Меню Рубрики

Анализ организации деятельности детей в доу

— рассматривание картинок и иллюстраций

При организации воспитательно-образовательного процесса учитывается ведущий вид деятельности детей – игровая деятельность. Она составляет 35% от общего времени хронометража. Игра представлена как организованная воспитателем, так и организованная по инициативе детей.

Необходимо обратить внимание на организацию сюжетно-ролевой игры, она в большей

степени наблюдалась организованная (50 мин). Характерным для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет является овладение гибким ролевым поведением и переход к самостоятельной организации игровой обстановки «под замысел». Педагогу необходимо дать возможность детям организовать игру по собственной инициативе. Одобрив намерение детей играть вместе, педагог может спросить, во что они собираются играть, какие роли предполагаются, что будет делать каждый персонаж, помогает распределить роли, подобрать нужные атрибуты. Присутствуя при обсуждении детьми содержания предстоящей игры, воспитатель репликой, советом, напоминанием актуализирует их личный опыт. Затем может включиться в игру во второстепенной роли. Больше всего времени выделено на подвижные игры (55 мин.). В меньшем количестве

представлены театрализованные игры (20 мин.).

Познавательная деятельность составляет 16% от общего времени хронометража. Наибольшее время отводится беседе (70 мин.), наименьшее – рассматриванию картинок и

иллюстраций, а также наблюдению. Соотношение игровой и познавательной деятельности – 68% : 32% — для данной возрастной группы является нормой.

Остальные виды деятельности составляют 49% от общего времени хронометража.

Время физической активности детей в течение дня составляет – 265 минут (в том числе

подвижные игры 110 минут), что в полной мере удовлетворяет потребность детей в физической активности.

В течение дня отсутствовали следующие виды деятельности:

2. Аппликация и лепка в свободное от занятий время.

3. Самостоятельная физическая активность

4. Организованная в свободное от занятий время музыкально-ритмическая деятельность.

В течение дня наблюдается нерациональное распределение самостоятельной деятельности

детей (27%, 235 минут) и организованной (73%, 645 минут), что свидетельствует о неравномерном распределении видов деятельности в режиме дня и указывает на недостаточное планирование разных форм, методов и приемов работы с детьми.

Соотношение статической и динамической активности на занятиях. Было обследовано 2 занятия (экология и лепка). Время динамической активности на занятиях составляет 25% от общего времени занятия, время статической активности – 75%. Полученные данные показывают оптимальное сочетание статических и динамических нагрузок.

1. Повысить (увеличить) время игровой деятельности на 2-4%.

2. Планировать в течение дня разные формы, методы и приемы работы с детьми. Особое внимание обратить на равномерное распределение видов деятельности в режиме дня.

3. Планировать организованные формы сюжетно-ролевых и театрализованных игр.

4. Планировать разные виды музыкально-ритмической деятельности.

5. Проанализировать, какие виды деятельности отсутствуют в течение дня, обратить внимание на их планирование и организацию.

Характеристика развития ребенка дошкольного возраста оформляется на основе данных системы мониторинга, который включает в себя: анализ промежуточных результатов освоения детьми образовательной программы, анализ индивидуальных особенностей развития ребенка. Мониторинг осуществляется воспитателем в начале и в конце года на основе комплексной программы.

Ведущий метод – наблюдение за деятельностью детей. Это позволяет в короткие сроки получить информацию об индивидуальном развитии каждого воспитанника.

Схема анализа промежуточных результатов освоения детьми образовательной программы

Группа детского сада_______________________________________________________

Дата проведения мониторинга_______________________________________________

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям (в баллах)

источник

1. Особенности труда детей дошкольного возраста

2. Анализ и диагностика трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста

Общие выводы и рекомендации

Список используемой литературы

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Изучение педагогической литературы показало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высокоэмоциональной атмосферы, методы и приемы педагогического воздействия.

Базой для проведения практики стал детский сад №__ г.Зеленогорска. Детский сад работает над проблемой создания условий для социально-личностного развития дошкольников.

Основой для планирования раздела «Трудовое воспитание» является комплексная образовательная программа В.И. Логиновой «Детство».

Организация процесса по созданию условий для трудового воспитания дошкольников регламентируется нормативными документами: Уставом ДОУ, Должностными инструкциями воспитателей и специалистов, Договором с родителями, Приказами по основной деятельности.

В ходе практики поставлены основные вопросы для наблюдения и анализа трудовой деятельности детей:

Организация коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка, ремонту и подклейке книг, коробок для игр, уходу за посевами и посадками на огороде и цветнике и т.д. в старшей группе.

Организация труда с небольшими группами детей: уборка помещения, игровых уголков, стирка и глажение кукольного белья; ремонт игрушек и книг, изготовление игрового оборудования, поделок из природного материала; работа с тканью в старшей и подготовительной к школе группах; работа в природе, организация посевов и посадок, уход за растениями; работа в огороде и цветнике; уход за животными и др.

Организация трудовых поручений и работы с дежурными: обучение их выполнению обязанностей, оказание помощи и оценка результата.

Наблюдение и анализ организации трудовой деятельности детей: трудовые поручения, дежурства, коллективный труд.

Наблюдение за выполнением трудовых обязанностей или поручений некоторыми детьми, анализ уровня сформированности трудовых умений и навыков, отношения к труду.

1. Особенности труда детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе. Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со второй младшей группы, в разделе «Труд в природе» выделяется подраздел «Работа в уголке природы», а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится ручной труд.

Организуя трудовую деятельность воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность. Педагоги детского сада учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:

подчеркивают общественную значимость труда;

следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;

строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;

постепенно расширяют самостоятельность детей;

создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;

направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий.

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»: содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать и мыть некоторые игрушки; протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых); стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.; накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки; подметать пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе; оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую; проявлять заботу о младших (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства и коллективный труд детей.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи, с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих.

Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо и т.п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его.

Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда.

Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.

Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Через основные формы организации труда детей — поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей.

Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.

Дежурства — это форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы направленной на обслуживание коллектива. В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается), т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия. Большинство поручений, уже имевших место в средней группе, становятся групповыми, объединяющими от 2 до 5-6 участников, т.е. принимают коллективный характер. В старших группах вводится дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем. Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к труду взрослых.

Простой анализ общественных ситуаций ролевой игры, посредством которой дошкольники, как правило, реализуют эту потребность, показывает, что основное место в них занимают именно трудовые и профессиональные действия взрослых (играющий ребенок водит машину «как папа», готовит еду «как мама», лечит «как доктор», учит «как учительница» и т.д.), бытовые и производственные сюжеты, социальные профессиональные роли. Для того, чтобы старшие дошкольники понимали, всю важность трудовой деятельности, а также уважительно относились к труду взрослых, следует работать над формированием представлений старших дошкольников на мир профессий.

2. Анализ и диагностика трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста

В ходе наблюдения за организацией и содержанием труда детей в старшей группе даны ответы по следующим вопросам:

1) Какая трудовая деятельность имела место в группах (старшей, подготовительной). Дежурства:

а) по столовой (накрывают столы, разносят вторые и третьи блюда, собирают посуду со стола после еды);

б) по подготовке к занятиям (разносят и убирают пособия, материалы, моют кисточки, посуду из-под клея, красок, стирают тряпочки, вытирают столы после работы, сметают обрезки бумаги);

в) по уголку природы (готовят и дают корм и воду животным, моют их посуду, вместе со взрослыми моют или чистят клетки, вольеры. Ухаживают за растениями: по мере надобности поливают, моют, обрезают увядшие листья, рыхлят землю в горшках, ведут календарь погоды).

2) Какая работа выполняется детьми помимо дежурств:

а) хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты: вытирают подоконники, мебель, строительный материал, моют игрушки, стирают и гладят кукольную одежду, белье);

б) уборка участка (осенью сгребают листья, зимой убирают снег на дорожках, площадке, сооружают горку и другие постройки из снега, изготавливают цветные льдинки и т.д., летом поливают цветы, песок, вытирают скамейки после игр с песком);

Осенью убирают урожай в огороде, в саду, собирают семена, участвуют в пересадке растений в грунт, в перекопке грядок, клумб, пополняют уголок природы обитателями водоемов, заготавливают корм для зимующих птиц, начинают их подкормку.

Зимой сажают корнеплоды — свеклу, морковь, сеют овес, т.е. выращивают зеленый корм для животных уголка природы, подкармливают зимующих птиц.

Весной поливают всходы, высаживают рассаду в огороде и цветнике.

Летом продолжают уход за растениями огорода, цветника, сада: поливают, рыхлят, окучивают, прореживают, подвязывают);

Работа с бумагой, картоном, изготовление различных поделок для игр и подарков, ремонт книг, пособий, коробок.

Работа с тканью: шитье кукольной одежды, мешочков для семян, вдевание нитки в иголку, завязывание узелка, пришивание пуговиц, вешалки. Работа с деревом: сколачивание, распиловка, окраска при изготовлении игрушек и т.п.

Работа с природным материалом: мочалой, травой, корой, листьями, шишками, поделка разных сувениров, игрушек).

3) Определено наличие у детей умений, навыков, привычек работать аккуратно, в определенной последовательности, доводить дело до конца, правильно обращаться с орудиями труда и материалами.

4) Охарактеризованы способы организации труда детей (число участников, объединение в группы, самостоятельность детей при распределении работы, характер взаимоотношений детей в процессе деятельности).

Диагностика проводится в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду трудовых навыков и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста по следующим разделам:

трудолюбие в процессе дежурств;

представления о труде взрослых.

Диагностика проведена с детьми старшей группы, в составе из 6 человек.

Читайте также:  Подготовка к анализам у детей

2.1 Диагностика трудовых умений и навыков

1) Ребёнку предлагается потрудиться — полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль:

ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;

ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);

ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).

2) Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:

самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);

предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;

не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).

3) Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:

ребёнок предвидит результата труда ( цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);

результат труда определяет при помощи взрослого;

не справляется с заданием даже при помощи взрослого.

4) Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:

ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;

раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;

не может спланировать последовательность трудовых действий.

5) Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.):

самостоятельно выбирает необходимое оборудование;

с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;

не может выполнить задания.

6) Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений:

все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;

отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;

качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.

Результаты сведены в таблицу 1.

Таблица 1 — Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями

Фамилия, имя ребёнка 1. Умение принять цель труда 2. Умение выделить предмет труда 3. Умение предвидеть результат труда 4. Умение спланировать трудовой процесс

отобрать необходимое оборудование

6. Освоение трудовых навыков и умений
Воробьева Валерия В Б Б Б Б Б
Горлинская Софья Б Б А А Б Б
Ильченко Денис Б В Б В В В
Ионова Вера В В В Б В В
Шилин Иван В В Б Б Б Б
Шпак Сергей Б В А Б Б Б

Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:

НИЗКИЙ А — результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

СРЕДНИЙ Б — труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

ВЫСОКИЙ В — ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

Таблица 2 — Уровень сформированности отношения к трудовой деятельности по уходу за растениями

Уровень 1. Умение принять цель труда 2. Умение выделить предмет труда 3. Умение предвидеть результат труда 4. Умение спланировать трудовой процесс

отобрать необходимое оборудование

6. Освоение трудовых навыков и умений
Высокий 3 4 1 1 2 2
Средний 3 2 3 4 4 4
Низкий 0 0 2 1 0

Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий.

Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?

Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д.

Результаты сведены в таблицу 3.

Таблица 3 — Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда

Фамилия, имя ребёнка 1. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково) 2. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное)
Воробьева Валерия В Б
Горлинская Софья Б Б
Ильченко Денис Б Б
Ионова Вера В В
Шилин Иван Б Б
Шпак Сергей Б Б

Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:

НИЗКИЙ А — р ебёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».

СРЕДНИЙ Б — ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.

ВЫСОКИЙ В — ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

Таблица 4 — Уровень сформированности отношения детей к хозяйственно-бытовому труду

Уровень 1. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково) 2. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное)
Высокий 2 1
Средний 4 5
Низкий 0

1) Ребёнку предлагается сделать снежинку. Ребёнок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов.

Педагог раскладывает перед ребёнком на столе 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок.

При выполнении задания обращается внимание на наличие общетрудовых и специальных умений, сформированность обобщённых способов конструирования, развитость комбинаторных умений, репродуктивный или творческий характер деятельности.

2) Воспитатель выявляет, насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, пользоваться пооперационными картами, владеть действиями самоконтроля, умение самостоятельно добиться результата.

Результаты сведены в таблицу 5.

Таблица 5 — Диагностика сформированности ручного труда

Фамилия, имя ребёнка 1. Ручная умелость 2. Способность реализовать замысел
Воробьева Валерия Б Б
Горлинская Софья Б Б
Ильченко Денис Б Б
Ионова Вера В Б
Шилин Иван Б Б
Шпак Сергей Б Б

Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:

НИЗКИЙ А — беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

СРЕДНИЙ Б — высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

ВЫСОКИЙ В — развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Таблица 6 — Уровень сформированности отношения детей к ручному труду

Уровень 1. Ручная умелость 2. Способность реализовать замысел
Высокий 1
Средний 5 6
Низкий 0

Таблица 7 — Сводная таблица сформированности трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста

Результативность труда Общение со сверстниками

Воробьева Валерия 2 2 6 4 3 5 22 Горлинская Софья 4 2 5 4 1 3 19 Ильченко Денис 3 2 7 6 3 4 28 Ионова Вера 3 2 10 6 3 6 30 Шилин Иван 2 2 7 5 2 4 22 Шпак Сергей 3 2 6 4 1 3 19

Критерии обследования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста (Приложение).

Низкий уровень (до 10 баллов) Средний уровень (от 11 до 27 баллов) Высокий уровень (от 28 до 37 баллов)
0 4 2

У детей неплохо сформированы трудовые навыки и умения. Дети с удовольствием выполняют поручения взрослых, ответственно подходят к выполнению обязанностей дежурных.

В старшей группе у детей формируются навыки разнообразных видов ручного труда: вышивка, шитьё, бисероплетение, работа с природным и бросовым материалом и т.д.

2.2 Диагностика трудолюбия в разных видах дежурств

За детьми проведено наблюдение в процессе дежурства по столовой, игровому уголку, уголку природы. Для этого на каждый вид дежурства мы назначили по два человека. Проводилась смена видов дежурств каждые два дня, и вместе с детьми оценивали качество работы, т.е. формировали самооценку.

В ходе этого исследования мы определяли:

хотят ли дети дежурить, и отражается ли их желание в реальном процессе работы;

каковы их мотивы, характер поведения в процессе дежурства: уклоняются ли от дежурства;

хорошо ли дежурят только при контроле со стороны воспитателя, детей;

хорошо ли работают во время дежурств по назначению воспитателя;

хорошо ли дежурят, выполняют ли работу вне дежурства, помогают ли другим.

Полученные данные зафиксировали в виде таблицы 9.

Таблица 9 — Диагностика трудолюбия в процессе дежурств

Дежурство в игровом уголке Дежурство в уголке природы Воробьева Валерия Б Б А Горлинская Софья А Б А Ильченко Денис В Б Б Ионова Вера В В В Шилин Иван Б Б Б Шпак Сергей Б А А

Анализируя отношение детей к дежурству, определим, к какой группе относится ребенок:

Группа А (низкий уровень) – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей.

Группа Б (ниже среднего) – отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.

Группа В (средний уровень) – выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.

Группа Г (выше среднего) – дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.

Группа Д (высокий уровень) – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.

Таблица 10 — Уровень сформированности отношения детей к дежурству

Уровень отношения Дежурство
по столовой в игровом уголке в уголке природы
Высокий 0 0
Выше среднего 0 0
Средний 2 1 1
Ниже среднего 3 4 2
Низкий 1 1 3

Данные результаты свидетельствуют о том, что большинство детей предпочитают дежурить в игровом уголке.

Таким образом, видно, что у детей трудолюбие сформировано так: дети трудятся без контроля, но только во время дежурства. Делают только то, что входит в их обязанности (группа Б) В этой группе большинство детей относится к группе Б – 3 ребенка, но также есть дети которые относятся к группе А и В. Эти дети понимают значение труда, но не доводят его до конца, им необходим систематический внешний контроль (группа А) – 2 ребенка.

Другие дети трудятся вне дежурства, помогают другим. Появляется внутреннее побуждение к трудовой деятельности (группа В) – 1 ребенок.

Вывод: анализируя результаты этого исследования видим, что у детей этой группы трудолюбие проявляется на среднем уровне.

2.3 Диагностика представлений о труде взрослых

Применялась методика диагностики знаний детей о профессиях Е.И. Медвецкой «Что такое профессия».

Были составлены вопросы для беседы.

Затем с детьми проводилась индивидуальная беседа.

Детям были задан вопрос: Какие ты знаешь профессии?

По каждой названной профессии ребенку было предложено рассказать, какими орудиями труда пользуется человек названной профессии.

Предложено объяснить процесс работы данной профессии.

Ответы детей занесены в Таблицу 11.

Таблица 11 — Обработка данных. Результаты по каждой беседе

Ребенок Профессия Орудия труда Процесс труда (что делает?)
Капитан Катается на корабле, ловит рыбу
Водитель Руль Возит груз
Летчик Летает в небе
Учитель Доска Учит детей
Парикмахер Ножницы, фен Делает прически разным тетям
Военный Погоны, пистолет Марширует, стреляет
Врач Градусник, укол, очки Делает укол
Пожарник Машина, вода Тушит огонь
Летчик Самолет, очки Летает
Продавец Калькулятор, касса, весы Продает молоко
Пекарь Булочки, тесто Печет булочки
Милиционер «Палочка» Ищет преступников
Ионова Вера Космонавт Космический корабль Летает в космосе
Солдат Пилотка, танк, пулемет, автомат Стреляет и ездит в танке
Матрос Корабль Катается на корабле, служит
Учитель Учит детей
Парикмахер Ножницы, кресло, шампунь Делает прически, подстригает
Машина, руль, Возит людей
Врач Градусник, таблетки Лечит
Шпак Сергей Продавец Весы Продает
Кассир Касса
Журналист Блокнот, компьютер, диктофон Берет интервью, пишет статьи, сочиняет рассказы
Плотник Молоток, пила Делает мебель

Вывод: у большинства детей вопрос вызвал некоторое затруднение. Большим числом детей были названы самые простые и распространенные профессии: продавец, врач, учитель. Было отмечено, что практически все дети сразу же назвали профессии своих родителей. Вопрос об орудиях труда по каждой из профессий также вызвал некоторые замешательства у детей.

Шпак Сергей много знает о профессии папы, который работает журналистом. Он знает специальные термины «интервью», «статья», «диктофон».

Некоторые ребята смогли назвать профессии взрослых, но не смогли с легкостью рассказать о сопутствующих профессии оружиях труда. Так Воровьева Валерия не смогла ответить на вопрос чем пользуется в работе капитан и летчик, Ионова Вера – чем пользуется учитель, Шпак Сергей – не смог ответить, что делает на работе кассир.

Можно сделать вывод, что названных профессий было довольно немного, ответы о процессе работы и орудиях труда очень скудны.

По результатам диагностики выявлена проблема: низкий уровень сформированности представлений о труде взрослых. Необходимо разработать план мероприятий по ознакомлению детей с трудом взрослых по всем группам.

После индивидуальной беседы с детьми, была проведена общая беседа с ребятами о профессиях и важности труда взрослых. Выяснилось, что дети не понимают вопроса «Кем работает?», не различают сходные профессии (и няня, и воспитатель, и повар ходят в халатах, так что половина обследованных детей путали няню с поваром), соотносят профессию только с отдельным конкретным человеком. Четкое разделение понятий «труд» и «работа», «специальность» и «профессия» позволяют не только установить между ними реальную взаимосвязь, но также и ответить на вопрос о том, что выбирает человек, имея в виду профессию.

Общие выводы и рекомендации

Анализируя результаты этого исследования, можно сделать общий вывод, что у детей этой группы уровень сформированности трудолюбия и отношения к труду проявляется на среднем уровне.

Для воспитания трудолюбия, улучшения трудовых способностей детей воспитателю необходимо распределять работу между всеми, обеспечивать условия ее существования, наблюдать за детьми, своевременно направлять их действия.

Детям нужно представлять большую самостоятельность для выполнения работы, однако при этом контролировать их действия, повышая требования к качеству выполняемой работы.

Воспитателю необходимо формировать у детей самооценку, чтобы они могли сравнивать свои результаты работы с результатами сверстников.

Необходимы более доходчивые и убедительные живые образцы, подлинный пример труда. Жизненная наглядность обеспечит наибольшую отчетливость представлений. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя нужно уточнять, закреплять полученные знания, пользоваться наглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказ, беседа).

Важно так же использовать художественные произведения. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной необходимой работе важно создавать оптимальные условия.

Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении детей тем или иным умениям. Прежде чем распределить обязанности между детьми, необходимо договориться о том, кто какую работу будет выполнять, а также научили детей некоторым правилам распределения обязанностей.

рассказывать детям о пользе труда, чтобы они могли иметь представление о том, насколько нужна и важна работа;

перечислять детям весь объем предстоящей деятельности, например: «Вы сегодня все дежурные, будем убирать нашу комнату, что же нужно сделать? На стеллажах для игрушек надо навести порядок, вымыть кукольную посуду, разложить в ящики строительный материал и т.д.». Основное внимание во время работы детей обращать на координацию работы отдельных дежурных, на помощь детям.

выделять задания, которые стали бы содержанием труда отдельных детей. Обсуждая с детьми, какие дела еще нужно выполнить, по их мнению, чтобы в группе «все было в порядке», ставить перед ними вопрос о том, сумеют ли они выполнить эту работу за отведенное время, какие дела следует выполнять в первую очередь.

Читайте также:  Поэма крестьянские дети анализ поэмы

обращать внимание на то, как дети относятся друг к другу при распределении работы между собой, в какой форме выражают свое несогласие, умеют ли корректно делать замечание товарищу, доказывать справедливость своих претензий.

Список используемой литературы

Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М.Бабунова. — М.: Сфера, 2007. — 204 с.

Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. — 2005. — №4. — С.18.

Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.

Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А.Козлова. — М.: Просвещение, 2002. — 271 с.

Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П.Кондрашов. — Балашов: изд. «Николаев», 2004. — 52 с.

Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В.Крулехт. — СПб.: Детство-Пресс, 2003. — 160 с.

Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. – 2000. №7. – С.101-105.

Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка — дошкольника / Л.В.Куцакова. — М.: Просвещение, 2004. — С.45-54.

Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. — М.: Детство-Пресс, 2008. — 224 с.

Пышьева, Н.С. Повышение творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда / Н.С. Пышьева // Преподаватель XXI век. — 2008. — №4. — С.36-40.

Критерии обследования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста

Ознакомление с трудом взрослых баллы Навыки самообслуживания баллы Трудовые умения баллы

баллы Результативность труда баллы Общение со сверстниками баллы
Ребенок имеет четкие представления о разнообразии профессий (строитель, библиотекарь, учитель, летчик, сталевар, артист, художник, врач) 1

Ребенок проявляет полную самостоятельность в самообслуживании

Ребенок знает обязанности дежурного и выполняет дежурства по столовой

Ярко выражено стремление ребенка к самостоятельности

Труд ребенка результативен

Ребенок инициативен в оказании помощи товарищам

1 — ребенок устойчиво проявляет трудолюбие 1 — ребенок оценивает результат своего труда 1 — учит других тому, что умеет сам 1
— имеет отчетливые представления о современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека, об их роли 1 по уголку природы 1

1 — стремится к хорошему результату

— способен к деловому сотрудничеству 1
— знает и выполняет требования гигиены 1 — умеет оказывать необходимую хозяйственную помощь 1 — посильный повседневный труд стал для ребенка привычкой 1 — владеет организаторскими способностями 1
— умеет строить модель трудового процесса конкретной профессии 1 — планирует и поэтапно осуществляет трудовой процесс 1 — уважительно относится к результатам труда других людей — культурен в общении со сверстниками 1
— имеет общие представления о работе близких людей 1 — владеет способами конструирования из бумаги 1

— использует имеющиеся умения для освоения новых трудовых процессов

1 — ощущает радость от процесса совместного или коллективного труда 1
— умело пользуется ножницами 1
— понимает материальную ценность труда для людей 1 — умеет работать с природным материалом 1

— испытывает чувство удовлетворения от хорошо выполненного дела, реализации рудового замысла

источник

Краткая характеристика дошкольного образовательного учреждения детский сад №36 «Родничок». Особенности образовательного процесса: его основные цели и приоритетные направления. Общее состояние учебно-материальной базы групп и условий для воспитания.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

АНАЛИЗ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

МДОУ Детский сад №36 «Родничок» присмотра и оздоровления расположен в лесной полосе в 6 км от п. Барзас и в 17 км от города Берёзовский. Основной подъезд к ДОУ от города Берёзовский и посёлка Барзас рейсовым автобусом №102.

Порядок комплектования ДОУ определяется Учредителем. Контингент воспитанников ДОУ формируется в соответствии с их возрастом. В учреждение принимаются дети от 2-х до 7 лет на основании путёвки управления образования, а также медицинской карты ребёнка, выданной поликлиникой.

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №36 «Родничок» присмотра и оздоровления функционирует с 19.12.1989 года. С 22 июня 2002 года Западно-Сибирская железная дорога передала учреждение в муниципальную собственность Управления образования Администрации города Берёзовский. Учредитель ДОУ — Управление образования г. Берёзовский Кемеровской области.

Адрес ДОУ: Россия, Кемеровская область, город Берёзовский, улица станция Барзас, №7

Лицензия: А №330451, срок действия до августа 2013 года.

Режим работы ДОУ: с 7.30 — 19.30

Количество групп в ДОУ — 2, из них: 1 младшая разновозрастная для детей от 2-х до 4-х лет, 1 старшая разновозрастная для детей от 4-х до 7 лет.

Количество мест в группе: младшая — 15 детей, старшая — 20 детей.

Списочный состав воспитанников на 01.05.2011 года

Всего: 29 человек, младшая — 13, старшая — 16.

2 ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Основными целями образовательного процесса в ДОУ являются:

— охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

— воспитания с учётом возрастной категории детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Приоритетные направления образовательного процесса:

Педагогический коллектив работает по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Учебный план и сетка занятий составляется на учебный год, максимальный объём нагрузки соответствует гигиеническим требованиям к максимальной нагрузке для детей дошкольного возраста в организационных формах обучения. Для детей возраста:

— первой младшей группы — 10 занятий,

— второй младшей группы — 10 занятий,

— средней группы — 10 занятий,

— старшей группы — 12 занятий,

— подготовительной группы — 14 занятий в неделю.

За воспитательно-образовательной работой осуществляется постоянный контроль. В конце каждого учебного года проводится диагностика знаний и навыков воспитанников. При проведении ежегодной диагностики дети показывают хорошие результаты тестирования и прослеживается положительная динамика развития по всем разделам.

Углубленная работа ведётся по физическому воспитанию. На территории ДОУ имеется спортивная площадка, в групповых — спортивные уголки, разнообразный спортивный инвентарь, мягкие модули. Проводится систематическая работа по укреплению здоровья детей, используются различные формы двигательной активности детей: весёлые старты, командные эстафеты…

Деятельность педагогов и медицинского работника взаимосвязана и скоординирована, отмечается положительный результат в снижении заболеваемости детей.

По экологическому воспитанию наряду с традиционными формами проведения занятий, воспитатели проводят экскурсии, наблюдения, эксперименты, опыты. На территории ДОУ проложена экологическая тропа, разбиты цветочные клумбы.

Работа по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников имеет различные формы, основными из них являются занятия по изобразительной и художественно-речевой деятельности, а также экскурсии, самостоятельная деятельность, где каждый ребёнок может проявить творческую инициативу, реализовать воображение.

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников, содержание и формы работы по музыкальному воспитанию взаимосвязаны со всей воспитательно-образовательной работой в ДОУ.

На музыкальных занятиях развиваются музыкальные и творческие способности детей с учётом возможностей каждого ребёнка, формируются основы музыкальной культуры. В ДОУ имеется музыкальный центр, пианино, баян, необходимый набор детских шумовых музыкальных инструментов (металлофон, ксилофон, румба, маракасы, кастаньеты, флейты) пополняющийся в результате совместной работы с детьми и родителями. Произведениями классической и современной музыки пополняется музыкальная фонотека. Музыкальное воспитание, участие в конкурсах способствует развитию мышления, эмоций, творческого воображения.

образовательный процесс материальный база

3 УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ осуществляется в групповых комнатах. В ДОУ созданы условия для воспитания и обучения детей в детском саду. В группах уютно, комфортно, организованы специальные зоны для различных видов деятельности. Развивающая предметная среда ДОУ оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Группы оснащены разнообразным игровым и спортивным оборудованием, дидактическим материалом.

В ДОУ созданы необходимые условия для обеспечения безопасности воспитанников:

— территория детского сада ограждена забором, имеется электрическое освещение;

— в помещении установлена система пожарной сигнализации, тревожная кнопка для экстренных вызовов.

Вся работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса планируется на учебный год (мероприятия по ПБ, ГО и предупреждению чрезвычайных ситуаций). Издаются локальные акты, работает комиссия по охране труда.

В здании имеется план пожарной эвакуации людей и инструкции, определяющие действие персонала по обеспечению быстрой эвакуации. Детский сад укомплектован необходимыми средствами противопожарной безопасности (огнетушители, знаки пожарной безопасности). В ДОУ в соответствии с планом, систематически проводятся мероприятия по эвакуации на которых отрабатываются действия всех работников учреждения и воспитанников на случай возникновения чрезвычайной ситуации. С детьми постоянно проводятся интересные занятия, развлечения, игры, беседы по охране здоровья и обеспечению безопасности.

Медицинское обслуживание в детей в ДОУ обеспечивают органы здравоохранения. В учреждении имеется медицинский кабинет с соответствующими условиями для работы медицинского работника, изолятор.

Здание детского сада типовое, одноэтажное 504,8 м 2 было построено в 1989 году. В ДОУ имеется централизованное холодное водоснабжение и отопление. Горячая вода подаётся через водонагреватели накопительного типа.

В каждой группе имеется игровая комната, спальня, приёмная, коридорная, буфетная, туалетная комната. В ДОУ работает своя прачечная, пищеблок.

Учебно-материальная база групп находится в хорошем состоянии. Книжный фонд методической литературы, дидактического материала по всем направлениям достаточен и постоянно обновляется.

Организация питания осуществляется ДОУ самостоятельно с учётом централизованного обеспечения продуктами питания, осуществляемого Учредителем. ДОУ обеспечивает качественное сбалансированное 5-ти разовое питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в учреждении. В рационе присутствует широкий ассортимент свежих фруктов, соков, овощей. Проводится «С» витаминизация третьих блюд. Ежемесячно контролируется выполнение натуральных норм, калорийности пищи. Доставка продуктов производится своевременно и в нужном объёме. Качество привозимых товаров и приготовленных блюд контролируется бракеражной комиссией. Меню на каждый день составляется в соответствии с примерным десятидневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей. Выписка из меню с указанием конкретных блюд, продуктов питания вывешивается в доступном месте, с тем, чтобы родители (законные представители) ребёнка имели возможность ежедневно с ним ознакомится.

Характеристика понятия «адаптация», факторы влияющие на неё. Определение готовности к поступлению в детский сад. Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

курсовая работа [49,8 K], добавлен 22.04.2014

Развитие детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения как основная педагогическая проблема. Разработка дизайн-проекта интерьера игровой комнаты дошкольного образовательного учреждения.

курсовая работа [73,3 K], добавлен 25.04.2012

Основы информатизации дошкольного образовательного учреждения — процесса обеспечения методологией и практикой использования средств информационно-компьютерных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

курсовая работа [32,2 K], добавлен 31.03.2012

Анализ образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) на современном этапе, направления деятельности, повышающие его эффективность. Создание условий для укрепления здоровья детей, взаимодействие с семьей. Кадровая политика ДОУ.

курсовая работа [93,0 K], добавлен 16.03.2012

Принципы соответствия дошкольного образования целям опережающего развития. Приоритетные взаимосвязанные задачи. Место эколого-нравственного воспитания и образования в развитии детей. Система обеспечения работы дошкольного образовательного обеспечения.

презентация [380,2 K], добавлен 25.09.2014

Обобщение опыта работы муниципального дошкольного образовательного учреждения (МДОУ) «Детский сад № 11». Образование педагогического состава, основные задачи и функции МДОУ. Программа повышения квалификации специалистов. Игровые технологии, деловая игра.

контрольная работа [26,9 K], добавлен 19.01.2011

Характеристика современного дошкольного образовательного учреждения, анализ проблемы управления его развитием. Особенности формирования адаптивной образовательной среды. Совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми и родителями.

дипломная работа [151,1 K], добавлен 07.03.2010

История дошкольного образования в России до 1917 года. Виды и основные задачи дошкольного образовательного учреждения. Права, взаимоотношения и обязанности участников образовательного процесса. Управление дошкольным учреждением, его имущество и средства.

курсовая работа [24,7 K], добавлен 12.06.2009

Компоненты, на которых должна строиться работа воспитателя дошкольного учреждения. Уровень профессионализма педагога, определяемый его профессиональной компетентностью. Личностные качества хорошего воспитателя детского образовательного учреждения.

презентация [1,0 M], добавлен 07.10.2016

Психолого-педагогические основы и современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Изучение практического опыта работы дошкольного учреждения с семьей на примере МКДОУ ДС №19 «Рябинка» г. Коркино.

курсовая работа [49,6 K], добавлен 20.09.2016

источник

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

Министерство образования и науки Красноярского края

КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж»

по учебной и производственной практике

Специальность 050144 «Дошкольное образование»

Автор-составитель: , преподаватель КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж».

Анализ деятельности детей в ДОУ: методические материалы по учебной и производственной практике / автор-сост. ; КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж». Канск, 2012. – 35 с.

При подготовке к учебной и профессиональной практике возникают вопросы качественного анализа
просмотренной деятельности детей в ДОУ. Данные материалы помогут обратить внимание на важные аспекты деятельности воспитателя и детей.

Представленные материалы позволяют обеспечить методическое сопровождение учебной и производственной практики специальности 050144 «Дошкольное образование», а также будут полезны при организации самостоятельной работы студента.

© КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж»

1. Подготовка помещения к занятию (соблюдение гигиенических условий, правильное размещение столов к свету).

2. Подготовка воспитателя к занятию (оборудование пе­дагогического процесса, наглядного материала, его качество, размер).

3. Сочетание работы дежурных с самообслуживанием.

4. Организация детей на занятие.

5. Создание проблемной ситуации.

v соответствие темы занятия программе, времени года, изобразительным возможностям детей;

v отражение воспитательно-образовательных задач (наличие конспекта, плана).

v четкость постановки основной задачи перед детьми;

v поднесение материала (постепенно или все сразу);

v методика объяснения задания;

v качество дидактического материала, целесообраз­ность его использования.

8. Руководство деятельностью детей в ходе занятия:

v использование указаний, творческих заданий для де­тей, их содержание и целесообразность;

v своевременность оказания помощи детям;

v скольким детям оказана помощь и какого характера;

v контроль за выполнением указаний, заданий.

9. Какова длительность каждой части занятия, занятия в целом?

10.В какой форме проводился анализ детских работ:

v педагогическое значение анализа;

v соотношение активности детей и воспитателя (с учетом возрастных особенностей детей);

v какими критериями пользовались дети при оценке работ сверстников, критерии оценки воспитателя;

v как оценивались работы, выполненные с натуры, по замыслу, по образцу, по представлению.

11. Организация завершения выполнения задания детьми, связь с другими видами деятельности детей.

АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

2. Программное содержание занятия.

3. Какое место занимает программное содержание дан­ного занятия в системе развития представлений о множе­стве или в формировании у детей в процессе деятельности счета, понимания о числе?

4. Соответствуют ли программные задачи занятия уров­ню знаний и развитию детей данной группы?

6. Правильно ли организованы обстановка и оборудование на занятии для осуществления деятельности с множе­ством или деятельности счета?

7. Количество частей в занятии, правильно ли они рас­пределены с учетом задач?

8. Правильно ли учтено время па каждую часть занятия?

9. Какие методические приемы использовал воспитатель в занятии?

10.Точно ли используется математическая терминология воспитателем и детьми?

11. Каково отношение детей к занятию, их активность, заинтересованность?

12.Проводится ли индивидуальная работа в процессе за­нятия, ее эффективность, содержание?

13. Характеристика наглядного материала.

14. Как воспитатель подводит итог занятия и дает оцен­ку деятельности детей на занятии?

15. Как воспитатель закончил занятие?

16. Какие выводы вы можете сделать об уровне знаний детей по математике на основе данного занятия?

1. Схема построения занятия. Выдержана ли она с уче­том возраста и музыкального развития детей?

2. Приемы работы в каждом виде музыкальной деятельнос­ти. Как возраст детей, этап разучивания определяет их выбор?

3. Какие воспитательные задачи решаются в ходе занятия?

4. Развитие творчества детей.

5. Развитие слуха и голоса на музыкальном занятии.

6. Интерес детей к занятию. Качество пения и движения.

7. Роль воспитателя в разных частях занятия.

1. Кабинет музыкального руководителя, оформление, со­держание материала (методический материал, пособия).

2. Музыкальный уголок в группе (удаление от мест шум­ных игр, оформление).

3. Оборудование музыкального уголка:

v детские музыкальные игрушки и инструменты;

v неозвученные музыкальные игрушки;

v пособия к музыкально-дидактическим играм;

v атрибуты для игр с пением.

v методическое обеспечение пособий и игрушек.

Тема: Формирование связной речи детей на занятии в дет­ском саду. Обучение детей рассказыванию по игруш­ке, предметам.

1. Каково программное содержание занятия (в разных возрастных группах)? Соответствие его «Образовательной программе в детском саду». Доступны ли задачи по развитию мышления, творчества и речи для детей данной возрастной группы?

2. Каковы структурные части занятия, их целесообразность, роль каждой части в решении программных задач? Какие зада­чи по методике развития речи решались в процессе занятия?

3. Каковы методы обучения, направленные на развитие мышления детей, на умение формировать предложения, на обучение связному высказыванию, отобранные воспитателем?

4. Каковы содержание, логика, направленность вопро­сов, типы вопросов?

5. Правильно ли подобраны наглядные материалы? Ка­кова роль наглядности в решении поставленных задач?

6. Как оценивались детские высказывания и рассказы? Содержание и методика оценки.

7. Какова форма организации занятий по своей струк­туре (традиционные, одночастные, комплексные, интег­рированные)?

8. Общее впечатление от занятия. Каков уровень навы­ков детских рассказов?

9. Удачной ли была концовка занятия?

Рассказывание по картинке

1. Содержание картинки и ее педагогическая ценность.

2. Доступность изображения восприятию детей, качество исполнения.

3. Подготовка к рассказыванию (рассматривание картины, беседа по ее содержанию).

4. Приемы обучению детей рассказыванию (вопросы пе­дагога, образец рассказа, игровые приёмы).

5. Анализ рассказа воспитателя как образец для детей: со­держательность, логическая последовательность изложения, литературный язык, структура предложения, объем рассказа.

6. Воспитательное значение занятия.

1. Тема беседы, ее соответствие требованиям «Програм­мы воспитания».

2. Введение детей в содержание темы беседы, возбужде­ние интереса и внимания детей.

3. Содержание и формулировка вопросов воспитателя, их логическая последовательность.

4. Подготовка детей к беседе (наличие запаса представлений).

5. Приемы активизации (постановка вопросов ко всей группе, вызов детей для ответов, обращение к личному опыту, оценка ответов детей).

7. Исправление неправильных ответов.

8. Воспитательное значение занятия.

Показательные занятия по развитию речи.

Содержание и оформление уголка книги

1. Из каких частей состоит просмотренное занятие?

2. Какие программные задачи решались в каждой части занятия? Выполнила ли их воспитатель?

3. Сформулируйте и запишите программное содержание каждой части.

4. Какова подготовка воспитателя и детей к занятию, к каждой его части?

5. В чем состояла предшествующая работа воспитателя с детьми? Как это отразилось на результатах речевой деятель­ности детей?

6. Структура частей занятия. Длительность всего занятия и его частей.

7. Методические приемы в ходе всего занятия и в каждой его части. Обоснуйте необходимость использования тех или иных методических приемов в разных возрастных группах.

8. Речевые умения и навыки детей в каждой возрастной группе (звукопро-изношение, грамматический строй речи, состояние лексики, вопросно-ответная речь, связная мо­нологическая речь и ее уровень).

9. Оцените речь воспитателя на занятии. Соответствует ли она педагогическим требованиям?

1. Где расположен уголок книги, удобно ли расположен? В чем это проявилось? Каково освещение уголка книги?

2. Оцените оформление уголка книги. В чем разница в его оформлении в разных возрастных группах?

3. Каково содержание уголка книги в разных возрастных группах?

4. Какую работу проводит в уголке книги воспитатель с детьми?

5. Есть ли книги изготовленные с детьмиьто

5. Для чего организуют уголок книги? Каково его воспитательное значение?

Записать показательное занятие в дневнике.

Приемы руководства сюжетно-ролевымн играми,

1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры:

v расширял представления детей (путем рассказов, чте­ния книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);

v интересовался «Во что играете?»;

v предлагал новые игровые действия;

v вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;

v предлагал новые игровые ситуации;

v давал прямые указания к действию («Покорми кук­лу», «Крути руль»);

v задавал вопросы, которые направляли развитие игры;

v брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру;

v давал оценку (анализ) игры.

2. Какие приемы использовал воспитатель для формиро­вания взаимоотношения детей во время игры:

v вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем пря­мого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли);

v сам организовывал вокруг себя коллектив для игры;

v побуждал детей самостоятельно договариваться (о рас­пределении ролей, об игрушках);

v предупреждал или устранял возникающие конфлик­ты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

v побуждал детей объединять разные игры между собой;

v использовал какие-то другие приемы.

1. Подготовка воспитателя и игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отноше­ние детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использова­ние игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разными видами игр.

1. Название игры. К какому виду настольно-печатных игр она относится?

2. Воспитательно-образовательная ценность игры.

3. В какой группе игра может быть использована и по­чему?

4. Объясните правила игры и придумайте новый вари­ант игр.

АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

1. Содержание коллективного труда.

v Какие виды были включены в содержание коллек­тивного труда?

v Соответствовало ли содержание программе данной группы?

v Соответствовало ли данное содержание возможно­стям детей данной конкретной возрастной группы? Или для этих целей оно было легким (грудным)?

2. Оборудование коллективного труда.

v Были ли все необходимые предметы для данного труда в нужном количестве?

v Каковы эстетические качества трудового оборудования?

3. Организация обстановки для коллективного труда.

v Удобно ли были расставлены столы и расположе­но оборудование?

v Принимали ли дети участие в подготовке обстанов­ки для коллективного труда? Правильно ли посту­пил воспитатель, взяв на себя (переложив на де­тей), основную заботу по подготовке обстановки?

v Соблюдались ли гигиенические условия:

o хорошо ли освещены рабочие места детей;

o сохраняли ли дети во время труда правильную позу или она была напряженной;

o поддерживались ли в обстановке порядок и чистота;

o соответствовали ли размеры оборудования си­лам и возможностям детей;

o посильной ли была трудовая нагрузка детей по объему работы и ее деятельности, длительности по времени?

4. Организация и методика проведения коллективного труда.

v Как была организована работа с детьми (они сиде­ли на стульях или слушали объяснение воспитате­ля стоя)? Как правильно?

v Четко ли были даны воспитателем все объяснения и указания в работе?

v Имел ли место показ приемов работы? Правильно ли поступил воспитатель, ограничившись только словесными объяснениями и указаниями? Или пра­вильно ли поступил воспитатель, одновременно со словесными объяснениями, использовав наглядный показ приемов работы? Почему?

v Подтверждалось ли в объяснении к работе ее зна­чение? В чем это конкретно выразилось?

v Имело ли место разделение между детьми общей работы на отдельные операции, или все дети вы­полняли одинаковую работу? Чем вы можете объяснить, что разделения работы на отдельные опера­ции не было (или что оно было)?

5. Достаточно ли активно было руководство воспитателя детьми во время работы? В чем это конкретно выражалось?

6. Как закончился коллективный труд?

v Одновременно ли дети закончили работу или нет, правильно ли это?

v Привлекались или не привлекались дети к уборке оборудования? (В обоих случаях дать оценку
пра­вильно ли это.)

v Оценил ли воспитатель работу детей, насколько ме­тодически правильно это было сделано? (Какие оценки преобладали — положительные или отри­цательные, что оценивалось — поведение, трудо­вые умения, трудовые условия, старательность, са­мостоятельность, результаты труда, взаимопомощь?)

7. Имеются ли эмоциональные моменты в проведении коллективного труда? В чем они выразились?

8. Наблюдалось ли усложнение в содержании и органи­зации коллективного труда младших и старших детей? В чем конкретно это выразилось?

9. Как подводился итог трудовой деятельности детей? Какие методы и приемы использовала воспитатель при про­ведении анализа? Участие детей в анализе.

1. Организация детей на занятие. Где оно проходило, как сидели дети.

2. Оборудование и материал, используемый в работе с детьми.

3. Тон воспитателя, его речь.

4. Какие формы работы использовались: коллективные или индивидуальные.

5. Каков уровень умений и навыков у детей по ручно­му труду. Все ли дети умеют правильно работать с пред­лагаемым материалом? Как развиты у детей мелкие мыш­цы рук, как проходит самостоятельная работа с мелки­ми деталями па занятии?

6. Был ли материал, даваемый детям, трудным или, на­оборот, недостаточно трудным?

7. Сколько детей обращалось за помощью к воспитателю?

8. Как и в какой форме, воспитатель оказывал детям по­мощь в работе?

9. Как дети слушали объяснения воспитателя в начале занятия? Все ли усвоили объяснение?

10. Какие методы и приемы использовал воспитатель в работе с детьми?

11. Побеседовать с детьми о том, какой материал в ра­боте по ручному труду они используют, с каким любят ра­ботать больше всего и почему.

Посмотреть оформление детского сада. Как оформлены холлы, коридоры, лестничные клетки. Имеются ли в офор­млении детского сада произведения искусства, народных промыслов (гжель, хохлома, дымка, резьба по дереву и т. д.). Используются ли при оформлении интерьера живые рас­тения, составляются ли композиции из засушенных расте­ний и т. д. Какой материал имеется в педагогическом каби­нете по изобразительной деятельности, по ознакомлению детей с русским народным творчеством. Какой материал имеется по музыкальному воспитанию и развитию детей.

1. Наличие костюмов к различным праздникам.

2. Наличие предметов, используемых в играх и танцах: ленты, султанчики, флажки и т. д.

3. Наличие в детском саду технических средств (магни­тофонов, проигры-вателей пластинок, диапроекторов и т. д.).

4. Наличие различных видов театров (настольный, те­невой, кукольный).

Беседа с заведующей детским садом, методистом, музы­кальным руководителем о проводимой работе по аскетичес­кому воспитанию.

Рассматриваемые вопросы. Осуществление задач эстети­ческого воспитания средствами окружающей обстановки и в процессе воспитательной работы по развитию творческих способностей детей. Эстетика быта и произведения искус­ства в детском саду. Эффективность занятий в осуществле­нии задач эстетического воспитания.

Самостоятельная работа. Рассматривание произведений искусства и народного творчества, беседа о них с неболь­шими группами детей. Рассматривание оформления группо­вой комнаты, музыкального зала, беседа с детьми. Наблю­дения за окружающей природой для привлечения внима­ния детей к ее красоте. Организация самостоятельной художественной деятельности детей.

ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

1. Подготовка воспитателя к занятию, наличие плана-конспекта, разработка методических указаний, наличие гра­фического изображения, перемещение воспитателя в про­цессе занятия, подготовка места, обувь и одежда воспита­теля и детей.

2. Организация занятия. Своевременное начало, конец за­нятия, распределение времени на отдельные части занятия, приемы размещения детей на занятии.

3. Проведение занятия. Соответствие приемов обуче­ния возрасту детей и этапу обучения, темп выполнения физических упражнений, плотность, решение задач по воспитанию физических качеств, решение оздоровитель­ных задач, приемы воспитания психических процессов (память, мышление, воображение, внимание) и положи­тельных эмоций.

4. Поведение и самочувствие детей, дисциплинирован­ность, взаимоотноше-ния, внимание, активность, качество выполнения физических упражнений.

5. Удачно ли подобраны основные движения и комп­лекс упражнений для детей данной группы. Соответству­ет ли это рекомендациям «Программы». Материал, ис­пользуемый воспитателем в работе (его доступность, ги­гиенические требования, размеры). Как воспитатель орга­низовала работу детей на спортивных снарядах, была ли страховка детей, держала ли воспитатель в поле зрения всех детей?

6. Как воспитатель подавала команды, распоряжения, указания? Какие упражнения проводила более успешно, ка­кие нет? Как провела анализ занятия?

1. Какое место занимает утренняя гимнастика в режиме дня?

2. Были ли созданы гигиенические условия: одежда, обувь, проветривание помещения, влажная уборка, форма одежды воспитателя.

3. Сколько времени заняла подготовка к гимнастике?

4. Соответствует ли подбор упражнений данной возрас­тной группе? Сколько взято упражнений, количество их по­вторений.

5. В каких случаях воспитатель объяснял, в каких пока­зывал упражнения?

6. В каких случаях воспитатель достаточно ясно и четко давал объяснения, правильно ли он показывал упражне­ния детям?

7. Каково качество выполнения детьми упражнении? За­мечал ли воспитатель неправильность выполнения упраж­нений, как он реагировал на это?

8. Какими приемами воспитатель добивался правильно­сти выполнения упражнении?

9. Предусмотренно ли пользование пособиями? Какими? Сколько времени заняла раздача пособий?

10. Какое сопровождение использовала воспитатель при проведении гимнастики? Как закончилось занятие? Следила ли воспитатель за дыханием, какие специальные упражне­ния делала?

1. В процессе подготовки к прогулке отметить, как вос­питатель организует сбор на прогулку, какую воспитатель­ную работу проводит во время одевания. Роль няни при под­готовке к прогулке.

2. Анализ плана прогулки. Из каких частей состоит про­гулка. Все ли части прогулки проводились (наблюдение, уп­ражнения по развитию движений, игра, самостоятельные игры детей, развлечения).

3. Методика наблюдения. Соответствует ли тема, объект наблюдения возрасту детей. Всем ли детям виден объект? За­интересованы ли они наблюдением? Какие вопросы задава­ли дети? Какие приемы помогли воспитателю вызвать инте­рес у детей? Активность детей при наблюдении. Нацелила ли воспитатель внимание детей на дальнейшее наблюдение?

4. Подвижная игра. Соответствует ли игра возрасту де­тей и сезону? Знакома ли игра детям или дается впервые? Как и когда воспитатель сообщила правила игры (напом­нила правила при знакомой игре), знают ли их дети, сле­дила ли воспитатель за четким выполнением правил? Ка­кое основное движение развивал воспитатель в этой игре? Как был выбран ведущий и справился ли он с поручен­ной ролью? Сколько раз повторялась игра? Реакция детей при проведении игры. Какие атрибуты использовались при проведении игры?

5. Труд. Какой вид труда использовала воспитатель? Соответствуют ли трудовые поручения возрасту детей? Какой материал давала воспитатель для успешного выполнения поручений (веники, лопаты, совки, движки и т. д.). Удов-летворены ли дети результатами своего труда?

6. Индивидуальная работа с детьми, работа по развитию движений. Какую работу с детьми проводила воспитатель? Какой материал, оборудование, атрибуты использовала? С какими детьми воспитатель проводила работу и почему? Ре­зультаты проведения работы.

7. Игровая деятельность на прогулке. Какие игрушки пред­ложила воспитатель детям для игры на участке? Соответ­ствуют ли они сезону? Как воспитатель помогла детям организовать игру, выбрать игрушки? Как контролирова­ла игры детей, помогала ли им? Какие методы и приемы использовала в работе? Какие навыки игры имеются у де­тей?

8. Конец прогулки. Как организован сбор игрового мате­риала? Чем воспитатель закончила прогулку? Проведение раздевания и подготовка к обеду.

Перед проведением данного занятия необходимо позна­комить студентов с вопросами для наблюдения, обратить внимание на использование в своей работе различных ме­тодов, методических приемов, организацию детского кол­лектива. Занятие проводится в два этапа:

v анализ организации режимных процессов в первой по­ловине дня;

v анализ организации режимных процессов во второй по­ловине дня.

1. Где проводится прием — в помещении, на участке? Как лучше?

2. Какими словами воспитатель встречает детей? На что обращает внимание?

3. Как воспитатель распределяет внимание на всех де­тей?

4. Чем дети заняты утром? Предлагает ли воспитатель ка­кие-либо виды деятельности детям, или дети предостав­лены сами себе?

5. Какими приемами воспитатель организует детей на утреннюю гимнастику?

6. Как организует переход к умыванию?

7. Как воспитатель успевает готовить детей к умыванию, а столы к завтраку?

1. Как происходит умывание детей? Дети заходят умываться все вместе или поочередно?

2. Что нужно, чтобы умывание прошло быстро, органи­зованно и правильно?

3. Каковы навыки детей в умывании, соответствуют ли они требованиям программы?

1. Начало в соответствии с режимом.

3. Воспитание культуры еды. Какие навыки культуры?

4. Сколько длится завтрак, обед, полдник?

1. Продолжительность, соответствие режиму, организа­ция перерыва.

2. Успевают ли дети отдохнуть? (Да, нет, почему?)

1. Создание условий для одевания.

2. Приемы, используемые при одевании.

3. Навыки детей в одевании.

4. Воспитано ли у детей чувство взаимопомощи, береж­ное отношение к одежде?

1. Какое время отведено, соответствует ли программе?

2. Осуществление контроля за внешним видом детей.

1. Как организован переход от работы ко сну?

2. Как дети учатся аккуратно складывать вещи?

3. Гигиеническая подготовка спальни ко сну.

Организация подъема детей

1. Как организован процесс просыпания детей?

2. Как организован подъем, одевание, умывание детей?

II. В помощь студентам. Примерные диагностические

карты для организации работы по диагностике

oДиагностика КГМ навыков (еды).

oДиагностика знаний детей о явлениях общественной жизни.

oДиагностика трудовой деятельности.

oДиагностика знаний детей по ознакомлению с приро­дой.

oДиагностика игровой деятельности.

ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ЕДЫ

Умение пользоваться столовыми приборами

Примечание. Слева пишется список детей и баллы: 5 — отлично; 4 — хорошо;

3 — удовлетворительно; 2 — плохо сфор­мированные навыки.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЯВЛЕНИЯМИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

источник