Меню Рубрики

Анализ отрывка из поэмы крестьянские дети

Лирический герой (сам автор) приехал в деревню на охоту, устал бродить по болоту и решил отдохнуть в сарае, где уснул. Разбудило его солнце и голоса деревенских детей, которые сквозь щелки разглядывали его, с обворожительной, присущей только детям, непосредственностью и наивностью.

Эта сцена так зацепила автора, что следом за ней он начинает рассуждать о прелестях и тягостях их жизней. С восхищением, обращается он к читателю, в надежде, что тот поймет его чувства, рассказывает о простых забавах и потехах их жизней. Вспоминает, как они учили его премудростям, которые знали только крестьяне, когда он был юн и очень благодарен им, за то, что они не относились к нему как к молодому барину.

В стихотворении чувствуется легкая зависть автора, как человека высшего сословья, за то, что крестьянские дети не имеют чина и не чувствуют его груза с самого детства, в отличие от барских, которых с детства учат наукам. Конечно, простой люд приучает своих детей трудится с самого малого возраста, но автору это кажется не самым тяжелым бременем.

Повзрослев, лирический герой не раз возвращается в те края, где его встречают уже новые дети. Он рассказывает им истории из своей жизни. Дети слушают о путешествиях затаив дыхание. Автор, в свою очередь, наблюдает за детворой.

Впоследствии эти наблюдения перерастают в поэму «Крестьянские дети». Ее структура делится на несколько частей, согласно жизненным моментам, которые пережил автор. Удивляет то, с какой любовью и теплотой она написана. Ведь, казалось бы, человек высшего общества, барин, а восхищается жизнью и детьми обычного народа. Тем Некрасов и удивителен, что высокое происхождение не помешало ему остаться человеком в самом лучшем смысле этого слова. Чувствуется, что он переживает за их будущее даже в этой поэме, предупреждая их, о том, чтобы ценили это время, потому как точно знает, что дальнейшая жизнь крестьянина тяжела и безрадостна. Они не могут распоряжаться своей судьбой, как бы им того хотелось.

Н.А. Некрасов отличается своими демократическими взглядами, презрением к крепостному праву, жалостью и состраданием к крестьянам.

У произведения перекрестная рифма (мужская чередуется с женской) и необычная кольцевая композиция. Завершая его, он отсылает читателя обратно к сцене охоты, с которой и начинал повествование. Автор намеренно употребляет противоположенные по эмоциональной окрашенности эпитеты (скудное поле / красное детство), чтобы подчеркнуть весь трагизм ситуации сложившейся в обществе и обреченность русского подневольного народа.

Н.А. Некрасов чувствует свою вину перед этими детьми за то, что когда они вырастут, он будет играть не рядом с ними, а управлять их судьбами и решать как им жить. За свое происхождение. За социальное не равенство. За крепостное право. Ему очень хочется, что — то изменить, но он не может ничего сделать.

Стихотворение оставляет чувство светлой грусти, после его прочтения. Хочется верить в лучше.

Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» начинается с того, что автор приехав в деревню, отправляется на охоту. Утомившись, он забрел к вечеру в сарай, чтобы отдохнуть. Он уснул. А пробудился только тогда, когда в щели сарая уже заглядывали лучи солнца. И, не только они. Несколько пар детских глаз смотрели на барина и перешептывались меж собой.

Автор прислушался к их разговору. Они обсуждали барин он, или же нет и с большим интересом рассматривали его ружье, золотую цепочку часов, большую собаку. Ребятишки, переговариваясь, опасались, что разбудят охотника.

А тот, между тем, проникается умилением от этой встречи. И тут начинаются рассуждения автора о детях простых крестьян. Он, как делается ясно из строк, их очень любил. А чад простых людей – особенно. Да и вообще, творчество Некрасова отличается большой внимательностью и состраданием к простому народу. И, естественно, не остались без него и дети простолюдин.

Сначала описывает автор лучшие стороны их детства. Он говорит о том, что они не знают неги, но и не обременены науками. Они растут вольно. Их характеры не сковывают рамки светских приличий, которым непременно должны следовать дворянские дети.

Он с большой любовью описывает то, как проводят свое время крестьянские ребятишки. Они, в большинстве своем, не знают страха. Они растут трудолюбивыми, видя плоды родительской деятельности. В качестве примера приводит автор то, как ребенок наблюдает за работой в поле. Он видит, как его засевают. На его глазах прорастают и наливаются колосья, которые позже превращаются, благодаря людскому труду, в хлеб.

Не боятся они и не только работы, которая является для них неотъемлемой частью их жизни. В них с малых лет воспитывается ответственность, забота о ближних.

А любопытству их предела нет. Автор рассказывает о том, как они с большим интересом слушают россказни прохожих и принимаются практически за всякое дело, к которому только их допустят.

Но, хоть и хорошо все это, но есть здесь и обратная сторона. Далеко не все эти ребятишки могут дожить до зрелого возраста. Ведь удел крестьян – тяжкий труд и множество тягот. Им приходится терпеть довольно многое.

Некрасов описывает одну свою встречу с шестилетним мальчуганом зимней порой. Он вел лошадь с возом, нагруженном дровами. Этот труд был тяжел для ребенка. Но, куда было ему деваться? У него большая семья. А из мужчин в ней только он, да отец. И, вся ответственность лежит на них. Мальчик прекрасно понимает это. Причем, разговаривает он с автором как вполне взрослый человек. И, это неудивительно. Ведь на его долю выпало немало забот, и он вынужден трудиться непосильно для его лет. И, скорее всего, это довольно рано сгубит мальчугана.

В конце стихотворения автор, чтобы отвлечься от этих мрачных мыслей, возвращается к описанию той встречи, с которой начал это произведение. Ведь чтобы не ждало этих ребятишек, которые сейчас рассматривали его, на данный момент они были веселы. И автор постарался развлечь их еще.

В конце произведения начинается гроза и дети убегают. Гроза здесь – предвестник их нелегкого и сурового будущего, о котором, вероятно, думал автор, расставшись с этими маленькими сорванцами.

Фет очень много писал о весне и возрождении к жизни. Ведь это такое время года, когда каждая частичка земли пробуждается после зимней спячки. Это-то время, когда Земля дарит надежду на рождение чего-то нового или забытого

Суриков Иван Захарович (6.04.1841-06.05.1880)— выдающийся поэт, самоучка. Его творчество стали превращать в народные песни, и тем самым он стал ярким представителем «крестьянского» направления.

Ни для кого не будет секретом, что Анна Ахматова достаточно иронично, правильно и чувственно может передавать все самые сокровенные мысли своих героинь. Каждое ее творение вызывало бурю восторга, почитатели ее творчества с большим

В.В. Маяковский — известный русский писатель. Написал множество стихотворений и поэм. Отличался своим необычным стилем и пессимистическим почерком в своих произведениях. Жизнь Маяковского была нелегка и наполнена множеством преград.

Есенин очень ярко и красочно описывал времена года и проводил параллель между своей жизнью, вот и в этом стихотворении вроде бы пишет о роще, но на самом деле писатель описывает свою жизнь. В стихотворении говорится,

источник

Понравилась ли вам поэма? Если да, то чем? Что больше всего запомнилось из неё? Почему?

В оценке поэмы пятиклассники единодушны: очень понравилась! Понравилась тем, что она о реальной жизни, в ней есть и смешное, и грустное, что написана очень «складно» и язык поэмы близок к народному. Бопьше всего, естественно, детям запоминается встреча автора с «мужичком с ноготок» в зимнем лесу, его общение с крестьянскими детьми, когда он вместе с ними отдаёт команды своему псу Фингалу. Это живые сцены, где герои не только описываются автором, но и сами говорят, действуют, выносят свои оценки.

Скажите, с каким чувством рассказывает Некрасов о крестьянских детях? Найдите в поэме слова и выражения, которые помогают нам почувствовать его отношение к детям. Можно ли сказать, что автор любуется ими, любит их?

Поэт рассказывает о крестьянских ребятишках с любовью и даже с нежностью, об этом говорят слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, которые он использует в их описании («глазки», «глазенки», «мужичок», «малюточка» и др.). Некрасов называет детей «милыми плутами», говорит: Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Я замер: коснулось души умиленье…

Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей …
Он любуется глазами детей и восклицает:

В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!

С удовольствием описывает поэт их игры, походы в лес, восхищается их непосредственностью, открытостью, любознательностью: «Ребята обступят: начнутся рассказы … », «Как пилишь, как лудишь — им всё покажи». Поэт желает им добра: «Играйте же, дети! Растите на воле»

А как дети поначалу относятся к поэту? Почему? Какие слова и показывают это отношение? Найдите их.

Поначалу детишки побаиваются незнакомого охотника, потому что он не очень похож на других, которых они видели прежде: у него борода, а «у бар бороды не бывает — усы» (по обычаям того времени бороды носили только крестьяне, баре бороды брили), часы у незнакомца почему-то на шапке, он владелец дорогого ружья: «Ружье! погляди-тко: замочки резные … » Все эти подробности дети разглядели, наблюдая за охотником сквозь щели сарая, стараясь разговаривать шёпотом и опасаясь, что он услышит их и «прибьет».

Что было со мною, — всему подивились
И мой приговор изрекли:
— Такому· то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!

И видно не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой …

Почему дети называют незнакомца «гусём»? Он кажется им важным человеком, особенным. Тем и вызывает некоторое опасение.

А почему дети перестают бояться незнакомца? Благодаря чему они нашли общий
язык с ним?

Дети почувствовали его доброту, охотник стал с ними играть, и помог ему охотничий пёс, который в совершенстве знал «собачью науку»:
Он начал такие выкидывать штуки,
Что публика с места сойти не могла.
Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!
Командуют сами! — Фингалка, умри!
— «Не засти, Сергей! Не толкайся, Кузяха!
Смотри — умирает — смотри!»

Я сам наслаждался, валяясь на сене,
Их шумным весельем.

Все ли части поэмы можно назвать смешными? Почему? А какие можно?

Нет, всю поэму никак нельзя назвать комедией. Совсем не смешно, когда автор рассказывает о шестилетнем ребёнке, который «в студёную зимнюю пору» возит из лесу хворост.

Не смешно, когда мы слышим горькие слова о том, что крестьянскому ребёнку «рано знакомы труды» и ничто не мешает ему «сгибнуть» … Мы смеёмся, когда Некрасов рассказывает о том, как разглядывали его ребятишки, как радовались фокусам собаки, как приняли змею за колечко. Так что название «Детская комедия» не совсем бы соответствовало содержанию поэмы. Название «Крестьянские дети» шире и точнее: ведь поэма рассказывает не только об эпизоде встречи поэта с крестьянскими детьми, но и о других моментах его жизни) включает воспоминания о детстве и размышления о жизни и судьбе крестьянских детей.
Переходим к анализу главной части поэмы. Некрасов рисует коллективный портрет крестьянских детей. При этом он пользуется множеством художественных приёмов, и один из его любимых и выразительных – сравнение.

Найдите в поэме те сравнения, с помощью которых он создаёт этот коллективный портрет.

Всё серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы.
***
Испугались шпионы мои
И кинулись прочь: человека заслыша,
Так стаей с мякины летят воробьи.
***
И русы» головок над речкой пустынной
Что белых грибов на полянке лесной!

Откуда взять все эти сравнения? Что их объединяет? (Все сравнения взяты из мира природы. )

Почему для описания крестьянских детей Некрасов использует сравнения именно из мира природы?

Крестьянские дети растут и живут среди лугов) полей) лесов, они хорошо знают грибы, ягоды, травы, птиц:

Ух, жарко! .. До полдня грибы собирали)
Вот из лесу вышли — навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая: спрыгнули гурьбой
И русых головок над речкой пустынной.
Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом и воем:
Туг драка — не драка, игра — не игра …
А солнце палит их полуденным зноем.
Домой, ребятишки! обедать пора.
Вернулись: у каждого полно лукошко,
А сколько рассказов! Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волка… у, страшный какой!
Ежу предлагают и мух, и козявок,
Корней молочко ему отдал своё —
Не пьёт! отступились …
Кто ловит пиявок
На лаве, где матка колотит бельё,
Кто нянчит сестрёнку, двухлетнюю Глашку)
Кто тащит на пожню ведёрко кваску;
А тот, подвязавши под горло рубашку,
Таинственно что- то чертит по песку;
Та в лужу забилась, а эта с обновой
Сплела себе славный венок:
Всё беленькой, жёлтенькой, бледно-лиловой,
Да изредка красный цветок.
Те спят на припёке, те пляшут вприсядку.
Вот девочка ловит лукошком лошадку:
Поймала, вскочила и едет на ней.

Сравнения помогают сделать портрет ребятишек очень живым, ярким, запоминающимся.

Что ещё позволяет нам увидеть этих ребятишек? (Описание их действий, забав, занятий, живая разговорная речь.)

Найдите в их речи такие слова и выражения, которые мы не употребляем, и те, которые передают колорит народной речи. («Гляди-тко», «чай», «вона», «стволина», «такому-то гусю уж что за охота», «спроста», «вестимо», «не засти» и др.)

Какими же предстают перед нами дети?

Они любознательны и любопытны, любят интересные рассказы, хорошо знают лесные дорожки, растения и обитателей леса, жизнерадостны, самостоятельны, трудятся вместе с родителями.

Чём схожи портреты этих мальчишек?

Обоих мы видим в труде вместе с родителями. Можем мы доказать, что труд для них не наказание, не повинность, что они гордятся участием в труде родителей?
Ванюша внимательно следит за работой родителей в поле, старается им помогать:

Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растёт, наливает зерно.
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы пере вяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребёнок
И в поле охотней бежит за отцом.

Объясните выражение «Ванюша в деревню въезжает царем».

Мальчик, видимо, был на сенокосе с родителями. Теперь они возвращаются домой с обозом сена, на вершине которого и сидит Ванюша. Он горд тем, что помогал родителям, радуется тому, что сейчас он выше всех, потому и «въезжает царем» в деревню.

А «мужичок с ноготок» ощущает себя полноправным участником взрослого труда:
«Отец, слышишь, рубит, а я отвожу». Почему Некрасов говорит, что мальчик не
идёт, а шествует? Объясните слова: и шествуя важно, в спокойствии чинном,
лошадку ведёт под уздцы мужичок …

Мальчик ощущает важность и необходимость своего участия в заготовке хвороста: от этого зависит тепло в избе. Он горд, что ему поручили такое важное дело, и потому он не идёт, а шествует, как шествуют важные лица, государственные деятели, цари. В этом смысле они похожи с Ванюшей.

Читайте также:  Подготовка к анализу на энтеробиоз у детей

Что поражает поэта в фигурке встреченного в зимнем лесу мальчика?

Он поражён тем, что «в студёную зимнюю пору», в «сильный мороз» встречает в лесу ребёнка:

Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах … а сам с ноготок!

Вся одежда ему явно не по росту (значит, своей просто нет!), он крохотный, но уже занимается тяжёлым трудом. Найдите в поэме слова-синонимы, которыми называют мальчика. («Мужичок с ноготок», «парнище», «мужик», «малюточка», «ребёнок»)

Какие из этих синонимов выражают восхищение? А в каком синониме выражена оценка самого себя мальчиком?

Обращение парнище звучит иронически, слово мужичок передаёт восхищение автора самостоятельностью мальчика, малюточка — сочувствие поэта ребёнку. А вот сам ребёнок называет себя мужиком, как взрослого: « … да два человека / Всего мужиков-то: отец мой да я … » Так видит и оценивает себя шестилетний
мальчик.

Что помогает нам понять этот синонимический ряд?

Благодаря ему, мы понимаем, что маленький ребёнок не должен заниматься тяжёлым физическим трудом в зимнем лесу, что занимается он им не от хорошей жизни, а потому, что больше некому это делать, и в шесть лет мальчик чувствует себя взрослым, он рано становится самостоятельным.

Почему у Некрасова картина, увиденная им на опушке леса, вызывает ощущение чего- то ненастоящего, театрального?

На эту картину так солнце светило,
Ребёнок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал.
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, И легонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Всё, всё настоящее русское было …

Слишком мал ребёнок, слишком нелеп его вид в отцовских сапогах и полушубке,
как-то не укладывается в голове, что такой кроха должен в «сильный мороз» возить из лесу хворост …

Какие мысли рождает у поэта эта встреча?

Те честные мысли, которым нет доли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

Что заставляет поэта страдать? Почему нельзя избавиться от «честных мыслей»? Почему в этих мыслях наряду со злобой и болью «так много любви»?

Поэта заставляет страдать несправедливое устройство общества, которое может допускать детский труд. И никуда не уйти от этих мыслей, потому что детство дано детям для радости, для того чтоб росли они «на воле». А боль поэта рождается любовью к крестьянским ребятишкам, чистым душою, непосредственным, любознательным, трудолюбивым.

Вдумаемся в следующие строчки:
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните своё вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной! ..

Что же берут дети из «красного детства» с собой во взрослую жизнь?
С детства они учатся любить родную землю, возделывать её, учатся любить «свой хлеб трудовой».

Как вы думаете, почему для характеристики родной земли, которую олицетворяет поле, поэт выбрал эпитет скудное?

Скудное означает неплодородное, истощённое, бедное. Такое поле требует особенно много заботы и труда. Плодородное поле с тучной землёй любить легко, но то, в которое больше вкладываешь труда и сил (в данном случае «скудное поле»), и любишь больше, оно становится частью самого тебя.

Поэт называет «скудное поле» «вековым наследством» детей. Что он имеет в виду?

Это земля предков, это родина, она хранит традиции, культуру, историю рода, народа … В ней покоится прах предков, в неё со временем уйдут и те, кто сейчас играет на воле. Главное, чтоб они любили эту землю, несмотря ни на что, учили любить её своих детей. Только так и сохраняется род, народ, родина.

источник

Николай Алексеевич Некрасов — новое течение в истории русской литературы. Он первый ввел тему простого народа и наполнил рифмы разговорными оборотами. Появился быт простолюдинов, так зародился новый стиль. Николай Алексеевич стал первооткрывателем в русле сочетания лирики и сатиры. Он осмелился сменить само ее содержание. «Крестьянские дети» Некрасовым были написаны в 1861 году в Грешнево. Сарай, в котором спал рассказчик, вероятнее всего, находился в Шоде, под домом Гавриила Захарова (его в произведении узнают дети). Во время написания поэт носил бороду, что было редкостью для вельмож, поэтому дети поставили под сомнение его происхождение.

Будущий писатель родился в простой, небогатой, но уважаемой семье. Ребенком он часто играл со сверстниками. Ребята не воспринимали его как высшего и барина. Некрасов никогда не отказывался от простой жизни. Ему было интересно познавать новые миры. Поэтому, наверное, он один из первых ввел образ простого человека в высокую поэзию. Именно Некрасов заметил прекрасное в деревенских образах. Позже его примеру последовали и другие писатели.

Несмотря на все проблемы, они счастливы в своем уголке рая. Автор говорит, что таких ребят нечего жалеть и ненавидеть, им нужно завидовать, ведь дети богачей не имеют такого колорита и свободы.

Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» начинается с описания нескольких предыдущих дней. Рассказчик охотился и уставший забрел в сарай, где и заснул. Его разбудило солнце, что пробивалось в щели. Он услышал голоса птиц и узнал голубей и грачей. По тени узнал ворону. В щель на него смотрели глаза разного цвета, в которых были покой, ласка и доброта. Он понял, что это взгляды детей.

Поэт уверен, что такие глаза могут быть только у деток. Они тихо между собой комментировали то, что видели. Один смотрел на бороду и длинные ноги рассказчика, другой на большую собаку. Когда мужчина, вероятно сам Некрасов, открыл глаза, дети бросились прочь, как воробьи. Как только поэт опустил веки, появились снова. Далее заключили, что он не барин, ведь не лежит на печи и ехал с болота.

Далее Некрасов отрывается от сюжетной линии и предается размышлениям. Он признается в своей любви к детям и говорит, что даже те, кто воспринимает их как «низкого рода людей», все равно когда-то им завидовали. В жизни бедноты больше поэзии, говорит Некрасов. Крестьянские дети делали вместе с ним грибные набеги, клали змей на перилах моста и ждали реакции прохожих.

Далее писатель ведет читателя к реке. Там кипит бурная жизнь. Кто купается, кто делится рассказами. Какой-то мальчик ловит пиявок «на лаве, где матка колотит белье», другой смотрит за младшей сестренкой. Одна девочка делает венок. Другая привлекает лошадь и скачет на ней верхом. Жизнь полна радости.

Следующую часть поэмы часто ошибочно считают отдельным произведением.

Рассказчик «в студеную зимнюю пору» видит воз с хворостом, лошадь ведет маленький человечек. Он в большой шапке и огромных сапогах. Это оказался ребенок. Автор поздоровался, на что мальчик ответил, чтобы тот проходил. Некрасов спрашивает, что он тут делает, ребенок отвечает, что возит дрова, которые рубит отец. Парнишка помогает ему, поскольку в их семье только два мужика, отец и он. Поэтому это все похоже на театр, но мальчик реальный.

Далее автор отрывается от воспоминаний и продолжает сюжет, с которого начинал поэму. Дети стали более смелые, и он закричал собаке по кличке Фингал, что приближаются воры. Нужно прятать пожитки, сказал псу Некрасов. Крестьянские дети были в восторге от навыков Фингала. Собака с серьезной мордой спрятала все добро в сено. Особенно она старалась над дичью, затем легла в ноги хозяина и зарычала. Далее дети стали сами давать команды псу.

Рассказчик наслаждался картиной. Стало темно, приблизилась гроза. Прогремел гром. Упал дождь. Зрители бежали. Босоногие дети мчались к домам. Некрасов остался в сарае и переждал дождь, а потом с Фингалом пошел искать дупелей.

Невозможно не воспеть богатство и красоту русской природы. Поэтому наряду с темой любви к детям произведение Некрасова «Крестьянские дети» прославляет прелести жизни за серыми стенами города.

Важна роль хлеба в поэме. Через взгляд одного из мальчишек рассказчик передает всю святость выращивания зерна. Он описывает весь процесс от бросания семени в землю до выпечки хлеба на мельнице. Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» призывает вечно любить поле, что дает силу и трудовой хлеб.

Присутствие природы добавляет поэме мелодичности.

Судьба крестьянских детей намертво привязана к труду на земле. Сам автор говорит, что они рано познают труды. Так, Николай Алексеевич приводит в пример маленького мальчика, который рано повзрослел. Шестилетний малый вместе с отцом работает в лесу и даже не думает жаловаться на свою жизнь.

Кроме этого, возникает проблема образования в поэме, которую поднимает Некрасов. Крестьянские дети лишены возможности учиться. Они не знают книг. И рассказчик волнуется за их будущее, ведь знает, что только Богу известно, вырастет ребенок или умрет.

Поэма — ода простым детям. После ее опубликования в 1861 году весь богатый мир узнал — чудны крестьянские дети. Некрасов возвысил простоту бытия. Он показал, что во всех уголках страны живут люди, которые, несмотря на свой низкий социальный статус, отличаются человечностью, порядочностью и другими благодетелями, о которых уже начали забывать в крупных городах. Произведение имело фурор. А его актуальность остается острой и по сей день.

источник

«Крестьянские дети» – одно из произведений Некрасова, которое можно назвать его визитной карточкой. Изучается оно в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Крестьянские дети» по плану.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Крестьянские дети.

История создания – произведение было создано в июле 1861 г., впервые было опубликовано на страницах журнала «Время» в том же 1861 г.

Тема стихотворения – жизнь крестьян и их детей.

Композиция – Анализируемое стихотворение построено монолога-рассуждения лирического героя о судьбе крестьянских детей. В начале стихотворения автор подает вступительный эпизод, позволяющий понять, что подтолкнуло лирического героя к размышлениям. Вступление построено в форме полилога. По смыслу произведение делится на несколько частей. Монолог лирического героя состоит из строф с разным количеством стихов.

Жанр – поэма.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ

Метафоры«глядят веселого солнца лучи», «коснулось души умиленье», «я делывал с ними грибные набеги», «хандра с души поэта соскочила», «те честные мысли, которым нет воли», «обаяние поэзии детства».

Эпитеты – «серые, карие, синие глазки», «святая душа», «густые, старинные вязы», «оглушительный лай».

Сравнения«смешались, как в поле цветы», «русых головок над речкой пустынной, что белых грибов на полянке лесной», «а ноги длинные словно, как жерди».

История создания произведения тесно связана с детством Н. Некрасова. Всем известно, что он вырос в имении отца-помещика. Барский сын не стыдился играть с крестьянскими детьми, наоборот, ему очень нравилось такое веселое общество. Николай Алексеевич принимал участие во всех забавах ребят, поэтому он так ярко описал их в поэме.

Будучи взрослым, поэт любил выезжать за город на рыбалку или на охоту. В начале июля 1861 г. в Грешново Николай Алексеевич написал «Крестьянских детей». Над произведением он работал около двух недель. Первая публикация датируется 1861 годом. Портрет лирического героя поэмы автобиографические. Поэт действительно носил в то время бороду.

В анализируемом произведении Некрасов развивает свою любимую тему: жизнь крестьян и их детей. Эта проблема была распространена в литературе его эпохи. Главную роль в поэме играют сборный образ детей и лирический герой. Крестьянское детство подается с точки зрения лирического героя. Он знает о всех ребячьих забавах, хоть сам является барином.

Начинается поэма коротким рассказом лирического героя о том, что он снова приехал в деревню, где охотится и сочиняет стихи. После охоты барин уснул в сарае, а когда проснулся, заметил, что в щели заглядывают детские глазки. Мужчина не подал вида, что увидел ребят, прислушался к их шепоту.

Дети с интересом рассматривали мужчину, замечая каждую деталь его внешности. Им было забавно, что герой с бородой, ведь дети знали: «баре» носят усы. На шапке ребятишки увидели часы и начали угадывать их цену. Все для крестьянских детей было диковинкой. Дети побаивались мужчину, видимо, не раз наблюдали, как «баре» обходятся с крестьянами. Пошептавшись немного, дети поспешили удалиться, ведь заметили, что охотник проснулся.

После полилога подается монолог лирического героя о крестьянских детях. Он признается, что завидует их беззаботному детству, свободному от наук. С наслаждением он наблюдает, как ребята играют и помогают взрослым. Любое дело кажется этой публике забавой. Лирический герой вспоминает, как когда-то и сам играл с детьми крестьян. Ностальгическое настроение недолго умиляет его душу.

Вскоре мужчина начинает рассматривать «другую сторону медали». Он прекрасно понимает, что без науки эти дети обречены на тяжелый труд и бедную жизнь. Свои мысли он подтверждает случаем из жизни. Как-то раз лирический герой наблюдал, как 6-ти летний мальчик пилил с отцом дрова, ведь больше в их семье не было мужчин.

Заканчивается поэма оптимистично. Лирический герой показывает ребятам, что умеет его пес. Дети с удовольствием наблюдают за этими «штуками», но к барину подойти все-таки не осмеливаются.

Главную мысль поэмы можно сформулировать так: детство крестьянских детей счастливое, полное ярких впечатлений, но без наук их ожидает невеселая участь в будущем.

Композиция произведения оригинальная. Построено оно в форме монолога-рассуждения лирического героя о судьбе крестьянских детей. В начале стихотворения автор подает вступительный эпизод, позволяющий понять, что подтолкнуло лирического героя к размышлениям. Вступление написано в форме полилога. По смыслу произведение делится на несколько частей: рассказ о том, как дети наблюдают за уснувшим барином, размышление о позитивных сторонах судьбы крестьян, размышление о ее негативных проявлениях, концовка. Монолог лирического героя разделен на строфы с разным количеством стихов.

Жанр произведения – поэма, ведь в нем есть сюжет и лирические отступы. Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий. Н. Некрасов использует перекрестную рифмовку АВАВ, некоторые строчки не рифмуются. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использовал средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры: глядят веселого солнца лучи», «коснулось души умиленье», «я делывал с ними грибные набеги», «хандра с души поэта соскочила», «те честные мысли, которым нет воли», «обаяние поэзии детства» . Дополняются картины эпитетами – «« звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса» , сравнениями – « серые, карие, синие глазки», «святая душа», «густые, старинные вязы», «оглушительный лай» , гиперболами : «иступят пилу – не наточишь и в сутки».

источник

. «Крестьянские дети». Анализ стихотворения

I. Проверка домашнего задания

После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос».

II. . «Крестьянские дети» Индивидуальные задания

«. Надо сказать, что Некрасов-мальчик рос, и тем воспитывался, с деревенскими мальчишками и девчонками. „. Отношения мои к грешневцам были такие:

Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что между нами была такая короткость“.

Читайте также:  Подробный анализ глав отцы и дети

Поэт действительно с раннего детства знал народную жизнь изнутри, самым непосредственным, домашним образом знал, приятельствуя, часто одних и тех же людей в разном возрасте и наблюдая в разных положениях, а иногда — позднее — и вмешиваясь. И помогая.

И в поэзии потому же он мог, как никто, писать о крестьянском деревенском детстве.

По воспоминаниям сестры Анны, „проделав лаз в заборе, он при каждом удобном случае убегал к деревенским ребятам, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой“.

Но самое замечательное было, когда вся орава высыпала на большую дорогу» 8.

«Грешнево лежало отнюдь не „в неведомой глуши“. Здесь Некрасову, народному поэту, крепко повезло. Некрасов с самого начала оказался на такой большой дороге, но до поры до времени не ехал, а, так сказать, сидел на ней, Русь же ехала и — еще больше — шла перед ним.

„Костромская почтовая дорога (луговая), — описывали ее в середине прошлого века (XIX в. — Ред.) военные статистики Генерального штаба, — идет от Ярославля по левому берегу р. Волги по ровным и низменным местам и близ с. Борок (Даниловского уезда) входит в Костромскую губернию. Всего от Ярославля до границы губернии этим трактом считается 45 верст, в пределах губернии находится одна почтовая станция Тимохинская в 27 верстах от Ярославля, на коей лошадей содержится 20, а поверстная плата по 1, 1/2 копейки серебром. Для прохода войск и тяжестей эта дорога весьма удобна“.

Так что большая дорога действительно широко входила во всю жизнь, в самый быт этих мест.

„Сельцо Грешнево, — вспоминал сам поэт — стоит на (трактовой) низовой ярославско-костромской дороге. барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства“. „Все, что по ней шло и ехало и было ведомо“ — и это дни, месяцы и целые годы».

Первичное знакомство с текстом стихотворения

Стихотворение «Крестьянские дети» читает детям учитель.

После небольшой паузы предложим детям высказать свои первые впечатления

III. Анализ стихотворения «Крестьянские дети»

Анализ стихотворения начнем с композиции: выяснение ее особенностей поможет понять содержание.

— Мы с вами уже заметили, что «Однажды в студеную зимнюю пору. » — составная часть большого стихотворения «Крестьянские дети». Это значит, что само стихотворение неоднородно: в нем есть составные части. Пролистайте учебник и подумайте, из каких же частей оно состоит.

Если дети затрудняются, поможем им вопросами.

— С чего начинается стихотворение?

Рассказчик повествует о случае, который произошел с ним на охоте.

— До каких слов идет рассказ об этом случае?

«. Так рядом с Гаврилой. — «Услышит, молчи!»

— Это значит, что со слов после черты:«О, милые плуты! Кто часто их видел. » — идет совсем другая часть, другая тема. Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте?

Дети просмотрят текст и найдут, что в конце стихотворения после горизонтальной черты автор вновь возвращается к этому случаю словами: «Теперь нам пора возвратиться к началу».

— Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись, но постепенно осмелели. Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?

В начале стихотворения не говорится о том, что имя собаки — Фингал, поэтому дети могут не сразу понять, что рассказчик стал командовать своей собаке «выкидывать штуки». Дрессированная собака стала выполнять команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену:

Обширная область собачьей науки

Ему в совершенстве знакома была;

Он начал такие выкидывать штуки,

Что публика с места сойти не могла,

Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!

— Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.

— Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. В какой ситуации возможен подобный рассказ? Каковы интонации рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории?

На доске и в тетрадях можно нарисовать следующую таблицу. Сначала заполним в ней первую строку, затем будем заполнять ее по ходу анализа.

источник

Разбор стихотворения Крестьянские дети.

Н. А. Некрасов уделял огромное внимание детям: посвящал им свои стихи.

Мир, расписанный Некрасовым в стихотворении Крестьянские дети. полон света, тепла и доброты. Писатель любит, сознает и отлично понимает крестьянский быт. Уклад народа неизменно находится в согласии с природой, которую автор изображает заботливо и с любовью. В произведении дети являются безгрешными душами, вынужденными мучиться и страдать от несовершенств общества, от «миропорядка», который установили взрослые. Но если их видить в непринужденной обстановке — это жизнерадостные, озорные, светлые души. И поэт откровенно любуется ими.

В начале стихотворения пред нами предстает тихая и счастливая жизнь, которая может быть у поэта лишь в селе: он увлекается милым ему занятием (пишет стихи), кругом удивительная природа. Ему «живется легко».

Автору всегда хорошо с детьми: он не раз гулял с ними по лесу, собирая грибы, ягоды, орешки.

Позже он размышляет, что ожидает крестьянского ребенка в предстоящем. С раннего возраста труд, который поначалу может казаться простым и увлекательным: он наблюдает, как отец заботится о земле и ухаживает за ней, и та буд-то благодарит и дает плоды вложенного в нее труда.

Но имеется и иная сторона медали: очень тяжел бывает этот труд. Не сможет не пробудить сочувствия маленький шестилетний «мужичок», помогающий отцу в лесу.

Да, немало было печального в жизни крестьянских детей, но все-таки

это стихотворение Некрасова пронизано сердечной теплотой, пониманием и любовью.

Анализ стихотворения «Крестьянские дети»

Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» впервые было опубликовано в 1861 году в журнале «Время». По общему настроению оно очень похоже на более позднюю поэму писателя «Мороз, Красный нос» (1863). Это теплая идиллия, в которой отражена нежность автора к детям крестьян и волнение за их судьбу.

Написано стихотворение четырехстопным амфибрахием, рифма перекрестная с отклонениями в некоторых фрагментах. По характеру ударения на последние слоги автор использует чередование женской и мужской рифмы.

Интересна кольцевая композиция стихотворения. В первой части лирический герой рассказывает о встрече с ребятами на охоте. Затем он переходит к своим воспоминаниям, чередуя их с размышлениями о судьбе и воспитании детей крестьян. В заключение герой говорит о том, что «Теперь пора возвратиться к началу», и мы снова переносимся в ситуацию охоты. Она завершается открытым концом — это характерный для Некрасова прием. Герои переждали грозу и отправились на новую охоту, однако это событие лежит уже вне поля нашего зрения.

Особенности композиции не позволяют назвать время и пространство стихотворения линейными. Сначала мы находимся в ситуации охоты, затем переносимся в пространство размышлений героя, из которых он переносит нас в пространство и время своего детства. Критики приписывают произведению автобиографичность – лирический герой вполне может описывать воспоминания самого Некрасова, который воспитывался в родовом имении в деревне Грешнево.

Размышления о крестьянских детях и об их судьбе приводят поэта к ключевой для него теме судьбы российского народа. Любовь смешивается с чувством боли (противопоставление эпитетов «красное детство» и «скудное поле», упоминание «честных мыслей, которым нет воли»). Стихотворение Некрасова гармонично вписывается в его творчество и содержит в себе рассуждения на актуальные для того времени темы.

После изучения анализа стихотворения «Крестьянские дети» прочитайте также другие сочинения, связанные с Некрасовым:

Свои детские годы известный поэт Николай Некрасов провёл в семейном поместье. Рос он вместе с деревенскими детьми. Позже Некрасов вспоминал, что сельские ребята относились к нему как к себе равному. Для них он был не юным барином, а самым обыкновенным мальчиком, с которым можно было дружить, играть и спорить.

Эти годы были самыми счастливыми в жизни Некрасова. Тогда он был по-настоящему свободен и остался благодарен своим деревенским друзьям до конца своей жизни, за все прекрасные дни, которые они ему подарили.

Спустя годы, повзрослев и став независимым человеком, поэт часто посещал деревню в целях рыбалки или охоты. Однако каждый раз не мог решить себя приятности наблюдения за деревенской детворой, которую, он сам интересовал не меньше.

В результате его наблюдений в 1861 году была рождена и опубликована поэма «Крестьянские дети», где Некрасов, не скрывая своей искуренной зависти, во всей красе описывает жизнь деревенской детворы, которая, не осознавая всей тяжести будущей жизни, могла позволить себе жить так, как захочется. Конечно, судьба этих детей уже предрешена, и они обречены на тяжёлый крестьянский труд до конца своей жизни, к которому их приучают с первых же лет жизни. Однако Некрасов показывает, и все прекрасное, чем обладают его герои. Он утверждает, что дети, выросшие в деревне, награждены особой мудростью и рассудительностью. А также характеризует их как независимых и свободолюбивых людей.

В поэме «Крестьянские дети», состоящей из нескольких частей, рассказывается о различных ситуациях из сельской жизни, очевидцем которых оказался сам автор. Его не перестаёт удивлять то, что даже самые молодые из его персонажей являются сильными личностями, способными самостоятельно одолевать те или иные жизненные испытания и нести полную ответственность за свои поступки.

Однако дети остаются детьми, и автор, прекрасно это осознавая, инстинктивно пытается уберечь их от будущих жизненных трудностей, обращаясь к ним со следующими словами: «Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано». Он понимает, что спустя некоторое время их радостная и беззаботная жизнь подойдёт к концу, останется лишь воспоминания о счастливом детстве и видимость того, что было время, когда они сами располагались своей судьбой.

Николай Алексеевич Некрасов – известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о тяжелом крестьянском труде, непосильном даже для взрослых мужиков. В описании быта и человеческих взаимоотношений, для более яркого выражения и представления описываемой картины, автор часто использует описание природы, пейзажа. Это придает создаваемой картине особенную яркость и своеобразный колорит.

В стихотворении «Мужичек с ноготок», Некрасов описывает сельскую жизнь многодетной бедной семьи, в которой только один кормилец, который много работает, чтобы обеспечить свой дом самым необходимым – теплом. И его тоже нужно добывать. В представленной картине, поэт описывает шестилетнего мальчика, который управляется с повозкой лошадей, на которой везет домой срубленные отцом дрова, чтобы обогреть свою семью в столь холодную студеную зиму.

Для еще большего усиления описанной картины, Некрасов добавляет описание зимней поры. Зиму он называет студеной, значит мороз очень сильный и дети в доме, видимо очень мерзнут. Топить уже совершенно нечем и тогда даже шестилетний мальчик взялся за выполнение серьезной мужской работы. Описание его одежды показывает, что он укутан хорошо, заботливо, но одежда-то взрослая и на нем сидит не совсем уютно. Для еще большего усиления описываемой картины жизни шестилетнего мальчика, поэт уже без использования метафор или сравнений, говорит просто напрямую: «был сильный мороз».

Описанием зимнего мороза, Некрасов еще больше и ярке ставит перед взором читателя положение бедных сельских детей. Их жизнь заставляет очень рано взрослеть, иначе нельзя, это уже вопрос жизни-смерти. Мальчик описан автором очень нежно и трепетно. Он показан настоящим мужчиной, который знает, что делать, и умеет, и свою работу он выполняет неторопливо и уверенно, без лишних движений. В своих произведениях Некрасов, обращаясь к описанию образа детей, всегда преподносит это очень мягко, нежно и трепетно. Детям в его творчестве отведено особое и важное место.

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Н.А.Некрасов Стихотворение « Крестьянские дети» Урок литературы, 5 класс

Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» Множество стихотворений Некрасов посвятил изобра- жению жизни крестьянских детей. Деревенские дети в его про- изведениях- разумные, сме- лые, сильные личности. Они просты и открыты, доверчивы смышлены и не по годам мудры.

Река Самарка на окраине Грешнева. В деревне Грешнево поэт провел свое детство. При усадьбе был старый, запущенный сад. Когда отца не было дома, мальчик зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но мальчик убегал через лазейку в заборе к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Непосредственное общение с крестьянскими детьми оказало влияние на его творчество..

Поэтапное чтение и беседа по стихотворению «Крестьянские дети». Задание: прочитать стихотворение по частям. Озаглавить каждую часть. Часть 1.Чтение до слов «Услышит,молчи!».(стр.176-178) Встреча барина-охотника с крестьянскими детьми. Вопросы: 1. Каким предстает перед нами рассказчик? Кто он? Каково его отношение к крестьянским детям? 2.Какие черты барина-охотника поразили детей? 3. Почему дети решили, что перед ними не барин?

Картины вольной жизни крестьянских детей. Часть 2. Чтение до слов «…довольно, Ванюша!» (стр.178-182) Вопросы: 1.Чем занимались дети летом? 2.Что они узнавали и чему учились у прохожего рабочего люда? 3.Можно ли назвать такую жизнь вольной? Докажите.

Приобщение к труду взрослых. Часть 3. Чтение до слов «Теперь нам пора возвратиться…» ( стр.182-185) Вопросы: 1.Что такое «нарядная сторона труда»?Объясните выражение. 2. Какую другую « сторону медали» показывает автор? 3.Чем удивил рассказчика Влас? Почему автору показалось, что он попал в «детский театр»? 4. О каких «русских мыслях» задумывается автор?

«Теперь нам пора возвратиться к началу…» Часть 4. Чтение стихотворения до конца. (стр.185-186) Вопросы: 1.Какие отношения между барином и крестьянскими детьми показаны в этом отрывке? Что изменилось? Почему? Обобщение: 2. Что мы узнали о жизни крестьянских детей? Какова она? Запишем выводы: — только в раннем детстве «много поэзии»; — вольная, беззаботная пора детства длится недолго; — крестьянские дети быстро взрослеют и рано приобщаются к труду взрослых.

Жизнь крестьянских детей на картинах известных художников.

Основная часть презентации -это анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети «, который предполагает поэтапное чтение смысловых частей стихотворения и беседу по каждой части (каждую часть озаглавливают учащиеся). Подробно разработаны вопросы по анализу стихотворения.В результате работы в тетрадях у учеников записан план стихртворения и сформулированы выводы.

Данная презентация расчитана на второй урок по изучению товрчества Н.А.Некрасова в 5 классе ( ранее была представлена презентация (1 урок) по биографии писателя и анализу отрывка из поэмы » Мороз, Красный нос»).

Презентация предлагает и такой вид работы, как рассказ о жизни крестьянских детей по картинам известных русских художников.

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Читайте также:  Пневмония дети до года симптомы анализы

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Цели : познакомить учащихся с особенностями художественного мира Н. А. Некрасова, развивать умение выразительного чтения и анализа поэтического текста; воспитывать вдумчивого и внимательного читателя.

I. Организационный этап урока.

Создание эмоционального настроя, постановка целей.

II. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети» * .

Исходя из уровня литературной подготовки класса учитель определит глубину знакомства с текстом.

Первичное знакомство с текстом стихотворения и обмен впечатлениями от услышанного.

Комментарий: желательно, чтобы текст стихотворения был прочитан учителем. В том случае если чтение будет доверено учащемуся, необходима подготовительная индивидуальная работа.

Учитель . Встречались ли вы когда-нибудь с этим стихотворением?

Дети непременно вспомнят о том, что в начальной школе они знакомились со стихотворением «Мужичок с ноготок» («Однажды в студеную зимнюю пору. »). Учитель говорит учащимся о том, что изученный ранее текст не отдельное стихотворение, а составная часть поэмы «Крестьянские дети».

III. Анализ стихотворения «Крестьянские дети».

– Какова композиция стихотворения? Можно ли разделить его на части? Найдите границы частей. (Текст состоит из двух больших частей, посвященных изображению светлой, «нарядной стороны» жизни (отрывки 1–6) и трудной, тяжелой стороны (отрывки 7–8). 9-й отрывок – кульминационное обращение к детям.)

– Рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись, но постепенно осмелели. Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей? (Дрессированная собака стала выполнять команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену:

Обширная область собачьей науки

Ему в совершенстве знакома была;

Он начал такие выкидывать штуки,

Что публика с места сойти не могла,

Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!)

– Чем закончилось неожиданное представление?

– Каковы интонации рассказчика? К кому может быть обращен его рассказ, кто слушатели этой истории?

Примечание . На доске и в тетрадях можно начертить таблицу. Заполняется постепенно, по ходу анализа.

Встреча охотника с крестьянскими детьми

Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом

Читатель из дворян, из общества образованных
людей

Обращение к крестьянским детям

Гражданин,
который думает
о будущем народа

Встреча охотника с крестьянскими детьми

После того как таблица заполнена, учителю нужно сделать вывод о том, что первая и последняя часть как бы обрамляют все произведение. Это позволяет детям получить представление о таком композиционном приеме, как рассказ в рассказе.

2. Погружение в текст . (Комментированное чтение.)

– Почему автор называет крестьянских детей милые плуты? (Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла.)

– «О, милые плуты!» – с этими словами автор обращается к детям или это риторическое восклицание?

– В первом отрывке охотник рассказывает историю встречи с детьми своим друзьям. Изменяется ли образ рассказчика? К кому он обращается в этом отрывке? (Первое, на что нужно обратить внимание: меняется адресат. В тексте он назван: читатель, причем читатель преимущественно из дворянского сословия, – автор предполагает, что он может относиться к крестьянским детям как к людям «низкого сорта».

Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист, с публицистическим пафосом обращающийся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: «. Я все-таки должен сознаться открыто, / Что часто завидую им. ».)

– Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза «В их жизни так много поэзии слито. »?

– Кого автор называет балованными детками?

– Как вы понимаете строки: «Счастливый народ! Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они»?

– О какой ситуации говорит нам автор в следующих строчках?

Я делывал с ними грибные набеги:

Раскапывал листья, обшаривал пни,

Старался приметить грибное местечко,

А утром не мог ни за что отыскать.

(Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян (они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик не мог отыскать.)

– Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит!

Вологжанин – житель города Вологды.

Лудильщик – рабочий, который лудит (чинит) посуду.

Портной – мастер по шитью одежды.

Шерстобит – работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.

– Понаблюдайте над длиной строки в стихотворении в тех случаях, когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, или рассказывает об отдыхе. (Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то длина строки становится меньше. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются.)

– Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда? Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек? (Многие современные дети с трудом представляют, что когда-то не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и узнать о мире и о жизни можно было лишь из газет, журналов, книг, а неграмотному человеку – только из рассказов путешествующих, странников.)

– Объясните смысл слов и выражений: «Чернехоньки губы у всех, / Набили оскому: черница поспела!», «Взлетит ли тетеря, / Закокав птенцам».

– Посчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации. Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка? (Из шести предложений четыре – восклицательные.)

– Найдите в тексте ответ на вопрос: что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб.

– Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца.

Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы.

Навить сено – накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и «в деревню въезжает царем».

– Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»? (Когда ребенок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил эту работу, пользуется почетом и уважением, ему тоже хочется трудиться, и такой труд – не тягость, не наказание, а радость.)

– Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только «нарядную сторону» жизни крестьянских детей? Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»? Как использует это выражение автор?

– Найдите противопоставление в строках стихотворения:

Те честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти – дави не дави,

В которых так много и злобы и боли,

В которых так много любви!

– Какие мысли мучают автора? Почему в них соединяются и злоба, и боль, и любовь? Как эти мысли выражены поэтом в прочитанном нами стихотворении «На Волге»? (Мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее.)

– Как меняется образ рассказчика в конце стихотворения? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого-то еще?

– Какое вековое наследство призывает хранить поэт? (Вековое наследствоэто лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, любование ее красотой, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.)

– Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего домика, то есть между началом и концом, и в нем рассказывается о встрече охотника с крестьянскими детьми.

1. Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.

2. Индивидуальное творческое задание: создать галерею портретов крестьянских детей – героев произведений русских писателей.

источник

— Какова композиция стихотворения? Можно ли разделить его на части? Найдите границы частей. (Текст состоит из двух больших частей, посвященных изображению светлой, «нарядной стороны» жизни (отрывки 1—6) и трудной, тяжелой стороны (отрывки 7—8). 9-й отрывок кульминационное обращение к детям.)

— Рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись, но постепенно осмелели. Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей? (Дрессированная собака стала выполнять команды хозяина, у сарай сразу превратился в цирковую арену:

Обширная область собачьей науки

Ему в совершенстве знакома была;

Он начал такие выкидывать штуки,

Что публика с места сойти не могла.

Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!)

— Чем закончилось неожиданное представление?

— Каковы интонации рассказчика? К кому может быть обращен его рассказ, кто слушатели этой истории?

На доске и в тетрадях можно начертить таблицу. Заполняется она постепенно, по ходу анализа.

Часть Содержание Рассказчик Слушатели
Встреча охотника с крестьянскими детьми Охотник Друзья, гости
Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом Журналист, публицист Читатель из дворян, из общества образованных людей
Обращение к крестьянским детям Гражданин, который думает о будущем народа Крестьянские дети
4(1) Встреча охотника с крестьянскими детьми Охотник Друзья, гости

После того как таблица заполнена, учителю нужно сделал вывод о том, что первая и последняя часть как бы обрамляют все произведение. Это позволяет детям получить представление о таком композиционном приеме, как рассказ в рассказе.

2. Погружение в текст. (Комментированное чтение.)

1) Почему автор называет крестьянских детей милые плуты? (Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла.)

2) «О, милые плуты!» — с этими словами автор обращается к детям или это риторическое восклицание?

3) В первом отрывке охотник рассказывает историю встречи с детьми своим друзьям. Изменяется ли образ рассказчика? К кому он обращается в этом отрывке? (Первое, на что нужно обратить внимание: меняется адресат. В тексте он назван: «читатель», причем читатель преимущественно из дворянского сословия, — автор предполагает, что он может относиться к крестьянским детям как к людям «низкого сорта».

Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист, с публицистическим пафосом обращающийся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: «. Я все-таки должен сознаться открыто, / Что часто завидую им. ».)

— Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза «В их жизни так много поэзии слито. »?

— Кого автор называет балованными детками?

— Как вы понимаете строки: «Счастливый народ! Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они»?

— О какой ситуации говорит нам автор в следующих строчках?

Я делывал с ними грибные набеги:

Раскапывал листья, обшаривал пни,

Старался приметить грибное местечко,

А утром не мог ни за что отыскать.

(Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян (они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик не мог отыскать.).)

— Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит!

Вологжанин — житель города Вологды.

Лудильщик — рабочий, который лудит (чинит) посуду.

Портной — мастер по шитью одежды.

Шерстобит – работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.

— Понаблюдайте над длиной строки в стихотворении в тех случаях, когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, или рассказывает об отдыхе.

(Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то длина строки, становится меньше. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются.)

— Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда? Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек? (Многие современные дети с трудом представляют, что когда-то не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и узнать о мире и о жизни можно было лишь из газет, журналов, книг, а неграмотному человеку — только из рассказов путешествующих странников.)

— Объясните смысл слов и выражений: «Чернехоньки губы у всех, / Набили оскому: черница поспела», «Взлетит ли тетеря, / Закокав птенцам».

— Посчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации. Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка? (Из шести предложений четыре – восклицательные.)

— Найдите в тексте ответ на вопрос: что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб.

— Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца.

Рига — сарай для сушки снопов и молотьбы.

Навить сено — накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и «в деревню въезжает царем».

— Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»? (Когда ребенок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил эту работу, пользуется почетом и уважением. Ему тоже хочется трудиться, в такой труд — не тягость, не наказание, а радость.)

— Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только «нарядную сторону» жизни крестьянских детей? Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»? Как использует это выражение автор?

— Найдите противопоставление в строках стихотворения:

Те честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти — дави не дави,

В которых так много и злобы и боли,

В которых так много любви!

— Какие мысли мучают автора? Почему в них соединяются и злоба, и боль, и любовь? Как эти мысли выражены поэтом в прочитанном нами стихотворении «На Волге»? (Мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее.)

— Как меняется образ рассказчика в конце стихотворения? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого-то еще?

— Какое вековое наследство призывает хранить поэт? (Вековое наследство — это лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, любование её красотой, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.)

— Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего домика, то есть между началом и концом, и в нем рассказывается о встрече охотника с крестьянскими детьми.

источник