Меню Рубрики

Анализ организации летнего отдыха детей

Справка об организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в МБОУ «Кольцовская средняя школа» 2016/2017 учебного года

Аналитическая справка об организации летнего отдыха и оздоровления. Отчет о проведенных мероприятиях на летней тематической площадке.

Просмотр содержимого документа
«Справка об организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в МБОУ «Кольцовская средняя школа» 2016/2017 учебного года»

об организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков

в МБОУ «Кольцовская средняя школа» 2016/2017 учебного года

Согласно плану внутришкольного контроля с 29 мая по 16 июня 2017г. организована работа дневной тематической площадки при МБОУ «Кольцовская средняя школа», а также учебные сборы с юношами 10 класса и оздоровление детей в лагерях, расположенных на территории Республики Крым.

Целью организации летнего отдыха являлось создание условий для формирования потребностей ребенка к укреплению здоровья и успешному самоопределению в обществе.

1.Увеличение числа подростков, занятых полезной деятельностью в каникулярный период через внедрение разнообразных форм организации.

2.Выявление одаренных детей через творческую деятельность.

3.Повышение интереса детей к своему здоровью.

4.Развитие социального, социально – культурного и нравственного опыта ребенка.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Необходимая информация об организации работы дневной тематической площадки в учреждении была доведена до родителей на родительских собраниях, через школьный сайт и информационный стенд.

Составлен и утвержден план работы дневной тематической площадки, составленный заместителем директора по воспитательной работе.

Дневная тематическая площадка в нашей школе является частью социальной среды, пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Организация отдыха и занятости детей на дневной тематической площадке находилась под постоянным контролем начальника дневной тематической площадки И.А. Андреевой.

Для обеспечения безопасного и полноценного отдыха обучающихся в МБОУ «Кольцовская средняя школа» была подготовлена необходимая нормативная и материальная база, подготовлены помещения для отрядов и занятий спортом, назначены ответственные за организацию оздоровления и обеспечение безопасности оздоровления детей в период летних каникул.

Содержание работы в лагере дневного пребывания определила программа, в тематическом планировании которой нашли место различные по форме и способу организации мероприятия.

Особенность планирования на дневной тематической площадке – это наличие «изюминки» на каждый день. Каждый день – новая тема: «День знакомства и идей», «День рекордов, здоровья и спорта», «День книги», «День защиты детей», «День творчества», «День Солнца», «День путешественника», «День Земли», «День сказок А.С. Пушкина», «День России», «День безопасности и здоровья», «День мультфильмов», «День смеха», «День веселых игр», «День закрытия площадки».

В рамках тематических дней прошли профилактические мероприятия, подвижные игры, патриотические конкурсы и выставки, развлекательные конкурсы.

Были оформлены уголки отрядов, уголки здоровья, стенды по правилам дорожного движения и пожарной безопасности, информационный стенд лагеря. Выполнены планы мероприятий по ППБ и ПДД.

В рамках реализации программы были организованы ежедневные утренние зарядки, спортивные конкурсы, игры и эстафеты, подвижные игры на свежем воздухе, поездка в с.Огневое. Физкультурно-оздоровительные мероприятия проводились на спортивной площадке с использованием спортивного инвентаря — мячей, скакалок, обручей.

Ребята хорошо отдохнули, получили заряд бодрости, расширили свой кругозор, укрепили и сохранили своё физическое здоровье.

Отслеживались качество и своевременность поведения запланированных мероприятий. График мероприятий выполнен всеми обозначенными ответственными лицами.

Анализ деятельности лагеря дневного пребывания детей показал, что выполнены все поставленные задачи.

Достигнута главная цель – сотрудниками дневной тематической площадки и учреждения в целом, были созданы условия для раскрытия творческих способностей каждого обучающегося и укрепления здоровья каждого конкретного ребенка через комплекс оздоровительных мероприятий и организацию спортивной и досуговой деятельности.

заместитель директора по воспитательной работе И.А. Андреева

источник

Рассмотрение вопросов реформирования сферы организованного каникулярного отдыха. Выявление направлений его совершенствования. Анализ нормативной и практической моделей организации летнего отдыха детей и подростков на базе лагеря с дневным пребыванием.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Исследование содержания и приемов организации жизни детей и подростков в условиях летнего отдыха. Изучение методики планирования и проведения основных форм воспитательской деятельности в оздоровительном лагере. Педагогическое взаимодействие с детьми.

отчет по практике [16,8 K], добавлен 16.03.2015

Характеристика учреждения образования «Гимназия №34 г. Минска». Ознакомление с педагогическим коллективом и контингентом детей. Организация работы с детьми в период отдыха на базе летнего лагеря «Лучик». Проблемные ситуации и способы их разрешения.

отчет по практике [1,2 M], добавлен 10.08.2014

Классификация физкультурных праздников, их значение в организации активного отдыха дошкольников. Педагогические и методические требования к организации спортивных игр. Составление проектов физкультурных праздников для детей старшего дошкольного возраста.

курсовая работа [67,5 K], добавлен 04.03.2011

Приоритетные направления воспитательной деятельности в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей. Программа реализации маркетинговой стратегии лагеря. Оценка результативности педагогической деятельности. Организация оздоровительной среды.

дипломная работа [488,7 K], добавлен 18.11.2014

Цели социального воспитания, роль досуговой сферы в развитии творческих способностей детей. Современные проблемы системы воспитания в школе. Реализация педагогического потенциала детского летнего лагеря посредством организации социально-культурной работы.

курсовая работа [43,9 K], добавлен 20.02.2012

Психолого-педагогические аспекты формирования полоролевых стереотипов у детей и подростков. Особенности возрастного развития подростков. Значение полового воспитания детей и подростков в свете тенденций культурного развития и репродуктивного поведения.

курсовая работа [47,0 K], добавлен 31.10.2014

Организационно-методические аспекты проведения экспериментального исследования ролевых игр как способа социализации детей 12-13 летнего возраста. Сущность социализации, факторы ее успешности. Организация тренингов профориентационной ориентированности.

курсовая работа [49,7 K], добавлен 04.04.2016

Анализ деятельности клуба по организации свободного времени детей-подростков. Проблемы организации детского досуга в условиях сельской местности. Использование социально-культурного проектирования для организации патриотического воспитания подростков.

курсовая работа [808,1 K], добавлен 15.06.2015

Основные цели и задачи организации детских оздоровительных лагерей, функциональные особенности их сотрудников. Порядок составления программы работы пришкольного лагеря, ожидаемые результаты ее выполнения. Методическая разработка творческого дела.

отчет по практике [40,3 K], добавлен 22.07.2010

Теоретические аспекты компьютерных технологий в современном обществе. Психолого-педагогические особенности детей и подростков, увлеченных компьютерными играми. Социальная реабилитация детей и подростков согласно социально-педагогической программе.

дипломная работа [391,0 K], добавлен 11.01.2010

источник

реализации комплексной программы организации

оздоровления, отдыха и занятости детей «Возрождение»

Лето – благодатная пора для социализации и интеграции ребенка, которая может вестись множеством способов. В этом направлении работают различные специалисты: психологи, педагоги, и т.д. Но никакая работа взрослых не заменит нормального полноценного общения со сверстниками, совместной деятельности, споров и ссор.

Работа образовательного учреждения по организации занятости детей в каникулярное время — это неотъемлемая часть работы воспитательной системы.

Ребенок — по своей природе деятель, именно летом у него идет активный познавательный процесс, поэтому, планируя воспитательную работу, мы даем возможность ребенку выступить для себя в новой роли, попробовать себя в новом качестве через органы самоуправления, различные формы работы и виды деятельности. Именно летний лагерь предоставляет уникальную возможность развития ребенка во взаимодействии с окружающим миром. А главное — это научиться прекрасному человеческому общению.

Уже пятый год организация оздоровления, отдыха и занятости детей в летний период в МБОУ средней общеобразовательной школе №60 осуществляется через реализацию комплексной программы «Возрождение», которая состоит из четырех подпрограмм:

Программа деятельности детского оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием (для детей от 7-12 лет, 5 лет); проект реализуется через сюжетно – ролевую игру

Программа деятельности оздоровительного профильного лагеря «Мой Нижний Новгород» (для детей старше 15 лет, 5 лет); проект реализуется через игру, волонтерскую и журналистскую деятельность способную пробудить детскую любознательность. Замысел проекта в том, что дети, играя, работая на исторических объектах города и описывая свои впечатление в школьной газете «Маленькая страна» знакомятся с историей родного края;

Программа деятельности ЛТО «Фортуна» (для детей 15-17 лет, 1 год); в программе предусмотрены ремонтно-строительные работы в школе, а так же работы по благоустройству района и школьной территории, спортивно-оздоровительные мероприятия, экскурсии, психологические тренинги.

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА — система увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам и месту проведения мероприятий, действий, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы. В комплексной программе представлены цели программы, пути и средства решения программной проблемы.

Создание необходимых условий для полноценного отдыха, оздоровления и занятости, жизнетворчества, развития личности, реализации прав детей подростков в каникулярный период.

Задачи программы в 2014 году

создание условий для развития личности ребёнка, широкое включение обучающихся в творческую, социальную и научно-исследовательскую деятельность;

обеспечение качества дополнительного образования ;

последовательное обновление содержания образовательной и культурно-досуговой деятельности;

повышение значимости воспитательных функций школы, их осмысление и развитие;

формирование нравственных ориентиров обучающихся;

включение детей в изучение, сохранение и развитие национальной культуры России, возрождение народных традиций, формирование на их основе базовых ценностей и социальных норм;

поддержка творческого поиска педагогов, создание условий педагогического и профессионального роста.

Программа создана педагогами школы под руководством заместителя директора по УВР Тарасовой Л.И.. В её основу положены основные программы, реализуемые в ОУ, как основополагающие воспитательной системы школы:

Занятость обучающихся в летний период 2014 года:

это адаптация ребенка к жизни в обществе (приобретения полезных умений и навыков),

сотрудничество и сотворчество,

формирование самостоятельной и творческой личности,

приобщение к здоровому образу жизни,

воспитание осознанной любви к Родине.

С целью повышения эффективности реализации программы для педагогичско-важатского отряда во время весенних каникулы проводилась «Школа педагогического мастерства», а также семинары по вопросам организации оздоровления, отдыха и занятости детей в каникулярное время. В 2011 на базе школы проходил районный семинар «Краски лета», а в 2012 мы представляли результаты работы лагеря на городском фестивале «Радуга лета».

В осенние каникулы проводилась смена лагеря актива «ТЭМП», где проходили учебные сборы вожатского состава лагеря из числа учащихся. Для ребят проводятся тренинги, семинары, большие психологические игры, мастер-классы. Обучение в лагере проходит под руководством опытных специалистов: педагог-психолог школы, педагоги ЦРК «Исток», методисты ЦРТ Ленинского района.

Таким образом, работа по подготовке очередной лагерной смены не прекращалась в течение всего учебного года. Методический материал постоянно пополняется педагогами и самими ребятами через пополнение методической копилки, которая создана в социальных сетях: на сайте школы, в контакте, на социальном сайте работников образования.

В течение всего учебного года проводилась работа по укреплению материальной базы, приобретены: ноутбуки, планшетный компьютер для работы на выезде, УФС, спортивный инвентарь. В 2012 году школа стала участником Федеральной программы «Доступная среда» по организации инклюзивного обучения, по которой были проведены ремонтные работы, а так же приобретено оборудование для сенсорной комнаты.

Большое внимание уделялось созданию имиджа лагеря. Во-первых, на основе документов и сведений, собранных участниками смены лагеря «Мой Нижний Новгород» 2012 года, был открыт музей истории школы; во-вторых, постоянно ведется работа по рекламе работы лагерей: созданы буклеты, презентации для учащихся и родителей, информация о работе лагеря размещается на сайте школы, в школьной газете, выносится на обсуждение педагогического совета, общешкольных родительских собраний, в конце смены каждый участник получает диск с фотоотчетом по смене. В-третьих, в течение смены продолжает работу система дополнительного образования:

кружок «Нижегородская Отчина»

кружок «Основы публицистики»

секция «Атлетическая гимнастика»

секция «Ритмическая гимнастика»

Для более эффективной работы лагерей педагогами, совместно с педагогом — психологом школы, разработана программа мониторинга эффективности воспитательной среды. Результаты исследований по оценке степенью удовлетворенности организации смены среди учащихся, их родителей и педагогов показывают стабильно высокий результат.

Новизна программы заключалась в следующем:

программа является долгосрочной и может корректироваться в зависимости от результатов каждого этапа реализации;

организация реального разновозрастного сотрудничества (подростки всех возрастов, родители, педагоги);

расширение для учащихся образовательного пространства за счёт разноплановость деятельности и новых сфер прикладной деятельности;

создание условий для самореализации подростка и поиска им дальнейших путей своего развития;

использование краеведческого туризма и волонтерской деятельности, как способа деятельности, позволяющей подростку увидеть мир во всем многообразии;

создание в условиях лагерной смены перехода от одного вида деятельности к другому;

практическое применение знаний, полученных в течении учебного года на занятиях в кружках дополнительного образования (клуб «Щит и меч», «Нижегородская отчина», «Юный экскурсовод», «Музей Нижегородской старины», «Журналистика»).

Каждая из программ имеет свое направление работы, свои цели и задачи, при этом все лагеря работают в тесном контакте друг с другом:

Все проекты объединены тематическими днями:

Для участников лагеря «Солнышко» и «Мой Нижний Новгород» проводились совместные большие психологические игры;

Ребята из лагеря «Мой Нижний Новгород» проводят экскурсии для детей из лагеря «Солнышко» и ЛТО «Фортуна»;

Ребята из всех лагерей принимают участие в акциях «Дети детям», «Праздник на дом», «Праздник нашего двора» и т.д.

В течении смены происходит постоянное взаимодействие с социумом:

Газета «Нижегородский рабочий»

Школьная газета «Маленькая страна»

УГИБДД по Нижегородской области;

ГБУЗ «Детская городская поликлиника №18»

ГБУЗ НО «Детская городская поликлиника №32 Ленинского района»

Проведение профилактических осмотров и бесед в соответствии с планом работы лагерей

Музей завода Красное Сормово

Музей художественных промыслов Нижегородской области

Экскурсия по Кремлёвской стене

Работа по распространению флаеров музея «Покровка-8»

Мастер-класс по изготовлению жестовской свистульки в Музее художественных промыслов

Встреча с ветеранами в музее юнг

Матч по волейболу со лицеем№ 180

Работа в соответствии с планом

Работа в соответствии с планом

Отдел культуры, спорта и молодежной политики

Проведение митинга «День Памяти», Проведение межшкольных спортивных мероприятий

Детская областная библиотека

Электронная выставка о профессиях

Веселые старты по страницам произведений А.С. Пушкина

Акция «Ребята нашего двора»

При реализации программы обеспечивается психологическое сопровождение детей и подростков. Педагог-психолог выполняет следующие виды работы:

психологическое сопровождение детей во время лагерной смены;

индивидуальное консультирование детей;

индивидуальное консультирование педагогического состава;

проведение больших психологических игр

Разработана программа психологической поддержки ребенка в разные периоды смены, а так же мониторинг эффективности работы смены:

Входное анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере.

Методика «Выбор» (выявление степени удовлетворенности детей работой лагеря)

Итоговое анкетирование детей, позволяющее выявить оправдание ожиданий.

Степень сформированности коллектива по Лутошкину

Результаты анкетирования детей. В опроснике ребята должны были ответить на ряд вопросов. Вот наиболее часть встречающие ответы детей на вопрос «Твои ожидания от смены»:

Оздоровительный профильный лагерь «Мой Нижний Новгород»

Основной вид деятельности — игра

Детский оздоровительный лагерь «Солнышко»

Основной вид деятельности – творческая, исследовательская

Основной вид деятельности – творческая, трудовая, спортивная

По итогам анкетирования на вопрос, что тебе запомнилось больше всего, многие ответили: различные игры (с перечнем игр), конкурсы. На следующем месте у детей стоят все спортивные игры, соревнования. Далее отметили, что им понравилось всё.

Некоторые дети отметили, что нашли много друзей, что в лагере им понравились хорошие учителя. Анкетирование родителей показало, что их дети посещали ДОЛ с желанием. Всех родителей устраивает режим работы лагеря. Высказали свои пожелания: увеличить количество познавательных экскурсий

Анализируя работу лагеря, мы считаем, что смена прошла очень удачно. Дети отдохнули, нашли много новых друзей. В лагере была создана благоприятная эмоциональная атмосфера. Наши педагоги постарались организовать интересный, полноценный, незабываемый отдых детей.

Заместитель директора Л.И. Тарасова

источник

Аналитическая справка об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков Жарковского района в 2010 году

об организации отдыха, оздоровления и

занятости детей и подростков Жарковского района в 2010 году

Летние каникулы – самое яркое по эмоциональной окраске время. Это, в своём роде, клапан для спуска излишков детской энергии, накопленной в течение учебного года, дни разрядки. И вместе с тем, каникулы – всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретением новых сил, продолжение освоения мира, его познания, время закрепления знаний, полученных в школе, богатейшее время воспитания и самовоспитания.

Читайте также:  Анализ на аскаридоз у детей расшифровка

Забота о занятости детей в летний период — это однозначно важная проблема для родителей по обеспечению безопасности ребенка, организации полноценного отдыха. В связи с этим отдел образования поставил определенные цели и задачи для обеспечения полноценного отдыха учащихся. Особое внимание уделялось следующим вопросам:

— вопросу обеспечения безопасности детей, находящихся в оздоровительных лагерях дневного пребывания,

— вопросам нравственного воспитания подрастающего поколения,

— пропаганде здорового образа жизни.

Особое значение в организации летнего отдыха детей приобретают оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей на базе образовательных учреждений, позволяющие без продолжительного отрыва ребёнка от родителей обеспечить необходимую систему мероприятий, направленную на охрану и укрепление его физических и психических ресурсов, профилактику заболеваний.

Таким образом, на период летнего оздоровительного отдыха детей перед педагогическим коллективом образовательных учреждений района были поставлены следующие задачи:

1. Охватить как можно больший процент детей организованными формами отдыха, оздоровления и занятости в течение всего каникулярного времени.

2. Повысить качество услуг при организации отдыха и оздоровления детей, способствующих укреплению здоровья детей, улучшению их физического и нравственного благополучия, развитию творческих способностей.

3. Внедрять и развивать эффективные формы организации занятости, отдыха и оздоровления детей в каникулярное время.

Подготовка к оздоровительной работе в период летних каникул началась задолго до прихода теплых дней. В соответствии со ст. 12 ФЗ от 01.01.2001 (ред. от 01.01.2001) «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации проведены следующие ключевые мероприятия:

Совещание директоров ОУ с участием руководителей заинтересованных ведомств при Главе района по вопросу организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков летом 2010 года ; Совещание с начальниками летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием; Обучение начальников лагерей, воспитателей, обслуживающего персонала санминимуму; Организован семинар для педагогических работников ЛОЛ по вопросу организации деятельности; Опубликована информация о ходе летней кампании – 2010 в районной газете «Жарковский вестник».

В соответствии и во исполнение:

Постановления Администрации Тверской области от 01.01.2001 «Об организации и обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков Тверской области в 2010 году» были подготовлены следующие документы:

1. Постановление администрации Жарковского района от 01.01.2001 г. «Об организации и обеспечении отдыха и занятости детей и подростков Жарковского района в 2010 году».

2. Приказ отдела образования администрации Жарковского района от 01.01.2001 года № 61 «Об организации отдыха детей и подростков в летний период 2010 года».

3. План мероприятий по организации летней кампании – 2010

4. Приказ отдела образования администрации Жарковского района от 01.01.2001 года № 93 «О безопасном пребывании детей в образовательных учреждениях Жарковского района, в лагерях с дневным пребыванием детей, палаточных лагерях».

5. Положение о лагере с дневным пребыванием детей на базе образовательного учреждения.

6. Правила внутреннего трудового распорядка для работников летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.

7. Должностная инструкция начальника лагеря с дневным пребыванием детей.

8. Программа развития муниципальной системы образования Жарковского района Тверской области на годы (разделы программы: индикаторы и показатели; организация отдыха детей в каникулярное время).

9. Результаты осуществления муниципального контроля за деятельностью лагерей с дневным пребыванием

10. Отчет по организации отдыха и занятости детей и подростков в летний период 2010 года в Жарковском районе.

Одним из приоритетных направлений отдыха, оздоровления и занятости школьников в летний период стала организация лагерей с дневным пребыванием детей на базах общеобразовательных учреждений района. В июне 2010 года организовано 5 лагерей (на базе МОУ: Жарковская СОШ №1, Зеленьковская ООШ, Новоселковская ООШ, Щучейская ООШ, Королевщинская СОШ) с дневным пребыванием детей с охватом детей –305 человека (из них 75 человек в ТЖС), в июле 1 лагерь на базе МОУ ДОД «Жарковский Дом детского творчества» с охватом 62 ребенка ( в ТЖС – 16 детей), в августе – 3 лагеря (На базе МОУ : Жарковский ДДТ, Щучейская ООШ, Новоселковская ООШ) с охватом – 65 детей (в ТЖС – 15) .Итоги трех летних смен показали, что общий охват детей превысил плановую цифру на 80 %.

Открытие летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей при МОУ в Жарковском районе состоялось 1 июня 2010 года. Продолжительность работы лагерных смен соблюдалась в соответствии с требованиями санитарных норм и правил – 18 дней. В ЛОЛ с дневным пребыванием было организовано 2-х разовое питание детей. Стоимость питания на одного ребенка составила 75 рублей. Во всех лагерях имелись 10 дневные меню, согласованные с Роспотребнадзором. Обеспечивалось бесперебойное снабжение лагерей продуктами питания в необходимом ассортименте. Для контроля за качеством поступающей продукции велся бракеражный журнал

Приемка лагерей с дневным пребыванием детей осуществлялась межведомственной комиссией, в состав которой входили представители отдела образования, Роспотребнадзора, Жарковскому району, органов противопожарной безопасности. Правила приемки лагеря определялись действующими санитарными правилами устройства, содержания и организации режима лагеря с дневным пребыванием детей. Во время процедуры приемной комиссией оформлены акты о приемке лагерей с дневным пребыванием детей.

Главная идея ЛДП – предоставить возможность каждому подростку проявить свои творческие и организаторские способности, расширить круг общения детей через совместное обсуждение тех или иных вопросов со своими педагогами, сверстниками, а так же воспитывать интерес и уважение к общественно-полезному труду для благоустройства ОУ. План работы лагеря сочетал в себе как трудовые, так и интеллектуальные и спортивно-массовые мероприятия.

Целями проведения оздоровительных смен являлось:

— укрепление и сохранение здоровья;

— помощь в раскрытии талантов;

— развитие интереса к спорту;

— воспитание чувства единства и др.

С ребятами проведено множество мероприятий, направленных на реализацию поставленных целей: «Молодецкие забавы», «В гостях у доктора Неболита», «В гостях у Василисы Премудрой», «Знатоки природы», звездный час «Культура общения» и др.; соревнования по русской лапте, футболу, веселые старты. Помимо спортивных и развлекательных игр устраивались различные конкурсы. Особое место в программе лагеря уделялось обучающим играм: познавательно-игровая программа «Поле чудес», интеллектуальная игра по ПДД «Весёлый поезд», «Не пора ли отдохнуть?» творческие – «Юный художник – рисуем лето», «Юный художник – мой город», «Юный художник – любимый мультяшный герой», Конкурс рисунков на асфальте, посвящённый Дню защиты детей и др.

В лагере имелась документация, регламентирующая деятельность лагеря:

1. Приказ «О назначении начальника летнего пришкольного лагеря»

2. Приказ «О зачислении учащихся и детей сотрудников в летний пришкольный оздоровительный лагерь»

3. Список сотрудников лагеря

4. Акт приемки детского оздоровительного лагеря санитарно-эпидемиологической службой

6. Приказ «О назначении педагогического состава и режиме работы сотрудников лагеря»

9. Журнал инструктажей работников лагеря по Правилам техники безопасности, безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, соблюдению санитарно-гигиенического режима

10. Журнал учета посещаемости воспитанников

11. Выписка из перечня продуктов питания, запрещенных к реализации и употреблению в учреждениях образования

13. Меню на оздоровительную смену и на текущий день

14. Мероприятия по организации летнего оздоровления учащихся в 2010 году

Во всех ОУ имелись инструкции по технике безопасности, разработанные согласно требованиям СанПиНа. В «Журнале проведения инструктажей» проставлялись даты проведения инструктажа, ФИО лица ответственного за проведение инструктажа, росписи слушателей. Во всех учреждениях имелись приказы об ответственности за жизнь и здоровье детей во время проведения мероприятий, организации спортивных мероприятий, экскурсий, походов, поездок.

Во всех лагерях с дневным пребыванием детей разработаны и реализованы программы летнего отдыха. Программа каждого лагеря содержала свои цели и задачи, соответствующие возрастным категориям посещающих их детей. Приоритетным направлением работы в летний период являлась оздоровительная деятельность, которая понимается как комплекс условий и мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья детей, восстановления их физических и психических сил, профилактику заболеваний. А так же – создание условий для реализации разносторонних интересов и потребностей детей в различных видах деятельности: познавательная, трудовая, игровая, изобразительная.

Ещё одной формой летнего отдыха детей являются загородные оздоровительные лагеря.

В загородные оздоровительные лагеря (ЗОЛ «Ромашка» г. Тверь) в 2 смену (с 23.06.2010 по 13.07.2010) приобретены путевки для 10 человек, в третью смену (с 15.07.2010 по 06.08.2010) – для 10 человек за счет средств ТО социальной защиты населения.

Наиболее эффективным видом отдыха, несомненно, являются загородные стационарные учреждения, расположенные в зеленой зоне, и, особенно санаторные учреждения. 25 человек отдохнули в санаториях области («Горняк» с 22.06.2010 по 12.07.2010 – 19 чел.; «Митино» с 25.06.2010 по 15.07.2010 – 3 чел.; «Кашин» с 30.06.2010 по 20.07.2010 – 3 чел.).

Одно из приоритетных направлений летней кампании–2010 – организация занятости детей и подростков. Летом 2010 года ребята не только интересно отдыхали, но и плодотворно трудились. Наряду с традиционными формами летнего досуга и трудовых дел популярной стала временная занятость школьников с оплатой труда. Многие подростки стремились совместить отдых с работой. В июне, июле 2010 года на территории Жарковского района через «Центр занятости Западнодвинского района» трудились 73 школьника. Школьники участвовали в подготовке классных комнат к новому учебному году, были заняты на пришкольных участках, укладке дров, уборке пришкольной территории, работали вожатыми в ЛДП. В ремонтных бригадах в июле-августе 2010 года трудились 44 человека (ТЖС – 21 чел.), в августе (план) – 22 человека (ТЖС – 8 чел.).

С 5 по 14 июля 2010 года для 20 обучающихся из малообеспеченных семей по разрешению ТО Управления Роспотребнадзора Тверской области в г. Нелидово, Нелидовском, Бельском, Жарковском, Западнодвинском, Торопецком районах был открыт спортивный палаточный лагерь при МУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» на озере Селигер в местечке Никола Рожок. За время пребывания в лагере отдыхающие посетили исток реки Волги, Нилову пустынь и ряд других достопримечательностей Осташковского района Тверской области.

Летом 2010 года школы района использовали в работе малозатратные формы отдыха. За два месяца (июнь, июль) в походах побывали 51 человек (1 смена – 11, из них в ТЖС – 8 чел.; 2 смена – 40, из них в ТЖС – 40 чел.): экскурсии на реку, озеро, по местам боевой славы Жарковского района, экскурсия в г. Смоленск, Великие Луки, Ржев.

Таким образом, доля детей, охваченных организованными формами отдыха в каникулярное время с учетом плановых показателей 3-х смен, составит в Жарковском районе более 100%, доля детей, находящихся в ТЖС – 100%.

Систематическая работа администраций школ, проводимая по охране труда и здоровья учащихся, позволила снизить до минимума количество несчастных случаев с детьми во время учебного процесса и каникулярного отдыха учащихся За 3 смены летнего оздоровительного периода аварийных ситуаций и детского травматизма в ЛОЛ не отмечалось.

Все дети охвачены первичным и вторичным медицинским обследованием, проведены антропометрические исследования в начале и конце лагерной смены, которые показали положительную динамику в физическом развитии детей.

Оценка эффективности оздоровления детей и подростков, отдыхавших в ЛДП за 3 смены 2010 года

источник

Сафиуллина Динара Рафаэловна
Анализ организации летнего оздоровительного периода

Анализ организации летне- оздоровительного периода

Летний сезон справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников. План летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении предусматривал организацию методической, профилактической, оздоровительной, воспитательно-образовательной работы, смотры-конкурсы и работу с родителями. Летним оздоровлением было охвачено 120 дошкольников, что составляет 100 % от общего количества воспитанников.

Организация работы с дошкольниками в летний оздоровительный период 2014 года была направлена на решение следующих задач:

создание комфортных условий для физического, психического, умственного, художественно-эстетического развития каждого ребенка;

организация здоровьесберегающего режима, предупреждение заболе-ваемости и травматизма;

обеспечение воспитательно-образовательного процесса соответствующим материалом и оборудованием.

Приоритетные направлениями работы на летний период :

физкультурно- оздоровительная работа;

-культурно- досуговая деятельность.

С целью эффективного использования организационно-правовых и нормативно-методических документов в ДОУ была сформирована папка по организации ЛОП, включающая сведения о нормативных документах, методи- ческой литературе, рекомендациях и разработках по вопросам летнего отдыха детей.

Работа проводилась в два этапа. Во время подготовительного этапа работ-никами дошкольного учреждения были изучены нормативные правовые доку-менты об охране жизни и здоровья детей, по соблюдению санэпидемрежима, по профилактике кишечных инфекций, по организации питания и выполнения питьевого режима.

На основном этапе работа по оздоровлению проводилась по следующим направлениям: организация двигательного режима, организация летнего оздоровления, лечебно-профилактическая и физкультурно-оздоровительная работа, система закаливания, работа с родителями.

Лечебно-профилактическая работа в летний период строилась на основе анализа здоровья дошкольников. Для более эффективного оздоровления детей распорядок дня на летний период был составлен с учётом максимального пребывания детей на свежем воздухе, увеличением продолжительности дневного сна. С целью профилактики нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста воспитателями групп проводилась корригирующая гимнастика.

Организация образовательного процесса проводилась в соответствии с нормативными требованиями. Режим дня дошкольников включал не только за-нятия, но и музыкальные праздники, физкультурные досуги, зрелищные меро-приятия, а также беседы по правилам безопасности.

В летний период проводились праздники и развлечения «День защиты детей», «Наша Родина — Россия», «Красный, жёлтый, зелёный», «Королевство волшебных мячей», «Мой веселый, звонкий мяч», «День Нептуна», «День Фантика-Бантика», «Светофор и все, все, все», «Овощи на грядке», «Лес чудес», «До свидания, лето», «День знаний» и т. д.

Правильная организация физкультурно- оздоровительной работы имеет большое значение для укрепления здоровья детей. На протяжении летнего пе-риода утренняя гимнастика и многие физкультурные занятия проводились на свежем воздухе.

Заведующая и старшая медсестра осуществляли строгий контроль за выполнением натуральных норм питания. В рацион постоянно включены свежие овощи, фрукты, соки.

При организации оздоровительной работы с дошкольниками важным связующим звеном является организация работы с родителями. В дошкольном учреждении были подготовлены памятки и рекомендации по организации летнего оздоровления в домашних условиях.

Для родителей были подготовлены консультации:

«Как правильно одевать ребёнка в летний период»;

«Оказание первой помощи детям в летний период»;

«Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников».

Для реализации профилактических мероприятий, с педагогами проведены инструктажи по организации жизни и здоровья детей, собеседование по органи-зации закаливающих процедур. Медицинской сестрой были оформлены стен-ды: «Оказание первой помощи детям в летний период», «Здоровый образ жизни».

Строгое соблюдение педагогами инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников, соблюдение оптимальной двигательной активности подтверж-дает факт отсутствия случаев травматизма воспитанников в летний оздорови-тельный период.

Согласно требованиям к организации питания воспитанников и дошкольного учреждения в оздоровительный период меню разрабатывалось с учетом летнего 10 – дневного меню.

Летом природа предоставляет богатые возможности для развития познавательных способностей дошкольников. Дети соприкасаются с природой, познают мир, получают яркие впечатления. Учитывая это, педагоги ДОУ организуют и проводят работу с детьми, создавая комфортные и педагогически целесообразные условия пребывания дошкольников на свежем воздухе. Деятельность ребенка на улице дает возможность свободного выбора деятельности, чередования их видов: игры, экскурсии, развлекательно- досуговая деятельность.

Таким образом, анализ летней оздоровительной работы показал, что:

необходимо пополнить предметно-развивающую среду прогулочных участков;

необходимо максимально использовать возможности психолого — педагогической службы в ЛОП;

медсестре усилить контроль за качеством приготовления пищи и за соблюдением санитарно- эпидемиологических требований в летний период;

старшему воспитателю усилить контроль за соблюдением режима дня в группах;

подготовить для летнего оздоровления детей сборник методических разработок «Лето-2014».

Отчет о летней оздоровительной работе (01.06.2014 г. -15.08.2014 г.) Летний сезон справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников. Можно больше находиться.

Организация летней оздоровительной работы в ДОУ Организация летне-оздоровительной работы группы «Малыши» детского сада №67 «Буратино» Задачи летне-оздоровительной работы Охрана и укрепление.

источник

Данная работа содержит материалы по организации воспитательного процесса с младшими школьниками во время летних каникул.

Методические рекомендации адресованы классным руководителям начальных классов, организаторам, вожатым.

Ожидание каникул – это мечта. Мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, неожиданностях, об удовлетворении различных интересов (спортивных, творческих, познавательных), о поиске «нового себя», просто встречи с друзьями, прогулки, игры.

На одиннадцать лет обучения для всех школьников планируется 12 276 уроков. На выполнение домашних заданий отводится 4 510 часов для заучивания 12 000 страниц 81 учебника. Каждого ученика нужно спросить на уроках 1 255 раз и дать ему 330 письменных контрольных работ. За один учебный год ребенку дарится 116 каникулярных дней, за все время обучения – 1 160 дней. Таким образом, дети проводят более 3 лет на каникулах.

Самую значительную часть годового объема свободного времени ребенка составляют и являются его главной мечтой – летние каникулы. Это время для ребенка идеальное для отвлечения от наскучивших занятий, для развития творческого потенциала, включения в систему новых отношений, для снятия накопившегося напряжения, для восстановления сил, израсходованных за учебный год, новые возможности для личностного роста.

Читайте также:  Анализ на аст у детей

Для педагогов этот период также важен, как и учебное время. Летние каникулы – это продолжение процесса формирования, социализации и образования личности через активное взаимодействие ребенка с окружающей средой, благодаря расширению поля его социального взаимодействия, повышению самостоятельности и изменению его деятельности.

При организации летнего отдыха детей необходимо согласовывать желания и потребности детей и задачи, поставленные перед педагогами.

Ребенок, пребывая в летнем лагере, занимательно проводит свое свободное время, приобретает те или иные навыки и знания, что позволяет раскрыться всем его потенциальным, скрытым духовным и физическим возможностям. Деятельность в свободное время обладает особой формирующей силой. Направленному воздействию человек, тем более ребенок, часто сопротивляется потому, что стремиться отстоять свою независимость. Влияние других людей в свободное время обычно меньше замечается ребенком.

Регулировать свободное время ребенка можно только опосредованно, через создание условий, позволяющих личности использовать его в соответствии со своими способностями и потребностями. При этом наиболее качественным временем саморазвития свободное время становится только тогда, когда выбор деятельности основан на абсолютной добровольности, интересе, удовольствии и психологическом комфорте, в особом воспитательном пространстве.

пришкольного детского лагеря

Сегодняшнему поколению жизнь предъявляет очень высокие требования. Поэтому современным детям необходима уверенность в себе, прочная база знаний, социальная зрелость. Вот почему проблема организации детского отдыха приобрела мировые масштабы. Детский оздоровительный лагерь – это, прежде всего, организация, создающая условия для оздоровления и общения детей.

Поиск себя в мире людей и вещей – это проблема для многих. Особенно остро этот вопрос стоит перед детьми и подростками, у которых стремление занять достойное место, найти себя в коллективе высоко, и они прилагают огромные усилия, чтобы утвердить себя в чем-либо в глазах других. Если ребенку не предоставляется возможность самоутвердиться обычным путем (в учебе, в общественных делах, в спорте, в творчестве и т.п.), то формы самоутверждения могут искажаться и ребенок начнет проявлять себя в плохом поведении, в агрессивном отношении к окружающим.

Исходя из этого, летний лагерь расширяет круг возможностей для самоутверждения и самореализации каждого ребенка.

Целью летнего лагеря «Солнечная республика» является создание особого воспитательного пространства, организованного для включения детей в творчески развивающую жизнь, удовлетворение каждым из них личных потребностей, постижение самоценности собственной личности, осознание своей роли в жизни окружающих людей.

  1. Содействовать формированию благоприятного эмоционально-психологического и нравственного климата в детском коллективе.
  2. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, а также для воспитания стремления к здоровому образу жизни.
  3. Организовывать досуг ребят через работу кружков, объединений, секций, проведение общелагерных, культурно-массовых мероприятий.
  4. Создать условия для художественно-эстетического развития, для творческой самореализации детей.

Деятельность летнего лагеря есть многоуровневая система взаимодействия ребенка с окружающим миром. При этом ребенок является субъектом достижения цели, а его развитие, самопознание и самоопределение – содержанием деятельности лагеря.

Воспитательная система лагеря основана на том, что с помощью педагога дети способны определять направление, средства и темп собственного развития. Педагог помогает ребенку приобрести необходимые знания и навыки, благодаря которым ребенок может успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретаемый опыт. В этой системе основной акцент делается на удовлетворение интересов, желаний и потребностей ребенка, самостоятельное планирование им своего времени, осуществление выбора подростками занятия в соответствии со своими интересами. Каждый подросток, при наличии необходимой помощи, исходя из своих желаний и возможностей, предоставленных ему лагерем, сам определяет, чего он хочет, что необходимо для достижения желаемого, простраивает работу по достижению поставленной цели. В итоге, при таком подходе, руководство процессом воспитания и обучения уже осуществляется не только педагогом, а педагогом совместно с детьми.

Лагерь, предоставляя широкий спектр пространств и видов деятельности, открывает для ребенка удивительную возможность их выбора, в соответствии с его желаниями и способностями. Чтобы ребенок смог совершить осознанный выбор, его предварительно знакомят с различными видами деятельности, которые смогли бы его заинтересовать. У ребенка в результате такого ознакомления появляется возможность определить первостепенный, ведущий вид деятельности.

Принимая непосредственное участие в планировании своей деятельности и оценке ее результатов, подростки помогают воспитателю строить его деятельность, исходя из принципов, которые признают за каждым ребенком, право быть индивидуальностью со своим уникальным опытом, способностями и потребностями.

Деятельность и формы взаимодействия

Разнообразие видов деятельности, которые предлагаются ребенку в течение смены, ограничивается только требованиями безопасности ребенка, материально-техническими условиями и учетом того, что не может быть реализовано в лагере, предназначенном для отдыха и оздоровления обычных детей.

К наиболее общим видам деятельности относятся:

1. Спортивные игры и виды спорта

командные – баскетбол, футбол, волейбол, пионербол, туристические эстафеты;

индивидуальные – бадминтон, настольный теннис, легкая атлетика, шахматы, шашки, дартс;

нетрадиционные – лапта, «Классики», «Бип», «Охотники и утки», «Веселые старты», «Прятки», «Вороны и воробьи» и т.п.

исполнительское творчество – пение, танцы, театральные постановки, участие в самодеятельных концертах и конкурсах, фокусы;

художественно-прикладное мастерство – рисование, изготовление поделок из бумаги, картона, ткани, кожи, ниток, природного и бросового материалов, вязание, шитье, вышивание, флористика, выжигание по дереву.

3. Активные виды деятельности на природе

физические нагрузки – пешие походы, туристические тропы, марш-броски;

опыт жизни на природе – установка палатки, разжигание костра, ориентирование на местности, основы безопасности жизнедеятельности, природная аптека, помощь пострадавшему.

деятельность, ориентированная на природу – краеведение, экскурсии, экспедиции, наблюдения.

4. Специальные виды деятельности

общие дела – фестивали, праздники, дискотеки, конкурсы, игровые и шоу программы, интеллектуальные игры, викторины, танцевальные программы, самодеятельные концерты;

экскурсии – автобусные поездки по достопримечательным местам, посещение музеев, выставок, цирк, кино, театр;

отрядные дела – тихие, народные, подвижные, деловые, сюжетно-ролевые игры, дни именниников, литературно-музыкальные композиции, выпуски газет, отрядные огоньки, тренинги.

индивидуально ориентированные виды деятельности – посещение занятий в кружках, секциях, объединениях, чтение книг в библиотеке, работа с конструктором, пазлами, консультации с психологом.

личная гигиена, дежурство в столовой, уборка отрядного места и территории лагеря, трудовые десанты.

Ни в коем случае нельзя оказывать давление на ребенка, вовлекая его в ту или иную деятельность. Дети могут входить в состав различных объединений, произвольно меняясь ролями, в соответствие с общими целями, интересами. Ребята могут свободно распоряжаться своим временем, имея возможность получения необходимых знаний и чувствуя индивидуальную заботу и внимание со стороны педагога.

Основные формы взаимодействия участников смены в пришкольном лагере «Солнечная республика»

Создание комфортного микроклимата, необходимого для совместной работы;

реализация возможностей оздоровления и отдыха;

приобретение опыта существования в условиях детского коллектива, усвоение культурных норм (отношений, деятельности, поведения, творчества);

творческая, интеллектуальная, организаторская и другая самореализация каждого ребенка;

Одновозрастной или разновозрастной, временный или постоянный детский коллектив – отряд, команда, группа и т.п. под руководством двух педагогов детского лагеря.

При планировании работы малой группы необходимо учитывать тематику или специализацию конкретной смены.

Структура, органы правления и план работы малой группы определяются педагогами совместно с детьми.

Реализация потребности участников смены в общении;

творческая, интеллектуальная, организаторская и другая самореализация детей на практике.

совершенствование знаний и умений ребенка в выбранном виде деятельности;

умение совершать выбор деятельности и нести за это ответственность;

знакомство и взаимодействие с интересными участниками смены.

Сообщества сверстников и взрослых различной направленности, которые определяются исходя из потенциала, интересов и опыта участников смены.

Ребенок выбирает кружок или клуб самостоятельно.

занятия носят системный характер.

Тематические мероприятия, дела

концентрация взаимодействия участников смены;

демонстрация форм организации досуга, работы со сверстниками;

самодемонстрация каждого ребенка, демонстрация им способностей и достижений на уровне всего лагеря;

возможность обмена опытом между участниками смены;

эмоциональное единение всех участников смены4

средство коллективного анализа результатов педагогической деятельности

Общее мероприятие или дело – это праздник для детей и взрослых.

Тематические мероприятия и дела проводятся в соответствии с общим планом работы лагеря.

Организацией мероприятий занимаются временные творческие группы педагогов и детей.

Взаимодействие участников смены на основе взаимной заинтересованности и состязательности;

расширение сферы реализации в условиях детского лагеря для каждого ребенка и малой группы

В состязаниях могут принять участие как отдельные участники так и малые группы или специально созданные команды.

Конкурсы и турниры организовываются и проводятся на уровне всего лагеря.

Требования к деятельности педагога:

  1. обеспечение сохранности жизни и здоровья ребенка;
  2. индивидуальный подход к каждому ребенку;
  3. удовлетворение интересов наибольшего числа участников смены через организацию разнообразных пространств деятельности;
  4. предоставление ребенку свободы выбора;
  5. одобрение результатов деятельности ребенка в какой-либо области с целью побудить желание испытать себя в других видах деятельности;
  6. предоставление ребенку возможности вносить вклад в общее дело группы, возможности достижения успеха и признания этого успеха, значимыми для ребенка людьми;
  7. создание условий для конкретного воплощения творческих идей;
  8. поощрение работы над проектами, предложенными самими детьми;
  9. исключение какого-либо давления на детей, создание обстановки доверия и открытости;
  10. помощь в организации самоанализа, оценивания ребенком собственной деятельности, самостоятельного решения проблем;
  11. приоритетность результатов, полученных ребенком;
  12. стремление к саморазвитию, профессиональному совершенствованию.

В педагогическом процессе деятельность детей, организуемая педагогами, отличается от любой другой человеческой деятельности тем, что в ней достижения некоторых изменений в личности ребенка имеют первостепенное значение. Это означает, что деятельность ребенка организуется, прежде всего, ради обеспечения возможности его личностного и индивидуального развития, которому способствует его активное деятельностное овладение опытом взаимодействия с окружающим миром.

Цель деятельности педагогов так организовать деятельность ребенка или обеспечить такую ее самореализацию, чтобы в этой деятельности сам ребенок проявил себя соответствующим образом и достиг максимально возможных практических результатов.

Специфика деятельности педагогов заключается в том, что невозможны запреты. Предоставляя возможности выбора, воспитательное пространство способствует самореализации ребенка, обеспечивает субъектность его позиции. Будучи субъектом этого пространства, ребенок его структурирует и, таким образом, имеет возможность самореализовываться в нем.

По теории ВДК (временный детский коллектив) смена делится на три этапа:

1 этап – оргпериод (адапционный период);

3 этап – итоговый период (заключительный).

Оргпериод — период первоначального сплочения, становления коллектива, период адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности. Продолжительность периода – 2 – 3 дня.

Цель педагога на данном периоде – формирование основ временного детского коллектива.

1. Удовлетворить потребность детей в информации о лагере, о людях, работающих в лагере, о его окрестностях, о природе, окружающей лагерь;

2. Предъявить к детям единые педагогические требования;

3. выбрать варианты соуправления или самоуправления во временном детском коллективе;

4. Организовать планирование будущей деятельности временного детского коллектива;

5. Ввести детей в отрядную программу;

6. Организовать деятельность, способствующую раскрытию творческого потенциала детей;

7. Создать необходимые условия для адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности;

8. Получить необходимую информацию о каждом ребенке.

В самом начале развития группы наблюдается, как правило, подъем, сопровождающийся повышенной активностью, приподнятым настроением, энтузиазмом. Новизна ситуации, первые благоприятные впечатления членов группы друг о друге создают у них эмоционально положительный настрой, который отражается в показателях психологического климата. Очень важно в самом начале закладывания отношений установить самые элементарные правила.

Чтобы реализовать задачи оргпериода, нужно спланировать первые три дня буквально по минутам. Если не будет плана — будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем, спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке вместе с напарником накануне смены. Потом, конечно, придется кое-что изменить по ходу событий. Но, как известно, удается лишь импровизация, которая была заранее подготовлена. Очень важно, чтобы в первые дни у ребят не было времени для безделья, чтобы все было четко и организованно.

Первый день — это знакомство с загородным центром, его традициями, законами, экскурсия по территории. Важны игры на знакомства, которые позволят ребятам расслабиться, почувствовать себя в непринужденной обстановке. Во время проведения игр с подростками вожатый должен внимательно следить чтобы никто не оказался в «глупом» положении, а наоборот должна быть установка на позитивное отношение друг к другу, сотрудничество и помощь. В первый день ребята еще плохо знакомы, поэтому им еще трудно было бы общаться в больших группах, где вероятность «выпадения» кого-то из ребят из работы группы выше. И, конечно же, работы должно хватить для всех. Проведите с ребятами «Огонек знакомств», где ребята могут рассказать о себе и послушать других, но и в этом случае требуется положительный настрой идущий от вожатого.

Второй день — это уже более близкое и детальное знакомство. Здесь необходима творческая работа по группам. В первые дни ребята еще плохо знакомы,, поэтому им еще трудно общаться большими группами. В этот де возможно общее обсуждение дальнейших планов, рождение названия отряда, Ребятам очень нравится, если их отряд отличается от других. Какие-то отличительные знаки, атрибуты, свои кричалки — все это они придумывают с удовольствием, нужно только немного помочь им. Хорошо если в первые дни после заезда организуются мероприятия информационно-рекреативного характера, не требующие напряжения сил ъ особых способностей. В этот период целесообразно отдавать предпочтение игровым формам, которые всегда доставляют ребенку радость, несут определенную смысловую нагрузку и не удручают своим однообразием. К субъективным критериям адаптации, относятся уверенность в себе в ситуациях лидирования в коллективе, в различных вариантах социального взаимодействия, сознание социальной ценности своей личности, мотивации достижению социально значимой цели, настойчивость ее реализации, ориентация на актуальные цели и потребности, опора на себя (самостоятельность, самоконтроль).

Ребенок — центр внимания и главный объект лагеря — должен быть увере что ему будет обеспечена защита в случае обиды, что его оградят от произвола, от непредвиденных обстоятельств, откуда бы они не исходили. Живя в коллективе, ребенок должен и иметь право принадлежать сам себе, вместе с тем ощущать радость от своей причастности к коллективу. И чтоб гармония во взаимоотношениях ребенок — коллектив состоялась, их зависимость друг от друга предстоит сделать мягкой и ненавязчивой.

Каждый день, проведенный ребенком в лагере, должен быть непохожим на другие. Вы должны постоянно придумывать что-то новое, не давать им скучать. Пусть они с первых же дней поймут, что им просто придется жить интересно. Если вы мужественно выдержите эти три дня, не надорвете голос, не упадете от недосыпания в обморок и успеете хотя бы по 3 минуты побеседовать с каждым ребенком, дальше у вас все пойдет, как по маслу. Предположим, вы работаете на отряде малышей. Каждое дело должно быть коротким по времени, не более тридцати минут. Вместе, они должны превратиться в калейдоскоп не похожих друг на друга, ярких и необычных узоров.

Предлагаемые формы работы:

3. Игра на территории «Шифровка»;

5. Формы работы с группами переменного состава;

6. Выбор названия и других отличительных особенностей отряда;

7. Установление традиций в отряде.

Основной период длится 15 – 16 дней, в зависимости от длительности лагерной смены.

Цель педагога – формирование и развитие временного детского коллектива, самореализация каждого члена коллектива.

1. Контролировать здоровье детей и процесс оздоровления их в лагере;

2. Требовать соблюдения детьми режима дня, правил, законов, заповедей лагеря;

3. Организовать разнообразную деятельность по интересам большинства детей;

4. Развивать социальную активность детей;

5. Вести индивидуальную работу с каждым ребенком;

6. Обеспечить выполнение отрядной программы.

Основная педагогическая задача этого периода – развитие личности ребенка в коллективе сверстников.

Основной период – это период скрытых внутренних конфликтов. Зачатки этого периода лежат еще оргпериоде, так как одни были удовлетворены жизнью в коллективе, другие — нет. Чаще возникает конфликт перспектив. Это выражается в равнодушии к деятельности и ее результатам, мелких ссорах и придирках, нарушении требований и предъявление претензий к бытовым условиям, питанию, формам мероприятий.

Чтобы способствовать единству отряда, необходимо:

1. Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения.

2. Добиваться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде.

3. Определить возможную ближайшую коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех.

4. Способствовать успеху деятельности.

Период морально-волевого напряжения.

Главная потребность детей — преодолеть существование в отряде разобщения.

1. Укрепить единство в отряде.

2. Оказать помощь организационно и творчески усилиям в общей деятельности.

Читайте также:  Анализ на асло у детей

3. Деятельность должна быть обязательно коллективной, творческой,

личностно и общественно значимой, подчеркивающей единство отряда.

Главная характеристика: желание успеха в творчестве, поиск своего места в общем творческом процессе.

1. Поддерживать организационно-творческих лидеров и содействовать их утверждению.

2. Добиваться осознания всеми качественного роста коллектива на основе успеха в творческой деятельности.

— Не поссориться, т. е. продолжать дружить и контактировать.

— Бодро пересечь ‘экватор смены 1 .

— Участие в межотрядных и дружинных делах.

— Реализация собственных идей.

— Самореализоваться, как личность.

— Проявить себя в необычных формах проведения свободного времени.

— Проявление своей самостоятельности.

— Возможность проявить себя лидером (дежком).

— Мотивация детей на активное участие в смене.

— Дать возможность каждому ребенку реализоваться.

— Обсуждение проведенных дел с детьми.

— Заложить основы самоуправления.

— Через анализ проведенных дел подводить детей к созданию творческих дел.

— Больше времени на природе.

Признаки организованности отряда:

  1. умение самостоятельно планировать деятельность отряда, вносить предложения и коррективы;
  2. четкое распределение обязанностей;
  3. выработка плана совместных действий;
  4. отсутствие грубой конкуренции между лидерами;
  5. соблюдение дисциплинарных норм поведения;
  6. высокая активность в общественных делах, инициативность.

В этот период ребята имеют возможность проявить себя на различных уровнях:

  1. спортивном – турниры, веселые старты, эстафеты, спортивные игры;
  2. творческом – конкурсно-развлекательные программы, театрализованные представления, самодеятельные концерты, КВНы;
  3. познавательном – интеллектуальные игры, викторины, конкурсы загадок;
  4. познавательно-прикладном – мастерская идей и фантазий, Кладовая Лешего, конкурсы рисунков, поделок из природного материала, Лесное ателье мод;
  5. межличностном – общение со сверстниками, отрядные огоньки и другое.

Предлагаемые формы работы:

1. Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием, составом участников;

2. Совместное планирование, проведение дел;

3. Организация равноправного диалога с детьми;

4. Совместное обсуждение возникающих проблем.

Заключительный период – период консолидации отношений, период ответственной зависимости членов временного детского коллектива. Итоговый период длится 2 – 3 дня.

Цель педагога – анализирование уровня индивидуального роста каждого участника смены, коллектива в целом.

1. Организовать деятельность, в которой представится возможность каждому осознать себя через коллектив, продемонстрировать свои возможности, полученные знания и умения;

2. Помочь каждому ребенку определить дальнейшую самостоятельную деятельность;

3. Увлечь детей формами и методами самовоспитания;

4. Проанализировать достигнутый уровень коллектива.

Главный принцип коллектива: меньше зрителей – больше участников!

Не потерять новых друзей после окончания смены

Обогащение личного багажа знаний

Услышать как можно больше теплых слов

Подведение итогов смены с детьми

Анализ смены с напарником

Настрой детей на лирический, но оптимистический лад

Предлагаемые формы работы:

1. Формы подведения итогов смены: вечерний разговор «Расскажи мне обо мне»; забор; награждение;

2. Выставки творческих работ;

3. Фестивали, гала-концерты (награждение по различным творческим номинациям).

Воспитатель, планируя и осуществляя свою деятельность, должен учитывать задачи, которые обозначены в каждом из периодов смен. Это будет способствовать наибольшей свободе выбора сферы деятельности подростком, а следовательно и эффективному социальному становлению его личности.

Также, строя свою работу, можно опираться на алгоритм включения подростков в многообразие форм предлагаемой деятельности для того, чтобы создать условия для проявления социальной активности детей.

Алгоритм работы воспитателя

— ознакомление — включает в себя систему познавательных (викторины, дискуссии, лекции, диспуты, тематические беседы, экскурсии, массовые игры по станциям), развивающих (коллективные творческие дела, труд, спорт), тренинговых (сюжетно-ролевые, коммуникационные игры, игры на взаимодействие, межотрядные игры, тренинги общения) форм работы.

— привлечение — включает в себя организацию различных конкурсов (конкурс актерского мастерства, прикладного творчества, игр-аттракционов), создание (разработка) мастерских: прикладных (оригами, лепка, различные техники рисунка, аппликация и т. п.), творческих (театральная, песенная, игровая), организация игр на местности, проведение тематических и итоговых огоньков.

— погружение — включает в себя создание системы самоуправления (совет лагеря, дни самоуправления), организацию системы чередования творческих поручений (ЧТП), проведение занятий, направленных на познание детьми самих себя (тренинги, тестирование, релаксации), проведение различных ток-шоу, проблемных мастерских, мастер-классов творческих коллективов, организацию клубов по интересам, тематических и творческих вечеров, развлекательных мероприятий (дискотеки, просмотр кинофильмов, шоу- программы, праздники).

— закрепление — включает в себя проведение фестивалей творчества, гала-концертов, привлечение к участию в мероприятиях известных людей, выставку творческих работ, награждение отличившихся отрядов и детей (система личностного роста).

— передача опыта — включает создание условий для реализации ребенком своего творческого, духовного, интеллектуального потенциала — ребенок ставится в активную позицию, позицию организатора деятельности для других (КТД, конкурсы, викторины и т. п.)

В деятельности летнего центра, направленной на социальное становление личности ребенка, особое внимание должно уделяться такому методу, как игре. В детстве, в детском коллективе через игру познается окружающий мир, строится нравственный мировоззренческий образ всей будущей жизни, сотни тысяч, а возможно и миллионы, различных игр придумало за свою многовековую историю человечество. И лишь недавно слово «игра» перестало ассоциироваться только с развлекательностью, и как равноправное слагаемое вошло во многие серьезные словосочетания. Математические, развивающие, компьютерные, познавательные, деловые игры стали тем видом деятельности, который направлен на развитие не отдельных способностей, а способности к творчеству в целом. В игре развивается умение принимать решение, ориентироваться в быстроменяющейся обстановке. Игра сплачивает детский коллектив, включая в активную деятельность ребят замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети и подростки приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Игра для детей выступает пробой собственных сил, и только в играх педагог, воспитатель лучше узнает своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности. Игра зачастую выступает регулятором в развитии групповых и индивидуальных взаимоотношений, позволяя утвердить нормы взаимоотношений.

Особый смысл в деятельности загородных центров приобретают коллективные дела. Здесь выбор дел происходит в весьма свободной манере, без заранее навязанной программы — их ребята называют сами. Исходя из собственных интересов и желаний самореализоваться. Свобода выбора создает атмосферу нерегламентированного поиска поведения каждого члена отряда. Коллективные дела в рамках отряда — это не только момент самореализации, но и форма самоконтроля, самокоррекции, самоощущения. Столь же важной для загородного центра является ролевая игра. Ведь ни в учебной работе, ни в семейной ситуации, ни в общественном месте дети не могут идентифицироваться в полной мере с объектом своего интереса. Здесь это не только допускается, но и является обязательным условием свободы самовыражения, самореализации, полного освобождения от привычного стереотипа.

Сюжетно-ролевая игра имеет значение для развития способности к эмпатии. Наиболее ценными и привлекательными качествами сюжетно-ролевой игры является гибкость и пластичность, благодаря которым создаются возможности для участия в ней детей самого разного возраста. Когда сюжетно-ролевая игра используется педагогами с целью развития эмпатии, в задачу взрослых входит создание соответствующих условий для более откровенного проявления своих чувств детьми. Играя роль другого, и в то же время выражая свои собственные чувства, дети учатся сопереживать, проникаться чувствами тех, кого изображают.

Как показывает практика, почти все дети с энтузиазмом принимают участие в сюжетно-ролевой игре. Она является, по существу, «школой эмоций», доступной для всех детей.

Для построения сюжетно-ролевой игры мы определили следующие

— Прежде, чем приступить к обучению детей стратегии решения проблем, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные умения.

— Новые понятия должны вводиться в контексте знакомого содержания.

— Содержание программы игры должно отражать межличностные, а не предметные отношения.

— В центре внимания должно быть овладение общепринятыми гуманистическими понятиями в межличностных отношениях.

— Следует формировать привычку искать решения, учитывая его потенциальные последствия, а не только абсолютные достоинства.

— Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решения проблемы.

Задачи, которые мы положили в основу сюжетно-ролевой игры, сформулированы так:

— научить детей анализировать мысли и чувства как свои собственные, так и других людей;

— научить детей с пониманием относиться к индивидуальным особенностям и различиям между людьми;

— развивать способности детей справляться с межличностными проблемами путем овладения следующими умениями:

б) сформулировать альтернативные решения,

в) предвидеть возможные последствия каждой из альтернатив (для всех участвующих лиц);

— прививать детям привычку внимательного и бережного отношения к другим людям.

Исходя из того, что мы говорим о многообразии различных видов и форм деятельности в летнем оздоровительном центре, можно сделать вывод, что у ребенка в данной ситуации есть возможность попробовать себя во всех сферах этой деятельности, исходя из своих потребностей и возможностей и, оценив свои результаты в этих сферах деятельности, выбрать для себя приоритетные.

Методика проведения «Огоньков»

«Огонек» — особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать.

«Огонек» — вечерний сбор отряда на своем отрядном месте у костра. На огоньке идут самые важные разговоры об отрядных делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, и всегда поют самые дорогие, самые любимые песни.

«Огонек» — это тесный круг. Круг друзей. Каждый может сесть где

ему нравиться, с кем ему хочется. В кругу каждый видит лица и

глаза всех своих товарищей. У круга нет конца и нет начала —

одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного

напряжения, общие мысли, чувства, теплоты.

— на огоньке товарищу верю я ;

— говори обо всем, о самом сокровенном, условие одно- всегда

— как думаешь, так и говори — без уступок, но обсуждай не

Кажется это просто — сесть всем в кружок и говорить друг о друге правду. Да не тут-то было! Разговор может превратиться в клубок взаимных оскорблений и обид, жестких и не поправимых.

Условия, необходимые для проведения огонька:

1) Участники удобно устроены в кругу,

2) Наличие живого огня (обычно в центре круга)

3) «Огонек» готовиться ведущими (реже — в конце смены — лидерами группы)

4) Необходимый эмоциональный настрой

5) Ведущему нужно следить за выражением своего лица, интонацией и т. д.

6) Поддержание доброй атмосферы (+ правило свободного микрофона). Нужно избегать повышенного тона

7) Тема огонька актуальна для большинства участников

8) Возможно наличие своих традиций огонька

Этап развития коллектива (при смене в 24 дня) — 1 т. е. 2-3-4 день Передача предмета по кругу. Говорит тот, у кого предмет. Выговариваются сидящие в кругу по принципу: «все говорят, а чего бы и мне не сказать». Выговаривается вся группа

Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами. Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы.

Рассказ не о себе, а о предмете, характеризующим хозяина и демонстрируемому на огоньке. Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны.

Дети распределяются по группам — знакам зодиака. Перед высказыванием — краткая характеристика знака. Необычная характеристика детей, форма запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз и т. д.

Эмоциональное представление легенды о маленьком фонарщике. Говорит тот, у кого свеча (фонарь). Передача по свободному выбору. Определяет умение выбрать, выделить для себя отдельных людей. Опережающий шаг на выделение микрогруппы.

Рассказывая о себе, ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это огонек- тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам. Сам огонек проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ — эстафета.

2. «Огонек» откровения (конфликтный)

Участники огонька устно «пишут» письмо другу, родным. (Принцип дневника). Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии.

Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом, начинающимся на «Я не понимаю, почему. ». Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого человека, налаживание контактов.

Матрац-холл. Полная темнота, дети в расслабленном состоянии. Эффект разгрузки отрицательных эмоций, выход детей на самостоятельное решение проблем, возникающих в отряде.

Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой). По принципу «письмо другу», но плюс тактильный контакт.

Ситуация: закончилась смена, нужно рассказать попутчику о происходящем в лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление положительных.

Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текст в случае его некорректности по отношению к человеку). Дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства.

Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается спиной к центру. Остальным говорить строго запрещено, т. е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта.

Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать выходит и садится в круг. В обоих огоньках «Круг молчания» создается элитарность говорящих, в число которых втягивается остальная часть отряда.

Говорящий выходит в круг к свече. Путем использования свечи достигается эффект концентрации внимания участника и эффект одиночества, откровенности.

Создается ситуация, в которой человек вслух может высказать мысли,

«скребущие душу», «крик души». Внимание акцентировано на проблеме в отряде. После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий эмоции детей на положительный уровень.

Проводятся в зависимости от логики и событий смены. Например

огонек о любви и дружбе.. Возможно использование пакета откровений, театра миниатюр разговора на проблемную тему и т. д. Закрепляет и корректирует морально-этические нормы поведения. Корректировка отношений мальчик-девочка. Может быть получение новой информации.

Ответ на вопрос «Что получилось?». По форме проведения может быть

конфликтным. Фиксация у детей точки перехода от пассивной позиции в отряде к активной. Начало блока обучения ЗУНам, связанной с системой анализа и построения дальнейшей жизни.

Один участник говорит 2-3 фразы, связанные со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор. Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества информации; кратковременного проведения.

Игра — отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения перспектив, т. е. ребята рассказывают о предстоящей смене как будто они ее уже прожили. Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепление навыков построения перспективы, творческих подходов. Ведущий может выделить проблемы, волнующие детей.

Финал смены. Каждый участник огонька отвечает на вопрос «Чем стал отряд для меня за эту смену?». Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни.

Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу.

Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.

Обсуждение ведется по микрогруппам, после чего выступает один

представитель от микрогруппы на общий круг (который решает общие вопросы). Наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в обсуждении. Наиболее продуктивная работа по анализу, выведение лидеров в режим явного лидирования в микрогруппе.

Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме (по вопросам). Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для само реализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности; имеется возможность диалога.

Моделирование предположительного поведения ребенка в социуме, его

критическое конструирование. Это огонек-тренинг выживания ребенка в социуме «большой земли» не теряя своих положительных качеств, полученных и закрепленных в лагере.

Самый последний разговор. В руках говорящего свеча, горящая ветка и т. д. — «Живой уголек». Высказываются последние пожелания и «Живой уголек» передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему из системы отряда. У/о любой.

Финальный огонек. О каждом участнике высказывает свое мнение 1 человек и 2-Зх называет сам тот человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона. Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему возможность корректировать эту систему в дальнейшем.

«Я как в зеркала смотрюсь в людей. »

Финальный огонек. Перед огоньком проводится социометрия, анкетирование. В помещении создается эффект зеркала при помощи свечей оформления. Говорящий и слушающий находятся в креслах друг против друга. Достигается концентрация внимания на диалоге.

источник