимики и пантомимики (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная).
— следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешности (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т. п.).
э Во-вторых, это речь ребенка, т. к. в словах выражаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо, сама речь может использоваться в качестве диагностического показателя развития ребенка. Оцениваются следующие параметры речи:
— разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый),
— дикция, словарь, используемый ребенком (богатый—бедный, разговорный—изысканный, вычурность конструкций предложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т. п.).
— воспроизведение мысли: легко, затрудненно, связно, замедленно.
э В-третьих, психологическим фактом может стать социальное поведение ребенка. При его оценке следует обращать внимание на:
характер установления контакта ребенком (торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно);
характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);
уровень социальной активности (адекватная—неадекватная ситуации);
проявление качеств социального поведения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое превосходство, неподчиняющийся, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, скрытно-нерешительный, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, оказывающий содействие, получающий радость от контакта, непосредственный, смешливый, шутливый, ласковый, доверчивый. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведения ребенка.
Методы изучения психического развития ребенка:
Во-первых, собираются факты реального поведения ребенка. Ребенок ведет себя свободно, и потому можно получать правдивые факты.
Во-вторых, каждый ребенок предстает перед наблюдателем как целостная личность. Все, что мы видим и слышим, воспринимается не изолированно, но в связи с другими действиями, словами или поступками ребенка.
В-третьих, если наблюдатель (педагог, психолог или врач) имеет возможность наблюдать ребенка с родителями, он получает представление о характере взаимоотношений между ними.
Условия эффективности применения метода:
1. выработка в себе способности к наблюдению. Наблюдательность, вообще говоря, необходимое профессиональное качество педагога, воспитателя или врача. Быть наблюдательным значит активно смотреть и слушать, действительно обращать внимание на то, что ребенок делает и говорит, что пытается делать или говорить, что он уже усвоил и что пока выше его способностей или понимания.
2. соотнесение наблюдений со знаниями о развитии ребенка. Отсутствие последних делает невозможным сопоставление видимого с известными вам эталонами, а без этого трудно делать обоснованные выводы.
3. организация наблюдения. Понятно, что, например, у врача-педиатра возможности для детального и обширного наблюдения за поведением ребенка невелики. Поэтому способность к оперативному, всестороннему и глубокому наблюдению приходит с годами тренировки. Для повышения эффективности наблюдения желательна его элементарная организация, что возможно с помощью различных средств.
Одно из них (самое простое) — составление карточек развития ребенка. С их помощью вы сможете установить, что ребенок уже умеет делать, а следовательно, определить его уровень достижений. В разных карточках развития используют следующие рубрики:
общение и развитие речи (к примеру, выразительность речи, ее понимание и т. д.);
социальное развитие и игра (под этой рубрикой отмечаются игры с взрослыми и со сверстниками; как ребенок играет, его интересы и т. д.);
— самостоятельность и независимость, т. е. умение обходиться без помощи взрослых во время приема пищи, одевания и раздевания, пользования туалетом и т. п;
Структура карточки — это перечень отдельных пунктов по каждому аспекту развития ребенка. Ниже приводится пример карточки физического развития (Лешли Дж., 1991).
Какие советы следует дать наблюдателю?
Обосновывайте свое мнение (вы должны отвечать за свои слова).
Придерживайтесь своих наблюдений — не старайтесь обобщать.
Воздерживайтесь от оценочных суждений. Например, можно сказать: «Петя капризничает, потому что мама не задерживается с ним, когда приводит его в детский сад» (в высказывании содержится скрытый упрек матери). А можно и так: «Кажется, Петя быстрее успокаивается в те дни, когда маме удается задержаться с ним на несколько минут».
Значимая информация может быть извлечена из беседы с ребенком, которую обычно рекомендуют при работе с детьми в возрасте от 6 до 15 лет. По мнению Н. А. Русиной и В. А. Урываева, темами для беседы могут быть:
семья: ее члены и отношения между ними, терпимость, предпочтения, интимность, доминантность, зависимость, агрессия, интенсивность— экстенсивность и активность—пассивность отношений, ревность, зависть, конфликт и т. д.;
родители: воспитательные методы и родительские позиции, взгляды, интересы, перспективы ребенка;
участие в домашней работе: ее содержание, систематичность и самостоятельность;
свободное время: количество и качество проведения, под присмотром родителей, спонтанное или в группе; друг противоположного пола; интересы, увлечения;
самооценка: общая самооценка, внешний вид, способности; надежды, идеалы; удовлетворенность собой, ожидания;
школа: ход обучения, как оно протекает, смена школы, привязанность к школе. Учеба: успеваемость, поведение, предпочитаемые предметы, отношение к экзаменам (уровень напряжения). Уровень притязаний. Одноклассники: статус в классе, друзья и враги, взаимоотношения. Учителя: восприятие учеником отношения учителей к себе и другим ученикам, степень популярности, наличие конфликтов;
— страхи и опасения: наличие и объекты страхов, ночные страхи)
— состояние здоровья: хронические заболевания, самооценка состоя
ния здоровья (Русина Н. А., Урываев В. А., 1998).
По результатам наблюдения и беседы с ребенком можно сделать обоснованные заключения о его психологических особенностях. При этом следует дать оценку темперамента ребенка и его характера. Оценивая характер, обращайте внимание на отношения ребенка к другим людям, сверстникам, взрослым, к делу, к самому себе.
Для врача и педагога наиболее приемлемой формой эксперимента может стать исследование с помощью тестов. Тест — это стандартизированное задание для определения развития у ребенка различных психических процессов. К положительным сторонам тестирования обычно относят:
возможность определения нормы развития;
возможность проведения повторных, т. е. сравнительных испытаний;
возможность одномоментного сбора большого объема материала;
отсутствие длительной специальной подготовки.
В то же время у тестов есть свои недостатки, ограничивающие их применение. Детская и возрастная психология богата разнообразными тестовыми процедурами. Среди них немало надежных, хорошо зарекомендовавших себя. Однако чаще всего практически применимыми могут быть только экспресс-методики. Они просты в употреблении, не требуют длительной обработки данных, сложного и развернутого анализа полученных сведений.
Общие подходы к диагностике психического развития детей
При проведении диагностики важно помнить о том, что психическое развитие детей — это сложный процесс, в котором невозможно выделить отдельные независимые друг от друга параметры. Поэтому при проведении диагностики необходимо использовать целую «батарею» методик, направленных на изучение всех сторон психики детей, сопоставляя полученные данные так, чтобы можно было получить целостное представление о конкретном ребенке. При этом важно не только правильно подобрать методики, но и расположить их в определенном порядке, чтобы ребенок не устал, не отказался от работы.
Анализируя полученные данные, важно установить взаимосвязь между отдельными особенностями и сторонами психики обследуемого ребенка (познавательными способностями, личностными качествами, характером общения). На основании такого анализа составляется психологическая характеристика, в которой дается комплексное описание психологических черт данного ребенка, а также основные причины появления тех недостатков и отклонений, которые были выявлены в процессе обследования. Ведь в реальной жизни все стороны психики влияют друг на друга, и, например, неспешность в учебной деятельности может быть связана как с отставанием познавательного развития, так и с высокой тревожностью или замедленным темпом ориентировки детей. В свою очередь особенности памяти и уровень мышления определяют и некоторые качества личности, например, уровень притязаний или агрессивность ребенка, особенности его общения.
Правильная диагностика — первый шаг в организации коррекции психических отклонений, так как она показывает, что является первопричиной нарушений в психическом развитии, какие качества хуже всего сформированы. Таким образом, на основании психотической характеристики составляется план коррекции — от помощи ребенку в исправлении простых недостатков до компенсации сложных дефектов. Составление такой характеристики является не простой задачей даже для практического психолога; для успешной работы нужна некоторая практика и, главное, соблюдение основных правил работы с тестами, потому что непрофессиональный подход к диагностике может принести больше вреда, чем пользы.
Обследование, как правило, начинается с беседы со взрослыми, (другими воспитателями, учителями, родителями) в том случае, если они обратились к Вам с определенными жалобами на ребенка. В процессе беседы Вам необходимо четко определить характер претензий к ребенку и причин недовольства им.
Собственно обследование ребенка начинается с анализа его внешнего вида и его реакции на ситуацию обследования. При этом надо обращать внимание на то, насколько ребенок открыт для контакта, проявляет ли он активность (например, изучает обстановку в комнате, рассматривает с интересом игрушки, предметы, стоящие в ней) или он расторможен, т.е. крутится на месте, порывается встать, вертит что-то в руках или просто болтает руками или ногами. Фиксируется и проявление заторможенности, напряженности, проявляемое ребенком, стремление сесть или встать в уголок, нежелание обращать на себя внимание, боязнь вступить в разговор.
Все эти факты связаны как с психодинамическими (врожденными) особенностями ребенка (например, с импульсивностью или ригидностью), так и с качествами его личности (например, с тревожностью или демонстративностью). Полученные при наблюдении данные в дальнейшем сопоставляются с данными тестов и помогают понять природу интеллектуальных или эмоциональных отклонений ребенка.
При обследовании важно чередовать методики таким образом, чтобы методы, направленные на изучение памяти, следовали за методиками, направленными на анализ мышления, а изучение восприятия следовало за исследованием креативности. Начинать диагностику рекомендуется с рисования (как на свободную, так и на заданную тему), давая ребенку время войти в ситуацию обследования. Вначале даются и задания на исследования памяти, так как необходимо время (не меньше 20 минут) для исследования отсроченного воспроизведения. В то же время личностные методики предлагаются детям в конце работы, после того, как новизна ситуации для него сгладится и наладится контакт между взрослым, проводящим диагностику, и ребенком. Эта последовательность сохраняется и в том случае, если обследование проводится не единовременно, но в течение нескольких занятий.
Правила проведения диагностики развития ребенка:
1. Каждая методика направлена на измерение очень узкого, специального качества — какого-то вида внимания, памяти, мышления ребенка. Нет методик, которые бы измеряли сразу все, нет методик, на основании которых можно сразу понять все в ребенке и дать общую характеристику его личных качеств, способностей, особенностей его общения или стиля деятельности, его познавательных процессов. Поэтому для составления психологической характеристики необходимо использовать не меньше 10-15 разных тестов.
2. Обязательно обращайте внимание на инструкцию, которая дается в каждой методике. Помните, что неправильная инструкция может полностью изменить содержание задания и, следовательно, полученный Вами результат.
3. Не забывайте о том, что каждая методика рассчитана на определенный возраст. Поэтому внимательно следите за тем, чтобы возласт исследуемого ребенка совпадал с тем возрастом, для которого составлена данная методика. Существуют методы, которые можно использовать в разных возрастных группах. В таких случаях обращайте внимание на инструкцию и способ подачи материала для каждого возраста.
4. Результаты, полученные Вами, также не могут быть одинаковыми для разного возраста. Поэтому будьте внимательны при интерпретации результатов, обязательно сверяйте их с нормативностью, т.e. с теми результатами, которые типичны для детей данного возраста. Помните и о том, что только по данным одной методики, уже если результаты ребенка ниже, чем должны быть в норме, еще нельзя сделать вывод о его «глупости» или отсталости, так же как и об одаренности. Такой вывод может быть сделан только в том случае, если данные всех интеллектуальных тестов (или большинства из них) ниже или выше нормы.
5. Многие методики требуют специального «стимульного материала», т.е. карточек, текстов, картинок, которые предлагаются ребенку. Не забывайте, что все инструкции о порядке предъявления и способе дачи этого материала обязательны; при несоблюдении их или изменении самого материала Вы получите совершенно иной результат.
6. Существуют так называемые субъективные и объективные методики, способы анализа полученных результатов. Одни из них имеют точные ключи и рассчитанные по баллам варианты ответов, другие требуют не количественной, но качественной интерпретации; хотя работать с ними труднее, часто эти методы дают более ясные данные о психическом состоянии ребенка. Однако при работе с ними надо проявлять особое внимание и сверять полученные результаты с показателями, полученными в других тестах.
7. Никогда не пытайтесь давить на ребенка, т.е. работать с ним без его добровольного желания. Отвержение ребенком ситуации обследования может нарушить весь процесс диагностики и Вы получите неверные результаты. Старайтесь также не подчеркивать, что Вы проверяете ребенка, как бы экзаменуете его, это приведет к напряженности, скованности и также нарушит объективность полученных данных. Можете включить обследование в процесс любой совместной деятельности, даже игровой, но только в том случае, если ребенок может и в процессе этой игры сосредоточиться, принять задание, а не бросить его на полпути, если оно ему покажется скучным или трудным. Словом, Вы должны заинтересовать его данной деятельностью и добиться внимания к ней.
Исследование культурно-исторического подхода к пониманию закономерностей психического развития ребенка. Социальная среда как источник индивидуального психического развития. Характеристика особенностей формирования высших психических функций ребенка.
презентация [265,1 K], добавлен 07.10.2013
Психолого-педагогические особенности одаренного ребенка. Понятие и определение одаренности у детей. Развитие одаренного ребенка и его самооценка. Сложности психического развития одаренных детей. Одаренность ребенка как проблема.
курсовая работа [49,1 K], добавлен 03.04.2007
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Причины возникновения отклонений в развитии у детей. Упражнения на развитие внимания. Диагностика школьной зрелости у ребенка. Методы диагностики восприятия и воображения.
дипломная работа [201,7 K], добавлен 10.06.2015
Соотношение психического развития и обучения в детском возрасте. Психическое развитие по Л.С. Выготскому. Принципы психического развития по В.П. Зинченко. Основные законы психического развития ребенка. Сензитивные периоды развития психических функций.
реферат [27,9 K], добавлен 03.07.2012
Психическое здоровье как психолого-педагогическая проблема. Психологические аспекты психического здоровья детей. Семья как источник психического здоровья ребенка. Трудные ситуации и психическое здоровье. Уровень психического развития ребенка.
курсовая работа [30,6 K], добавлен 12.12.2006
Психологические аспекты психического здоровья детей. Появление мировоззрения и самосознания ребенка-дошкольника. Семья как источник психического здоровья ребенка. Влияние родителей на становление у детей способов поведения в трудных ситуациях.
реферат [30,0 K], добавлен 12.05.2009
Понятие игровой деятельности и ее роль в воспитании ребенка. История развития и особенности детских игр, их виды и классификация. Характеристика сюжетно-ролевой игры. Влияние игровой деятельности на различные стороны психического развития личности.
контрольная работа [23,3 K], добавлен 10.09.2010
Понятие эмоциональной и социальной зрелости ребенка. Психолого-диагностические методики, позволяющие определить готовность детей к обучению в школе. Исследование необходимого уровня психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы.
отчет по практике [31,2 K], добавлен 30.03.2015
Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка, его характеристика и критика. Нативизм и эмпиризм как однофакторные теории. Концепция рекапитуляции в развитии индивида. Понимание «детерминант психического развития в онтогенезе».
реферат [26,9 K], добавлен 17.05.2011
Особенности психического развития детей раннего возраста, определение основных рекомендаций к психолого-педагогическому изучению данной категории. Анализ научных трудов по проблеме проведения диагностики ребенка при поступлении учебное учреждение.
реферат [31,1 K], добавлен 01.10.2012
источник
Технология разработки ИАОП для детей со сложной структурой дефекта: атипичным аутизмом с умственной отсталостью.
Описание методов диагностики и процедуры процесса изучения развития детей с атипичным аутизмом с умственной отсталостью.
Комплексное всестороннее изучение ребенка с тяжелыми множественными нарушениями — необходимое условие для индивидуализации обучения и развития ребенка в образовательной организации.
Цель психолого – педагогического обследования: всестороннее изучение ребенка, выявление уровня его актуального развития и определение «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский).
Знание особенностей развития позволит спроектировать оптимальную программу коррекционно – развивающей работы, поставить в центр внимания ребенка, его образовательные потребности, направленные на развитие его потенциальных возможностей для формирования жизненных компетенций.
При проведении диагностики мы учитывали принципы.
1. Принцип комплексного изучения. Обследование должно быть комплексным: медицинское первичное и регулярное повторное обследование, первичное и регулярные повторные психолого-педагогические обследования ребенка. Психолого-педагогическое обследование ребенка со сложными нарушениями развития представляет значительные сложности. Оно обязательно должно быть комплексным и включать: исследованиеособенностей сенсорной, двигательной, познавательной и личностной сфер ребенка, его ведущих средств общения, уровня развития предметной деятельности и навыков самообслуживания.» [1]. При поведении психолого-педагогической диагностики важно выявить развитие ориентировочных действий, направленных на обследование предметов и явлений, выяснение и запечатление их свойств и отношений. «Именно ориентировочное познавательное действие является основной структурной единицей познания» [7]. Это познавательные перцептивные действия: целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка; и интеллектуальные: образное и логическое мышление.
1. Принцип целостного системного изучения ребенка – позволяет выявить взаимосвязанную систему нарушений и выявит первичные, вторичные отклонения в развитии.
2. Принцип динамического изучения. Этот принцип опирается на концепцию Л. С. Выготского о зоне актуального развития и зоне ближайшего развития. Это позволит спроектировать образовательный маршрут ребенка.
3. Принцип качественного анализа данных позволяет выявить отношение испытуемого к заданиям, способы ориентировки в условиях задания, характер его ошибок, отношение к результату своей деятельности.
4. При проведении диагностики мы учитывали оба нарушения в развитии ребенка: аутизм и умственную отсталость.
Для проведения медицинской диагностики использовалось изучение медицинской карты ребенка, беседы с родителями о раннем развитии ребенка. Результаты отражены в приложении №3.
В диагностике психического развития детей со сложными нарушениями вполне применимы многие традиционные методы психолого-педагогической диагностики. Это предметные дидактические игрушки (разновеликие стаканчики и кубики, матрешка, ящик форм, различные задания на классификацию формы и величины предметов).
В зависимости от сохранных сенсорных, двигательных, интеллектуальных и речевых возможностей ребенка возможно использование общепринятых диагностических заданий.
Но при этом необходимо учитывать все особенности конкретного ребенка со сложным нарушением, в частности – грубым нарушением речи (мутизм), интеллекта, что значительно затрудняет или делает невозможным понимание и выполнение инструкции для выполнения некоторых заданий . Поэтому выбирали задания, где можно показать наглядно, дать возможность ребенку работать с карточками, перебирать, сортировать, группировать, классифицировать и т.д.
Для обследования познавательного развития ребенка с атипичным аутизмом с умственной отсталостью была выбрана методика Стребелевой Е.А, Мишиной Г.А. «Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста». Данный диагностический инструментарий разработан для разного возраста, описаны условия, процедура проведения обследования, представлен наглядный диагностический материал, а также даны количественные показатели оценки результатов познавательного развития ребенка определенного возраста. Но, учитывая особенности конкретного ребенка, а именно отсутствие речи, из диагностики убрали задания, связанные непосредственно с вербализацией, предпочтение было отдано заданиям с восприятием наглядного материала, складыванием, сортировкой, конструированием.
При оценке диагностических данных обращали внимание на следующие параметры, описанные Стребелевой Е.А. [7] :
А) принятие задания — согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.
Б) способы выполнения задания — отмечается самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого (возможно диагностическое обучение); самостоятельное выполнение задания после обучения. При обследовании детей дошкольного возраста отмечаются: хаотичные действия; метод практической ориентировки (метод проб и ошибок, метод практического примеривания); метод зрительной ориентировки.
В) обучаемость в процессе обследования — допустимы следующие виды помощи: выполнение действия по подражанию; выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов; выполнение заданий по показу с использованием речевой инструкции. Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно. Но важно соблюдать следующие условия: количество показов выполнения задания не должно превышать трех раз; речь взрослого должна быть конкретной, указывать цель действия и оценивать результативность действий ребенка; обучаемость, т. е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях; отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Г) отношение к результату своей деятельности.Заинтересованность в собственной деятельности и конечном результате характерны для нормально развивающихся детей; безразличное отношение к тому, что делает, и к полученному результату — для ребенка с нарушениями интеллекта.
Для проведения индивидуального естественного психолого – педагогического эксперимента ребенку предложили следующие задания, рекомендованные Стребелевой Е.А.
Результаты оценивались по 4 х бальной системе оценки.
1. Включение в ряд (методика А. А. Венгер). Выявляли установление контакта ребенка со взрослым и уровень развития зрительного восприятия, а именно — ориентировки на величину.
Оборудование: экран, шестисоставная матрешка.
2. Коробка форм. Целью этой методики является проверка уровня развития зрительной ориентировки на форму.
3. Построй из палочек (лесенка). Необходимо было выявить уровень развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.
4. Сложи разрезную картинку (из четырех частей). Позволяет выявить развитие целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.
5. Сгруппируй картинки (по цвету и форме). Данное задание помогает определить развитие восприятия и наглядно-образного мышления (ориентировка на цвет и форму, умения группировать картинки по образцу, переключаться с одного принципа группировки на другой, объяснять принцип группировки).
6. Количественные представления и счет. Данное задание мы адаптировали под конкретного ребенка. Выявляли узнавание и называние цифр.
7. Найди время года. Необходимо было выяснить уровень знаний о временах года (развитие наглядно-образного мышления).
Задания «Расскажи (серия сюжетных картинок «Утро мальчика»), сравни (сюжетные картинки «Летом»), нарисуй целое – данные методика из нашей диагностики были исключены, так как ребенок мутичен.
Активно использовались в психолого – педагогическом эксперименте другие методы диагностики.
1. Наблюдение за ребенком в группе в процессе режимных моментов, в разных видах деятельности в групповой и индивидуальной формах. Наблюдали и анализировали поведение ребенка в непроизвольной деятельности, так как спонтанная деятельность является существенным показателем при анализе развития детей. Часто дети усвоенное выдают в непроизвольной, спонтанной деятельности, что позволит спланировать более точно направления коррекционной работы.
2. Изучение и анализ продуктов детской деятельности (рисунки, продукты лепки, аппликация, постройки из конструктора и т.п.)
3. Беседы с родителями о раннем развитии ребенка, внутрисемейных отношениях, характере взаимодействия в семье, системе помощи ребенку в семье.
При анализе данных методов использовали количественные и качественные показатели, предложенные Стребелевой Е.А, Мишиной Г.А. и Зарин А. П. в учебно – методическом пособии «Комплексное психолого – педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии».
Дляпроведение диагностики создали определенные условия:
1.Продумали план проведения обследования и взаимодействие со всеми специалистами, работающими с ребенком для объективной оценки уровня развития и оценки результатов
2.Подобрали методы и формы обследования, диагностический инструментарий.
3.Подготовили протокол для фиксации результатов обследования.
4.Организовали деятельность ребенка в момент обследования для выявления двигательной, когнитивной и личностной сферы ребенка.
5.Проанализировали и использовали данные для проектирования индивидуальной образовательной программы ребенка с аутизмом и умственной отсталостью.
Психолого – педагогическое исследование ребенка проводилось в январе 2017 года в условиях группы компенсирующей направленности, в которой находится исследуемый ребенок. Наблюдение проводилось на протяжении всего периода проведения сопровождения ребенка, что очень важно для корректировки образовательной программы ребенка со сложной структурой дефекта. Эти наблюдения учитывались при построении ежедневной работы с ребенком. Так реализовался принцип единства диагностики и коррекции. Все результаты психолого – педагогической диагностики оформлены в протоколе (приложение №4).
Анализ результатов диагностики.
Для проектирования индивидуальной образовательной программы необходимо было проанализировать полученные медицинские, психолого – педагогические данные обследования ребенка.
Анализ медицинской документациипозволяет сделать вывод, что проблемы развития наблюдались во внутриутробном, натальном и постнатальном развитии: ОРВИ в 9 недель беременности, токсоплазмоз, отеки, ВПГ, ЦМВ.Роды 1 срочные, вес 3574, рост 51 см. с 2-х кратным обвитием шеи пуповиной. Громкий стон новорожденного в течении суток. Неврологом наблюдался с 5,5 месяцем по поводу перинатального поражения ЦНС смешанного генеза, СДД. Развивался удовлетворительно: голову держит с 2 месяцев, сидит с 7 месяцев. В 11,5 месяцев начал ходить на носочках, говорить несколько слогов, в 1,5 года слоги произносить не стал. Обращенную речь понимает ограниченно. Наследственность не отягощена.
Д.S. Перинатальное поражение ЦНС с выраженным интеллектуальным снижением. Гр. Здоровья – 3 (приложение №3)
По заключению ПМПК детский сад посещает с сентября 2013 года, в момент поступления в ДОУ рекомендовалась программа для детей с ЗПР. Ребенок систематически комплексно обследуется в ПМПК. Через год была рекомендована адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью, сложная структура дефекта (аутизм) (приложение №1). Ребенок имеет статус инвалида, программу индивидуальной реабилитации (ИПР) по линии МСЭ (приложение №2). Мальчик постоянно: 1 раз в квартал посещает реабилитационный центр для детей инвалидов, где получает комплексное медицинское и психолого — педагогическое сопровождение. Систематически посещает врача – психиатра и других специалистов по графику.
Анализ результатов психолого – педагогического обследованияпровели по всем линиям развития:
3) Предметно – игровая деятельность
4) Изобразительная и конструктивная деятельность
5) Познавательное развитие
Социальное развитие.Мы прежде всего обратили внимание на формирование навыков социально одобряемого поведения. Анализ поведения в группе позволяет сделать выводы, что мальчик социально адаптирован, его поведение отвечает социальным нормам. Чувствует себя в группе эмоционально комфортно. Мальчик доброжелательный, не проявляет агрессии ни по отношению к себе, ни ко взрослым, ни к детям, но наблюдается отрешенность по отношению ко всем, как будто никого нет рядом. Самостоятельно прощаться и здороваться, благодарить не может, необходимо стимулировать естественным жестом или кивком головы. Навыки самообслуживания сформированы: самостоятельно ест аккуратно, пользуется столовыми приборами ложкой и вилкой, но к еде относится крайне избирательно: предпочитает мясные блюда, супы любит с гренками. Иногда необходимо напоминать о посещении туалета, хотя никогда не случается неприятностей в отношении этой процедуры. Самостоятельно одевается и раздевается, соблюдает последовательность одевания и раздевания с небольшой подсказкой взрослого, ориентируется хорошо на алгоритмы. При одевании не путает левые и правые предметы обуви. Ежедневно, зайдя в группу, выполняет стереотипные ритуальные действия: обходит в определенной последовательности группу «наводит свой порядок» с настольными играми , книгами, конструкторами с которыми в течении дня предпочитает действовать самостоятельно. Доводит свои действия до логического конца, трудно его в это время прервать на завтрак, совместную деятельность. Чтобы привлечь внимание, необходимо повторить несколько раз, иногда для привлечения внимания можно погладить по голове, потрогать за плечо и повторить просьбу. Контакт со знакомыми взрослыми достаточно хороший, ребенок позволяет брать себя за руку, гладить, прижимать к себе , помогать при одевании и раздевании.
Вывод: основные социальные навыки сформированы, необходимо их автоматизировать и приучать ребенка самостоятельно просить о помощи.
Физическое развитие мальчика нормальное, не имеет физических недостатков, подвижный, в спонтанной деятельности любит взбирается на лестницы, постройки на прогулочном участке, кровати в группе, спрыгивает с них бесстрашно, что вызывает у педагогов большую тревогу за ребенка. Но на занятиях по физкультуре выполнение определенных основных движений вызывает большие затруднения: так не может выполнять действия по инструкции взрослого, по подражанию, показу, объяснению, не может прыгать с места, кидать мяч в цель, ползать и т.д.
Анализ развития мелкой моторики. Ведущая рука правая. Удерживает предметы одной и двумя руками, выполняет с ними разнообразные действия. Движения рук согласованы при раскладывании вкладышей, например: на доске Сегена. Застегивает молнии, липучки, но трудности при застегивании пуговиц.
Вывод: необходимо развивать произвольную физическую деятельность: развивать общеразвивающие и основные движения, мелкую моторику, зрительно – моторную координацию.
Предметно – игровая деятельность. Анализ игровой деятельности соответствует низкому уровню развития. Действует только с хорошо знакомыми игрушками, не проявляя интереса к другим: совсем не играет с машинками, с сюжетными игрушками. Даже действия со знакомыми играми не вызывают никаких эмоций: ни положительных, ни отрицательных. Знакомые игры использует адекватно. Сюжетных действий с игрушками не производит. С малознакомыми — манипулирует, например — с лего — конструктором, пытается соединять части.
Вывод: Уровень развития предметно — игровой деятельности соответствует раннему возрасту.
Изобразительная и конструктивная деятельность. Интерес к изобразительной деятельности низкий. Включается в процесс только по просьбе взрослого, при рисовании красками, лепке проявляет больше самостоятельности: копирует рисунки детей или образец взрослого, но необходима массированная помощь взрослого, иногда работа «рука в руке». Испытывает трудности в аппликации, самостоятельно не пользуется ножницами. Не проявляет желание рисовать в свободной деятельности: никогда не садится рисовать вне занятий с детьми. При конструировании интереса не проявляет, включается в деятельность по настоянию и выполняет работу вместе со взрослым. Продолжительность деятельности на занятии – 5 – 10 минут.
Вывод: Уровень развития продуктивных видов деятельности остается низким на уровне 2-3 лет.
Познавательное развитие. Ребенок с некоторым трудом включается в совместную деятельность со взрослым, трудно переключается на занятие от деятельности, которой занимался. Идет на занятие по просьбе взрослого: слову, сопровождаемому жестом, необходимо повторить несколько раз. Трудно понимает вербальные учебные инструкции: необходимо повторять, подкреплять показом. Лучше понимает и принимает предлагаемые задания, предложенные на невербальном уровне. Но интереса к ним не проявляет, даже если выполняет, безразличен к результату: как к успешному выполнению, так и неудаче. Необходима массированная помощь при выполнении заданий, подкрепляемая показом, образцом, сменой деятельности. Но очень долгое время может действовать на индивидуальных занятиях при смене деятельности и включении разнообразного материала. Необходимо длительное обучение определенному действию с предметами и пособиями, соскальзывает на предыдущее выполнение заданий. Перенос в новые условия не осуществляет. При исследовании познавательной деятельности выяснили, что мальчик успешно выполняет задание «Коробка форм» — методом зрительного соотнесения. Успешно выполняет задания способом наложения: разрезные картинки из 4 частей с прямыми разрезами и по диагонали после предъявления образца взрослым. Самостоятельно складывает картинки из 6 и более частей при создании изображения после показа образца, используя прием наложения на картинку – образец, например — при работе с кубиками Никитина. Находит парные предметные картинки. Соотносит по цвету и по форме карточки по одному признаку. По слову выделяет цвета желтый, красный, желтый, синий и пытается их называть в ситуации обучения и пищевого подкрепления (конфеткой). С помощью взрослого выделяет большой – маленький, треугольник, квадрат, круг в ситуации обучения, иногда используется подсказка указательным жестом.
Вывод: уровень познавательной деятельности соответствует раннему возрасту.
Осведомленность о себе и окружающем мире на низком уровне: ребенок реагирует на свое имя, но называет его только по просьбе взрослого и по подсказке взрослого. Показывает и называет некоторые части тела и называет несколько из них в ситуации обучения. Назначение частей тела не определяет. Узнает на фотографии и называет членов семьи в ситуации совместной деятельности со взрослым по фото, в свободной деятельности не называет. Педагогов группы называет «Тетя» при стимулировании жестом, сверстников никак не называет. Знания о животных, птицах также весьма ограничены узнаванием и называнием некоторых из них на карточках упрощенными словами, звукоподражаниями.
Вывод, осведомленность о себе и окружающем мире также находится на уровне раннего возраста.
Развитие речи. Мальчик мутичен. Понимание речи ограничено. Выполняет простые бытовые инструкции «Пойдем в туалет», «Дай руку», «пойдем гулять», «одевайся» и т.п. Иногда обращается с просьбами к педагогам с помощью коммуникативной книги «Я хочу желтую конфетку», «Я хочу в туалет». Стал обращаться с просьбами вербально при стимулировании жестом, но не очень внятно говорит «Тетя», «Хочу конфетку», «Спасибо». Ребенок обучается глобальному чтению этих слов и фраз, работе с коммуникативной книгой в семье и в ДОУ.
источник
На основании анализа полученных данных составляется заключение об уровне развития предметной деятельности ребенка. Уровень развития предметной деятельности (в дальнейшем ПД) определяется по совокупности всех параметров. Выделяются три уровня: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень ПД. Виды действий. Репертуар действий с предметами у ребенка с высоким уровнем предметной деятельности богат и разнообразен. При знакомстве с новыми игрушками он разглядывает их, берет в руки, исследует с помощью различных манипуляций (например, стучит по столу или по другой игрушке, размахивает, мнет мягкую игрушку, ковыряет пальчиком, вкладывает один предмет в другой и т.д.). Одновременно с такого рода манипуляциями он использует и культурно-фиксированные действия с предметами (например, чистит зубы зубной щеткой, кормит куклу, строит домик из кубиков и т.д.). Высокому уровню ПД соответствует оценка «2 балла» по каждому из показателей. Однако следует иметь в виду, что в ситуациях совместной игры, где взрослый предлагает ребенку образцы культурно-фиксированных действий, количество и разнообразие манипуляций могут сократиться за счет увеличения подражаний. Поэтому оценки показателя «ориентировочно-исследовательские и манипулятивные действия» «0—1 балл» в пробе на совместную игру (при условии увеличения доли культурно-фиксированных действий) можно отнести к высокому уровню ПД.
При оценке параметра «виды действий» в целом следует придерживаться такого правила: чем больше доля культурно-фиксированных действий (т.е. чем выше балл по данному показателю), тем выше уровень ПД.
Познавательная активность. Ребенка с высокой познавательной активностью отличает ярко выраженный интерес к предметному миру. Увидев новые игрушки, он сразу же начинает исследовать их. В этом возрасте ребенок не всегда полностью поглощен одним предметом, часто отвлекается на другие, стремится поиграть с каждым из них. Но независимо от того, занят ли он одной игрушкой или несколькими, ему не свойственно бездействие. Высокому уровню развития ПД соответствует оценка показателя интереса к действиям с предметами «3 балла» в большинстве проб.
Настойчивость в достижении результата в пробе с незнакомым предметом оценивается 2 баллами. При этом результативность самого действия не оценивается, поскольку у такого маленького ребенка пока еще может не доставать моторных умений, ловкости в действиях с предметами.
Игра с предметами сопровождается положительными эмоциями. Следует помнить, что все дети разные, у каждого из них свой темперамент. Один ребенок при виде предметов может бурно выражать свои эмоции (много и радостно улыбаться, смеяться, оживленно жестикулировать), другой будет вести себя более сдержанно, но по его поведению станет ясно, что игра доставляет ему удовольствие. В обоих случаях эмоциональная окраска действий оценивается 2 баллами.
Включенность ПД в общение со взрослым. Ребенок с высоким уровнем ПД активно стремится подражать действиям взрослого. Для него характерно не только однократное повторение того, что показывает ему взрослый, но и включение образца в последующую самостоятельную игру. Однако такой перенос не всегда осуществляется сразу после показа. Бывают случаи, когда ребенок, повторив за взрослым какое-то действие, отвлекается на другие предметы, и лишь длительное наблюдение может выявить, «присвоил» ли ребенок полученный образец, использует ли его в своей деятельности. Чтобы избежать ошибки в диагностике данного показателя, можно считать оценку «2 балла» достаточной для отнесения к высокому уровню общения. Следует помнить, что в данном возрасте самым важным является не правильность действия по образцу, а стремление подражать взрослому.
Высокий уровень ПД характеризуется наличием у ребенка хорошо выраженной ориентации на оценку взрослого. Он ищет у взрослого отношения к своим действиям, верно различает положительную и отрицательную оценки и перестраивает поведение в соответствии с ними. В ответ на похвалу он начинает действовать активнее, ярче проявляются его эмоции, усиливается расположение ко взрослому. Порицание может приводить к разным последствиям: стимулировать поиск правильного решения, просьбы о помощи, поиск оценки или, наоборот, вызвать обиду, даже отказ от деятельности. В любом случае изменение в поведении ребенка свидетельствует о его пристрастном отношении к мнению взрослого. Такое отношение усиливается к 2 годам. Оценку данного показателя «2 балла» следует отнести к высокому уровню общения.
Средний уровень ПД. Уровень развития ПД оценивается как средний в двух случаях: во-первых, когда большинство показателей всех параметров имеют средние значения; во-вторых, когда выраженность разных показателей существенно различается. При высоком значении одних показателей остальные имеют низкое значение.
Виды действий. Ребенок со средним уровнем развития ПД использует разные виды действий с предметами. Однако их репертуар беднее по составу. В ходе индивидуальной игры он преимущественно манипулирует предметами (2 балла), а культурно-фиксированные действия использует редко (1 балл). Участие в игре взрослого приводит к повышению количества действий этого вида (до оценки «2 балла») и может снизить количество манипуляций вплоть до их исчезновения (оценки «О», «1 балл»).
Познавательная активность характеризуется более слабым интересом ребенка к предметному миру. Это особенно видно в пробе на индивидуальную игру, где степень интереса измеряется 2 баллами. В ходе совместных занятий эта оценка может остаться неизменной или повыситься до 3 баллов. Настойчивость в достижении результата измеряется 1—2 баллами. Эмоциональная окраска действий чаще всего положительная (2 балла). Однако у некоторых детей со средним уровнем ПД действия с предметами могут сопровождаться амбивалентными эмоциями (1 балл), затрудняющими деятельность.
Включенность ПД в общение со взрослым. У ребенка со средним уровнем ПД стремление действовать по образцу находится на том же уровне, что и у его сверстника с высоким уровнем ПД (2 балла). Менее ярко в некоторых пробах могут быть выражены стремление выяснить отношение взрослого к своим действиям и чувствительность к оценке взрослого (1 балл в 3-й и 4-й пробах).
Низкий уровень ПД. Виды действий. Ребенок с низким уровнем ПД совершает мало как манипулятивных, так и культурно-фиксированных действий вне зависимости от содержания диагностической пробы (оценки в большинстве проб — 1 балл). Как правило, знакомство с новыми игрушками ограничивается беглыми взглядами на них, а манипуляции представлены единичными однотипными действиями (например, ребенок несколько раз перекладывает предметы с места на место). В пробе «Индивидуальная предметная деятельность» могут отсутствовать культурно-фиксированные действия (0 баллов). Эти действия появляются лишь в ситуации совместной игры со взрослым, но не используются ребенком в последующей индивидуальной игре.
Познавательная активность. У ребенка с низким уровнем ПД снижен интерес к предметам и действиям с ними (оценка «1 балл» в большинстве проб). Ребенок постоянно отвлекается, возит или стучит игрушкой по столу, не глядя на нее, бесцельно смотрит по сторонам и т.д. Репертуар действий однообразен. В случае затруднения в деятельности (в ситуации «Незнакомый предмет») ребенок сразу же прекращает попытки обнаружить «секрет», не проявляя настойчивости (0 баллов) и предпочитая действовать привычным способом (т.е. манипулировать предметом). Как правило, на всех его действиях лежит печать безразличия, равнодушия (0 баллов), положительные эмоции маловыразительны и эпизодичны. У некоторых детей могут наблюдаться амбивалентные или отрицательные эмоции (например, боязнь дотронуться до предмета, робость, неуверенность в действиях или, наоборот, раздражение, которое выражается в резких действиях, в разбрасывании игрушек, и т.д.).
Включенность ПД в общение со взрослым. Ребенок с низким уровнем ПД мало подражает взрослому. Он наблюдает за его действиями, но лишь незначительное их количество вызывает желание действовать по образцу. Выраженность данного показателя — 0—1 балл.
Обычно у ребенка с низким уровнем ПД бывает трудно обнаружить отношение к оценке взрослого. Он достаточно пассивно воспринимает как поощрение, так и похвалу, оценка взрослого не вызывает у него эмоционального отклика, изменения в деятельности. Оценка данного параметра может выражаться 0—1 баллом.
Высокий и средний уровни развития ПД составляют возрастную норму.
Низкий уровень ПД свидетельствует о задержке в развитии ребенка. Он может быть обусловлен неправильной организацией воспитания: незнанием возрастных особенностей развития в раннем возрасте, ограничением активности ребенка в освоении предметного мира, обедненной предметной средой, нехваткой адекватного возрасту общения. Если у ребенка нет интереса к предметному миру и он не манипулирует предметами, это считается грубой задержкой уже в первом полугодии второго года жизни. Отсутствие культурно-фиксированных действий в первом полугодии считается легкой задержкой, а к 2 годам — грубой задержкой. Постоянное преобладание отрицательных эмоций в процессе действий с предметами свидетельствует о неблагополучном эмоциональном статусе ребенка. Во всех случаях выявления грубой задержки в развитии предметной деятельности требуются дополнительные исследования, а в случае необходимости направление к соответствующим специалистам.
По результатам диагностического обследования составляется заключение об уровне развития предметной деятельности. Форма заключения приведена ниже.
источник