Меню Рубрики

Анализ отцы пустынники и дети

Данный цикл полностью посвящен христианским мотивам, в него входит всего несколько стихотворений. Интересно сам писатель за свою жизнь особо не соблюдал каноны церкви, но прожитое время заставило Пушкина задуматься о жизни и предстоящем покаянии. Автор все больше обращается к теме жизни и смерти, будто в душе предчувствует скорую неизбежную гибель.Основой стихотворения становится молитва, ее основоположник богослов Ефрем Сирин. Именно он воспевал идею покаяния у христиан. Пушкин знал, что христиане молятся Богу в день поста и большие церковные праздники, поэтому решил, что его произведение понравится многим. Писатель словно сравнивал себя с этим богословом. Что же вдруг такого общего между ними? Оказывается, у Ефрема была бурная молодость, он завидовал и спорил, а так же жестоко относился к своим друзьям. Раскаяние наступило, к Ефрему словно снизошло Божье вразумление.

По смыслу автор разделил стихотворение на несколько частей. В первой мы узнаем об отцах пустынниках, и о молитвах, которые про них пелись. Вторая же часть направлена на молитву покаяния. Она начинается с мольбы к Богу. Лирический герой просит убрать с его души все злые мысли и помыслы. Герой взывает через молитву, ожидая некого дара для своей души. Таким образом, для героя открывается что-то невидимое и святое. Он словно прозрел. Дар увидеть пришел к лирическому герою через молитву Господу. Очень велика сила молитвы покаянной, она словно приоткрыла двери в новый сокровенный мир. Пройдя через множество страданий, герой кается обо всем содеянном, он об этом сожалеет. Он надеется, что получится все изменить. Бог словно слышит его, он предоставляет ему возможность научиться отличать добрые поступки от злых деяний. Произведение «Отцы пустынники» рассказывает о том, что главный герой не хочет власти над материальным миром. Он пытается избегать греховных мыслей и деяний, а помогает ему в этом как раз молитва богослова. Ее цель помочь главному герою обрести не только духовное зрение, но еще и окрепнуть в духовном плане. Можно решить, что прозрение, это отказ грехов, которые были в молодости. Это тот первый и важный шаг к душевной свободе. «Отцы пустынники» некий покаянный гимн, он словно перерождает, дарит радость души, помогает человеку осознать и сделать вывод по прошлым ошибкам.

Стихотворение можно отнести к духовной лирике. Ведь в нем проявляются именно черты реализма, присущи Пушкину. Благодаря своей молитве герой обретает Божий дар, ведь он понимает, что никто не совершенен, но нужно следовать только лучшему.

Константин Дмитриевич Бальмонт – один из первых в России поэтов-символистов. Хотя, в общем понимании, его творчество нельзя было затиснуть в рамки одного конкретного направления. Произведения, созданные в начале творческого пути,

Писатель Михаил Юрьевич Лермонтов всегда был скрытной, но с другой стороны, достаточно романтичной личностью. Будучи совсем молодым человеком, писатель без памяти влюбился в девушку, которая в свою очередь, не видела его в роли ухажера.

Иоанн Алексеевич постоянно выделялся красочными лиричными отображениями свой натуры. Стихотворение было написано в тридцать лет, поэт тогда только начинал свою жизненную деятельность. В том же году оно было напечатано.

Стихотворение А. Фета «Учись у них — у дуба, у березы» представлено в форме просьбы лирического героя. В огромном мире доброты нередко человек сталкивается с трудностями. Писатель простым, понятным языком доносит мысль о том,

Автор был выбран на получение Нобелевской премии. Эту премию он по праву заслужил за свою огромную лепту, которую внес в литературу. Но это совершенно не принесло писателю никаких благ. СССР не очень хорошо приняли данное

источник

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны» было написано летом 1836 года. Пушкин задумал его как второе в цикле из шести стихотворений, связанных с христианскими мотивами. Пушкин никогда не был религиозен, но в последние годы жизни много размышлял в стихах о вере и покаянии.

Ни одно из стихотворение из цикла не было опубликовано при жизни Пушкина.

Во второй части стихотворения Пушкин перепевает молитву Ефрема Сирина, пустынника четвёртого века, призывавшего к покаянию. Эта молитва издавна читается в дни Великого поста и называется покаянной.

Жанр «Отцов пустынников» — духовная лирика. Трудно отнести стихотворение к какому-либо литературному направлению. Зрелый Пушкин – реалист, но не всегда черты реализма проявляются в лирике, которая изображает внутренний мир героя, что характерно для романтизма. И всё-таки определённые черты реализма в стихотворении можно обнаружить. Во-первых, это точность в деталях. Молитва лирического героя почти дословно передаёт церковную молитву. Во-вторых, в стихотворении есть намёк на эволюцию лирического героя. Из всех слышанных молитв он избирает одну, повторяя её чаще других, а дальше осознаёт, что он «падший», кается в собственных грехах, соединяя слова своего сердца со словами живущего века назад пустынника в едином порыве.

Стихотворение состоит из четырёх строф и всего из двух неравных по длине предложений, которые не соответствуют смысловому делению стихотворения на части. Первое предложение занимает три строфы. Оно доходит до середины покаянной молитвы, в первой части которой лирический герой перечисляет всё то, от чего хочет избавиться.

Второе предложение совпадает с последней строфой. Это моление о благодати.

Стихотворение по смыслу распадается на две примерно одинаковые части (9 и 7 строчек). Первая строфа о том, зачем отцы пустынники и непорочные жены слагали молитвы. Вторая выделяет среди всех божественных молитв покаянную. Третья и четвёртая строфа – это почти дословный поэтический перепев молитвы. Начало молитвы – обращение к Владыке с просьбой удалить из грешной души злые помыслы, а конец – просьба о дарах Божьих для души.

Стихотворение начинается и заканчивается мотивом открывшегося зрения. Лирический герой говорит, что цель молитвы – возлетать сердцем «в области заочны», то есть невидимые, нематериальные. А когда сам обращается с молитвой к Всевышнему, то просит зреть (увидеть) свои прегрешенья. Так мотив открывшегося благодаря молитве зрения, позволяющего увидеть невидимое, становится основной мыслью стихотворения.

Тема стихотворения – сила искренней покаянной молитвы.

Основная мысль: через страдания и покаяние человек обретает благодать и как будто прозревает, начинает отличать добро и зло. Эта мысль созвучна написанному на 10 лет раньше «Пророку»: «И виждь, и внемли».

Стихотворение написано шестистопным ямбом. Он более напевный, чем традиционный для Пушкина четырёхстопный, и лучше передаёт церковный речитатив. Женская и мужская рифмы чередуются. Рифмовка парная.

Наиболее важны для языка стихотворения церковнославянизмы и отдельные слова, относящиеся к православию: отцы пустынники, жены непорочны, возлетать, заочны, дольний, божественный, священник, Великий пост, уста, падший, Владыко, дух праздности унылой, сокрытый, зреть, прегрешенья, осужденье, смирение, терпение, целомудрие.

Лирический герой просит Бога оградить его от праздности (безделья), любоначалия (желания властвовать), празднословия (болтливости).

Героя умиляет покаянная молитва во время Великого поста. Умиляет – значит приводит к возвышенному и смиренному состоянию, вызывая слёзы, дарующие радость. Умиление – это Божий дар. Умиляться могут только те, кто понял, насколько милосерден Бог к человеческому несовершенству.

Жены непорочны и праздность унылая – устоявшиеся церковные сочетания. Собственно эпитетов три: дни печальные (поста), неведомая сила (молитвы), дольные бури и битвы. Есть сравнения и метафоры: любоначалие называется сокрытой змеёй, благодаря молитве человек взлетает сердцем в «области заочны», молитва укрепляет его «средь дольных бурь и битв». Пушкин обходится минимумом тропов. Сила стихотворения – в воссоздании покаянного духа.

источник

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Лето 1836 года стало последним в жизни Александра Пушкина. Он провел его на даче на Каменном острове под Петербургом. Именно здесь он создал свой последний лирический цикл — «каменноостровский». Поэт не успел опубликовать свои новые стихотворения: они вышли посмертно.

Незадолго до этого, весной, после продолжительной болезни, скончалась мать поэта. Ее последние дни пришлись на заключительную неделю Великого поста, а умерла Надежда Осиповна в день Христова Воскресения, 29 марта. Во время болезни матери поэт сблизился с ней и очень тяжело переживал ее кончину. Пушкин сопровождал ее гроб в родовое имение Пушкиных — Михайловское. Это было последнее посещение поэтом знакового для его творческой биографии места.

В это же время не слишком удачно складывается судьба журнала «Современник», основанного Пушкиным.

На этом фоне Пушкин пишет несколько стихотворений. Три из шести произведений «каменноостровского цикла» написаны на евангельские события. Один из текстов сам поэт назвал «молитвой». Это стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…».

Русский мыслитель Семен Франк отмечал, что к своей поэтической деятельности Пушкин (1799–1837) относился с подлинно религиозным чувством. В его стихах явственно проступает «религиозное восприятие самой поэзии и сущности поэтического вдохновения».

Г. Гиппиус. “Портрет Пушкина”. 1828 г. Литография

Пушкин хорошо знал Священное Писание. Несмотря на то, что в его время еще не существовало полного перевода Библии на русский язык, поэт читал ее на французском языке и использовал библейские сюжеты, мотивы и цитаты как в своем творчестве, так и в личной переписке. С самого детства писатель был знаком с православными традициями, посещал церковные службы, а также был внимательным читателем православной богословской литературы.

Несмотря на то, что поэт называл христианство «величайшим духовным переворотом нашей планеты», он пережил кризис и поиски веры. Но после ранения, полученного на дуэли, он исповедался и причастился. «Хочу умереть христианином…» — сказал Пушкин перед смертью, запретив друзьям мстить за себя.

Потрясенный открывшейся ему картиной Божьего Промысла, Ефрем тут же рассказал остальным заключенным про свой сон и забытую вину. Рассказ произвел на них сильное впечатление, и они тоже начали вспоминать.

Стихотворение было опубликовано в первом томе журнала «Современник» за 1837 год уже после смерти Пушкина. Сам поэт в черновике 1836 года дал этому стихотворению заголовок «Молитва». Публикацию сопровозждало факсимиле рукописного текста и прилагаемого к нему рисунка самого поэта, изображающего старца в келье. Журнал готовили к печати друзья Пушкина, которые учли при публикации пожелание императора Николая I: «Государь желает, чтобы эта молитва была там факсимилирована как есть и с рисунком. Это хорошо будет в 1-й книге «Современника».

Обложка журнала “Современник”

«Отцы пустынники и жены непорочны…» — одно из стихотворений «каменноостровского цикла» Пушкина, которое сам поэт пометил римской цифрой II. Остальные стихотворения этого цикла: «Подражание италиянскому» (III), «Мирская власть» (IV) и «Из Пиндемонти» (VI) (Стихотворения I и V неизвестны). Сюжеты стихотворений основаны на заключительных главах Евангелий, повествующих о предательстве Иуды Искариота, жертвенной смерти Христа и Его крестных муках. Известный литературовед Вадим Старк высказывает версию о том, что стихотворения цикла написаны «в соответствии с последовательностью событий Страстной недели и их ежегодного поминовения: среда — молитва Ефрема Сирина (в этот день она читается последний раз за Великий пост – ред.) , четверг — возмездие Иуде за предательство, свершенное в ночь со среды на четверг, пятница — день смерти Христа, когда в церкви установленный накануне крест сменяет плащаница».

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…» делится на две части. Само переложение молитвы составляет вторую часть. Первая — это своеобразное — вступление, в котором автор выражает свое отношение к молитвенному тексту и одновременно подготавливает своего читателя к восприятию молитвенного стиха.

В первой части автор рассуждает не только о той молитве, которую считает исключительной, но и о достоинствах других молитв. По словам князя Петра Вяземского, Пушкин «в последние годы жизни своей был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их».

Здесь же объясняется причина обращения к тексту конкретной молитвы, которая «умиляет» и «падшего крепит неведомою силой».

Вторая часть стихотворения — это поэтическое переложение конкретной молитвы. Герой стихотворения просит оградить его душу от праздности, любоначалия и празднословия. Пушкин пересказывает молитвенные строки в соответствии со своими переживаниями, практически не отступая от канонического текста Ефрема Сирина.

Ефрем Сирин и отцы-пустынники

Стихотворение Александра Пушкина построено на великопостной покаянной молитве преподобного Ефрема Сирина (306—373), христианского богослова и поэта IV века, толкователя Священного Писания, знаменитого учитель покаяния. Приведем целиком текст этой молитвы:

Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми,
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.

Эта молитва читается во все дни Великого поста, начиная с подготовительной недели Масленицы и до среды Страстной недели (за исключением субботы и воскресенья).

Так как речь идет о молитве преподобного Ефрема, справедливо будет заключить, что «отцами пустынниками» поэт именует отшельников, живших в эпоху расцвета монашества (IV-VI вв.), которые были современниками знаменитого сирийского монаха.

Интересно, что первоначально в тексте Пушкина вместо слов «отцы пустынники» стояло сочетание «святые мудрецы». Так поэт конкретизировал свой выбор: из многих «мудрецов» он останавливает внимание на пустынниках, отшельниках, к числу которых принадлежал и преподобный Ефрем. Все комментаторы пушкинского стихотворения утверждают, что подобное исправление и вся работа над первой частью стихотворения одновременно свидетельствуют о стремлении Пушкина выразить особенное отношение к молитве Ефрема Сирина и о желании передать свое душевное состояние готовности к покаянию.

Черновик стихотворения и рисунок Пушкина

Сохранился пушкинский рисунок к своему стихотворению, где монах-отшельник изображен за зарешеченным окном. По мнению исследователей, композиция рисунка отсылает к биографии самого Ефрема Сирина — создателя молитвы. Однажды его обвинили в краже и посадили в темницу. Здесь он услышал голос, который призывал его к покаянию и исправлению своих жизненных ошибок. Когда Ефрема оправдали и освободили, он удалился в пустыню, где вел подвижническую жизнь.

Кто такие «жены непорочны» в стихотворении Пушкина?

С этим образом чистоты духа тесно связана дата написания стихотворения (22 июля). Это день ежегодной памяти жены-мироносицы Марии Магдалины. С этим христианским праздником вполне могло быть связано употребление в поэтическом тексте «жен непорочных». Также 22 июля в доме Пушкиных было домашним праздником: это были именины Марии Алексеевны Ганнибал — покойной бабушки писателя, а с 1832 года стали отмечать именины старшей дочери поэта — Марии.

Читайте также:  Анализ на сифилис у детей

Что такое «области заочны» и как туда попасть?

Во второй строке стихотворения («Чтоб сердцем возлетать во области заочны» ) автор акцентирует внимание на роли сердца в молитвенной жизни. Именно оно, непорочное и чистое, может «возлетать» к Господу в «области заочны» — невидимые для простого взора. В заповедях блаженства сказано, что только чистые сердцем Бога узрят (Мф 5 :8). Чистая, сердечная молитва — это вершина духовной жизни. Комментируя текст Пушкина, литературовед Валерий Лепахин отмечал: «Первая цель молитвы — укреплять сердце в борьбе против «дольних», то есть земных, искушений («Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв »)».

Как выглядит «змея любоначалия»

В строках стихотворения Пушкина возникает образ «любоначалия, змеи сокрытой сей », который отсутствует в оригинальной молитве. Грех любоначалия — это желание властвовать над людьми. Стремление к людей к власти Пушкин всегда считал пагубным: «Чины сделались страстию русского народа», — писал поэт,.

В заключительных строках поэт говорит о добродетелях — духе смирения, терпения, любви и целомудрия, которые просит Господа оживить в его сердце. Именно эти добродетели молящиеся просят даровать им, читая молитву Ефрема Сирина во время Великого поста.

Непорочный — 1) девственный; 2) нравственно чистый, безгрешный

Возлетать (устар.) = взлетать

Заочный — незримый, невидимый

Любоначалие (устар.) — любовь к власти, стремление к ней; властолюбие

Празднословие (книжн.) — пустые, праздные слова, разговоры

Прегрешение (устар.) — проступок, грех

источник

Произведение «Отцы пустынники и жены непорочны…» написано 22 июля 1836 года, в период творческой зрелости поэта, когда до его трагиче-ской гибели фактически осталось полгода. При жизни Пушкина стихотворе-ние не было напечатано. Оно входит в цикл, дошедший до нас не полностью, и обозначено под номером II. Произведение перелагает великопостную молитву Ефрема Сирина, святого, прошедшего тернистый путь познания бога.

Случайно ли то, что именно незадолго до смерти Пушкин обратился к библейским молитвам, создав стихотворение «Отцы пустынники…»? Предчувствовал ли он смерть, или это было просто желание зрелого поэта еще раз обратиться к богу. Пушкина из всех молитв «умиляет» одна. И ею стала молитва, которую читают «Во дни печальные Великого поста». Пост требует от человека смирения, послушания, отказа от многих благ жизни, милосердия и сострадания к ближнему. Это своего рода очищение перед всевидящим господним оком.

Разговор человека с богом – святое таинство, подобно тайне любви, рождения и смерти, и Пушкин произносит свое откровение-молитву искренне, с большим чувством. О чем просит бога поэт? Не благ, не злата и серебра. Он беспокоится о своей душе, о том, чтоб в ней не было «духа праздности», «любоначалия», «празднословия».

И даже Пушкин произносит слово: «Дай!». Потом проникновенно, с волнением взывает ко всевышнему:

Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья

Да, рассмотреть и признать свои грехи дано не каждому. Чаще человек склонен видеть грехи других.

Заключительные строки стихотворения можно поставить лейтмотивом всего творчества А.С. Пушкина:

И дух смирения, терпения, любви И целомудрие мне в сердце оживи.

За этими словами – целый мир, такие емкие понятия раскрываются перед читателем из мира поэзии Пушкина. Что такое, к примеру, смирение? В словаре С.И. Ожегова есть толкование этого слова. Мы читаем: «отсутствие гордости, готовность подчиниться чужой воле». Но я сомневаюсь, что именно о таком смирении пишет поэт. Здесь речь идет о смирении только перед богом.

А слову «терпение» дано четыре толкования, из которых, по моему мнению, подходит только одно. Это – переносить страдание, боль. От себя хочу добавить – ради высокой, благородной цели.

Почему слово «целомудрие» Пушкин оставляет в самой последней строке? Да потому, что оно стоит многих других. Понятие «строгая нравственная чистота» заключает все то, о чем поэт пишет ранее.

Тон повествования стихотворения размеренный, молитвенный. Размеренность повествования достигается за счет стихотворного размера и четко организованной рифмы. Пушкин прибегает к любимому своему строению стиха, пишет ямбом, располагая рифму в смежном порядке. Произведение обладает целым рядом художественных особенностей.

К примеру, лексика весьма своеобразна. Мы увидим обилие старославянизмов: «взлетать, дальних, уста, владыко, сокрыто». Эти слова усиливают торжественность общего фона. Читая стихотворение «Отцы пустынники…», делаешь для себя маленькие «открытия». Вот, к примеру, сравним два слова: «любоначалие» и «любовь». Они однокоренные, а значит, являются близкими по значению. Но при глубоком анализе их, найдя исторические истоки, убеждаешься, насколько разные эти слова. «Любоначалие» несет отрицательный смысл, а «любовь» — положительный. Да, русский язык поистине достоин удивления, как достойно удивления умение Пушкина так виртуозно владеть им.

Стихотворение можно разделить на две смысловые части. Первая – рассуждение поэта о том, что есть много молитв, с которыми люди обращаются к богу.

Вторая часть – молитва, избранная поэтом. Но и в ней можно выделить два начала. Поэт взывает к богу с просьбой избавить его душу от «грехов», а затем умоляет о «благодати» для своего сердца.

Что касается синтаксической стороны произведения, то нужно отметить одну особенность. Мы увидим всего два предложения в составе стиха. Если заглянуть в любую молитву «Молитвослова», можно отметить, что они составлены в основном из сложных предложений. И в этом автор сохраняет древнюю традицию, о творчестве А.С. Пушкина сказано очень много громких фраз и высоких слов. Но я считаю, что ценность стихов великого поэта в том, что для каждого человека они остаются постоянным спутником жизни. К творчеству Пушкина никогда не поздно обратиться, чтоб найти мудрый и добрый совет друга, поучиться «смирению, терпению, любви…»

Стихотворение «Отцы‑пустынники и жены непорочны …» написано Пушкиным в 1836 г. Лирика предпоследнего года жизни поэта представляет собой немалый интерес для осознания всего творческого пути русского гения. В стихах 1836 г. часто звучит мотив смерти, словно предчувствие неизбежной трагедии. Строки: «О нет, мне жизнь не надоела. Я жить люблю, я жить хочу …» – также приводят к мысли о том, что роковой 1837 г. не был для Пушкина случайностью. Многие стихи этого времени незакончены: оборваны фразы, словно предательский выстрел Дантеса. Необычно и ритмическое построение стихов: четырехстопный ямб, характерный для Пушкина, заменяется шестистопным, что делает строку более длинной и напевной.

Одним из ярких поэтических творений 1836 г. можно назвать стихотворение «Отцы‑пустынники и жены непорочны …», представляющее собой обращение лирического героя к Всевышнему. Чего же просит он в Божественной молитве у «владыки дней»? «Смирения, терпения, любви», «целомудрия» и уберечь свою душу от «празднословия». Становится очевидной взаимосвязь со стихотворением 1826 г. «Пророк». Общение с Богом и его посланниками (будь то шестикрылый Серафим или простой священник) налицо и в том и в другом произведении. Существенное различие заключается лишь в том, что в «Пророке» «глас бога» взывает к лирическому герою, а не наоборот. «Зреть» свои прегрешенья, а не «жечь глаголом сердца людей» – вот основная мысль стихотворения «Отцы‑пустынники и жены непорочны …» Подобное сравнение раскрывает эволюцию внутреннего мира самого поэта: за 10 лет меняется не только лирический герой, но и сам Пушкин. Заметно это и в построении стихотворения, состоящего всего из двух предложений. Основная мысль поэта развивается на протяжении 12 строк, а затем следует четверостишие‑концовка. Одноплановость стихотворения воссоздает неторопливость и сосредоточенность молитвенного состояния. Смысловое же деление происходит на десятой строке, когда излагается непосредственно сама молитва.

Минорное настроение достигается благодаря употреблению таких развернутых словосочетаний, как «дольных бурь и битв», «дни печальные великого поста», «дух праздности унылой». Но минорное не означает тоскливое и мрачное. Есть в произведении особый свет, точно неземная благодать скрыта в поэтических сроках. Стихотворение‑молитва, стихотворение – воззвание к Богу не могло обойтись и без специальной лексики. Устаревшие формы глаголов – «возлетать» и «зреть» – введены Пушкиным неслучайно: они привносят колорит церковно‑славянской письменности.

Нельзя сказать, что Александр Сергеевич был глубоко верующим человеком, но в поэзии ему было подвластно все: и любовное признание, и гражданский призыв, и Божественная молитва. Таким образом, стихотворение «Отцы‑пустынники и жены непорочны …» являет собой достойный пример духовной лирики Пушкина.

Стихотворение «Отцы‑пустынники и жены непорочны …» написано Пушкиным в 1836 г. Лирика предпоследнего года жизни поэта представляет собой немалый интерес для осознания всего творческого пути русского гения. В стихах 1836 г. часто звучит мотив смерти, словно предчувствие неизбежной трагедии. Строки: «О нет, мне жизнь не надоела. Я жить люблю, я жить хочу …» – также приводят к мысли о том, что роковой 1837 г. не был для Пушкина случайностью. Многие стихи этого времени незакончены: оборваны фразы, словно предательский выстрел Дантеса. Необычно и ритмическое построение стихов: четырехстопный ямб, характерный для Пушкина, заменяется шестистопным, что делает строку более длинной и напевной.

Одним из ярких поэтических творений 1836 г. можно назвать стихотворение «Отцы‑пустынники и жены непорочны …», представляющее собой обращение лирического героя к Всевышнему. Чего же просит он в Божественной молитве у «владыки дней»? «Смирения, терпения, любви», «целомудрия» и уберечь свою душу от «празднословия». Становится очевидной взаимосвязь со стихотворением 1826 г. «Пророк». Общение с Богом и его посланниками (будь то шестикрылый Серафим или простой священник) налицо и в том и в другом произведении. Существенное различие заключается лишь в том, что в «Пророке» «глас бога» взывает к лирическому герою, а не наоборот. «Зреть» свои прегрешенья, а не «жечь глаголом сердца людей» – вот основная мысль стихотворения «Отцы‑пустынники и жены непорочны …» Подобное сравнение раскрывает эволюцию внутреннего мира самого поэта: за 10 лет меняется не только лирический герой, но и сам Пушкин. Заметно это и в построении стихотворения, состоящего всего из двух предложений. Основная мысль поэта развивается на протяжении 12 строк, а затем следует четверостишие‑концовка. Одноплановость стихотворения воссоздает неторопливость и сосредоточенность молитвенного состояния. Смысловое же деление происходит на десятой строке, когда излагается непосредственно сама молитва.

Минорное настроение достигается благодаря употреблению таких развернутых словосочетаний, как «дольных бурь и битв», «дни печальные великого поста», «дух праздности унылой». Но минорное не означает тоскливое и мрачное. Есть в произведении особый свет, точно неземная благодать скрыта в поэтических сроках. Стихотворение‑молитва, стихотворение – воззвание к Богу не могло обойтись и без специальной лексики. Устаревшие формы глаголов – «возлетать» и «зреть» – введены Пушкиным неслучайно: они привносят колорит церковно‑славянской письменности.

Нельзя сказать, что Александр Сергеевич был глубоко верующим человеком, но в поэзии ему было подвластно все: и любовное признание, и гражданский призыв, и Божественная молитва. Таким образом, стихотворение «Отцы‑пустынники и жены непорочны …» являет собой достойный пример духовной лирики Пушкина.

Великое творение великого поэта. Как всякое действительно замечательное произведение, роман «Евгений Онегин» стал целым этапом в развитии русской лите…

«Энциклопедией русской жизни» назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. И это действительно так. В романе, как в энциклопедии, можно узнать все …

Как истинно народного поэта Александра Сергеевича Пушкина не могла не волновать история народных восстаний. Поэт изучал документы, относящиеся к истор…

«Отцы пустынники и жены непорочны…» Александр Пушкин

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…», созданное в конце июля 1836 года, относится к позднему творчеству Пушкина. Оно включено в «Каменноостровский цикл» под римской цифрой II. Из всех произведений, вошедших в эту серию, Александр Сергеевич пронумеровал только четыре. «Подражание италиянскому» (III) рассказывает о предательстве, совершенном Иудой. В «Мирской власти» (IV) речь идет о распятии Христа. В произведении «Из Пиндемонти» (VI) повествуется о надмирной свободе художника. В основу стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны…» положена молитва, автором которой считается Ефрем Сирин, христианский богослов и поэт, живший в четвертом столетии. Ключевая пропагандируемая им идея – идея покаяния. Молитва, которую использовал Пушкин, — покаянная. Христиане читают ее в дни Великого поста.

Есть интересное мнение, что Александр Сергеевич мог ассоциировать себя с Ефремом Сириным. В 1828 году Пушкин сочинил стихотворение «Воспоминание». В нем читатель видит если не покаяние лирического героя, то отражение нравственных мучений человека, угнетенного совершенными в прошлом грехами. Что объединяет великого русского поэта и христианского богослова четвертого века? Как минимум, бурная молодость. Ефрем Сирин признавался, что в юные годы был злоезычен, завистлив, спорил с соседями, жестоко поступал с друзьями и так далее. Раскаялся он после особенного вразумления Божия. Тем не менее, на протяжении долгого времени Ефрем Сирин оплакивал свои грехи, как и герой «Воспоминания».

Главная мысль, транслируемая через произведение «Отцы пустынники и жены непорочны…», — христианский стихотворец-пророк не стремится к власти над материальным миром. Он избегает так называемого греха любоначалия, подразумевающего желание повелевать. Молитва Ефрема Сирина призвана помочь лирическому герою стихотворения обрести духовную крепость и духовное зрение. Мотив зрячести для лирики Александра Сергеевича необыкновенно важен, хотя встречается он не так уж часто. В частности, тема эта использована в знаменитом «Пророке». В нем шестикрылый серафим легкими перстами коснулся глаз лирического героя, после чего произошло следующее:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

Скорей всего, символически прозрение означает отказ от грехов молодости, первый шаг на пути к свободе, какой ее понимает православное христианство. «Отцы пустынники и жены непорочны…» — гимн покаянию, которое несет за собой радость, духовное перерождение, позволяет по-другому взглянуть на прошлые ошибки.

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны» было написано летом 1836 года. Пушкин задумал его как второе в цикле из шести стихотворений, связанных с христианскими мотивами. Пушкин никогда не был религиозен, но в последние годы жизни много размышлял в стихах о вере и покаянии.

Ни одно из стихотворение из цикла не было опубликовано при жизни Пушкина.

Во второй части стихотворения Пушкин перепевает молитву Ефрема Сирина, пустынника четвёртого века, призывавшего к покаянию. Эта молитва издавна читается в дни Великого поста и называется покаянной.

Жанр «Отцов пустынников» — духовная лирика. Трудно отнести стихотворение к какому-либо литературному направлению. Зрелый Пушкин – реалист, но не всегда черты реализма проявляются в лирике, которая изображает внутренний мир героя, что характерно для романтизма. И всё-таки определённые черты реализма в стихотворении можно обнаружить. Во-первых, это точность в деталях. Молитва лирического героя почти дословно передаёт церковную молитву. Во-вторых, в стихотворении есть намёк на эволюцию лирического героя. Из всех слышанных молитв он избирает одну, повторяя её чаще других, а дальше осознаёт, что он «падший», кается в собственных грехах, соединяя слова своего сердца со словами живущего века назад пустынника в едином порыве.

Читайте также:  Анализ на сахар для детей натощак

Стихотворение состоит из четырёх строф и всего из двух неравных по длине предложений, которые не соответствуют смысловому делению стихотворения на части. Первое предложение занимает три строфы. Оно доходит до середины покаянной молитвы, в первой части которой лирический герой перечисляет всё то, от чего хочет избавиться.

Второе предложение совпадает с последней строфой. Это моление о благодати.

Стихотворение по смыслу распадается на две примерно одинаковые части (9 и 7 строчек). Первая строфа о том, зачем отцы пустынники и непорочные жены слагали молитвы. Вторая выделяет среди всех божественных молитв покаянную. Третья и четвёртая строфа – это почти дословный поэтический перепев молитвы. Начало молитвы – обращение к Владыке с просьбой удалить из грешной души злые помыслы, а конец – просьба о дарах Божьих для души.

Стихотворение начинается и заканчивается мотивом открывшегося зрения. Лирический герой говорит, что цель молитвы – возлетать сердцем «в области заочны», то есть невидимые, нематериальные. А когда сам обращается с молитвой к Всевышнему, то просит зреть (увидеть) свои прегрешенья. Так мотив открывшегося благодаря молитве зрения, позволяющего увидеть невидимое, становится основной мыслью стихотворения.

Тема стихотворения – сила искренней покаянной молитвы.

Основная мысль: через страдания и покаяние человек обретает благодать и как будто прозревает, начинает отличать добро и зло. Эта мысль созвучна написанному на 10 лет раньше «Пророку». «И виждь, и внемли».

Стихотворение написано шестистопным ямбом. Он более напевный, чем традиционный для Пушкина четырёхстопный, и лучше передаёт церковный речитатив. Женская и мужская рифмы чередуются. Рифмовка парная.

Наиболее важны для языка стихотворения церковнославянизмы и отдельные слова, относящиеся к православию: отцы пустынники, жены непорочны, возлетать, заочны, дольний, божественный, священник, Великий пост, уста, падший, Владыко, дух праздности унылой, сокрытый, зреть, прегрешенья, осужденье, смирение, терпение, целомудрие.

Лирический герой просит Бога оградить его от праздности (безделья), любоначалия (желания властвовать), празднословия (болтливости).

Героя умиляет покаянная молитва во время Великого поста. Умиляет – значит приводит к возвышенному и смиренному состоянию, вызывая слёзы, дарующие радость. Умиление – это Божий дар. Умиляться могут только те, кто понял, насколько милосерден Бог к человеческому несовершенству.

Жены непорочны и праздность унылая – устоявшиеся церковные сочетания. Собственно эпитетов три: дни печальные (поста), неведомая сила (молитвы), дольные бури и битвы. Есть сравнения и метафоры: любоначалие называется сокрытой змеёй. благодаря молитве человек взлетает сердцем в «области заочны», молитва укрепляет его «средь дольных бурь и битв». Пушкин обходится минимумом тропов. Сила стихотворения – в воссоздании покаянного духа.

источник

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Стихотворение это Пушкин написал 22 июля 1836 года, находясь в Петербурге на Каменном острове. В черновиках это стихотворение, опубликованное лишь после смерти поэта, называлось «молитва» и входило в незаконченный цикл из семи стихов.
Отношения с религией у Пушкина складывались непросто.

Для поэта были характерны сильные колебания, от атеизма до проникновения в суть Евангелия, от сатиры на церковь до соблюдения православных обрядов.
Письмо Пушкина, где он говорил, что «берет уроки чистого атеизма у одного англичанина», было написано в Одессе в 1824 году. Оно попало в цензуру и стало одной из причин ссылки в Михайловское.
Православие было в ту эпоху государственной религией, а Пушкин состоял на государственной службе. И частный конфликт Пушкина с генерал-губернатором Воронцовым, в подчинении которого он служил, получил развитие. Письмо стало поводом избавиться от неудобного поэта.
Однако нужно иметь в виду, что это частное послание, обращенное к другу, написанное с иронией и в довольно молодом возрасте. Поэтому сложно судить, был ли Пушкин атеистом на самом деле, относился ли к этому всерьез. Правильнее говорить не об атеизме, а о свободолюбии, о религиозных поисках.
Что можно точно сказать, личная вера Пушкина оставалась неформальной, далекой от обрядов и традиций. Как вспоминали его друзья, в письмах и дневниках поэта встречались заметки

…о том, как он заказывал в Святогорском монастыре заупокойную литию по Байрону, «панихиду по Петре Великом», молился о повешенных декабристах, а в южной ссылке звал товарищей на пасхальную службу послушать голос русского народа в ответе на «Христос Воскресе!».

Он с симпатией говорил о католиках и протестантах, сожалел о церковных расколах. Было в его вере много стихийной природности – того, что зачастую относят к язычеству.
И все же христианство занимало если не главное, то очень важное место в его системе ценностей.

«…Книга сия называется Евангелием, и таковая ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие».

— напишет Пушкин, и вряд ли можно усомниться в искренности этих слов.
Критика церкви, сомнения Пушкина относились не к сути христианства, а к проявлениям нетерпимости православия, к образу жизни священнослужителей и той системе, когда государство принуждало к вере.

Отцы пустынники и жены непорочны,

Традиция уходить в пустыню зародилась в раннем христианстве. Ее основателем часто считают Антония Великого, который жил в 3 веке в Египте и подвизался на Синайском полуострове.
Впоследствии у него появились ученики, и в 318 году Пахомий Великий основал на Синае первый христианский монастырь. Поэтому словосочетание «отцы-пустынники» применяется чаще всего к монахам и отшельникам 4-5 века.
Если же брать это слово в широком смысле, «пустынником» можно назвать любого монаха, удалившегося на природу в уединение, отшельника. Слово «пустыня» широко применялось в дореволюционной России в этом смысле, например «Оптина пустынь». Никакой пустыни, разумеется, в Калужской области не было.

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Области заочны – незримые миры. «Заочные», то есть находящиеся за очами, недоступные взгляду.

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв

«Дольний» – принадлежащий этому, земному миру. В христианстве, в богословии часто встречается противопоставление «горний – дольний», при этом «горний» обычно означает незримый, небесный, а «дольний» – материальный, земной.

Сложили множество божественных молитв;

По словам князя Петра Вяземского, Пушкин «в последние годы жизни своей был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их».

Но ни одна из них меня не умиляет,

Эта строка звучит на резком контрасте с предыдущей. И тут проявляется характер поэта.
Для него была очень важна поэзия в религии и религия в поэзии. Пушкин, хорошо чувствующий слово, вероятно, не был удовлетворен многословием, немузыкальностью, а подчас и недостаточной искренностью многих молитв.
И в этом смысле особо выделил одну молитву, в которой услышал что-то созвучное и близкое.

Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста

Речь идет о великопостной молитве Ефрема Сирина:

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь»

Не потому ли Пушкин выбрал ее, что в ее краткости и даже какой-то незатейливости отражено то главное, что содержит христианство?
Святой Ефрем Сирин может считаться отцом-пустынником. Этот христианский проповедник и богослов родился в 306 году в Низибии, на земле нынешнего Ирака. Он жил, как это следует из прозвища, на территории Сирии. Путешествовал он и в Египет, где монашеское движение уже достигло расцвета. Ефрем Сирин написал множество толкований на Ветхий и Новый Завет и немало красивых религиозных гимнов. Святого Ефрема часто называют поэтом, и действительно язык его весьма богат, образен и поэтичен.

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

В молитве дословно – Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

В христианстве праздность и уныние – понятия существенно разные. Но они превращаются в «унылую праздность» в стихах поэта.
Сделано ли это ради музыкальности стиха или тут слышится усталость от светских развлечений, желание переосмыслить что-то в своей жизни?

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

Грех любоначалия поэт выделяет особенно, сравнивая любовь к власти со змеей. Он считал эту страсть, таящуюся во многих людях, особенно опасной.
В то же время слышится в этой фразе и ирония.

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,

— почти дословное переложение слов молитвы.

И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи

Стихотворение заканчивается на слове «оживи!», на радостной, светлой ноте. Таков Пушкин. Он переставляет среднюю часть молитвы в конец, усиливая ее словом «оживи».
Благодаря этому и вся молитва начинает звучать радостно.

Пушкин оставался оптимистом, несмотря на то, что последний год его жизни выдался трудным. Весной ушла из жизни его мама, Надежда Осиповна Пушкина. Они долгое время не ладили, но в последние месяцы сблизились.
Отношения Пушкина с придворным обществом оставались напряженными. На горизонте уже появился Дантес, и оставалось всего полгода до злополучной дуэли.
Но Пушкин был полон творческих планов и старался легче смотреть на вещи. А религия помогала ему находить опору, вопреки жизненным трудностям.

источник

Анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны» было написано летом 1836 года. Пушкин задумал его как второе в цикле из шести стихотворений, связанных с христианскими мотивами. Пушкин никогда не был религиозен, но в последние годы жизни много размышлял в стихах о вере и покаянии.

Ни одно из стихотворение из цикла не было опубликовано при жизни Пушкина.

Во второй части стихотворения Пушкин перепевает молитву Ефрема Сирина, пустынника четвёртого века, призывавшего к покаянию. Эта молитва издавна читается в дни Великого поста и называется покаянной.

Литературное направление, жанр

Жанр «Отцов пустынников» — духовная лирика. Трудно отнести стихотворение к какому-либо литературному направлению. Зрелый Пушкин – реалист, но не всегда черты реализма проявляются в лирике, которая изображает внутренний мир героя, что характерно для романтизма. И всё-таки определённые черты реализма в стихотворении можно обнаружить. Во-первых, это точность в деталях. Молитва лирического героя почти дословно передаёт церковную молитву. Во-вторых, в стихотворении есть намёк на эволюцию лирического героя. Из всех слышанных молитв он избирает одну, повторяя её чаще других, а дальше осознаёт, что он «падший», кается в собственных грехах, соединяя слова своего сердца со словами живущего века назад пустынника в едином порыве.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из четырёх строф и всего из двух неравных по длине предложений, которые не соответствуют смысловому делению стихотворения на части. Первое предложение занимает три строфы. Оно доходит до середины покаянной молитвы, в первой части которой лирический герой перечисляет всё то, от чего хочет избавиться.

Второе предложение совпадает с последней строфой. Это моление о благодати.

Стихотворение по смыслу распадается на две примерно одинаковые части (9 и 7 строчек). Первая строфа о том, зачем отцы пустынники и непорочные жены слагали молитвы. Вторая выделяет среди всех божественных молитв покаянную. Третья и четвёртая строфа – это почти дословный поэтический перепев молитвы. Начало молитвы – обращение к Владыке с просьбой удалить из грешной души злые помыслы, а конец – просьба о дарах Божьих для души.

Стихотворение начинается и заканчивается мотивом открывшегося зрения. Лирический герой говорит, что цель молитвы – возлетать сердцем «в области заочны», то есть невидимые, нематериальные. А когда сам обращается с молитвой к Всевышнему, то просит зреть (увидеть) свои прегрешенья. Так мотив открывшегося благодаря молитве зрения, позволяющего увидеть невидимое, становится основной мыслью стихотворения.

Тема стихотворения – сила искренней покаянной молитвы.

Основная мысль: через страдания и покаяние человек обретает благодать и как будто прозревает, начинает отличать добро и зло. Эта мысль созвучна написанному на 10 лет раньше «Пророку»: «И виждь, и внемли».

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом. Он более напевный, чем традиционный для Пушкина четырёхстопный, и лучше передаёт церковный речитатив. Женская и мужская рифмы чередуются. Рифмовка парная.

Язык, тропы и образы

Наиболее важны для языка стихотворения церковнославянизмы и отдельные слова, относящиеся к православию: отцы пустынники, жены непорочны, возлетать, заочны, дольний, божественный, священник, Великий пост, уста, падший, Владыко, дух праздности унылой, сокрытый, зреть, прегрешенья, осужденье, смирение, терпение, целомудрие.

Лирический герой просит Бога оградить его от праздности (безделья), любоначалия (желания властвовать), празднословия (болтливости).

Героя умиляет покаянная молитва во время Великого поста. Умиляет – значит приводит к возвышенному и смиренному состоянию, вызывая слёзы, дарующие радость. Умиление – это Божий дар. Умиляться могут только те, кто понял, насколько милосерден Бог к человеческому несовершенству.

Жены непорочны и праздность унылая – устоявшиеся церковные сочетания. Собственно эпитетов три: дни печальные (поста), неведомая сила (молитвы), дольные бури и битвы. Есть сравнения и метафоры: любоначалие называется сокрытой змеёй, благодаря молитве человек взлетает сердцем в «области заочны», молитва укрепляет его «средь дольных бурь и битв». Пушкин обходится минимумом тропов. Сила стихотворения – в воссоздании покаянного духа.

источник

Многим почитателям творчества великого поэта-соотечественника А.С. Пушкина знакомо это стихотворение. Оно известно со школьной скамьи, но немногие в курсе, о какой молитве рассказывает стих «Отцы пустынники и жены непорочны». Да и сами эти слова довольно непонятны и таинственны. Постараемся ответить на все вопросы.

Читайте также:  Анализ на скарлатину у детей

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Кто же не знает талантливейшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина?! Каждый хоть раз в жизни читал его произведения. На протяжении уже трех веков популярность этого Мастера слова не снижается. И неизвестно, появится ли на свет поэт или писатель такой силы таланта. Имя его известно по всему миру, и мы можем гордиться тем, что он — наш соотечественник.

Великий русский поэт появился на свет 6 июня (по новому стилю) 1799 г. в столице России. Ему посчастливилось родиться в древнем дворянском роду, который корнями своими уходит к африканскому генералу Ганибалу — воспитаннику Петра Великого. Своим поэтическим талантом Александр обязан отцу, который тоже сочинял стихи. Детство Саша провел у бабушки в с. Захарово, которая замечала у внука переменчивый характер и страсть к чтению книг.

Затем мальчик был отдан в лицей в Царском селе. Учился он плохо, часто пропускал занятия, но все рано заметили его необычайный талант. И на выпускном Пушкин прочел свой стих, после которого председатель восторженно воскликнул: «Снимите шляпы, господа, перед вами — гений!»

После окончания лицея Александр служил в Коллегии иностранных дел и посещал литературное общество «Зеленая лампа». Здесь он познакомился с представителями движения декабристов.

Вдохновившись идеей свободы, поэт написал много стихов на эту тему:

За вольнодумство поэт не раз был сослан — то в Кишинев, то в Михайловское. Наибольшее вдохновение Пушкин испытал в Болдино (имении отца).

Именно там он написал свои незабываемые шедевры:

  • «Повести Белкина»;
  • «Маленькие трагедии»;
  • «Евгений Онегин»;
  • «Домик в Коломне»;
  • «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
  • «История села Горюхина».

Известно пристрастие поэта к женскому полу, он пользовался успехом у дам. Множество стихов было посвящено красавицам, в т. ч. — известным в обществе (например, А. П. Керн). Но спутницу жизни он избрал одну — Н. Н. Гончарову, в которую влюбился с первого взгляда. Они обвенчались в 1831 г., за шесть лет совместной жизни супруга успела родить мужу четверых детей.

В 1837 г. стало известно, что некий кавалергард Дантес ухаживает за женой Пушкина, и что та кокетничает с ним. Была ли между ними греховная связь, неизвестно, но поэту пришлось вызвать соперника на дуэль. Они встретились на Черной речке 27 января, Пушкин получил смертельное ранение в живот. Истекая кровью, он был доставлен домой, где успел принять Таинства Исповеди и Причастия.

Тело великого поэта покоится в Святогорском монастыре под Псковом.

Пушкин является непревзойденной звездой русской литературы. Ему одинаково блестяще удавалась как поэзия, так и проза. Легкий, словно детский, слог в сочетании с богатейшим словарным запасом, мудростью и эрудицией, служили характеристикой творчества Пушкина. Причем его талант был оценен еще при его жизни, что редко бывает. Поэта не раз в печати называли «гением», даже когда он был жив.

В начале Александр подражал творчеству своих предшественников: Державину, Давыдову. Но потом у него сложился собственный, непревзойденный стиль. У Пушкина прекрасно получалось писать абсолютно на все темы, будь то: патриотизм, свобода, лирика, природа и т. д. Его стихи легко запоминаются, а проза настолько легко читается, что называется, «на едином дыхании».

Самыми популярными являются стихотворения Александра Сергеевича:

  • «Я помню чудное мгновенье. »;
  • «Признание» («Я вас люблю. »);
  • К Чаадаеву;
  • «Узник»;
  • «К морю»;
  • «Я вас любил. »;
  • «Осень»;
  • «Храни меня, мой талисман» и др.

Пушкин написал множество талантливых поэм.

Среди них наиболее известны:

  • «Евгений Онегин»;
  • «Цыгане»;
  • «Кавказский пленник»;
  • «Руслан и Людмила»;
  • «Полтава»;
  • «Медный всадник» и др.

Проза Пушкина не менее гениальна.

Самыми любимыми книгами у народа являются:

  • «Дубровский»;
  • «Капитанская дочка»;
  • «Повести Белкина»;
  • «Пиковая дама» и др.

Александр Сергеевич любил детей, им он посвятил значительную часть своего творчества.

Все мы с детства знакомы с его сказками:

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;
  • «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
  • «Сказка о золотом петушке».

Идеи для сказок подавала поэту его няня — Арина Родионовна. Именно из ее повествований черпал Пушкин русский фольклор, народный слог, загадочные и красочные сюжеты. Любимой няне он посвятил много стихов (например, «Подруга дней моих суровых. »).

Большинство произведений великого поэта находятся в школьной программе. Стихи его дети учат наизусть, легкие, гениальные строки сохраняются в памяти на всю жизнь. Поэт оставил потомкам огромное наследие, но многое он не успел закончить. Некоторые его произведения были выпущены после его смерти, многие остались незаконченными.

Пушкин осознавал, что поэтический дар был послан ему Свыше, и ценил это. Конечно, он не всегда был примерным христианином, но в зрелом возрасте все чаще задумывался о Боге, о вечной жизни.

Об этом свидетельствуют стихотворения Пушкина:

  • «В часы забав»;
  • «Пророк»;
  • «Отцы пустынники и жены непорочны»;
  • «Напрасно я бегу»;
  • «Странник» и др.

В стихотворении «Пророк» особенно раскрывается его мировоззрение, отношение к своему дару. Неверующий человек не смог бы написать такое произведение. Еще это говорит о том, что поэт в совершенстве знал Библию, ведь сюжет его взят из Книги пророка Иезекииля.

Будучи в зрелом возрасте, Пушкин писал, что раскаивается в своей прежней греховной жизни и рад был начать жить сначала, чтобы все исправить. Он вел переписку с митрополитом Филаретом Дроздовым, иногда в стихотворной форме. Известен стих Пушкина, адресованный митрополиту : « Дар напрасный, дар случайный», на который Владыка ответил также в стихотворной форме: «Не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана».

Этот ответ так поразил поэта, что он пересмотрел свое мировоззрение и в ответ написал стих «Стансы» («В часы забав»). Первоначальный вариант окончания его звучал так:

Но цензор заставил его изменить эти слова, и получился тот конец, что нам известен: «внемлет арфе Серафима».

На смертном одре священник совершал Таинства Исповеди и Святого Причащения над Пушкиным. После кончины его отпевали в Соборе, и митрополит назвал поэта «любимым чадом Божиим».

Этот стих с тех давних пор до сегодняшнего дня пользуется популярностью. Тема актуальна и в наши дни, она продолжает трогать сердца.

Из текста этого произведения можно догадаться, что речь идет о молитве преподобного Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего». Ее читает священник с амвона в период Великого поста. Народ вместе со священнослужителями в это время кладут три земных поклона (после каждого предложения-прошения).

«Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.»

Ефрем Сирин жил в четвертом веке нашей эры в Месопотамии, которая принадлежала тогда к Римской империи. Он родился в семье благочестивых христиан. Известен как учитель Церкви и богослов. Ефрем Сирин оставил потомкам восемь томов своих трудов, которые состоят из проповедей, поучений, а также церковных стихов и гимнов. Был известен аскетическим образом жизни и духовными подвигами.

Известен случай из жизни святого, когда он был невинно заключен в темницу. Там находились еще несколько невиновных человек. Ефрем увидел видение, в котором к нему пришел незнакомец и напомнил ему о проступке, за который он не был наказан. Проснувшись, святой выяснил, что у всех заключенных были нехорошие поступки, за которые они избежали наказания. Таким образом свершилась справедливость. Вскоре их выпустили, а Ефрем отправился в пустыню, где совершал аскетические подвиги.

Ему предлагали неоднократно стать епископом, но он по смирению отказывался. Известен также случай, когда святого оклеветали в плотском грехе. Он не стал оправдываться, и по послушанию стал кормить мальчика, которого считали его сыном. Но однажды, взяв ребенка, которого по ложным слухам родила от него некая женщина, он вынес его на амвон и потребовал назвать имя настоящего отца. Младенец трижды выкрикнул имя другого человека и затем умер.

Ефрем Сирин причислен к лику святых, почитается в православной и католической Церквах.

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны» написано автором летом 1836 г., за полгода до его смерти. В то время поэт немало думал о цели жизни, смерти, загробной участи. Это нашло отражение в творчестве последних лет. Пушкин хотел создать цикл стихов на духовную тему. Он успел написать шесть произведений, среди которых был и стих «Отцы пустынники». В черновике он имеет название «Молитва».

Назывался цикл «Каменноостровский», потому что Пушкин создал его, живя на острове Каменном, что под Питером. Данный стих расположен в цикле под номером II.

Из всех вошедших в цикл стихов пронумерованы только четыре:

  • «Подражание италиянскому» (III) — о предательстве Иуды;
  • «Мирская власть» (IV) — о распятии;
  • «Из Пиндемонти» (VI) — об истинной свободе творческого человека.

Поэт любил бывать на Богослужениях в последние годы жизни. Скорее всего, к этому его подтолкнула смерть горячо любимой матушки. Возможно, он предчувствовал собственную близкую кончину.

Особенно Пушкину нравились великопостные службы. Строгость и красота молитв на Преждеосвященной запала ему в душу. И он решил переложить одну из самых основных молитв поста в стихотворную форму.

Ни одно стихотворение из этого духовного цикла не было опубликовано при жизни поэта. Впервые данный стих появился в печати в журнале «Современник» (который издавал сам поэт) в 1837 г. после смерти Пушкина. Вместе с ним был напечатан рисунок руки поэта, на котором изображен старец-схимник в темнице. Говорят, что прообразом его был святой Ефрем Сирин, невинно находившийся в заключении. Сам Государь Николай Первый пожелал, чтобы в первом выпуске этого журнала был напечатан именно этот стих Пушкина.

Произведение сразу было высоко оценено. Последующая публикация состоялась в посмертном томе сочинений поэта.

Данное стихотворение имеет глубокий христианский смысл. Как и молитва, оно содержит все необходимые прошения для пользы души.

Главная мысль этого произведения — покаяние, исправление жизни и через это — приближение к Богу. Есть мнения, что Пушкин отождествлял себя с Ефремом Сириным, который в юности имел грех празднословия, но после раскаялся в нем. Поэт также просит Бога избавить его от этого греха в стихотворении. Оно перекликается с другим произведением его — «Пророк».

Так же, как и в том стихотворении, Пушкин делает акцент на том, что слово должно служить человеку во спасение, а не во грех. Именно дар слова дан поэту для пользы других людей: «Глаголом жги сердца людей». Кроме того, автор просит Бога избавить его от праздности (пустого времяпровождения), любоначалия (стремления к власти), осуждения других людей. И так же, как и в молитве, испрашивается у Бога дар смирения, терпения, любви, целомудрия.

Стих содержит личное отношение поэта к главной молитве поста. Он признается, что никакая другая молитва его не вдохновляет так, как эта. На самом деле, даже святые замечали, что именно молитва св. Ефрема Сирина содержит все необходимые прошения для души человека, хотящего спастись. Она, несмотря на свою краткость, наполнена глубоким содержанием. Несомненно, она написана по наитию Святого Духа.

Поскольку этот стих написан по мотивам православной молитвы, многим людям, далеким от Церкви, будут непонятны некоторые слова и выражения. Например, что такое «отцы пустынники». Имеются ввиду монахи-отшельники, молящиеся в одиночестве за весь мир. «Жены непорочны» — скорее всего, имеются ввиду святые преподобные монахини.

«Непорочны» — свободные от греха, порока. «Области заочны» — недоступные для земного взгляда Обители Небесные. Именно туда и желают попасть верующие, с этой целью каются, читают молитвы. «Дольние бури» — земные искушения. «Падшего» — грешного, унылого. «Зреть» — видеть.

Стих делится на две части, первая — это вступление к переложению молитвы, отношение автора к ней. По сведениям современников, Пушкин в последние годы жизни знал много молитв наизусть и часто их читал. Поэтому у него был выбор, но дороже всех поэту оказалось именно это молитвенное воздыхание.

Автор говорит, что существует множество молитв, созданных святыми людьми по нашествию Святого Духа. Однако именно данная молитва умиляет его, укрепляет дух, оживляет унывающего. Поэт объясняет, что это за молитва, она читается в дни Великого поста священником.

Во второй части идет описание (стихотворное переложение) самой молитвы. Автор делает акцент на грехе любоначалия, потому что он много раз говорил, что власть действует на многих людей губительно. Он называет это стремление властвовать «змеей сокрытой».

Далее поэт описывает третье прошение молитвы, ставя его перед вторым: дай мне увидеть свои грехи и не осуждать ближнего. И затем следует описание второго прошения: автор вместе со святым просит у Бога терпения, смирения, целомудрия и любви.

Данное произведение относится к жанру духовной лирики. Поздние сочинения Пушкина написаны в литературном направлении — реализм, этот стих тоже можно отнести к данному направлению. Потому что в нем прослеживается точность автора к деталям и развитие духовного состояния главного героя. Он видит свои согрешения и кается в них, стремится к исправлению.

Размер стиха — шестистопный ямб. В отличие от привычного для Пушкина четырехстопного, он более напевный, лучше передает чувства героя. Присутствует парная рифмовка.

Целью произведения является изображение покаянного настроения героя, для этого автор использует минимальное количество тропов. Он применяет церковно-славянские выражения для создания особой старинной, строгой атмосферы (« отцы пустынники и жены непорочны», «возлетать во области заочны», «дольних бурь» и т. д.). Эти словосочетания не употребляются в обыденной жизни, являются непонятными, загадочными, возвышенными.

Имеются выразительные эпитеты:

  • дни печальные (поста);
  • неведомая сила;
  • праздность унылая.

Есть в этом стихотворении сравнения и метафоры — любоначалие автор называет «сокрытой змеей».

Это произведение поражает своей глубиной, силой духа, красотой слога, еще раз доказывая высоту таланта поэта.

Из этого ролика можно узнать, как звучит произведение Пушкина из уст Народного артиста России Я. Смоленского.

источник