Меню Рубрики

Анализ организации продуктивных видов деятельности детей

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников

Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста и практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству

Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

Учебный план по ПМ 03. Организации различных видов деятельности и общения предполагает учебную и производственную педагогическую практику по:

МДК.02.01. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

МДК.02.02. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников

МДК.02.03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста

МДК.02.04. Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству

МДК.02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

МДК.02.06. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

соединение теоретической и практической подготовки в единый процесс формирования профессиональной компетентности;

адаптация студентов к реальным условиям педагогического процесса;

подготовка студентов к самостоятельной профессиональной педагогической деятельности;

овладение всеми видами деятельности педагога — воспитателя по дошкольному воспитанию, педагогической культурой;

формирование собственной профессиональной позиции.

1. Закреплять и углублять теоретические знания, апробировать их в реальной учебно-воспитательной работе;

дошкольник музыкальное трудовое воспитание

2. Формировать умение ориентироваться в современной образовательной системе дошкольного образования, анализировать и отбирать для самостоятельной практической деятельности наиболее совершенные и приемлемые направления;

3. Изучать возрастные особенности детей дошкольного возраста, учитывать их в работе;

4. Вырабатывать интерес и желание к творческой, исследовательской педагогической деятельности;

5. Отрабатывать индивидуальный стиль работы;

6. Осуществлять методическую и методологическую культуру, диагностическую работу.

Базой практики является МБДОУ ДСКВ №98, оснащенное необходимыми средствами для проведения практики.

Детский сад № 98 находится в г. Братске, ж/р Осиновка, ул. Спортивная 4 А.

В детском саду функционирует 14 групп из них:

2 группы раннего возраста,

групп для детей дошкольного возраста в том числе:младшая — 3гр.,

подготовительная к школе-3 гр.,

из них 2 группы функционируют на базе СОШ № 43;

группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи,

группа по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников младшего дошкольного возраста на базе на базе ДДТДиМ «Гармония».

Списочный состав на 2013-2014 учебный год составил 295 детей. I младшая группа (2-3 лет) — 50 детей; II младшая группа (3-4 лет) — 81; средняя группа (4-5 лет) — 45 детей; старшая группа (5-6 лет) — 46детей; подготовительная группа (6-7 лет) — 58 детей; группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (5-7 лет) — 15 детей.

Миссия дошкольного учреждения — создавать условия для воспитания и обучения каждого ребенка на уровне его возрастных и индивидуальных возможностей, способствовать их полноценному развитию, обеспечивать равные стартовые возможности для обучения в общеобразовательных учреждениях.

Приоритетные направления в работе ДОУ — оказание квалифицированной коррекционной помощи детям с нарушением речи.

Материально — техническая база детский сад размещен в типовом в двух этажном здании, имеются функциональные помещения: музыкальный и физкультурный залы, методический кабинет, кабинет психолога, кабинет логопеда; пищеблок; медицинский блок; прачечный блок.

Детский сад работает по программе «От рождения до школы» научный редактор Н.Е. Веракса.

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

В ходе знакомства с опытом работы ДОУ по организации игровой деятельности, просмотрено 2 тематических недели. Воспитателем используются все виды игр (Д/и, С/р, П/и, Стр. /и и тд.) Игры отображены как в совместной. Так и в самостоятельной деятельности. Также игры используются в НОД.

В самостоятельной деятельности дети могут играть самостоятельно, но в силу возраста игры однообразны.

Все виды игр нашли отражение в плане. Таким образом воспитатель в своей деятельности использует разные виды игр: как творческие, так и игры с правилами.

При изучении предметной среды группы «Ромашка» по формированию игровых умений и навыков выявлены зоны для игровой деятельности:

1. Уголок сюжетно — ролевых игр содержит в себе игры, соответствующие возрасту детей: больница, парикмахерская, водитель, магазин, моряк. Все игры оснащены необходимым оборудованием. Контейнеры с инвентарем для игр помечены соответствующими картинками. Дети самостоятельно могут брать, играть, передвигать игры по группе.

2. Зона настольно печатных игр оснащена различными дидактическими играми, в ходе которых дети учатся объединять сходные признаки предметов, группировать предметы по названному признаку. Игры расположены на полках в доступном для детей месте.

3. Игровой уголок оснащен различными игрушками: куклы, машинки, телефоны, сумки, кухонный уголок.

4. В уголке для строительных игр имеются различные виды конструктора: напольный, настольный, «Лего», мягкие модули.

5. В зоне для театрализованных игр есть различные виды театра: пальчиковый, «бибабо», театр на фланелеграфе, резиновые персонажи из сказок, театр на кубиках, театр в картинках.

6. В зоне музыкального развития: звучащие игрушки, наборы шумовых коробочек, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки, бубен, дудочки, металлофон и т.д.), музыкальные дидактические игры, музыкальные книги, магнитофон.

Предметная среда в группе организована с учетом потребностей детей, соответствует принципам: активности, учетом половых и возрастных различий, современности, безопасности.

Формирование предметно — развивающей среды — динамичный процесс, который позволяет воспитателю проявлять творчество, привлекая к работе родителей.

Рекомендации для воспитателя:

— Обратить внимание на зону воды и песка и уголок экспериментирования. Детям редко дают играть с ними.

— Обратить внимание на периодичность проведения режиссерских игр. В плане воспитателя они отсутствуют.

— Обратить внимание на пространственную организацию среды, она должна учитывать для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения.

Отдельные аспекты планирования игровой деятельности в детском саду: план дает воспитателю возможность заранее продумать методы и приемы обучения и воспитания детей, видеть пути достижения поставленной цели. Все, что планирует воспитатель, должно обеспечивать гармоничное развитие личности каждого ребенка. Следует помнить: планирование должно быть гибким, ведь на его реализацию могут повлиять непредвиденные факторы. План — это не формальность, а непременное условие успешной и плодотворной работы с детьми, где главное — не схема и форма, а содержание.

Рассмотрим планирование сюжетно-ролевой творческой игры, в которой успешно формируется содержательная игровая деятельность дошкольников и их взаимоотношения. Анализ планов воспитательной работы показал, что между игровой деятельностью и содержанием занятий по ознакомлению с окружающей действительностью, наблюдениям (например, на прогулке) часто нет никакой связи. Но такие наблюдения случайные, непродуманные и малоценные для общего развития ребенка. Также, недостаточная связь между обучением на занятиях.
Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников

Согласно плану по данному МДК была проведена беседа с воспитателем группы «Ромашка» (2 младшая) по основным направлениям и задачам трудового воспитания детей.

Работа строится по программе «Трудовое воспитание в детском саду» под редакцией Т.С. Комаровой, Л.В. Куцаковой, Л.Ю. Павловой для занятий с детьми 2 — 7 лет.

Основные задачи в самообслуживании:

продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.).

воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Основные задачи в хозяйственно — бытовом труде:

побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал.

приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.

побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки и т.п.).

Основные задачи в труде в природе:

воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.

приучать с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеек.

Основные задачи при ознакомлении с трудом взрослых:

формировать положительное отношение к труду взрослых.

воспитывать желание принимать участие в посильном груде, умение преодолевать небольшие трудности.

продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий.

побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников. Побуждать рассказывать о них.

При изучении условий группы по формированию трудовых навыков выяснили, где хранятся оборудования для труда:

фартуки для дежурства висят в комнате для мытья посуды, так чтобы дети могли самостоятельно их достать;

фартуки для мытья игрушек и для работы в уголке природы висят рядом с уголком природы:

ведра, лейки лежат на полках в уголке природы;

грабли и метелки хранятся в приемной в уголке для выносного материала;

инвентарь для ручного труда хранится в центре художественного творчества.

Рекомендации для воспитателя:

необходимо внести щетку и совок для сметания крошек со стола для дежурств по столовой.

для ручного труда нужно пополнить разнообразие тканей.

Наблюдение за работой воспитателя в процессе умывания.

Соня М. Маша Х. Денис К. Даша Ч. Катя Л. Настя К. Закатывают рукава++++++Пользуются мылом++++++Намыливают руки++++++Отжимают руки—+++Снимают полотенце++++++

Наблюдение за работой воспитателя во время сборов на прогулку и возвращение с прогулки (одевание, раздевание).

Соня М. Маша Х. Денис К. Даша Ч. Катя Л. Настя К. знают последовательность одевания+ + +++ +аккуратно складывают одежду — — — + + +умеют надевать вещи++++++застегивают++-+++завязывают——помогают друг другу++-+++благодарят за услугу++++++

На основе анализа пришли к выводу, что необходимо:

1. Продолжать формировать умение у детей отжимать руки в процессе умывания.

2. Развивать умение аккуратно складывать вещи.

3. Формировать умение завязывать шнурки.

Был составлен план по трудовому воспитанию на основе таблиц во второй младшей группе. В него вписаны конкретные названия видов труда, их цель и кого привлекли.

Также было проведено наблюдение за работой воспитателя по использованию трудовых поручений:

«Мытье комнатных растений» — труд в уголке природы.

1. Закрепить название растений и знания детей о них.

2. Учить протирать листья влажной тряпкой.

3. Поддерживать интерес к растениям и ухаживать за ними.

4. Побуждать детей к использованию слов: фикус, ухаживать, поливать, протирать листья. Оборудование: 2 цветка, 2 лейки, 2 тряпочки

Запланированные задачи были выполнены. Дети охотно поливали цветы и протирали листья. Все оборудование было подготовлено в достаточном количестве.

В начале был использован прием внесения цветка, что помогло привлечь внимание детей.

В ходе работы воспитатель использовал поэтапный показ и объяснение (как пользоваться лейкой, как правильно протирать листы). Дети выполняли вместе с воспитателем. Показ был полным.

В ходе работы воспитатель использует помощь детям, художественное слово, указания, похвалу.

Поручение было проведено методически грамотно.

Было проведено наблюдение за работой воспитателя по руководству дежурством:

Цель: учить детей накрывать столы в определенной последовательности, правильно раскладывать столовые приборы.

1. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.

2. Развивать мышление, активизировать словарь.

3. Продолжать учить детей накрывать стол в определенной последовательности.

Оборудование: тарелки, ложки, чашки, салфетницы, хлебницы, фартуки, косынки на 5 детей.

Поставленные задачи выполнены в полном объеме.

В начале был использован прием проблемной ситуации «Скоро обед, а столы не накрыты», что помогло активизировать детей.

В ходе работы воспитатель использовал помощь детям, худ. слово.

Закончилось поручение переходом детей в спокойные игры. Поручение проведено методически грамотно.

Провели наблюдение за работой воспитателя по руководству коллективным трудом во второй младшей группе: «Чистый участок»

1. Воспитывать трудовую деятельность детей, приучать соблюдать порядок и чистоту. Побуждать оказывать помощь взрослым.

2. Воспитывать бережное отношение к результатам труда.

Перед детьми была поставлена цель. Распределение обязанностей было по желанию детей.

В ходе труда воспитатель помогал детям, показывал, как правильно держать метлу и мести, использовал художественное слово. Поставленные задачи были выполнены. При подведении итогов педагог использовал похвалу, поощрения. Подчеркнул, что мусор нужно выкидывать в отведенное для этого место.

В ходе наблюдения за работой воспитателя мы увидели, что в группе «Ромашка» используются все виды труда для достижения цели формирования положительного отношения к труду.

Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста и практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству

Продуктивная деятельность дошкольников включает в себя: рисование, лепку, конструирование, аппликацию; имеет большое значение для всестороннего развития. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что — то красивое. Начинать приобщать детей в условиях ДОУ следует с 2 — 3 лет.

Продуктивная деятельность является частью всей воспитательно — образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь с игрой.

Познакомились с эстетической развивающей средой в ДОУ.

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда, в ДОУ — это среда, в которой ребенок живет, развивается, отдыхает. Созданная по законам красоты среда способствует пониманию детьми прекрасного, формированию эстетического, художественного вкуса, естественному образованию у них эстетического отношения к окружающему, формированию художественно-творческих способностей.

Постоянно воздействуя через органы чувств, он без слов и назиданий формирует представление о красоте, вкус, ценностные ориентации.

Развивающая среда в группе «Ромашка» эстетически организована и заключает в себе возможности осуществления детьми разнообразных игр, занятий, досуга и может способствовать их развитию. Она отвечает санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности.

Эстетическая развивающая среда должна быть:

взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, что позволит детям заниматься различными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом.

расположена так, что материалы и оборудование находятся в поле зрения детей.

соответствующей возрасту детей.

Было проведено наблюдение за работой воспитателя по изобразительной деятельности (рисование красками «Одуванчики в траве»).

Помещение было подготовлено к занятию с соблюдением гигиенических условий. Столы размещены в соответствии с правильной освещенностью.

Воспитатель приготовила наглядный материал (красочный, необходимого размера, на уровне глаз детей). При подготовке к занятию детям были даны поручения: налить воду в стаканы, разложить салфетки.

Тема занятия соответствует программе, времени года, изобразительным возможностям детей.

У воспитателя имеется план и конспект занятия. Перед детьми была поставлена задача передать в рисунке красоту цветущего луга, форму цветов.

Проведено рассматривание иллюстраций с цветами, выделены основные их части. В ходе занятия воспитатель давал указания детям. Тем детям, у которых не получалось, оказывал помощь, посредствам показа рукой ребенка.

Длительность занятия 20 минут, из которых 5 минут уделяется на вводную часть.

Воспитатель позволила детям самим проанализировать работы друг друга. После чего сама отметила, что у детей получилось особенно хорошо.

Необходимо провести индивидуальную работу с детьми, которые не правильно держат кисти.

По окончанию работы дети наводят порядок на столах. Воспитатель дает поручения: помыть кисти и стаканы, протереть столы.

В целом задачи поставленные воспитателем выполнены.

В группе «Ромашка» создана предметно — развивающая среда для стимулирования самостоятельной деятельности и развития творчества детей.

В зоне художественного творчества, расположенной в доступном для детей месте, имеется все необходимое оборудование. Дети могут самостоятельно подойти и выбрать себе занятие по желанию.

Проанализировали наблюдение за самостоятельной продуктивной деятельностью детей по лепке («пирожки для бабушки»):

Дети умеют самостоятельно лепить. Они любят работать с пластилином, изображают предметы объемно. Умеют отделять от большого куска пластилина небольшие кусочки, раскатывать их круговыми движениями ладоней, лепить различные предметы, используя разнообразные приемы лепки. Кладут пластилин на дощечку. Сами подбирают необходимый материал.

В ходе учебной практики были разработаны технологические карты по лепке, аппликации, рисованию, конструированию и составлены к ним конспекты занятий для производственной практики.

Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

— развитие музыкально художественной деятельности;

— приобщение к музыкальному искусству.

Образовательная область «Музыка» интегрирует со следующими областями:

ЗдоровьеСохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. ТрудФормирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатамБезопасностьФормирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности. СоциализацияФормирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. ПознаниеРасширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества. Чтение худ. литературыИспользование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений. Худ. творчествоРазвитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. КоммуникацияРазвитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. Физ. культураРазвитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.

Читайте также:  Вопросы для психологического анализа поведения детей

В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения. Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать — это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание, а это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни.

Для реализации основной цели и задач музыкального воспитания воспитатель составляет план работы по теме на неделю, в котором отражены совместная деятельность педагога с детьми, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с родителями. Формы работы: групповые, подгрупповые, индивидуальные.

Для родителей были подготовлены следующие консультации:

1. «Как приучить ребенка слушать музыку в концертном зале»

2. «Как приучить ребенка слушать музыку дома»

Для развития слухового восприятия и внимания и формирования исполнительских навыков в группе «Ромашка» создана зона музыкального развития. В ней имеются необходимые материалы и оборудование:

контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки, бубен, дудочки, металлофон и т.д.)

музыкальные дидактические игры

Музыкальные инструменты доставляют много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма.

Была проведена беседа с воспитателем 2 младшей группы «Ромашка» по вопросам музыкального воспитания. В ходе анализа беседы выявили, что Соня М., Маша Х., Даша Ч., Богдан Х., Катя Л., Настя К. проявляют наибольший интерес к использованию музыки и музыкально-ритмическим движениям. На занятиях дети предпочитают танцевально игровое творчество. В самостоятельной игровой деятельностью дети занимаются по желанию несколько раз в течении дня. В зоне самостоятельной деятельности ежедневно находится 3 — 4 человека. Они предпочитают игру на металлофоне и дудочках, маракасах. Также в самостоятельной деятельности дети используют в своих играх движения, разученные на музыкальных занятиях. Воспитатель включает в свою практику музыкально-ритмическую деятельность с детьми.

Наблюдая за совместной работой с детьми по использованию музыки в повседневной жизни ДОУ, выявили:

Режимные процессыСлушание: рус. нар. песня «Есть у солнышка друзья» Пение песни: «Маме песенку пою» муз.Т. Потапенко, сл. Е Авдиенко. ПрогулкаПроговаривание скороговорки для формирования ческой дикции «Проворонила ворона вороненка» (с подгруппой) Музыкальное занятиеПо плану муз. Организатора.

На основе чего сделали вывод.

Дети эмоционально реагируют на музыку, слушают внимательно произведение, но в силу возрастных особенностей не все могут слушать до конца. Так же дети с большим желанием двигаются под музыку, активно выполняют движения. Дети знают и исполняют различные песни, умеют различать грустную (минорную) и веселую (мажорную) музыку.

В ходе практики были разработаны вопросы по выявлению знаний музыкально-образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста:

различает звуки (высокие, низкие)

поет и подпевает вместе с педагогом

вместе начинает и заканчивает пение

3. Музыкально ритмическое движения:

двигается в соответствии с характером музыки

выполняет танцевальные движения (показ педагога)

двигается под музыку с предметами

игра на ДМИ (различает и называет)

А в старшем дошкольном возрасте содержание музыкально образовательной деятельности усложняется:

продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке,

формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой.

продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность.

способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах.

Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

В ходе учебной практики было проведено наблюдение процесса общения детей в группе, между собой и с взрослыми в самостоятельной и совместной деятельности. В ходе наблюдения было выявлено, что общение детей внеситуативное. В основном дети общаются спокойно без крика, но иногда возникают конфликты из-за игрушки. Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы. В контактах с другими детьми ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. В группе замечено несколько категорий малышей по степени их активности в налаживании контактов с ровесниками. Кто-то сам проявляет инициативу и после ряда проб и ошибок находит свою группу, в которой с удовольствием проводит время. Кто-то долго присматривается к играм ровесников, ему нравится, как они играют, и он сам бы не прочь поиграть, но не может преодолеть застенчивости и влиться в коллектив. Хотя, если инициативу проявит другой ребенок, застенчивый малыш будет вполне успешно взаимодействовать с ним и игры не испортит.

Отношение друг к другу у детей доброжелательное, наблюдается умение делиться игрушкой. Проявляются попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. К воспитателю дети обращаются по имени отчеству, если что-то необходимо, то подходят с просьбой. С удовольствием беседуют с воспитателем на разные темы и занимаются различными видами деятельности. Наблюдается культура поведения, умеют говорить «спасибо» и «пожалуйста».

Анализ развивающей среды в образовательной области «Коммуникация», помог увидеть, что микросреда (внутренне оформление группы) соответствует требованиям Программы во второй младшей группе: оборудование помещения безопасно, эстетически привлекательное, здоровьесберегающее и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных зон: («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (игрушки, материалы для творчества, книжки, развивающее оборудование и пр.) Все предметы доступны детям.

Организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве таких центров развития выступают:

зона настольно-печатных игр;

выставки детских рисунков, детского творчества;

игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);

уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной.

Мир ребенка, как и взрослый мир, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передается из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений. Но детей интересует не одна игра, они хотели бы общаться между собой и со взрослыми. Все дошкольное детство ребенка построено на том, чтобы завоевать внимание взрослого и сверстниками, показать другим свою уникальность. Ребенок строит окружающий мир таким, как его видит, в доступной для него форме. Он не только играет, но и конструирует, рисует, лепит, танцует, то есть проявляет себя в разных видах детской деятельности. И при этом ребенку важно, чтобы его оценили и правильно поняли, прежде всего, близкие люди, ведь культура детства начинается с ощущения своей личной значимости для родителей, которое рождает желание быть похожим на маму или папу.

В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь — это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций.

Организованно наблюдение в старшей группе для выявления навыков общения между собой и со взрослыми.

В ходе наблюдения выяснили, что игровые взаимодействия сопровождаются речью, соответствующей и по содержанию и по интонации взятой роли. Употребляют сложные предложения разных видов, при пересказе пользуются прямой и косвенной речью. Рассказывают друг другу о событиях из личного опыта. Самостоятельно сочиняют концовки к сказкам. Употребляют слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений. Отношения между детьми дружеские, наблюдается умение играть сообща. Проявляется стремление порадовать воспитателя хорошими поступками. В словаре детей имеются вежливые слова.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется оценкой его воспитателем. Своим поведением воспитатель показывает примеры доброго, заботливого отношения к людям.

В старшем дошкольном возрасте у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенок способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий. Существенно меняются и отношения между ними. Значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодке, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его «противостояние» взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется.

Был проведён анализ работы воспитателя по организации совместной деятельности в образовательной области » Коммуникация»

В ходе анализа выявлено, что воспитатель использует разные виды деятельности для реализации задач по этой области. Проводит НОД, беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдение.

Главной целью воспитателя является помочь детям овладеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Воспитатель развивает умение детей понимать и пользоваться языком, развивает коммуникативные умения и связную речь, помогает освоить разнообразные свойства выразительности, помогает развивать способности к анализу и самоанализу продуктов речевой деятельности в соответствии с поставленной целью.

1. Совместную деятельность в режимных моментах и в НОД:

свободное общение беседы на разные темы

специальные коммуникативные игры

словесные дидактические игры.

подвижные и хороводные игры с речевым сопровождением

разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок, потешек, небылиц

свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, фотографий, мультфильмов

разговоры с детьми о событиях из личного опыта.

2. В самостоятельной деятельности используются совместные со сверстниками игры:

игры со строительным материалом.

В ходе практики была составлена консультация для родителей «Конструктивное общение с детьми».

Провели диагностику коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, на основе чего сделали следующий вывод:

Определяя уровень развития общения, необходимо помнить, что общение обязательно предполагает взаимность, обоюдность. Это ни в коем случае не воздействие на другого и не подчинение ему. В общении должны быть активны оба партнёра и обращение каждого направлено на ответ другого. При диагностике общения необходимо учитывать две стороны — активность и чувствительность к партнёру .

Активность проявляется в стремлении обратить на себя внимание, высказать что-то своё, развить тему разговора, предложить что-то необычное и пр.

Чувствительность к партнёру выражается во внимании к нему (в интересе к его словам и действиям, во взглядах), в готовности ответить на его предложение, в способности услышать и понять другого.

Обе стороны одинаково важны для полноценного общения, однако их выраженность может быть различной у разных детей и в разных ситуациях.

Для выявления формы общения следует осуществить с ребёнком различные виды взаимодействия в разных ситуациях, моделирующих ту или иную форму общения. Для моделирования:

ситуативно-деловой формы общения оптимальной ситуацией является совместная игра,

внеситуативно-познавательной — беседа по книжке,

внеситуативно-личностной — «разговор по душам».

Остановимся на конкретном описании данных ситуаций.

Воспитатель предлагал ребенку на выбор разные формы взаимодействия. Спрашивал его, что он больше хочет делать вместе с ним: играть с игрушками, читать новую книжку или просто поговорить о чем-нибудь. Если ребенок уверенно и однозначно выбирает совместную игру, значит, он предпочитает ситуативно-деловое общение со взрослым. Выбор новой книжки означает интерес к познавательному общению, а предпочтение разговора может свидетельствовать о стремлении ребенка к личностному общению со взрослым. Однако, сознательный выбор, хотя и является весьма показательным, не может быть единственным для определения формы общения. Если ребенок выбирает совместную игру, это еще не означает его неспособности к личностному общению. Кроме того, некоторые дети сразу не могут осуществить такой выбор или выбирают сразу все три формы взаимодействия, поскольку они в равной мере являются для них привлекательными. Поэтому для более точного определения формы общения важно провести все три вида взаимодействия с одним ребенком.

Начинать лучше с самого простого и доступного для дошкольников — ситуативно-делового общения, т.е. с совместной игры. Для этого подходят любые игрушки — кубики, куклы, машинки, конструктор и пр. Играя с ребенком, нужно обращать внимание не на саму его способность играть с предметами, а на способность играть вместе со взрослым. Для этого важно отмечать, умеет ли ребенок ориентироваться на партнера, учитывает ли его интересы, увлечен ли он совместной деятельностью или предпочитает играть в одиночку. Как правило, стремление и способность к ситуативно-деловому общению проявляют все дошкольники.

Учебная практика позволила придти к следующему выводу: полноценное развитие ребенка возможно только благодаря умелому руководству со стороны взрослого. Однако, не менее важную роль в психическом развитии играет активность самого ребенка. Недостаточно только того, чтобы у малыша была нормальная наследственность, пластичный мозг, чтобы он воспитывался в культурной среде, необходимо, чтобы он сам совершал определенные формы активности, управление которыми осуществляет взрослый. Эти формы активности организуются в сложные системы деятельности, освоение которых является главной задачей в становлении детской психики. В процессе овладения различными видами деятельности у ребенка происходит развитие мозга, который представляет собой физиологическую основу сложных видов психической деятельности. Важно отметить, что мозг является не столько условием психического развития, сколько результатом организации собственной активности ребенка под управлением взрослого.

Мы исходим из того, что наиболее продуктивной стратегией в образовательной работе с детьми является амплификация (обогащение развития ребенка как личности), согласно которой жизнь ребенка необходимо максимально насытить различными видами и формами активности, составляющими основу детства и позволяющими ему в дальнейшем успешно войти во взрослую жизнь. Важно подчеркнуть: детство — это не этап «перетаскивания» ребенка во взрослую жизнь, а самоценный период, обладающий собственным богатым содержанием, которое должно быть представлено максимально полноценно в образовательной работе с детьми.

Таким образом, образовательная работа с детьми предъявляет к взрослому особые требования. С одной стороны, он выступает в роли посредника между культурой и ребенком и предлагает ему различные ее образцы. С другой — является посредником между дошкольником и культурой, поддерживая его инициативу, пытаясь приспособить ребенка к культуре. Крайними формами являются акселерация и такой подход, при котором образовательная работа целиком следует за детским развитием.

Все многообразие форм работы с детьми осуществляется в конкретных образовательных ситуациях, которые создает педагог, или которые возникают стихийно при взаимодействии ребенка с окружающим миром. Поэтому, перед педагогом стоит особая задача — продумать и проанализировать конкретные ситуации, в которых происходит образовательная работа с детьми.

Читайте также:  Впг у детей расшифровка анализа

В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении учебно-ознакомительной практики особых трудностей не возникало. Было очень интересно знакомиться с работой воспитателя и самой быть воспитателем. После пребывания на учебно-производственной практике я узнала о правах и должностных обязанностях, этических принципах, задачах и функциях воспитателя в данном учреждении и вообще в дошкольной сфере. Познакомилась с методиками и методами работы опытного воспитателя, получила много советов.

Теги: Организация различных видов деятельности и общения дошкольников Отчет по практике Педагогика

источник

На основе изложенного в данной работе можно прийти к некоторым выводам, построенным на основе анализа занятий с детьми младшего дошкольного возраста изобразительной деятельностью. Итак, основным принципом обучения малышей рисованию является наглядность: ребенок должен знать, созидать и ощущать тот предмет, явление которые он собирается изобразить. Дети обязаны иметь ясные точные представления о предметах и явлениях. Необходимо подчеркнуть то, что средств наглядности, используемых на упражнениях рисованием, много. Само — собой разумеется, они все, стало быть, сопровождаются словесными объяснениями.

Воспитатель также может, в общем, то, применять показ приемов рисования и словесное разъяснение, а малыши также будут сами делать задание без опорного рисунка. Ни для кого не секрет то, что тут принципиально, чтоб процесс построения рисунка рукою преподавателя были отлично согласован с ходом, как все знают, словесного изложения. И ни для кого не секрет то, что слово, подкрепленное наглядным материалом, поможет ребенку проанализировать виденное, понять его, лучше как бы уяснить задание. Само — собой разумеется, но у ребенка младшей группы еще недостаточно развита способность памяти продолжительное время сохранять воспринятое с достаточной четкостью (в данном случае — это разъяснение преподавателя): он или запоминает лишь часть указаний и также выполняет задание ошибочно, или ничего не может начать без, как многие думают, повторного разъяснения. Надо сказать то, что вот почему воспитатель должен снова разъяснять задание каждому ребенку.

К концу третьего года жизни почти все малыши уже не требуют дополнительных разъяснений: они могут, в конце концов, рисовать без помощи других, пользуясь, как мы с вами постоянно говорим, с обретенными способностями и после, как многие думают, одного раза разъяснения задания.

На обучение малышей младшего дошкольного возраста положительное влияние также оказывает внедрение разных, как все знают, игровых моментов. Необходимо отметить то, что включение игровых ситуаций как раз делает предмет изображения наиболее близким, живыми, увлекательными. Все знают то, что в рисовании красками результатом деятельности для маленького ребенка, в конце концов, является колоритное пятно. Само — собой разумеется, цвет мощный чувственный раздражитель. И даже не надо и говорить о том, что в данном случае преподавателя должен посодействовать ребенку, наконец-то осознать, что цвет в рисунке, мягко говоря, существует для воссоздания образа. Мало кто знает то, что нужно добиваться того, чтоб малыши, работая с красками, стремились как бы сделать лучше сходство с предметами.

Если в, как все говорят, первые месяцы обучения они, в общем, то, подражают собственному воспитателю, рисуя тот либо другой предмет, то сейчас преподаватель дает либо задание как бы рисовать без помощи других по плану, воображению.

Полезно младшим дошкольникам так сказать давать такую возможность без помощи других работать по плану на каждом занятий после выполнения учебного задания (если оно не было долгим). И действительно, таковая форма, как мы с вами постоянно говорим, самостоятельной работы малышей делает предпосылку для будущей творческой деятельности.

Для обучения малышей рисованию включают два вида специфичных задач: рисование, как мы выражаемся, отдельных предметов, сюжетное рисование.

Рисование отдельных предметов

Грамотное, реалистическое изображение предмета в рисунке подразумевает передачу соответствующей формы и деталей, пропорционального соотношения частей, многообещающих конфигураций, размера, движения, цвета.

Так как изобразительные умения у малыша еще чрезвычайно неидеальны, перед ними стоят изобразительные трудности. Необходимо подчеркнуть то, что в рисунке форма, стало быть, ограничена линейным контуром. Возможно и то, что но в то же время правильное проведение линий и изображение контура на первых шагах работы над рисунком не, стало быть, может служить первоочередной задачей. Необходимо отметить то, что исследования, как мы выражаемся, изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста проявили, что ребенок уже на втором году жизни (естественно, при условии обучения) может верно держать карандаш, кисть: движения, производимые при рисовании, совпадают с общим ритмом движений, которые интенсивно как бы развиваются в этом возрасте. И даже не надо и говорить о том, что но они в большей мере еще непроизвольны и проведение линий не, мягко говоря, контролируется зрением.

С ребенком второго года жизни уже может быть особое обучение способностям изображения, потому что он стремиться, в конце концов, воспроизводить действия воспитателя, сопровождаемые пояснением. Все знают то, что при постановке задач обучения рисованию учитывается, что у малышей двухлетнего возраста мал опыт, отсутствуют познаний и умения, недостаточно развиты движения руки. Вообразите себе один факт о том, что потому, как принято выражаться, главные задачи сначала соединены с общим воспитательным действием на детей.

Освоение, как мы выражаемся, изобразительных умений также начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий, поначалу при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем (ниточки к шарам, стеблей к цветам, клубок ниток и т.д.).

Сюжетное рисование — основная цель обучить малыша передавать свои воспоминания от окружающей реальности.

Ребенок должен уметь нарисовать основное в сюжете, а все, детали он, наконец, выполняет по собственному желанию.

У младшего дошкольника еще очень поверхностное восприятие и аналитико-синтетическое мышление: он сначала принимает то, что конкретно доступно зрению, осязанию, слуху, нередко выяснит наконец-то предмет по неким несущественным деталям, запомнившимся ему. И даже не надо и говорить о том, что точно так -же ребенок принимает и передает, в общем, то, сюжет в рисунке. У дошкольника мал опыт и недостаточно развиты изобразительные умения и способности в изображении сюжетного рисунка.

В младшей группе некие темы, предлагаемые для рисования, звучит как сложные (к примеру: «Колобок катится по дорожке», «Идет снег, засыпал всю землю», «Листопад», «Птичий двор», и т.д.). Возможно и то, что но в них не требуется передача деяния сюжета. Мало кто знает то, что указание на сюжетность рисунка используют для сотворения у малышей энтузиазма к изображению простых форм.

В сюжетном рисовании перед маленькими детками не ставится задача показа точно, как мы выражаемся, пропорциональных соотношений меж предметами, потому что она является сложной и доступной лишь детям старшей группы.

Воспитатель должен если, стало быть, стараться подобрать достойные внимания темы для ребят, беря во внимание их воспоминания от окружающей реальности.

источник

Анализ продуктивной деятельности детей раннего возраста

Рисование, лепка, конструирование и аппликация способствуют раскрытию индивидуальности ребенка, эмоции получаемые ребенком при работе с различным материалом являются движущей силой, которая лечит детскую психику, помогает справиться с различными трудностями и негативными жизненными обстоятельствами.

Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности: рисование, конструирование, лепку и аппликацию – традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят моделирующий характер, то есть отображают особым образом реальный мир.

Такой вид деятельности, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Каждый вид продуктивной деятельности несет в себе — развивающие функции.

В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают своё отношение к нему.

Изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Изображение детьми предметов и явлений действительности – это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям

Продуктивная деятельность – это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Для того чтобы нарисовать, слепить, сделать постройку предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Основными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста на занятиях по продуктивной деятельности являются:

1. Создание эмоционально-положительного настроения, атмосферы живого и интересного общения.

2. Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности.

4. Развитие мелкой моторики рук

5. Знакомство с сенсорными эталонами.

Структурные части занятий продуктивной деятельности:

> Предварительная работа — выполняется накануне занятия:

• наблюдение за предметами и явлениями, рассматривание игрушек, иллюстраций, реальных объектов, продуктов ранее выполненной изобразительной деятельности малышей;

• чтение художественной литературы, просмотр видео, слушание звукозаписи, показ театральных представлений;

• разнообразные игры: сюжетные, дидактические, подвижные и другие, логически связанные с темой и целью занятия.

> Подготовительная работа — постепенный переход от нерегламентированных видов деятельности к занятию, создание атмосферы заинтересованности тем, что будет происходить:

• интригующая беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, ответы на их вопросы;

• рассмотрение рисунков, иллюстраций, детских ранее выполненных работ;

• чтение стихов и отрывков из больших по объему произведений;

• приход к детям различных «гостей»;

> Мотивация — то, ради чего стоит выполнять предложенное.

> Процесс создания — совместная деятельность и общение воспитателя и детей.

• эмоциональное реагирование на результаты труда;

• благодарность тех, кто обращался за помощью;

• положительная оценка любого результата;

• использование изделий в играх и в быту;

• использование работ как игрового и наглядного материала в дальнейшей работе;

• стимулирование детей к воспроизводству содержания занятий в самостоятельной деятельности.

Работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима!

Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп. потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в целом, и стимулирует его логическое мышление.

В группах раннего возраста детей знакомят с игровым строительным материалом: сначала с кубиками и кирпичиками, затем постепенно материал разнообразят, включая различные геометрические формы (цилиндры, призмы, арки, конусы, брусочки и т. д.). Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.

Конструктивная деятельность — это деятельность по созданию какого-то реального продукта.

Выразительными средствами является: форма, размер, последовательность, вес.

Конструирование — более сложная деятельность, требует предварительного планирования. Требует мышления и воображения, практических способов в движениях (конструирование сравнивают с шахматами).

1) конструирование по образцу (образец построенный на глазах у детей; по готовому образцу; схематический образец; фотография образа);

2) конструирование по условиям (задаются педагогом или игрой, по замыслу.

Конструктивная деятельность развивает у ребенка способность к планированию.

В детском возрасте изобразительная деятельность и конструирование тесно связаны с игрой и игровой ситуацией. усложнение этих видов деятельности связано с обновлением и обогащением личного опыта.

Игры со строительным материалом организуют детей, дают возможность проявить самостоятельность.

Малыш приучается аккуратно пользоваться материалом, бережно относиться к постройке, сооруженной им самим или товарищем.

Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры, который помогает заинтересовать детей этим видом деятельности. Очень важно обыгрывать с ребятами созданные постройки — это способствует повышению их интереса к конструированию.

правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик,

понимать и правильно употреблять слова (большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий);

правильно выполнять словесные указания (положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи и т. д.).

Ребенок 2-3 лет усваивает следующие технические приемы работы со строительным материалом:

размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд,

накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка,

замыкает пространство (загородка, забор, домик,

делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).

Характер творческой активности находиться в прямой зависимости от развивающей предметной среды. Поэтому дети должны иметь возможность создавать постройки из различных строительных наборов, конструктора Lego, также мелких и крупных модулей простых конструкторов. Также необходимы игрушки, соразмерные создаваемым постройкам (машинки, кошечки, матрёшки)

Для того, чтобы научить ребенка действовать со строительным материалом необходимо: его разнообразие. Место для игр, сюжет и мелкие игрушки тоже нужно менять, для того, чтобы у детей повышался и развивался познавательный интерес к строительству.

Необходимо также отметить, что в конце каждого занятия необходимо побуждать детей к совместному складыванию материала в коробку.

Поиск места в ограниченном пространстве для каждой формы детали с учетом других форм способствует развитию сенсорных способностей детей и умения ориентироваться в пространстве.

Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат.

В детском саду применяются такие виды конструирования:

из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, счётных палочек, природного и других материалов.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения.

Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности

заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной, тестом и пластилином.

лепка помогает малышу развить мелкую моторику, усидчивость, внимание, пространственное мышление, фантазию.

Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.

На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов.

Обследование – это организованный взрослыми процесс восприятия предмета, который, заключается в том, чтобы выделить стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения.

В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы необходимо рассмотреть, а самое главное ощупать.

Наиболее интересной и доступной для детей, является аппликация из бумаги ярких расцветок.

Аппликация -один из самых доступных и понятных видов детского творчества.

Ведь аппликация развивает моторику у детей, мышление, эстетический вкус и воображение. Аппликация — тесно связана с сенсорным восприятием. Развитию сенсорного восприятия способствует операции по обработке бумаги : сгибание, резание, разрывание и обрывание, наклеивание.

Аппликация из бумаги для детей является очень интересным и развивающим занятием.

Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Из чего можно сделать аппликацию?

* Объёмная аппликация из цветной бумаги

* Аппликация из семян и круп

Лучший способ развить творческие способности ребенка – это поддержка его усилий и одобрение достижений.

Творческий процесс — это настоящее чудо — дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Педагоги стараются чтобы воспитанники поняли, что: «В творчестве нет правильного пути и нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Что развивается у ребенка в продуктивной деятельности?

• Развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

• Формируются такие качества, как пытливость, инициатива, умственная активность, любознательность и самостоятельность.

• Происходит всестороннее воспитание дошкольника.

• Сенсорное развитие, формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Читайте также:  Внутриутробные инфекции у детей анализы

• В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями. У детей развивается мускулатура рук, пальцев. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

источник

Педагогическая оценка по своему содержанию тесно связана с той воспитательно-образовательной задачей, которая решалась на конкретном занятии.

Детские рисунки, поделки обязательно оцениваются с точки зрения ре­шения изобразительных задач — должны быть отмечены их выра­зительность, оригинальность. Педагог ставит вопросы, которые помогают детям увидеть это в поделке.

Когда работа ведется в системе, дети по предложению педагога или самостоятельно находят отличия в своих поделках и охотно о них рассказывают. Педагогу важно своим поведением, эмоцио­нальной речью показать, что он заинтересован работами детей. Тогда дети начинают стремиться к оригинальности, выразитель­ности в работе.

Важно продумать вопросы, помогающие детям осознать, чему они научились, какие ошибки допустили («не очень научились»), что нужно учесть, чтобы этих ошибок не допускать в дальнейшем. И сразу предлагается сделать возможные исправления.

Важно побудить детей к действиям, помогающим им самим обнаружить ошибку, неточность в работе. Даже младший дошко­льник может это сделать. Например, педагог предлагает закрыть сделанную открытку, сложив ее странички, и посмотреть, совпа­дают ли стороны. Дети сами увидят результат, если педагог дал им бумагу с одной цветной стороной. «Беленькую видно», — гово­рят они, если стороны не совпадают.

Воспитатель имеет возможность еще раз установить связь меж­ду способом действия и получаемым результатом. Если таким образом анализировать результаты, то дети рано начинают само­стоятельно использовать контролирующие и корректирующие действия для совершенствования своей работы.

В старшем возрасте воспитатель нацеливает детей на анализ примененных способов действий и задает вопросы: «Все ли сто­роны кубика плотно прилегают к столу? Почему?» Дети ставят кубик (каждый свой) сначала на полую сторону. Если разрезы сделаны точно по линии и до точки пересечения линий, то все четыре стороны касаются стола. Затем дети ставят кубик на закрытые стороны. Если стороны (сгибы) проглажены четко, То углы и стороны плотно прилегают к столу. Проделывая такие контролирующие действия, дети обнаруживают недочеты где возможно, исправляют.

Каждый ребенок может т.о. установить, какие ошибки он допустил, и сделать вывод к последующей работе, а именно: перед ребенком раскрываются пути дальней­шего совершенствования своей деятельности, формируются само­оценка и самоконтроль, что очень важно для самостоятельной деятельности.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:

— оценивается только тот результат, который достигается уси­лиями самого ребенка;

— по мере развития ребенка оценка становится все более диф­ференцированной;

— нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успе­хами других детей, нужно оценивать его достижения;

— оценку необходимо построить так, чтобы дети были макси­мально активны в ней, начиная с младшего возраста.

Словесные методы и приемы обучения в процессе руководства изобразительной деятельностью неотделимы от наглядных и иг­ровых.

Втех случаях, когда у детей имеются представления об изо­бражаемом предмете, явлении, сформированные заранее, дошко­льники владеют соответствующими умениями, словесные методы на занятии занимают большее место. Например, педагоги чаще использует вопросы, пояснения с целью формирования изобрази­тельного представления.

15. Перечислите требования, предъявляемые к оценке результатов деятельности детей на занятиях по изобразительной деятельности. Раскройте необходимость просмотра и анализа детских работ. Охарактеризуйте методику анализа результатов деятельности детей на занятии в разных возрастных группах.

Решите педагогическую задачу:

На педагогической практике учащимся довелось увидеть несколько вариантов одного и того же занятия по аппликации на тему «Зимний пейзаж».

В одном случае результаты детских работ оценивались так: воспитатель вывесил все работы на общий стенд, и дети сравнивали, у кого работа лучше.

В другой группе работы детей также были вывешены на общее обозрение, а педагог оценивал результат каждого ребенка примерно так: «Ты сегодня, Алеша, очень постарался, уже лучше вырезал разные формы и красиво расположил на листе». А Свете воспитатель сказала: «Что-то я сегодня не заметила такой же старательности, как в прошлый раз, когда ты выполняла наклеивание форм на лист».

Еще один вариант подведения итогов был таким: дети развесили работы в виде выстовки, полюбовались пейзажами, а в сводное время педагог беседовал с отдельными детьми, обсуждая, довольны ли они сами полученными результатами.

Проанализируйте предложенную ситуацию. Спроектируйте свои действия по оценке результатов деятельности детей на занятии по аппликации на тему «Зимний пейзаж».

Педагогическая оценка и анализ детских работ –словесное описание результатов деятельности, развивающее аналитическое мышление, в ре­зультате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому результату. Позволяет научить детей объективно оценивать свою работу, и работу выполненную другими людьми (у дошкольника к 5 годам).

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контро­лировать и оценивать свои действия и их результаты. Если про­цесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения. В «Малышах» воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положи­тельная оценка их способствует сохранению интереса к изобра­зительной деятельности.

В средней и старшей группах воспитатель использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, на­сколько правильно изображен предмет, помогает развитию созна­тельного отношения к выбору средств и приемов работы активиза­ции всей творческой деятельности.

После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, ак­куратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре — темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вы­леплен лыжник» и т. д.

Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить: Как можно их исправить?

Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми деть­ми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше про­анализировать в индивидуальной беседе.

В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.

Анализ детских работ можно вести в различных планах, но обязательно надо отметить как решены задачи, поставленные в начале занятия – что удалось выполнить правильно. Чаще всего для экономии-времени педагог выборочно берет для анализа несколько работ. Следует избегать показа на каждом занятии ра­бот одного и того же ребенка, даже если они действительно выде­ляются среди других. В результате постоянных похвал у него мо­жет развиться неоправданная самоуверенность, чувство превос­ходства над другими детьми. С одаренными детьми следует вести индивидуальную работу с учетом их способностей и изобразитель­ных навыков.

Иногда выбор работы для анализа воспитатель поручает де­тям. В этих случаях все работы раскладываются на одном столе (или прикрепляются к стенду) и ребятам предлагается выбрать наиболее понравившиеся. Затем воспитатель подробно анализи­рует с детьми отобранные работы.

Обсуждение работы каждого ребенка возможно в подготови­тельной группе, дети уже интересуются результатами труда това­рищей. Но такой анализ следует проводить в свободное от занятий время, так как 2—3 мин в конце занятия недостаточно.

Детям 6 лет можно предложить проанализировать свои работы, сравнивая их с натурой, образцом. Это воспитывает у детей критическое отношение не только к работам товарищей, но и к своим собственным.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:

— оценивается только тот результат, который достигается уси­лиями самого ребенка;

— по мере развития ребенка оценка становится все более диф­ференцированной;

— нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успе­хами других детей, нужно оценивать его достижения;

— оценку необходимо построить так, чтобы дети были макси­мально активны в ней, начиная с младшего возраста

Третья часть занятия.Анализ результатов деятельности детей илипедагогическая оценка детских работ. Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших её компонентов и в разных формах необходим на каждом занятии. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Для правильного анализа необходимо, выставлять все работы на стенде для рисования и аппликации или на стенде для лепки. Вылепленные фигурки устанавливают на специальной доске-стенде, разделенной на ячейки для каждого изделия. В этом случае дети рассматривают стенд, собравшись вокруг него. Если в группе имеются полочки с ячейками у доски для просмотра работ, то дети могут оставаться на своих местах за столом.

Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают работы, размещенные на стенде. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает за­дачи, которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ. В результате анализа дети должны понять, как правильно выполнять работу и какие ошибки они допустили. Критиче­скиезамечания доброжелательны, в рекомендательной форме. Очень бе­режно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался.

С самого младшего возрас­та нужно привлекать к анализу самих детей. Педагог спрашивает, дети должны сами делать выводы — закрепляются полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию: например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту лечить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме.

Если занятие длилось дольше обычного, дети утомлены, на­стало время прогулки, воспитатель ограничивается общей одобри­тельной оценкой: «Сегодня все поработали хорошо, у многих получились очень интересные рисунки, позднее (перед обедам, после сна) мы их подробно рассмотрим».

Перед обедом или после дневного сна работы детей вывеши­вают на стенд и обсуждают всей группой. В младших группах не рекомендуется откладывать оценку надолго, т.к. у детей пропадет интерес к результатам своего труда, а цель анализа — научить детей объективно оценивать результаты своего труда, творчески рабо­тать над решением темы.

Формы проведения анализа могут быть различными:

· воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного приду­мал ребенок;

· одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;

· ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образ­цом, оценивает его;

· дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

· иногда с целью воспитания умения объективно оценивать свои работы он предлагает детям разместить в первом ряду стенда наиболее удачные, во втором — те, где допущены небольшие ошибки, и в третьем ряду — менее удачные.

После занятия воспитанникам предоставляют возможность ещё раз посмотреть работы, поговорить о них. Воспитатель же обращает­ся к тем, кто не очень активен во время анализа, кто, по его мнению, нуждается в индивидуальном обсуждении рисунка, аппликации и др.

После занятия все выполненные рисунки, поделки и игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям в раздевальной комнате. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей выполнить свою работу красиво. Выставка детских работ действует до следующего занятия, а затем рисунки заменяются новыми.

Оформление работ мо­жет быть различным, но эстетически продуманным. На небольшом стенде для 6—8 ра­бот выставляют наиболее интересные рисунки, аппликации. Остальные работы (1-2 последних занятий) хранят в папке в файлах или др. Работы на выставке можно оформить в паспарту серого цвета с большими полями, чтобы работа выглядела привлекательнее. На отдельной этикетке справа указать название работы и имя автора.

На обратной стороне работы обязательно указать дату занятия, тему, автора работы.

Где нет возможности организовывать выстав­ки, детские рисунки, аппликации оформляют в альбоме. На каждого ребенка отводят файл, в который вкладывают рисунок. Указывается имя автора. После занятия воспитатель вынимает предыдущую работу и вкладывает новую.

Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют на постоянно действующей выставке работ. Эти работы сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.

Персональная выставка — одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдель­ную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.

Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.

Анализ детских работ

Развитие аналитического мышления, в ре­зультате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому, позволяет детям объективно оценивать работы, выполненные товарищами, и свои работы. Но такой уровень развития ребенок достигает к пяти годам.

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контро­лировать и оценивать свои действия и их результаты. Если про­цесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения.

В младшей группе воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положи­тельная оценка их способствует сохранению интереса к изобра­зительной деятельности.

В средней и старшей группах воспитатель .использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, на­сколько правильно изображен предмет, помогает развитию созна­тельного отношения к выбору средств и приемов работы активиза­ции всей творческой деятельности.

После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, ак­куратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре — темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вы­леплен лыжник» и т. д.

Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить: Как можно их исправить?

Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми деть­ми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше про­анализировать в индивидуальной беседе.

В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.

16. Назовите цель применения игровых приёмов в обучении дошкольников изобразительной деятельности. Раскройте особенности применения игровых приёмов в зависимости от возраста детей. Охарактеризуйте группы игровых приёмов, используемые при руководстве изобразительной деятельностью дошкольников.

Решите педагогическую задачу:

С детьми средней группы воспитатель проводит занятие по конструированию из строительного материала. Мишутка привел с собой из леса медвежат, но они не могут перебраться к детям, потому что на пути разлились реки разной ширины. Предлагая малышам подумать, как медвежатам перебраться через реки, воспитатель подводит их к необходимости построить мостики разной длины. Дети выбирают нужной длины дощечки, кубики, строят мосты со ступеньками, по которым медвежатам будет удобно пройти. После этого каждый ребенок переводит своего медвежонка на другой берег, играет с ним, а когда Мишутка зовет своих сыновей домой, дети снова осторожно проводят игрушку по мосту. Затем по указанию воспитателя дети складывают дощечки по размеру — длинные с длинными, короткие с короткими, складывают кубики в коробку и, попрощавшись с Мишкой, идут гулять.

Спрогнозируйте эффективность использования игровых приёмов воспитателем в предложенной ситуации. Предложите свой вариант игровой ситуации на предложенную тему занятия.

Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельностьюэффективный и

не­заметный для ребенка путь обучения изодеятельности, способствующий бережному сохранению детских чувств, настроения.

Игровые приемы выбираются педагогом с учетом

особенно­стей игры детей, логики ее развития,

особен­ностей изобразительной деятельности.

Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы:

· сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр

· сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

источник