Меню Рубрики

Анализ организации праздников и развлечений детей

Ткаченко Юлия Владимировна,

МАДОУ МО «Центр развития ребенка

ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ПРАЗДНИКУ.

1. Составление сценария. Сценарий – это подробная литературная разработка того или иного вида зрелища. В сценарии подробно излагаются все элементы действия, раскрывающие тему, дается конкретное описание выступлений, предусматриваются методы, повышающие активность всех участников. К сценарию может быть приложен и сценарный план, в котором перечисляются лишь основные моменты, составляющие сценарий, и указываются ответственные. Отдельно подготавливается перечень необходимого оборудования и атрибутов.

При разработке сценария, прежде всего, определяется тема и идея развлечения, отмечаются воспитательные задачи и цели его проведения.

Перед началом представления дается короткий рассказ или небольшое повествование о том, какое событие, явление будет сейчас показано.

Далее разворачивается основное действие сценария, которое подчиняется следующим требованиям:

— Каждый эпизод должен быть связан с предыдущим и последующим.

— Действие развивается по нарастающее линии от более слабых, к эмоционально сильным эпизодам.

— Каждый эпизод должен иметь внутреннюю логику построения и заканчиваться прежде, чем начнется другой.

Идея всего сценария наиболее сконцентрирована в кульминации. Финал должен стать проявлением активности всех участников развлечения.

2. Обсуждение программы, содержания праздника на совещании

педагогов совместно с заведующей и воспитателями.

Программу представляет музыкальный руководитель. В процессе обсуждения в нее включаются поправки и изменения. Здесь же решается вопрос о распределении обязанностей на празднике, выдвигается педагог на роль ведущего, к выбору которого надо отнестись очень серьезно, а также назначаются ответственные за украшение зала, вестибюля, за подготовку атрибутов и костюмов. На педсовете распределяются не только обязанности, но и сроки их исполнения. Воспитатели перед праздником проводят с родителями индивидуальные и групповые консультации. Кроме того, воспитатели так планируют общественную работу, что дети заблаговременно получают необходимые знания и впечатления о празднике и приобретают умения и навыки, которые дадут им возможность принять активное участие в празднике. Очень важно предусмотреть участие всех детей в праздничной программе.

3. Разучивание нового праздничного материала на музыкальных занятиях за полтора-два месяца до праздника.

Дети не должны знать, что данную игру или пляску они будут исполнять на празднике.

4. Подготовка сюрпризных моментов небольшими группками, индивидуальные занятия по 5-8 минут.

Сюрпризные номера готовятся с детьми ближе к празднику.

5. Проведение одного — двух объединенных занятий за несколько дней до праздника для групп, которые совместно будут

участвовать на празднике.

Такие занятия не в коем случае не должны повторять всю программу праздника. На них исполняются лишь общие песни, пляски, построения. Их длительность не должна превышать 15 минут.

КОНСПЕКТ ПРАЗДНИКА «МАМИН ДЕНЬ».

Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского. Дети под музыку парами входят в зал с цветами, встают полукругом.

Ведущая: Забыты снега и морозы,

Ребенок 1: Почему все изменилось?

Ребенок 2: Почему все заискрилось?

Ребенок 3: Засмеялось и запело?

Ребенок 4: Ну, скажите, в чем тут дело?

Ребенок 5: Это так легко понять!

Все: К нам весна пришла опять!

Исполняют песню «Песенка для мамы» (слова и музыка Т.А. Эльпорт).

Ребенок: С песней, с первыми цветами

Мы встречаем праздник мам.

Всех с весною поздравляем

Все: Счастья, радости желаем!

Ребенок: Сколько мам добрых и нежных

Сегодня на праздник пришло,

Для них расцветает подснежник

Ребенок: В шапке белоснежной,

Исполняют песню «Весна» (слова и музыка Г. Вихаревой).

Ведущая: А какие же подарки вы сделаете своим любимым мамочкам?

Ребенок 1: Мы с сестренкою вдвоем

Ребенок: Маме подарю салфетку,

Исполняют «Песенку для мамочки» (слова и музыка Т.В. Бокач).

Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского. Дети под музыку дарят мамам цветы и садятся на места. Звучит музыка. Входит Шапокляк.

Шапокляк: Приветствую всех, надеюсь, вы меня узнали?

Ведущая: Здравствуйте, с трудом!

Шапокляк: Неужели я так сильно изменилась? (Смотрит в зеркало). Да. Я так похорошела за последнее время, что не мудрено меня не узнать. Я – старушечка — Шапоклюшечка. Но Зеленый и Ушастый называют меня Старухой Шапокляк. Ну да ладно! Что тут у вас происходит? Праздник решили устроить? А почему меня не позвали?

Ведущая: А мы тебя и не собирались звать, так как знаем, что ты очень любишь детям праздники портить.

Шапокляк: Не собирались звать – и не надо. Я всегда прихожу сама. А какой вы, интересно, праздник придумали? Уж не день ли смеха?

Ведущая: Нет, сегодня праздник мам и бабушек, так что тебе здесь делать нечего.

Шапокляк: Чего!? Вот сейчас Лариску напущу на вас, будете знать! Так о чем это я? Ах, да! Сейчас сюда, наверняка, Зеленый да Ушастый пожалуют.

Ведущая: Ты хочешь сказать – Крокодил Гена и Чебурашка?

Шапокляк: Что я хочу сказать, то и сказала. Так вот. Я им тут сюрприз хочу приготовить, чтобы весело было. Одну минуточку.

Достает из сумки веревку, протягивает через весь зал, радостно напевает.

Шапокляк: Вот я все и приготовила. (Ласково.) Мои хорошие, милые деточки! (Грубо.) Вы ничего не видели и не слышали, ясно? До встречи, я не прощаюсь!

Ведущая: Наконец-то ушла! Можно дальше праздник продолжать. Предлагаем вашему вниманию шуточную сценку «Ушки — неслушки».

Сценка «Ушки — неслушки».

Ведущая: А сейчас я предлагаю поиграть в веселую игру «Ах, какая я красивая!».

Проводится игра «Ах, какая я красивая».

Две команды мальчиков: по 3-4 человека. Под музыку бегут до стула, надевают юбку, шляпу, смотрят в зеркало и говорят: « Ах, какая я красивая!». Затем, снимают все, кладут на стул, бегут обратно.

Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята! (Спотыкается.) Это вы, значит, так гостей встречаете?

Ведущая: Извини, доктор Айболит. Не успели мы тебя предупредить. Это все проделки Старухи Шапокляк!

Доктор Айболит: Ах, вот оно что! Опять она проказничает! Гену с Чебурашкой накормила – они в больницу ко мне попали. Ну что ж, мы ей тоже сюрприз приготовим!

Доктор Айболит снимает со стены шарик, кладет в пакет.

Шапокляк: Ну что, не приходили еще Зеленый с Ушастым?

Шапокляк: Вот смеху-то будет! Крокодил как упадет во всю длину, как растянется. А сверху Ушастый как чебурахнется. (хихикает). Ой, Доктор Пилюлькин к нам пожаловал. А где твои укольчики?

Доктор Айболит: Сейчас будут тебе укольчики!

Шапокляк: Да я пошутила, пошутила!

Доктор Айболит: Шапокляк, ты знаешь, сегодня женский праздник.

Шапокляк: И что?

Доктор Айболит: Ведь ты же женщина, и мы хотим подарить тебе подарок.

Шапокляк: Да что вы! А ну, дай погляжу! Выхватывает пакет, сует в него руку, шарик лопается. Шапокляк кричит от испуга.

Доктор Айболит: Вот так, будешь знать, как делать другим гадости.

Шапокляк: Я больше не буду.

Доктор Айболит: Смотри! Сразу укол тебе поставлю.

Шапокляк: Я все поняла, я исправилась!

Доктор Айболит: Ну что же, мне пора. Всех женщин я сердечно поздравляю. И здоровья крепкого желаю! До свидания! (Уходит.)

Шапокляк: Ушел? Слава богу. А что у вас за праздник-то, говорите?

Ведущая: Праздник мам и бабушек.

Шапокляк: И бабушек? Я вообще-то тоже бабушка-старушка. Может, и меня заодно поздравите?

Ведущая: Может, и поздравим!

Ребенок: Скажу я вам, ребята,

Исполняют песню «Спасибо» (слова З. Петровой, музыка И. Арсеева.)

Шапокляк: Какая замечательная песенка. Ой, мне так вдруг захотелось сделать вам что-нибудь приятное! (Убегает, приходит с котомкой.) Дети – наше будущее, их хорошо кормить надо. Я тут для сладенького пирога кое-что купила. (Достает, называет.)

Ведущая: И из этого всего ты собралась пирог стряпать?

Шапокляк: А что? Я недавно стряпала такой пирог, Чебурашка с Геной так хвалили, так хвалили. Правда, я их с тех пор больше и не видела. Говорят, приболели они. Наверное, съели что-нибудь.

Ведущая: Мы даже догадываемся, что они съели. Давай, сделаем так: ребята сами отберут продукты, которые нужны для сладкого пирога.

Игра «Отбери продукты».

(На столе лежат разные продукты, дети выбирают продукты, которые нужны для сладкого пирога.)

Шапокляк: Ну что ж, теперь можно и стряпать. Мне бы помощников, чтоб быстрее было.

Ведущая: Ребята, кто хочет Шапокляк помочь? (Выходят два ребенка.)

Дети: Мы хотим помочь!

Шапокляк: А вы умеете стряпать?

Дети: Конечно, умеем! Мы видели, как мама с бабушкой стряпают!

Шапокляк: Тогда – за дело! Сыплем муку, добавляем яйца (Бросает яйца со скорлупой.) Теперь надо чем-то разбавить. (Льет воду с зеленкой.) Теперь добавим немного сахара и варенья (Размешивает, пробует.). Ой, как сладко

получилось! Надо добавить перец, соль и горчичку (сыплет) – а то, сильно сладко, тоже вредно… Пробуй! (Предлагает одному из детей, затем другому, те отказываются. Тогда она предлагает сидящим в зале). Зря не хотите пробовать, очень вкусно должно быть. Вы ждите, а я пойду пирог в печь поставлю! (Уходит.)

Ведущая: Что там получится, мы увидим позже, а сейчас ребята исполнят веселый танец «Полька».

Дети исполняют парную пляску на чешскую народную мелодию.

Стихи о маме.

Ведущая: А теперь наши девочки хотят показать мамам волшебный гимнастический этюд.

Девочки исполняют гимнастический этюд.

Входит Шапокляк, вносит пирог.

Ведущая: Какой красивый пирог получился, а я сомневалась!

Шапокляк: Это, если честно, это не мой пирог. Мой пирог сгорел.

Ведущая: А где же ты этот взяла?

Шапокляк: Мне повара на кухне помогли.

Ведущая: Ну, что ж, спасибо — тебе и поварам! (Шапокляк отдает пирог ведущей). Мы еще раз всех женщин поздравляем с праздником, и всех приглашаем к нам в группу на чаепитие. И тебя, Шапокляк, тоже.

Шапокляк: Спасибо!

АНАЛИЗ КОНСПЕКТА ПРАЗДНИКА.

Форма проведения праздника – утренник, посвященный празднованию Международного Женского дня 8 Марта.

Структура. Продолжительность праздника 45 минут, проводится в утренние часы. Праздничная программа состоит из трех частей.

Первая часть, небольшая по времени (5-7 минут), включает торжественный вход нарядно одетых детей с цветами, перестроение, чтение стихотворений, исполнение двух песен.

Вторая часть – более продолжительная. Она состоит из коллективных и индивидуальных выступлений детей, зрелищных моментов. Ребята исполняют песни, выученные на музыкальных занятиях. Особое место здесь занимают знакомые детям игры, танцы. Все выступления проходят в виде концерта, в котором чередуются разные виды деятельности, объединенные одной темой. Интересным моментом является приход гостей – Шапокляк и Доктора Айболита, инсценировка в исполнении группы детей, исполнение гимнастического этюда группой, состоящей из нескольких девочек.

В третьей, заключительной части внимание детей вновь сосредоточивается на основной идее праздника. Ведущая еще раз поздравляет всех присутствующих женщин с праздником, уходят дети под веселую музыку.

В конспекте данного праздника предлагаются следующие сюрпризные моменты: выходы гостей – Айболита и Шапокляк; сценка, разыгранная группой заранее подготовленных детей «Ушки-неслушки»; игра для мальчиков «Ах, какая я красивая!», сюрпризным является тот момент, когда в руках у Шапокляк неожиданно лопается воздушный шарик; исполнение гимнастического этюда группой, состоящей из нескольких девочек; небрежное приготовление пирога Шапокляк, и, в завершение праздника вынос красивого пирога Шапокляк для чаепития.

Музыкальный материал для выхода героев, на заставки и для проведения игр и танцевальных композиций взят из приложения к журналу «Чем развлечь гостей» «Звуки праздника».

источник

Содержанием традиционных детских праздников являются такие темы, как 8 марта, 23 февраля, Новый год, День Именинника. Но современным детям необходимы необычные по содержанию и форме праздники с элементами театрализованных программ, шоу, конкурс, с активной игровой и творческой деятельностью. Опишем некоторые из этих праздников.

Вечеринка «Радужная неделя представляет собой праздничную программу, , в которой в качестве главного действующего героя выступает персонаж — Веселая Апельсинка. Особенностью данного мероприятия является опора на образ радуги, который определяет структуру мероприятия — каждый цвет представлен новым заданием….- проводит развлекательную программу, изобилующую большим количеством конкурсов, игр, розыгрышей и оранжевых шаров. Каждый участник имеет возможность показать свои творческие способности, умение петь и танцевать. За каждое выполненное задание все дети получают апельсины.

Папуас-шоу или зов джунглей (Подвижная программа для очень активных детей). Смешные папуасы в ярких разноцветных костюмах проведут веселую и подвижную программу. Разные эстафеты и горы настоящих бананов, которые ребята получают за каждое выполненное задание. А разученные в ходе праздника ритуальные танцы, гости запомнят на долга и под веселый танец «рам зам зам» еще долго будут повторять смешные движения папуасских танцев.

Читайте также:  Расшифровка биохимических анализов для детей

Яркая музыкальная программа «Как стать звездой?» или «Фабрика звездных детей» рассчитана на возраст детей от 8 лет. В этой программе вместе с ведущим и именинником ребята улетают в Москву на «Фабрику звёзд» и там, соревнуясь, придумывают сценические костюмы, делают макияж, проходят звёздную фотосессию и, конечно же, снимают веселые и музыкальные клипы, много поют и танцуют, другими словами, учатся быть звездами. Результат своих трудов дети показывают родителям. Данная костюмированная программа является не только развлекательной, но и имеет множество познавательных и развивающих аспектов.

Шоу мыльных пузырей, несомненно, является знаковым событием, которое украсит любое мероприятие, особенно детский праздник. Ведь мыльные пузыри довольно таки занятное занятие, которое очень нравится детям. Особенно, если эти пузыри не только различных размеров, но и разных фигур. Мы знаем и не раз видели, с каким увлечением детишки пускают мыльные пузыри, наблюдают как они летят, переливаются в лучах солнца, а потом лопают. Детские праздники с мыльными пузырями — вот чем можно хорошо развлечь детей разных возрастов.

Театр Мыльных Пузырей организовывает и проводит шоу детское мыльных пузырей. Любой детский праздник станет интереснее, веселее с нашим шоу. Аниматоры нашего театра проводят не просто шоу детское мыльных пузырей, а целое интерактивное представление.

Например, Алиса в стране чудес. Шоу представляет собой постановку пьесы по мотивам известного романа Льюиса Кэрола «Алиса в стране чудес». Все детки прекрасно знают эту сказку, многие читали или смотрели мультфильм. Наше представление переносит их в сказку, дарит волшебное ощущение чего-то необычного.

Дети живут жизнью героев сказки, переживают и радуются вместе с ними. Во время действия спектакля наши аниматоры проводят шоу детское мыльных пузырей для еще большего эффекта волшебства и нереальности.

Детские праздники с мыльными пузырями — это всегда залог успеха и гарантия настоящего праздника. Аниматоры имеют большой опыт и высокий уровень мастерства в организации мыльных шоу. Они умеют выполнять всевозможные трюки с мыльными пузырями, что превращает простое шоу в яркое зрелище. Под руководством артистов пузыри приобретают различные формы, могут уменьшаться или увеличиваться, складываться в различные фигуры. Например, можно выдуть в пузыре несколько других пузырей, создать метель из пузырей или поместить внутрь его человека или предмет.

Детские праздники и мыльные пузыри — это составляющая успеха при организации и проведении праздника. Театр Мыльных Пузырей это знает и успешно пользуется этим. Мы знаем, как доставить радость детям, перенести их в мир волшебства и чуда. У нас имеется все необходимое оборудование, декорации, костюмы: все то, что надо для проведения любого мероприятия. Обращайтесь к нам — и мы с радостью всегда поможем вам в организации ваших праздников.

Детское караоке шоу. Нет большего умиления для ушей родителей, чем слушать популярные песни в исполнении своего чада. Детки — это всегда творческие натуры. Они обожают танцевать, рассказывать близким стихи и, конечно, петь песенки. Наверное, именно поэтому, сегодня такой популярностью на всевозможных детских праздниках пользуется детское караоке. Профессиональный ведущий проведет с ваши детишками это мероприятие. Он поможет определиться с песнями, сформировать порядок исполнения, будет подпевать и всячески поддерживать стеснительных ребятишек. Ведущий караоке шоу для детей не просто проведет шоу, а и поможет многим деткам вокально раскрыться. Профессиональная аппаратура, опытный помощник и самые близкие друзья в качестве слушателей помогут вашему малышу раскрыть все свои таланты. А как же приятно родителям слушать щебетание их маленьких сокровищ…

Мною была проведена эстафета «Шоу всемогущих пап» (в Приложении) как форма взаимодействия детей и их родителей в педагогическом процессе. Эстафета проводилась накануне 23 февраля в спортивном зале нашего дошкольного учреждении т.к. она состояла из конкурсов, требующих спортивного оборудования и большого пространства. Эстафета по времени длилась 1 час и включала в себя задания на развитие ловкости и быстроты. В эставфете присутствовали задания, связанные с развтием речи, логики, например, в задании «Выбери игрушку», детям было предложено вспомнить стихи детских поэтов. В эстафете активно принимали участие не только дети,но и их родители.

Выводы: Праздники должны быть яркими, интересными, насыщенными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей. Кроме того, на празднике и во время подготовки к нему важно создать условия для полноценного эмоционального и речевого общения детей.

Во время проведения практической работы мы встретились с некоторыми трудностями:

  • — достаточно сложным стал поиск интересной формы и материалов для проведения праздника;
  • — некоторые общеизвестные задания были не очень интересны детям;
  • — многие родители уклонялись от участия в подготовке и проведении праздников и других досуговых мероприятий, приходили лишь на традиционные праздники 8 марта и 23 февраля;
  • — некоторые дети из группы неохотно принимали участие в заданиях, связанных с публичным выступлением (чтением стихов, пением песен и др.)

Проведение значительной практической работы позволяет сформулировать следующие рекомендации:

  • — при проведении праздников необходимо учитывать интересы детей, проводить игровые задания для мальчиков, девочек, групповые и парные игры и конкурсы.
  • — активно использовать принципы «Действие — противодействие», костюмированность героев, активная игровая деятельность
  • — привлекать родителей на различных этапах подготовки и проведения праздников — при приобретении подарков, при участии в празднике в совместных заданиях с детьми.
  • — при проведении праздников чаще использовать нетрадиционные по форме праздники (шоу, карнавалы и пр.), включать сюрпризные задания, способные не только радовать детей, но и развивать их творческие способности.

Глава 3. Анализ формирования чувства эмоционального комфорта и развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в организационно-досуговой деятельности на примере ДОУ № 15 г.Добрянки Пермского края

С целью проверки эффективности предложенных рекомендаций и подходов по практической реализации внедрения в программу воспитательной деятельности празднично-зрелищных мероприятий детей дошкольников была проведена экспериментально-опытная работа в ДОУ № 15 г.Добрянки Пермского края, а также подобран художественный и игровой материал и составлены сценарии праздников в различных современных формах: «Оранжевая вечеринка», фабрика звезд «Как стать звездой?», карнавал для детей, шоу-программа «Пираты Карибского моря», шоу мыльных пузырей. (Приложение 1-5)

Целью работы опытно — экпериментальной работы стало выявление возможности организационно-досуговой деятельности в форме проведения праздников для детей дошкольного возраста в формировании, развитии и укреплении у них коммуникативных навыков, повышения степени эмоционального благополучия и комфорта в группе.

Оценивался психологический климат внутри группы, уровень коммуникативности детей-дошкольников, адекватность самооценки, словарный запас, уровень развития речи, организационные способности, творческие способности.

Работа проводилась комплексно, в ряд этапов.

На первом этапе (октябрь-ноябрь 2012 г.) была проведена комплексная психолого-педагогическая диагностика воспитанников, были выявлены основные особенности психического развития и эмоционального состояния детей, посещающих подготовительную группу.

На основании диагностических данных в качестве основных задач экспериментальной работы были поставлены:

способствовать становлению у детей дошкольного возраста позитивной и адекватной самооценки

снижение уровня тревожности, враждебности;

Далее были определены критерии эффективности работы по практической реализации предложенных рекомендаций и методы их диагностики и анализа. При их выборе учитывалось, что эти критерии должны реально отражать динамику изменения особенностей психического развития (влияющих на успешность развития коммуникативных навыков и социальной адаптации воспитанников) и быть значимыми для оценки этих изменений.

В качестве метода диагностики уровня комфортности в группе использовалась методика закрытого анкетирования. Воспитанники индивидуально, письменно отвечали на вопрос: «Нравится ли тебе в группе?», выбирая один из четырех вариантов ответа:

мне нравится в группе все, и переходить в другую я не хочу;

в нашей группе мне нравится не все, но переходить в другую я не хочу;

в нашей группе мне многое не нравится, но уходить в другую я не хочу;

в нашей группе мне многое не нравится, и я хотел бы перейти в другую группу.

Анализ преобладающих ответов позволяет определить, насколько комфортно ребенку в группе.

В педагогике дошкольников есть понимание следующей аксиомы о том, что чем выше уровень тревожности, враждебности, тем негативнее психологический климат в группе и наоборот.

Для диагностики этого показателя была выбрана социометрическая методика. Ребятам предлагалось ответить на следующие вопросы:

«Кого бы из нашей группы ты бы хотел пригласить на свой день рождения?»

«Кого бы из нашей группы ты бы не хотел пригласить на свой день рождения?»

Учитывая численность группы (14 человек) в обоих случаях ограничение выбора было 3 человека. При анализе подсчитывается разница между количеством взаимных положительных и взаимных отрицательных выборов. Чем больше эта разница (индекс эмоциональной сплоченности), тем выше уровень сплоченности и позитивнее психологический климат в группе.

По данным ряда авторов люди с более высокой самооценкой, высоким уровнем самоуважения характеризуются более высокими достижениями во всех видах деятельности (особенно творческой), хорошей обучаемостью, и даже, по мнению врачей, меньше болеют.

При низкой, негативной и неадекватной самооценке у детей отмечается неуверенность в себе, тревожность, различные формы отклоняющегося поведения, что закономерно приводит к значительным трудностям в социальной адаптации.

В качестве метода диагностики уровня позитивности и адекватности самооценки была выбрана методика «Лесенка». Детям давалась инструкция: начертить лесенку снизу-вверх из 10 ступенек. Внизу, на первой ступеньки находятся самые плохие (хуже их не бывает) дети, а на последней — 10, -самые хорошие (лучше их не бывает) дети.

Напишите номер той ступеньки, где, как вы считаете, вы находитесь.

Напишите номер той ступеньки, на какой, как вы считаете, вас видят остальные ребята в группе».

При анализе учитывается, что те, кто поместил себя на первую, вторую или третью ступеньку, обладают заниженной самооценкой. Если ребенок ставит себя на 4, 5, 6 или 7 ступень, то он обладает средней (позитивной) самооценкой, а если он ставит себя на 8, 9 или 10, то самооценка ребенка завышена. Кроме того, если ребенок считает, что уровень оценки окружающих намного ниже его собственной оценки, его самооценка неадекватна, он неудовлетворен своим социальным статусом в группе и у него депривирована потребность в социальном признании.

Используя специальный математический аппарат А.Ю.Панасюк выявил возрастную динамику значимости психических функций в интервале от 5 до 14 лет. Сравнивая вербальные и невербальные субтесты, он установил, что с возрастом роль речевых характеристик в обеспечении умственного развития уменьшается, причем особенно интенсивно снижение значимости вербальных функций происходит в период с 8 до 11 лет.

Таким образом, если успешность интеллектуальной деятельности в возрасте 5-8 лет обеспечивается, прежде всего, развитием вербальных функций (по Векслеру), то позднее все большее значение начинают приобретать невербальные функции. По мнению ряда исследователей (Б.Г.Ананьев, 1974; Н.А.Бергер, Н.А.Логинов, 1974) невербальные субтесты гораздо богаче в своих диагностических возможностях, чем вербальные, и именно невербальный интеллект играет определяющую роль в общей структуре интеллекта взрослого. А уровень развития интеллекта прямо влияет на успешность школьного и профессионального обучения и косвенно влияет на успешность социальной адаптации. [23; 95]

В конце первого этапа экспериментальной работы воспитанники были протестированы по выбранным методикам и проведена обработка полученных результатов.

Во время игровой деятельности детей в начале учебного года было проведено наблюдение за взаимодействием детей. В соответствии с критериями (4- высокий уровень, 3- достаточный уровень, близко к достаточномууровню, 1 — недостаточный уровень) деятельность детей была оценена. Были получены следующие результаты (таблица ):

Таблица 6. — Уровень сформированности игровых навыков у детей группы на начальном этапе эксперимента

источник

Основы обучения нотной грамоты

Цели и задачи проведения праздников и развлечений

— Доставить ребенку как можно больше радости,

-Сформировать у ребенка своеобразную праздничную культуру, неотъемлемую часть жизни любого человека

-Обогатить его новыми, яркими впечатлениями.

-Дать возможность для самореализации, самоутверждения, самораскрытия ребенка.
-Доставить радость и интерес к деятельности; . -Формировать эмоциональный контакт, доверие детей к воспитателям

Читайте также:  Расшифровка биохимического анализа у детей таблица

-Создать в группе радостное веселое.

-Развивать эмоциональную сферу ребенка;

-Формирование основ музыкальной культуры дошкольников;

-Формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;

-Обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.

Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педагогика ставит перед собой следующие задачи праздников и развлечений:
— Развивать музыкальность ребенка;
— Обучить детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам;

— Воспитывать способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку;
— Развивать художественно-творческие способности.

-Создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки

-Создание условий для развития ритмопластики

-Создание условий для развития театрализованной деятельности

Через праздники и развлечения решаются такие задачи как:

1.Развитие музыкальных и творческих способностей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;( в написании конспекта конкретизируйте какой именно)
— восприятия, пения, музыкально-ритмических движений, песенного творчества, игре на детских музыкальных инструментах.
2.Формирование начала музыкальной культуры, помощь в формировании общей духовной культуры;

Схема анализа музыкального занятия

Программное содержание занятия.

Отражение в программном содержании воспитательно-образовательных задач; комплексное решение задач всестороннего воспитания личности ребенка: эстетического, нравственного, умственного, физического, трудового.

Создание условий при проведении занятия:

место занятия в режиме дня;

наличие плана, наглядных пособий, атрибутов, игрушек, ТСО;

подготовлен ли нотный материал к занятию;

эстетичность и педагогическая целесообразность интерьера помещения (зала, групповой комнаты), наличие необходимого количества стульев, соответствие их размера возрасту детей, расположение их соотносительно инструмента, состояние инструмента;

внешний вид музыкального руководителя, знание материала, исполнительское мастерство (качество музыкального исполнения);

внешний вид воспитателя, знание им плана и содержание занятия;

внешний вид детей (одежда, обувь).

Деятельность музыкального руководителя в ходе занятия.

Тип музыкального занятия: доминантное, традиционное, комплексное, тематическое.

Методика проведения занятия: организация детей в начале занятия, какие виды музыкальной деятельности использовались на занятии, их чередование; соотношение нового и повторного материала.

Учет умственной, физиологической и эмоциональной нагрузки; учет основных программных задач; учет предшествующей занятию (и последующей) детской деятельности, ее характера; учет возрастных особенностей детей данной группы; учет условий помещения; состав группы.

Методика проведения занятия; использование различных приемов воспитывающего и развивающего обучения на занятии по всем видам музыкальной деятельности; эффективность их использования.

Активизация внимания детей; формирование у детей инициативы, самостоятельности, творческой активности; создание интереса ко всем видам музыкальной деятельности: наличие индивидуального подхода к детям, решение воспитательных задач, анализ качества выполнения детьми всех заданий, участие детей в анализе.

Деятельность воспитателя в ходе занятия.

Эмоциональный настрой воспитателя, умение сопереживать.

Умение видеть каждого ребенка в процессе всего занятия, чтобы вовремя прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Целесообразная активность воспитателя на занятии.

Деятельность детей на занятии.

Непосредственность, эмоциональный настрой, непринужденность.

Организация детей: умение подчиниться определенным правилам поведения; самостоятельность.

Активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий.

Оценка умений и навыков детей в восприятии музыки. Умение эмоционально отзываться на музыку. Отражение эмоционального восприятия музыки в ответах, высказываниях детей.

Оценка навыков детей в пении. Использование на занятии вокальных упражнений, упражнений на развитие музыкального слуха, музыкальных представлений, их эффективность.

Умение детей передавать в движении характер музыки. Выразительное исполнение детьми различных движений под музыку.

Творческие проявления детей в пении, играх, танцах.

Качество усвоения детьми материала занятия по всем видам музыкальной деятельности.

Соответствие воспитательно-образовательных задач проведенного занятия содержанию плана на данный отрезок времени.

Анализ проведения музыкального развлечения в детском саду

1. Название праздника, тема развлечения. Возраст детей. Количество объединенных групп.

2. Условия к проведению праздника (развлечения):

— эстетичность и педагогическая целесообразность в оформлении зала, в подготовке игрушек, декораций, костюмов;

— подготовительная работа с детьми в день праздника: беседа, настрой, знакомство с костюмами;

— эстетика внешнего вида детей и взрослых;

— размещение родителей и гостей.

3. Проведение праздника (развлечения):

— форма проведения (концерт, комплексное занятие, утренник, тематическое занятие и т. д.);

— качество используемого музыкально-литературного материала: его художественность, доступность, объем;

— познавательная и воспитательная значимость;

— занимательность, игровые ситуации, наличие сюрпризов.

4. Оценка деятельности педагогов:

— знание сценария педагогами;

— роль ведущего: его знание детей, умение организовать и собрать внимание, заинтересовать; эмоциональный тон, культура речи, знание музыкально-литературного материала;

— слаженность действий всех педагогов, способствующая лучшей организации детей;

— выступления взрослых (эмоциональность, художественность исполнения).

5. Оценка деятельности детей:

— качество пения, движений, игры на детских музыкальных инструментах;

— качество художественно-речевой, театральной деятельности детей;

— активность детей: равномерное распределение нагрузки, занятость всех детей, распределение ролей между ними;

— непринужденность, естественность в поведении, заинтересованность, чувство радости.

6. Оценка общей эмоциональной атмосферы.

7. Воспитательная роль праздника (развлечения), его влияние на все-стороннее развитие ребенка.

8. Продолжительность праздника (развлечения), праздничного действия; его плотность, динамичность, насыщенность.

9. Квалификация музыкального руководителя и воспитателей. Литература: Мерзлякова С. И. «Рабочий журнал музыкального руководителя детского сада»

Тема: Развитие у детей музыкального восприятия

Составление методических рекомендаций по слушанию музыки с детьми дошкольного возраста

Требования к формированию ОК: ОК 1.,ОК 2.,ОК 4.,ОК 5.,ОК 9.,ОК 10.

Требования к формированию ПК: ПК 5.3,ПК 5.4.

Требования к формированию знаний:

-Теоретические и методические основы планирования музыкальной деятельности

-Осуществлять поиск, анализ и оценку информации

Требования к формированию умений:

-умения находить в тексте ответы на вопросы, сформулированные преподавателем или помещенными в конце главы

1.Изучить методы и приемы рекомендованные для успешного развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

2. Раскрыть роль методов и приемов, активизирующих процесс восприятия музыки детьми

3. Составить таблицу методов и приемов рекомендуемых в работе с дошкольниками на разных возрастных этапах

Методы и приемы для музыкального восприятия

Рекомендации по работе с учебником, учебным пособием, конспектами лекций

При выполнении задания воспользуйтесь предложенными литературными источниками и другими доступными информационными источниками.

1.Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников:. Учебное пособие для студ.фак-ов дошк.воспит.высш. и сред.пед.учеб.заведений. -М.:Издательский центр « Академия»1998.-240с

2.Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?-М.,1982

3.Радынова О.П. Слушаем музыку.-М., 1990

4.Шелепенко А.И. Формирование первоначальных знаний о музыке у детей 6-7 лет.-М.,1981

5.Шоломович С.М. Формирование восприятия музыки у детей .М.,1971

6.Дмитриева Л.Г., ЧерноиваненкоН.И.Методика музыкального воспитания.-М., Издательский центр « Академия»2001.-240с

Форма контроля :Просмотр и проверка выполнения контрольной работы преподавателем

Тема: .Детское музыкальное исполнительство

Составление методических рекомендаций по разучиванию песен с детьми дошкольного возраста

Требования к формированию ОК: ОК 1.,ОК 2.,ОК 4.,ОК 5.,ОК 9.,ОК 10.

Требования к формированию ПК: ПК 5.3,ПК 5.4.

Требования к формированию знаний:

-Теоретические и методические основы планирования музыкальной деятельности

-Осуществлять поиск, анализ и оценку информации

Требования к формированию умений:

-умения находить в тексте ответы на вопросы, сформулированные преподавателем или помещенными в конце главы

1.Изучить методы и приемы рекомендованные для разучивания песен с детьми дошкольного возраста

2. Выделить основные методы и приемы по возрастным группам

3. Составить таблицу методов и приемов рекомендуемых в работе с дошкольниками на разных возрастных этапах

Методы и приемы по обучению пению

Рекомендации по работе с учебником, учебным пособием, конспектами лекций

При выполнении задания воспользуйтесь предложенными литературными источниками и другими доступными информационными источниками.

1.Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников:. Учебное пособие для студ.фак-овдошк.воспит.высш. и сред.пед.учеб.заведений.-М.:Издательский центр

2.Войнова А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников.-М.,1960

3.ЗацепинаМ.Б.Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-М.:Мозаика-Синтез,2005.-88с

5.Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.И.Методика музыкального воспитания.-М., Издательский центр « Академия»2001.-240с

Форма контроля :Просмотр и проверка выполнения контрольной работы преподавателем

Тема: .Детское музыкальное исполнительство

Составление методических рекомендаций по обучению детей дошкольного возраста музыкально-ритмическим движениям.

Требования к формированию ОК: ОК 1.,ОК 2.,ОК 4.,ОК 5.,ОК 9.,ОК 10.

Требования к формированию ПК: ПК 5.3,ПК 5.4.

Требования к формированию знаний:

-Теоретические и методические основы планирования музыкальной деятельности

-Осуществлять поиск, анализ и оценку информации

Требования к формированию умений:

-умения находить в тексте ответы на вопросы, сформулированные преподавателем или помещенными в конце главы

1.Изучить методы и приемы рекомендованные для обучения детей дошкольного возраста музыкально-ритмическим движениям

2. Выделить основные методы и приемы по возрастным группам

3. Составить таблицу методов и приемов рекомендуемых в работе с дошкольниками на разных возрастных этапах

Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям

Рекомендации по работе с учебником, учебным пособием, конспектами лекций

При выполнении задания воспользуйтесь предложенными литературными источниками и другими доступными информационными источниками.

1.Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников:. Учебное пособие для студ.фак-овдошк.воспит.высш. и сред.пед.учеб.заведений.-М.:Издательский центр

2.Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся педучилищ по спец.»Дошкольное воспитание».-М:Просвещение,1989.-270с.:нот

3.ЗацепинаМ.Б.Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-М.:Мозаика-Синтез,2005.-88с

5.Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.И.Методика музыкального воспитания.-М., Издательский центр « Академия»2001.-240с

Форма контроля :Просмотр и проверка выполнения контрольной работы преподавателем

источник

Планирование и принципы составления сценария развлечений

К организации развлечений в детских садах предъявляется ряд требований:

разнообразие содержания для накапливания дошкольниками музыкального опыта, обогащения музыкальными впечатлениями;

художественные достоинства материала и качество его исполнения, как взрослыми, так и детьми;

занимательность содержания, новизна его элементов;

доступность музыкального и литературного репертуара и разнообразные формы его проведения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их развития;

направленность на развитие активности, воображения и инициативы детей;

соблюдение определенной продолжительности развлечения в зависимости от возраста детей, его вида (от 10-15 до 30-40мин) Ветлугина Н.А. Праздники и развлечения в детском саду: учебное пособие для студентов среднего музыкально-педагогического образования/М: «Просвещение». 2000 г. .

Разнообразные виды развлечений предполагают заблаговременное их планирование с целью лучшей организации работы с детьми при проведении и подготовке развлечений, а также учета всей воспитательно-образовательной работы детского сада.

Музыкальный руководитель вместе с воспитателем группы составляет сначала тематический план на квартал, затем пишет сценарные планы на месяц и при необходимости разрабатывает более подробные сценарии отдельных видов развлечений. Если используется готовая разработка сценария, следует указать источник — откуда взят сценарий. Общий план на квартал утверждается заведующим или старшим воспитателем детского сада.

Следует помнить, что развлечения намечаются 1-2 раза в 2 недели во второй половине дня. Желательно установить определенный день для каждой возрастной группы. Для показа кукольного театра, массовой композиции, концертов самодеятельности можно объединить 2-3 группы. Этот момент должен быть отражен в плане. Необходимо обозначить и место проведения развлечения, указав основной принцип его оформления (если это требуется по замыслу).

Поквартальное планирование развлечений должно составляться с учетом сезона года и знаменательных событий и дат этого периода, с учетом воспитательно-образовательных задач и прохождения программного репертуара. К примеру, планирование развлечений на первый квартал учебного года (сентябрь, октябрь, ноябрь) в подготовительной к школе группе может включать в себя следующие виды развлечений:

1) тематический концерт «Осенние приметы» (звучит инструментальная, вокальная музыка о природе в исполнении взрослых, дети исполняют стихи, песни об осени);

2) показ диафильма с музыкальным сопровождением (организуют взрослые);

3) музыкальную викторину (проводится музыкальным руководителем вместе с воспитателями, используются произведения знакомые детям);

4)»В гостях у детей бабушка Арина» (вечер шуток загадок; организуют взрослые);

5) показ кукольного спектакля (организаторы и исполнители — взрослые);

6)»Наш веселый концерт» (программа концерта составляется из детских музыкальных и литературных произведений по предварительной заявке детей; организаторы — воспитатели; ведущими концерта могут быть 2-3 ребят);

7) показ мультфильма (организуют взрослые);

8) веселые соревнования, игры, аттракционы (проводят с детьми взрослые, помощниками могут быть дети);

9) музыкальную игру-драматизацию (исполнители — дети);

10) вечер юмора (организуют взрослые).

Каждый вид развлечений имеет свое содержание, свой репертуар и соответствующие воспитательные задачи.

Например, намечая для развлечений музыкальную игру-драматизацию «Кто виноват?» (музыка Ю. Чичкова, слова В. Викторова), согласно содержанию ставится задача — воспитывать у детей бережное отношение к своим игрушкам. Произведение это не программное, и потому следует учесть возможности детей, заблаговременно провести с ними индивидуальную подготовительную работу Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03. 08. «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1989. — С. 233 — 234. .

Читайте также:  Расшифровка биохимического анализа у детей

Сценарий — это подробная музыкально-литературная разработка. В сценарии подробно и последовательно излагаются отдельные элементы действия, раскрывается тема, направление выступлений, предусматриваются методы, повышающие активность участников, а также указывается примерное оформление развлечения.

Прежде всего, определяется тема и идея развлечения. Тема обычно задаётся с самого начала, а к идее как общему главному выводу надо подвести слушателей, зрителей всем ходом действия. Развёртывая сюжетную линию так, чтобы она развивалась от события к событию.

Перед началом какого-то представления даётся короткий рассказ или небольшое повествование о том, какое событие, явление будет сейчас показано. Далее развёртывается основное действие сценария, которое подчиняется следующим принципам:

Ш Каждый эпизод должен быть связан с предыдущим и последующим.

Ш Действие развивается по нарастающей линии от более слабых к эмоционально сильным эпизодам.

Ш Каждый эпизод должен иметь внутреннюю логику построения и заканчивается прежде, чем начинается другой. Идея всего сценария наиболее концентрирована в кульминации. Финал — заключение должен стать проявлением активности всех участников

Проводится развлечение воспитателем или музыкальным руководителем 2 раза в месяц, во второй половине дня. День для проведения отводится постоянный. Разнообразные виды развлечений предполагают заблаговременное их планирование с целью лучшей организации работы с детьми при проведении и подготовке развлечений, а также учёта всей воспитательно-образовательной работы детского сада. Музыкальный руководитель вместе с воспитателем группы составляет сначала тематический план на квартал, затем пишет сценарные планы на месяц и при необходимости разрабатывает более подробные сценарии отдельных видов развлечений. Планы на квартал, на месяц и на год утверждаются методистом сада Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03. 08. «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1989. — С. 231 — 233. .

источник

Ольга Жукова
Анализ видов праздников и развлечений в детском саду

В жизни людей происходит чередование будней и праздников, которые во многом противопоставляются друг другу.

Для детей праздник имеет особое значение. К. Д. Ушинский отмечает, что праздник для ребенка – это совсем не то, что для взрослого.

Праздники и развлечения являются частью культурно-досуговой деятельности ДОУ. Через управляемую культурно-досуговую деятельность детей возможно развить общую культуру ребенка, его творческую индивидуальность, сформировать основы его положительного отношения к окружающим, позитивную «Я-концепцию» и т. д.

Классифицируя детские праздники на основе общепринятой праздничной культуры России, М. Б. Зацепина и Т. В. Антонова определяют такие виды детских праздников, как:

1) народные и фольклорные – Святки, Коляда, Масленица, Красная горка, весеннее-летние игрища и забавы, Осенины;

2) государственно-гражданские – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др. ;

3) международные – День матери, День защиты детей, Международный женский день;

4) православные – Рождество, Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Покров;

5) бытовые и семейные – день рождения, выпуск в школу;

6) «фантазийные праздники»Праздник мыльных пузырей, Праздник воздушных шаров, Бумажных корабликов и т. д. .

Н. А. Ветлугиной рекомендуется 1 мая, 8 марта, Новый год отмечать в форме праздничных утренников, а 23 февраля, День Победы – в форме тематических комплексных занятий.

Как замечает О. П. Радынова, праздник выполняет важные функции только в том случае, если в детском саду ведется систематическая работа по музыкальному воспитанию детей.

Задачи культурно-досуговых мероприятий в детском саду А. Н. Зимина видит в следующем:

— дать детям радость и побуждать их к активности;

— дать яркие художественные музыкальные впечатления;

— привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка.

Организация детского праздника, как пишет Ю. И. Братчикова, включает в себя следующую предварительную работу:

1) тщательный отбор сценария и актеров;

2) выбор музыкального и литературного материала соответственно теме праздника и возрастным особенностям детей;

3) разучивание музыкально-речевого материала с детьми и педагогами;

5) изготовление костюмов и декораций;

6) подбор фонограмм, специальных световых и звуковых спецэффектов;

Содержание детских праздников весьма разнообразно и представлено: танцами, пением, художественным словом, инсценировками стихов и сказок, постановками небольших пьес, шутками, репризами, сюрпризными моментами.

Оформление праздника включает декорации, костюмы и атрибуты для детей, музыку. Желательно, чтобы дети участвовали в подготовке оформления праздников

Каждый вид праздника имеет свои обычаи и традиции.

Так, праздничная программа праздников на общественную тематику обычно состоит из трех частей:

1) первая часть, небольшая по времени (5 – 7 минут, включает торжественный вход нарядно одетых детей с флажками, цветами, ветками и т. д., перестроения, чтение стихотворений, исполнение 1 – 2 песен;

2) вторая часть – более продолжительная. Она состоит из кол-лективных и индивидуальных выступлений детей, зрелищных моментов. Дети исполняют песни, выученные на музыкальных занятиях. Особое место здесь занимают знакомые детям народные песни, игры, хороводы, танцы.

Данная часть может проходить в виде концерта, в котором чередуются разные виды деятельности, или же часть репертуара может быть объединена одной темой. В эту часть включаются инсценировки, игры, сюрпризные моменты.

3) в заключительной части внимание детей вновь привлекается к основной идее праздника. Ведущий еще раз поздравляет всех присутствующих с праздником, ребята могут хором прочитать четверостишие, посвященное празднику. Уходят дети под бодрый марш.

Новогодний сценарий традиционно состоит из трех частей:

1) первая часть – дети осматривают красочно убранную елку, читают стихи, водят хороводы;

2) вторая часть – кульминационная. Здесь появляются Дед Мороз, Снегурочка, которые продолжают вести утренник, проводят аттракционы, игры, загадывают загадки и т. д. ;

3) третья часть – завершающая. Дед Мороз и Снегурочка прощаются с детьми. После одного – двух массовых танцев (хороводов) вокруг елки дети расходятся по группам.

Праздники, посвященные прощанию с детским садом и проводам детей в школу, отличает теплая атмосфера дружеского внимания.

Дети подготовительной группы исполняют свои любимые песни, игры, танцы, смотрят выступления ребят других групп, принимают от них поздравления, цветы, сувениры. В песнях и стихах, заключающих утренник, дети благодарят воспитателей и работников детского сада, обещают хорошо учиться в школе.

Праздники, посвященные дню рождения детей, обычно проводятся как своеобразное семейное торжество.

Ребенку (группе детей) посвящается небольшой концерт, вручаются подарки (самоделки, рисунки, изготовленные сверстниками. Дни рождения лучше проводить во второй половине дня и заканчивать чаепитием с пирогом и сладостями.

В последние годы традицией во многих ДОУ стало проведение совместных детско-родительских праздников.

Такой праздник, как отмечает Е. В. Огородова, может состоять из четырех частей:

1) первая часть – театрализованное представление, в котором свое мастерство могут показать дети, родители, воспитатели;

2) вторая часть – общее чаепитие, для которого стол накрывается в соответствии с темой праздника;

3) третья часть – игры и конкурсы для детей и взрослых. Игры могут быть подвижными и дидактического характера, с музыкальным, интеллектуальным, шуточным и другим содержанием;

4) четвертая часть – рефлексия (подведение итогов праздника).

В праздники, проводимые в начале учебного года, включается больше игр, зрелищ, так как дети еще не успели освоить более сложный репертуар.

Подчеркнем: каждый праздник (утренник, развлечение) должны опираться на продуманный сценарий и быть тщательно подготовлены. Сценарий отражает основную идею праздника, не дает ходу праздника «рассыпаться».

Сценарий должен соответствовать возрастным возможностям детей. Необходимо учитывать музыкальные и иные творческие навыки детей на конкретный период.

При работе над сценарием, как указывает М. В. Пархоменко, необходимо учитывать принципы: доступности, содержательности, занимательности, развлекательного характера, познавательности, насыщенности движением, динамичности, «сюрпризности».

Рекомендуется придерживаться правил:

— игра как основа праздника, либо единая игровая тема праздника;

— чередование зрелищных моментов с активными действиями детей;

— построение программы на музыкальном и речевом материале, ранее освоенном с детьми;

— включение двигательных и общеразвивающих упражнений, подвижных игр;

— соответствующая возрасту продолжительность праздника (от 20 минут для детей раннего возраста до 45 минут для старших дошкольников).

Большое внимание должно быть уделено подбору музыкального материала праздников.

Педагог (музыкальный руководитель, воспитатель, методист) продумывает тему, форму праздника, подбирает музыкальный и литературный материал. Номера для детей следует подбирать по их силам и наклонностям, дети должны получать удовольствие от участия в празднике.

Ведущий праздника – артистичный, с хорошей культурой речи. Он должен обладать навыками свободного общения с детьми и взрослыми, поскольку именно он создает положительный и доброжелательный настрой утренника.

Музыкальный руководитель обеспечивает полноценное звучание музыкальных произведений и их по возможности художественное исполнение. Следует помнить, что многообразие ярких впечатлений может вызвать у детей заторможенность или, напротив, излишнюю подвижность. Во всех непредвиденных случаях ведущий должен проявлять выдержку и находчивость, чтобы вернуть праздник в нужное русло.

Хорошей традицией являются «проводы праздника». В музыкальном зале оставляют оформление, костюмы и атрибуты для игр и инсценировок.

Развлечения – один из видов культурно-досуговой деятельности ДОУ.

Развлечения – красочные моменты, развивающие творческую активность, обогащающие детей впечатлениями. Кроме того, дети в развлечениях могут проявлять самостоятельность, приобрести уверенность в своих силах, развивать коммуникативные способности, личностные качества и т. д.

Развлечения классифицируют, в зависимости от активности детей, на три вида. Это развлечения, в которых дети:

1) только зрители и слушатели;

2) участвуют самостоятельно;

3) участвуют совместно со взрослыми.

При организации развлечений первого вида дети привлекаются к оформлению группы, зала, изготовлению пригласительных билетов, атрибутов. В развлечениях, где дети только зрители и слушатели, положительный эмоциональный настрой передается им в процессе восприятия.

Во втором виде развлечений дети сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, участвуют в различных играх. Этот вид развлечений помогает педагогу найти занятие для каждого ребенка.

Второй вид развлечений дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид развлечений позволяет воспитателю найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.

Третий – смешанный вид развлечений позволяет расширить общение детей со взрослыми и сверстниками. К этому виду развлечений привлекаются и родители.

По содержательной направленности различают развлечения:

1) театрализованные (кукольный, теневой, пальчиковый театр и др.);

2) познавательные (викторины, Клуб веселых и находчивых и т. п.);

3) спортивные (подвижные игры, эстафеты, аттракционы, соревнования);

4) музыкально-литературные концерты;

5) шутки, фокусы, загадки, сюрпризные моменты.

Остановимся подробнее на последнем виде развлечений.

Шутки можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях.

Фокусы, с которыми связано нечто загадочное, всегда вызывают у детей живой интерес.

Сюрпризы – неожиданные и веселые моменты, вызывающие у детей множество положительных эмоций.

После проведения праздников и развлечений чрезвычайно важно закрепить впечатления и знания, полученные детьми. Впечатления от праздника и развлечения могут быть запечатлены в рисунках, лепке, рассказах и беседах. Дети повторяют полюбившиеся им танцы, песни, действия отдельных персонажей.

Таким образом, праздники и развлечения – интегрированные, эстетико-социальные явления, значимые мероприятия в жизни детского сада. Задача педагогов ДОУ – сделать детский праздник и развлечение незабываемым, оставить яркий след в душе воспитанников.

Народный праздник как средство приобщения ребёнка к национальной культуре и традициям У каждого народа есть свои национальные праздники. Многие из этих праздников родились ещё в древности несколько столетий или даже тысячу.

Презентация к родительскому собранию «Игра в жизни ребенка» во 2 младшей группе в форме игрового практикума. «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в.

источник